Содержание
Три периода духовной жизни
Архимандрит Захария (Захару) – ученик знаменитого православного подвижника благочестия архимандрита Софрония (Сахарова), систематизатор его идей и продолжатель учения. А архимандрит Софроний, в свою очередь, учился у святого Силуана Афонского. Так, через эту цепочку свидетелей святости, мудрость науки о спасении души доходит и до нас. Предлагаем читателям сайта доклад отца Захарии, прочитанный им в Яссах 22 октября 2015 года.
Давид Тиссо. Бог показывает Моисею Обетованную Землю
«Духовная жизнь подобна сфере», – часто говорил отец Софроний. Как каждая точка на поверхности сферы ставит нас в соприкосновение со всей сферой, в точности так и каждая добродетель, которую мы возделываем, делает нас причастниками полноты живодательной благодати Божией. Каждая наша встреча с Богом, каждое Его прикосновение к нашему сердцу дарует нам в то же время очищение, просвещение и обожение, и эти дары мы можем сполна принять даже в самом начале нашей жизни в Нем. Отец Софроний говорит, что некоторые люди получают первую благодать в совершенную меру святых еще до того, как начнут бороться со своим падшим естеством и страстями. Старец называет эту благодать пасхальной благодатью, потому что в ее свете нам открывается определенный образ жительства, в котором мы вкушаем от плодов каждой Божественной добродетели.
Вообще, когда он говорил о духовной жизни, отец Софроний остерегался формулировать схемы или составлять системы, по опыту зная, что духовные переживания не могут быть очерчены узкими границами человеческой логики, и у каждого человека свой путь к Богу, соответственно его стремлению к совершенству. Но всё же иногда и отец Софроний прибегал к определенным образам и моделям, чтобы лучше проиллюстрировать свои идеи, касающиеся определенных духовных тем. Так, заметив, что некоторые феномены повторяются в жизни людей на протяжении веков, он разделял духовную жизнь на три отдельных этапа, или периода.
Трехэтапное духовное путешествие было прообразовано в Ветхом Завете в жизни народа Божия
Первый этап – это посещение Духа Святого, когда человек заключает завет с Богом. Второй – это долгий и тяжкий подвиг после того, как Господь отнимает Свою благодать от нас, а последним является стяжание вновь и навсегда благодати спасения. Старец часто говорил, что это трехэтапное духовное путешествие было прообразовано в Ветхом Завете в жизни народа Божия – Израиля. В первый раз Бог посетил евреев, когда даровал им благодать прохождения через Чермное море после исхода из Египта. Затем последовали 40 лет испытаний и страданий в пустыне, когда Господь отнял Свою благодать от них. Наконец благодать возвратилась, и они унаследовали землю обетованную.
Схиархимандрит Софроний (Сахаров) Отец Софроний выделял эти три периода прежде всего для того, чтобы привлечь внимание ко второму. Он подчеркивал необходимость правильного понимания этого периода, а также соответствующего душевного настроя, без которого мы не сможем разумно и с пользой пережить отступление Божественной благодати. Старец хотел побудить нас к тому, чтобы мы постоянно искали пути преобразования этого времени испытаний в подлинное духовное событие, смотрели на него как на дар Божий нам, а не как на нечто порождающее отчаяние, и чтобы таким образом остерегались губительного искушения акедией. В действительности человек ощущает отступление благодати как духовную смерть, подлинную онтологическую пустоту. Каждый раз, когда он говорил об этом, главной заботой Батюшки было то, как обратить эту смерть, это состояние духовной пустыни в нетленную жизнь Божию.
Старец подчеркивал тот факт, что духовный человек, совершенный человек проходит все эти три периода до конца. Обретая вновь благодать спасения в третьем периоде, он может теперь помогать себе подобным на протяжении этого пути подвигов. Он стяжал духовный разум и, по слову святого апостола Павла, не может быть судим никем, потому что руководится Духом Божиим. Как говорит отец Софроний, тот, кому удалось раскрыть свой ипостасный принцип, кто стал личностью, тот в состоянии правильно судить о любом опыте и переживании в духовной жизни, зная тайну пути спасения для каждой личности в отдельности.
Путь к стяжанию подобия с Богом начинается с посещения первой благодати
Таким образом, путь каждого христианина к совершенству, к стяжанию подобия с Богом начинается с посещения первой благодати. Все мы пережили благодать первого периода или как младенцы во Святом Крещении, или позднее, сознательно, как монахи, или при монашеском постриге, или как священники при хиротонии, или просто в акте нашего покаяния, когда возвратились в лоно Церкви. Однако все мы утратили эту дивную благодать, пребывая в суете мира сего.
Но как же мы приходим к тому, чтобы пережить это первое прикосновение Бога к нашему сердцу, первый период благодати? В Своей неизреченной благодати и милости Бог непрестанно смотрит на человека как на мишень для Своих стрел, «посещая его каждое утро» (ср.: Иов. 7: 18), как говорит праведный Иов. Господь устремляет взор на Свое творение, чтобы посмотреть, не найдет ли в его душе какой-нибудь след благосклонности, какую-нибудь малую щель, и выжидает мгновение, когда человек обратится к Нему с малым разумением и смирением, чтобы войти и вселиться в его сердце. Бог неустанно ждет человека, стуча в дверь его сердца: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Таким образом, как только человек проявит малое смирение и признательность, Господь проникает в его душу, изобильно посещая его благодатию Своею, обновляя его жизнь и возрождая его духовно.
Согласно отцу Софронию, способ смягчить свое сердце и наполнить его признательностью и смирением пред Господом, так чтобы оно было в состоянии принять в себя Божественную благодать, – это думать о замысле Бога о человеке. В Священном Писании мы читаем, что Бог задумал человека прежде сотворения мира и предназначил для жизни вечной, что означает, что человек имелся уже с самого начала в предвечном совете Божием, в замысле Творца своего. Сам способ его призвания к бытию доказывает его величие. Бог сотворил его по Своему образу и подобию, непосредственно и лично, в отличие от прочей твари, которая зародилась лишь через Его слово. Господь Бог взял персть от земли – Своими собственными руками – и создал человека, вдохнув в персть дыхание жизни. Отец Софроний часто говорил, что Бог некоторым образом повторил Себя Самого в акте творения человека и вложил в его естество силу получать полноту жизни духовной: «Он не создал ничего ниже Себя Самого» (см.: Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть).
Итак, из всего спасительного делания Бога мы видим, что человек воистину велик по замыслу Творца и в благодати спасения Его, а его воззвание исполнено величия. Когда же человек отпал от этой чести, говорит святой апостол Павел, Бог не оставил его и продолжил посещать многократно и многообразно во все дни жизни его. Действительно, Бог подстерегает человека, ища любого повода для того, чтобы помиловать и спасти его. Цель Его поиска – глубокое сердце человека, а его воззвание – дар Его благоволения, который Писание называет любовью первой (см.: Откр. 2: 4). На самом деле Бог зовет нас непрестанно. Если услышите сегодня глас Его, не ожесточите сердец ваших и выйдите в сретение Его. Благодать первого воззвания соделывает многие изменения в сердце человека и открывает ему образ жизни Божественной.
Преподобный Силуан Афонский Первое наше единение с Богом, завет, который мы заключаем с Ним, когда получаем первую благодать, наполняет наше сердце радостью, утешением Божественным и ощущением Бога. Отец Софроний называет ее пасхальной радостью. В этот период Господь скоро исполняет любое прошение, которое мы Ему подаем; мы не можем оставить молитву, сердце молится непрестанно, даже во время сна; нам легко любить ближнего нашего, верить в Бога, бодрствовать. Святой Силуан говорит, что всякий любящий Бога не может забыть Его никогда и непрестанно вспоминает о Нем и молится Ему, ибо Бог Сам заключил завет с человеком и человек – с Богом. Этот первый период духовной жизни поистине дивен и исполнен вдохновения, однако его благодать – незаслуженный дар, вверенный всем проявляющим и малейшую смиренную склонность сердца. Тем не менее это означает, что дар Божий не принадлежит человеку и скорее является богатством неправедным.
В Евангелии от Луки говорится: «Если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16: 12). Толкуя эту евангельскую притчу, отец Софроний показывал, что первая благодать была дана нам даром, подобно некоему духовному капиталу, ради которого мы не трудились и которого не заслуживаем. Тем не менее, если мы покажем, что верны в том, что Божие, будучи готовы вкладывать этот капитал, обрабатывать этот талант, тогда Господь доверит его нам, как если бы он был нашей собственностью. Если мы почитаем и ценим этот дар, Бог в конце отдаст нам его в вечное владение. Господь отдаст нам то, что наше.
Сколь сладки дни нашей первой любви к Богу, когда мы с легкостью исполняем всё благоугодное Ему! Это как если бы мы видели Господа внутри себя, и поскольку мы видим Его, то можем веровать в Него и последовать Ему. Христиане поистине могут исповедовать, что видели Бога и знают Его, хотя это верно лишь отчасти. Когда мы принимаем первую благодать, Господь начинает живописать первые черты Своего образа в сердце нашем. Также мы слышим и глас Его, когда слово Его касается нашего сердца и обновляет наш дух, но мы видим и знаем Его лишь отчасти.
Покрывало плоти снимется, лишь когда мы войдем в жизнь вечную. Тогда видение Бога станет чистым и ясным, и таким образом будет совершенствоваться познание Его, которое мы имеем теперь лишь отчасти. Если, в течение сей преходящей жизни, мы стараемся непрестанно смотреть на образ Христов в сердце нашем, тогда, когда откроется окно вечности, мы увидим Его во всей Его полноте. Если же останемся закрытыми для Его благодати в жизни сей, то в минуту смерти откроется другое окно, о котором мне скорее хотелось бы соблюсти молчание.
Первый период духовной жизни, однако, непродолжителен, ибо человек не в состоянии хранить благодать и непременно утратит ее рано или поздно. Хотя отец Софроний обычно не ставил границ для духовных переживаний, он заметил всё же, что период первой благодати может длиться от нескольких часов до, самое большее, семи лет. Затем начинается подвиг второго периода. Теперь Бог попускает нам пройти через тяжелые искушения и испытания, давая нам таким образом повод доказать свою верность Ему в неблагоприятных обстоятельствах и проявить свою признательность за дивные дары Его благодати, чтобы удостоиться полноты духовной жизни, полной части нашего наследия.
Обожение человека бывает по мере глубины и ревности, с какой он переживал оставленность Богом
Отец Софроний говорит, что обожение человека бывает по мере глубины и ревности, с какой он переживал оставленность Богом, отступление Его благодати. Согласно старцу, полнота истощания предшествует полноте совершенства. Когда благодать отступает, очень важно знать, что скрывается за этим периодом испытаний, понимать и использовать его огромный духовный потенциал, чтобы привлечь на себя дары Божии. В свете этого понимания, время испытания Господня становится неизреченно творческим, служа, однако, фундаментом, на котором зиждется спасение человека. Но чтобы не принять благодать Божию напрасно, следует исследовать со вниманием, как она приходит и по какой причине оставляет нас, – это подлинная наука, научающая нас собирать и хранить благодать в нашем сердце. Отец Софроний подчеркивает, что кто не пережил опыт оставления Богом, не только не совершенен, но даже не стоит в ряду верующих.
Так или иначе, мы непременно должны пройти через испытания этого периода, и есть два пути, которыми мы можем пойти. Первый путь – правильный, а следовательно, благоугодный Богу, посредством его мы стяжаем Христа и вместе с Ним – вечность. Другой – путь праздности, нерадения, своеволия и гордости. Благодать отступает, и приходит время, когда человек больше не может выносить боль. Лицезрение собственной нищеты духовной убеждает его в том, что вне Бога Живого, Бога любви всё лишено смысла, поскольку несет на себе печать смерти.
В поисках выхода из этой отчаянной ситуации он может выбрать один из следующих двух путей: первый путь – обвинить Бога и взбунтоваться. Святой Силуан был искушаем этим духом, когда сказал: «Бога преклонить невозможно». И мы знаем, что последовало за этим – он был ввержен во глубину мрака и в течение часа оставался в этой страшной бездне. Кто такой человек, чтобы так говорить с Богом? Как опасна эта дерзость! Вечером, во время вечерни, святой Силуан, тем не менее, нашел в себе силу призвать имя Господне, и был освобожден. Глубина отчаяния преобразовалась в видение неизреченной славы Христовой.
Давид Тиссо. Бог обновляет Свой завет с Авраамом Стараясь избавиться от боли, мы можем выбрать, однако, и другой путь – будем довольствоваться достигнутыми успехами, относиться к вещам легкомысленно и станем, таким образом, беспечными. В этом состоянии мы с легкостью можем пасть жертвой искушений, а сердце наше начинает каменеть. Разумный способ выйти из этой внутренней опустошенности открывается нам в примере Авраама: уповать на Бога, когда, по-человечески говоря, уже нет никакой надежды, и смириться под Его крепкой мышцей. Как говорит святой апостол Павел, надо возложить свое упование на Бога, воскрешающего мертвых, пока Он не восставит нас в должное время.
Отец Софроний показывает, что посещение первой благодати пробуждает в нас ипостасный принцип, то есть способность нашего существа вместить благодать Божию и стяжать подобие с Ним. Под влиянием этой благодати дается и нам вкусить от вышеестественного состояния, в котором пребывает человек по дару Духа Святого, сообщаемому всему его существу. Например, когда Бог дарует нам и малое сокрушение сердца, мы чувствуем, что мы властны над своим естеством, что можем отличить и подчинить воздержанию каждую мысль и каждое движение сердца и, чем больше принимаем благодать, тем совершеннее господствуем над своим естеством. Иными словами, обновление человека начинается одновременно с пробуждением в нем ипостасного принципа.
Хоть вначале действие благодати очень сильно, тем не менее естество наше не покоряется великой и совершенной воле Бога. Благодать притягивает наш ум вовнутрь и открывает нам великие истины духовной жизни, но это не значит, что они тотчас становятся нашими, потому что мы еще не в состоянии усвоить их. Мы еще падшие творения, естество наше разделено, и этот внутренний разлад становится очевидным вместе с утратой благодати. Та часть нашего существа, в которой начался процесс духовного обновления, следует ипостасному принципу, тогда как другая часть, ветхий человек, тянет в противоположном направлении.
Видение этого внутреннего конфликта исполняет нас недоумения и заставляет воскликнуть: «Как хорошо я чувствовал себя раньше, и какой сильной была молитва! Что со мной произошло?» Мы не понимаем, что наше естество еще подчиняется ветхому закону. Тем не менее, если мы делаем всё, что в наших возможностях, чтобы оставаться на ногах, как говорит апостол, наше естество и воля гармонизируются с новым законом благодати, пробужденным внутри нас ипостасным принципом. Динамичный, постепенный рост ипостасного принципа победит бремя естества нашего, еще не возрожденного, а смертное будет поглощено жизнью, чтобы воля Божия утвердилась в нас как единственный, истинный закон нашего существования.
На исповеди отец Софроний никогда не пытался приглушить это чувство разлада внутренней жизни
Свет первой благодати обнаруживает разлад нашего существа. На исповеди отец Софроний никогда не пытался приглушить это чувство разлада внутренней жизни, напротив, старался даже усилить его, зная, что те, кто решился выдержать это состояние духовного напряжения, обратятся всем существом к Богу и, преодолевая испытание, унаследуют Его благодать. Этот внутренний разлад может сопровождать нас до конца жизни, однако со временем ипостасный принцип получит всё большую власть над нашим естеством, достигая того, что станет управлять всем нашим существом. Что касается совершенства, то оно свойственно только святым, как объясняет святой апостол Павел фессалоникийцам.
Во время испытания и духовной сухости воспоминание о мгновениях, когда Бог посетил нас благодатью Своей, придает силу и помогает нам обновить вдохновение. Поэтому нам нужно хорошо напечатлеть в уме то, чему мы научились, когда благодать ощутимо пребывала внутри нас. Как первые христиане Церкви Ефесской были увещаемы ангелами вспомнить свою первую любовь и свои прежние дела (см.: Откр. 2: 4), так же и нам подобает вспомнить красоту первой нашей любви ко Господу, приближение Бога и воскрешение нашей души по Его благодати.
Схиархимандрит Софроний (Сахаров) Другой способ обновить вдохновение – вспомнить живодательные слова наших духовных отцов. Иногда отец Софроний прерывал чтение во время трапезы, чтобы внести некоторые пояснения. Его слова были так сладки, что мы совершенно забывали о еде, стоявшей перед нами, а в сердцах у нас звучали слова Евангелия: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).
Существует много способов, которыми мы, православные христиане, можем обновить внутри себя благодать Божию. Упомянем среди прочего: Таинство Исповеди, Святую Литургию, призывание святого имени Христова и чтение Священного Писания. В действительности всё, что мы делаем во имя Его, помогает нам вновь стяжать благодать. Отец Софроний называет Христа «желанием сердец наших»: «Истинный христианин тот, для кого Христос стал “краем желаний”, как мы поем в молебне Матери Божией, тот, кто ищет Господа с неутолимой жаждой и с ревностью исполняет Его заповеди». Пророк Давид говорит: «Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое» (Пс. 118: 32).
Непременно нужно вкусить духовную смерть, потому что только так будет испытано наше желание по Богу
Ревность о Боге придает человеку силу преодолеть все испытания. Таким образом, нам непременно нужно пережить оставление Богом и вкусить духовную смерть, потому что только так будут испытаны наше желание по Богу и решимость следовать Христу. Превратится ли смерть, угрожающая нам, в источник жизни или уничтожит нас в конце концов? Это зависит только от нас. Если в продолжение второго периода мы продолжим пребывать в том, чему научились, когда благодать была с нами, тогда вера наша явится крепче смерти и победит мир, по слову святого Иоанна Евангелиста.
Поистине, нескончаемо богатство благословений, которые таит в себе это время испытаний. В ходе многочисленных падений и восстаний и повторных опытов потери благодати мы учимся не отчаиваться, когда сокрушены, поскольку знаем, что, по великой Своей милости и любви, Бог наш «слаб» и скоро преклоняется на наш зов. А когда дела наши идут лучше, мы смиряем самих себя, ибо познали из испытания, как трудно сохранить подобное состояние.
Дух смирения обновляет сердце человека, в то же время укрепляя его душу и тело. Душевная и духовная сила проистекают из смирения и веры, изменяют всё наше существо действием благодати. Таким образом, наша душевная структура крепнет, и мы обретаем некую стойкость, помогающую нам преодолеть искушения.
Также чередование мгновений благодати и духовной сухости наделяет нас даром рассудительности, научая различать нетварное и вечное от тварного и преходящего, которое может сопровождать нас за гробом.
Но, прежде всего, этот период отступления благодати является толчком к покаянию, к тому, чтобы проникать всё глубже в глубину судеб Божиих и исследовать самих себя в свете Его заповедей. Тогда мы с пониманием будем читать Писания и использовать всю мудрость, которой наделил нас Бог, чтобы найти способы предстать пред Ним с новыми смиренными и исполненными умиления мыслями, чтобы нам смочь всё более приближаться к Нему. Более того, мы обнаружим тленность и страсти, зарытые глубоко в нас, точно так же, как, опустошая свои карманы и выворачивая их, находим вещи, забытые или давно спрятанные там. Так же и Бог выворачивает нам сердце наизнанку, чтобы выявить мерзость, сокрытую в глубине его. Ведь мы, не отдавая себе в этом отчета, носим в себе греховные порывы и желания, не гармонирующие с первоначальным замыслом Бога о человеке и противостоящие нашей высшей цели – любить Бога и уподобляться Ему во всем.
Через страдание человек учится говорить с Богом угодным Ему образом. Совершенно особняком стоит молитва человека, стоящего перед лицом смерти, ибо он говорит из глубины души, даже если лишен утешения и помощи благодати. Какой бы вид ни принимала угроза смерти: болезни, гонения или отступления Божественной благодати, если мы находим силу стоять пред Богом и исповедовать: «Слава Тебе, Господи! Тебе подобает всякая слава, а мне – стыд за мои грехи и беззакония», – тогда Бог сделает так, чтобы победила наша вера в Него.
По мере того, как мы стараемся преобразовать бремя кажущегося отсутствия Бога в духовное созидание, то есть в собеседование всегда новое, мы открываем новые способы смирить себя. Это как если бы в нашем сердце работал трансформатор, превращающий энергию боли в энергию молитвы, сердце умиляется, и мы учимся возлагать всё упование на Божественную энергию утешения Духа Святого. Действительно, огонь страстей может быть погашен только более сильным огнем Божественного утешения, который святой апостол Павел называет «утешением Божественной любви».
Дух мира сего силится ослабить наше духовное напряжение, предлагая нам в качестве утешения преходящие материальные блага. Человек в состоянии принять тесный путь страдания только тогда, когда Святый Владыка, распятый и не переставая страдающий в мире сем, прикасается к его жизни.
Второй период духовной жизни, таким образом, драгоценен, потому что дает человеку опыт осуждения на смерть. Трудности, через которые он проходит теперь, очищают его от надменной склонности к обожествлению себя и отделяют от всякой тварной вещи, а боль, сопровождающая это внутреннее преобразование, раскрывает его сердце к тому, чтобы принять Божественную благодать и ведение тайн спасения. Его душа научилась непрестанно пребывать в смирении и, как говорит отец Софроний, благодать возлюбит его и уже не покинет никогда. Святой Силуан пишет: «Таким образом, вся жизнь души учится смирению Христову, и покуда у нее нет смирения, она постоянно будет мучима злыми помыслами, а смиренная душа обретает покой и мир, о которых говорит Господь».
Таким образом, неотъемлемое стяжание благодати вновь, венец, подаваемый за борьбу, проводимую во второй период духовной жизни, даруется человеку тогда, когда он убедил Бога верностью сердца своего, что хочет принадлежать только Ему. Отец Софроний много раз говорил: «Каждый день я говорил Богу: “Твой я, спаси меня”. Но кто мы, чтобы говорить Богу: “Я Твой”? Сначала надо уверить Бога, что мы принадлежим Ему, а когда мы воистину уверим Его, то услышим и глас Его, говорящий нам: “Сын Мой еси ты, аз днесь родих тя” (Пс. 2: 7)».
Третий период духовной жизни в общем краток, потому что открывается к концу жизни человека, но, в отличие от первого, он намного богаче благословениями Божиими. Его черты – это любовь и стойкость, а также глубокий мир, последующий за освобождением от страстей. Раны второго периода, которые мы получили, ударяясь о твердые скалы, научат нас быть внимательными, чтобы не навредить себе снова, и таким образом мы сможем лучше хранить дар, вверенный нам; но, как и тогда, можем его потерять, ибо человек подвержен колебаниям до конца жизни.
Последний период духовной жизни – период уподобления Богу. Он открывается к концу жизни человека
Отец Софроний описывает последний период духовной жизни как период уподобления Богу. Человек был возрожден благодатью, а заповеди Божии утвердились в качестве единственного закона его существа. Естественно, полнота христианского совершенства не может быть достигнута в мире сем. Мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, как говорим это в Символе веры. Но всё же семя воскресения сеется в этой жизни, здесь и теперь мы закладываем крепкую связь со Христом, связь, которая будет продолжаться в тамошней жизни. Здесь и теперь мы получаем залог будущего наследия и начаток жизни вечной.
В заключение я хотел бы напомнить слово отца Софрония о молитве: «Нам, всем сынам Адама, необходимо пройти через этот огонь небесный, пожигающий корни смертоносных страстей. В противном случае мы не увидим огня претворяющимся в свет жизни новой, ведь в нашем падшем состоянии сожжение предшествует просветлению. Поэтому возблагодарим Господа и за очищающее действие Его любви. Аминь».
9 принципов духовного роста человека от апостола Петра
-
Духовный рост для человека имеет огромное значение. Какие принципы духовного роста мы можем найти в самой читаемой книге мира — в Библии? Когда мы начали изучать основные принципы христианства, поверили во Христа и крестились, это было только началом нашего длинного христианского марафона. Интересно, что Апостол Павел в своих посланиях несколько раз сравнивает нашу жизнь с разными видами спорта. Наша жизнь похожа на бег. И это не спринт – забег на короткую дистанцию, но длинный марафон, на котором нам надо правильно распределить свои силы и сохранить их до конца.
Христианская жизнь похожа на бокс (1 Послание Коринфянам 9:26), так как выражение «бить воздух» означает бой с тенью, то есть тренировка с воображаемым противником, но наш противник – сатана с его великим войском, который реально нам противостоит. Жизнь верующих похожа на борьбу (1 Послание Коринфянам 15:32), когда мы боремся за наш характер, за нашу верность, за других братьев и сестер и неверующих людей. В 1-м столетии в Римской империи марафон и панкратион (смесь бокса и борьбы) были одними, из самых популярных видами спорта.
Часто христиане устают, замедляются или останавливаются. Лично я уже давно являюсь христианином, и очень часто моя молитва: «Боже! Я уже не могу! Дай мне физические, духовные и эмоциональные силы!» Бог хочет, чтобы мы никогда не бросали, но через трудности становились сильнее и духовно возрастали. Меня вдохновляет пример Гордона Фегюнсона, который делился с нами на пастырском собрании, что он, со своей женой, несмотря на то, что им более 70-ти лет и у них есть разные болезни, решили не просто замедлиться в своем служении, но еще и увеличить скорость. Недавно они переехали жить и служить в Лос-Анджелес, и путешествуют по миру, проповедуя и уча братьев и сестер. Когда у нас в Киеве была 3-х дневная пастырская школа с 10 до 16, я, откровенно говоря, устал, несмотря на то, что я сидел и слушал. Гордон же все это время стоял, глубоко учил, консультировал и еще отвечал на разные вопросы. Удивительно, что перед этим он целую неделю учил работающих на церковь, и еще несколько дней провел в перелетах! О своей жене, он делился, что часто он даже не знает, где она находится, потому что она либо много времени проводит на занятиях по Библии, либо поддерживает слабых сестер.
Желание Бога, чтобы мы с каждым годом во Христе становились не слабее, но сильнее. Кто-то может сказать: у меня в жизни много разных проблем, трудностей и испытаний, и когда я все решу, тогда буду духовно расти и больше времени уделять служению Богу. Во 2 послании Петра 1:3 апостол говорит, что Бог Своей великой силой уже подарил мне все необходимое для успешной христианской жизни, и что, познавая Христа, я смогу следовать за Ним.
Принципы духовного роста человека
Во 2 послании Петра 1:5-8 Бог раскрывает 9 принципов духовного роста, развивая которые мы можем достичь хороших результатов в нашей духовной жизни.
то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. (2-е Петра 1:5-8)
Это похоже на тренажерный зал, в котором я должен равномерно потренировать каждую мышцу, чтобы стать похожим на Бога, и сделаться причастниками Божеского естества (1:4). Перед началом тренировки мне нужно узнать и изучить каждую отдельную мышцу, и составить для нее самостоятельно или с помощью тренера комплекс упражнений.
Принцип старания
Старание. «то вы, прилагая к сему все старание» (2 Петра 1:5). Мое старание показывает, насколько я отдаю свое сердце служению Богу. Во Второзаконие 26:16 Бог хочет, чтобы «в этот день», то есть ежедневно я жил, отдавая все свое сердце и душу Богу. Он хочет, чтобы я старался прикладывать максимум усилий, а не делал все «спустя рукава». Когда в исторических книгах делается обзор жизни Израильских царей, то подводится итог: «И во всем…он действовал от всего сердца своего и имел успех» (2Паралипоменон 31:21) или «и делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2Паралипоменон 25:2). Мое старание и мое рвение не всегда должно выражаться только в великих делах. Но когда я прихожу на христианские собрания в церковь или в домашнюю группу, насколько я горячо приветствую братьев и сестер, и стараюсь их поддержать. Когда я пою песни, слушаю Слово, общаюсь с христианами, делаю ли я все это как для Господа? (Послание Колоссянам 3:17). Пусть у меня не все получается, но всегда для Бога и других людей очень важно мое отношение.
Принцип веры
Вера. «покажите в вере вашей» (1:5). Вера — это удивительный подарок Бога, который может непрестанно расти. Почему часто люди теряют веру? В Псалме 77:11 написано, что «они забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им». Память человека так устроена, что плохие вещи человек часто помнит очень долго, а хорошие быстро забывает. Поэтому нам необходимо прикладывать усилия и вспоминать, что Бог уже сотворил в нашей жизни, в жизни наших близких, в жизни великих и простых людей Библии. Когда мы слышим хорошие новости и чудеса, которые происходят с нашими братьями и сестрами по всему миру, мы укрепляемся и растем в нашей вере (Притчи 15:30).
Принцип добрых дел
Добрые дела. «покажите в вере вашей добродетель «(1:5). Добродетель – это добрые дела, которые я могу делать для Бога и других людей. На самом деле разных добрых дел очень много, но мне нужно молиться Богу, чтобы Он показал, что нужно делать именно мне. В Гефсимании Иисус молился: «не моя воля, но, Твоя пусть будет» (Евангелие от Луки 22:42). Мне нужно искать волю Бога для своей жизни. Если я буду делать много хороших дел, но без воли Бога, это уже не добродетель, а суета сует (Екклесиаст 1:13-14).
Принцип рассудительности
Рассудительность. «в добродетели рассудительность» (1:5). Рассудительность означает интуицию, правильное понимание и применение истины. В Ефесянам 1:8 написано, что Бог нам подарил всякую премудрость и разумение. Премудрость (греч. софия) означает описание различных христианских доктрин, таких, как: жизнь и смерть, Бог и человек, праведность и грех, рай и ад, смысл жизни и счастье, время и вечность. Разумение (греч. фронесис) означает практическое понимание, то есть описывает, как премудрость с её христианскими доктринами практически можно применить к нашей христианской жизни, к нашим нуждам и проблемам. То есть нам нужно изучать Писание, и думать, как мы можем применять Его на практике.
Принцип воздержания
Воздержание. «в рассудительности воздержание» (1:5). Буквально это слово означает «удержание себя в», и во дни Нового Завета оно применялось по отношению к спортсменам, которым необходимо было ограничивать и дисциплинировать себя. Христиане должны контролировать страсти и телесные похоти, вместо того, чтобы позволить им управлять собой (1 Послание Коринфянам 9:27; Галатам 5:23). Также мы должны научиться контролировать все свои негативные эмоции (Послание Ефесянам 4:29-31).
Принцип терпения
Терпение. «в воздержании терпение» (1:6). Терпение – это способность поступать правильно и жить по истине даже в испытаниях или в искушениях. Это слово используется в спорте как силовая выносливость. Когда-то я занимался греблей на байдарках. Когда я выступал на соревнованиях в байдарке двойке или четверке, первую половину дистанции ты проходишь нормально, а потом твои руки и все тело немеет, реально ты уже не можешь грести, но ты не имеешь права бросить и подвести всю команду. Также и мы все гребем в большой христианской лодке и все вместе закончим наш заплыв на небесах. Многие ученые сотни лет ищут секреты молодости и долголетия и тратят на исследования миллиарды долларов. Недавно ученые сделали удивительное открытие, они обнаружили, как у людей начинает вырабатываться гормон молодости. Это происходило в тот момент, когда на спортивных тренировках у людей заканчивались все силы, а их тренер заставлял их продолжать физические упражнения через «не могу». То есть ученые подтвердили истинность Библии, что когда человек проходит сверхиспытания, на самом деле он обновляется. В 1-ом Послании Коринфянам 10:13 написано, что Бог никогда нам не даст испытаний выше сил, я могу проходить испытания с радостью (1 Петра 1:6-7) и верой, что я стану только сильнее.
Принцип благочестия
Благочестие. «в терпении благочестие» (1:6). Благочестие – это благоговейное и послушное отношение к Богу и к исполнению его заповедей. В 1 Тимофею 6:6 Павел пишет, что великое приобретение быть благочестивым и довольным, и показывает, что существует связь между благочестием и довольством. Благочестивый человек, это не «рвач», которому всегда всего мало, но это благодарный человек, который счастлив и научился радоваться всему, что ему дает Бог.
Принцип братолюбия
Братолюбие. «в благочестии братолюбие» (1:7). Братолюбие – это братская привязанность и взаимная жертвенность по отношению друг к другу. В 1Иоанна 4:20 написано, что наша любовь к Богу видна в том, насколько сильно мы любим наших братьев. Бога мы не видим, и иногда тяжело понять, а любим ли мы на самом деле Бога? Я всегда могу пройти очень простой тест: оценить, насколько сильно я люблю братьев и сестер, и увидеть величину моей любви к Богу. Некоторые христиане уединяются, отделяются от других или уходят в монастырь, чтобы таким образом проявить любовь к Богу. Но как, живя в одиночестве, я могу любить братьев и сестер, а тем более Бога? Моя любовь к Богу пропорциональна любви к Его Церкви и Его Царству.
Принцип любви
Любовь. «в братолюбии любовь» (1:7). Любовь представляет более широкую аудиторию и включает в себя неверующих людей. Бог хочет, чтобы я не только чувствовал ответственность и хотел спасать людей из-за чувства долга, но чтобы у меня болело сердце за них, мне их было жалко, и я их искренно любил. В Евангелии от Марка 6:34 Иисус пожалел неверующих людей, Он понимал, что на самом деле, люди без Бога несчастны, они пытаются найти радости в грехах, но приходит сплошное разочарование. Люди одиноки, и у них нет настоящих друзей, но Бог хочет, чтобы у каждого человека появилась духовная семья, которая будет о них заботиться и любить.
В 1:8 написано, что если у меня есть эти 9 качеств, и я продолжаю в них расти, в моей жизни будут успехи и духовные плоды через познание нашего Господа Иисуса Христа, а если нет (1:9), то я слепой духовно и потерял благодарность за свое спасение (Евангелие от Луки 10:20). Когда я буду расти и развивать эти качества, я буду более твердым в звании ученика Христа и в вере, что Бог меня избрал (1:10), и я никогда не споткнусь и не оставлю Бога. Именно таким образом мне откроется свободный вход в вечное Царство Христа (1:11). В 12-15 стихах Апостол Петр еще три раза акцентирует наше внимание на этом учении, и призывает помнить все эти вещи даже после Его смерти!
Алексей Смирнов
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики
» Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49- Подписаться на новости
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.
- Христианские тесты онлайн
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
Пройти тест- Задать вопрос
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
Введение в тему: Духовный рост
- Какие условия необходимы для нормального роста растения?
- А что требуется для роста человека?
Почему рост настолько важен?
Высокообразованные люди интересуются темой личностного роста. Люди разрабатывают пошаговые планы, призванные помочь достижению поставленных целей. Люди стремятся расти и развиваться интеллектуально, а также эмоционально и социально для того, чтобы улучшить качество жизни. Отсутствие зрелости во многом ограничивает способность человека достигать свои цели и приводит к разочарованию.
- Что в значительной степени способствовало росту и достижению зрелости в вашей жизни?
Время и здоровая атмосфера — две составляющие, без которых невозможен духовный или какой бы то ни было рост.
Верующий человек, который не развивается и не стремится к зрелости, будет обязательно сталкиваться с разочарованием, неудачами, конфликтами, разорванными взаимоотношениями. Грехи будут продолжать портить ему жизнь, и он не сможет испытать жизнь в мире, силе и победе. А это совсем не то, что задумал для нас Бог.
Бог призывает Своих учеников к росту. Он желает, чтобы наша жизнь приносила плод (Первое послание к Коринфянам 14:20). Он хочет помочь нам достичь духовной зрелости и дает силы, необходимые для этого.
Как росла первая Церковь
Книга Деяний св. Апостолов — это исторический обзор о жизни первых верующих после воскресения Иисуса Христа. Во второй главе, Петр — один из лидеров первой Церкви — обращается с проповедью к огромной толпе. В результате многие люди решили поверить в Иисуса Христа и получить прощение грехов. Этот отрывок из книги Деяний св. Апостолов показывает, как жила группа новых верующих и что характеризовало духовный рост верующих того времени.
Деяния св. Апостолов 2:42-47
И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Давайте посмотрим на четыре важных элемента, которые помогают каждому верующему на пути к духовной зрелости.
1. Посвящение Божьему Слову
Деяния св. Апостолов 2:42
…Они постоянно пребывали в учении Апостолов…
Они проявляли усердие и постоянство в изучении и проповеди Божьего Слова. Они постоянно пребывали в учении апостолов, не оставляя его никогда. Они стремились возрастать в своей вере, в познании Бога, о котором услышали через проповеди Евангелия.
Библия — это Божье письмо, адресованное нам. Через Слово Бога мы узнаем характер Бога и Его замысел. Посвятить себя Слову означает читать его, размышлять над ним и применять эти истины в жизни. Время в Слове Божьем поможет узнать и понять Божье желание и Его план для нашей жизни. А это ведет к духовной зрелости.
2. Посвящение общению
…Они постоянно пребывали в … общении и преломлении хлеба…
- Как вы думаете, почему первые христиане так часто встречались для совместного общения?
- У вас есть такое общение с другими верующими? Если нет, то где вы можете найти такое общение?
Мы все нуждаемся в ободрении и поддержке других людей, чтобы крепко стоять в Боге, пребывать в Его Слове, любить и делать добрые дела. Нам нужно общение с людьми, которые знают Бога и которые могут помочь нам в отношениях с Ним.
3. Посвящение молитве
…Они постоянно пребывали в … молитвах.
- Что побуждает верующих молиться?
Молитва, говоря простыми словами — это разговор с Богом. Через молитву мы познаем Бога в действии. Мы можем выразить в ней свои мысли, чувства, радость, разочарование и беспокойство. Молитва дает нам возможность увидеть, как Бог отвечает нам и испытать Его силу, мудрость и благость.
4. Посвящение распространению Благой вести
Деяния св. Апостолов 2:47
Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
В книге Деяний св. Апостолов описана община верующих. Читая о них, мы снова и снова узнаем о том, что Бог увеличивал количество тех, кто уверовал.
- Как вы думаете, почему и как Бог увеличивал количество тех, кто уверовал?
- Можно ли сказать, что рассказывать людям о Христе является обязанностью каждого верующего? Почему?
Люди становятся учениками Христа, принимая решение следовать за Ним после того, как слышат Евангелие. Бог использует людей, которые уже знают Его и следуют за Ним, чтобы другие могли слышать Благую весть от них. Каждый из нас узнал о Христе, потому что кто-то когда-то рассказал нам о Его любви и прощении. Это один из способов, который Бог избрал, чтобы люди узнавали истину о том, что Бог сделал для людей. Мы провозглашаем Добрую весть о Христе своими словами и утверждаем ее примером своей жизни.
Провозглашая Евангелие, мы проявляем послушание Богу. Люди обращаются к Богу, потому что Сам Бог работает в их сердцах. Люди приходят к вере именно благодаря Божьей силе и Его действию в их жизни. Но при этом Бог желает использовать нас, Его учеников, чтобы другие услышали Евангелие Христа.
Атмосфера роста
Людям нужны отношения для роста. Правильная среда для роста подразумевает наличие трех элементов: благодати, истины и времени.
-
Атмосфера благодати
Мы совершаем ошибки, когда растем. Но если ошибки прощаются, то нам нет нужды завоевывать любовь, расположение и признание других людей. Атмосфера благодати помогает нам преодолевать свои недостатки, продолжая идти к зрелости и учиться на своих ошибках.
-
Атмосфера истины
Такая атмосфера возможно только там, где мы готовы слышать Слово Бога, которое бросает нам вызов, ободряет, исправляет и помогает. Нам нужно слышать то, что поможет нам измениться. Мы не сможем расти, если не будем учиться понимать и принимать истину. Именно истина дает нам возможность увидеть сферы, черты, которые мешают нашему росту. Истина не страшна, если человека окружает благодать.
-
Время
Нас поддерживает сам факт, что есть Кто-то в нашей жизни, Кто будет рядом с нами всегда. Вспомните растение из видео, которое вы смотрели в начале урока. Рост не происходит мгновенно. Он происходит шаг за шагом в течение времени. Зрелости невозможно достичь, ища короткие пути.
Подумайте о своей жизни и о росте, который происходит в контексте взаимоотношений.
- Кто может стать человеком в вашей жизни, который сможет помочь вам расти, говоря истину в атмосфере благодати?
- Какого из этих трех элементов (благодать, истина и время) больше всего не хватает в вашей жизни сейчас?
- Что вы можете сделать, чтобы изменить эту ситуацию?
Христианин может остановиться в духовном росте на любом уровне личного развития. Наибольшее же число не растущих христиан находится на самой первой ступеньке духовного роста – в младенчестве. Как же определить: расту я духовно или нет? Предлагаю некоторые наблюдения.
Если вы уже несколько лет самостоятельно читаете Библию и не понимаете ее практического значения для вашей повседневной жизни, – скорее всего вы духовно не растете. Я имею в виду именно понимание, открывающееся значение для современной жизни при личном чтении и исследовании Священного Писания. Не принимается в расчет частое или даже регулярное чтение Библии, просто знание ее содержания, изучение наизусть маленьких или больших отрывков из Писания. Я не имею в виду также чтение и изучение библейских комментариев и другой духовной литературы – все это хорошо, все это нужно делать и этим пользоваться, но все это – лишь условия и помощь в изучении Священного Писания. Слово Божье дано в первую очередь не теологам и богословам: оно адресовано всем без исключения людям для практического повседневного пользования и спасения душ. Потому при содействии Духа Божьего оно должно открываться лично вам при чтении, ибо вы – дитя Божие, и Бог хочет разговаривать лично с вами через Свое Слово!
Если вы читаете Библию и понимаете ровно столько же, как три-пять-десять лет тому назад, – то вы духовно не растете. Когда происходит процесс духовного роста, обязательно со временем будете обнаруживать свое несовершенное, младенческое (или детское, подростковое и другое) понимание Господа и Его Слова, будете расти, углубляться, расширяться в разумении Его воли. Многие христиане считают, что сохранить верность прежнему пониманию, – означает сохранить верность Господу. Но не всегда эти позиции можно приравнять друг к другу. Безусловно, бывает и такое, что верность доктрине, принципам церковной жизни, определенному пониманию является синонимом личной верности Господу. Но очень часто бывает, когда человек является верующим три, пять или более лет, тогда неизменяемая верность учению церкви – это просто верность откровению на определенном уровне духовного развития. Мы можем проявлять непослушание и даже вступать в борьбу с Господом, когда Он хочет сдвинуть нас с того места, где мы находимся, и повести далее. Конечно, я имею в виду тот вариант, когда именно Господь Духом Святым ведет нас далее, а не мы сами своим разумом и силами творим так называемый духовный прогресс. А особенно – да сохранит нас Господь от следования ложным «высокодуховным» откровениям лжеучителей и лжепророков.
Если не происходит процесс вашего личного освящения, – то вы духовно не растете. Об освящении написано: «Воля Божья есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» (1-е Фессалоникийцам 4:3-6). В момент нашего покаяния и обращения к Господу мы получаем освобождение от многих грехов, владевших нами в предыдущей жизни. Однако не от всех дел плоти освобождает нас Господь. Он ставит перед нами цель, чтобы шаг за шагом по дороге к вечности мы переживали процесс очищения и освящения, чтобы постоянно праздновали новые победы над плотью, личными грехами и похотями. Этот духовный процесс также называется «сораспятием» с Иисусом Христом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галатам 2:19-20). Когда у христианина живые отношения с Господом, когда Дух Святой контролирует и направляет его жизнь, тогда обязательно так и происходит.
Если вы не меняетесь в своем характере, не происходит преображения и усовершенствования несовершенных качеств вашего внутреннего человека, – то вы духовно не растете. Ни у кого из людей нет совершенной любви, веры, терпения, прощения и всего остального. В чем-то мы более сильны, а в чем-то обязательно слабы и несовершенны. Развиваться мы должны во всех качествах, а особенно в тех, где у нас слабые места. Если проходят годы жизни с Господом, а вы так и не научились больше прощать, снисходить, вмещать, любить, надеяться, верить, сдерживать свой язык, укрощать эмоции и многое другое тому подобное, – значит, вы духовно не растете. Призыв к возрастанию в замечательных духовных добродетелях мы можем много раз прочитать на страницах Библии. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:31-32). «Облекитесь, как избранные Божьи, святые и возлюбленные, в милосердие, доброту, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны» (Колоссянам 3:12-15). «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иакова 3:17). Как образец нам дан Иисус Христос во время земных дней Его жизни. Другие примеры – апостолы, пророки и мужи Божьи; как пишет об этом апостол Павел: «Поэтому умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1-е Коринфянам 4:16). «Подражайте, братья, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Филиппийцам 3:17). «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евреям 13:7).
Если у вас не увеличивается доверие Богу, не растет посвящение в служении Господу, не развивается молитвенная жизнь, если вы не приносите для Господа все новые плоды вашей христианской жизни, – то вы духовно не растете!
Когда мы оцениваем практическую жизнь христианина, то не имеем в виду, что она должна выглядеть идеально, как прямая линия, которая устремляется от земли прямо к Господу в небо. Путь христианина скорее похож на синусоиду: вверх – вниз, вверх – вниз, если мы рассматриваем ее в двухмерной плоскости. Еще более точно положение вещей отображает трехмерное пространство: это спираль, цикличность, когда Бог возвращает нас к изучению ранее открытых нам вещей, но уже на другом духовном уровне. Но если сложить вместе все взлеты и падения, вдохновения и разочарования, веру и недоверие, послушание и своеволие, позитивные и негативные уроки, то должна получиться обобщающая нашу жизнь некоторая средняя линия, и вот она-то должна быть похожа на прямую, ведущую от временной жизни в вечность, к нашему Господу и Спасителю. «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иова 5:7). «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18).Когда начинаешь осознавать понятие и смысл духовного роста, как это излагается в Библии, и внимательно смотреть на всех, без исключения, христиан, то начинаешь видеть, насколько глобальной является эта проблема абсолютно во всех конфессиях и деноминациях. К огромному сожалению, немало христиан, по своей ограниченности и глупости, ставят себе в заслугу то, что исповедание и практика веры у них лично не поменялась на протяжении десятков (в некоторых деноминациях исчисляется сотнями!) лет. Они думают, что этим определяется их «высокий», по сравнению с другими, духовный уровень, а на самом деле сами, своим языком, называют свою проблему и судят себя: определенный период времени они духовно не росли!
Духовный рост – это определенное Богом для христиан действие, которое должно проходить через всю жизнь рожденного свыше человека. Бог Отец, Который родил нас словом благовествования и Духом Своим Святым, со Своей стороны, постоянно занимается процессом роста каждого новорожденного, «Сам дая всему жизнь и дыхание и всё» (Деяния 17:25). «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2-е Петра 1:3). Потому Дух Святой через апостола Павла дает нам еще одно имя Бога: «Бог взращивающий» (1-е Коринфянам 3:7).
Итак, рост внутреннего, духовного человека предусматривает свободное и добровольное участие человека; без этого он просто не может происходить. Это смиренное соучастие в работе Бога над самим собой. Безусловно, первая инициатива всегда принадлежит Господу. Если Он не позовет, – как ты сможешь прийти к Нему? Если Он не помилует и не простит, – как ты сможешь стать прощенным? Если Он не возродит Своим Духом, – как ты сможешь стать Его дитём? Если Он не будет взращивать тебя, – как ты сможешь вырасти? Потому Христос сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоанна 6:44). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15:4-5). «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются добром. Скроешь лицо Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в землю свою возвращаются. Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Псалом 103:27-30).
Но эти и другие подобные утверждения Священного Писания о главенствующей Божьей инициативе не упраздняют и не отменяют ответственности каждого человека, возложенной на нас нашим Творцом через наделение свободной волей в определенных Им Самим рамках. Кто правильно понимает сферу своей личной ответственности перед Богом и постоянно прилагает к дарам Его благодати все свое старание, тот много преуспевает, приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат и возрастает «в меру полного возраста Христова».«Просто поглотить волю человека (как поглощает ее ощущение Его присутствия) для Него бесполезно. Он не может захватывать. Он может только призывать. Его идея в том и состоит, чтобы и капитал приобрести, и невинность соблюсти. Люди должны быть едины с Ним, не утратив своей личности. Ни пренебрежение людьми, ни порабощение их Его не устраивают. Он готов чуть-чуть подстегнуть новообращенных. Он иногда приободрит их, давая ощутить Свое присутствие, пусть слабо и тускло, но с них и того хватает. Он оживляет их благодатной радостью и легкой победой над искушением. Но никогда Он не даст этому долго длиться. Рано или поздно Он отведет их от Своей поддержки и Своего наставничества, если и не в действительности, то в их представлении. Он вынуждает Свои создания встать на собственные ноги и с помощью одной лишь воли исполнять обязанности, потерявшие свою привлекательность. Именно в периоды спада, а не в периоды подъема человек ближе всего к тому, кем (Господь) назначил ему быть» (Клайв Льюис, «Письма баламута»).
Замечайте, наблюдайте и размышляйте. Творец, в Своей любви к нам, дал подсказки: те же принципы и процессы, которые мы можем наблюдать в обычной земной, физической жизни, подобным образом происходят и в нашей духовной жизни.
Духовный рост
Может ли христианин жить без греха?
Нигде в Библии не сказано, что в земной жизни христианин когда-либо достигнет абсолютного совершенства, то есть будет свободен от греха (1Ин.1:8).
Пока мы на этой земле, мы всегда будем бороться с искушением и грехом. Это одна из причин, по которой Иисус в Господней молитве призывал учеников молиться так: «И прости нам грехи наши… и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лк. 11:4, Мф. 6:13).
Иногда мы грешим своими действиями, иногда – помыслами. Иногда мы грешим не тем, что делаем, а тем, чего не делаем. Например, у нас не получается любить или прощать других, иначе говоря, мы не делаем то, что должны, и этим грешим.
Но мы постоянно должны напоминать себе три истины. Первое: то, что мы грешим, не означает, что мы больше не являемся Божьими детьми. Может быть нарушена наша дружба с Ним, но не наши отношения в целом. Второе: когда мы согрешаем, Бог готов простить нас, и мы должны сразу же к Нему обращаться. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1Ин. 1:9).
Третье: Бог хочет нам помочь избегать греха в будущем силой Своего Святого Духа, Который живет в каждом верующем. «Поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16).
Поблагодарите Бога за то, что вы принадлежите Иисусу Христу, и за Его милость и прощение к вам, когда вы согрешаете, и попросите о силе победить грядущее искушение. «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1Ин. 2:1).
Как расти духовно?
Библия говорит: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр. 3:18). Призываем вас, если вы еще этого не делали, организовать свой день так, чтобы у вас было особое время для уединенного общения с Богом.
Следите, чтобы не упускать это «тихое время», поскольку общение с нашим Господом даст силу и способность противостоять сатане (Иак. 4:7), быть выше обстоятельств будней (Рим. 5:3-5) и жить победоносной жизнью (1Кор. 10:13).
Важно читать Библию и размышлять над ней каждый день. Как утверждал апостол Павел в Кол. 1:10 и Еф. 3:17-19, дитя Божье зреет духовно по мере того, как доброе семя Божьего Слова насаждается в сердце, поливается молитвой и возделывается в послушании, прославлении и церковном служении.
Рост в жизни христианина наступает, когда он отдает своё сердце и жизнь Спасителю. Тогда Святой Дух получает возможность преобразить его в подобие Иисуса Христа. Необходимой частью духовного роста является также служение и членство в церкви, где проповедуется Евангелие.
Должны ли христиане поститься?
Пост может быть прекрасным духовным опытом. Верующие, которые никогда не постятся и не молятся, не практикуют духовную дисциплину, которая на протяжении столетий была благословением для многих.
Человек, обладающий хорошим здоровьем, может иногда пропустить приём пищи, чтобы сосредоточиться на уединенном общении с Богом. Это приносит не только духовную пользу, но и, как утверждают некоторые врачи, пользу для здоровья. В ранней церкви пост и молитва считались важными во время поиска Божьего водительства относительно принятия важных решений, таких как выбор духовных лидеров (см. Деян. 13:2-3 и 14:23). Бог вознаградит и благословит каждого, кто постится и молится с правильными мыслями.
Когда постился Иисус (Лк. 4:2), нам сказано, что Он ничего не ел. Скорее всего, это значит, что Он воздерживался от любой пищи, как твердой, так и жидкой, но не от воды. Такой тип поста можно назвать «обычный пост». В Библии есть также несколько примеров «полного поста», предполагающего воздержание от приема как еды, так и воды (см. Езд. 10:6). В Есф. 4:16 царица Есфирь поручает Мардохею: «Поститесь ради меня, и не ешьте, и не пейте три дня, ни днём, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься».
Посмотрите также о посте Павла Деян. 9:9. Другие примеры: Втор. 9:9, Исх. 34:28, 3Цар. 19:8. Этот вид поста – исключительная мера для чрезвычайно исключительной ситуации. Человек должен быть стопроцентно уверен в Божьем водительстве, когда берет пост дольше, чем на три дня, или пост, исключающий употребление воды. Также в этом случае очень важен совет врача.
Бывает также «частичный пост» — ограничение в употреблении определенного вида пищи или определенных приемов пищи, как в Дан. 10:3 и 3Цар.17 гл.. Сегодня это практикуется некоторыми людьми, когда они в течение дня отказываются от одного из приемов пищи и проводят это время в молитве. Пост в библейском понимании может быть публичным и тайным, регулярным и нерегулярным, принудительным и добровольным.
Моя духовная жизнь – как американские горки: всё время то вверх, то вниз. Иногда я чувствую близость к Богу, а иногда – нет, а бывает, вообще ничего не чувствую. Почему это происходит?
Я подозреваю, что многие читатели могут сравнить себя с вами, и до некоторой степени это ощущает каждый христианин. Но Бог не хочет, чтобы наши отношения с Ним были такими, они могут быть другими.
В чем проблема? Одна из причин может заключаться в том, что вы прислушиваетесь к своим чувствам больше, чем к Божьему Слову. Чувства не плохи сами по себе, нам дал их Бог, и они являются важной частью нашей жизни. Но чувства меняются, и эмоции то усиливаются, то ослабевают. И если наша вера большей частью основана на чувствах, то она тоже будет то ослабевать, то усиливаться.
Такая проблема была у Петра. Помните предупреждение Христа о том, что Петр от Него отречется? Петр возбужденно возразил: «Если и все соблазняться о Тебе, я никогда не соблазнюсь», а несколькими часами позже «он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26:33,74). Он позволил эмоциям взять верх над собою.
В чем выход? Выход в том, чтобы не сводить глаз с Христа. Убедитесь, что вы посвятили себя Ему; если вы никогда еще не приглашали Его в свою жизнь, сделайте это сегодня. Затем позвольте Его Слову, Библии, стать вашим ежедневным спутником. Найдите время для молитвы, не только о себе, но и о других. Кроме того, найдите церковь, где проповедуют Христа. Божье обетование истинно: «Приблизьтесь к Богу, и приблизиться к вам» (Иак. 4:8).
Как свидетельствовать о Христе?
Свидетельство является важнейшей частью христианской жизни. Библия учит, что у истинного верующего будет желание делиться с другими тем, что Бог сделал для него (см. Ин.4:28-30,39-42 и 1Ин.1:1-4).
Бог призывает нас и поручает быть Его свидетелями (Мф. 4:19 и Деян. 1:8). Наше свидетельство не всегда принимают, но благодаря Святому Духу мы может иметь силу жить победоносной христианской жизнью и эффективно служить Богу (см. Еф. 5:18 и Лк. 11:13).
Вот несколько советов, которые могут помочь вам приводить людей ко Христу: постоянно живете сосредоточенными на Христе (Мф. 5:16), будьте другом и хорошим слушателем, молитесь, чтобы Святой Дух дал возможность для свидетельства и подготовил человека для принятия животворящего Слова (Ин. 16:7-11), избегайте высокомерия и поучений.
Вы должны ежедневно молиться о людях из своего молитвенного списка и просить у Бога мудрости, чтобы рассказать им о Христе (см. Иак. 1:5, 3:17).
Источник: рубрика «Мой ответ» («Myanswer»), раздел «Духовный рост» («Spiritualgrowth»), bgea.org (перевод с английского)
Духовный рост христианина 03 — Рожден ли ты свыше, — Дмитрий Лео
Важность нового рождения
Человек может ходить в церковь, петь в хоре, читать Библию, нo тaк и нe рoдитьcя cвышe! Дaнный фaкт мы мoжeм прoиллюcтрирoвaть примeрoм из Библии.
Иоан.3:1 Среди фарисеев был один человек, которого звали Никодим. Он был одним из иудейских вождей. Иоан.3:2 Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал: — Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, потому что никто не может совершать таких чудес, какие Ты совершаешь, если не будет с ним Бог.
Никодим был одним из начальников Иудейских. Он был фарисеем, что говорило о том, что он верил в Бога, молился несколько раз в день, постился, глубоко изучал писания и исполнял закон.
Иоан.3:3 В ответ Иисус сказал: — Говорю тебе истину, никто не может увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден.
Иисус сразу заговорил о Царстве Божьем, чтобы разрушить ложные представления фарисеев на избранность. Фарисей считал, что если он иудей и, тем более фарисей, он есть непременный член Царства Мессии. Однако Иисус сказал Никодиму, что недостаточно родиться Иудеем, читать писания и верить в Бога, должно произойти новое рождение, от Бога.
Это указывает нам на то, что некоторые люди могут считать себя верующими, ходить в церковь и читать писание, но если они не были рождены заново они все равно не войдут в Царство Божье. Нет ничего особенного в том, что человек верит в Бога. Библия говорит нам, что и бесы веруют в Бога.
Иак.2:19 Ты веришь, что Бог един, и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха.
Нет ничего особенного в том, что человек знает Библию, Сатана и демоны, знают ее.
Матф.4:6 — Если Ты Сын Божий, — сказал он Ему , — то бросься вниз. Ведь написано же: «Своим ангелам повелит о Тебе», и «они понесут Тебя на руках, чтобы ноги Твои не ударились о камень».
Мы видим, что когда Иисус заговорил о рождении заново, Никодим не понял Его.
Иоан.3:4 — Как это человек может быть рожден еще раз, когда он уже стар? — удивился Никодим. — Не может же он опять войти в утробу своей матери и снова родиться!
Иисус снова объясняет, что значит рождение заново.
Иоан.3:5 Иисус ответил: — Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа. Иоан.3:6 От плоти рождается плоть, а Дух рождает дух. Иоан.3:7 Не удивляйся тому, что Я сказал: вы должны быть заново рождены.
По словам Иисуса, существует два разных момента рождения. Человек рождается от своих плотских родителей, но еще ему нужно родиться от Божьего Духа. Дух вечен, а плоть согласно писанию не унаследует Царства Божьего.
1Кор.15:50 Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного.
Таким образом, ни еврейские корни, ни вера в Бога, ни знание Библии, ни посещение церкви, но рождение от Божьего Духа является обязательным условием, чтобы войти и наследовать Царство Божье.
Как происходит новое рождение?
Иисус, рассказал Никодиму как можно родиться заново.
Иоан.3:16 Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Иоан.3:17 Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти мир через Него. Иоан.3:18 Верующий в Него не будет судим. Кто же не верит, тот уже осужден, потому что он не поверил во Имя единственного Сына Божьего. Иоан.3:19 Суд заключается в том, что в мир пришел Свет, но люди полюбили тьму больше, чем Свет, потому что их дела были злы. Иоан.3:20 Ведь каждый, кто делает зло, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обнаружились его дела. Иоан.3:21 Но кто живет по истине, тот, наоборот, идет к Свету, чтобы было ясно видно, что его дела совершены в Боге.
Злые люди не идут к свету, потому что они возлюбили тьму, но нуждающиеся в спасении идут к свету, спасаются и обретают жизнь вечную.
Когда человек слышит евангелие и принимает его всем своим сердцем, это сопровождается истинным раскаянием в грехах и верой в Господа Иисуса. Вот так и происходит новое рождение от Бога.
Как узнать, кто рожден заново, а кто нет?
В Библии мы находим 5 признаков, по которым можно определить рожден человек заново или нет. Человек кто рожден заново:
- Рожденный от Бога верует, что Иисус есть Христос
1Иоан.5:1 Кто верит в то, что Иисус — Мессия, тот рожден от Бога…
- Речь идет о твердой и непоколебимой вере в Христа, когда человек при любых обстоятельствах в жизни продолжает верить и идти за Господом.
- Однако человек, кто колеблется: «верю не верю», «знаю не знаю», «мне нужно подумать», «я сомневаюсь» и т.п., не рожден свыше.
- Рожденный от Бога побеждает соблазны мира
1Иоан.5:4 потому что тот, кто рожден от Бога, побеждает мир, и эта победа одержана благодаря нашей вере.
- Это человек, который не разделяет мирских взглядов, и его не соблазнишь мирскими удовольствиями и ценностями.
- Однако человек, который не может или не хочет обойтись без мирских удовольствий и принципов, не рожден свыше.
Я постоянно сталкиваюсь с людьми, кто ходит в церковь, но живут как мирские люди. Они настолько побеждены миром, что находят любые оправдания и причины, почему они так живут.
Что собственно предлагает этот мир?
1Иоан.2:16 потому что все, что есть в этом мире, — это желания плоти, желания глаз и житейская гордость, и это не от Отца, а от мира.
- «Похоть плоти» – это плотские желания и прихоти. Для поддержания жизни, человеческое тело имеет самые необходимые потребности: пища, одежда, отдых и т.п. Плотские желания и прихоти, это все то, что сверх необходимых потребностей для жизни: блуд, извращения, пьянство, сигареты, объедение, разные экстремальные переживания и т.п.
- «Желания глаз» – это желания и прихоти глаз. Это когда человек смотрит на что-то, чего у него нет, и решает, что он добьется, чтобы и у него такое же было. Это одежда, ценности, имидж, жилье, авто и т.п. Такие люди покупают что-то, потому что «видят», а не потому что «думают» и имеют возможность для этого.
- «Житейская гордость » – буквально в переводе: гордость, хвастовство жизнью, имением, достатком. Это когда человек пытается жить лучше, чем он может, чтобы перед другими выглядеть круче и достойнее. Библия называет – это гордостью. К сожалению, некоторые христиане, демонстрируют в церкви у кого лучше внешний вид, ремонт, машина и т.п., вместо того, чтобы демонстрировать, сколько через них спаслось, исцелилось и освободилось людей.
- Рожденный от Бога творит праведные дела
1Иоан.2:29 Если вы знаете, что Он праведен, то знаете и то, что каждый, кто живет праведно, рожден от Него.
- Речь не о том, что в течение жизни человек должен хотя бы одно дерево посадить и типа доброе дело сделать. Греческое словосочетание «живет праведно», говорит о постоянной инициативе человека, делать что-то правильное, что предписано в Библии.
- Однако человек, который живет, работает, просто посещает церковь и не творит праведных дел, не может сказать, что он рожден от Бога.
Как пастор я постоянно вижу разницу между теми, кто живут для того, чтобы творить для Бога и теми, кто живет для себя. Одни люди сами проявляют инициативу к служению, других нужно сотню раз упрашивать и мотивировать, чтобы они хоть что-нибудь сделали.
- Рожденный от Бога проявляет любовь к другим
1Иоан.4:7 Дорогие, будем же любить друг друга, потому что любовь от Бога, и каждый, кто любит, рожден от Бога и знает Бога.
- Когда человек рожден от Бога, в нем начинает проявляться Божья сущность – любовь к другим. Любовь Божья она всегда дает, а не принимает. Любовь проявляется не на словах, а на делах. Не достаточно говорить, что я люблю людей, нужно проявлять к ним любовь через все возможные поступки. Кэтрин Кульман называет этот признак самым первым, смотря на который можно определить, рожден человек заново или нет.
- И наоборот, человек, который не рожден свыше, не проявляет любви к другим, но скорее требует ее от других или упрекает других, что они его не любят.
- Рожденный от Бога хранит себя от греха
1Иоан.3:9 Всякий рожденный от Бога не любит грех, потому что в нем заложено Божье семя. Он не может жить греховной жизнью, потому что рожден от Бога.
1Иоан.5:18 Мы знаем, что всякий рожденный от Бога не любит грешить. Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к такому человеку.
Я знаю, что у вас уже возникли вопросы относительно Иак.3:2, где написано, что …все мы много грешим. Давайте посмотрим в греческий текст и увидим разницу в словах «грех» и «согрешение». В 1Иоанна слово «грех» это — грех, преступление. Но в Иак.3:2 это слово – спотыкаться, ошибаться. То есть рожденный заново человек может ошибаться, но уже перестает грешить.
- Когда человек рождается от Бога, он не живет в грехе, как он жил до этого. Все могут ошибаться, но это не одно и то же, как осознано жить в грехе. Библия говорит, что рожденный от Бога не может грешить, потому что Его семя пребывает в нем. Слово Божье как «служба безопасности» хранит человека от греха и у него уже не получается просто так грешить, как он делал это раньше. Например, если вы рожденный свыше, попробуйте начать говорить матерные слова. У вас язык не повернется их скачать. Вот так происходит и в отношении любого греха.
- Однако, человек, который покаялся, произнес молитву покаяния, стал посещать церковь, но продолжает осознанно жить в грехе, согласно Библии не родился заново.
Как мы видим в большинстве случаев свидетельством нового рождения являются плоды человека.
- Рождение заново – это такое перерождение человека, что его слова и действия полностью изменяются.
- Рожденный заново человек – это настоящий христианин, с которого можно брать пример.
- Рожденный заново человек – это тот, смотря на кого можно сказать без преувеличения: я вижу совершенно иного человека. Это не тот человек, которого я знал (а) до этого.
Есть ли второй шанс родиться заново?
Да, именно об этом Иисус и сказал Никодиму …вы должны быть заново рождены.
Иисус сказал Никодиму, что необходимо родиться свыше, не смотря на то, что он был фарисеем, верил в Бога и исполнял Закон. Проблема Никодима была вот в чем. Никодим верил, что Иисус учитель, пришедший от Бога, но он не уверовал, что Иисус есть Мессия – спаситель мира. Никодим не осознал, что он лично нуждается в спасении от греха и перемене образа жизни.
Уверовать в Иисуса, это не просто сказать волшебное слово «я верю». Уверовать в Иисуса, это возненавидеть свой прежний греховный образ жизни, реально раскаяться, полностью вверить свою жизнь в руки Господа Иисуса и начать новую жизнь.
Уверовать — это не просто выйти к сцене и сказать слово «каюсь» и «верю», нужно пойти после этого за Господом и не сворачивать с этого пути.
Только тот человек, кто по настоящему уверовал в Иисуса, и принимает Его своим Господом и спасителем, рождается заново. Преображенная жизнь такого человека и является свидетельством нового рождения этого человека.
Заключение
В этом учении мы затронули только момент рождения свыше. Разумеется, в течение жизни даже рожденные заново люди подвержены искушениям и могут падать, мы видим это в посланиях Нового Завета. Но это уже другие темы для проповедей. Цель этого учения было дать четкое определение для нового рождения:
- Чтобы каждый человек сравнил себя, изменилась ли его жизнь после покаяния, или ничего не изменилось, кроме того, что он только стал посещать церковь.
- Чтобы мы могли видеть, произошло что-то с людьми, после того как они вышли к сцене на покаяние или нет. Это были просто эмоции или этот было настоящее обращение, после которого жизнь человека радикально изменилась.
Резюме
Человек кто рожден заново:
- Верует, что Иисус есть Христос.
- Побеждает соблазны мира.
- Творит праведные дела.
- Проявляет любовь к другим.
- Хранит себя от греха.