Содержание
- Библейский брат Исава — слово из 5 букв
- Библейский брат Исава.
- Иаков-младший
- Святой апостол Иаков, брат Господень
- 13 мая — память Апостола Иакова Зеведеева
- Апостол Иаков, брат Господень
- До избрания
- Апостол и первый епископ Иерусалима
- Литургия апостола Иакова
- Соборное послание апостола Иакова
- Смерть во время проповеди
- Другие “родственники” Иисуса Христа
- Святой Иосиф Обручник
- Апостол Иаков, брат Господень
Библейский брат Исава — слово из 5 букв
Определения из сканвордов слова ИАКОВ
- отец всех евреев
- этот патриарх увидел во сне лестницу от земли до неба
- «Брат Господень»
- «Брат» Иисуса Христа
- «Отец» всех евреев
- апостол
- апостол Иисуса Христа
- апостол Христа
- библейский брат Исава
- библейский герой
- библейский патриарх
- библейский персонаж
- библейский персонаж, один из патриархов, сын Исаака
- библейский персонаж, от которого пошли все евреи
- библейский персонаж, откупивший право первородства у брата Исава за чечевичную похлебку
- библейский родоначальник евреев
- брат Исава (библ.)
- в Библии — патриарх, один из двух близнецов Исаака и Ревекки, кроткий человек, живущий в шатрах
- в библейской мифологии — младший из близнецов, сын Исаака и Ревекки
- ветхозаветный праотец
- внук Авраама
- герой Пятикнижия
- герой Торы с 12 сыновьями
- двенадцать его сыновей считались родоначальниками двенадцати израильско-иудейских племен
- единственный еврей, который боролся с Богом
- ему приснилась лестница
- картина Рембрандта «…, благославляющий сыновей Иосифа»
- младший сын Исаака
- мужское имя: (еврейское) второй по рождению из двух близнецов
- один из апостолов
- один из двенадцати апостолов
- один из учеников Христа
- от него пошли все евреи
- откупивший первородство
- патриарх, сын Исаака
- патриарх, сын Исаака (Библия)
- первый епископ Иерусалима
- святой апостол
- сын Исаака
- сын Исаака (библ.)
- сын Исаака и Ревекки
- сын Исаака, внук Авраама
- третий из библейских патриархов
- хитрый сын Исаака и Ревекки
Библейский брат Исава.
Также слово является ответом на вопросы:
- Один из апостолов.
- Библейский персонаж, откупивший право первородства у брата Исава за чечевичную похлёбку.
- Двенадцать его сыновей считались родоначальниками двенадцати израильско-иудейских племён.
- Библейский персонаж, от которого пошли все евреи.
- Патриарх, сын Исаака (Библия).
- Этот ветхозаветный герой до рассвета боролся с ангелом, пока не получил благословение.
- На картине Рембрандта он благословляет сыновей Иосифа, своих внуков.
- Двух жён этого патриарха звали Рахиль, что значит «овечка» и Лия — «тёлочка».
- Будущий тесть Лаван подсунул ему вместо младшей дочери старшую и заставил работать на себя четырнадцать лет вместо семи.
- Картина Рембрандта «…, благославляющий сыновей Иосифа».
- В Библии — патриарх, один из двух близнецов Исаака и Ревекки, кроткий человек, живущий в шатрах.
- Этот патриарх увидел во сне лестницу от земли до неба.
- Библейский персонаж, один из патриархов, сын Исаака.
- В библейской мифологии — младший из близнецов, сын Исаака и Ревекки.
- Единственный еврей, который боролся с Богом.
- Мужское имя: (еврейское) второй по рождению из двух близнецов.
- Отец всех евреев.
- Внук Авраама.
- В Библии — патриарх, один из двух близнецов Исаака и Ревекки, кроткий человек, живущий в шатрах.
- Герой Пятикнижия.
- От него пошли все евреи.
- Сын Исаака, внук Авраама.
- Сын Исаака (библ.).
- Младший сын Исаака.
- Библейский патриарх.
- Брат Исава (библ.).
- Библейский родоначальник евреев.
- Откупивший первородство.
- Первый епископ Иерусалима.
- «брат» Иисуса Христа.
- Один из двенадцати апостолов.
- Хитрый сын Исаака и Ревекки.
- «брат Господень».
- Патриарх, сын Исаака.
- Ветхозаветный праотец.
- Третий из библейских патриархов.
- Ему приснилась лестница.
- Святой апостол.
- Апостол Христа.
- Апостол.
- Апостол Иисуса Христа.
- Один из учеников Христа.
- Герой Торы с 12 сыновьями.
- Сын Исаака.
- В Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки.
- В Библии — младший сын Исаака и Ревекки.
- Библейский брат Исава
- Библейский персонаж, один из патриархов, сын Исаака
- Библейский персонаж, от которого пошли все евреи
- В библейской мифологии — младший из близнецов, сын Исаака и Ревекки
- Единственный еврей, который боролся с Богом
- Мужское имя: (еврейское) второй по рождению из двух близнецов
- Отец всех евреев
- Внук Авраама
- Один из апостолов
- Картина Рембрандта «…, благославляющий сыновей Иосифа»
- В Библии — патриарх, один из двух близнецов Исаака и Ревекки, кроткий человек, живущий в шатрах
- Двенадцать его сыновей считались родоначальниками двенадцати израильско-иудейских племен
- Этот патриарх увидел во сне лестницу от земли до неба
- Библейский персонаж, откупивший право первородства у брата Исава за чечевичную похлебку
- Патриарх, сын Исаака (Библия)
- Герой Пятикнижия
- От него пошли все евреи
- Сын Исаака, внук Авраама
- Сын Исаака (библ.)
- Младший сын Исаака
- Библейский патриарх
- Брат Исава (библ.)
- Библейский родоначальник евреев
- Откупивший первородство
- Первый епископ Иерусалима
- «брат» Иисуса Христа
- Один из двенадцати апостолов
- Хитрый сын Исаака и Ревекки
- «брат Господень»
- Патриарх, сын Исаака
- Ветхозаветный праотец
- Третий из библейских патриархов
- Ему приснилась лестница
- Святой апостол
- Апостол Христа
- Апостол
- Апостол Иисуса Христа
- Один из учеников Христа
- Герой Торы с 12 сыновьями
- Сын Исаака
- Библейский персонаж
- Сын Исаака и Ревекки
Иаков-младший
Во время евангельских трудов прочих апостолов ап. Иаков находился в Иерусалиме, присутствовал вместе с Петром, Варнавой и Савлом в 48 или 49 г. по Р. X. на апостольском соборе, на котором, как кажется, и председательствовал, так как он последним произнес свое заключительное слово, с которым согласились все прочие члены собора (Деян. XV, 13–19). О его высокой и строго нравственной жизни свидетельствует Егезипп, один из ближайших преемников апостолов. По его словам, святой Иаков был свят от рождения, не пил вина и сикера, не вкушал мяса, не стриг волос и т. д. Ему одному был дозволен вход в святилище храма, и его часто находили стоящим на коленях в храме и молящимся за народ. За эту-то святость и благочестие, прибавляет он, его и называли праведным.
Первый епископ Иерусалимский, он мученически скончался в 62 г. по Р. X. Предание говорит, что иудеи во время его проповеди об Иисусе сбросили его с кровли храма, кидали в него камнями, и так как он продолжал еще молиться и за своих мучителей, то один суконщик ударил праведника белильным колом по голове, и он скончался и на том же месте похоронен близ храма. Память его празднуется 23 окт. и 26 декабря. Ап. Иаков, кроме соборного послания, оставил нам еще литургию, известную под его именем и отправляемую обычно в Иерусалиме в день его памяти.
Святой апостол Иаков, брат Господень
Дни памяти: 4 января (70 ап.), 23 октября, 31 декабря
Иаков брат Господень, апостол
Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.
Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
13 мая — память Апостола Иакова Зеведеева
ДНИ ПАМЯТИ:
13 мая;
13 июля– Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
Святой апостол Иаков Зеведеев был сыном рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника и старшим братом апостола Иоанна Богослова. Вместе с младшим братом Иаков помогал отцу в его промысле.
Берег Галилейского озера во времена Христа… Только что призваны первые апостолы — Андрей и Петр. И вот Спаситель увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его. Братья-апостолы были из тех простых галилейских рыбаков, которых Иисус Христос обещал сделать ловцами человеков (Мф.4,19).
Два брата: Иоанн — юноша, Иаков — человек зрелый и состоявшийся. Бросая свои сети, не слыша голоса пытавшегося остановить их отца, они следуют за Иисусом, Учителем праведности, и навсегда становятся Его учениками, самыми близкими — двумя из Двенадцати.
И с той же восторженной преданностью следовали они за Господом в Его странствиях по палестинским дорогам. Не ослабевал, а все ярче и ярче разгорался в их сердцах священный огонь во все три года, когда Иисус проповедовал Евангелие Царствия и исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф.4,23).
При избрании в число апостолов Христос назвал двух братьев-Апостолов, Иакова и Иоанна, сынами громовыми (Мк.3,17).
«И поистине, — говорит митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким), — духовная мощь этих избранников Божиих была такова, что они могли растворять и затворять небеса подобно древнему Пророку Илие. Как и всех ближайших учеников Своих, Христос наделил их властью над демонами и стихиями – эту власть сыны громовы собирались употребить на истребление нечестивцев.
Когда в одном из селений полуязыческой Самарии отказались принять Божественного Учителя, святые Иаков и Иоанн хотели испепелить всех ее жителей небесным огнем. Но Господь Иисус пресек их мстительный порыв, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк.9,55–56).
То был урок Милости Господней, перед которой самый праведный мирской гнев делается злой ложью. Да, в то время Апостолы еще не знали, какого они духа. На смену Ветхому Закону являлся Новый Завет, Откровение Любви. Сын Божий стал Сыном Человеческим не затем, чтобы карать, но чтобы спасать падших, на Пречистых плечах Своих вытаскивать их из земной грязи, Пречистой Своею Кровью омывать их грехи.
К постижению этой тайны Вселюбящего Бога вел учеников Христос. Для последования Жертвенному Своему Человеколюбию воспитывал Апостолов Спаситель. И необычайно чуткими к Учению Господню оказались сыны громовы. Святые Иаков и Иоанн обладали пылкими, боголюбивыми сердцами. А сердце, любящее Создателя, быстро научается любить людей.
Серцеведец Христос сделал сынов громовых не только близкими, но избраннейшими из избранных Своих учеников. Только троих из двенадцати Апостолов – Иакова и Иоанна Зеведеевых, а также Симона-Петра посвящал Сын Человеческий в величайшие тайны и свершения Свои.
Эти трое стали свидетелями того, как Иисус воскресил умершую дочь Иаира, и могли понять, что Спаситель обладает властью над смертью. Эти три Апостола были возведены на гору Фавор, где видели Преображение Господне – лицезрели Божественную Славу Христа.
Так дивными знамениями Своего величия Иисус готовил лучших учеников к зрелищу Своего унижения – страшному Голгофскому искушению. Увы! такое испытание оказалось не по силам даже лучшим из лучших сынов падшего человечества. Тщетно предостерегал их Божественный Наставник: Бодрствуйте и молитесь… дух бодр, плоть же немощна (Мф.26,41).
Уже надвигался страшный час распятия Господня, а Его ученики затеяли суетный спор о почестях. Видение Фаворского света опьянило рассудок святых Иакова и Иоанна: им захотелось стать во Царствии Христовом выше всех других Апостолов, воссесть по правую и левую руку Божественного Учителя. На их притязания Спаситель ответствовал: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем» (Мф.20,22).
Сыны громовы не понимали, о чем просили и что говорили. Высшие почести в Небесном Царствии достигаются самопожертвованием, подобным Жертве Распятого Спасителя. Чаша Христова означала чашу невыносимых страданий. Крещение Его означало крещение собственной кровью. И в этом грозном даре не отказал любимым ученикам Всещедрый Господь, сказав: Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мф.20,23).
Но по тогдашней духовной слепоте Апостолы были еще не готовы ни к подвигам самопожертвования, ни даже к верности Спасителю в час скорби Его.
Вот святые Петр, Иаков и Иоанн, свидетели Славы Господней, пришли с Ним в Гефсиманский сад. Сын Человеческий сказал им: душа Моя скорбит смертельно: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф.26,38). Предчувствуя чашу Крестную, Он молился до кровавого пота – а ученики заснули от печали (Лк.22,45). Наконец появился предатель с толпой богоубийц – а все ученики, оставивши Иисуса, бежали (Мф.26,56). Христос был покинут всеми, остался наедине с сынами погибели и сказал им: теперь ваше время и власть тьмы (Лк.22,53). И пока длилась власть тьмы, продолжался мертвящий духовный сон Апостолов – во мраке страха и отчаяния.
Тому надлежало быть. Вплоть до совершения Искупительной Жертвы Христовой мир оставался в диавольских цепях. Даже лучшие из людей такого мира – ученики Иисуса – были безсильны в борьбе со вселенской злобой. Но вот свершилось Искупление! Христос победил грех и ад, упразднил смерть. И в омытом Кровью Господней мире первыми испытали на себе чудо духовного возрождения святые апостолы.
Просвещенные Воскресением Спасителя, укрепленные благодатью Святого Духа, они стали безстрашны, мудры, радостны среди любых испытаний и скорбей. Они стали способны пить чашу Иисусову и креститься Его крещением.
После Воскресения Христова они проповедуют в Иерусалиме и в Палестине. По прямому указанию Спасителя, Иоанн берет к себе в дом Божию Матерь и заботится о Ней.
Старший сын громов, святой Иаков Зеведеев, первым из Апостолов удостоился светозарного мученичества во Имя Христово.
Благовестническим жребием святого Иакова была Испания. Там от пламенного его слова возгорелось священным огнем множество сердец, создалась мощная община верных. Испанская Поместная Церковь, осененная именем Сант-Яго – святого апостола Иакова Зеведеева, отличалась особо пылкой ревностностью в первые века христианства, являясь одним из оплотов истинной веры. В числе доблестных ее сынов тех времен – святитель Осия Кордубский, победитель ересей.
Апостольские странствия святого Иакова прервались из-за необходимости его возвращения в Иерусалим для борьбы с коварством богопротивников. Иудейская верхушка не удовлетворилась распятием Спасителя мира, но начала плести интриги против Его последователей, пытаясь выставить христиан мятежной, безнравственной сектой, опасной для народа и государства. Истинным сыном громовым, бичом Божиим явился святой Иаков для их ухищрений.
Галилейский рыбак, ставший духоносным Апостолом, он посрамлял красноречивейших фарисеев и ученейших книжников, обличая совершенное ими убийство Истинного Мессии, призывая народ покаяться и обратиться ко Господу Иисусу. Знавшие наизусть текст Ветхого Завета, вникавшие в тонкости обряда буквоеды умолкали перед благовестником, в чьих речах звучало живое Божественное Откровение. Никакие мудрования клеветы не могли устоять перед Истиной Господней, гремевшей в апостольских словах.
Имя Иакова как неутомимого миссионера и свидетеля о Христе гремит по всей Иудее. Ничья проповедь так не страшила злочестивцев, как слово святого Иакова. Поэтому в 44 году, желая прекратить проповедь о Воскресшем и уничтожить семена христианства, они задумали расправиться с ним любым способом.
Чтобы заставить Апостола замолчать, фарисеи подкупили некоего Гермогена, колдуна-волхва, искушенного также и в философских словопрениях. Закон Моисеев запрещает обращение к чародеям под страхом смерти, но фарисеи, представлявшие себя ревнителями Закона, вменяли его ни во что, когда речь шла о кознях против христиан.
Гермоген был «продвинутый сатанист» и весьма гордился своим умением вызывать демонов. Лично вступать в борьбу со святым Иаковом колдун считал для себя унизительным, поэтому послал к нему своего ученика Филита.
Однако премудрость духоносного Апостола настолько поразила ученика чародея, что он обратился в христианство.
Узнав об этом, разъярившийся Гермоген заклял бесов, чтобы они связали Апостола Иакова и новообращенного Филита. Но, приблизившись к дому святого апостола, духи злобы сами оказались связаны силою Господней. Бесы начали умолять святого Иакова освободить их, признаваясь:
– Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем доме.
Апостол сказал им:
– Пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда.
Бесы повиновались могучему приказу святого Иакова. И вот перед Апостолом предстал гордый волхв Гермоген. Не местью, а добром встретил благовестник Христов своего врага, оказавшегося в его власти. Он не только освободил связанного Гермогена и отпустил его с миром, но и защитил его от лютости демонов, жаждавших выместить на незадачливом чародее свою неудачу. Пораженный духовным величием и милосердием святого Иакова, Гермоген упал к его ногам и взмолился:
– Истинный раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей! Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе!
С радостью и любовью принял святой Иаков покаяние заблудшего. Гермоген сжег свои волшебные книги, крестился и начал повсюду свидетельствовать Истину Господню, творя чудеса уже не мрачной силой бесовской, но пресветлым Именем Иисуса Христа, приводя людей к святой вере.
Узнав, каким новым позором обернулась для них затея с подкупом колдуна, взбешенные фарисеи начали клеветать на святого Иакова перед царем Иродом Агриппой, требуя казни Апостола и других проповедников христианства. Ирод Агриппа вполне унаследовал нечестие своего деда Ирода Великого, убийцы Вифлеемских младенцев. Тирана не нужно было долго уговаривать на злое дело: святого Иакова схватили и повели на казнь.
Сын громов шел на смерть с великой радостью в сердце: Возлюбленный Учитель позволял ему пить из Своей чаши. Вопила разъяренная толпа иудеев, в Апостола летели плевки и камни, но лицо его оставалось спокойным. И как только стихал очередной взрыв надругательств, благовестник обращался к народу с кротким увещеванием – словами Священного Писания, доводами сердца и разума, доказывая Божественность Иисуса Христа.
Как не похож стал возросший в любви Христовой Апостол Иаков на того юнца, который некогда хотел обрушить громы и молнии на маловерных самаритян. Теперь любвеобильный ловец человеков, позабыв о близкой своей казни, всеми силами пытался спасти для вечности души тех, кто упивался зрелищем его мучений. И зов самоотверженной любви Апостола нашел отклик. Услышавший был Иосия, предатель.
Иосия являлся одним из главных доносчиков на святого Иакова. Соблазненный деньгами и уговорами фарисеев, называвших расправу с христианами богоугодным делом, Иосия подписал дикую клевету на незнакомого человека.
Теперь он видел этого человека: мужественного, милосердного, святого – и был потрясен до глубины души. Во внезапном озарении Иосия постиг, что перед ним свидетель Божественной Истины, что подобных учеников мог иметь только Спаситель мира. Предатель понял, кого он обрек на смерть своим доносом. Ужас перед собственным злодеянием поразил Иосию: он стал мерзок самому себе, ему захотелось немедленно наложить на себя руки, стали мерещиться веревка и петля… Но нет! Вдруг какой-то дивный свет заполнил его сознание, и горько-сладкие слезы хлынули из его глаз.
Иосия выбежал из толпы и встал рядом с Апостолом, воскликнув: «Дух Божий в устах его! Мы распяли Истинного Мессию, а теперь убиваем праведника! Иисус Христос – Господь, Сын Божий!» Услышав его речи, царь Ирод поморщился и жестом приказал воинам: казнить и этого! Теперь они шли на смерть вместе: безвинно осужденный Апостол и раскаявшийся его предатель.
То были счастливейшие земные мгновения для обоих. Иосия торопливо рассказывал обо всей низости, грязи, лжи своей жизни, о гнусном своем доносе. Наконец, с тяжким усилием поднял он повинную голову, ожидая увидеть на лице оклеветанного им Апостола праведный гнев и отвращение.
Но словно океан сияния вдруг объял Иосию: таким великим состраданием, такой безконечной любовью к нему лучился взор святого Иакова. Полнотою счастья завершался подвиг сына громова, ибо не один он восходил в объятия Иисуса Сладчайшего, но искупал своим мученичеством и вел с собою в Вечную жизнь любимого брата Иосию, бывшего грешника.
Вместе склонили они головы под мечи палачей. Вместе вознеслись в Царство Справедливости, Добра и Любви их души – пламенная душа Апостола Иакова Зеведеева и просветленная душа Иосии, крестившегося собственной кровью в последний миг земной жизни».
Первый апостол — мученик Церкви, чья пролитая кровь становится свидетельством вражды зла против Церкви и Истины. Но, как спустя полтора столетия скажет Тертуллиан, «кровь мучеников — семя христианства». Вера, которая больше и прекрасней, чем жажда земной жизни, все больше и больше распространялась по земле.
«Великое человеколюбие Апостолов – это отблеск всепрощающей любви Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Судьба помилованного доносчика Иосии показывает, как просто мог спастись даже Иуда-предатель: если бы не отчаяние, внушенное диаволом, а покаяние пред Господом Милующим последовало за его преступлением.
Нет падений, из которых человек не мог бы восстать, если сумеет довериться безконечной Благости Божией, всем сердцем обратиться к Вселюбящему Создателю.
Вочеловечившийся Господь шел на страдания и смерть, чтобы спасти нас для вечности. Безконечно милостив Он к падшим, заблудшим, осквернившимся. Его Божественному милосердию призваны последовать все верные: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев (1Ин.3,14).
Дорогие во Христе братья и сестры! – обращается к нам митрополит Владимир (Иким). — Как прекрасна и могущественна любовь Апостола Иакова, ею преображавшего души своих врагов, делавшего злых – добродетельными, низких – святыми. Как светло человеколюбие учеников Христовых, вслед за Божественным Учителем, положивших души свои за братьев (1Ин.3,16). Но как постыдно видеть среди нас, именующих себя христианами, мелочные ссоры, взаимные обиды, гнев и злопамятство. Не только своих недоброжелателей, но наших братьев и сестер по святой вере и даже самых родных и близких нам людей мы не умеем прощать, миловать, истинно любить.
Стыдно и страшно это, ибо, по слову апостольскому: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин.4,20), и не любящий брата пребывает в смерти (1Ин.3,14).
Так да пробудит наши омертвевшие сердца к братолюбию христианскому пример апостольских деяний, вечно живая их любовь. Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1Ин.4,7). Аминь».
Мощи апостола находятся в Испании в специальной капелле (часовне) собора святого Иакова г. Сантьяго-де-Компостела.
В настоящее время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь святого апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе (Яковоапостольский пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 г. В 1676 г. было построено здание, которое существует и в настоящее время. В храме имеется частица мощей апостола, переданная из Испании.
«Радуйся, Иакове, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших».
Тропарь, глас 3:
Апостол Христов был еси избранный, и богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове: поющым тя грехов оставление испроси, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2:
Глас божественный слышав призывающ тя, любовь отца презрел еси, и притекл еси Христу Иакове, с сродником твоим славне: с нимже сподобился еси видети Господне божественное преображение.
Величание апостолу Иакову Зеведееву
Величаем тя, апостоле Христов Иакове, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.
Молитва апостолу Иакову Зеведееву
О великий и возлюбленный Апостоле Христов Иакове!
Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял еси, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей:
да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима.
О великий Иакове! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани;
избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
СВЯТЫЙ АПОСТОЛЕ ИАКОВЕ, МОЛИ БОГА О НАС.
Составлено по материалам:
Апостол Иаков, брат Господень
Святой Иаков – первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова – 8 января.
До избрания
Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19). Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился – таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу. Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь.
Апостол и первый епископ Иерусалима
После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет. По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность. Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру – христианство.
Литургия апостола Иакова
Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется – Литургия апостола Иакова. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века – первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.
Соборное послание апостола Иакова
Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Главная его цель – укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: “Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).
Смерть во время проповеди
Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) – старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.
Другие “родственники” Иисуса Христа
В Евангелии есть упоминание “братьев и сестер” Иисуса Христа: “Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3). Скорее всего, именно упомянутый Иуда впоследствии стал одним из 12 апостолов, которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с Иудой Искариотом, предавшим Христа). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с апостолом Иаковом из числа 12-ти). Точного количества “родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.
Святой Иосиф Обручник
Рени Гвидо. Иосиф Обручник (1640-1642)
Восточная Церковь придерживается мнения, что перечисленные братья и сестры – это дети Иосифа Обручника от первого брака. Прямой потомок из рода царя Давида, но жил бедно и работал плотником. К тому времени, как ему исполнилось 80 лет, у него умерла первая жена и первосвященники избрали его для сохранения чистоты Пресвятой Богородицы – формально, Иосиф был мужем Девы Марии, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было. Именно поэтому Иосиф называется Обручником – кроме самого обручения их больше ничего не связывало. Иосиф лично видел поклонение волхвов перед новорожденным Христом и по повелению Ангела бежал вместе с Божией Матерью в Египет от гнева Израильского царя Ирода. По преданию, святой Обручник умер в возрасте около 100 лет. Его память Церковь празднует в один день вместе с апостолом Иаковом, братом Господним – 8 января.
Апостол Иаков, брат Господень
Апостол Иаков, брат Господень – сын праведного Обручника Иосифа (память 26 декабря). С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Назореи давали обет соблюдения девства, воздержания от вина, не вкушали мясной пищи, не стригли волос. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За Богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме слово его было решающим (Деян. 15). За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова. Возведя святителя на кровлю храма, они приказали, чтобы отрекся от Спасителя мира. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия. Тогда иудейские учители столкнули праведника вниз. Святой умер не сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, которые в это время добивали его камнями. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова. Церковь отличает апостола Иакова, брата Господня, от Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и Иакова Алфеева (память 9 октября).