Содержание
- LiveInternetLiveInternet
- Два портрета бабушки Пушкина — Серьги бабушки Маши
- Мария Ганнибал и Александр Пушкин
- Бабушка, Пушкин и я
- Пушкин Александр Сергеевич
- Биография Пушкина
- Мать и отец Пушкина
- Дед и бабушка со стороны матери
- Дед и бабушка со стороны отца
- Стихи Пушкина
- Няне (Подруга дней моих суровых…) — А.С. Пушкин
- Бабушка А.С Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал
LiveInternetLiveInternet
21 апреля 1758 года родилась Арина Родионовна Яковлева (в замужестве Матвеева) (1758 — 1828), крепостная М. А. Ганнибал, няня Пушкина.
Стоит произнести ее имя — и почти каждый, выросший в русском культурном пространстве, скажет, кто она такая. Более того, он не сможет назвать ни одной другой воспитательницы гения. Некоторые литературоведы даже изрекли, что не будь такой няни, не знала бы Россия солнца своей поэзии. Как реакция на это, другие «исследователи» договорились до того, что старушка были лишь собутыльницей находящегося в депрессии поэта. А как иначе, если сам поэт говорит, обращаясь к ней: «Выпьем с горя, где же кружка?»
Родилась Арина Родионовна в деревне Суйда в 55 верстах от Санкт-Петербурга у крестьянина Родиона Яковлева и была названа Ириной (Ириньей), а Ариной ее стали звать в хозяйском доме, следуя моде того времени давать слугам иностранные имена или произносить их на чужой манер. Она была нянькой старшей сестры Пушкина Ольги и его младшего брата Льва, но не ходила за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший гроб с телом поэта в последний путь. И все же только ее Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз он обращался в своих стихах, говорил, что она стала прототипом няни Татьяны Лариной. Видимо, на самом деле крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Её роль важна тем, что в детстве «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык».
После того как Александра отправили учиться в Царскосельский лицей, общение с няней надолго прервалось, а редкие семейные встречи после окончания учебы почти сразу прекратились, когда поэт был отправлен в ссылку на юг. Судьба вновь свела их в Михайловском, которое было определено новым местом его ссылки. Вот тогда Пушкин назвал ее «подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», тогда написал и «Буря мглою небо кроет», когда вновь слушал и записывал вслед за нею сказки. Она его звала ангелом, а для него была мамушкой. Может, в этом и кроется тайна их отношений. Ведь ни с матерью, ни отцом у него не было нежных отношений. У матери на старшего сына просто не было времени: пятерых детей она потеряла в младенческом или раннем возрасте. Отец же воспитанием вовсе не занимался, а в Михайловском стал главным надзирателем своего сына.
http://www.citycat.ru/historycentre/
Из рассказа «Захарово — Душа наша, Пушкин. Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз»
…Надежда Осиповна Ганнибал в 21 год вышла замуж за поручика Измайловского артиллерийского полка Сергея Львовича Пушкина (отец Пушкина). Это был союз льда (Он) и пламени (Она). La belle creole (прекрасная креолка) Nadine и остроумный Serge Пушкины жили небогато, но легко, давали небольшие балы и приглашали гостей на ужины в своем московском доме, но при этом хозяйством твердо управляла теща Мария Алексеевна Ганнибал — удивительная женщина с удивительной судьбой… Ей и принадлежало имение Захарово.
…В Захарово у бабушки Пушкин проводил лето с 1805 по 1810, то есть с 6 до 11 лет.
…Здесь в березовом парке маленький Саша много гулял, любил сидеть под липой и смотреть на пруд, а главное – очень много читал. Начитанность Александра потом будет изумлять его лицейских товарищей.
«Как бы сейчас представили Пушкина. – Дворянин. Дипломированный лицеист. Камер-юнкер Двора Его Императорского Величества. Помещик, хозяин стольких-то душ крепостных. Бывший ссыльный. Поэт. Семьянин. Отец четверых детей». М. Задорнов.
Дорога к Захарово красивая – сосновая, вся в табличках «пансионаты». Мы повернули по указателю, когда ехали из Звенигорода, направо. Едем по дороге густого парка. Справа видим клумбы и памятник бабушке Пушкина – Марии Алексеевне Ганнибал, владелице Захарова. И справа же показывается небольшой деревянный барский домик – серый, с белыми ставнями, с белыми колоннами и красной крышей.
У Пушкина было счастливое детство, которое подарила ему любящая его бабушка.
Мария Алексеевна Ганнибал (ур. Пушкина, 1745-1818, 73 года) – удивительная женщина с удивительной судьбой. В 27 лет она вышла замуж заОсипа Абрамовича Ганнибала (1744-1806, 62 года), майора морской артиллерии. Странный получился брак, хотя и по любви. Осип Ганнибал влюбчивый был человек, одним словом достойный сын (один из 5х) арапа и крестника Петра Великого — Абрама Петровича (отчество в честь царя)Ганнибала. Негритенок из жаркой Абиссинии в холодной России дослужился до генерал-аншефа. Дважды был женат, первую жену гречанку нещадно лупил, вторая – немка Христина Регина Матвеевна фон Шаберх родила ему 11 детей и говорила: «Шорный шорт делат мне шорны репят и дает им шертофски имя». Она имела в виду сложносочинённые имена её детей, которые на досуге придумывал Абрам Петрович, к примеру, Осип изначально был назван Януарием, а потом переназван Иосифом.
Так вот Осип-Иосиф-Януарий Ганнибал подарил Марии Алексеевне дочку Надежду (будущую мать Александра Пушкина), а сам женился вторично на вдове военного Устинье Толстой, не обращая внимания на такую мелочь, как наличие живой первой жены. И даже на этом он не остановился – а взял и похитил маленькую Надю у матери. Девочка прожила с ним год. Кстати, всю жизнь, Надежде будет помогать её двоюродный дядя Иван Ганнибал (брат Осипа), его портрет висит в Парадной столовой.
Надежда Осиповна (1775–1836) в 21 год вышла замуж за поручика Измайловского артиллерийского полка Сергея Львовича Пушкина(1770–1838). Это был союз льда (Он) и пламени (Она). La belle creole (прекрасная креолка) Nadine и остроумный Serge Пушкины жили небогато, но легко, давали небольшие балы и приглашали гостей на ужины в своем московском доме, но при этом хозяйством твердо управляла Мария Алексеевна «очень умная, дельная и рассудительная». Саму пару мало волновали хозяйственные проблемы и их дом «представлял какой–то хаос и вечный недостаток во всем, начиная от денег и до последнего стакана. Когда у них обедывало человека два–три лишних, то всегда посылали к соседям за приборами». Зато Надин знала 4 языка, обожала вести светские беседы, прекрасно танцевала, а Серж сыпал французскими каламбурами и был членом Английского клуба.
У супругов родилось 8 детей, пятеро скончались в детском возрасте. Остались – Оля, Саша и Левушка. Как ни странно, Надежда Осиповна не любила всех одинаково, отдавая предпочтение Ольге и Леве, Сашу называла «увальнем, дикарем и рохлей».
Зато бабушка раскрывала объятия внукам в летней усадьбе Захарово. Там был пруд, чудесная березовая роща, под ветвями, которых стояли стол и скамьи, и вся семья в погожие деньки собиралась там на обед и на чай.
«Мне видится мое селенье, мое Захарово; оно с заборами в реке волнистой с мостом и рощею тенистой зерцалом вод отражено. На холме домик мой; с балкона могу сойти в веселый сад, где вместе Флора и Помона цветы с плодами мне дарят, где старых кленов темный ряд возносится до небосклона, и глухо тополы шумят. Туда зарею поспешаю с смиренным заступом в руках, в лугах тропинку извиваю, тюльпан и розу поливаю — и счастлив в утренних трудах …».
В Захарово меня поразили два памятника. Вернее сказать, тронули до глубины сердца. Я совсем не ожидала, что скульптуры будут такими душевными. Одна скульптура: Маленький Пушкин вполоборота сидит на камне, на берегу пруда среди огромных лип. Скульптор – Хижняк, 1999. Почему-то этой скульптурой многие недовольны, углядев некую диспропорцию между «слишком большой головой» и худеньким телом поэта. Мне же фигурка маленького Пушкина понравилась.
Другая скульптура: Бабушка Мария Ганнибал обнимает маленького Сашу Пушкина. Скульптор из Воронежа – Козинин, 2005. На мой взгляд – это очень талантливый памятник, вернее скульптор. Жест, которым бабушка прижимает к себе внука, её взгляд и выражение лица будущего поэта – схвачено гениально. Этот памятник – подарок скульптора, Казинин сказал, что «работал над ним по 12 часов в сутки».
Интересный эпизод. Публика новой «пьесы» (сестра Оля), освистала главного актера и автора – Александра, юный 9-ти летний «Мольер» тут же написал эпиграмму на самого себя, на французском: «Dis moi, powquoi I’Escamoteur Est-ti sMe par le parterre? Helas — c’est que le pauvre auteur L’escamota de Moliere. — Скажи, за что партер освистал моего «Похитителя»? Увы! За то, что бедный автор похитил его у Мольера».
Интересный эпизод. В Захарово как-то гостила родственница, молодая девушка, с проблемами нервов. Чтобы её «вылечить», кто-то посоветовал испугать. Для этого девушку неожиданно облили струёй воды из шланга. Действительно перепуганная, она выскочила из комнаты, побежала сломя голову, налетела на маленького Александра и стала кричать, что над ней издеваются, её приняли за пожар и облили водой. «Что вы, мадам, — ответил ребенок (будущий поэт), вас приняли за прекрасную розу, которую нужно полить».
Рядом с домом Ганнибалов-Пушкиных в Захарово находилась усадьба Голицыных в селе Большие Вяземы. Это ~ 2км. Сюда они ходили в церковь, и в гости. А церковь была построена при Борисе Годунове и её стены помнили всех самозванцев – и так возникнет сюжет одноименной поэмы, а владелицей вяземского дворца была княгиня Голицына – и она будет «Пиковой дамой», а её красавец сын Борис – Ленским, а у него жену звали Татьяна…. Нет ничего случайного. Маленький Александр впитывал всё, что его окружало. «…Бывают странные сближения…»
На берегу пруда беседка, которую подарил музею режиссер Глеб Панфилов, снимавший фильм в этих местах. На Пушкинской поляне в первое воскресенье июня собираются люди на праздник Пушкинской поэзии.
План усадьбы Захарово (это официальный сайт пушкинского музея-заповедника).
Зеленая загущенность на этой карте несколько преувеличена – нельзя сказать, что усадьба находится в непролазном лесу). Памятник (маленький Пушкин) помечен на схеме №10. А другой почему-то не указан, и он находится между №1 (Усадебный дом) и №5 (Березовая роща, где проходили чаепития) или справа от дома-музея.
Из всех пересмотренных мною пушкинских сайтов, больше всего запомнился и полюбился:
есть портреты членов его семьи.
по-моему почти все портреты Александра Сергеевича.
все пушкинские места (со ссылками, в т.ч. Захарово и Вяземы).
Два портрета бабушки Пушкина — Серьги бабушки Маши
Мария Алексеевна, бабушка Пушкина — (конец 1770-х – 1780-е)
Эмаль на меди, 3,5 х 3
Предположение Н. И. Грановской. Атрибуция А. А. Чернова и И. В. Кулешовой. В Русский Музей поступила из Государственного Эрмитажа как «Портрет неизвестной в белом чепце».
Все знают о том, что любимой няней Пушкина была Арина Родионовна.
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила…
Но это не о няне. Арина Родионовеа Яковлева очков не носила за их ненадобностью. Была она и относительно молода, и малограмотна.
Первой музой Пушкина была бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал. Ее «прекрасным русским языком» восхищался юный Дельвиг.
Пушкиновед Нина Ивановна Грановская еще в начале 1990-х предположила, что на хранящейся в коллекции Русского музея крохотной миниатюре «Портрет неизвестной в белом чепце» 1770-х годов изображена Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818). Урожденная Пушкина, жена сына арапа Петра Великого. Основанием для такой атрибуции было то, что дама в чепце и обликом, и выражением лица напоминает известный портрет Сарры Юрьевны Пушкиной, прабабки Пушкина и матери Марии Алексеевны.
Сарра Юрьевна Ржевская, мать Марии Алексеевны (третья четверть XVIII века)
С портрета Г. Сердюкова (?)
Спустя годы предположение Грановской подтвердилось.
…Среди ночи звонок от сына. Тема важная, до утра не подождет — атрибутированный Грановской портрет бабушки Пушкина, который я вчера выложил в сеть. Тот, что «на совести Нины Ивановны», как написала мне хранитель собрания миниатюр Русского Музея Елена Игоревна Столбова. И добавила, что с атрибуцией женских портретов всегда проблемы: дамы орденов не носят…
— Зато носят серьги! — возражает сын, — ты посмотри, какие жемчужины огромные. Это же целое состояние!.. Может, отыщутся на ком-то из потомков бабушки Маши?
Как в воду глядел. В тот же день с Сашиной подачи исследователь Инга Кулешова обнаружила, что эти очень крупные и весьма характерные жемчужные сережки в пушкинском роду путешествуют с одного портрета на другой.
Наталья Николаевна Ланская. Художник К. Лаш (1856)
Мария Александровна Пушкина, дочь поэта. Художник И. К. Макаров (1860)
Серьга с портрета Марии Александровны Пушкиной
Они на Наталии Николаевне, они и на ее старшей дочери. Мария в апреле 1860 года в возрасте 28 лет вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга. Портрет ее того самого года. (Оговоримся, что портрет — не фото. Макаров писал серьги не с натуры, а «по образу» и детализировал сережки по-своему.) А Наталья Николаевна с этими сережками написана в 1856 году. Значит, это был, скорее всего, свадебный подарок дочке. Которая, кстати, и была крещена Марией в память о прабабушке Марии Алексеевны.
Известно, что на портрете Мария Александровна изображена с жемчужным ожерельем, доставшимся ей от матери.
Пишет Инга Кулешова:
«Еще один эпизод нашего сериала Ланская (Арапова), Александра Петровна. Похож, те же серьги и ожерелье материнское, но ожерелье с другой застежкой (видимо пришлось раздвинуть ожерелье, девушка пухленькая). Это 70-е годы. Здесь ей около 24 лет, она фрейлина. Могла позаимствовать для фотосессии».
Заметим, что сережки на Араповой точно такие, как на ее прабабушке. (Лаш изобразил их довольно точно, а Макаров несколько приукрасил). Что ж, художник, даже копируя натуру, не свободен от некоторой доли вымысла. Но от нее свободен фотообъектив.
Александра Петровна Ланская (Арапова), (1870-е)
А еще один портрет бабушки поэта отыскался в его рабочих тетрадях в рисунках Пушкина стихотворения «Клеопатра» (1824). Сверху два портрета сестры. Ниже портрет матери. Под ним слева перечеркнутый по вертикали набросок (видимо, хотел еще раз нарисовать мать), а справа склоненная голова стареющей женщины. Это бабушка поэта. (Предположения Валентина Берестова. См. его книгу «Ранняя любовь Пушкина»)
И в самом низу листа большой портрет курносого ребенка с чубом — по всей вероятности, автопортрет. (Предположение Валентина Берестова и независимо от него Александра Чернова). Столь юного Пушкина, лет двух или трех от роду, можем видеть на миниатюре работы Ксавье де Местра из собрания Государственного музея А.С. Пушкина.
Сестра (два портрета сверху), мать, бабушка поэта. А внизу его ретроспективный автопортрет (в очень юном возрасте)
Рисунки Пушкина на черновике стихотворения «Клеопатра» (1824). Над автопортретом три самых близких Пушкину женщины. Женщины его младенчества.
Бабушка Мария Алексеевна в чепце на листе с портретами сестры, матери и самого поэта в младенчестве. Фрагмент рисунка Пушкина
Андрей Чернов
Два портрета бабушки Пушкина — Серьги бабушки Маши
Мария Ганнибал и Александр Пушкин
ПоделитьсяПамятник Марии Алексеевне Ганнибал и Александру Пушкину в подмосковном Захарово
Первой воспитательницей Александра Сергеевича Пушкина была его бабушка Мария Ганнибал. Она вложила во внука всю душу, по сути, заменив ему мать, которая относилась к сыну прохладно. И в том, что Саша вырос поэтом, огромную роль сыграла бабушка — самый близкий Пушкину человек в семье.
Родители Саши почти не уделяли ему внимания, они были людьми занятыми светской жизнью. Когда внуку исполнился год Мария Алексеевна продала свою петербургскую квартиру и переехала в Москву к дочери – присматривать за её детьми и хозяйством. С собой она привезла Арину Родионовну, ставшую няней Саши. В доме Пушкиных Мария Алексеевна хозяйкой себя не считала и подчинялась порядкам, которые завели дочь и зять. Но ей не нравилось, что детей здесь воспитывают на французский лад, выписывая им иностранных гувернёров, что с Сашей обращаются сурово. Она очень жалела мальчика.
Бабушка прекрасно знала русский язык, хорошо писала и знала множество старинных преданий, в том числе и семейных. Ими она щедро делилась с внуком. Саша отказывался засыпать, если Мария Алексеевна не расскажет что-нибудь на ночь. Никто и не подозревал тогда, что в эти минуты формируются поэтические задатки Саши Пушкина, зарождается его любовь к родному языку.
Маленький Пушкин был нескладным толстым мальчуганом. Когда к родителям приезжали гости и Саша вместе со всеми пускался в пляс, над его неуклюжестью посмеивались. Малыш обижался, усаживался в угол и больше в общем веселье не участвовал. Со своими огорчениями Саша бежал к «мамушке» — так он называл Марию Алексеевну, ища утешения у неё. Внук устраивался на корзине с шерстью, бабушка вязала и рассказывала ему истории далёкой старины или учила грамоте. Потом воспоминания об этом стали драгоценными для Пушкина. Он писал:
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня…
В 1805-ом году Мария Алексеевна купила подмосковное село Захарово, куда стала вывозить своих внуков. В первую очередь шестилетнего Сашу. Здесь Пушкины-младшие жили с весны до осени. В усадьбе был пруд, берёзовая роща. Неподалёку находилось село Большие Вязёмы. Сюда Мария Алексеевна с Сашей ходили в церковь и в гости к княгине Голицыной, с которой будущий поэт потом написал свою «Пиковую даму». Кстати, сын княгини Борис стал прототипом Ленского. А жену Бориса звали Татьяной…
В Захарово Мария Алексеевна завела свои порядки. Она запретила говорить по-французски, уволила гувернёров, оставив только няню Арину Родионовну и слугу Никиту Козлова, который был с Пушкиным до его последнего часа. В Захарово Саша почувствовал себя счастливым. Из неповоротливого увальня он превратился в озорника, которого интересовало всё на свете. Саша стал настоящим непоседой, что порой огорчало бабушку. В письме своей подруге Мария Алексеевна жаловалась: «Не знаю, матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а Учится плохо, то его не расшевелишь, то не прогонишь играть с детьми, то вдруг расходится, что ничем его не уймёшь, из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится».
Саше исполнилось 12, когда на семейном совете решили отдать его в Царскосельский лицей – престижное учебное заведение. Порядки там были строгими, детей не распускали по домам даже на лето и бабушка — единственный человек в семье — ездила навещать внука. Мария Алексеевна умерла вскоре после того, как Саша окончил лицей. Александр Сергеевич бабушку никогда не забывал и в её честь назвал свою старшую дочь Марией.
В 2005-ом году в усадьбе Захарово появился чудесный памятник маленькому Пушкину и Марии Ганнибал. Старушка на постаменте рукой придерживает прижавшегося к ней мальчугана. Этот нежный жест — воплощение настоящей любви и доверия. Такими и были они — отношения бабушки и внука.
Вокруг Пушкина
Что известно нам о судьбе этой замечательной женщины, вырастившей и воспитавшей маленького Пушкина?
Родилась 20 января 1745 года в Нижнем Новгороде. Отец ее был воеводой маленького городка Сокольска Тамбовской губернии.
Миниатюрные портреты Марии Алексеевны рисуют нам приятное женское лицо с мягкими добрыми чертами.
Что происходило в жизни этой женщины до замужества? Почему она вышла замуж только в 28 лет, будучи по всем меркам того времени старой девой?
И по-видимому, вышла с отчаяния — за отставного капитана морской артиллерии Осипа Ганнибала.
Этот на первый взгляд престижный брак обернулся бедой. Осип Ганнибал оказался изрядным кутилой и транжиром, и искал он на тот момент богатую невесту, чтобы покрыть свои долги.
Поэтому приданое Марии Алексеевны, ярославское имение, пришлось сразу продать.
Первенец Марии Алексеевны, Николай, умер во младенчестве. А в 1775 году родилась дочь Надежда.
И тут начинаются странные события, которые до сих пор не дают покоя исследователям.
Вскоре после рождения дочери Осип Абрамович расстается с женой и поселяется в родовом имении Михайловском.
Почему? Ряд исследователей полагает, что Надежда Осиповна на самом деле была рождена не от Осипа Абрамовича. И это было для него достаточным основанием для разрыва.
О чем говорят факты. 18 мая 1776 года Мария Алексеевна пишет письмо мужу из Москвы, куда она буквально сбежала к родителям. Письмо странное.
Мария Алексеевна предлагает мужу расстаться навек и обещает никогда не предъявлять имущественных претензий ни к нему, ни к его наследникам. Просит только об одном — отдать ей ее дочь Надежду. И самое интересное, что подлинность этого письма заверена ее братом, кирасирским подполковником Михаилом Пушкиным.
Что могло произойти на самом деле? Мария Алексеевна сбежала к родителям в Москву и рассказала им о семейной жизни что-то такое, что привело семью в ужас. И несмотря на все этические нормы и христианские запреты пытаются оградить Марию от притязаний супруга.
Осип Абрамович отвечает на это письмо раздраженно, обвиняя свою супругу в холодности и давней к нему неприязни. Дочь вернуть готов, препятствий чинить не будет!
И пошел по московским и питерским гостиным слушок, что супруга Ганнибала прижила дочь не от мужа, а от конюха-цыгана. Не сам ли Осип Ганнибал пустил этот слух, чтобы оправдать разрыв с женой и переложить всю вину на нее?
Вскоре отец Марии Алексеевный умер. Она с маленькой дочерью лишилась материальной поддержки и решилась просить помощи и защиты у императрицы Екатерины II. Не потому ли пошел грязный слух о супружеской измене Марии Алексеевны — уж очень кстати пришелся.
А Осип Абрамович как ни в чем не бывало женился на девице Устинье Толстой, объявив себя вдовцом. Но и этот его брак кончился скандалом, так как и здесь приданое жены он благополучно растратил.
Пришлось Осипу Абрамовичу в 1784 году предстать перед судом. Мария Александровна обвинила его в двоеженстве, а Устинья Ермолаевна в мошеннической растрате ее средств.
Приговорен Осип Абрамович был к семилетнему церковному покаянию в монастыре. Но по ходатайству свыше покаяние было заменено морской службой. А петербургское имение Ганнибала Кобрино по приговору суда было передано Марии Алексеевне в качестве компенсации.
Под Петербургом Мария Алексеевна жить не стала и после свадьбы дочери Надежды Осиповны с Сергем Львовичем Пушкиным купила имение Захарово под Москвой.
С 1800 года Мария Алексеевна постоянно жила в семье дочери и растила внуков.
Именно ей мы обязаны нашей российской гордостью — лучшим нашим поэтом. Именно она в семье Пушкиных говорила исключительно по-русски — очень красиво и правильно. Этой ее способностью восхищался Антон Дельвиг, чуткий знаток русского языка.
Трудно предположить, как сложилась бы судьба Александра Пушкина без участия Марии Алексеевны. Ведь долгое время в детстве он писал стихи исключительно по-французски.
Продолжение цикла: «Забвенью брошенный дворец…»
Бабушка, Пушкин и я
10 февраля — день смерти Александра Пушкина. Повод печальный, но все же повод — лишний раз задуматься, что значит Александр Сергеевич в нашей культуре — и не только в культуре. Мы предлагаем нашим читателям размышление 17-летней Кати Резниченко из Томска о том, как повлиял Пушкин на ее жизнь.
Пушкин вошел в мою плоть и кровь с самого детства. Его произведения вынянчили меня, а сам образ Александра Сергеевича навсегда тесно связался с бабушкой.
Моя бабушка умерла год назад. Она очень меня любила, больше, чем просто бабушки просто внучек. Меня даже и назвали в ее честь — Екатериной. Бабушка была папиной мамой, и у нее были такие же черные глаза-маслинки. Летом и по выходным я часто гостила у нее. В маленькой, но уютной комнате всегда было чем заняться. Бабушка почти всегда вязала что-нибудь для меня. А я училась у нее вязать для кукол. Мы играли во все-все детские игры, в которые обычно взрослым некогда играть. С бабушкой можно было многое, чего не разрешали делать родители. Например, гонять вместе с соседскими мальчиками по улице, позабыв о том, что ты — девочка, или играть в морской бой. Можно было есть вареники без лука и мороженое в ангину, думать про птиц и мечтать вслух.
С моим появлением в бабушкиной квартире, кроме стареньких часов с ходиками, обнаружились синие собаки и куклы в цветастых платьях, и несколько детских книг. У бабушки было много книг, но все они были про здоровый образ жизни. Да еще три толстеньких томика, коричневых, без картинок, таинственных. Вечером сначала я читала бабушке, а потом она — мне. Но все свои приносимые книжки — Заходера, Успенского, Зощенко — я прятала. Те, коричневые, были вожделенней. На всех на них красовались причудливые золотистые завитушки — как будто тоже буквы. А вверху обычным шрифтом легко можно разобрать: «А. С. Пушкин».
— А кто это такой?
— Так просто и не скажешь… Он книги писал. И стихи. А потом его убили… Да ты лучше почитай.
Открываю на первой попавшейся странице:
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…»
Бабушка! Кто же этот Пушкин, что он знает бабушку? Он нам родственник? И как удивительно он сказал про бабушку и про ее наморщенные руки… Подруга дней моих суровых… А ведь мы с бабушкой — большие друзья, и часто о моих радостях, бедах и секретах она узнавала даже раньше, чем родители. Я стала медленно листать книжку, но нигде больше ничего про бабушку не нашлось. Зато нашелся Анчар.
И перед глазами так и вставала пустая пустыня-пустошь, в которой только и были злое дерево, раб и владыка, а больше никого — там даже дождь мертвый. И было страшно оказаться там совсем одной.
До сих пор я не могу объяснить, что именно меня манило и влекло в «Анчаре», где все, где каждое слово — смерть и отрава, сушит и жжет.
Когда я взахлеб рассказывала маме о друге-родственнике Пушкине, она стала вторым после бабушки моим проводником в мир поэта. Мама поделилась со мной котом ученым и русалкой, князем Гвидоном и островом Буяном, золотой рыбкой, волшебным петухом, зеркалом и хрустальным гробом на цепях и песнями западных славян. Но все-таки с родителями стихи Александра Сергеевича мы читали мало, и главным пушкинистом в моей жизни все-таки стала именно бабушка с ее заветными тремя томиками. И очень долго мои познания о Пушкине исчерпывались этими немногими, но глубокими произведениями. Они лились, как бабушкина колыбельная, такие знакомые и родные, даже если в первый раз читаемые. От них, как от свежих пирожков, веяло теплом и заботой.
Скоро я пошла в школу, видеться с бабушкой мы стали реже, но три толстенькие коричневые книжки с золотыми завитушками на обложках были всегда. Спустя некоторое время я узнала, что это — не весь Пушкин, это — только бабушкин. А есть еще другой Пушкин. Он — в библиотеке. Так я попала в храм книг, и именно Александр Сергеевич распахнул передо мной его двери и любезно согласился быть проводником. И все прочитанные мною книги были прочитаны через Пушкина и оценены мерилом-Пушкиным.
В библиотеке на длинных полосатых полках я нашла своего, ничуть не другого, а только чуть старше и потрепаннее, Пушкина. И снова мне навстречу вышли баба Бабариха и дядька Черномор, князь Олег и конь ретивый. Но ветер залистал страницы, и гром читал, как «буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя». А потом звенело подснежниками:
«Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!»
Зимой бабушка всегда так меня будила, и мы отправлялись во двор. А там — и вправду — желто-синий снег и желто-синее небо, и хруст, и свежесть, и веселье! Сладко и легко текли сахарно-снежные дни зимы, нежилась в юном солнце весна, и мы с бабушкой снова заводили разговор о птицах. Почему о них? Потому что они сильные и легкие одновременно, почти такие, как в «Узнике» и «В чужбине свято наблюдаю…». Весна — птицы, птицы — Пушкин, Пушкин — бабушка — радость. Одного только не понимала я тогда у Пушкина: «Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль да зной, да комары, да мухи». Разве можно лето не любить? А разве Пушкин его не любит? «Лето красное…» Он с ним говорит, к нему обращается: «лето красное». А красное — значит, красивое. И говорит он: «Ох, лето красное». Ох — значит, сожалеет, значит, все равно любит! А комары и пыль, правда, мешают, только чуть-чуть. Но Пушкин — и бабушкин друг, может, он тоже уже старенький, и поэтому комаров больше не любит?
Летом с бабушкой мы ездили на Алтай. Там бабушкина родина. Бабушка очень любила свое село и всегда много про него рассказывала: про детство и деревенские забавы ребят, про свой дом, семью, братьев и сестер. Но задорным и звенящим я не смогла узнать село. Для меня оно предстало тихим и глубинным, возвышенно-поэтичным и простецким, домашним и чужим, как будто у кого-то украденным.
Бабушка ездила на Алтай каждое лето не только дом детства и друзей повидать. Она болела раком, а здесь можно было подобрать травы в клинике, которые могли облегчить болезнь. Но больницы, врачи, анализы — все это днем, а на закате — задушевные вечера с гармоникой дяди Толи и печенной в костре картошкой, и шумом, и смехом на траве под луной. И бабушка вдруг снова грустнела посреди веселья:
«По небу крадется луна,
На холме тьма седеет,
На воды пала тишина,
С долины ветер веет,
Молчит певица вешних дней
В пустыне темной рощи,
Стада почили средь полей,
И тих полет полнощи…»
И:
«И тих мой будет поздний час;
И смерти добрый гений
Шепнет, у двери постучась:
«Пора в жилище теней!»
Так в зимний вечер сладкий сон
Приходит в мирны сени,
Венчанный маком и склонен
На посох томной лени…»
И никто не знал, почему вдруг и почему сейчас бабушка плакала. Потому что «пора в жилище теней»…
Но грустно-веселое лето кончалось, как и все кончается. Я аккуратно складывала тетрадки, в которых с одного конца были мои стихи, а с другого — Пушкина. Нет-нет, я совсем не претендовала на равенство: мне хотелось приобщиться к рифме, к ритму, к музыке слов…
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…»
А пока солнышко все-таки блистало, мы с бабушкой гуляли по парку и собирали осенние листья. И бабушка, глядя вдаль, говорила нараспев:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы».
И снова было грустно, но по-светлому грустно. Бабушка часто утешала и себя, и меня тоже словами Пушкина, словами света и надежды: «В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет…». А теперь и сама бабушка, вместе с сердцем, в будущем живет.
Два самых больших бабушкиных подарка в мире друга-Пушкина — «Я помню чудное мгновенье…» и «Евгений Онегин». Конечно, мало что я тогда понимала так, чтобы потом могла объяснить. Но понимать ведь и не всегда обязательно, чаще достаточно чувствовать и разделять…
Я не понимала как больно и тяжело, как немного осталось бабушке. Это в самом воздухе витало, почти как призыв — пора в жилище теней. И бабушка, с поблекшими маслинками под седыми бровями, худела и бледнела, все более походя на тень. Последние дни мы были вместе. И вспоминали наше детство и нашего друга-Пушкина, морской бой, горки и птиц. И нашу троицу (меня, бабушку и друга-Пушкина) нельзя было разбить. Мы вспоминали лицеистов и пушкинскую молодость, — у нас все было одно на троих. И бабушка говорила о жизни, о любви, о моей юности, о своей, о дружбе, и, конечно, о птицах. Теперь она сама становилась птицей. И улетала.
Бабушка умерла в последние лучистые деньки сентября. В бабье лето. Не в бабье, а в бабушкино.
Всегда, наверное, чья-то смерть заставляет задуматься о собственной жизни. У бабушки нет жизни, а у меня есть. А зачем мне жизнь? Зачем вообще жить? Зачем так много делать ненужного, если стихи — летом, и Пушкин — только по выходным и на каникулах? Все эти вопросы мучили меня, и ответы на них мне тоже были открыты в творчестве Пушкина — в его знаменитом диалоге с митрополитом Филаретом, который на искренние вопрошания поэта о смысле жизни однажды написал: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана…». Теперь и я могу воскликнуть всем своим существом: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!», и это будет правдой.
Бабушка не со мной, нет Алтая, — без бабушки он другой, да и пусто там, нет того парка с листьями, не медлят больше поминутно спицы в ее наморщенных руках. И часов с ходиками тоже больше нет — бабушка больше не ждет меня на каникулы. Но желто-синий снег и три толстых коричневых книжки со мною есть всегда. Вот и теперь листаю их пожелтевшие страницы — и словно глажу морщинистые бабушкины руки. Я взрослела вместе с Пушкиным, и живу вместе с ним. Я взрослела с бабушкой. Бабушка умерла. И я когда-нибудь умру. Но только сначала я стану бабушкой. И у меня будут любопытные глазенки внучат и парк, и снег, и князь Гвидон. И Пушкин, который никогда не умрет, потому что я познакомлю их с ним, как меня познакомила и подружила с Александром Сергеевичем бабушка. И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть.
Рисунки Кати Резниченко.
Пушкин Александр Сергеевич
А.С. Пушкин. Портрет 1827 г.
Художник В.А. Тропинин
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – поэт.
Пушкин описал свою родословную в стихотворении «Моя родословная» (1830), и в записках «Родословная Пушкиных и Ганнибалов» (1830-е). Позже записки стали публиковаться под названием «Начало автобиографии».
Стихотворение – сумбурный ответ поэта «толпе русских писак», обозвавших его аристократом. Многократные повторы, кем он не является, нападки на новых дворян (а что дворянином можно было стать только в незапамятные времена?), перечисление реальных и мнимых заслуг своих предков и настойчивая запись в мещане.
Записки – попытка Александра Сергеевича собрать сведения о своих предках, которые семья Пушкина не обсуждала даже в узком кругу. За ними стоит желание не только лучше узнать людей недавнего прошлого, но и понять, что судьба уготовила ему. В записках не всё соответствует действительности, но важно не только соответствие.
Важно, как свою родословную воспринимал сам Александр Пушкин.
Известна родословная Пушкина до 20-ти колен, доходящая чуть ли не до 1 000 г. Из неё мало что следует для понимания характера поэта. Мы ограничимся двумя поколениями.
Существует мнение, что поэт унаследовал и развил свой талант по линии Пушкиных:
- его отец Сергей Львович был близко знаком с К.Н. Батюшковым, Н.М. Карамзиным, П.А. Вяземским, Д.И. Фонвизиным, В.А. Жуковским. Писал стихи, хорошо декламировал, ставил спектакли и сам в них участвовал;
- его дядя Василий Львович написал популярную поэму «Опасный сосед», издал сборник стихотворений, дважды был членом литературного общества «Арзамас». Сам поэт назвал дядю «Парнасский мой отец»;
- бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, по рождению принадлежала роду Пушкиных. От неё будущий поэт «наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии».
От Ганнибалов через свою мать поэт унаследовал внешность и необузданность нрава. Правда, судя по семейным преданиям, свой вклад здесь внесли и Пушкины. Неумение вести дела и хранить домашний очаг ему передали родители.
Биография Пушкина
- 1799. 26 мая (6 июня). В Москве в семье отставного майора Сергея Львовича и Надежды Осиповны (урождённой Ганнибал) Пушкиных родился сын Александр. 8 июня – крещение Пушкина в московской церкви Богоявления в Елохове.
- 1811. 12 августа – дядя Пушкина, Василий Львович, привёз племянника на приёмные экзамены в Царскосельский лицей. 19 октября – торжественное открытие Лицея.
- 1814. 3 июля – в журнале «Вестник Европы» (№ 13) напечатано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу».
- 1815. 8 января – на переводном экзамене в Лицее в присутствии Г.Р. Державина Пушкин прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Восхищённый Державин хотел обнять юношу, но тот убежал.
- 1817. 9 июня – Пушкин получил свидетельство об окончании Лицея. 13 июня – указ Александра I об определении Пушкина на службу в Коллегию иностранных дел.
- 1820. 26 марта – в день завершения Пушкиным поэмы «Руслан и Людмила» В.А Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму ‘Руслан и Людмила'». Весна – за стихотворения и эпиграммы, несовместимые со статусом государственного чиновника, Пушкина перевели в кишинёвскую канцелярию. Май-ноябрь – Северный Кавказ, Крым, Одесса, Кишинев. Ноябрь – Пушкин приехал в имение Давыдовых Каменку Киевской губернии.
- 1821. Январь-февраль – Пушкин в Киеве. Потом – в Каменке. Весна – возвращение в Кишинев.
- 1823. Июль – отъезд в Одессу. Граф М.С. Воронцов уведомил Пушкина, что тот переходит под его начало. Сентябрь-ноябрь – завершение поэмы «Бахчисарайский фонтан».
- 1824. 2 июня – прошение Пушкина об отставке «по состоянию здоровья». 8 июля – просьба Пушкина удовлетворена. 11 июля – удовлетворена не раз повторявшаяся Воронцовым просьба, избавить его от Пушкина: высочайшим повелением Пушкин переведён на жительство в Псковскую губернию «под надзор местного начальства». 9 августа – приезд Пушкина в село Михайловское.
- 1825. 16 февраля – печать в Петербурге первой главы «Евгения Онегина». 7 ноября – закончена трагедия «Борис Годунов». 14 декабря – восстание декабристов. 28 декабря – выход первого сборника «Стихотворения Александра Пушкина».
- 1826. 8 сентября – Николай I объявил Пушкину, привезённому из Михайловского в Москву, о снятии с него опалы. Окончание ссылки.
- 1828. На московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой.
- 1829. Апрель. После неопределённого ответа матери невесты, Пушкин выехал в действующую армию на Кавказ.
- 1830. Апрель – Н.И. Гончарова дала согласие Пушкину на брак с её дочерью. 6 мая – помолвка Пушкина с Н.Н. Гончаровой. Сентябрь – для устройства материальных дел Пушкин выехал в подаренное ему отцом к свадьбе село Болдино, где задержался из-за холерного карантина (первая Болдинская осень). 22-23 декабря – издание «Бориса Годунова».
- 1831. 18 февраля – венчание в Москве в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой. Май – переезд Пушкиных в Петербург. Октябрь – изданы «Повести Белкина». 14 ноября – отставной коллежский секретарь Пушкин по распоряжению царя зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Через две недели он пожалован в титулярные советники.
- 1832. Январь – издана последняя восьмая глава «Евгения Онегина». 19 мая – рождение дочери Марии.
- 1833. Около 23 марта – первое полное издание романа «Евгений Онегин». 6 июля – родился сын Александр. 1 октября — 9 ноября – вторая Болдинская осень. 31 декабря – Пушкину пожалован чин камер юнкера.
- 1834. 1 марта – в «Библиотеке для чтения» напечатана «Пиковая дама».
- 1835. 14 мая – родился сын Григорий.
- 1836. 10 января – разрешение издать в 1836 г. четыре тома «Современника». 29 марта – умерла мать Пушкина – Надежда Осиповна. 23 мая – родилась дочь Наталья. 4 ноября – Пушкин получил анонимное письмо-пасквиль. После объяснения с женой он послал вызов Дантесу. Пушкин забрал вызов, так как Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны, Екатерине, которое та приняла.
- 1837. Январь – бракосочетание Дантеса с Екатериной Гончаровой. 26 января – Пушкин послал Геккерну, приёмному отцу Дантеса, оскорбительное письмо, обвиняя того в сводничестве. Прочитав письмо, Дантес направил вызов Пушкину. 27 января – дуэль Пушкина с Дантесом. Смертельное ранение Пушкина. 29 января (10 февраля) – умер Александр Сергеевич Пушкин.
Мать и отец Пушкина
Ганнибал Надежда Осиповна (1775-1836) – мать Пушкина. «Прекрасная креолка». Единственная дочь родителей.
В 1796 г. вышла замуж. Из трёх детей – Ольги, Александра и Льва – выделяла дочь и младшего сына. К Александру была равнодушна. Заниматься хозяйством не умела и не хотела. «Дом их представлял всегда какой-то хаос: в одной комнате богатые старинные мебели, в другой – пустые стены, даже без стульев». Семья Пушкина жила неустроенно, постоянно на грани разорения. К тому же, прекрасная креолка обладала тяжёлым характером: она «умела, что называется, дуться по дням, месяцам и даже целым годам».
Отношения улучшились в 1830-х гг., что совпало с женитьбой поэта. Сын и мать поняли, что нужны друг другу, в последние месяцы жизни Надежды Осиповны, когда сын неотступно за ней ухаживал.
Пушкин Сергей Львович (1770-1848) – отец Пушкина. Капитан лейб-гвардии Измайловского полка. В 1797 вышел в отставку в чине майора. В Москву приехал в 1798 г. По отзывам, он был «довольно приятным собеседником, на манер старинной французской школы, с анекдотами и каламбурами».
Отношения с сыном были плохими. В одном из писем в 1826 г. он писал брату Василию: «Нет, добрый друг, не думай, что Александр Сергеевич почувствует когда-нибудь свою неправоту передо мною… Не забудь, что в течение двух лет он питает свою ненависть, которую ни моё молчание, ни то, что я предпринимал для смягчения его изгнания, не могли уменьшить».
И тем не менее Сергей Львович любил своего старшего сына. Когда произошла дуэль Пушкина, Сергей Львович жил у сестры Елизаветы Львовны Солнцевой в доме Милютинский, 16. Е.А. Баратынский навестил его «в ту самую минуту, как его уведомили о страшном происшествии. Он, как безумный, долго не хотел верить».
Дед и бабушка со стороны матери
Ганнибал Осип Абрамович, Иосиф-Януарий (1744-1806) – дед Пушкина. Майор морской артиллерии. Женился на Марии Алексеевне Пушкиной в 1772 г. В 1779 г. незаконно обвенчался с Устиньей Ермолаевной Толстой, брак был расторгнут в 1784 г., и он в наказание был отправлен на корабли на Черное море.
Ганнибал Мария Алексеевна (1745-1818) – бабушка Пушкина, урождённая Пушкина. Дальняя родственница Льва Александровича Пушкина. В 1772 г. в возрасте 28 лет вышла замуж. В 1775 г. родила дочь Надежду, а через три года разъехалась с мужем. Позже добилась передачи ей дочери. Жила с семьёй дочери в Москве.
В «Записках» об этом сказано так: «Дед мой, Осип Абрамович… служил во флоте и женился на Марье Алексеевне Пушкиной, дочери тамбовского воеводы, родного брата деду отца моего… И сей брак был несчастлив. Ревность жены и непостоянство мужа были причиною неудовольствий и ссор, которые кончились разводом. Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединённые с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения. Он женился на другой жене, представя фальшивое свидетельство о смерти первой. Бабушка принуждена была подать просьбу на имя императрицы, которая с живостию вмешалась в это дело. Новый брак деда моего объявлен был незаконным, бабушке моей возвращена трёхлетняя её дочь, а дедушка послан на службу в черноморский флот. Тридцать лет они жили розно. Дед мой умер в 1807 году, в своей псковской деревне, от следствий невоздержанной жизни».
Дед и бабушка со стороны отца
Лев Александрович Пушкин (1723-1790) – дед Пушкина. С 1763 г. подполковник артиллерии в отставке. С 1762 г. в Москве жил в Троицкой слободе. Принимал участие в коронационных торжествах Екатерины II.
В «Записках» есть запись: «Лев Александрович служил в артиллерии и в 1762 году, во время возмущения, остался верен Петру III. Он был посажен в крепость и выпущен через два года». Это – миф. Видимо, он призван компенсировать семейные художества деда:
«Дед мой был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урождённая Мария Матвеевна Воейкова, умерла на соломе, заключённая им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую её связь с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально повесил на чёрном дворе. Вторая жена его, урождённая Ольга Васильевна Чичерина, довольно от него натерпелась. Однажды велел он ей одеться и ехать с ним куда-то в гости. Бабушка была на сносях и чувствовала себя нездоровой, но не смела отказаться. Дорогой она почувствовала муки. Дед мой велел кучеру остановиться, и она в карете разрешилась – чуть ли не моим отцом. Родильницу привезли домой полумертвую и положили на постелю всю разряженную и в бриллиантах. Все это знаю я довольно темно. Отец мой никогда не говорит о странностях деда, а старые слуги давно перемерли».
Отец Пушкина был зол на сына за эти «Записки», и отрицал вину своего отца. Сохранился формулярный список о службе Л.А. Пушкина, в котором указывалось, что «за непорядочные побои находящегося у него на службе венецианина Харлампия Меркадии» он был под следствием, но по именному указу повелено его, Пушкина, из монаршей милости простить». Об убийстве ничего нет.
Пушкина Ольга Васильевна (1737-1802) – бабушка Пушкина, урождённая Чичерина. Замужем с весны 1763 г. Дети:
Стихи Пушкина
19 октября 1825 Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи») Брожу ли я вдоль улиц шумных Во глубине сибирских руд Дар напрасный, дар случайный Дорожные жалобы Если жизнь тебя обманет Зимнее утро Зимний вечер («Буря мглою небо кроет») |
Зимняя дорога И.И. Пущину («Мой первый друг») К бюсту завоевателя К морю («Прощай, свободная стихия») К портрету Жуковского К Чаадаеву («Товарищ, верь: взойдёт она») Не пой, красавица, при мне Няне («Подруга дней моих суровых») Погасло дневное светило |
Пора, мой друг, пора Телега жизни Узник («Сижу за решёткой») Цветок засохший, безуханный Что в имени тебе моём Я вас любил: любовь ещё, быть может Я думал, сердце позабыло Я памятник себе воздвиг нерукотворный Я помню чудное мгновенье |
Первые романсы на стихи Пушкина появились в середине 1810-х, последние – в конце 1950-х гг. В своё время романсы были очень популярны, их написали около шести десятков. Среди них:
19 октября 1825 Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи») Брожу ли я вдоль улиц шумных Во глубине сибирских руд Дар напрасный, дар случайный Дорожные жалобы Если жизнь тебя обманет Зимнее утро |
Зимний вечер Зимняя дорога К морю («Прощай, свободная стихия») К портрету Жуковского К Чаадаеву («Товарищ, верь: взойдёт она») Не пой, красавица, при мне Няне («Подруга дней моих суровых») Погасло дневное светило |
Пора, мой друг, пора Телега жизни Узник («Сижу за решёткой») Цветок засохший, безуханный Что в имени тебе моём Я вас любил Я думал, сердце позабыло Я помню чудное мгновенье |
Няне (Подруга дней моих суровых…) — А.С. Пушкин
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Стихотворение «Няне» было написано в 1826 году, и увидело свет только в 1855 году.
Арина Родионовна сначала была няней и кормилицей для старшей сестры Пушкина Ольги, но по мере появления остальных детей она выхаживала, нянчила остальных детей. В семье Пушкиных их было 8. Арина Родионовна была крепостной Сергея Пушкина, который впоследствии, когда все дети подросли, дал ей вольную. Но женщина предпочла остаться с господами и долгое время жила в Михайловском.
Когда Пушкин был сослан в это имение под надзор полиции, и когда все его родственники уехали из имения, она была единственным собеседником поэта. Вечерами Арина Родионовна рассказывала поэту сказки, напевала народные песни, ставшие впоследствии сюжетами его произведений.
В период ссылки Пушкин особенно близился с няней. Недаром в самом начале стиха он называет ее «подруга дней моих суровых». Она стала прототипом героинь в его произведениях, ей он посвятил стихотворения «Наперсница волшебной старины», «Няне».
В стихотворении 12 строк. Начатая 13-я строка «то чудится тебе» дает основание предполагать, что текст этого произведения остался незавершенным. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.
Последние месяцы своей жизни Арина Родионовна жила в семье Ольги Павлищевой, сестры Пушкина, в Петербурге. Похоронена на Смоленском кладбище. О местонахождении ее могилы более 100 ничего не знали. В результате длительных поисков архивистов и литературоведов ее удалось обнаружить в 1940 году.
Бабушка А.С Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал
Бабушка великого русского поэта, прозаика, драматурга Александра Сергеевича Пушкина – Ганнибал Мария Алексеевна.
Мария Алексеевна родилась в 1745 году, ее жизнь была хоть и долгой, но очень не простой, многое пришлось пережить. Бабушка Александра Сергеевича была необыкновенной женщиной, в которой гармонично соединились воедино черты, которые она унаследовала от своих исконно русских и иностранных предков. Мария Алексеевна была очень образованной, прекрасно владела русским языком.
Почти сразу после рождения Александра, Мария Алексеевна приняла решение продать свою квартиру в Петербурге и переехать к своей дочери в Москву, чтоб помогать ей заботится о детях и о хозяйстве. Вместе с ней переехала в дом Пушкиных и Арина Родионовна, которая и стала няней для Саши. Зять и дочь Марии Алексеевны были людьми занятыми светской жизнью, поэтому должного внимания детям они не уделяли.
Именно бабушка и была для юного Александра самым близким человеком, она души не чаяла в своем внуке. Благодаря воспитанию Марии Алексеевны Александр и стал поэтом, она зарождала в нем безграничную любовь к родному языку. Мария Алексеевна хорошо знала русский язык, постоянно рассказывала внуку множество старинных приданий, в том числе и семейных, учила его грамоте. Маленький Сашенька не соглашался спать без бабушкиных рассказов.
Марии Алексеевне живя в доме зятя и дочери, приходилось подчиняться правилам их дома, хоть ей много и не нравилось. В особенности она была против воспитания детей во французских манерах. У каждого ребенка в их семье был свой собственный иностранный гувернер. Бабушку очень расстраивало, что с Сашенькой обращались очень строго, всегда его жалела.
В детстве Александр Сергеевич был полноватым и нескладным мальчуганом. Когда в дом приезжали гости, Сашенька вместе с другими детьми начинал плясать, но из-за своей полноты он казался неуклюжим, поэтому с него часто посмеивались. Саша всегда из-за этого сильно расстраивался, уходил и не участвовал далее ни в каких развлекательных мероприятиях. Со всеми своими детскими горестями и обидами будущий поэт всегда бежал к Марии Алексеевне, которая всегда его подбадривала.
Когда Александру едва исполнилось шесть лет, Мария Алексеевна приобрела усадьбу Захарово, которая располагалась под Москвой. На период с весны и до самой осени женщина со всеми своими внуками жила там. В своей усадьбе Мария Алексеевна ввела свои порядки: в первую очередь она полностью запретила разговаривать по-французски, а затем уволила всех гувернеров своих внуков. Из прислуг женщина лишь оставила слугу Никиту Козлова, который был всегда рядом с Александром Сергеевичем до самой его смерти, а также няню Арину Родионовну.
В Захарово будущий поэт был очень счастлив, из неповоротливого, слегка неуклюжего мальчишки он превратился в непоседливого озорника, интересующегося всем-всем на свете. Эти резкие перемены в характере Александра иногда очень огорчали бабушку, которую очень беспокоило его будущее. В письме Марии Алексеевны к своей подруге, женщина делится своими переживаниями о Саше: «мальчик очень умен, любит книги, но учится очень плохо, постоянно бросается из одной крайности в другую».
В возрасте двенадцати лет Александра по решению принятом на семейном совещании отправляют учиться в очень престижное, по тем временам учебное заведение – «Царскосельский лицей». В заведении были очень строгие порядки, воспитанников во время всего учебного периода не отпускали домой. Из всей семьи будущего поэта лишь только Мария Алексеевна ездила навещать. Бабушка Александра Сергеевича умерла в 1818 году, незадолго после окончания внуком лицея.
Свою бабушку Марию Алексеевну, Александр Сергеевич, которую всегда любя называл «мамушка» никогда не забывал. Все детские воспоминания поэта о своем самом родном и любимом человеке – Марии Алексеевне были для него настоящей драгоценностью, которые всегда согревали его душу. Бабушка оставила в душе будущего поэта очень добрый и светлый след невероятной глубины. Свою старшую дочь поэт назвал в честь своей бабушки – Марией.