Содержание
- Жизнь священника в современном мире
- Чем занимаются священники
- Жизнь современных священников и первых христианских иереев
- Сисадмин в рясе. Правда и мифы о жизни служителей церкви за ее пределами
- Сисадмин в рясе
- Крест всегда железный
- «Сегодня быть священником труднее»
- Приходской священник
- Значение словосочетания «приходские священники»
- Церковный доход. На что жили приходские священники
- В ожидании зарплаты
- «Приход со взятием…»
- «Напоить попа и начать палить ему бороду…»
- «Ты читай по книге, мы и будем знать, что ты читаешь божественное…»
- «В ее сознании Церковь и колдун — просто разные департаменты…»
- «Где в русских книгах сказано, чтобы пили водку?..»
- Универсал
- Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев
- Кого сегодня наделяют званием «старца»?
- Самые известные старцы: феномен православного старчества
Жизнь священника в современном мире
В настоящее бурное время ускорения развития прогресса, страстей и обмана, суеты и алчности церковь является тихим пристанищем упокоения на время. Но для её служителей вряд ли храм является местом отдыха. Они, словно пчёлки, трудятся на благо людей, во имя их спасения. Чем отличается жизнь современных священников от жизни первых христианских иереев?
Чем занимаются священники
Часто можно услышать слухи и мифы о «роскошной жизни попов». Они, дескать, собирают последние копейки с бедных пенсионерок, покупают на них новые иномарки и строят большие дома для своей семьи. Они никогда ничем не заняты, отращивают животы и имеют пристрастие к алкоголю.
Но если посмотреть внимательнее на жизнь священников, можно увидеть, что это совсем не так. ЕщЁ Некрасов в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо», правдиво изобразил нелегкую жизнь попов: едут по вызову в любую погоду и дорогу к больному, покойнику, а сколько раз им приходилось быть свидетелем отхода человека в вечность. Они – свидетели чужого горя, им приходится утешать родственников, брать на себя людские горести, а это – совсем непросто.
Далее писатель повествует о том, что денег-то за этот труд ему платят совсем немного, потому что крестьяне бедные, а с некоторых и вовсе взять нечего (в те времена еще не надо было тратиться на бензин). Жену священника и его детей постоянно преследует людская молва, сплетни, неприязнь. Это тоже переносить совсем непросто.
Современным батюшкам (сельским и городским) некогда даже передохнуть и поесть по причине большой занятости.
Их день строго распланирован:
- службы;
- требы;
- беседы с прихожанами и т.д.
А часто ли видят отца семейства жена и дети его? Об этом лучше не говорить. Уже не секрет ни для кого, что жёны священников подобны матерям — одиночкам. Сами водят детей в школу, занимаются их воспитанием и т.д . Дети священника растут без отца. Потому что в единственный выходной в неделю папа отсыпается по причине страшной усталости.
Домашним священника приходиться смиряться с тем, что жизнь отца принадлежит полностью прихожанам и храму, а им мало что достается по причине его усталости.
Жизнь современных священников и первых христианских иереев
Конечно, сходство только в одном: жизнь современных и древних священников неразрывно связана с приходом. Там они совершают службы, Таинства, требы. Там встречаются с прихожанами, беседуют, берут на себя груз их грехов.
Разница все же есть и немалая. Древних иереев преследовали гонения от врагов Церкви. Даже архиереям приходилось скрываться от гонителей и убийц. В Древнем Патерике описано много подобных случаев.
Сейчас нет гонителей христиан, но современных священников преследуют другие скорби и искушения. Это: «прелести мира сего и деньги», как предсказывал святой Серафим Вырицкий. Он говорил, что в последние времена погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, и «гонения будут иметь самый непредсказуемый характер».
Проблемы современных священников
Поэтому современным священникам особенно тяжело. Кроме физической занятости, душевной боли за прихожан, батюшка искушается «духом мира сего». Также проблема современного священства в том, что они не всегда могут поделиться своими нуждами и получить совет и поддержку от вышестоящих церковных чинов.
Архиереи теперь совсем не те, что были в первые века христианства. Святой Николай Чудотворец был архиереем, но он сам подбрасывал мешочки с золотом нуждающимся, помогал бедным. Даже представить себе невозможно, чтобы он требовал денежных налогов с иереев, что происходит сейчас. И несчастные священники вынуждены как-то выходить из трудного положения, а именно: отдавать архиерею в качестве налога свои детские пособия.
Из всего вышесказанного можно сделать объективный вывод об истинности мифов о «зажравшихся попАх».
Кроме того, разница нынешнего иерейства по сравнению с первыми священниками в том, что они вынуждены не отставать от жизни, пытаться быть начитанными, эрудированными и в курсе всех происходящих в мире событий. Потому что им часто приходится выступать перед публикой и отвечать на многие каверзные вопросы. Также они должны иметь острый ум и тонкое чувство юмора, чтобы не попасть впросак перед публикой.
Лучший проповедник нашего времени, по свидетельству многих, протоиерей Андрей Ткачев, полностью справляется с этой задачей. Его часто приглашают на встречи, беседы (особенно с молодежью). И он, благодаря своему уму, начитанности, компетенции по многих вопросах, и с Божьей помощью, конечно, всегда находит правильный ответ даже на самые сложные и каверзные вопросы. А его чувству юмора можно только позавидовать.
Такова нелегкая задача современного священства – быть всегда в гуще жизни, в курсе всех событий, «гореть» духом, переживать за всех прихожан, брать их беды на себя, быть прообразом Самого Христа, приносить Ему бескровные жертвы на литургии и при этом никогда не уставать! Храни Господь!
Что ответить людям, которые говорят, что священники воруют
Протоиерей Андрей Ткачёв
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Сисадмин в рясе. Правда и мифы о жизни служителей церкви за ее пределами
Священнику храма Иоанна Предтечи Сергею Савенкову 26 лет. Окончил духовное училище, затем – Царицынский православный университет. Он откликнулся на просьбу читателей «АиФ» – НП» рассказать, как живут священнослужители.
Сисадмин в рясе
Точнее, речь шла о мифах, сложившихся вокруг этой профессии, – поскольку сами священнослужители редко рассказывают о своей обыденной жизни.
Итак, слух первый: священник может жениться лишь два раза, второй – если умрёт первая жена. Отец Сергий опровергает эту легенду:
– Идти под венец мы можем только один раз, причём до рукоположения в сан. Второй брак разрешается только мирянам – как снисхождение к слабости человека. А священник изначально должен являть пример и в мирской жизни.
Священники никогда не разводятся – если только жена не уходит сама. Случаи расторжения брака – из ряда вон, и каждый жёстко контролируется управляющим епископом. Если супруга умерла, священнослужитель или остаётся вдовцом, или принимает монашеский сан. Кстати, сам отец Сергий женат, у него двое детей. Хотя брак не считается обязательным условием для вступления в сан.
– Но весьма желательным, – напоминает Савенков. – Потому что нет гарантии, что у холостого священника хватит духовных сил воздержаться от блуда и других соблазнов.
Супруги священников не делают абортов, поэтому их семьи обычно многодетные.
Слух второй: служитель православной церкви может подрабатывать на стороне.
– А вот это правда, – подтверждает отец Сергий. – Теоретически священник может работать где угодно, но на практике такое бывает крайне редко. В РПЦ это просто не принято.
Но если кто-то захочет заняться другим делом в свободное время, он должен согласовать эту работу с графиком служения и правящим архиереем. Одно время такая практика была и у моего собеседника: он ездил в фирму настраивать компьютеры. А вообще, говорит Савенков, подработка характерна для Русской православной церкви за рубежом. Там всё наоборот: священники не имеют поддержки государства, их не могут полностью содержать малочисленные общины. Поэтому церковные иерархи там запросто работают редакторами газет и журналов, преподают в светских учебных заведениях, лечат людей в больницах.
– Типа Охлобыстина?
Отец Сергий напоминает, что этот режиссёр одно время тоже совмещал служение священником и работу актёром, но после выхода фильма «Царь» ему объяснили, что так делать невозможно.
– Думаю, ненормально и то, что община не может обеспечить нормальную жизнь священнику, – продолжает об отце шестерых детей Охлобыстине и о своей жизни Сергей Савенков.
Тогда вопрос третий: почему священники ездят на джипах? Отец Сергий говорит: далеко не все. Из чего складываются заработки?
– Двояким образом. С одной стороны, существует оклад – мой товарищ в Котельникове получает в месяц пять тысяч рублей. И есть определённый доход от совершения треб. У меня это ещё семь-восемь тысяч.
В советские времена ходили слухи, что подоходный налог на служителей культа был 70 процентов. Интересно, как сейчас?
– На современном этапе этот налог такой же, как для всех, – утверждает священник. – Но мы не можем рассчитывать на церковную пенсию. Правда, у меня есть трудовая книжка, поэтому должен буду получать минимальную пенсию от государства. Однако трудовая есть не у всех.
А вообще священник служит столько, насколько хватает сил. И до конца дней его должны содержать прихожане.
– Мы не можем оставить своё служение, во-первых, из чувства долга, а во-вторых, из меркантильных интересов. Хотя преобладает чувство долга, – закрывает денежную тему отец Сергий.
Крест всегда железный
Вот ещё одна легенда: дома у священника как-то по-особенному. Мой собеседник не согласен: обстановка может быть такая же, что у всех. Телевизор, компьютер, радио, Интернет. Разумеется, нельзя вешать на стены плакаты из мужских журналов или держать в серванте африканскую статуэтку в форме фаллоса.
– Дресс-код священника связан с элементарными нормами приличия, – поясняет Сергей Савенков. – Моя жена не может надевать коротких юбок, вызывающе краситься. А сами священники имеют право даже на шорты. Я люблю ходить в баню, в бассейн, на пляж.
Следующий интересный вопрос: если не говорить о постах, священнику и в обычные дни можно есть не всё. Например, запрещён чеснок – он как-то связан с нечистой силой. Савенков разочаровал и здесь:
– Насчёт еды нет никаких запретов. Иоанн Креститель питался кузнечиками, когда жил в пустыне. В Таиланде священник имеет право попробовать любое экзотическое блюдо. А запрет на чеснок – из мифов и легенд.
Пить священнослужитель тоже может всё, а не только кагор. Как и для любого православного человека, тут важна мера. А вообще не надо удивляться, если увидишь священника в ресторане. Это ничуть не противозаконно.
Говорят, священники не имеют права носить серьги, золотые часы и цепи. Кстати, почему у одних священнослужителей серебряные кресты, а у других – золотые?
– Ни то, ни другое, – улыбается Савенков. – «Серебро» здесь – обычное железо. А «золото» состоит из того же железа, покрытого парой микрон настоящего золота. Первый дают в начале служения, после 10 лет – наградной, так называемый золотой. Крест с камнями положен священникам, которые очень долго служат церкви.
И последняя легенда: священники почему-то стараются жить не в квартирах, а в домах. На это Савенков ответить не может:
– У меня ни того ни другого. Жильё я снимаю.
«Сегодня быть священником труднее»
Наблюдая, прежде всего, за лучшими, выдающимися священниками, которых мне приходилось встречать в жизни, я понял, что священник в наше время для большинства людей – фигура двоякая. С одной стороны, многие считают его фигурой маргинальной, от которой мало что зависит. Они уверены, что он не самостоятелен и находится в рабском послушании у начальства, не может высказывать свою точку зрения, не может вести себя свободно, не может прямо слушаться Бога и т. п. И нельзя сказать, что этого совсем уж в жизни священников нет, но нельзя же сказать, что их жизнь и служение описывается только таким образом. Вторая сторона окрашена совсем по-другому. У каждого священника есть ощущение и опыт того, что именно он представляет Церковь, что по нему судят о том, что такое христианство, Кто такой Христос, в чeм правда Божья. Предполагается – часто даже несколько, может быть, суеверно, – что священник должен всe знать, иметь возможность ответить на любой вопрос, должен быть чутким, внимательным, любвеобильным, глубоко верующим и т. д.
И вот, в обществе существует такое раздвоение оценок и мнений: или полная дискредитация, или утверждение сверх меры по существу положительных свойств каждого священника. И если священник в чeм-то проваливается, у людей может начаться кризис веры. Это, безусловно, накладывает очень большую ответственность. И священники, кроме каких-то особо циничных, стараются это учитывать. Иногда они даже слишком верят в то, что они всe знают, на любой вопрос могут ответить и могут быть духовными руководителями жизни.
Конечно, священнику всегда нужно иметь терпение, смирение, послушание Богу. И с этим тоже есть проблемы – и с терпением, и со смирением, и с послушанием Богу, потому что часто священник оказывается в ситуации, когда он должен больше думать о том, что скажет начальство, будь то старшие – в храме, в благочинии, в епархии – или внешние, государственные чиновники, как это было в советские времена да и сейчас иногда бывает. И это, конечно, очень трудная проблема, очень серьeзная дилемма для священника – как ему «слушаться больше Бога, нежели человеков». Многие священники об этом даже стараются и не думать, полагая, что начальство, особенно церковное, и есть воля Божья, и через это начальство, даже если оно выглядит очень недостойно, говорит Господь Бог. Здесь много предрассудков, проблем, каких-то особых традиционных и нетрадиционных воззрений, которые мешают священнику быть тем, кем он должен быть.
А он должен быть не просто «пастырем овец православных», как порой расшифровывается благочестивым народом слово «поп», но всe-таки, прежде всего, быть именно старшим: он должен любить людей и отвечать за них больше, чем все остальные, он должен уметь предстоять, ходатайствовать за них, уметь забывать о себе, своем и своих, когда требуется особая помощь людям верующим, а иногда даже и нецерковным. Вот в этом, может быть, основное служение священника – как пресвитера, как старшего, а не просто как жреца, как совершителя обрядов и таинств, как того, кто вещает с трибуны или с амвона внимающей пастве, которую надо учить и «пасти жезлом железным».
– Как Вы считаете: изменилось ли отношение к священникам в обществе за эти двадцать пять лет? Почему?
Священник Георгий Кочетков: Да, думаю, что изменилось, даже уверен, что это так. За последние двадцать пять лет оно стало и лучше, и хуже. 1989 год – время надежд, время возрождения тяги к духовности и одновременно начала ее реализации. Тогда к священникам относились, с одной стороны, с большой надеждой, считая, даже несколько нетрезвенно, что все они очень образованны, что на них можно во всeм положиться, они будут вести какую-то свою особую, лучшую линию, что они единственные, кто сохранил преемственность со старой Россией, поэтому только им и можно доверять. А с другой стороны, по инерции старой советской жизни к священникам было пренебрежительное, неуважительное отношение как к попам и мракобесам.
Это было двадцать пять лет назад. Сейчас другая ситуация. Уже никто не относится к священникам как к попам и мракобесам, но никто и не относится к ним как к наследникам старой русской культуры, духовности, тем более государственности или какого-то традиционного образа жизни. Все поняли, что священники такие же люди, что все они разные и среди них есть очень много разных мнений. Теперь мало просто знать о человеке, что он священник, – надо смотреть, какой он человек. Правда, многие от священников сейчас вообще ничего хорошего не ожидают, потому что, к сожалению, за эти двадцать пять лет очень сильно распространилась фундаменталистская позиция. Многие священники, даже будучи «в прошлой жизни», до рукоположения, людьми культурными, образованными, подающими надежды на творческий, смелый, открытый подход к жизни, к людям, к проблемам, не оправдали доверия. Более того, многие люди увидели, что, став священником, человек мог потерять некоторые свои, отнюдь не худшие, качества – куда-то пропадала культура, внимание и уважение к другим людям, к другим точкам зрения, к другим типам людей и духовности, желание разбираться, что хорошо, а что не очень.
В большой степени идеологизация, мифологизация, чудомания, старцемания захватила священников, тем более что большая часть нашего священства недостаточно образованна, малокультурна и настроена обрядоверно, или корыстно, или как-то по-карьеристски, что ли. Порой у них чувствуется позиция «лишь бы меня не трогали, лишь бы мне было хорошо, но чтобы и в глазах других я выглядел хорошо». В этом, действительно, есть большой сдвиг. И в этом смысле сейчас быть священником, я думаю, даже труднее. Никто тебе не плюнет сейчас в спину, не обзовeт попом, за исключением совсем уж маргиналов, но добиться доверия стало сложнее. Священники стали пользоваться нехорошими приeмами, часто подавляют собеседников, авторитарно, недиалогично, недостаточно внимательно и доброжелательно подходят к другим людям и часто придерживаются вообще маргинальных точек зрения. Вот это всe – большая проблема.
– Печальная картина получается.
Священник Георгий Кочетков: Печальная картина, верно. Но Господь не без милости, и мы видим, что стали появляться священники, особенно молодые, самые молодые, ещe не очень битые, как говорится, они не очень «нюхали пороха», не очень-то боятся чего-то и кого-то. И вот они бывают самоотверженны, порой поддерживают хорошие социальные, каритативные проекты, становятся даже их лидерами в городах. И в этом наша надежда. У многих священников стала даже снова возникать тяга не столько в формально-приходской, сколько к реальной общинной и братской жизни в церкви.
– У Вас не очень обычная паства – люди, прошедшие длительное оглашение. Каковы задачи пастыря по отношению к таким людям?
Священник Георгий Кочетков: Я бы не сказал, что у нас длительная катехизация – у нас нормальная каноническая, святоотеческая катехизация. Это надо подчеркнуть. Не стоит думать, что она особо длительная. Вот в неокатехуменате она длительная – десять лет. А у нас всего лишь в среднем полтора года, хотя есть и краткие формы оглашения. Это просто нормально. Люди действительно реально приходят в Церковь, приходят к Богу, хотят жить по своей вере. И поэтому с ними, с одной стороны, проще, они духовно здоровее, духовно самостоятельнее, – а с другой стороны, конечно, труднее, потому что не так быстро всe меняется, много остаeтся пережитков прошлого и после катехизации в сознании и в жизни людей. И всe это надо преодолевать. Но всe-таки часть нагрузки в такой ситуации священник может переложить на плечи других – наиболее опытных мирян.
Приходской священник
Смотреть что такое «Приходской священник» в других словарях:
-
Священник-танцор — Вот рука Qua la mano Жанр комедия Режиссёр Паскуло Феста Кампаниеле Продюсер Аурелио де Лаурентис Луиджи де Лаурентис … Википедия
-
Священник-танцор (фильм) — Вот рука Qua la mano Жанр комедия Режиссёр Паскуло Феста Кампаниеле Продюсер Аурелио де Лаурентис Луиджи де Лаурентис … Википедия
-
Священник — … Википедия
-
священник — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? священника, кому? священнику, (вижу) кого? священника, кем? священником, о ком? о священнике; мн. кто? священники, (нет) кого? священников, кому? священникам, (вижу) кого? священников, кем?… … Толковый словарь Дмитриева
-
священник — а; м. Духовное звание (сан) в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом; служитель культа, исполняющий церковные службы и требы; иерей. Приходской с. Вызвать к больному священника для причащения. Пойти на исповедь к священнику. / О… … Энциклопедический словарь
-
священник — а; м. см. тж. священнический а) Духовное звание (сан) в православной церкви, среднее между епископом и дьяконом; служитель культа, исполняющий церковные службы и требы; иерей. Приходской свяще/нник. Вызвать к больному священника для причащения.… … Словарь многих выражений
-
Иоанн, Священник — Священник Новгородский, один из продолжателей Нестеровой Летописи, сочинитель так называемой Летописи Новгородской потому, что в оной очень подробно описываются Новгородские дела. Имя сего сочинителя Татищев нашел в бывшем у него сей книги списке … Большая биографическая энциклопедия
-
Орлов, Александр Васильевич (священник) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Орлов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Орлов, Александр. Священноисповедник Александр Орлов Имя в миру: Александр Васильевич Орлов Рождение … Википедия
-
parson — Приходской священник … Вестминстерский словарь теологических терминов
-
Нижняя Добринка (Жирновский район Волгоградской области) — У этого термина существуют и другие значения, см. Нижняя Добринка. Село Нижняя Добринка Страна Россия … Википедия
Значение словосочетания «приходские священники»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «приходские священники»
- В ней также помещалось несколько человек гостей: приходский священник с своей попадьей, которые тихо, но с заметным удовольствием разговаривали между собою, как будто бы для этого им решительно не было дома времени; потом жена станового пристава, которой, кажется, было очень неловко в застегнутом платье; гувернантка Уситковой в терновом капоте и с огромным ридикюлем, собственно, назначенным не для ношения платка, а для собирания на всех праздниках яблок, конфет и других сладких благодатей, съедаемых после в продолжение недели, и, наконец, молодой письмоводитель предводителя, напомаженный и завитой, который с большим вниманием глядел сквозь стекло во внутренность стоявших близ него столовых часов: ему ужасно хотелось открыть: отчего это маятник беспрестанно шевелится.
- Между тем родители Вани вспомнили, что пора ему приняться за учение. Приходский священник взялся за это дело, и вскоре обрадовал отца и мать, что ученик прошел без наказания букварь в один месяц, когда он сам в детстве употреблял на это целый год с неоднократными побуждениями лозы.
- Прибыв в губернский город, он первое, что послал за приходскими священниками с просьбою служить должные панихиды по покойнике, потом строго разбранил старших из прислуги, почему они прежде этого не сделали, велев им вместе с тем безвыходно торчать в зале и молиться за упокой души барина.
- (все цитаты из русской классики)
Церковный доход. На что жили приходские священники
АЛЕКСАНДР КРАВЕЦКИЙ
В ожидании зарплаты
Говорить о сельском духовенстве, не касаясь финансов, просто невозможно. Открыв любые мемуары, сразу натыкаешься на описания, связанные с деньгами. При этом жалобы священников на страшную нищету чередуются с жалобами прихожан на жадность клириков. Причины этих жалоб и взаимного недовольства в том, что в России отсутствовал нормально работающий механизм обеспечения церковнослужителей. Традиции, когда прихожане отдают в пользу церкви десятину, то есть 10% доходов, здесь никогда не было. Если кто и платил десятину, так это князь (на десятину князя Владимира была, как известно, построена Десятинная церковь в Киеве). В течение долгого времени основой финансового благополучия церкви были принадлежащие ей земли. Они жертвовались на помин души, приобретались в результате так называемой монастырской колонизации, когда рядом с отшельником, ушедшим подальше от людей, появлялся монастырь, которому в конце концов и отходили окрестные территории. В монастырских владениях подати были сравнительно небольшими (так что их можно рассматривать как аналог современных офшорных зон), поэтому крестьяне стремились перебраться туда с государственных и частных земель. В результате переселений к середине XVII века во владении у церкви было 118 тыс. дворов, а по свидетельствам иностранных наблюдателей — треть всех сельскохозяйственных угодий страны. Подати, которые платили крестьяне, жившие на церковных землях, были финансовой основой существования церковной организации. Правда, до приходских священников доходила лишь незначительная часть этих средств.
У нас в Руси сельские попы питаются своею работою и ничем они от пахотных мужиков неотменны. Мужик за соху — и поп за соху, мужик за косу — и поп за косу, а церковь святая и духовная паства остается в стороне
С церковным землевладением покончила, как известно, Екатерина II, которая своим знаменитым манифестом 1764 года перевела все церковные земли в собственность государства. Считалось, что после этого финансирование церковной организации станет обязанностью государства. Однако прокормить священнослужителей государству явно не удавалось. Государственные деньги доходили до городов и монастырей, но не до сельских приходов.
Первый проект решения финансовых проблем сельских батюшек родился в 1808 году. Предполагалось разбить все церковные должности на пять классов и в соответствии с этими классами составить твердую зарплатную сетку в пределах от 300 до 1000 руб. в год. Сейчас уже не имеет значения, была ли эта сумма большой или маленькой, поскольку начало выплат планировалось на 1815 год, но в 1812-м началась война, а после нее об этом проекте забыли. К идее подобной реформы вернулись при Николае I. Согласно утвержденному плану, зарплата священников должна была зависеть от количества прихожан (подобно тому, как сейчас зарплата учителей оказалась связанной с количеством учеников). В зависимости от численности прихожан приходы были разделены на семь категорий, и священникам назначена фиксированная зарплата. Эта реформа вызвала огромное недовольство, поскольку большие священнические семьи не могли прожить на выплачиваемые государством суммы, а условием получения зарплаты был отказ брать с прихожан деньги за требы. Но это условие священники изо всех сил старались обходить.
«Приход со взятием…»
После реформы, проведенной при Николае I, служителям церкви стали платить зарплату, но запретили брать деньги за исполнение треб
Фото: DIOMEDIA
В XVIII веке духовенство было особым сословием, имевшим ряд привилегий,— например, оно освобождалось от военной службы. Оставаясь сравнительно немногочисленным по отношению к крестьянам, это сословие быстро приобрело характер замкнутой корпорации. Должность приходского священника передавалась от отца к сыну, а если у священника были только дочери, его преемником становился муж одной их дочерей. Приходы, где священническое место можно было получить таким образом, полуофициально назывались «приходами со взятием». Кандидат должен был взять в жены дочь покойного священнослужителя. При этом он обещал пожизненно содержать тещу, а сестер жены — до того, как они выйдут замуж.
Теоретически занятие священнической должности связывалось с образовательным цензом. Условием рукоположения было окончание соответствующего учебного заведения. При этом семинария оставалась школой сословной, куда принимали исключительно выходцев из поповских семей. Власти довольно тщательно следили за тем, чтобы не допускать на священнические должности лиц без специального образования. Так, в Московской епархии еще в екатерининские времена в священники рукополагали «богословов», то есть окончивших последний, «богословский» класс семинарии, а в дьяконы — «философов», выпускников предпоследнего, «философского». Кстати сказать, именно «философом» был гоголевский Хома Брут, не выдержавший встречи с Вием.
Крестьяне видели в священниках бар, дворяне — мужиков, но священнослужители не были похожи ни на тех, ни на других. Это бросалось в глаза даже внешне. В отличие от дворян они носили бороду, а в отличие от крестьян одевались по-городскому и ходили в шляпах (при невнимательном взгляде на старые фото священника «в штатском» легко спутать с раввином). С этой субкультурой связан прекрасно узнаваемый «поповский» юмор, на котором построены многие рассказы Николая Лескова. Вспомним хотя бы байку про то, как дьякона уговорили назвать щенка Каквасом, чтобы, когда приедет архиерей и спросит, как зовут собачку, ответить: «Каквас, владыко!» Многие семинарские шутки до такой степени вошли в русский язык, что про их происхождение уже давно забыто. Например, слово «куролесить» восходит к греческому выражению «Кюре елейсон», то есть «Господи, помилуй!». Была еще загадка: «Идут лесом, поют куролесум, несут деревянный пирог с мясом». Отгадка — похороны.
«Напоить попа и начать палить ему бороду…»
Занимающегося сельскохозяйственным трудом священника было невозможно отличить от обычного крестьянина
Фото: DIOMEDIA
Сельский священник зависел от прихожан куда больше, чем прихожане от него. Крохотного государственного жалованья не хватало, чтобы прокормить семью (как правило, большую). Да и это жалованье получали далеко не все. По закону клиру выделялась земля, которую можно было обрабатывать самостоятельно, а можно было сдавать в аренду. Оба варианта имели куда больше недостатков, чем достоинств. В первом случае жизнь священника оказывалась жизнью крестьянина, который в свободное время совершает богослужение и требы. Об этом еще в петровские времена писал экономист Иван Посошков: «У нас в Руси сельские попы питаются своею работою и ничем они от пахотных мужиков неотменны. Мужик за соху — и поп за соху, мужик за косу — и поп за косу, а церковь святая и духовная паства остается в стороне. И от такого их земледелия многие христиане помирают, не только не сподобившися приятия тела Христова, но и покаяния лишаются и умирают яко скот».
Второй вариант не решал всех финансовых проблем (сдача в аренду небольшого участка давала мизерную сумму), и священник становился полностью зависимым от своих прихожан. Предстояло выстраивать непростые хозяйственные отношения с крестьянами или же с помещиком. И трудно сказать, какая из этих двух задач была проще.
Идеи антиправительственного заговора не пользовались популярностью у крестьян, и они сами охотно выдавали агитаторов властям
В священнических мемуарах имеется немало рассказов про то, как молодой батюшка с женой приезжает в село, где ему объясняют, что он должен проставиться и угостить наиболее состоятельных жителей. Угощая дорогого гостя и подливая ему, священник выясняет, чем тот сможет помочь приходу. На таких переговорах обсуждалось, сколько зерна, овощей, масла, яиц будет выделять священнику сельская община. Для идеалистически настроенных молодых людей, видевших в своей деятельности служение, а не средство заработка, такие переговоры были мучительны.
Еще одним вариантом была организация спонсорской помощи со стороны помещиков, что предполагало еще большие унижения. Особого уважения к священникам помещики не испытывали. Это была старая традиция, восходящая к временам крепостного права, когда помещик был всесилен и плохо понимал, чем священник отличается от лакея и прочего обслуживающего персонала. Вот одна из историй, рассказанных в мемуарах. Помещик требует, чтобы священник шел служить литургию поздно вечером. Клирики собираются в храме, посылают на колокольню дозорного, чтобы встретить помещика колокольным звоном и начать богослужение в тот момент, когда он переступит порог. Я уж не говорю о личных издевательствах. Как писал один мемуарист, «напоить попа и начать палить ему бороду, а потом дать ему за это 10 рублей было самым излюбленным делом». При этом отказаться от участия во всех этих безобразиях священник не мог, поскольку в материальном плане он целиком зависел от барина. К тому же у помещиков были огромные возможности влиять на назначение и увольнение священников. Жалоба помещика сулила как минимум нагоняй от архиерея, а как максимум — запрещение в священнослужении.
Прокормить большую семью сельскому батюшке было непросто
Фото: МАММ / МДФ
И с государством сельского батюшку связывали весьма странные отношения. Не обеспечивая священника материально, государство тем не менее видело в нем своего агента, в обязанности которого входила, например, запись актов гражданского состояния — регистрация смертей, рождений, бракосочетаний. К тому же через священника оно доносило до подданных официальную информацию об объявлении войны, заключении мира, рождении наследников престола и о других важных событиях. Чтение в храмах царских манифестов было единственной формой коммуникации центральной власти с крестьянством. Именно поэтому после того, как государственное делопроизводство перешло на гражданскую азбуку, священнических детей сразу же обязали ее изучить. Чтобы не было проблем с транслированием манифестов. И с манифестом Александра II об отмене крепостного права большую часть населения страны познакомили именно священники.
Церковная проповедь активно использовалась для разъяснения государственных программ и проектов. Так, в течение долгого времени по всем храмам России произносились проповеди о прививании оспы. Дело в том, что крестьяне видели в следе от прививки печать антихриста, а разубеждать их в этом должны были священники. Одна из опубликованных проповедей так и называлась: «О том, что оспопрививание не есть «печать антихристова», и нет греха прививать оспу».
Исполнение обязанностей перед государством могло вступать в прямое противоречие с долгом священника. Хрестоматийный пример — печально известный указ 1722 года «Об объявлении священником открытых им на исповеди преднамеренных злодейств, если исповедующиеся в оных не раскаялись и намерения своего совершить их не отложили», предписывающий священнику раскрывать тайну исповеди в тех случаях, когда речь идет о государственных преступлениях. При этом церковные каноны однозначно запрещают священникам сообщать кому бы то ни было то, что они слышали на исповеди, поэтому священник оказывался перед непростым моральным выбором. Трудно сказать, работал ли этот указ в городах, но в деревне он был точно неактуален. Идеи антиправительственного заговора не пользовались популярностью у крестьян, и они сами охотно выдавали агитаторов властям.
Как бы то ни было, весьма показателен сам факт существования подобного документа.
«Ты читай по книге, мы и будем знать, что ты читаешь божественное…»
Современники видели в картине Перова не антиклерикальный памфлет, а обличение хорошо всем известной проблемы
После реформ Александра II изменилась жизнь не только крестьян, но и сельских священников. Духовенство начало утрачивать сословную замкнутость. Программы духовной школы приблизили к программам светских учебных заведений, в результате чего дети священников получили возможность поступать в гимназии и университеты. Духовные учебные заведения, в свою очередь, стали доступны для выходцев из других сословий. И вообще граница между духовенством и представителями образованных сословий размывалась. Практически во всех епархиях появились свои газеты, и местные священники стали выступать в несвойственной им роли корреспондентов епархиальных ведомостей. Новое поколение священнослужителей было куда лучше образованно, но в этом образовании имелись и минусы. Оно сильно отдаляло священника от паствы. Молодые батюшки были готовы терпеть многие особенности традиционной жизни крестьян, восходящие, как им объяснили в семинарии, к языческим древностям. А крестьяне обижались на своего молодого настоятеля, отказавшегося, например, открыть в церкви царские врата, чтобы рожающая в соседнем доме крестьянка легче разрешилась от бремени. Крестьяне видели в этом действии верное средство помочь роженице, а священник категорически не хотел использовать царские врата в качестве родовспомогательного инструмента.
Несовпадение представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, нередко приводило к курьезным ситуациям. Например, семинаристам внушали, что хороший оратор должен говорить, обращаясь к аудитории, а не заглядывать в книгу или бумажку. Один священник пишет в мемуарах: приехав в сельский приход, он вспомнил, чему его учили на уроках гомилетики, вышел на солею, обратился к прихожанам с проповедью и увидел, что крестьяне воспринимают эту ситуацию как-то неадекватно. Потом выяснилось, что прихожане были убеждены в том, что проповедник должен читать по книге, а не импровизировать. «Так в церкви не говорят,— упрекали его слушатели,— там только читают; ты читай по книге, мы и будем знать, что ты читаешь божественное, а то что? Говорит не знай что, да глядит на людей!» Священник был человеком умным и в следующий раз, произнося импровизированную проповедь, смотрел в открытую книгу. Слушатели были вполне удовлетворены.
«В ее сознании Церковь и колдун — просто разные департаменты…»
Долгое время священники были не только духовными пастырями, но и народными просветителями
Фото: Союз фотохудожников России
При просмотре дореволюционной церковной периодики бросается в глаза огромное количество материалов, посвященных борьбе с пережитками язычества в крестьянском быту. Эти публикации — настоящий клад для фольклористов и этнографов, поскольку содержат массу подробностей ушедшей жизни. Читая такие материалы, можно подумать, что сельские батюшки тем только и занимались, что пытались отучить крестьян от традиционных обрядов, праздников и развлечений. Но достигнуть здесь большого успеха было сложно.
Никто не станет спорить, что традиционная жизнь русского крестьянина сохраняла множество особенностей, восходящих к дохристианским временам. И священники, и церковные власти прекрасно понимали, что полностью перекроить жизнь крестьянина — задача невыполнимая. В крестьянской культуре христианские элементы тесно переплетались с языческими, так что отделить одно от другого было совершенно невозможно. Поэтому в практической жизни священники старались не столько бороться с традиционным бытом, сколько христианизовать языческие по происхождению традиции. Например, молодежные посиделки, которые вообще-то носили откровенно эротический характер, батюшки пытались превратить в богоугодные беседы, совместные чтение и пение. Хотя и здесь трудно было рассчитывать на существенные результаты.
В селах отказ священника выпить поднесенную хозяином стопку воспринимался как страшное оскорбление, тогда как к злоупотреблению спиртными напитками крестьяне относились куда мягче
О том, в какой степени следует переучивать крестьян, задумывались не только сельские батюшки, но и столичные интеллектуалы. В 1909 году Павел Флоренский и Александр Ельчанинов выпустили своеобразную апологию народного православия. Они предлагали признать как данность, что вера крестьянина в церковные таинства прекрасно сочетается с верой в лешего, шишигу, сарайника и заговоры. «Не надо думать,— пишут они,— что обращающийся к колдуну испытывает те же чувства, что западные Фаусты, продающие душу черту. Ничуть не бывало: баба, ходившая «снимать килу» (лечить грыжу, опухоль.— А.К.) к колдуну, не чувствует себя согрешившей; она с чистым сердцем будет после этого ставить свечи в церкви и поминать там своих покойников. В ее сознании Церковь и колдун — просто разные департаменты, и Церковь, властная спасти ее душу, не может спасти ее от дурного глаза, а колдун, лечащий ее ребенка от криксы (болезненный плач.— А.К.), не властен молиться за ее умершего мужа». Излишне говорить, что подобные размышления были не реабилитацией язычества, а лишь констатацией того, что изменение бытовых привычек — дело трудоемкое, и нужно хорошо подумать, стоит ли прилагать огромные усилия, чтобы отучить крестьян жечь чучело на Масленицу, катать пасхальные яйца на могилах усопших родственников, гадать в Рождественский сочельник и лечиться травами у местной знахарки. Понятно, что сельские священники по-разному решали такие вопросы. Кто-то пытался полностью переделать быт прихожан, а кто-то смотрел на народную традицию философски. К тому же и крестьяне старались переучить священника и заставить себя «уважать», причем это уважение часто заключалось в обязательном распитии водки при посещении крестьянских домов.
«Где в русских книгах сказано, чтобы пили водку?..»
В советское время большая часть сельских храмов была закрыта, а их настоятели пополнили ряды заключенных
Только ленивый не обвинял сельских батюшек в чрезмерном пристрастии к алкоголю. Дело в том, что в сельских приходах отказ священника выпить поднесенную хозяином стопку воспринимался как страшное оскорбление, тогда как к злоупотреблению спиртными напитками крестьяне относились куда мягче. Когда в дни больших праздников священник посещал дома прихожан и служил там краткие молебны, крестьяне видели в нем почетного гостя, которого следует угостить. Отказы не принимались. В мемуарах сельских священников содержится немало рассказов, как прихожане заставляют батюшек пить. «В нашем простонародье,— вспоминал священник Иоанн Беллюстин,— доселе неизменным сохраняется то свойство, которое во времена давние отличало предков его,— гостеприимство. Прекрасное в себе, оно, однако же, слишком грубо, невыносимо, навязчиво проявляется у крестьян. Так, случился праздник, например Пасха,— священник ходит с образами. Угощение, то есть водка и закуска, в каждом доме. Молебен отслужили, и священника просят почтить хозяина, выпить водки и закусить. Священник отказывается — перед ним становится все семейство на колени и не встает, пока священник не выпьет. Не подействовало и это, уговорил он хозяев встать и идет, не выпивши,— конечно, хозяин в страшной обиде; с негодованием бросает что-нибудь за молебен, и уже не провожает священника». Приехавший в сельский приход молодой священник оказывался перед дилеммой: принимать угощения прихожан и периодически напиваться до неприличного состояния либо отказаться от алкоголя и испортить отношения со всем селом. Ведь совместные трапезы носили в крестьянской культуре обязательный характер, и выпитая рюмка водки демонстрировала лояльность и готовность быть членом сообщества. Во время посещения крестьянских домов даже при самом умеренном употреблении алкоголя было непросто остаться трезвым, ведь обязательное угощение ждало в каждом доме».
Ситуации, дающие повод обвинить духовенство в неблаговидном поведении, возникали постоянно. Так что знакомый по антиклерикальной литературе образ пьяного попа взят из жизни. Сценка, изображенная на картине Перова «Сельский крестный ход» (на самом деле там изображен не крестный ход, а обход клириками домов прихожан на Пасху), была достаточно типичной. На эту картину часто ссылались авторы статей в церковных журналах, когда рассуждали о борьбе с пьянством. Но совсем уж дико ситуация смотрелась со стороны. Миссионеры, проповедующие среди нехристианских народов России, с удивлением обнаруживали, что пьянство воспринимается как необходимый атрибут православия. Среди вопросов, которые готовящиеся к крещению мусульмане задавали туркестанскому миссионеру Ефрему Елисееву, был и такой: «Где в русских книгах сказано, чтобы пили водку?» Конечно, этот вопрос был связан с общенародной любовью к горячительным напиткам, а не только с пьянством духовенства. Но он очень показателен. Священнослужители, которых обстоятельства заставляли принимать угощение от прихожан, оказывались плохими борцами с народным пьянством.
Проблема казалась неразрешимой. Церковные власти могли сколько угодно наказывать батюшку, перебравшего во время обхода прихожан, но это ничего не меняло. Священники обращались в Синод с просьбой издать указ, под угрозой извержения из сана запрещающий священникам пить. Такой указ не был издан, поскольку никому не хотелось выпускать законодательный акт, который невозможно исполнить. Наиболее действенный способ решения проблемы изобрел Сергей Рачинский. Он предложил священникам создавать в приходах общества трезвости, члены которых давали публичную клятву в течение определенного времени воздерживаться от спиртного. Такие общества позволяли сохранять трезвость не только священнику, но и части его прихожан. Ведь о клятве знала вся деревня, и провоцировать человека пойти на клятвопреступление крестьяне уже не решались.
Универсал
В течение долгого времени священник оставался единственным образованным человеком на селе. И для всех он был и своим, и чужим. Вынужденный добывать пропитание сельскохозяйственным трудом, он все-таки не сливался с крестьянской массой. А государство, не справляясь с материальным обеспечением священника, относилось к нему как к одному из своих чиновников. Как только в столицах решали благоустраивать жизнь деревни, священник по умолчанию оказывался главным действующим лицом такого проекта. Задумалось общество об организации в деревнях медицинской помощи — в семинариях начали преподавать медицину. Задумались об охране памятников старины — в семинариях ввели курс церковной археологии. Я уже не говорю о различных образовательных проектах — от приходских школ до кружков церковного пения. Хотя вообще-то основная обязанность священника — это совершение богослужения и церковных таинств, а все остальное должно исполняться по остаточному принципу.
Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев
Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим Богом. Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?
Кого сегодня наделяют званием «старца»?
Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:
- Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;
- Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;
- Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;
- Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;
- Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;
- Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;
- Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;
- Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;
- Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;
- Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;
- Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;
- Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;
- Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;
- Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;
- Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;
- Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.
Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.
Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.
Самые известные старцы: феномен православного старчества
Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.
Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.
Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.
В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.
К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни. Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы. Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.
Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.