Иисус, уникальный Бог-человек
Тем не менее, этот человек отличался от всего остального человечества. Он был превыше всех людей, обладая Божественными атрибутами. Он не только по Своей человеческой природе был зачат от Духа, не только за всю Свою жизнь, несмотря на различные искушения, не совершил ни одного греха, не только после Своей смерти воскрес из мертвых и вознесся на небеса и не только был человеком, Который уничижил Себя до вида раба, став послушным до смерти крестной. Следует всегда помнить, что Христос существовал в другой, вечной форме задолго до Своего воплощения и уничижения. Он существовал в то время в форме Бога и не почитал хищением быть равным Богу (Фил. 2:6). В Своем воскресении и вознесении Господь вновь принял славу, которую имел у Отца прежде основания мира (Иоан. 17:5). Он вечен, как и Сам Бог, пребывая с Ним от начала (Иоан. 1:1, 1-е Иоан. 1:1). Он есть Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец (Откр. 22:13). Он вездесущий. Он одновременно пребывает как на земле, так и в недре Отца на небесах (Иоан. 1:18 и 3:13). После Своего прославления Он остается со Своей Церковью и наполняет все во всем. Он неизменен и верен. Он вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8). Так как Христос всеведущ, Он слышит наши молитвы. Он знает все, что в сердцах человеческих (Деян. 1:24, если, конечно, в этой ссылке не говорится об Отце). Поскольку Он всемогущ, все подчинено Ему и вся власть дана Ему как на небе, так и на земле. Только Он является Царем царей и Господом господствующих.
Однако Христос обладает не только Божественными атрибутами. Он также совершает Божественные деяния. Вместе с Отцом и Духом Он является Творцом всего сущего (Иоан. 1:3, Кол. 1:5). Он Первенец, Начаток и Глава всех творений (Кол. 1:15, Откр. 3:14). Он поддерживает все сущее словом силы Своей, и все сущее не только от Него, но также и постоянно в Нем и чрез Него (Евр. 1:3, Кол. 1:17). Более того, Он сохраняет, примиряет и восстанавливает все и собирает все воедино под Своим началом, будучи Главой всего. Вот почему Он особым образом назван Спасителем мира. В Ветхом Завете Спасителем и Искупителем называли Бога, однако в Новом Завете эти титулы приписываются как Богу Отцу, так и Сыну. В некоторых отрывках, где используются эти слова, говорится о Боге, а в некоторых – о Христе. Иногда тяжело определить, о ком идет речь – об Отце или о Сыне (Титу 2:13, 2-е Петр. 1:1). Однако Христос является Тем, в Ком и чрез Кого действенно совершается спасительная Божья работа.
Все эти факты указывают на единство Отца и Сына, на единство между Богом и Христом. Подобного единства нет между Творцом и Его творением. И несмотря на то что Христос принял человеческую природу, которая является ограниченной, начавшей свое существование во времени и пространстве, Он, тем не менее, как Личность, как Сущность в Святом Писании не причисляется к тварному миру, но только к Божественному естеству. Он обладает всеми Божьими добродетелями и совершает Божьи деяния. Он обладает такой же Божественной природой, что и Отец. Этот факт особенно ярко проявляется в трех терминах, описывающих Христа – «Образ», «Слово» и «Сын Божий».
Христос есть Образ Бога, сияние Его славы и выражение Его Личности. Во Христе невидимое Божие становится видимым. Видевший Его, видел и Отца (Иоан. 14:9). Всякий желающий узнать, Кем является Бог, должен увидеть Христа. Каков Христос, таков и Отец. Более того, Христос является Словом Божьим (Иоан. 1:1, Откр. 19:13). В Нем Отец выразил Себя в совершенстве – Свою мудрость, Свою волю, Свои превосходства, все Свое естество. К тому же Он сделал так, что Христос живет в Нем (Иоан. 5:26). Всякий желающий познать Божьи мысли, Божий совет, Божью волю относительно человечества и мира должен слушать слова Христа (Матф. 17:5). И, наконец, Христос – это Сын Божий, или просто Сын (как Иоанн пишет о Нем) без каких-либо дополнений (1-е Иоан. 2:2, Евр. 1:1, 8), Единородный и единственный возлюбленный Сын, в Котором Отцово благоволение. Всякий желающий стать дитятей Божьим, должен принять Христа, ибо все, кто принимает Его, получают право и силу называться детьми Божьими (Иоан. 1:12).
Апофеозом этого свидетельства являются слова Святого Писания, где Христос наделяется Божественным Именем. Апостол Фома перед вознесением Христа на небо исповедал Его своим Господом и Богом (Иоан. 20:28). Иоанн свидетельствует о Христе, что Он, будучи Словом, был с Богом от начала и Сам был Богом. Павел провозглашает, что Христос по плоти от Отцов, а по Своему естеству является сущим над всем Богом, благословенным во веки (Рим. 9:5). В Послании к евреям утверждается, что Он высоко превознесен над ангелами и является Самим Богом (Евр. 1:8–9). Петр говорит о Нем как о нашем Боге и Спасителе Иисусе Христе (2-е Пет. 1:1). В великом поручении (Матф. 28:19) и в апостольских благословениях Христос стоит в одном ряду с Отцом и Святым Духом. Имя, сущность, атрибуты и Божественные деяния проявляются в Сыне так же, как и в Святом Духе и Отце.
христология — Christology
Паоло Веронезе, Воскресение Иисуса Христа (около 1560).
Часть серии на
христианство портал
Часть серии на
Христология (от греческого Χριστός Христа и -λογία , -logia ), буквально «понимание Христа,» является изучением природы (человек) и работы (роль в спасении) от Иисуса Христа . Она изучает человечество и Божество Иисуса Христа, и связь между этими двумя аспектами; и роль , которую он играет в спасении .
Самые ранние христианские писания дали несколько названий к Иисусу, такие как Сын Человеческий , Сын Божий , Мессия , и Кириос , которые были все , полученных из еврейских писаний. Эти термины были сосредоточены на двух темах, а именно : «Иисус как предсуществующем фигура , который становится человеком , а затем возвращается к Богу » и «Иисус , как существо , избранный и„ принятого “Богом.»
От второго до пятого века, отношение человека и божественной природы Христа было основным направлением дискуссий в ранней церкви , так и на первых семи Вселенских Соборов . Халкидонский в 451 издал формулировку ипостасном союза двух природ Христа, одного человека и одного божественного » объединенных с ни смятения , ни разделения». Большинство основных ветвей западного христианства и православия подписываться на эту формулировку, в то время как многие отрасли восточных православных церквей отвергают его, подписавшись на миафизитство .