О значении научно-богословского форума в деле сохранения нравственных ценностей, об Урале как «Русской Голгофе» и примере духовно-нравственного просвещения общества, о диалоге с молодежью в интервью нашему корреспонденту рассуждает профессор Московского православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталия Юрьевна Сухова.
Доктор церковной истории, доктор исторических наук Наталия Юрьевна в седьмой раз принимает участие во Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», которая проходит в Екатеринбургской митрополии по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.
— Наталия Юрьевна, Вы неизменный участник и один из главных докладчиков конференции «Церковь. Богословие. История» на протяжении всего периода ее существования. Что для Вас Екатеринбург и данный научный форум?
— В этом году замечательная научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История», организуемая совместными усилиями Екатеринбургской епархии и Екатеринбургской духовной семинарии, проводится седьмой раз. Я с большим интересом седьмой раз участвую в этой конференции, так что могу считать себя не только ее «долгожителем», но в каком-то смысле также и соорганизатором.
Для меня это, конечно, большая радость, потому что Урал в жизни России значит очень много, в том числе, и в духовном смысле. Конечно, в эти юбилейные годы вспоминается, прежде всего, Царская семья, «Русская Голгофа». Это тот камертон, который задал Урал всей российской жизни и в эпоху гонений, и далее — в эпоху возрождения, ибо на примере как Царственных мучеников, так и всего сонма новомучеников и исповедников российских воспитываются поколения. Или, по крайней мере, должны воспитываться. С этим примером сверяют свою жизнь современные члены Церкви – хотя, конечно, в относительно мирной жизни представить «предельную» ситуацию, в которой надо дать решительный – такой же «предельный» — а точнее, «запредельный» — ответ, очень сложно, даже, видимо, невозможно. Но пример новомучеников, хотя он и «запределен», очень важен в нашей реальной жизни.
Екатеринбург – столица Урала, и мы привыкли относиться к нему именно как к центру России. Даже если на окраинах нашего отечества какие-то нестроения, какие-то смущения, модернизм, новизны, которые могут смущать, огорчать, то есть надежда, что вот этот надежный центр удержит от «расшатывания», даст какие-то плодотворные и здоровые соки.
Конференция «Церковь. Богословие. История» собирает замечательные силы: и научные, и церковно-практические. Очень важно, что активно участвует и духовенство епархии – не только с докладами: на пленарном заседании всегда полный зал, приятно видеть столько духовенства, имеющего интерес к церковной истории, богословию, новым идеям, концепциям, выводам. Всегда есть надежда, что священники понесут эти знания своим прихожанам — и многовековое упование русского народа на духовное просвещение наконец начнет исполняться.
Очень радостно, что участвуют студенты семинарии. Так как с семинариями, духовными школами я связана и своими научными исследованиями, и преподавательской деятельностью, для меня, конечно, стремящиеся к знаниям семинаристы и, тем паче, занимающиеся исследованиями, делающие доклады – бальзам на душу, самый лучший подарок, торжество.
Как мне кажется, эта конференция получила высокое звучание не только в рамках Урала, и даже не только в рамках России. Задаются очень хорошие темы, удачно компонуются секции, активно участвует весь Екатеринбург. Важно, что заседания проходят не только в епархиальном управлении, но и в центре «Царский», в Миссионерском институте, несколько секций проводится в семинарии. Организаторы всегда стараются сводить участников конференции в местные интеллектуальные центры (учебные заведения, библиотеки), свозить по святым местам. Поэтому с этой конференцией связано чувство церковного и научного торжества. Это для меня, наверное, главная радость.
— Насколько такие конференции могут быть полезны духовному просвещению российского общества?
— Мне кажется, что Екатеринбург являет в этом отношении один из лучших примеров. Здесь действуют телеканалы, которые свои передачи распространяют не только на Екатеринбург, Урал, но и на всю Россию. В Москве и Петербурге, в Европе, в Америке смотрят именно эти каналы – это достойная оценка!
Мне кажется, что очень важно распространять духовное просвещение через учебные центры. И то, что в Екатеринбурге и это делается – преподаватели светских вузов преподают в семинарии, преподаватели семинарии преподают в светских вузах – очень важно. Общение светских и духовных студентов, светских и духовных преподавателей – чрезвычайно важно! Научные форумы, общестуденческие конференции – это здорово, это обязательно надо развивать. Екатеринбург уже подает в этом хороший пример. Но есть и перспектива, которая на наших конференциях также прослеживается.
— Не случайно в работе конференции активное участие принимает молодежь. Ей же были посвящены недавние Рождественские чтения. В чем, по-вашему, секрет работы с молодыми, как наладить взаимопонимание и взаимодействие поколений?
— Я выскажу свое личное мнение: несмотря на то, что сейчас молодежь выросла в новых культурных и технических условиях, это «дети интернета», слой «технической оснащенности», нового понятийного аппарата и пр. иногда кажется перегородкой между поколениями. Но мне думается, что в самом главном никаких противостояний и отрывов поколений нет – это те человеческие ценности, которые по сути определяются христианскими ценностями, даже если общество это не всегда сознает. Возможно, это мне так кажется, так как я со студентами работаю много, но это преимущественно студенты духовных школ. Даже если они поддаются на современные соблазны и смущения, все же перспектива у них сотериологическая, и рано или поздно это определяет и все прочее, каждодневное…
И старшему, и младшему поколениям важно понять, что система мышления сейчас немного иная, но ценности остаются неизменными. Здесь важна работа со всех сторон, но, возможно, инициатива должна исходить от взрослого поколения – жизненный опыт обязывает и дает большие возможности.
Мне кажется, проблемы «отцы и дети» в христианской перспективе просто быть не может; главное – всегда иметь в виду иерархию ценностей и не путать мелочи с главным. Думаю, что и молодежь, по крайней мере, значительная ее часть, понимает это.
— Несмотря на то, что сегодня молодежь пытаются отвлечь протестными настроениями…
— Да, и работают в этом направлении профессионально. Конечно, нам каким-то приемам надо учиться. Но, уверена, главный прием – это любовь, это желание смотреть глаза в глаза, не прячась за какие-то новомодные методы и т.д.
Потому что любая душа человеческая – она христианская, как известно. И она чувствует это добро, чувствует любовь. Падать всем легко — сила тяжести помогает… Но рано или поздно все-таки душа стремится выше. И очень важно не пропустить этот момент, и поддержать, помочь этому восхождению.
Содержание
«Умел неверующих привести ко Христу»: Умер автор книги «Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы» протоиерей Георгий Ореханов
Сегодня стало известно о смерти профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, доктора церковной истории, доктора исторических наук, проректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) по международной работе протоиерея Георгия Ореханова.
Лев Толстой. «Пророк без чести»
Как уточняется на сайте университета, автор книги «Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы» скончался в ночь на 20 января 2020 года на 58-м году жизни. О причинах смерти не сообщается.
К слову, сам священнослужитель в своё время заканчивал этот же вуз, куда спустя годы пришёл преподавать на богословском факультете.
В 1998 году отец Георгий был рукоположен в сан диакона. С этого же года он являлся штатным клириком университетского храма святителя Николая в Кузнецкой слободе. В 1999 году он был рукоположен в сан священника.
Сегодня, 20 января в 16:00 состоится панихида в Николо-Кузнецком храме, а 22 января в Николо-Кузнецком храме — отпевание.
Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков вспоминает, что «отец Георгий Ореханов был не только одним из самых известных московских пастырей и проповедников, человеком, умеющим своим пастырским словом глубоко коснуться сердец верующих, а неверующих привести ко Христу».
«Это был человек, способный интегрировать светскую и церковно-академическую науку: прекрасный историк русской мысли и литературовед, доктор церковной истории и доктор исторических наук, протоиерей Георгий Ореханов лучше многих других исследователей вскрыл духовный кризис русской интеллигенции XIX — начала XX столетий, приведший к революционной трагедии. Его многочисленные научные труды на эту тему, в том числе монографии и статьи, посвящённые конфликту Льва Толстого с Русской Церковью, сегодня чрезвычайно актуальны», — подчёркивает Михаил Тюренков.
Он же отметил, что «подзаголовок одной из последних работ батюшки — «Хроника катастрофы» — это предостережение и всем нам, порой готовым наступить на исторические грабли столетней давности».
«И в то же время протоиерей Георгий Ореханов прекрасно понимал, что с современным человеком нужно говорить на понятном ему языке. Научные труды и проповеди отца Георгия всегда были живыми и интересными, в них никогда не было схоластической скупости и схематичности, а потому ту же монографию «Лев Толстой. «Пророк без чести»», подлинно детективную по своему изложению, стоит порекомендовать к прочтению всем студентам-гуманитариям», — считает руководитель религиозной редакции Царьграда.
Конечно, уход отца Георгия — невосполнимая утрата для церковного и научного сообщества, но каждый православный христианин знает, что у Бога все живы. Мы не можем гадать, почему Господь призвал своего служителя так рано, на 58 году земной жизни, но искренне верим и надеемся, что, как говорится в словах заупокойной молитвы, Сам Воскресший Христос учинит новопреставленного протоиерея Георгия «в селениих праведных», «в недрех Авраама упокоит и с праведными сопричтет».
И конечно, для нас, авторов, сотрудников, зрителей и читателей «Царьграда» эта утрата особенно прискорбна, поскольку отец Георгий был нашим другом и единомышленником, а ровно три года назад, в январе 2017 года, участвовал в одной из наших информационно-аналитических программ, которой особенно хочется поделиться с вами сегодня.
Вечная память!
Протоиерей Георгий Ореханов покинул этот мир на 58-м году жизни в ночь после Богоявления. Известный духовник, учёный, просветитель и педагог 20 лет назад был учителем математики в школе. Вспоминая доброго пастыря, публикуем статью с его ответом на родительский вопрос: что делать, если ребёнок ушёл из Церкви?
Профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, доктор церковной истории, доктор исторических наук, проректор ПСТГУ по международной работе, отец Георгий был в гуще университетской жизни и знал, чем живут и дышат молодые люди сегодня.
Батюшка не просто читал лекции — преподавал историю Русской Церкви в Свято-Тихоновском университете — но и много общался, сердечно любил студентов, в летних поездках по стране обсуждал с ними книги и фильмы и, как вспоминают с с теплом и ностальгией выпускники, вслух читал им любимую повесть о русской душе — «Капитанскую дочку» Пушкина.
Теперь мало кто вспомнит, что педагогическую деятельность он начинал в 90-е годы учителем математики. Тогда дети называли его не отец Георгий, а Юрий Леонидович.
Только факты
Прот. Георгий (Юрий Леонидович) Ореханов — российский историк, кандидат богословия, доктор церковной истории, доктор исторических наук, профессор. Член Экспертного совета ВАК при Минобразования и науки РФ по теологии.
В 1984 году окончил мехмат МГУ, в 1990-м — психологический факультет, затем поступил на богословский факультет ПСТГУ. Окончив его бакалавром теологии, остался преподавать в своём вузе на кафедре истории Церкви богословского факультета.
Доцент, затем профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, он защитил диссертацию кандидата богословия и был рукоположен во диакона, затем во священника, а в 2013-м году — в протоиерея.
Являлся проректором вуза по учебной работе, по внутривузовской системе качества образования, по международной работе.
Эта статья была опубликована в мае 2013 года в замечательном журнале «Нескучный сад», который, увы, перестал выходить в бумажном формате.
Ребёнок вырос и ушёл из Церкви: что делать?
Когда дети 18-20 лет, выросшие в верующих семьях, «вдруг» уходят из Церкви – можно ли что-то сделать или уже поздно? Какие основные ошибки допускают родители? Как себя правильно вести с большими детьми? На вопросы «Нескучного сада» отвечают отец Георгий и матушка Елена Орехановы.
Точка зрения мамы
— Во-первых, в каждой семье все очень индивидуально. Могу лишь поделиться своим опытом, хотя не уверена, что он кому-то подойдёт.
Дело в том, что мы с мужем выросли в неверующих семьях, поэтому непрерывно «изобретали велосипед»: не было рядом никого, кто имел бы опыт церковной жизни. Много сил тратилось впустую, и это было неизбежно.
Отношения родителей и детей выстраивают с самого рождения. И то, в каком они состоянии оказались через 18-20 лет, это результат труда обеих сторон.
Хотя есть такой сложный период, когда ребёнка начинает «трясти», но это надо пережить. У всех он в своё время – у кого-то в 12 лет, у кого-то в 20.
Один наш знакомый, философ и богослов, рассказывал: «Когда моему сыну было тринадцать, я был «старым и глупым».
Единственное, что его удивляло, это уважительное отношение ко мне моих аспирантов. Но чем старше становился сын, тем умнее, по его мнению, становился я. Теперь он совсем взрослый, а я – совсем умный».
Когда дети вырастают, у них начинается своя жизнь не только потому, что они хотят что-то доказать родителям и отделиться, но и объективно. Например, мой старший сын сидит за работой на компьютере, и мне хотелось бы узнать, что именно он делает.
Но скорее всего я услышу: «Мам, это очень долго объяснять». Если настоять, «взять за жабры», то можно, конечно, получить подробный ответ. Но это всё-таки детали. По ключевым вопросам он всегда советуется, если нужна помощь – придёт и спросит.
Уход детей из Церкви, как мне кажется, это проблема в первую очередь родителей — от осинки не родятся апельсинки. Наш духовник говорит, что родители часто жалуются на детей, а дети – практически никогда на родителей.
Он рассказывает, как один очень мудрый священник сказал несчастному родителю: «Что ты все пытаешься сделать из ребёнка то, что из самого себя не можешь сделать вот уже 50 лет?»
Некоторые православные считают, что достаточно приучить детей к церковной жизни, а образование, которое они получат, уже не так важно.
Когда нашей дочке было четыре, она подошла к папе с вопросом: «Папа, а когда мы в рай попадем, мы учебники английского возьмём с собой? По какому языку там говорят?»
Папа подвоха не понял и ответил, что, наверное, на райском, на что она тут же нашлась: «Зачем же тогда мы учим английский, если они нам не понадобится в раю?» Пришлось сказать: «Ты пока домашнее задание сделай, а там видно будет».
Помимо практической полезности английского языка, которую четырехлетнему ребёнку, и правда, трудно объяснить, есть ещё просто послушание.
Герой «Жертвоприношения» Тарковского в начале фильма втыкает в сухую землю палку и начинает поливать. Он носит воду и поливает до тех пор, пока в конце фильма палка не зацветает.
Поливает он просто из послушания, не до конца понимая смысла своего труда. Таким же трудом, выполняемым из любви и послушания, является для детей учёба. В этом, помимо пока непонятной им практической пользы, её духовный смысл.
На самом деле, в воспитании детей нет и не может быть абсолютных рецептов. То, что работало у нас, может оказаться совершенно неприменимым к другой семье, и наоборот.
Священник Георгий Ореханов, проректор ПСТГУ по международной работе:
— Никогда родители не должны отчаиваться, если в воспитании их детей происходит нечто, что не укладывается в их схемы и представления. Ничего никогда не поздно.
Я могу дать три совета. Первое.
Всегда спрашивать себя, насколько моя вера может быть убедительна для других, насколько она жива, насколько я сам верю в то, в чем хочу убедить окружающих, в том числе и молодых людей.
Особенно это важно тогда, когда речь заходит о моральных ценностях, которые так беспощадно попираются в современном мире — чистота, целомудрие и т.д.
Второе. Я должен всегда уважать чужую свободу, особенно в возрасте, когда эта свобода переживается как главная жизненная ценность.
У родителей есть очень короткое время, чтобы убедить в чём-то детей. Далее весомым фактором становится для молодёжи сомнение, скепсис, и победить его методами директивного воздействия не получается.
Третье. Никогда не переставать переживать мир и Христа как тайну, которая выше нашего эгоизма и требует от нас духовного восторга, роста, постоянного удивления.
Наша главная задача — передать детям радость открытия мира и веры, эта задача никогда не перестанет быть актуальной.
Беседовала Светлана Гаджинская
Журнал «Нескучный сад»