День памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Коласаех, которое называем также «чудом в Хонех», совершается 19 сентября (6 сентября ст. ст.). Событие имело место в IV веке, когда отживавшее свой век язычество еще продолжало активно бороться против набиравшей все большую силу христианской проповеди. В то время во Фригии, недалеко от города Иераполя (ныне западная часть современной Турции), в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила, около храма истекал целебный источник. Этот храм был сооружен одним благочестивым жителем города Лаодикии в память об исцелении болящей дочери, немой от рождения: св. Архангел явился ему в сонном видении и повелел дать девице испить воды из своего целебного источника. Исполнив повеление Архангела, девица тут же обрела дар речи, тогда сама она и все ее сродники приняли святое крещение, а усердием благодарного отца был воздвигнут также и храм в честь Архангела Михаила.
Прослышав о чуде, к храму стекались не только христиане, но и язычники с тем, чтобы оставить прежнее свое нечестие. Этому очень действенно способствовал благочестивый старец Архип (прп. Архип, 6 сентября), около шестидесяти лет неотлучно пребывавший при храме и исполнявший пономарскую службу. Своею проповедью и богоугодным житием он многих отвращал от идолопоклонства и приводил в познание истины. Тогда наиболее закосневшие в своих заблуждениях язычники задумали вовсе уничтожить храм и погубить святого Архипа и решились на сложнейшее по тем временам инженерное предприятие. Поскольку храм располагался в горной местности, то они, проложив новые русла для двух близлежащих горных рек, направили их течение воедино, в сторону храма, чтобы сильным потоком разнести все его строение. Но по молитве прп. Архипа Архангел Михаил в самый решающий момент явился видимым образом на месте предполагаемого слияния рек и ударом жезла открыл в горе широкую расселину, куда и устремился весь бурлящий водный поток.
Храм остался неповрежденным, а посрамленные язычники в ужасе разбежались. Святой же Архип и собравшиеся около храма христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина». В народе этот праздник получил название Михайлова дня или Михайлова чуда.
Содержание
- Богослужение в день памяти чуда Архангела Михаила в Хонех
- Общецерковное почитание Архангела Михаила
- Почитание Архангела Михаила на Руси
- Иконография «Чуда в Хонех»
- Чудов монастырь
- Древняя молитва Архангелу Михаилу
- Поучение Святого Василия и сказание ангеловы повести к верным
- Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех
- ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ
- Использованные материалы
- Икона «Чудо Архангела Михаила в Хонех»
- Чудо в Хонех, чудо в Орде и Чудов монастырь
- Храм преподобной Марии Египетской в Братеево
- Архангел Михаил в разных религиях
- Чудеса Архангела Михаила
- Молитва архангелу Михаилу на каждый день
- Люцифер и Михаил
- Истории о чудесах и явлениях архангела Михаила
Богослужение в день памяти чуда Архангела Михаила в Хонех
День воспоминания о совершенном Архангелом Михаилом чуде был настолько значимым, что Византийская Церковь уже в самое раннее время установила для него специальное празднество, ежегодно отмечаемое 6 сентября. К этому дню в служебных минеях было приурочено чтение древнего литературного памятника «Сказание о чуде в Хонех», отредактированного в X в. Симеоном Метафрастом. В настоящее время по уставу служба этого праздника шестеричная: кроме минеи, читается канон в Октае, Великое Славословие на Утрени не поется. Минейный канон архангелу Михаилу от 6-го сентября вычитывается также дополнительно и 8-го ноября, на день его собора, большинство стихерных песнопений общие для двух праздников.
Чиноначальник вышним силам, Михаил предстатель Божественным чином днесь, к торжеству нас призва, иже всегда с нами ходя, и сохраняя всех от всякого дияволя обстояния. Приидите убо празднолюбцы и христолюбцы, цветы добродетелей вземше, чистыми помысла и совестию благою, архангелов собор почтем. Той бо Богу непрестанно предстоя, и трисвятую песнь воспевая, молит спастися душам нашим (стихера дню).
Общецерковное почитание Архангела Михаила
Св. Архангел Михаил является высшим чиноначальником всех небесных сил бесплотных. В Церкви он почитается как покровитель и защитник народа Божия — сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя; теперь же, после отпадения евреев, он стал хранителем Нового Израиля, т.е. всего православного христианства.
Михаил же начальник сый небесных воинств, избавляет нас от всяких бед и скорбей, недуг и злых грехов. Первый бо ангелом, и вместо денницы поставлен бысть. Его же света не стерпе видети, спадый денница (пролог, 8 ноября).
Свт. Григорий Великий пишет, что в то время, как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Архангел Михаил посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия. Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила.
По общепринятому церковному преданию считается, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). Известны и другие многочисленные примеры явления чудодейственной помощи св. Архангела в Ветхом Завете.
В Новом Завете особенно значимое упоминание об Архангеле Михаиле приводится в Откровении св. Иоанна Богослова:
И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним (12:7).
Св. Архангел Михаил почитается также покровителем душ умерших, здесь известен иконографический сюжет, показывающий св. Архангела с весами, измеряющими души человеческие. По преданию, ему дана будет власть, чтобы пробудить последней трубою всех от века усопших для предстояния на Страшном Суде Христовом.
Почитание Архангела Михаила на Руси
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига (Русская летопись).
Так, согласно церковному преданию, когда хан Батый в 1239 г. направлялся к Новгороду, св. Архангел Михаил явился ему и запретил входить в город. Войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ св. Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: «Сей возбранил мне идти на Великий Новгород». Перед началом решающих сражений русские князья чаще всего прибегали к предстательству начального воеводы небесных сил и победителю лукавых демонов. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига.
В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона «Благословенное воинство» (1550), где святые воины, князья русские, изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Иконография «Чуда в Хонех»
Наиболее древней иконой считается «Чудо в Хонех», написанная на оборотной стороне иконы Богоматери Грузинской (Иерусалимской) — ранее выносной иконы XV в., принадлежащей ныне Третьяковской галерее. По-видимому, ближайшим прототипом этого произведения является икона «Чудо в Хонех» из афонского монастыря Хиландар, находящаяся ныне в Национальном музее в Белграде.
Икона конца XV в. из Русского музея восходит к иконографии XIII в.: два мощных светло-голубых полукружия рек вертикально низвергаются в центр пронзаемого жезлом Архангела Михаила камня и членят композицию пополам, образуя как бы две арки. Внутри левой арки изображен величественный св. Архангел Михаил; справа — белый одноглавый храм, на фоне которого выделяется стоящий в молитвенной позе пономарь Архип. Над ними помещены крошечные фигурки язычников с лопатами в руках. Икона очень выразительна; в ней наглядно представлена идея чудодейственной силы началовождя Божественных чинов Архангела Михаила и необоримость веры Христианской. Текст надписи в нижней части иконы гласит:
Чудо Архистратига Михаила на месте, нарицаемом Хиротопа, идеже искипе святая вода силою Христовою, творяще исцеления недужным. Многие лики прихождаху, исцеляеми, вероваху Господу нашему Исусу Христу, и крещахуся; и создана бысть церковь во имя св. Архангела Михаила над святою водою…
Чудов монастырь
Знаменитый по своей истории Чудов монастырь в Московском Кремле был основан святителем митрополитом Киевским и всея Руси Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды, Джанибека, прозревшей молитвами Алексия. В 1501-1503 годах древнюю церковь Архангела Михаила сменил храм, возведённый итальянскими мастерами.
Монастырь связан с историей Лжедмитрия I, который по официальной версии, возникшей в царствование Годунова, был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым, бежавшим из Чудова монастыря. Игумен монастыря Пафнутий, при котором в обитель пришёл Отрепьев, — активный участник событий Смутного времени на стороне Романовых. В 1612 году в монастыре был уморен голодом патриарх Гермоген.
Про Чудов монастырь упоминает в своем «житии» и св. свщмч. Аввакум, рассказывая о начале гонений на старообрядчество:
Таже Никон в памяти пишет: «Год и число. По преданию де святых отец и апостол, не подобает метания творити на колену, но в пояс бы вам класть поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились». Мы же, сошедшиеся со отцы, задумалися; видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали. Неронов мне приказал церковь, а сам скрылся в Чюдов, седмицу един в полатке молился. И там ему от образа глас бысть во время молитвы: «Время приспе страдания, подобает вам неослабно страдати!»
В 1930 году Чудов монастырь был уничтожен. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был взорван по приказу безбожных властей в ночь на 17 декабря 1929 года под предлогом освобождения места для размещения военной школы, где должны были проходить обучение кремлёвские курсанты. Сохранившиеся фрагменты фресок в настоящее время находятся в Третьяковской галерее, Историческом музее, Музее Андрея Рублёва (все в Москве).
Древняя молитва Архангелу Михаилу
Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре и пользуется широкой известностью, как у старообрядцев, так и у новообрядцев, особенно у монашествующих. Считается, что если кто-то будет в дополнение к общему правилу присовокуплять на каждый день и молитву Архангелу, то встретит в его лице ходатая за свою душу пред Престолом Божиим, чтобы избавиться от осуждения и войти в Царство праведных. Существует несколько вариантов этой древней молитвы, настоящий текст приводится по рукописи из женского старообрядческого монастыря в Улейме:
Господи, Исусе Христе, Великий Царю Безначальный, Невидимый и Несозданный, седяй на престоле со Отцем и со Святым Духом славимый от небесных сил бесплотных, посли , Господи, Архангела Своего Михаила на помощь мне грешному рабу Твоему (имя рек), избавитимися врагов моих видимых и невидимых. О, великий архангеле Михайле, излей миро благо на рабе твоем (имя рек), ты бо еси демоном сокрушитель и бесам прогонитель, избави мя лукавых козней навета и стужения человек лукавых, призри на мя недостойного раба твоего (имя рек) и запрети им всем врагом борющимся со мною, видимых сотвори яко овец, а невидимых яко прах пред лицем ветра. О великий святый архангеле Михайле, первый княже и воеводо ангелом и архангелом, херувимом и серафимом и всем небесным силам безплотным, буди помощник мне грешному рабу твоему в бедах и скорбех и в печалех, и на распутиях, на морях и на реках, и по сухому пути тихое пристанище буди и спутие, пособи и укрепи и избавимися прелести диявольския.О великий архангеле Михайле, услыши глас раба твоего (имя рек), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, и услыши молитву мою, ускори на помощь мою, и победи вся сопротивляющиеся мне и прожени от мене всякие нечистоты и нечистыя духи, силою честнаго и животворящего Креста Господня и святаго и тридневнаго Воскресения, и молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, и святых ангел и архангел, херувимов и серафимов и всех святых, всегда ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Поучение Святого Василия и сказание ангеловы повести к верным
Ангел Господень сказует слово от Господа, ко мнящимся верным християном, а страха Божия не имущим, глаголя сице: горе человеку тому, иже гнев имея на кого любо, или сварився, или бився с кем, или кому зло сотворив, или на кого зло каково в сердце имея, а не простясь с ним, идет в церковь Божию, противяся верным и кротким человеком, имже наследовати землю обетованную обещано и покой.
Или аще свещу, или просфиру, или ино кое приношение принесет, или дору яст, или Евангелие целует сый в злобе, достоин есть таковый муце вечней, и смоле присно кипящей, и огню негасимому.
Горше же того, и велми горее убийства, и душегубства, и еретичества, и всякого зла злее, и всякия пагубы пагубнее, егда кто приступает к Пречистому Телу и Крове Христове, а гнев держа на кого, или сварився, или бився, или кого оклеветал, или кого свадил с кем, или помня зло на кого, то неумолим суд таковый восприимет, и без милости муку вечную, лучше бы таковому не родитися: горши бо жидов, и еретик осудится, зане недостойне приемлет Пречистое Тело и Кровь Господню.
Егда бо кто приступает ко Пречистому Телу и Крови Господа нашего Исуса Христа Сына Божия, вземлющаго грехи всего мира, и слыша глаголемая: вонмем, святая святым: се бо речено есть о причащении Святых Таин, рекше достойным и верным человеком: и сый недостоин приступает к Пречистым Тайнам Христовым, тогда небо и земля, и преисподняя вся потрясутся, и превышния небесныя силы вся вотрепещут, и вся мысленныя воинства страхом одержими бывают, видяще человеческое естество, на земли всяку неправду деющее.
Слышасте любимии ангелову повесть, сказану святым Василием. Слышасте ли, како святии ангели не согрешше трепещут и боятся, то како мы грешнии убежим вечных мук, толика наказание и учения не слушающе, толика страха и боязни не ужасающеся.
Но се вам буди известно слово Господне, еже рече: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего.
Се же есть воля Божия, еже имети страх Его в сердцы своем, и еже имут ангели Его, смирение, покорение, кротость, беззлобие, благоумие, трезвение, послушание, внимание, и прочая вся добрая дела: та бо суть ангельская дела. Да аще быхом братие и мы таковая имели дела, то далече бы отбегли от нас вечныя муки, и Царство Небесное недалече бы от нас было, и со ангелы вкупе радовалися быхом.
А се суть сатанина дела, и слуг его, гордость, величание, презорство, злое непокорство, и нечистое пиянство, со всякою злобою, ихже ради сатана отпаде славы Божия, окаянным несмысльством: егоже гордость и величание приемше жидове, не яша веры Сыну Божию, и муце вечней достойни быша, со учителем своим дияволом, егоже учения нам не буди прияти братие.
Но буди нам прияти учение пророческое, и апостольское, и отеческое, и о том учении получити жизнь вечную, и Царство Небесное, со всеми сотворшими волю Божию, и ходившими по заповедям Его: да и мы братие потщимся тому учению последовати. («Златоуст», сл. 41-е).
Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех
19 сентября Православная Церковь вспоминает чудо, совершенное архистратигом Михаилом в Хонех в IV веке. Это чудо открывает перед нами духовную природу постоянной борьбы добра со злом в этом мире, и имеет для нас глубокий нравственный и назидательный смысл, потому что оно учит нас никогда не отчаиваться, в любых жизненных обстоятельствах, и возлагать надежду и упование на помощь Божию.
Архистратиг Михаил — вождь Небесных Сил. Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов — Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.
В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», — обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Чудо Архистратига Михаила произошло во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа.
Архистратиг Михаил явился в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, и сказал: «Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, напои ее водой из моего источника, и тогда увидишь славу Божию».
Этот человек поверил видению, исполнил повеление Архангела – от чудесной воды дочь его обрела дар речи, и первыми словами ее были: «Боже христианский, помилуй меня! Святый Михаиле, помоги мне!»
Потрясенный и осчастливленный, отец ее вместе с нею и всей семьей тотчас принял Святое Крещение. В знак благодарности за исцеление дочери и просвещение своей души он выстроил над чудотворным источником храм Господень во имя Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
Почти век спустя в этот храм пришел юный ревнитель благочестия десятилетний мальчик по имени Архипп. Родители воспитали его в святой Христовой вере, и с раннего детства Архипп возгорелся стремлением служить только Богу Всевышнему. Житие преподобного Архиппа — редчайший даже среди житий святых пример того, как прям может быть путь человека в Небесное Царство: сохранивший детскую чистоту Боголюбец уподобляется стреле, летящей в Горняя.
Молитвой преподобного Архиппа было: «Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетною радостью, да не увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай сокрушение в сердце моем и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне сия бренная плоть моя, созданная из земли? Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для Жизни Вечной».
Святой Архипп ничего не хотел в этом мире. Он жаждал оторваться от земли, от смертного праха, уйти в Небеса и потому предался строжайшей и жесточайшей аскезе. Подвижник не ел ни мяса, ни рыбы, даже хлеба не ел – он питался лишь травой, пустынной зеленью. Он спал на острых камнях, а подушкой ему служил мешочек с колючим терновником, так что отдых его был более мучением, чем покоем. Конечно, аскеза не самоцель: смысл аскетического умерщвления плоти в том, что изможденное тело не испытывает греховных похотей, а душа освобождается для чистой молитвы. По слову жития так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться Ангелу Божию, проводящему Небесное житие на земле.
Для большинства людей столь суровая аскеза невозможна, и самонадеянные мечты о таком жестоком житии могут обернуться демонской прелестью. Избранников, подобных святому Архиппу, – в мире единицы, но они – свет миру! Это живые явления ангельской чистоты в немощном человеческом теле.
В храме святого Архистратига Михаила благочестивый Архипп в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение. Ничто не вызывает такой злобы нечестивых, как праведность. Окрестные язычники люто ненавидели святого Архиппа, много раз избивали его и всячески истязали, требуя, чтобы он ушел из этих мест. Однако с твердостью адаманта угодник Божий продолжал свое служение при храме и чудотворном источнике. Не одни чудеса исцелений – еще и сияние высочайшей добродетели преподобного Архиппа влекло сердца людей, обращая их от грехов и заблуждений к Истине Божией. Вокруг пустели языческие капища, лишаясь приверженцев, – и умножались ряды христианских общин.
В своем озлоблении на христиан вообще, и, в первую очередь, на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.
Фанатичные идолопоклонники хотели засыпать чудесный источник, убить служителя храма, но, когда злодеи приблизились к преподобному Архиппу, у них омертвели руки, а из чудотворных вод изшел огонь, опаливший и отогнавший прочь нечестивцев.
Этот урок не вразумил языческих “активистов”. Они измыслили широкомасштабный план, чтобы уничтожить и целебный источник, и храм, и святого Божия. Христианская святыня находилась у подножия горы, с которой стекали два мощных потока: воды этих рек злоумышленники хотели направить так, чтобы они погребли под собою храм Архистратига Михаила. Для осуществления такого “гидромелиоративного проекта” язычникам пришлось копать глубокий и широкий канал: Десять дней трудились нечестивые в этом суетном деле.
Преподобный Архипп видел их смертоносные приготовления и решил: «Не сойду с этого места, не уйду из церкви, но даже и умру здесь, если Господь попустит потопить сие святое место».
Наконец злой труд был завершен. Ночной порой богопротивники разрушили перемычки между речными руслами и вырытым ими каналом: вода, устремившись вниз, зашумела, как гром. Услышав этот шум, преподобный Архипп не дрогнул – он стоял в храме и воспевал псалмы.
И над шумом потоков зазвучал таинственный голос, повелевший святому Архиппу выйти из храма. Он повиновался – у входа в храм предстал ему светоносный Архистратиг Михаил, в образе, описанном древними пророками: «тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей (Дан.10,6). Небесные явления страшны для земных глаз, и преподобный Архипп от страха упал на землю.
Но Архангел сказал ему:
— Не бойся, — встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на этих водах.
Блаженный Архипп встал и, подойдя со страхом к Воеводе сил небесных, остановился по повелению его на левой стороне; при этом он увидал огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Когда же вода подошла близко, архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности воды, сказал:
— Остановитесь там!
И тотчас же воды обратились назад. Так исполнились слова пророческие: «видели тебя воды, и убоялись» (Пс.76,17). Воды стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно высокой горе. Вслед за этим архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нем крестное знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась и камень разделился на двое, образовав в себе громадное ущелье.
При этом архангел Михаил произнес следующие слова:
— Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верой!
Сказав это, он велел Архиппу перейти на правую сторону. Когда преподобный перешел туда, то святой Михаил громогласно возгласил водам:
— Войдите в это ущелье!
И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли этим путем сквозь камень. Враги, стоявшие на левой стороне и ожидавшие увидеть потопление святого храма, от страха окаменели.
Сохранивши от потопления свой храм и преподобного Архиппа, святой архистратиг Михаил восшел на небо, а блаженный Архипп возблагодарил Бога за то преславное чудо и прославлял великого хранителя, архистратига Михаила, за его великое заступление.
Тогда все противники устыдились, у верующих же была великая радость, и они, приходя к ангельскому храму и чудесному источнику, вместе с преподобным Архиппом воздавали хвалу Богу.
Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Преподобный Архипп, усердно работая Богу, скончался в мире, будучи 70-ти лет от рождения своего. Верующие погребли его на том же самом месте, где произошло чудо.
Свидетельством чуда, зримым, явным, осталось ущелье в скале, по которому мчался стекающий с горы поток.
Всевышний Творец создал материальный мир и установил для него законы, которые наука называет естественными. Но и естество природы, и ее законы могут быть преображены волею Творца по молитвам верных Его служителей – именно это называется чудом.
Верность Богу есть непобедимое оружие и Небесных Ангелов, и праведных людей. Верный Господень может не бояться ни козней злых людей, ни буйства стихий, ни демонских полчищ, ни князя тьмы диавола, ибо на его защиту встанет Небесное Воинство, осененное благодатью Всемогущего Господа. Так, чтобы защитить преподобного Архиппа, явился с Небес Архистратиг Михаил, мановением останавливающий воды и рассекающий скалы.
До сих пор Святая Церковь ежегодно вспоминает чудо в Хонех, и прославляет Архистратига Божия Михаила, и прославляет Господа, а нас всех призывает поступать подобно тому, как поступил праведный Архипп: не отчаиваться даже в самых сложных жизненных обстоятельствах, когда, кажется, ничто уже не может спасти. Вот тут нам и надо усиливать наши молитвы и надежду нашу надо возлагать на Господа, вверяя себя в Его святой промысл и зная, что в руках Господних все – мир весь в руках Божиих.
«Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами».
Тропарь Архангелу Михаилу, глас 4
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.
Кондак Архангелу Михаилу, глас 2
Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко Безплотных Архистратиг.
Величание
Величаем тя, святый архангеле Христов Михаиле, и вас святии ангели, архангели, начала, власти, силы, господствия, престоли, херувими, серафими, прославляющих Господа.
Молитва Архангелу Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо!
Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его.
О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва
Господи Боже Великий Царю, Безначальный!
Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил — Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище.
Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящагося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою.
О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.
СВЯТЫЙ АРХИСТРАТИЖЕ МИХАИЛЕ, МОЛИ БОГА О НАС.
ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ
Чудо Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
Память чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех (IV в.).
Празднование 6 сентября
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника.
Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшйеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Тропарь Архистратигу Михаилу, глас 4
Небесных воинств Архистратиже, / молим тя присно мы недостойнии, / да твоими молитвамии оградиши нас / кровом крил невещественныя твоея славы, / сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: / от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних Сил.
Кондак, глас 2
Архистратиже Божий, / служителю Божественныя славы, / ангелов начальниче и человеков наставниче, / полезная нам проси / и велию милость, / яко безплотных Архистатиг.
Молитва (из древния рукописи)
О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя Воеводо! Прежде страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный Воеводо Небесных сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущенгия диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю Нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Использованные материалы
- Полный Тропарион, Издательство «Троица», 2006, т. 1, 20.
- Молитвы Господу Богу, Пресвятей Богородице и святым угодником Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиих, Петроград: Синодальная типография, 1915, 109 (оборот) — 110.
- Страница календаря портала Православие.ру:
- Страница месяцеслова Журнала Московской Патриархии:
- (недейств.)
Икона «Чудо Архангела Михаила в Хонех»
Архангел Михаил — ключевая фигура Нового Завета. Он главный помощник Божий, во власти которого находится весы, взвешивающие человеческие грехи. Древние апокрифы повествуют нам о чудесах, совершенные Архангелом. Одно из них стало сюжетом для написания иконы.
С именем Архангела Михаила связано много чудес, сотворенных еще в начале библейских времен. Отсюда широкая известность и горячая любовь христианского народа. Рядом с храмами, возведенными в честь святого, происходило и происходит по сей день множество исцелений. В Византии вожди и правители считали Архангела своим покровителем на войне. С его ликом чеканились монеты, а фрески с изображением Архангела Божьего украшали храмы, в которых были похоронены знатные люди. Верующие молятся святому Михаилу о покровительстве и защите, ведь именно он определяет грехи человека в день Страшного суда.
История иконы
В основу сюжета иконы «Чудо Архангела Михаила в Хонек» положена история о чудесном спасении преподобного Архиппа Херотопского, произошедшая в шестом веке. Воды источника, где некогда явил себя Архангел Михаил, излечили юную девушку, единственную дочь Лаодикии — жителя города Иерополя. В честь святого возле целебного источника был построен храм Божий.
Время гонения на христиан совпало со служением в храме Архангела Михаила пономаря Архииппа. Он вел праведный образ жизни и подавал большие надежды: многие были уверены, что он сыграет важную роль в распространении веры. К его проповедям прислушивались даже те, кто ревностно отрицал Господа.
Властители города решили уничтожить храм в угоду своим языческим богам. Но действовали они ухищренно и изворотливо, дабы не обратить на себя гнев уже обращенных в веру. Они направили течение двух рек на храм, прокопав ров до самой церкви, у подножья которой стоял огромный камень. Неудержимый поток воды с легкостью уничтожил бы монастырь и всех его прихожан, однако Архипп, лишь завидев смертельное течение, стал молиться Архангелу Михаилу. Молитвы были услышаны мгновенно. Сам Архангел спустился с Небес, чтобы отразить удар. Он обратил воды вспять, ударив жезлом о камень, в котором открылась расселина. Язычники бежали в ужасе, выкрикивая лишь слово «Хона», что в переводе значит «расселина».
История о явленном чуде стала сюжетом для написания одной из самых значимых и глубоко почитаемых икон Архангела Михаила.
Где находится икона Архангела Михаила
Икона «Чудо в Хонех» является одной из самых знаменитых среди прочих образов угодника Божьего. Иконография этого сюжета полностью сложилась лишь в десятом веке, из-за чего возникло огромное количество икон и списков, написанных неизвестными авторами. На сегодняшний день подлинник не найден, но осталось множество списков иконы, разбросанных по всему миру. Нет ни одного храма в России, где не было бы иконы святого Михаила. Многочисленные образа и оберегающие фрески с изображением Архангела украшают каждую церковь. Куда бы вы ни зашли, у вас всегда есть возможность обратиться к святому.
Самые ранние списки русских мастеров были написаны на обратной стороне Грузинской (Иерусалимской) иконы Божьей Матери в пятнадцатом веке. На сегодняшний день они находятся в собраниях Третьяковской галереи.
Также изображение Чуда в Хонех датируется тринадцатым веком и расположено на вратах собора Рождества Богородицы в городе Суздаль.
Описание иконы «Чудо в Хонех»
На иконе написан сюжет чудесного спасения храма Божьего и его прихожан, который удивительным образом вписался в русскую иконографию. Слева изображен Архангел Михаил, пронзающий жезлом камень. Из расселины низвергаются две реки, образуя арки, вертикальные друг другу. С правой стороны располагается храм, где в молитвенной позе изображен преподобный Архипп.
В чем помогает Архангел Михаил
Помимо борьбы с недоброжелателями и силами зла, святой помогает людям избавиться от мирских проблем. Любая молитва, исходящая от чистого сердца, будет услышана Архангелом. Он считается вездесущим защитником и покровителем каждой заблудшей души. К Михаилу обращаются в различных ситуациях. Он исцеляет от душевных и телесных болезней, оберегает от разбойников, зла, предательства и лжи, защищает от бед и неудач, укрывает от стихийных бедствий и помогает избавиться от печали, скорби и тревоги.
Молитва Архангелу Михаилу
«О, Святейший Михаил! К тебе обращаемся, Великий Архистратиг! Прошу, пощади нас и отпусти все грехи, что совершили мы. Подари нам покровительство свое, убереги от нападок недругов наших, от злосчастий и горестей. Исцели дух, укрепи веру и освети наш путь. Освободи от пороков, что терзают наши души, проведи дорогой праведной в Царствие Божие! Стань нам хранителем и не позволяй поддаться искушениям дьявольским. Славим тебя, Святой Михаил! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».
День празднования
Воспоминания о случившемся чуде празднуется 19 сентября. Этот день является и почитанием иконы «Чудо Архангела Михаила в Хонех».
Архангел Божий внемлет каждой просьбе, особенно когда помощь его необходима и жизненно важна. Явление Архангела Михаила напоминает нам о том, что каждый из нас находится под опекой Высших Сил и всякая молитва будет услышана. Мы желаем вам крепкой веры. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и
Чудо в Хонех, чудо в Орде и Чудов монастырь
«Чудо архангела Михаила в Хонех», византийская икона, первая половина XII века. Архангел Михаил имел особое почитание во Фригии, где близ города Иераполя находился посвященный ему храм. Язычники решили уничтожить православный храм, соединили вместе две горные реки и пустили единый поток на то место, где он стоял. Но пономарь храма Архипп, известный своей благочестивостью, вымолил спасение. Явившийся на его зов архистратиг, полководец всего небесного воинства, ударил жезлом скалу, в ней образовалось огромное отверстие, и поток устремился туда, не причинив никакого вреда храму. Это событие вошло в историю христианства как Чудо архангела Михаила в Хонех. Хоны означает «дыра», «отверстие», «расселина».
Удивительным образом это чудо вплелось в русскую историю!
В августе 1357 года проживавший в Москве митрополит Киевский и всея Руси Алексий получил приглашение в Орду с тем, чтобы своими молитвами исцелить мать властвующего хана Джанибека ханшу Тайдулу, ослепшую от неведомой болезни. Доселе святитель не совершал никаких ярких чудес, и можно представить, как он волновался, отправляясь в столь небезопасное путешествие. Что, если ничего не получится? Каким может оказаться гнев ордынцев!..
Но чудо произошло. По молитвам святителя Алексия Тайдула вновь обрела дар зрения. И произошло это как раз в тот день, когда Церковь отмечает память Чуда архистратига Михаила в Хонех, – 6 сентября (по григорианскому календарю – 19-го). В знак благодарности исцелитель получил перстень Чингисхана и ярлык, согласно которому Русская Церковь освобождалась от дани Орде и попадала под защиту от всякого произвола властей.
Но и это не всё. Святитель Алексий обратился к Тайдуле с просьбой подарить ему участок земли в самом центре Московского Кремля, и прозревшая ханша не отказала. А на этом участке располагалась ханская конюшня. В самом сердце столицы государства Московского! Вернувшись в Москву, святитель вскоре начал работы по строительству нового Кремля. Ордынская конюшня была снесена, а на ее месте митрополит Алексий заложил каменный храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, ставший основанием для будущего Чудова монастыря. Таким образом, Чудов монастырь явился особым знамением того, что власть Орды над Русью будет слабее и слабее год от года.
Святитель Алексий, воспитатель святого и благоверного князя Димитрия Донского, не просто заложил монастырь – символ грядущего избавления. Он стал зачинателем и проводником идеи освобождения от ордынского ига. Современник и друг преподобного Сергия, он вместе с Радонежским чудотворцем благословил грядущие поколения наших соотечественников быть самодержавными, то есть самостоятельными от любой иноземной власти.
Чудов монастырь. Дореволюционная открытка.
Чудов монастырь имел особое мистическое значение для России начиная со дня его основания. После смерти митрополита Алексия он стал усыпальницей святителя, мощи которого с 1483 года покоились в Алексеевской церкви монастыря.
Чудовский игумен Пафнутий был яростным сторонником Романовых, и от него в Смутное время из Чудова бежал монах-расстрига Григорий Отрепьев, будущий Самозванец Лжедимитрий. В 1612 году монастырь оказался местом мученической кончины патриарха Гермогена, уморенного поляками голодом за то, что стал духовным вдохновителем всероссийского сопротивления захватчикам.
В 1812 году в Чудовом монастыре располагался штаб Наполеона, а в алтаре собора маршал Даву разместил свою спальню.
В подклете Алексеевской церкви в 1905 году нашли упокоение останки великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым в самом Кремле. Этого глубоко верующего человека, долгое время занимавшего пост московского генерал-губернатора, революционеры ненавидели за стойкость православно-монархических убеждений, за его борьбу против всякой нечисти.
Степан Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря.
И нечисть с особой лютостью относилась к кремлевской святыне. Внимательное изучение расстрела Кремля из орудий во время октябрьской революции 1917 года красноречиво свидетельствует о том, что большевики целенаправленно более всего стреляли по двум объектам – Успенскому собору, в котором лежат мощи святителя Гермогена, и по Чудову монастырю с мощами святителя Алексия. Ведь и Алексий, и Гермоген являлись в нашей истории главными вдохновителями идеи русской независимости!
С. Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. 1886 В 1930 году Чудов монастырь был снесен. Погромщики даже не дождались, когда художник Корин закончит демонтаж особо ценных фресок, и уничтожили здание вместе с фресками. Святитель Алексий обрел свое упокоение сначала в Архангельском соборе, а с 1947 года – в Богоявленском Елоховском. Останки великого князя Сергея Александровича лишь в 1985 году были найдены во время раскопок в Кремле и в 1995 году перенесены в Новоспасский монастырь.
Чудов монастырь, вытравленный из сердца столицы Отечества нашего, вопиет о своем воскрешении и восстановлении! Там, где он некогда располагался, сейчас правительственное здание и мостовая перед Успенской звонницей. Место это вполне можно расчистить ради восстановления такой значительнейшей святыни русской государственности. Он стоял на куске земли, который первым был отвоеван святителем Алексием у Орды!
Чудов монастырь – свидетель многих сакральных явлений истории нашей. Известно, что есть проект его восстановления, но до сих пор к осуществлению его не приступили. Что мешает? Сомнения по поводу необходимости воскрешения этого здания? Власти должны осознать значимость Чудова монастыря и отринуть любые сомнения.
Разрушение Чудова монастыря 1920-е.
В восстановленной древней обители может разместиться не только братия, но, возможно, и музей Русской славы. Чудов монастырь способен стать своеобразным памятником российской независимости, верности Православию, которую хранили все великие русские люди, с чьими именами связана уничтоженная, ныне не зримая, но – хочется верить – в будущем воскрешенная святыня.
Храм преподобной Марии Египетской в Братеево
Рядом с храмом преподобной Марии Египетской начато строительство нового большого храма в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Этому событию был посвящен также древний московский Чудов монастырь, основанный святителем Алексием Московским в 1358 году, в ознаменование благодарности за помощь и чудесное исцеление жены татарского хана Джанибека Тайдулы, в тяжелые времена татаро-монгольского ига на Руси. В честь того же события был освящен и соборный (т.е. главный) храм монастыря. Множество исторических личностей и событий связаны с Чудовым монастырем, поскольку находился он внутри московского Кремля. В старые времена величественный кремлевский монастырь называли «Великой Лаврой». После разрушения монастыря в 1929 — 1932 годах, в Москве не осталось храмов, посвященных Чуду Архангела Михаила в Хонех, да и во всей России таких храмов немного.
Само же это чудесное событие произошло в древней Византии, в IV веке. Во Фригии, недалеко от города Иераполя, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Архангел Михаил в разных религиях
Фигура Архангела Михаила известная и почитаемая во всем мире. С ангелом связано немало историй и легенд. В иудаизме Михаил считается предводителем Света, который управляет всем войском Господним и ведет его бороться с армией сил Тьмы, которая возглавляется Велиалом.
Изображение Архангела Михаила на иконе 14 столетия, Византийский музей, Афины.
Михаил один из четырех главных ангелов (среди них еще есть Габриэль, Рафаэль и Ориэль), которые находятся перед престолом Господним и охраняют все стороны света.
В исламе — ангел самой высокой категории, находящийся на седьмом небе. О нем говорят как о посланнике, который наполняет сердца людей добротой и дарует им благодать, способен повелевать облаками.
В христианстве верят, что Михаил — предводитель Святого ангельского воинства. Ангел следит, чтобы все соблюдали Божий закон, борется с Тьмой. Кроме этого, Архангел должен присутствовать на Страшном суде — он является защитником душ всех усопших верующих.
Приверженцы христианства уверены, что провоцируют различные недуги чары темных сил. А так как Михаил борется с темными силами, то к нему стоит обращаться, прося о выздоровлении. В Малой Азии есть немало лечебных волшебных источников, которые посвящены ангелу.
Михаил, вооружившись мечом, охраняет врата рая. На это указывают некоторые православные изображения, на которых нимб святого состоит из растительного орнамента, а также сборник чудес Архангела Михаила дошедший до нас из средневековья.
День Архангела Михаила, заступника всех людей, православной церковью отмечается 21 ноября. Существует еще важная дата — 19 сентября (в это день вспоминается чудо в Хонех). Католической церковью день Святого Михаила принято отмечать 29 сентября.
Чудеса Архангела Михаила
Святой Михаил был настоящим чудотворцем, помог множеству молящих, спасал честных верующих от недругов, давал шанс всем, кто отвернулся от Бога, снова стать на путь истинный. Известно множество разнообразных историй, которые связаны со святым. Среди них есть несколько наиболее известных, которые стоит знать каждому.
Чудо в Хонех
Икона: Чудо Архангела Михаила в Хонех
Во Фригии, если верить древней истории, располагалась церковь, в которую люди приходили помолиться и пообщаться со святым. Ее построил один из горожан. Причиной этому было удивительное выздоровление его дочки благодаря Архангелу. На протяжении многих лет здесь был пономарем Архипп Херотопский.
Многобожцы питали к пономарю ненависть, агрессию. Поэтому задумали стереть с лица земли церковь и уничтожить Архиппа. Враги решили объединить в одно русло две горные реки и направить его к святилищу.
Архипп не ведал, от кого ждать помощи. Как честный верующий, он начал искать поддержки у Господа и Архангела Михаила. Во время молитвы святой появился рядом с пономарем, ударил своим жезлом по холму, после чего в нем образовалась расщелина. Поток устремился в нее, и в результате святилище не пострадало.
Чума в Риме
Чума в Ашоде (Николас Поуссон, 1630)
В 590 году Рим был охвачен чумой. Многие люди гибли, и, казалось, эпидемию остановить невозможно. Папа Георгий Великий молился, прося Господа избавить простых людей от верной гибели.
Во время молитвы он узрел образ ангела, который, глядя на него, прятал свой меч в ножны. Легенда гласит, что именно после этого события чума прекратилась.
Спасение Сипонта
Церковь Монте-Сант-Анджело в пещере Михаила горы Гаргано
В 630 году город Сипонт был охвачен язычниками. Местный епископ усердно молился Господу, прося защитить мирных граждан от кровавых распрей. В процессе молитвы он увидел Михаила. Архангел пообещал верующим изгнать обидчиков. Если верить легенде, то образ ангела поразил язычников и те приняли истинную веру. В память о случившемся горожане хотели соорудить церковь во славу святого.
Однако, придя снова к епископу, Архангел отказался от этой почести, сказав, что место для церкви он уже себе выбрал. На том месте, неподалеку от стен городка, в пещере была сделана маленькая церквушка. Вскоре оказалось, что в ней находился волшебный источник, который помогал избавляться от любых болезней.
Грешница, ставшая святой
В далекие времен, когда еще правил Троян, жила прекрасная, красивая девушка — Евдокия. Однако не соблюдала она целомудрия, пользовалась красотой своей, было у нее много поклонников, и в скором времени она очень разбогатела. Однажды услышала она, как люди обсуждали Страшный Суд, говорили о муках людей и вознесении.
На следующее утро женщина позвала к себе священника и стала расспрашивать у него о вере. Все следующее 7 дней Евдокия просидела у себя в доме, неустанно молясь и плача. Лишь на седьмой день явился к ней Архангел Михаил, который поведал о Великой радости и покаянии грешников. С того момента Евдокия решила стать верующей и провела дни свои, упорно молясь Господу.
Спасение отрока близ Афонской горыГрешница ставшая святой
Спасение отрока близ афонской горы
Михаил пришел на помощь молодому парню, которого пытались убить бандиты за то, что он обнаружил спрятанные неподалеку от горы Афон драгоценности.
Люди не забыли этого чудесного события и возвели церквушку в честь спасителя, а все отысканные сокровища пошли на ее убранство.
Чудо в Новгороде
Архангела Михаил,попирающий сатану (Симон Ушаков, 1676г)
В летописи указано, что в 1239 году Батый пошёл на Новгород. Однако Богородица и Бог помешали хану осуществить его планы.
А когда же Батый обнаружил в Киеве фреску, на которой был изображен Архангел, его ужасу не было предела. Хан сказал, что это ангел помешал ему взять Великий Новгород.
Архангел Михаил и Жанна д’Арк
Явление архангела Михаила Жанне Д’Арк, Эжен Тирион, 1876
Легенды, связанные с такой исторической личностью, как Жанна Д’Арк, известны наверное каждому. Люди верят, что у нее были могущественные помощники и заступники, такие как Екатерина Александрийская, Маргарита Антиохийская и Архангел Михаил.
Именно ангел дал Жанне ответственное задание (возвести на трон Карла VII в Реймсе) и поддерживал ее в этом деле.
Молитва архангелу Михаилу на каждый день
Использовать славословие можно на протяжении дня, но лучше обращаться с мольбой утром, на рассвете. Если человек чувствует, что над ним зависла угроза или на душе неспокойно, пусть обратится за помощью к своему заступнику.
О святый Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоей защиты и милосердия, убереги нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых недругов, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Люцифер и Михаил
Архангел Михаил повергает Люцифера, Francesco Maffei
Борьба с Люцифером — символичный момент, так как соединяет в себе аспекты культа Архангела Михаила. Логично что святой (раз его возвели в ранг командира войска Господнего) должен быть победителем Сатаны и всей Тьмы, которая существует в нашем мире. Именно такого освободителя в нем увидели люди.
Основная задача Михаила — борьба с Люцифером, которая не заканчивается поражением второго в самом начале создания вселенной. В начале всех времен Михаил свергнул противника, одолел, а в конце времен поведет всех усопших верующих на Страшный суд. И между двумя этими крайними точками, которые являются началом и концом истории человечества, Архангел Михаил все еще борется с Люцифером ради всего человечества.
Творящий чудеса, защищающий праведников, поражающий злые силы своим праведным мечом Архангел Михаил является хранителем душ усопших и заступником живых. Обращаются к ангелу с молитвой, и получают поддержку одного из самых сильных божественных помощников.
Истории о чудесах и явлениях архангела Михаила
До нашего времени в виде легенд и преданий дошли несколько историй о чудесах и явлениях архангела Михаила, наиболее известные из них:
«Чудо в Хонех»
Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. Появление источника и храма при нем было предсказано еще святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который проповедовал в тех местах. Источник исцелял не только христиан, но и иноверных. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу и архангелу Михаилу, чтобы уберечь святое место, не дать врагам погубить святыню. Тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).
«Чума в Риме»
В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена его скульптура, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.
«Спасение Сипонта»
При осаде в 630 году итальянского города Сипонта язычниками архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что язычники были остановлены и, пораженные его явлением, приняли святую веру. Сипонтийские граждане хотели выстроить церковь во имя архистратига Михаила, но он, вновь явившись епископу, возвестил, что сам уготовил себе храм на горе рядом с городом. Там, в пещере, была обретена вытесанная в камне небольшая церковь. В алтаре ее открылся источник воды, от которого многие получали исцеления, и другие чудеса совершались в той церкви по молитвам святого архистратига Михаила. Это место, известное как город Монте-Сент-Анджело и сейчас привлекает многочисленных паломников.
«Грешница, ставшая святой»
Евдокия, жившая во времена царствования императора Траяна, была удивительной красоты женщиной. Но, как часто бывает, красота не всегда сопутствует целомудрию, Евдокия увлеклась широким путем удовольствий. Через некоторое время она стала очень богата. В одну из ночей Евдокия услышала под своим окном громкое чтение о Страшном Суде, мучении грешников и всеобщем воздаянии. Наутро она призвала к себе монаха, прося научить ее покаянию. Монах научил ее поститься и молиться о своем спасении. Неделю Евдокия провела в своей комнате в плаче и молитве, и в последний день увидела светозарного юношу, который взял ее за руку и вознес на небо. Юноша назвался архангелом Михаилом и рассказал Евдокии о великой радости на небе о покаянии каждого из грешников. Евдокия приняла крещение и посвятила свою жизнь Господу.
«Спасение отрока близ Афонской горы»
Согласно преданию, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного юношу, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.
«Спасение наследника»
Согласно истории, некий богатый человек, узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумал его убить. Он оставил его одного в лесу, бросил в море, но юноша благодаря заступничеству архангела Михаила остался невредим. Тогда богач отправил его к своей жене с письмом, в котором просил её погубить отрока, но Михаил заменил письмо требованием немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погиб от собственного меча, который пронзил его, когда тот садился на коня.
«Спасение Новгорода»
Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сейми възбрани поити на Великий Новъгородъ» (этот запретил мне идти на Великий Новгород).
«Архангел Михаил и Жанна д’Арк»
Архангел Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской, был тем, кто являлся Жанне д’Арк и помогал ей (знаменитые голоса). Именно святой Михаил поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе. При освобождении Орлеана от англичан святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем Орлеанском небе и сражался на стороне французов.
«Чудо о Флоре и Лавре»
По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых — они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.
Сохранилось много историй о том, как архангел Михаил спасал жителей прибрежных селений на островах Эгейского моря во времена расцвета пиратства. Не страшась ничего, пираты грабили селения, сжигали дома, захватывали в плен людей, которых потом продавали в рабство. По горячей молитве жители всегда получали помощь от святого военачальника.
Особенно полюбился пиратам остров Лесбос — богатый и изобильный. Недалеко от селения Мандамадос, некогда возвышался величественный монастырь Святых Небесных Сил бесплотных, время основания которого теряется в глубине веков. Монастырь был хорошо укреплен, пиратам никак не удавалось преодолеть монастырские стены, но жажда наживы была велика, и они поставили себе задачу, во что бы то ни стало попасть в обитель. Выбрав подходящий момент, после зимней тишины монахи находились в беспечности и не ждали нападения, один из пиратов вскарабкался на стену и уже через минуту открыл монастырские ворота. Монахи так и не успели понять, что же произошло, как были все убиты. В живых остался только послушник Гавриил, который и был свидетелем чуда явления архангела Михаила. Грозный воин с огненным мечом заставил бежать пиратов, позабыв про оружие и награбленное.
А Гавриил в благодарности припал к иконе Архангела Михаила, икона на какое-то мгновение преобразилась — лик стал как живой. Гавриил молил архангела Михаила упокоить души братьев и сподобить его изобразить дивный лик, который он увидел минуту назад. Гавриил, смешав белую глину и кровь своих братьев, начал лепить образ небесного заступника, чувствуя помощь и вдохновение. И чудесным образом руки сами собой изваяли образ грозный, но исполненный Божественной благодати. Чудотворная икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником. Икона совершенно не пострадала от времени. Иногда глаза Архангела наполняются слезами, благодать творит чудеса с теми, кто прибегает к его образу с верой.
Служители Мандамадосского монастыря трепетно сохраняют легенды о помощи архангела Михаила, здесь и древние истории о том, как он помог с деньгами, которых не хватало на возведение новой церкви, и современные о чудесной помощи уроженцам Мандамадоса в исцелении. Привлекает внимание история о внезапном исчезновении иконы Архангела Михаила из монастыря на целую неделю и чудесном ее возвращении на прежнее место. Это случилось в 1936 году в тот период, когда турки жестоко напали на греческую часть Кипра. Согласно легенде, спустя несколько лет в монастырь приехал мужчина и сразу направился к иконе Архистратига Михаила со словами: «Это мой спаситель!». Когда пономарь монастыря выслушал историю приезжего о боях с турками, он подтвердил, что спасение, несомненно, было от архангела Михаила: «Тогда, во время событий на Кипре, его икона на целую неделю исчезала из храма».