Содержание
- Дмитрий Донской, великий князь владимирский и московский
- Дмитрий Донской
- Биография Дмитрия Донского
- Икона Дмитрия Солунского
- Дмитрий I Иванович Донской — биография, информация, личная жизнь
- Мощи святых в Москве
- Мощи святой Матроны Московской
- Мощи Николая Чудотворца
- Мощи благоверного князя Дмитрия Донского
- Мощи преподобного Сергия Радонежского
- Мощи Георгия Победоносца
Дмитрий Донской, великий князь владимирский и московский
В первые годы правления при малолетнем Дмитрии правительство возглавлял митрополит Алексий, впоследствии причисленный Русской православной церковью к лику святых.
Митрополит Алексий, опираясь на свой авторитет, на возросшую мощь Московского княжества, поддержку служилых бояр и горожан, сумел преодолеть соперников в борьбе за великое княжение — суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей. В 1363 году ярлык на великое княжение окончательно перешел к московским князьям. 17 января 1366 года в Коломне соглашение русских князей было скреплено женитьбой Дмитрия Ивановича на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне.
Правительство князя Дмитрия осуществляло ряд мероприятий, направленных на централизацию государственного управления и военного дела.
При князе в 1367 году в Москве был построен первый в Северо-Восточной Руси каменный Кремль.
В 1368 и 1370 годах его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда. Во время войны с Тверью (1368-1375) Дмитрий Донской организовал поход подвластных ему русских князей на Тверь, принудил тверского князя Михаила к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой. В 1371 году его рать разбила под Скорнищевым рязанского князя Олега, в 1376 году Московское княжество утвердило свое влияние в Булгарии Волжско-Камской.
Дмитрий Донской первым из русских князей возглавил вооруженную борьбу против татаро-монгольского нашествия. В 1378 году на реке Воже было разгромлено войско мурзы Бегича.
В 1380 году Дмитрий Донской во главе объединенных русских сил выступил навстречу полчищам темника Золотой Орды Мамая, двигавшимся на Русь.
Приняв благословение от святого Сергия Радонежского, который отпустил на брань двух иноков Андрея Ослябю и Александра Пересвета, князь встретил Мамая на Куликовом поле, между рекой Непрядвой и Доном (ныне в Куркинском районе Тульской области).
Желая воодушевить русских воинов перед смертельной схваткой, московский князь встал в первые ряды своего войска, обменявшись доспехами с боярином Михаилом Бренком, который встал под великокняжеское знамя в тылу большого полка и впоследствии погиб. Поначалу войска Мамая добились успеха на правом фланге, но получили удар во фланг от русского засадного полка и бежали. Князя Дмитрия Ивановича нашли на поле битвы оглушенным. Он проявил незаурядный полководческий талант, за победу на Куликовом поле его стали называть Донским.
На могилах павших воинов князем был создан храм Рождества Пресвятой Богородицы, он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке.
В 1382 году, после нападения нового хана Золотой Орды Тохтамыша на Москву, Дмитрий Донской организовал работы по восстановлению сожженного города. Он не успел собрать войска для отпора и вынужден был оставить город. Московскому князю пришлось вновь признать свою зависимость от Золотой Орды, возобновить выплату дани. Тем не менее Москва сохранила свое руководящее положение в русских землях.
19 мая 1389 года князь Дмитрий Донской скончался в Москве. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
В духовном завещании князь Дмитрий Донской впервые передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как «свою отчину».
Несмотря на то, что и после смерти Донского Золотая Орда продолжала совершать набеги на Русь, именно его стратегия правления и его воинские победы стали переломными в многовековой истории взаимоотношений с Ордой.
После кончины князя было написано «Житие» и «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей. Сохранились и иконографические изображения великого князя — на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате в Московском Кремле. Память о великом князе Дмитрии особенно усиливалась в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия имя благоверного князя Димитрия стояло рядом с именем святого князя Александра Невского: оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Тогда же именем Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.
В 1988 году Дмитрий Донской был причислен к лику святых на Поместном соборе Русской православной церкви. День его памяти отмечается 1 июня (19 мая по старому стилю).
У князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии родились 12 детей — восемь сыновей и четыре дочери. Восприемником (крестным отцом) у двух сыновей Дмитрия был преподобный Сергий Радонежский, у остальных наследников — другой русский святой — Димитрий Прилуцкий.
Супруга Дмитрия Донского княгиня Евдокия незадолго до кончины приняла монашеский постриг с именем Ефросиния. В Москве в Кремле она основала Вознесенский женский монастырь, разрушенный в 1929 году. Она была одной из первых великих княгинь похоронена в Вознесенском храме — усыпальнице цариц Российского государства. Великая княгиня Евдокия была причислена Русской православной церковью к лику святых с именем преподобная Ефросиния Московская.
Жизнь святых Димитрия и Евдокии была примером супружеской верности и согласия.
В июле 2015 года Священный Синод Русской православной церкви установил празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 1 июня (19 мая).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Дмитрий Донской
Дмитрий Донской (Дмитрий I Иванович, в крещении Димитрий).
Годы жизни: 12 октября 1350 (Москва) — 19 мая 1389
Годы правления: 1368-1389
Был прозван Дмитрием Донским за победу в Куликовской битве. Великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.). Князь Новгородский в 1363-1389 гг.
Сын великого князя Ивана II Красного и его 2-й жены княгини Александры Ивановны. Внук Ивана Даниловича Калиты.
Биография Дмитрия Донского
После смерти отца от мора в 1359 году опекуном 9-тилетнего князя и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий, обладавший сильным характером, большим авторитетом. По его совету Дмитрий продолжал политику отца и деда по собиранию русских земель вокруг Москвы, борясь при этом с князьями-соперниками (суздальско-нижегородским, рязанским и тверским) за великое княжение.
Одиннадцатилетний князь отправился в Орду. Поначалу ярлык на княжение был выхлопотан боярами у хана Мюрида, который на тот момент был сильнее своего соперника Абдула, но уже в 1362 году ярлык получили от имени Абдула. Обоим ханам не понравилась политика Великого князя, он утратил милость ханов, а ярлык отдан Дмитрию Константиновичу Суздальскому. Но Дмитрий Иванович вскоре пошёл на него с войском и выгнал из города Владимира.
Преемник Мюрида Азис с целью низвержения Дмитрия Донского отдал ханскую грамоту вновь Дмитрию Константиновичу, но тот предпочёл дружбу Дмитрия Донского и отказался от великокняжеского достоинства. 17 января 1366 г. союз князей был скреплён женитьбой Донского на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне, дочери Дмитрия Константиновича.
Внешняя политика Дмитрия Донского
Дмитрий Донской проводил очень активную внешнюю политику. Он смирил суздальского, нижегородского, рязанского и тверского князей (1363 г.), дал отпор великому литовскому кн. Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество (21 ноября 1368 г. битва на р. Тростна близ Москвы). К Москве были окончательно присоединены Углич, Галич Мерьский, Белоозеро, а также Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. Донской заставил повиноваться себе и Новгород Великий.
При Дмитрии Донском в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве.
В1376 году его войска победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича.
В 1380 году Дмитрий Донской одержал блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском Мамая, после чего получил знаменитое прозвище Донской. В этом сражении он сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером воинов на подвиги, проявил полководческий талант. После битвы Куликовской Дмитрий Донской прекратил платить дань татарам.
Но в 1382 г. Тохтамыш, хан Золотой Орды, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани вновь была возобновлена.
Последние годы правления Дмитрия Донского были омрачены междоусобными распрями, борьбой с тверским князем Михаилом за ярлык на великое княжение.
Умирая, Дмитрий Донской передал великое княжение Василию I , своему старшему сыну, без согласования с ханом Золотой Орды.
Великий князь владимирский и московский Дмитрий Донской умер 19 мая в 1389 году. Погребён в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых на Поместном соборе в 1988 году.
Дмитрий Донской и Евдокия
Единственной женой была Евдокия, дочь нижегородского князя Дмитрия.
У них было 12 детей:
Годы правления Дмитрия Донского
За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси. Он также добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), которые прикрывали подступы к центру Москвы. Дмитрий впервые в русской военной истории ввел взамен старого принципа комплектации войска новый (территориальный) принцип формирования. В Москве была введена чеканка серебряной монеты — ранее, чем в других русских княжествах и землях.
Воинские подвиги его воспеты Сафонием Рязанцем в “Задонщине”, а также в“Сказании о Мамаевом побоище”.
В Москве поставлен памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского Кремля.
Память святому Дмитрию Донскому празднуется 19 мая/1 июня.
Имя Донского за несколько веков стало символом русской воинской славы. В 2002 году был учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
С осени 2007 года на самой большой атомной подводной лодке в мире «Дмитрий Донской», внесенной в Книгу рекордов Гиннеса, открыта выставка музея-заповедника «Куликово поле».
Дмитрий Донской
Икона Дмитрия Солунского
Одним из самых любимых святых образов в христианстве считается божественное изображение Великомученика. Его приговорили к казни сразу как только он прилюдно сказал, что исповедует православную веру. В нашей статье вы можете ознакомиться с кратким житием Мученика, а еще узнать какую роль в христианстве играет икона Святого, и в каких случаях перед ней просят помощи.
Краткая история жизни
Божий Угодник появился на свет в солнечной Греции в маленьком городке Солуни, в годы правления язычников – богоборцев Диоклетиана и Максимиана.
Отец и мать его в течении долгого времени не могли зачать ребенка. Его родители были скрытыми сторонниками православия, и они непрерывно читали молитвы перед образом Всевышнего о послании им ребенка. Всевышний внял их мольбам и мать вскоре забеременела. Когда мальчик немного повзрослел, его мать и отец под покровом ночи привели в дом святого отца, чтобы провести обряд крещения.
В течении всего своего мирского жития родители учили своего сына христианству. Отец мальчика работал в промагистром. Когда он достиг совершеннолетия его отец скончался. Правитель Греции Максимиан издал указ, назначающий Дмитрия предводителем карателей православных верующих. По ходу своей деятельности Святой обязан был обеспечивать защиту Фессалонийского региона и истреблять христианских верующих. Но на самом деле Подвижник стал обращать язычников в православие.
Когда все это дошло до Максимиана, он приказал бросить его в темницу. Но пребывая в заточении Великомученик не отказался от своей приверженности к христианству, а вместо этого стал еще яростнее восхвалять Иисуса Христа. В годы правления императора Максимиана были распространены такие развлечения: как цирк и гладиаторские бои. Но во время одного поединка погибает любимый гладиатор императора, и Максимиан приходит в ярость, и отдает приказ убить победителя.
Но и это не удовлетворило императора, и он приказывает казнить Дмитрия. На рассвете двадцать шестого октября в 306 году солдаты пришли за заключенным дабы отвести Великомученика на казнь. Но зайдя в камеру застали Святого молящим Господу, и тогда воины немедленно его закололи.
Тело его выбросили на поедания зверям, но его сторонники забрали тело и схоронили. После чего слуга Святого Лупп забрал окровавленную одежду и кольцо и дарил исцеления от болезней всем немощным, за такую деятельность его также казнили.
Спустя тридцать два года после смерти Дмитрия над его местом погребения был возведен собор, в котором многие верующие обретали избавления от всех страданий. Через некоторое время нашли и святые останки Великомученика.
Предназначение иконы
Этот святой образ считается сильнейшим талисманом всех, кто имеет отношение к военному делу. Фигура Великомученика Солунского играла огромную роль в становлении христианства в Киевской Руси наравне со святым образом Дмитрия Донского. Эти две святыне считаются атрибутом мужественности и смелости. В летописях сохранилось упоминание о том, что при совершении Литургии перед ликом Праведника в храме был и царь.
После Куликовского сражения в честь всех бойцов, сложивших голову в этой битве с целью проведения совместной панихиды установили Дмитриевскую родительскую субботу. С того дня и стали восхвалять лик Великомученика в родительскую субботу и двадцать шестого октября, когда произошло обретение останков Святого. В первый раз такую службу провели двадцатого октября в конце тринадцатого века.
Как молиться
В современном мире части останков Святого Дмитрия хранятся во многих государств мира, так одна шестая часть мощей хранится в храмах Рима. Возле останков и перед образами Великомученика обычно просят об:
• избавлении от глазных болезней,
• избавлении от страшных недугов,
• отваги,
• выдержке,
• храбрости.
Молитва
Святой и преславный великомученик Господний Димитрий, быстрый помощник и милосердный защитник с надежной к тебе обращаемся! Представ со смелостью перед Небесным Владыкой, умоли Его даровать прощение грехов наших и об избавлении от лукавых соблазнов, трусости, воды, пожара, войны и вечных страданий. Умоли Небесное Сиятельство, ниспослать благ на город этот, на этот монастырь и любую державу православную.
«Умоли Господа Нашего даровать победу православных христиан над врагами, всякой стране христианской лад, спокойствие, непоколебимую веру и преуспеяние в праведности; нам же, восхваляющим святое имя твое, попроси благословение на совершении дел благих и праведных, Спасителю нашему Иисусу Христу делами на земле совершаемые, удостоимся мольбами твоими наследовать Царствие Господнее для вечного восхваления Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»
Разновидности икон Святого и их описание
Самой любимой иконой христиан является образ, на котором Великомученик Солунский запечатлен в седле. Данный образ изображает чудесное деяние, которое описывается в сказании Дмитрия Донского. Согласно преданию, в начале двенадцатого столетия войско, возглавляемое императором Калояном пытались захватить город Солунь. Но Праведник появился в лагере захватчиков и казнил царя:
• На образе он закалывает захватчика, и он уходит под землю.
• На воротах града изображаются воины и обычные люди, держащие в руках лик Подвижника
• В небе появляется небесный посланник Господа, который возлагает на голову Праведника венец.
• А слева с Небес Господь дарует свое благословение святому защитнику.
Еще одной довольно известной иконой считается лик Святого двенадцатого века, в наше время эта святыня хранится в Третьяковской галерее. Считается, что данный лик был написан в двенадцатом веке и хранился во граде Дмитрове в храме, но после окончании революции икону забрали и отдали в музей. В начале двадцатых годов иконописцы соскребли верхнее изображение, написанное поверх древнего. Иконописцы увидели лик, на котором Великомученик сидит на троне на голове корона, держащий в руках меч. Несомненно, в Небесном Царствии нет необходимости в защите, это атрибут того, что при мирском житие он был вооружен Святым Словом. Считается что это символ отваги и храбрости.
Народный защитник
Принято считать, что лик Великомученика исцеляет тех, кто мучается недугами главы и очей. Кроме того, Угодник является защитником военных. Останки Великомученика при нахождении излили большое количества ароматного масла, именно поэтому его назвали мироточивым. Христиане применяют благоуханное масло для избавления от всех хворей. В Киевской Руси Праведник пользовался таким почитание, что его считали русским по рождению. Даже царские вельможи очень часто нарекали своих сыновей честь Святого Воина, наверное, этим и объясняется распространённость его имени, которая сохранилась и в наши дни.
Дмитрий I Иванович Донской — биография, информация, личная жизнь
Дмитрий I Иванович Донской. Родился 12 октября 1350 года в Москве — умер 19 мая 1389 года в Москве. Князь Московский (1359-1389), великий князь Владимирский (1363-1389). Полководец, одержавший победу в Куликовской битве. Причислен к лику святых Русской Православной церкви, день памяти — 19 мая (1 июня).
Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 года в Москве.
Отец — Иван II Иванович Красный (30 марта 1326 — 13 ноября 1359), сын Ивана I Даниловича Калиты, князь Звенигородский до 1354 года, князь Московский и великий князь Владимирский в 1353-1359 годах, князь Новгородский в 1355-1359 годах.
Мать — Александра Ивановна (Васильевна; урожденная Вельяминова; ум. 26 декабря 1364 от чумы), великая княгиня московская, вторая жена великого князя московского Ивана Красного (с 1345).
Его отец умер, когда Дмитрию было девять лет. Вскоре умер и его младший брат Семен. Все владения отца отошли Дмитрию.
Его опекуном и де-факто правителем Московского княжества стал митрополит Алексий (в миру Алексей Федорович Бяконт), обладавший большим авторитетом.
В тот же год, что и его отец, в Золотой Орде умер хан Бердибек, началась «великая замятня» — продолжительный период борьбы за власть.
Великое княжество Владимирское по смерти Ивана Красного было отдано нижегородско-суздальским князьям. Но в 1362 году темник беклярбек Мамай, фактически управлявший от имени хана Абдуллы, выдал ярлык Дмитрию Ивановичу, и московское войско выгнало из Переяславля и Владимира Дмитрия Константиновича суздальского. Впоследствии Москва поддержала его права на Нижний Новгород в обмен на отказ от претензий на Владимир. При этом Дмитрий Иванович женился на его дочери Евдокии.
Личная жизнь Дмитрия Донского:
Жена — Евдокия Дмитриевна (1353-1407), дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. Женился на ней в 15 лет, Евдокии тогда было 13 лет. Она получила известность своей благотворительностью. В монашестве — Евфросиния Московская, преподобная. В 2007 году отмечалось 600-летие ее преставления, в ознаменование чего 21 августа того же года была учреждена награда Русской православной церкви — орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
В браке у Дмитрия и Евдокии родилось двенадцать детей:
— Даниил Дмитриевич (1370 — 15 сентября 1379);
— Василий I Дмитриевич (30 декабря 1371 — 27 февраля 1425);
— Софья Дмитриевна (умерла в 1427), в 1387 году вышла замуж за Федора, сына Олега Рязанского;
— Юрий Дмитриевич Звенигородский (26 ноября 1374 — 5 июня 1434);
— Мария Дмитриевна (умерла 15 мая 1399) — вышла замуж за князя мстиславского Лугвения (Семена), сына великого князя Литовского Ольгерда;
— Анастасия Дмитриевна — вышла замуж за Ивана Всеволодовича, князя Холмского;
— Симеон Дмитриевич (умер 11 сентября 1379);
— Андрей Дмитриевич Можайский (14 августа 1382 — 9 июля 1432);
— Петр Дмитриевич Дмитровский (29 июля 1385 — 10 августа 1428);
— Анна Дмитриевна (родилась 8 января 1387) — вышла замуж за князя Юрия Патрикеевича;
— Иван Дмитриевич (1380 — 29 июля 1393). В монашестве Иоасаф;
— Константин Дмитриевич (14 мая 1389 — 1433) — князь Углицкий.
Евдокия Дмитриевна (Евфросиния Московская) — жена Дмитрия Донского
Распад Золотой Орды привел к большим изменениям. В мордовских землях укрепился Тагай, в Волжской Булгарии — Булат-Тимур. Оба были разбиты рязанцами в 1365 году у Шишевского леса и суздальцами в 1367 году на реке Пьяне. В 1370 году суздальцы вторглись в Волжскую Булгарию и посадили там мамаевых ставленников. Следствием стало то, что власть Мамая распространилась на все земли западнее Волги.
В 1362 году великий князь литовский Ольгерд Гедиминович разгромил при Синих Водах трех ордынских князей, включил в состав своего государства Киев, Подолье, Посемье и Переяславль Южный, прекратив данническую зависимость этих земель от Золотой Орды.
В 1368 году обострился конфликт в Тверском княжестве, долгое время после разгрома 1327 года находившемся под контролем Москвы. Микулинский князь Михаил Александрович с помощью состоявшего с ним в родстве Ольгерда занял тверской престол, выгнав своего дядю, Василия Михайловича, главу кашинских князей, состоявших в родстве с московскими. Дважды — в 1368 и в 1370 годах — московская рать вторгалась под Тверь и дважды после этого Ольгерд безуспешно осаждал Москву, в которой в 1367 году был отстроен новый белокаменный Кремль.
В 1370 году Мамай выдал ярлык на великое княжение Владимирское Михаилу Тверскому, и тот развернул активные военные действия в Северо-Восточной Руси, в том числе с помощью литовских князей. Дмитрий собрал войска и открыто не подчинился требованиям пришедшего с Михаилом из Орды посла, ответив: «к ярлыку не еду, Михаила на княжение в землю Владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист».
В 1371 году Дмитрий заключил соглашение с Мамаем, по которому был установлен размер дани ниже, чем при Узбеке и Джанибеке, сам получил ярлык и выкупил находящегося в Орде тверского княжича за 10 тысяч рублей. Ольгерд в третий раз лично двинулся на Москву, московское войско вышло ему навстречу, и был заключен Любутский мир.
печати Дмитрия Донского
В 1371 году Дмитрий попытался поставить под свой контроль Рязань, его войско возглавлял перешедший на службу в Москву из Великого княжества Литовского Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. По Рязани пришелся и первый удар Мамая в 1373 году. Но уже в 1374 году у Дмитрия установилось с ним «розмирие». По мнению историков, это означало конец выплаты дани и в том размере, который был установлен в 1371 году.
В 1374 же году прошел съезд князей в Переяславле-Залесском, который предположительно послужил консолидации вокруг Москвы антиордынских сил, в том числе и находившихся в составе великого княжества Литовского. В 1374 году Мамай вновь попытался воздействовать на Дмитрия через Михаила Тверского, вторично выдав ему ярлык, что вызвало поход соединенных сил Северо-Восточной Руси, а также смолян, на Тверь, в результате чего Михаил признал себя младшим братом Дмитрия, обязался участвовать во всех антиордынских акциях Москвы и в 1375 году отказался от претензий на Кашин.
В 1376 году Дмитрий отправил войско во главе с Дмитрием Боброком в Волжскую Булгарию. Был взят откуп с мамаевых ставленников и посажены русские таможенники. В том же году Дмитрий ходил далеко за Оку.
В 1377 году московско-суздальское войско выступило на восточные рубежи Руси и было уничтожено там на стоянке татарами из Мамаевой орды, были разорены Нижний Новгород, а затем Рязань.
В 1378 году по приказу Мамая 5 ордынских туменов (около 50 тыс. войска) во главе с мурзой Бегичем выступили в поход на Москву, вскоре были разбиты княжеской дружиной на р. Вожа в рязанских пределах. В сражении также участвовал Андрей Ольгердович псковский, перешедший на службу к Дмитрию из Литвы после смерти Ольгерда и потери Полоцка в пользу Ягайло и его союзника Скиргайло. В том же году умер митрополит Алексий, и Дмитрий, желая иметь митрополитом своего духовника Михаила-Митяя, вынудил его постричься в монашество и занять архимандрию в придворном Спасском монастыре. Великий князь отказался принять митрополита Киприана (его люди ограбили митрополита и не пустили его в Москву), за что организаторы и причастные были специальным посланием Киприана отлучены от церкви и прокляты «по правилам святых отцов».
В 1379 году Мамай вновь разорил Рязанское княжество, зимой 1379/1380 годов на московскую службу в Переяславль-Залесский перешел Дмитрий Ольгердович стародубский и трубчевский.
Куликовская битва
К апрелю 1380 года противник Мамая Тохтамыш вышел к устью Дона, однако Мамай предпринял поход на Москву с большим привлечением наемников в связи с большими потерями своих войск на Воже, прежде всего генуэзцев. Мамай планировал соединиться на южном берегу Оки с Ягайло литовским и Олегом рязанским. О союзных планах Мамая с Ягайло и Олегом Рязанским Дмитрий узнал от Захария Тютчева, посланного к Мамаю с золотом для переговоров.
Сбор русских войск был назначен в Коломне 15 августа 1380 года. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трем дорогам. Отдельно шел двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и отдельно полки подручных белозерских, ярославских и ростовских князей.
Когда Дмитрий вывел свои войска к Коломне, ему пришло требование Мамая восстановить выплату дани в тех размерах, что были при Узбеке и Джанибеке. Тогда Дмитрий ответил отказом и вывел войска от Коломны на устье реки Лопасни, откуда переправился за Оку с оставлением стратегического резерва в Москве, а затем совершил многодневный марш за Дон, ускоряя столкновение с одним только Мамаем.
Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок: Дмитрий возглавил большой полк; Владимир Андреевич с ярославцами — полк правой руки; в полк левой руки был назначен командующим Глеб Брянский; передовой полк составили коломенцы.
Получивший большую известность, благодаря житию Сергия Радонежского, эпизод с благословением войска Сергием в ранних источниках о Куликовской битве не упоминается.
Русские летописи приводят следующие данные о численности русского войска: «Летописная повесть о Куликовской битве» — 100 тыс. воинов Московского княжества и 50-100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторического источника — 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись — 400 тыс. (встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тысяч белозерцев, 7 или 30 тысяч новгородцев, 7 или 70 тысяч литовцев, 40-70 тысяч в засадном полку). Однако следует учитывать, что цифры, приводимые в средневековых источниках, обычно крайне преувеличены.
У Мамая было от 60 до 150 тыс. человек (летописи доводят цифру до 800 тыс.).
Для навязывания противнику решающего сражения в поле еще до подхода союзных Мамаю литовцев или рязанцев, а также чтобы использовать водный рубеж для защиты собственного тыла в случае их подхода русские войска перешли на правый берег Дона и уничтожили за собой мосты. Тогда же, во время переправы за Дон, татарские передовые части, преследуя русских разведчиков Семена Мелика, на полном скаку въехали в боевые порядки уже переправившихся дружин, получили отпор и отъехали на высокий холм поодаль, увидев оттуда все русские войска. Вскоре после этого Мамай узнал о форсировании русскими Дона.
Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах встали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Считается, что засадный полк стоял в дубраве рядом с полком левой руки, однако, в «Задонщине» говорится об ударе засадного полка с правой руки.
Вечером и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции.
Перед началом битвы Дмитрий Донской встал в первый ряд войска, поменявшись одеждой со своим любимцем Михаилом Бреноком (или Бряноком), вставшим под знамя. После генерального сражения Бренока нашли убитым, а близ него лежало множество русских князей и бояр, защищавших «князя». К одному из них, Семену Мелику, князь обращает слова «крепко охраняем был я твоею стражею».
«Сказание о Мамаевом побоище» сообщает, что русские войска шли в битву под «чермным», то есть, темно-красным или багровым, знаменем с изображением золотого образа Иисуса Христа. Миниатюры XVII века изображают в качестве знамени красный стяг с православным крестом.
Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и татары.
Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея (или Темир-бея) с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мертвыми (возможно, этот эпизод, описанный только в «Сказании о Мамаевом побоище», является легендой). Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком (в ряде источников — Туляк). Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конем с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя.
Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. В центре и на левом фланге русские были на грани прорыва своих боевых порядков, но помог частный контрудар, когда «Глеб Брянский с полками владимирским и суздальским поступи через трупы мертвых». «На правой стране князь Андрей Ольгердович не единою татар нападши и многих избил, но не смеяша вдаль гнатися, видя большой полк недвижусчийся и яко вся сила татарская паде на средину и лежи, хотяху разорвати». Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка.
Владимир Серпуховской, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы золотоордынцев стал решающим. Татарская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.
Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. У татар отсутствовали резервы, чтобы попытаться повлиять на исход боя или хотя бы прикрыть отступление, поэтому все татарское войско побежало с поля битвы.
Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 верст, «избив» их «бесчисленное множество».
Вернувшись из погони, Владимир Андреевич стал собирать войско. Сам великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и был найден после битвы под срубленной березой в бессознательном состоянии.
Летописцы сильно преувеличивают число погибших золотоордынцев, доводя его до 800 тыс. Достоверно известно о гибели в битве четырех русских князей: Федора Романовича и Ивана Федоровича белозерских, Федора и Мстислава Юрьевичей тарусских.
После победы на Куликовом поле Дмитрий не продолжил поход вглубь степей (хотя на наличие у него такого плана указывает присутствие в его войске проводников-сурожан) из-за высоких потерь. При этом Мамай, вернувшись в Крым, собрал остаток сил для того, чтобы идти на Русь изгоном, но вынужден был вывести это войско против Тохтамыша и потерпел поражение.
Русские князья лишь обменялись посольствами с Тохтамышем по поводу его воцарения. За грабеж возвращавшихся с Куликова поля обозов Олег вторично был изгнан Дмитрием из Рязани, но в 1381 году по условиям мира, аналогичных миру с Михаилом тверским 1375 года, признал себя младшим братом московского князя.
В условиях закрепления за Москвой роли центра консолидации русских земель и борьбы с Ордой митрополит всея Руси Киприан превратился в естественного союзника Дмитрия. В 1381 году Киприан прибыл в Москву. Тем временем в Литве к власти пришли сторонники антиордынского союза с Москвой во главе с князем Кейстутом, который признал влияние Москвы в Смоленске и в верховских княжествах. Андрей Ольгердович вернулся в Полоцк. Однако уже в 1382 году под прямым военным давлением Тевтонского ордена и дипломатической поддержке Орды Ягайло вернулся к власти.
Хан Тохтамыш, стремясь восстановить данническую зависимость земель владимирского княжения, в 1382 году провел поход на Русь, рассчитанный на то, чтобы русские войска не успели собраться, взял Москву обманом, но один из его отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоколамском. Михаил Тверской вновь заявил свои права на владимирское княжение, и Дмитрий заключил соглашение с Тохтамышем, по которому ярлык остался в роду московских князей, Дмитрий выплатил Тохтамышу дань за 2 прошедших с поражения Мамая года, но при этом Тверь получила независимость от владимирского княжения. В мирном договоре 1399 года тверской князь уже называется не младшим братом московского, а просто братом. Тогда же в состав Тверского княжества вернулся Кашин.
Уже в 1382 году произошел разрыв Киприана с Дмитрием Донским, и Дмитрий вернулся к политике создания собственной митрополии. Перспектива даннической зависимости от Орды сыграла свою роль в вопросе самоопределения спорных между Москвой и Вильно русских княжеств. Новгород, в котором в 1379-1380 годах сидел литовский князь Юрий Наримунтович, в 1383 году принял его брата Патрикея.
В 1384 году при посредничестве вдовы Ольгерда Ульяны Александровны был заключен предварительный договор между Дмитрием и Владимиром, с одной стороны, и Ягайло, Скиргайло и Корибутом, с другой, о бракосочетании Ягайло с дочерью Дмитрия и объявлении православия государственной религией великого княжества Литовского, но в том же году Ягайло подписал с тевтонцами Дубисский договор, по которому обязался в течение 4 лет, напротив, принять католицизм. Второе намерение было реализовано: в 1385 году Ягайло заключил с Польшей унию и женился на наследнице польского престола Ядвиге. Утверждение унии на литовско-русских землях было связано с сопротивлением: в частности, Святослав Иванович смоленский погиб в сражении с литовцами (1386), а Андрей Ольгердович потерял Полоцк (1387).
В 1386 году после нападений ушкуйников на земли по Волге Дмитрий Донской привел войска из 29 волостей на расстояние 15 верст к Новгороду и получил от него контрибуцию 8 тыс. руб. в два срока (сумма в точности соответствовала признанной Дмитрием задолженности по ордынскому выходу за 1381-1382 годы; очевидно, Дмитрий хотел таким образом восполнить собранную в 1383-1384 годах с разоренной войной территории великого княжения и ушедшую в Орду сумму). После очередного конфликта с Рязанью был заключен «вечный мир», скрепленный браком Федора Ольговича с дочерью Дмитрия Донского Софьей.
В 1388 году, незадолго до смерти Дмитрия Донского, имел место конфликт с Владимиром Андреевичем Храбрым по вопросу наследования московского престола сыном Дмитрия Василием. Сначала Дмитрием были арестованы серпуховские бояре, затем, после обещаний Владимиру дополнительных владений, последний признал Дмитрия отцом, а Дмитриевичей старшими братьями (после смерти Дмитрия Василию пришлось реализовать обещания отца: Владимир получил Волоколамск и Ржев, а затем обменял их на Углич и Козельск). Дмитрий успел помириться на этом с Владимиром за два месяца до смерти.
Итоги правления Дмитрия Донского
За первые 20 лет своего правления Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счет территорий Переяславля, Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана Пермская епископия) земель.
В то же время при нем были потеряны западные земли, включая Тверь (1383) и Смоленск (1386), а основная территория была разорена как войнами с Великим княжеством Литовским (с первым литовским вторжением в 1368 году закончилась отмеченная летописцем тишина великая на 40 лет, наступившая в Северо-Восточной Руси после разгрома Твери) и другими княжествами, так и нашествием Тохтамыша и последующей выплатой значительной дани.
К беспрестанным разорениям и опустошениям, то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, необходимо добавить необыкновенные природные обстоятельства того времени — нашествие чумы, редкую по интенсивности солнечную активность и, как следствие, пожары, засухи, голод.
В Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города. При Дмитрии Донском в Москве была впервые начата чеканка серебряной монеты — раньше, чем в других русских княжествах и землях.
Культурную жизнь княжества времен Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины», прославлявших успехи русского оружия на Куликовом поле).
В своем завещании Дмитрий Донской первым из московских князей упоминает великое княжение (Владимир, Переяславль-Залесский, Кострому), Белоозеро, Дмитров, Углич, Галич. Также ново было распоряжение Димитрия, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам. Однако, завещание содержало неясные указания на то, кто должен был наследовать великое княжение после Василия Дмитриевича, и завещание использовалось затем Юрием Дмитриевичем в борьбе против племянника Василия Васильевича, к которому в 1425 году при поддержке его деда по матери Витовта и хана Улу-Мухаммеда в нарушение родового принципа наследования перешло великое княжение.
Великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года, погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.
Дмитрий Донской причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ в 1988 году. День памяти — 19 мая (1 июня нового стиля). Также его память празднуется в соборе Тульских святых, день памяти 22 сентября.
С 2015 года установлено общее празднование памяти Дмитрия Донского и его супруги княгини Евдокии 19 мая (1 июня).
Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В годы Великой Отечественной войны в честь Дмитрия Донского была названа танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР.
В 2002 учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. В русском флоте именем князя в разное время были названы парусные линейные корабли 1771 и 1809 годов постройки, винтовой фрегат, океанский броненосный крейсер и атомная подводная лодка.
Именем Дмитрия Донского названы многие улицы и площади российских городов.
Дмитрий Донской (документальный фильм)
Мощи святых в Москве
Мощи святых – это останки христиан, причисленных за свои великие деяния к лику святых. Отцы церкви учат, что останки праведников несут в себе благодать Господа, а потому их частицы должны быть в каждом храме. И католики и православные считают, что мощи обладают чудодейственными свойствами и позволяют сохранить крепость веры.
Традиция сохранять останки великих деятелей церкви восходит к самой заре христианской веры. Несмотря на все трудности и гонения, первые христиане постарались сохранить останки святых апостолов, великих учителей, наставников веры и тех, кто пострадал во имя Иисуса Христа. В российской православной традиции эти останки называются мощами. Они сохранились в разных формах – порой в виде цельного скелета или отдельных костей, порой в виде праха, а иногда даже в виде нетленных мощей. Порой они утрачивались, зачастую их находили вновь, а нередко даже разделяли и рассылали по храмам, дабы большее число прихожан могло к ним прикоснуться. Вплоть до Нового Времени бывали случаи так называемой «фальсификации мощей», из-за которой подлинность некоторых из них до сих пор остается под сомнением.
Несмотря на то, что традиция сохранения и почитания мощей укоренилась достаточно давно, их особый статус не сразу был признан официально. Это случилось на Втором Никейском Соборе (Седьмом Вселенском Соборе) в 787 году. Собрание всех глав и владык христианской церкви постановило, что через останки праведников Господь передает христианам свою благодать, а потому необходимо их сохранять и почитать. Мощи святых напоминают христианам о великих деятелях церкви, о мучениках веры и чудотворцах, а потому обладают особым нравственным и литургическим статусом. Там, где находились мощи святых, в дальнейшем строились храмы, и архиереи решили поддержать эту традицию церковным законом. Они постановили, что ни одна церковь не должна быть освящена без мощей, и это правило соблюдается до сих пор.
Отцы церкви издавна указывали на особый статус мощей и на то, что чудотворцы способны творить чудеса и после смерти. Именно чудеса, происходящие с людьми, поклоняющимися останкам святых, являются основанием для признания их мощами. Вопреки расхожему заблуждению, не все мощи являются нетленными, а не всякие нетленные останки – мощами. Тело может хорошо сохраниться или мумифицироваться в силу целого ряда естественных причин, став тем самым нетленным, но этого явно недостаточно для признания сакрального статуса.
К радости верующих христиан, в Москве мощи святых есть во многих храмах и церквях. Узнать о том, где находятся мощи святого, и какие мощи святых привезли в столицу, вы можете на православных интернет-сайтах, в московских церквях и храмах. Большая часть московских церквей открыта для посещения ежедневно.
Мощи святой Матроны Московской
Среди православных россиян святая Матрона Московская – одна из самых почитаемых святых. Жизнь Матроны пришлась на трудные годы революции и советской власти, когда христианство подвергалось гонениям. Несмотря на все тяготы, на врожденную слепоту и отнявшиеся в возрасте 17 лет ноги, Матрона стойко выдержала все выпавшие на её долю испытания. Вплоть до своей смерти в 1952 году она наставляла верующих напутствием и помогала им не терять веру. Многочисленные свидетельства утверждают, что святая Матрона совершала чудеса исцеления и провидения, а потому нет ничего удивительного в том, что возрожденная Русская православная церковь канонизировала её. Мощи святой Матроны покоятся в ризе Покровского храма. По сей день москвичи и паломники выстраиваются в длинные очереди, дабы поклониться им, помолиться об исцелении недугов или же просто испросить у Матроны покровительства и заступничества.
Мощи Николая Чудотворца
Святой Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых как в католицизме, так и в православии. На самой заре христианства он был архиепископом города Миры, входившего в земли Восточной Римской империи. Многочисленные предания гласят, что при жизни святой Николай творил чудеса исцеления и даже воскрешения, примирял враждующих и заступался за невинных. Нет ничего удивительного в том, что сразу после смерти риза с его останками стала местом паломничества христиан всего мира. Останки великого святого считались настолько важной реликвией, что, когда в годы турецкого вторжения над ними нависла угроза, они были похищены итальянскими моряками и перевезены в город Бари. Постепенно частицы мощей святого Николая разошлись по многим церквям, храмам, монастырям и соборам, попав в том числе и православные церкви. Основными местами поклонения Николаю Чудотворцу являются Бари и Венеция, где хранятся наиболее полные его останки. С 21-го мая по 28-го июля 2017-го года ковчег с ребром святого был привезен в Россию, где ему поклонились сотни тысяч православных. Хотя великая святыня вернулась в Бари, москвичи и паломники все еще могут посетить мощи святого Николая в Москве. Небольшие частицы мощей святого Николая находятся в 25 храмах Москвы, включая Новодевичий женский монастырь, Храм-музей святителя Николая в Толмачах, Даниловский монастырь и ряд других.
Мощи благоверного князя Дмитрия Донского
Князь Дмитрий Иоаннович Донской считается одним из важнейших покровителей столицы. Он вошел в историю как великий русский князь, победитель Орды, защитник веры и строитель белокаменного Московского Кремля. Многочисленные предания рассказывают о нем как о примерном семьянине, необычайно праведном и благочестивом человеке, настоящем христианине. Для потомков князь Дмитрий стал образцом доблестного и мужественного защитника русской земли, а в 1988 он был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви. Еще задолго до канонизации он считался покровителем Москвы и идеалом для многих правителей России. Святые мощи Дмитрия Донского хранятся в Архангельском соборе Кремля вместе с останками членов его рода.
Мощи преподобного Сергия Радонежского
Преподобный Сергия Радонежский – чудотворец и едва ли не самый почитаемый святой Русской православной церкви. Его роль как подвижника христианства была настолько велика, что в середине XX века даже Римская католическая церковь причислила его к лику святых. Святой Сергий основал множество монастырей (в том числе Троице-Сергиев монастырь, оплот русской духовности) и вдохновил целую плеяду церковных деятелей. Трудно переоценить его вклад в дело объединения русских земель. С именем преподобного связывают чудеса исцеления и воскрешения, примирения враждующих и чудесные видения. Причислен к лику святых он был уже спустя полвека после своей кончины. Святые мощи Сергия Радонежского покоятся в Троице-Сергиевой Лавре, где поклониться им может каждый желающий. Как чудотворца его молят об исцелении, как миротворца — об усмирении гордыни, как защитника праведников – просят о покровительстве накануне судебной тяжбы. Согласно преданию, преподобный Сергий чудесным образом обучился грамоте, а потому его также просят о помощи в постижении наук.
Мощи Георгия Победоносца
Святой великомученик Георгий с давних пор считается важным христианским святым, в России его почитают как покровителя Москвы (он изображен на гербе столицы). В Средние Века св. Георгий представлялся образцом и покровителем рыцарства, защитником христианской веры. Согласно преданию великомученик был некогда видным военачальником при дворе императора Диоклетиана. Когда император начал гонения на христиан, святой раздал нуждающимся все свое имущество и предстал перед правителем. Он отказался отречься от своей веры, с Божией помощью выдержал семь дней чудовищных пыток, на восьмой день чудом низвергнул идолов и изгнал бесов в храме Аполлона, после чего был казнен Диоклетианом. Святой Георгий известен своим чудом победы над Змеем – считается, что легенда иносказательно рассказывает о заступничестве Георгия за христиан в Бейруте. Частицы его мощей покоятся во многих городах мира. В Москву мощи Георгия Победоносца прибыли в 1998 году как дар от Патриарха Иерусалимского Диодора. Верующие могут поклониться им в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе.
Возможно, вам будет интересно
- Могилы святых в Москве
- Могила Матроны Московской
- Похороны в православии
Дмитрий I Иванович Донской (1350 — 1389) – великий князь Московский и Владимирский. Свое прозвище (Донской) получил после победы в Куликовской битве.
Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря. Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.
С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.
В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.
Будучи человеком верующим, князь поддерживал православные храмы, делал пожертвования, а также основал монастыри в Московском княжестве во время своего правления.
Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже). А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды — Тохтамышем.
Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.
Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.
Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.
Смерть и наследие
Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.
Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. — 1 июня)
Именем великого князя названы улицы и площади в городах России, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.