Содержание
- Первая часть Ветхого Завета, состоящая из пяти книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие),приписываемых Моисею.
- Действительно ли Моисей написал Бытие?
- Гипотеза, отвергающая то, что Моисей имел какое-либо отношение к написанию книги Бытие, и основывающаяся на ложной науке, до сих пор широко преподается будущим христианским лидерам.
- Что такое документальная гипотеза?
- Был ли Моисей Яхвистом, Элохистом, Девторономистом, Жрецом или Редактором?
- Свидетельство в пользу того, что автором Пятикнижия является Моисей
- Как насчет разных имен, используемых для Бога?
- Заключение:
- Ссылки и примечания
- Книга Бытия
- Название
- Разделение книги на недельные главы
- Происхождение книги с точки зрения богословия
- См. также
- Примечания
- Литература
- Ссылки
Первая часть Ветхого Завета, состоящая из пяти книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие),приписываемых Моисею.
Другие ответы на вопросы
- Что применяют в некоторых африканских странах, для уменьшения опухоли от укусов скорпионов? 6 букв
- Черно-белая птица, которая проводит зимовку в Персии. Про неё также был написан рассказ Русским писателем Пришвиным. 5 букв
- Как называется вещество, благодаря которому люди чувствуют запах газа? 7 букв
- Крупнейший город в Японии, который появился за счёт присоединения шести поселков? 8 букв
- Древние кельты считали, что это место, где очень много жаренной свинины. 3 буквы
- В московском жаргоне именно так назывался нехозяйственный человек. 8 букв
- Какая столица союзной советской республики была разрушена землетрясением в 1948 году? 7 букв
- Лучший способ демонстрации 6 букв
- Бочку можно поставить, положить, можно катить. А какое бондарное изделие нельзя положить? Оно может находится в стоячем положении, за что его назвали стойковой посудиной. 5 букв
- По его производству Гватемала опережает даже Родину Индию. Не зря его в Гватемале зеленым золотом называют и продают недешево. 8 букв
Действительно ли Моисей написал Бытие?
Рассел Григ
Гипотеза, отвергающая то, что Моисей имел какое-либо отношение к написанию книги Бытие, и основывающаяся на ложной науке, до сих пор широко преподается будущим христианским лидерам.
Почти все либеральные Библейские колледжи и семинарии и, к сожалению, некоторые заведения, которые открыто исповедуют консервативную евангельскую доктрину, одобрительно обучают своих студентов «документальной гипотезе», известной как «JEDP-гипотеза».
Что такое документальная гипотеза?
Египетские руины и статуи. Внутренние свидетельства в тексте Пятикнижия указывают на то, что автор был знаком с египетскими традициями, что вполне естественно было бы ожидать от Моисея.
Этот либеральный/критический взгляд отвергает тот факт, что Моисей написал первые пять книг Библии, начиная от книги Бытие и заканчивая книгой Второзаконие. Согласно этой гипотезе, первые пять книг были написаны разными неизвестными авторами (подобно другим частям Ветхого Завета), которые жили в века устных преданий в течение 900 лет после Моисея (если, согласно этой точке зрения, он вообще существовал). Этими гипотетическими повествователями являются:
J — Jahwist — (является символом того, кого документальная гипотеза называет Яхвистом) предположительно жил примерно 900–850 до Р.Х. Он/она/они якобы собирали мифы и легенды Вавилона и других наций и добавили их к «сборнику историй» евреев, образовав библейские стихи, где в качестве имени Бога используются буквы древнееврейского алфавита YHWH (‘Jehovah’ — Иегова).
E — Elohist — (Элохист) предположительно жил около 750–700 лет до Р.Х. в северном царстве (Израиль) и написал те стихи, где используется имя Бога ’Elohim – Элохим.
D — Deuteronomy (Девторономист) — предположительно написал большую часть Второзакония — книгу, которая вероятно была обнаружена в храме Иерусалима в 621 до Р.Х. (4 Царств 22:8).
P — Priest — предположительно Жрец (или жрецы), которые жили во время вавилонского пленения и якобы составили кодекс святости для людей, так называемый жреческий кодекс.
Различные редакторы – R — (от немецкого слова Redakteur — Редактор) предположительно соединили вместе все книги.
Идея о том, что эти книги были написаны не одним автором, впервые была предложена Жаном Астрюком в Париже в 1753 году. Однако основным представителем теории был Юлиус Велльгаузен (1844–1918), который «заново сформулировал Документальную Гипотезу … с точки зрения эволюционного взгляда на историю, который преобладал в то время в философских кругах».1,2 Он заявлял, что те части Ветхого Завета, которые касались сложной доктрины (т.е. единый Бог, Десять Заповедей, скиния и т.д.) были не истиной, явленной живым Богом, а идеями, эволюционировавшими от низших ступеней мышления, включая политеизм, анимизм, культ предков и т.д.3 Отсюда возникла и «необходимость» найти или придумать разных авторов. Одним из основных приводимых аргументов было то, что письменность еще не существовала во времена, когда жил Моисей.
Таким образом, документальная гипотеза подрывает достоверность событий Сотворения/Грехопадения/Потопа, а также всей древней истории Израиля. Она предполагает, что весь Ветхий Завет является одним огромным литературным обманом и ставит под сомнение не только честность Моисея, но и надежность и Божественность Иисуса (смотрите ниже пункт 5). Не удивительно, что критики с такой радостью приняли эту гипотезу!
Был ли Моисей Яхвистом, Элохистом, Девторономистом, Жрецом или Редактором?
.
Ответ: Он не был ни одним из них. Скорее Моисей сам был и писателем, и редактором Пятикнижия, и именно он составил эти пять книг примерно 1400 лет до Р.Х., а не неизвестные авторы времен вавилонского пленения. Это не значит, что Моисей не использовал другие письменные источники, доступные ему в то время (смотрите дальше), или, что он написал последние несколько стихов книги Второзаконие 34, в которых говорится о его смерти. Согласно Талмудической (Раввинистический иудаизм) традиции считалось, что эти стихи были добавлены под Божественным вдохновением Иисусом Навином.
Нет никаких внешних свидетельств, которые бы подтверждали истинность авторов J, E, D, P, или R. Как их звали? Что еще написали эти предполагаемые литературные специалисты? История, как древнееврейская, так и светская, ничего не знает о них. Они существуют только в воображении изобретателей документальной гипотезы.
Свидетельство в пользу того, что автором Пятикнижия является Моисей
Глиняные таблички, подобные изображенной на этой фотографии, идеально подходили для написания на них долговременных письменных свидетельств. В отличие от грубых камней, эту табличку легко можно было удержать в одной руке. Древние записи, находившиеся на борту Ковчега, позднее могли быть использованы Моисеем при составлении книги Бытие (конечно же, под Божьим водительством).
Доказательств того, что Моисей написал Пятикнижие, о котором в Библии часто говорится как о «Законе» (на древнееврейском тора), более чем достаточно:
- В отличие от взглядов Велльгаузена и других его сторонников, археологические исследования установили, что письменность во времена Моисея уже была хорошо известна. JEDP-гипотеза ошибочно предполагает, что израильтяне ждали много столетий от начала основания своего народа, пока изложили свою историю или законы в письменной форме. И это вопреки тому факту, что их соседи хранили записи своей истории и религии ещё до времени жизни Моисея.4
- Автор Пятикнижия явно является очевидцем Исхода израильского народа из Египта, а также знаком с географическими особенностями местности,5 ее флорой и фауной;6 он использует некоторые египетские слова7 и обращается к традициям, которые относятся ко второму тысячелетию до Рождества Христова.8
- Во многих местах Пятикнижия говорится, что Моисей был писателем этих книг, например: Исход 17:14; 24:4–7; 34:27; Числа 33:2; Второзаконие 31:9, 22, 24.
- Много раз в остальной части Ветхого Завета говорится о том, что Моисей записал Пятикнижие, например: Иисус Навин 1:7–8; 8:32–34; Судей 3:4; 3 Царств 2:3; 4 Царств 14:6; 21:8; 2 Паралипоменон 25:4; Ездры 6:18; Неемии 8:1; 13:1; Даниила 9:11–13.
- В Новом Завете Иисус часто говорил о записях Моисея или о законе Моисеевом, например: Матфея 8:4; 19:7–8; Марка 7:10; 12:26; Луки 24:27, 44; Иоанна 5:46–47; 7:19. Иисус сказал, что те, кто «не слушают Моисея» не поверят, «даже если бы кто и воскрес из мертвых» (Луки 16:31). Таким образом, мы видим, что те церкви и семинарии, которые отвергают историчность записей Моисея, отвергают также и буквальное телесное воскресение Господа Иисуса Христа.
- Другие авторы Нового Завета говорили то же самое, например: Иоанна 1:17; Деяния 6:14; 13:39; 15:5; 1 Коринфянам 9:9; 2 Коринфянам 3:15; Евреям 10:28.
Означает ли это, что Моисей написал книгу Бытие, не обращаясь ни к каким ранним источникам информации? Не совсем. Бытие состоит из рассказов об исторических событиях, которые происходили до рождения Моисея. Моисей мог легко иметь доступ к древним записям и/или надежным устным преданиям об этих событиях. В таком случае, такие записи, несомненно, сохранялись бы в письменном виде (вероятно на глиняных табличках) и передавались от отца к сыну по линии Адам-Сиф-Ной-Сим-Авраам-Исаак-Иаков и т.д.
В Бытие мы находим 11 мест, в которых говорится: «Вот (или «Это книга о…») происхождение…». Древнееврейское слово toledoth, переводимое как «происхождение», также может означать «начало», «история», или даже «семейная история», и каждый toledoth написан непосредственно перед, или сразу после описания исторических событий, в которых участвовал человек, имя которого упоминается.9 Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что Адам, Ной, Сим и т.д. описали события, которые происходили во время или незадолго до их жизни, а Моисей, находясь под водительством Святого Духа, отобрал, составил и записал эти истории – и в результате получилась книга Бытие в ее современной и связной форме.10
Бытие вовсе не показывает развития от идолопоклонства к монотеизму, как предполагает эволюционизм Велльгаузена. Скорее наоборот, Библия начинается с первоначального откровения Бога, которое, кстати, позднее было отвергнуто еврейским народом, в результате чего Бог предал его Вавилонскому пленению.
Как насчет разных имен, используемых для Бога?
Давайте рассмотрим этот вопрос, исследовав Бытие, главы 1 и 2. Слово ’Elohim — Элохим используется для Бога 25 раз в Бытие 1:1–2:4a.11 Этим самым нам дается представление о великом и верном Существе, обладающем созидательной и правящей властью, величием и всемогуществом, и который превыше материального мира, Им сотворенного. Это очень высокий титул (= «Бог»), и это имя является вполне подходящим, когда Моисей использовал его впервые, чтобы описать Божьи созидательные дела.12
В Бытие глава 2 со стиха 4 евреи используют буквы YHWH, когда называют Бога. Это слово, которое иногда переводится как «Иегова», чаще переводится как «Господь», и это наиболее часто используемое имя для Бога в Ветхом Завете (6823 раз). Оно означает Сущий — «Тот, Кто всегда был, есть и будет», и является очень личным именем Бога. Поэтому оно используется, когда речь идет о Его личных и заветных отношениях с человеком. Бытие 2:4(б) и далее – это подробное описание сотворения Богом Адама и Евы и места, приготовленного Им для них.13 Здесь они должны были жить и пребывать в общении с Господом14 и друг с другом. Поэтому Моисей вполне уместно употребил слово YHWH, когда писал этот раздел книги Бытие. В Бытие 2, YHWH соединяется с названием ‘Elohim – Элохим для того, чтобы образовалось составное имя YHWH-’Elohim (= Господь-Бог). Это означает, что Бог YHWH – это тот же, что и Элохим, т.е. Всемогущий Творец. Нет никакой логической причины (в особенности на основании имени, используемого для Бога) приписывать это описание какому-либо другому автору(ам).
Компьютер подтверждает: Бытие было написано одним автором
Следующая цитата взята из журнала Omni за август, 1982:
«После того, как 20000 древнееврейских слов из книги Бытие были введены в компьютер в израильском технологическом университете, исследователи обнаружили много предложений, которые заканчивались глаголами и многочисленными словами из шести букв или больше. «Так как эти идиосинкратические формы повторяются снова и снова, — говорит руководитель проекта Йехуда Раддай, — вероятнее всего текст писал один автор». Полный компьютерный анализ, проведенный в Израиле, установил, что вероятность того, что текст написан одним автором, составляет 82 %».
Те же самые принципы применимы ко всей остальной части книги Бытие и остальной части Ветхого Завета.
JEDP-гипотеза противоречит сама себе, поскольку ее сторонникам необходимо разбивать стихи на разделы и даже приписывать части предложений (в которых используется более чем одно имя для Бога) разным писателям. Подобная мешанина была бы странной, если бы разбирались тексты древней литературы Ближнего Востока.
Если бы речь шла о любой другой древней книге, подобная «ученость», используемая для продвижения этой гипотезы, давно была бы высмеяна!
Заключение:
В конечном счете, автором книги Бытие был Бог, который действовал через Моисея. Это вовсе не означает, что Бог использовал Моисея в качестве «пишущей машинки». Наоборот, Бог готовил Моисея к выполнению этой задачи с момента его рождения. И когда пришло время, у Моисея были все необходимые данные, и он был безошибочно управляем Святым Духом относительно того, что включать и что не включать в книги. Это согласуется с известной нам историей, а также с заявлениями и принципами Писания (2 Тимофею 3:15–17; 2 Петра 1:20–21).
С другой стороны нет никаких исторических данных и никакого духовного и какого-либо теологического основания для обманной JEDP-гипотезы. Ее учение абсолютно ложное; «ученость», которая используется для продвижения этой гипотезы полностью поддельная. Поддерживаемая теорией эволюции, она существует исключительно с единственной целью – чтобы подрывать авторитет Божьего Слова.
Ссылки и примечания
- Джош Макдауэл, Неопровержимые свидетельства, издательство Here’s Life Publishers, 1981, стр. 45. Вернуться к тексту.
- Известными сторонниками Веллгаузенизма были Самуел Р. Драйвер в Англии (1891) и Чарльз A. Бриггс в США (1893). Со времени Веллгаузена другие либеральные критики «обнаружили» до 40 предполагаемых соавторов Пятикнижия, включая Эдомитский источник информации S и Ханаанский источник K — можно насчитать столько же подразделений, сколько и «специалистов», которые ищут эти источники! Вернуться к тексту.
- Адаптированная версия Дэйва Брииза, Семь человек, которые правят миром из могилы, издательство Moody Press, Чикаго, 1990, стр. 89 и дальше. Вернуться к тексту.
- Адаптированная версия Глисон Арчер, Энциклопедия трудных мест Библии, издательство Zondervan, Мичиган, 1982, стр. 51–52. Вернуться к тексту.
- В Бытие 13:10 Иорданская долина сравнивается с «землей Египетской, всей до Сигора» — характеристика для читателей, которые незнакомы с Иорданской долиной в Палестине, но знакомыми с Египтом. Следовательно, это место написано примерно во время Исхода из Египта, а не много столетий после этого. Вернуться к тексту.
- Последовательность сбора урожая, описываемая в книге Исход 9:31–32, свойственна египтянам, а не палестинцам. Упоминаемые деревья и животные в основном относятся к Египту или Синайскому полуострову, а не к Палестине. Например, дерево акации, используемое для построения скинии, произрастает в Египте и на Синайском полуострове, но его с трудом можно обнаружить в Ханаане, за исключением местности вокруг Мертвого моря. Наружное покрытие, предназначенное для скинии в Исход 26:14 (евр. tachash), наиболее вероятно было изготовлено из дюгоня или ламантины (зоол. Сирены), это животное обитает в море недалеко от берегов Египта и Синайского полуострова, и не свойственно Палестине. Смотрите ссылку 4, стр. 46 и дальше. Вернуться к тексту.
- В Пятикнижии встречается больше заимствованных слов из древнеегипетского языка, чем во всей остальной части Библии, что естественно, если предполагать, что его автор – Моисей, который был «научен всей мудрости египетской» (Деяния 7:22). Само имя «Моисей» – египетское, а не древнееврейское (Исход 2:10). Вернуться к тексту.
- В Пятикнижие не содержит ни одного упоминания о храме или о том, что в будущем он будет расположен в Иерусалиме. Единственный центр поклонения, о котором говорится в Торе – это скиния, т.е. палатка. Вернуться к тексту.
- Бытие 2:4; 5:1; 6:9; 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 25:19; 36:1; 36:9; 37:2. В первом из этих стихов: «Вот происхождение неба и земли» (Бытие 2:4), ничего не говорится об имени человека, поскольку во время Недели Сотворения человек еще не существовал, а появился только на Шестой День. Информация, вероятно, была передана Богом Адаму, который затем и записал ее (ссылка 10). Вернуться к тексту.
- Генри Моррис, Свидетельство Бытия, издательство Baker Book House, Гранд-Рапидс, Мичиган, 1976, стр. 22–30; также профессор доктор Ф.Н. Лии, личное сообщение, апрель 1998. Вернуться к тексту.
- ’Элохим – это множественная форма древнееврейского слова, означающая «больше чем один». В Бытие 1:1 оно встречается с глаголом «сотворил» (на еврейском языке bara’) в единственном числе. Таким образом, это существительное, имеющее единственное значение, указывает на единомножественность Бога. Следовательно, христианская доктрина Троицы предвещается уже в самом первом стихе Библии. Также смотрите использование слова «мы» в Бытие 1:26 и 11:7. Вернуться к тексту.
- Обратите внимание, что Божью силу очень отчетливо можно увидеть в том, что Он сотворил такое огромное пространство, а также жизнь на Земле со всей её поразительной сложностью, проявляемой даже в мельчайших деталях, за короткий период времени – в течение шести дней, а не использовал для этого длительный, продолжительный процесс. Смотрите К.В. Тейлор, Первые 100 слов, издательство The Good Book Co., Госфорд, Новый Южный Уэльс, Австралия, стр. 3, 1996. Вернуться к тексту.
- Между Бытие 1 и 2 нет никаких противоречий. В Матфея 19:3–6 Иисус цитирует из обеих глав: 1:27 и 2:24, показывая, таким образом, что они обе авторитетны и полностью дополняют друг друга. Также смотрите Д. Баттен «Противоречия Бытия?» журнал Creation 18(4):44–45, 1996 (смотрите электронную версию); Р.M. Григг «Стоит ли принимать Бытие буквально?» журнал Creation 16(1):38–41, 1993 (смотрите электронную версию). Вернуться к тексту.
- Смотрите Осии 6:7: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет…» Вернуться к тексту.
Книга Бытия
У этого термина существуют и другие значения, см. Бытие (значения).
Бытие
בְּרֵאשִׁית (Бе-решит — «В начале»)
Моисей
Священное Писание
древнееврейский
Библия / Ветхий Завет / Пятикнижие
Исход
Бытие́ (ивр. בְּרֵאשִׁית, Бе-реши́т — «В начале»; лат. Genesis; др.-греч. Γένεσις — «Происхождение»; тж. «Первая книга Моисея») — первая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. Содержание книги составляют предания о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа. Повествование начинается с Сотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте. Состоит из пятидесяти глав.
Название
Еврейское название книги, так же как и у других книг Торы, дано по первому значимому слову. В талмудической литературе эта книга часто называется «ספר מעשה בראשית» (Сефер маасе берешит) — «Книга начала бытия», откуда происходит название этой книги в большинстве переводов Библии. В Талмуде называется также «Сефер а-яшар» (букв. «Прямая книга»), в честь праотцов, которые были «прямыми» (то есть честными с людьми и преданными Богу). Некоторые средневековые рукописи употребляют также название «Сефер ришон» («Первая книга») или «Сефер бриат а-олам» («Книга сотворения мира»).
Книга делится на две основные части:
- история человечества до патриархов (главы 1—11), заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества.
- история патриархов и их семей (главы 12—50), описывает историю зарождения еврейского народа в лице его родоначальников — патриархов Авраама, Исаака и Иакова.
Сотворение мира
Основные статьи: Сотворение мира, Сотворение мира в Библии
Грехопадение
Основная статья: Грехопадение
Допотопные времена
Основная статья: Допотопные времена
Всемирный потоп
Основная статья: Всемирный потоп
Таблица народа
Основные статьи: Библейская родословная, Сыновья Ноя
Разделение книги на недельные главы
Происхождение книги с точки зрения богословия
Христианский богослов А. П. Лопухин писал, что подлинность книги Бытия имеет как внутренние, так и внешние основания.
- К внутренним доказательствам, прежде всего, относится язык, которым написана книга: он отмечен глубокой древностью, в тексте постоянно встречаются библейские архаизмы.
- К внешним доказательствам относится согласие данных Библии с информацией из различных внешних естественнонаучных и древне-исторических научных источников. Изучение текста книги Бытие в сопоставлении с письменными памятниками других народов Древнего Переднего Востока и данными археологии свидетельствует о глубокой древности этой книги.
- Так, доказана связь патриархов с Месопотамией, в особенности с Хараном, в период, предшествовавший завоеванию Ханаана израильтянами, то есть до 1200 г. до н. э., что подтверждается, в частности, совпадением имен предков патриархов с топонимами в округе Харана. С возвращением Иакова в Ханаан эта связь неожиданно прерывается.
- Противоречия между данными истории евреев после заселения ими Ханаана и повествованием Бытия о сынах Иакова могут быть объяснены только тем, что это повествование сохранило достоверные фрагменты ранней истории отдельных еврейских племен. Так, Рувим назван первенцем Иакова, его имя всегда занимает почетное место в списках Израилевых колен, хотя в эпоху после патриархов колено Рувима уже не играло господствующей роли в истории Израиля; Левий изображен в Бытии безжалостным воином, что противоречит известному нам по последующим книгам Библии статусу левитов как служителей культа, не игравших никакой роли в завоеваниях.
См. также
- Энума элиш
- Первый человек
- Праотцы
Примечания
- Талмуд, Авода зара 25а
- Толковая Библия Лопухина
Литература
- Классические библейские комментарии: Книга Бытия. Сборник переводов с древнееврейского, арамейского и средневекового иврита. — М.: Олимп, 2010. — 700 c. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7390-2468-8
- Фаст Геннадий. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. — Красноярск: Енисейский благовест, 2007. — Т. 1. — 352 с.
Ссылки
бытие в Викисловаре
Книга Бытия в Викицитатнике
Бытие в Викитеке
Category:Book of Genesis на Викискладе
- Зайцев Д. В. Бытие // Православная энциклопедия. Том VI. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — С. 412-428. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-010-2
- Бытие — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Книга Брейшит. Предисловие к изданию Сончино.
- Bereshit (англ.) (иврит)
- Берешит на иврите с переводом на англ.
- Пятикнижие Моисеево. Книга Бытия
- Прослушать Книгу Бытие. Читает Nikolai Digalo (ст.-слав.)
Бэ-решит • Шмот • Ва-йикра • Бэ-мидбар • Дварим
Йешуа • Шофтим • Шмуэль Алеф • Шмуэль Бет • Млахим Алеф • Млахим Бет • Йешайяху • Ирмияху • Йехезкель • Хошеа • Йоэль • Амос • Овадья • Йона • Миха • Нахум • Хавакук • Цфания • Хагай • Зехарья • Мала’хи
Тегилим • Мишлей • Иов • Шир ха-Ширим • Рут • Эйха • Кохэлет • Эстер • Даниэль • Эзра • Нехемия • Диврей ха-ямим (Алеф/Бет)
Бытие • Исход • Левит • Числа • Второзаконие
Иисуса Навина • Судей Израилевых • Руфь • Самуила (1-я Царств • 2-я Царств) • 3-я Царств • 4-я Царств • Паралипоменон (1-я • 2-я) • Ездры (1-я • 2-я* • 3-я*) • Неемии • Товита* • Юдифи* • Есфирь
Исаии • Иеремии • Плач Иеремии • Послание Иеремии* • Варуха* • Иезекииля • Даниила • Осии • Иоиля • Амоса • Авдия • Ионы • Михея • Наума • Аввакума • Софонии • Аггея • Захарии • Малахии • Маккавейские* (1-я* • 2-я* • 3-я*)
Знаком * отмечены второканонические книги
Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Наименование книги. Первая священная книга нашей славяно-русской Библии носит наименование «Бытие». Такое ее наименование есть буквальный перевод греческого надписания данной книги в тексте LXX, указывающего на содержание первой священной книги (в тесном смысле – двух первых глав ее), надписываемой в еврейском ее подлиннике первым словом текста 1-го стиха – בראשית – bereschith.
Происхождение и смысл ее наименования. Из сказанного уже ясно, что ключ к разгадке наименования первой книги Библии должно искать в тексте ее подлинника. Обращаясь к последнему, мы видим, что каждая из первых пяти книг Библии, образующих так называемую Тору («кн. Закона») или Моисеево пятикнижие, получили свое название от первого или двух первых ее слов; а так как начальная книга в еврейском подлиннике открывается словами בְּרֵאשִׁית בָּרָא, то эти именно слова и были поставлены евреями в качестве ее заголовка. 1-я книга (или Бытие) в еврейском тексте называется bereschith («в начале»); 2-я (Исход) – elleh-schemoth («сии имена»); 3-я (Левит) – vajigra («и воззвал»); 4-я (Чисел) – vajedabber («и сказал»; другое название – bemidbar – «в пустыне», ср. Чис. 1:1); 5-я (Второзаконие) – elleh-haddebarim. Но хотя наименование книги «Бытия» и имеет случайное происхождение, однако оно удивительным образом совпало с ее существенным содержанием и полно широкого смысла. В 1-й книге Моисея многократно встречается синонимичное слову «Бытие» название toldoth. Под именем תוֹלְדוֹת toldoth – «порождения, происхождения, потомства» (от евр. гл. תלד «рождать») у евреев были известны их родословные таблицы и находящиеся при них историко-биографические записи, из которых впоследствии составлялась и самая их история. Ясные следы существования таких «генеалогических записей», исправленных и объединенных рукой их богодухновенного редактора Моисея, можно находить и в кн. Бытия, где не менее десяти раз мы встречаемся с надписанием תוֹלְדוֹת toldoth, а именно «происхождение неба и земли» (Быт. 2:4), «родословие Адама» (Быт. 5:1); «житие Ноя» (Быт. 6:9); «родословие сыновей Ноя» (Быт. 10:1); «родословие Сима» (Быт. 11:10); «родословие Фарры» (Быт. 11:27); «родословие Измаила» (Быт. 25:12); «родословие Исаака» (Быт. 25:19); «родословие Исава» (Быт. 36:1); «житие Иакова» (Быт. 37:2).Отсюда очевидно, что первая книга Библии есть по преимуществу книга родословий и что ее греческое и славяно-русское название как нельзя лучше знакомят нас с ее внутренней сущностью, давая нам понятие о небе как о первой родословной мира и человека.Что касается разделения книги Бытия, то наиболее глубоким и правильным должно признать разделение ее на две далеко неравные части: одна, обнимающая одиннадцать первых ее глав, заключает в себе как бы универсальное введение во всемирную историю, поскольку касается исходных пунктов и начальных моментов первобытной истории всего человечества; другая, простирающаяся на все остальные тридцать девять глав, дает историю уже одного богоизбранного народа еврейского, и то пока еще только в лице его родоначальников – патриархов Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.Единство и подлинность книги Бытия доказываются прежде всего из анализа ее содержания. Вникая глубже в содержание этой книги, мы, при всей ее сжатости, не можем не заметить удивительной стройности и последовательности ее повествований, где одно вытекает из другого, где нет никаких действительных несогласий и противоречий, а все стоит в полном гармоническом единстве и целесообразном плане. Основной схемой этого плана служит вышеуказанное нами деление на десять «генеалогий» (toldoth), составляющих главные части книги и объединяющих в себе большее или меньшее количество второстепенных, смотря по важности той или другой генеалогии. Подлинность книги Бытия имеет для себя как внутренние, так и внешние основания. К первым, помимо всего вышесказанного о содержании и плане этой священной книги, должно отнести ее язык, носящий следы глубокой древности, и особенно встречающиеся в ней библейские архаизмы. Ко вторым мы относим согласие данных Библии с естественнонаучными и древне-историческими известиями, почерпаемыми из различных внешних научных источников. Во главе всех их мы ставим древнейшие сказания ассиро-вавилонских семитов, известные под именем «халдейского генезиса», дающие богатый и поучительный материал для сравнения с повествованиями библейского генезиса 1.Наконец, важность книги Бытия понятна сама собою: являясь древнейшей летописью Мира и человечества и давая наиболее авторитетное разрешение мировых вопросов о происхождении всего существующего, книга Бытия полна глубочайшего интереса и имеет величайшее значение в вопросах религии, морали, культа, истории и вообще в интересах истинно человечной жизни.