28 марта. Будьте как дети
Аудио
Отвечаем на вопросы, заданные вами в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте».
Сегодня в программе мы поговорим о том, какие внутренние качества должен иметь христианин и на кого должны равняться мы с вами в повседневной жизни. А поводом стал вопрос от Александра:
«Что значит выражение Господа: “будьте как дети, иначе не войдете в Царство Небесное”? Дети же тоже грешат, и к тому же во время Господа не было причастия (ведь Господь установил причастие перед самым арестом) и исповеди, то есть дети во время земной жизни Господа были лишены этих таинств церковных».
Александр Попов
Вновь обратимся к страницам Евангелия и прочитаем вместе первые пять стихов 18-й главы Евангелия от Матфея:
1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает.
(Мф. 18, 1-5).
Ученики Христовы никак не могли отрешиться от иудейских воззрений на Царство Мессии. Отождествляя его с земными царствами, апостолы желали знать, кто из них какое место займет в этом Царстве, а потому спросили Учителя: кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18, 1).
Видя их неразумие и желая преподать Своим ученикам урок о взаимоотношениях в Царстве Христовом, Спаситель говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). «Обратитесь», то есть повернетесь. Этими словами Спаситель пытается донести до апостолов, что в своих рассуждениях они идут не тем путем, не к Царству Божию, а совершенно в противоположном направлении.
В жизни все зависит от того, к чему человек стремится, какие он ставит перед собой цели. Кто стремится к исполнению своих честолюбивых планов, достижению личной власти, престижу, самовозвышению, тот идет в противоположную сторону, потому что быть гражданином Царствия Небесного – значит совершенно забыть свое «я» и провести свою жизнь в служении, а не в достижении власти. До тех пор пока человек важнейшим в мире считает свою жизнь, он стоит спиной к Царствию Небесному. Если он хочет достичь Царствия Божия, то должен повернуться и встать лицом к Иисусу Христу.
Для наглядности Христос указывает на младенчика, говоря: кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4). Предание Церкви сохранило и имя этого мальчика, им был не кто иной, как будущий ученик апостола Павла, а позже Иоанна Богослова – великий святитель Церкви Игнатий, получивший имя Теофорос – Богоносец. Согласно легенде, это имя ему дали потому, что Господь наш Иисус Христос посадил его к Себе на колени.
У ребенка есть три великих качества, которые делают его символом граждан Царствия Небесного.
Во-первых, и прежде всего – скромность, которая является главной идеей этого отрывка. Ребенок не старается быть лидером в толпе; он, наоборот, пытается быть незаметным. Лишь когда малыш подрастает и начинает осознавать жестокую борьбу этого мира за первенство во всем, пропадает его врожденная скромность.
Во-вторых, зависимость. Для ребенка зависимость является совершенно естественным состоянием. Он никогда не думает, что сможет сам совладать с жизнью. Он совершенно согласен быть полностью зависимым от тех, кто его любит и заботится о нем. Если бы люди осознали и признали свою зависимость от Бога, их жизнь была бы совершенно иной.
И, наконец, доверие. Пока мы дети, мы не осознаем ценности вещей, не покупаем себе ни пищу, ни одежду, и все же мы никогда не сомневаемся в том, что будем накормлены и одеты. Мы доверяем свою жизнь родителям, подобно тому, как должны доверять нашему Отцу, который на небе.
кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18, 5). Эти слова Господа сложно понять, не зная особенностей иудейской культуры. Матфей, который писал свое Евангелие для евреев, в данном отрывке красиво играет образами и словами. Иудеи употребляли слово «дитя» в двух смыслах. Во-первых, они употребляли его буквально для обозначения маленького ребенка, но раввины обычно называли сыновьями или детьми своих учеников. И потому слово «дитя» имеет также значение «новообращенный человек», в данном случае еще не утвердившийся в вере, который только что вступил на правильный путь и еще может быть легко совращен с него.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Всякий, кто с любовью будет относиться к таким малым детям или вообще людям кротким и смиренным, похожим на детей, во Имя Христово, то есть во исполнение Моей заповеди о любви ко всем слабым и униженным, тот сделает это как бы Мне Самому».
Принять ребенка или человека новоначального в вере и наставить в духе Христовой веры – значит указать ему подлинную дорогу к Царству Небесному и этим принять Царство Божие и Самого Христа.
Но эти слова Спасителя могут иметь и другое прекрасное значение: видеть в ребенке Христа. Дело в том, что воспитывать буйных, непослушных, неспокойных детей может быть изматывающей работой. Удовлетворять потребности ребенка: стирать его одежду, перевязывать порезы и ушибы, готовить для него еду – это, может быть, непривлекательное дело, но никто в мире не оказывает такой помощи Богу, как наставник малого ребенка и утомленная и вечно неуспевающая мать. Такие люди увидят блеск в серых буднях, если они иногда будут прозревать в ребенке Самого Господа.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны к тому, чтобы быть как дети, то есть обладать детской скромность и доверием к Богу. И неважно, какие негативные качества встречаются у детей. Если мы научимся видеть и взращивать в них только доброе семя, то и плоды наши будут добрыми. И сердце наше будет наполнено благодатью Божьей. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Толкования Священного Писания
и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное
Что это может означать? Ведь все в нашей цивилизации направлено как раз на то, чтобы поскорее сделать детей взрослыми, т.е. такими же рассудочными и прозаическими существами, как мы сами. Не рассчитаны ли все наши доказательства, рассуждения и споры именно на этого взрослого, для кого детство всего лишь время роста, подготовки — время, иными словами, медленного изживания в себе детства? Но вот «будьте как дети» — говорит Христос, и еще: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). Если так сказано в Евангелии, то нам, верующим, незачем стыдиться несомненной детскости, присущей и нашей религии, и нашему религиозному опыту. Не случайно первое, что мы видим, входя в храм, — это образ юной Матери и Ребенком на руках, точно это самое главное в Христе, точно Церковь боится, что мы забудем об этом самом важном явлении Божественного в мире. Ибо та же Церковь утверждает, что Христос есть Бог, Истина, Мудрость, Сила. Но вот все это явлено сперва в образе Ребенка, как будто именно это явление — ключ ко всему остальному в христианстве.
Итак, спросим себя: что же значат эти слова: «будьте как дети»? Вряд ли это призыв к какому-то искусственному опрощению, к отказу от развития, образования, накопления опыта, т.е. от всего того, что мы называем подготовкой к жизни, умственным и физическим созреванием. И про самого Христа сказано в Евангелии, что Он преуспевал в премудрости (Лк. 2:52). Следовательно, «будьте как дети» — это никак не поощрение инфантилизма, не противопоставление физического детства физической взрослости; призыв Христа вовсе не означает, что для приобщения к религиозному опыту нужно стать каким-то простачком-дурачком.
Но что же тогда означают слова Христа? Для ответа на этот вопрос нужно сперва задать другой — не о том, что приобретает человек, становясь взрослым (ибо это ясно без слов), а о том, что теряет он, выходя из детства. Ибо нет сомнения: человек теряет то единственное и драгоценное, из-за чего вспоминает детство как утраченный рай, как золотой сон, с окончанием которого жизнь стала печальнее и страшнее. Я думаю, что если бы нужно было определить это одним словом, то это было бы слово «цельность». Ребенок не знает еще разделения жизни на прошлое, настоящее и будущее, этого печального опыта безвозвратно утекающего времени. Он весь в настоящем, весь в полноте того, что сейчас, будь то радость, будь то горе. Он весь в радости, и потому говорят о «детском смехе», «детской улыбке», он весь в горе и отчаянии, и потому говорят о «слезах ребенка», ибо дети с равной неудержимостью и плачут, и смеются. Ребенок целостен в своем отношении не только к времени, но и ко всей жизни, он отдается весь всему; он воспринимает мир не рассудочно, не аналитически, не одним из чувств, а всем своим существом без остатка, но потому и мир раскрывается ему во всех своих измерениях. Если для него звери говорят, деревья страдают или радуются, солнце улыбается, а пустая спичечная коробочка чудесно преображается в дом, автомобиль или аэроплан, то это не потому, что он глуп и неразвит, а потому, что ему в высшей степени дано, открыто это ощущение чудесной глубины и связи всего со всем, потому, что он имеет дар полного слияния с миром и жизнью.
И вот, вырастая, мы безнадежно теряем все это. Теряем прежде всего эту самую целостность. Мир постепенно распадается в нашем сознании на составные элементы, но вне глубинной их взаимосвязи все они остаются лишь сами собой и потому — плоскими и одномерными. Мы все больше понимаем и все меньше воспринимаем, мы узнаем обо всем и не имеем настоящего общения ни с чем. Но ведь ощущение всеобщей взаимосвязи, дар во всем единичном видеть целое, способность к полной самоотдаче и слиянию, внутренняя открытость и доверие к миру — это и есть слагаемые религиозного опыта, это и есть различение во всем Божественной глубины и красоты, это и есть непосредственное переживание Бога, наполняющего Собою все во всем! Само слово «религия» означает по-латыни «связь». Религия не есть лишь часть опыта, лишь один из способов постижения, но она есть связь всего со всем, а потому — последняя правда обо всем. Религия — это глубина вещей и их высота; религия есть свет, льющийся из всего, но потому и все освещающий; религия есть опыт присутствия во всем, за всем и над всем той последней реальности, без которой ничто не имеет никакого смысла. Эта целостная Божественная реальность постигается только целостным восприятием, к которому и относятся слова: «будьте как дети».
К этому восприятию и призывает нас Христос, когда говорит: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк. 18:17). Ибо увидеть, почувствовать, пожелать Царство Божие — значит постичь глубину вещей, постичь то, о чем они в лучшие минуты жизни нам возвещают, постичь тот свет, который начинает литься их них, когда возвращаемся мы к детской целостности.
Беседы на радио «Свобода». Встречая Рождество.