Содержание
- Бог знает, что для нас лучше-Узел в моем сердце был развязан
- Бог дал свободную волю человеку
- 3. Свободная воля (возможность выбора).
- Наказывает ли Бог за свободу?
- “И ты веришь такому Богу?”
- Почему мы читаем Писание, как детектив
- Через заповедь Бог придает свободе смысл
- Бог не играет нашими жизнями, но творит вместе с человеком
- Для подлинной любви необходимо то, что постичь невозможно
- Один грех одного человека тянет за собой десять
- Больше уже никогда не случится самое страшное
- Небесный дар свободы
- Поиск свободы во грехе
- Гнев Господень и либеральный Боженька
- Есть Божий Суд! И некоторых Он начинает судить при жизни.
- Исторический пример
- Евангельская свобода
- Как узнать волю Божью?
- Героизм праведников
- Спас, исповедал и причастил
- Бог знает, что — делает. Бог всегда ПОСТУПАЕТ – ПРАВИЛЬНО и справедливо.
- Божьи подсказки. Бог делает все, чтобы вы были счастливыми!
- Бог видит всё | Исаии 41:10
Бог знает, что для нас лучше-Узел в моем сердце был развязан
Я родился в сельской местности. Дочь моего соседа Дамей родилась в том же году, что и я. Мы с детства играли вместе учились в одном классе до окончания средней школы. Можно сказать, что мы были возлюбленными в детстве. В то время я думал: «Я женюсь на Дамей, когда вырасту».
В 1990-е годы люди стремились к свободе брака. Когда мы достигли брачного возраста, , позволяющего жениться, я выразил свою любовь Дамей, и она приняла мое предложение. Однако, все хорошее когда-нибудь кончается. Однажды она сказала мне: «Мой отец узнал, что мы встречаемся. Он приказал мне расстаться с тобой. Он сказал, что наши семьи живут слишком близко, и ты слишком маленький, и наши родственники нас засмеют, если мы выйдем вместе». Эти слова поразили мое сердце как кинжал, и я горько возненавидел ее отца. Позже, из-за сильной вражды с ее отцом, нам пришлось расстаться. После этого я был вне себя весь день и не мог работать, а иногда выпивал, чтобы забыть все это. Увидев это, один из моих друзей успокаивал меня: «Успокойся. Не сходи с ума из-за нее. Я познакомлю тебя с другой девушкой позже». Однако, эти слова меня не успокоили, а я продолжить думать о ней. В разгар этой боли я закричал в сердцах: «Мы росли вместе с детства, и мы любим друг друга. Почему мы не можем быть вместе? Почему? Почему так?»
Спустя некоторое время, мой друг действительно познакомил меня с девушкой (моей настоящей женой). Мы поженились, также, как и Дамей. После свадьбы я посмотрел на свою жену сверху вниз, потому что она была замкнута, и была менее способна к работе чем Дамей, и была не так умна, как Дамей, имея дело с людьми или разными ситуациями. Мы часто ссорились друг с другом, и даже хотели развестись несколько раз, но это никогда не получалось, либо потому что клерк не был на месте в этот день, либо потому что у этого клерка не было времени разбираться с нами. Через год у нас родился ребенок, но я так и не мог забыть Дамей. Обычно я бы скорее работал один, чем со своей женой. Когда я не был занят, мои мысли занимали романтические воспоминания о том, как мы были вместе с Дамей, смеялись и болтали.
Впоследствии, мы оба, я и моя жена, приняли Божью работу в последние дни. Мы часто читаем слова Божьи вместе и обсуждаем наше понимание правды, что помогает мне быть в особенно радостном расположении духа. Однажды мы прочитали отрывок из слова Божьего: «И хотя у каждого есть свои идеи и личная позиция в отношении брака, никто не может предвидеть, кто в конечном счете станет его второй половиной, и его личные представления не имеют большого значения. Встретив понравившегося тебе человека, ты можешь попытаться добиться его расположения; но то, заинтересуется ли он или она тобой, сможет ли он или она стать твоим партнером, решать не тебе. Объект твоих симпатий вовсе не обязательно станет тем, с кем ты разделишь свою жизнь; и в то же время тот, о котором ты бы никогда не подумал, спокойно входит в твою жизнь и становится главным элементом твоей судьбы, твоей второй половиной, с которой неразрывно связана твоя судьба. … Независимо от того, что приносит брак – счастье или боль, – миссия каждого человека в браке предопределена Создателем и не изменится; каждый должен ее выполнить. Личная судьба человека, лежащая в основе каждого брака, неизменна; она определена Создателем задолго до этого».
Прочитав эти слова я почувствовал облегчение в сердце, и узел, затягивающийся в моем сердце на протяжении многих лет, наконец был развязан. Я понял, что власть Божья и Его деяния стали причиной, по которой я не женился на Дамей. Я подумал, что наша свадьба с Дамей, к которой мы сами не были готовы, была просто вопросом времени, и нас никто не мог разлучить.Неожиданно, ее отец просто не был согласен, и он скорее переломал бы ей ноги, чем позволил выйти за меня замуж. Не имея возможности проследить эту ситуацию в прошлом, я размышлял о ней и даже ненавидел отца Дамей за то, что он так грубо разлучил нас. Теперь я понял, что брак любого человека в руках Божьих. Кто будет нашей второй половинкой, не зависит от нашего выбора. Напротив, это все во власти Божьей и его расположенности.
Видя, что сегодня все члены моей семьи вернулись к Богу, я понял, что брак, предопределенный Богом – лучший. Несмотря на то, что моя жена замкнута и не так хороша в общении, она добросердечна, терпелива и терпима, и у нас счастливая семья. Самое важное, что мы разделяем одни и те же цели и задачи и вместе идем по правильному пути, что является величайшей любовью Бога к нам. Моя жена несколько раз проповедовала Евангелие Дамей, но она выказывала недоверие к вере в Бога и совсем не слышала голоса Божьего. Она просто отказалась принять Евангелие. Я думаю, что если бы я женился на Дамей, то не был бы счастлив, потому что она могла бы даже помешать мне на моем пути к вере в Бога, так как не разделяет ту же веру, что и я. После прочтения слова Божьего, моя жена сказала мне: «Спасибо большое Богу за Его деяния. Видишь, вся наша семья теперь верит в Бога. Как мы счастливы!». «Да!» -, ответил я. Это любовь Божья. Только то, что делает Бог, лучше для нас.
Жанг Ксиаогуанг
По отношению распространения⬇⬇⬇
1.2. Где в мозге свобода? Вопрос к психологии личности
какова должна быть психика свободного агента; только зная на него ответ, можно будет сказать, каков физиологический базис этих психических функций. К примеру, если мы скажем, что основой свободы является способность к самоконтролю, нас будут интересовать одни структуры, а если обратимся к способности гибко реагировать на рациональные доводы — несколько другие. Легко представить себе человека с отличным самоконтролем, но в высшей степени упрямого, не способного реагировать на самые разумные доводы. Таким образом,
прежде чем физиологи смогут «ткнуть пальцем» в мозг и показать свободу, требуется сказать им, коррелят какой именно психической функции нас интересует.
а почему мы вообще предпочитаем эту сугубо рационалистическую норму ровно противоположенной в качестве нормы свободы? Почему свобода — не полное отсутствие
самоконтроля, игнорирование всяких доводов против действия, примат аффективного над рациональным? Ответа здесь не будет, так как сама проблема находится в «слепом пятне» психологов от компатибилизма. Этой подслеповатости в отношении своих основ не избежала
и теория Джона Фишера. Почему способность реагировать на рациональные доводы вообще имеет какое-то отношение к свободе? Почему, напротив, бунтарь, охваченный иррациональными аффектами, не реагирующий на доводы «разумных людей», менее свободен, почему он менее ответственен? Совсем не трудно сконструировать мысленный эксперимент, в котором совершенно не отзывчивый к доводам механизм принятия решений интуитивно не снимет ответственности с его хозяина.
2. Либертарианство
Если читатель считает, что свобода воли несовместима с каузальным детерминизмом, он мог бы записаться в лагерь инкомпатибилистов. Однако здесь необходимо уточнение, поскольку существуют два принципиально различных варианта инкомпатибилизма: либертарианство и жесткий инкомпатибилизм.
Либертарианская позиция заключается в принятии трех тезисов:
1. Свобода воли несовместима с детерминизмом.
2. Свобода воли совместима с индетерминизмом.
3. У людей есть свобода воли.
Иногда третий тезис опускается, но это не совсем точно, так как по крайней мере один сторонник жесткого инкомпатибилизма, Дерк Перебум19, допускает, что свобода воли совместима с индетерминизмом, но утверждает, что мы, скорее всего, не обладаем такой свободой. Таким образом, либертарианцы полагают, что в мире имеет место индетерминизм, а люди обладают
свободой.
2.1. Агенты субстанции в мире стандартной модели
Традиционное либертарианство связано с представлением о субстанциальном агенте, который, не будучи чем-либо детерминирован, начинает причинные ряды—производит свободное действие.
Задача натуралистических теорий субстанционального агента — вписать этого агента в современную естественно-научную картину мира. Обычно для этого приспосабливают квазидуалистическую метафизику с эмерджентными свойствами. Основная идея здесь в том, что сложные физические системы (вроде мозга) могут иметь высокоуровневые свойства (вроде агента), обладающие каузальной силой производить события, не будучи к этому детерминированными более элементарным уровнем организации, на основе которого они и возникают.
Если физика дает фундаментальное, подлежащее всем остальным схемам представление о действительности, никаких субстанций агентов, независимых от причинной связи событий, быть не может. Если же мы хотим использовать метафизику с субстанциями, не стоит записываться в лагерь натуралистов. Однако и у субстанциальных дуалистов со времен Декарта дело
обстоит не лучшим образом. Трудно связать субстанцию мышления и субстанцию протяжения. Если мы бестелесные агенты, как управлять протяженным телом из плоти и крови? Почему ум
соединен именно с этим, а не с каким-либо другим телом? «Где» происходит сопряжение? Однако здесь мы входим на территорию психофизической проблемы, что не очень желательно ввиду того, что здесь имеет место еще более обширная дискуссия.
2.2. Новое либертарианство — индетерминистическая каузальность в мире событий
Свежий глоток воздуха в либертарианство принес Роберт Кейн.
Теория «изначальной ответственности» (ultimate responsibility) использует метафизику индетерминистической каузальности в событийной онтологии, то есть описывает мир, состоящий из событий, причем некоторые из событий в таком мире не детерминированы предшествующими событиями, хотя связаны с ними причинными отношениями. Такая связь может быть интерпретирована в терминах теории вероятностей. Детерминистическая
связь между причиной и действием равна единице, индетерминистическая — меньше единицы. Событие-причина может произвести другое событие (действие), а может и не произвести — ничто не обусловливает этого с необходимостью. В рамках подобной метафизики мир не имеет единственно возможного будущего, напротив, возможны разные варианты развития событий, и ничто в прошлом или настоящем не может с необходимостью детерминировать ни один из них. Когда проблема свободы воли проходит сквозь эту призму, получается нечто весьма нетривиальное. При этом стоит отметить, что теория Кейна не сводится к популярной психологии, как это порой бывает свойственно современному компатибилизму. Психологическая часть, скорее, наращивает «мясо» на метафизическую часть каузального
индетерминизма.
В психологической части своей теории Кейн описывает, каким образом происходят свободные, не детерминированные прошлым поступки, которые формируют наш характер и влияют
на будущее поведение. Такие поступки имеют место в ситуации трудного выбора, когда агент хочет достичь двух несовместимых целей. Мотивы в пользу каждой из целей достаточно сильны, чтобы возник внутренний конфликт. В человеке как бы образуются две воли, каждая направлена в сторону желаемой этой волей цели. В борьбе этих воль есть реальный индетерминизм, поскольку прошлое не детерминирует победу одной из них. Однако какая бы из них ни победила, какая бы из альтернатив ни реализовалась, она будет связана с соответствующими мотивами агента, которые и составляли содержание «победившей» воли. Принимая такие трудные решения, человек формирует свой характер и поэтому может нести ответственность, в том числе за те действия, которые прямо проистекали из сформированного предыдущими решениями характера (в терминах Кейна «воли»), но сами не предварялись выбором. Когда угонщик ворует трехсотую машину, не терзаясь вопросами о моральном значении своего поступка, он все же несет за него ответственность, поскольку в прошлом в результате морального выбора предпочел угнать свою первую, или вторую, или третью машину. Кейн также полагает, что его теория может иметь вполне конкретный физиологический
базис в функционировании головного мозга. Каждая из двух воль будет соответствовать коалиции нейронов, а их «борьба», неопределенность в сознании агента, — физическому индетерминизму в мозге. Таким образом, свобода на уровне психологии связывается со вполне физическими процессами, доступными внешнему наблюдателю. Либертарианство оказывается совместимо с натуралистической картиной мира.
ПРОМЫСЛ БОЖИЙ НЕСОВМЕСТИМ СО СВОБОДОЙ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА.
Для того, чтобы понять, что это не так, напомню определение промысла и свободы.
Подробное определение промысла есть в Пространном христианском катехизисе святителя Филарета Московского: Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям.
А, вот, понимание свободы у разных народов отличается. У большинства славянских народов свобода этимологически означает принадлежность к своему роду и родственно слову слобода. Оно состоит из 3-х частей сво-бо-да (своё Богу дам). Близкое значение свобода имеет у греков ελ-ευ-θε-ρια (в благо Богу посвящённость).
У латинских народов (liberty, frei, freedom и т.д.), у евреев (fre), украинцев (вольность), китайцев (цзы-ю) и японцев (дзи-ю-дзу) значение этого слова совершенно иное. Свобода у них означает право на исполнение любых желаний, вольность, произвол, независимость, автономность и т.п.
Отсюда, как мне кажется, и возникли два противоположных понимания свободы, которые присутствуют у разных авторов:
1. Свобода, понимаемая как освобождение от рабства греха и соединение с Богом (православное понимание).
2. Свобода – понимаемая как своеволие, право на самостоятельность, право на решение, право на независимость, автономность (западное, либеральное понимание).
Первое определение свободы означает воссоединение с Богом, что полностью соответствует Его Промыслу. Напомню, что дело искупления было делом освобождения — не потому, что в мире упразднялся грех, а потому, что уничтожалась власть этого греха и была восстановлена возможность соединения человека с Богом. А тем самым восстановлена и свобода. Поэтому в слове Божием говорится: «…стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1).
А вот со вторым определением свободы, на первый взгляд, не всё так просто – если всё предопределено Богом, то где же свобода моей воли (моя независимость, самостоятельность и т.п.)?
Ответ здесь такой – никакой фатальности или предопределённости нет. Человек свободен в принятии решения, но это не означает, что он равен Богу. Человек свободно принимает решение, и оно может противоречить воле Бога, но результат определяет Бог. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Следует иметь в виду, что выбор дел находится в нашей власти, исход же их зависит от Бога». Таким образом, и здесь нет противоречия свободы и Промысла. Человек свободен в своём выборе и, поэтому, он несёт за него ответственность.
Это удобно пояснить на примере законов физического мира, установленных Богом. Может ли человек на какое-то время устранить притяжение Земли в отношении себя или спутника? Да, может (уравновесив его притяжением других планет, например). Может ли он отменить закон всемирного тяготения и воздействие гравитации? Нет. Предопределяет ли наличие гравитации свободу его выбора? Нет. Направляет ли она выбор решений человека? Да, безусловно.
То же самое справедливо и по отношению к законам духовного мира. Они существуют объективно и помогают нам сделать правильный выбор (по совести). Но они его нам не навязывают. Как поётся в одной песне – есть ли на свете Родина, каждый решает сам.
Наилучший результат получается, когда свобода воли человека совпадает с волей Бога и получается синергия. Применительно к физическому миру это означает, что человек не противоречит законам и силам природы, а использует их.
Это справедливо и по отношению ко всему бытию человека. Об этом хорошо говорит святой Иоанн Тобольский: “Никакое старание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощь Божия без человеческого желания (воли) не принесет пользы: примеры тому видим в Петре и Иуде. Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши все на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно: от всего, что может вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждает нас и помогает нам”.
В заключение хочу сказать, что человек свободен тогда, когда он с радостью исполняет волю Божию — такой человек, прежде всего, ищет Царствия Божия, и тогда все остальное ему дается.
Одно небольшое добавление. Первоначально и у латинян, евреев и других народов свобода означала принадлежность к определённой социальной или этнической группе людей (рождённый свободным — а не рабом). Вспомните, что сказали фарисеи Христу — Мы дети Авраама и рабами никогда не были (не рабы, т.е. свободные — потому, что принадлежим к роду Авраама). Позднее под влиянием «либерализма» (а проще говоря, сатанизма) слово свобода изменило знак. Вместо принадлежности к чему-то оно стало означать независимость от чего-либо.
Доклад М.А Коняхина
Бог дал свободную волю человеку
3. Свободная воля (возможность выбора).
И третье величайшее качество, которым наделил Бог человека — это свобода выбора. Как мы говорили выше, весь мир Бог создал подчиняющимся Его законам, законам природы, по которым все существует. А человека Бог создал со свободной волей, со способностью выбирать, принимать личное решение.
К примеру, животные в своем поведении руководствуются инстинктами. Их выбор склоняется к тому, какой инстинкт в них преобладает. То ли инстинкт голода, то ли инстинкт страха. То ли инстинкт привязанности, то ли инстинкт самозащиты. Человек тоже имеет инстинкты. Но человек имеет способность делать независимый выбор, который может противоречить инстинкту. Выбор, основывающийся на свободной воле, личном решении. Голодный волк не будет думать о том, что это безнравственно съесть своего ближнего зайчишку,- в нем действует инстинкт. И инстинкт голода можно остановить только другим инстинктом, к примеру, инстинктом страха, если вместо бедного зайчишки он вдруг увидит охотника с ружьем. А человек может остановить свой инстинкт, просто руководствуясь личным убеждением, личным решением.
Поэтому за человеком всегда остается право выбора, как поступить, что сделать. Даже Бог никогда не принимает решения вместо человека. Бог только говорит ему, как нужно правильно жить, но право выбора всегда остается за самим человеком: то ли послушаться Бога, то ли нет. Человек сам делает свой собственный выбор и поэтому он сам ответственен за свои поступки и за их последствия. Это часть Божьего образа, вложенного в него Создателем.
Дальше мы читаем повествование Библии так:
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:8-9,16-17)
Бог не только создал человека совершенным, но Он также окружил его райскими условиями. Лучшей жизни просто невозможно было бы себе представить. Однако было одно но. Это, так называемое, дерево познания добра и зла, плодов которого нельзя было есть. Но зачем же Бог вообще создал это дерево и потом запретил им пользоваться?
На самом деле Бог таким образом предоставил человеку возможность выбора: то ли послушаться Бога, и жить счастливой совершенной жизнью, то ли не послушаться и поступить вопреки Богу, отказавшись от Него.
И что же?
Конечно, человек был достаточно разумен для того, чтобы не делать глупостей и не портить самому себе жизнь, поэтому он долгое время слушал Бога и продолжал жить счастливо.
Но затем…
Читать дальше:
Наказывает ли Бог за свободу?
“И ты веришь такому Богу?”
Некоторые высказывания или цитаты из Библии могут выбить верующего человека из колеи, потому что они подрывают внутренние основы наших отношений с Творцом, такие, на которых все и держится. Увидишь или услышишь что-нибудь неожиданно и «зашатаешься», а сердце начинают терзать сомнения. Конечно, мы хотим, чтобы Бог любил нас, был справедлив, но и милосерден, заботился о нас и помогал, когда тяжело.
Но вдруг появляется некто и говорит: ты посмотри, все совсем не так, что далеко ходить, вот в Библии же написано иначе, наглядно видно, что Он совсем не такой, жестокий на самом деле и не понимает, что делает. Похоже на слова змея в третьей главе книги Бытия: «…но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши…» (Быт.3:5).
То есть змей представляет дело так, будто бы Бог от прародителей что-то скрывает и замыслил нечто за их спиной, то, о чем они и не подозревали, что Создатель угрожает наказанием, чтобы скрыть возможности, и замысел Его неясен и покрыт туманом. Говорит одно, а думает другое. И сразу хочется пойти такому Богу наперекор.
Как и в той цитате, которая приведена в начале, смысл таков: “Смотрите, такой прекрасный дар от Бога – свобода, можно жить, радоваться и делать, что хочешь, и вдруг потом, неизвестно почему, наказание за нее, смерть и боль, неожиданно и внезапно. Только что я наслаждался и был счастлив, но тут, какая подлость, потоп пришел”. Напрашивается вопрос: «И ты веришь такому Богу?”
Почему мы читаем Писание, как детектив
На самом деле такие представления возникают у людей сначала от личной обиды на Бога, потому что нечто в их жизни пошло не так, как им бы хотелось, но смысла этих событий они не поняли. Но еще и оттого, что Священное Писание читается невнимательно и поверхностно. Так, глазами пробежать, словно детектив какой-то. Но исследовать текст стоит очень вдумчиво, поскольку в Библии важно каждое слово. Там все на своем месте и выражено предельно точно.
Нигде в Священном Писании не сказано, что Бог наделяет свое разумное и, более того, имеющее бессмертную душу творение, такой свободой, которая делает это дивное существо – человека — подобным беспечному гуляке с наследством: пил, ел, танцевал, сам не заметил, как деньги кончились, и оказался на улице. Да еще Бог оказался виноват.
Но подумаем, ведь такие ситуации в жизни возникают не столько из-за «добрых» родственников или самой свободы, сколько из-за невнимательного отношения к ней и пренебрежения другими свойствами личности, например такими, как воля и интеллект. А также от отсутствия в поле зрения человека верного направления.
Через заповедь Бог придает свободе смысл
Бог не делает из свободы игрушку, в которую, “если будешь не по-Моему играть, накажу”. Он творит человека и поселяет его в саду Едемском, «…чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). У «венца творения» изначально есть назначение и цель, к которой он должен двигаться. Возделывать – значит развивать, улучшать и преображать, а хранить – значит заботиться, не оставлять без присмотра и не запускать.
Затем дается заповедь – беспрепятственно пользоваться тем, что дано – «…от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт. 2:16), но при этом помнить о воле Творца, которая очень важна в этом мире – «…от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17). Это не диктатура, как можно подумать, не прихоть Создателя, но необходимая составляющая отношений, в основе которых не превосходство Бога, но совместное действование – синергия, при которой в памяти человека все время должен находиться Тот, с кем он нерушимо связан.
Все существование человека пронизывает присутствие неизреченного, бесконечно благого и невыразимо прекрасного Бога, и это понимание необходимо содержать внутри, как память о ком-то любимом и близком, и как память о Владыке. Заповедь «не есть от древа» говорит человеку о том, что он живет в мире Бога, и направляет его мысль к тому, чтобы свои действия соотносить с Его святой волей. Это необходимо, поскольку есть и еще кое-что, самое главное во взаимодействии творения и Творца.
Мы не можем просто так взять и вынести на помойку детские фотографии матери, с которой живем в одной квартире, или сломать деревянный корабль сына, который он несколько месяцев мастерил. Мы помним, что есть люди, которые нам дороги, что есть вещи, которые важны для них, и соотносим свою волю с волей наших близких, для того чтобы сохранить самое важное. Любовь. Иначе и отношения нельзя так назвать. Иначе нет живой связи. Если не принимаешь во внимание другую личность, а живешь только собой. Поэтому Бог, через заповедь, придает свободе смысл.
Бог не играет нашими жизнями, но творит вместе с человеком
Нарушение заповеди предполагает последствия: «…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Если хочешь любить, то должно быть не только взаимопонимание и согласие по умолчанию, но и ответственность за то, что ты выбираешь.
Ты помнишь обо мне? Да. Почему же тогда живешь так, словно не замечаешь? Не получится быть с кем-то и при этом делать только что-то свое, отдельное, игнорируя того, кто рядом. А Господь всегда с нами. Поэтому с самого начала свобода, данная Богом, предполагает ответственность, поскольку все, что будет делать человек, предельно глубоко осмысленно и весьма тонко задумано Творцом.
Полученный человеком дар – свобода воли, предполагает широкие и богатые возможности, оттенки и сочетания смыслов, но вовсе не сводится к тому, чтобы только развлекаться, кружиться, наслаждаться, а потом неожиданно получать за это по башке, когда соседей музыка замучила и они вызывают полицию. Это совершенно примитивный взгляд.
Бог не играет нашими жизнями, но творит вместе с человеком. Он приводит к человеку созданных Им животных, чтобы, «…как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19). В этом действии Творца выражен Его замысел о видимом мире: “Продолжай то, что Я начал, не потому что Я не могу это сделать Сам, но потому что Я люблю тебя и хочу, чтобы твоя жизнь была осмысленна и устремлена вперед”.
Для подлинной любви необходимо то, что постичь невозможно
Но неужели все дело только в том, чтобы прибавить к свободе ответственность, которую не очень хочется нам, современным людям, иметь на плечах, задать вектор и цель, пусть даже творить вместе с Богом, развиваться? Допустим, даже я понял, что должна быть любовь между людьми и Творцом, хорошо — но какая именно? Просто «ты мне – я тебе»? Или «мы вместе», и все – этого достаточно? Делай, как я говорю, делай вместе со мной, и ничего страшного не случится?
Создатель идет еще дальше. Он являет Свою волю о древе познания не только для того, чтобы человек в уме своем все время предстоял перед Ним. Не только для того, чтобы люди отвечали за то, что делают, и видели перспективы, которые открывает тот или иной выбор. Не только это. Господь дает людям потенциальную возможность познать тайну не просто взаимной любви как таковой, но любви жертвенной, которая одна только и является истинной любовью.
Для этого на внутренний жертвенник, перед Богом, мы приносим нашу личную волю и оставляем ее, мы совершаем акт самоотречения, добровольно делаем тесным наш путь, и в смирении находим то, что за гранью разумного и логически правильного — нам открывается иррациональный смысл любви, для которой недостаточно одного лишь человеческого сознания.
Для подлинной любви необходимо нечто такое, что и постичь невозможно. И Бог это нам открывает — мы прикасаемся к Личности Творца, которая за гранью восприятия. Через жертву, которую приносим, избирая не свое: «вожделенное и приятное для глаз», не то, что легко, но то, что трудно: «не ешь от него». Да будет воля Твоя.
Но если любовь такова, то тогда я не хочу, не могу любить… Почему это так больно? Потому что эта любовь — настоящая.
Один грех одного человека тянет за собой десять
К сожалению, человек выбирает иное. Дьявол соблазняет Адама и Еву, и закономерно наступают последствия. Тела людей теперь разрушаются и умирают. Или Бог не предупреждал? «…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17).
Он в этом случае никого не топит, как беспомощных и слабых созданий, но, не найдя покаяния в совершивших преступление, отправляет их в изгнание, поскольку положение дел может стать намного тяжелее, чем мы себе представляем: поврежденный грехом человек вкусит от Древа Жизни и останется бессмертным, но в искаженном, падшем состоянии – «…и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22). Страшная участь, от которой, по милости Божией, мы избавлены.
Дальше, по правде, все равно людям становится очень трудно жить, но происходит все это не сразу и не вдруг. Каин убивает Авеля, отправляется в изгнание, и возникает целая ветвь его потомков, которая повреждена грехом еще больше, чем другие люди. Один грех одного человека тянет за собой десять, а потом еще тысячу и еще миллион. В результате мы приходим к критической точке – «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).
Таким было состояние людей тогда, когда на земле жил Ной. Единственный, кто оказался праведен перед Творцом. Остальные же отклонились от своего предназначения и любви Божией не просто очень далеко, но совершенно потеряли правильную дорогу, даже и не думали вернуться на нее, все заполнила собою жизнь ради греха.
Больше уже никогда не случится самое страшное
И только теперь пришло время потопа. Который мы воспринимаем так: будто Бог, чрезвычайно жестокий и страшный, несправедливо мстит человеку, Ему словно нравится наказывать и карать, мучить и лишать жизни. И вот Он приступает к тому, чем привык заниматься. А мы должны трястись от страха и охваченные ужасом падать ниц, но нас и не подумают прощать. Громы и молнии неизбежны.
Однако здесь все сложнее. В критический момент, когда последствия грехопадения могут стать необратимыми, Бог своим промыслительным действием изменяет ход человеческой истории и направляет ее от погибели ко спасению. Он положил предел царству греха, которое строили люди, утратившие подлинный смысл своего существования, навел на землю потоп и дал ей новую жизнь. Чтобы в дальнейшем от Ноя и его сыновей Сима, Хама и Иафета произошли праведники, способные служить Богу и вести людей к Нему.
Больше уже никогда не случится самое страшное, критический этап человечеством пройден, и оно, несмотря на множество испытаний и падений, не будет целиком предано беззакониям. Зло не победит в этом мире, о чем свидетельствует знамение завета между Богом, Ноем и его сыновьями: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт.9:13). О бесконечной милости, победе добра и Божией правды говорит она людям.
Насколько мы свободны перед Богом? Каким видят Бога либералы? Существуют ли границы свободы соответственно Библии? Как узнать волю Божью о человеке?
Небесный дар свободы
Святые Отцы Церкви называют свободу одним из важнейших качеств образа Божия в человеке. Поскольку сам Творец свободен и независим, и человеку Он дал умение творить и менять мир. Когда человек действует в унисон с Богом, то является соучастником в беспредельности Его творчества.
Но почему всесильный Демиург не стал превращать нас в марионеток?
Только свободный разум способен сделать выбор между добром и злом. И Бог хотел, чтобы мы возлюбили Его и всё доброе без принуждения. Он предлагает нам свою благодать, мы можем уловить её, принять в душу Божественную энергию, стать чище, мудрее, совершенней.
Бог мог бы вернуть Адама и Еву в состояние до грехопадения, стереть им память о дурном поступке. Но не поступил так, потому что уважал свободу их выбора.
«Если бы Сам Господь, если бы и сатана, брали во власть свою насильно, то человек не был бы для себя виновником того, что впадает он в геенну, или получает Царство», поясняет прп. Макарий Египетский.
Поиск свободы во грехе
В прошлые столетия многие искали свободу в благотворительности, в монашеском житии, в юродстве ради Христа, молодые дворяне уезжали в глушь, чтобы учить детей простонародья и видели свободу в жертвенности.
Трендом нашего времени является поиск свободы во грехе. Переступая границы морали, люди ощущают ложную полноту жизни. На деле всё глубже забредая в болото.
— Свободу ищут в блуде. Изменяют направо и налево; занимаются извращениями; соблазняют детей; разводятся, спасаясь от обязательств.
— Свободу ищут в убийстве. Едут на чужую войну, чтобы убивать из спортивного интереса, а не из убеждений.
— Свободу ищут в абортах. Считают, что освободились от финансовых и прочих проблем, вовремя прикончив младенца в утробе.
— Свободу ищут в издевательствах. Травят в интернете тех, кто не нравится: из-замировоззрения, из-за внешности и других аспектов.
Дома бьют жён и детей, родителей-пенсионеров. Мучают беззащитных животных.
И это ещё не все прелести «свободного мира».
«В веке несовершенном нет совершенной свободы», говорит прп. Исаак Сирин.
Одна из публикаций Русской службы BBC рассказывает о том, что в моду вошла полиамория, когда человек живёт с двумя-тремя партнёрами, которые не считают это изменой. Помилуйте, что в этом нового? Только термин. А на деле свальный грех, которым занимались отбросы общества во все времена. Двое бомжей с бомжихой под платформой у вокзала — разве не то же самое?
Разумеется, разгул страстей не прибавляет счастья никому. Кратковременное ликование падшего рано или поздно оборачивается проблемами. Но общее настроение распущенности рекламируется прессой, разжигается в Интернете. Цензура по большей части бдит за оппозицией, зато совращение малых сих её не очень волнует. На днях видела в Контакте аккаунт сутенёра, предлагавшего детей пяти лет! Почему его ещё не вычислили по ай-пи, как вычисляют неугодных блоггеров?
Гнев Господень и либеральный Боженька
Стоит задаться вопросом: готов ли Бог терпеть все наши «свободы» и есть ли у них границы? В православной прессе тоже новый тренд: либеральный Боженька. Он, по словам некоторых современных священников, готов стерпеть любые прегрешения, потому что Он есть Любовь. Если Любовь, то при таком Боге можно жить как попало —естественный вывод обывателя. Либеральный Боженька удобен для ищущих свободу во грехе.
— Нельзя пугать детей, что Бог накажет! — Вопиют новые властители умов. — Бог это воплощённое всепрощение! Он не наказывает, мы сами наказываем себя, а Он только попускает.
Конечно, бывает, что человек сам наказывает себя. Например, из-за блуда заражается СПИДом. Попущение, значит, безразличие Бога к грешнику, на которого просто махнули рукой: живи, как знаешь, погибшая душа!
Но как насчёт камней и серы, которые обрушились на головы жителей Содома и Гоморры? Это непохоже на попущение, это чистый гнев Господень. Это продуманное наказание. Стирание скверны с лица Земли.
Есть Божий Суд! И некоторых Он начинает судить при жизни.
Но происходит адаптация религии под нужды большинства — удобный Бог, который якобы с распростёртыми объятиями примет любую мразь, а священник-модернист отпустит грехи без епитимии. И главное — для этого не нужно усилий, только забежать в церковь раз в месяц и поставить пару свечек.
Но вспомним, что Бог дал миру свой Закон — 10 заповедей. Нарушая законы в своей стране, человек несёт наказание. Почему же мы думаем, что Бог в своём государстве — Вселенной, не накажет преступивших его Закон?
Исторический пример
В августе Церковь вспоминала Илию Пророка. Я изучала его Житие и нашла там хороший пример о свободе выбора. Как известно, Илие пришлось состязаться с волхвами на горе Кармил. Они просили Ваала сойти огнём и принять жертву. И пророк Илия просил Господа принять его жертву. Жрецы проиграли. Огонь свыше сошёл на жертву Илии. Тогда народ пал ниц, признал единого Бога истинным, переловил волхвов и Илия лично заколол их. В Библии упоминались 450 волхвов Вааловых и 450 дубравных. Итого 900 человек. Но некоторые считают, что всё же 450. А теперь подумаем:
Иилия Пророк карает жрецов Ваала
— Была ли у волхвов свобода выбора верить в Бога Единого или в Ваала? Да. Но волхвы выбрали Ваала.
— Постигла их кара от Илии? Да. И Бог не наказал Илию за массовую казнь.
Гибель волхвов была угодна Ему.
— Была ли свобода выбора у Илии? Разумеется. Он выбрал Бога и стал святым.
Волхвы за свой выбор были заколоты, а Илья вознесён живым на небо.
Значит, Бог уважает свободу выбора до определённой границы — до того, как она превращается в надругательство над его Законом.
Прп. Варсануфий Великий говорил: «Хороша свобода, соединенная со страхом Божиим».
Сегодняшняя карамельная трактовка религии сводит всё к доброте Христа, который никого не карал. Но в Ветхом Завете — Бог Саваоф проявление той же Троицы, Отец Иисуса. И Его грозная ипостась никуда не делась, судя по множеству катастроф и катаклизмов, которые почти каждый месяц обрушиваются на разные страны.
Евангельская свобода
В Евангелии сказано: «Вы познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». Истина это Христос, его отношение к людям и миру. Она освобождает от греха. Выводит человека из состояния духовного рабства у собственных страстей. Пока этого не произошло, мы пленники сластолюбия, тщеславия, памятозлобия и прочих недостойных чувств, из-за которых терзаемся, враждуем с ближними, теряем здоровье. Бренная плоть – наш диктатор.
рабы греха
Это пагубное состояние живописал апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7:15, 19, 23).
Пленник греха — противоположность раба Божьего, следующего вышней воле. Но определение человека как Божьего раба раздражает многих и не всегда приятно даже верующим.
— Мы дети богов. Мой бог меня рабом не называл. — Любят заявлять язычники.
Не будем обманываться, все мы — рабы Божьи, даже если этого не желаем. Так устроен мир, где Бог всесилен, а человек — слаб. Бог может устроить вселенский потоп, а человек тонет в ванне. Тоже мне, «дитя богов»…
И даже имя большинства людей будет забыто после их смерти. Библия даёт честное определение статуса человека относительно статуса Творца.
В то же время Богу не нужно, чтобы мы для него пахали, рыбачили или строили. Не он отправляет людей в урановые рудники или держит в тюрьмах. Ему нужен от нас духовный труд и верность. Даже это в наших интересах, поскольку делает жизнь гармоничной. И в духовном труде он не требует от каждого монашеского аскетизма. Достаточно не убивать, не красть, не прелюбодействовать, чтить своих родителей.
Так, в цивилизованном государстве человек свободен, но его действия должны быть в рамках установленного законодательства.
Как узнать волю Божью?
— Чего ждёт Бог от каждого человека, кроме исполнения заповедей?
Кому-то Он уготовил обычную жизнь, кому-то особый путь. Иногда верующие люди пытаются узнать, в чём заключается воля Божья относительно их жизни. И по молитвам им даётся знак, наитие. Порой он не сочетается с личным выбором человека, но если последовать Божьей воле, а не своему хотению, в жизнь может прийти чудо.
Некоторые отправляются с вопросами к монастырским старцам, считая их истиной в последней инстанции. Что не всегда правильно, если вспомнить о таком явлении, как «младостарчество».
Преподобный Авва Дорофей размышлял так:
«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».
Тем, кто всё же решился испросить совета у старца, авва Исайя предлагает читать такую молитву: «Боже, сотвори со мною милость, и что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне». Таким образом устами старца ответит Бог.
Протоиерей Алексей Уминский считает, что для познания воли Божьей достаточно искреннего стремления жить по Заповедям и горячей молитвы:
«Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».
Священники предлагают такие способы узнать волю Божью:
— Изучение Священного Писания.
— Совет старца и (или) духовника.
— Благословение родителей.
— Быть в ладу с совестью, принимая решение.
Героизм праведников
Каждая история подвига или подвижничества — это история свободы выбора. Герой, праведник и просто порядочный человек делают правильный выбор между испытанием и отречением от трудностей.
Для настоящего христианина нет вариантов, кроме того, что сочетается с его верой. И когда воля человеческая соединяется с волей Божьей, то человек становится вдвое сильней.
Порой мы не замечаем обыденного подвига обычных людей. Вот мать-одиночка, в глуши, трудится на двух работах, чтобы прокормить троих детей. Вот сын ухаживает за лежачим отцом, хотя мог бы сдать его в интернат. Вот волонтёр помогает бродягам, возвращая их к нормальной жизни.
Свободный выбор это не всегда нечто глобальное. Человек каждый день выбирает между осуждением или смирением, гневом или прощением, трудом или бездействием. Бог не ограничивает нас, но отечески подсказывает, что будет полезно каждому:
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло…. жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» (Втор. 30, 15, 19–20).
Вне Бога нет ни полной жизни, ни свободы, ни истины.
Спас, исповедал и причастил
На днях СМИ опубликовали замечательную новость: священник спас инвалида из горящего дома. Иерей Кирилл Щеголев оказался свидетелем пожара в станице Тишанской Волгоградской области. Собравшиеся зеваки сообщили ему, что в доме может находиться старик 84 лет, обездвиженный вследствие инсульта. Там же были баллоны с газом, который мог взорваться в любую минуту. Некоторые сельчане пытались проникнуть в дом, но страх останавливал — они предпочли собственную безопасность.
Отец Кирилл ринулся в огонь и, задыхаясь от дыма, вытащил несчастного.
Поскольку он был в полном облачении, с епитрахилью и крестом, то тут же исповедал старика, а причастил позже — в больнице. Инвалид сильно обгорел, но был жив.
Затем отец Кирилл взял шланг и принялся тушить огонь. Прибыла «скорая» и пожарные. Тогда священник отправился в храм и отслужил молебен. Только потом он ощутил, что чувствует себя плохо — началась интоксикация. За свой подвиг иерей Кирилл получил медаль из рук митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора.
Вот пример свободного выбора во имя Господне.
Бог знает, что — делает. Бог всегда ПОСТУПАЕТ – ПРАВИЛЬНО и справедливо.
Какие добрые привычки необходимо — развить, прежде всего?
1) Привыкнуть выполнять молитву — ТЩАТЕЛЬНО, неторопливо, с наивысшим вниманием.
Приучить себя к постоянному ПРОЧИТЫВАНИЮ — утренних и вечерних молитв.
2) Приучить себя к ПОСТОЯННОЙ — в течение всего дня — молитве. Выходишь из дома, НАЧИНАЙ — про себя читать молитвы: «Отче наш, Иисусову, Богородицу, Господи помилуй». И так, читай, пока не вернешься домой, и дома тоже НАВЫКАЙ — читать про себя молитвы – когда делаешь домашние дела.
В отношении к ближним приучить себя:
1) К тщательному СБЕРЕЖЕНИЯ — своего МИРНОГО состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и т.п.; Проси Бога, чтобы Господь научил тебя – ХРАНИТЬ Мир.
2) К предпочтению воли — ближнего, а не своей;
3) По возможности, к исполнению всех — просьб ближнего, не противоречащих совести или интересам других, ставя целью успокоение духа ближних;
4) Посетителей принимать как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и помощь.
5) Если, кто вас обидел или оскорбил – ПРИУЧАТЬ себя – тот час же – ПРОЩАТЬ обидчиков.
В отношении слова приучить себя:
1) К скудости слов, то есть, НЕ ГОВОРИТЬ — ничего лишнего и ненужного, не празднословить.
2) Иметь отвращение — ко лжи и осуждению других и от сквернословия;
3) В основе всех слов иметь — любовь к поддержанию в других бодрости духа;
4) К частому произношению слов: «ПРОСТИ», «благодарю», «пожалуйста», «разрешите».
В делах приучить себя:
1) Проверять себя перед — всяким делом: можно ли получить на него благословение Господне;
Без молитвы никакого дела – НЕ НАЧИНАТЬ, а закончив работу – благодарить Господа.
2) К неторопливому, тщательному и своевременному — выполнению всех дел;
3) Не быть ни одной минуты — в праздности; Ибо праздность и безделье – ТОЛКАЕТ ко греху.
4) Приучить себя к возможно более раннему — подъему с постели, СРАЗУ — вставая с нее.
Умывшись – тут же вставая на коленочки – НАЧИНАТЬ читать утренние молитвы.
В отношении пищи приучить себя:
1) Принимать пищу только в определенное время – если есть такая возможность;
2) Есть и пить мерою, без пресыщения – не переедать;
3) Всегда ПРИНИМАТЬ — пищу с молитвою и благодарением, как дар Божий.
В области мышления приучить себя НЕ ДОЗВОЛЯТЬ — мыслей маловерия, неприязни, осуждения. Схиигумен Савва (Остапенко).
Господь милует не только дающих — милостыню, но и всех их – родных и близких, даже тех, которые по своему неразумию — противятся этому благому делу. Всем им будет за это помощь на мытарствах». Афонский старец иеросхимонах Иероним (Соломенцев)
Надлежит ПРИЗЫВАТЬ — благодатную помощь Божию — либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги!
Без помощи Божией мы НЕ МОЖЕМ — ничего сделать полезного и спасительного; а если, делаем что-либо без испрашивания — благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою — духовную гордость и противимся Богу.
Призыванием имени Божия мы ПОЛУЧАЕМ — благословение от Господа,Который скажет в день он: «приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира». А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, — тем скажет: «отойдите от Меня, Я вас не знаю»…
Вот, как ВАЖНО — для нас ПРИЗЫВАНИЕ — имени Божия и получение благословения от Него — на все наши дела, (и в особенности пред чтением Св. Писания, и пред молитвою!). Схиархимандрит Кирик Афонский
О, как это СТРАШНО – НЕ ПРОЩАТЬ ближним нашим — прегрешений их! Разве мы знаем, что происходит в их сердцах? Может быть, они слезно КАЮТСЯ — пред Богом в той обиде, которую — причинили нам, а мы, НЕ ЖЕЛАЯ — ничего знать, грубо и безжалостно — ОТКАЗЫВАЕМ им в прощении. Вспомните, как прощал Господь, как прощал — разбойника на кресте, как прощал — мытарей и блудниц. А мы часто БЫВАЕМ — безжалостны, часто упорствуем, НЕ ПРОЩАЯ — ближних своих. Cвятитель Лука Войно-Ясенецкий
Когда-то один человек сказал: «Как это стать на колени — перед иконой? Человек — не должен себя уничижать!»Родненькие, сколько мы в жизни становимся на колени – перед обстоятельствами, перед властями, перед силу имущими, перед деньгами, перед лукавством. Сколько мы раз становимся на колени и даже сами того не знаем. Да не будет этого!
Никогда во грехе не становитесь — на колени! Но перед Богом — НАДО вставать на колени — всегда, потому что Бог — есть Любовь!И ничто нас не сможет — смирить и сделать людьми, кроме Любви. И вот, будем любить, и БУДЕМ — стоять перед Любовью, перед Богом, перед Христом — на коленях! И будем ДОСТОЙНЫ — этого Божьего права, встать перед — Ним и сказать: «Господи, я стою в смирении, я стою в покаянии, прости мне мои все тяжкие, горькие грехи и подними меня для жизни, для жизни — не грязной, а чистой!» Протоиерей Владимир Астахов.
Преподобный авва Исайя: «Если в каком-либо случае сделаешь погрешность, не прикрывай сего ложью от стыда, но с поклоном — ПРОСИ прощения, (у кого должно), и погрешность твоя — ПРОСТИТСЯ тебе». Каждое коленопреклонение совершай с мысленным — призыванием Христа.
Святитель Василий Великий: «Каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле — ПОКАЗЫВАЕМ, что чрез грех ПАЛИ — мы на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо.»
Вот я, убогий Серафим, прочитываю — Евангелие ежедневно. В понедельник читаю от Матфея от начала до конца, во вторник – от Марка, в среду – от Луки, в четверг – от Иоанна, в последние же дни разделяю Деяния и Послания апостольские и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелия и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и само тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его, день и ночь — славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего — за все Его милости, изливаемые роду человеческому и мне, недостойному.
Душу снабдевать надобно — словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири…
От сего БЫВАЕТ — просвещение в разуме, который от того изменяется — изменением Божественным. Надобно, так себя ПРИУЧИТЬ, чтобы ум как бы плавал — в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно СТРОИТЬ — жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать — всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь – НЕ ОСТАВЛЯЕТ человека милостью, но исполняет — его дара разумения.» Преподобный Серафим Саровский.
Божьи подсказки. Бог делает все, чтобы вы были счастливыми!
Для того чтобы человеку по жизни всегда сопутствовала удача, радость и счастье, есть важные правила, основой которых есть Божьи заповеди. Опубликовано на веб-портале imbf.org
Правило первое
Бог создал человека не для страданий – создание Божье должно радоваться жизни, любить и творить. Меньше жалуйтесь на жизнь, всегда помните, что есть люди, которым живется намного хуже, чем вам.
Правило второе
Каждый человек послан на эту Землю не просто так – он должен проявить свою божественность и в чем-то улучшить окружающий мир. Бог дает человеку таланты, силу и способности. Дар Божий нужно использовать для совершенствования окружающего мира, а также для помощи тем, кому реально требуется ваша помощь.
Правило третье
Постарайтесь наполнить любовью свою жизнь и жизнь ваших близких – этим вы притянете благоприятные обстоятельства, финансовое благополучие. И наоборот, агрессия будет проявляться в неизменном ухудшении качества жизни.
Правило четвертое
В жизни нет абсолютно ничего случайного – своими мыслями, словами, действиями и поступками мы формируем свою сегодняшнюю реальность и свое будущее. Так что будете ли вы наслаждаться, или наоборот, только мучиться, целиком и полностью зависит от вас.
Правило пятое
С четвертым правилом прямо связано пятое: мысли формируют события. Научитесь думать позитивно, и вы создадите радующую вас действительность. И наоборот, раздражительность, гнев, зависть, гордыня притягивают одни неудачи и невезение.
Правило шестое
Какие бы ни были обстоятельства вокруг, всегда оставайтесь спокойными, сохраняйте позитивный настрой, верьте в свои силы и в Божью помощь. И по вере дано будет!
Правило седьмое
Старайтесь слушать голос Бога – просто задайте вопрос, на который хотите получить ответ, и прислушайтесь к голосу своего Подсознания.
Правило восьмое
Каждый человек может спастись с Божьей помощью. Бог находится в каждом из нас. Найдите Его в себе, а потом проявите Его через себя в своем окружении.
Правило девятое
Независимо от того, насколько тяжелы проступки, Господь все равно любит каждого из нас. В Библии написано: «ищите и обрящете, стучите и отворено вам будет». Однако запомните: Господь всегда дает то, что вам нужно именно в данный момент.
Правило десятое
Одним из основных божественных законов является «закон подобия»: если вы не любите самого себя, то и окружающие вас тоже не будут любить. «Какой мерой вы отмеряете, такой и вам отмеряно будет». Как вы относитесь к окружающим, так и окружающие будут относиться к вам.
Правило одиннадцатое
Причина неприятностей человека заключена не в других людях, а в нем самом. Информация разрушительного характера отравляет нам жизнь и не дает быть счастливыми.
Правило двенадцатое
Абсолютно все уже есть внутри человека: и власть, и слава, и почет, и деньги. Задача заключается в том, чтобы высвободить все блага в окружающую вас действительность. А это возможно через неукоснительное соблюдение Божьих заповедей.
Правило тринадцатое
Не делите окружающих вас людей на «плохих» и «хороших». Мы такие, какие есть, и если ваш коллега, сослуживец плох лично для вас, то другого он вполне устраивает. «Не судите, да не судимы будете».
Правило четырнадцатое
«Познай себя» — это эзотерическое правило вполне возможно применять и в окружающей действительности. Только никакого самокопания и буквоедства! Самопознание – это процесс открытия в себе способностей и талантов и практическое их применение во внешнем мире.
Правило пятнадцатое
Для Бога нет таких понятий, как «вина», «наказание» и подобные им. Важно спрашивать: «Не за что?», а «Для чего?» Господь допускает право каждого на ошибку, и разумеется, на ее исправление, на прохождение того урока, который нам необходимо пройти.
И все трудности даются по силам. Самый лучший способ исправления ошибок – это проявлять любовь к самому себе и к окружающим людям.
Бог видит всё | Исаии 41:10
“не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.” Исаии 41:10
Этот чудесный стих обещает нам, что Бог всегда с нами. Он ободряет нас и даёт нам силы. Он наделяет нас мудростью для правильных решений, Он заботится о нас. Замечательное обещание.
В Исаии 40:29-31 говорится: “Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся”.
Я должна признаться, я устаю. И чем старше я становлюсь, тем больше. Когда у меня много дел, когда сроки поджимают… временами я устаю очень сильно. Но в этом стихе Бог обещает, что даст нам силы… Свои силы… силы большие чем я имела, когда была юной.
Я хочу поговорить о Божьем покровительстве. В мире много людей, задающихся вопросом: “Почему с хорошими людьми случаются плохие вещи?” На эту тему написано множество книг. Однако людям всё ещё сложно понять это.
В Матфея 5:45 говорится: “ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных”. Одни живут в изобилии, другие в нищете. Одни здоровы, другие больны. Одни красивы, другие нет. Некоторые люди сильные, другие слабые. И в этом нет никакой взаимосвязи с верой. Есть богатые христиане, есть бедные. Есть христиане с превосходным здоровьем. А есть те, кто изнемогает от болезней и боли.
Почему Бог позволяет такому случиться? Разве Божьи дети не должны иметь всё? Мы должны быть здоровы, богаты, мудры. Должны ли?
Капли дождя падают на овощи в моём огороде также, как на овощи моего соседа, и, поверьте, он определённо не христианин. Почему же его урожай такой же вкусный?
Возможно ли, что Бог просто не обращает внимания… и не даёт благословения тем, кто заслужил?
Уверяю вас, Бог внимателен. “не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.” Он всегда наблюдает за нами! Он всегда знает, что происходит в нашей жизни! Ничего из того что происходит в нашей жизни, не является для Него сюрпризом. Он знает всё. От начала до конца.
Небеса… Какое это чудесное место! Небеса – наш истинный дом. Там наша жизнь будет длиться вечность, потому она важней нашей земной жизни. Именно о ней должны быть наши мысли. Мы должны запасать богатства на небесах, где им не страшен тлен, где их никто не отнимет.
В Филиппийцам 1:21 Павел говорит: “Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение”. Иными словами, умереть и быть на небесах с Иисусом лучше, чем быть на земле… но у Бога были другие планы для Павла, которые он еще не исполнил. У него была работа. Остались церкви, которые он должен был вдохновить. И люди, которым нужно было услышать о любви Божией и о том, что Сын Божий пришёл на землю, чтобы умереть за наши грехи и помирить нас с Богом.
В 2 Царств 6:13-18 Елисей пророчествует царю Сирийскому, и царь сердится. Он говорит: “И сказал он: пойдите, узнайте, где он; я пошлю и возьму его. И донесли ему и сказали: вот, он в Дофаиме. И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними.”
Я уверена, слуга посмотрел кругом и сосчитал… Я и Елисей – всего двое… Как может быть, что нас больше их? Против нас огромная армия. И они хотят нас убить.
Но в стихе 17 мы видим: “И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея.”
Елисей знал, что Бог защищает его. Духовными глазами он видел колесницы Бога. Он не боялся царя Сирийского. Но его слуга боялся, и Елисей молился, чтобы Бог открыл ему.
Бог покровительствует и нам. Мы под Его защитой, хоть и не всегда знаем об этом. Его не увидеть обычными глазами. Но иногда происходят необычные вещи. Водитель машины, в которой вы находитесь теряет контроль… Вы несётесь навстречу непоправимому… но вдруг машину разворачивает, и вы остаётесь целы. С вами случалось нечто подобное? Наверняка случалось.
Бог защищает нас с Тором от болезней и несчастных случаев во время наших поездок. Однако если самолёт потерпит крушение, когда мы будем возвращаться домой, значит ли это, что Бог оставил нас?
В Исаии 57:1-2 говорится: “Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла”.
Мы все знаем, что в мире много зла… и его становится всё больше, потому что конец близок. Мы с Тором беспокоимся за детей и внуков. В школе учат вещам противоречащим Богу. Всюду зло и соблазн. Мы молимся за них всё время. Мы не можем постоянно быть рядом. Но Бог может. Он знает обо всех соблазнах. Он знает обо всех уроках, во время которых учат плохому.
И если наш самолёт потрепит крушение… мы окажемся на небесах с Иисусом раньше, чем думали. Но разве это плохо? Я не говорю, что хочу умереть, но я всё чаще и чаще задумываюсь о небесах и очень хочу встретиться с Иисусом. Я хочу жить служа Ему и свидетельствуя перед друзьями и знакомыми столько, сколько Бог отмерял для меня. Но я готова ответить Ему, если Он позовёт меня сейчас.
Павел был потрясающим Божиим мужем. Но он много страдал (2 Коринфянам 11:23-28). Ненавидел ли Бог Павла? Оставил ли Бог Павла? НИКОГДА! Потому, должно быть, страданиям Павла была причина. В моей жизни бывали тяжёлые времена. В вашей тоже. Это вовсе не значило, что Бог отвернулся от нас. Мы живём в падшем мире и наше отношение должно отличаться от отношения неверующих. Да, мы христиане, но это вовсе не означает, что у нас есть иммунитет от несчастий. Но мы должны помнить, что Бог смотрит за нами, заботится о нас. Он не обещает, что мы проживём земную жизнь безоблачно. Он обещает, что будет с нами, Он никогда не оставит и не покинет нас. Он обещает вечную жизнь на небесах с Христом. Это то, что Иисус обрёл для нас в обмен на распятие на кресте. Вечность.
Сатана имеет некоторую власть над миром, однако Бог установил рамки (Иов 1:8-12). Сатана мог забрать у Иова всё (Иов был богатым человеком). Но Бог не позволил Сатане забрать жизнь Иова.
Только Бог знает, что нам уготовано. Возможно, Он решил, что моя жизнь будет длинной. Моим родителям 95-96 лет. Возможно, я проживу столько же. А, быть может, я умру намного раньше. Только Бог может решить, что будет. И я согласна с Его решением, каким бы оно не было.
Я верю, что не умру, пока Бог не позовёт меня домой. До тех пор Он будет защищать и любить меня. Он следит за каждым моим шагом. Некоторое время назад, когда мы с Тором были в Тамбове, мы решили пойти в гипермаркет “Европа”. На земле не было снега, только комьями замёрзшая грязь – следы грузовиков. Я споткнулась и упала, ударившись лицом о землю и разбила его до крови. Я была в ужасном состоянии, и нам пришлось вернуться в церковь. До “Европы” мы так и не дошли! Моё лицо было в крупных царапинах, я разбила губу, нос, мои колени были все в ссадинах.
Возможно, вы думаете, как Бог мог позволить такому случиться. Линда и Тор проделали такой большой путь из Канады в Россию, чтобы проповедывать Евангелие. Богу следовало быть более внимательным и не дать Линде упасть. Но мы с Тором были благодарны… за то, мои очки. На правой линзе виднелась глубокая царапина. Если бы я не была в очках, я бы повредила глаз. Я могла бы и вовсе потерять зрение. Бог позволил мне упасть, но сберёг мои глаза. Все мои ссадины исцелились на удивление быстро, остались лишь небольшие шрамы на носу и губах. Слава Богу, Он был со мной.
В воображении я рисую себе картину: Бог смотрит на нас сверху, защищает, оберегает. Когда мои дети были совсем крошками и учились ходить, я всегда шла позади, чтобы поймать их, если они начнут падать. Я думаю, Бог поступает точно также.
Псалом 102:17-18 : ” Милость же Господня от века и до века к боящимся Его и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их”. От века и до века. А значит Бог с нами ежесекундно. И не только с нами, но и нашими детьми и внуками.
Римлянам 8:28 : “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу”. Не просто некоторые вещи, ВСЁ содействует ко благу. Не только приятные вещи, а ВСЁ. Всё содействует ко благу.
Римлянам 8:38-39 : “Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем”. Нет ничего, что могло бы отделить нас от Бога!
Римлянам 8:31 : “Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?” Никто! Мы на стороне победителей.
2 Коринфянам 1:3-5 говорится: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.”
Потому, встретившись с испытанием, мы начинаем лучше понимать других людей. Если мы подвергаемся гонениям, мы будем молиться за тех, кто гоним также как и мы. Бог вовсе не сглаживает наш путь от любых пролем. Он говорит, что будет с нами, чтобы не случилось и утешит нас. И тогда мы обратимся к ближнему и утешим его, как Бог утешил нас.
В Библии сотни стихов о том, как Бог любит нас. О том, что Бог не оставит нас. О том, что мы Его дети.
Псалом 65:16 : “Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, чтó сотворил Он для души моей”.
Псалом 39:2-4 : ” Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой. Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота; и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся, и будут уповать на Господа.”
Псалом 29:12-13 : “И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.”
Похоже ли это на ваше свидетельство? Могу сказать, оно похоже на моё. Он поднял меня из пропасти, Он возлюбил меня и простил меня, сотворил мне новое сердце и новую песню. Он изменил моё мировоззрение. Изменил мои желания: теперь я желаю то, что желает Он. Он дал мне надежду. Он дал мне будущее. Он смотрит за мной днём и ночью. В Библии сказано, что Бог не дремлет, не спит. Он всегда с нами. И я знаю, я могу положиться на Него, доверить Ему защищать меня и мою семью. Слава Богу!
Я верю, что это и ваше свидетеьство тоже. Я молюсь за это.
“не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.” Исаии 41:10
Давайте помолимся.
Линда Квист
перевод Гальцевой А.