Содержание
Дарохранительница
На каждом престоле, находящемся в алтаре, стоит странное сооружение, похожее на маленький дворец. Это дарохранительница, то есть ковчег для хранения Cвятых Даров – Тела и Крови Христовых.
Откуда берутся Дары, которые лежат в дарохранительнице?
Они приготавливаются раз в год, на Литургии Великого Четверга (четверг Страстной седмицы). В этот день мы вспоминаем установление Христом Таинства Причащения. И вместе с частицей хлеба – Агнцем, которая приготавливается для причащения в этот день верующих, готовится еще одна частица Тела Христова. Ее раздробляют на маленькие кусочки, капают на каждый кусочек несколько капель Крови Христовой из Чаши и оставляют на престоле подсохнуть.
В течение нескольких дней эти частицы находятся на престоле, накрытые стеклянным колпаком с отверстиями для вентиляции. И за это время частички полностью высушиваются. Затем их ссыпают в коробочку, помещенную в дарохранительницу. Отныне в храме есть запас Даров, которого должно хватить на год.
Этими Дарами причащаются больные (когда священник должен посетить больного), умирающие, то есть все те, кого нужно причастить срочно и кто не может посетить полную Литургию.
Перед Святыми Дарами всегда горит негасимая лампада.
Внутри старообрядческие храмы, подобно скинии и храмам ветхозаветным, разделяются на три части:
- Алтарь — место для совершающих богослужение (кроме безпоповских храмов);
- Среднюю часть храма (церковь) — место для молитвы верующих;
- Притвор храма.
Алтарь
Алтарь (alta-ara — возвышенный жертвенник) отделяется от среднего храма иконостасом и устрояется обыкновенно несколькими ступенями выше среднего храма.
Иконостас старообрядческого храма
Алтарь изображает собой горнее селение, небо. Для совершения богослужения и, в особенности, Литургии (кроме безпоповских храмов), алтарь должен иметь две существенные принадлежности:
- Престол, или трапезу;
- Жертвенник.
Престол
Престолом называется четырехугольный стол, утвержденный неподвижно среди алтаря пред Царскими вратами. Стол этот называется престолом, т.е. царским седалищем, потому что на нем в свв. Дарах присутствует царь славы Христос. Престолом изображается также гроб Господень, потому что на нем полагается тело Христово.
Престол перед Литургией в старообрядческом храме. Фото Г. Чистякова
Престол также именуется трапезой, так как здесь верующим предлагается в снедь Святое тело и кровь Господня. «Святая трапеза, — говорит св. Герман, — знаменует место погребения, где положено было тело Спасителя; на ней предлежит истинный и небесный хлеб, таинственная и безкровная Жертва и живо жертвенная плоть и кровь Его предлагается верным в пищу и питие жизни вечной». На престоле неподвижно утверждается антимис, а сверху полагается св. Крест, Евангелие, дарохранительница и илитон.
Антими́с
Антими́с есть освященный архиереем шелковый или полотняный плат, на котором изображен восьмиконечный крест с тростию и копием по сторонам. В антиминс вшивается частица святых мученических мощей в память того, что древние христиане собирались для богослужения на гробах мучеников.
Старообрядческий антиминс (по-старославянски — антимис)
После церковной реформы патриарха Никона в новообрядческой церкви утвердилось наименование «антиминс». Изменилось и изображение на нем: вместо креста с орудиями страстей стали помещать образ Положения Исуса Христа во гроб.
Илито́н
Илито́н есть шелковый плат, на котором во время литургии ставится дискос и чаша со святыми Дарами.
Крест на престоле указует на присутствие на нем Исуса Христа, как нашего Искупителя. Евангелие напоминает о Христе, как об учителе истины.
Дарохранительница — сосуд, в котором хранятся запасные св. Дары (тело Христово, напоенное кровию Его) для причащения немощных.
Старообрядческая дарохранительница. Покровский кафедральный собор РПСЦ
Жертвенник
Жертвенник. В левой части алтаря помещается жертвенник, назначенный для предложения, т. е. для действий, приготовительных к таинству Евхаристии. Жертвенник знаменует собой одновременно Вифлеем, где родился Господь, и место Его страданий и погребения. Так как в проскомидии в разные моменты воспоминается не только рождение Господа, а и Его смерть и погребение, то естественно, что в связи с этими последними воспоминаниями и предметы жертвенника, и жертвенник получают новое знаменование.
Жертвенник старообрядческого храма
На жертвенник поставляются священные сосуды и другие предметы, употребляемые при совершении литургии: дискос, потир, звездица, копие, лжица, грецкая губа и покровцы.
Ди́скос
Ди́скосом (по-гречески — круг, кружок, диск) называется небольшое, на подставке, круглое, неглубокое блюдце, на которое во время проскомидии полагаются агнец и другие частицы, вынимаемые из просфор.
Дискос. Фото Г. Чистякова
Он изображает Вифлеемские ясли, в которых положен был Исус Христос тотчас после рождения, и Голгофу, и гроб Господень, куда положено было пречистое тело Его по снятии со креста.
Поти́р
Поти́р (с греческого — чаша) есть чаша на высокой подставке, в которую во время проскомидии вливается вино, соединенное с водой, позже претворяющееся в истинную кровь Христову.
Старообрядческий потир. Фото Г. Чистякова
Потир напоминает ту чашу, которую на Тайной вечери преподал Исус Христос ученикам Своим, сказав им: «Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
Звезди́ца
Звезди́ца состоит из двух металлических дуг, соединенных между собой крестообразно. Она напоминает на проскомидии ту звезду, которая при рождении Иcyса Христа явилась на востоке.
Звездица. Фото Г. Чистякова
На дискосе звездица ставится для того, чтобы вынутые из просфор частицы, расположенные на дискосе в определенном порядке, не смешались от прикосновения к ним покровов, которыми зоготовленные дары до времени покрываются.
Лжица
Лжица есть небольшая ложечка, посредством которой тело и кровь Христовы преподаются верующим во время причащения.
Лжица. Фото Г. Чистякова
Важно, что в ходе старообрядческой Литургии священник дает Святое причастие со лжицы трижды каждому причащаемуся.
Копие
Копие есть заостренный с двух сторон, в виде копья, нож, который употребляется для надрезания и извлечения из просфор частиц во время проскомидии.
Копие. Фото Г. Чистякова
Оно изображает собой то копье, которым прободено было на кресте ребро Спасителя.
Губа
Губа — грецкая губка, употребляемая для осушения потира. После потребления из потира Святых Даров и после отирания его, губка обыкновенно влагается в потир и там хранится до следующей литургии. Эта губка не употребляется для отирания дискоса, когда частицы с него влагаются в потир; для этой цели употребляется особенная губка, которая хранится в илитоне и потому называется илитонной. Губа знаменует ту губку, какой воин поднес «оцет» (уксус) страдающему Господу.
Покровы
Покровы. Покровов, употребляемых при совершении литургии, три: два малые — для покрытия дискоса и потира, и один большой — для покрытия того и другого вместе. Они обыкновенно называются воздухами.
Но в богослужебных книгах воздухом называется собственно один последний покров, которым на Литургии во время пения Символа веры священник производит колебание воздуха в воспоминание бывшего при воскресении Христовом землетрясения. Покровы знаменуют и пелены, какими было обвито тело Господа при погребении.
Горнее место
Позади престола, у восточной стены алтаря старообрядческого храма, находится Горнее место. Место позади престола называется в литургии св. Иоанна Златоуста «горним местом», т. е. высоким. Это потому, что в древности (и теперь в кафедральных церквях) здесь устраивалось возвышенное место с седалищами для епископов. Так как епископ есть «образ Христа», то горнее место есть как бы кафедра Господа.
Смотреть что такое «Дарохранительница» в других словарях:
-
дарохранительница — дарохранительница … Орфографический словарь-справочник
-
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. 1 я четв. XIII в. (ГВСМЗ) Дарохранительница из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. 1 я четв. XIII в. (ГВСМЗ) , один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и… … Православная энциклопедия
-
дарохранительница — киворий, кивот, табернакль, гробница, ковчег, кустодия, сион, монстранц, циборий, вместилище, храм, иерусалим, остенсориум Словарь русских синонимов. дарохранительница сущ., кол во синонимов: 14 • вместилище (11) … Словарь синонимов
-
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, особый сосуд, служащий для хранения Святых даров, устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей из позолоченного металла. Размещается на престоле в православном храме … Современная энциклопедия
-
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, дарохранительницы, жен. (церк.). Сосуд, в котором хранится причастие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
Дарохранительница — один из главных священных сосудов, находящихся валтаре православной церкви. В ней хранятся св. дары т. н. запасные ипреждеосвященные. Она должна быть изготовлена из золота или серебра итолько в крайнем случае может быть оловянная; тогда под св.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
Дарохранительница — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, особый сосуд, служащий для хранения Святых даров, устроенный в виде храма или часовни, с небольшой гробницей из позолоченного металла. Размещается на престоле в православном храме. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
Дарохранительница — (артофорий) богослужебный сосуд или ковчег для хранения запасных святых даров, к рые преподаются верующим на литургии преждеосвященных даров и больным. Наряду с евангелием и крестом дарохранительница является принадлежностью престола храма. В… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
-
Дарохранительница — В христианстве священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Современные… … Религиозные термины
-
Дарохранительница — место, где постоянно хранится освященный Хлеб – Тело Христово. Будучи местом реального присутствия Самого Христа, д. по праву почитается живым сердцем храма. Входя в храм, верующие воздают поклонение Христу, преклоняя колени перед Ним, сокрытым… … Католическая энциклопедия
Значения в других словарях
- дарохранительница — ДАРОХРАН’ИТЕЛЬНИЦА, дарохранительницы, ·жен. (церк.). Сосуд, в котором хранится причастие. Толковый словарь Ушакова
- Дарохранительница — Один из главных свящ. сосудов, находящихся в алтаре правосл. церк. В ней хранятся св. дары, т. н. запасные и преждеосвященные (см. «Дары святые»). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- дарохранительница — Дарохранительница, дарохранительницы, дарохранительницы, дарохранительниц, дарохранительнице, дарохранительницам, дарохранительницу, дарохранительницы, дарохранительницей, дарохранительницею, дарохранительницами, дарохранительнице, дарохранительницах Грамматический словарь Зализняка
- дарохранительница — дарохранительница ж. Большой сосуд для хранения в алтаре святых даров. Толковый словарь Ефремовой
- Дарохранительница — Установленный на престоле золотой или серебряный ковчег для так называемых святых даров, употребляемых при богослужении. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
- Дарохранительница — В христианстве священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре. Краткий религиозный словарь
- дарохранительница — См. дарить Толковый словарь Даля
- дарохранительница — Дар/о/хран/и́/тель/ниц/а. Морфемно-орфографический словарь
- дарохранительница — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА -ы; ж. В христианстве: шкатулка (ковчег), в которой хранятся кусочки освящённого хлеба. Толковый словарь Кузнецова
- дарохранительница — орф. дарохранительница, -ы, тв. -ей Орфографический словарь Лопатина
- дарохранительница — сущ., кол-во синонимов: 14 вместилище 11 гробница 10 иерусалим 5 киворий 3 кивот 8 ковчег 12 кустодия 3 монстранц 2 остенсориум 1 пацификал 1 сион 6 табернакль 6 храм 57 циборий 1 Словарь синонимов русского языка
Вчера я вечерком прилегла на минуточку, проснулась, а уже сегодня. Поэтому эта картинка будет за вчера.
Эта картинка интересна двумя вещами. Во-первых, кажется, что на ней изображено нечно, с выпуклостью в середине. Это мираж. На самом деле там ниша. В Эрмитаже на прошлой неделе я увидела ее живьем и лично убедилась — это не капсула с посланием от пионеров 1922 года пионерам 2017 года, запаянная во всех сторон.
Более того, мы попробовали ее сфотографировать, но… получилось тоже послание от пионеров. Мы долго снимали ее с разных ракурсов, но увы. Так что поверьте мне на слово — это ниша.
Второй вопрос — что это, и как этим пользоваться. Я не случайно выложила вчера Мадонну, очень похожую на вот это вот, только это вот без центральной панели и панелек со святыми внизу.
А дальше пусть объясняет fvl1_01, в конце концов, мы на дарохранительницу вместе смотрели в Эрмитаже.
От исторического консультанта fvl1_01: Католические дарохранительницы, то есть богослужебные предметы предназначенные для помещения (и по нужде перемещения) Святых Даров несколько отличаются от кивотов (или как их раньше называли — сионов) православной церкви. Католики прошлого причащали мирян только телом Христовым — облатками (хлебом), а причастие из Чаши кровью Христовой полагалось только католическому духовенству — значит во время службы нет опасности пролить «Кровь Христову» на землю (что являлось страшным грехом и требовало переосвящения храма), облатки же можно положить в компактный футляр (католическая дарохранительница), который можно не ставить вместе с чашей на алтарь а держать в сокрытом от молящихся виде. Поэтому в Средние века распространился обычай — ставить в храме во время службы Святые Дары в богато украшенную нишу в центре алтаря. А саму нишу прикрывать изображением Мадонны. Это сооружение должно было символизировать собой Ковчег Завета и называлось Табернакль (tabernaculum шатёр, замечу однокоренное с таверной). До начала XV века табернакль делался как интегрированная и пышная часть алтаря — фактически вся его стенка — вот на картинке флорентийский табернакль около 1350х годов (кликабельно) — изображение Мадонны — это дверца:
Но постепенно — они стали компактными и настольными — как вот этот работы Фра Анджелико, но все равно во время службы он занимал центральное место на алтаре. Как никак по тогдашним представлениям это место где пребывает сам Иисус, из скромности за дверкой с портретом мамы и себя в детстве.
PS Эрмитаж, 1425-1430.