Содержание
ангел
См. также аггел. |
В Википедии есть страница «ангел». |
Статья недели 43/2006. |
Эта статья — кандидат в избранные. |
Русский
В Викиданных есть лексема ангел (L86357). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | а́нгел | а́нгелы |
Р. | а́нгела | а́нгелов |
Д. | а́нгелу | а́нгелам |
В. | а́нгела | а́нгелов |
Тв. | а́нгелом | а́нгелами |
Пр. | а́нгеле | а́нгелах |
а́н-гел
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -ангел- .
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- религ. сверхъестественное бесплотное существо, дух, Божий посланник, в живописи и архитектуре обычно изображаемый в виде светловолосого крылатого мальчика или юноши ◆ И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам Ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу. Антоний Сурожский (Блум), «Преподобный Иоанн Лествичник», 1989 г. ◆ Подлинно украсил Бог человека в создании превосходнейшими дарованиями, и умалил его малым чим от Ангел. Платон (Левшин), архиепископ Московский и Калужский, «Слово в неделю мытаря и фарисея», 1764 г. ◆ И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. «2 послание к Коринфянам: синодальный перевод», 1816–1862 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен., разг. добрый или безгрешный человек; невинное дитя ◆ Вера хороша, непорочна как ангел, но сердце её просто. В. П. Титов, «Уединённый домик на Васильевском», 1828 г. ◆ Этот Выбегалло заявлял, что все беды, эта, от неудовольствия проистекают и ежели, значить, дать человеку всё — хлебца, значить, отрубей пареных, — то и будет не человек, а ангел. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, «Понедельник начинается в субботу», 1964 г.
- перен., поэт. обращение к любимой женщине ◆ …Ты прекрасна, ты ангел, тебя не любить — невозможно. М. Ю. Лермонтов, «Вадим», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ — Подари меня ещё одной минутой блаженства, душа моя, ангел мой! И. И. Лажечников, «Ледяной дом», 1835 г.
Синонимы
- сефирот (в Каббале)
- агнец (книжн., устар., перен.)
- лапушка, милая, ласковая
Антонимы
- демон, аггел; частичн.: чёрт
- бес
- —
Гиперонимы
- дух, существо, иерофа́ния
- человек, добрый, невинность
- обращение, доброжелательность
Гипонимы
- серафим, херувим, престол, архангел, астрал, власти, силы, господство, начала
- —
- —
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: ангелоид
- прилагательные: ангельский
- наречия: ангельски
Список всех слов с корнем «ангел/анжел»
- имена собственные: Ангел, Ангела, Ангелина, Ангелика, косв. Анжела, Анжелина, Анжелика
- топонимы: Архангельск, Малоархангельск
- пр. существительные: ангел, ангел-хранитель, архангел, евангелие, архангелогородец
- прилагательные: ангелов, ангельский; ангеловидный, ангелообразный, ангелоподобный, архангелогородский, архангельский
- наречия: ангельски, по-ангельски
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- американский морской ангел
- ангел во плоти
- ангел смерти
- день ангела
- доля ангелов
- кроткий как ангел
- невинный как ангел
- падший ангел
- тихий ангел пролетел
- трезвый как ангел
Пословицы и поговорки
- бахнуться как ангел с подушкой
- летел — как ангел, упал — как чёрт
- как будто ангел по сердцу прошёл
- как будто ангел тихий пролетел
- нализаться как ангел с рожками
- сидеть в рогатках как ангел
- человек — не ангел
Перевод
добрый безгрешный человек, невинность
- Английскийen: innocent
- Шведскийsv: ängel
милая женщина
- Английскийen: (my) dear, darling
- Шведскийsv: ängel
Анаграммы
- Гелан
Болгарский
Ед. | ангел |
Ед. об. | ангела |
Ед. суб. | ангелът |
Мн. | ангели |
Мн. сов. | ангелите |
Числ. | ангела |
Зв. | ангеле |
а́н-гел
Существительное, мужской род, одушевлённое, склонение 7a.
Корень: -ангел-.
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
- ангел (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- ?
- бяс, демон, дявол
- ?
- ?
Ближайшее родство
- существительные: ангелче
- прилагательные: ангелски
Происходит от др.-греч. ἄγγελος «вестник», из неустановленной формы, предположительно из неизв. восточного языка (не исключено родство с санскр. ajira- «быстро»).
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Македонский
ан-гел
Существительное, мужской род.
Корень: -ангел-.
- религ. ангел (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- —
- ѓавол, враг
- ?
- ?
Ближайшее родство
Происходит от др.-греч. ἄγγελος «вестник», из неустановленной формы, предположительно из неизв. восточного языка (не исключено родство с санскр. ajira- «быстро»).
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Украинский
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | а́нгел | а́нгели |
Р. | а́нгела | а́нгелів |
Д. | а́нгелові, а́нгелу | а́нгелам |
В. | а́нгела | а́нгелів |
Тв. | а́нгелом | а́нгелами |
М. | а́нгелові, а́нгелі | а́нгелах |
Зв. | а́нгеле | а́нгели |
а́н-гел
Существительное, одушевлённое, мужской род, тип склонения 1a.
Корень: -ангел-.
- ангел (аналогично русскому слову) ◆ Якби ангел з неба прилетів в Горобцівку, то й він не помирив би їх. — Если бы ангел с неба прилетел в Горобцивку, то и он не помирил бы их. ◆ — Полю, здрастуй! Скоріше, бо ми запізнимось. А ось і водичка мінеральна й помідорчики. Ти у мене ангел! — Поля, здравствуй! Скорее, потому что мы опоздаем. А вот и водичка минеральная и помидоры. Ты у меня ангел!
- янгол (разг., рег.)
- чорт, біс, диявол
Значения в других словарях
- ангел — Заимствовано из старославянского, который взял это слово из греческого, где aggelos – буквально «вестник, посол» – ведь именно такое значение имеет это слово: «посланник Божий, объявляющий Его волю». Этимологический словарь Крылова
- Ангел — (греч. слово, означающее — посланник, вестник) — употребляется в Библии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, Иисусу Христу, и по отношению к людям — пророкам, священникам и епископам церквей… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Ангел — (от греч. άγγελος — вестник, посланник; лат. angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей… Католическая энциклопедия
- Ангел — Ангел (м. имя) Орфографический словарь. Одно Н или два?
- ангел — (иноск.) — добрый, милый (ласкательное, льстивое слово) Ангельская душа, кротость «Ангельскою кротостию да тростию по кости» (иронич.) Ср. Ангел! ангел! ангел!… Фразеологический словарь Михельсона
- ангел — орф. ангел, -а Орфографический словарь Лопатина
- Ангел — (Быт 16:7-14). Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лук. 7:24, 9:52). Библейская энциклопедия архим. Никифора
- ангел — ангел I м. 1. Сверхъестественное — по религиозным представлениям — существо, вестник и исполнитель воли Бога на Земле (изображаемый обычно в виде крылатого юноши). 2. перен. Тот, кто является идеалом, воплощением, олицетворением чего-либо положительного. Толковый словарь Ефремовой
- ангел — АНГЕЛ а, м. angle m. <, лат. angulus. архит. Угол. Чтоб ангулус фланговый .. не был растворен более 90 градусов. О воин. Цез. 233. Ангуль прямый. Геогр. ген. 610. Ангул впадения, преклонения Ангулу равный есть. Филос. ест. 244. Словарь галлицизмов русского языка
- ангел — • Безгрешный (Льдов). • Беспечальный (Льдов). • Белокрылый (А. Каменский). • Белый (Зайцев, Шрейбер). • Голубой (Фет). • Златокудрый (Доброхотов). • Золотокудрый (Блок). • Кроткий (П. Я.). • Лазурный (Бунин). • Легкокрылый (Майков). Словарь литературных эпитетов
- ангел — АНГЕЛ, а, м. 1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Чёрный а. (злой). А.-хранитель кого-чей-н. Толковый словарь Ожегова
- ангел — Заимств. из ст.-сл. яз., в котором ангелъ < греч. aggelos (от глагола aggellō «сообщаю, объявляю»). Ангел буквально — «вестник, посол». Этимологический словарь Шанского
- Ангел — ’Ангел — как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел — это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс.102:20). Библейский словарь Вихлянцева
- Ангел — I. Евр. слово малах и греч. ангелос означают: «посланник», «вестник». Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синод. пер. Библейская энциклопедия Брокгауза
- ангел — ’АНГЕЛ, ангела, ·муж. (·греч. aggelos, ·букв. вестник). 1. В религиозной мифологии — бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего-нибудь, лучшее воплощение, олицетворение чего-нибудь (·разг., с оттенком восхищения; ·устар. ). Толковый словарь Ушакова
- ангел — Серафим, херувим, ангел-хранитель, архангел (Михаил, Гавриил, Рафаил и др.) прот. != дьявол, бес см. >> апогей, образцовый Словарь синонимов Абрамова
- ангел — -а, м. 1. В религиозном представлении: сверхъестественное существо, посланец бога (изображается обычно в виде крылатого юноши). По небу полуночи ангел летел. Лермонтов, Ангел. 2. перен.; чего. устар. Идеал, воплощение, олицетворение чего-л. Малый академический словарь
- Ангел — А, муж. АГГЕЛ, -а. Стар. редк. Отч.: Ангелович, Ангеловна. Производные: Ангела; Гела (Геля). Происхождение: (Греч. angelos — вестник.) Именины: 14 сент., 10 нояб., 16 дек. Словарь личных имен
- Ангел — Греч. «вестник». В христианстве бесплотные сверхъестественные существа, духи, созданные Богом. Некоторые из ангелов, соблазненные Сатаной, выступили против Бога и стали ангелами тьмы — демонами. Краткий религиозный словарь
- ангел — А́нгел/. Морфемно-орфографический словарь
- ангел — а́нгел ст.-слав, др.-русск. анъгелъ (Супр., Остром.), из греч. ἄγγελος – то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31. Этимологический словарь Макса Фасмера
- ангел — ангел, ангелы, ангела, ангелов, ангелу, ангелам, ангела, ангелов, ангелом, ангелами, ангеле, ангелах Грамматический словарь Зализняка
- ангел — Ангела, м. . 1. В религиозной мифологии – бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего-н., лучшее воплощение, олицетворение чего-н. (разг., с оттенком восхищения; устар.). Ангел красоты. Большой словарь иностранных слов
- ангел — АНГЕЛ м. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел-хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Толковый словарь Даля
- Ангел — (греч. aggelos — вестник) чистый духом посредник меж богом и людьми. В раннем христианстве — младенец с крылышками, в итальянском ренессансе — девический ангел. Архитектурный словарь
- ангел — АНГЕЛ -а; м. . 1. В иудейской, христианской и мусульманской мифологии: сверхъестественное бесплотное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается обычно в виде крылатого юноши). Толковый словарь Кузнецова
- ангел — сущ., кол-во синонимов: 20 абан 4 агнец 9 агнец божий 7 ангел во плоти 7 ангел кротости 6 ангел-хранитель 3 ангелок 3 архангел 22 вестник 20 даман 3 заббан 2 исфендиар 1 кроткий 56 метатрон 1 посланник 16 рафаил 3 святой 51 серафим 3 херувим 6 ягненок 10 Словарь синонимов русского языка
Санскритология — тайна библ. слов. Евангелие
Кроме Ветхого Завета, в каноническую христианскую Библию входит Новый Завет, который включает в себя четыре ЕВАНГЕЛИЕ* и другие христианские книги. Изучив смысл слов и имён Ветхого Завета, я перехожу к изучению слов и имён Нового Завета с помощью санскрита. Евангелие это общее название четырёх книг — воспоминаний о жизни Иисуса Христа, написанных Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном примерно 40 -60 лет спустя после жизни Иисуса. Двое из них были ученики Апостолов, тех, кто непосредственно знал Иисуса, поэтому записи были сделаны на основе устных воспоминаний Апостолов. Хотя сохранились воспоминания и самих Апостолов и даже жены Иисуса Марии Магдалины, но эти тексты были запрещены официальной христианской церковью и считаются апокрифами**. Хотя в христианской среде часто возникал соблазн дополнить этот список евангелиями остальных учеников (Петр, Иуда, Филипп, Фома) или приближенных Иисуса (брат Господень Иаков, Мария, Никодим). Апокрифических евангелий дошло до нас около 50.
А что означает слово Евангелие? Традиционно это слово переводится с греческого как «благая весть или повествование», но вникнем в смысловую семантику этого сложно составного слова. Оно состоит из слов ЕВ и АНГЕЛИЕ или АНГЕЛ***, которое переводится с греческого языка, как «вестник, посланник».
Но в переводе с санскрита открывается иной, более глубокий смысл. Напишем это слово латинскими буквами: evangelie, а затем подберём санскритские слова:hva-an -heli-e , где hva- «звать»,an-«дышать»,heli- «солнце», e- «приходить из, от», т.е.»ЕВАНГЕЛИЕ — зов от Духа Солнца».
Даже на русском языке слово ЕВАНГЕЛИЕ можно понять, как: ЗВА — звать, АН — дух, ГОЛОС — голос, т.е. «Зов (весть) Голоса (Святого) Духа».
Слово Ангел, которое заложено в слове ЕВАНГЕЛИЕ в переводе с греческого означает «сообщающий весть Бога», и в этой роли может быть человек, обладающий способностью пророчествовать, т.е. говорить от имени Бога или Духа Святого. Но в результате неправильного представления о значении этого слова, многие считают, что все вестники от Бога должны быть эфемерны, бесплотны и обязательно с крыльями. Вспомним, что Авраам тоже встретил Ангелов, которые были мужчинами (по нашей версии инопланетяне), так как ели и пили земную еду и даже мясо, а на иконах их почему то изображают крылатыми и неземными существами, которые мясо уж точно не употребляют.
Справка
* Евангелие (греч. — «благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранними источниками, упоминающими четыре канонические Евангелия, являются Апостольские правила (IV век) и деяния Лаодикийского собора (364 год). В этих сочинениях по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
**Апокриф (от др.-греч. — скрытый, сокровенный, тайный) — произведение, не вошедшее в число канонических книг Ветхого и Нового Завета, утверждённых церковными соборами. Понятие «апокриф» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне, а позднее термин «апокриф» был отнесён к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «боговдохновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон. Апокрифы как Нового, так и Ветхого заветов являются запрещёнными для чтения в церкви. Клириков, которые используют их для чтения в храме, Христианская церковь лишает сана.
*** Ангел (др.-греч. ангелос — «вестник, посланец») в авраамических религиях — духовное разумное бесполое и бесплотное существо, выражающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами Евр.1:14. Часто изображаются в виде людей с белоснежными крыльями за спиной. Греческое слово ангелос — прямой перевод ивр.мал’ах с тем же значением, от архаичного корня «посылать», засвидетельствованного в угаритском языке; напрямую из иврита заимствано арабское слово малак.
По христианскому учению все ангелы — суть служебные духи. Они сотворены были Богом прежде создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей. Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы его, направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они — великая помощь спасающимся), их удел — славословие Бога и исполнение Его поручений, воли. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны. Чаще всего ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых диаконских (символ служения) облачениях (стихарь, орарь, поручи), с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой.
У каждого Ангела (и у беса) различные способности: Одни «специализируются» на добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру, третьи помогают ещё в чём-то. Так же и демоны — одни нагоняют блудные страсти, другие — гнев, третьи — тщеславие, и т. д. Кроме личных Ангелов — хранителей (приставленных к каждому человеку) есть Ангелы — покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.
ангелочек
В Викиданных есть лексема ангелочек (L86361). |
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ангело́чек | ангело́чки |
Р. | ангело́чка | ангело́чков |
Д. | ангело́чку | ангело́чкам |
В. | ангело́чка | ангело́чков |
Тв. | ангело́чком | ангело́чками |
Пр. | ангело́чке | ангело́чках |
ан-ге-ло́-чек
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -ангел-; суффиксы: -оч-ек .
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
- уменьш.-ласк. к ангел ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Список всех слов с корнем «ангел/анжел»
- имена собственные: Ангел, Ангела, Ангелина, Ангелика, косв. Анжела, Анжелина, Анжелика
- топонимы: Архангельск, Малоархангельск
- пр. существительные: ангел, ангел-хранитель, архангел, евангелие, архангелогородец
- прилагательные: ангелов, ангельский; ангеловидный, ангелообразный, ангелоподобный, архангелогородский, архангельский
- наречия: ангельски, по-ангельски
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
- Ангелы Библейский словарь
- Об Ангелах Божиих и их участии в нашей жизни cвящ. К. Пархоменко
- Мир духовный или ангельский иерей Олег Давыденков
- Душа после смерти о. Серафим (Роуз):
Гл. 2 «Православное учение об ангелах»
Гл. 3 «Явления ангелов и бесов в час смерти» - Ангелы и бесы в духовной жизни епископ Василий (Кривошеин)
- Ангелы священномученик Серафим Звездинский
- Душа и ангел – не тело, а дух свт. Феофан Затворник
- О небесной иерархии св. Дионисий Ареопагит
- Об ангелах, Падение в мире ангельском протопр. Михаил Помазанский
- Литургическое учение об ангелах еп. Вениамин (Милов)
- Слово на собор небесных чинов преп. Феодор Студит
- Архангелы – Наши покровители
- Таблица: Ангелы и Архангелы
- Тест: Ангелы
Список переводов
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Ангел
А́нгелы (ἄγγελος — греч. «вестник») — бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, активные участники Божественного Промысла.
Когда был создан ангельский мир?
Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира (Быт.1:1). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению.
После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу.
Чем различаются и чем занимаются светлые ангелы?
Если говорить в общих чертах, жизнь светлых ангелов состоит в совершенствовании, прославлении Бога (Ис.6:3) и служении Ему.
Помимо того, что ангелы отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, их разность усматривается в направлениях деятельности, связанных с зонами личной ответственности. Так, Писание сообщает об Ангеле вод: «И услышал я Ангела вод» (Откр.16:5), Ангеле огня: «Ангел, имеющий власть над огнем» (Откр.14:18), ангелах, покровительствующих царствам, народам, церквам. Наконец, при Крещении каждому христианину уделяется особый ангел-хранитель. Служение Богу они осуществляют не механически, а осмысленно, творчески (см.: Способны ли Ангелы к творческой деятельности?).
Обусловленность ангелов пространством и временем отличается от той обусловленности, что характерна для представителей видимого мира. В силу этого все они могут молниеносно перемещаться из одной области вселенной в другую. Между тем, они всё же зависят от времени и не могут единовременно присутствовать в двух разных местах. Считается, что по причине того, что ангелы суть бесплотные духи, они не подлежат троякому измерению.
Ангелы — бестелесны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными.
Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут. Кроме того, однажды сделав свой нравственный выбор и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, они никогда не согрешат.
См. АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ, ДЕНЬ АНГЕЛА
***
— Ангел есть дух (хотя и не столь совершенный, как Бог);
— описать Ангелов невозможно, т.к. они принадлежат к миру духовному; являясь людям, они преобразуются для нашего мировосприятия (могут являться и в виде обычных людей, одетых в современную людям одежду);
— Ангелы бестелесны, но не вездесущи (как Бог), а пространственно ограничены (когда находятся на небе их нет на земле);
— Ангелы стремительно передвигаются в пространстве и свободно проходят сквозь материальные объекты;
— Ангелы не имеют пола и возраста, не претерпевают изменения;
– охраняя людей, Ангелы в то же время не остаются на земле все время, но посещают Небеса и видят «лице Отца Небесного» (Мф. 18:10);
– число Ангелов не изменяется, поскольку они не размножаются (Мф. 22:30), сколько Господь их сотворил при начале мира, столько их и останется до конца истории;
– хотя Ангелам неизвестен день Суда Божьего, они будут его исполнителями: когда история мира сего подойдет к концу, они проявятся в видимом образе «и отделят злых из среды праведных» (Мф. 13:49);
– Ангелы ‒ не равнодушные исполнители воли Божией; они «радуются о каждом кающемся грешнике» Лк. 15:10, то есть они искренне заинтересованы, чтобы воля Божия осуществлялась;
– Ангельские существа живут в нашем времени (они не могут заглядывать в будущее или отсюда переноситься в прошлое) и ограничены нашим пространством;
– Ангелы могут переноситься в любую точку мироздания, могут посещать те сферы бытия, которые недоступны нам (мир, в котором находятся души усопших), однако они не вездесущи. Они не могут одновременно находиться и здесь, и там;
– Ангелы чрезвычайно могущественны. Василий Великий писал, что «один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению». Это подтверждается и свидетельством Священного Писания, хотя бы теми титулами, которые Библия усваивает Ангелам и которые говорят сами за себя: Господства, Силы, Власти, Начала и др.;
– Ангелы сопровождают нас в мир иной и там также нас не покидают.
***
АНГЕЛЫ
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Слово ангел означает вестник. Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.
Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.
Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.
Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..
Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению.
Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них.
В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога!
Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.
Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам.
И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.
Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.
Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит пламенный.
Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.
Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.
Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.
Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. Дан.10:21). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.
Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.
Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.
В книге Товита (Тов.12:15) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. Откр.1:4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.
Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.
Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.
2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия.
3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает милосердие, помощь всем страждущим.
4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.
5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.
6. Иегудиил – хвала Божия. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.
7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.
Таковы Архангелы.
А теперь об Ангелах.
Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нём как можно больше.
Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.
Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям.
По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!
Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить своё сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждёт Бог.
И это несложно! Живи по евангельским заповедям – и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом-Хранителем.
Из книги «Ангел молитвы»