Содержание
- Роман Пастернака «Доктор Живаго»: краткое содержание, перечень персонажей
- «Доктор Живаго»: о произведении, главные и второстепенные персонажи
- «Доктор Живаго»: краткое содержание произведения
- Юрий Живаго в романе «Доктор Живаго»: образ, характеристика, описание, биография
- Юрий Живаго образ
- Краткое содержание Пастернак Доктор Живаго
- Подробно
- Подробный пересказ Доктор Живаго Пастернака
- Пастернак — Доктор Живаго. Картинка к рассказу
- Сейчас читают
Роман Пастернака «Доктор Живаго»: краткое содержание, перечень персонажей
«Доктор Живаго» принес Борису Пастернаку мировую славу и Нобелевскую премию, от получения которой писателя заставили отказаться. Это произведение стало программным. Чтобы составить мнение о романе, воспользуйтесь своеобразным путеводителем по персонажам «Доктора Живаго» и главным сюжетным поворотам.
Фото: Википедия
«Доктор Живаго»: о произведении, главные и второстепенные персонажи
Борис Леонидович Пастернак — философ по духу и поэт по мировосприятию. Эти свойства его натуры нашли отображение в главном герое романа «Доктор Живаго». Книга была окончена автором в 1955 году (начал писать в 1945-м). Впервые роман был издан в Италии (1957), а потом — в Голландии и Великобритании. В России «Доктора Живаго» опубликовали только в 1988 году.
Содержание романа легко структурируется и систематизируется благодаря краткому пересказу основных эпизодов и сюжетных ходов. Чтобы было проще сориентироваться в изложении, изучите систему образов, которые представил Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго».
Кадр из сериала «Доктор Живаго»
Главные герои романа – это:
Юрий Живаго
Одаренный молодой человек (пишет стихи), в юном возрасте остается сиротой, его воспитывают приемные родители Громеко. Повзрослев, поступает на медицинский факультет, женится на Антонине Громеко, хотя любит Ларису Гишар, работает врачом.
Юрий всю жизнь пытался разобраться в себе, отыскать свое предназначение. Его волнуют перемены в обществе, в жизни. Размышления, духовное естество, мировоззрение, внутренние терзания и душевные переживания Юрия
Живаго — это художественно выраженное «Я» Пастернака. Юрий — классический тип интеллигента, борющегося с внутренними демонами, мятущегося и терзаемого собственным несовершенством и дисгармонией мира.
Антонина Громеко (Тоня Живаго)
Девушка из еврейской зажиточной семьи. Она воспитана, умна, демонстрирует стоицизм в столкновении с реалиями жизни. Ее красота напоминает героинь Сандро Боттичелли.
В 1912 году она оканчивает юридическое отделение Высших женских курсов, выходит замуж за Юрия. В супружестве проявляет терпимость и понимание. Она знает о любви Юрия к Ларе, о его второй жизни, но прощает ему этот грех.
Лара Гишар (Лариса Федоровна Антипова)
Лариса Гишар — дочь обрусевшей француженки Амалии Карловны и бельгийца-инженера. После смерти отца юная Лара вместе с матерью переезжает в Москву. Амалии Карловне покровительствует адвокат Комаровский (она его любовница). Он открывает для них швейный салон и намекает, что юная девушка за это должна одарить его своей любовью.
Под напором опытного ловеласа Лариса отступает и становится любовницей адвоката. Дальнейшая ее судьба — это смятение чувств и желаний, трагическое переплетение страсти и обязанностей. Жизнь Ларисы была надломлена связью с Комаровским, она утратила честь и достоинство. Однако это не лишило ее решимости и силы духа.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»
Виктор Ипполитович Комаровский
Этот герой в романе Пастернака воплощает демоническое начало. Он становится причиной гибели отца Юрия Живаго, грехопадения Ларисы. Комаровский сколотил себе состояние преступным путем, но он обладал связями и влиянием, поэтому удачно избегал наказания.
Павел Антипов (Стрельников)
Павел — красивый молодой мужчина. Получил хорошее образование, отличался острым умом, любознательностью, был активен и готов пожертвовать собой во имя другого человека. Еще в ранней юности он влюбился в Ларису, которая старше его. После женитьбы Павел понимает, что его тяготит материнская опека и нежность жены.
Он приветствовал революцию, поскольку видел в ней шанс более разумно переустроить мир. Однако трагические события революционной действительности приводят к изменениям в его самосознании: Павел становится черствым и жестоким эгоистом. Это подчеркивает его новая фамилия — Стрельников.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»
К второстепенным персонажам романа относятся такие:
Евграф Живаго
Сводный брат Юрия. Он искренне восхищается талантами брата. Появляется в жизни Юрия в критические моменты жизни: помогает продуктами, деньгами, устраивает на работу, помогает с жильем.
Евграфу суждено стать хранителем архива доктора Живаго. После смерти Юрия Евграф (генерал-майор) находит его дочь и опекает ее.
Николай Веденяпин
Родной дядя Юрия Живаго, который стал его опекуном после смерти матери. Он рассказал историю гибели отца Юрия, устроил его в семью Громеко. Обладал литературным талантом.
Александр и Анна Громеко
Родители Антонины были зажиточными. Отец — профессор химии, мать, урожденная Крюгер, происходила из семьи фабриканта-железоделателя.
Громеко владели большим двухэтажным домом в центре Москвы — на углу Сивцева Вражка. Они были хлебосольными хозяевами, щедрыми и добрыми людьми, любили музыку (устраивали вечера камерной музыки) и большие компании.
Михаил Гордон
Одноклассник и друг Юрия Живаго. Он стал свидетелем самоубийства его отца и рассказа Тани Безочередовой. Филолог.
Марина
Третья жена Юрия, с которой он сошелся по возвращении в Москву после отъезда Ларисы и Антонины за границу.
Таня Безочередова
Дочь Юрия Живаго и Ларисы. Ее во время войны отыскал Евграф Живаго. Девушка работала бельевщицей. Оставленная матерью в сторожке на железнодорожном разъезде, Таня воспитывалась умалишенной женщиной Марфой, беспризорничала, отбывала наказание в исправительных домах. Евграф Живаго обещает дать ей образование и профессию.
Это произведение критики называют апофеозом гения Бориса Пастернака. История, описанная автором, — литературное воплощение внутреннего мира и судьбы самого писателя и его поколения. Их жизнь — отражение исторических перипетий, которые происходили в России в бурный период революции и двух мировых войн.
Краткое содержание романа приблизит к пониманию замысла и художественной природы образов Пастернака. Однако составить собственное мнение о произведении, проникнуть в его смыслы сможете только после его прочтения.
«Олеся» Александра Куприна: краткое содержание по главам
«Доктор Живаго»: краткое содержание произведения
Роман «Доктор Живаго», читать который следует внимательно, состоит из двух книг. Все части имеют сквозную нумерацию. Эта особенность натолкнула исследователей на идею ритмичности (стихотворности) — композиционную особенность романа.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»
Предлагаем прочитать краткое содержание романа Пастернака «Доктор Живаго», чтобы составить общее впечатление о произведении:
Часть 1
Детство Юрия Живаго омрачено смертью матери — Марии Николаевны. Отец давно оставил семью. Опеку над Юрием берет дядя Николай. В поезде, который ехал в Москву, происходит самоубийство: пьяный мужчина выбросился из поезда на ходу. Это был отец Юрия. Свидетелем этого происшествия стал маленький Миша Гордон.
Часть 2
В Москву с Урала переехала вдова Гишар с дочерью Ларисой и сыном Родионом. По совету адвоката Комаровского она купила швейную мастерскую и поселилась около Брестской железной дороги. Адвокат неоднократно делал юной Ларе намеки на близость и вскоре совратил ее. Лариса ищет утешение в религии.
Недалеко от Гишаров живут железнодорожники Антиповы и Тиверзины. После забастовки Павла Антипова арестовывают, а его сына Пашу берут на воспитание Тиверзины. Бойкий мальчик знакомится с Ларисой. Он боготворит ее.
Юра Живаго живет в семье Громенко. Во время одного из домашних концертов они становятся свидетелями отравления Амалии Гишар. Юрий знакомится с Ларисой и влюбляется в нее.
Часть 3
Анна Ивановна Громеко заболевает. Тоня, Юра и Миша Гордон оканчивают университетские курсы. Живаго узнает о сводном брате Евграфе и отказывается в его пользу от наследства. В предновогоднюю ночь Анне Ивановне становится хуже. Юрий успокаивает ее. Женщина отпускает детей на вечер к Светницким, благословляет их на супружество в случае ее смерти.
Лара разорвала отношения с Комаровским и устроилась гувернанткой к Липе — сестре Нади Кологривовой. За три года она скопила приличную сумму, но вынуждена отдать ее брату Роде для погашения карточных долгов. Еще часть занимает у бывшего любовника. Вскоре понимает, что не может рассчитаться с ним.
Перед походом на елку к Светницким, где должен состояться решающий разговор с Виктором, Лариса просит Пашу жениться на ней. В это время свет свечи в их комнате рождает у проходящего мимо Юрия строки стихотворения. На вечере Лариса стреляет в Комаровского.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»
Часть 4
Лариса заболела горячкой. Комаровский спасает ее от тюрьмы. От Кологривовых она получает 10 тысяч, выходит замуж за Пашу и уезжает в Юрятин. Юрий занимается врачебной практикой, у него родился сын.
Лариса и Павел учительствуют в Юрятине, у них родилась дочь Катя. Павел и Юрий уходят на фронт. Антипов пропадает без вести, Живаго попадает в госпиталь. Здесь встречает Ларису: она отправилась искать мужа и стала медсестрой. От женщины утаивают, что Павел погиб.
Часть 5
Живаго и Лариса входят в органы самоуправления. Их встречи перерастают в любовь. Юрий открывает ей свои чувства, но вынужден вернуться в Москву к Тоне.
Часть 6
По возвращении домой Юрий Живаго остро чувствует свое одиночество: с Тоней они чужие друг другу, сын его не узнает и пугается, друзья потускнели и исчезли из виду. Он погружен в то, чтобы прокормить семью.
Брат Евграф привозит из Сибири продукты, восторгается стихами Юрия, советует тому перебраться с семьей в Варыкино — имение Тониного деда вблизи Юрятина. Живаго переезжают туда в апреле.
Часть 7
Живаго едут поездом. Юрий узнает, что в крае хозяйничает атаман Стрельников. Его называют Расстрельниковым за жестокость и беспощадность. На одной из станций Живаго принимают за шпиона и отводят к атаману. Стрельниковым оказывается Павел Антипов.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»
Часть 8
Тоня узнает о новых хозяевах, которые захватили дедово поместье, — это старый революционер Аверкий Микулицын. Он выделяет Живаго дом и участок. Они занимаются крестьянским трудом, чтобы выжить.
Часть 9
Евграф навещает брата в Варыкино. Юрий встречает в библиотеке Ларису, но не подходит к ней. Он узнал ее адрес и навестил. Женщина познакомила его с дочерью и рассказала, что Стрельников ее муж.
У Ларисы и Юрия начинается роман. Доктор тяготится тем, что обманывает жену, хочет ей открыться, но не успевает: во время похода к любовнице его пленяют «Лесные братья».
Часть 10
Два года Живаго проводит у партизан: лечит их и ведет философские беседы с командиром Ливерием Микулицыным.
Часть 11
Живаго вынужден был убить троих людей, но при этом спас белогвардейца, вылечил его и отпустил. В среде партизан начинается волна фобий: солдат Палых помешался от страха за близких.
Часть 12
Палых приводит в отряд жену и детей, желая уберечь от смерти, но сам убивает их. После бежит из лагеря, а за ним и Живаго уходит на лыжах под предлогом сбора рябины для лекарства.
Кадр из сериала «Доктор Живаго»
Часть 13
Живаго возвращается в Юрятин к Ларисе. У него изменяется отношение к революции, которая поражает его прямолинейностью и тоталитарным контролем. Переболев горячкой, он остается у Ларисы. Они живут семьей, Юрий работает врачом.
Лариса заговаривает о бегстве из Юрятина, потому что туда приехали Тиверзин и Антипов-старший — фанатики революции. Они уничтожат и ее, и тех, кто рядом с ней. Перед отъездом в Варыкино Живаго получает письмо от Тони: она назвала дочь Марией и эмигрирует с детьми во Францию.
Часть 14
В Варыкино Юрий погружается в творчество. Появляется Комаровский, который сообщает об аресте Стрельникова и о том, что Ларисе нужно бежать. Он уговорил Юрия сказать, что тот приедет попозже. Виктор увозит женщину. К Юрию наведывается Стрельников. После разговора по душам Павел застрелился.
Часть 15
Живаго пешком возвращается в Москву. Он поселяется в Мучном городке в комнате Светницких, сходится с дочерью дворника Мариной. У них рождаются две дочери. Вскоре Живаго исчезает (живет недалеко на съемной квартире), но присылает Марине большую сумму денег. Евграф помогает ему финансово, с работой, хлопочет о его выезде к семье.
Однажды утром во время поездки на работу Живаго становится плохо. Он выходит из трамвая и умирает на остановке. Евграф на похороны приглашает Ларису. Вместе они разбирают архив Юрия, женщина признается, что родила от доктора дочь. Вскоре женщина пропадает.
Часть 16
В 1943 году Евграф находит дочь Ларисы и Юрия. О ней также знает Гордон, который в тридцатых отсидел в лагерях. У девушки начинается новая жизнь.
Проникнуться смыслами этого романа не так просто. Для этого нужно детально изучить сюжет, истории жизни главных и второстепенных героев, установить между ними связи, охватить сложные характеры и динамику внутренних изменений, которые происходят с персонажами.
Борис Леонидович Пастернак
Доктор Живаго
В настоящем издании сохраняются основные особенности авторской орфографии и пунктуации.
К ЧИТАТЕЛЮ
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Борис Пастернак
За тридцать лет широкой известности роман «Доктор Живаго» стал источником самой разнообразной критической литературы на всех языках мира. В связи с его публикацией в «Новом мире» (№1–4, 1988) эта литература начинает быстро пополняться отечественной критикой. Поразительно разнообразие трактовок этого произведения, написанного с намеренной стилистической простотой. Недаром один из читателей написал в «Огонек», что затратил много усилий, пытаясь даже читать между строк, и при этом не обнаружил ничего, способного послужить причиной многолетнего запрета, наложенного у нас на «Доктора Живаго».
Тут возразить нечего.
Автор романа меньше всего думал о публицистике и политическом споре. Он ставил себе совсем иные — художественные — задачи. В этом причина того, что, став вначале предметом политического скандала и небывалой сенсационной известности, книга постепенно превратилась в объект спокойного чтения, любви, признания и изучения.
Художник, по определению Райнера Марии Рильке, одного из самых духовно близких Пастернаку европейских писателей XX века, это человек, который пишет с натуры. Его цель — неискаженно передать, как он сам воспринимает события внешнего мира. Пластически воплотить, преобразить эти события в явления мира духовного, мира человеческого восприятия. Дать этим событиям новую, в случае успеха длительную жизнь в памяти людей и образе их существования.
В молодости Пастернак писал: «Недавно думали, что сцены в книге инсценировки. Это заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас.
Неумение найти и сказать правду — недостаток, которого никаким умением говорить не правду не покрыть. Книга — живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены — это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть».
И далее: «Живой действительный мир — это единственный, однажды удавшийся и все еще без конца удачный замысел воображения… Он служит поэту примером в большей еще степени, нежели натурой и моделью».
Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове — одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания. Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем и несущем жизнь.
В русской литературе это положение приобрело новый животрепещущий интерес, главным образом благодаря художественному гению Льва Толстого. В дополнение к этому Достоевский многократно утверждал, что если миру суждено спастись, то его спасет красота.
Словами одного из героев «Доктора Живаго» Пастернак приводит это положение к форме общественно-исторической закономерности: «Я думаю, — говорит в романе Н. Н. Веденяпин, — что, если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемою человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность её примера.
До сих пор считалось, что самое важное в Евангелии нравственные изречения и правила, заключенные в заповедях, а для меня самое главное то, что Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности.
В основе этого лежит мысль, что жизнь символична, потому что она значительна».
В этом утверждении, читаемом без затруднения и простом по стилю, много существенных, далеко не сразу понятных наблюдений. В частности, из него следует, что красота, без которой мертво даже самое высокое нравственное утверждение, это свет повседневности, то есть именно та правда жизни, которую ищет и стремится выразить художник, лирик по преимуществу.
Бессмертное общение между смертными и есть Духовная жизнь, историческое сознание людей. А символичность жизни, иными словами, возможность записать, выразить её знаком, символом, объясняется тем, что жизнь — значительное, содержательное, осмысленное явление.
«Доктор Живаго» стал итогом многолетней работы Бориса Пастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. С 1918 года он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколения и был по разным причинам вынужден оставлять эту работу неоконченной. За это время во всем мире, и в России особенно, все неузнаваемо изменилось. В ответ менялись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и сам язык, на котором он считал возможным говорить с современниками.
Совершенствуясь от опыта к опыту, текст следовал душевному состоянию своего творца, его ощущению времени. На страницах писем и рукописей, исписанных четким, одухотворенно летящим почерком Пастернака, постоянно упоминается работа над прозой.
В 1915–1917 годах, одновременно с первыми книгами своих стихотворений, Пастернак написал несколько новелл, из которых была напечатана только «Апеллесова черта». Вскоре автор перестал считать удачной не только эту новеллу, но и её манеру, замысел, подчиненный тогдашнему пониманию задач искусства. Эти мысли высказаны им в короткой повести «Письма из Тулы». Новые взгляды Пастернак стремился воплотить в начатом тогда же романе. Посылая его отделанное начало (примерно пятую часть) редактору и критику В. Полонскому, он писал:
«Вот история этой вещи. До 17 года у меня был путь — внешне общий со всеми; но роковое своеобразие загоняло меня в тупик, и я раньше других, и пока, кажется, я единственно, — осознал с болезненностью тот тупик, в который эта наша эра оригинальности в кавычках заводит… И я решил круто повернуть. Я решил, что буду писать, как пишут письма, не по-современному, раскрывая читателю все, что думаю и думаю ему сказать, воздерживаясь от технических эффектов, фабрикуемых вне его поля зрения и подаваемых ему в готовом виде, гипнотически и т. д. Я таким образом решил дематерьялизовать прозу…»
Так появилась известная повесть «Детство Люверс».
До начала тридцатых годов Пастернак время от времени упоминает о продолжении и развитии сюжетных линий романа.
Появляются прозаические (1922 год), а затем — стихотворные главы романа «Спекторский» и «Повесть», в начале которой читаем:
«Вот уже десять лет передо мною носятся разрозненные части этой повести, и в начале революции кое-что попало в печать.
Но читателю лучше забыть об этих версиях, а то он запутается в том, кому из лиц какая в окончательном розыгрыше досталась доля. Часть их я переименовал; что же касается самих судеб, то как я нашел их в те годы на снегу под деревьями, так они теперь и останутся, и между романом в стихах под названием «Спекторский», начатым позднее, и предлагаемой прозой разночтения не будет: это — одна жизнь» (1929 год).
Трагические события в истории страны — коллективизация, надвигающийся террор — и происходившая на этом фоне личная семейная драма требовали перелома и в отношении к себе, своей работе. Пастернак пишет итогово-биографическую «Охранную грамоту» (1931 год).
Замысел работы о судьбах поколения после пятилетнего перерыва приобретает новые черты:
«А я, хотя и поздно, взялся за ум. Ничего из того, что я написал, не существует. Тот мир прекратился, и этому новому мне нечего показать. Было бы плохо, если бы я этого не понимал. Но, по счастью, я жив, глаза у меня открыты, и вот я спешно переделываю себя в прозаика Диккенсовского толка, а потом, если хватит сил, в поэта — Пушкинского. Ты не вообрази, что я думаю себя с ними сравнивать. Я их называю, чтобы дать тебе понятье о внутренней перемене.
Я мог бы сказать то же самое и по-другому. Я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моими», — читаем в письме к отцу 25 декабря 1934 года.
Период, связанный с Первым съездом писателей (1932–1936), стал временем наибольшей общественной деятельности Пастернака.
Во многом это объяснялось инициативой Горького и Бухарина. О Пастернаке писали и говорили. На него возлагали надежды. На съезде он был выбран в правление Союза, несмотря на то, что в своей речи сказал: «При огромном тепле, которым окружает нас народ и государство, слишком велика опасность стать социалистическим сановником. Подальше от этой ласки во имя её прямых источников…»
Пастернак чувствовал большую ответственность, участвовал в собраниях и дискуссиях, отстаивая свое мнение самостоятельного художника. Ему резко возражали. Все это тяготило его, как утомительная и бесполезная трата времени. Он страдал от бессонницы и переутомления. После вынужденной поездки в Париж на Конгресс писателей в защиту культуры летом 1935 года заболел и поехал в Болшевский санаторий. Вспоминая об этом периоде, Пастернак писал В. Ф. Асмусу:
Юрий Живаго в романе «Доктор Живаго»: образ, характеристика, описание, биография
Молодой врач Юрий Живаго работает в Крестовоздвиженской больнице в хирургическом отделении. Также он имеет частных клиентов, к которым ездит на дом:
«В хирургическом отделении Крестовоздвиженской больницы, где он служил…» «Ему было некогда, он торопился к себе в больницу, а до этого должен был еще заехать к двум больным с визитом на дом…» Юрий является творческим характером, у него есть творческие задатки:
«Встретились два творческих характера, связанные семейным родством…» «…другие стороны Юриной природы – его творческие задатки и его размышления о существе художественного образа и строении логической идеи.» Доктор Живаго хорошо думает и очень хорошо пишет. Он сочиняет стихи, но мечтает в будущем писать книгу в прозе:
«Юра хорошо думал и очень хорошо писал. Он еще с гимназических лет мечтал о прозе, о книге жизнеописаний…» «Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов…» Юрий мечтает найти свой оригинальный писательский стиль:
«Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой…» «Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала.» Юрий Живаго — странный любопытный человек, по мнению Лары:
«…с Юрием Андреевичем. Странный любопытный человек, думала она. Молодой и нелюбезный.» (Лара о Юрии) Доктор Живаго является умным человеком с живым, подкупающим умом, по мнению Лары:
«Но умный в лучшем смысле слова, с живым, подкупающим умом.» Юрий Живаго всю жизнь старается относиться с любовью ко всем людям, тем более к семье и близким:
«…так же как всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о семье и близких.» Юрий — трудолюбивый и деятельный человек. Он всю жизнь чем-то занят:
«Всю жизнь он что‑нибудь да делал, вечно бывал занят, работал по дому, лечил, мыслил, изучал, производил.» Юрий Живаго — жизнелюбивый человек, которому хочется двигаться вперед, к совершенству:
«Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его.» Доктор Живаго владеет несколькими иностранными языками, в частности немецким:
«С первым Юрий Андреевич объяснялся по‑немецки…» «Языки я знаю хорошо…» (Живаго о себе)
Юрий Живаго — начитанный человек, по словам партизана Ливерия Микулицына:
«Между тем вы – доктор, начитанный и даже, кажется, сами что‑то пишете. Доктор Живаго любит творчество поэта Маяковского:
«Скажу снова. Маяковский всегда мне нравился.» Доктор Живаго не любит людей, которые никогда не падали и не оступались. Он считает, что добродетель таких людей не так ценна:
«Но я уклонился в сторону. Я думаю, я не любил бы тебя так сильно, если бы тебе не на что было жаловаться и не о чем сожалеть. Я не люблю правых, не падавших, не оступавшихся. Их добродетель мертва и малоценна. Красота жизни не открывалась им.» Юрий Живаго является фантазером и упрямцем:
«Ее Юрочка, фантазер и упрямец, наконец смягчился, слава Создателю…» Доктор Живаго — несговорчивый человек, человек твердых решений, по мнению Комаровского:
«Вы человек твердых решений, я знаю.» (Комаровский о Живаго) «Нет, вы мне все больше и больше напоминаете вашего отца. Такой же несговорчивый.» (Комаровский о Живаго) От Юрия всегда веет свободой и беззаботностью, по мнению Лары:
«Веяние свободы и беззаботности, всегда исходившее от него, и сейчас охватило ее.» Юрий Живаго является талантливым человеком, по мнению Анны Ивановны Громеко (матери Тони):
«Ты талантливый… А талант, это… не как у всех… Ты должен что‑то знать… Скажи мне что‑нибудь… Успокой меня.» Доктор Живаго является талантливым врачом и гениальным диагностом:
«Вот это, говорят, диагност! Только и разговору.» «Но ведь сами они в один голос кричат: гениальный диагност, гениальный диагност. И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни.» О внешности взрослого Юрия Живаго известно следующее:
«…удивленно посмотрела на этого курносого, ничем не замечательного незнакомца.» (Лара о Юрии) «Курносый и нельзя сказать, чтобы очень красивый.» (Лара о Юрии) «…худой рослый доктор в неказистой одежде походил на искателя правды из простонародья…» (внешность Юрия в Москве после возвращения с Урала) «У этой Тани манера улыбаться во все лицо, как была у Юрия, ты заметил? На минуту пропадает курносость, угловатость скул, лицо становится привлекательным, миловидным. Это один и тот же тип, очень у нас распространенный.» (о Тане, совместной дочери Юрия и Лары) В 1915 г. во время Первой мировой войны сразу после рождения сына Юрия Живаго отправляют служить на фронт. Доктор с трудом привыкает к ужасам войны:
«Юрий Андреевич рассказал ему, с каким трудом он привыкал к кровавой логике взаимоистребления, к виду раненых…» Пока доктор Живаго находится на фронте, его друзья Гордон и Дудоров выпускают его книжку, которая в итоге пользуется успехом:
«Юрию Андреевичу писали, что Гордон и Дудоров без его разрешения выпустили его книжку, что ее хвалят и пророчат ему большую литературную будущность…» В 1916 г. на фронте Юрий Живаго знакомится с Ларой Антиповой, которая служит медсестрой. В юности Юра несколько раз видел ее в Москве, но не общался лично. Теперь Живаго влюбляется в Лару, хотя и сопротивляется этому чувству:
«Таким новым было честное старание Юрия Андреевича изо всех сил не любить ее, так же как всю жизнь он старался относиться с любовью ко всем людям, не говоря уже о семье и близких» В 1917 г. в доктор Живаго возвращается с фронта после двух лет отсутствия. В это время в России происходят революционные события. Юрий теряет интерес к своим друзьям, которые «тускнеют и обесцвечиваются»:
«…нетерпеливо рвался к этой жизни обратно после более чем двухлетней разлуки.» «В течение нескольких следующих дней обнаружилось, до какой степени он одинок. Он никого в этом не винил. Видно, сам он хотел этого и добился. Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения.» «Теперь Юрию Андреевичу были близки одни люди без фраз и пафоса, жена и тесть, да еще два‑три врача‑сослуживца, скромные труженики, рядовые работники.» В Москве он ведет дневник, в который записывает свою прозу, стихи и т.д.:
«Иногда урывками, кроме периодических записей для своих медицинских трудов, он писал здесь свою «Игру в людей», мрачный дневник или журнал тех дней, состоявший из прозы, стихов и всякой всячины…» В 1917 г. семья Живаго начинает бедствовать в Москве. Чтобы выжить, Юрий и Антонина отдают свою мебель и одежду в обмен на дрова и еду. Тем временем Юрий заболевает тифом, к счастью, не смертельно: «Но тифом он заболел гораздо позднее. В промежутке бедствия семьи Живаго достигли крайности. Они нуждались и погибали.» В этот период на помощь Юрию приходит его сводный брат Евграф. С этих пор брат не раз помогает доктору Живаго в трудных ситуациях. Судя по всему, Евграф имеет какие-то связи с новыми, коммунистическими властями: «Ну да, твой омский брат Евграф. Сводный брат твой.» «Он тебя обожает, тобой зачитывается.» (Евграф обожает своего брата Юрия) «Он такой чудной, загадочный. По-моему, у него какой-то роман с властями.» (о Евграфе) В апреле 1918 г. по совету Евграфа доктор Живаго уезжает с женой и сыном на Урал в Варыкино. Там дед Тони, фабрикант Крюгер, владел заводами и имением:
«В апреле того же года Живаго всей семьей выехали на далекий Урал, в бывшее имение Варыкино близ города Юрятина.» «Варыкино? Здешние места мне знакомы. Бывшие Крюгеровские заводы.» «…жена – дочь здешнего фабриканта и помещика.» (об Антонине) В Варыкино семья Живаго поселяется в старом доме, который им предоставляют знакомые. Юрий и Тоня сами возделывают землю и выращивают овощи и фрукты, чтобы прокормиться:
«Какое счастье работать на себя и семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону…» Юрий и Антонина не чувствуют себя в безопасности из-за своего происхождения (оба выросли в богатых еврейских семьях):
«А, так дело в Крюгере, в том, что вы его родня? Да как у вас язык поворачивается признаваться в таких вещах в наше время?» (о дедушке Тони — фабриканте Крюгере) Живя на Урале, Юрий Живаго скрывает, что он доктор. Однако местные жители узнают о его профессии и ходят к нему на прием. В знак благодарности пациенты приносят ему продукты:
«Я отказался от медицины и умалчиваю о том, что я доктор, чтобы не связывать своей свободы. Но всегда какая‑нибудь добрая душа на краю света проведает, что в Варыкине поселился доктор, и верст за тридцать тащится за советом, какая с курочкой, какая с яичками, какая с маслицем или еще с чем‑нибудь.» На Урале у доктора Живаго впервые появляются проблемы с сердцем (в это время ему около 26 лет). Юрий предсказывается себе раннюю смерть:
«»Немного простужен, кашель и, наверное, небольшой жар. Весь день перехватывает дыхание где‑то у гортани, комком подкатывая к горлу. Плохо мое дело. Это аорта. Первые предупреждения наследственности со стороны бедной мамочки, пожизненной сердечницы. Неужели правда? Так рано? Не долгий я в таком случае жилец на белом свете.» «Это болезнь, склероз сердечных сосудов. Стенки сердечной мышцы изнашиваются, истончаются и в один прекрасный день могут прорваться, лопнуть.» (Юрий о своей болезни) Живя на Урале, Юрий старается что-то писать в свободное время:
«Хочется писать. Надо торопиться. Не оглянешься, и весна. Тогда будет не до чтения и писания.» Ему по-прежнему хочется написать крупную научную или художественную работу, которая бы осталась в памяти людей:
«»Как хотелось бы наряду со службой, сельским трудом или врачебной практикой вынашивать что‑нибудь остающееся, капитальное, писать какую‑нибудь научную работу или что‑нибудь художественное.» Здесь, на Урале, Юрий случайно встречает Лару в библиотеке. Между героями завязывается тайная любовная связь:
Юрий Живаго образ
Юрий Живаго образ
1. Общая характеристика. Юрий Андреевич Живаго — главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Это представитель интеллигенции, врач, поэт, попавший в водоворот революционных событий в России.
Живаго участвует в Первой мировой и Гражданской войнах. Для автора он представляет собой идеал человека, несмотря ни на что сохраняющий в себе доброту и порядочность.
2. Значение фамилии. Пастернак взял фамилию своего героя из церковнославянской молитвенной фразы — «сына Бога живаго». Таким образом она происходит от слова «живой». Роман начинается с парадокса, когда на вопрос «Кого хоронят?» следует ответ — «Живаго». Похороны «живого» (точнее «живой») — символ, означающий начало великих испытаний не только для маленького Юрия, но и для всей России.
Главному герою очень часто грозит смертельная опасность, жив он остается каким-то чудом. По иронии судьбы умирает он на улице от остановки сердца. Физическая смерть Живаго не означает смерти духовной. Юрий Андреевич остается жить в своих стихах и в памяти близких людей.
3. Характер. Юрий Живаго практически не имеет собственной воли и просто «плывет по течению». Он не желает принимать участия в исторических потрясениях. Мечта доктора — найти тихий укромный уголок и спрятаться в нем. На судьбу Живаго огромное влияние оказывают окружающие люди: жена Антонина, Лара, брат Евграф.
Самому Юрию с большим трудом дается принятие важных решений. Бесхарактерность Юрия Живаго ведет корни от идей Л. Н. Толстого, который считал, что единичная воля не оказывает никакого влияния на исторический процесс. Доктор случайно оказывается на переломе истории и пытается хоть как-то приспособиться.
4. Мученичество. В романе очень много христианской символики. Слова и фразы из молитв — органическая часть внутренних монологов Юрия Андреевича. Непростая судьба доктора дает основания считать его мучеником новой эпохи. Это сближает главного героя с образом Иисуса Христа. Православное мироощущение Живаго вступает в прямое противоречие с новой властью. Доктор постоянно ходит по краю пропасти, но не может стать таким, как все.
5. Три женщины Живаго. Личной трагедией главного героя становится мучительный выбор между двумя страстями: к жене и к Ларе. Для нравственного идеала (каким представляет Живаго автор) одновременные отношения с двумя женщинами выглядят достаточно странно. Но это объясняется опять же нерешительностью и мягкостью Юрия Андреевича.
К женитьбе на Тоне Живаго подтолкнула умирающая Анна Ивановна («Поженитесь. Вот я и сговорила вас»). Главный герой, как обычно, принял судьбоносное решение под чужим влиянием. К жене он, однако, очень сильно привязался. Антонина олицетворяла для него домашний уют и покой. Это было особенно важно в свете будущей войны.
На фронте Живаго встретил Лару и влюбился по-настоящему. Роман начался уже на Урале, где главный герой с семьей пытались скрыться от революционной стихии. Юрий Андреевич разрывается между Антониной и Ларисой. Бесхарактерный интеллигент впервые в жизни должен сам изменить свою судьбу. Сделать этого он не может.
Вновь вмешиваются внешние обстоятельства. Мобилизованный в красный отряд Живаго теряет семью. На его долю выпадает кратковременное счастье с Ларой, но и с этой женщиной он расстается навсегда. В конце концов Юрий Андреевич добирается до Москвы и начинает жить с Мариной. К этому времени он совершенно опускается. Марина сама выбирает его в «мужья», проявляя чудеса самопожертвования.
6. Оценка образа. Доктор Живаго — крайне противоречивый образ. Он вызывает к себе лишь жалость и сочувствие. Бесхарактерность и нерешительность Юрия Андреевича делают несчастными и окружающих его людей. Проявление хоть какой-нибудь воли во многих ситуациях действительно могло улучшить его судьбу. Врач и поэт совершенно отстраняется от реальной жизни, что обрекает его на одиночество и смерть.
Доктор Живаго
Образ Юрия Андреевича Живаго из романа «Доктор Живаго» создавался известным русским поэтом и прозаиком Борисом Пастернаком на протяжении 1945–1955 годов. Прообразом для доктора Живаго несомненно стал сам Борис Пастернак, выходец из интеллигентной московской семьи. Его мать была известной пианисткой, а отец — академиком живописи в Училище живописи. С ранних лет Пастернак проявлял интерес к музыке и поэтическому искусству. Но у него не было абсолютного слуха, чтобы чувствовать себя свободно на стезе музыканта. И он сначала поступил на юридический факультет Московского университета, а через год по совету Скрябина перешел на исторический факультет, который окончил по философскому отделению.
В романе «Доктор Живаго» через образ главного героя Борис Пастернак выразил свой собственный взгляд на эпоху и происходящие в стране события. Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне одного из самых драматических периодов от начала столетия до Гражданской войны, нэпа и периода Великой Отечественной войны, писатель затронул сокровенные вопросы бытия — тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, христианства, еврейства.
Местом жизни и пребывания Юрия Живаго является Москва и вымышленный сибирский город Юрятин, название которого писатель образовал от имени главного героя. То есть в переносном смысле — это место жизни Юрия Живаго в самом себе, своем внутреннем мире под названием Юрятин. Внутренний мир героя настолько богат, что позволяет ему выживать в страшных условиях потрясений российской жизни (многие исследователи жизни и творчества Пастернака считают, тем не менее, что прообразом Юрятина считается уральская Пермь).
По сюжету романа Юрочка Живаго — выходец из в прошлом богатой, но разорившейся дворянской московской семьи. Его семейству в Москве раньше принадлежали и мануфактура, и банк, фамилия его была известна на всю Москву. Но комфортные времена окончились. Отец Юры бросил мать и проводил время в кутежах в Сибири и за границей. Мать растила его одна, нередко отправляясь на лечение в Италию или на юг Франции. Тогда Юра либо сопровождал ее за границу, либо оставался с чужими людьми, к чему он привык с раннего детства. Роман начинается тем, что Юра Живаго хоронит свою мать. Затем он отправляется вместе с дядей, братом матери, на юг России, где тот занят в издательстве одной прогрессивной газеты.
Дядя впоследствии уехал за границу, а немного повзрослевший Юрий Живаго, вернувшись в Москву, воспитывается в семье профессора химии Александра Громеко и его жены Анны по отцу Крюгер, наследницы заводов и имения под Юрятином. В их семье росла еще и дочка, ровесница Юры, Тоня, которая впоследствии стала его женой В юности впечатлительный Юрий начал писать стихи. Они печатались. Но, считая писание стихов занятием, не приносящим дохода, он избрал себе профессию врача и поступил на медицинский факультет университета.
В доме Громека была тепличная интеллигентная атмосфера и всегда бывало много друзей. Один из них — ценитель Юриных стихов — Миша Гордон, студент философско-филологического факультета. В детстве и юности Живаго два раза случайно при странных обстоятельствах встречал будущую любовь всей своей жизни — Лару Гишар, которая была дочкой разорившейся француженки и бельгийца. Соблазненная любовником своей матери адвокатом Комаровским, Лара в одну из их случайных с Живаго встреч стреляла в своего совратителя.
С Ларой Юрий Живаго встретился также на одном из фронтов Первой империалистической войны, куда его мобилизовали как доктора. К тому времени у него с Тоней уже родился сын. А Лариса Гишар, выйдя замуж за своего друга Пашу Антипова, уезжает на Урал в Юрятин, там у них родилась дочь. Антипов ушел на фронт. Вслед за ним на фронт ушла сестрой милосердия и темпераментная, не терпящая проволочек в жизни Лара. Познакомившись с ней ближе, уже взрослый Живаго влюбился в Ларису, и эти чувства были взаимны, хотя они оба под давлением долга перед созданными уже ими семьями пытались их подавить.
Полоса отчуждения легла между Юрием и Тоней по его возвращении в Москву. Он рассказал ей про Антипову. Но Лариса также любила и своего мужа, и она вернулась в Юрятин раньше, чем покинул фронт Живаго, убегая от своих чувств. Снова Живаго и Антипова встретились уже во время Гражданской войны. Приняв решение спрятаться на время от потрясших Москву революционных событий, семья Громеко вместе с Юрием Живаго выехала в свое имение Варыкино недалеко от Юрятина. Там, в Юрятине, Живаго снова встречает Лару, которая работает учительницей в местной школе. Ее муж, взяв себе фамилию Стрельников, стал грозным революционным комиссаром, пропадающим все время на фронтах войны, поэтому женщина жила одна, заботясь о дочери.
Будучи не в силах противостоять своему чувству, Живаго сошелся с Ларой Антиповой. Проводя с Ларисой время в Юрятине, он разрывался между двумя дорогими ему женщинами, не в состоянии бороться с силой жизни, которая влекла его к Ларе. К тому времени его жена была беременна вторым ребенком. Сам Живаго попал в плен к партизанским отрядам красных и два года служил у них доктором. Вернувшись из плена, он снова нашел Лару. Они были счастливы вместе, хотя историческая ситуация грозила полным крахом прежней жизни. Большевики устанавливали в стране свою власть. Снова появился Комаровский, который увез Лару с дочерью из заснеженного Варыкина, где они прятались от войны вместе с Живаго. Юрий позволил им это сделать, оставшись один. Варыкино навестил Стрельников, не застав там Лару, но узнав от Живаго, что она любит их обоих.
Из-за внутреннего опустошения Антипов-Стрельников покончил жизнь самоубийством. А Живаго вынужден был вернуться в Москву, которую к тому времени уже покинула депортированная на философском пароходе его семья. По пути он прихватил с собой крестьянского мальчика Васю, которого в Москве, куда они попали в начале нэпа, попытался вывести в люди. По знакомству он устроил его в бывшее Строгановское училище, где тот скоро перешел на полиграфический факультет. Живаго некоторое время писал маленькие книжки по философии и медицине, а Вася их печатал в качестве засчитывавшихся ему экзаменационных работ. К тому же Юрий Андреевич состоял некоторое время в качестве штатного доктора разных объединений. Он все время обращался с ходатайствами о политической реабилитации своей семьи, о выдаче ему загранпаспорта, чтобы забрать ее из Парижа, но безуспешно.
Постепенно Васька от него отошел. А Живаго переселился в бывший дом Свентицких, где обитал в качестве управляющего бывший дворник семьи Громеко Маркел, и начал опускаться. С дочерью Маркела Мариной он прижил двух дочерей. В один из дней Юрий встретил своего сводного брата Евграфа, который помог ему снять комнату, дал денег и стал хлопотать о его возвращении на работу в больницу. Сообщив через письмо Марине, безумно его любившей, о своем временном уходе, Живаго занялся писательством по чистой случайности в той самой комнате, где жил когда-то юный Паша Антипов. В один душный летний день он умер от сердечного приступа, выходя из переполненного трамвая. В день его похорон в бывшую комнату Антипова случайно зашла Лариса, узнав в покойнике своего любимого Юрия Живаго.
Евграфу Живаго она рассказала историю об их общей с Юрой дочери, потерянной ей на севере во время переезда с Комаровским. Попросив разыскать дочь, Лариса куда-то исчезла. Судьба ее скрыта завесой авторских предположений о возможном аресте и гибели в лагерях. А некоторое время спустя, товарищи Живаго Гордон и Дудоров узнали из рассказа простой бельевщицы Тани Безотчей то, что она является потерянной дочерью Живаго и Ларисы. Для них это открытие стало грустной аллегорией высокого в низком.
Юрий Живаго, в имени которого автор зафиксировал живучесть героя, прошел через насильственную эпоху разрушения старого мира. Эта эпоха, словно кирзовыми сапогами, прошла через его жизнь. Живаго не борец, а ретранслятор той эпохи. Интеллигент, в котором грусть и растерянность перед колесом революции и новой грубой жизнью в России сменяются, если не верой, то любовью к самой жизни, которая питала его душу с раннего детства.
Роман «Доктор Живаго» был запрещен советской цензурой и предан официальному поруганию. Он впервые был напечатан в Италии, в Милане в 1957 году. В 1958 году Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, которую представители его семьи получили уже после смерти писателя. Образы Юрия Живаго были созданы в фильмах, снятых по роману в Бразилии в 1959 году, в США в 1965 году, в Великобритании в 2002 году и, наконец, в России в 2005 году. Русский Живаго был воплощен на экране актером Олегом Меньшиковым.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Краткое содержание Пастернак Доктор Живаго
В романе Борис Пастернак рассказывает о русской интеллигенции в смутное революционное время и становление Советской власти. Не все приняли новую власть сразу, а еще долго метались то к белым, то к красным, боясь изменить свою жизнь кардинально.
Начинается повествование со сцены похорон. У десятилетней Юры умерла мама, ему кажется, что земля уходит из-под ног. Он еще не знает, что его отец, промотав миллионное состояние сбежал. Под свое покровительство Юру берет дядя Николай Николаевич Веденяпин, брат матери. Он его увозит к своему приятелю Воскобойникову, в Москву. Там мальчик знакомится с Никой, Мишей И Надей. Это дети революционеров и интеллигентов, которые не могут найти себя в этом вышедшем из-под контроля мире событий.
Проходит немного времени и с Урала приезжает еще одна семья. У Амалии Гришар двое детей, они начинают дружить между собой. Самое интересное, что Гришар не такая уж и бедная, но почему-то от нее веет безысходностью, впрочем, как и от других интеллигентов. Все скорее заключается не во взбунтовавшемся обществе, а в людях, которые не хотят работать, а тянутся к достатку, играют на публику.
Пока взрослые не могут себя найти. Дети выросли, закончили высшие учебные заведения имеют престижные профессии. Потихоньку между молодыми людьми начинают просыпаться чувства. Они женятся и заводят детей. Им кажется, что они любят друг друга, но любовь эта какая-то интересная. То им хочется встать на защиту отечества. Тут возникает интересный вопрос, где Родина. На чью сторону встать белых или красных. Не только герои романа мечутся и не могут определиться, вся Россия в недоумении. То же самое происходит и в отношениях между близкими. Вроде бы и есть любовь, а с другой стороны нравится кто-то другой, сердце требует чего-то хорошего, а чего не понятно. Так и доктор Живаго прекрасный врач, но себя никак не найдет ни у красных ни у белых. С женщинами не может разобраться. Сложные обстоятельства накладывают отпечаток, на людей ломая и их судьбы. Даже самым сильным становится трудно, и они начинают задумываться, а так ли они поступают.
Тяжелое время, оно не сломает только сильных и целеустремленных людей.
Подробно
Книга широко известна не только в нашей стране, но и на Западе. Автор показал нам через судьбу русского врача, который прекрасно сочинял стихи, жизнь и веяния интеллигенции в России.
С первых страниц романа перед нами предстает картина похорон мальчика по имени Юра Живаго. Ребенок очень сильно переживал смерть матери и поэтому плакал совсем не по-детски. Чтобы успокоить мальчика, его уводит родной дядя, бывший священник. Они ночуют в монастыре, а утором Николай Николаевич увозит Юру к себе.
После отъезда дяди в Петербург воспитанием Юры занялись остальные родственники. У них в доме всегда были интересные люди, которые своими разговорами настолько увлекали мальчика, что это помогало развиваться его творческим способностям. Дочь семейства Крюгер Тоня и Михаил Гордон были ему прекрасными друзьями, и поэтому Юрию совсем не было скучно в этом доме.
Как- то раз, отцу Тони нужно было проводить одного из музыкантов, который только что отработал концерт в их доме, в гостиницу по срочному вызову. Оказалось, что именно в одном из номеров пыталась покончить жизнь самоубийством его подруга Амалия Карловна. Юрий очень хотел пойти туда тоже, и профессор пошел на уступки мальчика. Юра пошел, конечно, не один, а со своим другом Мишей.
Пока ребята ожидали в передней комнате и слушали наигранные причитания вдовы Гишар, Юра замечает красивую девушку, которая дремала, но поскольку рыдания Амалии Карловны были настолько громкими, что она проснулась и стала показывать непонятные знаки мужчине, который тоже присутствовал в этом номере.
Долго думая, где же он видел этого мужчину, Юра ужаснулся и рассказал другу, что это незнакомец давным-давно ехал вместе с их семейством в поезде и долго напаивал отца, после чего тот бросился под рельсы. Но кто ,же была эта девушка, которая побаивалась этого мужчину. Ею оказалась дочь госпожи Амалии Карловны, которую звали Ларисой. Она была гимназистской, и совсем не выглядела на свой возраст. Приметив такую красавицу, ею увлекся Виктор Ипполитович Комаровский, известный адвокат и советчик во всех делах ее матери. Девушка приняла его ухаживания под сильным натиском Амалии Карловны, хотя его она сильно ненавидела и боялась.
Прошло несколько лет. Юрий Живаго поступил в институт на медицинское отделение, и он опять встречается с Ларисой при пикантных обстоятельствах. Зимним Вечером вместе со своей уже названной невестой Тоней Громеко Юра ехал на елку к Свентицким. И там он встречает Ларису. Она говорит молодому человеку Паше Антипову, что хочет вырваться из рук этого пошлого человека и предлагает им пожениться. И во время празднования вечеринки девушка пытается убить Комаровского, но не получается, она ранит другого человека. От тюрьмы ее опять спасает ненавистный адвокат.
Пережив потрясение, девушка нанимается воспитателем к младшей дочери Комаровского. Но неприятности не заканчивались. Ее беспутный брат проигрывает большие деньги, и Ларисе приходится отдать ему не только все свои заработанные деньги, но и занять некоторую часть у Комаровского.
Вскоре Ларса и Паша стали мужем и женой и уехали проживать на Урал. Жили они замечательно, девушка работала преподавателем в гимназии, и они воспитывали красивую дочку Катеньку.
Поженились и Юрий с Тоней. Только вот нашему герою не удалось увидеть сына, так как началась война. Ушел воевать и Павел Антипов. Прожив три года с Ларисой, он долго сомневался в истинной любви жены к нему, и для того, чтобы разобраться в своих и ее чувствах ,он уходит на войну. Но в одном из боев Паша оказывается в плену.
Лариса Федоровна, оставив дочь своей подруге, отправляется в роли санитарки на розыски супруга, но один военный уверяет ее, что это бесполезная затея, ведь он сам лично видел, как погиб Павел.
Живаго, когда воевал ,то видел и дезертиров и развалившуюся армию. А когда вернулся в Москву, то обнаружил ее в полуразрушенном состоянии. Для дальнейшего выживания семейство Живаго решили поселиться в бывшем имении Крюгеров. Они занимались хозяйством, а врач на дому принимал больных. И все больше слышали они о банде Стрельникова, который бесчинствовала повсюду. Однажды поехав в Юрятино, он встречает Ларису Антипову, она то и рассказывает ему, что под фамилией Стрельникова скрывается ее чудом выживший супруг, но который забыл всех родных и стал беспощадным. У Юрия опять появились чувства к Ларисе и они периодически стали встречаться. С женой у него уже были не такие теплые отношения как раньше, и он долго мучился, как сказать про это Тоне.
Судьба разлучила доктора с семьей, и он не успел ей ничего сказать.
Однажды, его насильно приводят в отряд Микулицына, чтобы он оказывал людям медицинскую помощь. Живаго бежал, и когда вернулся в город, то семьи уже не было, и повсюду сновали красные. Уставший и исхудалый, он узнает, что Лара с сыном в городе. Он разыскивает их, и они начинают жить вместе.
Вскоре приходит известие от его супруги, что всю семью отправляют заграницу, и Живаго отпускает их без всякого чувства в сердце. Вроде жизнь начала налаживаться, но тут появляется Комаровский с известием, что Стрельников приговорен как преступник к расстрелу, и что им надо скрыться. Беременная Лариса увозит Виктор Ипполитович, и доктор остается один в глухом селе совсем один. В снежные вечера он тосковал по Ларисе и посвятил много стихотворений, которые писал одно за другим. И в один из таких вечеров в доме появляется Стрельников. Юрий и Павел очень долго говорили по душам о прошлом и настоящем. И казалось, всех этих событий и не было в их жизни. Но под утро, Живаго обнаруживает, что Павел покончил жизнь самоубийством.
В столице Живаго приезжает в тридцатые годы, Врачебной практикой занимается мало, да и пишет мало. Но все, кто читал его стихи, уважали его за творчество. Вскоре он женился, и у него появилось две дочери. Но и эту семью он бросил. Ему хотелось побыть в одиночестве, и его брат Евграф подыскал ему жилье в другом городе, помог с финансами и хлопотал о хорошей работе для него.
Но, видно, потеря любимой женщины, разочарование в любви, непостоянная политическая ситуация так сильно повлияли на него, что он скончался от сердечного приступа.
На похоронах появилась Лариса Федоровна ,которая поводила доктора в последний путь. Но потом ее никто не видел, возможно, она была арестована, как супруга бывшего бандита.
Родной брат во время войны разыскал дочь, рожденную от Ларисы, и позаботился о ней. Все незаконченные творения и уже написанные стихи Евграф Андреевич собрал для издания в будущем поэтического сборника.
Роман учит нас тому, что жизнь так просто ничего не преподносит. Каждый человек должен пройти испытания, возможно через скорбь и страдания, чтобы к нему пришло желаемое.
Подробный пересказ Доктор Живаго Пастернака
Автор показал нам судьбу русского доктора, занимающегося литературной деятельностью. Именно в этом образе он хотел отобразить жизнь интеллигенции того времени.
Первые страницы произведения говорят нам о том, что у главного героя скончалась мать, а отец, состоятельный господин, который разорился, свел с жизнью счеты. Мальчик тяжело переживал потерю матери, и долго рыдал. Его дядя, чтобы успокоить ребенка, отвел в монастырь, а затем Юре приходится ехать в Петербург на постоянное жительство к профессору Громеко. Семью посещали люди творческих способностей, и поэтому мальчик развивался здесь разносторонне.
Дочь Громеко стала для Юры прекрасным другом, а в гимназии же он дружил с Михаилом Гордоном.
Однажды Александру Александровичу пришлось выступать в роли сопровождающего одного из известных музыкантов, который выступал в их доме. Юра и его друг попросили профессора взять их с собой. Когда они прибыли в гостиницу, то увидели, что там пыталась покончить жизнь самоубийством давняя знакомая отца Тони. Ребята остались ждать в передней и прекрасно слышали, как жаловалась на жизнь Амалия Карловна, объясняя тем самым свой поступок. Тут они увидели незнакомца, который появился из комнаты и разбудил девушку, спавшую в кресле. Она непонятно подмигивала мужчине, и было понятно, что их связывали близкие отношения. Когда Юра вышел с Мишей на улицу, то он рассказал, что этот мужчина ему знаком. Именно он столкнул с подножки вагона пьяного отца.
Что же это была за незнакомка, которая так свободно общалась с мужчиной? На самом деле, это была шестнадцатилетняя дочь госпожи Гишар. Выглядела она конечно немного старше, и ей ее внешность помогала завязывать отношения с мужчинами намного старше себя. Однако ухаживания Виктора Ипполитовича Комаровского, который был адвокатом их семьи, сильно тяготили ее, и она даже побаивалась их.
Прошло какое-то время. Юрий поступает в медицинский институт, и вновь встречается с Ларой при довольно пикантной ситуации. Однажды он со своей невестой Тоней Громеко направлялся на елку к Свентицким. Совсем недавно мать девушки благословила их на брак, да и Юрий понимал, что только Тоня по-настоящему заботится о нем и искренне его любит. Именно в этот момент Ларисе признавался в любви Павел Антипов, который обожал ее с самого детства. Выслушав Павла, Лара также отправилась к Свентицким, где и разыгралась трагическая картина. Юра с Тоней сидели в зале, где рядом с ними присутствовал Комаровский. В самом разгаре веселья гости услышали выстрел. Юра был удивлен, когда увидел, что девушку арестовали. Ведь это она покушалась на жизнь Виктора Ипполитовича, но неудачно, так как ранила прокурора.
Как ни старался Комаровский помочь Ларе, но ее все равно судили. Причины покушения на адвоката были у нее веские. Она нянчила младшую дочь Виктора Викторовича. И дела шли успешно, однако, ее бестолковый младший брат проиграл чужие деньги. Он хотел даже умереть, но семейство Кологривовых помогло им с деньгами. Но вернуть им всю сумму Лара не могла, так как она отправляла деньги отцу Паши, находящемуся в ссылке и оплачивала съемную квартиру. Девушка приняла решение занять некоторую сумму у Комаровского. На балу, она видела, как он заметил ее и улыбнулся. И она поняла сразу, что он не даст ей денег, пока у них не завяжутся близкие отношения. Вот тут она и решила с ним покончить.
После суда девушка долго болела. Когда состояние ее улучшилось, она вышла за Пашу замуж, и они отправились на Урал. Там она стала работать преподавательницей, у них росла прекрасная дочь. Паша тоже стал учителем. Юрий и Тоня также создали свою семью. У них родился сын, но Юрий не успел увидеть его, так как началась война. Он ушел на фронт, где находился и Павел Антипов.
Если в семье Живаго отношения были доверительные, то Паша сомневался в настоящих чувствах Лары. И чтобы, разобраться в отношениях с ней, он отправляется воевать, где попадает в плен. Его супруга отправляется его искать. На фронте она видит его друга, который утвердительно говорит ей о том, что Паша погиб.
Став участником военных действий, Живаго видел, как разваливается армия, в какой разрухе находится Москва. Тоня и Юрий уезжают на Урал в бывшее поместье Вырыкино. Часто они слышали о том, что в этих краях орудует банда Стрельникова. Юрий много читал и в долгие зимние вечера занимался сочинительством небольших стихотворений. И поэтому он ездил в Юрятино в библиотеку. Там — то он и увидел Ларису Федоровну. От нее Живаго и узнал, о том, что Паша жив и живет под фамилией Стрельников. Именно он со своей шайкой наводит ужас на всю область.
Юрий все чаще стал встречаться с Ларисой, но при этом никак не мог признаться супруге в своей измене, так как он продолжал любить Тоню.
В одну из таких поездок на него напали вооруженные люди и отвезли в отряд Микулицына. Его насильно держат там с целью оказания медицинской помощи. По возвращении в город, он уже не застает там свою семью. Но там осталась Лара с ребенком. Они начинают вести совместную жизнь.
Однажды Юрий получает весточку от семьи, где Тоня пишет о том, что их оправляют за границу. Но она дает ему право выбора. Он может поступать так, как хочет. Живаго остается с Ларисой. Но, неожиданно появляется Комаровский, который занимал высокий пост и предлагал их защитить от бандитов. Они отказываются, и скрываются в Вырятино. Но там тоже было жутко проживать, особенно по ночам, когда из леса выходили волки.
Комаровский все-таки обманывает Юрия и увозит Ларису с дочерью. Юрий Андреевич тосковал по ней безумно, и все свои чувства отразил в посланиях к ней. И вот в один из вечеров, к нему приходит сам Стрельников. Всю ночь они вспоминали лучшие их годы, но на утро Живаго обнаруживает Павла мертвым.
Юрий Андреевич отправляется в Москву и занимается не только врачебной деятельностью, но и будет писать небольшие творения. Позже он женится на женщине, которая помогала ему с хозяйством. Но, семейная жизнь продолжалась недолго, так как Юрий Александрович решает жит уединенно. Его брат Евграф снимает ему жилье и подыскивает ему работу. Однако, Живаго скончался от очередного приступа сердца. На похороны пришло много народу, среди которых была и Лариса. Потом она пропала, и в годы Великой Отечественной войны Евграф Живаго узнает о ее судьбе, где узнает, что осталась дочь Юрия после гибели женщины. Он разыскивает Татьяну и помогает ей в обустройстве ее судьбы. А все стихи своего брата он издает отдельной книгой.
Роман учит нас тому, что жизнь просто так ничего не дает. Мы должны пройти через любые обстоятельства, чтобы наши желания сбылись.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пастернак — Доктор Живаго. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Зузак Книжный вор
Повествование ведется от имени смерти, много работающей во времена второй мировой войны. Несмотря на свою огромную занятость, смерть обратила внимание на одну маленькую девочку, с которой встречалась не один раз и каждый раз оставалась под впечатлением
- Краткое содержание сказки Волк и семеро козлят братьев Гримм
На опушке леса в небольшой избушке жила коза со своими семью детьми. Коза щипала зеленую травку, запивала холодной водой из лесных ручейков, а детей оставляла в избушке, заставляла закрывать двери и не впускать никого чужого.
- Краткое содержание Зощенко Перед восходом солнца
Книга М. М. Зощенко «Перед восходом солнца» — это автобиографическая повесть. Она же является научной. Он всегда считал эту книгу своим главным произведением. Жизнь Зощенко была тяжелой, он собирался написать эту книгу где-нибудь в тишине своего кабинета
- Краткое содержание Толстой Акула
Корабль бросил якорь у берегов жаркой Африки. Климат материка давал о себе знать: со стороны пустыни Сахары дул горячий ветер. Моряки чувствовали себя на корабле словно в душной бане. Всем хотелось освежиться в море.
- Краткое содержание Шварц Голый король
На заросшей цветами лужайке свинопас Генрих рассказывал своему другу Христиану о своей любви к принцессе. Рассказывал он это уже в сотый раз, оттого Христиан слушал его краем уха и больше дремал.