Содержание
- Александро-Невская лавра
- Строительство начинается
- Первые службы в новом храме
- На смену деревянным церквям приходят каменные
- Некрополь Алексанро-Невской лавры
- Наши дни
- «Нищие у храма — всегда призыв Божий к нам»
- В Александро-Невской лавре отпраздновали день памяти небесного покровителя обители
- Фото
- «К каждому паломнику относимся максимально чутко»
- Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (Alexander Nevsky Lavra)
Александро-Невская лавра
Монастыри и церкви издавна служили местом поклонения богам, святым защитникам и покровителям той земли, где они построены. Путей возникновения обителей в мировой истории зафиксировано несколько, среди которых выделим два наиболее важных:
- один или несколько человек уходят в лес, пустыню, где нет благ цивилизации, строят себе кельи и посвящают свою жизнь служению господнему. Со временем количество иноков или монахов-отшельников увеличивается, обитель становится монастырем;
- инициатором строительства святой обители становится правитель, высокопоставленный священник, лицо, наделенное властью. Земли выделялись в непосредственной близости от городов, крепостей.
Так возникла и Александро-Невская лавра, воздвигнутая на берегах Невы по Указу Петра I, почитавшего святого благоверного князя Александра Невского и его заслуги перед Русью в борьбе с извечным врагом Швецией.
Петр I лично в 1704 году выбирал место для нового монастыря, призванного стать оплотом и новой столицы, и всей православной Руси, духовной жизни. Препятствовали скорейшему началу строительства два обстоятельства:
- Санкт-Петербург возводился на болоте. Для каждого дома необходимо было заложить «подушку» из камня и бревен. Собор и лавра должны были стать самым массивным зданием в городе. Соответственно и грунт должен был выдержать больший вес и давление;
- шведы не оставляли попыток вернуть под свой контроль и устье Невы, и все побережье Балтийского моря.
Строительство начинается
На некоторое время идея возведения храма была отложена. Вернуться к ней удалось только после 1710 года, когда был взят Выборг. Санкт-Петербург больше не находился на непосредственной линии огня, город был надежно защищен с севера от возможных набегов. Петр Великий вновь лично занялся выбором места. Подходящая территория была определена на берегах Черной речки, там, где по предположениям летописцев и состоялось Невское побоище.
Будущий монастырь изначально был передан под руководство архимандрита Феодосия, лично водрузившего 2 креста на месте будущего строительства: по одному на каждом из берегов речки.
Важно отметить, что выбор места был сделан исторически неверно. Предполагалось, что именно здесь происходила битва между новгородской дружиной и войском ярла Биргера. Только позже историки смогли достоверно указать, где на самом деле Александр Невский потопил ратников, закованных в сталь: в устье реки Ижоры. И это место стало свято для каждого жителя Руси.
Другие исследователи предполагают, что при выборе места для строительства Преображенской церкви больше ориентировались на другую битву, в которой участвовал сын князя Александра Невского — Андрей. Ему принадлежит честь разрушения неприступной крепости Ландскроны, защищавшей владений Швеции в этом регионе.
Непосредственный указ о начале строительства последовал 20 февраля 1712 года. Чтобы получить средства на возведение всех необходимых зданий, к новой лавре был приписан Иверский монастырь, обладавший достаточным количеством земель и вотчин. Новодевичьему монастырю было приказано передать под управление лавры Ояцкое село, дававшее значительный доход. Крестьяне, населявшие передаваемые земли, могли 3 года не платить подати.
Первые службы в новом храме
Петр I лично руководит разработкой проекта и строительством Александро-Невской лавры. Из Италии приезжает Доменико Трезини, которому и поручается руководство возведением нового монастыря и храма. Сказать, когда точно было начато строительство, невозможно. В бумагах, оставшихся после Петра I, упоминается середина июня, ориентировочно 14-е число 1713 года. Первоначально была заложена деревянная церковь, строительство которой было завершено 25 марта (по старому стилю) 1713 года. На освящении присутствовал император. В этот же день была отслужена первая литургия в новом храме.
Важно подчеркнуть, что, когда был назначен Митрополит нового монастыря, здесь еще не было ни одного богомольца. Первые послушники были собраны приказным порядком с окрестных обителей. Даже с Волги и Дона присылали монахов.
Предполагалось строительство всего комплекса в форме буквы «П», именуемой тогда «покоем». Здесь должны были разместиться церкви, помещения для монахов и предстоятеля. Был запланирован даже сад с цветниками.
Для строительства основного здания был выбран берег небольшой речки Монастырки. Над воротами монастыря была возведена Надвратная церковь, посвященная Божьей матери.
На смену деревянным церквям приходят каменные
Появление первых каменных зданий относится к 1724 году, когда первых молящихся приняла Благовещенская церковь, возведенная на месте деревянной предшественницы. Архитекторами стали Д. Трезини и Т. Швертфегер. Для основного здания была выбрана пятиугольная форма, для купола — восьмиугольная. Здесь по первоначальному плану был упокоены мощи святого князя Александра Невского. Позже под сводами церкви были захоронены Анна Леопольдовна, Андрей Разумовский и Александр Суворов.
Уже после смерти Петра I в Александро-Невской лавре были возведены дом Митрополита, корпуса Семинарии, Просфорный. Архитектором стал М. Д. Расторгуев. Перед входом в монастырь появилась круглая площадь по проекту И. Старова. В соответствии с указом Павла I в 1797 году монастырю был присвоен статус лавры.
К концу 18-го века (1776-1790 гг.) относится возведение Троицкого собора, расположенного между Духовским и Федоровским корпусами. За основу был выбран стиль классицизм. Фронтон — треугольный, дополненный шестиколонным кортиком. Форма непосредственно здания была выбрана более характерная для католических храмов — в виде креста. В соборе можно выделить три нефа, для разделения которых использовались массивные пилоны. Отделка выполнялась из мрамора, привезенного из Италии. Для отделки «царских ворот» использовались кованые изделия из бронзы тончайшей работы. В 1989 году в Троицкий собор были перенесены мощи князя Александра Невского.
Некрополь Алексанро-Невской лавры
По православной традиции в непосредственной близости от монастыря было организовано кладбище, получившее название Лазаревского (1716 год). На территории некрополя заработала церковь Святого Лазаря.
В 1823 году Лазаревское кладбище было объединено с Тихвинским под общим названием Некрополь. В 1861 году к Некрополю было присоединено Никольское кладбище Санкт-Петербурга, названное по церкви, находящейся на территории и освященной в честь Николая Мирликийского. К сожалению, в послевоенные годы часть Никольского кладбища была снесена, когда строился Невский проспект и набережные. На Никольском кладбище и в настоящее время хоронят людей, внесших заметный вклад в жизнь страны или города.
Наши дни
На текущий момент времени Александро-Невская лавра остается одним из наиболее привлекательных мест для туристов и жителей города, духовной «меккой» верующих. Здесь можно ощутить величие русского духа, поклониться праху лучших сынов России. Мужской монастырь работает круглогодично. Здесь продолжают молить у Господа защиты для Земли Русской. В Троицкий собор и церкви на моления приезжают верующие со всей страны.
На территории Некрополя работает музей русской скульптуры. Ему были так же переданы здания Лазаревской и Тихвинской церквей.
«Нищие у храма — всегда призыв Божий к нам»
В четверг 2-й седмицы по Пасхе, 27 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Богослужение прошло перед началом работы VIII Межрегиональной конференции для епархий СЗФО по социальному служению Церкви.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон, настоятель Староладожского Никольского монастыря Тихвинской епархии игумен Варфоломей, а также братия лавры и другие священнослужители.
За усердное служение Святой Церкви в честь праздника Пасхи старший священник храма святого апостола Иоанна Богослова игумен Феоктист (Кириленко) и насельник Александро-Невской лавры игумен Стефан (Садо) были возведены в сан архимандрита. Насельник лавры архимандрит Нектарий (Головкин награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.
Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при РГПУ иерей Димитрий Симонов, руководитель школы жестового языка «Образ» Денис Заварицкий и члены общины глухонемых и слабослышащих на языке жестов передавали содержание богослужения верующим с нарушениями слуха.
После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.
«Сегодня за апостольским чтением мы слышали о том, как апостолы Петр и Иоанн шли в храм на молитву и в это время увидели у храма хромого нищего, который собирал деньги, как обычно бывает возле храмов, — начал владыка. — Апостолы помолились Богу и исцелили этого нищего. После исцеления поблагодарили Господа за чудо, потому что такое чудо может совершить только Бог. Тем самым они показали нам, что такое молитва, что перед всяким добрым делом нужно молиться, во время его молиться и, когда оно совершено, опять молиться. Такой урок преподают нам апостолы за этой Божественной литургией».
«Конечно, нищих всегда было и будет много, — продолжил архипастырь. — В проповедях святителя Иоанна Златоустого, который большое внимание уделял милосердию и помощи ближним, говорится о том, что нужно посмотреть на руки нищих. Кто такие нищие? Это маслины, которые растут на горе Елеонской, а их руки — тот елей, который необходим нам, чтобы заправить наши лампады — горящие светильники, с которыми мы должны выйти навстречу Жениху. Поэтому когда у храма бывают нищие, это всегда призыв Божий людям заправить свои лампады, чтобы они не гасли. А мы часто вместо того, чтобы заправить лампады, прогоняем нищих как можно дальше от храма, чтобы не мешали прихожанам».
Правящий архиерей подчеркнул, что Церковь придает большое значение социальному служению. Он приветствовал епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, отметив, что владыка положил немалые труды по возрождению этого служения, основанного на учении Господа и святых апостолов.
«Также мы рады приветствовать епископа Каменского и Алапаевского Мефодия, который много трудится над преодолением алкоголизма, наркомании и других недугов, поражающих людей», — добавил владыка.
«Совершив Божественную литургию и причастившись, мы сейчас пройдем в епархиальное управление и откроем конференцию. Желаю ее участникам помощи Божией в трудах и заботах, которые вы несете в Церкви, и успехов нашей работе. Христос воскресе!» — заключил митрополит Варсонофий.
Епископ Пантелеймон подарил митрополиту Варсонофию декоративное пасхальное яйцо с изображением Святой Троицы и поблагодарил его за возможность совместного служения.
«Участие в Божественной литургии — это главное дело, которое мы совершаем, — сказал он. — Причащаясь Святых Тайн, мы преисполняемся любви Божией и исходим из храма творить дела милосердия».
За усердные многолетние труды во благо Церкви секретарь-переводчик протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии Тамара Донцова была награждена орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени.
Свято-Троицкий собор был построен по проекту Ивана Старова, утвержденному императрицей Екатериной II, и освящен в 1790 году. Из Благовещенской церкви в него перенесли серебряную раку с мощами святого Александра Невского. Убранство собора в 1922 году было разграблено. Большевики изъяли мощи великого князя, а серебряный саркофаг сделали «экспонатом» Эрмитажа. В 1956 году пострадавший от арендаторов и артобстрелов блокадного периода храм вернули верующим. В 1989 году Музей истории религии и атеизма вернул монастырю мощи небесного покровителя Санкт-Петербурга.
ИА «Вода живая»,
В Александро-Невской лавре отпраздновали день памяти небесного покровителя обители
6 декабря 2019 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга торжественно отпраздновали день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского.
Накануне всенощное Бдение в Свято-Троицком соборе обители возглавил наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич, настоятель храма Богоявления на Гутуевском острове протоиерей Павел Феер, ключарь Исаакиевского собора протоиерей Алексий Исаев, братия обители в священном сане и гости Лавры.
В алтаре молился епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии.
Диаконский чин возглавил иеродиакон Родион (Кириченко).
За богослужением пел архиерейский хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича).
На полиелее перед мощами святого благоверного великого князя Александра Невского было исполнено величание.
В сам праздничный день раннюю Божественную литургию возглавил насельник обители игумен Сильвестр (Кирсанов).
За поздней Литургией владыке Назарию сослужили: настоятель Никольского Морского собора протоиерей Богдан Сойко, настоятель Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, благочинный Лавры архимандрит Никита (Марков), духовник Лавры архимандрит Виталий (Радомысльский), настоятель храма Богоявления на Гутуевском острове протоиерей Павел Феер, братия и гости обители в священном сане.
Церковные песнопения исполнил архиерейский хор Лавры под управлением иеродиакона Александра (Урбановича) и смешанный хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением монахини Ксении (Каньшиной).
За Литургией молились заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ генерал-лейтенант Виктор Астапов, другие почетные гости, военнослужащие морской пехоты РФ, курсанты, воспитанники военно-патриотических клубов.
По окончании бБогослужения владыка наместник освятил пять икон святого князя Александра Невского с частицей его мощей. Благоверный князь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2012 года является небесным покровителем морской пехоты ВМФ РФ. Освященные иконы будут переданы в дар частям морской пехоты, находящимся в составе Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов, а также Каспийской флотилии.
Написание икон было инициировано «Союзом Маринс Групп» и Всероссийской общественной организацией морских пехотинцев «Тайфун». Автор иконографии – бывший морской пехотинец, действительный член Российской академии художеств народный художник России Петр Стронский. Иконы отличаются написанием лика святого князя, на них указаны знаки морской пехоты, относящиеся к разным флотским соединениям.
Владыка Назарий обратился к присутствовавшм с приветственным словом.
«Так сложилось, – сказал Его Преосвященство, – что главным праздником в честь святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге является 12 сентября, когда по велению императора Петра Великого его святые мощи были перенесены из Владимира в новую столицу Российской империи. Это было, действительно, мудрое и боговдохновенное решение, благодаря которому мы имеем особое благоволение Божие припадать к такой великой святыне. Но, с церковной точки зрения, день его преставления является главным днем почитания святого благоверного великого князя. Сегодня он преставился в жизнь вечную и стал противоборцем врагов не только видимых, но и невидимых, предстателем за нас перед престолом Божиим».
«Только что мы освятили иконы благоверного князя с частицами его мощей, – продолжил наместник Александро-Невской лавры. – Они были специально написаны для подразделений морской пехоты. Военно-морской флот – это грозная защита нашего Отечества, а морские пехотинцы – бриллиант флота, они всегда первые. Пусть Александр Невский будет для них примером как в жизни боевой, так и в жизни мирной. Пусть он вдохновляет всех молодых людей, которые выбирают своей жизненной стезей службу на рубежах нашей Родины. И пусть морские пехотинцы свято чтят святыни, которые мы сегодня им передаем».
Обратившись к курсантам и юным воспитанникам патриотических клубов, владыка сказал, что каждый должен быть воином на своем месте. Даже если они не выберут в дальнейшем службу в армии или на флоте, житие святого князя Александра Невского, который был полководцем, дипломатом, народным героем, послужит им опорой в жизни.
Генерал-лейтенант Виктор Астапов назвал морских пехотинцев последователями и потомками Александра Невского. Девиз морской пехоты: «Там, где мы, там – победа», а благоверный князь не потерпел ни одного поражения.
Первый заместитель председателя Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «Тайфун», президент НП «Союз Маринс Групп» В.С. Табачков отметил, что без веры в Бога ничего в этом мире не свершается. Морская пехота – войска специального назначение, которые стоят на страже Родины, их не надо учить отваге, силе, мощи. Обретя небесного покровителя, великие святыни, они будут служить, помня о Господе и во имя Его.
По словам директора по связям с общественностью Кинокомпании Союз «Маринс Групп» П.Г. Фокина, создание икон – большое событие и важный этап в социальной работе, которую ведет организация в сотрудничестве с морской пехотой и в соработничестве с Русской Православной Церковью. Инициатором написания образов выступил основатель «Маринс Групп» Александр Куликов, погибший в 2016 году. Александр Невский являлся его небесным покровителем.
Фото
6 Декабря 2019 Источник: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
«К каждому паломнику относимся максимально чутко»
17 июля состоялся брифинг для журналистов, посвященный первым дням пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. За четыре дня в Александро-Невскую Лавру пришло на поклонение 96100 человек, из них 8700 человек прошли по социальной очереди.
Председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Павлович Богданов отметил, что общее количество человек, одновременно присутствующих в очереди, иногда достигало 10 тысяч. При этом поток граждан налажен таким образом, что город не ощущает дискомфорта, несмотря на многотысячное скопление людей в Лавре и на прилегающих улицах.
Организация доступа паломников к святыне осуществляется органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, ГУ МВД, Единого центра по предупреждению чрезвычайных ситуаций, Росгвардии а также структурами Санкт-Петербургской епархии и волонтерами. В результате совместных усилий люди проводят в очереди в среднем от получаса до трех часов. Время ожидания в социальной очереди не превышает 30 минут.
«Пока ритмичность работы шлюзов, распределяющих паломников на оптимальные группы, позволяет выдерживать относительно небольшую очередь, что говорит, прежде всего, о внутренней организации. Но если это не контролировать ежеминутно, то очередь может расползтись по Невскому проспекту», — добавил Л.П.Богданов, подчеркнув, что на случай увеличения потока паломников просчитан дополнительный маршрут для выстраивания очереди в Митрополичьем саду.
«Лавра не первый раз участвует в подобном церковно-государственном проекте. Ежедневные заседания оперативного штаба принесения мощей святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербург позволяют выявлять недочеты и мобильно реагировать», — заявил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий.
Предупреждая вопрос журналистов, сравнивающих длину очереди на поклонение святителю Николаю в Москве, растянувшуюся на несколько километров, и относительно небольшую очередь в Санкт-Петербурге, епископ Назарий подчеркнул, что не длиной очереди измеряется эффективность работы, а то, что люди в Петербурге стоят в очереди к мощам не более 3-х часов, означает, что организаторы добились полной координации усилий церковных и государственных исполнительных властей.
«Мы учитываем опыт Москвы и свой опыт — это главный показатель. Если судить по количеству людей, которые пришли поклониться святыне в день, то получается не меньше московской посещаемости. Там 52 дня находилась святыня, у нас 14 дней, суммарное количество людей будет меньше, но напряжение и количество людей в единицу времени не меньше», — отметил владыка.
Он рассказал о работе горячей линии, где трудятся психологи и священники, в том числе, архимандрит Виталий — старейший духовник братии Александро-Невской Лавры. Психологи, приходящие из городских структур, не всегда бывают церковными людьми, и отец Виталий инструктирует их, как отвечать на церковные вопросы. Горячая линия работает напряженно, основные вопросы касаются святыни и очереди, но встречаются вопросы и духовного порядка.
В работе с паломниками наибольшее внимание уделяется социальной очереди, как людям, требующим особой заботы. Именно они с наибольшим желанием стремятся поклониться святыне со своими надеждами и просьбами. «На поклонение приходят десятки тысяч людей, мы не можем учесть желание всех, но к каждому стараемся отнестись максимально чутко. Люди стекаются сюда очень разные, иногда — не совсем здоровые или далекие от церковной жизни, не знающие правил обращения со святыней. А иногда — наоборот, такие, душа которых жаждет понести дополнительный труд во славу святителя Николая. Например, вчера пришел на поклонение один петербуржец, который специально от станции метро «Пионерская» шел до Лавры пешком», — рассказал владыка Назарий.
По словам настоятеля Лавры, во время поклонения мощам Николая Чудотворца происходят и другие интересные события, зафиксированы даже чудесные случаи. О них будет рассказано после того, как пребывание святыни в Санкт-Петербурге окончится.
«Надеюсь, что этот опыт проведения крупного церковно-государственного проекта ляжет в копилку, чтобы следующие проекты были бы не менее эффективны и радостны для людей. Все, что мы можем сделать вместе с представителями власти и города, мы делаем», — заверил епископ Кронштадтский Назарий в завершение брифинга.
Напомним, что мощи святителя Николая Чудотворца находятся в Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, с 13 по 28 июля 2017 года. Доступ к святыне открыт с 7 до 22 часов.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (Alexander Nevsky Lavra)
Александро-Невский монастырь, получивший в 1797 году статус лавры, основан по инициативе Петра I.
Предание гласит, что 1704 году царь лично выбрал в окрестностях города место для устройства Петербургского монастыря.
Вокруг простирались леса и болота…
Но это не самое главное, потому что болота можно осушить, а леса расчистить. Сложнее были отношения с соседними государствами.
Прежде всего, со Швецией, с которой шла непрекращающаяся борьба за господство над устьем Невы.
Санкт-Петербург напоминал осажденную крепость. В этих условиях мысль об основании монастыря откладывалась на неопределенное время.
Только в 1710 году, после взятия Выборга, была решена задача обеспечения безопасности ближайших подступов к столице. Петр I снова вернулся к идее строительства монашеской обители.
Было указано место на правом берегу Черной речки, где «быть монастырю».
Название ему было определено следующее – «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского».
На историческое значение выбранного места указывают предания, говорящие, что здесь произошло известное столкновение новгородцев под предводительством Александра Невского со шведскими воинами ярла (правителя) Биргера.
Впрочем, в исторических источниках содержатся и другие сведения.
Шведские историки не подтверждают участие Биргера в сражении.
Согласно другим русским преданиям, битва случилась не в районе Черной речке, а в устье Ижоры, впадающей в Неву на 40 вёрст выше по течению.
Там стояла деревянная церковь XVI века, напоминающая о победе над шведами.
Возможно, в преданиях произошло наложение двух событий. Известно, что сын Александра Невского, князь Андрей в 1301 году вместе с новгородцами разбил шведов и разрушил построенную ими крепость Ландскрону неподалеку от Черной речки.
Как бы то ни было, места в устье Невы были точкой столкновения геополитических интересов России и Швеции, говоря современным языком.
Источники финансирования вновь создаваемого монастыря были определены очень просто. К нему приписали богатые Иверский и Новодевичий монастыри с их вотчинами. Средства на непосредственное строительство поступали из ближайших сел и деревень.
Официально датой начала строительства принято считать 25 марта 1713 года, когда в Петра I присутствовал на освящение церкви Благовещения.
В бумагах Петра Великого, находящихся в Государственном архиве, найден отчет с описанием церемонии.
В нем имеется любопытная приписка, что после официальной торжественной части «того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать».
В монастыре еще не было ни одного живого человека, но архимандрит Феодосий уже стал его стал настоятелем. По мере строительства у монастырских стен постепенно появилась слобода, где жили работники и крестьяне.
Работали мастерские, имелись конюшня и помещения для скота.
Прибывающая монашеская братия кормилась с огорода и сада. Архимандрит Феодосий лично составлял списки и от имени царя вызывал монахов из различных епархий.
Важным событием для монастыря стал визит в 1723 году Петра I, повелевшего доставить из владимирского Рождественского монастыря мощи Александра Невского. Был составлен целый маршрут с посещением городов и святых мест, где проводили торжественные богослужения.
Через год раку со святыми мощами, которую с грохотом пушек и звоном колоколов встречал император Пётр I, торжественно поместили в церковь святого Александра Невского.
План архитектурного комплекса монастыря, который создавался во многом похожим на крепость, разработал Доменико Трезини. Такое оборонительное сооружение, занимающее пространство между Невой и Черной речкой (сегодня река Монастырка), превращалось в важный оборонительный пункт на юго-востоке Санкт-Петербурга.
Основные работы велись в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II. Очень долго строился Троицкий собор. Работы над ним шли с большими перерывами.
В конечном итоге из-за серьезных недочетов здание разобрали до самого фундамента. Строительство собора возобновилось только в последней трети XVIII века.
В целом его завершили в 1786 году. После освящения собора сюда были перенесены мощи Александра Невского.
Пётр I задумывал создать Александро-Невский монастырь как образец. Императора, прежде всего, интересовал прагматичный аспект служения монашества миру. Петру I хотелось, чтобы монастырь занимался благотворительностью, учебной и медицинской деятельностью.
Планы были необыкновенно широкими и включали на себя устройство приюта для инвалидов Северной войны, госпиталь для больных солдат, где иноки должны проходить послушание. Планировалось даже исправительное заведение для лечения людей, страдающих от пьянства.
В полной мере все это не осуществилась. Хотя позже в лавре возникали службы, рожденные самой жизнью и отвечающие общественным потребностям.
В монастыре работала типография: первой напечатанной книгой стало «Поучение в день св. Александра Невского».
Десятки лет в монастыре существовала сначала школа, а потом славяно-греко-латинская семинария, преобразованная в конце XVIII века в Александро-Невскую академию.
Благодаря своей многогранной духовной деятельности монастырь в 1797 году указом Павла I приобрел статус лавры. Все последующие десятилетия в лавре продолжалась глубокая и разносторонняя духовная жизнь.
В начале XX века здесь существовал даже музей – Древлехранилище лавры, а с началом Первой мировой войны заработал лазарет.
В советский период Александро-Невская лавра с большим трудом смогла продолжать свою деятельность лишь до 1933 года.
Она лишилась многих ценностей. В 1922 году вскрытая серебряная рака Александра Невского была передана в Эрмитаж, а мощи святого князя – в Музей религии и атеизма.
В разоренной лавре разместили около 20 различных учреждений: от аэроклуба и овощехранилища до спортивного общества и рабочего общежития.
Богослужение в Троицком соборе возобновились в 1957 году, а возвращения мощей Александра Невского пришлось ждать до 1989 года.
Монашеская обитель лавры начала возрождаться в середине 1990-х годов.
Нынешняя Александро-Невская лавра представляет собой целый комплекс сооружений.
1. Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор)
2. Фёдоровский корпус (братский)
3. Исидоровская церковь
4. Фёдоровская церковь
5. Южный (Семинарский) корпус
6. Юго-Западная башня (Библиотечная)
7. Митрополичий корпус
8. Северо-Западная башня (Ризничная)
9. Северный (Просфорный) корпус
10. Благовещенская – Александро-Невская церковь
11. Церковь Сошествия Святого Духа (духовно-просветительский центр «Святодуховский»)
12. Духовской корпус (братский)
13. Здание консистотории и кладбищенской конторы
14. Библиотечный корпус
15. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
16. Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость
17. Церковь Праведного Лазаря Четверодневного
18. Церковь Святителя Николая Чудотворца
19. Комплекс зданий бывших амбаров
20. Тихвинское кладбище
21. Лазаревское кладбище
22. Здание бывшей богадельни
Это Троицкий собор, Благовещенская церковь, Феодоровская церковь и небольшая Надвратная церковь.
1. Троицкий собор Александро-Невской лавры (Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы).
2. Фёдоровский корпус (братский).
3. Исидоровская церковь.
4. Фёдоровская церковь.
5. Южный (Семинарский) корпус.
6. Юго-Западная (Библиотечная) башня.
7. Митрополичий корпус.
8. Северо-Западная (Ризничная) башня.
9. Северный (Просфорный) корпус.
10. Благовещенская – Александро-Невская церковь.
11. Церковь Сошествия Святого Духа (духовно-просветительский центр «Святодуховский»).
12. Духовской корпус (братский).
Благовещенская церковь или Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского, расположенная в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку, — старейший сохранившийся храм Санкт-Петербурга.
Эта церковь была построена на территории Александро-Невской лавры в 1717-1724 годах, именно вокруг этой церкви формировался весь последующий ансамбль Лавры.
Двухэтажное прямоугольное в плане здание с деревянной 8-гранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком.
Высокая кровля с переломом и декоративная обработка фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках — черты, характерные для петровского зодчества.
Нижний уровень храма является усыпальницей, нкоторые памятники которой являются выдающимися образцами классицистического и ампирного надгробия Российской империи: надгробие Александра Безбородко, Александра Голицына, Никиты Панина, Елены Куракиной, Артемия Лазарева, Елизаветы Гагариной и другие.
Двухэтажная Николо-Феодоровская церковь, построенная по проекту архитектора П.-А. Трезини, замыкает юго-восточный угол монастырского каре.
Возведение симметричного Духовскому юго-восточного Феодоровского корпуса Лавры было начато Т. Швертфегером в 1725 году, а завершено в 1748 году П.-А. Трезини.
К 1767 году отделка Феодоровской церкви была закончена, в 1770 году верхний храм был освящен во имя святого князя Феодора, брата Александра Невского, а нижний во имя святителя Иоанна Златоуста.
В 1791 году в ближнем к собору флигеле устроили большую Кавалерскую залу для собраний кавалеров ордена Александра Невского.
В начале XIXвека в двух флигелях корпуса разместилась Духовная академия, а также Русская школа.
В 1840-1842 годах оба храма были перестроены и вновь освящены: верхний – во имя святителя Николая Чудотворца, нижний — во имя святого князя Феодора.
С 1806 года до начала XX века в Феодоровском храме производились захоронения. Николо-Феодоровская церковь служила усыпальницей членов грузинской царской фамилии и епископов.
В 1930-е годы интерьеры храма были уничтожены, большинство надгробий погибло. В здании разместилось рабочее общежитие.
В 1996 году Феодоровская церковь и корпус были возвращены епархии. После проведения ремонта в части Феодоровского корпуса по-селились насельники обители, были открыты мастерская по художественной обработке металла, столярная и ювелирная мастерские.
В 2007 в Феодоровском корпусе была устроена домовая церковь в честь святого преподобного Серафима Вырицкого.
По выходным в храме совершаются богослужения, в которых участвует воскресная школа Александро-Невской Лавры.
В 2012 в корпус и храм реставрировались – были восстановлены фасады и проезд.
Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость была построена на территории Александро-Невской лавры под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы — с осени 1785 года по весну 1786 года.
Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
В советское время в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима (в 30-ых годах), а после войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.
Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года.
Также на территории Александро-Невской лавры имеется несколько кладбищенских церквей – Праведного Лазаря, Тихвинская, Никольская.
Одним из самых значительных сооружений является Митрополичий корпус (Архиерейский дом), построенный по проекту Михаила Расторгуева в стиле барокко в середине XVIII века.
Фасады архиерейских палат отличаются от других построек лавры богатством архитектурного оформления.
Колонны и пилястры в простенках, крепованные карнизы первого и второго этажей, фигурные наличники окон создают интенсивную игру света и тени и придают фасаду праздничный характер.
Также по проекту Михаила Расторгуева был построен Северный (Просфорный) корпус с Ризничной (северо-западной) башней.
В здании бывшей ризницы, выстроенном по проекту архитектора Л.П. Шишко, с 1910 года была размещена библиотека.
Здание выполнено в разных стилях, в нем прослеживается использование элементов таких архитектурных стилей как неоренессанс, необарокко, неорококо, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль.
На территории Александро-Невской лавры находится несколько некрополей.
Самый старый из них – это Лазаревское кладбище — самое старинное из сохранившихся кладбищ Петербурга, музей-некрополь XVIII века в составе Государственного музея городской скульптуры (с 1932 года).
Кладбище было заложено одновременно со зданиями Александро-Невского монастыря и служило местом погребения представителей привилегированных слоёв петербургского общества.
Сначала захоронения проводились около небольшой деревянной церкви Благовещения, построенной в 1713 году (перестроена в 1750-х годах, разобрана в 1789 году) и в Лазаревской усыпальнице, откуда пошло прежнее название кладбища.
С 1947 года в Лазаревской усыпальнице располагается интересная музейная экспозиция, где можно увидеть более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники.
Здесь же, в западной части зала, располагается семейное место графов Шереметевых.
Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем – здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской Империи.
Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.
Среди многообразия надгробных памятников на Лазаревском кладбище особое внимание привлекает внимание надгробие, выполненное в виде юноши в форме офицера Семеновского полка, спящего на крышке саркофага.
Автор этого памятника — скульптор А. И. Штрейхенберг. Точные обстоятельства кончины военного, которого он изобразил таким необычным образом, неизвестны. В Петербурге рассказывали, что однажды офицер Семеновского полка И. Рейсинг, находясь в дворцовом карауле, заснул на посту.
В это время мимо проходил император Николай I. Увидев спящего гвардейца, он подошел и разбудил его. Проснувшись и увидев над собой склонившегося императора, офицер так испугался, что умер от разрыва сердца.
Этот памятник был перенесен сюда с лютеранского Волковского кладбища.
В настоящее время на Лазаревское кладбище перенесены все исторические захоронения с тех кладбищ Санкт-Петербурга, которые ликвидировали или предполагали ликвидировать.
Тихвинское кладбище появилось в начале XIX века, когда на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 году неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское.
В 1869 году в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь Тихвинской Божьей Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище.
В 1876 году Новое Лазаревское кладбище переименовано в Тихвинское.
Храм был закрыт в 1931 году и переделан под почту.
В 1935-1937 годах советские власти осуществили перепланировку кладбища в связи с организацией «Некрополя мастеров искусств», куда были перенесены около шестидесяти захоронений с других кладбищ города: Фарфоровского, Митрофаниевского (уничтожено вместе с храмами), Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического (уничтожено), Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего и Никольского.
На Тихвинском кладбище похоронены многие выдающиеся общественные деятели, писатели, композиторы, художники и актеры, составляющие славу не только Санкт-Петербурга, но и всей России.
Долгие десятилетия после погребения в 1966 году Николая Черкасова кладбище считалось закрытым для захоронений в основном из-за того, что это музей.
Исключение было сделано лишь для праха композитора Александра Глазунова, перевезённого из Франции в 1972 году, и Георгия Товстоногова, похороненного здесь в 1989 году.
Никольское кладбище (с Братским участком), основанное в 1861 году — третье по времени основания из кладбищ Александро-Невской лавры.
Название «Никольское» оно получило в 1877 году по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной в 1868—1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова на средства лесопромышленника, купца Николая Русанова, устроившего в цокольном этаже церкви семейную усыпальницу.
В XIX веке Никольское кладбище было одним из самых дорогих и, как это ни странно звучит по отношению к кладбищу, престижных в городе.
Лучший некрополь столицы содержался в идеальном состоянии, имел регулярную планировку и представлял собой скорее красивый парк, нежели место для захоронений.
В северной части некрополя был устроен живописный тенистый пруд с закругленными берегами.
Во второй половине XIX века в архитектуре и скульптуре были популярны мотивы древнерусского зодчества. Эта тенденция нашла свое отражение и в оформлении многочисленных часовен-склепов на Никольском кладбище.
Кроме того, многие богатые люди стремились увековечить себя в бронзе, граните или мраморе, а потому родственники почивших заказывали у известных мастеров того времени — Н. Лаверецкого, И. Подозерова, Р. Баха, И. Шредера и других — не простые надгробные плиты, а скульптурные изображения.
Особый интерес представляют мемориальные памятники в стиле модерн, щедро украшенные майоликой, мозаикой и керамической плиткой. В сочетании с полированным гранитом и мрамором различных оттенков богатая отделка создает неповторимое по красоте зрелище.
В 1927 году Никольское кладбище закрывается. В конце 1970-х годов захоронения на Никольском кладбище были возобновлены, но все они имеют исключительный, почетный характер.
На кладбище создана аллея Кавалеров советского ордена Александра Невского, а могилы послевоенного генералитета и представителей наиболее состоятельных слоев чиновничества и бизнеса составляют наиболее заметную часть современных роскошных надгробий.
Казачье кладбище – четвертый некрополь внутри архитектурного ансамбля Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
До 1917 года на месте Казачьего кладбища был партерный сад, который отделял Троицкий собор от Митрополичьего дома.
Самые первые захоронения на этом месте появились летом 1917 года, когда перед папертью Троицкого собора были погребены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации, в честь которых и было названо образовавшееся кладбище.
Официальной датой создания Казачьего кладбища считался декабрь 1919 года: тогда появились захоронения писательницы А. М. Дмитревской, секретаря Петрокоммуны С. М. Скрябина, а также братские могилы участников обороны Петрограда времён Гражданской войны.
В 1921 году, появились братские могилы участников Кронштадтского восстания.
В течение 20 -30-ых годах XX века на кладбище были похоронены многие участники революционного движения, Гражданской войны, видные партийные деятели, чекисты, милиционеры.
Кладбище стали называть Коммунистической площадкой.
Новые захоронения появились в годы Великой Отечественной войны.
Захоронения на Коммунистической площадке продолжались и в послевоенные десятилетия.
Последнее похороны были в 1970 году, после чего имели место только подхоронения урн с прахом (в том числе бесконтрольные).
Надгробия кладбища отличаются существенным архитектурным разнообразием.
Исследователи выделяют до 19 видов этих сооружений, в том числе обелиски, столпы, саркофаги, кресты, стелы, портик, бюст и т. д.
В 2005 году на кладбище был открыт памятник «Торжество православия», воздвигнутый в память всех пострадавших за православную веру — духовенству и мирянам.
Монумент представляет собой большой новгородский крест, выполненный по проекту Э. Соловьёвой.
К концу XX века на кладбище сохранилось 449 захоронений, общее же количество погребённых здесь оценивается приблизительно в 700 человек.
В 2009 году кладбищу возвращено название Казачьего.