Содержание
- Московская Духовная Академия приглашает всех желающих на курсы по подготовке церковных специалистов
- Высшие богословские курсы в Московской православной духовной академии
- Православных мирян, получивших богословскую подготовку, приглашаем пройти курсы повышения квалификации по направлениям специализации:
- Обучение с верой
- 1. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
- 2. Московская православная духовная академия
- 3. Санкт-Петербургская православная духовная академия
- 4. Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея
- 5. Институт философии, теологии и истории святого Фомы
- 6. Московский исламский университет
- «Мы выпускаем уникальных специалистов»
- Православные просветительские курсы
- Список дистанционных курсов
- Дистанционные богословские курсы «Суть православной веры»
- Бесплатные православные курсы онлайн для детей и взрослых
Московская Духовная Академия приглашает всех желающих на курсы по подготовке церковных специалистов
Москва, 19 мая 2017 г.
Московская Духовная Академия совместно с Московским Педагогическим Государственным Университетом (МПГУ) приглашают всех желающих на курсы по подготовке церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
Данная программа нацелена на формирование у слушателей целостного православного мировоззрения и комплекса знаний в области православного богословия. Особое внимание уделяется умению применять полученные знания, организуя просветительскую деятельность на приходах, в благочиниях, епархиях.
Срок обучения – 3,5 года.
Форма обучения заочно-дистанционная с двумя очными сессиями в год в стенах Московской духовной академии (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад). Также возможна вечерняя форма обучения в Москве с 18.00 до 21.00 два раза в неделю.
Зачисление и установочная сессия пройдут с 31 июля по 11 августа 2017 года.
При успешном освоении программы выпускники получают:
— диплом установленного образца МДА, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере церковного просвещения и образования;
— диплом Московского Педагогического Государственного Университета о профессиональной переподготовке по направлению «Теология, методика преподавания».
Требование к поступающим: абитуриенты должны иметь высшее образование либо обучаться не менее чем на 3-м курсе ВУЗа. Абитуриенты со средним профессиональным образованием могут быть зачислены в качестве кандидатов.
Абитуриенты должны иметь рекомендацию священника или архиерея.
Зачисление осуществляется по результатам вступительного собеседования (устного/письменного) по основам Православия в объеме учебника «Закон Божий» прот. Серафима Слободского.
Чтобы подать заявку, необходимо выслать заполненную анкету на эл. почту center-dpomda@yandex.ru.
Список документов, а также вопросы к вступительному испытанию можно скачать по ссылке: http://www.mpda.ru/dop/abitur/
Обучение платное.
Занятия проводят ведущие преподаватели Московской духовной академии, других духовных образовательных организаций и православных вузов, специалисты в области гуманитарных дисциплин.
Руководители курсов рекомендуют потенциальным слушателям дистанционно освоить подготовительный курс «Основы Православия» на сайте http://dist.kursmpda.ru/, e-mail: info.kursmda@yandex.ru
Дополнительная информация:
завуч Центра дополнительного образования МДА 8-963-711-63-51;
Высшие богословские курсы в Московской православной духовной академии
Заочное отделение
Высших Богословских Курсов Московской Православной Духовной Академии
проводит набор:
— 28 декабря 2013 г.:
— на подготовительные курсы «Основы Православия» (70 часов);
— на первый курс «Православное богословие, методика преподавания» (542 часа);
Обучение будет проходить с 29 декабря по 5 января 2014 г.
-8 января 2014 г.:
— на курсы повышения квалификации преподавателей «Основы духовно-нравственной культуры (72 часа);
— на курсы повышения квалификации по подготовке катехизаторов (144 часа);
— на курсы повышения квалификации по подготовке катехизаторов-преподавателей воскресных школ (144 часа),
Обучение будет проходить с 9 по 17 января 2014 г.
Занятия проходят в Московской духовной академии на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в г. Сергиев Посад. Лекции читают профессоры и ведущие преподаватели Московской Духовной Академии, квалифицированные специалисты в соответствующих областях деятельности.
Выпускники Высших Богословских Курсов МПДА могут применить полученные знания в различных областях:
- заниматься организацией образовательной деятельности в государственных средних и высших учебных заведениях, Воскресных школах,
- вести миссионерскую, катехизаторскую и воспитательную работу с детьми и молодежью, а также работать в группах социальной адаптации и реабилитации,
- быть экспертами в области теологии и православной культуры, работать в административных и образовательных учреждениях,
- работать в СМИ,
- по благословению правящих архиереев нести церковные послушания в епархиальных управлениях и на приходах.
Таблица видов профессионального обучения различных форм богословско-педагогического направления.
№ |
Наименование вида обучения |
Форма обучения |
Срок обучения |
Период обучения |
Программа обучения |
Аттестация |
Вид документа об образовании |
Подготовительные курсы |
очная |
8 дней |
28 декабря- 5 января, 1-11 июля |
Основы Православия |
зачет |
Сертификат ВБК МПДА (70 часов) |
|
Курсы повышения квалификации преподавателей курсов ОРКиСЭ |
очная |
8 дней |
8-17 января, 20-28 июня |
Основы духовно-нравственной культуры |
зачет |
Удостоверение МГГУ им. М.А. Шолохова (72 часа) |
|
Курсы повышения квалификации подготовки катехизаторов на приходах и в благочиниях |
заочная |
6 месяцев |
8-17 января, 20-28 июня |
Подготовка катехизаторов |
Междисциплинарный аттестационный экзамен или Выпускная аттестационная работа |
Удостоверение ВБК МПДА (144 часа) |
|
Курсы повышения квалификации подготовки катехизаторов-педагогов воскресных школ |
заочная |
6 месяцев |
8-17 января, 20-28 июня |
Подготовка катехизаторов-педагогов воскресных школ |
Междисциплинарный аттестационный экзамен или Выпускная аттестационная работа |
Удостоверение ВБК МПДА (144 часа) |
|
Профессиональная переподготовка |
заочная |
3,5 года |
28 декабря- 5 января, 1-11 июля |
Теология, методика преподавания |
Междисциплинарный аттестационный экзамен |
Диплом МГГУ им. М.А. Шолохова (502 часа) |
|
Среднее профессиональное религиозное образование |
заочная |
3,5 года |
28 декабря- 5 января, 1-11 июля |
Православное богословие, методика преподавания |
Междисциплинарный аттестационный экзамен |
Свидетельство ВБК МПДА (542 часа) |
|
Высшее профессиональное религиозное образование |
заочная |
4,5 года |
28 декабря- 5 января, 1-11 июля |
Православное богословие, методика преподавания |
Защита выпускной квалификационной работы |
Диплом ВБК МПДА |
Подготовительные курсы «Основы Православия» (70 часов) проводятся для желающих прослушать лекции по Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, Истории Древней Церкви, о православных Таинствах, познакомиться с житиями святых подвижников Церкви, а также прослушать пропедевтический курс богословских дисциплин основной программы. Целью курсов является подготовка к первой сессии основной программы обучения на 3,5 года. Выпускники Подготовительных курсов получают сертификат. Желающие поступить на основную программу (3,5 года), имеют возможность сразу пройти вступительное собеседование и получить учебно-методические материалы для подготовки к первой сессии.
Программа повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры» (72 часа) позволяет получить систематическое представление о Священной Истории Ветхого и Нового Заветов, главных моментах в истории христианства, православных Таинствах, житиях святых подвижников Церкви, православной культуре, государственной политике в области образования, познакомиться с современными авторскими методиками преподавания предмета «Православная культура», обменяться опытом преподавания. Целью курса обучения является – подготовка православно ориентированных преподавателей предмета «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКиСЭ. Слушатели, успешно окончившие Курсы и имеющие высшее профессиональное образование, получают удостоверение о повышении квалификации, выданное Московским государственным гуманитарным университетом им. М.А.Шолохова.
Православных мирян, получивших богословскую подготовку, приглашаем пройти курсы повышения квалификации по направлениям специализации:
— катехизатор для работы на приходе и в благочинии (144 часа);
— катехизатор — преподаватель воскресной школы (144 часа).
Обучение проходит в два этапа:
— первая сессия (72 часа) теоретическая;
— вторая сессия (72 часа) практическая и аттестационная.
Между сессиями 4 месяца стажировки в своем храме, теоретическая подготовка и выполнение практических заданий к аттестации. По окончании обучения выпускники Курсов получат удостоверение церковного образца о повышении квалификации. В настоящее время документ разрабатывается Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Документ подтвердит уровень церковного образования у слушателя и даст право занимать штатные должности по направлению церковного служения – катехизатор, катехизатор — преподаватель воскресной школы.
На первый курс заочного отделения приглашаем слушателей, прошедших самостоятельную подготовку по курсу «Основы Православия», а также тех, кто уже прошел обучение основам православной веры, работает или имеет большой опыт работы в сфере православного образования, желающих получить систематическое богословское и методико-педагогическое образование:
— по направлению профессиональной переподготовки «Теология, методика преподавания» (502 часа) со сроком обучения — 3,5 года выпускники получают
*диплом Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова о профессиональной переподготовке по специальности «Теология, методика преподавания» (для тех, кто имеет высшее профессиональное образование или является студентом 3 курса вуза);
— по программе «Православное богословие, методика преподавания» (542 часа), со сроком обучения — 3,5 года выпускники получают
*свидетельство Высших Богословских Курсов Московской Православной Духовной Академии по специальности «Православное богословие, методика преподавания»;
— по программе «Православное богословие, методика преподавания» со сроком обучения 4.5 года выпускники получают
* диплом (после защиты дипломной работы/проекта) Высших Богословских Курсов Московской Православной Духовной Академии по специальности «Православное богословие, методика преподавания»
Материалы для самостоятельной подготовки к обучению на первой сессии 1-го курса размещены на сайте курсов, в разделе «Заочное отделение», «Абитуриенту».
Вступительное собеседование и сессии проходят два раза в год: зимой и летом.
Для предварительной регистрации нужно заполнить и выслать по указанному ниже адресу анкету (в электронном виде).
Наш адрес: 141309, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, МДАиС, ауд. № 103, Педагогический кабинет.
Обучение с верой
1. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Первый в нашей стране вуз для мирян, желающих получить высшее богословское образование. Обучение ведется на 10 факультетах по 20 различным направлениям. Наряду с теологами и религиоведами в ПСТГУ ухитряются готовить специалистов по математическому обеспечению и администрированию информационных систем, а также экономистов с религиозным уклоном. Очное обучение — бесплатное, очно-заочное и заочное — только на контрактной основе. Дипломники-бакалавры имеют возможность продолжить обучение — магистратура действует по 9 направлениям. Для студентов, желающих стать священниками, работает Богословский институт, где молодые люди проходят пастырскую подготовку и получают дополнительный диплом. Удивительный факт: среди выпускников этого вуза довольно много фигур из мира политики — например, министр юстиции Александр Коновалов или директор департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Александр Журавский.
Как поступить. Принимают и мужчин, и женщин. От абитуриентов требуются принести в приемную комиссию результаты ЕГЭ. В случае, если выбранная специальность подразумевает наличие каких-либо творческих способностей, нужно будет пройти установленные вузом дополнительные испытания. В ПСТГУ работает подготовительное отделение и певческая школа для детей.
2. Московская православная духовная академия
Считает себя старейшим вузом страны. Ведет свою историю от основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. С 1814 года располагается в Сергиев-Посаде. Считается ведущим центром отечественной православной науки — именно здесь преподает известнейший богослов-полемист Алексей Ильич Осипов. Кроме того, в МПДА есть отделение заочного обучения, миссионерский отдел, греко-латинский кабинет и церковно-археологические кабинеты. Есть и богословские курсы для мирян. При академии готовят в основном священослужителей и преподавателей духовных учебных заведений. Работают две школы: регентская, готовящая руководителей церковных хоров, и иконописная, выпускающая не только иконописцев, но и вышивальщиц.
Учиться в МДА могут исключительно мужчины до 35 лет, крещенные по православному обряду, неженатые или состоящие в первом браке. Правда, в начале им необходимо поступить в семинарию, проучиться там 4 года и окончить ее. В регентскую и иконописную школы принимают как мужчин, так и женщин с полным средним образованием — крещенных и православных.
Как поступить. Все вступительные экзамены вуз проводит самостоятельно. Нужно написать диктант, а также показать знание библейской истории, вероучения православной церкви, особенностей обрядов богослужения и основные молитвы.
3. Санкт-Петербургская православная духовная академия
Вуз с богатой историей, основанный при Петре I. Пожалуй, по части именитых выпускников Санкт-Петербургской православной академии нет равных среди других религиозных учебных заведений. В СпбПДА учились бывший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и нынешний патриарх Кирилл.
Как и в МДА, для того, чтобы поступить в академию, нужно сначала закончить духовную семинарию. Принимают только мужчин православного вероисповедания, неженатых или состоящих в первом браке. Священники, желающие получить образование без отрыва от прихода, могут получить образование экстерном. С 2010 года СпбПДА получила возможность готовить своих студентов по специальности «Теология» — здесь требования к приему менее строги.
Как поступить. Абитуриентов семинарии ожидает проверочное собеседование на знание Ветхого и Нового Завета, катехизиса, общецерковной истории и истории русской православной церкви, церковного устава и некоторых особо важных молитв. Кроме того нужно будет написать изложение на библейскую или церковно-историческую тему, а также уметь читать Псалтырь на церковнославянском языке. И, наконец, довольно важный момент: у всех поступающих проводится проверка наличия музыкального слуха.
4. Библейско-богословский институт Св. апостола Андрея
Институт основан трагически погибшим отцом Александром Менем. Пытается поддерживать золотую середину между религиозным и светским, способствовать конструктивным межконфессиональным диалогам и ориентироваться в основном на мирян, заинтересованных религией. Быть может, именно это позволило институту стать одним из лидеров по выпуску учебной литературы соответствующего толка: учебников, пособий и справочников.
Практически все свои учебные программы ББИ разработал еще в 90-е годы, за первые пять лет своего существования и с успехом применяет их по сей день. Особенность обучения заключается в его структуре: на первом курсе студенты посещают общедоступный лекторий, в котором нет ограничений ни по полу, ни по возрасту, ни по вероисповеданию. Затем идут всевозможные зачеты и экзамены после которых следует определение со специализацией. На старших курсах студенты выбирают себе интересующую их кафедру — культурологии, богословия, философии, библеистики и др.
Каждое лето ББИ открывает так называемые летние богословские институты, включающие в себя курсы тематических публичных лекций, конкурсов научных работ по богословию.
Как поступить. Необходимо пройти собеседование, комплексное тестирование по истории отечества, сравнительному религиоведению и на знание текста Библии, а также написать сочинение по русской литературе. Абитуриенты, у которых уже есть базовое богословское? либо высшее гуманитарное образование, могут быть зачислены сразу на второй курс.
5. Институт философии, теологии и истории святого Фомы
Негосударственный вуз, находящийся под патронажем Католической церкви и Ордена иезуитов и названный в честь святого Фомы Аквинского, автора знаменитой «Суммы теологии». Невзирая на католический статус, учиться здесь могут люди любого возраста, любой национальности и с любым вероисповеданием. Здесь подробно изучаются основные мировые религии, тексты их священных писаний, общие черты и внутриконфессиональные взаимоотношения. В числе преподавателей — генеральный секретарь Конференции католических епископов России о. Игорь Ковалевский, философ-эссеист Наталья Трауберг, христианский публицист Петр Сахаров и другие. Изюминка института Святого Фомы — курс средневековой философии, который читают лучшие московские специалисты. У института есть две интересные особенности: только очно-заочная форма обучения (бакалавриат) и бесплатное образование за счет средств, выделенных учредителем. Нужно только поступить и иметь желание учиться.
Как поступить. Чтобы здесь учиться, нужно иметь образование не ниже среднего. Вступительные испытания проводятся самим институтом — по русскому языку и истории (тест). Кроме того, комиссия ознакомится с вашей автобиографией, задаст вам дополнительные вопросы и решит, насколько для вас важно здесь учиться.
6. Московский исламский университет
МИУ — первый исламский вуз в Москве — был основан в 1999 году. Наряду с будущими имамами колледж готовил преподавателей исламских религиозных дисциплин. Помимо сугубо исламских религиозных факультетов в МИУ работают вполне нейтральные, например, лингвистический — там можно освоить арабский, турецкий, татарский и привычный всем нам английский языки. В вузе функционирует и теологический факультет, на котором преподают ученые-гуманитарии, приглашенные из престижных столичных вузов таких как МГУ им. М.В. Ломоносова, Университета дружбы народов, Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Как поступить. Поступить сюда можно, предоставив результаты ЕГЭ по русскому языку и истории отечества. Дополнительно нужно будет обязательно ответить на дополнительные вопросы по основам ислама. Например, успешный абитуриент должен знать, качества сущности Аллаха и что, к примеру, значат такие понятия как таваф и сай.
«Мы выпускаем уникальных специалистов»
В разгар подачи документов в вузы об особенностях высшего образования в православном университете, возможности получить светское и церковное образование одновременно и укладе жизни студентов ПСТГУ рассказал заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Константин Антонов.
– Константин Михайлович, 20-летие факультета справляете в октябре, а 20-летие университета в ноябре – странная хронология…
– Наш университет вырос из катехизаторских курсов, созданных в начале 1990-х годов известными московскими священниками. Когда эти курсы оформились в Богословский институт, в нем сформировалось два факультета: богословский и миссионерский. Постепенно университет прирастал и другими факультетами – сейчас их всего десять. Расширялся и богословский факультет. Сейчас на нем десять кафедр, из них пять богословских, две философские и две языковые. Мы выпускаем не только теологов, но также религиоведов, философов и филологов, занимающихся изучением древней христианской письменности. Наша кафедра философии религии и религиозных аспектов культуры основана в 2003 году профессором В.Н. Катасоновым. Первоначально она называлась кафедрой научной апологетики, но затем нам было поручено курировать на факультете направление «Религиоведение», и с 2005 года она носит нынешнее название.
– Для кого в первую очередь создавался православный университет?
– ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. Идея заключалась в том, чтобы воцерковленным людям, заинтересованным в получении высшего гуманитарного образования, такое образование дать и при этом внести в сами эти дисциплины элемент церковности. В 1990-е годы была волна интереса к Православию среди людей высокой культуры и серьезных умственных интересов. И собственно для них все это и создавалось. На всех факультетах мы даем хорошее высшее образование, включающее сильный богословский элемент – и теоретический, и практический. Наша задача в том, чтобы дать Церкви образованных людей, специалистов в разных областях, которые при этом являются церковными людьми, близко знакомы с богословием и разбираются в том, что происходит в Церкви. С другой стороны, на заочном отделении у нас учится много священников, которые в свое время не получили или недополучили семинарское образование. И вот сейчас добирают нужные знания.
– А много ли ваших выпускников потом рукополагаются?
– Богословский факультет, естественно, готовит священников. Например, на направление «Теология» мы берем традиционно только юношей, хотя на других отделениях обучаются и молодые люди, и девушки (на заочное отделение девушки могут поступать и на теологию). Предполагается, что многие теологи станут в дальнейшем священнослужителями. Для этого при богословском факультете существует Богословский институт, который является чисто церковным учреждением. Там те наши студенты, которые хотят рукополагаться, получают необходимые для этого дополнительные знания и умения. В итоге ребята получают сразу два диплома – диплом о высшем образовании теолога и церковный диплом, который дает им возможность рукополагаться. Рукополагаются действительно многие. В порядке хвастовства могу сказать, что среди наших выпускников уже шесть архиереев.
– Как происходит отбор на факультет? Абитуриент должен разбираться в азах богословия и быть воцерковленным, или берете всех желающих?
– Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили воцерковленные люди или, по крайней мере, сочувствующие Церкви, интересующиеся Православием, ищущие. Но бывает, что приходят и случайные люди – тут два варианта: либо человек входит в наш образ жизни, либо выпадает. У нас проводятся регулярные факультетские службы, совместные молитвы в начале и конце каждого занятия; студенты после первого курса едут на летнюю практику в монастырь. Понятно, что те, у кого это вызывает отторжение, сами не останутся. Если же желание принять наш распорядок есть – милости просим. Богословие невозможно изучать абстрактно, здесь нужна практика жизни. Кстати, у нас есть подготовительные курсы, где блок лекций «Введение в вероучение» можно прослушать совершенно бесплатно. Это делается для того, чтобы абитуриент «на берегу» познакомился со спецификой нашего образования и понял, нужно ли ему это.
– Чем отличается образование в ПСТГУ от образования в светских вузах – МГУ или РГГУ – и от образования в семинариях и духовных академиях? К чему вы ближе?
– Семинария специализированно готовит священнослужителей. Отделения или центры религиоведения в светских университетах связаны либо с философией (как в МГУ), либо с историей и социологией религии (как в РГГУ). Наша особенность в тесной связи религиоведения с православным богословием. Уникальность таких специалистов в том, что, с одной стороны, как и религиоведы из МГУ, РГГУ и других светский вузов, они ориентируются в истории религий, а с другой – как и выпускники семинарий и духовных академий, знают теоретическую и практическую сторону богословия. Мы не развиваем специальное православное религиоведение, но мы готовим религиоведов, которые были бы православными церковными людьми, хорошо разбирались бы и теоретически, и практически в православном богословии и ситуации в Русской Церкви. В этом случае наши выпускники смогут выступать как связующее звено между светским религиоведческим сообществом, Церковью, общественными организациями и госструктурами. Надеюсь, наши выпускники, взяв все лучшее из светской и церковной систем образования, помогут преодолеть 20-летнюю конфронтацию богословов и религиоведов.
– Есть ли на факультете система практик?
– Во-первых, практика в монастыре после первого курса. Наши студенты ездили на Валаам, Соловки, в Антониево-Сийский монастырь. Сейчас отправились в Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью. Во-вторых, мы разрабатываем систему «производственных» и исследовательских практик, где студенты могли бы поработать в разных сферах – от госучреждений и социологических исследований до журналистики и преподавания. Сейчас организуем практику по историко-художественному направлению. Планируется, что студенты будут выезжать в разные города, проводить археологические и исторические изыскания, заниматься изучением живописи и зодчества. В-третьих, у нас есть и зарубежные связи. Студенты старших курсов проходят регулярные стажировки в Берлинском университете. Университет тесно сотрудничает с Православным Свято-Сергиевским богословским институтом (Париж, Франция), Свято-Владимирской духовной академией (США), Университетом им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университетом г. Фрибурга (Швейцария), Миланским католическим университетом (Италия), Католическим университетом Парижа (Франция), Институтом восточно-христианских исследований (Найменген, Голландия), Патриаршим университетом им. Андрея Первозванного (Грузия), Мюнстерским и Фрайбургским университетами (Германия).
– Где после окончания работают выпускники богословского факультета?
– Наши выпускники могут не только заниматься научной деятельностью и выбрать для себя путь служения, но и работать в государственных, благотворительных, епархиальных структурах, в СМИ, преподавать. Поэтому мы вырабатываем систему практик, которая еще во время обучения позволяет нашим студентам познакомиться с разными направлениями и выбрать дальнейшее направление деятельности. С теологами понятно – это либо наука, либо церковное служение. Многие находят себя в преподавании. Особенно сейчас, в связи с введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах, наши выпускники будут тем более востребованы. Студенты уже во время обучения часто работают в православных гимназиях. Некоторые выпускники после окончания остаются преподавать у нас. Кто-то идет в науку, кто-то занимается социологическими исследованиями. Нередко наши выпускники находят себя на государственной службе. Например, недавно профильный комитет Госдумы попросил направить к ним на практику студентов старших курсов. В каждом крупном городе, областном центре и т.п. всегда требуются люди, осуществляющие контакты государства с Русской Православной Церковью. На этой стезе наши выпускники очень востребованы. Они, с одной стороны, разбираются в церковной жизни, а с другой – у них прекрасная гуманитарная, университетская база.
В заключение хочется пожелать всем абитуриентам этого года сознательного и ответственного выбора дальнейшего пути и успехов на нем!
Еще сравнительно недавно в 1990-е года, мало кто задумывался о том, что необходимо иметь образованных мирян, знающих свою веру, способных рассказать о ней другим людям. Тогда какие-то основы давали в воскресных школах для взрослых, но в основном каждый православный получал знания о своей вере самостоятельно через книги. Сейчас этот опыт изжит и пришло время православных курсов.
Православные просветительские курсы
Церковь устроена строго иерархично, но при этом она соборна. По определению св. Игнатия Богоносца: «Нет Церкви без епископа, клира и мирян». Все это единый организм, который живет жизнью во Христе через участие в Евхаристии, и проникнут любовью друг к другу.
Миряне могут изучать Библию и основы православной веры на богословских курсах
Люди, которые полностью посвятили свою жизнь служению Церкви, принимают сан и становятся священнослужителями, через которых проводится благодать Божия на людей. Им дано право осуществлять Таинства, через которые мы спасаемся. Такие люди проходят обучение в специальных учебных заведениях, где получают всю полноту знаний о Православии.
Но это только малая толика христиан, остальные остаются навсегда мирянами, из которых можно выделить церковнослужителей, к которым относятся:
- алтарники, пономари, чтецы, свеченосцы;
- регенты и певчие;
- работники храма, сторожа;
- работники (чиновники) епархиальных управлений, занимающих должности от уборщиц до бухгалтеров и завхозов;
- сотрудники различных епархиальных отделов, ведущих работу по разным направлениям: миссионерство, образование, социальная деятельность и прочее.
Но помимо церковнослужителей, которые непосредственно связаны с работой в храме и это есть их профессиональная обязанность, есть и просто миряне, приходящие в храм по субботам и воскресеньям, а также в праздники. У них есть своя работа и заботы, но они являются полноценными членами православной общины и так или иначе участвуют в жизни прихода.
Обоим этим категориям верующих необходимы практические знания о своей вере, которые могут дать православные просветительские курсы.
Список дистанционных курсов
Православные курсы для мирян многие духовно-учебные заведения предоставляют возможность пройти на собственной учебной территории. Но это не всегда и не всем удобно, так как проводятся такие курсы нерегулярно, в вечернее время.
Лекции богословских курсов охватываются все стороны жизни Церкви
В последнее десятилетие появилась новая форма, благодаря развитию интернета — это дистанционные православные курсы. За десятилетие активного освоения православными интернет-пространства таких курсов появилось множество. Вот небольшой список наиболее активных и популярных.
- Электронные учебники на сайте Учебного Комитета Русской православной церкви, они разрабатываются ведущими специалистами Московской духовной академии и доступны совершенно бесплатно на сайте академии, причем и в англоязычной версии. Сами курсы разработаны в 2015 году.
- Полтавская духовная семинария с 2014 года ведет дистанционно подготовку абитуриентов. Для этого надо приобрести пакет программ и материалов, затем активно участвовать в решении задач и тестов, которые предлагают преподаватели, и давать на них верные ответы. Контроль знаний осуществляется за счет контрольных работ, тестов и общения по скайпу.
- Богословские курсы для мирян осуществляются в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи. Они совершенно бесплатны. Запись осуществляется в начале года и в дальнейшем в течение года надо периодически слушать онлайн-курсы и сдавать текущие задания.
- Школа православного наставника предлагает подготовку для дальнейшего поступления в Московскую духовную академию.
- Православные богословские курсы при Алма-Атинской духовной семинарии совершенно бесплатно дистанционно обучают основным истинам Православия.
- Очень активно предлагает платные курсы для обучения Свято-Тихоновский Богословский институт, который имеет довольно большой опыт в преподавания и отличных педагогов-специалистов. Однако курсы платные, так как институт живет за счет взносов своих учеников, поэтому денежная поддержка просто необходима и сбор средств осуществляется на богословские курсы.
- Курсы действуют при главном центре духовного просвещения Русской православной церкви, т. е. при Московской духовной семинарии. Их продолжительность два года, они совершенно бесплатны и заканчиваются онлайн-экзаменом
Таким образом, курсы по основам православия можно пройти и дистанционно, и реально. Всякий, кто хочет получить истинные знания о Православии может получить их, без всяких препятствий.
Важно! Многие выносят свои суждения о Православии, не имея твердых знаний или же имея знания, взятые из сомнительных источников. Между тем в сети много сайтов, которые готовы предложить обучение на профессиональной основе.
Дистанционные богословские курсы «Суть православной веры»
Не у всех есть возможность получить начальные богословские знания непосредственно посещая занятия. Причины могут быть разные: отсутствие при храме воскресной школы для взрослых, невозможность посещения вечерних курсов, которые устраиваются при семинариях. Но даже в такой ситуации есть выход — это участие в дистанционных богословских курсах.
Православные просветительские курсы помогут дать практические знания о вере
Одни из самых удобных курсов это «Суть православной веры», их особенности состоят в следующем:
- преподавание осуществляется лучшими выпускниками и учителями Свято-Тихоновского богословского университета, Московской духовной академии, Киевской духовной академии;
- на обучение надо выделить от 4 до 10 часов в неделю, в зависимости от поставленных целей, т. е. получить общие представления или же более углубленные знания;
- контроль знаний осуществляется за счет специальных развивающих заданий, которые по выполнению их сразу же проверяются с постановкой не только оценки, но и тщательным разбором ошибок.
Православный интернет-курс рассчитан на два года обучения и является бесплатным, но при этом его кураторы отмечают одну особенность: люди, обучающиеся бесплатно, как правило, бросают дело на полпути, поэтому призывают делать благотворительные пожертвования, например в адрес сайта Предание.ru.
Интересно! По окончании курсов выдается диплом, он не имеет силу образовательного документа, но выступает в качестве сертификата о прохождении огласительных бесед.
Бесплатные православные курсы онлайн для детей и взрослых
«Правжизнь» — это воскресная школа онлайн для детей и взрослых, которая предлагает с 2013 года православные просветительские курсы в 2019 г. по следующим направлениям:
- Священная история Ветхого Завета;
- Таинства Православной Церкви;
- Священная история Нового Завета;
- Основы вероучения;
- История Церкви;
- Агиография;
- Основы иконографии;
- Основы богослужения;
- Церковно-славянский язык.
Сайт воскресной школы «Правжизнь»
Можно записаться на все курсы или же выбрать несколько. В дальнейшем надо будет указать свое имя и электронную почту, после чего получить расписание занятий. И неукоснительно следовать тем указаниям, которые дают преподаватели, тогда последует успех в освоении знаний.
Известные проповедники:
- Протоиерей Дмитрий Смирнов
- Протоиерей Валериан Кречетов
- Протоиерей Андрей Ткачев
Существуют отдельные православные курсы в Сретенской духовной семинарии для мирян. Программа 2018-2019 года предлагает освоить следующие темы:
- Опыт жизни пастырей XIX — XX веков;
- Символ Веры;
- Семья христианина;
- Богослужение;
- Аскетика и антропология;
- Общецерковная история;
- История Русской Церкви;
- Библейская история;
- Догматическое богословие.
Таким образом, в этих лекциях богословских курсов охватываются все стороны жизни Церкви, и имеется возможность выбрать то, что нужно или же прослушать все.
Православные богословские курсы