Биография и картины Ивана Айвазовского с названиями.
Содержание
- Иван Айвазовский картины с названиями
- LiveInternetLiveInternet
- Первые 11 картин с аукциона Сотбис.
- Иван Айвазовский: «И Дух Божий носился над водою»
- Малоизвестные факты из жизни гениального мариниста Ивана Айвазовского
- Волшебник с кисточкой
- О том, как ученик обошел своего учителя
- Восходящая звезда русской живописи
- Маленькие хитрости великого художника-мариниста
- Удивительные зимние пейзажи глазами Ивана Айвазовского
- Описание картины Ивана Айвазовского «Буря на море ночью»
- Айвазовский картины
Биография
Автопортрет
Иван Константинович Айвазовский — знаменитый русский художник. Известен, как непревзойдённый мастер живописи в жанре «марина» (морские пейзажи, батальные сцены на море). Во всём мире известен, как один из самых выдающихся русских художников, представляющих как российскую живопись в целом, так и высший уровень маринистического жанра. Если Ивана Шишкина можно назвать лучшим русским пейзажистом, который создавал непередаваемые пейзажи русского леса, то Иван Айвазовский — это лучший пейзажист, главное внимание которого было приковано к морю.
Иван Айвазовский имеет армянское происхождение. Родился 29 июня 1817 года в Феодосии. Настоящее имя — Ованнес Айвазян. С раннего детства обладал творческими способностями. Особые таланты наблюдались в музыке и рисовании. Обучался в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. Здесь его способности были оценены по достоинству. За свои картины он неоднократно получал высшие награды.
По причине высокой успеваемости, Айвазовский закончил обучение на два года раньше срока, после чего Академия отправила его в Крым. После он путешествовал по странам Европы, где на протяжении шести лет занимался самостоятельной живописью. За границей его творчество также было оценено по достоинству. После возвращения в Россию стал художником Главного морского штаба России, а затем профессором Академии художеств в Петербурге.
Главными сюжетами Ивана Айвазовского были морские пейзажи, батальные сцены на море (морские сражения). Кроме того, в его творчестве немало пейзажных картин, городских пейзажей, жанровой живописи.
За свою жизнь Айвазовский написал более 6000 картин. Последней картиной Ивана Константиновича Айвазовского стала работа под названием «Морской залив». В последний день своей жизни приступил к написанию картины «Взрыв турецкого корабля», которая так и осталась незаконченной.
Великий русский художник умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в Феодосии. Художнику было 82 года. Похоронен в Феодосии, во дворе армянской церкви Сурб Саркис.
Иван Айвазовский является одним из величайших художников мирового значения. Спустя более ста лет после того, как не стало живописца, его картины ценятся всё так же высоко, представлены в крупнейших музеях, считаются бесценным достоянием мирового искусства. Вклад Айвазовского в мировую культуру и живопись сложно переоценить. Для многих последующих художников его искусство — это пример высшего уровня мастерства, к которому стоит стремиться.
Здесь вы можете увидеть собрание картин Ивана Айвазовского. Самые известные полотна. Естественно, представить несколько тысяч картин художника не представляется возможным, но и нескольких десятков, что вы можете увидеть в галерее на нашем сайте, достаточно для того, чтобы понять, насколько талантливым и гениальным был художник, который вошёл в мировую историю, как один из тех, чей талант будет удивлять, радовать и вдохновлять всегда.
Иван Айвазовский картины с названиями
Вид Константинополя при лунном освещении
Буря на море ночью
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
Берег моря ночью. У маяка
Берег моря. Штиль
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г.
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой Бурное море ночью Буря над Евпаторией Бухта Золотой Рог. Турция Великая Пирамида в Гизе Венеция Ветряная мельница на берегу моря Взрыв турецкого корабля Вид на Везувий в лунную ночь Вид на венецианскую лагуну Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог Волна Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе Всемирный потоп Выборгское морское сражение Галатская башня в лунную ночь Гурзуф ночью Девятый вал Зимний пейзаж Зимняя сцена в Малороссии Кораблекрушение Корабль Императрица Мария во время шторма Кронштадтский рейд Ледяные горы в Антарктиде Лунная ночь в Крыму Лунная ночь на Капри Море. Коктебель Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 г. Морской вид с часовней на берегу Морской залив Неаполитанский залив в лунную ночь Неаполитанский залив Переход евреев через Красное море Петербургская биржа Петр I при Красной горке Прощание Пушкина с морем Радуга Синопский бой 18 октября 1853 г. Синопский бой Баржи у морского берега Башни на скале у Босфора Чумаки в Малороссии Чёрное море Утро на море Тифлис Сцены из каирской жизни Сумерки в бухте Золотой Рог Спасающиеся от кораблекрушения Сошествие Ноя с горы Арарат Хаос. Сотворение мира Среди волн Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 г.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Alexandra-Victoria Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – Повелитель морской стихии. | Часть-2 «Марина»
Автопортрет. 1892
Первые 11 картин с аукциона Сотбис.
Исаакиевский собор в морозный день 1891
В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.
Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.)
Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».
В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что являлось рекордом для картин Айвазовского до 2012 года.
«Вид Константинополя и Босфора». Холст, масло.
24 апреля 2012 года на аукционе Sotheby’s картина Айвазовского 1856 года «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов
БУРНОЕ МОРЕ
OX CART ON THE SHORE
Лунная ночь на море
ТИХОЕ УТРО НА МОРЕ
IVAN KONSTANTINOVICH AIVAZOVSKY THE RIVER INGUL IN THE MOONLIGHT AND VIEW OF SEVASTOPOL
STEAMER возвращение домой
Неаполитанский залив
В живописи Айвазовского очень ярко видны романтические мотивы произведений. С каждой картиной этого мастера зритель понимает, что его творческая энергия не могла исчерпать себя. Ведь картины Айвазовского можно по праву назвать величественными и эмоциональными шедеврами 19 века. Особенно впечатляют отображенные на полотне морские баталии. Их палитра, линии и формы наполнены героическим пафосом, но, несмотря на это, сюжет произведений этого художника воспринимается на одном дыхании. С первого мгновения буквально ощущаешь холодный и пенящийся водоворот волн, и с небольшим волнением и придыханием следишь, как с кипящим морем борется огромный, чуть поскрипывающий корабль. Только гениальный художник мог создать такие эмоциональные композиции, среди которых выделяется своим импровизационным стилем несравненное полотно «Среди волн». Здесь ярко изображена бушующая смертоносная стихия. Под бурным морем и грозовым небом, с чуть проблескивающими лучами солнца, буквально видишь затонувшие в морских просторах многочисленные корабли.
С каждым мазком художника, картины Айвазовского передают все больший драматизм. И успех мастера как раз в огромных возможностях передавать шокирующую реалистичность происходящего. Зритель будто начинает видеть сквозь безбрежные просторы волн, где показываются обломки погибших кораблей. С такими великолепными работами можно смело утверждать, что картины Айвазовского – это произведения влюбленного в природу и море великолепного мастера. Ему удалось на каждом полотне сохранить незабываемую экспрессию и очарование душевной теплоты и света. И именно эта верность необычному стилю и волнующим сюжетам пленяет каждого ценителя шедеврального таланта мастера.
Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными морскими видами и переносили свои эмоции от увиденного на холсты.
Несомненно, Иван Константинович Айвазовский был и является одним из величайших художников-маринистов всех времён. Родившийся в Феодосии, Айвазовский чувствовал, как его притягивает море. Учившийся в Академии Художеств и побывавший во множестве европейских стран Иван Константинович испытал на себе влияние французского классицизма. Несмотря на то, что у художника есть картины с пейзажами суши, море для него является настоящей родной стихией. Он понимает и раскрывает её лучше, чем кто-либо другой. Айвазовский с лёгкостью передает зрителю «настроение» морских вод: их двойственность, тишину или ярость. Его картины просто зачаровывают. Глядя на полотна, зритель готов просто раствориться в морских пучинах.
Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны. Небесная чистота и сияние солнечных отблесков на безмолвной поверхности воды на картине «Утро на Море» (1851), очаровывающий контраст заката картины «Бриг Меркурий после победы над турецкими судами» (1848) или яркое пятно заката на фоне грозных, бушующих волн на картине «Девятый Вал» (1850). На многих полотнах Айвазовский показал море как грозную стихию, с её огромными пенящимися волнами и бунтарским характером.
Иван Айвазовский: «И Дух Божий носился над водою»
Сегодня Ивану Айвазовскому, подарившему нам более 6000 полотен и зарисовок, исполнилось бы 200 лет. По случаю годовщины каждый, кто любит творчество художника, может посетить выставки в Третьяковской галерее и Русском музее.
Хотелось бы рассказать не просто биографию художника, но пояснить, почему его действительно можно назвать «библейским маринистом». Во многом это объяснит чудеса, которые Айвазовский переносил на полотна.
Русский художник-маринист Иван Айвазовский. Репродукция фотохроники ТАСС
Начало пути — от ссоры с учителем до дружбы с императором
Айвазовский (Ованнес Айвазян) родился в 1817 году. Его предками были армяне, переселившиеся в Галицию в XVIII веке. Отец долгое время занимался торговлей, пока не разорился, а брат со временем принял монашество.
С детства Ованнес занимался живописью и увлекался музыкой. Впервые на его талант обратил внимание архитектор из Феодосии Яков Христианович Кох и занимался с ним лично. Помогал в том числе с бумагой, красками и карандашами.
После феодосийского училища и симферопольской гимназии Айвазовский (во многом при содействии Натальи Нарышкиной) поступил в петербургскую Императорскую академию художеств. Здесь с ним приключилась неприятная история: французский художник Филипп Таннер старался обучать его рисованию в определенной манере. Айвазовский же стремился рисовать по-своему. Дошло до того, что на осенней выставке Академии художеств в 1836 году ученик без спроса представил пять своих картин, о которых люди отозвались с восторгом. Таннеру, конечно, своеволие пришлось не по душе, и он пожаловался на Айвазовского императору Николаю I. Картины убрали, а сам Айвазовский на полгода был изолирован от общения с высшими кругами Петербурга.
Но потом император не только простил Ивана за дерзость, но и всячески хвалил и поощрял начинания. Как рассказывал художник Константин Лемох, спустя годы император, выйдя в море на колесном пароходе, взял с собой художника. Николай I тогда воскликнул: «Айвазовский, я — царь земли, а ты — царь моря!»
Государственный Русский музей. Картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» (1850). Репродукция фотохроники ТАСС
После своей «реабилитации» Айвазовский много путешествовал и со временем проводил успешные выставки — в Крыму, европейских странах, Грузии и Армении и многих других.
Айвазовский был лично знаком с Пушкиным и Чеховым, Глинкой и Брюлловым, Жуковским и Венециановым и многими другими.
В 1839-м он получил аттестат об окончании академии, первый чин и личное дворянство. Позже за свои картины был удостоен золотой медали Парижской академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847-го — профессором Петербургской академии художеств. Кроме того, получил широкое признание в Европе и был членом академий в Риме, Париже, Флоренции, Амстердаме и Штутгарте.
Посетительница у картины «Волна» (1889) на выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Артем Геодакян / ТАСС
И все же основная жизнь, по признанию самого Айвазовского, протекала в Крыму. «У себя в Отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же», — писал он в письмах. Во многом это послужило разногласиям с первой женой: та родила художнику четырех дочерей, но, не желая оставаться на полуострове и мечтая о Петербурге, бросила его.
Впрочем, позже Айвазовский встретил вторую жену — Анну Саркисову-Бурназян, с которой уже никогда не расставался.
Библейские сюжеты в жизни Айвазовского
Айвазовские были набожными людьми. В свое время именно под влиянием Ивана его брат Габриэл отказался от католической веры и возвратился в лоно Армянской апостольской церкви. Он принял монашество и стал архиепископом Гавриилом (в миру его звали Габриэлом Айвазовским). Он был очень мудрым человеком, хорошо знал историю, лингвистику и был полиглотом.
Картина «Портрет Г.К. Айвазовского, брата художника» из собрания Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского на выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее на Крымском валу. Михаил Почуев / ТАСС
Братья встретились после долгих лет разлуки, когда брат жил в монастыре на острове. Художник оставил монахам в качестве подарка одну из своих сильнейших работ на библейскую тему — картину «Сотворение мира», или «Хаос».
Важнейшие события в жизни Айвазовского связаны с церковью Сурб-Саркис, где его крестили, а затем он венчался с Анной. Более того, отпевали художника в 1900 году тоже в этом храме.
У него было много других картин на религиозные темы, помимо «Хаоса». Это «Всемирный потоп» — художник изобразил страшный момент, когда людей смывает грозными водами со скал. Это и светлое полотно «Сошествие Ноя с горы Арарат», где спасенные Богом люди и животные после долгого наводнения выходят на землю. Это суровый «Переход евреев через Красное море», когда «вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами израилевыми». И, конечно, «Хождение по водам», когда Господь спас утопающего Петра и сказал важное: «Маловер, зачем ты усомнился?» К слову, «Хождение по водам» художник подарил Таганрогскому паломническому приюту с часовней Императорского православного палестинского общества.
Протоиерей Геннадий (Беловолов), пожалуй, лучше всех описывает секрет полотен Айвазовского:
«…В Крыму есть и горы, и холмы, и прекрасные поля и рощи. Видимо, здесь что-то внутреннее. В море он узнал свою душу, в море он узнал своего Творца, в море он услышал молитвы ангелов, в море он прочел Священное Писание, которое начинается словами: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Последние слова я бы поставил эпиграфом ко всем полотнам художника-мариниста. В них в самом деле Дух носится над водою. Это и есть формула Айвазовского, которого можно назвать тайнозрителем моря. Он всегда смотрел вглубь морских бездн, он как будто созерцал первые мгновенья сотворения мира. Море предстает у него универсальной основой природы».
В этом смысле, отмечает протоиерей, Айвазовский — библейский маринист.
Военные темы
Айвазовский жил в такой век, что невольно будешь рисовать войну из прошлого и настоящего. Он запечатлел подвиги русского военно-морского флота в Наваринском, Чесменском и Синопском боях, изобразил подвиг брига «Меркурий».
Конечно, важнейшей темой стала для Айвазовского оборона Севастополя. Ей он посвятил «Осаду», «Взятие Севастополя» и «Переход русских войск на северную сторону».
«Недавно я сам один ездил в Крым, был также 28 октября в Севастополе, имел счастье представиться их императорским высочествам. И по желанию великого князя Николая Николаевича я наскоро нарисовал общий вид Севастополя во время сильной канонады, — писал Айвазовский в письмах. — Грустно русскому сердцу видеть дерзкое предприятие нечестных англичан и французов, но с Божией милостью наше храброе войско отстоит наш дорогой уголок Крыма; храбрость наших моряков выше всякого описания. Надо видеть действие наших бастионов, и тогда можно вообразить и поверить всему, что рассказывают про гарнизон севастопольский».
Конечно, Айвазовский часто изображал Черноморский флот в русских портах.
Картина художника Ивана Айвазовского «Черноморский флот в Феодосии» (1890). Пекуровский Е. / Фотохроника ТАСС
Иван Айвазовский, «Вид Константинополя при лунном освещении». Фото Виктора Великжанина / ИТАР-ТАСС
Мой адрес всегда в Феодосии
Феодосия во многом возродилась благодаря усилиям и ходатайствам Айвазовского. Как писал он в послании к меценату Павлу Третьякову, «мой адрес всегда в Феодосии».
Он действительно превратил город в один из центров живописной культуры на юге России. Он оставил после себя учеников, которых впоследствии объединит Киммерийская школа живописи.
Айвазовский открыл здесь школу искусств, стал инициатором строительства железной дороги Феодосия — Джанкой, ратовал за расширение феодосийского порта и помог городу обеспечить доступ к питьевой воде. А с 1880-го открыл выставочный зал в своем доме, который сам и подарил любимому городу. Именно этот зал и стал знаменитой Феодосийской картинной галереей.
Прав протоиерей Геннадий: Айвазовский поистине был «тайнозрителем моря». Когда человеком движет глубокое чувство любви, он и мир вокруг себя чувствует тонко, преображает его, и память о нем хранится веками.
Читайте по теме:
Почему выставка Айвазовского оказалась столь популярной и бьет рекорды посещаемости
Айвазовский писал море не с натуры, а по памяти
Серов, Айвазовский и новый уровень русского культурного сознания
Бесспорно, популярнейшей картиной мариниста является «Девятый вал» (1850 г.), сейчас это полотно хранится в Русском музее. Пожалуй, в нем сильнее всего передана романтическая натура художника.
Бушующий океан, группа моряков, жаждущих спасения на обломках мачт… И первые утренние лучи солнца, дарящие надежду на лучшее. Айвазовский будто говорит: «Посмотрите, что пришлось пережить этим людям, какое крушение потерпел их корабль». Он рисует отвагу моряков на фоне лучезарных волн и сильного ветра. Картина полна света, тепла и воздуха. Живописец не пожалел ярких красок и в полной мере выразил всю мощь как водной стихии, так и людей.
«Море. Коктебель» — одна из красивейших картин Айвазовского, наполненная роскошью ярких красок.
На ней художник изобразил свою родину, Феодосию, где он провел лучшие годы жизни. Эта работа хранится в картинной галерее Айвазовского в том же курортном городе Украины. Утонченное сочетание оранжевого, розового, лилового цветов дают этой картине неповторимое тепло. Нежное небо, переданное в перламутре заката, переплетается со светлыми волнами. Благодаря этому картина играет, от нее веет жизненной силой, необычной пленительной красотой Черного моря. Здесь Иван Айвазовский достиг подлинного мастерства мариниста.
В 1848 году Айвазовский выдал еще один шедевр маслом — «Чесменский бой».
Художник показал на полотне одно из самых героических сражений в истории российского флота, происходившего в ночь на 26 июня 1770 года. Как точно он передает то, чего не видел сам, но пережили моряки. Кругом горят и взрываются корабли, вспыхивают мачты, взлетают в воздух их обломки. Алый огонь смешивается с серой водой, как наши, русские, моряки с турецкими. Светлая луна глядит на сражение свысока, как бы предсказывая предстоящую победу над турецким флотом.
Еще один подвиг русских моряков был показан в картине 1848 года «Наварринский бой».
Это бой между объединенным англо-французско-русским и турецко-египетским флотом. Русские корабли в самом центре сражения принимают на себя главный удар противника. Айвазовский показывает, как линейный корабль «Азов» во главе с капитаном Лазаревым уничтожают пять неприятельских кораблей. Флагман «Азов» сильно поврежден, однако экипаж корабля берет на абордаж судно турков, перебирается на их палубу и побеждает их. Тогда весь мир восхищался смелостью и твердостью духа русских моряков.
Еще одна знаменитая работа мариниста «Радуга» (1873 г.), вывешенная в Третьяковской галерее, — написана на излюбленную тему живописца.
Страшный шторм, попытка спастись после кораблекрушения. Зрителя тотчас забрасывает в эпицентр урагана. Ливень не прекращается, дует сильный пронизывающий ветер. Кажется, эту маленькую шлюпку ждет гибель от стихии. Темные скалы впереди вселяют ужас, но внезапно появившаяся радуга дарит каплю надежды на спасение. Где-то небо уже начало проясняться, осталось подождать еще немного, и море прекратит свое волнение.
Художник работал до последних дней своей жизни. В 1881 году он написал картину «Черное море».
Еще одно название работы «На Черном море начинает разыгрываться буря». Кто-то считает эту картину самой простой из представленных в Третьяковке. На большом холсте изображено темное море и пасмурное небо над ним. Несмотря на сдержанность красочной гаммы, на многих она действует эмоционально. Почему-то зрители не могут оторвать от него глаз.
И.Крамской о картине «Черное море» как-то сказал, что «на ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
Картина «Волна», написанная Айвазовским в конце жизни до сих пор считается одной из самых сильных работ художника. Бурное море в зимний ветреный день – довольно простой сюжет, но сколько в этой картине силы и мощи.
Серое свинцовое небо, грозовые тучи и глубокое море, покрытое пеной, – все говорит о едином печальном образе картины. И даже корабли с убранными парусами, держащиеся на якорях, не ждут чуда. Моряков ничто не спасет, больше нет надежды –.
Малоизвестные факты из жизни гениального мариниста Ивана Айвазовского
Увлекательные малоизвестные страницы из жизни гениального мариниста Ивана Айвазовского.
И в завершение темы о великих русских маринистах невозможно не вспомнить о величайшем гении 19 столетия Иване Айвазовском. О его пути, по которому ему пришлось пройти к вершинам мировой славы и всеобщего признания, о маленьких профессиональных хитростях, о благотворительных деяниях на благо родного города и о многом другом, что заставляет мир «снимать шляпу» перед этим удивительным человеком.
«Портрет И. Айвазовского». Тыранов Алексей Васильевич.
Морской пейзаж Айвазовского — это огромная сила водной стихии, гениально переданная на сухом холсте. Рассматривая пейзажи мариниста, иногда замирает сердце от доносящихся звуков рокочущего моря и сверкающего от молний неба, а иногда оно млеет от нежного шептания волн, накатывающих на берег. Воистину дар живописца, полученный от Бога.
Волшебник с кисточкой
Вокруг Айвазовского всегда ходило множество слухов и домыслов, которые распространяли его завистники. Поговаривали, что для создания своих гениальных полотен живописец использует необычные краски, а на их экспозициях в галереях устанавливает за холстом лампу, дабы создать иллюзию свечения воды и неба.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Автор. И.К.Айвазовский.
Однако эти слухи не имели под собой никаких оснований. А Айвазовскому нередко приходилось работать на публике, чтобы развеять все ее сомнения. При этом приводя окружающих в полное изумление, своей скоростью и четкостью в работе. Все помнят славноизвестную историю, когда маститый художник на глазах изумленных студентов написал за пару часов картину, довольно внушительных размеров.
Удивлять людей Ивану приходилось еще с самого детства, когда вначале самостоятельно освоил игру на скрипке, а затем когда в нем раскрылся удивительный дар к рисованию.
Буря над Евпаторией. Автор. И.К.Айвазовский.
Талантливому самородку из бедной армянской семьи покровительствовали многие меценаты. Но особую роль в его судьбе сыграл градоначальник города Феодосии Александр Иванович Казначеев. Это с его легкой руки Айвазовский оказался в Петербургской Академии художеств на обучении за казенный счет. Там Иван сразу же был замечен и стал любимым учеником.
«Вид Константинополя и Босфора». (1856). Автор. И.К.Айвазовский.
О том, как ученик обошел своего учителя
Признание публики не заставило долго ждать. И молва об уникальном таланте феодосийского парня-самородка докатилась до самого императора Николая I. Он то и порекомендовал его в ученики французскому живописцу-маринисту Филиппу Таннеру. Филипп, будучи человеком честолюбивым и завистливым, сразу же увидел в Айвазовском конкурента и всеми средствами пытался задвинуть молодого художника.
Галатская башня в лунную ночь. (1845). Автор. И.К.Айвазовский.
Одна только мысль, что ученик однажды превзойдет своего учителя, приводила его в ужас. И поэтому Таннер категорически запретил писать Ивану свои работы и отправлять на какие-либо выставки. Молодому таланту некоторое время пришлось усердно смешивать краски и быть посыльным у своего завистливого французского учителя.
“Неаполитанский залив”. Автор. И.К.Айвазовский.
Но вскоре Филиппа Таннера ожидал неприятный сюрприз. В 1836 году на экспозиции в Академии художеств Айвазовский выставил пять своих неподражаемых полотен, что вызвало бурю восторгов публики и критиков, а также грандиозный скандал, который устроил француз. Жалоба дошла до самого императора, и тот был вынужден запретить на пол года Айвазовскому писать картины.
Восходящая звезда русской живописи
Эта скандальная история и сыграла роль черного пиара для начинающего художника. Слава запрещенного живописца так разогрела интерес не только обычной публики и критиков, но и влиятельных людей России.
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848. Автор. И.К.Айвазовский.
Работы Айвазовского стали высоко оценивать в Академия художеств — золотые медали следовали одна за другой. А потом и вовсе было решено выпустить тантливого художника из стен академии на два года ранее и отправить в Крым с заданием написать несколько пейзажей. С чем Иван Константинович конечно же блестяще справился. Затем последовала пенсионерская поездка по странам Европы за счет Академии.
“Штиль”. Автор. И.К.Айвазовский.
Живя и работая за границей, Айвазовский и там снискал себе огромную популярность и славу. Так к примеру, за полотно «Хаос. Сотворение мира», основанное на библейском сюжете, Папа Римский Григорий XVI наградил художника золотой медалью. И находясь под впечатлением, захотел приобрести его. Иван Константинович денег не взял, а картину все же подарил высокопоставленному сановнику.
«Хаос. Сотворение мира»
И сразу же всем захотелось заполучить работу того же художника, чье полотно стало украшением стен Ватикана. Николай Гоголь напишет по этому поводу Айвазовскому в переписке: “Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане”. И действительно полотна художника расходились как горячие пирожки, невзирая на замечания некоторых критиков. А критиковали в основном за штампы в композиции и колорите.
Маленькие хитрости великого художника-мариниста
«Вид на крутой скалистый берег и бурное море на закате». Автор. И.К.Айвазовский.
Но Айвазовский стремительно развивался, так как работал он много и очень быстро. Как известно на написание одного полотна он тратил не более десяти дней. Поэтому и наследие его так огромно — шесть тысяч холстов. Такая производительность кажется невероятной. Но внимательно присмотревшись к его шедеврам, понимаем, к какой хитрости прибегал маститый живописец в своей работе.
“Радуга”. Автор. И.К.Айвазовский.
При детальном просмотре нескольких картин одновременно можно заметить, что все они имеют много общего. Во-первых, каждую работу художник писал от центра полотна, где изображал предмет, игравший ключевую роль. Как правило, это был гребень волны, корабль или плот, которые прописывал до мельчайших подробностей, а вот все остальное — легко и почти схематично, используя импрессионистическую манеру.
Башни на скале у Босфора. Автор. И.К.Айвазовский.
Доведя картину до полуготовности, мастер добавлял четкие и яркие штрихи и детали. Пену на волнах и на поверхности воды, блики света, детали кораблей он прорабатывал скрупулезно и реалистично. И благодаря этому приему зритель воспринимает картины Айвазовского так, как наш «глаз видит действительность, — в общем, но отмечая мелкие интересные нам детали».
“Прощание Пушкина с морем”. Автор. И.К.Айвазовский.
И что интересно, работая в такой манере, практически невозможно создать портрет и, по-видимому, потому Айвазовский практически не писал людей. Даже на знаменитом потрете «Прощание Пушкина с морем» поэта написал всем известный Илья Репин.
“Пушкин на берегу моря”. Автор. И.К.Айвазовский.
Впрочем, потом Айвазовский не раз писал потрет Пушкина самостоятельно, и как правило на берегу моря. Есть у художника автопортрет, написанный в 1874 году. Но это всего лишь исключительные случаи.
Автопортрет И. Айвазовского (1874), Уффици. Автор. И.К.Айвазовский.
Синопский бой. Автор. И.К.Айвазовский.
Наваринский бой. Автор. И.К.Айвазовский.
Смотр Черноморского флота в 1849 году (первым идет флагман «12 Апостолов»). Автор. И.К.Айвазовский.
Удивительные зимние пейзажи глазами Ивана Айвазовского
У многих из нас гений русской марины ассоциируется лишь с морским пейзажем. Однако не многим известно, что писал он и удивительно волшебные зимние пейзажи. Картины на эту тематику представляют большую редкость, так как их совсем мало.
Исаакиевский собор в морозный день.(1891). Автор. И.К.Айвазовский.
Созерцая зимние пейзажи Айвазовского, сложно не согласиться с тем, что к холсту приложил руку настоящий мастер, знающий до мельчайших подробностей все нюансы природных явлений.
Мельница.
(1874). Автор. И.К.Айвазовский.
Зимний пейзаж. (1874). Автор. И.К.Айвазовский.
И будучи уже достаточно богатым и знаменитым, на пике славы и признания, мастер продолжал работать самоотверженно и с большим упорством и вдохновением. Он всегда был уверен в том, «что лучшая его картина — та, над которой он работает прямо сейчас».
Зимний обоз в пути.
(1857). Автор. И.К.Айвазовский.
А еще на закате своей жизни Айвазовский занимался благотворительностью в своем родном городе — Феодосии. Железнодорожная ветка протянутая в город, через половину Крыма; водопровод — с такой ценной для города питьевой водой; художественная галерея — все это дело рук Ивана Константиновича. И жители Феодосии с трепетом и любовью до сих пор чтят и ценят, все созданное великим гением, их знаменитым земляком.
Зимний пейзаж. (1876). Автор. И.К.Айвазовский.
В наше время работы Айвазовского высоко ценятся и по всему миру. Они с большим успехом продаются на арт-торгах. Так в 2012 году на аукционе Sotheby’s полотно «Вид Константинополя и Босфора» было продано за 3,2 млн фунтов стерлингов.
Иван Айвазовский оставил после себя не только громаднейшее художественное наследие, а и потомков, которые пошли по стопам своего гениального деда. Это четыре его внука, ставшие весьма известными маринистами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Описание картины Ивана Айвазовского «Буря на море ночью»
Айвазовский писал море в любое время суток. Изумительны ночные пейзажи И. К. Айвазовского. Среди них – «Неаполитанский залив в лунном свете», «Лунная ночь на Капри», «Море в лунном свете» и др. Одна из самых известных картин художника на эту тему – «Буря на море ночью», написанная в 1848 году.
Художник изобразил неспокойное бушующее море и одинокий корабль, противостоящий натиску стихии. Ночь. Луна, выглядывая из-за разорванных ветром остатков туч, как всегда невозмутимо наблюдает за происходящим. Человек не сдастся, благодаря своей жизнестойкости и воле он обязательно одержит победу в этой жестокой схватке со стихией.
Удивительный эффект на зрителя производит картина. Море не кажется застывшим, мертвым – бурлящие волны сменяют друг друга абсолютно естественно, и море как будто по-настоящему «дышит». Стоя рядом с полотном, зритель как будто даже слышит рокот волн и ощущает, что на него вот-вот покатится настоящая волна.
Картина отличается темной сдержанной колористической гаммой. Большую роль в картине играет свет. Художник в точности передает эффекты, которые создает лунный свет на поверхности волнующегося моря. Лунный свет, мощным потоком прорезающий тьму, — как символ жизни и вечности, он словно вещает о спасении корабля.
Картина «Буря на море ночью» с большим мастерством передает состояние природы – состояние моря, движение облаков. Страстная, проникновенная, эта картина является одним из самых поэтических изображений моря в русской живописи 19 века.
Год написания картины: 1849.
Размеры картины: 89 x 106 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: марина
Стиль: романтизм.
Галерея: Дворцы-музеи и парки Петродворца, Петергоф, Россия.
Картина «Черное море ночью» была написана художником И. К. Айвазовским в 1879 году. Она стала далеко не первым пейзажем мечтательного творца с изображением Черного моря. В своей работе автор использовал масляные краски. Он мастерски нанес их на холст и передал сотней насыщенных оттенков всю красоту и загадочность водной стихии.
Данное полотно – это в первую очередь прекрасный морской пейзаж, от которого трудно отвести взгляд. Ночное небо покрыто облаками, на нем почти невидно звезд, однако чем дальше ввысь, тем светлее оно становится, а в самой вышине тьма окончательно расступается перед серебристым светом лунного диска, открывая прежде спрятанные белые космические искры.
Художник великолепно передал игру света и тени, благодаря чему ночной пейзаж не кажется мрачным, а наоборот привлекательным, зазывающим. От него будто веет свежим воздухом, тишиной, умиротворением и чистотой живой природы. Лунный свет играет бликами на спокойной водной глади, освещает ее словно изнутри. Впереди ближе к линии горизонта виднеется судно, неспешно плывущее по морю.
Картина наполнена умиротворением и спокойствием. Морское пространство распростирается покуда хватает глаз и кажется бесконечным. Кое-где вода выглядит почти черной, словно напоминая нам об опасности стихии, которая никого не щадит. В любой момент мерное журчание морских вод может смениться утробным ревом дикого зверя – и тогда корабль засосет в его прожорливую пасть. А пока Черное моря спокойно играет со своей игрушкой без желания сломать ее.
Иван Айвазовский биография
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – знаменитый русский художник-маринист, писавший картины в жанре марина (маринизм). В своих полотнах он уделял особое значение морю, морским пейзажам и сражениям, кораблекрушениям.
Родился Иван Константинович в 1817 году в Феодосии. Айвазовский был выходцем из армянской семьи и всю жизнь чтил традиции армянской диаспоры. Художник много путешествовал по странам ближнего и дальнего зарубежья, в которых искал различные темы для своего искусства. Основной темой его картин было изображение моря и морских происшествий — жанр марина. Самая известная картина Айвазовского – «Девятый вал», которая находится в Русском музее. Иван Константинович увлекался батальной живописью. Его картины освещают битвы русского флота, яркий пример — «Чесменский бой».
Талант Ивана заметили в раннем детстве, когда он самостоятельно занимался уроками скрипки. Первые уроки мастерства живописи ему преподал Я. Х. Кох — архитектор. Затем обучался в Петербургской академии художеств, где успешно занимался живописью и получал за это медали и положительные отзывы. Славой Иван Константинович пользовался не только в России, но и за рубежом, например, во Франции он получил золотую медаль, а в музеях Турции, где он написал большое количество работ, до сих пор хранятся его картины.
Айвазовский является самым известным художником-маринистом России. Его талант и великое наследие прославили живопись русских художников на все времена. Непревзойдённые по мастерству картины хранятся в самых известных музеях мира и являются «иконами» жанра марина.
Айвазовский умер в 1900 году. Его похоронили в Феодосии, возле церкви Святого Георгия. На надгробии художника написано изречение Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память».
Айвазовский картины
Все картины открываются в полном размере с описаниями!
Девятый вал
Автопортрет
Баржи у морского берега
Башни на скале у Босфора
Берег моря ночью. У маяка
Берег моря. Штиль
Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
Бурное море ночью
Буря на море ночью
Буря над Евпаторией
Бухта Золотой Рог. Турция
Венеция
Ветряная мельница на берегу моря
Вид Амстердама
Вид Константинополя при лунном освещении
Вид на Везувий в лунную ночь
Вид на венецианскую лагуну
Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог
Волна
Восход луны в Феодосии
Всемирный потоп
Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива
Выборгское морское сражение
Галатская башня в лунную ночь
Гурзуф ночью
Зимний пейзаж
Зимняя сцена в Малороссии
Итальянский пейзаж. Вечер
Керчь
Кораблекрушение
Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе
Кронштадтский рейд
Лунная ночь в Крыму
Лунная ночь на Капри
Море. Коктебель
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года
Морской вид с часовней на берегу
Морской пролив с маяком
Неаполитанский залив в лунную ночь
Неаполитанский залив
Неаполитанский залив утром
Парусник у берегов Крыма в лунную ночь
Переход евреев через Красное море
Петербургская биржа
Петр I при Красной горке
Побережье Амальфи
Взрыв корабля
Прощание Пушкина с морем
А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал
А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа
Пушкин на берегу Чёрного моря
Радуга
Русский и французский фрегаты
Синопский бой
Синопский бой 18 октября 1853 года
Сошествие Ноя с горы Арарат
Спасающиеся от кораблекрушения
Среди волн
Ураган на море
Утро на море
Утро на морском берегу. Судак
Фрегат под парусом
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года
Чёрное море
Штиль
Ледяные горы в Антарктиде
Хаос. Сотворение мира
Корабль Императрица Мария во время шторма