0.00 avg. rating (0% score) — 0 votes
Предисловие от ведущей блога.
Вальдорфская система постепенно выходит в нашу жизнь – не так резко, как в нее когда-то ворвались Гленн Доман или Мария Монтессори, но тем не менее все чаще встречаются вальдорфские детские сады и школы, и интерес и к самой системе, и к тому, что она может дать детям и родителям постепенно растет. На первый взгляд, у вальдорфской системы и раннего развития нет ничего общего – раннее развитие предполагает некоторое количество спланированных и предложенных взрослым ребенку занятий. Причем, многие из них не всегда соответствуют традиционным занятиям маленьких детей. Система вальдорфского воспитания подходит к этому вопросу совсем иначе – она как можно дольше оберегает ребенка от интеллектуальной нагрузки, считая ее неестественной и зачастую избыточной. Однако, даже тем родителям, которые являются сторонниками раннего развития детей, есть чему поучится у вальдорфской системы: в первую очередь – терпению и доверию к ребенку и его природным силам, которые в естественной среде будут развиваться в том ритме, который необходим и естественнен для каждого малыша. Во вторую – уважение к ребенку и его занятиям, вовлечение ребенка во взрослый труд, когда участвуя в родительских делах, ребенок учится всему, что ему необходимо в естественной среде, внутри семьи и от тех людей, которые на самом деле – лучшие учителя для маленьких детей. В третью – трепетное и аккуратное отношение к внутреннему миру ребенка, бережное отношение к удивлению, к собственным открытиям ребенка, к его воле и любопытству. И еще много чему другому. Именно поэтому мы сегодня хотим предложить вам познакомиться с переводом небольшой статьи Сары Болдвин (Sarah Baldwin), мамы двух мальчиков и вальдорфского педагога, специализирующегося на раннем детстве, автора блога «Moon Child».
Содержание
- Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план.
- Домашнее дошкольное обучение или детский сад
- Организация домашних занятий с ребенком
- Обустройство рабочего стола ребенка: правила и принципы
- Организация материалов для занятий
- Выбор времени для домашних занятий
- Продолжительность занятий с ребенком
- Домашнее обучение в детском саду
- 3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование
- Надомное обучение
- Плюсы надомного обучения
- Минусы надомного обучения
- Дистанционное обучение
- Плюсы дистанционного обучения
- Минусы дистанционного обучения
- Семейное обучение
- Плюсы семейного обучения
- Минусы семейного обучения
- Выводы
Домашнее обучение дошкольников: жизнь и есть учебный план.
Когда родители, заинтересованные в домашнем вальдорфском обучении просят меня помочь им в составлении учебного плана для их детей в возрасте от 3 до 6 лет, я отвечаю им: «Расслабьтесь! Жизнь и есть учебный план для ваших маленьких детей».
Маленькие дети научаться всему, что им необходимо знать и подготовятся к дальнейшему формальному обучению через участие в семейной жизни, домашние дела и воспитание.
Понимание, что дети нуждаются в физическом, умственном и духовном росте, позволит вам, через обычные ежедневные дела обеспечить их всем, что им необходимо на протяжении этих ранних лет жизни.
Домашний труд как искусство
Мамы, обучающие своих детей дома, знают, как порой сложно сделать так, чтобы и посуда была помыта, и белье выстирано, и еда приготовлена, и дома был порядок. Разумеется, эти обязанности должны быть выполнены в добавок к домашнему обучению, которое может восприниматься как избыточное и создающее суету.
Дети любят имитировать работу, которую выполняют взрослые вокруг них. Через сознавание потребности в имитации, которую испытывают маленькие дети, мы можем включить их в наши ежедневные дела.
Позвольте вашему дошкольнику помогать готовить еду, мыть посуду, развешивать белье, мыть полы и пр. Многие родители не понимают, как хорошо могут маленькие дети делать реальную работу с реальными целями.
Обеспечьте их настоящей, но подходящего детского размера посудой и хозяйственными принадлежностями, и они смогут помогать по-настоящему, а не только претендовать на помощь.
Готовьте натуральную, цельную и здоровую еду. Делая это, у вас есть шанс научить детей правильному питанию и показать им откуда берется еда.
В процессе такой деятельности дети не только обучаются навыкам практической жизни, но и через помощь приобретают уважение к себе. И конечно, дела, вроде нарезки овощей, развивают мелкую моторику, а большие работы, вроде подметания пола – крупную моторику.
Дети изучают математику, выполняя практические измерения и подсчитывая ингредиенты. И знакомятся с научными идеями, такими, как к примеру, изменения веществ и химией через выпечку.
Игра воображения
Вы, конечно, слышали выражение, что «игра это и есть работа для маленьких детей». В вальдорфской системе верят, что активные игры с использованием воображения в раннем детстве помогают в развитии творческого мышления в более поздней жизни.
В вальдорфском детском саду ежедневно много времени уделяется свободной игре детей, которая считается «сердцем утра».
Исследования показали, что те дети, которые в дошкольном возрасте активно и много играли (игры в дом, игры с переодеваниями, ролевые игры), в дальнейшем, когда приходит время для начала школьного обучения, демонстрируют лучшие результаты как в академической, так и в социальной сферах, в сравнении с теми детьми, которые посещали такие детские сады, где больше внимания уделялось чтению и математике.
Натуральные игрушки безгранично воодушевляют детей на разнообразные фантазийные игры. Например, корзина ракушек или деревянные кругляшки могут стать деньгами, посудой, едой, и т.д.
Музыка
Пение не только доставляет много радости и делает наши дни светлее и ярче, оно также помогает расширять словарный запас и совершенствовать речь.
Пение на протяжении всего дня – прекрасный способ облегчить переходы от дела к делу, а также скрасить время работы.
Для пения во время приготовления пищи, уборки и т.п. я очень рекомендую прекрасную коллекцию песен This is the Way We Wash a Day составленную Mary Thienes Schunemann.
Движения
Photo by Phil Romans
Важность движений для маленьких детей не может быть переоценена. Исследования мозга доказали, что существует прямая связь между развитием моторики – и крупной, и мелкой – и умственным развитием малышей.
Ежедневно выделяйте достаточно времени для активных игр на свежем воздухе. Такие занятия как прыжки, карабканье, раскачивание, катание с горки, лазанье по деревьям и строительство снежных крепостей выглядят как игра, но важно знать, что эти занятия на самом деле укрепляют и развивают мозг вашего ребенка и подготавливают его к обучению на протяжении всей его жизни.
Мир вокруг
Photo by nicoleta gramada
Наблюдения за природой во время прогулок на протяжении всех сезонов помогут вам обеспечить «учебный план» в области научных знаний. При этом нет нужды давать ребенку научные разъяснения природных процессов, которые абстрактны и с трудом понятны вашему малышу.
Поощряйте чувство прекрасного в вашем малыше, его благоговение и почтение к природе. Позвольте ему удивляться тем изменениям, которые он увидит в природе на протяжении всех времен года.
Собирайте найденные на прогулке дары окружающего вас мира и дома создавайте из них выставки на «столике природы».
Это ощущение чуда будет развивать в ребенке любопытство и интерес к миру природы, а также будет поощрять малыша, по мере того, как он будет становиться старше, узнавать больше.
Игры
Игры это развлечение, но как же много может быть изучено и получено ребенком через игры!
Классические физические игры, вроде прыжков через скакалку не только помогают развивать тело и мозг, но и через осознание ритмичности скакалки, ребенок также развивает память и свои речевые навыки.
Традиционные игры в кругу, такие как “Ring Around the Rosey,” или “Duck Duck Goose” помогают детям с развитием социальных навыков, например с пониманием идеи очередности.
Существует масса совместных настольных игр, помогающих детям развивать логику, речь, последовательности и т.п.
Конкурентные игры, где есть победители и проигравшие, очень сложны для детей младше 5 лет, т.к. часто заканчиваются либо слезами, либо попытками обмана, т.к. малыши на самом деле очень сильно хотят выиграть. С другой стороны, есть игры направленные на кооперацию, игры, позволяющие каждому участнику внести свой вклад в достижение общей цели.
Творческие занятия
Рисование карандашами и красками, ручной труд и изготовление поделок развивают тонкую моторику малышей.
Повторяясь мы напомним, что исследования нейрологов показали, что нервные окончания в пальцах напрямую соединены с мозгом, и через развитие мелкой моторики путем творческих занятий, формируются и укрепляются нейрологические связки, которые приводят к росту интеллектуального потенциала.
Живя сознательно и с целью, включая наших детей в ежедневные дела, «Жизнь» может преподать нашим детям гораздо больше уроков, чем смогут обеспечить самые престижные и насыщенные учебные предметы.
Домашнее дошкольное обучение или детский сад
/О детях/Детский сад
В Российской Федерации за родителями законодательно закреплено право принимать решение о том, нужно ли ребенку посещать дошкольное образовательное учреждение. Проще говоря, дошкольник может воспитываться как дома, так и в детском саду. Более того, в законе РФ «Об образовании» (ст.18 п.1) говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Посещение детского сада для малыша – зачастую вынужденная необходимость. Заканчивается декретный отпуск, прекращается выплата социальных пособий, у мамы появляется необходимость выйти на работу – как для поддержания финансового благополучия семьи, так и для профессиональной самореализации. Но какие плюсы и минусы есть в детском саду для самого ребенка?
” По многочисленным исследованиям в США, где на домашнем обучении находятся около 4 миллионов детей младшего школьного возраста, эти малыши демонстрируют уровень знаний на выше 30-40%, чем дети, обучающиеся в предшколах.
Причем чаще всего родители не привлекают профессиональных педагогов для обучения детей дома, а занимаются с ними самостоятельно и добиваются успеха вне зависимости от того, есть ли у них профессиональное педагогическое образование и состоятельна ли семья.
В качестве контраргумента обычно приводится довод о необходимости социализации. Некоторые выражаются грубее: «Не будет ходить в детский сад — одичает». На самом деле, это не зависит напрямую от посещения именно детского сада. Часто родители, занимающиеся семейным образованием и развитием ребенка, много общаются с другими семьями с маленькими детьми, водят ребенка в различные кружки, секции, клубы.
” В исследовании 1986 года, в котором изучали поведение и психологическое состояние детей, обучающихся дома и в школе, сделан вывод, что практически единственное отличие малышей, воспитанных дома, — меньшая подверженность влиянию сверстников.
В детском саду малыши довольно быстро формируют собственную группу, хотя в этом возрасте они еще не вполне готовы к созданию собственной социальной группы. В качестве примера приведу рассказ моего знакомого воспитателя: в группе четырехлеток создалась своеобразная «пищевая коалиция». Лидер группы «снимает пробу» с блюда, несколько детей за ним наблюдают и, если он не ест суп или второе, то и они тут же прекращают есть.
В семье дети стремятся подражать родителям, а не ровесникам, больше зависят от мнения авторитета, а не большинства. Эта тенденция сохраняется вплоть до подросткового возраста, когда может возникнуть необходимость активно противостоять давлению сверстников.
” Существует и исследование, проведенное в 1990-2005 годах Национальным институтом детского здоровья и человеческого развития в США. В нем говорится, что если ребенок раннего возраста проводит более 10 часов в неделю в детском саду, то это приводит к значительному дисбалансу его чувства комфортности и к появлению беспокойства. При этом значительно ухудшается положение детей, поступивших в детский сад ранее достижения ими трехлетнего возраста. Это беспокойство, чувство разлуки с мамой может выражаться в повышении агрессии у ребенка.
Профессор Дэвид Элкинд, крупнейший специалист по детской психологии из университета Тафтса (США), писал, что» раннее образование малолетних детей связано, скорее, с нуждами и приоритетами взрослых, чем с тем, что мы знаем о хорошей педагогике раннего возраста».
Разумеется, даже в свете всех этих научных изысканий и исследований не следует безоговорочно утверждать, что воспитание в детском саду отразится на ребенке негативно. Более того, возможно, что вам повезет, и в детском саду вы встретите мудрых и талантливых педагогов, на голову превосходящих большинство родителей в плане воспитания и обучения малышей, способных стать бесценным помощниками для любой семьи. Но все же в целом следует признать: благотворное влияние детского сада на детей до трех лет – скорее счастливое исключение, чем закономерность
11.12.2013 Александра Лукашина
Организация домашних занятий с ребенком
С появлением в доме ребенка многие родители задаются вопросом — как обустроить место для нового члена семьи:
- Каким образом и где расположить кровать;
- Где определить место для игр;
- Какие меры принимать, чтобы обеспечить безопасное времяпровождение ребенка в квартире.
Важным моментом является обустройство рабочей зоны для занятий с ребенком. Ведь по мере взросления он будет не только играть с игрушками, но и рисовать, писать, лепить.
Обустройство рабочего стола ребенка: правила и принципы
- Наличие столика и стульчика. Эти обязательные предметы для занятий с ребенком должны быть подобраны строго с его ростом. Дети до 6-ти лет растут достаточно быстро и вопрос подбора стола оптимальной высоты актуален для сохранения здоровья ребенка.
Для решения этой задачи стоит подумать о покупке стола-трансформера. Такой стол сможет расти вместе с ребенком. Если же примете решение о покупке статичного стола, то будет необходимо постоянно следить за удобством ребенка и правильности положения его спины при занятиях.
- Все материалы, которыми малыш может пользоваться самостоятельно, должны располагаться на расстоянии вытянутой руки. Возможно использование полочек, которые размещены на уровне глаз ребенка;
- Для хранения материалов и обучающих пособий можно использовать и различные короба, и выдвижные полки, но в таком случае сохранить порядок в них будет гораздо сложнее;
- Для детей ясельного и дошкольного возраста большую роль в развитии играет возможность выражать свои эмоции и навыки в художественном образе. Для этого можно приобрести меловую доску. Она может быть подвесной и располагаться недалеко от стола, может быть складывающейся и стоять на полу;
На заметку! Стену рядом с рабочим местом можно выкрасить специальной краской, которая позволяет рисовать непосредственно на стене. Вместо меловой доски можно выбрать маркерную доску.
- Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещенным со всех сторон. Для сохранения наилучшей концентрации и сохранения зрения ребенка свет должен падать с левой стороны, но само помещение при этом также должно быть хорошо освещено. Недопустимы занятия ребенка только с настольной лампой при отсутствии света в помещении.
Если у вашего ребенка в возрасте 4-5 лет проявляются признаки того, что он будет левшой, то рабочее место должно освещаться с правой стороны.
Рабочее место для ребенка можно начинать оформляться с того момента, когда он начинает ходить
Когда начинать обустройство рабочего места для занятий с ребенком
Отдельное место для занятий и обучения в доме должно начинать оформляться с того момента, когда ребенок начинает ходить.
Но это не значит, что уже в год необходимо покупать все возможные атрибуты для домашнего обучения. Новые вещи, связанные с обучением ребенка, должны появляться постепенно. Дайте ребенку возможность привыкнуть к ним и изучить их предназначение.
Постепенно, оформляя интерьер новыми и полезными для развития ребенка вещами, родители решают ряд задач:
- Знакомят ребенка с важностью учебы и развития;
- Приучают ребенка к порядку, дают понимание того, что для каждого занятия есть свое место;
- Показывают ему новый удобный вариант для спокойных игр. Важно только перед занятием освобождать пространство от лишнего, чтобы ребенок мог концентрироваться и не отвлекался на лишнее;
- Улучшают показатели успеваемости при подготовке ребенка к школе. Ведь при регулярных занятиях за столом уже через некоторое время ребенок будет уметь настраиваться на рабочую волну.
Такой подход к занятиям позволяет показывать ребенку важность порядка в рабочей зоне и удобство игры в убранном помещении.
Все занятия с детьми до 6-ти лет должны проходить в игровой форме, а для гиперактивных детей, возможно, придется разрабатывать отдельно подвижный вариант изучения сложного материала.
Особенности мебели для занятий с ребенком
Чтобы избежать травматизма, все предметы рабочей зоны ребенка до 6-ти лет должны быть безопасны.
Это касается и материала, из которого изготовлена мебель, и ее формы.
- Мебель не должна иметь острых краев, углов и выступающих деталей. Если они есть, то необходимо закрыть их специальными накладками, которые можно купить или сделать самостоятельно;
- Важным аспектом при выборе мебели для занятий с дошкольником и ребенком ясельного возраста является функциональность выбранного предмета. Хорошо, если столешница стола будет иметь функцию перемещения и закрепления на нужной высоте, под определенным углом;
- Мебель для занятий с ребенком должна быть легкой и прочной. Малыш может захотеть передвинуть стол или же залезть на него сверху, и такие порывы не должны быть опасными;
- Стул для ребенка до 6-ти лет, кроме подходящей высоты, должен быть устойчивым и твердым, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка. Устойчивость стула снижает опасность травматизма при попытке ребенка встать на него сверху;
- Материалы для мебели должны легко очищаться от загрязнений (пластилин, клей, краски);
- Изготовлена из экологически чистых материалов, прошедших специальную сертификацию.
Организация материалов для занятий
Материалы для занятий, которые еще в силу возраста нельзя давать ребенку без присмотра взрослого (ножницы, клей и т.д.), необходимо держать на высоте.
Если вы будете пользоваться полочками, то идеально подойдет высокая полка на уровне взрослого, в случае с комодом или вертикальной стенкой — верхние отделы. Важно, чтобы ребенок знал их расположение и мог показать вам то, чем он хочет заниматься в текущий момент.
При организации рабочего пространства для ребенка до 3-х лет нужно помнить, что в этом возрасте дети практически все время стараются находиться рядом с родителем или взрослым, который занимается их воспитанием.
Организовав рабочее место, нужно быть готовым, что ребенок будет находиться там только в то время, когда родитель или взрослый в комнате, а в случае, если необходимо пойти на кухню, то ребенок перейдет туда следом за вами.
Возможным выходом будет создание некой минимальной рабочей зоны и на кухне, где взрослый сможет дать возможность ребенку заниматься, не откладывая своих домашних дел.
Выбор времени для домашних занятий
Важным аспектом в организации домашнего обучения является выбор времени для преподнесения нового материала и закрепления уже изученного. Каждый ребенок имеет свои особенности и индивидуален по времени своей продуктивности.
Поэтому в первую очередь в возрасте до 3-х лет родителю или взрослому, который занимается обучением ребенка, необходимо вычислить часы наибольшей продуктивности.
Поиск продуктивных часов и начало занятия
Вычисление наиболее благоприятного времени для занятия с ребенком до 3-х лет проводится в виде наблюдения за поведением и откликом на предложение позаниматься. Если ребенок бодр, весел и проявляет интерес к тому, чем занимается родитель или взрослый нужно попробовать предложить ему выполнить простое задание или показать новый материал.
В том случае, если ребенок идет на контакт, его интерес очевиден, можно попробовать с ним поиграть, используя обучающую технологию.
Если ребенок убегает, отвлекается или же не может сосредоточить свое внимание, занятие лучше отложить.
Поиск продуктивных часов может занять по времени не одну неделю. Если у вас не получается быстро вычислить продуктивные часы, не стоит расстраиваться, а проводите занятие в тот промежуток, когда ребенок готов.
С детьми старше трех лет
Можно определить лучшее время для занятий не только методом наблюдения, но и через вопросы ребенку:
- Указывая на продуктивное время, можно поинтересоваться ощущениями ребенка и попросить запомнить их;
- Впоследствии ребенок сможет сам говорить взрослому о том, готов ли он к занятиям или же есть некие причины, которые нужно устранить для наилучшего результата (голод, усталость и т.д.).
После того, как родитель или взрослый, занимающийся обучением ребенка, определит продуктивные часы малыша, необходимо внести соответствующие коррективы в распорядок дня. Это актуально для занятий с детьми старше трех лет, концентрация внимания которых уже составляет около 5-ти минут.
- Перед началом занятия взрослому необходимо проверить настрой ребенка и задать ему несколько вопросов о том, готов ли ребенок, все ли у него в порядке. Не беспокоит ли его что-либо;
- Занятия с детьми до 6-ти лет проводятся в игровой форме с частой сменой деятельности;
- В раннем возрасте ребенку необходимо большое количество времени, чтобы осмыслить полученные данные и применить их через игру, поэтому проводить занятия нужно в наиболее плодотворные часы и завершать их свободным временем для ребенка;
- Не стоит заниматься непосредственно перед и после еды, сразу после пробуждения и перед сном.
Особенности занятий с детьми, посещающих ДОУ
Для детей, посещающих ДОУ, стоит внести изменения в график занятий и вычислить наиболее подходящее для них время вечером:
- Количество информации для детей, посещающих ДОУ, должно быть уменьшено в соответствии с программой учреждения, чтобы избежать перегрузки информацией. Поинтересуйтесь у воспитателя о том, чем занимался ребенок в течение дня и давайте занятие в другой форме на постижение иных навыков;
- Если ребенок, посещающий ДОУ, вечером не проявляет интереса к занятиям, не настроен на продуктивный лад, то такое занятие необходимо отложить или вовсе не проводить в такой день.
Также при выборе времени занятия с ребенком немаловажную роль играет и настрой взрослого. Во время занятия родителя ничего не должно отвлекать. Отложите на время все свои дела, отключите звук на телефоне и полностью погрузитесь в увлекательный мир обучения ребенка.
Такой подход со стороны родителя или взрослого, занимающегося с ребенком, позволит провести это время с наибольшей пользой. Видя вашу заинтересованность, ребенок с большей охотой будет стремиться к познанию нового и интересного.
Продолжительность занятий с ребенком
Дети дошкольного возраста еще не умеют долго держать свое внимание на одном виде деятельности, поэтому важно понимать, что даже при выборе наиболее продуктивного времени для работы интерес малыша к предложенному материалу может быстро угаснуть.
- Ребенок в 1-2 года может удерживать свое внимание на одном виде деятельности около минуты, а если ребенок задерживает свое внимание на 5 минут — это уже великолепно;
- В 3-4 года продолжительность занятия с малышом одним видом деятельности может составлять от 5 до 15 минут;
- Если ребенка постепенно приучать к совместным занятиям, то уже в 4-5 лет малыш сможет удерживать свое внимание на одном виде деятельности до 30 минут.
Конечно, многих родителей и взрослых, которые стремятся к скорейшему освоению ребенком тех или иных знаний, может расстраивать низкая концентрация ребенка и малые периоды занятий. Но стоит понимать, что это время касается только одного вида деятельности.
Если вы видите, что ребенок потерял интерес или начал отвлекаться, прекратите работу. Дайте ребенку время для усвоения полученной информации. После перерыва вы можете предложить ребенку еще раз заняться незаконченным занятием или предложить другой вид деятельности.
В течение дня можно проводить несколько занятий в то время, когда вы будете видеть, что ребенок готов.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
-
Домашнее обучение в детском саду
Отвечает юрист Анна Басова:
Здравствуйте!
Обучение на дому, в том числе определение количества часов в неделю, в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на основании утвержденного c учетом особенностей развития ребенка индивидуального учебного плана.
В соответствии с Законом об образовании (ч.5 ст. 41), Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам дошкольного образования может быть организовано на дому.
При этом порядок регламентации и оформления отношений между д/с и родителями определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Так, в Москве этот вопрос регламентируется Приказом ДОгМ от 18.04.2014 N 281 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому». В соответствии с данным документом обучение на дому регламентируется как учебным планом образовательной организации, так и индивидуальным учебным планом, разрабатываемым с учетом особенностей и психофизических возможностей обучающихся.
Если Вы проживаете не в Москве, имеет смысл узнать в департаменте образования о нормативном регулировании данного вопроса Вашего региона – возможно, там имеется некая полезная информация относительно организации обучения на дому. Однако, повторюсь, в любом случае этот вопрос решается на основании и с учетом индивидуального учебного плана и заключения ПМПК.
Возможно, в Вашем случае нужно ставить вопрос о неисполнении обязательств — Вы пишите, что в плане указаны преподаватели, которые по факту не посещают ребенка. В такой ситуации рекомендую письменно обратиться к руководителю образовательного учреждения с требованием обеспечить соблюдение учебного плана, а если это не поможет – в региональный департамент образования.
Вполне возможно, что в бюджете региона Вашего проживания не выделяется достаточно средств на индивидуальное обучение – тогда, если это не противопоказано ребенку, компромиссом будет сочетание индивидуальных на дому и групповых занятий в д/с (при необходимости можно получить такие рекомендации в ПМПК).
3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование
Надомное обучение
Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.
При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании».
Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).
Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.
Плюсы надомного обучения
- Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
- Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
Минусы надомного обучения
- Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
- В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
- Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
- Практически полное отсутствие социализации.
Дистанционное обучение
Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Статья 16 Федерального закона «Об образовании»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
Минусы дистанционного обучения
- Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные.
- Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
- Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.
Семейное обучение
Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании»
Причины ухода на семейное обучение разнообразны:
- Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
- Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
- Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
- Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.
Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Плюсы семейного обучения
- Это полноценная форма получения образования.
- Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
- Доступно всем.
- Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
- Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
Минусы семейного обучения
- Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
- Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
Выводы
- Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
- Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
- Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
- Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.
Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.