Содержание
- Краткое содержание Шмелёв Человек из ресторана
- Шмелёв Иван. Все произведения
- Человек из ресторана. Картинка к рассказу
- Сейчас читают
- Человек из ресторана — краткое содержание повести Шмелева
- Также читают:
- Рассказ Человек из ресторана
- Популярные сегодня пересказы
- Человек из ресторана (1927)
- Анализ повести Шмелева «Человек из ресторана»
- Человек из ресторана
- О книге
- Об авторе
- Цитаты
- XI
Краткое содержание Шмелёв Человек из ресторана
В повести «Человек из ресторана», написанной Иваном Шмелёвым, повествуется о жизни простых людей в начале двадцатого века.
Яков Софроныч Скороходов служил в ресторане официантом, обслуживал богатых людей. Мужчина жил вместе с женой и взрослыми детьми – сыном Колей и дочерью Наташей. Из-за нехватки денег семье приходилось сдавать комнату в своей квартире жильцам.
Кривой служил в сыскном отделении. Он поссорился со Скороходовым из-за Коли, который вел крамольные разговоры о политике. Вскоре Кривого выгнали с работы, и он повесился. А Колю исключили из училища, уж очень дерзок он был с преподавателями. Не ладилась жизнь и у Наташи. Девушка дерзила отцу, начала встречаться с офицером, а затем ушла к нему жить. Офицер растратил чужие деньги и отправил Наташу к отцу взять в долг.
Жильцы, снимавшие комнату, пропали. Колю арестовали для выяснения обстоятельств и отправили в ссылку.
После стольких несчастий Якова Софроныча уволили из ресторана, потому что его сын сбежал с места ссылки. Жена Скороходова не вынесла всех переживаний и умерла. А Наташа родила девочку и отдала ее отцу.
Пришлось Якову Софронычу пойти работать приходящим официантом. И нагляделся Скороходов на новом месте очень много безобразий.
Коля долго скрывался от жандармов, но все-таки его нашли и снова арестовали. Но мужчине удалось скрыться. Вскоре к Якову Софронычу пришел человек и передал новости от сына. Коля сообщал, что у него все хорошо.
Летом Скороходов снова устроился работать в буфет ресторана, где он раньше служил. Хозяин был доволен Яковым Софронычем и вернул его официантом в залы ресторана. Только одно печалило Скороходова, что не было рядом с ним детей. Но крохотная внучка приносила Якову Софронычу много радости.
Автор осуждает детей, покинувших своих престарелых родителей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Шмелёв Иван. Все произведения
- Богомолье
- Как я стал писателем
- Лето Господне
- Неупиваемая чаша
- Русская песня
- Солнце мёртвых
- Страх
- Человек из ресторана
Человек из ресторана. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Кронин Замок Броуди
В доме Броуди проживает шесть человек: сам хозяин Джеймс женой Маргарет, трое детей, а также престарелая мать Броуди. Броуди имеет небольшой бизнес — он торгует шляпами.
- Краткое содержание Айтматов Прощай, Гульсары!
Произведение относится к философской прозе писателя, отражающей реальную действительности современной жизни и демонстрирующей представителей простого народа в качестве примеров для подрастающего поколения.
- Краткое содержание Бианки Кто чем поет?
Прослушивая различные звуки нежных птиц в лесу, можно подумать, что все они родились настоящими исполнителями музыки и песен.
- Краткое содержание Лесной голосок Скребицкий
В рассказе описана история необычной прогулки в березовом лесу, самого автора произведения. На улице стоит хорошая погода, ласково припекает солнышко, и от этого становится так хорошо и спокойно
- Краткое содержание Маленькое привидение Пройслера
С незапамятных времен, в старинном замке жило Маленькое приведение. Оно обитало в сундуке, и покидало его ровно в полночь. Маленькое привидение проводило свою жизнь размеренно и однообразно
Человек из ресторана — краткое содержание повести Шмелева
Рассказ «Человек из ресторана «повествует о жизни простых людей в начале XX века. Семья Скороходовых жила в небольшой квартире. Глава семейства работал в ресторане официантом. У Якова Софроныча и его жены двое детей — Николай и Наталья. Ребята уже не маленькие, расходы семьи росли и Скороходовы решили сдавать одну комнату в квартире жильцам.
Жизнь семьи текла своим чередом, пока сыщик Кривой — один из жильцов квартиры, не наложил на себя руки. После этого случая жизнь Якова Софроныча покатилась кувырком.
Дочь Наталья стала встречаться с военным, Николай сделался грубым и задиристым. Он постоянно грубил учителям, Скороходова вызвали к директору школы и настоятельно потребовали, что бы он повлиял на сына. Николай слушать отца не стал, и извиняться перед педагогом не собирался, в итоге его исключили из училища.
Оставшись не удел, молодой человек сдружился с молодыми постояльцами. Ребята вели подозрительный образ жизни и вскоре исчезли. Николаем заинтересовалась полиция, его взяли под стражу.
Дочь так же стала грубой и дерзкой, она постоянно пропадала из дома. Наташа заявила родителям, что хочет жить отдельно, после сдачи экзаменов девушка ушла из дома. Она устроилась на работу и стала жить с офицером в гражданском браке.
Молодой человек постоянно обещал Наталье скорую свадьбу, но до дела так и не дошло. Офицер проворовался, Наташа была беременна, гражданский муж настоял на аборте, затем он начал требовать, чтобы девушка попросила денег у отца.
Якова Софроныча уволили из ресторана по причине ареста Николая. Вскоре Николай совершил побег, он пришёл к матери и передал ей письмо. Женщина прочла записку сына, ей стало плохо с сердцем, врачи так и не успели приехать на вызов, жена Якова скончалась.
Наташа всё же родила дочку Юлю и отдала её Якову Софронычу, чтоб тому не было так одиноко.
Скороходов скучал по работе и решил устроиться приходящим официантом. На новом месте Яков Софроныч нагляделся много пошлости и разврата на новой службе, но продолжал работать.
Сбежавшего Николая милиция нашла и арестовала, но перед судом Парень снова сбежал, больше Яков ни чего о нём не слышал.
Вскоре Якова Софроныча позвали на его прежнюю работу, и он с радостью согласился, жизнь начала постепенно налаживаться. Грустил Яков лишь об одном, что не было рядом его детей, но маленькая внучка быстро заставляла забыть его грусти.
Главная мысль рассказа: нельзя забывать своих родителей.
Также читают:
Шмелев
Рассказ Человек из ресторана
Популярные сегодня пересказы
- Петух — краткое содержание рассказа Искандера
Короткий рассказ Искандера предлагает историю про маленького мальчика, который отдыхал в Абхазии у своих родственников и именно там он увидел петуха, с которым поссорился. Собственно на отношении петуха и мальчика и строится весь рассказ.
- Тишина — краткое содержание книги Погодина
Рассказ берет свое начало с военного периода. Главным героем повеси выступает Сергей Вохмистров. По окончании военных действий Сергей Вохмистров возвращается домой. По возвращению домой он то и дело строит новые
- Время жить и время умирать — краткое содержание Ремарк
События произведения разворачиваются в последние годы Второй мировой войны. Главным героем романа является Эрнст Гребер, немецкий солдат, участвующий в войне с ее первых дней.
- Крошка Цахес, по прозванию Циннобер — краткое содержание сказки Гофмана
Раньше множество фей проживали в государстве, где правил князь Деметрий, так как он очень уважал волшебниц. Им жилось там хорошо. Однако Деметрий умер, а его преемник считал всех феи колдуньями.
Иван Сергеевич Шмелев
Человек из ресторана
Ольге Шмелевой
Человек мирный и выдержанный при моем темпераменте — тридцать восемь лет, можно так сказать, в соку кипел, — но после таких слов прямо как ожгло меня. С глазу на глаз я бы и пропустил от такого человека… Захотел от собаки кулебяки! А тут при Колюшке — и такие слова!..
— Не имеете права елозить по чужой квартире! Я вам доверял и комнату не запирал, а вы с посторонними лицами шарите!.. Привыкли в ресторанах по карманам гулять, так думаете, допущу в отношении моего очага!..
И пошел… И даже не пьяный. Чисто золото у него там… А это он мстил нам, что с квартиры его просили, чтобы комнату очистил. Натерпелись от него всего. В участке писарем служил, но очень гордый и подозрительный. И я его честью просил, что нам невозможно в одной квартире при таком гордом характере и постоянно нетрезвом виде, и вывесил к воротам записку. Так ему досадно стало, что я комнату его показал, — и накинулся.
«За человека не считаете» и то и се!.. А мы, напротив, с ним всегда очень осторожно и даже стереглись, потому что Колюшка предупреждал, что он может быть очень зловредный при своей службе. А у меня с Колюшкой тогда часто разговор был про мое занятие. Как он вырос и стал образованный, очень было не по нем, что я при ресторане. Вот Кривой-то, жилец-то наш, — фамилия ему Ежов, а это мы его промежду собой звали, — и ударил в этот пункт. По карманам гуляю! Чуть не зашиб я его за это слово, но он очень хитрый и моментально заперся на ключ. Потом записку написал и переслал мне через Лушу, мою супругу. Что от огорчения это он и неустройства, и предлагал набавить за комнату полтинник. Плюнул я на эти пустые слова, когда он и раньше-то по полтинникам платил. Только бы очистил квартиру, потому прямо даже страшный пo своим поступкам… И на глаза-то всегда боялся показаться — все мимо шмыгнуть норовил. Но с Колюшкой был у меня очень горячий разговор. Я даже тогда пощечину ему дал за одно слово… И часто он потом мне все замечания делал:
— Видите, папаша… Всякий негодяй может ткнуть пальцем!..
А я смолчу и думаю себе: молод еще и не понимает всей глубины жизни, а вот как пооботрется да приглядится к людям — другое заговорит.
А все-таки обидно было от родного сына подобное слушать, очень обидно! Ну лакей, официант… Что ж из того, что по назначению судьбы я лакеи! И потом, я вовсе не какой-нибудь, а из первоклассного ресторана, где всегда самая отборная и высшая публика. К нам мелкоту какую даже и не допускают, и на низ, швейцарам, строгий наказ дан, а все больше люди обстоятельные бывают — генералы, и капиталисты, и самые образованные люди, профессора там и вообще, коммерсанты и аристократы… Самая тонкая и высокая публика. При таком сорте гостей нужна очень искусственная служба, и надо тоже знать, как держать себя в порядке, чтобы не было какого неудовольствия. К нам принимают тоже не с ветру, а все равно как сквозь огонь пропускают, как вес равно в какой университет. Чтобы и фигурой соответствовал, и лицо было чистое и без знаков, и взгляд строгий и солидный. У нас не прими-подай, а со смыслом. И стоять надо тоже с пониманием и глядеть так. как бы и нет тебя вовсе, а ты все должен уследить и быть начеку. Так это даже и не лакей, а как все равно метрдотель из второклассного ресторана.
— Ты, — говорит. — исполняешь бесполезное и низкое ремесло! Кланяешься всякому прохвосту и хаму… Пятки им лижешь за полтинники!
А?! Упрекал меня за полтинники! А ведь он и вырос-то на эти полтинники, которые я получал за все — и за поклоны, и за услужение разным господам, и пьяным, и благородным, и за разное! И брюки на нем шились на эти полтинники, и курточки, и книги куплены, которые он учил, и сапоги, и все! Вот что значит, что он ничего-то не знал из жизни! Посмотрел бы он, как кланяются и лижут пятки, и даже не за полтинник, а из высших соображений! Я-то всего повидал.
Когда раз в круглой гостиной был сервирован торжественный обед по случаю прибытия господина министра. и я с прочими номерами был приставлен к комплекту, сам собственными глазами видел, как один важный господин, с орденами по всей груди, со всею скоростью юркнули головой под стол и подняли носовой платок, который господин министр изволили уронить. Скорей моего поднял и даже под столом отстранил мою руку. Это даже и не их дело — по полу елозить за платками… Поглядел бы вот тогда Колюшка, а то — лакей! Я-то, натурально, выполняю свое дело, и если подаю спичку, так подаю по уставу службы, а не сверх комплекта…
Я как начал свою специальность, с мальчишек еще, так при ней и остался, а не как другие даже очень замечательные господа. Сегодня, поглядишь, он орлом смотрит, во главе стола сидит, шлосганисберг или там шампанское тянет и палец мизинец с перстнем выставил и им знаки подает на разговор и в бокальчик гукает, что не разберешь; а другой раз усмотришь его в такой компании, что и голосок-то у него сладкий и тонкий, и сидит-то он с краешку, и голову держит, как цапля, настороже, и всей-то фигурой играет по одному направлению. Видали…
И обличьем я не хуже других. Даже у меня сходство с адвокатом Глотановым, Антон Степанычем, — наши все смеялись. Оба мы во фраках, только, конечно, у них фрак сшит поровней и матерьялец получше. Ну, живот у них, правда, значительней и пущена толщенная золотая цепь. А тоже лысинка, и вообще в масть. Только вот бакенбарды у меня, а у них без пробрития. А если их пробрить да нацепить на бортик номер, очень бы хорошо сошли заместо меня. И у меня бумажник, но только разница больше внутренняя. У них бумажник, конечно, вздут, и выглядывают пачечки разных колеров, и лежат вексельки, а у меня бумажник сплющен и никаких колеров не имеется, а заместо вексельков вот уже три недели лежат две визитные карточки: судебного кандидата Перекрылова на двенадцать рублей, по случаю забытых дома денег, и господина Зацепского, театрального певца, с коронкой, на девять рублей по тому же поводу. Вот уже они три недели не являются и думают не платить, но это — подожди, мадам! Таких господ и у нас немало, и если бы платить за всех забывающих, так не хватило бы даже государственного банка, я так полагаю. Есть которые без средств, а любят пустить пыль в глаза и пыжатся на перворазрядный ресторан, особенно когда с особами из высшего полета. Очень лестно подняться по нашим коврам и ужинать в белых залах с зеркалами, особливо при требовательности избалованных особ женского пола… Ну, и не рассчитают паров. И нехорошо даже смотреть, как конфузятся и просматривают в волнении счет и как бы для проверки вызывают в коридор. Даже с дрожью в голосе. Потому стыдно им перед особами. Ну, на страх и риск и принимаешь карточки. И выгодно бывает, когда в благодарность прибавят рублика два. Это ни для кого не вредно, а даже полезно и помогает обороту жизни. И тут ничего такого нет. Сам даже Антон Степаныч, когда завтракают с деловыми людьми, очень хорошо говорят про оборот капитала, и у них теперь два дома на хорошем месте, и недавно их поздравляли еще с третьим, по случаю торгов. А потом, с ними ведут дружбу Василь Василич Кашеротов, «первой помощи человек», как у нас про них говорят. У них всегда при себе пустые вексельки, чтобы молодым людям из хорошего семейства дать в момент и получить пользу. А совсем на моих глазах в люди вышли и в знакомстве с такими лицами, что… Даже состоят как бы в попечителях при женском монастыре и любитель, особливо обожают послушниц — и достигают, по своему влиянию и жертвам. Даже по случаю такой их специальности насчет вексельков будто некоторые очень шикарные дамы из семейств бывают с ними в знакомстве. Да-а!.. Что значат деньги! А сами из себя сморщены, и изо рта у них слышно на довольно большое расстояние, ввиду гниения зубов. Конечно, жизнь меня тронула, и я несколько облез, но не жигуляст, и в лице представительность, и даже баки в нарушение порядка. У нас ресторан на французский манер, и потому все номера бритые, но когда директор Штросс, нашего ресторана, изволили меня усмотреть, как я служил им, — у них лошади отменные на бегах и две любовницы, — то потребовали метрдотеля и наказали:
— Оставить с баками.
Игнатий Елисеич живот спрятал из почтения и изогнулся:
— Слушаюсь. Некоторые одобряют, чтобы представительность…
— Вот. Пусть для примера остается. Так специально для меня и распорядились. А Игнатий Елисеич даже строго-настрого наказал:
— И отнюдь не смей сбрить! Это тебе прямо счастье. Ну, счастье! Конечно, виду больше и стесняются полтинник дать, но мешает при нашем деле.
Вообще вид у меня очень приличный и даже дипломатический — так, бывало, в шутку выражал Кирилл Саверьяныч. Кирилл Саверьяныч!.. Ах, каким я его признавал и как он совсем испрокудился в моих глазах! Какой это был человек!.. Ежели бы не простое происхождение, так при его бы уме и хорошей протекции быть бы ему в государственных делах. Ну и натворил бы он там всего! А у него и теперь парикмахерское заведение, и торгует духами. Очень умственный человек и писал даже про жизнь в тетрадь. Много он утешал меня в скорбях жизни и спорил с Колюшкой всякими умными словами и доказывал суть.
Самая большая загадка этого фильма чем же так не устроил сюжет повести Шмелева создателей «Человека из ресторана»? Если кто не читал произведение, советую начать именно с него, потому что происходящее на экране мало чем напоминает литературную основу, герои переделаны, переставлены местами; два персонажа сливаются в один, сюжетные ходы легко изменяются и трансформируются ит. п. Конечно же, ответ на вопрос в начале рецензии дать можно. С одной стороны, Протазанов использует классический ход социально-пропагандистского кино, давая резкую антитезу «масок» господствующего класса и «лиц» всех остальных, «униженных и оскорбленных». В самом начале фильма мы видим по-эйзенштейновски эффектную презентацию сильных мира сего, где физиогномические особенности иногда доведены почти до гротеска, и их подчиненных, обладающих более-менее естественными чертами. Правда, героя Михаила Чехова явно лепили по канону гоголевского Башмачкина: вместо думающего, непростого и поднимающегося до обобщений литературного характера в фильме дан скорее «тип» лакея (это подчеркнуто и визуально), лишь к концу фильма усложненный до определенного уровня. И это существенная ошибка режиссера, ведь происходящее на экране больше напоминает скрещение идеологического популизма в духе 1920-х годов с авантюрно-мелодраматическими ходами еще из кино 1910-х. Именно поэтому, несмотря на все актуальные до того времени мотивы переплетаются с очевидно старомодным решением интерпретации литературного текста.
Но, как ни странно, с другой стороны, картины этим и выигрывает. Понятно, что средствами немого кино было крайне сложно передать своеобразие замысла Шмелева, и выпрямив и упростив сюжетные контуры, режиссер все же добился эффекта «старого» мира на грани его чрезвычайной развращенности (читай упадка).
«Человек из ресторана» тот самый случай, когда применив весьма рискованную интерпретанту, создатели фильма все же пришли к достаточно убедительным кинематографическим результатам.
Человек из ресторана (1927)
По одноименной повести Ивана Шмелева.
Действие фильма происходит перед революцией. Судьба загоняет в беспросветную нищету официанта столичного ресторана Скороходова. На фронте гибнет его сын, умирает жена, дочь исключают из гимназии за неуплату. Одну из комнат своей убогой квартирки Скороходов решает сдать скромному молодому человеку — курьеру военно-промышленного комитета Соколину. Квартирант и девушка, полюбив друг друга, решают пожениться. Отец пристраивает дочь в ресторанный оркестрик. И теперь благосклонности молодой скрипачки настойчиво добивается постоянный посетитель ресторана — фабрикант Карасев. Решившись на шантаж, он крадет секретный пакет, предназначенный Соколову и посылает Наташе записку, обещая выручить из беды ее возлюбленного. Девушка едет к Карасеву на дом. Сюда же приглашен «накрыть стол на две персоны» ее отец.
Эмиграция Ивана Шмелева, автора рассказа, по которому был поставлен фильм (это уже третья экранизация), а также невозвращение на родину Михаила Чехова, работавшего в Германии, стали поводом для того, чтобы о фильме надолго забыли. В 1990-х годах картина дважды показана по ТВ.
Анализ повести Шмелева «Человек из ресторана»
1. История создания произведения.
Над повестью «Человек из ресторана» И. С. Шмелёв работал в 1910−1911 годы. Иван Сергеевич отошёл от «освобожденческой» идеологии начала 20 века и обернулся к русским традициям и свету православия. В повести «Человек из ресторана» ещё проглядывает «освобожденческая» тема (например, в говорящих фамилиях — Глотанов, Барыгин), но всё сильнее проступает христианское мировоззрение автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Человек из ресторана» — повесть, так как это произведение небольшого объёма, в нём немного действующих лиц, промежуток времени незначителен, сюжет узок, название связано с главным героем. Так как в повести «человек из ресторана» обсуждаются основные вопросы бытия, её можно отнести к разряду философских.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Человек из ресторана» указывает на то, что произведение посвящено человеку незначительного социального статуса, его проблемам, мировоззрению, чувствам.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик — главный герой повести Яков Софроныч Скороходов, официант первоклассного ресторана. С точки зрения простого, но умудрённого жизнью человека, понимающего человеческую натуру, излагаются события повести.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Маленький человек и его нравственный стержень.
Идея: Вера в Бога, дающая силы жить по совести и переносить испытания, составляет нравственную основу простого человека.
Официант Скороходов — сердечный, честный человек. Он искренне убеждён, что «Господь всё видит и всему положит суд свой». Вера — его нравственный стержень.
Проблематика: В повести просматривается художественно обработанная притча о блудном сыне. Яков Софроныч страдает от того, что дети пошли не по той дороге: арестован сын, дочь живёт в блудном сожительстве. Но, пройдя «муки и скорбь», Скороходов пришёл к истинной вере. Чудесным образом в Рождество был спасён его сын Колюшка, увлёкшийся революционными идеями. Ранее дерзкий с отцом, попрекавший его лакейской должностью, Николай попросил у отца прощения за причинённое горе.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Скороходов Яков Софроныч был официантом в очень респектабельном московском ресторане. Его семья — жена и двое взрослых детей: дочь Наташа и сын Коля. Семья жила на съёмной квартире, из-за недостатка в деньгах две комнаты в квартире сдавали жильцам.
Один из жильцов, по прозвищу Кривой, человек вздорный, живущий доносами, рассорился с Яковом Софронычем из-за Коли, подслушав его крамольные политические высказывания. Вскоре Кривого со службы выгнали, и он покончил жизнь самоубийством. Колю выгоняют из училища, так как он надерзил преподавателю, который его унизил. Коля не захотел извиняться перед ним. Наташа стала дерзить отцу, отбилась от рук, начала встречаться с офицером.
От всех несчастий семья переехала на другую квартиру. Коля подружился с новыми жильцами, которые вдруг исчезли. Пришла полиция с обыском, Колю забрали до выяснения обстоятельств, дело закончилось его ссылкой, откуда Николай скоро сбежал. Побег сына отразился на отце увольнением из ресторана. Жена Скороходова была больна, а все несчастья её окончательно подкосили, и она умерла.
Дочь Наташа после гимназии устроилась кассиршей в универмаге, от незаконного сожительства родила дочку и оставила её отцу. Скороходов работает приходящим официантом и скучает по ресторану, где он прослужил много лет. Коля долго был в бегах, но его поймали. Сын написал отцу покаянное письмо. Перед судом ему вновь удалось бежать. Его спас старик-лавочник, спрятал в подвале. Скороходов ездил к нему благодарить, а тот ответил, что без Господа не проживёшь. После этих слов Скороходов смотрел на мир по-новому.
Скоро Яков Софроныч получил известие от сына, что он в безопасности. С этого времени всё стало налаживаться. Скороходова вновь пригласили на прежнее место работы. Он грустил по детям, но маленькая внучка стала его отрадой.
7. Система образов произведения.
Скороходов Яков Софроныч — официант в роскошном московском ресторане. Немолодой человек, внешне представителен и опрятен, как того требует служба. Это человек сильный духом, он стоически переносит все несчастья, остаётся в любой ситуации человеком нравственным. Мировоззрение Скороходова имеет определяющее значение в его поведении. Всё происходящее он считает угодным Богу.
Коля — сын Скороходова. Несправедливость и унижения, которые ему пришлось претерпеть, привели юношу к революционным взглядам и отрицанию Бога. Пережив аресты, скитания, раскаялся перед отцом за принесённое им горе.
Наташа — дочь Скороходова. Дерзка, своевольна, хотела жить по-своему. Связала свою жизнь с непорядочным человеком. В трудную минуту прибежала к отцу. Отдала ему внебрачную дочку.
8. Композиция произведения.
Завязка — ссора с Кривым.
Развитие действия: исключение Коли из училища; его арест и ссылка, побег; увольнение Скороходова из ресторана; смерь жены; незаконное сожительство дочери; новый арест сына.
Кульминация: Чудесное спасение Коли и слова старика-лавочника благодарному за спасение сына отцу: «Без Господа не проживёшь».
Развязка: Жизнь наладилась.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Автор мастерски использует речевую характеристику. Его герой повествует на языке мещанского сословия, в котором нет простонародных оборотов и литературности.
10. Отзыв о произведении.
Повесть И.С. Шмелёва «Человек из ресторана» современна и ныне. Остаются проблемы маленького человека, социального неравенства и всегда важны вечные, метафизические, вопросы.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Человек из ресторана
Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».
О книге
Советское издание повести. Москва, «Гослитиздат», 1957
Философская повесть.
Время написания:
1910–1911 годы
Главный герой повести — официант фешенебельного московского ресторана Яков Скороходов — каждый день терпит унижения спесивых господ, которым вынужден прислуживать. Параллельно с этим у Якова рушится семья: сына-революционера выгоняют из училища и тот подается в бега, умирает супруга, а дочь сожительствует со своим начальником по работе. Все, что к концу жизни остается у официанта, — это внучка от дочери, холодная съемная комната и привычная работа в услужении. Но даже в таких обстоятельствах главный герой остается честным и добрым человеком, который не потерял веру в Бога.
Факты:
Brateevsky (talk page) – собственная работа, CC BY-SA 4.0,
Прототипом фешенебельного ресторана, о котором говорится в повести, стал популярный московский ресторан «Прага», в котором бывали А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, И. Е. Репин и другие знаменитости. Заведение закрывалось, реконструировалось, но сейчас вновь открыто.
В 1918 году писатель жил в Крыму, где был сильный голод. Местные официанты, которые читали повесть «Человек из ресторана», бесплатно кормили Ивана Сергеевича.
1927 г.
«Не для категории высшей писал я эту вещь, широкая масса, если бы прочла ее, может быть, что-нибудь получила. Хоть одно теплое слово хотелось сказать за эту массу и для нее», — так писал автор в письме Максиму Горькому о своем произведении.
К. И. Чуковский о повести «Человек из ресторана»: «Об этой вещи весь Петербург кричит… Ваша вещь поразительная!»
Кадр из фильма “Человек из ресторана” Якова Протазанова
В 1927 году режиссер Яков Протазанов снял немой фильм «Человек из ресторана».
Сцена из спектакля “Человек из ресторана”. Фото с сайта satirikon.ru
В Омском государственном камерном театре «Пятый театр» в 2000 году режиссер Марина Глуховская поставила спектакль «Человек из ресторана».
В московском театре «Сатирикон» «Человек из ресторана» поставлен в 2015 году режиссером Егором Перегудовым.
Об авторе
Иван Сергеевич Шмелев (1873–1950) — русский писатель, публицист,
православный мыслитель.
Факты:
В студенческие годы Иван Шмелев женился на Ольге Охтерлони, после свадьбы они отправились в необычное свадебное путешествие — на остров Валаам. Там он услышал от иеромонаха Варнавы Гефсиманского слова: «Превознесешься своим талантом». После поездки написал путевые очерки «На скалах Валаама», но цензурный комитет заставил его исключить из книги около тридцати страниц. После этого Шмелев почти на десять лет оставил занятия литературой.
Иван Шмелев был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в 1931–1932 годах, но не получил ее.
Ольга и Иван Шмелевы с сыном Сергеем. Март 1917 г., Москва
Во время революционной смуты 1917 года писатель до последнего не хотел уезжать из страны и переехал из родной Москвы в Алушту, где написал знаменитое произведение «Неупиваемая Чаша».
После расстрела чекистами единственного сына Сергея, Иван Шмелев в 1922 году вместе с женой эмигрировал в Европу. Сначала автор уехал в Берлин, позже — в Париж, где умер в 1950 году. Писателя похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а в 2000 году, согласно завещанию, останки его и его супруги были перезахоронены в Москве рядом с могилами членов семьи в некрополе Донского монастыря.
Дом-музей И. Шмелева в Алуште. Фото с сайта alushta.tourslife.ru
В 1993 году в Алуште был открыт дом-музей Шмелёва, событие было приурочено к 120-летнему юбилею писателя. В нем представлена мебель, которой пользовался И. С. Шмелёв, его произведения, письма, телеграммы и личные фотографии.
29 мая 2000 года в Замоскворечье, в сквере у перекрестка между Большим Толмачевским и Лаврушинским переулками, был установлен на постаменте памятник — бюст Шмелева. В 2014 году сквер был назван в честь писателя.
Цитаты
И слышу, как они у меня в боковом кармане хрустят, проклятые. Значит, краденые деньги в дом тащу… кормить-питать. Никогда я ничего подобного раньше, и Колюшку по щеке отлупил. Не могу идти на квартиру. Страшно себя стало. Да что же это? Значит, всю жизнь насмарку? А она-то, моя жизнь-то каторжная, одна у меня была, без соринки была… Одно мое, эта жизнь без соринки.
Смотришь на все это, смотришь… А-а… Несчастные творения Бога и Творца! Сколько перевидал я их! А ведь чистые и невинные были, и вот соблазнены и отданы на уличное терзание.
Много прошел я горем своим, и перегорело сердце. Но кому какое внимание? Никому. Больно тому, который плачет и который может проникать и понимать. А таких людей я почти что не видал. Вокруг не видал, с которыми имел дело. Потому что теперь нет святых, которые были раньше, как написано в священных книгах. Теперь пошел народ другого фасона и больше склонен, как бы иметь в кармане лишние пять рублей.
Стр. 19 из 37
Тогда я сам в праздник до ресторана пошел к Кириллу Саверьянычу.
У него заведение было на углу, у Вознесения, очень шикарное, с зеркальными окнами, и на большой вывеске под бархат золотыми буквами явственно было по-французски:
«Кауфер Кириль»!
Это так для образованной публики, а он конечно, по фамилии шюсто Лайчиков. И вот вхожу я в магазин, а он сам работает во всем белом и бреет господина. Увидал меня и так вежливо, но с тоном в голосе показал мне рукой на стул:
— Будьте добры… Точно я бриться к нему пришел. Подлетел тут молодец ко мне с простынкой, но я его отстранил. А Кирилл Саверьяныч и не глядит на меня. Бреет и покрикивает:
— Мальчик… щипцы!..
Наконец, вижу, освободился — и так равнодушно:
— Чем могу служить?
Вижу, что тон задать хочет, а глазами пытает. Тогда я стал ему по сердцу говорить, что вот у меня потеря такого человека, которого я уважал до глубины души, и что мне очень горько… И сказал ему, что такое несчастье нас постигло. Колюшку выгнали, и он тоже извиняется. Это чтобы его растрогать и расположить. Тогда Кирилл Саверьяныч вынул гребешок и стал хохолок причесывать, а сам как бы раздумывает.
И сказал уже совсем мягким тоном:
— Видите, как сама судьба все направляет! Причина к причине идет. Хотя мне очень прискорбно.
И все гребешком расчесывает хохолок.
— Очень, очень грустно по человечеству… Но помните правило жизни! Обруч гнуть надо, распаривши… все это самое… Значит, надо приспособиться, а он у вас думает сразу… И вот — финал!
Очень посочувствовал мне, а потом и говорит:
— Я размыслил и нахожу, все это самое… что было недоразумение на словах. Извиняю его, потому что он и так пострадал. Пожалуйте кушать чай…
И отвели мы душу в разумной беседе о жизни, и я был им так обласкан и утешен, что как посветлело мне все. И обещал опять по-старому заходить и успокоить Колюшку. И даже приказал меня постричь и пробрить, хотя я сам производил эту операцию, и даже велел освежить лицо одеколоном.
И так все шло по-обыкновенному. Жильцы люди попались аккуратные, платили исправно, хоть и совсем бедные были. И с Колюшкой у них дружба началась. Луша сказывала, как дома они, так все вечера у них в комнате торчал. И все мне стала петь:
— Ox, боюсь я, влюбится он еще в жиличку…
Такая она шустрая да вольная…
И свободным браком живет…
Очень стала беспокоиться. И на Наташку стала жаловаться. Как вечер — шмыг на каток. А долго ли— до греха? Девочка она у нас красивая, и даже очень хороша собой, — и одна по улицам бегать стала. Сказал я ей, а она мне:
— Не ваше дело! Я не маленькая и не желаю в четырех стенах сидеть… У нас все катаются…
И оказывается, стали ее гимназисты и даже студенты домой провожать, и она с ними у ворот простаивала и хохотала. Луша их раз шуганула, из лавочки шла, так та ей такой скандал устроила!..
— Вы что же, хотите, чтобы я сбежала от вас? Я общества желаю!.. Вы необразованные и не понимаете приличий…
А тут я прихворнул что-то, с неделю провалялся. Жар открылся и головокружение. И так меня болезнь напугала! Ну, как помру? И дети на ноги не поставлены, и Луша-то без средств… Хоть бы домик был, все бы ничего, а то никакой собственности… В богадельню ей идти придется, да и то если протекция. А на детей какая надежда!
И решил я тогда на постели, в жару, если поправлюсь, копить и копить. А было у меня на книжке шестьсот с чемто рублей. Если бы еще тысячи полторы, можно бы у заставы где домик с переводом долга купить. И порешил я тогда во всем себя сократить и каждый день откладывать хоть по рублю и завести секретную книжку, чтобы и Луша не знала. Убавился, мол, доход — вот и все. А то она Наташке то на ленты, то на каток — много расходов. И курить решил бросить, только какие папиросы на столах забывают… И потом сразу и обрадую через годок.
А Луша все пристает:
— Домик обязательно надо… И сны я стала видеть… все черные собаки мохнатые снятся… Это всегда к собственному дому…
И как поправился я, пошел к Кириллу Саверьянычу посоветоваться. Тот сразу одобрил и посоветовал:
— Это можно ускорить. У меня есть знакомый нотариус… он берет деньги по мелочам и людям в нужный момент под вторые закладные отдает из двенадцати процентов, а сам по восьми платит… Только четыре процента себе за хлопоты оставляет…
И знакомый оказался — Стренин, Василь Семеныч. Всегда с Глотановым, Антон Степанычем, у нас завтракают, очень богатый человек. Но только он меньше тысячи не принимал.
— Вот и прикапливай! — посоветовал мне Кирилл Саверьяныч и стал опять по дружбе «ты» говорить. — Очень хорошо, что такое желание у тебя. Для пользы отечества всякий должен иметь свое обзаведение, и потому начальство завело кассы… И я даже своим мастерам карточки для марок роздал из касс, а они, дураки, разве что понимают! Завелся пятак — и уж грызется в кармане… А вот за границей почему порядок и покой? Потому что там даже в училищах приказывают копить. Да! И там у всякого почти рабочего свой собственный дом!..
И такие его разговоры так меня укрепили, что окончательно я порешил копить и копить. И когда пошел в ресторан, зашел в часовню и просил отслужить молебен во исполнение задуманного дела. Ах, как я себе в уме представлял обзаведение домиком! И садик бы развел, березок бы насажал, и душистого горошку, и подсолнухов… И были у меня хорошие куры на примете, лангожаны, замечательные куры у нашего повара одного… Да ведь за тридцать-то девять лет кипения мог бы себе хоть такое удовольствие доставить… Чайку-то в своем садике со своей ягодой напиться… Да-а… Попил я чайку… попил…
XI
А время было самое горячее для ресторанов, после Рождества. Работа и работа. Такие бывают месяцы в нашем деле, что за полгода могут прокормить. Сезон удовольствий и бойкой жизни. Возвращаются из-за границы, из теплого климата, и опять обращаются к жизни напоказ. И потом, господа из собственных имений… По случаю как продадут хлеб и другое, и также управляющие богачей. Очень любят глотнуть воздуха столицы. А потом коннозаводчики на бега, а этот народ горячий для ресторанов и любят рисковать очень на широкую ногу. Такое кипение жизни идет — оборот капиталов!.. А потом из Сибири подвалят, народ особенный, сибирский… В один день год норовит втиснуть, да чтобы со свистом. А это купечество и доверенные приезжают модные и другие товары, закупать на летний сезон.
Вот такой сорт публики для нас очень полезный. Копейке в зубы не засматривают… Ну, и измотают, конечно, так, что по ногам-то ровно цепами молотили. Наутро едва подымешься.
Таких-то дней не только мы ждем. Метрдотель-то еще больше нашего ждет… А ведь это штука не малая. Вот метрдотель… Ведь вот кто хорошо не знает — не может понять даже, что такое метрдотель!.. А это уж как кому какое счастье. Это не просто человек, а, можно сказать, выше ученого должен быть и уметь разбирать всех людей. Настоящий, породный, так сказать, метрдотель — это как оракул какой! Верно скажу. Чутьем брать должен. Другой скорей, может быть, в начальники пройдет, и в судьи, и даже, может быть, в губернаторы, а метрдотель выше его должен быть по голове. Взять официанта, нашего брата… Хороший лакей — редкость, и большой труд надо положить, чтобы из обыкновенного человека лакея сделать по всем статьям, потому что обыкновенный человек по природе своей приспособлен для натурального дела и имеет свой обыкновенный вид, как всякий обыкновенный человек. А лакей — он весь в услугу должен обратиться, и так, что в нем уж ничего сверх этого на виду не остается. Уж потом, на воздухе, он может быть как обыкновенно, а в залах действуй, как все равно на театре. Особенно в ресторане, который славен. Ну, прямо как на театре, когда представляют царя или короля или там разбойника. А метрдотель… это уж высший номер наш, как королек или там князек из стерлядки, значит, белая стерлядка, редкость. Он должен проникнуть в гостя и посетителя и наскрозь его знать. Так знать его по ходу, чтобы не дать ошибки. И потом, ответственность! Как тоже к гостю подойти и с какой стороны за него взяться, в самую точку попасть! И чтобы достоинство было и движения… Это любят. Такие движения, чтобы как дипломат какой. И потом, чтобы был весь во всей фигуре. Маленький метрдотель даже и не может быть. Тогда он должен в ширину брать… И тощих тоже нельзя, потому на взгляд не выходит. И такой должен быть, чтобы от обыкновенного официанта отличался. По зале пройдет, так что как бы и гость, но так, чтобы и с гостем не перепутали…