Содержание
- Под звон колоколов
- Значение слова «звонарь»
- Как это делается. Профессия – звонарь
- ЗВОНАРЬ
- Детская школа звонарей
- Описание Править
- Атаки Править
- ИнформацияПравить
- Местонахождение (онлайн)Править
- Разновидности Править
- Примечания Править
- Галерея Править
- Начать обсуждение Обсуждение статьи «Женщина-звонарь»
- Здравствуйте, я девушка — церковный звонарь
- Справка «ОГ»
Под звон колоколов
По крохотным ступеням невероятно узкого и отвесного прохода я поднимался вслед за иеродиаконом отцом Романом на колокольню Данилова монастыря. Поднимался, – а в голове проносились две мысли. Первая: как бы только не свалиться! И вторая: ох, и нелегкое же испытание выпадает на долю звонарей – по нескольку раз на дню с опасностью для жизни подниматься на такую верхотуру. Но едва поднявшись на колокольню, сразу забыл о крутом и опасном подъеме, захваченный открывшимся видом. По всему периметру башни висели колокола – от маленьких до весьма внушительных, а в центре – гигантский колокол с длинным языком, занимающий всё внутреннее пространство колокольни. А какой вид открылся мне с высоты! Данилов монастырь, как на ладони… Иеродиакон Роман подцепил обеими руками паутину веревочек, идущих ко всем колоколам, и невероятной красоты звон полился с колокольни на монастырскую площадь.
– Отец Роман, трудно научиться звонить в колокола?
– Технически освоить русский православный звон не сложно: за несколько недель им могут овладеть даже люди, не имеющие представления о музыкальной грамоте. Но это мы говорим о базовых технических навыках. А вот дальше начинается художественная работа с колоколами, и настоящее искусство звона требует годы наработки.
Хороший звонарь, в первую очередь, должен понимать связь колокольного звона с богослужением; знать весь ход службы, символику богослужения, значение звона; уметь передать в звоне соответствующее настроение. Ведь колокольный звон – это один из видов церковного искусства. И звонарю требуется время, чтобы научиться работать с колоколом как с музыкальным инструментом. Правильное звукоизвлечение к звонарю сразу не приходит.
– А сколько колоколов в Даниловской звоннице?
– В звонах у нас участвует 23 колокола.
– Их как-то можно описать, определить их задачи?
– Конечно. Все колокола, прежде всего, делятся по своим функциям, которые они выполняют в богослужении. Ведь главная задача колокола – сигнал к службе. Каждой службе соответствует своя система сигналов. Есть колокол праздничный, есть воскресный, есть полиелейный, постовой, будничный…
Соответственно же художественным задачам выбираются колокола разного размера. Для низких басовых звуков используются большие благовестники. Для создания мелкого рисунка – маленькие колокольчики, – их называют трель. Звонарь быстро-быстро перебирает их в правой руке. И поверьте мне, управлять ими – дело весьма непростое.
– То есть, чем меньше колокол, тем труднее в него звонить? А я-то думал, что всё наоборот: что труднее звонить в большие колокола… Ведь здесь нужная большая физическая сила…
– Не совсем так. Физическая сила в звоне не является основополагающим критерием. Здесь важно так рассчитать силу, чтобы сделать правильный удар. Сложнее с мелкими колоколами добиться определенного ритмического рисунка. Но в этом и состоит искусство звона.
Существует также несколько видов уставного звона: благовест, перебор, перезвон, трезвон…
– …Отец Роман, опишите их, пожалуйста.
– Благовест – это череда равномерных ударов в большой колокол. В зависимости от службы в тот или иной благовестник ударяют и с разной скоростью. Перебор – это когда колокола перебирают от меньшего к большому с последующим ударом во все разом. Перезвон, наоборот, от большого к меньшему. Трезвон – наиболее торжественный, праздничный и самый сложный звон. При трезвоне ударяют во многие – средние, малые и совсем маленькие – колокола и колокольчики, создавая определенный ритмический рисунок. Трезвонов известно немало, целый ряд из них дошли до нас из глубины веков.
– И где же этому искусству можно научиться?
– Раньше искусство звона звонарь передавал напрямую своим ученикам. Но в 90-е годы прошлого века, в связи с возрождением традиции звона, его популярностью, литьем большого количества колоколов, стали открываться школы и центры по обучению колокольному звону.
– Отец Роман, а как вы сами стали звонарем?
– Первые уроки звонарского искусства я получил будучи еще ребенком, когда посещал Троицкую церковь в местечке Наташино в Люберцах. Азам звона меня и моего брата обучали церковные пономари этого приходского храма.
Позже мы с братом изучали звоны Троице-Сергиевой лавры: сначала по музыкальным пластинкам, потом – уже оказавшись на колокольне обители на Пасху. Вообще, в Лавре я провел около восьми лет. Учился в семинарии и академии. И колокольный звон, плывущий в праздники над обителью, оставил в моей душе неизгладимое впечатление.
А когда в 2000-м году пришел в Данилов монастырь, то одним из моих послушаний стало звонарское послушание. Я стал ходить на колокольню, осваивал особенности звона нашей обители. В те годы меня многому научил наш даниловский звонарь иеромонах Филарет. Позднее, когда меня сделали старшим звонарем, я начал общаться со звонарями более плотно. Поехал в Троице-Сергиеву лавру к старшему звонарю игумену Михею. Учился и у него, и у его ученика – игумена Антония. Много общался с московскими звонарями, в частности, известным звонарем Игорем Васильевичем Коноваловым. И знаменитым звонарем, даниловским старожилом Михаилом Ивановичем Макаровым, который немало поведал мне о колокольных звонах, художественных композициях и мастерстве старых звонарей.
За колоколами в Гарвард
– Отец Роман, я знаю, что вы принимали участие в возвращении даниловских колоколов. Расскажите об этом поподробнее. Как всё это происходило?
– В 1930 году, когда советская власть закрыла Даниловский монастырь, Чарльз Крейн, известный американский филантроп, промышленник и политик, любящий русскую культуру, выкупил у советского правительства даниловские колокола и вывез их в США. 78 лет восемнадцать даниловских колоколов провели на башне Гарвардского университета…
– А почему его выбор пал на колокола Даниловского монастыря?
– У Чарльза Крейна экспертом был Константин Константинович Сараджев – человек, обладавший поистине гениальным слухом. Он-то и выбрал даниловские колокола как наиболее ценные из сохранившихся на тот момент в Москве. Впрочем выбор его не удивителен, – ведь звук нашего праздничного колокола в те годы считался одним из лучших в Москве.
О том, что наши колокола находятся в Гарварде, мы узнали лишь в начале 80-х годов прошлого века, когда монастырь стал восстанавливаться. И почти 20 лет искали способ вернуть их. В преддверии юбилея 700-летия князя Даниила, который мы отмечали в 2003 году, наш отец наместник архимандрит Алексий начал вести активные переговоры с американской стороной по возвращению наших колоколов. Была создана специальная рабочая группа. Я в ней принимал участие: как звонарь и как ответственный секретарь. Мы ездили в Гарвард, вели переговоры, пытались найти взаимоприемлемое решение. Нам сильно помог фонд «Связь времен» Виктора Вексельберга. В итоге были найдены средства…
– …То есть вы их просто выкупили у американцев?
– Нет, о выкупе речь изначально не шла, – мы их заменили на копии, которые лили на одном из российских заводов.
– А разве можно сделать идентичный колокол?
– Совсем идентичный – нет, но очень близко к оригиналу – вполне можно. Мы тщательно обмерили колокола в Гарварде. В итоге в 2007 году был готов полный ансамбль замены. И, на мой взгляд, новые колокола удались на славу. Перед отправкой в Америку колокола в нашем монастыре освятил Святейший Патриарх. А спустя какое-то время в Данилов монастырь вернулись его родные колокола.
Кстати, с Гарвардом мы поддерживаем дружбу и сотрудничество и, обменяв колокола, продолжаем обмениваться опытом колокольного звона. Американские студенты, которые стремятся лучше узнать русский церковный звон, приезжают к нам. Периодически в Гарвард приглашают меня – давать там мастер-классы.
– И как: американцы уже умеют звонить в колокола?
– Умеют, и неплохо. Они имеют также и свою традицию — проигрывать на колоколах различные мелодии, которые им хорошо знакомы, скажем, из фильмов про Гарри Поттера или «Звездных войн». Но настоящий русский церковный звон всегда занимает центральное место в их колокольной практике. По-моему, здесь важен сам факт – их стремление научиться, овладеть русским звоном. И надо сказать, занимаются они с большим усердием.
Колокол как глоток свободы
– Отец Роман, я знаю, что искусству колокольного звона вы обучаете не только студентов Гарварда, но и заключенных колонии строгого режима, это так?
– Да, конкретно заключенных колонии № 18 в Новосибирске. В этом регионе на территории ряда тюрем есть церковные приходы, которые снабжены колоколами, пусть и не очень большими, но достаточными, чтобы звонить к службе. В Новосибирске есть даже Сибирский центр колокольного искусства. Во главе его стоят замечательные люди, энтузиасты своего дела – искусствоведЛариса Дмитриевна Благовещенская, защитившая кандидатскую степень как раз по колокольной тематике, и игумен Владимир(Соколов) – он отвечает за социальное служение и много времени посвящает заключенным. Вот у них и родилась идея нести искусство церковного звона в среду заключенных. Немало сил потратили они, чтобы найти возможность установить колокола на зоне, – ведь это все-таки не дешевый атрибут богослужения. И у них это получилось!
Благодаря их усилиям, в Новосибирские колонии стали привозить передвижные звонницы, а при тюремных храмах начали возникать общины из заключенных, которых объединила любовь к русскому звону.
Вы не представляете, как потянулись заключенные к колоколам. Для них это своего рода глоток свободы, шаг в свободный мир. В звуке – особенно колокольном – можно выразить то, что не передашь словами. Колокол – это голос Божий, голос Церкви, и когда человек его слышит, душа его меняется.
Мне уже дважды удалось побывать в колонии № 18 – провести мастер-классы по русскому звону. А однажды я даже принимал там участие в венчании…
– Венчании?
– К одному парню, отбывающему там наказание, постоянно приезжала его любимая девушка. И наконец они решили прямо в колонии обвенчаться. На этой церемонии я служил диаконом и звонил после в колокола.
– А как звонят на венчании?
– Есть такой особый звон – называется разгонный. Быстрый, веселый! Вот таким звоном мы после венчания провожали молодых из храма. А после церемонии заключенные устроили общий чай со сладкими пирогами, которые они сами же выпекают в колонии. Меня заключенные-прихожане расспрашивали про мой звонарский опыт, про поездки в Гарвард. Они – молодцы! Стараются. Активно участвуют в богослужениях тюремного храма. Колокольный звон отрывает их от тюремных проблем, тюремного быта…
– А сколько колоколов в тюремном храме?
– Сначала их было всего несколько – маленьких колокольчиков над входом. Потом появились новые колокола: их дарили, жертвовали. Сейчас там семь колоколов. Самый большой колокол – весом около ста килограмм – первоначально отлили для Данилова монастыря, но отец наместник благословил подарить его в колонию № 18, и этот колокол очень хорошо влился в ансамбль. Сейчас заключенные строят при храме небольшую колокольню, там найдется место и для других колоколов.
Как я заметил, духовная жизнь этого необычного прихода активно развивается. Всё больше людей изучает искусство колокольного звона, некоторые пишут иконы, собираются расписать храм фресками. Мне известно уже двое заключенных, которые после выхода на свободу стали церковными звонарями.
У каждого настоящего звонаря свой почерк
– Отец Роман, вы – старший звонарь Данилова монастыря. Значит, у вас есть ученики или помощники?
– В монастыре, кроме меня, еще пять звонарей.
– И как вы подбираете себе учеников?
– Я не подбираю. Братии определяют послушание звонаря, но далеко не все приживаются на этом послушании. Кто-то уходит, кто-то остается. Даже те, кто сегодня звонят в колокола, заняты и другими послушаниями – помимо звонарских.
– А какие качества нужны хорошему звонарю?
– Чувство ритма, хорошая координация движений и, конечно, желание освоить звон.
– А слух?
– Слух – это хорошо, но это не главное.
– А можно ли по звону узнать звонаря?
– Конечно! У каждого опытного звонаря свой «почерк» – излюбленные ритмические ходы, музыкальные фигуры, техника исполнения тех или иных звонов…
– А каков Ваш «почерк»? Что близко Вам?
– Мне очень близки звоны Троице-Сергиевой лавры, на которых я был воспитан как звонарь. Правда, я пытаюсь их обработать в соответствии с московской традицией. Ведь у нас в монастыре переплетаются московское богослужение и устав Троице-Сергиевой лавры. Мне также интересны ростовские звоны. Они еще недостаточно хорошо изучены, и я по мере своих сил пытаюсь воспроизвести их на нашей колокольне.
– А откуда Вы берете информацию?
– Есть много разных источников. В первую очередь, звукозаписи старых и новых ростовских звонарей. И сами колокольные голоса, на которых эти звоны строятся. Есть исторические описания звонов, история ростовской звонницы и колоколов. Всё это даёт мне общую базу для более глубокого понимания звонов, создания их образа.
– Отец Роман, как бы Вы описали значение колокольного звона для Вас лично?
– Это большая часть меня, моей судьбы. С одной стороны, это церковная культура, с другой – искусство, в котором я могу проявить свои творческие способности. Это и хобби. Я изучаю феномен церковного колокола в контексте разных наук: акустики, литейного мастерства, металловедения, физики, теории вибрации… Создаю чертежи, по которым потом отливают колокола.
– То есть Вы помогаете лить колокола?
– Я помогаю колокольных дел мастерам, которые ко мне обращаются. Готовлю для них чертежи, чтобы колокол имел определенное звучание. Нередко мы подбираем целый ансамбль колоколов. Это очень интересно, хотя для меня это – своего рода хобби.
– Пару столетий назад, когда по Москве ходили разные страшные слухи, москвичи обычно говорили: «Это колокола льют». Откуда пошел такой странный обычай?
– Когда лили очень большой колокол, то этот ответственный заказ пытались всячески скрыть, замаскировать. От разного рода зевак и любопытствующих, которые могли помешать работе. Ведь колокола тогда часто лили публично. Необходима была своего рода, как сказали бы сегодня, конспирация. Вот литейные мастера и запускали разного рода страшные слухи и дикие басни, чтобы создать шумиху и отвлечь внимание обывателя от литья колокола. Кстати, отсюда пошла и другая поговорка: когда хотят сказать, что человек сильно врет, говорят: «Заливает».
– Отец Роман, а какие колокола из тех, что находятся на Даниловской колокольне, у вас самые любимые?
– У каждого колокола – и большого и самого маленького – есть свой тембр. Каждый имеет свою окраску, каждый вносит свою интонацию в звон. Некоторых я считаю особенно красивыми по голосу. Но назвать какой-то один колокол любимым я не могу. Они мне все, как родные.
Ныне, когда снят запрет с колокольного звона и светская власть способствует восстановлению порушенного и утраченного, с особой остротой воспринимается вопрос возрождения строгого, канонического церковно-звонарского искусства.
Известно, что во время гонений на церковь уничтожали не только священников, но и прочих церковнослужителей, в том числе и звонарей. Но со временем звоны воссоздавались, и зачастую священники были вынуждены благословлять заниматься колоколами случайных людей (алтарников, чтецов), порой не имевших понятия о способах и приемах традиционного церковного звона. Поэтому новоначальный звонарь должен усвоить одну важную вещь — не всякий даже очень старый звонарь есть непременный носитель духа и традиций лучших прежних исполнителей звонов.
Если сравнить звоны прежних звонарей Богоявленского кафедрального собора или Федоровского собора в Ярославле, со звоном Ново-Девичьего московского монастыря в исполнении Владимира Ивановича Машкова или со звоном Троице-Сергиевой Лавры под руководством игумена Михея, то становится ясной та пропасть, которая лежит между профессиональным исполнением, основанном на глубоком знании традиций церковного певческого и колокольного искусства и неумелом, однообразном исполнении самостийных попевок.
Еще одна проблема возникает при ознакомлении с творчеством так называемых музейных музыкантов-ударников, исполняющих на совершенно случайно собранных колоколах композиции типа «Белая ночь», «Перистые облака», «Наваждение» и так далее. Вред, наносимый этой аудио-продукцией, тем более велик, что кассеты с этой музыкой, не имеющей ничего общего с церковью и исполняемой людьми не церковными, а иногда и атеистами, распространяются в храмах и церковных лавках. Увлечение подобной случайной звуковой продукцией весьма опасно для новоначального звонаря.
* * * *
Началом начал в обучении колокольному звону мы считаем усвоение духа классических церковных звонов. Звонарь должен хорошо разбираться в вопросах, связанных со звучанием традиционных, исторических колоколов, чтобы уметь отличить живой звук колокола от гонгов и тамтамов, навязываемых ныне церкви под видом якобы древних бил. Лишь после того, как новоначальный звонарь усвоит, что, собственно, он должен исполнять на колоколах, можно переходить к вопросам, связанным с прочими колокольными премудростями.
Православному звонарю необходимо знать Богослужебный устав Русской Православной Церкви, это позволит ему правильно понять, для чего в определенных местах церковной службы положен тот или иной вид звона. Время запрета колоколов и тут сыграло свою отрицательную роль. Новоначальные звонари должны научиться хорошо различать характер звона и уметь исполнять звон в зависимости от каждого конкретного Богослужения и праздника, которому это Богослужение посвящено. Поняв, что колокольный звон — это не просто какие-то определенные ноты, сложенные в ритмическом рисунке, ученик должен почувствовать пение колокола, те звуки, которые сопровождают и продолжают его основной тон, и звонить, исходя из музыки колокола, который сам подскажет и ритм, и рисунок звона.
Следующие два направления — это техника исполнения звона и принципы оборудования колокольни для звона.
Если в результате прослушивания фонограмм классических звонов ученик обнаруживает понимание сути вопроса, то можно переходить к практическому изучению техники колокольного звона. Для этого в звонарском классе Общества церковных звонарей существует специальный тренажер, который в усложненном варианте представляет собой зазвонную трель и большой колокол. В условиях тренажера работа на мелких колоколах специально затруднена (колокола имеют большую, чем обычно, свободу перемещения). В результате периодических упражнений с наставником новоначальный звонарь достаточно быстро осваивает основные приемы звона на колоколах. Естественно, что степень подготовки направляемых для обучения весьма различна, и к каждому ученику необходим индивидуальный подход.
Если у кандидата полностью отсутствует чувство ритма, или наблюдается нарушение координации движений, то таковой слушатель имеет полную возможность применить себя в каком-либо другом виде церковного искусства. Ибо церковный звон — это внешний голос церкви. Православные прихожане в храмах лицезреют все виды церковных художеств во всем их благолепии, тогда как с высот церковных колоколен на многие сотни метров распространяются звуки, не всегда соответствующие своему предназначению.
Значение слова «звонарь»
- Звона́рь (греч. κωδωνοκρούστης от κώδων, κώδωνος — колокольчик + κροῦσις, κροῦσεως — игра на музыкальном инструменте) — церковная должность в Православии: мастер звонарского дела; занимающее её лицо обязано звонить в храмах при богослужениях в колокола или в била.
В древней церкви этой отдельной должности не существовало. В первой главе «Чин малой вечерни» Типикона лавры Саввы Освященного, который в настоящее время в качестве Устава используется в Православной церкви, записано:
Прéжде со́лнечнагω захождéнїѧ дне суббώтнагω, прихо́дитъ параекклисїáрхъ къ предстоѧ́телю, и твори́тъ поклонéнїе єму́, ӡнáменуѧ пришéствїемъ свои́мъ врéмѧ кле́паніѧ. И вӡeмъ бл҃гословéнїе, иӡшéдъ клéплетъ въ мáлый ка́мпанъ
По церковным правилам эта должность приравнивается к обязанностям параэкклезиарха, иначе парамонаря (в просторечии — пономаря), который принадлежит к числу церковнослужителей и в гражданском отношении пользуется правами этого звания.
Одним из немногих мастеров-звонарей в СССР был Владимир Иванович Машков.
Самыми известными звонарями России XX века являлись игумен Михей (Тимофеев), звонарь Троице-Сергиевой Лавры в 1963—2009 гг., и Константин Сараджев, обладавший абсолютным слухом. Писательница Анастасия Цветаева посвятила Сараджеву статью «Сказ о звонаре московском», опубликованную в 1977 году в журнале «Москва», № 7 за 1977 год, позднее, вместе с братом Константина — Нилом Константиновичем Сараджевым, она написала книгу «Мастер волшебного звона».
Секреты мастерства звонарей на Руси передавались из поколения в поколение, однако в XX веке это искусство было почти утеряно. В настоящее время в Москве действуют несколько школ звонарей, возрождающих старинные традиции, в том числе знаменитая школа колокольного звона под руководством Ильи Дроздихина. Действуют также Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской митрополии и Школа православных звонарей «Кузнецкая звонница» Кузбасской митрополии.
Звонарями могут стать не только мужчины, но и женщины в возрасте от 12 до 65 лет.
Источник: Википедия
Как это делается. Профессия – звонарь
Эту работу могут выполнять простые механизмы. Во многих храмах карильоны уже давно автоматизированы. Но в большинстве церквей в колокола по-прежнему звонят люди. И в этом, согласитесь, есть своя романтика. Казалось бы – подёргал за верёвочки, позвенели колокола и дело сделано. Но всё не так просто. Чтобы посмотреть как работают звонари, мы поднимемся на большую колокольню Свято-Успенского мужского монастыря. А заодно осмотрим окрестности – оттуда открываются шикарные виды на море и побережье.
Это – патриарший монастырь. То бишь, самый-самый важный. Именно здесь находится резиденция патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Увы, сверху её не видно – мешает крона деревьев. Монастырь находится на берегу моря, почти на окраине Одессы. Исторически эта территория именуется дачей Ковалевского. Первую церковь здесь построили в начале 19 века, после того как рядом о прибрежные камни разбилось греческое судно. По легенде, богатей, которому принадлежали эти земли, зачем-то развёл на берегу большой костёр, а капитан судна решил, что это маяк…
В Свято-Успенском мужском монастыре восемь звонарей и две колокольни. Монахи отвечают за маленькую колокольню в Никольском храме, семинаристы – за эту, большую. Колокольня носит имя невинно убиенных князей Бориса и Глеба. Высота – 53 метра.
В эти колокола звонят только по праздникам, перед воскресной службой и когда в монастырь въезжает митрополит Одесский – у него здесь дом. Мелодию выбирают в зависимости от повода. Знакомьтесь, это – иеромонах Матвей. Звонарём работает около 15 лет. Очень интересный собеседник.
Клетка, деревянная лавка, дюжина рычагов и пара педалей. С помощью этого хитрого механизма, так называемого карильона, звонари управляют большинством колоколов. Всего на большой звоннице Спасо-Успенского мужского монастыря их 15. Большие управляются педалями, средние – рычагами.
Рычаги, которые задействованы чаще всего, натёрты до блеска. В набалдашинах красиво отражаются колокола.
В православных церквях колокола бывают трёх видов – маленькие «зазвонные», средние «подзвонные» и самый большой – «благовестник». Он извещает о начале богослужения. Этот – весит 4,5 тонны. Отлит в Донецке, на металлургическом заводе. Голубям нравится)
Обычно в перезвоне участвует до десяти колоколов. Ими управляют двое звонарей. Чтобы задействовать все 15, нужны четверо.
Как и на Спасо-Преображенском соборе, почти все колокола отлиты в Воронеже. И точно также оприходованы голубями.
Работа у звонарей интересная и романтичная. Но непростая – почти каждый день, и в жару, и в холод, нужно подниматься сотню-другую ступенек по лестнице и звонить. Это, кстати, тоже не так просто, как кажется. Здесь нужна и концентрация, и выносливость, и усидчивость. Работа ответственная – они оповещают прихожан о начале службы и создают в храме особенную атмосферу.
В государственном реестре профессий есть давильщик, круговоротчик и даже лакировщик глобусов (и ещё очень много смешных профессий). А звонаря – нет. Не учат этому ремеслу и в семинарии. Каждый постигает премудрости дела сам, путём проб и ошибок. Нет худа без добра – иногда благодаря этому рождаются новые мелодии и перезвоны.
Работа творческая. У каждого звонаря – свой стиль. Мелодии не канонические, можно немного фантазировать. Музыкальное образование не обязательно – главное, чтобы было чувство ритма.
Звонари – уходящая профессия. Постепенно машины вытесняют людей. В главном храме Одессы, Спасо-Преображенском соборе, в колокола звонит компьютер. Об этом я рассказывал в прошлый раз, когда показывал виды центра Одессы с колокольни. Оглянемся по сторонам и с этой звонницы. До моря отсюда – рукой подать.
На карте эта территория обозначена как санаторий «Сиреневая роща». Но что-то меня терзают сомнения)) Хотя, возможно, когда-то давно это и было санаторием…
Рядом, тоже на территории санатория, домики с прудом, мостиком и газоном во французском стиле. Интересно кто там оздаравливается. 18.
Симпатичный флюгер на одной из монастырских башен. Это крыша гостиницы для паломников. На дальнем плане – строящиеся высотки на окраине Одессы.
Взгляд в сторону 16-ой станции Большого Фонтана и пляжа «Золотой берег».
16-ая станция Фонтана. Слева – полумёртвый долгострой. Красные кирпичные домики справа – элитный коттеджный посёлок. Советская многоэтажка – пансионат МЧС. На горизонте виднеются высотки в районе 8-10 станций Фонтана. На них можно полюбоваться и с воздуха.
Окрестности монастыря.
Зелёная башенка – маленькая колокольня в Никольском храме. Интересна тем, что один из колоколов там отлит в честь царствования короля Румынии Михая I и румынского фюрера Иона Антонеску. Вот уж воистину неисповедимы пути господни)
Спускаемся вниз. Проходим мимо часового механизма. Вот так выглядят монастырские часы сзади.
Они же снаружи.
Средняя площадка с колоколами.
ЗВОНАРЬ
церковнослужитель, производящий звон при храме или в мон-ре. В РПЦ чаще всего для звона используются колокола, и тогда З. звонит посредством веревок, соединенных с колоколами или колокольными языками (об иной практике звона см. в ст. Било). При этом исполнительская техника и система управления колокольным набором во многом определяются весом колоколов, их количеством и расположением на колоколонесущем сооружении. Один З. не всегда может справиться с большим количеством колоколов, поэтому в исполнении колокольного звона могут участвовать 2, а иногда и несколько человек. Обычно 1-й З. раскачивает язык большого колокола, а 2-й звонит в малые и средние колокола. В тех случаях, когда колокола разобщены в пространстве (используются наборы неск. колоколонесущих сооружений, либо звон производят на многоярусной колокольне или большой многопролетной звоннице), исполнительские партии распределяют внутри группы З. Такой ансамблевый звон особенно характерен для мон-рей и соборов. Необходимость исполнения колокольного звона артелью З. иногда свидетельствует также об архаичности исполнительской традиции, что наблюдалось, напр., на звонницах псковского типа и звонницах палатного типа (Северо-Западный и Владимиро-Суздальский регионы).
Запись звона А. В. Смаргина, сделанная С. Г. Рыбаковым
Запись звона А. В. Смаргина, сделанная С. Г. Рыбаковым Использование к.-л. автоматических приводов для правосл. звона нехарактерно, т. к. духовное и личностное начало является здесь одним из важнейших. Попытки некоторых изобретателей кон. XIX в. создать самозвонные устройства, призванные заменить «ручной звон» и облегчить службу или вовсе упразднить служение З., хотя и вызывали интерес, но не имели широкого распространения. Подобные системы с использованием достижений совр. техники изредка практикуются и сейчас (напр., в Николо-Богоявленском соборе в С.-Петербурге), однако целесообразность таких устройств автоматического звона спорна.
На Руси обычно должность З. совмещалась с обязанностями пономаря (или параэкклисиарха), а также церковного сторожа. Об этом свидетельствуют различные документы и произведения фольклора, в частности пословицы: «Повещать сторожам софийским, как звонить в другие колокола большие» (II Новгородская летопись под 1572 г.) или «Не быть звонарем, не быть и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорус. языка. М., 1955. Т. 1. С. 672).
Имена мн. З. сохранились в переписных книгах XVI-XVII вв., в церковных ведомостях XVIII — нач. XX в. и др. письменных источниках, но сведений о жизни и специфике служения З. прошлого сохранилось немного. Как правило, они были выходцами из сословия крестьян или мещан. Иногда З. служили дети лиц духовного звания. Далеко не все монастырские З. XVII-XVIII вв. были монахами. Иногда они жили на посаде своим двором и служили за жалованье (Псково-Печерский мон-рь, XVII в.). При колокольне Ивана Великого в Московском Кремле имелось неск. десятков З., проживавших в особой звонарской слободе, т. н. Звонарях. Руководил ими звонарный староста. Сохранилось предание о том, что в древности 12 дек. каждого года он должен был докладывать царю о прибавлении дня, за что получал 24 р. серебром, а 12 июня — о прибавлении ночи, после чего заключался в темную палату на Ивановой колокольне на 24 ч. (Леонид (Кавелин), архим. О московских древностях: (Из зап. моск. старожила прошлого столетия) // Моск. ЕВ. 1872. № 2. С. 12).
Школ З. в совр. смысле на Руси не было, но при нек-рых соборах и мон-рях существовали звонарские артели, аналогичные средневековым цехам, они способствовали как обмену опытом, так и сохранению местных традиций звона. Навыки обычно передавались «с рук» при непосредственном общении. Наиболее удобным временем для выявления людей, способных к колокольному звону, была Светлая седмица, или, как ее еще именовали, «звонильная неделя», когда каждый желающий мог пробовать свои силы в колокольном искусстве. Для запоминания и передачи ритмов звона З. использовал т. н. звонарские приговорки, или присказки, мнемонического типа: короткие ритмизованные тексты, изредка произносимые нараспев, запечатлевшие характерные ритмоинтонационные обороты колокольного звона местных традиций. Напр., приговорка, услышанная свящ. Павлом Флоренским от одного из звонарей ТСЛ: «Архи — мандрит / Нам о — ставил / Сорок восемь / Колко — лов» (Трубачёв С. З., диак. Избранное: Ст. и исслед. М., 2005. С. 507). Нередко оказывалось, что незаурядным талантом обладали не только штатные церковные З., но и обычные прихожане; также искусно звонили в колокол бродячие нищие и юродивые. Часто их способности, судя по рассказам и воспоминаниям очевидцев, сочетались с душевной просветленностью и прозорливостью.
Существует целый ряд устойчивых представлений о личности З. и его способностях к колокольному звону. К нему нередко относятся как к человеку особенному, выделяющемуся из общины редким даром обращаться к Богу посредством колокольного звона. Находясь на обособленной от помещения храма и устремленной к небу колокольне, З., хотя и скрыт от глаз молящихся, непосредственно участвует в ходе богослужения. Возможно, поэтому иногда встречаются рассказы о «звонах по нотам», к-рые якобы в прошлом производились на нек-рых звонницах и колокольнях учеными З.
Традиц. комплекс способностей, в частности наличие особо развитого муз. слуха, далеко не всегда является необходимым и достаточным условием для успешной деятельности З. Его действия, особенно в ансамбле, происходят в первую очередь на основе зрительных, моторных и осязательных ощущений от контакта с веревками, педалями и др. средствами управления колокольным набором. К тому же на колокольне или в непосредственной близости к колоколам во время общего звона их звучание, как правило, искажено или трудноразличимо. По выражению одного из старейших звонарей московского Данилова монастыря М. И. Макарова (род. в 1906), для звона надо «иметь музыкальность и рук и ног», т. е. способность к координации физических движений и ритмичной игре. В то же время представление о том, что З., имея дело со звуком большой интенсивности, как правило, обладает пониженным слухом, ошибочно и практикой не подтверждается. Звучание колоколов в традиц. звонах, особенно в руках опытного З.-мастера, оказывает благотворное, порой исцеляющее действие, подобно молитвенному чтению и песнопениям.
Типикон (Устав) и др. церковные книги (Чиновники, Обиходники) хотя и предписывают время исполнения колокольного звона, его продолжительность, отдельные виды и формы, как правило, детально не регламентируют процесс исполнения звонов. Поскольку особенности колокольного звона передаются гл. обр. в бесписьменной традиции (исключение — звонарский устав Оптиной пуст., см. в ст. Звон), З. достаточно свободен в выборе средств и технических приемов исполнения, порядка использования колоколов и его муз. организации и руководствуется в основном знанием местной храмовой традиции колокольного звона и указаниями настоятеля.
Изредка среди мастеров колокольного звона встречаются люди, обладающие стройной индивидуальной системой воззрений на звонарское искусство. Обычно они являются практиками, наставниками менее опытных исполнителей и хранителями бесценного опыта и знания для др. поколений. За редким исключением это мастера индивидуального (сольного) исполнительства, такие как житель С.-Петербурга А. В. Смагин (1843-1896), звонарь Покровской ц. в Казани Семен Семенович Толмачёв (1824-?), ростовский звонарь В. Г. Хмельницкий (?-1912), жители Москвы П. Ф. Гедике (1879-?) и К. К. Сараджев (1900-1942). Последний отличался высоким мастерством и чрезвычайно тонким ощущением звучаний и различных сочетаний колоколов, обладал гиперестезией (сверхчувствительностью) и способностью к слуховой синестезии (цветовому слуху), работал над созданием оригинальной теории «музыка-колокол» (осталась незавершенной). Сараджев положил начало также концертному направлению в колокольных звонах, развившемуся в наст. время в самостоятельное муз. направление.
Несмотря на серьезные утраты и бедственное положение с колокольными звонами в советское время, мн. церковные З. в XX в. сохранили традиции звона. Их наследие стало основой для реконструкции правосл. церковного звона в наши дни. Среди них такие З., как В. И. Машков (Москва, Новодевичий мон-рь), игум. Михей (Тимофеев) (ТСЛ), мон. Алексий (Норквист) (Псково-Печерский мон-рь), А. С. Бутылин (Ростов) и мн. др. Их звоны стали образцом для совр. З., подготовка которых в кон. XX — нач. XXI в. осуществляется как внутри приходов и мон-рей, так и силами различных церковных школ и центров обучения колокольному звону. Иногда практическое обучение в них сочетается с просветительной и исследовательской работой в области церковного звона (Школа колокольного мастерства при храме Христа Спасителя в Москве (рук. И. В. Коновалов), Московский колокольный центр (рук. В. Г. Шариков), Школа колокольного звона при ц. Владимирской иконы Божией Матери в С.-Петербурге (рук. В. С. Кайчук), Новосибирская школа звонарей (рук. Л. Д. Благовещенская), Школа звонарей Минского епархиального управления (рук. А. Н. Малиновский (Иконников), с 2003 Б. В. Берёзкин) и нек-рые др.).
Лит.: Клириков Н. Н. Механик-самоучка, слепец В. М. Слепнев // Ярославские ГВ. 1887. Ч. неофиц. № 28. С. 5-6; № 29. С. 3; Самоучка-механик, изобретатель механического церк. звона: // Вятские ЕВ. 1904. № 11. Отд. неофиц. С. 680-682; Десятников В. Хранители звонов: // Вокруг света. 1978. № 5. С. 40-43; Игнатьев С. Федька-звонарь // Правосл. Русь. 1978. № 7. С. 14-15; Козлова Г. Живое искусство колокольного звона // Кругозор. 1990. № 6. С. 10-11. Грампластинка 4; Маршкова Т. И. Хранитель московского звона: // Отчизна. 1991. № 6. С. 32-34; Мельник А. Г. Звонари XVII — нач. XX вв. // СРМ. 1993. Вып. 4: Соборная звонница Ростова Великого. Ростов. 1993. С. 47-56; Мельник Л. Ю. О «Калязинском» звоне // Там же. С. 65-68; Виденеева А. Е. Звонари ростовского Успенского собора во 2-й пол. XVII — 1-й четв. XIX в. // Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7: Колокола и колокольни Ростова Великого. С. 18-27; Невелев Д. Тайная жизнь патриаршего крестоносца: Не спрашивай, по ком звонил в колокол обычный советский инженер: // Огонёк. 1996. № 2. С. 26; Никаноров А. Б. Звонарь как особый тип традиц. инструменталиста // Традиц. искусство и человек: Тез. докл. XIX науч. конф. молодых фольклористов памяти А. А. Горковенко, 15-17 апр. 1997 г. СПб., 1997. С. 46-48; он же. О звонарях // IV конгресс этнографов и антропологов России: Тез. докл. Нальчик, 20-23 сент. 2001 г. М., 2001. С. 172; он же. К проблеме творческой личности традиц. инструменталиста: Звонарь Семен Семенович из старой Казани) // Вопросы инструментоведения. СПб., 2007. Вып. 6: Мат-лы 6-й междунар. инструментоведческой конф. «Благодатовские чтения», С.-Петербург, 3-6 дек. 2007. С. 175-178; Макаров М. И. На Даниловской колокольне // Правосл. колокольный звон: Теория и практика: / Сост.: И. В. Коновалов, Н. И. Завьялов. М., 2002. С. 139-164; он же. Даниловский звон // ЖМП. 2004. № 3. С. 20-21; Смирнов Д. В. Родословие семьи звонарей Урановских, XIX — нач. XX вв. // СРМ. 2002. Вып. 12. С. 91-92; Виденеева А. Е., Коновалов И. В. Звонари Моск. Кремля в сер. XVIII в. // VII науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2003. С. 86-101; они же. Звонари Моск. Кремля посл. трети XVIII — 1-й трети XIX в. // Макарьевские чт.: Рус. культура XVI в.- эпоха митр. Макария. М., 2003. Вып. 10. С. 188-207; они же. Звонари Моск. Кремля в 1830-х гг. // ИКРЗ, 2004. Ростов, 2005. С. 285-289; они же. Звонари Ростовского Успенского собора в 1-й пол. 20-х гг. XIX в. // Там же, 2006. Ростов, 2007. С. 332-339; Ярешко А. С. Роль звонаря в рус. правосл. культуре // Мужчина в традиц. культуре народов Поволжья: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 15-17 мая 2003 г.). Астрахань, 2003. С. 58-62.
А. Б. Никаноров
Детская школа звонарей
— Раз и два, и три, и четыре… Звоним двумя руками одновременно! В благовестник на первую долю, переборные дозванивают такт. Не торопитесь, повторяйте и звоните… Звоните с любовью!
— Именно эти слова можно услышать, оказавшись на уроке колокольного звона в детской Воскресной школе храма во имя Михаила Архангела. Дети учатся звонить в колокола. Учатся и звонят для Бога, прихожан, для людей, не находящихся в храме. Кто-то звонит очень аккуратно и робко, кто-то медленно и вдумчиво, иной очень торопится. Но самое главное, каждый ребенок звонит с радостью. Каждый ребенок славит в звоне Господа!
Идея обучать детей колокольному звону зародилась еще в 2003 году. Именно тогда и была открыта первая в Новосибирске детская школа звонарей в храме во имя Михаила Архангела. Первым преподавателем азов звонарского мастерства стала Чистякова Марина Владимировна – звонарь, выпускник Новосибирской школы звонарей при Свято Макарьевском православном Богословском институте.
В 11:00 по окончании службы в Воскресной школе начинается учебный день. Теория и практика колокольного звона один из предметов учебной программы, который начинается сразу после службы.
Урок начинается с молитвы звонаря и пятнадцатиминутной теории. В теоретической части занятия ребята узнают о том, кто такие звонари и что входит в их послушание, они знакомятся с предшественниками колоколов на Руси (билом и поддужными колокольчиками), узнают о роли звонаря в Богослужении, изучают строение и значение колокола, разбирают основные виды церковного звона.
За теорией наступает практика. Обучение звону проходит на двух площадках — передвижной звоннице и колокольне храма. Сначала ребята учатся соединять между собой разные группы колоколов: благовестник, переборные, зазвонные колокола. Со временем объединяют все группы в целостный трезвон.
Основная цель обучения – это не простое механическое владение звоном, как каким-то мастерством, а способность детей различать церковные виды звона, понимать их, и, постепенно, помогая старшим звонарям, звонить во время Богослужения.
Поначалу ребята учатся подавать сигналы для звона, далее звонят в один колокол, со временем добавляют второй, третий, учатся звонить обеими руками, звонят с преподавателем ансамблем и под руководством преподавателя начинают звонить самостоятельно.
В конце мая проходит итоговый урок, на котором ребята представляют для родителей и преподавателей свою небольшую звонильную программу. Кроме того, каждый год ребята, хорошо освоившие практику звона, принимают участие в ежегодном детском фестивале звонарей Сибири. Последние три года площадкой для проведения фестиваля стала территория собора во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Обучение детей колокольному звону – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Участие звоном в службе помогает детям раскрыть красоту Богослужения. Обучаясь звону, ребята знакомятся с историей православной традиции колокольного звона на Руси, находящейся сегодня на этапе возрождения, с историей колоколов, колоколен, звонарей.
Екатерина Великанова
Видео с Детского фестиваля звонарей
Женщина-звонарь (англ. Bell Ringer) — сильный противник в игре Bloodborne.
Описание Править
Дева, исполненная печали, одета в черную вуаль (на боссе Возродившийся — в красную вуаль), имеет при себе колокол призыва и ритуальный кинжал. Является отголоском тени Птумерианских кровей.
Один из самых опасных рядовых противников в игре, когда она на расстоянии, вне поля видимости. Очень быстро воскрешает падших Апостолов Кошмара и Смотрителей лабиринта в подземельях. В основной игре может воскрешать троллей, бешеных собак, колясочников, заразившихся ярнамитов и ведьм. Вызванные враги отличаются красной аурой и повышенной защитой. При смерти Женщины-звонаря умирают и вызванные ею противники в подземельях. В основной игре они хватаются за голову и, потеряв дополнительную защиту, значительно ослабевают.
Женщина-звонарь играет большое значение в PvP режиме. Она соединяет миры игроков в определенных локациях — Границе Кошмара, Кошмаре Менсиса. Пока слышится звон колокола, игроки из других миров будут вторгаться бесконечно. Главное обнаружить её — в ближнем бою она вам вряд ли преподнесет сюрпризы.
Атаки Править
- Атака кинжалом — достаточно медленно заносит руку с кинжалом для первой атаки, но вторая атака очень быстрая. Главное отойти от девы во время её замаха. Серия из двух ударов, иногда трех.
- Воскрешение одного противника — передвигается обычно по периметру той местности, в которой она находится, и неспешно призывает противников, появляющихся за её спиной. Некоторые девы стоят на одном месте, почти всегда те, что вызывают других игроков.
- Воскрешение сразу трёх противников — это заклинание длительнее, чем предыдущее — она приподнимает колокол и какое-то время стоит недвижимо, колдуя. Затем разом перед ней появляются три-четыре противника. Удобней всего игнорировать основную массу вызываемых противников, ибо за них ничего не дают, даже минимального количества отголосков крови. Если есть возможность, то атакуйте именно её. После смерти Звонаря все вызванные враги умирают, но не моментально, а через 1-2 секунды. За это время они могут успеть нанести удары, так что не теряйте бдительности.
- Создание круговых волн — заклинание с долгим кастом, которое она использует, если рядом находится охотник. Выглядит как мерцающий синий магический круг, то появляющийся, то исчезающий из поля зрения. Действие заклинания длительно. Необходимо уходить из зоны его действия. Урон у него периодический, а не разовый. Может снять больше половины жизней.
ИнформацияПравить
Будучи слабыми и в основном беззащитными сами по себе, Звонари будут постоянно призывать других врагов, пока вы не найдете и не убьёте Звонаря. Враги, призванные ими, идентифицируются по их красным аурам и будут получать защитные бонусы до тех пор, пока Звонари живы. Вы услышите контрольный звонок, даже если Звонарь находится далеко (как это обычно и бывает). Хотя выслеживание каждого Звонаря может показаться игрой в прятки, их убийство стоит того, если вы хотите исследовать локацию. После смерти Звонарей все враги, находящиеся под их контролем, схватятся за головы и будут ошеломлены на нескольких секунд; с этого момента они теряют свои защитные эффекты и больше не будут появляться после своей смерти. В подземельях, смерть Звонарей немедленно убьет вызванных ими врагов. Когда вы выследили Звонарей и заставили их вступить в бой, они окажут небольшое сопротивление слабыми ударами и медленными комбинациями с использованием своего кинжала. Скорее всего вы убьёте их, прежде чем увидите атаку Тёмного Тумана, но если всё таки увидели, просто отступите, пока темнота не исчезнет, а затем атакуйте их. Звонари имеют низкую защиту и здоровье, уязвимы для парирования и ошеломления, это делает их одинаково восприимчивыми практически к любой форме атаки.
Трудная задача найти место, где прячутся Звонари, но после того как вы найдёте их, они не смогут сделать ничего такого, чтобы помешать вам окрасить булыжники их кровью. Хорошая идея, зайти им за спину, чтобы избежать ударов их кинжала и комбо-атак, у них очень низкая супер броня, и серия R1 не позволит им ударить вас, если вы первый начали атаку. Метательное оружие и расходные материалы будут пустой тратой; оружие ближнего боя сделает работу быстрее и намного эффективнее.
Локации | |||||||||||||
Яаар’гул, Духовная Деревня | 518 | 901 | 89 | 89 | 89 | 89 | 45 | 68 | 72 | 250 | 300 | — | — |
Яаар’гул, Духовная Деревня /поддержка босса/ |
345 | 901 | 89 | 89 | 89 | 89 | 45 | 68 | 72 | 250 | 300 | — | — |
Кошмар Охотника | 1.036 | 710 | 90 | 90 | 90 | 90 | 52 | 93 | 99 | 250 | 300 | — | — |
Зал Исследований | 1.147 | 2.287 | 94 | 94 | 94 | 94 | 54 | 96 | 102 | 250 | 300 | — | — |
Рыбацкая Деревня | 1.191 | 1.042 | 99 | 99 | 99 | 99 | 57 | 102 | 108 | 250 | 300 | — | — |
Подземелья Чаши /базовый/ | 211 | 114 | 73 | 73 | 73 | 73 | 45 | 68 | 72 | 250 | 300 | — | — |
- Слабость —
- Встречается в Предустановленных Подземельях Чаши: Лабиринт Птумеру, Центральный Лабиринт Птумеру, Дальняя Гробница, Нижний Лабиринт Птумеру, Больной Лоран, Нижний Лоран.
Основной /по всему Ярнаму/Поддержка босса /Яаа’ргул/
Добавить фото в галерею
Местонахождение (онлайн)Править
- Центральный Ярнам: Сухой Док — стропила в боковой зоне с Эйлин, ворон-охотник.
- Соборный округ: вверх по лестнице за воротами Часовни Идон.
- Старый Ярнам: Площадь Охотника на которой находится Союзник Джуры.
- Кладбище Хемвика: 2-й этаж Конюшни, через стропила.
- Запретный Лес: большая Ветряная Мельница позади Пушечной Аллеи рядом с Пушкой.
- Замок Кейнхёрст: Библиотека на крыше рядом со шпилем крыши.
- Бюргенверт: Колледж: Верхние Этажи.
- Верхний Соборный Округ: далее по коридору Сиротского Приюта на верхнем этаже.
- Граница Кошмара (присутствует с самого начала): Верхняя Пещера, вход в начале Центрального болота.
- Кошмар Менсиса (присутствует с самого начала): Лофт Мерго (начало): Зараженная Часовня правый балкон; Лофт Mерго (середина): в конце Лунного Пути; Лофт Мерго (конец): на Крыше.
- Кошмар Охотника: слева от верхней лестницы перед Большим Собором Кошмара; самый дальний левый тупик в Овраге Трупов перед тропой к Кровавой Площади.
- Зал Исследований: верхний левый угол на 3 этаже и верхний левый угол на 5 этаже.
- Рыбацкая Деревня: по тропе вдоль утёса от Деревенской Площади, рядом с лестницей срезом пути; Пещера с Лифтом: в яме внизу, перед побережьем, где находится Сирота Кос.
Разновидности Править
Имеются две версии, которые никак визуально не отличаются, но в корне отличаются в своих действиях.
Первая — как в основной игре, так и в чашах, просто звонит в Зловещий колокол и вызывает враждебных игроков-противников. Не появляется в игре без сети. В чашах стоит обычно в хорошо просматриваемых коридорах или около лестничных пролетов. Начинает звонить в колол, даже если вы не звали подмогу или не звонили в Зловещий звонкий колокол.
Причем в чашах встречается обычных, не Зловещих, а с обычными — проклятыми, сгнившими или зловонными подношениями.
Вторая — в Зловещий колокол никогда не звонит, появляется как в онлайне, так и без, и только вызывает волны рядовых противников — красных пауков и т.п. Стоит обычно в отдельных комнатах за дверьми. Иногда по двое.
Примечательно то, что одновременно эти два типа Женщин-звонарей никогда в одной чаше не встречаются, даже на разных слоях. Если встретили одну, второй уже не будет. Скорее всего, это такой случайный эффект чаши, указывающий на то, какого типа будут в ней Женщины-звонари. Но в онлайне, если вы призвали подмогу или позвонили в Зловещий колокол в чаше со вторим типом Звонарщиц (не зловещих чашах), то появятся ещё и первые и будут звонить в колокол, призывая вторженцев.
Примечания Править
- Звонница звонит в колокол и призывает подкрепление из кошмара, но если успеть прервать её или убить — появление поддержки не состоится.
- В онлайн режиме появляется на различных локациях и начинает звонить в колокол в поисках вторженцев, которых призывает в случае удачной проверки уровня. Если деву убить, то вторжение к игроку будет невозможно. После вашей смерти дева не появится снова, но воскреснет, если позвонить в Зловещий колокол, либо призвать кооператора (при помощи колокольчика), и её снова нужно будет убить, если вы хотите избежать вторжений.
- Не появится, если босс локации убит.
- Единственный рядовой противник, который назван в игре. Её имя видно на сообщении, которое выдаётся при начале звона ею в колокол.
Галерея Править
Начать обсуждение Обсуждение статьи «Женщина-звонарь»
-
Женщина звонарь в духовной деревне
2 сообщений
- Не могу найти звонвря возле амигдалы, стреляющей лазером. Уже все вдоль и поперек облазил. Помогите Пожалуйста! 2017-04-09T11:50:36Z
- Она находится внутри собора, где ключ от локации Хор. P.S…Аккуратнее там;) 2017-04-10T05:05:39Z
Здравствуйте, я девушка — церковный звонарь
≡ 10 Июнь 2014
А А А
Привет, я звонарь. Девушка-звонарь. Сама себе Квазимодо, можно сказать. Работа у меня отличная, не променяю ни на какую другую. Но есть моменты, которые меня достали.
Во-первых, это «цивилы». Не обязательно наши прихожане, ибо последние как раз знают обычно правильные ответы на следующие вопросы:
— Ой, а ты же такая хрупкая, это же силу надо!
А пианистка, простите, свой рояль таскать должна? Тогда почему ей такого вопроса не задаёте? Умные люди давно придумали систему подвязки, блоков, педалей и прочего. Лет этак шестьсот назад.
Кстати, растолкать даже 150-килограммовый язык не так и сложно. Физику учить надо. Нет, здорового во́рота, как в католических храмах, у нас нет. И это видно невооружённым глазом. Даже снизу.
— А как ты не глохнешь?
Так же, как прочие люди, работающие в шуме — от клепальщиков до барабанщиков в группах. Есть беруши, наушники — да просто вата, в конце концов. И да — Квазимодо оглох, потому что катался на колоколах. А у меня слух даже улучшился. И коллега работает в оркестре, если что.
— Ты монашка? А почему не в рясе?
Потому что не монашка. Вам почитать Студийский устав XV века или обойдёмся современностью? Звонарём может быть мирянин. У монахов свои проблемы.
— Ты училась в консерватории/семинарии?
Нет, на звонарей учат по-средневековому — методом подмастерья. И академическая музыка ну совсем уже ни при чём. В семинарии учат на регентов хора. Понимаю, мало информации, но вопрос уже достал.
— А можно мне подёргать/пригласить друзей?
Нет. Я же не прошусь к вам на работу поглазеть на фрезерный станок или покликать в вашем компе. Вашу лажу услышит полрайона, неумелым ударом можно порвать верёвку или даже разбить колокол (у нас таких три висит, семинаристы расколотили). И колокольня — не проходной двор, а высотное сооружение, к тому же церковное. Фиг вас кто пустит в трапезную, а я почему должна? Если очень хочется — есть пасхальная неделя, когда мы под присмотром пускаем позвонить всех. Отлавливаем любителей полазить по крыше, придерживаем тросы от желающих вдарить по-молодецки и успокаиваем боящихся высоты. Но за это нам и премия пасхальная полагается.
— Врёшь! Женщинам нельзя звонить!
А кто в женских монастырях, простите, звонит? Опять-таки, мирянин может быть любого пола. Не верите — берите бинокль и приходите в указанное время под собор. А врать — вообще грех.
Отдельный пункт — сердобольные старушки, пытающиеся устроить срочно замуж за своих внуков. Нет, это не послушание перед уходом в монастырь с горя (видимо, от отсутствия вашего внука в моей жизни). Это просто любимая работа. С личной жизнью у меня всё в порядке.
Задолбал один из священников. Все люди как люди — и на весь храм один, простите, неумный.
— Почему тихо звоните? (Он сидел в подвале, в трапезной, а не смотался домой, как обычно.)
Ну, нет у нас регулятора громкости. А в подвале, тем более зимой, когда выставлены двойные двери, ты ядерный взрыв не услышишь.
— А чего так медленно?
Потому что пост. Великий. И устав читать надо. Или хотя бы учебники для воскресной школы. Мы и так учитываем, что храм регулярно встречает архиерея, и вообще, надо красиво звонить.
— Почему похоронный играли перед службой?
Это благовест! Одиночные удары на похороны бьют католики. А вы просто приехали раньше времени и попали на начало звона. А похоронный — это перебор от малого к большому. Откройте, что ли, Закон Божий, если забыли.
— Почему так мало?
Полчаса. Вопреки всем нормам. И ровно столько же, сколько обычно. Под хороший звон время идёт незаметно, это только мы за часами следим. А зимой это вообще издевательство. Нет, варежки не спасут. Никакие. А те, что спасут, две моих зарплаты стоят. В секонд-хенде.
— А где твой жених? И почему он волосатый? Какой музыкант? Выходи за нашего семинариста!
Извините, отец ***, а вот это уже точно не ваше дело. Духовник у меня другой. А ваши семинаристы меня вдвое младше, это уже педофилия.
А в целом все мои начальники, коллеги и наш причёт — обалденные, действительно добрые люди. Даже отец ***. Он же просто беспокоится. Ну, обделил Бог некоторыми качествами — пожалеть человека надо.
И да, господа журналисты!
Не лазьте вы по крыше ради удачного кадра. В последний раз её перекрывали при царе Горохе, а нам плохая статистика ни к чему.
Не пишите слёзных историй о девочке-припевочке в церкви. Я здоровая баба со вполне заурядной биографией. Нет, никакое несчастье или раскаяние не обратили меня к Богу. Мне просто так захотелось. И научитесь писать моё гражданское имя. Или хотя бы не коверкать крещёное.
Не просите прочитать вам лекцию на тему истории звона, храма, всех святых земли русской и т. д., если вы всё равно оставите минуту со словами: «А в Пасху можно приходить всем!», а вокруг требуют нашего внимания прихожане, впервые зашедшие на колокольню. И если вы не готовы запомнить термины и даты, пишите их на бумажке или не спрашивайте, чем потом нести чушь на всю страну.
С праздниками, в общем! Аминь.
Метки: звонарь • интересно • истории • люди • психология • работа • рассказы • церковь
Во вторник в Алапаевске завершился фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земле Уральская!». Пятнадцатый год подряд он собирает звонарей не только Урала, но и из других регионов России. Мастер-классы и концерты фестиваля проходят в Каменске-Уральском, Екатеринбурге и Алапаевске. На днях у храма «Большой Златоуст» состоялся и торжественный выпуск Уральской школы звонарей.
Школа звонарей третий год действует при Уральском колокольном центре под руководством протодьякона Дмитрия Бажанова. Сам Центр — при храме «Большой Златоуст» у метро 1905 года в уральской столице. Напомним, курсы православных звонарей в Екатеринбургской епархии существуют с 2006 года, с 2015 года учеников принимают уже в Уральскую школу звонарей («ОГ» писала об этом 9.04.2015 г.). В школу поступают жители разных приходов с благословения настоятелей — из Екатеринбургской, Каменской, Курганской, Челябинской и Тюменской епархий: здесь готовы принять слушателей из разных мест России. Выпускники Уральской школы — в Пскове, Санкт-Петербурге и Москве. Протодиакон Бажанов говорит, что желающих много, но не все выдерживают учёбу — кто-то уходит. Труд звонаря непростой.
Выпускники Уральской школы звонарей 2017 года — Наталья Каштанова и Илья Фоминцев обучились искусству колокольного звона без академического музыкального образования. Фото: Павел Ворожцов
— Важно иметь хорошую координацию и физическую подготовку, — говорит отец Дмитрий. — Без музыкального образования можно обойтись, главное, чтобы было чувство ритма. Кандидат в звонари должен быть воцерковлённым человеком, служить в храме по выходным и соблюдать посты.
Возраст будущих звонарей — от 14 лет до «молодых пенсионеров». То есть на учёбу берут и школьников. 10 процентов — женщины, работают с колоколами не хуже мужчин. В нынешнем выпуске их трое. Слушатели — студенты, учителя, врачи-хирурги и даже судьи и полковники в отставке.
Прежде чем подниматься на звонницу храма, звонари тренируются на учебной колокольне в классе. Фото: Павел Ворожцов
В классе три с половиной месяца изучают кампанологию — науку о колоколах, устав колокольного звона и теорию музыки. В группе 15 человек. Рядом с доской — колокольная установка. Звучит как настоящая звонница. Практику проводит бессменный инструктор Ольга Мчедлидзе, она единственная из преподавателей звонарной школы имеет музыкальное образование. Перед выпуском — экзамены. И с первого раза сдают не все.
— Вначале удивляешься, зачем столько теории, а потом оказывается — её мало, — делится выпускница школы Татьяна Зотова. — Говорят, звонарём становишься через три года работы, а чтобы дорасти до мастера, и этого недостаточно.
Без работы звонари не остаются: каждый получает направление в храм. Отец Дмитрий говорит, что обычно его выпускники владеют и ещё какой-то востребованной профессией — учителям, врачам, следователям рады в любом городе. В некоторых случаях звонарям предоставляют и жильё.
Пока мы с выпускниками взбирались на высоту 65 метров колокольни Большого Златоуста, стало понятно, почему звонарям требуется хорошее физическое здоровье. За вечернюю службу на колокольню порой приходится подниматься по пять раз, а находиться там — от 5–10 минут (когда благовест) до часа. Зависит от длительности звона. Обычно уже через три минуты звонаря сменяет другой человек.
Во время благовеста (звона, извещающего о начале службы) звучит самый большой колокол, в «Большом Златоусте» он весит 16 тонн и управляется при помощи педали. Те, кто находятся вне храма, по звону колокола понимают, какой идёт момент богослужения.
— Колокольный звон призывает людей на молитву, помогает правильному восприятию богослужения и сохраняет тот духовный настрой, который остаётся после службы, — подчёркивает отец Дмитрий. — Многие наши классики писали: там, где звон, человек задумывается о вечном.
Справка «ОГ»
Фестиваль колокольного звона проводится в Екатеринбургской епархии с 2002 года. По традиции, концерт колокольных звонов начинается на часовне князя Александра Невского в Каменске-Уральском и завершается звонами на Божественной литургии в Алапаевском мужском монастыре Новомучеников Российских, где в том числе выступают выпускники Уральской школы.
- Опубликовано в №129 от 19.07.2017
Сюжет
Царские дни — 2017
В июле на Среднем Урале проходит православный фестиваль.