Что такое двусторонние иконы?
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Согласитесь, не часто случается видеть в храме оборотную сторону иконы. Образы, стоящие в иконостасе, вдоль стен или у столпов, а также лежащие на аналое в центре храма, развернуты к молящимся лицевой стороной с изображением святого или праздника. Обратная сторона икон остается невидимой. В большинстве случаев тому есть простое объяснение. На обороте находятся специальные приспособления — шпонки, они служат для укрепления иконной доски. Тыльная сторона небольших икон может быть тоже закрыта тканью, так называемой «рубашкой». Ее можно видеть на старых иконах.
Между тем в православной иконописной традиции существуют и двусторонние образы, то есть несущие святые лики на обеих сторонах иконной доски. Такие иконы совсем не редкость! Наверное, самый известный и почитаемый в Русской Церкви двусторонний образ — это византийская икона XII века «Богоматерь Владимирская». Главное изображение — Богородица с младенцем Христом. В XV веке на обороте написали символический образ «Этимасия» — престол, уготованный Господу, с лежащими на нем орудиями страстей Иисуса Христа (крест, терновый венец, гвозди, копье и губка, смоченная в уксусе). В древности там помещалось другое изображение, предположительно, святителя Николая.
В храме двусторонние иконы устанавливают в алтаре за престолом, откуда выносят во время крестных ходов, тогда становятся видны оба изображения. Они могут стоять и в в самом храме в специальных киотах, как, например, большой образ XI века Богоматери Одигитрии со св. Георгием на обороте из Успенского собора Московского Кремля. А вот знаменитые иконы-«таблетки» XV века из Софийского собора в Новгороде с праздниками на одной стороне и фигурами святых на другой использовались в качестве минейных. Их выкладывали для поклонения на аналой в соответствующие дни церковного года.
Чудотворная Донская икона Божией Матери
Богоматерь Донская.
Феофан Грек.
Двусторонняя икона. Оборот иконы — Успение Богоматери.
1390-е годы. ГТГ. Москва. Россия
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня…
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
А. А. Блок
Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.
Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:
«Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».
И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сиротина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.
После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.
Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.
На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью.
На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение Святыя Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери). В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ Иерусалимский (сын праведного Иосифа Обручника, хранителя девства Пресвятой Богородицы, от его первого брака); второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.
Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.
Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.
Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были жители Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.
Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.
В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.
7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.
Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.
Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах
Тропарь
Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая
Несколько раннх списков с иконы…
Некоторые роизведения современных иконописцев…
Богоматерь Одигитрия
Богоматерь Одигитрия
Святитель Николай Чудотворец
Выносная двусторонняя икона
Вторая половина XVI века.
Дерево, темпера; 70 × 57.
Инв. № ЯХМ И-908.
Происхождение не установлено.
Поступила в 1970 году.
Реставрировалась в 2004–2005 годах А. Н. Клячиной.
Двусторонние иконы принадлежат к числу наиболее важных и почитаемых предметов церковного убранства. Они размещаются в алтарях за престолами и выносятся для поклонения верующих лишь во время крестных ходов. Крестные ходы совершались не только в дни определенных праздников — они нередко устраивались для отвращения моровой язвы и угрозы военного вторжения. Таким образом, носившиеся в крестных ходах запрестольные иконы воспринимались верующими как особые святыни, защищавшие от бед и врагов.
На лицевой стороне публикуемой выносной иконы изображена Богоматерь Одигитрия, на оборотной стороне — святитель Николай Чудотворец. Оба изображения относятся ко второй половине XVI столетия. Роспись иконной рамы и орнамент нимба Богоматери выполнены, вероятно, в конце XVII — первой половине XVIII века. Рукоять запрестольного образа не сохранилась.
По преданию, первая икона Богоматери с Младенцем, позднее получившая наименование Одигитрии, была написана апостолом и евангелистом Лукой. Древний образ хранился в константинопольском монастыре Одигон. Для типа Одигитрии характерны прямоличные изображения Богоматери и восседающего на ее левой руке Христа, облаченного в блистающие золотом одежды, со свернутым свитком в руках. В переводе с греческого «Одигитрия» означает «путеводительница». Это название связано с одним из чудес константинопольской иконы — исцелением двух слепых и с особенностью ее иконографии: правой рукой Богоматерь указывает на Младенца Христа как на Спасителя человеческого рода.
С византийской святыни делали множество повторений, которые, в свою очередь, часто прославлялись чудесами. Одной из самых почитаемых на Руси была икона Богоматери Одигитрии Смоленской, к которой близок публикуемый памятник.
Чудотворная Смоленская икона Богоматери (празднование ей совершается 28 июля / 10 августа), по позднему преданию, была привезена на Русь в 1046 году греческой царевной Анной, выданной замуж за князя Всеволода Ярославича. В 1101 году сын Всеволода Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Успенский собор Смоленска. С 1430 по 1456 год икона находилась в Москве, где с нее сделали несколько списков. Иконографический извод Одигитрии Смоленской получил широкое распространение в XVI веке. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вывезена из захваченного французами Смоленска. Перед нею служили молебны накануне Бородинского сражения. После освобождения Смоленска чудотворный образ с честью возвратили в Успенский кафедральный собор.
Святитель Николай, архиепископ малоазийского города Миры Ликийские, был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых. Он покровительствовал бедным и неправедно обиженным, торговцам и путешественникам, плененным и незаконно осужденным. Особо чтили святого Николу как покровителя моряков на русском флоте. Празднование Николаю Чудотворцу установлено дважды в год: 6/19 декабря (день преставления) и 9/22 мая (воспоминание перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в итальянский город Бари).
На обороте запрестольной иконы Николай Чудотворец представлен держащим в левой руке закрытое Евангелие. Этот традиционный атрибут святителя имел большое значение при восприятии его образа. Подчеркивая духовное величие подвижников, древнерусские писатели нередко сравнивали их с воинами: «Красота воину — оружие, кораблю — ветрила, тако и праведнику — почитание книжное». Таким образом, праведники с книгами или свитками уподоблялись воинам с мечами и щитами.
На иконе из Ярославского музея Николай Чудотворец держит Евангелие непокровенной рукой. Так же святитель представлен на иконе, по церковной традиции считающейся келейным образом преподобного Сергия Радонежского. Согласно преданию, родители преподобного вывезли ее из отчего дома — из села Варницы близ Ростова Великого. Примечательно, что вторым келейным образом преподобного Сергия обычно считается сохранившаяся до наших дней икона Богоматери Одигитрии.
Символика икон
Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.
Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который, трудно оценить значение икон.
Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой.
Но приход к радости возможен только через аскетизм – нет радости без мучений, Воскресения без Креста. Радость и аскетизм – взаимодополняющие темы, где первое – цель, второе – средство достижения цели; аскетизм подчинен радости. Способ выражения аскетизма – условные, символические фигуры и лики святых.
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.
Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
Символика жестов
Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх – моление о мире.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
«СВЯТАЯ ТРОИЦА»
Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой, или мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.
Чудотворная икона Святой живоначальной Троицы написана в XV веке преподоб ным Андреем (Рублевым). Это самая почитаемая святыня Троице-Сергиевой лавры и одна из чудотворных икон России.
К ней приходят с проблемами, которые решают вашу судьбу. За помощью к этой иконе человек обращается, когда окончательно загнан в угол и не находит выхода.
Господь справедлив, но может быть и суров с теми, кто хочет слишком многого для себя и совсем не думает о других. Если ваша просьба преследует какие-то корыстные цели или ущемляет интересы других людей, вы можете только ухудшить свое положение. Перед молитвой Троице нужно разобраться в себе, четко и конкретно сформулировать просьбу.
«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»
Хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в болезни.
Почитаемая в России Иверская икона является списком с древнего образа, который хранится в Греции на горе Афон, в Иверском монастыре.
История афонской иконы ведет свое начало с 9 века. Византийский император Феофил послал своих воинов истреблять святые иконы. В одном из домов, где хранилась икона, воин ударил мечом в ланиту Богородицы. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени.
Верующие прибегают к помощи этой иконы во время болезни и напасти.
«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»
Главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в работе.
Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. При обращении к иконе Казанской Богородицы молятся об исцелении недуга слепоты, об избавлении от вражеских нашествий.
Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.
Казанская Богородица является заступницей в тяжелые времена, ею благословляют молодых, вступающих в брак, у иконы просят о семейном благополучии и счастье, кроме этого икону вешают у детских кроваток.
Икона Казанской Богородицы присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы присутствует в каждой верующей семье. Во времена правления династии Романовых икона была одной из важнейших и почитаемых святынь и считалась покровительницей династии.
Празднование иконы Казанская Богородица – 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).
«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»
Написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители.
Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.
При обращении к иконе Владимирской Богородицы молятся об укреплении веры, об избавлении от вражеских нашествий, о примирении враждующих, о сохранении целостности Российского государства.
История иконы Владимирской богоматери уходит своими корнями в далекое прошлое.
Икона Владимирской Богородицы является великой святыней земли Русской, свидетельствующая об особом покровительстве Божией Матери над Россией в 14, 15,16 веках при набегах татарских полчищ на святую Русь.
Существует предание о том, что икона была написана еще при жизни Богородицы. Каждый из дней троекратного празднования иконы Владимирской богородицы православной церковью связан с избавлением русского народа от порабощения, благодаря молитвам, обращенным к иконе Владимирской богородицы.
«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»
Написана евангелистом Лукой.
Икона считается детской, ещё её называют «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы.
Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости.
Женщинам помогает при родах и в период беременности.
«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»
Это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела.
Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего.
Перед установкой иконы надо прочитать молитву, впоследствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом.
На иконе Божией Матери “Умягчение злых сердец” Богородица изображается одна, пронзённая семью мечами. Семь мечей символизируют полноту печали и сердечной болезни, которые были перенесены на Земле Пресвятой Девой Марией.
Перед иконой молятся об умягчении сердца и у верующих облегчаются их душевные страдания, смягчаются враждебные отношения, уступая место чувству милосердия.
«СКОРОПОСЛУШНИЦА»
Образ был написан в Х веке.
Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей и об освобождении пленных.
«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»
Икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых.
Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой.
Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.
«НЕРУШИМАЯ СТЕНА»
Находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора.
На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа.
Перед иконой по каждой потребе: болящим – исцеление, скорбящим – утешение, заблудшим – вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.
«ТРОЕРУЧИЦА»
Чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина – церковного песнописца, невинно оклеветанного.
Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.
«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
Икона о прощении грехов и благодарном исцелении.
Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.
«ЯРОСЛАВСКАЯ БОГОРОДИЦА»
Самой древней и почитаемой на Руси считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века – в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия.
Православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы Ярославской иконе Божией Матери о любви, согласии и мире в семье.
Возобновляется традиция получения молодоженами благословления на супружество перед образом Великой Заступницы.
«БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ»
При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.
Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу.
Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.
Празднование иконы Богородицы «Умиление» 10 августа (28 июля по старому стилю).
«БОГОРОДИЦА ЗНАМЕНИЕ»
“Знамение” – одна из наиболее почитаемых в нашем народе икон.
Много совершается знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни.
Милосердная Владычица являет чрез сию святыню знамения Своего покрова и заступления как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей.
Матери-христианки приходящие к сознанию своего бессилия дать счастье своим детям, оградить их от всегда близкой и неминуемой опасности, обращают свои взоры к этому образу и находят поддержку и помощь.
«БОГОРОДИЦА УТОЛИ МОИ ПЕЧАЛИ»
При обращении к иконе Богородицы «Утоли моя печали» молятся об избавлении от различных болезней как телесных, так и душевных.
Впервые чудодейственная сила иконы явилась в конце 17-го века в Москве, в церкви святителя Николая в Замоскворечье, когда с помощью молитв, обращенных к чудотворной иконе, была излечена знатная дама.
Празднование иконы Богородицы «Утоли моя печали» 7-го февраля (25-го января по старому стилю).
«ОСТРАБРАМСКАЯ БОГОРОДИЦА»
Икона Божией Матери “Острабрамская” – древняя православная святыня. Она является одним из прекраснейших изображений Богоматери. Время явления сей иконы не известно.
Молятся ей о счастье супружеской пары и защите от вмешательств в семью злой силы.
«СМОЛЕНСКАЯ БОГОРОДИЦА»
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница».
Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.
Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.
«БОГОРОДИЦА ИЕРУСАЛИМСКАЯ»
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании. В 463 году образ был перенесен в Константинополь.
Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов.
В 988 году икона была принесена в Корсунь, и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, то святой Владимир отправил им этот образ.
Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.
«БОГОРОДИЦА ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ»
При обращении к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» молятся об излечении, исцелении от болезней и недугов.
История этого образа связана с событиями, произошедшими в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре в 807 году, когда игумен монастыря был предупрежден об опасности нападения разбойников женским голосом, исходившим от иконы Божией матери.
При обращении к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» молятся об излечении, исцелении от болезней и недугов.
История этого образа связана с событиями, произошедшими в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре в 807 году, когда игумен монастыря был предупрежден об опасности нападения разбойников женским голосом, исходившим от иконы Божией матери.
Лик Божией Матери «Отрада и утешение» выражает кротость, милосердие и сострадание.
Празднование иконы Божией Матери «Отрада и утешение» 3 февраля (21 января по старому стилю).
«БОГОРОДИЦА МИЛУЮЩАЯ»
Пред иконой Пресвятой Богородицы “Милующая”, или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.
«БОГОРОДИЦА СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»
Пред иконой Пресвятой Богородицы “Споручница грешных” молятся во время греховного омрачения, во всяком унынии, отчаянии и скорби душевной, об избавлении от эпидемии и чумы, в расслаблении тела с бессонницей, потери аппетита и лишением каких-либо членов, об исцелении различных недугов, припадков, о спасении грешников.
«БОГОРОДИЦА ПОЧАЕВСКАЯ»
При обращении к Богородице «Почаевская» молятся об охранении от междоусобной вражды, от вражеского нашествия, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена.
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви.
Чудотворная икона 300 лет хранилась в монастыре на Почаевской горе.
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады в 1675 году.
«БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»
При обращении к иконе Богородицы «Неувядаемый цвет» молятся о сохранении праведной жизни, разрешении семейных неурядиц. Молитвы к этой иконе помогают не ошибиться в выборе супругов.
Цветок в руках Богородицы утверждает непорочность Матери Божьей и символизирует неувядаемость девства.
«БОГОРОДИЦА ВСЕЦАРИЦА»
Перед иконой Богородица “Всецарица”молятся об исцелении раковых заболеваний.
«БОГОРОДИЦА ПОКРОВА»
Пред иконой Пресвятой Богородицы Покрова молятся об избавлении от бед, о защите страны от врагов.
«КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ»
Святой молятся в супружеском неплодстве и бесчадии, о счастливом браке, в житейских и семейных нуждах, в болезнях, скорбях и нестроениях.
«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА»
Очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом.
Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке, куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.
«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ»
Любимый святой русских людей.
Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём – либо.
Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии.
Это самый почитаемый в мире святой.
Николай Чудотворец прославился как заступник несправедливо обиженных и покровитель всех, кто находится в пути, – рыбаков, летчиков, мореплавателей, путешественников.
Также он покровительствует женщинам, детям, нищим, невинно осужденным и животным.
Особо почитают Чудотворца на русском Севере.
«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН»
Великий целитель, покровитель врачей.
Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.
Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит “лев во всем”.
Второе имя, данное при Крещении, – Пантелеимон, то есть “всемилостивый”, раскрывается из почитания великомученика как целителя.
Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе.
С древнейших времен св. Пантелеимон считается покровителем врачей.
Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение исцеляют от физических и духовных недугов.
«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ»
Покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни – военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.
Великомученик Георгий – покровитель христолюбивого воинства.
Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом – “древним змием”.
Ему молятся также и о возвращении потерянных детей.
«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»
Основатель Сергиево – Троицкой Лавры в 14 веке.
Является покровителем всех учеников.
Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.
«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»
Один из любимых и почитаемых святых России.
Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.
Чудотворцу Серафиму Саровскому молятся в печали, при болезнях внутренних органов, при болезнях ног.
«АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ»
Ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев.
О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.
По православным и католическим представлениям, ангел-хранитель невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и страх перед ним. Задача ангела-хранителя — способствовать спасению подопечного.
В частности, ангелы-хранители духовно наставляют христиан в вере и благочестии, охраняют их души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность.
«СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ»
«Спас Вседержитель» часто просто «Спаситель» или «Спас» – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя.
«Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Главный Врач душ и тел, который ведает обо всем, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение.
По правилам эта икона ставится во главе иконостаса.
«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»
По церковному преданию, первой иконой был образ Спасителя — Спас Нерукотворный. Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.
Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нём чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.
К образу спасителя обращаются с молитвами о наставлении на путь истинный, о спасении души, избавлении от дурных мыслей и исцелении.