Содержание
- Икона Андрея Рублева Вход в Иерусалим
- Наш современник. Русский художник Игорь Михайлович Сушенок
- Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка
- «Вход Господень в Иерусалим» современного российского художника Игоря Сушенка
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- Вход Господень в Иерусалим: картины и иконы (35)
- Вход Господень в Иерусалим
Икона Андрея Рублева Вход в Иерусалим
Иконография праздника Входа в Иерусалим сложилась достаточно рано, хотя и претерпевала изменения в течение первых веков. На иконографию праздника существенно повлияло изображение триумфального шествия византийского императора, которого встречает ликующая толпа.
В иконах Входа Господня в Иерусалим всегда присутствуют несколько неизменных элементов: Господь, восседающий на коне или ослике; встречающая его у врат Иерусалима толпа; группа апостолов, следующая за Иисусом Христом; дети, постилающие одежды и срывающие ветви с деревьев; Иерусалим с солидными стенами и храмом.
Все это мы видим и на иконе Андрея Рублева начала XV века. Но икона имеет ряд особенностей. Прежде всего, то, что отличает все иконы Андрея Рублева: он дает праздничное изображение в двух или нескольких оппозициях, которые противостоят друг другу и даже сталкиваются.
В данном случае двойственность и антиномичность содержится в самом празднике Входа Господня в Иерусалим: с одной стороны, радость и ликование народа о грядущем Мессии и Царе Израильском, а с другой – начало страстей Господних. Иисус Христос вступает в город в день, когда избирается агнец для принесения его в жертву в день еврейской Пасхи.
Иисус Христос вступает как агнец, избранный для заклания ради спасения рода человеческого. Он знает об этом и добровольно идет на смерть. Поэтому в иконе левая и правая половинки противостоят друг другу.
Вся процессия движется слева направо. На переднем плане и центральной фигурой левой части иконы является Господь. Он восседает на молодом ослике, но ног Его мы не видим, их заслоняет животное. В левой руке Спаситель держит свиток – Священный Завет, а правая покоится на колене в благословляющем жесте, который обращен к народу.
Лик Иисуса обращен не к народу, а к Апостолам. Он дает им последние наставления, готовя к Своей смерти. Служение Господа народу закончилось, теперь все Его помыслы обращены к Апостолам.
После исповедания Петром Спасителя истинным Богом, Господь понял, что настало время открыть ученикам, Кто Он и в чем состоит Его миссия, почему Он должен идти в Иерусалим, в город, где понесет страдания и будет убит. Его мессианское служение завершалось.
Но слова Спасителя не доходили до учеников, даже Петр просил Иисуса Христа не ходить в Иерусалим, где Его ждет верная смерть. На это Господь резко отвечает: «Отойди от Меня, сатана!».
Наверное, об этом на иконе Петр разговаривает с другим Апостолом, более молодым. Это может быть Иоанн, но скорее всего, Фома, который перед входом в Иерусалим сказал: «Пойдем и мы, и умрем вместе с Ним».
Фигура Господа полна достоинства, изящества и покоя. Она опирается на острый конец спускающегося гиматия и ослика. Тонкие, стройные и длинные ноги ослика расположены выше ног апостолов, создавая впечатление парения в воздухе и полета над землей. Это подчеркивается и тем, что ноги апостолов, ступающих по земле, находятся ниже копыт ослика.
Наклону головы Спасителя ритмично вторит наклон горы, которая в такт гибким и мягким очертаниям Иисуса и осляти, вздымается влево вверх к небу, усиливая воздушность и невесомость движения Господа в такт евангельским словам:
«…да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф. 21,5).
Поворот головы Иисуса усиливает поворот головы Петра, обращенного к апостолам, которые спускаются с горы, а широкий шаг движения апостолов делает акцент на их решительности и устремленности вперед.
Эту полную динамики, устремленности вперед и к небу группу людей во главе со Спасителем, останавливает толпа справа, которая стоит как стена и никуда не движется.
Статичность правой группы усиливается монолитными каменными многоярусными стенами Иерусалима, расположенными сзади толпы. Народ и стены встают на пути Иисуса и Его учеников как преграда, защищающая от них город.
Храм, расположенный внутри стен Иерусалима, своим куполом напоминает храм Воскресения Господня, который будет сооружен значительно позднее.
Но выбор именно такого изображения храма, показывает конечную цель Спасителя, устремленного не столько к ветхозаветному храму, из которого плетью изгоняет торговцев, сколько к будущей Церкви, которую Он основывает на новых началах.
Цветовые решения левой и правой частей иконы тоже противоположны. Правая часть более красочная, пестрая, праздничная и яркая, что соответствует праздничному настроению людей, встречающих Мессию.
Левая часть решена в более сдержанных и спокойных тонах, в ней сочетаются светлые и темные оттенки, что соответствует историческому моменту наступающей трагической разрядки: на фоне золотой и лучистой горы четко выделяются более темные силуэты Спасителя и Апостолов. Один ослик выполнен в золотисто-светлых тонах, что делает его прозрачным и теплым.
Цветовое противопоставление левой и правой групп людей, левой и правой частей иконы создает напряженность ситуации, которая станет явной только через пять дней, когда вместо праздничных возгласов «Осанна!» раздадутся крики «Распни Его!»
Правая группа людей состоит из девяти человек. Во главе ее стоит старец, протягивающий веточку пальмы Иисусу, встречая его радостным возгласом. Наклон ветви вторит наклону горы и дерева, словно в приветственном поклоне. Рука Спасителя держит свиток, поднятый кверху, вторя подъему горы. Руки старца и Спасителя являются связующим звеном двух половинок иконы.
Посредине иконы видно темно-зеленое дерево со звездчатой кроной. Оно ритмически повторяет наклон головы Иисуса в сторону Апостолов. На нем мы видим детские фигурки, одетые в белые рубашечки, что олицетворяет их невинные и чистые души, которые от всего сердца и с радостью встречают Спасителя.
Дети видны и на переднем плане иконы: их фигуры иконописец сознательно делает значительно меньших размеров, подчеркивая их младенчество. Внизу около взрослых стоят двое детей, разговаривающих между собой, а рядом с ними у ног – еще двое в белых рубашечках, постилающих красную и серо-голубую одежду под ноги ослика.
Ослик в свою очередь низко склонил перед ними голову, что подчеркивает нежность и близость детей и животного друг к другу. И это еще один, связующий две половинки иконы, элемент, делающий икону по-человечески теплой и нежной.
Еще одного маленького ребенка мы видим на руках у взрослого юноши в толпе. Младенец тоже одет в белую рубашечку. Таким образом, дети служат иллюстрацией евангельского текста:
«…Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»
Сзади группы людей иконописец изображает святой град Иерусалим, святость которого обозначена небольшим киворием в виде купола на четырех столбах.
Икона Входа в Иерусалим полна скрытого драматизма и напряженности. Праздничность момента, хотя и присутствует, но уравновешивается темными тонами и предчувствием страстей Господних. На иконе словно лежит страстная печать, и в то же время икона очертаниями храма говорит нам о грядущем Воскресении Христовом.
Автор публикуется в блоге (с иллюстрациями и видео)
#Музей имени Андрея #Рублева. 10 февраля (28 января ст.ст.) родился …корифей русской реставрации выдающийся архитектор-археолог Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), спасший от забвения имя великого Андрея Рублева († 17.10.1428): https://youtu.be/6YZ0EYPJrto И свет во тьме светит, и тьма не объяла его: http://expertmus.livejournal.com/51147.… Именно П.Д. Барановскому принадлежит честь открытия захоронения всемирно известного иконописца прп. Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре и первая научная датировка его блаженной кончины: https://youtu.be/ewmxEV6AAag «Правда, Барановский обосновывает дату ссылкой на русский Месяцеслов (подробности опустим, они — в докладе). Но что занимательно! 48 лет спустя в сборнике «Памятники культуры. Новые открытия» (1995) авторитетный исследователь творчества Рублева Олег Ульянов обопрется на тот же самый Месяцеслов, и сославшись, что после того, как были «новые исследования русского православного месяцеслова применительно к сохранившимся хронологическим указаниям, стало возможно точно определить дату кончины преп. Андрея Рублева — 17 октября 1428 года»»: https://rublev-museum.livejournal.com/3… © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/39… #МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum #Барановский #память #restoration @ Музей Андрея Рублева See More
Наш современник. Русский художник Игорь Михайлович Сушенок
Русский художник Игорь Михайлович Сушенок
Игорь Михайлович Сушенок — художник-живописец, дипломант Российской академии художеств, член профессионального творческого Союза художников России, лауреат премии «Россия Вечная», руководитель студии Академического рисунка ЦО № 491 г. Москвы.
Родился в 1964г. в г. Злынке, Брянской области.
В 1990-1996 гг. учился в мастерской портрета Ильи Глазунова в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Отсюда его академическая школа, высочайшее мастерство, которое дается только годами неустанного труда. С 1998 по 2002 гг. работал в Творческой мастерской Российской Академии художеств под руководством А.П. Ткачева и С.П. Ткачева.
Награжден Дипломом Российской Академии художеств (2002). Был удостоен медали Сергия Радонежского I степени (2005). Экспонировался на выставке русской живописи в Гонконге в 1992 г., на международной выставке в Анкаре и Стамбуле в 1993 г., в 1994 г. на выставке «Нортвуд-Хаус» в Англии, и Первой выставке Российской Академии живописи, ваяния и зодчества в Москве, в Мадриде на выставке «Россия, век ХХ» в 2000 г., на выставке «2000 лет Христианству» (Москва, 2001 г.).
Работы находятся в Музее Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, Брянском художественном музее, в галереях Долорес Томас и барона Тиссена в Мадриде, в частной коллекции императора и императрицы Японии, в частной коллекции банка «Пересвет»
Игорь Сушенок — яркий представитель лучших традиций русской реалистической школы живописи. Его полотна нашли место в музеях Японии, Испании, Голландии, Германии, — это новый этап жизни и творчества, освящённый светом Евангелия, мучительными и плодотворными раздумьями над судьбами русского реалистического искусства.
Дубок на обрыве 1996 г.
Закат в злынке 1998 г.
Зимнее царство 2006г.
Н.В.Зык 2001г.
Портрет математика И.Р. Шафаревича
И.М.Сушенок. Мама. 1993г. Холст, масло 60х50
портрет Николая Алексеевича Мельникова (автор поэмы «Русский крест»)
«Мой друг, Коля Мельников» 1995 г.(даты жизни 6 марта 1966 г.- 24 мая 2006 г.)
Официальная версия смерти — остановка сердца, близкие считают,что поэта убили
И.М.Сушенок. Лиза. 2011 г. Цветная бумага, пастель. 50х70.
Певица Татьяна Петрова 1996 (дипломная работа художника)
Сушенок Игорь Михайлович (род. 1964) Портрет народной артистки РФ Л.В.Зайцевой. 1996 г.
Один как прежде…1994 г. 126х81 холст, масло
И.М.Сушенок. Дорога на Голубовку. Холст, масло, 2007г. 70х100
«(…)
Льётся время… Век двадцатый
Отплясался на стране,
И стоят все те же хаты,
Поредевшие вдвойне.
В хатах тихо меркнут люди,
Обнищавшие втройне,
И не знают, что же будет
В их деревне, в их стране.
Войны, ссылки, труд дешёвый,
Принужденье и обман,
Как тяжелые оковы,
Крепко спутали крестьян.
Ни вздохнуть, ни просветлиться,
На Москву – тяжёлый взгляд,
Словно враг засел в столице
И ничтожит все подряд…
Но страшней, чем пораженье,
Хуже хаоса в стране –
Злое, тихое вторженье
В душу русскую извне
Постепенно, год от года
Всё подлее и сильней
Заражение народа
Грязью новых смутных дней!(…)
Николай Алексеевич Мельников
Девушка. 1991 г. бумага, уголь
Без названия
Поставьте памятник деревне
Николай Алексеевич Мельников
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.
И путь поёт в тоске от боли
Непротрезвевший гармонист
О непонятной «русской доле»
Под тихий плач и ветра свист.
Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях ещё растут,
Наследство их на белом свете —
Все тот же чёрный, рабский труд.
Присядут бабы на скамейку,
И всё в них будет как всегда —
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший… в никуда.
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждёт свой смертный час.
Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы,
Одно лишь «Господи помилуй!»
И вера в праведность судьбы.
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
1995 год
И.М.Сушенок. Озеро. Деревня Сычики. 2005г. Холст, масло 70 х 130
И.М.Сушенок. Тропинка. 1996, холст, масло, 179 х 145 см.
Ромашки 2012 г.
Озеро.село Добродеевка.2012 Холст, масло
Закат над рекой.90 х170 — 2012 г. холст,масло
И.М.Сушенок. В полдень. 2012г. холст, масло 150х200
Перед дождём
Большая часть работ отсюда
Ниже смотрите другие работы художника
Игорь Михайлович Сушенок
Своим наставником, Учителем с большой буквы, Игорь Михайлович считает народного художника СССР, академика Илью Глазунова, стремившегося сделать своего ученика личностью, человеком неравнодушным к истории России, её сегодняшнему дню. Вслед за Достоевским он призывал прежде всего «искать человеческое в человеке», в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной, яростной битвой добра и зла, «где поле битвы – сердце человека.»
Игорь Сушенок, «Не уступим земли Русской» (Сергей Радонежский благословляет Дмитрия Донского) (2001)
Игорь Сушенок, иллюстрация «Кому верх-кому низм» к компакт диску «Молитва о русском народе»
Эта установка ярко проявляется в портретах знаменитых современников, выполненных Игорем Сушенком: академика Игоря Шафаревича, актёров Владимира Гостюхина, Николая Бурляева, Людмилы Зайцевой, поэта Николая Мельникова, космонавта Виктора Афанасьева, певца Геннадия Каменного…
Игорь Сушенок. «Молитва» (2007г.)
Игорь Сушенок. «Батюшка Илий» (2012)
Постепенно, исподволь пришел художник Игорь Сушенок и к евангельским сюжетам. Неоднократно посещал Святую землю, Иерусалим, стремясь собственными глазами увидеть камни, помнящие Христа, ощутить атмосферу двух тысячелетней давности. Картины «Несение креста», «Вход Господень в Иерусалим» писались не один год, мучительно и радостно. Смотришь на них – и чувствуешь себя причастным к великой человеческой истории, полной драматизма и надежды.
Игорь Сушенок. «Хождение по водам» (2012)
Игорь Сушенок. «Спас златые власа» (2007)
Игорь Сушенок. «Несение Креста» (2014)
Игорь Сушенок, «Вход Господень в Иерусалим»
«Вход Господень в Иерусалим» (фрагмент)
Вход Господень в Иерусалим на картине Игоря Сушенка
Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».
«Вход Господень в Иерусалим» современного российского художника Игоря Сушенка
С праздника Входа Господня в Иерусалим, отмечаемого за неделю до Пасхи, в Церкви начинается особое время. Церковные богослужения и евангельские тексты напоминают нам о последних днях жизни Христа, и каждый христианин призывается прожить эти дни с Ним.
В Вербное воскресенье, так еще называют этот праздник, мы вспоминаем день, когда Христос пришел в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Молва о Нем и Его чудесах уже разлетелась по всей Иудее, и за Ним шло множество народа. Особенно впечатлило всех чудо воскрешения Лазаря. Многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Это переполнило чашу терпения иудейских первосвященников, и они задумали убить и Его, и Лазаря.
В Иерусалиме Спасителя, как свидетельствуют евангелисты, встречали толпы горожан и паломников, пришедших в Иерусалим на Пасху со всего света — из Рима, Греции, с Кавказа и даже из Эфиопии. И все это пестрое людское море приветствовало Христа, держа в руках пальмовые ветви (символ победы у иудеев) и восклицая: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! («Спаси, помоги, благослови, Боже!» — хвалебное обращение к Богу).
1
Ослик, на котором Христос въезжает в город, — это символ смирения. Христос въехал в город не на коне, как победоносный царь, а на ослике, смиренно, как самый простой человек, ведь царство Его не от мира сего (Ин 18:36). Но иудеи этого не понимали. Они ликовали, кричали «Осанна!» и устилали его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, надеясь, что он тот самый Мессия, новый Царь Иудейский, который пришел освободить священный для них город от римлян, захвативших Иудею за 90 лет до этого (в 63 году до нашей эры).
2
Ученики Христа.
3
Иудеи, съехавшиеся в Иерусалим со всего света на Пасху, славят «сына Давидова, Царя Иудейского», устилают Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. Все они собрались здесь потому, что по законам иудаизма, каждый верующий должен был на Пасху принести жертву в Иерусалимском храме.
4
Удивленный эллин (на его голове типичная для того времени шапка из коровьей кожи) взирает на пророка из Назарета. Евангелист Иоанн повествует, что эллины — речь идет о греческой общине — тоже пришли в Иерусалим на Пасху и хотели увидеть Христа (Ин 12:20–22).
5
Ликующий иудей, приехавший на праздник из Эфиопии. Эфиопские иудеи и по сей день живут в этой стране, считая себя потомками царя Соломона и царицы Савской.
6
Фарисеи — представители влиятельного направления в иудаизме, которое проповедовало точное соблюдение всех религиозных предписаний. Несмотря на то, что Христос постоянно обличал их лицемерие, фарисеи тоже встречали Христа в Иерусалиме как возможного Царя Иудейского — настолько им были ненавистны поклоняющиеся языческим богам римляне.
7
Книжник иудейский — представитель самой образованной прослойки общества, наделенный правом толковать закон иудейский. Книжники часто спорили с Христом, считая вместе с фарисеями, что Он нарушает религиозные предписания.
8
Римские воины, испуганные кричащей толпой. В то время Иудея была одной из самых неспокойных провинций Римской империи, поэтому во время Пасхи в Иерусалиме численность римского гарнизона возрастала в разы.
9
В каждом покоренном городе римляне в знак своей власти устанавливали статую римского правителя и обязывали местных жителей приносить жертвы своим богам за его благополучие. Этому требованию подчинялись даже правоверные иудеи.
10
На Пасху иудеи по закону должны были приносить в Иерусалимском храме жертву. Самые богатые из них закалывали телят, те, кто победнее, — ягнят, а самые бедные приносили в жертву голубей. Так как многие иудеи прибывали в город издалека, специально для них жертвенных животных продавали на улицах города.
11
Гора Елеон (Масличная гора), где находился Гефсиманский оливковый сад, в котором любил бывать Христос. С нее открывается вид на весь Иерусалим, и Спаситель, перед тем как войти в него, отсюда предрек ему скорое разрушение. Страшное пророчество сбылось в 70 году нашей эры, когда римляне полностью разрушили город во время Иудейского восстания. Здесь же Христос произнес свою последнюю проповедь (Лк 24).
12
Золотые Ворота, через которые вошел Христос. Через них человек попадал не в сам город, а именно на территорию храма. Таким образом, Господь прежде всего торжественно вошел в главную святыню всего Израиля, в дом Отца Своего Небесного, а в конечном итоге – и в Свой дом.
Эти ворота упоминаются в ветхозаветной книге пророка Иезекииля: когда потомок царя Давида войдет через них, они затворятся за ним навсегда.
Нынешние ворота были построены, вероятно, в 520-х годах н. э., — поверх обнаруженных рядом руин существенно более древних ворот периода Второго Храма. Они были закрыты мусульманами в 810 году и вновь открыты крестоносцами в 1102 году. Позже они были запечатаны Саладином, после того как в 1187 году он овладел Иерусалимом. А османский султан Сулейман Великолепный восстановил ворота вместе с городскими стенами, но в 1541 году замуровал. В таком виде они и остаются до сих пор.
Вход Господень в Иерусалим: картины и иконы (35)
Вход Господень в Иерусалим: что изображено на иконе?
Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.
Композиция на саркофаге Юния Басса (359 г., Музеи Ватикана)
Миниатюра Евангелия из Россано, 6 век
Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: «идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете, привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».
Вход Господень в Иерусалим. Китай, 683–770
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.
Вход Господень в Иерусалим. Сирийская икона
Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: «осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»
Вход Господень в Иерусалим. Армянский кодекс
Вход Господень в Иерусалим. 12 век
Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, — своего Спасителя, — и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (т. е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и отеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего» (т. е. времени, когда Господь посветит тебя).
Вход Господень в Иерусалим
Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?»
Народ отвечал: «это — Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика, 12 век
Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано: — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов — а вы сделали его вертепом разбойников».
Вход Господень в Иерусалим. Джотто. 1304-06
Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанна Сыну Давидову!»
Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?»
Вход Господень в Иерусалим. Педро Орретнте. 1620
Иисус Христос ответил им: «да разве вы никогда не читали: — из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Псал. 8, 3).
В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.
Вход Господень в Иерусалим. Пьетро Лоренцетти
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 21, 1-17; от Марка, гл. 11, 1-19; от Луки, гл. 19, 29-48; от Иоанна, гл. 12, 12-19.
Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященные ветви вербы или других растений.
Вход Господень в Иерусалим. Русская икона, конец 17 века
В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Вход Господень в Иерусалим. Ипполит Фландрин. 1842
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим. Коптская икона
Страстная седмица
Вход Господень в Иерусалим.
Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим
Неделя ваий
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим. Тверская икона
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим. Фреска Кулагина
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим. Василий Нестеренко
Вход Господень в Иерусалим. Греческая фреска
Вход Господень в Иерусалим. Коптская икона
Вход Господень в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим. Китайский образ
Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим. Елена Черкасова
Вход Господень в Иерусалим. Елена Черкасова
Вход Господень в Иерусалим
На протяжении веков иконография этого сюжета менялась мало, и даже в постренессансном искусстве иконографическая схема в большинстве работ осталась прежней. Тем не менее, скучной моя подборка не будет.
Раннехристианское искусство
Саркофаг Юния Басса, 359 г.
Резьба по слоновой кости, 5 в.
Евангелие из Россано, 6 в.
Резьба по слоновой кости, 10 в. Это, конечно, не раннехристианское искусство хронологически, но стилистически близко к нему.
Византия, околовизантийское и поствизантийское искусство
Мозаика собора Сан Марко в Венеции, кон. 12-13 в.
Мозаика собора в Палермо, сер. 12 в.
Крипта монастыря Осиос Лукас
Каппадокия, 11 в.
Монастырь Дечаны, Сербия, ок. 1350 г.
Мастер Андрей. Капелла Троицы в Люблинском замке, Польша, ок. 1418
Феофан Критский (ок. 1500-1559). Фреска в ц. Св. Николая в Метеоре
Фрагмент фрески из Убиси (Грузия), 14 в. Мальчик радует своей классичностью
Икона из монастыря Ватопед
Синайская икона 14 в.
Византийская икона, ок. 1400 г.
Псковская икона 15 в.
Пишут, что русская икона 14 в., но у меня датировка вызывает некоторые сомнения
Сирийская миниатюра, ок. 1220
Романское искусство
Рельеф из монастыря Св. Петра, Сория, Испания
Сория, Испания, ок. 1125
Миниатюра, ок. 1030-1040
Николай Вердунский, эмаль, ок. 1181
Постджоттовское
Джотто, фреска капеллы Скровеньи, ок. 1304-1306
Фреска базилики Сант Аббондио в Комо, ок. 1320
Базилика в Толентино, сер. 14 в.
Дуччо, ок. 1308-1311
Пьетро Лоренцетти, фреска в базилие Св. Фрнциска в Ассизи ок. 1320
Кристофоро ди Болонья, кон. 14-нач. 15 в.
Пьетро ди Джованни д’Амброджо, ок. 1435-1440
Дзанино ди Пьетро (1389-1443)
Лоренцо Гиберти. Рельеф северных дверей флорентийского баптистерия, ок. 1403-1423
Братья Лимбург. Миниатюра «Роскошного часослова герцога Беррийского», ок. 1411-1416
Мастер Тюизонского алтаря, Франция, 15 в.
Неизвестный художник, ок. 1497-1500 г.
Миниатюра, ок. 1503-1504
Рельеф из монастыря в Констанце, Германия, ок. 1470
Мелоццо да Форли, ок. 1477-1482
Питер Кук ван Альст, ок. 1530
Новое Время
Неизвестный художник первой пол 17 в. Еще сильно влияние маньеризма
Педро де Орренте, ок. 1620
Питер Пауль Рубенс, 1632
Венцель Холлар (1607-1677)
Ян ван Орлей. ок. 1716-1730
Генрих ван Ватерсхоот (ум. 1748)