Содержание
- Мученицы Вера, Надежда и Любовь и матерь их София. Православный календарь на 30 сентября
- Реклама
- История праздника
- Что можно делать 30 сентября
- Что нельзя делать 30 сентября
- 30 сентября 2019 г. День памяти святых мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
- Слово в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Мученицы Вера, Надежда и Любовь и матерь их София. Православный календарь на 30 сентября
30 сентября (17 сентября по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Понедельник 16-й седмицы по Пятидесятнице (шестнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 19 поимённо известных угодников Божиих и двух святынь. Далее коротко расскажем о них.
***
Мученицы Вера, Надежда и Любовь и матерь их София. Одни из самых почитаемых древних святых — христианские страдалицы II века. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трёх христианских добродетелей, она воспитывала их в любви ко Господу.
Об этом было донесено императору-язычнику Адриану, повелевшему юным отроковицам (Вере было 12, Надежде — 10, а Любови — 9 лет) принести жертву Артемиде, но святые девы были непреклонны. За это их подвергли жесточайшим пыткам и обезглавили. А святая София, видевшая мучения дочерей, на третий день после их смерти сама предала душу Господу.
Подробнее об этих великих святых страдалицах, принявших мученические венцы за Христа и Его Церковь, а также об одном из московских храмов, посвящённых их памяти, вы можете узнать из нашего материала «Верить, надеяться и любить», опубликованном на страницах Царьграда.
Верить, надеяться и любить: 30 сентября – память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
***
Мученица Феодотия Никейская. Святая страдалица, принявшая мученическую кончину за верность христианству в III столетии в период жестоких антихристианских гонений императора-язычника Александра Севера, царствовавшего в Римской империи в 222-235 годах.
Сама святая Феодотия была уроженкой Каппадокии, но пострадала в городе Никее, поэтому её именуют Феодотией Никейской. Правитель Каппадокии, язычник Симвликий, попытался заставить мученицу отречься от Христа, но даже пытки не помогли ему в этом. Чудесным образом раны святой Феодотии быстро исцелялись. И даже пламя печи, в которую бросили страдалицу, повредило только её мучителям.
В итоге Симвликий отправил Феодотию в Никею, где она также продемонстрировала множество чудес истинной веры, прежде чем её обезглавили. Это произошло около 230 года от Рождества Христова.
***
Мученица Агафоклия. Эта святая, точное время мученического подвига которой нам неизвестно, была рабыней-христианкой одной ревностной язычницы по имени Павлина. Много лет святая Агафоклия претерпевала гонения, избиения и даже пытки от хозяйки, которая ломала рабыне рёбра, отрезала ей язык, морила голодом и в итоге заключила в темницу. Но страдалица не уступала требованию поклониться идолам. Наконец обезумевшая от ненависти Павлина убила мученицу Агафоклию.
Мученики Пелий, Нил, епископы Египетские, пресвитер Зинон, Патермуфий, Илия и другие мученики числом 151. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в период антихристианских гонений императора-язычника Максимиана Галерия, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Погибшие в основном были египтянами, хотя среди них были и палестинские христиане. Всех их, числом 156 человек, захватил в плен языческий правитель Палестины Фирмилиан. Страдальцам выкололи глаза, подрезали жилы на ногах, а также подвергли многим другим страшным истязаниям. Большинство мучеников, около 100 человек, мучители обезглавили, а остальных сожгли.
Мученики Пелий, Нил, епископы Египетские, пресвитер Зинон, Патермуфий, Илия и другие мученики числом 151. Фото: www.pravoslavie.ru
Святитель Иоаким, патриарх Александрийский. Известный греческий святой, аскет и подвижник, возглавлявший Александрийскую Церковь около 80 лет вплоть до своей блаженной кончины в 1567 году от Рождества Христова в возрасте 119 лет. Благочестие святителя Иоакима признавали даже турки-иноверцы, захватившие земли Александрийской Церкви. По молитвам святого совершалось немало чудес, которыми опровергал и хулителей христианства из числа мусульман. Одним из таких чудес стало то, что святитель Иоаким силой молитвы сдвинул гору.
Преподобномученики Павел (Моисеев), Феодосий (Соболев), архимандриты, Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков), иеромонахи (1918). Преподобномученица Ирина (Фролова) (1931). Мученик Иоанн Коротков (1941). Преподобномученица Александра (Хворостянникова), послушница (1943). Православные священнослужители, монашествующие и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
День Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери. Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, явленные соответственно в Константинополе и в русских землях (на берегах реки Унжи преподобному Макарию Унженскому, чудотворцу).
***
Поздравляем всех православных христиан с днём этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!
Сегодня православные христиане чтят память святых, а обладательницы этих имен отмечают именины. Что можно и что нельзя делать в этот день – в материале телеканала «Санкт-Петербург».
Реклама
Сегодня, 30 сентября, православные христиане отмечают праздник, посвященный памяти святых дев Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, а тезки мучениц празднуют именины.
История праздника
Во II веке в Италии София родила трех дочерей и назвала их Вера, Надежда и Любовь. Девочки воспитывались в христианских традициях и любви к Господу. Семья не скрывала своей веры, даже несмотря на жестокие наказания за проповедь.
Когда Вере исполнилось 12 лет, Надежде – 10, а Любови – 9, император повелел привести их в Рим. Девочки понимали, что их ждут истязания, поэтому по пути к правителю молились Христу.
Когда они предстали перед Адрианом, никакие муки смерти им были не страшны – они преисполнились спокойствия. Император принуждал их отказаться от веры, но девочки были непреклонны. Тогда юных дев принялись пытать: жечь на железной решетке, варить в котле со смолой, бить палками до кровавых ран.
Вера, надежда и Любовь испытывали невыносимую боль, но продолжали прославлять Иисуса, поэтому их обезглавили. После Софии разрешили забрать тела дочерей. Она отвезла их за город, погребла на возвышении и три дня сидела подле могил, пока не отдала свою душу Господу.
Вера, Надежда, Любовь и мать их София почитаются в православии как великие мученицы, отдавшие за Христа свои тела и души.
Что можно делать 30 сентября
В этот день верующие молятся великомученницам и просят их о семейном счастье, избавлении от бесплодия. Издревле, чтобы уберечь дом от невзгод, женщины начинали 30 сентября с плача о Вере, Надежде, Любови и Софии.
Считается, что если испечь каравай или пирог, то в семью вернутся взаимопонимание и гармония. При этом выпечку следует украсить церковной свечой: прихожане покупали в храме три свечки, две из которых зажигали в храме, а одну приносили домой.
Традиционно в этот день влюбленные договаривались о свадьбе.
Что нельзя делать 30 сентября
Не рекомендуется в День памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии заниматься домашними делами. Хозяйкам стоит отложить уборку, готовку и рукоделие.
Также не принято 30 сентября устраивать пышные застолья, что объясняется трагическим поводом для праздника.
Договариваться о свадьбе в этот день – хорошая традиция, а вот венчание лучше перенести.
Также 30 сентября, как и в любой другой день, не стоит ссориться с близкими людьми, спорить и сквернословить.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Читайте нас в «Яндекс.Дзене».
30 сентября 2019 г. День памяти святых мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Тропарь мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
глас 4
Тоpжеству́ет Це́pковь пеpвоpо́дных,/ и свесели́тся пpие́мля ма́теpь о ча́дех веселя́щуюся,/ я́же я́ко му́дpости тезоимени́тая/ тpо́йственным богосло́вским добpоде́телем pавночи́сленныя поpоди́./ Ты́я с му́дpыми де́вами зpит уневе́стившияся Жениху́ Бо́гу Сло́ву,/ с не́ю и мы духо́вне в па́мяти их свесели́мся, глаго́люще:/ Тpо́ицы побо́pницы,/ Ве́pо, Любве́ и Наде́ждо,// в ве́pе, любви́ и наде́жде утвеpжда́йте нас
Кондак мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
глас 1
Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви,/ Ве́ра и Наде́жда и Любо́вь, показа́вшеся,/ му́дрость обуи́ша е́ллинскую благода́тию,/ и пострада́вше, и победоно́сицы яви́вшеся,// венце́м нетле́нным от всех Влады́ки Христа́ увязо́шася.
Слово в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа.
Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодые годы своего супруга, она принялась за воспитание своих малолетних деток -дочерей Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая — двенадцати лет, Надежде было десять, а Любови — девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания, и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво.
«Дети мои,- говорила им святая София, — вы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с вашими именами». Они — и мать, и дочери ее — имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми.
Но вот нашелся один доносчик, который, видя ее благочестивое житие, сообщил о ней наместнику города Рима Антиоху, и тот потребовал святую Софию с дочерьми на суд к императору Адриану. Святая хорошо понимала, что ожидает ее на этом суде, если она твердо исповедает христианскую веру, но об этом она не беспокоилась. Беспокоилась София лишь за своих дочерей, которых, как она знала, судьи не постесняются предать на мучения. Устоят ли они в исповедничестве или нет — вот что ее тревожило. И веруя, что Господь может их укрепить, они вчетвером помолились Господу, сказав: «Боже, Спасителю наш! Помоги нам славы ради имени Твоего», и, осенив себя крестным знамением, отправились во дворец императора Адриана.
Последний удивился их спокойствию и бесстрашию и, расспросив об их вере, ничего им на этот раз не сделал, отослав их на три дня в дом одной знатной римлянки в надежде, что та сумеет разубедить их. Но святое семейство было непоколебимо. Все отпущенное время они провели в молитве, приготовляя себя к ожидающим их мучениям. «Дети мои милые, — говорила святая София своим маленьким дочерям,- вот близок день, в который вы увенчаетесь мученическим венцом на Небесах и как невесты явитесь пред своим Женихом и радостно вступите в Его светлый чертог. Не жалейте отдать за веру в Спасителя на муки вашего юного тела и вашей цветущей красоты и не жалейте временной жизни. Господь Иисус Христос все возвратит вам: раны ваши исцелеют и тела ваши будут светиться небесной красотою. Временную жизнь заменит вам бесконечное блаженство в Царстве небесной славы». Святая София хорошо понимала, что детей ее язычники будут стараться заставить отречься от Христа обещанием подарков и всяких удовольствий в этой жизни, потому она и старалась изобразить эти земные радости и утехи недостойными христианина, которому уготовано блаженство на Небе. Она умоляла их пребыть верными Христу. «Не бойтесь мук, — продолжала она, — я верую, что Спаситель не оставит вас среди страданий. Он будет с вами неотступно, станет укреплять вас Своею благодатью, сплетая вам неувядающие венцы». После этого и подобных увещаний сестры воспламенились еще большей любовью ко Господу Иисусу Христу и выражали сильное желание открыто исповедать Его Богом пред язычниками.
Через три дня святое семейство опять было позвано на суд к императору. Он же, видя, что они остаются в исповедании христианской веры непреклонными, решил, что скорее удастся вынудить сестер к отречению от Христа, если разговаривать с каждой из них по отдельности.
Первой была призвана Вера, которая на предложение воздать почести богам, ответила отказом, за что ее немилосердно стали бить по обнаженному телу, удивляясь притом сверхъестественному терпению девочки, ибо она не издала ни одного стона или жалобы. Тогда мучители усугубили ее страдания, а именно: отрезали у нее груди, что вызвало негодование и осуждение даже со стороны самих язычников. Затем ее положили на раскаленную железную решетку, но никакого вреда от этого мученица не получила. Затем погружали ее в кипящую смолу с маслом — и здесь, среди самых тяжких страданий, хранил рабу Свою Господь Спаситель.
Тогда мучители, придя в неистовство и злобу, приговорили ее к смерти через отсечение главы. Когда Вера услышала этот приговор, то радостно сказала матери своей: «Молись о мне, мать моя, чтобы я совершила свое течение и перешла к желанному концу и узрела бы любимого мною Господа и Спасителя моего». Мать же отвечала ей: «Ты, Вера, воздаешь мне добром. Иди к Жениху своему и помяни меня пред Ним и помолись о сестрах своих». И так святая Вера прославила Бога той же смертью, что и святой Предтеча Господень Иоанн.
После того мучители расправились и с Надеждой, и Любовью, так же предав их смерти чрез усечение головы. Святая же мать их София за это время перенесла невыносимые душевные страдания. Она была истинной мученицей без пролития крови. Язычники не захотели предавать ее мукам телесным; наоборот, разрешили ей похоронить своих дочерей за городом, и она, не отходя от могилы, тихо проливала свои слезы, прося Господа, чтобы Он и ее душу приобщил к душам святых мучениц. Господь исполнил ее просьбу, и она в третий день мирно почила на могиле своих дочерей. Христиане похоронили ее в той же могиле и почитали святую Софию мученицей Христовой, ибо мучима она была не менее возлюбленных чад своих, хотя и не пришлось ей пострадать, подобно им, телом.
Дорогие братия и сестры, святая София, имея глубокую веру в Бога и в будущую вечную жизнь, убеждала дочерей не дорожить своей цветущей юностью, своей временной жизнью ради приобретения жизни будущей и этим оказала им самую большую любовь. Так же должны и мы смотреть на эту кратковременную, скоропреходящую жизнь и ничего не предпочитать будущей вечной жизни, которой не будет конца. Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное. Если положить жизнь свою ради ближнего есть высокая степень добродетели, то пожертвовать ею ради Христа есть мученический подвиг, который будет увенчан Самим Господом. Ведь и слово Его гласит: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8,35). Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28) Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10 32). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10., 37). Таким образом, Господь требует от нас жертвенной любви к Нему, любви делом, подобно тому, как засвидетельствовали ее делом святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, принеся Ему свои жизни.
Итак, будем помнить, дорогие, что жизнь наша кратковременна и что дана она нам для приготовления себя к вечности, что наступит, непременно наступит Воскресение и будущая вечная жизнь. Расположим же свою земную жизнь так, чтобы не осквернить нам себя никаким пороком, чтобы вместе со святым апостолом Павлом каждый из нас смог сказать: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный (2 Тим. 4, 7-8 ), чего и благожелаю удостоиться себе и всем вам по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.