Содержание
ШоубиZZZ — всё о звёздах
Строчки этой песни известны миллионам россиян, но мало кто знает, о каком именно эпизоде Великой Отечественной войны они написаны. В том сражении 18 советских солдат столкнулись с несколькими сотнями гитлеровцев.
Проходившая в 1943 году Смоленская наступательная операция вылилась для советских войск в ряд локальных, но мощных ударов, которые с 7 августа по 2 октября буквально разорвали глубоко эшелонированную немецкую оборону. С форсированием рек, в том числе Днепра, освобождением целого ряда русских городов.
30 августа советские войска вошли в многострадальную Ельню,
1 сентября — мы вернули Дорогобуж,
16 сентября — Ярцево,
21 сентября — Демидов.
И наконец, 25 сентября произошло главное: мы вернулись в Смоленск и Рославль.
Но сами по себе даты мало что могут сказать о напряженности тех боев. О цене побед. И тут иллюстрацией снова могут послужить стихи. Точнее песня, написанная в 1963 году поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером.
Текст песни “На безымянной высоте”
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Над нами «мессеры» кружили,
Их было видно, словно днем…
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте
* * *
На самом деле из восемнадцати добровольцев уцелело только двое: сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин.
Что же случилось там, на этой безымянной высоте?
В ходе Смоленской операции в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта путь советским войскам к реке Десне и городу Рославлю преграждала господствующая над местностью, укрепленная высота 224,1. Она была усилена тремя рядами траншей, двумя танками, самоходной установкой, густо усеяна пулеметными гнездами, окружена минными полями. Попытки бойцов 718-го полка овладеть ей успеха не принесли. Но 2-му стрелковому батальону удалось зайти во фланг немецкому боевому охранению и подойти к высоте.
Атаковать решили ночью. Сформировали штурмовую группу из добровольцев, задачей которых было внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступление других подразделений полка. Идти вызвались 18 бойцов под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина.
Ночью ударная группа незаметно подкралась к укреплениям, забросала гранатами первую траншею и находящихся в ней немцев и ринулась ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки позволила молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту. Но следовавшая за ними рота 3-го батальона была отсечена пулеметным огнем, и штурмовая группа оказалась в окружении — 18 бойцов против нескольких сотен гитлеровцев. Бой длился восемь часов. Немцы предприняли четыре контратаки. Лишь к утру к нашим прорвалось подкрепление. Фашисты оставили на поле боя более ста трупов, а основные силы советского 718-го полка смогли нанести врагу удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт.
Шестнадцать солдат пали смертью храбрых. Чудом можно назвать спасение рядового Герасима Лапина. Наступающие бойцы нашли его, раненного и контуженного, среди трупов. Солдат был присыпан землей, отчего его не обнаружили фашисты. Отправившись от ранения, Герасим Лапин продолжил воевать в составе 139-ой стрелковой дивизии.
Сержант Власов попал в плен к фашистам — он хотел подпустить врага поближе и взорваться вместе с ними на гранате. Но она не сработала. Однако Константину Власову удалось организовать побег из поезда с пленными. Он примкнул к партизанам и воевал уже в их рядах.
Такой была для наших отцов и дедов война. А в отчеты внести этот человеческий подвиг и передать то, что переживал человек, трудно. Там будет говориться, что в ходе наступления двух фронтов, которые продвинулись на 200-250 километров, в Смоленской, Тверской и Калужской областях были освобождены более семи тысяч населенных пунктов. Смоленск — наш.
Создание песни
Поэт Михаил Матусовский лично находился на том отрезке фронта, где совершили свой бессмертный подвиг восемнадцать солдат. На этом месте он и сочинил поэму «Безымянная высота». Но она была лишь наброском к песне, которую мы знаем. «На безымянной высоте» родилась спустя 20 лет.
Никто не забыт
В песне не уточнено, что подвиг был совершен реальными героями. Однако позже поэт М. Матусовский дописал еще одну строфу к ней, где упомянул смелых сибиряков. А в 1966 году на той самой безымянной высоте был возведен им памятник. В 1980-м — уже мемориал. На нем высечены строки легендарной песни. Однополчанин героев, подполковник В. Плотников, опубликовал также документальный рассказ об этом героическом событии.
Безымянная высота реально существовала. И подвиг 18 человек, которые не пожалели своей жизни ради нас, своих потомков, бессмертен. Он останется и в легендарной песне, и в сердцах тех, кто помнит и чтит историю Великой Победы. Сколько было таких безымянных высот и сколько безымянных героев, защищавших Родину до последнего.
LiveInternetLiveInternet
Все дальше, все глубже в историю уходит Великая Отечественная война.
Песни, написанные в годы сражений, передают теперь по радио в программах, именуемых «Песни наших отцов «. Но вот появилась новая песня — воспоминание о войне. Ее написали для кинокартины «Тишина» поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер А люди, не слышавшие никогда грома орудий, родившиеся после 1945-го, приняли эту песню как свою, как песню сыновей. Ну , конечно , отцы — ветераны тоже полюбили , но мне важно отметить , что юное поколения подняло песню , казалось бы совсем не похожую на » модные шлягеры «, на песни , которые — стоят они этого или не стоят — называют «современными «.
Как объяснить всенародный успех этой песни ? Я думаю, что, зазвучав впервые накануне двадцатилетия Победы, песня ответила на вновь всколыхнувшийся интерес к героическому прошлому. В общественной жизни . как в океане . есть свои приливы и отливы .
Песню «На безымянной высоте» принес прилив.
Приникая к сюжету фильма «Тишина «, песня, однако, могла быть совершенной самостоятельной : задача ее в картине — показать близость двух фронтовых друзей, напомнить о погибших товарищах. Поэт нарисовал в этой песне картину, достоверно передающую боевую обстановку, рассказывал эпизод, который мог бы показаться придуманным — мало ли было на пути от Бреста до Волги и от Волги до Эльбы безымянных высот, тяжелых сражений и потерь.
Но поиск , проведенный редакцией газеты «Советская Сибирь», подтвердил , что в основу песни «На безымянной высоте» положена действительная история, что в Новосибирске помнят имена всех «восемнадцати ребят «, что, как ни много безымянных высот, но в песне речь шла об одной — о высоте, которая находится у поселка Рубеженка, Куйбышевского района, Калужской области. Какой же боевой эпизод стал основой песни «На безымянной высоте» ? Безымянная находилась в полосе наступления 139-ой стрелковой дивизии, там, впереди, в руках врага. Эта высота была господствующей, ее взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке фронта.
В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение — сибиряки — добровольцы, новосибирские рабочие. Боевая группа, состоящая из сибиряков, коммунистов, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию — пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную. Радиопозывным этой группы смельчаков было слово «Луна».
«Луна» сообщила командованию , что высота занята . Дальше события разворачивались трагически . Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника . Восемнадцать приняли бой против двухсот !! В песне поется : «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых — сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись — Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам ; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов — пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии.
Итак, я назвал три фамилии из восемнадцати ребят — командира и двух оставшихся в живых. Но в Новосибирске помнят все имена, и я считаю своим долгом их перечислить :
Николай Даниленко
Дмитрий Ярута
Емельян Белоконов
Петр Панин
Дмитрий Шляхов
Роман Закомолдин
Николай Галенкин
Тимофей Касабиев
Гавриил Воробьев
Александр Артамонов
Дмитрий Липовицер
Борис Кигель
Даниил Денисов
Петр Романов
Иван Куликов
Из восемнадцати героев Безымянной девять работали да фронта на заводе «Сибсельмаш».
Как цех завода, детища первых пятилеток, дымилась в сентябрьскую ночь высота Безымянная.
Плечом к плечу, вкруговую стояли сибирские рабочие, бились до последнего патрона, до последней гранаты. Бывший редактор газеты Николай Чайка рассказывает на страницах » Советской Сибири » : » Сентябрьским утром 1943 года по долгу фронтового журналиста одним из первых с наступающими колоннами попал на Безымянную высоту у незнакомого поселка Рубеженка.
Трудно найти слова, чтобы предать то, что я увидел. Даже в позах шестнадцати уже мертвых героев сохранилась напряженность боя, его ярость. С гранатой, зажатой в руке, с указательным пальцем на спусковом крючке автомата, в лужах собственной и вражеской крови лежали тела героев. Вся высота была буквально завалена осколками, стреляными гильзами, пустыми дисками, касками »
Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг восемнадцать сибиряков. Тогда же он написал поэму » Безымянная высота «. Но поэма оказалась лишь записью, наброском песни, родившийся через двадцать лет.
Вероятно, невозможно было вместить в песню упоминание о том, что герои Безымянной высоты были сибиряками. Жаль, потому что в песнях и легендах еще мало сказано о великом подвиге сибирских добровольцев, проявивших легендарное мужество и отвагу. На высоте Безымянной в 1996 году становили памятник. На камне — строфы песни.
Однополчанин восемнадцати подполковник В. Плотников опубликовал документальную повесть о героях Безымянной. А поэт Михаил Матусовский приписал еще одну строфу к своей песне :
На склонах обагренной Волги,
На берегах Москвы- реки
В своих дубленых полушубках
Стояли вы, сибиряки.
Да будет не забыт ваш подвиг,
Как не забыты будут те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте. .
«На безымянной высоте»
сл.М. Матусовский
муз. В.Баснер
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда…
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем…
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
ПЕСНИ О ВОЙНЕ
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Слова М.Л. Матусовский, музыка Вениамин Баснер
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда…
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем…
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Мне часто снятся те ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
В основу песни «На безымянной высоте» положена действительная история о высоте, которая находится у поселка Рубеженка, Куйбышевского района Калужской области. Безымянная находилась в полосе наступления 139-ой стрелковой дивизии, там, впереди, в руках врага. Эта высота была господствующей, её взятие могло резко изменить в нашу пользу положение на этом участке фронта.
В августе 1943 года в дивизию прибыло пополнение — сибиряки — добровольцы, новосибирские рабочие. Боевая группа, состоящая из сибиряков, коммунистов, под командованием младшего лейтенанта Евгения Прошина должна была произвести смелую операцию — пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную.
Радиопозывным этой группы смельчаков было слово «Луна».
«Луна» сообщила командованию, что высота занята. Дальше события разворачивались трагически. Обнаруженные врагом сибиряки были со всех сторон окружены во много раз превосходящими силами противника. Восемнадцать приняли бой против двухсот!! В песне поется: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» Лишь в этой цифре поэт не был предельно точен. Увы, только двое, всего лишь двое остались в живых — сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Раненые и контуженные, они чудом спаслись — Власов попал в плен, оттуда бежал к партизанам; Лапин был найден нашими наступающими бойцами среди трупов — пришел в себя, оправился от ран и вновь воевал в составе 139-ой дивизии.
Текст песни “На безымянной высоте” Дымилась роща под горою, И вместе с ней горел закат… Нас оставалось только трое Из восемнадцати ребят. Как много их, друзей хороших, Лежать осталось в темноте — У незнакомого поселка На безымянной высоте. Светилась, падая, ракета, Как догоревшая звезда. Кто хоть однажды видел это, Тот не забудет никогда. Он не забудет, не забудет Атаки яростные те У незнакомого поселка На безымянной высоте. Над нами «мессеры» кружили, Их было видно, словно днем… Но только крепче мы дружили Под перекрестным артогнем. И как бы трудно ни бывало, Ты верен был своей мечте — У незнакомого поселка На безымянной высоте. Мне часто снятся все ребята, Друзья моих военных дней, Землянка наша в три наката, Сосна сгоревшая над ней. Как будто вновь я вместе с ними Стою на огненной черте — У незнакомого поселка На безымянной высоте На самом деле из восемнадцати добровольцев уцелело только двое: сержант Константин Власов и рядовой Герасим Лапин. Что же случилось там, на этой безымянной высоте? В ходе Смоленской операции в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта путь советским войскам к реке Десне и городу Рославлю преграждала господствующая над местностью, укрепленная высота 224,1. Она была усилена тремя рядами траншей, двумя танками, самоходной установкой, густо усеяна пулеметными гнездами, окружена минными полями. Попытки бойцов 718-го полка овладеть ей успеха не принесли. Но 2-му стрелковому батальону удалось зайти во фланг немецкому боевому охранению и подойти к высоте. Атаковать решили ночью. Сформировали штурмовую группу из добровольцев, задачей которых было внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступление других подразделений полка. Идти вызвались 18 бойцов под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина. Ночью ударная группа незаметно подкралась к укреплениям, забросала гранатами первую траншею и находящихся в ней немцев и ринулась ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки позволила молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту. Но следовавшая за ними рота 3-го батальона была отсечена пулеметным огнем, и штурмовая группа оказалась в окружении — 18 бойцов против нескольких сотен гитлеровцев. Бой длился восемь часов. Немцы предприняли четыре контратаки. Лишь к утру к нашим прорвалось подкрепление. Фашисты оставили на поле боя более ста трупов, а основные силы советского 718-го полка смогли нанести врагу удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт. Шестнадцать солдат пали смертью храбрых. Рядовой Лапин был позднее найден своими среди тел погибших товарищей — израненный, без сознания, но живой. А сержант Власов, тоже получивший ранение, был захвачен в плен, сумел бежать, и примкнул к партизанскому отряду. Такой была для наших отцов и дедов война. А в отчеты внести этот человеческий подвиг и передать то, что переживал человек, трудно. Там будет говориться, что в ходе наступления двух фронтов, которые продвинулись на 200-250 километров, в Смоленской, Тверской и Калужской областях были освобождены более семи тысяч населенных пунктов. Смоленск — наш. https://youtu.be/TolADPD6srs
В. Баснер, М. Матусовский. НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Создатели песни «На безымянной высоте» — поэт Михаил Матусовский и композитор Венимин Баснер
Как создается музыка? Откуда, из каких глубин подсознания рождается мелодия, волнующая сердца?
Есть много рассказов о счастливых мгновениях творческого вдохновения, которым люди обязаны шедеврами.
Обманчиво впечатление, что вдохновение вспыхивает внезапно или подчиняется усердию. Вдохновение готовится всей жизнью творца. Все, что происходит в нем самом и вокруг него, готовит эти единственные неповторимые моменты. Постепенно накапливаются душевные «отложения», из пестрой мозаики переживаний складывается картина, освещенная лучом осуществленного замысла.
Вот почему, раздумывая о «секрете» успеха одной песни, которая приобрела действительно всенародную популярность, я не хочу начинать ни с музыкального анализа, ни с обстоятельств, непосредственно с ней связанных. Я вижу истоки этой замечательной мелодии далеко, еще в детстве композитора.
В 1937 году в Ярославль на гастроли приехал симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижировал Александр Гаук. Играли Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича, новое тогда сочинение.
В зале среди слушателей сидел двенадцатилетний мальчик, ученик местной музыкальной школы, ничем не примечательный ученик, немножко игравший на скрипке. Это было первое сочинение Шостаковича, которое он услышал. Симфония потрясла его.
На следующий день мальчик бросился в нотный магазин за партитурой. Партитуры в Ярославле не было. Зато вскоре мальчик — звали его Веня Баснер — купил грампластинку с записью Первого квартета Шостаковича. Нот квартета тоже достать не удалось. Тогда Веня решил записать с пластинки весь нотный текст.
Задача оказалась нелегкой: навыков такой записи у него не было. Помог абсолютный слух, память, а главное — энтузиазм, влюбленность в эту музыку и страстное желание сыграть ее самому, собственными руками, почувствовать не только на слух, но и, так сказать, на ощупь каждый штрих, каждую интонацию.
Веня перестал ходить в школу. Целый день пластинка крутилась, перо лихорадочно скрипело.
Родители мало понимали в музыке, но любили ее: отец работал закройщиком на местной обувной фабрике «Североход», мать вела домашнее хозяйство. Необычное увлечение сына не вызывало у них протеста.
Вене удалось собрать ученический квартет, и в конце концов после длительных репетиций по записанным нотам они сыграли сочинение Шостаковича в Ярославле, в своей музыкальной школе.
Этот эпизод, собственно, решил судьбу мальчика.
Шостакович стал его кумиром — Веня ждал теперь каждого нового сочинения, выписывал ноты из Москвы, Ленинграда, покупал пластинки, собирал статьи, рецензии.
Много лет спустя, уже завоевав известность, познакомившись с Шостаковичем, Баснер показал ему свою детскую запись Первого квартета. Дмитрий Дмитриевич просмотрел все внимательно, такт за тактом и нашел маленькую ошибку: в одном месте виолончель звучала так высоко, что ее партия была приписана скрипке.
Война застала Баснера студентом первого курса Ярославского музыкального училища. Осенью 1941 года занятия в училище стали сворачиваться: фашистские войска подходили к Москве.
Ускоренным темпом Баснер закончил музыкальное училище и ушел в армию: его направили в Ленинградское артиллерийское училище, базировавшееся в Костроме.
Он готовился стать офицером-артиллеристом, а в свободное время занимался армейской самодеятельностью: играл в духовом оркестре поочередно едва ли не на всех инструментах, поражая курсантов, и делал переложения для этого оркестра песен, увертюр, оперных отрывков.
Затем был фронт. Были будни войны: бои, окопы, смерть рядом — все, что много лет спустя позволило ему сказать: «Я видел, чувствовал трагедию войны, а это не забывается».
Кончалась война… Нужно было учиться.
И он нашел учителей: Моцарта, Бетховена, Брамса, Вагнера! Сама музыка обучала Баснера. Изучал он ее с упорством человека, решившего доказать свое право на творчество.
Помощи ждать было неоткуда: отец тяжело болел. Пришлось устроиться работать скрипачом в эстрадный оркестр Ленинградского радио. Руководил оркестром талантливый композитор Николай Минх, большой знаток эстрадной музыки. Минх поручал Баснеру инструментовать для оркестра различные пьесы, песни.
Это тоже стало хорошей школой: все, что инструментовалось, тотчас же звучало в оркестре; таким образом Баснер имел возможность проверять себя, исправляя ошибки. Он привык работать быстро, развил в себе тонкость оркестрового слуха.
В 1953 году, к Международному фестивалю молодежи в Варшаве, в программе которого значился и конкурс композиторов, Баснер сочинил Второй струнный квартет. Квартет отметили премией. О нем заговорили в музыкальных кругах, писали, подробно толкуя музыку.
Молодого музыканта приняли в Союз композиторов.
Произошла и его первая встреча с кино: Баснеру поручили написать музыку к кинофильму «Бессмертный гарнизон» о защитниках Брестской крепости. Можно ли было желать лучшего начала!
Кино раскрыло свойственный Баснеру дар композиторского перевоплощения. Изучая сценарий, он внутренне слышал музыкальные характеристики всех действующих лиц.
Работая днем и ночью, он писал по тридцать – тридцать пять страниц партитуры в день!
Музыка звучала великолепно, фильм «заиграл» новыми эмоциональными красками, усилился его драматизм. Музыка вошла в фильм как абсолютно необходимый, органичный компонент, стала одним из самых сильных выразительных средств.
После успеха «Бессмертного гарнизона» Баснер написал музыку к тридцати кинофильмам, в том числе и к таким известным, как «Человек родился», «Ленинградская симфония», «Судьба человека», «Полосатый рейс», «Битва в пути».
С таким внушительным творческим багажом Баснер пришел к фильму «Тишина»; с песней «На Безымянной высоте».
Та самая безымянная высота, о которой написана песня. Посёлок Рубеженка Куйбышевского района Калужской области. Сегодня здесь расположен мемориальный коплекс. А те далёкие события происходили 13—14 сентября 1943 года.
Поэт Михаил Матусовский не любит придумывать сюжеты для песен, он ищет их в реальных событиях, считая, что жизнь неизмеримо изобретательней любой фантазии.
Работая во время Великой Отечественной войны во фронтовой газете, Матусовский писал стихи, очерки, информационные заметки. Подвиги были фронтовым бытом, и в блокнотах поэта сохранилось много фактов, не использованных в газете.
О чем написать песню для «Тишины»?
Просматривая военные блокноты, поэт нашел запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте. Запись краткую.
Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Подступы к ней казались неприступными.
Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее. Это были сибирские добровольцы, коммунисты. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до последнего патрона. Последняя радиограмма восемнадцати бойцов заканчивалась словами: «… принимаем бой».
Утром высотой овладели советские войска, похоронив на ней погибших бойцов.
Еще в 1943 году Матусовский пытался написать поэму об этом фронтовом эпизоде, но поэма его не удовлетворила и где-то затерялась в архиве.
Теперь поэт писал вновь о безымянном подвиге на Безымянной высоте, у незнакомого поселка. Песню-воспоминание о буднях войны, песню о долге, о совести.
Стихи взволновали композитора. Но песня не получалась. Может быть, его сковывало величие темы — здесь нужна была, он понимал это, какая-то особая, безошибочно простая, суровая и трогательная мелодия; то, что находил он, казалось пресным и повторяло уже известное.
Песня определенно не получалась. Два варианта режиссер отверг.
Композитора охватило отчаяние. Честно говоря, он должен был отказаться от сочинения музыки к фильму, который ему очень нравился игрой чудесных актеров, талантливой режиссурой В. Басова (вместе с В. Басовым он уже работал, создавая музыку к двухсерийному фильму «Битва в пути»).
Дело происходило в Москве, на студии «Мосфильм», где снималась картина. Удрученный композитор решил уехать в Ленинград. Вечерних поездов ожидать не хотелось: он купил билет на дневной экспресс, уходивший в полдень. Усевшись в кресло, Баснер приготовился проскучать шесть часов пути. На душе было скверно.
Вагон сильно качало. Где-то плакал ребенок. Студенты бренчали на гитаре. Летняя духота не давала уснуть.
На память вновь пришли стихи о Безымянной:
У незнакомого поселка
На Безымянной высоте…
Вдруг стихи «запелись». Сразу прояснилось начало фразы и «зацепило» следующую интонацию. По опыту он знал: главное — найти «зерно», потом не упустить, не снизить напряжения мелодии, развить ее.
Закрыв глаза, чтобы не отвлечься, он повторял мотив, боялся его забыть. Часто случалось: удачные мелодии, возникшие в обстановке, где не было ни пера, ни бумаги, ни фортепиано, быстро забывались и потом он долго жалел о них.
Нет, здесь он не мог, не должен был упустить мелодию. Бумага? Перо? Где их взять? Да и неловко казалось приниматься в вагоне за запись.
Он ехал и бормотал мотив. Звук за звуком. Повторял, что-то меняя. И так все шесть часов. Ехал и напевал, почти неслышно. Напевал и в метро, пока добирался домой, в конец Московского проспекта.
Дома удивились его преждевременному возвращению. Ничего не объясняя, он вбежал в кабинет и быстро записал главное.
Нужно было срочно возвращаться в Москву. С песней.
До отхода «Красной стрелы» оставалось три часа.
Наутро композитор появился на «Мосфильме» веселый, спокойный, с новой песней.
Обычно режиссеры избегали исполнения песни до выхода фильма на экран: хотелось, чтобы появление песни связывалось с фильмом. Удача песни воспринималась как удача фильма.
С согласия В. Басова на сей раз сделали исключение: разрешили Льву Барашкову спеть «На Безымянной высоте» в концерте.
Песня бисировалась.
После выхода фильма «Тишина» на экраны, песню запела вся страна — пожилые люди, для которых она звучала как волнующее, суровое воспоминание, и молодежь, для которой она стала олицетворением подвига их сверстников в годы войны.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Источник: С. Хентова. На безымянной высоте. // Рассказы о песнях. М. 1985
Текст песни «На безымянной высоте» написал поэт Михаил Матусовский, который как журналист прошел дорогами Великой Отечественной войны. Сюжет, содержащийся в строках, не авторский вымысел — восемнадцать сибиряков действительно противостояли двумстам фашистам, героически отстаивая в 1943 году высоту у поселка Рубеженка Калужской области. Лишь спустя двадцать лет, в 1963 году, Матусовский напишет, полюбившиеся многим фронтовикам и труженикам тыла, стихотворные строчки о дымившейся под горой роще и оставшихся в живых героях.
Впервые песня прозвучала в кинофильме «Тишина», а сегодня при застольях, и пожилые люди, для которых она является волнующим, суровым воспоминанием, и молодежь, для которой песня стала олицетворением подвига их сверстников-сибиряков в годы войны, поют эти проникновенные
Тишина (1963)
«На безымянной высоте»
сл.М. Матусовский
муз. В.Баснер
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда…
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днем…
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
«От разлуки до разлуки»
муз. В.Баснер
сл. М.Матусовский
Снова ждут нас поезда
И прощанья на вокзале.
Мы с тобою никогда
Счастья долгого не знали.
И опять глухой гудок,
И составов перестуки
И такой короткий срок
От разлуки до разлуки…
У щеки моей опять
Жесткий ворс твоей шинели/
Самых главных слов сказать
Мы друг другу не успели/
Только помню я с тех пор
Отдаленной песни звуки…
И ночной наш разговор
От разлуки до разлуки.
Вновь опять в окно смотрю,
Сна не зная до рассвета.
Все равно благодарю
Я тебя за все за это.
За сиянье глаз твоих
И за дружеские руки
И еще за этот миг
От разлуки до разлуки…
последнее обновление информации: 08.08.19