Закон РФ от 10.07.92 № 32661 “Об образовании” содержит требование, что в уставе образовательного учреждения должны в обязательном порядке указываться порядок и основания отчисления обучающихся.(ст.13,пункт 1, подпункт г).В том же Законе в ст.19 пункт 7 указано, за что могут отчислить. Поскольку отчисление производится за «грубое нарушение устава школы», то в Уставе школы должен содержаться перечень поступков, которые являются этими «грубыми нарушениями». Обычно он стандартный:
Непосещение в течение определенного времени занятий без уважительных причин (прогулы);
Оскорбление участников образовательного процесса и посетителей школы (указать, в каких формах);
Неправомерное поведение, приводящее к нарушению образовательного процесса (так называемый срыв уроков);
Применение физического или психического насилия к участникам образовательного процесса;
Употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, наркотических и психотропных веществ.
Данный перечень может быть дополнен каждым образовательным учреждением самостоятельно.Причём эти нарушения должны быть совершены неоднократно, а применённые меры воспитательного характера не дали результатов. И всё это должно иметь доказательную базу.
Без соблюдения всех перечисленных выше требований отчисление ученика из общеобразовательного учреждения неправомерно и виновные должностные лица могут понести предусмотренную законом ответственность.
Что касается учеников 10-11 классов, то чаще всего причиной может быть систематическое не успевание по предметам.Но вы написали, что ребёнок закончил 10 класс,значит успевает. К тому же критерии такой неуспеваемости опять же должны быть определены в уставе. В уставе также должны быть предусмотрены меры ответственности (помимо отчисления) за подобное отношение к учебе.
Помимо Закона об образовании, единственной нормой, предусматривающей обязательное отчисление учащихся, является СанПиН 2.4.3.118603 (пункт 2.8.5) и то это касается отчисление учащихся из образовательного учреждения начального профессионального образования при выявлении патологии, препятствующей продолжению освоения избранной специальности.
Если сказать коротко, то отчисление или исключение должно производиться только по решению органа управления образовательного учреждения. В соответствии с 35 статьёй РФ “Об образовании” данный орган в обязательном порядке должен быть представлен директором школы, который, являясь высшим должностным лицом образовательного учреждения и наделен всеми необходимыми полномочиями. Помимо директора, к лицам, представляющим органы управления школы, относятся так называемые органы самоуправления, которые могут создаваться в виде совета школы, педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета и т. д. При этом в уставе школы и локальных актах школы должны быть специально отмечены полномочия данных органов на принятие решения об отчислении учащихся.
Вопрос психологу:
У нас большая семья (6 чел): бабушка, дедушка, муж, я и две дочери 8 и 12 лет. С мужем мы живем уже 12 лет, бывало всякое и ссорились и мирились, впрочем как и в обычных семьях, детей любим. Последние полгода я стала замечать что дочь (старшая) очень часто говорит о том, что у нее нет подруг, и одноклассники не такие, и все ее обижают. В основном она общается с одной одноклассницей, и то часто ругаются. После летних каникул я думала, что все образуется, она отдохнет от школы и все будет нормально, но уже через неделю после начала учебного года, она сказала, что не хочет идти в школу, что девочки не хотят с ней дружить и всячески обзываются. Я спросила, почему так, может она в чем то виновата, но ответ был неопределенный. Я пошла в школу, к классному руководителю, она сказала, что понаблюдает за поведением всех девочек и моей дочери. Через неделю вроде все утихло, жалоб больше не было, классный руководитель сказала, что все дети ведут себя вполне нормально. И через 5 дней опять слезы и «в школу не пойду», на что я ее успокоила, сказала, что бы она с ними не общалась и не обращала внимания. Я стала ходить на занятия, присматриваться к девочкам, как они общаются. В классе есть девочка-лидер-отличник, и со стороны видно как она руководит девочками, которые с ней дружат. Моя конечно, учится плоховато и особых желаний у нее нет. Как мы с ней не говорили, просили, объясняли, что учиться надо, никакого результата. К тому же я начала замечать, что она придумывает, что у нее что то болит, то голова, то живот и т. д., и врет что сделала уроки. Я ей объяснила, что я ей перестану доверять, если она будет меня обманывать, не кричала, говорила спокойно. И тогда она прибила себе пальцы правой руки (это мне лично сказала одноклассница, которую она просила, что бы та ей наступила на руку, на что она отказалась), в надежде, что ей наложат гипс. Я была очень возмущена, немного наказала ее (запретила компьютер и прогулки). Но она не очень то и расстроилась. Как с ней говорить и вести себя — не знаю…
Содержание
На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.
Здравствуйте, уважаемая Елена. Если говорить о семье, как о семейной системе, то поведение одного из членов семьи, каким бы оно не было, является симптомом какой-то проблемы и имеет изначально положительное намерение для функционирования всей системы. Поэтому в разговоре о Вашей дочери, очень важно понимать, что произошло полгода назад, когда начались эти жалобы, когда у ребенка появилась апатия и как эта ситуация влияет на всю семью в целом,в частности на другую дочь.
Дочь обращается к Вам за поддержкой — это очень хорошо, не обвиняйте и не давайте оценку ее поведению. Но, тем не менее, наблюдайте за ней. Если она склонна к обманам и апатии, не может ни с кем найти общий язык, просит, чтобы ей причинили увечье, дети могут расценивать ее поведение, как «странное». А подростки не любят тех, кто выбивается из общей массы.
На самом деле, меня очень обеспокоила история с тем, что она перебила себе пальцы. Это не типичное поведение ни для взрослого, ни для подростка. Чтобы пойти против инстинкта самосохранения и причинить себе боль, у человека должны быть очень серьезные причины. Простого желания не делать уроки или избежать контрольной недостаточно. Плюс она придумывает себе болезни. Это все может привести к развитию психосоматики. Кроме того, подростковый возраст только начинается. Если сейчас не разобраться с проблемой, что может случиться дальше, Вы и сами понимаете.
Елена, я не стараюсь Вас напугать, но дело в том, что Ваша дочь о чем-то Вам кричит. Я сама много работаю с детьми, поэтому понимаю, как важно не игнорировать то, что они хотят сказать. Поэтому вам нужно услышать, ее, пока контакт между Вами еще есть. Необходимо отвести ее к детскому психотерапевту. Компетентному. В конце-концов, оценки — это дело десятое. А вот если она заработает невроз, жить ей будет непросто. Со специалистом Вы проговорите и ее отношения со сверстниками, и неуверенность в себе,и апатию, и тенденцию к самоистязанию.
Но самое главное, будьте с ней, будьте на ее стороне. Ее поведение говорит о том, что ей плохо и тяжело. Вы и так сделали уже немало: пошли в школу, наблюдали, говорили с учителем. Теперь самое время идти к школьному психологу или соц.педагогу. Пусть они проведут диагностику межличностных отношений в классе и, если Вашу дочь действительно притесняют, пресекут это. Вы, в крайнем случае, даже имеете право пойти к директору, ведь конституционные права Вашего ребенка нарушаются в его учебном заведении.
Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.
От чего возникает нежелание посещать школу
«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.
- Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
- заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
- предотвратите настоящее переутомление;
- дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
- Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.
Причины отказа
- Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
- Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
- ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
- наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
- интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.
Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.
- Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.
Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».
- Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
- Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
- Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.
Пути выхода из ситуации
Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.
- Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
- Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
- Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
- Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
- В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
- Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
- Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
- Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.
Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:
- нет времени водить;
- он и так очень устаёт;
- мы ходили, но нам не понравилось.
Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.
Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.
Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:
- любовь;
- доверие;
- разумный контроль;
- всестороннее развитие.
Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.
выбрать тему вопроса ————— Семейные отношения Дети и родители Любовь Дружба Секс, интимная жизнь Здоровье Внешность и красота Межличностные конфликты Внутренний конфликт Кризисные состояния Депрессия, апатия Страхи, фобии, тревоги Стрессы, травмы Горе и утраты Зависимости и привычки Выбор профессии, карьера Проблема смысла жизни Личностный рост Мотивация и успех Отношения с психологом Другой вопрос
справшивает: Лариса
Ответы и советы психологов
Лариса, в этом возрасте «не интересно» в школе означает, что есть у вашей дочери проблемы в отношениях со сверстниками. И, видимо, доверить их вам она не может. А вот психологу возможно и доверится. Ведь это время первой любви, предательства, настоящей дружбы и болезненного восприятия себя глазами сверстников. Дочери тяжело это дается в связи с тем, что она рано потеряла того, кто формировал ее самооценку как девочки и девушки — своего отца.
Психолог-гипнолог
Психолог — гипнолог. Веду частную практику с 2007 г. В основе своей работы использую системно-феноменологический метод, техники нейро-лингвистического программирования, гипноз. Уделяю внимание индивидуальным особенностям обратившегося ко мне человека, и в зависимости от этого, применяю тот или иной психотерапевтический метод. Чаще я использую в работе интеграцию методов и техник. Это даёт хороший результат моим клиентам. Индивидуальный подход к человеку, к тонким граням его личности, максимальное соединение с его чувствами и переживаниями, отказ от каких-либо шаблонов в работе с каждым конкретным человеком — это основополагающий принцип моей работы. Индивидуальную консультацию я провожу в формате письма или личной встречи. Работа с группой — это живой обмен энергией любви, жизненным опытом, знаниями, профессионализмом. Обращайтесь за помощью. Не держите проблему в себе долго, не накапливайте напряжение в теле до серьёзных заболеваний. Отпустите тяжёлое. Во время психотерапевтической работы вас ждут интересные открытия, в которых вы узнаете, что очень многое оказывается совсем не таким, как вы думали. Вы и себя откроете с новой, доселе неизвестной, стороны. Получите хорошую живую энергию. Почувствуете в себе новые желания. Многое начинает меняться в жизни с момента обновления энергетического ресурса организма и психики. Без результата, как правило, никто не уходит. Деньги вы потратите не зря, вы обменяете их или купите себе на них своё новое ресурсное состояние, которое дороже, чем просто хороший костюм. Это освобождение от старых заскорузлых изживших себя проблем и историй. В своём новом облике ресурсного состояния вы увидите, как мир начинает менять краски, как впереди открывается другая жизнь, более приятная, более интересная, более радостная. И разве не это является целью вашего визита ко мне?! Решайтесь, пишите, приходите, пробуйте менять свою жизнь во что бы то ни стало, если вам плохо, если вы потеряли, утратили свою радость. Ведь это ваша жизнь, и она продолжается, и она стоит того, чтобы вы о ней позаботились. А я вам в этом помогу.
Онлайн консультации
Чат на сайте
По е-майл
Личные встречи
Лариса, однозначно, что сейчас важнее состояние девочки подростка, чем учёбы. Надо помогать. Стать ближе. Завоевать доверие. С появлением доверия сможете оказывать хорошее влияние. Ребёнок нуждается в любви, защите, поддержке. Отдайте ей в руки её решение на этот момент времени. Переложите ответственность с себя на неё. Но без мести, несогласия, укора, недовольства! А с любовью.
Потеря — это потеря. Из-за этого дети могут проявлять целый спектр эмоций, от обиды до злости(агрессии), вплоть до потери интереса к тем, кто успешен в школе, и к самой успешности. Девочка может начать отказываться от неё, и считать, что больше не достойна успеха. А зачем… если кому-то это не удалось…. тому, кто часть её…
Если не будет подсказывать материнское сердце. как поменять своё поведение, пишите в личку.
Здравствуйте, Лариса!
Фразы вашей дочери говорят о её эмоциональных переживаниях. Видимо что-то произошло в ёё жизни, что вызвало обиду. Возможно вы и являетесь участником события, раз она в ваш адрес бросает обвинительные фразы. А может быть она просто путем своих умозаключений связывает вас и событие в одну цепочку, о которых вы и не подозреваете. Судя по поведению, она вам возможно мстит таким образом.
Есть предположение, что событие произошло в период каникул. Вы сами пишите, что отказ ходить в школу начался после них. Важно вспомнить данный промежуток времени, что происходило в этот момент в ваших отношениях и вообще какие были события в её жизни тогда. Школа тоже может быть причиной, ведь ситуация могла произойти и там, до каникул. Здесь нужно рассматривать и учёбу, и отношения с учителями, и отношения с одноклассниками.
Главное сейчас это найти контакт с дочкой. Наладить отношения будет проще, если вы переключите внимание с учебы на ребёнка, на ёё состояние. У дочки к тому же сейчас подростковый возраст, а эмоциональность, импульсивность, а главное большая закрытось от родителей — характерные особенности периода. Пока вы не наладите эмоциональный контакт, вы не сможете узнать что произошло на самом деле.
Меньше критики, подростки итак очень критично к себе относятся, меньше нотаций, уговоров, давления — вам на практике это не помогло («уговаривала, пугала последствиями, ругала»). Не стоит и пробуждать чувство вины в ребёнке. Общения стройте не с позиции сверху, «я родитель лучше знаю», а на равных. Стройте отношения, чтобы чувствовалась ваша забота. Не усиливайте конфликт, который уже есть. Если вы обижены на неё и хотите отомстить — это верный признак, что и целью ребенка является месть.
Какими бы словами вы описали ваши отношения с дочерью раньше и сейчас? Насколько часто вы ссоритесь? По каким вопросам? Как раньше складывались ваши отношения? Какова её зона ответственности в поступках (т.е. где она может самостоятельно принимать решения)?
Ответьте хотя бы на эти вопросы.
С уважением, детско-взрослый психолог — Лазарева Евгения.
Буду рада обратной связи и возможности продолжить работу с вами!
Нина, доброе утро! Если есть возможность, помогите или подскажите, что мне делать. Ребенок 13 лет нет желания посещать школу. Придумывает разные отговорки и болезни, чтобы только не идти в школу. Много раз с ней разговаривала, но она начинает постоянно злиться, когда я спрашиваю, почему она не хочет идти в школу. Ссылается на то, что эта школа ей не подходит, что она не может выучить английский язык, но сейчас во всех школах английский язык проходят. Вот я и не знаю, как мне правильно поступить, чтоб она начала учиться полюбила школу?
Здравствуйте! Спасибо за ваш вопрос. Ситуация серьезная. В вашем обращении мало информации о семье, о характере дочери, о длительности проблемы. На основе полученной информации сделаю несколько рекомендация, которые смогут помочь в вашей ситуации.
Ваша дочь может не любить школу по многим причинам: сложность школьной программы, напряженные отношения с учителями или сверстниками, усталость, состояние стресса, трудности в усвоении материала, некоторые психосоматические заболевания.
Чтобы понять, какая причина актуальная для вашей дочери, стоит провести доверительный разговор. Вы пишите, что когда расспрашиваете о причинах нежелания посещать школу, дочь злится. В какой форме, и каким тоном вы задаете вопросы, слушаете ли вы ее ответы и прислушиваетесь ли к пожеланиям? Могу предположить, что доверия к вам и желания делиться своими проблемами у ребенка не много. Очень важно беседовать с ребенком дружелюбно, внимательно слушая, что она говорит, чтобы понять ее чувства и болевые точки. Есть очень хорошая техника общения – Активное Слушание (описание техники можно найти в интернете). Ее суть в том, чтобы помочь ребенку разобраться с негативными чувствами, выстроить доверительный контакт и помочь ребенку найти самому решение в сложной ситуации. Во время беседы не стоит убеждать ребенка в пользе школы или в том, что ее чувства не имеют большого значения. После того, как выскажется ребенок, можете озвучить свои переживания, опасения и эмоции по этому поводу. Только не скатывайтесь в упреки и обвинения. Разговор должен пролить свет на истинные причины нежелания ребенка ходить в школу. А они, судя по вашему описанию, есть и довольно серьезные
Когда истинные причины буду установлены (для этого может потребоваться не один разговор), вам важно принять все то, чем с вами поделится ребенок. Важно дать ей почувствовать, что вы ее понимаете, принимаете и готовы искать выход вместе.
Затем нужно найти решение и выход из ситуации. Можно предложить ребенку самостоятельно озвучить несколько вариантов решения этой проблемы, которые ее бы устроили. Все варианты записать. Далее предложите свои варианты. На этом этапе к рассмотрению принимаются все варианты без критики. Когда перечень решений будет составлен, переходите к их обсуждению. В конце у вас должно остаться один вариант, который максимально бы устроил и вас и дочь. И применить это решение в жизни.
Таким образом, во-первых, вы сможете понять причины нежелания посещать школу: во-вторых, окажите дочери поддержку и разделите ее переживания, в-третьих, возложите часть ответственности за решение проблемы на нее; в-четвертых, найдете решение, которое устроит вас, и не будет вызывать сопротивления у дочери.
Чтобы проконсультироваться у психолога по вопросам воспитания, детского развития, психического здоровья и др. кликайте здесь >
16-летняя дочь не хочет учиться. Что делать?
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Дочери моей 16 лет, и она не хочет учиться. Уговоры не помогают. Репетиторством занимается из-под палки. Учится в 10 классе. Кем дальше будет – не знает. Только интересны большие зарплаты как таковые, и все. Живем мы неплохо, но я училась в свое время, чтобы чего-то достичь. Воцерковилась я недавно – 2 года назад. Причащаюсь один-два раза в месяц. Как быть? Отстать с уговорами учиться, раз желания у нее нет? Дайте совет.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Понимаю Ваше беспокойство. По большому счету, Ваша дочь – взрослый человек. А взрослый человек должен уметь осознавать ответственность за свои действия, решения и выборы. Как мать Вы можете за дочку молиться дома и в церкви (если дочь крещеная), заказывать о ней церковное поминовение, просить Бога помочь в этой ситуации. Если Вы с дочерью уже говорили и она остается при своем мнении – можете еще раз расписать ей перспективы, которые возможны при том или ином выборе жизненного пути, и, в общем. оставить ее в покое.
Мне доводилось встречать закончившиеся успешным возвращением к учебе советы психолога о том, что ребенка нужно просто отпустить и перестать настаивать на его учебе. Бывает, что такой парадоксальный метод работает. Я Вам о нем рассказываю, но рекомендовать не стал бы – я не специалист, возможно, в Вашем случае это не сработает. Может быть, дело в том, что Вы многое решали за дочь, оберегали ее ото всего, от чего нужно и не нужно в плане трудностей, и она ничего не хочет, потому что ей нечего хотеть? Не очень нормальна ситуация, когда такой юный человек ничего не хочет, ни о чем не мечтает.
Поговорите с дочкой, для чего ей нужны деньги? Может быть, за этим стоит желание реализовать какую-то мечту, а какую? Может быть, к реализации приведет выбор какой-то профессии? Может быть, дочка не решается рассказать Вам, кем на самом деле хочет быть, потому что боится, что Вы не примете ее выбор какой-то не очень престижной, но нравящейся ей профессии и работы? Поговорите с ней спокойно, чтобы она сама могла взвесить все и решить, что ей нужно. И пусть она чувствует, что Вы не будете ее упрекать, а поддержите и поможете.
Все равно дочке придется чем-то заниматься, так пусть она решит, чем ей хочется заполнять свои дни и поймет, что образование даст ей возможность выбора. А если нет – что ж, после школы летом можно ей устроиться на работу, куда возьмут, кто знает, не созреет ли у нее после этого решение о том, чтобы все же собраться и поступить в училище или вуз? Храни Господь!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Дочь не ходит в школу
Наталия, здравствуйте.
Именно тренинг помогает людям увидеть ситуацию системно. Не через себя, а относительно психологических норм.
Понять, в чем именно кроется причина тех ситуаций, что возникли в жизни. И главное, найти нужные слова и выстроить такие взаимоотношения с окружающими, чтобы быть услышанными.
Это касается всех уровней связей — и с детьми, родителями, мужьями, женами, коллегами на работе, друзьями и т.д. Потому что это все люди. И поняв особенности их мышления, и реакций можно наладить любую из жизненных сфер.
Что касается вашей ситуации, то необходимо отметить, что одно из распространенных заблуждений в воспитании детей кроется в уверенности, что ребенок может выбирать, что именно для него лучше. Это не так. Ребенок бывает хочет кушать только конфеты, смотреть мультики и играть в игры днями напролет. Или еще лучше — проверить, что будет если засунуть медную проволочку в розетку.
Слушать, чего хочет ребенок можно, но это не является для него полезным. О полезном может знать только взрослый. Не ребенок.
Это касается и посещения школы. Ведь она дает не только знания о предметах, которые можно восполнить дома, но является важным этапом развития социальных навыков у ребенка. Поэтому, нельзя сказать, что если ребенок не хочет в школу, значит он может не ходить.
Если ребенок не хочет в школу — надо искать, почему.
По вашему описанию можно предположить, что ваша дочь просто не смогла завести себе друзей. А для нее это действительно ценно.
Алексей не просто обозначил, что подобные негативные проявления могут быть в анальном векторе. Посмотрите базовое описание их психических особенностей: www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor
Находясь в коллективе, который как-то друг с другом взаимодействовал, она была никем не понятой и не принятой. И не удивительно. Ведь кто захочет общаться с ребенком, который считает остальных ниже себя? Плохо отзывается и т.д.?
Возможно, попытки какие-то с ее стороны были. Но они явно не увенчались успехом.
Плохой опыт начал копиться и неприятный вкус от общения с людьми начал доставлять дискомфорт.
Так, могло получиться — я не хочу ходить в школу. Потому, что мне там не приятно.
Человек это принцип наслаждения. И хотим мы выбрать всегда то, что принесет нам больше наслаждения. Просто дети не знают, что сидя дома в одиночку счастливым не стать.
Важно понимать, если человек не научится взаимодействовать с окружающими в детстве, то строить связи в будущем может быть очень сложно. А это вопрос сможет ли человек реализовать свой потенциал в парных отношениях и на работе. Именно это определяет судьбу. Будет ли человек счастлив или не очень. www.youtube.com/watch?v=fEiHOnnw8Ec&t
Конечно, если в школе есть реальные проблемы, взрослый обязан позаботиться о безопасности ребенка. И при необходимости помочь адаптировать тот стресс, с которым он не может справиться. Бывает переход на домашнее обучение оправдан. Но важно понимать каким образом восполнять нехватку общения со сверстниками. И каким образом научить его строить связи с другими детьми.
Юрий Ильич на тренинге подробно рассказывает о том как взаимодействовать с окружающими. А также уделяет важную часть занятий нюансам развития детей с разными векторами.
У каждого человека уже в детстве есть свои желания и таланты. И, конечно, не надо отдавать девочку, которая тянется к пению или танцам на рисование с лепкой. Или мальчика, который грезит робототехникой на бокс.
Распознавание по векторам дает возможность безошибочно увидеть эти нюансы. Разобраться в природных свойствах. Точным образом вовлечь свое чадо в то, что может принести ему удовольствие. И мягко принудить к тому, что разовьет его навыки.
Не откладывайте решение в долгий ящик.
Дети развиваются только до пубертата. Дальше им предстоит жить с тем багажом, что они успели набрать.
Проблемы с дочерью 16 лет
Здравствуйте.
Моя семья самая обычная, папа инвалид, потерял зрение, еще до рождения нас, мама всю жизнь работала на 2,3 работах, старалась обеспечить нас, но папа тоже никогда не сидел сложа руки, сколько себя помню, он приносил копейку домой. По большому счету, мы с сестрой никогда не нуждались, конечно, у нас не было дорогих игрушек, мы не ели икру ))) и тд, но у нас было все, что необходимо. Папа в силу своего недуга, временами пил, и в эти моменты он мог меня побить и маму тоже, сестру не трогал слава богу. В эти моменты и очень просила маму бросить его и сбежать. Мама вроде собиралась, но когда папа трезвел, наша жизнь, снова становилась самой обычной. Из-за тог, что мама работала, у нас с ней не сложились, теплые , дружеские отношения. Мама всегда была отстраненной, не было тактильной близости, сказать «я тебя люблю», для нас по сей день очень тяжело. Вообще у нас эти слова дома никогда не произносились. Для родителей всегда было главное, что мы одеты, обуты, сыты и здоровы. А остальное, они считали, бредом. Сейчас уже в своем возрасте (а мне уже за 30), я понимаю, что они воспитаны так, они оба с многодетной семьи, каждый был воспитан сам по себе. Я их очень люблю, понимаю, оправдываю. Но из-за наших таких холодных отношении, случилось, то, что о, чем я до сих пор ни одному человеку не говорила в своей жизни. У меня было самое шикарное детство, игры, друзья, сладости и тд, В школе я была всегда среди популярных девочек, но не среди мальчиков, но меня это никогда не смущала. Школьные годы тоже самые самые классные. Я каждое лето ненадолго ездила к бабуле в гости, это была деревня в 4-х часах от города, каждый год. Но год моего 16 летия, был последний. Больше я никогда там не была, один раз на похороны бабули и то на 2 часа. В то лето, я как обычно приехала к бабуле, у меня там тоже были друзья и подруги. Поселок маленький, все друг друга знали. И когда приезжала девочка с города, все мальчики крутились возле дома. Т.к все друг друга знали, доверие было на высшем уровне. Вот однажды, мой друг, я его считала другом, пришел и отпросил меня на вечеринку. Я конечно очень хотела, т.к никогда не была на таких сельских вечеринках. Бабушка естественно отпустила меня т.к его семья была самой почитаемой и им все доверяли. Самая обычная вечеринка у одной девочки дома, музыка веселье игры. Без всяких подозрительных личностей и действии. Когда я захотела пойти домой, меня же и «этот друг» должен был проводить. и Проводил……
Самая страшная ночь самое страшное, что со мной могла случится, пишу и меня опять трясет…. Он завел меня в парк, и изнасиловал, как я кричала, как я орала, меня никто не услышал, я билась дралась, но он был сильнее, он сделал это 2 раза…. Я была невинной не тронутой…. Я умоляла плакала просила не делать так не портить меня и мою судьбу. Он молча делал это, молча. А потом поднял меня, и сказал, что мне городской девке никто не поверит, и если я кому расскажу, он сделает так, что вся моя семья и я будут страдать. Он говорил это таким тоном, уверено, только тогда я поняла, какой он….. Жуткий, его глаза были налиты кровью, полны злости и ярости. Он мог убить меня и не дрогнуть. После он поволок меня домой, я не шла и я просто плялась….. Молча зашла домой и легла вся грязная в постель, и ревела просто молча ревела. На утро я сказала, что я хочу домой. Все удивились, ведь я обычно проводила там почти все лето.Но никто, никто не поинтересовался что со мной почему я так хочу домой НИКТО. На следующий день меня отправили, но и дома меня никто не спросил и я никому не рассказала. Я боялась гнева отца, для него всегда было важно чтоб мы сохранили свою честь, он это говорил всегда открыто. Чтоб мы его не опозорили, перед его моногочиленными родственниками, маме не сказала, потому, что не сказала….. сейчас жалею надо было…. но тогда я подумала она не поймет… не пожалеет, и скандала не избежать, знала все будут винить меня…. Мне было 16 лет! Я похоронила в себе это, убила, и закрыла навсегда. До моего последнего дня рождения. Я сама пережила эту боль, я сама себя подняла, я сама себя успокоила, я сама себя утешила….. После этого случая, я не встречалась ни с одним парнем, мальчиком. Просто дружила на расстоянии. Как я уже сказала, я похоронила в себе этот случай….. Летом когда я закончила 11 класс и поступила в университет, в компании у нас появились 3 новых парня, совершено разные, но приятные молодые люди. Я сразу с ними нашла общий язык. Не было ни каких намеков на симпатию или любовь. Они классные ребята, это было самое яркое и клевое лето, после того случая. Пришла пора учиться, первый курс, оооооо ощущать себя независимой, свободной, ЭТО ПЕРВЫЙ КУРС, тоже самый классный период моей жизни. У меня были друзья везде, в универе, школьные подруги, и ребята с района. Весь мужской пол ко мне относился как к сестренке, решали любые трудности мои, приезжали по первому зову. Если кто-то в универе проявлял симпатию, я сразу рубила эти отношения. Просто не хотела и все. К Концу первого курса, один из этих трех ребят, про которых я писала выше. Написал мне смс «Ты мне очень нравишься». Я просто не знала, что делать, мне было так стыдно, я была смущена. Ведь мы с ним всегда обсуждали девушек которые ему нравятся, я давала советы, мы ночи на пролет говорили по телефону (тогда был тариф на билайне 1 тг., 1 мин), но ни намека на симпатию. Я не ответила на смс, 3 или 4 дня не выходила на улицу и на связь. Ссылаясь на учебу. Но долго я скрываться не могла, в итоге пришлось выйти. Мы молча глазами поздоровались. Через час, он не выдержал, взял меня за руку и увел. И тут я поняла, а ведь он мне, тоже нравится. Поговорили решили встречаться. Он был первый мужчина, после того случая. Естественно он тоже не узнал про это… Все было хорошо. Прошло время и узнала, что жду ребенка. Это был удар и для меня и для него. Я училась, мой отец никогда в жизни не одобрит наши отношения, он был не казах. Он молод, нет определенной работы. Короче ужас. Но твердо решила, что рожать буду. Дала ему время на решение…. Он ушел…. Мне конечно было плохо, больно. Но сама решила, сама приняла свою позицию. Было очень, очень, очень обидно. Я его просто возненавидела. Выждала период когда меня не смогут заставить сделать аборт и рассказала родителям.Это был ад, кошмар, ужас. Крики, ругань, оскорбления все меня ненавидели. Просили сказать кто отец, я молчала, молча и все вытерпела. Он все время звонил мне и молчал, я знала, что это он, мы просто оба молчали. В день когда я родила, чудесную он позвонил, спросил, кого родила, как мы. Я сказала ему. Слава Богу, я родила здоровую, прекрасную, красивую, милую, чудесную доченьку. Мой смысл жизни. Закончила, универ, терпела и по сей день терплю от отца оскорбления в свой адрес, что я шлюха, что нагуляла и тд. Но внучку он любит))))) Мама я думаю поняла меня, но ни разу не спросила как мне как мое душевное состояние, мы как обычно молчим….. Закончив университет, я вышла на работу. Моя зайка ни в чем никогда не нуждалась, все ради нее, все игрушки, одежда, развлечения, все ради нее. Зарабатывала я хорошо. к 3 годам, моя любопытная дочь, спросила про папу))))). К слову наш папа ни раз заявлялся с прощением и молил меня вернуться к нему. Но моя обида была на столько велика, больше, чем моя любовь к нему, я не могла. Я люблю до сих пор, безумно люблю. Но когда доченька спросила про папу. Я позвонила ему, он пришел. С того, времени, он не оставляет нас. Он замечательный папа. Конечно не всегда может позволить, все прихоти дочурки. Он старается. Он любит нас, нет ее любит. А меня уже не знаю… Летом прошлого года он первый раз в жизни ударил, нет он избил меня. До состояния ужасного. Внешне без синяков, но травмы ужасные, мне пришлось залезть в такие долги чтоб исправить все. Это было неожиданно….. Он всегда говорил, не тронет меня, потому, что его отец всю жизнь бил его мать (но отдельная история). После избиения, во мне все сломалось, я потеряла работу, всех всех друзей, здоровья не ахти, во мне опять проснулись ужасные чувства, как, тогда после изнасилования. Я забросила себя. Живу только ради дочки…. Только ради нее. Куча долгов за лечение, работы нет, нет элементарного желания, делать что-то. От него я ушла. Дочка не знает, всей правды, нашего расхода, сказала, что нам нужно жить пока отдельно от папы. Они видятся. Он миллион раз просил прощения….. Плакал рыдал…. Я его люблю люблю так, что не описать…. У него к слову, тоже после, все очень плохо, в плане работы, и везения. Всегда что-то да с ним случается. Прошло уже полгода, как я ушла. Я не вернусь. Я убью в себе всю любовь и все самые лучшие чувства, но не вернусь. Но сейчас мне плохо……. Очень, не могу себя собрать… Мир рухнул в один момент…. Только дочь, моя дочь, понимаю, что ради нее нужно подняться, но не могу…. Может я слишком долго была сильной независимой женщиной…. Не знаю…. Обратиться к психологу нет средств. Я сама разрушила всю свою идеальную жизнь, но бороться с апатией не могу…. Мне уже не обидно, когда мои родители меня оскорбляют, мне кажется я это заслужила, я молча хожу. Мама ни разу не спросила почему, я ушла от него, для отца я шлюха, позор которой он не может смыть с себя по сей день, так, что ему все равно где я с кем я живу. Мою семью волнует только вопрос денег. Чтоб ребенок не голодал. и тд. Больше ничего… ДЛя сестры я вечная обуза, она открыто ненавидит меня и ни раз мне это говорила. На данный момент я не вижу никого выхода…. Я потеряла многие свои хорошие качества, потеряла связь с миром. А ведь я была счастливым ребенком…………
Если ребёнок не хочет учиться
Здравствуй, Вика! Посоветуй, что делать: 16-летняя дочь совсем не хочет учиться! ГИА сдала с трудом, брали репетиторов по трем предметам, я водила ее на занятия за руку, сидела рядом, иначе она бы не пошла, а деньги потратила на свои нужды.
До 8-го класса училась на 4 и 5, потому что я сидела дома с младшей дочкой и держала старшую под контролем, делала с ней уроки, трясла за каждую тройку. А с 14 лет, когда я вышла на работу, она слетела с катушек. Отцу заниматься детьми некогда, работает с утра до ночи. Я тоже на службе устаю, и весь дом на мне. Дочь стала прогуливать. Пробовали провожать в школу, сбегала после первого урока. Договорилась с охраной, чтобы не выпускали на улицу на переменах, так она даже зимой вылезала в окна. В 10-й класс в старой хорошей школе ее не взяли, перешли в другую, попроще. Обещала, что возьмется за ум. Предложение освоить какую-то специальность в колледже отвергла: «Я не дебилка, хочу получить аттестат!» Поверили. Но только начался учебный год, опять пошли пропуски. Дома ничего делать не заставишь, сидит за компьютером. Разве что выгуляет вечером пса, и то потому, что собирается их тусовка «собачников». Самое поразительное, что девочка способная, прекрасная память, в детстве стихи запоминала с лету. Начала покуривать — с этим можно мириться, если бы училась. Наказывали, лишали карманных денег, пробовали платить за примерное поведение. Не раз пыталась с ней серьезно поговорить о перспективах будущей жизни, о том, кем собирается стать. Говорит, что еще не определилась, ничем конкретно заниматься не хочет. Глядя на старшую дочь, беспокоюсь за ее 10-летнюю сестру. Хотя та учится почти на «отлично», со страхом жду подросткового возраста. Вика, надеюсь услышать от тебя, какие ошибки мы допустили и что теперь предпринять.
Римма
Миллу ЙОВОВИЧ сделала звездой мама Галина ЛОГИНОВА, которая «забила» на собственную карьеру, чтобы водить дочь на кастинги и уроки мастерства
Дорогая Римма! Скорее всего, по отношению к старшей дочери ты слишком туго «завинчивала гайки», а когда тотальный контроль ослабел, девочка почувствовала свободу и воспользовалась ей по полной программе. Все потому, что ей не был привит навык самостоятельности.
Контролировать, конечно, надо и помогать тоже, но только если ребенок сам об этом попросит. Разобравшись в вопросе, вызвавшем затруднение, нужно дать малышу возможность самостоятельно найти решение. Важно укрепить в человечке уверенность, что при определенных усилиях он справиться с любым заданием. Дальше он будет сам стараться, стремиться к успеху, к хорошим оценкам и заслуженной похвале.
Родители — не надзиратели
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ, которого должны придерживаться родители: с самого начала школьной жизни надо приучать ребенка к самостоятельности и ответственности. К тому, что учеба — его обязанность и делает это он не для мамы с папой, а для себя.
Твоя же дочь чувствовала себя как раб на галерах, который гребет и гребет, потому как бежать некуда. Она привыкла выполнять домашние задания с тобой, к тому, что подскажешь и подправишь, где надо. А когда мамы рядом не оказалось, наверняка готовилась через пень-колоду, какое-то время выезжая за счет хорошей памяти на услышанное от учителя. Вот эти первые ростки разгильдяйства ты и упустила, считая, что ребенок уже направлен на правильную стезю, и спохватилась, когда девочка стала открыто сачковать от уроков. А ведь пропуск даже одного занятия с новым материалом — тропинка, за которой разверзается пропасть. Ребенок приходит на следующий урок и ничего не понимает. Он испытывает животный ужас, старается втиснуться под парту, лишь бы не вызвали к доске. Дальше — больше. Наступает момент, когда он уже не в силах переступить порог школы. А если привели насильно, старается сбежать, как узник из тюрьмы.
На корт ШАРАПОВУ привёл папа. Фото: © Reuters
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: пропущенный по болезни или иной причине материал нужно незамедлительно «нагнать».
Вам некогда или не разбираетесь в вопросе? Зовите на помощь школьных друзей ребенка или договоритесь с учителем о дополнительных занятиях. Сделайте все, чтобы новая тема у вашего отпрыска «отлетала от зубов». Чаще всего прогулы начинаются именно по причине страха. Дети, особенно подростки, боятся выглядеть идиотами в глазах сверстников. Вместо двоечника-лузера они начинают изображать сознательного разгильдяя-героя: «Не учусь, потому что забил на вашу школу». Но стоит вынырнуть из учебного провала, и побеги с уроков прекратятся.
Можно принудить человека выполнить физическую работу — убрать, постирать. Заставить учиться невозможно. Он будет тупо смотреть в учебник, ничего не запоминая. Усилия напрасны, пока у ребенка не появятся интерес и мотивация к получению знаний. Твой пример, Римма, — калейдоскоп типичных ошибок. Наказывали дочь, уговаривали, пытались поощрять — все впустую. Но ведь родители — не надзиратели в исправительной колонии. Они должны не исправлять ребенка, а с самого рождения лепить из него гармоничную, культурную, высокодуховную личность, развивать в нем любознательность и тягу к познанию нового. В выходные нужно ходить с ребенком не только в кино и «Макдоналдс», но и на выставки, в театры, музеи. Выезжать на природу (возьми на заметку с младшей дочерью). Надо читать ребенку вслух не подписи под картинками-комиксами, а детскую классику, народные сказки.
Николь КИДМАН родители в три года отправили заниматься балетом и музыкой, в пять — рисованием, в девять записали на курсы пантомимы, уроки декламации и в драматический кружок
И продолжать «семейные чтения», даже когда отпрыск научится складывать буквы самостоятельно. Привыкнув воспринимать на слух высокохудожественный текст, он будет более внимательно слушать и учителя в классе, разовьет память и грамотную речь. Для духовного воспитания незаменимыми являются воскресные школы — не только при православных храмах, но и при культовых объектах других конфессий. Каждый ребенок должен обязательно заниматься спортом, который дисциплинирует и приучает к упорному труду. Конечно, при нынешней напряженной жизни родителям нелегко выполнять эти требования. Но ведь не зря в православии воспитание детей называют родительским подвигом. Дав жизнь, мы обязаны вырастить Человека с большой буквы, как бы пафосно это ни звучало. Внимательно присматриваясь к своему чаду, замечайте, к какому делу или области знаний он проявляет повышенный интерес. Допустим, сам уговаривает вас поехать в зоопарк, часами простаивает возле клеток, наблюдая за животными, а дома штудирует книги по зоологии. Может быть, из такого ребенка получится прекрасный биолог, ветеринарный врач. Каждый малыш по-своему талантлив, нужно только вовремя этот дар почувствовать.
Отец МОЦАРТА заставлял его с четырёх лет зубрить сложнейшие фортепианные произведения
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: распознав талант ребенка в определенной сфере, родители должны помочь ему развить некое умение, которое будет его увлекать и выделять из толпы сверстников.
Один научится хорошо петь, владеть музыкальным инструментом, другой станет звездой школьной хоккейной команды, третий начнет писать стихи, заниматься в литературном кружке, выпускать классную стенгазету и т.д. Почувствовав свое превосходство в одном деле, ребенок, особенно подросток, будет стремиться расширить зону своей успешности. Многие родители жалуются, что подросших детей не оторвать от компьютера. А вы и не оторвете никакими репрессивными мерами. Помочь может только новое увлечение, в котором подросток преуспеет. Кроме того, «сидит за компьютером» — слишком общие слова. У детей в Сети слишком разные интересы. Доминанта подростковости — стремление к лидерству в среде сверстников. И если человеку не удалось самоутвердиться на каком-то поприще, реальный шанс достичь высокого статуса среди друзей — стать докой в компьютерных делах. Нам кажется, что ребенок просто «щелкает клавишами».
Образованием МЕНДЕЛЕЕВА занималась мать, убедившая сына поступить в институт
А он в 14 лет уже овладел рядом непростых программ, допустим освоил PowerPoint. Или нашел обучающие уроки по рисованию. Но даже если он увлечен только компьютерными играми, не стоит однозначно оценивать их как вредное занятие. На онлайн-играх подросток учится работать в команде, находить общий язык с незнакомыми людьми, в том числе старшими по возрасту. Интерес к компьютеру может вылиться в хорошую профессию, если вовремя поставить ребенка на правильную стезю. Например, попросить взять над ним шефство кого-то из знакомых или родственников, которые с компьютером «на ты». Или оплатить чаду компьютерные курсы, занятия на которых он вряд ли станет пропускать.
Хирург ПИРОГОВ с благодарностью писал об отце-военном, разглядевшем и поддержавшем в нём страсть к учению
Отрезать пуповину
Однако вернемся к вопросу, что же тебе, Римма, делать со своей неуправляемой старшей дочуркой. На мой взгляд, нужно незамедлительно и очень серьезно с ней поговорить. Это в 12 — 15 лет подросток еще не способен к прогностическому мышлению. Для его разума непосильный труд — размышлять, что с ним будет через пять-шесть лет, да еще и подчинять непонятным перспективам сегодняшнюю жизнь. Человек, стоящий на пороге 17-летия, уже не ребенок и должен понимать, что будущая судьба находится в его собственных руках. Вы предоставили дочери возможности для учебы. Но если она отказывается, не нужно неволить. Не всем становиться врачами, юристами, педагогами. Кому-то нужно работать на конвейере, стелить полы, вставлять пластиковые окна. И если овладеть в совершенстве какой-то рабочей профессией, можно обеспечить себе нормальное существование. Объясните ей, что есть закон справедливости, по которому вы не обязаны кормить зарвавшуюся бездельницу. Каждый должен приносить свою долю в семью. Пока человек не работает, его «доля» — успешная учеба. Скачайте из Интернета сведения о профессиональных колледжах, находящихся в доступности, и предложите дочке приобрести профессию, которая не вызывает у нее отторжения. (В начале учебного года еще не поздно ее куда-нибудь устроить.) Не захочет учиться — пусть идет трудиться. Скорее всего, почувствовав на собственной шкуре, что нельзя получать нормальные деньги без хорошей профессии, девочка пересмотрит жизненные позиции.
Нянчась с великовозрастной деткой, вы делаете ей только хуже
КстатиРебенок может не успевать не только из-за лени, но и от хронической усталости. Многие стремятся, чтобы их дети учились в элитных школах, где нагрузка максимальна. Однако не каждому под силу в них учиться. И не потому, что ребенок глуп и недоразвит. У всех разные скорости мыслительных процессов, объем памяти, эмоциональное восприятие. Если ребенок в конце дня валится с ног, стал часто болеть, из-за плохих оценок у него снижается самооценка, лучше не насиловать природу и перевести его в школу, где учиться легче. Если человек способный и родители вовремя заметили и начали развивать его особый талант, он обязательно придет к достижению поставленных целей.