Ведь до сих пор в Хасавюрте проживает около тысячи православных верующих. И для них собор остаётся единственным местом, где можно обратиться к богу. В одном из самых известных храмов Северного Кавказа побывал наш корреспондент Мурад Магомедов.
Этот колокол отлили в 1913 для крупнейшей на Северном Кавказе церкви — Знаменского храма в Хасавюрте. Прихожанам он прослужил целый век. Для традиционного перезвона не хватало еще пары колоколов. Денег на покупку никогда не хватало. Звонарь нашел-таки выход — повесил вместо них бытовые газовые баллоны.
Валерий Галкин, настоятель церкви: «Ну трезвон был в принципе, получался, все-таки тоже, баллоны были без днища, и можно сказать это были колокольчики».
Только недавно, удалось обновить звонницу. Новые колокола по спецзаказу отлили в Ярославле. Собрать нужную сумму казалось задачей не выполнимой. В Хасавюрте живут около тысячи православных. Но на удивление всего прихода, помощь пришла, откуда не ждали.
Валерий Галкин, настоятель церкви: «Мы дали клич по всему городу, кто может и чем поможет помогите. И большинство мусульман откликнулись, дали кто мог и сколько мог».
Знаменский храм построен в неовизантийском стиле. Крестово-купольное сооружение венчают девять куполов, по количеству девяти ангельских чинов. Собор высотой 45 метров — главный символ православия на Северном Кавказе.
Советская власть превратила церковь в склад горюче-смазочных материалов. В середине века разрушительный пожар полностью уничтожил роскошное убранство собора. Сегодняшний статус храма — памятник федерального значения. Священнослужители теперь надеются, что отношение местных властей к нему станет бережным и уважительным. Теперь главное – спасти его от уплотнительной застройки. Застраивается вся прилегающая к собору территория — вот, к примеру, с восточной стороны возводят многоэтажку. Когда ее достроят, высотка закроет собой памятник архитектуры начала 20го века.
Багавдин Гаджиев, заместитель руководителя агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан: «Не думаю, что в генплане эта зона возле церкви, значится как зона для строительства многоэтажных домов. уже были поручения городу — принять меры».
Священнослужители и прихожане с нетерпением ждет того дня, когда реставраторы наконец восстановят былой облик знаменитого на весь Северный Кавказ православного храма.
Содержание
- Дагестан (храмы)
- Свято-Успенский кафедральный собор (Махачкала)
- Храм равноапостольного князя Владимира (Махачкала)
- Свято-Знаменский собор (Хасавюрт)
- Храм Казанской иконы Божией Матери (Каспийск)
- Свято-Покровский храм (Дербент)
- Храм преподобного Серафима Саровского (Избербаш)
- Свято-Никольский храм (Кизляр)
- Свято-Георгиевский собор (Кизляр)
- Храм святителя Николая Чудотворца (Крайновка)
- Храм апостола Андрея Первозванного (Тарумовка)
- Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. Орджоникидзе 148.
- Храм Александра Невского при в/ч 63354
- Храм Александра Невского Республика Дагестан, г. Буйнакск, в/ч 63354
- Храм Андрея Первозванного Республика дагестан, Тарумовский район, с. Тарумовка, ул. Пионерская 47
- Храм Георгия Победоносца при 358 батальоне Оперативного назначения Росгвардии
- Храм Георгия Победоносца республика Дагестан, г. Кизляр
- Храм Даниила Московского при в/ч 27777
- Храм Димитрия Донского Республика Дагестан, Хунзахский район, с. Арани, в/ч 2454
- Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Радищева 17
- Храм иконы Божией Матери «Знамение» Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Тотурбиева 121.
- Храм Казанской иконы Божией Матери Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина 1а
- Храм Казанской иконы Божией Матери Республика Дагестан, г. Кизляр, пос. Комсомольский, пер. Школьный 2
- Храм Николая Чудотворца Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Брянск, ул. Советская 20 «в»
- Храм Николая Чудотворца Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Крайновка, ул. Нагибина 44
- Храм Николая Чудотворца Республика Дагестан, Тарумовский район, с. Кочубей, ул. Советская 139
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Ленина 22
- Храм Серафима Саровского Республика Дагестан, г. Ибербаш, ул. Буйнакского б/н
- Часовня Александра Невского при в/ч 71718
- О распространении христианской религии в Дагестане
Дагестан (храмы)
Дагестан
Свято-Успенский кафедральный собор (Махачкала)
Свято-Успенский кафедральный собор (Собор во имя иконы Успения Пресвятой Богородицы, основанный в 1906 г.) — главный и единственный православный храм Махачкалы с 50-х годов XX века, когда в 1952 году был снесён собор Святого Александра Невского (1891—1952 гг) располагавшийся на площади Ленина, на месте нынешнего здания правительства Дагестана.
После революции храм был закрыт, а в его помещении в разные годы располагались склад и магазин. Богослужения были возобновлены только в 1943 году.
В 1969 году по благословению Патриарха Алексия I в церковь был передан иконостас из церкви Святого Архангела Гавриила (Меньшикова башня), что расположена в Москве в Архангельском переулке. Является главным православным храмом Республики Дагестан. Приход относится к Махачкалинскому благочинию Владикавказской и Махачкалинской епархии РПЦ.
Адрес: 367012 , Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Орджоникидзе (Кадырова), д.148
Телефон: +7 (8722) 69-18-09
Храм равноапостольного князя Владимира (Махачкала)
Князь-Владимирский храм, расположенный на территории правительственного комплекса на центральной площади г. Махачкалы, построен по благословению архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама при содействии Калининой Инны Васильевны на месте разрушенного в 1953 году собора в честь святого благоверного великого князя Александра Невского и освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в память 1000-летия со дня его преставления.
Открытие храма прошло в торжественной обстановке 7 мая 2016 года.
9 июня 2016 года, в праздник Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения Князь-Владимирского храма.
Адрес: Махачкала, площадь Ленина, д. 1А.
Свято-Знаменский собор (Хасавюрт)
Приход в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы построен в 1903 году в неовизантийском стиле, и является крупнейшим православным храмом Северного Кавказа, памятником архитектуры начала ХХ века, православной жемчужиной Дагестана.
Храм находится в самом центре города Хасавюрт, является архитектурной доминантой города. Купола и кресты собора далеко видны в окрестностях города.
В 2011 году храм включен в федеральную программу «Культура России», что возможно позволит провести в нем ремонтно-восстановительные работы.
Адрес: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Тотурбиева, 121.
Храм Казанской иконы Божией Матери (Каспийск)
В 1990 году было принято решение о строительстве храма. В 1993 году была отведена земля под храм. 2 февраля 1994 года приход получил официальную регистрацию. В строительстве храма принимали участие организации и предприятия города, в том числе городообразующее предприятие Каспийска – ОАО «Завод «Дагдизель».
Большую помощь в строительстве храма оказал, на то время, мэр города, Халилов Магомед Рабаданович. Вечная ему память. Большую материальную помощь оказывал и до сих пор оказывает генерал-майор РА, преподаватель Академии Вооруженных сил Герман Васильевич Кириленко, который родился и провел свое детство в этом городе.
В 2000 году храм трудами настоятеля и его многочисленных помощников был построен. 21 апреля 2002 г. верхний придел в честь Казанской иконы Божией Матери был освящен Преосвященным Александром (Ищеиным), епископом Бакинским и Прикаспийским.
В нижней части храма трудами благочинного православных приходов Махачкалинского округа протоиерея Николая Стенечкина и прихожан храма был устроен придел в честь святого священномученика Иоанна Воина. Нижний храм был освящен владыкой Александром 28 сентября 2008 г.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина 1а
Свято-Покровский храм (Дербент)
В 1901 г. в церковно-приходской школе, располагавшейся по улице Барятинская (ныне Ленина) в Дербенте, построенной силами неравнодушных горожан, был устроен Алтарь, давший начало домовой церкви, которая 1 октября 1901 г. была освящена епископом Владикавказским Владимиром.
Новая церковь, удобным образом расположенная в местах компактного проживания православных горожан, стала главным образом служить нуждам прихода. В 1902 г. во дворе теперь уже бывшей приходской школы было построено новое здание для учебных нужд, которое стало функционировать с 1903 г., а храм продолжил богослужебную деятельность.
В 1939 г. храм был закрыт, но в 1943 г. вновь передан православным верующим.
В новое время при поддержке городской администрации в храме и на прилегающей к нему территории были проведены ремонтные работы: построен церковный дом, улучшена инфраструктура, возведена новая колокольня, а в 2009 г. установлен новый иконостас.
14 октября 2009 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения отреставрированного храма.
Адрес: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Ленина, 22.
Храм преподобного Серафима Саровского (Избербаш)
В 90-х гг. XX столетия верующие жители Избербаша обратились в администрацию города с просьбой о выделении пустующей комнаты в здании школы юннатов по ул. Буйнакского. Силами православных комната была приспособлена для совершения богослужений. В 1999 г. город впервые посетил епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин). Владыка предложил создать общину и зарегистрировать ее, а уже в 2000 г. он благословил строительство молитвенного дома. По распоряжению главы городской администрации Магомеда Сулейманова, который уделял большое внимание духовным нуждам населения города, началось строительство храма. В мае 2001 г. здание сдали в эксплуатацию. Силами прихожан был изготовлен и установлен иконостас, киоты и рамы для икон, подсвечники, аналой, а также престол и жертвенник. Была приобретена необходимая церковная утварь, сшиты ризы и все необходимое для совершения богослужений.
Сейчас храм представляет собой прямоугольное здание без колокольни и купола, так как изначально предназначалось для молитвенного дома.
8 декабря 2001 г. состоялось официальное открытие, на котором присутствовали протоиерей Николай Стенечкин, глава городской администрации Магомед Сулейманов и другие.
Одновременно продолжались работы по благоустройству храма и прилегающей к нему территории.
1 сентября 2002 г. епископом Бакинским и Прикаспийским Александром был освящен престол храма в честь преподобного Серафима Саровского.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, г. Избербаш, ул. Буйнакского б/н
Свято-Никольский храм (Кизляр)
Здание Свято-Никольской церкви на русском кладбище сохранилось с 1795 года – это единственный храм, уцелевший в советское время в Кизляре.
В настоящее время храм приписан к Свято-Георгиевскому собору г. Кизляра.
При храме функционирует воскресная школа для детей.
Святыни храма — два ковчега с частицами мощей святых угодников Божиих.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Радищева 17
Богослужения в Никольском храме совершаются по субботним и воскресным дням, а также в двунадесятые и великие праздники.
Свято-Георгиевский собор (Кизляр)
Здание храма сооружено в 1995 г. на средства администрации и предприятий города Кизляра. Храм имеет форму креста с возвышающейся над входом колокольней. Храм освящен епископом Бакинским и Прикаспийским Александром (Ищеиным) в 2002 г.
В 2009 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свято-Георгиевскому храму г. Кизляра был присвоен статус собора.
При соборе функционирует духовно-просветительский центр, в котором имеется библиотека православной литературы, воскресная школа, где обучаются около 150 детей, и благотворительная трапезная.
Адрес: Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Советская, 14 «А».
Храм святителя Николая Чудотворца (Крайновка)
В 30-х гг. XX столетия жители с. Бирюзяк, занимавшиеся рыбным промыслом, были выселены в местечко Крайновка Кизлярского района. Брошенные на произвол судьбы, не имея каких-либо средств к существованию, они длительное время жили в землянках.
В 1943 г. жители села приобрели помещение и обустроили в нем молитвенный дом. В 1956 г. начали строить храм, который был освящен малым чином.
Благодаря содействию местной администрации в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы: заменен пол, оштукатурены стены внутри и снаружи, благоустроена прилегающая к храму территория, возведена каменная церковная ограда.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Крайновка, ул. Нагибина 44.
Храм апостола Андрея Первозванного (Тарумовка)
О храме сохранились весьма скудные сведения. Известно, что храм был построен помещиком Андреем Тарумовым и освящен в честь его небесного покровителя — святого апостола Андрея Первозванного. Первые записи о богослужениях датируются 1885 г.
В 1935 г. храм был закрыт. Здание храма в разное время использовалось под клуб, ресторан, кинотеатр, а затем в качестве автостанции.
В 1993 г. по просьбе жителей села здание было возвращено Церкви. Трудами районной администрации храм был облицован кирпичом, возведена звонница, территория обнесена каменной оградой.
В 2005 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения храма в честь святого апостола Андрея Первозванного.
Адрес: Россия, Республика Дагестан, Тарумовский район, с. Тарумовка, ул. Пионерская 47
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы Республика Дагестан, г.Махачкала, ул. Орджоникидзе 148.
- Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Махачкалинский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Орджоникидзе 148 Сайт:uspenie-mahach.cerkov.ru/
-
Храм Александра Невского при в/ч 63354
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Город Буйнакск, ул. Али-Клыча 4. Сайт:alexander-63354.cerkov.ru/
-
Храм Александра Невского Республика Дагестан, г. Буйнакск, в/ч 63354
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Махачкалинский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, г. Буйнакск, ул. Али-Клыча №4, в/ч 63354 Сайт:an-buinaksk.cerkov.ru/
-
Храм Андрея Первозванного Республика дагестан, Тарумовский район, с. Тарумовка, ул. Пионерская 47
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Тарумовский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, Тарумовский район, с. Тарумовка, ул. Пионерская 47 Сайт:andreypervozvan.cerkov.ru/
-
Храм Георгия Победоносца при 358 батальоне Оперативного назначения Росгвардии
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия Язык богослужений:церковнославянский Адрес:станица Червленная Шелковского района Чеченской республики Сайт:georgy-385.cerkov.ru/
-
Храм Георгия Победоносца республика Дагестан, г. Кизляр
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Кизлярский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дашестан г. Кизляр, ул. Советская 14 «а» Сайт:sobor-cvgeorg.cerkov.ru/
-
Храм Даниила Московского при в/ч 27777
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия Язык богослужений:церковнославянский Адрес:п. Ханкала, Чеченская Республика Сайт:daniil-27777.cerkov.ru/
-
Храм Димитрия Донского Республика Дагестан, Хунзахский район, с. Арани, в/ч 2454
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Махачкалинский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, Хунзахский р-он, с. Арани, в/ч 2454 Сайт:dd-hunzah.cerkov.ru/
-
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Радищева 17
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Кизлярский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Радищева 17. Сайт:mbvziskanie.cerkov.ru/
-
Храм иконы Божией Матери «Знамение» Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Тотурбиева 121.
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Махачкалинский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, г. Хасавюрт, ул. Тотурбиева 121 Сайт:znamenie-has.cerkov.ru/
-
Храм Казанской иконы Божией Матери Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина 1а
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Махачкалинский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Ленина 1а Сайт:kbm-kaspiy.cerkov.ru/
-
Храм Казанской иконы Божией Матери Республика Дагестан, г. Кизляр, пос. Комсомольский, пер. Школьный 2
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Кизлярский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, г. Кизляр, пос. Комсомольский, пер. Школьный 2 Сайт:mbkazan2.cerkov.ru/
-
Храм Николая Чудотворца Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Брянск, ул. Советская 20 «в»
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Кизлярский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Брянск, ул. Советская 20 «в» Сайт:nikolski-bryansk.cerkov.ru/
-
Храм Николая Чудотворца Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Крайновка, ул. Нагибина 44
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Кизлярский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Крайновка, ул. Нагибина 44. Сайт:nikola3.cerkov.ru/
-
Храм Николая Чудотворца Республика Дагестан, Тарумовский район, с. Кочубей, ул. Советская 139
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Тарумовский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, Тарумовский район, с. Кочубей, ул. Советская 139 Сайт:nikolaychud.cerkov.ru/
-
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Ленина 22
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Махачкалинский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Ленина 22 Сайт:pokrov-derbent.cerkov.ru/
-
Храм Серафима Саровского Республика Дагестан, г. Ибербаш, ул. Буйнакского б/н
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия, Махачкалинский церковный округ Язык богослужений:церковнославянский Адрес:Россия, Республика Дагестан, г. Избербаш, ул. Буйнакского б/н Сайт:ss-izberbash.cerkov.ru/
-
Часовня Александра Невского при в/ч 71718
Принадлежность: Русская Православная Церковь, Махачкалинская епархия Язык богослужений: Адрес:Чечня, город Шали Сайт:alexander-71718.cerkov.ru/
О распространении христианской религии в Дагестане
Распространение христианства — одно из проявлений международных связей на Кавказе, ибо религиозный признак всегда определял внешнеполитическую ориентацию народов. Проблемы проникновения христианской религии в Дагестан представляют большой интерес, так как с ними связаны различные аспекты культуры, общественного развития и взаимоотношений народов. Остановимся на некоторых из них.
Несмотря на свою актуальность, тема распространения христианства в дагестанской исторической литературе изучена мало из-за отсутствия необходимого фактического материала. Лишь отдельные ее стороны затронуты в трудах исследователей XIX-XX вв. Так, П. К. Услар, изучивший фольклор и языки дагестанских народов, едва прослеживал следы христианской религии в Дагестане, и, по его мнению, роль ее была весьма незначительной, что объясняется удаленностью края от очагов христианской религии — Грузии и Армении 1. По версии А. В. Комарова, христианство не имело широкого распространения в Дагестане. В докладе на V археологическом съезде в 1881 г. древнегрузинские надписи из Аварии он приписал пленным грузинам 2.
Материалы о проникновении христианской религии в Дагестан приводит и М. М. Ковалевский 3. Однако, свидетельства об этом он также считает случайными находками. Сведения о христианских храмах в долине Аварского Койсу сообщает М. Алиханов-Аварский, но, по его мнению, «христианство никогда не проникало в Дагестан» 4. Некоторые материалы о христианстве в Дагестане содержатся в работе Г. Н. Прозрителева 5. Ряд ценных суждений о путях проникновения христианской религии в Дагестан высказал А. Гасанов в комментариях к работе «Асари Дагестан» 6. Разнообразные данные, свидетельствующие о распространении христианства в Аварии, собрала экспедиция под руководством Н. Яковлева 7. Один из найденных письменных памятников, относящихся к христианству, опубликовал Н. Я. Марр 8.
Большую ценность представляют публикации академика А. С. Чикобава 9 и профессора Т. Е. Гудава 10 о крестах из Аварии с грузинскими и грузино-аварскими надписями. Вопрос о распространении христианства в Дагестане освещен также в трудах Д. М. Атаева11.
На основании письменных источников, данных эпиграфики и обширной литературы значительный вклад в изучение вопроса проникновения христианской религии внес А. Р. Шихсаидов 12.
Как известно, христианство возникло в середине I в. в восточных провинциях Римской империи, и уже в IV в. христианская религия превратилась в государственную религию на всей ее территории.
В Армении идеи христианства начали проповедовать еще во II в. Из Сирии и Малой Азии в Армению проникали сирийские и греческие проповедники христианства. Сохранились сведения, что в III в. во многих районах Армении были организованы не только тайные христианские общины, но даже было создано епископство.
В первой половине IV в., в период царствования Шапура II, Сасанидский Иран повел новое наступление на соседние государства.
Армения и Картлийское царство правильно оценили создавшуюся обстановку. Было ясно, что Сасанидский Иран представлял собой для них гораздо большую опасность, и поэтому Армения и Картли решительно ориентировались на Рим (Византию).
Одним из проявлений этой ориентации было принятие ими христианства в качестве государственной религии вскоре после получения покровительства со стороны государственной власти в Риме.
В Армении христианство было объявлено государственной религией в начале IV в., в Картли — в 337 г., в Кавказской Албании — в 323 г.
Большую ценность для освещения темы представляют сирийские, армянские, грузинские письменные источники и археологические материалы.
Историю христианизации населения приморского Дагестана, в частности гуннских племен, впервые поведал Фавстос Бузанд 13.
Весьма важным является сообщение автора VII в. М. Каганкатваци о христианском посольстве епископа Исраиля к гуннам, через ворот Чога, недалеко от Дербента 14. Анализ текста армянского автора дан в работе С. Т. Еремяна, который описывает приморский и горный маршруты посольства 15.
Первое сообщение о попытках армянской церкви распространить христианство в районе Дербента относится к 1 половине IV в. Как пишет Е. Козубский, в одном из списков «Дербенд-наме» сказано о принятии христианства жителями Дербента в 335 г. «от имени какого-то Несманшаха» 16. В связи с событиями, охватывающими 315-390 гг., Ф. Бузанд сообщает, что «в стан аршакидского царя маскутов, имя которого было Санесан», был отправлен молодой епископ Григорис. Сперва маскуты и гунны подчинились и приняли христианские проповеди, однако вскоре Санесан и его войско отказались от христианства.
Христианские миссионеры позже активизировали свою деятельность в Дагестане. С проникновением христианства связано основание в Дербенте храма, здание которого впоследствии было приспособлено под Джума-мечеть.
Еще И. Н. Березин писал, что «местное христианское предание приписывает это здание нашей религии» 17.
Мнение о том, что Джума-мечеть перестроена из христианского храма, опирается не только на местное предание, но и подкрепляется у некоторых авторов таким аргументом, как базиликальный характер здания. По размерам она мало чем уступает крупнейшим христианским храмам Кавказа IV-VI вв. и не имеет аналогов 18. Обследовавший этот памятник М. И. Артамонов отмечает, что «без сомнения, для мечети приспособлено здание, выстроенное одновременно с древнейшей частью каменных укреплений. Стены мечети возведены в той же технике, что и постройка Ануширвана. Судя по плану, это было здание типа базилики, что согласуется с преданием, по которому дербентская Джума-мечеть ранее была христианским храмом» 19.
Наиболее ревностным распространителем христианства в Кавказской Албании был царь Вачаган III (487-510 гг.). Церковная иерархия, учрежденная им по образцу феодальной, со временем стала пользоваться широкими правами, иногда и в ущерб канонам светской власти.
Так, постановлением созванного Вачаганом собора узаконили право церкви на судопроизводство и передали в ее ведение ряд спорных бытовых вопросов.
В первой трети VI в. н. э. к гуннам Прикаспия прибыл армянский епископ Кардост с пятью священниками, которые несколько лет «многих окрестили и обучали…». Кардоста сменил армянский епископ Макар, деятельности которого приписывается строительство церкви. Однако их просветительная деятельность затронула лишь небольшую часть приморского населения Дагестана.
В 682 г. в «страну гуннов» Алп-Илитвера прибыла миссия епископа Исраила для реализации одного из основных условий договора между Албанией и «страной гуннов» — принятия гуннами христианского вероучения. В «стране гуннов» первыми его приняли великий князь Алп-Илитвер и знать гуннского общества.
Христианство насаждалось среди населения Кавказской Албании с большим трудом. Здесь оно не пустило столь глубоких корней, как в Армении и Картли, и люди продолжали поклоняться своим богам, как об этом говорится у М. Каганкатваци. В VII в., т. е. три века спустя, после проповедей Григориса в Тардмане снова имеет место крещение византийским императором Ираклием албанского правителя Вараз-Григора «и всего его народа».
Интересно, что в связи с деятельностью армянских христанских миссионеров в Кавказской Албании во всех языках Дагестана сохранилось древнее обозначение луны (божества, которому поклонялись албаны). Как считает лингвист Г. Дюмезиль, только в удинском, самом южном дагестанском языке, наиболее подвергнувшемся христианизации, древнее местное название луны — vaz — заменено словом xas, названием, совершенно изолированным, которое совпадает с армянским хас — «крест», т. е. термином, которым удины ныне тоже обозначают «крест». Борясь с языческим культом луны, армянские христианские проповедники название древнего местного божества заменили словом, обозначающим высший христианский символ 20.
Одним из факторов, благоприятствовавших деятельности миссионеров в Дагестане, было усиление политического влияния армянских царей на южный Дагестан. Об этом свидетельствуют арменизмы в дагестанских языках. Проблема армяно-дагестанских языковых взаимоотношений естественным образом вырастает из общего контекста длительных этнокультурных контактов носителей армянского и дагестанских языков. В дагестанских языках различаются лексические арменизмы троякого рода 21.
Исследователи предполагают довольно раннюю, соотнесенную с доарабской эпохой, хронологию проникновения, по крайне мере, части арменизмов в дагестанские языки. Чога не переставал быть распространителем христианства и после перенесения патриаршего престола. Католикос Виро и после этого продолжал подписываться как «католикос Агванский, Лбинский и Чога» 22. Источники сообщают о распространении христианства в Хайзане, Зирихгеране, Табасаране и других владениях.
Царь Хайзана (под Хайзаном подразумевается Кайтаг или Джидан) по имени Адзернарсе исповедывал, как сообщают авторы Х в., три религии: «в пятницу он молился с мусульманами, в субботу — с евреями, а в воскресенье — с христианами». Таким образом, не только царь здесь был христианин. Очень интересно сообщение Ибн Руста о мирной проповеди религий: «все последователи этих религий призывают к своей вере и каждый считает, что истина в руках его…» 23.
С распространением религии шло проникновение христианской терминологии в письменность. Так, в некоторых аулах Дагестана найдены каменные плиты с албанскими буквами.
Большую роль в распространении христианства в районах Западного Дагестана играла Картли. При Мириане (середина IV в. н. э.) были предприняты лишь первые, довольно неудачные шаги, однако государственная власть Картли не переставала стремиться к этой цели. В грузинском источнике «Картлис цховреба» говорится, что преемник Мириана — его сын Бакар — «обратил в христианство большинство кавкасионов, обращение которых не удалось его отцу».
Царь Арчил (VIII в.) действовал в том же направлении: он насильно крестил (т. е. обращал в христианство) нухпатийцев — «язычников, имевших душу диких зверей» (речь идет о территории, где сидел эристави царя, «управляющий тушами и хунзами и всеми язычниками тех гор»).
Обращение горцев в христианство было длительным процессом 24. В цахурском владении, известном под названием Цукетии, была выстроена «церковь Карси», в связи с чем активизировалась и деятельность проповедников.
В последующие века проникновение христианской религии из Грузии в западные районы Дагестана принимает широкий размах. Во многих аварских аулах обнаружено большое число христианских памятников-могильников, датируемых VII-X вв.
В ходе работ Дагестанской археологической экспедиции 1955-57 гг. на территории входившей в Серир, добыт разнообразный материал, который позволил сделать целый ряд новых наблюдений о времени распространения и характере раннего проникновени христианства в аварские аулы 25.
В результате полевых археологических исследований были выявлены христианские могильники, расположенные у селений Урада, Тидиб (Шамильский район), Хунзах и Галла (Хунзахский район), Тинди и Кванада (Цумадинский район), Ругуджа (Гунибский район). Некоторые из них, как, например, могильники у селений Урада, Хунзах, Тадраал, Ругуджа, Кванада, подвергнуты раскопкам.
Наибольший интерес представляют раскопки Урадинского могильника, отразившего процесс постепенной христианизации Аварии. Он расположен на расстоянии 0,5 км к юго-западу от селения Урада. В раскопках найдены два каменных креста, сделанных из грубо отесанных каменных плит.
( Изображение креста появляется задолго до возникновения христианской символики. Знаки в виде крестов на памятниках из Дагестана известны с эпохи бронзы. Поэтому христианская символика горцами воспринималась в процессе христианизации как нечто близкое 26.)
Имеются сведения о христианских памятниках к северо-востоку от Урада у хутора Чориш, собранные Д. М. Атаевым.
«По сообщению местных жителей, — пишет он, — в Гидатле имелись христианские церкви. Они были, по предположениям, в Ураде и Тидибе. Это подтверждается находкой в Тидибе бронзового кадила, в местности, где раньше якобы существовала христианская церковь (гьат/ан)» 27.
Из христианских памятников большой интерес представляет Датунский храм, который P. O. Шмерлинг датирует концом Х и первой половиной XI в.
Христианские могильники найдены вблизи Хунзаха, в местности «Тадраал». На расстоянии 10-15 км от этого могильника Д. М. Атаев обнаружил три каменных креста с грузинской и грузино-армянской христианской символикой 28.
В Дагестанском краеведческом музее хранится еще один крест с надписью на аварском и грузинском языках, найденный в Хунзахе. По мнению Д. М. Атаева, этот крест также связан с могильниками «Тадраал». Надпись на нем расшифрована академиком А. С. Чикобава и датируется XIV веком.
В 1957 г. отряд Дагестанской археологической экспедиции приобрел еще два камня с надписями X-XI вв. на древнегрузинском языке, найденных на «Тадраале» 29.
В работе «Нагорный Дагестан в раннем средневековье» Д. М. Атаев приводит и другие памятники, свидетельствующие о распространении христианской религии в аварских аулах. Это крест, хранящийся в Хунзахской средней школе, каменная плита с надписью на древнегрузинском языке «джвари кристейси», что означает «крест Христа».
Христианские памятники были найдены в урочище Гала, расположенном недалеко от селения Батлаич. В 1950 г. был найден каменный крест с древнегрузинской надписью, которая расшифрована Т. Е. Гудава 30. В селении Гиничутль, вблизи урочища Галла, имеется камень с древнегрузинской надписью, вмонтированный в стену одного из домов. Обломок креста с высеченными на нем древнегрузинскими буквами происходит из селения Гоцатль. Вблизи селения Хини существовала церковь, в Тадраале найден камень с изображением креста, христианские храмы обнаружены и в долине Аварского Койсу, близ хутора Заи.
В аулах Гунибского района — Ругудже, Чохе, Гонода и других также найдены каменные кресты и другие христианские памятники.
«В этом же районе (Гунибском) группа селений Бацада, Унти, Шулани с прилегающими хуторами, — отмечает Д. М. Атаев, — носят название Гуржильи, что связывается с былым распространением здесь христианства» 31.
В работах Д. М. Атаева приводятся сведения о христианских памятниках из Цумадинского, Шамильского (Кахибского), Гумбетовского, Унцукульского, Ботлихского и других аулов.
Разнообразные кресты, найденные в Аварии, весьма близки к декоративно-прикладным формам искусства.
Однако не столько характер изводов крестов, сколько наличие самих христианских могильников около селений, где они встречаются, доказывает принадлежность их к христианским памятникам 32.
О распространении христианской религии в дагестанских аулах свидетельствуют и другие материалы — лингвистический, топонимический и фольклорный. Так, слово «гьатан» в аварском языке означает христианский храм, а «гьота/нкхо» — день «гьат/ана», т. е. «день церкви» — воскресенье.
По многочисленным преданиям, в древности аварские аулы были заселены христианами, что подтверждается именами христианского происхождения среди некоторых аварцев.
Распространению христианской религии на территории Аварии способствовали как активизация внешней политики Грузии при царе Арчиле в VII-VIII вв., так и традиционные дагестано-грузинские связи 33.
«Время упрочения христианства в Аварии, — пишет Д. М. Атаев, — падает на Х-ХII века, т. е. на эпоху, когда средневековая Грузия достигла вершины своего политического и культурного развития. Именно к этому периоду относится большинство христианских древностей Аварии» 34.
В Аварию одновременно проникает и мусульманская религия, и столкновение ислама и христианства здесь носило ожесточенный характер 35.
Христианство сохраняло свои позиции в Аварии и в период первой трети XIV столетия. Например, царь Георгий Блистательный (1318-1346 гг.) упрочил свою власть, и, согласно грузинским источникам, в это время в обществах Анцуха и Хунзаха существовали христианские храмы. В этом же источнике упомянут Хунзахский епископ, который имел резиденцию в Хунзахе. Если верить грузинским источникам, при царе Александре (1413-1443 гг.) из Дагестана были изгнаны арабские муллы и «страна была приведена в прежнее состояние», т. е. здесь снова доминировала христианская религия.
Итак, на обширной территории Аварии, от Чирюрта до Гидатля и от Цумадинского района до Гунибского, рельефно прослеживаются следы былого распространения христианской религии. Поражает разнообразный характер материала, подтверждающий это. Распростанение христианства прослеживается не только по данным археологии и эпиграфики, но также и в искусстве, и в быту 36.
Знаток арабского языка М.-С. Саидов писал: «В 888 г. хиджры, что соответствует 1483 г. н. э., ислам вытеснил христианство из гидатлинской Аварии, куда оно было занесено грузинскими миссионерами» 37.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в средневековую эпоху распространение христианской религии не всегда происходило мирно, темпы ее проникновения в дагестанские владения были неодинаковыми, о чем свидетельствуют многочисленные памятники христианства.
Одновременно с христианством в Дагестан проникла и письменность. Христианская религия оказала влияние на развитие искусства, архитектуры, строительного дела определенной части населения края, а также способствовала дальнейшему расширению связей Дагестана с народами Закавказья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Услар П. К. Начало христианства в Закавказье и на Кавказе // Кавказские горцы: Сборник сведений. Вып. 2. М., 1992. С. 16-17.
2. Труды предварительного комитета V археологического съезда в Тифлисе. Тифлис, 1885. С. 124.
3. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М. 1890. С. 147-148.
4. Алиханов-Аварский М. В горах Дагестана // Кавказ. 1896. ? 254.
5. Прозрителев Г. Н. Древние христианские памятники Северного Кавказа. Ставрополь, 1906. С. 12-14.
6. Алкадари Г. Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1929. С. 170 (примечание-32).
7. Яковлев Н. Ф. Новое в изучении Северного Кавказа // Новый Восток. 1924. ? 5. С. 238-252.
8. Марр Н. Я. Албанская надпись // КС ИИМК. 1934. XV. С. 10 (рис. 2).
9. Чикобава А. С. Грузино-аварская надпись XIV в. из Дагестана // Сообщения Грузинского филиала АН СССР. Тбилиси, 1940. ? 4. С. 325.
13. Фавстос Б. История Армении. Ереван, 1953.
14. Каганкатваци М. История агван / Пер. К. Патканова. СПб., 1861. С. 191-192.
15. Еремян С. Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп Илитверу // Записки Института востоковедения АН СССР. Т. 7. 1939. С. 150.
16. Козубский Е. И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура. 1906. С. 12.
17. Березин И. Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850. С. 143-145.
18. Хан-Магомедов С. О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979. С. 134-135.
19. Артамонов М. И. Древний Дербент // СА. 1946. ? 8. С. 141.
20. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959. С. 293.
21. Виноградов О. И., Климов Г. А. Об арменизмах в дагестанских языках // Этимология. 1977. М., 1979. С. 155.
22. Каганкатваци М. История агван. С. 131.
23. Ибн Русте. Книга драгоценных камней / Пер. Н. Караулова // СМОМПК. Вып. 32. Тифлис, 1889. С. 47.
24. Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959. С. 130.
25. Атаев Д.М. Христианские древности Аварии. С. 161-182
26. Атаев Д. М., Марковин В. И. Петрографика горной Аварии. С. 346-347.
27. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала, 1963. С. 201.
28. Он же. Каменные кресты из окрестностей Хунзаха. С. 182-185.
29. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. С. 203.
31. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. С. 206.
32. Там же. С. 208; он же. Христианские древности Аварии. С. 178.
34. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. С. 209; он же. Христианские древности Аварии. С. 179.
35. Шихсаидов А. Р. О проникновении христианства и ислама в Дагестан. С. 54-77.
36. Атаев Д. М. Христианские древности Аварии. С. 182; он же. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. С. 212.
37. Саидов М. С. Из истории возникновения письменности у народов Дагестана // Языки Дагестана. Махачкала, 1976. Вып. 3. С. 123.