Содержание
- Значение иконы Александра Невского и в чем она помогает в повседневной жизни
- Икона Александра Невского: описание
- Икона Александра Невского: значение
- Александр Невский: в чем помогает икона?
- Молитва перед иконой Александра Невского
- Житие святого
- Описание иконы св. Александра Невского
- В чем помогает икона Александра Невского
- К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
- Александр Невский
- Иконы святого Александра Невского
- Значение иконы Александра Невского и в чем помогает
- Имя Александр в православном календаре (Святцах)
- Святой благоверный князь Александр Невский, дата памяти 6 декабря, 12 сентября
- Сила иконы Александра Невского
- Святой преподобный Александр Свирский, дата памяти 12 сентября, 30 апреля
- Православные святые с именем Александр
Значение иконы Александра Невского и в чем она помогает в повседневной жизни
Икона Александра Невского является живым напоминанием о мужестве и подвиге, когда правитель ради любви к отечеству не жалеет своей крови. Значение его мужества и благоразумия в истории становления Русского государства огромно. В чем помогает святой мученик современным людям, каково значение и смысл его подвига вы узнаете в этой статье.
Александр Невский прожил всего 42 года, но за этот небольшой срок успел сделать столь многое, что, пожалуй, одной его жизни хватит на сотни по количеству влияния на ход мировых событий.
Икона Александра Невского: описание
На иконе мы часто видим благоверного князя с мечом. Иногда встречается извод, где он держит крест и свиток. Но в основном на всех образах воин изображен в великокняжеской одежде, иногда в доспехах. Много изводов, где, как и подобает полководцу, он изображается на коне. Такой стиль письма существует относительно недавно — его ввел Петр I. До этого благоверного князя, согласно традиции, изображали в монашеской одежде, так как перед смертью тот принял схиму с именем Алексий.
Дошедшие до нас сведения о внешнем виде описывают его как плечистого молодого человека с мощными руками, красивым лицом, волевыми бровями и всей своей наружностью производящего решительный вид.
Икона Александра Невского: значение
Со времен принятия христианства на Руси и до наших дней в сокровищнице православной веры есть немало святых заступников. Александр Невский жил в условиях территориального соперничества и сильнейшего религиозного напряжения, которым характеризуется эпоха становления православия. Святая Русь, наследница Византии, унаследовала от нее не только веру, но и врагов. Вслед за упавшим Константинополем, на Русские княжества стали нападать латиняне, используя проверенный временем прием — уния или захват.
Благоверный князь Александр предстает на иконе защитником отечества. В Санкт-Петербурге, на предполагаемом месте Невской битвы, Петр I основал в честь него монастырь. Сейчас пустынь стала Святой Лаврой, носящей имя и хранящей святые мощи защитника земли Русской. Именно перед битвой на Неве юный полководец произнес свои знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовём! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». Первую крупную и самую известную сечу князь провел, когда ему еще не было и 20 лет. Русские восприняли победу как духовную: в неравном соотношении войск Александр одержал ее с явной помощью Божией.
В отличие от Западной культуры, другой враг будущей России – монгольское ханство, — уважал все религии без исключений и свою не навязывал. Именно этот их принцип стал решающим: юный, но талантливый политик Александр сделал ханство своим союзником с пользой для русских земель.
Значение правления благоверного князя характеризуется историками положительно, можно выделить несколько тезисов:
- уничтожение армии шведов на Неве;
- разгром немцев в Ледовом побоище;
- защита интересов государства на мировой арене;
- сохранение чистоты православия;
- наведение мудрого порядка в стране;
- отмена монгольского налога в ряде областей.
Почитание святого благоверного князя Александра Невского зародилось сразу после его блаженной кончины, так как народ очень любил и высоко ценил его заслуги. «Уже погибаем» — воскликнули подданные, узнав о смерти властителя. Молитва ему как покровителю всего народа началась после чуда перед Куликовской битвой, и обретения в 1380 году святых мощей князя его правнуком Дмитрием Донским, победителем татаро-монгольского ига.
День памяти святого Александра Невского установлен 6 декабря.
Александр Невский: в чем помогает икона?
Православные молятся перед иконой о приобретении мужества и мудрости, отваги и доблести, о самопожертвовании ради высшей цели. Александр Невский является покровителем всех воинов, которые носят его икону под сердцем, чтобы святой полководец хранил человека своими молитвами.
Не позабыли о тех подвигах и в годы Второй мировой войны – славным именем была названа авиационная эскадрилья с надписью на борту “Александр Невский”. Существует советский и российский военный орден за особые заслуги, носящий имя святого.
Огромная популярность благоверного князя выходит за пределы нынешнего Российского государства: ему молятся о сохранении своих границ и возводят храмы в его честь православные народы Сербии, Греции, Грузии. Это дает надежду на укрепление отношений и росту сотрудничества православных людей во всем мире.
Молитва перед иконой Александра Невского
Молитва Святому благоверному князю Александру Невскому об исцелении
О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойный рабы Божий (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Молитва Святому благоверному князю Александру Невскому о здравии
Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворившия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины души взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствующи, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию Божию шествие неуклонное устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяцем благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Александра Невского имеет важное значение для современности: она являет собой пример преданности убеждениям, которые сформировали русский характер. Важно помнить, в чем помогает благоверный князь, и пользоваться его помощью.
Среди православных святых немало тех, кто защищал Русь от врагов с оружием в руках. Как раз такому защитнику Святой Руси и посвящена икона святого Александра Невского.
День памяти святого Александра Невского установлен 6 декабря
Житие святого
За свою недолгую жизнь (всего 42 года) Александру пришлось немало потрудиться для защиты русских княжеств от экспансии со стороны католического Запада: он разбил шведскую армию на Неве, а затем разгромил немецкий Орден меченосцев во время Ледового побоища.
Иногда Александру ставят в вину то, что он не дал такого же отпора монгольскому ханству, но это как раз и свидетельствует о его государственной мудрости и прозорливости
Во-первых, силы монгол многократно превосходили силы русских, так что нельзя было рассчитывать на военный отпор; во-вторых, Русь оказалась между двумя могущественными врагами, напиравшими и с Запада, и с Востока, и история поставила Александра перед нелегким выбором союзника.
Выбор в пользу монгольского ханства в немалой степени был обусловлен тем, что оно не вмешивалось в религиозную жизнь и не навязывало своих верований, в отличие от западных захватчиков. Тем самым он способствовал сохранению чистоты православной веры. К тому же Александру удалось договориться с отменой налога в пользу монгол в ряде областей.
Когда мудрый и любимый народом правитель скончался, его стали почитать как защитника и покровителя всего русского народа, не проигравшего ни одной битвы и защитившего православную веру.
В 1547 году он был канонизирован Русской православной церковью.
Описание иконы св. Александра Невского
Как правило, на иконе святой благоверный князь Александр Невский изображается в воинском облачении. О его прижизненном облике известно, что он был мощного телосложения, с широкими плечами и красивым лицом. На его титул указывает княжеская мантия поверх доспехов и княжеская шапка, украшенная драгоценными каменьями и крестом. В левой руке он держит хоругвь с ликом Иисуса Христа, а правая приложена к груди, что символизирует его верность православию и его защите.
На поясной иконе Александра Невского значение его подвига для защиты православной веры подчеркнуто тем, что в левой руке у него меч, а в поднятой правой – крест. Встречаются также иконы, где князь изображен в монашеском одеянии: перед смертью он сильно болел и по традиции принял монашеский постриг под именем Алексия.
В чем помогает икона Александра Невского
Значение иконы Александра Невского не меркнет со временем. Он остался в памяти народа как великий полководец; в его честь учрежден орден, он считается покровителем всех воинов, а с недавних пор — морской пехоты ВМФ России.
Перед его иконой молятся за всех воинов, чтобы они, проявляя воинскую доблесть и мужество, остались живыми и невредимыми.
Молитва перед иконой Александра Невского помогает обрести не только смелость и мужество, но и мудрость, заступничество при несправедливых обидах
Она помогает в укреплении православной веры, мира и взаимопонимания в семье, а также в исцелении от недугов. Для носителя этого имени именная икона Александра станет настоящим оберегом и защитой от зла.
Для девочки Александры оберегом станет икона мученицы Александры Римской, супруги императора Диоклетиана. Не в силах спокойно смотреть на пытки Георгия Победоносца, она открыла свою тайную приверженность христианской вере, ярым гонителем которой был ее супруг, и была приговорена к смертной казни.
Рекомендуем прочитать: Икона святого Алексия, человека Божьего
К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 4. Гл. 1 // http://www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar04_01.htm
Соловьев. С.М. История России с древнейших времен. Т. 3. Гл. 3 // http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv03p3.htm.
Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии // .
См.: Данилевский И.Н. Ледовое побоище: смена образа // http://www.strana-oz.ru/?numid=20&article=934; Смирнов С.Б. Конец русской демократии // http://zhurnal.lib.ru/s/smirnow_s_b/nowgorod.shtml. Из самых последних работ критического характера можно выделить книгу А.Н. Нестеренко «Александр Невский. Кто победил в Ледовом побоище» (М., 2006). «Какой же будет объективная оценка деятельности Александра Ярославича? Реальный Александр был пособником татар и не отражал никакой угрозы с Запада. Он не был защитником Русской земли и выдающимся полководцем», – такой вывод делает А.Н. Нестеренко (С. 270). Среди зарубежных критиков можно выделить работы профессора Оксфордского университета Дж. Феннела «Кризис средневековой Руси: 1200–1304 гг.» (Под ред. А.Л. Хорошкевич и А.И. Плигузова. М., 1989. С. 142–145, 162–163.) и статью директора Института восточной и юго-восточной истории при Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана Эдгара Хёша (Хёш Э. Восточная политика Немецкого ордена в XIII в. // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 65–74).
Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. С. 179–182.
Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии // .
Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? // Родина. 2003. № 12. С. 91–93.
Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв. // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 163–164.
Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.
Александр Ярославич вошел в нашу историческую память с прозвищем Невский. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Олександра», составленной во Владимире в промежутке между 1263 и 1280 гг., ни разу новгородский князь не назван «Невским». В новгородских летописях мы встретим его с упоминанием как Храбрый. Только в конце XV в., по наблюдению В.В. Тюрина, Александр Ярославич впервые упоминается в общерусских летописях как Невский (Тюрин В.В. Древний Новгород в русской литературе XX в.: Реальность и мифы // Прошлое Новгорода и новгородской земли: Материалы науч. конф. 11–13 ноября 1998 г. Новгород, 1998. С. 197). Дело осложняется тем, что с тем же прозвищем в повести «О зачале царствующего града Москвы» из «Хронографа Дорофея Монемвасийского», сохранившегося в списке конца XVII в. (собрание Государственного Исторического музея) упоминаются сыновья Александра, которые ни при каких условиях не могли принимать участия в этой битве: «Лето 6889-го октября в 29-й день в Володимере граде по державе князя Владимера державствовал князь Андрей Александрович Невский, а во граде Суздале державствовал князь Данил Александрович Невский» (Тихомиров М.Н. Древняя Москва: ХII–ХV вв. // Тихомиров М.Н. Древняя Москва: ХII–ХV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV–XVвв. М, 1992. С. 177). Иногда это объясняется тем, что прозвище Невский было связано не с победой Александра над шведами, а являлось посессивным, то есть оно указывало на княжеские владения на берегах Невы (Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 191–192). Попытка Владимира Рогозы объяснить то, почему Александр был назван Невским, а не Чудским, все-таки выглядят несостоятельной. Он пишет о том, что «решающую роль в сражении на льду Чудского озера сыграли дружинники брата Андрея, которых прислал Александру их отец – Ярослав Всеволодович. И об этом хорошо знали на Руси, в то время как Невская битва прошла незамеченной. Давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, составители Жития не стали» (Рогоза В. Почему князь Александр Ярославич стал Невским, а не Чудским? //http://digestweb.ru/20196-pochemu-knyaz-aleksandr-yaroslavich-stal-nevskim-a-ne-chudskim-chast-2.html). Отметим, что изначально, с момента прибытия в Новгород, Александр действовал решительно и самостоятельно. Не дожидаясь брата, он вместе с новгородцами освободил Копорье, о чем на Руси также было известно. Но для освобождения Пскова и масштабной войны с орденом нужно было собрать крупные силы. На помощь Александру приходит брат Андрей. Однако в самом походе в Ливонию и в самой битве на льду Чудского озера Александр Ярославич был единым главнокомандующим. Поэтому, несмотря на то, что «Низовские полки» действительно сыграли большую роль в сражении, все-таки должное почтение следует отдать именно Александру Ярославичу как главнокомандующему новгородских и владимиро-суздальских полков (см.: Щербаков А., Дзысь И. Ледовое побоище. М., 2001. С. 47–49, 74–77). Также в летописях и Рифмованной хронике значительное внимание уделяется именно Александру как предводителю русского войска (Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. – 1270 г. Тексты, перевод, комментарий. М., 2002. С. 232–234, 321–323).
Соколов Р.А. Александр Невский: панорама новейших мнений // Клепинин Н.А. Святой благоверный князь Александр Невский. СПб., 2004. С. 275. Для местной канонизации было необходимо свидетельство о нетлении мощей, извещение о чудесах от мощей, описание праведной жизни угодника Божия, согласие местных церковных властей на канонизацию. Всем этим целям и служило житие. Можно сказать, что с принятием жития были заложены основы почитания Александра Невского, его принятия соборно в лоно святых Русской Православной Церкви.
Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии.
Вот что передается в древнем житии благоверного князя о чудесной помощи, оказанной им своему сроднику, великому князю Димитрию Ивановичу. В обители Пресвятой Богородицы во Владимире, где почивали мощи благоверного князя, один богобоязненный инок, проводивший благочестивую подвижническую жизнь, ночью в притворе церковном со слезами молился Господу об избавлении Руси от полчищ предводителя татар Мамая. Он призывал в своей молитве на помощь великому князю Димитрию благоверного князя Александра. И во время своей молитвы он увидел, что перед гробом благоверного князя сами собою загорелись свечи, затем из алтаря вышли два благолепных старца и, приблизившись к гробнице святого, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику своему благоверному князю Димитрию Иоанновичу». И святой князь Александр тотчас встал и сделался невидим. Пораженный этим чудом инок безмолвствовал и только после того, как было узнано, что как раз в это время произошла славная Донская победа, он сообщил о своем видении Владимирскому святителю. По распоряжению владыки тогда же были освидетельствованы мощи благоверного князя, которые и были найдены нетленными (Гусакова В.О. О житии святого благоверного великого князя Александра Невского // http://www.iconworld.ru/products/124).
Русские святые воины. Жития. Спасский собор – «Держава». М., 2000. С. 247.
По словам митрополита Иоанна (Снычева), «для спасения России князь Александр должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока» (Иоанн (Снычев), митрополит. В память святого благоверного великого князя Александра Невского // Русский узел. Статьи, беседы, обращения. СПб., 2006. С. 338). Можно сказать, что иконография Александра Невского, развивавшаяся в двух вариантах, отражала суть этого подвига князя. В первом – святой князь представлен в княжеском одеянии, при оружии; во втором – в монашеском облачении, как чудотворец и монах Алексий, в воспоминание того, что перед смертью князь Александр принял иночество с этим именем. Отметим, что до XVIII в. преобладал второй иконографический вариант (см.: Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 172–175). Кроме того, большое количество икон благоверного князя, написанных с XIV по XXI в., дает возможность создания ретроспективной иконографии иконописного образа в историческом времени:
XIV–XVI вв. – святой Александр Невский – воин в группе сражающихся новгородцев;
XVI–XVIIIвв. – как схимник и святой воин;
XVI–XIX вв. – воин в группе предстоящих святых пред Спасителем или Богородицей;
XVIII в. – Александр Невский – пеший или конный воин в рыцарском облачении;
XIX в. – в одежде русского князя;
90-е гг. XIX в. – 10-е гг. XX в. – молящийся;
XIX–XX вв. – Александр Невский – в иконописи присутствуют все существующие типы (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 254).
В 1552 г., отправляясь в поход на завоевание Казанского царства, царь Иоанн Васильевич молился во Владимире перед ракою мощей благоверного князя Александра, призывая его на помощь. Как бы в залог своей помощи благоверный князь проявил следующее чудо. Вместе с царем молились и его бояре, а в том числе и будущий описатель чудес благоверного князя. Когда он вместе с другими прикладывался к мощам святого, то вложил в скважину (отверстие) раки три перста своей больной руки. Ему показалось, что он омочил их в какую-то благовонную мастику, и когда он вынул руку, то от прежней болезни не осталось и следа. Все присутствовавшие при этом чудесном исцелении благоговейно прославили благоверного князя Александра, сподобившегося от Господа дара исцелений, и с надеждою на его помощь направились в дальнейший путь (Русские святые воины. Жития. Спасский собор – «Держава». С. 247–249).
Первый храм в честь святого Александра Невского был построен в 1630 г. митрополитом Филаретом в Московском Кремле над Тайницкими воротами (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 180).
Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.
Там же. На самом деле сражение 1240 г. состоялось почти в 20 км от места основания монастыря, который в 1797 г. был преобразован в лавру.
15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских». С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря. 21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине – изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне. Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской (Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. С. 174). Учреждение нового ордена имени Александра Невского задумывалось еще Петром для награждения исключительно за военные заслуги. Впоследствии орден был возобновлен в 1942 г. В настоящее время орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определенными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации (Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. М., 2000. С. 37, 258).
В феврале 1722 г., исполняя указ Петра I, архиепископ Феодосий посетил Рождественский монастырь во Владимире, где находились мощи святого князя Александра Невского, и вместе с архимандритом монастыря Сергием произвел освидетельствование мощей, хранившихся в серебряной гробнице. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря Владимира в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга началось 11 августа 1723 г. После литургии и молебна с водосвятием святые мощи Александра Невского были подняты, вынесены в южные двери собора и поставлены в ковчег. Владимир провожал мощи колокольным звоном до полуночи. 17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го – в Твери, 28-го – в Торжке, 31-го – в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 г. 24 июля 1724 г. Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа. Утром в воскресение 30 августа 1724 г. тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день (см.: Минея. Август. Ч. 3. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 268–269).
Составление новой службы Синод поручил «обериеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографий протектору» архимандриту Гавриилу (Бужинскому). Сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем», архимандрит Гавриил составил немало похвальных слов на победы русского оружия, в похвалу императора Петра и основанного им города на берегах Невы. В 1725 г. в типографии при Александро-Невском монастыре служба с благодарением о заключении вечного мира между Российской империей и Швецией была напечатана пятью изданиями по 1200 экземпляров каждое. В следующем году последовало еще несколько изданий, и общее количество экземпляров составило 11 900; они были переданы Синоду для рассылки по епархиям. Однако вскоре распространение новой службы прекратилось. В словах службы о внутрироссийских делах Петровых: «и внутрь многая злая обыдоша нас, смирения от всезлобных мятежников, многое кровопролитие простирающих. Подвижеся всему сопротивное сердце Авессаломле, не токмо дела отеческая тщащеся опровергати, но и здравия его ищущее» (стихиры на литии, глас 5), – архимандритом Псково-Печерского монастыря Маркеллом (Радышевским) усмотрено поношение высокой чести блаженной памяти царевича Алексея Петровича, замученного Петром I в Петропавловской крепости в 1717 г. Указом императрицы Екатерины I от 18 сентября 1727 г. велено: «Святого благоверного великого князя Александра службы, которые разосланы по всей Российской империи к церкви, от тех церквей все собрать по-прежнему… и хранить те службы до указа в целости, впредь же празднество великого князя Александра Невского отправлять по-прежнему по месячной Минее». Служба перенесению мощей и житие, составленное архимандритом Гавриилом (Бужинским) и правленные самим Петром I, стали уделом рукописной традиции до тех пор, пока не были внесены в книгу Житий русских святых в 60-е годы XVIII в.
Даже в городах западных провинций Российской империи были построены храмы в честь святого князя: в Варшаве, Таллине, Вильнюсе, Свеаборге, Тарту, Даугавпилсе, Риге, многие из которых теперь разрушены (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 181).
Долгов В. Сквозь тусклое стекло // Родина. 2003. № 12. С. 86.
Летом 1917 г., ввиду немецкого наступления на Петроград, Святейший Синод поручил архиепископу Вениамину Петроградскому, епископу Серафиму и епископу Прокопию произвести вскрытие раки с мощами святого Александра Невского и освидетельствовать останки на случай их срочной эвакуации; со слов владыки Серафима Сергей Петрович Каблуков, секретарь Петербургского религиозно-философского общества, в своем дневнике записал: «По совершении краткого молитвословия святому Александру Невскому, в 7 ч. 15 м. приступлено было к открытию раки: сперва отвинтили позолоченную бахрому, обрамляющую живописное изображение князя, находившееся на крышке раки, затем отвинтили же серебряные пластины, окружающие эту крышку. По удалении бахромы и пластин обнаружилось, что крышка раки прикреплена к последней на двух шарнирах на левой от входа в собор стороне ее. Имеющийся с другой стороны замок с петлей затем был легко открыт одним поворотом ключа, хранящегося в ризнице лавры, и крышка с изображением и стеклом была приподнята и укреплена так, что образовала почти прямой двугранный угол с горизонтальной плоскостью. Боязнь повредить живописное изображение заставила отказаться от мысли снять стекло, которое удерживалось металлическим венцом в головах изображения. По поднятии крышки раки оказалось, что в раке заключается открытый кипарисовый гроб очень большого размера и большой глубины. За крышкой были сняты один за другим три покрова, из коих два верхних оказались довольно простыми шелковыми, третий же, нижний, облекавший самые мощи, оказался дорогим, с шитым изображением князя. По удалении этого последнего покрова, увидели человеческую фигуру – целую, в монашеском одеянии схимника, со странно выпяченной грудью. Казалось, таким образом, что тело оказалось сохранным. Удаление схимы и ближайший осмотр, подробно проведенный одним епископом Серафимом при явном смущении двух других преосвященных, обнаружил следующее: вся передняя часть головы и лоб оказались сделанными искусственно и вылепленными из воска, только небольшая верхняя часть – часть черепа – подлинно-серого цвета. Грудь и живот оказались тоже искусственными, из ваты, зашитой в шелковые мешки. С прибавлением ваты оказались ноги и руки, так как подлинных костей было мало. “Чучело” князя, в которое, таким образом, были помещены подлинные мощи, именно часть черепа и части костей, рук и ног (и два ребра?), лежало на деревянной настилке, покрытой в несколько рядов тканями, так что ножки гроба оказались очень длинными (это – для удобства несения? – С.К.). На “чучеле” у боков оказался мешочек шелковый: с костями мелкими в бумажке, с ароматическими веществами в виде порошка в другой. На бумаге с этими мелкими костями есть надпись, указывающая, что мощи были в церкви, подвергшейся пожару, при коем в этой церкви сгорели все деревянные образа». Пожар произошел в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О результатах освидетельствования было доложено Святейшему Синоду, по решению которого было произведено переоблачение мощей, то есть были отделены подлинные мощи от инородных предметов. Выяснилось, что чучело было изготовлено во время царствования Петра I людьми, стремившимися скрыть правду о повреждении мощей от пожара. Восковая голова была растоплена и использована в виде «воскомастика», служащего для освящения престолов. Участники событий выдвинули предложение о повсеместном переосвидетельствовании всех прочих мощей с целью исключить из употребления нелепый и кощунственный обычай «дополнения» мощей до полной фигуры (Святые мощи. СПб., 2007. С. 131–133).
Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.
Там гробница была выставлена в одном из залов Музея революции, который тогда размещался в бывшей официальной резиденции русских императоров. До настоящего времени рака святого экспонируется в одном из подразделений Министерства культуры – музее «Государственный Эрмитаж» – преемнике Музея революции (Лебедев С.Б. Вернут ли в храм раку святого Александра Невского // http://konpet.ru/lebedev/raka.html.
Еще 4/17 февраля 1919 г. патриарх Тихон, ввиду начала большевиками кампании по вскрытию мощей, издал указ об устранении поводов к соблазну верующих. «Благочестивое усердие верующих, – говорилось в указе, – окружая их останки благоговейным усердием, соорудило и для таковых честных мощей (речь идет о мощах, сохранившихся лишь в частично нетленном виде. – свящ. А.В.) драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела располагая в них в подобающих облачениях кости праведников и другие частицы святых их мощей… Считаю необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), поручаю Вашему Высокопреосвященству с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет вами необходимым и возможным» (Святые мощи. С. 131–133). В мае 1988 г. мощи Александра Невского были переданы РПЦ и 3 июня 1989 г. перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В настоящее время небольшая частица мощей благоверного князя Александра Невского хранится в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в этом соборе хранится также и одна из чтимых икон святого князя. Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в храме Александра Невского в Софии (Болгария). Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе Владимира (Александр Ярославич Невский // Православная энциклопедия.
Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 93.
Фильм оказался не столько об историческом прошлом, сколько о ближайшем тогдашнем будущем. В том же 1941 г. его создатели были удостоены Сталинской премии. Популярность фильма была так велика, что, когда в июле 1942 г. был учрежден советский орден Александра Невского, его украсил портрет Н. Черкасова в роли Александра. Следует отметить, что классический фильм Сергея Эйзенштейна и сегодня формирует представление граждан России о благоверном князе. Среди фильмографии можно выделить и последующие работы: «Житие Александра Невского» (Реж. Георгий Кузнецов; 1991); «Александр. Невская битва» (Реж. Игорь Каленов; 2008). Кроме того, в 1992 г. был снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летней годовщине Ледового побоища. В 2009 г. совместными силами российской, канадской и японской студий снят анимационный фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.
Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 360–362, 364.
Первыми кавалерами ордена Александра Невского стали участники Сталинградской битвы: командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан и командир отдельного стрелкового батальона 62-й армии капитан С.П. Цыбулин. Всего этим орденом было награждено более 40 тысяч человек, из них 70 граждан иностранных государств. Тем же Указом были учреждены ордена Суворова 1, 2 и 3-й степени; Кутузова 1-й и 2-й степени (Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. С. 258–259).
В воспоминаниях одного из блокадников говорилось: «Весной 43-го по городу расклеили афиши, извещающие о том, что открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, Петра I. Я, конечно, сразу помчался в Александро-Невскую лавру. Вхожу в Троицкий собор и гляжу: на карнизе, рядом со статуями, растут молоденькие березки! В соборе я, прежде всего, устремился к месту, где стояли мощи Александра Невского. Там был поставлен грубо побеленный фанерный ящик с надписью, утверждающей, что на этом месте были поставлены Петром I мощи Александра Невского. Зашел я в Благовещенскую церковь, на могилу А.В. Суворова: на ней, кроме плиты с автоэпитафией, поставлено склоненное красное знамя; такое же было на месте мощей Александра Невского» (Цит. по: Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб. 2005. С. 110).
Впрочем, этот антинемецкий аспект биографического рассказа Александра Невского возник только в конце XIX в. (и никак не ранее!) и стал важным элементом его почитания во время Первой мировой войны. До этого в русской культурной памяти князь представлял собой лишь антишведскую, антимонгольскую, антикатолическую или антизападную фигуру (См.: Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 93).
Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. С. 9.
Термин «иконологический» понимается как синтетическое взаимодействие православной и научной парадигмы осмысления роли самого Александра Невского и его деятельности в истории и современности.
Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. С. 228.
Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Проповеди. 1946–1948 гг. Издание Симферопольской и Крымской епархии, 2007. С. 87–88.
Год со святителем Николаем Сербским (Велимировичем) // http://www.pravoslavie.ru/put/33416.htm.
Карпов С.В. Александр Невский // http://www.kirshin.ru/about/arsii/ 06_10.html
Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 90–93.
«Спаси, Господи!». Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в Инстаграм «Господи, Спаси и Сохрани †» — ссылка https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее. Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)
Художественный образ формирует представление об исторических фактах и личностях. Поэтому икона благоверного князя Александра Невского представляет преображенный и просветленный лик, удаленный от мирской мишуры. Это воплощение могущества, мужества и мудрости.
Александр Невский
Родился Александр в семье князя Ярослава и княжны Феодосии. Его дед князь Всеволод объединил русские земли от Владимира до Рязани. В шесть лет он прошел посвящение в воины. Как только сыну исполнилось семь лет, отец взял с собой в Новгород, куда его призвали на княжество.
С ранних лет он учился боевому искусству, а в шестнадцать лет участвовал в первом бою с отцом. Это были сложные времена для Руси. На восточной границе грозили монгольские захватчики, а на западной немецкий орден и шведы. Божий промысел определил защитником земли русской князя Александра. Первая победа была над шведами на реке Нева, за этот подвиг он получил имя Невский. Ему в это время не было еще двадцати лет.
Кроме шведов на западе беспокоили немецкие рыцари Тевтонского ордена, которые захватили города Капорье и Псков. В 1942 году князь Александр освободил города и разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Все свои победы он одержал в молодом возрасте и не потерпел ни одного поражения.
Он был не только бесстрашным полководцем, но и мудрым политиком. Когда западной границе Руси ничто не угрожало, то опасность шла с востока в лице хана Батыя с татарскими ордами. Александр неоднократно посещал с визитом Золотую орду и решил, что лучше платить дань, чем воевать. Он сумел организовать в Орде православную общину и известно, что потомок Чингисхана принял православную веру под влиянием князя.
Умер князь в дороге из Орды в Городце в 1263 году. Ближайшим городом для захоронения был выбран Владимир, куда через девять дней пути доставили тело. Все священные служители засвидетельствовали чудо, тело покойного не имело признаков разложения. Народное поклонение останкам святого князя началось в 1380 году, а официальная канонизация произошла во времена Ивана Грозного через 150 лет.
Иконы святого Александра Невского
Образы святого раннего периода представляют его в монашеском одеянии, которое отражают духовное значение его заслуг. Изображение «Битвы новгородцев с суздальцами» представляет большой раритет. События происходили до появления князя Александра на свет, что свидетельствует о вневременности жития Божьего угодника.
В изображениях князя Александра допетровского времени доминирует монашеская интерпретация. Икона в Софиевском соборе представляет Александра Невского со свитком в руках, на котором надпись «боятся Господа и исполнять заветы». Вместе с князем изображены Иоанн и Авраамий Ростовский.




Замечательным произведением русской живописи является икона Александра Невского в соборе Василия Блаженного в Москве. На ней изображены не только события при жизни князя, но и Крымская битва, сражение с крымским ханом Гиреем.
Изменение трактовок иконописи произошло во времена правления Петра первого. Царь считал себя преобразователем и продолжателем борьбы с иноземной экспансией. В знак глубокого уважения к святому царь Петр основал Александро-Невской монастырь. Останки Святого были торжественно доставлены из Владимира и помещены в новой обители. С этого времени внимание уделяется военным доблестям князя. На иконах его изображают в военной одежде, царской мантии и оружием в руках. На голове шлем с крестом, под накидкой кольчуга. Князь на иконах с широкими плечами и мощными руками, красивым лицом и видом полной боевой решительности.
В конце девятнадцатого начале двадцатого века такие художники как Васнецов и Нестеров создают образы князя религиозно-национального стиля. Икона во Владимирском соборе города Киева представляет князя былинным героем, а в храме Спаса-на-Крови в Санкт Петербурге смиренным иноком. Чудотворная икона Александра Невского находится в соборе города Нижний Новгород.
Значение иконы Александра Невского и в чем помогает
Россия во времена Александра Невского переживала сложный период, который был связан с захватом территорий и религиозным давлением. Русь после падения Византии получила в наследство не только веру, но и недоброжелателей, которые стали вторгаться на русские земли. Римская церковь проводила экспансию чужих земель, и папа римский неоднократно требовал подчинения от князя.
Значение иконы Александра Невского состоит в олицетворении защитника отечества. В периоде правления князя можно выделить несколько положительных моментов:
- разгромил немцев на Чудском озере и шведов на Неве;
- сохранил православную веру;
- защитил интересы Русских княжеств на востоке и западе;
- сделал Золотую Орду своим единомышленником.
Молитва ему как благодетелю военных действий началась после чудес перед битвой на Куликовском поле и получение останков князя его внуком Дмитрием Донским, который сверг монголо-татарское ярмо.
В чем помогает икона Александра Невского:
- Святой является благодетелем всех военных служащих, дипломатов, людей, спасающих чужие жизни, руководителей на ответственных постах.
- Православные молятся с просьбой дать мужества и отваги в боевых сражениях.
- Перед любым важным военным походом служители церкви молились Святому.
Во времена отечественной войны была названа его именем военная авиационная эскадрилья. В тяжелые времена для страны был поставлен фильм Сергея Эйзенштейна о полководце победителе немцев, который вдохновлял солдат на борьбу с фашизмом.
За особые боевые доблести был учрежден орден Александра Невского в русской и советской армии. Популярность князя известна далеко за пределами России. В его честь названы соборы в Болгарии, Грузии, Сербии, Греции.
Жизнь князя Александра была короткой сорок два года, но за это время сделал то, что другим жизни не хватит, повлиял на ход мировой истории. День памяти великого полководца и защитника отчизны — 6 декабря.
Смотрите еще видео рассказ об иконе благоверного князя:
Икона князя Александра Невского в чем помогает


Метки:Александр Невский икона молитва
Имя Александр в православном календаре (Святцах)
Пожалуй, нет в наше время более распространенного имени, чем Александр. В переводе с греческого, оно означает «защитник людей». Действительно, если познакомиться ближе с житием святых, нареченных этим именем, станет понятно, что все они стояли на страже покоя и благополучия человечества.
Святой благоверный князь Александр Невский, дата памяти 6 декабря, 12 сентябряНачало его правления совпало с нашествием хана Батыя. До Новгорода, где княжил Александр Невский, татаро — монголы не дошли, но все же большая часть государства оказалась под игом. Для Новгорода в те времена куда большую опасность представляли войска Литовского государства, передвижение с запада рыцарей-крестоносцев и шведские полчища, которые вторглись в новгородские земли в 1240 году. Их главная задача — захватить Ладогу, и сам Новгород. «Не в силе Бог, но в правде!», — эти слова, ставшие в последствие знаменитыми, Александр Невский произнес именно тогда, когда узнал о вторжении. Деятельность благоверного князя Александра на военном поприще войдет в историю великими сражениями. Невским его стали называть с 20-летнего возраста после битвы на Неве, которая стала значимой в противостоянии со шведами: натиск вражеских войск на границе Северо-Западной Руси был ослаблен. Среди масштабных сражений, возглавленных князем Александром, известна битва на Чудском озере — «Ледовое побоище», в котором эстонцы и немцы были полностью разбиты, и освобождение таких городов, как Изборск и Псков. Большая заслуга Александра Невского — это налаживание отношений с Ордой. Он исправно платил дань и считал главной своей целью – не допустить новые нападения на Русскую землю. Он даже смог создать православную епархию в Золотой Орде. Святого канонизировали в 1547 году, как благоверного князя. Дни празднования, установленные в честь Александра Невского – это 6 декабря и 12 сентября по новому стилю. |
Икона святого благоверного князя Александра Невского |
Сила иконы Александра Невского
На ростовых и поясных иконах святой изображен в военном обличье, с крестом в правой руке и мечом в левой. Он считается покровителем всех воинов. Перед иконой Александра Невского молятся за воинов, чтобы они, проявляя доблесть и мужество, оставались живыми и невредимыми, проявляли мудрость и вставали на защиту слабых. Молитва Александру Невскому также способствует исцелению недугов, улучшению взаимопонимания в семье, укреплению в православной вере.
Считается, что именная икона этого святого, подаренная мальчику с именем Александр на Крещение станет его надежной защитой от болезней и зла.
Святой преподобный Александр Свирский, дата памяти 12 сентября, 30 апреляВсего лишь два раза Святая Троица открывалась человеку: у Мамврийского дуба святому Аврааму, а на Руси этого чудесного явления был удостоен преподобный Александр Свирский. Его земной путь начался в 1448 года, при рождении родители преподобного, Стефан и Васса, нарекли его именем Амос. Они происходили из крестьянского рода, почитавшие Господа Иисуса Христа, в любви к Нему воспитавшие своих детей. Когда подошло время создавать Амосу семью, родители стали на этом настаивать, но юноша мечтал о другом — о жизни в стенах Валаамского монастыря, о молитве, уединении и служении Господу Богу. Однажды он встретил Валаамских иноков, воодушевившись беседой с ними, Амос отправляется на «северный Афон». По дороге на Валаам, когда он переходил реку Свирь, преподобный услышал голос, который указал, что именно здесь он должен создать монастырь. В 1474 году игумен Валаамского монастыря постриг в монахи послушника Амоса, которому в то время было 26 лет, с именем Александр. Инок Александр отличался очень ревностным служением. Однажды, в монастырь прибыл отец Александра Свирского, который смог разыскать сына. Преподобный поговорил с ним, и смог не только его успокоить, но и убедить постричься в монахи. Так он вместе с супругой и сделал. Мама Александра Свирского приняла постриг с именем Варвара, а отец с именем Сергий. Тем временем, Александр продолжал свое иноческое делание в святой обители. Суровостью своей жизни он изумлял даже самых строгих Валаамских монахов. Так в посте и молитве прошло 10 лет. На святом острове сохранилась та пещера, в которой молился преподобный Александр. Она очень узкая, даже один человек там может поместиться с большим трудом. Многие паломники сегодня могут увидеть и ископанную могилу, которую сделал для себя Александр Свирский сам. |
Икона преподобного Александра Свирского, чудотворца |
Стоя на молитве, однажды святой услышал голос, который призвал его отправиться на указанное место, чтобы основать там обитель. Это место на реке Свирь. Произошло это в 1485 году. Потихоньку обитель стала создаваться, возрастать, слава о прозорливом настоятеле стала доходить до многих уголков православной страны. После 23 лет поселений Александра Свирского в пустыни, ему было явлено большое чудо — видеть Бога в Трех Проявлениях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Там, где Пресвятая Троица открылась преподобному, была возведена часовня, и стоит она до наших дней.
Скончался же преподобный Александр 12 сентября (по новому стилю) 1533 года. Ему было 85 лет. Согласно завещанию, он был погребен в отходной пустыни, рядом с церковью Преображения Господня. К лику святых он был причислен в 1547 году.
Александр Свирский был канонизирован вскоре после кончины, через 14 лет. Были живы еще его ученики, те, кто знал и помнил преподобного. А потому житие Александра Свирского было написано при участии тех людей, кто мог его лично лицезреть, и отличается особой достоверностью.
Православные святые с именем Александр
Даты указаны по новому стилю.