Александр Лавров, ведущий «Радио 7 на семи холмах»: «Любая открытая вакансия на радио — это попытка работодателя найти того, кто вне конкуренции»
Александр Лавров — лауреат национальной премии «Радиомания 2015» в номинации «За профессионализм и эфирное мастерство». Учился в Нижегородском Государственном Лингвистическом Университете им. Лобачевского на переводческом факультете. Начал карьеру в 1998 году, на радиостанции «Феликс» (г. Дзержинск Нижегородской области). Сотрудничал с «Авторадио» и «Радио Алла», рядом телеканалов и журналов. Профессиональный диктор, фотограф и журналист. Сегодня является официальным голосом и ведущим «Радио 7 на семи холмах».
Александр, портал Mediajobs.ru собирает истории работы и успешной карьеры в медиа. Расскажите, как вы выбирали карьеру радиоведущего? Помогло ли вам полученное образование?
Помните старое советское телевидение? Практически сверхлюди, безупречные, идеальные, каждый вечер они говорили «Здравствуйте, товарищи! В эфире — последние известия!» Мои родители утверждают, что когда мне было два года, на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я неизменно отвечал «Диктором центрального телевидения». Так что выбор я сделал довольно рано.
Если же говорить серьёзно, то в радио я влюбился где-то в середине девяностых. Тогда я мог узнать голос любого радиоведущего, записывал по ночам их выходы в эфире на аудиокассеты, — где-то они у меня даже сохранились. На втором курсе Университета случайно оказался в гостях у друзей на студии маленькой местной радиостанции — да так и остался. Скоро буду отмечать свои двадцать лет у микрофона.
Изучение же иностранных языков — идеальный вариант для тех, кто планирует работать со словом. Уметь читать слова про себя, понимать слова, писать слова и, наконец, читать слова вслух — этому можно и нужно учиться. Говорят, лучшие преподаватели танго говорят на нескольких языках — и это не совпадение: просто они умеют вовремя подобрать нужное и точное слово. Широкий кругозор, богатая эмоциональная палитра, знание иностранных языков — это тоже важно. Но сначала, как известно, было слово. Невозможно научить человека тому, как работает радио, если человек не чувствует слово.
Не секрет, что на вакансии в телевидении и радио, особенно в эфире, острейшая конкуренция. Какие качества для радиоведущего являются ключевыми?
Пятнадцать лет назад, когда я ещё работал в Нижнем Новгороде, один мудрый человек сказал мне то, что на долгие годы стало своеобразным вектором, дорожным указателем в пути: «Хочешь добиться успеха — стань незаменимым. Не хочешь — уходи из этой профессии». На мой взгляд, любая открытая вакансия на радио — это попытка работодателя найти того, кто вне конкуренции. Не лучшего, а единственного. Успешен тот, кто уникален. Сегодня в команде, которая создаёт «Радио 7 на семи холмах», нет тех, кто «лучше» или «хуже». Есть люди, которые обладают особенными знаниями, качествами и опытом, и это делает их незаменимыми.
Кроме того, современное радио требует от каждого из нас универсальности. Может быть, когда-то давным-давно, когда я был маленьким, была такая профессия, которая называлась «Диктор центрального телевидения» — сейчас всё гораздо шире. Радиоведущий обязан не только уметь работать в эфире в соответствии с форматом радиостанции и программной политикой – он должен уметь делать всё. Обладать изрядными навыками работы с социальными сетями, обработать фотографию и свести видео, уметь увлекательно писать о средиземноморской кухне, знать, чем отличаются последний и предпоследний айфоны, чувствовать себя одинаково комфортно как на сцене «Крокуса» в роли ведущего, так и в кадре телевизионной программы. В идеале было бы ещё здорово уметь управлять одномоторными самолётами и дрессировать крокодилов – но я пока над этим работаю.
В этом году вы получили премию «Радиомании» за профессионализм и эфирное мастерство. Это было ожидаемо для вас? Как вы считаете, что именно вкладывается в слово «профессионализм», когда речь идет о работе радиоведущего?
Это то, о чём мечтает каждый радиоведущий. Отраслевой «Оскар», тем более в такой «индивидуальной» номинации, как «ведущий музыкальной программы» — это почётно. Однако и здесь подразумевается не один человек, а команда. Музыкальные редакторы, координаторы и менеджеры — сегодня над музыкальной программой «Отличная семёрка», которая была выдвинута на «Радиоманию», ежедневно работает шесть человек во главе с программным директором «Радио 7 на семи холмах» Юрием Фёдоровым. Так что для меня профессионализм — это, в первую очередь, осознание того, что ты являешься частью команды.
А вообще, мне довольно сложно определить, что такое «профессионализм». Мне решительно не нравится слово «профессия», где-то глубоко внутри я не хочу быть «профессионалом». Если бы Илон Маск, Стив Джобс, Марк Цукерберг и многие другие были профессионалами – они бы не достигли того, чего им удалось достичь. Профессионал в моём понимании – это человек, который знает, как делать нельзя, гончар, каждый следующий горшок которого точно воспроизводит предыдущий. В этом суть профессионализма. «Мы бы хотели, чтобы, с одной стороны, вы не опускались ниже достигнутой планки, а с другой – не поднимались выше», — фраза из реальной жизни, между прочим! В этом квинтэссенция профессионализма. Профессионал никогда не выйдет за рамки допустимого, не совершит ошибки – но и не достигнет чего-то, что остальным кажется недосягаемым. Это как быть профессионалом в отношениях с любимым человеком. Или профессионально быть хорошим человеком. Быть профессиональным сыном или отцом. Мы сами решаем, чем мы занимаемся в жизни – профессией или делом своей жизни. Профессию любить странно. А дело своей жизни не любить невозможно. Иначе нет смысла им заниматься. Я люблю Радио.
Можете назвать ваши любимые книги и фильмы о профессии и работе в медиабизнесе?
Когда был помоложе, любил смотреть автобиографический фильм Говарда Стерна «Private Parts». С возрастом всё чаще вспоминаю сборник новелл Сергея Довлатова «Компромисс». Но если говорить серьёзно, то в любой хорошей книге и в любом настоящем фильме есть то, что непременно пригодится в работе. Если человек мало читает — это слышно. Кстати, увы, сейчас я читаю, действительно, недостаточно много. И это надо срочно исправлять.
Какие три совета успешной карьеры Вы дадите тем, кто стремится попасть в эфир? Что необходимо и что противопоказано?
Во-первых, нужно уметь быть кратким. Нужно уметь вычёркивать ненужные слова — радиоведущие часто забывают, что этот принцип пишущих журналистов должен работать и в прямом радиоэфире. Умение быть лаконичным дорогого стоит. Если тебе не хватает семи секунд для того, чтобы в достаточной степени полно и эмоционально высказать свою мысль — может быть, тогда и браться не стоит? Во-вторых, очень важно уметь быть эмоциональным. Эмоции – это не рот, растянутый в улыбке, и не манерность. Эмоции — это те яркие краски, которые заставляют слушателя сделать радиоприёмник чуть громче, и микрофон в студии очень чутко передаёт все оттенки эмоций. Вот, возьмите в ресторане меню и попробуйте прочитать его вслух так, чтобы по вашей интонации было понятно, что «котлета по-киевски» — это котлета по-киевски, а не жаркое по-боярски, а «чизкейк» — это чизкейк, а не клубника со сливками. Опытные радиоведущие это умеют. Наконец, нужно не бояться пробовать новое, нужно не бояться делать ошибки. Если ваш сегодняшний эфир так же хорош, как вчерашний — вы где-то чуть-чуть проиграли. Где-то не попробовали какой-то новый ход, где-то не сделали неожиданную паузу, где-то не дожали. Каждый следующий эфир должен быть чуть ярче, чуть интереснее, чем предыдущий.
«Два часа чистого удовольствия в программе „Лямур-тужур“ на „Радио 7“. С вами Александр Лавров, здравствуйте!». Каждый вечер радиоведущий Лавров встречает слушателей «Радио 7» знакомыми словами. Это сейчас, а в прошлом была работа на радио «Рандеву», «Авторадио» и «Радио Алла». В голосе Александра Лаврова слышится неподдельная искренность, обаяние и чувства. Слушая его эфиры, каждый понимает, что этот ведущий разговаривает именно с тобой, обращается именно к тебе. А это сейчас очень редко встречается на современном радио. О радостях и сложностях своей профессии Александр рассказал корреспонденту ИА REX.
ИА REX: Александр, окончив школу, Вы уже знали, чем хотите заниматься в жизни? Или искали и пробовали себя? 99% молодых людей, оканчивая школу, не представляют, кем они будут, в какой вуз они пойдут. Мы сами связываем себя нелюбимой работой, нелюбимыми людьми, а потом с героическими усилиями это преодолеваем. Я все время все делал вопреки и назло. Учился в школе с английским уклоном, а у меня за год вылезала двойка по иностранному. Я единственный из школы выиграл год обучения в штатах. Там же начал курить, назло всем, потому что в Америке была мощная антитабачная компания. Вернувшись обратно, очень хотел поступить в медицинский, ходил на курсы, но экзамен по химии сдал на тройку, и струсил. А зря. Потому что тройки были у всех, и все поступили. Потом решил поступать в иняз. Но у меня были проблемы с литературой. Из 10 баллов набрал всего 3 и со своим английским попал на отделение немецкого перевода. Который я, конечно, не знал. Я опять был не доволен. Я совсем по-другому представлял жизнь.
ИА REX: И, конечно, переводчиком Вы не стали. А как же началось знакомство с радио? Кто-то помог Вам?У меня еще в школе был учитель английского языка Дмитрий Валерьевич, которого я называл исключительно Джеф. Он работал главным редактором на радио, пригласил меня в гости. Я пришел и остался. Так как родился и вырос в поселке Дзержинск, что в Нижегородской области, естественно, радио называлось «Феликс». Оно нарушало все каноны современного FM-вещания, мы делали все, что хотели. Радио тогда и радио сейчас — это совершенно разные вещи. Люди были другими, радио было другим, отношение к этому было другое. Мне все это нравилось, было интересно.
ИА REX: Потом Вы решили перебраться в Москву и попробовать свои силы в столице? Как смогли попасть на известные радиостанции?Как попал? Просто пришел. Есть такие радио-порталы, на которых можно оставить сообщение о себе. Мне позвонили, спросили, могу ли я приехать в этот же день. В этот же вечер сел в ночной эфир. Обычно новичков сажают на ночные эфиры, как наименее ответственный сегмент. Сначала осуществляется строгий контроль. Мне сказали, что я буду сидеть там все время. Ладно, поначалу это интересно, но потом я понял, что у моего характера тоже есть границы терпения. Я отработал свой испытательный срок, это было сложное время: еще в Дзержинске был один ведущий, который говорил все время, не разжимая зубов. Я перенял его манеру, мне выдвинули ультиматум: или ты разжимаешь зубы, или мы тебя увольняем. Пришлось сделать так, как меня просили, — это принесло свои результаты. Через месяц меня вызывали к руководству и сказали: «Вы достигли какой-то планки, в целом, мы довольны, мы Вас берем. Только у нас две просьбы: не опускаться ниже достигнутой планки и не подниматься выше».
ИА REX: А свою дикцию как-то отрабатывали? Оттачивали технику речи?огда я работал на одной из предыдущих радиостанций, к нам пригласили преподавателя по технике речи — это было что-то страшное! Два часа дня, у тебя куча работы, а ты встаешь в круг и начинаешь: «аба», «ама». Я на третьем занятии понял, что мне это не надо, сказал, что у меня есть очень важные дела. Какие дела? Неважно, я весь занят. Перестал ходить, через некоторое время остальные коллеги сказали, что нужно бросать это дело. Я не думаю, что Юлия Латынина, к примеру, занималась техникой речи. Но когда она в эфире радиостанции — я не могу оторваться от того, что она говорит. Но важно, что ты говоришь и зачем это говоришь. Кристовского, например, любят не за его пение, а за то, что люди чувствуют, когда слышат его песни.
ИА REX: Тогда Вы должны следить за своим голосом.Но на практике получается все наоборот. Был такой случай: на одном из концертов в Кремле по случаю праздника 8 марта, я должен был быть голосом за кадром, дикторским тоном объявлять номера. Дело было весной, я простудился — голос пропал. Я весь хрипел и звучал, как старый треснутый саксофон. Звоню организатору и говорю: «Я, скорее всего, не смогу, не успею выздороветь к этому мероприятию». «А что с Вами?», — удивилась она. «А Вы разве не слышите, я простужен!». На что мне был дан не ответ, а скорее просьба: «А Вы не могли бы не выздоравливать, мне так больше нравится» (смеется). Так что теоретически я должен, а на практике и такое случается.
ИА REX: Считаете ли Вы себя успешным и знаменитым?Я так полагаю, что слово «успешный» происходит от глагола «успевать». Успел ли я? В целом да, исключительно с той позиции, мне не стоит сожалеть об упущенных возможностях. Нужно быть благодарным за то, что у тебя есть сейчас. Мужчина может быть успешным только в одном случае — если он ни от кого не зависит. Быть успешным и знаменитым… я бы не стал ставить между этими словами знак равенства. Знаменитость, известность, популярность — это вообще от лукавого. Познер как-то разговаривал с молодыми журналистами и очень остроумно сказал, что «можно и конский зад сделать знаменитым, если показывать его в прайм-тайм по 2 часа. Через месяц он станет самой большой знаменитостью в этой стране. А еще через месяц его забудут».
ИА REX: Есть ли какая-то формула, как стать успешным в своей профессии?Вероятнее всего, следует спросить тех, кто в этой профессии действительно успешен. Здесь я имею в виду скорее тех, кто каким-то неведомым мне образом получил право играть по собственным правилам, говорить то, что считает нужным говорить, ставить те песни, которые считает нужным ставить. То есть тем, кому были делегированы данные полномочия. Увы, должен признать, что здесь и сейчас я себя не считаю успешным радиоведущим: я играю по правилам, установленным не мною. Согласен я с ними или нет — это вопрос другой, это останется моей маленькой тайной (улыбается). А как стать успешным в профессии — это не зависит от профессии. Нужно работать, учиться, хотеть. Причем «хотеть», пожалуй, я бы поставил на первое место. Потому что когда не хочешь, все остальное невозможно.
ИА REX: Что делать тем, у кого есть огромное желание и амбиции? Возможно ли попасть на телевидение или радио станцию без связей?Да, нужно этого очень хотеть. Если представить себе монолитную стену, то у нее есть множество входов. И не обязательно тебе нужен человек на другой стороне, который смог бы тебя перетащить. Есть некий алгоритм действий, который нужно предпринять. Есть специальные адреса, куда нужно писать. Нужно, чтобы было желание, голос, амбиции, главное, чтобы в голове что-то было. Чтобы человек книжки читал, правильные книжки. И самое главное для работы на радио: сможешь ли ты просто взять и завести зал? Заставить людей смеяться, плакать или сделать так, чтобы мурашки бежали? Не актерскими способностями, а тем, кто ты есть. Чтобы ты вышел, а зрители захлопали. Не знаю, учат этому сейчас или нет, но это особая энергетика. Я люблю выступать, вести корпоративы, мероприятия. Нужно, чтобы люди это почувствовали. И еще нужно уметь работать с микрофоном. Есть такой термин, понятие «пробить микрофон». То есть говорить не с ним, а с теми, кто за ним. Не громче, не тише, а сквозь него. Это сложно объяснить — нужно учиться.
ИА REX: А на ТВ никогда не хотели поработать?А я пробовал в Нижнем Новгороде. Могу сказать, что телевидение гораздо менее живое, чем радио. На радио ты работаешь, если тебе есть, что сказать, а на телевидении, если есть, что показать. Это не мой случай. А на меня лучше вообще не смотреть. Поэтому я не вижу ни одного ответа на вопрос, а что я забыл на ТВ.
ИА REX: А какие Вы можете назвать плюсы и минусы Вашей работы?Работа — это как брак. Есть плюсы: у тебя есть еда, дом, место где тебя ждут, иллюзия собственной нужности, возможность реализовать амбиции. Есть минусы — одна и та же работа каждый день порядком надоедает, порой превращается в рутину и даже раздражает. Как избавиться от минусов, вам расскажет любой психолог: внесите разнообразие в семейную жизнь, проявите инициативу, делайте ей подарки… и просто любите. Потому что если нет любви — нет никакой работы. Я доволен собственной аналогией (смеется).
ИА REX: А что Вы делаете во время звучания мелодии?У нас в студии запрещено ставить чашки на стол, поэтому я ухожу в другую комнату, сажусь на подоконник, что-то пишу. Если взять час и посмотреть, сколько я работаю, получается всего минут 8.
ИА REX: А кто стоит выше? Какой карьерный рост возможен на радиостанции? Хотите ли Вы стать руководителем?Я просто не смогу быть руководителем. Я не умею, как они. Это не мое, я не готов. А карьеру я никогда не умел строить, играя в какие-то игры. Я твердо верю в то, что если ты будешь желать подняться над той планкой, над которой ты находишься сейчас, то рано или поздно станешь успешным, не идя наперекор себе. Работа на руководящей позиции отрицает какое-либо творчество и требует от тебя адекватно-ровного холодно-не предвзятого отношения к людям, которые работают с тобой. А я быстро привязываюсь к людям, очаровываюсь ими. Культового персонажа Говарда Стерна в фильме «Части тела» поставили руководителем и заставили уволить сотрудника, у которого жена и двое детей. Он не смог, предпочел уволиться сам. Надеюсь, вы понимаете, о чем я.
ИА REX: Какой Вы видите свою программу?Я бы хотел, чтобы мне дали 4 часа и сказали: вот тебе эфирное время, делай, что хочешь. Только чтобы это не нарушало российское законодательство. Основной закон, по которому сейчас живут станции — четкое форматирование. Я бы хотел вести вечерний драйв-тайм, я бы приглашал в эфир тех людей, которых я считаю интересными, мы бы с ними разговаривали о том, что мне интересно и меня волнует. Многие люди, которые работают сейчас в эфире, приходят в 2, уходят в 6, целыми днями сидят в социальных сетях и ты, слушатель, чувствуешь, что им это неинтересно. Если работа не доставляет удовольствие тебе, она точно не доставит удовольствие никому еще. Если тебя не прет от того, что ты делаешь, никто не сделает погромче. Это должно нравиться в первую очередь тебе, ты должен гореть.
ИА REX: Кстати, о социальных сетях. Как Вы относитесь к ним? Это напрасная трата времени, или все же от них есть какая-то польза?Вообще я против социальных сетей, но это хорошая бесплатная реклама. Надо, так надо. А из всего можно извлечь выгоду. А вот сейчас в моем плей-листе записи эфиров. И когда на душе тоскливо, я включаю их — и жизнь как-то налаживается. Радиоведущие не актеры, они могут только прочитать. А там есть записи, которые нравятся мне и которые я хочу донести до слушателей.
ИА REX: Можете ли дать советы тем, кто сейчас стоит перед выбором будущей профессии?Я — нет. А вот Стив Джобс (сооснователь и генеральный директор Apple Inc., примечание ИА REX) может: «Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Единственный способ быть довольным — делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела — любить то, что вы делаете». Делайте то, что вы любите. Нет другого способа добиться значимых результатов.
Источник: Информационное агентство REX
Александр Лавров
Диктор Александр Лавров для озвучки рекламы. Закажи озвучку голосом Александра Лаврова по цене от 2 250 руб. Цена и демо запись голоса Александра Лаврова.
Ведущий телеканала «Спас», радиостанций «Вера» и «Мир»
Александр Лавров обладает ярким, динамичным голосом, способным заворожить любого слушателя. Вы знаете об этом, если слушаете федеральное вещание Радио 7.
Известный голос федерального уровня Александра отлично подойдёт как для рекламных роликов, так и для озвучивания любых других проектов.
Выбирайте позитивный и искренний дикторский голос Александра Лаврова и удача будет на вашей стороне!
В нашей студии можно заказать самых известных дикторов России — это лучшие федеральные дикторы страны, актеры озвучивания и дубляжа, узнаваемые голоса кино, ТВ и рекламы. Озвучьте свой рекламный ролик голосом знаменитого диктора по лучшей цене!
Мы записываем дикторов без посредников в своей студии в Москве по адресу Большой Саввинский переулок, 9 стр. 3.
Наша студия оснащена всем необходимым оборудованием для профессионального озвучивания проектов любой сложности. Вы можете лично присутствовать на записи диктора и контролировать весь процесс. Для заказчиков из регионов мы можем организовать удаленную режиссуру по скайпу или телефону.