4 октября — обретение мощей святителя Димитрия Ростовского.
Святитель Димитрий Ростовский — подвижник XVII-XVIII века, талантливый проповедник, ревнитель чистоты Православной веры перед лицом раскольничьих сект. Прославился скромной, подвижнической жизнью, был любим народом за простоту, доступность и дела милосердия. Пройдя путь от простого послушника до митрополита, он составил исторический труд, который вошел в церковное предание под названием Четьи-Минеи. Это полное собрание житий святых по календарю, на каждый день года.
Святителя отличало удивительное смирение, сострадание и милосердие. Всю жизнь он помогал ближним, делился с нуждающимся, помогал обездоленным.
Поэтому именно ему молятся об утешении и заступлении в бедственных ситуациях.
Святой, будучи архиереем, служил и проповедовал в отдаленных уголках своей епархии. Особый дар слова и проповеди помогал святителю наставлять на путь истинный заблудшие души.
Святитель Дмитрий Ростовский известен как уникальный, талантливый проповедник, и ему принято молиться о даровании искусства проповеди, о просвещении.
Поскольку подвижник сам болел тяжелой легочной болезнью, к нему можно обращаться с просьбами об исцелении.
В православной традиции не существует перечня причин, по которым можно обращаться за помощью к тому или иному Божьему угоднику. Определенный жизненный опыт подвижника позволяет нам прибегать к нему в тех же случаях, которые происходили с самим. святым. Однако это вовсе не значит, что ему нельзя молиться о чем-либо другом.
К примеру, если в семье особо почитается митрополит Дмитрий Ростовский или кто-либо из родственников крещен в его честь — можно считать его небесным покровителем семьи и прибегать за духовной помощью в любых жизненных ситуациях:
О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, раб твой (имя): буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея, и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое, и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою: ты святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие: ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православней церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклоняющияся на путь истины наставлял еси: споспешествуй и мне кратковременный путь жизни моя исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему: к сим же припадая молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бреннаго сего телесе, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плачь и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Содержание
- Молитвы святителя Дмитрия Ростовского
- Старинная дорожная икона Святитель Дмитрий Ростовский Чудотворец. Россия 19 век.
- Келейная икона святителя Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская»
- святитель Димитрий Ростовский
- Ранний период жизни
- Монашеская жизнь
- Священническое служение
- Игуменское служение
- Святительское служение
- Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8
- Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4
- Тропарь святителям Ростовским, глас 4
- Кондак святителям Ростовским, глас 4
- Святитель Димитрий Ростовский и его труды
- 7 фактов о святителе Димитрии Ростовском
Молитвы святителя Дмитрия Ростовского
Господи! Все желание и воздыхание мое да будет в Тебе. Все желание мое и рачение мое в Тебе едином да будет, Спасителю мой! Все изволение мое и помышление мое в Тебе да углубится, и вся кости моя да рекут: «Господи, Господи! Кто подобен Тебе, кто сравнится силе, благодати и премудрости Твоей? Вся бо премудре, и праведне, и благоутробне о нас устроил еси».
Да ничтоже мя отторгнет, да ничтоже мя отлучит от Божественныя Твоея любве, о Боже мой! Да ничтоже пресечет, ни огнь, ни меч, ни глад, ни гонение, ни глубина, ни высота, ни настоящая, ни будущая, точию едино сие да пребудет в душе моей выну. Ничтоже ино да возжелаю в веце сем, Господи, но день и ночь да взыщу Тебя — Господа моего: и да обрет, вечное сокровище приму, и богатство стяжу, и всех благ сподоблюся.
Старинная дорожная икона Святитель Дмитрий Ростовский Чудотворец. Россия 19 век.
Старинная намоленная икона именная Святого Дмитрия Митрополита и чудотворца Ростовского написана во второй половине 19 века для православных паломников, которые посещали Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове. С большой долей вероятности можно утверждать, что эта икона была приложена и освящена на мощах Святителя Димитрия. Икона в хорошем коллекционном состоянии, небольшая трещинка и скол в левой-верхней части иконы закреплен. Дополнительные работы связанные с реставрацией не требуются. Размер иконы: 13х10х1 см.
В чём помогает и о чем молиться перед иконой святителя Димитрия Ростовского. Святителю Димитрию Ростовскому молятся об искуплении грехов, о возможности и силах вернуться на путь праведной жизни, о духовном укреплении и обретении твердой веры. Также к святому обращаются, чтобы испросить силы воли для сопротивления соблазнам и грешным мыслям, чтобы избавиться от внутренней трусости. Просят святого Димитрия и о защите дома от войны и всякого стихийного бедствия – потопа, пожара. Кроме того, к нему принято обращаться с молитвой об укреплении православной веры в мире, о сохранении веры в сердцах людей и о том, чтобы козни иноверцев не смогли погасить яркого света в сердца и душах православных людей. Также святителя просят о том, чтобы он ниспослал вдохновение для свершения благих дел, даровал милосердие и человеколюбие. Русская православная церковь поминает святителя Дмитрия, митрополита Московского четыре раза в год: 5 июня (23 мая по старому стилю); 1 августа (19 июля по старому стилю); 4 октября (21 сентября по старому стилю) – дата приурочена к обретение нетленных мощей святого; 10 ноября (28 октября по старому стилю).
Житие святителя Димитрия Ростовского
Димитрий Ростовский, нареченный в миру Даниилом, родился в декабре 1651 года в городке Макаров, расположенном близ Киева. Семья его была не знатного происхождения: отец Савва служил сотником, а мать Мария заведовала хозяйством. Родители в воспитании придерживались строгих христианских канонов, и с малолетства Даниил владел словом Божьим и хранил в своём сердце глубокую любовь ко Господу.
Савва и Мария сами обучали грамоте Даниила. Мальчик был настолько прилежен в учебе, что без особого труда смог поступить в Братское училище в Киеве при Богоявленской церкви. Уже по достижении 18-летия Даниил постригся в монахи, и с тех пор стал зваться Димитрием.
В 1669 году его посвятили в иеродиакона, а в 1675 году Димитрий получил сан иеромонаха и был приглашен для проведения проповедей на Черниговскую кафедру. Слава о проповедническом таланте Димитрия, его духовном даре и красном слове, распространилась по окрестным городам и селам. Святого стали приглашать к себе многие монастыри, и он отправился с проповедями по обителям Малороссии и Литвы, чтобы укрепить православную веру в этих регионов, сильно испытывавших влияние католицизма.
В 1681 году в Преображенской Максаковской обители Димитрий был назначен в сан игумена, однако спустя год он отказался от настоятельства и уехал в Батуринский монастырь для уединенной жизни. В этот же период времени Димитрий Ростовский получил приглашение от Варлаама, архимандрита Киево-Печерского монастыря – талантливого проповедника попросили заняться изданием (исправлением, переписью и составлением) библиотеки житий православных святых.
Димитрий с радостью принял это предложение, переехал в Киево-Печерскую Лавру и приступил к усердному труду. Спустя 5 лет, в 1686 году первые труды Димитрия были представлены монаршей семье и получили заслуженное одобрение. Святитель покинул Киево-Печерскую обитель, вернулся в Батуринский монастырь, где занял уединенную келью и продолжил свою работу.
В 1701 году царь всея Руси Петр I призвал Димитрия в Москву и назначил его архиепископом Тобольским и Сибирским. По замыслу государя, святой должен был отправиться в Сибирь, тогда ещё изрядно оторванную от центральной России, и укрепить там основы православной веры. Однако Димитрию пришлось отказаться от столь почетного назначения: его здоровье к тому времени ухудшилось, да и труд по составлению житий не был завершен до конца. Петр I милостиво разрешил святителю остаться в Москве, а спустя год – 4 января 1702 года – назначил его митрополитом Ростовским.
В то время в Ростовской епархии процветало раскольническое движение. И чтобы утвердить православную веру в этих краях, Димитрий написал строгие наставления для паствы и духовным сынов, самолично часто объезжал все земли, где обращался к народу с проникновенными проповедями. Не оставлял святитель и книжных трудов. Усердие в работе ослабило и без того хрупкое здоровье Димитрия Ростовского.
Святой возглавлял Ростовскую митрополию лишь 7 лет – в 1709 году, 28 октября он отошел ко Господу. Тело захоронили, как завещал сам Димитрий, в Ростовской Иаковлевой обители. Минуло почти полвека с момента упокоения святителя, и в 1752 году в монастыре начались строительные работы. Когда 21 сентября разобрали монастырскую церковь, то с удивлением обнаружили захоронение, в котором пребывали нетленные мощи Димитрия Ростовского. Множество чудес тогда совершилось от этих мощей, о чём в летописи обители имеются соответствующие записи.
22 апреля 1757 года Русская Православная Церковь канонизировала святителя Дмитрия, митрополита Рост овского. Его нетленные мощи до сих пор пребывают в обители. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала для них великолепную серебряную раку, в которой мощи святого хранятся и по сей день.
Молитва к святителю Дмитрию Ростовскому первая
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва к святителю Дмитрию Ростовскому вторая
Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.
Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова
Предисловие Начало летописи О несогласном летосчислении Хронология от начала миробытия и до Рождества Христова по славянским Библиям и по русским рукописным хронографам, а также греческим и римским, – в которой изъясняется несогласие летописцев и показывается, что нет совершенного известия о том, в который год было Рождество Христово После перехода чрез Чермное море Израильские цари Начало создания Храма Соломонова Последнее отведение в Вавилон и разорение Иерусалима Летосчисление с конца семидесятилетнего плена иудейского в Вавилоне и до Рождества Христова по годам персидских и египетских царей Цари Персидские Цари Египетские Иное летосчисление с конца семидесятилетнего плена иудейского в Вавилоне и до Рождества Христова по годам князей и предводителей иудейских Маккавеи Вторично цари в Иерусалиме События в первом столетии первого тысячелетия События во втором столетии первого тысячелетия События в третьем столетии первого тысячелетия События в четвертом столетии первого тысячелетия События в пятом столетии первого тысячелетия События в шестом столетии первого тысячелетия События в седьмом столетии первого тысячелетия События в восьмом столетии первого тысячелетия События в девятом столетии первого тысячелетия События в десятом столетии первого тысячелетия События в первом столетии второго тысячелетия События во втором столетии второго тысячелетия События в третьем столетии второго тысячелетия События в четвертом столетии второго тысячелетия События в пятом столетии второго тысячелетия События в шестом столетии второго тысячелетия События в седьмом столетии второго тысячелетия События в восьмом столетии второго тысячелетия События в девятом столетии второго тысячелетия События в десятом столетии второго тысячелетия События в первом столетии третьего тысячелетия События во втором столетии третьего тысячелетия События в третьем столетии третьего тысячелетия События в четвертом столетии третьего тысячелетия События в пятом столетии третьего тысячелетия События в шестом столетии третьего тысячелетия События в седьмом столетии третьего тысячелетия События в восьмом столетии третьего тысячелетия Церковная история Гражданская история: начало Вавилонского царства и Ассирийской монархии События в девятом столетии третьего тысячелетия Гражданская история События в десятом столетии третьего тысячелетия Церковная история Гражданская история События в первом столетии четвертого тысячелетия Церковная история Гражданская история События во втором столетии четвертого тысячелетия Церковная история События в третьем столетии четвертого тысячелетия Церковная история Гражданская история События в четвертом столетии четвертого тысячелетия Церковная история Гражданская история Церковная история События в пятом столетии четвертого тысячелетия Церковная история Гражданская история События в шестом столетии четвертого тысячелетия Гражданская история Церковная история
Келейная икона святителя Димитрия Ростовского «Богоматерь Ватопедская»
История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 104 — 113
Вахрина В. И.
Ватопедская икона Божией Матери — келейный образ св. Димитрия Ростовского
Среди чтимых святынь Ростова значительное место занимает келейная икона святого Димитрия Ростовского Богоматерь Ватопедская, которая находилась в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.
Впервые об этой иконе упоминается в книге Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря,1 изданной в 1849 г. Исследователи жизни святителя Димитрия2называют келейную икону святого с ссылкой на указанную книгу. Все последующие работы,3 касающиеся Спасо-Яковлевского монастыря упоминают икону как келейный образ св. Димитрия, указывая ее местоположение в храме, подробно описывая ее драгоценную ризу. В 1916г. иеромонахом Димитрием (Воскресенским) была написана статья для журнала Приходскай жизнь,4 которая вышла брошюрой.5 В архиве Ростовского музея есть рукописное Сказание об этой святыне6без даты создания, но по описанию событий, происходящих в Ростове, можно рукопись датировать нач. 50-х гг. XIX века. Сказание вносит некоторые подробности бытования ростовской святыни.
Согласно вышеназванным источникам, икона Богоматерь Ватопедская была привезена святителем Димитрием в Ростов при заступлении им на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. В молитве перед иконами, где был и Ватопедский образ, Димитрий умер в ночь на 28 октября 1709 г. Около месяца икона находилась рядом с гробом Димитрия в Успенском соборе, в похоронной процессии сопровождала его тело 25 ноября 1709 г., и в храме Зачатия Праведной Анны Яковлевского монастыря при могиле Димитрия была оставлена.
Мощи святителя Димитрия были обретены через 42 года. Все эти годы память о святителе жила в народе, и приходящие в храм приносили молитвы его келейному образу. После обретения святых мощей святителя Димитрия, до появления в храме первых икон с изображением его, именно, перед келейным образом Ватопедской Богоматери совершались молебные ей пения и панихиды по преосвященном митрополите. При описании многочисленных чудес у мощей св. Димитрия, часто упоминался и образ Богоматери Ватопедской, которой как и Димитрию, возносились горячие молитвы паломников.
В первом упоминании 1849 г. келейная икона святителя находилась на западной стороне правого столба Зачатьевского храма, т. е. обращена была в сторону раки с мощами святого. Видимо, там она находилась более 100 лет, со времени захоронения Димитрия. Жемчужная риза украшена во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, сребропозлащенный венец и корона убраны драгоценными камнями.7 Оклад был пожертвован Анной Алексеевной Орловой-Чесменской (1785-1848). В 1849 г. потомственный почетный гражданин купец 1 гильдии Никита Харитонович Быков (1800 — не ранее 1873 гг.) по благословению архимандрита Поликарпа собственным иждивением устроил особый деревянный киот на постаменте, украсил киот мелкою богатою резьбою, увенчал короною и другими царскими атрибутами.8 Киот на постаменте был поставлен у южного столпа прямо к лицу святителя Димитрия, открыто почивающего в раке. Но в ярмарочные и праздничные дни было очень много богомольцев, желающих приложиться к образу Богоматери, и киот с иконою был перенесен к алтарю, близ южного угла иконостаса. У иконы появляется свое место в храме, уже не рядом с Димитрием. В 1848-1849 гг. икона Богоматерь Ватопедская, как высокочтимая святыня Ростова, участвует в крестных ходах, наравне с другой святыней города — Богоматерью Владимирской по случаю вспышки холеры в Ростовe. В начале 1 850-х годах создается Сказание об иконе. Все это говорит о выделении келейной иконы святителя Димитрия в самостоятельную святыню обители и города. Несколько позднее чудотворную икону Ватопедской Богоматери помещают над царскими вратами соборного храма монастыря. По воскресным дням после вечерни икону на ремнях спускали вниз, перед нею читали акафист, привлекающий множество богомольцев. В начале XX века создается ряд копий с чудотворной иконы, во многих храмах города появляются списки с Яковлевской святыни. Копии с иконы Богоматери Ватопедской были приподнесены императрице Александре Федоровне в 1913 г. во время приезда августейшей семьи в Ростов, чуть позднее такая же копия со святыни Яковлевской обители была подарена приехавшей на богомолье великой княгине Елизавете Федоровне.9 Особое почитание иконы оформляется в создание придела во имя иконы Ватопедской Богоматери в 1916 г. в Яковлевском храме монастыря.
В первой четверти XX века в монастыре было 9 изображений Богоматери Ватопедской.10 Сама святыня находилась над царскими вратами храма Зачатия Праведной Анны. В этом же соборном храме было еще две иконы Богоматери Ватопедской: в местном ряду и позади настоятельского места, т. е. она обращена к раке с мощами Димитрия. В храме святителя Димитрия, куда с 1909 года на лето переносили мощи святого, над ракой находилась копия с чудотворного образа. В этом же храме в приделе святителя Николая на передней мраморной доске престола было изображение Богоматери Ватопедской. Такое же изображение на мраморной доске было и на престоле в приделе, посвященном иконе Богоматери Ватопедской в церкви святителя Иакова. На восточной стене и местном ряду придела были изображения Богоматери Ватопедской. На паперти Яковлевского храма в киоте находилась большая икона Богоматери Ватопедской.
Eсли в литературе святыня Яковлевского монастыря впервые упоминается в 1849 году, то в иконах святителя Димитрия ее можно видеть во второй пол. XVIII века, т. е. вскоре после причисления Димитрия к лику святых (1757), очевидно, в числе первых изображений святителя.11 Наличие образа Богоматери Ватопедской в иконах святителя Димитрия прослеживается почти во всех изображениях святого.12 С середины XIX века, ко времени выделения самостоятельной святыни обители, изображения Спасо-Яковлевского монастыря осеняются образом Богоматери Ватопедской.13 В период наивысшего расцвета монастыря главными святынями обители были святые мощи Божиих Угодников святителей Иакова и Димитрия и чудотворная икона Богоматерь Ватопедская. Последнее упоминание о келейной иконе Димитрия находим в архивных документах 20-х гг.14Владыка Иосиф в 1925, 1926 гг. обращается в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому уезду с Ватопедской иконой Божией Матери и образом святителя Димитрия.
Монастырь был закрыт в 1929 г. И хотя все храмы монастыря были переданы Ростовскому музею, иконы в музей из Яковлевского монастыря в 1930-е годы не поступали. В музейном иконном собрании есть только одна икона этой иконографии,15 поступившая в музей в 1909 г. от Молодцыгина. Икона интересна не только редким изображением святыни, но надписью на обороте: Благословение Всечестнейшего и Всепочтеннейшего Отца Амфилохия в 18 день февраля 1822 г.. При работе над данной темой была найдена икона Богоматерь Ватопедская, которая находилась на паперти Яковлевского храма в киоте. Сейчас эта икона находится в приделе ц. Толгcкой Богоматери в Ростовe. Судьба же самой святыни долгое время была неизвестна. В 1963 году она была взята16из закрытой церкви Успения Дивной Горы архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым)17Сейчас находится у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.18 Икона реставрирована. Имеются вставки левкаса, тонировки, прописи. На данном этапе изучения икона Ватопедской Божией Матери, как мы полагаем, близка к московским иконам первой пол. — середины XVI века, так называемым зеленофонным, которые выделяются типологически в особую группу. И хотя этот тип существует и выходит в рамки второй пол. XVI в., наша икона ближе именно к произведениям пер. пол.- сер. XVI в. Сравним нашу икону с иконами Богоматерь Тихвинская и Никола из музея им. А. Рублева, происходящими из Дмитровского Успенского собора. Г. В. Попов их датирует втoр. четв. ХVI в., Салтыков А. А. — сер. XVI в., Смирнова Э. С. — втoр. четв. — сер. XVI в.19По сравнению с вышеназванными иконами в иконе Ватопедской Богоматери есть ощущение некого драматизма, что, возможно, связано с литературной программой. Иконография иконы идет из Афона, из Bатопедского монастыря, основание которого восходит еще ко временам царя Константина. Предание20гласит, что в 807 году в Ватопедском монастыре Богоматерь на иконе предупредила настоятеля монастыря о готовящемся нападении на обитель разбойников. Настоятель услышал голос от иконы и увидел ожившее лицо Богоматери и младенца Христа, который рукой прикрывал ее уста, требуя наказание монахам. Но Богоматерь, стараясь держать своею рукою руку сына, уклоняясь от него, снова произнесла настоятелю предупреждение, чем спасла обитель и иноков. В отличие от иконы Ватопедской обители21на иконе Яковлевского монастыря младенец сидит на правой руке Богоматери, т. е. здесь зеркальное изображение. В иконах Ватопедской Богоматери и Богоматери Тихвинской близки рисунки спокойно выстроенного контура. Близко и личное, выполненное без резких движков. Абрис лица Богоматери в той и другой иконах классически московский. Близка графичность деталей: организация ритма каймы мафория вокруг лика Марии, контуры век и подглазных теней, придающие взгляду особую остроту. Внутренняя энергия ликов, характерная для этих икон, внешне более выявлена в иконе Богоматерь Ватопедская. В той и другой иконе глаза разного размера и разноцентричны, в Ватопедской эта особенность чуть преувеличена. Тонко сгармонированы отношения зеленого прозрачного фона с коричневым и охристым. Зеленый фон требует деликатности в колорите, здесь не может быть ярких вспышек открытого цвета. Самые интенсивные цветовые пятна в общем спокойном колорите той и другой иконы — узкие синие полоски чепца Марии и рукава платья. Аналогично решен и колорит иконы с изображением Николы. Фигура святого написана так же плотно, рисунок упругий. Тонко проработаны детали. Особенно тщательно выполнен лик, в котором ощутимы нотки драматизма и аскетического осмысления образа22 Здесь есть некоторые признаки, отличающие работы мастеров грозненской эпохи. Отсвет грозненского искусства есть и в иконе ВатопедскойБогоматери. Но именно отсвет, здесь еще нет той предельной обнаженности, трагичности, характерной для искусства эпохи Ивана Грозного.
Иконография Ватопедской Богоматери относится к редким. В самых крупных иконных собраниях России иконы данной иконографии нам неизвестны. На сегодняшний день это самая ранняя иконография Богоматери Ватопедской. Появление изображения Афонской святыни в пер. пол. — сер. XVI века в московском искусстве неслучайно. Сношения Древней Руси с православным Востоком были всегда. В Русских летописях неоднократно указывается на приезд греков в Москву за милостыней, которой великие князья щедро наделяли во все времена23 В 1515 г., с такими возвращающимися с милостынею из Москвы старцами, на Афон прибыли послы великого князя Василия III. Кроме грамот с уведомлением посылки милостыни на Афон и прошения молитв, была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, где великий князь просил прислать переводчика книжнаво на время. Через три года послы вернулись вместе с переводчиком Максимом Греком.24 Максим Грек пришел на Русь во второй половине жизненного пути, ему было более 40 лет. В конце XV в., будучи монахом доминиканского монастыря во Флоренции, он был в центре богословской жизни Италии. В 1505 г. он навсегда покидает Запад и католичество и направляется на Афон, духовный центр восточного православия. В 1505 году он стал православным монахом в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее, в одном из посланий к Ивану Грозному. Максим вспоминает о своем десятилетнем пребывании в Ватопеде, принесшем ему душевное и телесное успокоение. В Москве ватопедский монах с необычной судьбой и широкими знаниями сразу же привлекает внимание современников. Его келья становится притягательным духовным центром, где собирались любители знания спираться меж себя о книжном. Максим Грек постепенно втягивается в самую гущу событий в связи со спором об устройстве монастырей и их владений. Он пишет несколько произведений об устройстве Афонских монастырей. А. И. Иванов,25 исследователь творчества Максима Грека, приписывает ему 9 произведений, посвященных Афону. Позднейшие исследователи считают, что атрибуции Иванова далеко не все убедительны, что часть произведений, приписываемых Ивановым Максиму Греку, есть сочинения других авторов, анонимных. Как установлено Буланиным26Повесть о Ватопедском монастыре была известна на Руси еще во втoр. пол. XV века, но широкое распространение она получила в XVI столетии. В 60-е гг. XVI века интерес к Афону и афонским монастырям связан с пребыванием в Москве в течение двух лет трех игуменов со старцами из Афонских монастырей.27 По просьбе митрополита Макария они создали Сказание о святой горе Афонской.
Таким образом, внимание к Афонским монастырям, к общехристианским святыням и, в частности, к Ватопеду, на Руси прослеживается в литературе, письменности от зрелого XV до 60-х гг. XVI вв., но вспыхивает этот интерес, подъем его связан с появлением на Руси монаха от Ватопеда Максима Грека, с его широкой деятельностью с 1517 до сер. XVI в. При всей своей активной переводческой и публицистической деятельности на Руси, Максим Грек всегда жил с мыслью о возвращении в родную обитель. Во времена наивысшей славы, периодов гонений и послаблений. Максим Грек постоянно просит отпустить его в Ватопедскую обитель. В послании к Петру Шуйскому 1542 г. Максим Грек, прося снять с него отлучение и вернуть в Ватопед, как заслугу подчеркивает яже с мною оттуда пришедшие книги греческыя. Видимо, речь идет не только о том, что благодаря переводам Максима многие греческие книги стали известны русскому читателю, но и о греческих книгах, привезенных с собою книжником с Ватопеда. Максим Грек, воспитанный и долгие годы пребывавший в католичестве с особым культом Мадонны, на всю жизнь сохранил особое благоговейное отношение к образу Богородицы.
В пер. трети XVI века создана икона Богоматерь Одигитрия. Еще Г. В. Попов 28в 1973 г. обратил внимание на ее необычную иконографию, а в 1988 г. на научной конференции в Новгороде научный сотрудник музея им. А. Рублева Л.П. Тарасенко убедительно рассмотрела эту иконографию как Богоматерь Ктиторскую (Алтарницу), список со второй святыни Ватопеда.29
Таким образом, в пер. пол. XVI века на Руси в московском искусстве создаются иконы с изображением двух главных святынь Ватопедского монастыря. Богоматери Ктиторской и Богоматери Ватопедской и, вполне возможно, что создание их, появление на Руси связано с деятельностью и жизнью, пусть косвенно, монаха от Ватопеда Максима Грека.30Зеркальность композиции Иконы Яковлевского монастыря по отношению к Ватопедской святыне, вернее всего связана с тем, что иконография была еще неизвестной и иконописец не разобрался с калькой.
Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта икона? В первой книге о Спасо-Яковлевском монастыре 1849 г. нет сообщений о происхождении иконы. Наиболее широко распространено предание, что келейная икона Богоматерь Ватопедская — родительское благословение святителя. В литературе об этом впервые пишет А. А. Титов31в 1900 г. Затем во всех упоминаниях о Спасо-Яковлевском монастыре32икона связана с родительским благословением. Так же ее рассматривает и о. Димитрий.33 Здесь же в сноске34он приводит еще одно предание: 13 сентября 1689 г. во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре в свите гетмана Ивана Мазепы, находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил его образом Божией Матери в окладе за труд составления житий святых, в котором и думают видеть Ватопедский образ. О патриаршьем благословении Димитрия образом Божией Матери в окладе упоминается и в Дневных записках святителя.35 Не исключено, что благословением патриарха могла быть икона Богоматерь Ватопедская. Не удивительно, что Димитрий ее не называет: икона потемнела под олифой, находилась под окладом, иконография ее была редкой.
Если автор книги 1849 года ничего не сообщил о происхождении иконы, то в Сказании…, созданном в 1850-е гг., т. е. через несколько лет, автор приводит событие появления у Димитрия иконы, которое подробно описано в его дневнике: 1700 год Декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ пресвятая Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец ИОАСАФ Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе таковая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле….36 Митрополит Петр Могила (1596-1647) возглавлял Киевскую церковь 1633-1647 гг. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которые он не успел составить из-за смерти, и что исполнил Димитрий Ростовский. Петр Могила избран Киевским митрополитом (1633) с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная царем Алексеем Михайловичем, после смерти Петра Могилы осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. В дневнике святитель Димитрий называет икону московской. Видимо, это связано не с иконографией (такой иконографии нет), а с происхождением (от царского двора). К тому же, буквально, за пять лет до этого события Киевская митрополия была присоединена к Московской церкви, до того она относилась к Константинопольскому патриархату. Присоединение к Москве было воспринято киевским духовенством без большой радости, и в литературе еще долго прослеживается противопоставление киевского и московского. Этим, видимо, объясняется название иконы московской. И здесь тоже есть основания предполагать, что подарок царя, а затем благословение Димитрию могла быть икона Ватопедская Богоматерь. И у предания как родительское благословение есть тоже своя правда, пусть и не подкрепленная каким-то конкретным событием. Таким образом, нельзя исключить ни одно из преданий.
Келейная икона святителя Димитрия Ростовского Богоматерь Ватопедская, привезенная в Ростов митрополитом, бывшая при жизни в его келье, оставленная при гробе святителя, с прославлением святых мощей Димитрия выделяется в отдельную святыню обители и Ростова. Изображение чудотворного образа Богоматери Ватопедской можно видеть в иконах святителя Димитрия и при изображении Спасо-Яковлевского монастыря. Икона Богоматерь Ватопедская относится к редким иконографиям, но здесь в Ростовe списки со святыни были широко распространены.37 Как художественное произведение икона относится к произведениям московской живописи пер. пол. — сер. ХVI в. и создание ее могло быть связано с жизнью и деятельностью монаха от Ватопеда Максима Грека.
Публикация:
Вахрина В. И. Келейная икона святителя Димитрия Ростовского «Богоматерь Вотопедская» //История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 104 — 113.
святитель Димитрий Ростовский
Дни памяти: 23 мая (5 июня) (Ростовских святых), 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей), 28 октября (10 ноября)
Ранний период жизни
Святитель Димитрий Ростовский (имя в Крещении — Даниил) прославлен Церковью как выдающийся проповедник, христианский писатель, искоренитель расколов, миссионер, просветитель.
Родился он в местечке Макарьеве (располагавшемся близ города Киева), в семье ратного сотника Тупталы Саввы Григорьевича, в декабре 1651 года.
Родители Даниила отличались твёрдостью веры и благочестием. С ранних лет они прививали сыну уважение к Божьему закону, преданность Церкви и Отечеству.
Ввиду частых отлучек отца, связанных с исполнением воинского долга, главную роль в воспитании Даниила играла мать. Впоследствии он неоднократно вспоминал о ней как о добродетельной дочери Церкви.
Желая дать сыну достойное образование, родители определили его в Киевское Братское училище (основанное стараниями митрополита Петра Могилы, это училище славилось по всей округе; впоследствии на его базе была сформирована Духовная академия).
В процессе обучения Даниил проявлял неординарные способности. Благодаря прирождённым способностям, прилежанию, целеустремленности он не раз становился объектом восхищения со стороны преподавателей и администрации. В процессе прохождения образовательного курса он овладел несколькими языками (греческим, латинским, польским, еврейским), усвоил правила риторики и поэтики, проникся учением богоносных отцов.
Наряду с теоретическими дисциплинами Даниил стремился впитать и усвоить практические навыки жизни во Христе. Шумным компаниям и увеселительным прогулкам в кругу сверстников он предпочитал тихое и безмолвное пребывание в храме, чтение назидательной литературы, умную молитву.
Когда в 1665 году польские завоеватели, овладев Киевом, подвергли пожару Братскую обитель и училище, Даниил вынужден был возвратиться в родительский дом. Вернувшись, он не забросил занятия, но с ещё большим душевным порывом предался самообразованию.
В этот период он регулярно участвовал в храмовом богослужении, изучал Книги Писания, внимал наставлениям пастырей. Постепенно, при содействии Божьем, он расположил своё сердце к монашеству.
Монашеская жизнь
На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил испросил родительского благословения и отправился в Киевскую Кирилловскую обитель. Поступив в монастырь и пройдя искус послушанием, в 1668 году он принял постриг и получил новое имя: Димитрий.
Пламенная ревность в сочетании со смирением и уместною скромностью не осталась незамеченной: на следующий год Димитрий был возведен в иеродиакона.
Священническое служение
Уподобляясь ангельскому служению и как монах, и как диакон, Димитрий стяжал среди братий ещё большую любовь.
В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха. Разумея личные достоинства и духовные дарования отца Димитрия, архиепископ призвал его к себе и определил проповедовать при своей кафедре.
Пламенность проповедей молодого священника, ясность и доступность увещеваний обнаруживали в нём весьма ревностного и образованного пастыря, чуткого, близкого к людям. Вскоре о нём заговорили и на Украине, и в Литве.
Наставляя ближних в вопросах нравственного совершенствования, отец Димитрий был не менее внимателен и к себе.
В 1667 году он удостоился необычного сновидения, посредством которого Бог напомнил ему о необходимости более строгого исполнения монашеского и священнического долга. Этот сон он запомнил на всю жизнь.
Когда отец Димитрий, желая поклониться чудотворному образу Божьей Матери, посетил, с благословения начальства, Новодворскую обитель (располагавшуюся в Литовских пределах), Белорусский епископ Феодосий предложил ему отправиться в Слуцк и попросил его проповедовать в Братской Преображенской обители.
Отец Димитрий ответил согласием. В Братском монастыре он провёл более года. После кончины епископа Феодосия был вынужден вернуться на Украину.
При вмешательстве гетмана Самойловича поселился в Крутицкой Николаевской обители. Некоторые окрестные монастыри предлагали ему место игумена, но он всячески отстранялся от этого поста: во-первых, по смирению, а во-вторых, его удерживал гетман.
Игуменское служение
В 1681 году иеромонах Димитрий отправился с посланием от гетмана к архиепископу Лазарю Барановичу. Последний, встретив посланца, оказал ему радушный приём. Принимая в соображение личное ходатайство гетмана и учитывая желание братий Максаковского монастыря (Черниговская губерния), архиепископ возвёл иеромонаха Димирия в звание игумена этой обители.
На следующий год, по настоянию гетмана, с благословения владыки Лазаря отец Димитрий оставил Максаковский монастырь и возглавил Батуринскую Крутицкую обитель. Этой обителью он управлял один год и восемь месяцев, но затем, ища молитвенного уединения, отказался от руководства и ушёл на покой.
Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил отца Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых.
В 1684 году отец Димитрий, приняв приглашение, взялся за этот труд.
В 1685 году он удостоился двух Откровений, в рамках которых ему было указано, что святые благоволят к его деланию. Это подкрепило и вдохновило его на дальнейшую работу.
В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, отец Димитрий возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения.
Через какое-то время, дабы не отвлекаться от писательства, он перешёл из настоятельских покоев в скромную келью, а затем, отказавшись от руководства братией, перебрался в Киев.
Здесь его нашёл Черниговский архиепископ Феодосий и ввиду личных соображений воздвиг его в сан архимандрита, поставил руководить Петропавловской обителью (находившейся недалеко от города Глухова).
Вскоре, по распоряжению митрополита Варлаама, отец Димитрий был переведён в Киевскую Троице-Кириллову обитель, но и здесь оставался недолго.
По истечении пяти месяцев его посвятили в архимандрита и назначили настоятелем Елецкого Черниговского монастыря. Кроме того, под его руководство перешёл Глуховский монастырь.
Через два с лишним года последовало новое назначение: в Новгород, в Северскую обитель Всемилостивого Спаса.
Святительское служение
В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.
В 1701-м году, через полтора месяца по приезде, святой Димитрий был посвящен в митрополита Тобольского и Иркутского.
Тут же отправиться на свою кафедру святитель не смог. В результате бесконечных скитаний его здоровье было подорвано. Кроме того, сознавая, что в далёкой Сибири ему едва ли удастся закончить составление Житий, он впал в глубокую скорбь, а затем слёг. Узнав о случившемся, самодержец почтил святого Димитрия посещением и распорядился не отъезжать из Москвы, но ожидать места в одной из более близких епархий.
Пребывание в Москве длилось около года. За это время святитель приобрел уважение ряда влиятельных персон, ознакомился с сутью государственных реформ.
К этому сроку почил Ростовский митрополит Иоасаф, и владыка Димитрий был поставлен на осиротевшую кафедру. Сибирскую же кафедру возглавил владыка Филофей Лещинский.
В марте 1702 года святитель Димитрий прибыл в Ростов и расположился в Яковлевской обители. В монастырском храме он обозначил место для своего будущего погребения.
Знакомясь с положением дел, вскоре он обнаружил, что среди местного духовенства встречается немало безответственных, невежественных священнослужителей. Нормализации этой ситуации святитель посвятил немало времени и сил.
В целях улучшения подготовки будущих иереев, он организовал на собственные средства училище. Это училище располагалось при его покоях. Оно включало в себя три образовательных класса. Владыка зорко следил за тем, как осуществляется учебный процесс. Вместе с тем он следил за нравственным воспитанием учеников: требовал от них регулярного посещения храмовых служб, сам совершал торжественные богослужения, сам наставлял их словом и примером.
Наряду с этим святитель Димитрий трудился над преодолением расколов, боролся с мракобесием и народными суевериями.
Несмотря на загруженность работой по управлению кафедрой, в этот период он закончил писать Жития святых.
В 1705-м году Димитрий Ростовский отбыл по вызову в Москву. В этот период основным видом его деятельности было просветительство, проповедь, борьба с сектантскими движениями.
В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей и продолжал заниматься на поприще литературного творчества.
За три дня до преставления Димитрий Ростовский отслужил службу, посвященную памяти святого Димитрия Солунского, но на проповедь сил уже не хватило. Последующее время он пребывал в состоянии сильного физического измождения.
Пред самой кончиной его посетили певчие и исполнили составленные им духовные песнопения. Затем он их отпустил и закрылся. Наутро, 28 октября 1709 года, его обнаружили стоящим на коленях в молельном положении, но уже бездыханным.
Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8
Православия ревнителю и раскола искоренителю, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / писаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Димитрию Ростовскому, глас 4
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия: / той бо всем вся написа, яже к наставлению, / да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.
Тропарь святителям Ростовским, глас 4
Святителие премудрии, / паствы вашея учителие богопросвещеннии, / веру евангельскую в людех преумножившия, / любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, / люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению, / служителие воистинну Божий / и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте, / Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре / и златословесниче Российский Димитрие, / Христа Бога молите / о архиереех, на престоле вашем преемницех, / о людех, благочестно вас почитающих, / о стране нашей православной // и о всей Христовой Церкви.
Кондак святителям Ростовским, глас 4
Новаго Завета Бога с человеки хранителие, / евангельских заповедей исполнителие, / в добрых делех совершеннии, / святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии, / землю Ростовскую и Ярославскую / облагоухавшии молитвами, / именуемии вси и неименуемии, / явленнии и сокровеннии, / предстояще Живоначальней Троице, / не отступайте от нас духом / и Божественное милосердие преклоните к нам, / да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим, / да пребудет на земли мир нерушимый, / любовь же и благоволение // посреде всех человек.
Святитель Димитрий Ростовский и его труды
Святитель Димитрий Ростовский Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII-XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651-1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.
Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных». В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.
По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».
Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.
Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.
Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».
В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.
Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».
Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.
Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).
Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».
«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2) Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».
Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).
Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.
Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:
Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658-1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.
Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:
«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».
Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.
Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.
Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII-XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.
В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:
О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.
Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.
Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».
Диакон Георгий Малков
Отрывок из готовящейся к изданию книги «Русь во Христе: Очерк истории Православия в России»
Там же. С. 3.
Там же. С. 7.
Там же. С. 8.
Там же. С. 16.
Там же. С. 32.
Там же. С. 22-23.
Там же. С. 26.
Там же. С. 27.
Цит. по: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. С. 42.
Там же. С. 43.
Там же. С. 44-45.
Там же. С. 46.
о имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Я, смиренный архиерей Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, повинуюсь голосу Господа моего, говорящего во Святом Евангелии: будьте готовы, потому что в тот час, когда не ждете, Сын Человеческий приидет; не знаете, когда Господь придет – вечером, или в полночь, или в час пения петухов, или утром, чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. Слышу этот голос и боюсь; к тому же часто и болею, с каждым днем изнемогаю телом и жду во всякое время возвещенного Господом нечаянного смертного часа. Готовясь поэтому сообразно с своими силами к исходу из настоящей жизни, рассудил сею моей духовной грамотой известить всякого, кто захочет по кончине моей разыскивать моего келейного имения, – не трудился бы он напрасно, не допрашивал бы служивших мне ради Бога. Пусть он знает о моем сокровище и богатстве, что я его от юности своей не собирал (не по тщеславию это говорю, но чтобы знали искатели моего имения). С тех пор, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловом монастыре на осьмнадцатом году возраста моего и обещал Богу иметь добровольную нищету, с того времени и даже до приближения моего ко гробу не приобретал я имения, кроме книг святых, не собирал золота и серебра, не допускал иметь лишней одежды ни каких-либо вещей, кроме самых необходимых. В душе и на самом деле старался по возможности соблюсти иноческую нищету и нестяжание, не заботясь о себе, но полагаясь на Промысл Божий, который никогда меня не оставлял. Проходящие же через мои руки подаяния моих благодетелей и начальнические доходы я издержал на свои монастырские нужды. Где был на игуменстве, архимандритстве, также и в архиерействе будучи, я не скоплял доходов (да их и немного было), но частью на свои нужды их издерживал, частью на нужды нуждающихся, где Бог велел.
Итак, пусть никто не трудится после моей смерти допрашивать или разыскивать каких-либо моих приобретений. Даже и на погребение и на поминовение ничего не оставляю – пусть иноческая нищета наиболее на кончине явится пред Богом. Верю, что Ему приятнее будет, если бы ни одного гроша после меня не осталось, чем когда бы большие сбережения раздавались.
И если меня, такого бедняка, никто не захочет предать обычному погребению, то молю тех, кто о своей смерти вспоминает, да снесут мое грешное тело в убогий дом и там бросят его между трупами.
Если же воля начальствующих повелит меня умершего погребсти по обычаю, то молю Христолюбивых погребателей, пусть погребут меня в монастыре святого Иакова, епископа Ростовского, в углу церкви, на месте, которое я для себя указал. Об этом челом бью.
Желающий же без денег ради Бога помянуть мою грешную душу в своих молитвах, пусть и сам будет помянут в Царстве Небесном. Требующего же за поминовение мое платы молю, пусть не поминает меня нищего, ничего не оставившего на поминовение.
Бог же да будет всем милостив и мне грешному во веки. Аминь.
Таково мое завещание, такова моя духовная грамота, таково сообщение о моем имении. Если же кто, не поверив настоящему извещению, начнет с допросом искать после меня серебра и золота, то хотя и много потрудится, ничего не найдет, и Судия ему Бог.
(Писано в Богоспасаемом граде Ростове в дому архиерейском, в лето 1707, апреля в 4-й день).
Из книги: Святитель Димитрий Ростовский. Уроки благочестия. М., 1997. С. 153-156.
7 фактов о святителе Димитрии Ростовском
Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский, знаменитый церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов. Что мы знаем о его жизни и трудах?
Материал по теме
Легендарные христианские книги: Жития святых святителя Димитрия Ростовского
Почти 20 лет святитель Димитрий собирал, переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи. Первый том был издан в Киеве в 1689 году.
1. Будущий святитель Димитрий Ростовский, в отрочестве Даниил, родился в 1651 году, в семье сотника Саввы Туптало. Отрок оказался более склонен к учению, чем к воинской службе. После достижения совершеннолетия ушел в Киевский Кириллов монастырь, где принял постриг с именем Димитрий. Вскоре отец последовал за сыном и также принял монашество.
2. В 18 лет Даниил стал иноком, в 21 — монахом, в 25 лет — иеромонахом. В возрасте 50 лет он был хиротонисан во епископа и указом Петра I сразу возведен на митрополичью кафедру.
3. Современники вспоминали о святителе Димитрии как о строгом постнике. Подражая царю Давиду, он часто подолгу молился, лежа крестообразно на земле. Святитель устраивал трапезы для нуждающихся, открывал школы, противостоял несправедливым поборам с духовенства и не боялся критиковать церковные нововведения Петра I.
4. Помимо «Житий святых» святитель Димитрий оставил после себя множество поучений, проповедей, церковных произведений. Пьесы Димитрия Ростовского «Рождественская драма» («Ростовское действо») и «Успенская драма» сохранились и исполняются по сей день.
5. В духовном завещании митрополит Димитрий писал: «С той поры, как принял я святой иноческий образ и обещал Богу хранить добровольную нищету, не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».
6. В знак почтения усопшего митрополита положили в деревянный гроб, устланный черновиками его незаконченных произведений и, согласно завещанию покойного, погребли в Яковлевском монастыре Ростова. На погребении присутствовал местоблюститель патриаршего престола, сподвижник Петра I митрополит Стефан Яворский. Святитель Димитрий и митрополит Стефан дали друг другу обещание, что, когда один из них умрет, другой его похоронит.
7. В 1752 году осел чугунный пол собора. В ходе ремонта открылся деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Ростовский митрополит, будущий святитель Арсений (Мацеевич), освидетельствовал останки святителя. Через 5 лет состоялась канонизация.
На заставке фрагмент:
Боровиковский Владимир Лукич (1757 – 1825). Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825. Медь, масло. 130 x 100 см. Государственный музей-заповедник “Ростовский Кремль”, Ростов, Ярославская обл.