Батюшка-педофил растлевал детей в алтаре 
К пяти годам заключения в колонии строгого режима за педофилию приговорил Сухиничский районный суд иеромонаха Никона (Сергея Харькова), настоятеля храма Косьмы и Дамиана в селе Брынь Думиничского района. Дело расследовалось следственным комитетом. Об этом сообщила «Лента.ру» 4 декабря. Интерес следственного комитета священник вызвал весной 2018 года, после обращения в органы бывшей жительницы Калужской области. Та рассказала, что ее 12-летний брат в декабре 2017 года подвергся домогательствам со стороны батюшки. По словам ребенка, священник завел его в алтарь и заставил снять штаны, после чего «несколько минут совершал действия сексуального характера». «Мне было очень стыдно, я не знаю почему. При этом он не бил меня, не угрожал мне и не повышал на меня голос. Когда я оделся, отец Никон сказал, что все это — только между мной, им и Богом, и что я никому не должен об этом рассказывать. Что это наша тайна», — рассказал мальчик следователям. Пообщавшись с матерью мальчика, следователи узнали, что ребенок после этого случая стал замкнутым, тревожным и перестал посещать церковь. Сначала священник отрицал физический контакт с малолетним прихожанином, утверждая, что лишь хотел показать алтарь. При повторной беседе, однако, его показания изменились: «Я его за половые органы не трогал — я на энергетическом уровне проверял, нет ли у мальчика простатита» Медицинского образования, между тем, батюшка не имеет. Не успели следователи разобраться с первым заявлением, как на Никона в сентябре этого же года поступило второе, на этот раз от родственников 15-летнего подростка из Тульской области. Подростка родители повезли к «сильному священнику» из Думиничей потому, что он снял крест и перестал верить в Бога. В церкви Никон поговорил с прихожанином, предварительно попросив его мать прогуляться. Подросток рассказал, что его тревожат болезни; священник посоветовал пить отвар конского каштана и мазаться пихтовой мазью. Разговаривая с мальчиком, батюшка держал его за руку и гладил ее, заглядывая в глаза. Затем он отвел подростка в алтарь, и, приложив правую ладонь к его лбу, начал читать молитвы об изгнании бесов. Второй рукой Никон гладил прихожанина по туловищу, опускаясь все ниже — до паха. Потом он попросил парня снять штаны и, по словам подростка, стал совершать развратно-поступательные движения. О случившемся парень рассказал родителям только вечером. На следующий день они написали заявление в полицию. «Я думал, что церковь — святое место, и в ней ничего подобного быть не должно, но оказалось, что я сильно ошибался», — признался подросток. Экспертизы подтвердили, что мальчики не врут, и вина Никона все же была доказана. Приговор священнику был вынесен в больнице, куда он попал, якобы подхватив болезнь, препятствующую заключению в следственном изоляторе. Потом, однако, выяснилось, что священник совершенно здоров. Отец Никон приговор обжаловал. Сейчас он находится в следственном изоляторе, ожидая окончательного решения суда. Служить в церкви батюшке-педофилу, тем не менее, до сих пор не запретили. Как сообщила «Ленте.ру» близкая знакомая священника, работать в храм Сергей Харьков пошел еще в 90-е. Насмотревшись на горе людей, мужчина понял, что не нем можно обогатиться. Он начал колесить по местным деревням, представляя себя жителям целителем и чудотворцем. Из лекарств у целителя были только сушеные травы неизвестного происхождения. Свои поездки Харьков чередовал с длительными запоями. В 2006 году, после лечения в наркологической больнице, он устроился учителем православной культуры в Думиничскую среднюю школу. Фото «Лента.ру» Проработав в ней девять лет, Харьков вновь вернулся в храм — теперь уже священником, и оставался в нем до самого задержания.
55 принципов христианской жизни
Протопресвитер Фома Хопко Протопресвитер Фома Хопко (1939–2015) более полувека прослужил священником Православной Церкви в Америке. Считался в США одним из лучших православных проповедников. Защитил докторскую диссертацию по богословской тематике. Много лет преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии догматическое и пастырское богословие. Он стал преемником отца Иоанна Мейендорфа на посту декана семинарии. 10 лет работал деканом, в конце жизни стал почетным деканом семинарии. Воспитал пятерых детей. Отец Фома написал множество статей и книг о христианской вере и жизни. Портал «Православие.Ru» публиковал размышления отца Фомы на тему «Бог и человек в Православной Церкви». Отец Фома был постоянным автором православного радио «Древняя вера».
Однажды, когда счёт проведенных им у алтаря лет перевалил за 40, его попросили вкратце рассказать, что такое христианская жизнь и какие правила и принципы жизни характерны для верующего человека. В ответ отец Фома сформулировал 55 простых принципов и прочёл их на радио «Древняя вера». Эти принципы широко разошлись по Интернету в незначительно отличающихся редакциях. Предлагаем читателям портала Православие.Ru русский перевод этого замечательного текста. В упомянутой радиопередаче отец Фома свои принципы зачитывал, а комментировал устно, экспромтом.
Протопресвитер Фома Хопко
1. Доверяйте Богу во всем и будьте всегда с Христом.
Никогда не забывайте Бога.
2. Молитесь, как можете, а не как – по вашему мнению – должны бы молиться.
Молитва зависит не только от нашего желания, но и от благодати Божией, от того, как Бог даст помолиться. Для христианина это может означать: молиться в своем сердце, молиться у себя дома, молиться в храме.
3. Пусть ваше молитвенное правило будет таким, чтобы у вас хватило сил не бросить это правило.
Нельзя молиться только тогда, когда хочешь. Нужно понуждать себя на молитву в течение дня. Для молитвы требуется самодисциплина.
4. Произносите «Отче наш» каждый день по несколько раз.
Когда едете в транспорте, идете на работу или учебу, перед обедом и перед сном. Эту молитву дал нам Господь. Она короткая, но вмещает всё, о чем нужно молиться, – рядом с Христом распятым, воскресшим и прославленным.
5. Молитесь краткими молитвами, когда ум ничем не занят.
Это может быть молитва «Господи, помилуй», или молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи!»
6. Во время молитвы иногда делайте поклоны.
Святой Ефрем утверждал: «Если твое тело не трудится во время молитвы – значит, ты не молишься». В молитве действует не только ум и чувства, но и тело – весь человек.
7. Ешьте вкусную пищу умеренно, поститесь в постные дни.
Избегайте вредной для вас пищи, избегайте какого-либо вреда от пищи. Когда поститесь, делайте это втайне.
8. Упражняйтесь пребывать в тишине, внутренней и внешней.
9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу.
10. Делайте тайно дела милосердия.
Просто какие-то добрые дела. И чтобы никто не знал о них.
11. Регулярно приходите на церковные службы.
Приходите в храм. Постойте. Помолитесь. Не отвлекайтесь на людей. Конечно, учитывайте, что вокруг вас тоже люди, но пришли вы сюда на богослужение.
Протопресвитер Фома Хопко
12. Исповедуйтесь и причащайтесь регулярно.
Участвуйте в таинствах, этим живет Церковь.
13. При вторжении навязчивых помыслов и чувств не идите у них на поводу, сразу отсекайте их.
Если вы примете греховные помыслы, они вами завладеют, и вы совершите грех. Нужно с самого начала отсекать помыслы.
14. Обсуждайте ваши мысли и чувства с человеком, которому доверяете; делайте это регулярно.
Как правило, этот человек – пастырь, духовный отец или мать, старец. У каждого христианина должен быть такой человек, который знает всё о нём, о происходящих в его жизни событиях.
Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем
15. Читайте Священное Писание постоянно.
Читайте не для того, чтобы поспорить с кем-то, продемонстрировать библейские цитаты. Относитесь к Писанию как к духовной пище для поддержания сил. Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем. Невозможно жить, не принимая пищи.
16. Читайте хорошие книги, понемногу, в специально отведенное для этого время.
Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге.
17. Культивируйте общение со святыми.
Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых.
18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого.
Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого.
19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище
20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся.
21. Имейте здоровое и полезное хобби.
Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость.
22. Регулярно упражняйтесь.
Надо двигаться.
23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя.
Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас.
24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой.
Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.
25. Будьте добросовестны в мелочах.
Господь Иисус это заповедал. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. В Евангелии от Луки Господь сказал еще резче: неверный в малом потеряет и то малое, которое он думал, что имеет (ср. Лк.16, 10). Поэтому – верность в самом обыкновенном, в мелочах.
26. Делайте свою работу, после чего забывайте о том, что сделали.
Не носитесь с этим потом… Будьте внимательны к тому, что делаете сейчас, сфокусируйтесь на текущем моменте жизни.
27. Самое трудное и неприятное делайте в первую очередь.
Мы расположены делать сначала самое легкое и приятное, а все прочее откладывать на потом. Попытаемся действовать наоборот – самое скучное считать первоочередным.
28. Стойте лицом к лицу с реальной жизнью.
Не живите фантазиями. Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов».
29. Будьте благодарным человеком.
Будьте благодарны – за всё.
30. Будьте жизнерадостным человеком.
Ведите себя как неунывающий человек, даже если вы не чувствуете в себе бодрости. Особенно при других людях.
31. Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком.
Святые отцы говорят: «Не старайся, чтобы ты стал известен людям, если хочешь, чтобы ты стал известен Богу». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость.
32. Никогда не старайтесь приковывать к себе внимание окружающих.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?» Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают». Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют.
33. Слушайте, когда люди говорят вам что-то.
Быть внимательным к другим людям – это одно из величайших дарований. Проснитесь и слушайте, когда вам что-то говорят.
34. Будьте активны и внимательны.
На 100% присутствуйте там, где вы находитесь – зоркость, бдительность, сосредоточенность.
35. Думайте и говорите о чём-то не больше, чем это нужно.
Мы должны говорить, только когда нужно что-то сказать. Писание учит нас говорить, только если нам что-то сказали. Отцы заметили: «Мы часто каемся в том, что сказали лишнее. И редко – в том, что хранили молчание». Иногда мы обязаны нечто сказать. Однако мы должны думать и говорить о чём-то не больше, чем это необходимо.
36. Когда надо что-то сказать, говорите просто, ясно, твердо, напрямую.
Ничего лишнего, никаких слов на ветер. Еще раз: простота – вот наше правило.
37. Избегайте нездорового отношения к событиям, – когда вы воображаете себе что-то, фантазируете, пытаетесь проанализировать и разобраться во всём.
Усвоим раз и навсегда: прекращаем любые попытки разобраться во всём на свете. Бог может просветить наш ум и дать нам прозорливое созерцание сути вещей, но сами мы не можем математически просчитать, разобраться во всём этом. У нас нет таких возможностей, и не стоит пытаться.
38. Бегите от плотских, сексуальных соблазнов, как только они появляются, в тот же миг.
Нельзя вступать в собеседование и спор со страстью блуда, прелюбодеяния и плотской безнравственности. Страсть всегда найдет способ победить, всегда подберёт аргументы в свою пользу. От похоти следует убегать прочь при первом же её появлении.
39. Не жалуйтесь, не ворчите, не ропщите, не хнычьте.
Всю жизнь мы учимся видеть наши прегрешения, обращать внимание на себя, а не на ошибки других людей: именно это делает человека ворчливым.
40. Не ищите и не ждите от людей жалости или похвалы.
Нам постоянно хочется от других слышать: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей.
41. Не сравнивайте себя с другим человеком.
На Страшном Суде нам не предъявят график со сравнительными духовными показателями у разных людей. Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, кто мы такие на самом деле, что нам было дано, каково было наше призвание.
42. Не осуждайте – кого бы то ни было, за что бы то ни было.
Это не значит, что надо восклицать: «Все люди прекрасны и добры». Это неправда. Тем не менее мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха. Мы свидетельствуем другим людям, во что мы верим – своими поступками; тем, что мы делаем. Итак, мы не осуждаем, а если все-таки осуждаем, тогда Господь будет нас судить таким же судом.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей
43. Не пытайтесь переубеждать людей.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей. Надеюсь, сейчас я не пытаюсь вас учить. Мне просто хочется сказать: «Я думаю – так, и это так и есть на самом деле. А теперь вы можете с этим делать, что посчитаете нужным. Не хочу вас переубеждать или переспорить. Я только могу принести своё свидетельство, по библейскому выражению». У меня нет специальной цели – обратить, переориентировать других людей. Это относится даже к проповеди Евангелия. Мы здесь не для того, чтобы обращать народ. Мы здесь, чтобы донести до людей радость победы Божией во Христе. Какое они примут решение, останется между ними и Богом.
44. Не упражняйтесь в самооправдании, не вставайте в защитную позицию.
Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник.
45. Будьте водимы Богом, а не людьми. Будьте привязаны к Богу, а не к людям.
Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением.
Протопресвитер Фома Хопко с супругой 46. Принимайте критику с благодарностью и тщательно проверяйте, насколько она справедлива.
Мы не обязаны воплощать в жизнь все критические замечания, адресованные нам. Порой критика бывает ложной. И всё же мы должны приветствовать критику, быть благодарны за неё, проверять её. Святой Иоанн Златоуст говорил, что когда нас в чём-то обвиняют, и мы не считаем эти обвинения справедливыми, то стоит принимать критику, как заслуженную нами, и делать из нее практические выводы. В этом случае мы не совершим ошибки. Если наши обвинители правы, то мы покаялись и порадовали их. Если наши обвинители неправы, то мы постыдили их.
47. Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность.
Это очень важно. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы и консультации. Если люди спрашивают нас, мы отвечаем. Меня попросили: «Отец Фома, расскажите об этом на радио “Древняя вера”». Отвечаю: «Хорошо, раз вы интересуетесь». Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей).
48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.
Нехорошо делать что-то для других, если они сами должны это делать. Поступая так, мы отнимаем у них кусок их жизни. Лучше помочь людям сделать для себя то, что они обязаны сделать – и не делать это вместо них. Сейчас многие люди просто не могут делать для себя то, что им нужно делать.
49. Составляйте расписание ваших дел на день, стараясь избегать чудачеств и капризов.
Святые отцы учат нас, что идиоритмия (жизнь по собственному усмотрению), исполнение прихотей и капризов, является причиной всех наших падений. Нам надо быть более дисциплинированными. Следует иметь для нашей жизни правило и стараться следовать ему. Конечно, это правило не является железным законом. В каком-то смысле правило вырабатывается для того, чтобы в будущем это правило изменилось или же отменилось, но сейчас мы нуждаемся в этом правиле. Каждый раз на ночь мы рассказываем себе, как будет строиться наш завтрашний день, и наутро мы стараемся следовать нашему правилу, нашему расписанию.
Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог
50. Будьте милосердны к себе и другим.
Разумеется, мы обязаны быть милостивыми к другим, но и к себе тоже. Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог, ведь впадать в отчаяние – наихудший грех. Нам надо жить – по милости Божией, до последнего дня жизни. Надо брать на себя ответственность за свои поступки, но не стоит накидываться на себя с руганью и казнить себя. Бог не хочет этого. Это не добродетель. Бог хочет нашего покаяния, а не самоедства или самобичевания.
51. Ничего не ожидайте, кроме свирепых искушений до последнего вздоха.
Это мысль святого Антония: «Истинный мудрец отличает правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от ложного. И всеми силами стремится к доброму, истинному, прекрасному, но в полной готовности ожидает искушений, проверок, испытаний. И так до последнего вздоха». Он сказал, что никто не может войти в Царство Божие, не будучи искушен; без искушения нет спасения. Иов сетовал, что вся жизнь человеческая на земле – это испытание. Мы подвергаемся искушениям ежеминутно, будем к этому готовы. Не стоит рассчитывать, что мы окажемся вне зоны досягаемости для искушений. Мы не молимся Богу, чтобы Он избавил нас от наших крестов. Мы просим сил, чтобы нести свои кресты. Бог не искушает никого. Но по Промыслу Божию мы подвергаемся испытаниям постоянно. И в этих условиях спасение становится по-настоящему нашим, и мы можем победить – благодаря Христовой победе.
Размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном
52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе.
Это классический подход: наполняйте свою жизнь хорошим, не позволяйте плохому загипнотизировать вас. Не зацикливайтесь на размышлениях о злом. Настойчиво размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном.
53. Переносите ваши духовные испытания и ваши неудачи невозмутимо, призывая Божию милость.
Вот что чрезвычайно важно. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжание Святого Духа дает человеку замечать свое убожество и при этом не терять умиротворенности, потому что он знает, что Божия милость выше его убожества». Апостол Павел писал: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Не дадим дьяволу порадоваться дважды, посрамим его, встав после нашего падения. Будем переносить наши немощи и провалы со спокойствием. Их следует ожидать. Их не следует допускать, не следует считать их чем-то допустимым, но приготовимся к тому, что они будут. Мы не Бог, мы не безгрешны.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём
54. Когда мы падаем, мы сразу встаем и снова начинаем путь.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём. Мы будем падать. Писание говорит, что семь раз (то есть много раз) упадёт праведник и встанет (Притч. 24, 16). А нечестивый не встанет. Нечестивый человек даже не сознаёт, что он упал. Праведник знает, когда он пал, но он снова встаёт. Предание учит нас, что Богу свойственно не падать, не согрешать никогда. Демонам свойственно падать и не вставать. Одного отца-пустынника язычник спросил: «Что значит быть христианином?» Тот ответил: «Христианин – тот, кто падает и встаёт, падает и встаёт снова. Кто поднимается снова благодатью Божией и начинает опять идти». И вы можете начать всё сначала в любой момент.
55. Принимайте помощь от других людей, когда это необходимо, без робости и стыдливости.
Мы все нуждаемся в помощи. Русское присловье говорит: «Единственно, что можно в одиночку делать – это погибать», то есть отправляться в ад. Если мы спасаемся, то мы спасаемся вместе с другими людьми. Значит, нам нужна поддержка. Нужны друзья, общение с другими людьми. Порой нам требуется помощь врача, и мы обращаемся к врачу, преодолевая страхи и стеснительность. Иногда мы не знаем, что нам делать в сложившейся ситуации, и требуется помощь от человека с большим житейским опытом, его руководство. Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи. Это органичная часть жизни рода человеческого. В Церкви мы получаем помощь от Священного Писания пророков и апостолов, помощь от святых, помощь от богослужений. Бог помогает нам, когда Он избавляет нас от смерти, исцеляет, дарует нам спасение. Так что принимайте помощь, когда вы нуждаетесь. Будьте обычным человеком. Будьте христианином.
Друзья, с подобным вопросом не редко обращаются прихожане, наверное к каждому священнику, — ответы могут быть разными, но мне лично понравился ответ протоиерея Михаила Воробьева который отвечает на вопрос обычной жительницы большого города, у которой, как ей кажется, нет сил совмещать работу и детей с церковью и молитвой. Как же быть?
протоиерей Георгий Осипов
Время от времени эта тема поднимается в том или ином виде. Вроде, когда слушаешь других — все понятно, когда касается лично меня — впадаю в легкий ступор.
Итак, собралась я на исповедь, стала обдумывать свое житье-бытье, и поняла, что очень тяжело жить и светской и церковной жизнью одновременно, причем современная жизнь светского человека настолько сложна (особенно если брать мегаполис), что там практически не остается места не только для церкви, но и для много чего другого важного (например времени на семью и друзей). И как быть?
Вот взять, к примеру, молитвенное правило. С утра некогда — еле отдираешь голову от подушки, и уже опаздывая, быстро-быстро, кофе, почистила зубы и на работу. В транспорте читать — как-то я не решаюсь. Вечером прихожу еле живая — после работы, которая, на минуточку, в полутора часах езды. Надо зайти за ребенком, потом отвести его в кружок/догулять, потом приготовить ужин, потом накормить всех, уложить… и вот уже 23.00, а вставать рано… На самом деле я приучила себя молиться хотя бы одну молитву за ребенка, но и то не всегда есть силы, а бывает, что я и не помню, как заснула.
Ходить в церковь каждый выходной? Но если я не высплюсь хотя бы в выходной, упаду. Потом выходные — это время, когда можно сделать домашние дела, убраться, постричься, постирать, сходить в магазин, к врачу, и много чего еще, на что не хватает времени в будни. Поход в церковь — это дополнительная и довольно мощная нагрузка, на которую нужны силы. А мне, порой, и цветы-то полить не хватает сил. И еще родственники часто планируют на воскресенье встречи, потому что по субботам часто работают. Отказывать?
Есть заповедь не работать в воскресенье — так не все же от меня зависит. А если на работе цейтнот, и по-другому не успеть к сроку? Подводить всех? Отказать я не могу.
Пост. Во-первых, если я не буду хорошо есть, я упаду (у меня и так-то обмрочные состояния не редкость, все нервы и усталость). Во-вторых, на работе нет возможности выбирать блюда (бизнес-ланч), можно носить с собой, но это дополнительный напряг по готовке, я и так стараюсь дома есть поменьше, чтобы подольше оставалось и пореже готовить. Т.е. это будет подвиг для меня, самый натуральный.
Вариант оставить работу я не приемлю. Вариант найти работу ближе — ищу, пока не нахожу. В перспективе вариант перебраться поближе к работе, но это нескоро.
И когда батюшка говорит на проповеди, что вот мол, надо ревностнее, надо каждые выходные, надо то-то и то-то, я думаю, вот интересно, насколько хорошо батюшка представляет себе жизнь современного прихожанина, живущего в большом городе, работающего и имеющего детей?
Даже если я пойду и покаюсь, я отдаю себе отчет, что не смогу особо что-либо поменять, не смогу найти в себе силы следовать всем канонам и правилам. Так что же делать? Не причащаться?
(Вопрос опубликован с согласия автора).
«Я на горку шла!..»
Как совместить несовместимое? Это что же такое у нас считается несовместимым? Ну, да! Гений и злодейство, если верить Пушкину, две вещи несовместные… Афины и Иерусалим, по глубокому убеждению Тертуллиана, тоже не имеют ничего общего. Светская и церковная жизнь? Ну, это, наверное, зависит от того, что считать светской жизнью.
Конечно, жизнь по принципу «утром — в храме, вечером – в баре» вряд ли можно назвать искренней и гармоничной. История несостоявшегося священства артиста Охлобыстина подтверждает эту несовместимость весьма убедительно. Но то, на что жалуется автор письма, это никакая не «светская жизнь». Это, скорее, какие-то «труды и дни» самой обыкновенной современной женщины, для которой вся «светскость», может быть, заключается в редком выборе товара по Интернет-каталогу да в каком-нибудь нечастом корпоративе.
Так хочется себя пожалеть… Апостол Петр, имевший не только жену, но и тещу, со знанием дела называл женщин «немощнейшим сосудом» (1 Петр. 3,7). Даже Настасья Марковна Петрова, замечательная женщина, в полной мере разделившая труды и подвиги своего великого супруга, иногда, по женской слабости, начинала гундосить: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?». На что получала невозмутимый ответ отнюдь не славящегося кротостью Аввакума: «Марковна, до самыя смерти…». Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петровичь, ино еще побредем».
Что-то похожее временами происходило в семье другого великого страдальца. Надежда Яковлевна Мандельштам, смертельно устав от безбытной жизни, недоуменно восклицала: ну почему же у нас все так плохо? На что Осип Эмильевич с мало присущей ему кротостью отвечал: «А с чего это ты, Наденька, взяла, что мы должны жить хорошо?».
Хорошо – в смысле комфортно и безбедно. Но ведь, «хорошо» — это еще и в ладу с собой и окружающими. В гармонии со своим миром, который начинается в собственном сердце и простирается, по меньшей мере, до границ своей семьи, а дальше – уж насколько получится, насколько сумеешь выстроить СВОЙ МИР, включая в него близких по духу людей и оберегая его от праздного люда. И как тут не вспомнить иронию Христа Спасителя: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16,26).
У Настасьи Марковны и Надежды Яковлевны при всех внешних бедствиях с внутренним миром было очень хорошо. По причине их великой любви и веры: у протопопицы — веры религиозной, а у жены поэта – скорее, веры в непреложность некоторых нравственных принципов. А вот у современной женщины наоборот. И не то беда, что не хватает времени на церковь, а то, что, как сама она признается, не хватает его на семью и друзей.
Но ведь семью и друзей не заменить никаким дорогостоящим комфортом. И зачем такая жизнь, которая продолжается как перманентный цейтнот и проходит в какой-то тотальной отстраненности от подлинной глубины и подлинной радости? Для кого, если не остается душевных сил для самых близких людей, — все эти транспортные страдания, изматывающая работа, неостановимый бег?
Во всем монологе звучит настойчивый мотив самооправдания. Не молюсь, потому что не хватает времени, не пощусь, потому что не хватает физических сил… Это с посудомоечной-то машиной, со стиральной машинкой – автоматом, когда дома детей не семеро по лавкам, а муж обедает, как правило, на работе – не хватает сил? Кто теперь помнит об очередях советского времени, когда, для того чтобы добыть кусок колбасы, не говоря уже об обуви и одежде, приходилось часами стоять в разных очередях! Автомобильных пробок, правда, тогда не было: но невозможно вспомнить без содрогания толпы измученных людей, штурмующих городские автобусы и пригородные электрички.
Про пост даже и говорить нечего! Сейчас при изобилии всевозможных полуфабрикатов (бросить в кастрюлю пакет с картофельными варениками – 10 минут!), овощей, фруктов, диковинных рыб, соусов впору беспокоиться, как бы не впасть в грех от чрезмерного увлечения вкуснейшей, хотя и канонически постной пищей.
За самооправданием в точном соответствии с законами православной аскетики маскируется самое обыкновенное себялюбие. Ах, если я не высплюсь в воскресенье, я упаду… Да не в шесть же часов утра начинается в вашем приходском храме обедня; в воскресный день — ну никак не раньше девяти, а то и в десять! А если еще не смотреть по телевизору всякую ерунду, не сидеть часами в Интернете и мобильный телефон не доводить до перегрева, то и для сна лишний час выкроить удастся.
Но и себялюбие тоже не возникает на пустом месте. Почвой для него чаще всего является маловерие. Именно поэтому погружение в церковную жизнь представляется чем-то необязательным, куда менее важным, чем прогулка с детьми или дополнительное образование для них. От встречи с родственниками в воскресный день отказаться никак нельзя, а вот воскресную обедню можно пропустить без всякого зазрения совести! Конечно, когда веришь в смутное «что-то там есть», а не в Живого Бога, «поход в церковь», как жалуется автор письма, может стать «дополнительной и довольно мощной нагрузкой». Но для миллионов людей богослужение, причем в особенной степени праздничное, самое продолжительное и многолюдное, — это никакая не нагрузка, а самый настоящий праздник, который совершенно реально укрепляет душевные и физические силы.
В школьную пору для моих сверстников самым злым пожеланием было: чтоб тебе всю жизнь смотреть седьмую серию «Пуччини»! — были тогда такие телесериалы. Православная литургия имеет очень четкую структуру, изменяемые моменты немногочисленны и не всегда заметны. Однако же эта бесконечная повторяемость ничуть не утомляет верующего человека, который, даже находясь на одре болезни, желает как можно быстрее оправиться, чтобы идти в храм!
Опыт показывает, что каждый человек, который начинает серьезно относиться к церковной жизни, очень скоро каким-то удивительным образом организовывает и жизнь повседневную: работу, домашние дела, воспитание детей. И в этом растяжении времени нет никакой мистики. Время не удлиняется, но правильно организовывается. Когда уходят мнимые ценности и замаскированная суетой праздность, его хватает и на богослужение, и на домашнюю молитву, и на необходимое житейское попечение, и, самое главное, на семью, на любовь и заботу о тех, ближе и любимее которых никого нет.
Следует помнить еще вот о чем: при наличии общего устава, например, о посте, установившегося молитвенного правила, которое печатается в «Молитвословах», каждый священник в силу самого священного сана имеет право » вязать и решить», то есть изменять устав в соответствии с личной ситуацией обратившегося к нему человека. Конечно, в идеале хорошо иметь духовника, который знает своего прихожанина, его семью, его жизнь, которому прихожанин доверяет руководство своей духовной жизни. Но даже если духовника нет, любой внимательный священник может разрешить изменить какие-то общепринятые правила, так чтобы пост и молитва не превратились в неудобоносимое бремя, но, оставаясь бременем – все-таки «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11,12) – доставляли радость и приводили человека к духовному совершенству.
Кстати, заповедь «не работать в воскресенье», в оригинале «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20,8),имеет к духовному усовершенствованию самое прямое отношение. Это только богоизбранный израильский народ простодушно понимает эту заповедь, как призыв к «dolce far niente», как абсолютный запрет на всякую деятельность, и в иных кварталах Иерусалима могут побить каменьями незадачливого автомобилиста, осмелившегося сесть на свою перевозку в субботу. Впрочем, наши боголюбивые соотечественники в отношении к этой ветхозаветной заповеди мало отличаются от самых ортодоксальных иудеев. Заменив субботу воскресеньем и присовокупив к нему остальные церковные праздники, многие православные искренне поверили, что всякая работа в праздник – это сугубый грех. «Водку пьянствовать и безобразия нарушать» — это, ничего, можно, а вот работать – это тяжкий грех!
В действительности, слово «святить», «освящать» вовсе не означает «оставлять в бездействии, в праздности». Освящать – означает возвышать, приподнимать над повседневностью, посвящать Богу. Следуя этой заводи Ветхого Завета, человек обязан определенную, достаточно большую (одна седьмая всей жизни!) – часть своего времени освобождать от житейского попечения, посвящать размышлению о состоянии своей души, давать правильную оценку своим поступкам и определять их истинную причину.
И если этот самоанализ станет привычным делом нашей жизни, то постепенно мы освободимся от присущей всякому человеку склонности к самооправданию и придем к осознанию своей глубокой духовной бедности, той самой духовной нищеты, с упоминания о которой начинается Нагорная проповедь.
Помнится, великая певица Лидия Андреевна Русланова исполняла песенку про то, как устала некая дама, поднимаясь на горку с решетом в руках. Рефреном этого незамысловатого произведения русского фольклора были слова: «Уморилась, уморилась, уморилась я!» Притомившаяся лирическая героиня той песенки, однако же, много чего успела сделать: напечь блинов, отобедать ими, поплясать и даже, несмотря на крайнюю усталость, выругать мужа!
Так что, не все безнадежно в нашей духовной жизни. Если хватает душевных сил и времени, чтобы выругать, если не мужа, так правительство, наверняка их хватит и на церковь! Нужно только захотеть. И поверить, что это и есть хлеб наш насущный…
Назад к списку
КЛИРИКУ УСПЕНСКОГО ХРАМА
ГОРОДА КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТОИЕРЕЮ МИХАИЛУ БЕЗРУКОВУ
Настоящим Вы на основании 25-го правила святых Апостолов за нарушение священнической присяги и недостойное поведение, исходя из церковной икономии, запрещаетесь в священнослужении без права преподания благословения, ношения наперсного креста и рясы сроком на 3 года и оставляетесь в штате Успенского храма города Красногорск Московской области для несения покаянных трудов в качестве псаломщика под надзором благочинного церквей Красногорского округа.
В случае, если Вы не принесете деятельного покаяния за свои грехи, то на основании вышеупомянутого правила и п. 1.2 «Положения о практике запрещения клириков в служении и почислении за штат», принятого Священным Синодом Русской Православной Церкви 22.03.2011 г., будет инициирован вопрос об извержении Вас из священного сана.
Прещение наложено на основании рапорта председателя Епархиальной дисциплинарной комиссии протоиерея Димитрия Мурзюкова от 22 августа 2018 года.
+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский