Содержание
- Жизнь первых людей в раю
- Библия, изложенная для семейного чтенияО жизни первых людей в раю и потеря рая
- Урок 8. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ.
- Земное наказание в бацзы
- Земляное Наказание звучит пугающе, но надо ли бояться?
- Приходящее Земляное Наказание
- Земная жизнь — тяжесть и наказание?
- Письмо в редакцию
- Как на Земле все стало так мучительно?..
- …и как на Землю вернулась надежда
- Так прятаться от жизни или жить?
- Но как жить, чтобы не потерять смысл перед лицом страдания и смерти?
Жизнь первых людей в раю
Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей – Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом.
Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.
Среди животных не было вражды – сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.
Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве, то есть в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им все нужное.
Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.
Но, так как люди были менее совершенны, чем ангелы, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать выбор: принять или отвергнуть эту любовь, как то было с ангелами.
Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь – не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявить этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию в кн. «Бытие» (Быт.2:10–14; Быт.2:25).
Библия, изложенная для семейного чтенияО жизни первых людей в раю и потеря рая
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего).
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
(Быт. 2, 16—18, 21—25)
Едва ли есть на человеческом языке такие слова, которыми можно было бы выразить все блаженство, которое испытывали первые люди, поселенные Богом в раю. Сам Бог был с ними, открывал им Себя; они познавали Его Божественные совершенства, могли поучаться от Него и возвышаться до Него подражанием Ему. В этом первоначальном общении с Высочайшим Существом они могли испытывать только одно полное счастье, которому ни с какой стороны и ничто не могло помешать.
В своем райском жилище, в таинственном присутствии Бога, среди полного изобилия роскошной природы, первых людей не смущала никакая забота. Они жили, наслаждаясь красотами Божия создания, и им оставалось только благодарить и прославлять Творца своего. Не было у них и опасения, что когда-нибудь кончится такая блаженная жизнь, не было у них страха смерти, так как, питаясь плодами древа жизни, они, по слову Божию, определены были на бессмертие. Что же могло смутить их и положить конец такому блаженному состоянию?
Вызвав из небытия Свое возлюбленное создание, человека, одарив его всякими дарами, Премудрый Господь вдохнул в него при этом душу свободную, чтобы возвысить ее еще больше собственными заслугами самого человека.
В чем же были заслуги человека, если бы собственная добрая воля не участвовала в его доброй жизни? Не имея свободы, как поступить: хорошо или нехорошо, человек не имел бы и заслуг, если бы не собственной волей предпочел хорошее худому.
Не для того ли Господь и дал человеку заповедь не вкушать от плодов древа познания добра и зла, чтобы испытать его свободу и чтобы послушанием этой заповеди он доказал бы, что употребляет на добро данную ему свободу и тем становится достойным своей блаженной участи, что сам своим добровольным послушанием воле Божией заслуживает ее.
Этому испытанию подверглись и существа бесплотные — духи, об одном из которых упоминается, что один из них не удержался на высоте, на которую были поставлены духи при их создании. Возгордясь, он захотел быть равным Богу и за это отвергнут Правосудным Богом от лица Своего и сделался врагом Бога, а следовательно, и человека.
Этот-то падший дух захотел лишить и людей того блаженства, которого он сам лишился по своей злой воле. Он захотел заставить людей нарушить заповедь Божию и с этой целью явился перед Евой, женой Адама, под видом змея и начал уговаривать ее не слушать Бога и склонить к тому же и мужа.
Живя одной блаженной жизнью с данной ему от Бога помощницей, первый человек, Адам, не мог не делиться с ней своими жизнерадостными и вообще всеми впечатлениями, и что знал он, то знала и она; поэтому не могла не знать она о запрещении Богом Адаму вкушать от плодов дерева познания добра и зла. Она знала об этом запрещении и исполняла заповедь Божию до тех пор, пока однажды змей, хитрейший из всех животных, не замыслил прельстить ее, а через нее и мужа — нарушить заповедь Господню.
И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И вот явился змей перед женой Адама «и сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
«И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам), где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
(Быт. 3, 1—24)
Так изгнаны были из райского жилища, приютившего, как в колыбели, возлюбленное создание Божие, не послушавшиеся Бога первые люди. Непослушанием своим они внесли грех в мир. Они узнали зло и потеряли полное блаженство, которым наслаждались, пока были невинны.
Урок 8. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ.
Господи, благослови!
Сегодня мы с вами поговорим о жизни первых людей в Раю.
Большинство из вас конечно же знает историю о том, как был создан человек, какова была жизнь Адама и Евы в Раю.
Тем, кто хочет повторить и освежить свои знания, я советую прочитать урок из Закона Божия.
КАК БОГ СОТВОРИЛ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ. ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ
Давайте с вами обратим внимание на вот какой важный момент.
Адам в Раю давал имена животным. Это означает, что он мог проникать в суть вещей, понимал природу каждого животного. Бог наделил человека разумом, а в Раю на человеке ещё и присутствовала благодать от прямого общения с Богом. Поэтому Адаму не было трудно узнать, какое животное как надо назвать.
Почитайте замечательный рассказ. Он очень хорошо иллюстрирует то, как легко и радостно было всем жить в Раю – и людям, и животным, и растениям.
****************************************
А. Суздальцев.
Улыбка Бога
Когда ослик узнал, что Адам будет давать имена животным, он решил спрятаться. «Вот еще, — сказал Ослик, обращаясь к ближайшему дереву, — сначала он узнает, как меня зовут на самом деле, потом будет называть мое имя вслух и я стану делать все, что ему захочется». И он спрятался в кустах. Но мы-то с вами понимаем, почему он это сделал: ослики всегда были самым упрямым народом на свете. И все же любопытство победило, и когда Ослик услышал, что к Адаму стали собираться звери, он высунул морду из кустов и стал наблюдать за всем, что происходит.
Первой к Адаму подбежала белка. Она быстро вскарабкалась к нему на руки и подняла к его лицу свою острую мордочку. Казалось, она прислушивается. И тут Адам улыбнулся и сказал: «Здравствуй, сестрица Белка».
«Он услышал ее настоящее имя, — важно сказал Ослик, снова обращаясь к ближайшему дереву. — Теперь она будет ему служить, теперь ей придется плохо».
Но с белкой происходило что-то непонятное. После того как Адам назвал ее, она преобразилась: шкурка на ней стала совершенно золотой, хвост пушистым, а глаза… глаза такими счастливыми, как ни у кого из зверей на земле. Белка засмеялась, подняла мордочку к лицу Адама и посмотрела на него. Она ничего не сказала вслух, но все ясно расслышали слова:; «Здравствуй, брат мой Адам! Как хорошо, что ты назвал мое имя, потому что теперь мы вместе, а быть вместе — всегда хорошо».
Адам называл других животных: носорогов, мартышек, змей, фламинго, ласточек, и те тоже преображались: они становились светлыми и красивыми, как переводная картинка, и уже не ссорились между собой, потому что поняли, что если Адам их брат, то и они братья друг другу.
Когда Адам назвал всех зверей, а это было довольно трудно, ведь они шли к нему три дня и три ночи, так вот, когда он назвал их всех, он подошел к краю опушки. Опушка была так вытоптана копытами, лапами, лапками, лапищами, так изрыта когтями, что на третий день выглядела не очень празднично, и куст, который рос с краю, был весь обломан и оборван.
Адам подошел к бедному кусту, ласково на него посмотрел и сказал: «Роза». И тут в небе, казалось, заиграла прекрасная музыка: это пели легкие белые ангелы, а куст расцвел. Распушились листья, и среди них появились прекрасные душистые цветы. «Спасибо тебе, брат мой Адам, — услышали все слова Розы, — я теперь каждый день буду цвести для тебя».
Ангелы в небе пели все прекрасней, восхваляя Бога, а звери начали танцевать вокруг Адама.
Когда Ослик увидел, как веселятся звери, ему стало немножко досадно, что про него забыли. И тогда, пересилив свое упрямство, он вышел из кустарника, в котором прятался, и подошел к Адаму. Взгляд Адама стал совсем синим и ясным. «Я ждал тебя, — ласково сказал он и, внимательно заглянув в глаза Ослика, добавил: — Я ждал тебя, братец Ослик». Ослик понял, что Адам узнал его имя, но от этого испытывал не досаду, а самую настоящую радость, да такую, что облизал руку Адама своим большим мягким языком. Ему еще никогда не было так хорошо. «Тебя я ждал особенно, брат мой Ослик, — сказал Адам, — потому что через много-много лет ты повезешь на себе великого Царя — Спасителя мира Иисуса Христа». И Ослик понял, что впереди его ждет самое настоящее чудо. Он еще не знал, как именно оно случится, но уже понял, что это чудо будет радостным для всех людей, для всех животных, для всех ангелов и роз, какие есть на свете. И он радостно «бежал в круг танцующих зверей. И весь день не стихал над Раем танец легких ангелов и золотых звезд, не умолкала чудесная музыка. И вдруг все почувствовали, что Господь улыбнулся. Никто этого не видел, но это было и без того понятно. И если ты внимательно поглядишь в глаза любого котенка или ослика, ты непременно увидишь, что до сих пор они не забыли об этой радостной, светлой, удивительной улыбке Бога на заре творения.
*************************************
Самое же главное и самое прекрасное, что было у первых людей в Раю – это общение с Богом.
Мы с вами сейчас тоже общаемся с Богом, но мы делаем это с помощью наших молитв, с помощью добрых дел. И получаем ответ от Бога в виде благодати (особой тёплой радости на душе). А вот Адам и Ева могли общаться прямо с Богом, разговаривать с Ним, вместе молиться.
Задание*.
Подберите окончания предложений. Напишите номер нужного окончания после многоточия.
Начало предложения
Блаженство Адама в Раю состояло в….
Труд Адама в Раю был….
В сотворённом мире Адам не нашёл…..
Господь сотворил Еву из ребра Адама, чтобы….
Окончание предложения
1…..исполнении воли Божией познавать мир, возделывать и хранить Рай.
2…..пары – помощника, равного себе.
3…..беседе с Богом (молитве).
4…..люди ощущали себя единым целым и любили друг друга, как самоё себя.
Для тех, кто любит раскрашивать, вот такая картинка. Её можно скопировать, распечатать и раскрасить (Чтобы увеличить картинку, её можно вставить в файл Word и потянуть за уголок до нужного размера).
Земное наказание в бацзы
По материалам заочного курса «Четыре столпа судьбы» (Ба-цзы)>>
В Столпах судьбы (ба-цзы)>> рассматриваются взаимодействия между восемью знаками, составляющими нашу карту ба-цзы и приходящими десятилетними периодами — Столпами удачи, а также годами, месяцами, днями и часами. Знаки ба-цзы делятся на Небесные стволы и Земные ветви, которые, соответственно, различными способами взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия Земных ветвей (ЗВ) более сложные, чем взаимодействия Небесных стволов (НС). В этой статье мы рассмотрим Земное наказание –одно из подобных взаимодействий Земных ветвей. Земные ветви также называют именами двенадцати Животных китайского гороскопа.
Земное наказание появляется, когда встречаются вместе три Животных (Земных ветви) – это Бык, Коза и Собака (丑未戌). Все три Земных ветви относятся к элементу Земля, поэтому и наказание называется «Земным». Есть еще «Огненное наказание», «Наказание трех» и «Наказание двух», но это тема других статей.
Таким образом, Земное наказание – это соединение трех Животных, каждое из которых относится к элементу Земля. Его можно найти прямо в Столпах судьбы человека, или, имея два животных в Столпах судьбы, встретить третье в Столпах удачи, в году, месяце или дне.
Земное наказание в Столпах судьбы
Согревание денежной звезды на 6 месяцев 2020 г. 2490* 1 369.50 Р Спецпредложение до: 14.02.2020ПОЛНЫЙ ПАКЕТ АКТИВИЗАЦИЙ НА февраль от Галины Осецкой 940* 491.62 Р Спецпредложение до: 14.02.2020
Человек может родиться с Земным наказанием в Столпах судьбы. Такое сочетание знаков может может принести его обладателю субъективное чувство превосходства над другими, гордыню, постоянное стремление к конкуренции. Китайцы называют Земное наказание «Наказанием Забияки», хвастуна, возможно, потому, что Земля – самый тяжелый элемент, и когда соединяются несколько знаков Земли – это похоже на человека, который толкается, не замечая чувства других. Считается, что такой человек может быть критичен к людям, даже несправедлив к ним в своей критике. Человеку упорно стремится быть первым, ему трудно принять чужой успех, тот факт, что кто-то рядом может быть лучше. Звучит страшно? Но необязательно такой характер и упрямство может пойти во вред.
Например, мы можем найти Земное наказание в Столпах судьбы известной спортсменки Светланы Мастерковой, российской бегуньи, двукратной чемпионке Олимпийских игр.
Карта Светланы Мастерковой
Что касается ее характера, то он действительно непростой. Несколько лет Мастеркова мыкалась от тренера к тренеру, нигде не задерживаясь надолго. Тем, кто с ней работал, она вспоминается как своенравная, независимая и непредсказуемая в поступках спортсменка. Все попытки сделать ее такой, как остальные, были заведомо обречены на неудачу. Тренер Мастерковой Светлана Стыркина, рассказывала: «Проблем было множество: все мои девчонки приняли ее в штыки — на первом же сборе выдвинули ультиматум: или мы, или она. Но и я уперлась: «Не нравится — уходите». На сборах почти два года мы с Мастерковой селились в одном номере — жить с ней не хотел никто. Тогда и я поняла, что за характер мне попался. Это выражалось в том, что Света способна могла работать до самозабвения, но если что не по ней — сразу взрывалась. Если чего-то не хочет делать — никто не заставит. Я и сама, порой, не понимала, как мы с ней уживались. Случается, она меня обижала. Чаще удивляла. Чего в ней абсолютно не было, — это жадности. Помню, однажды мы приехали на соревнования, где спортсменам выдали модные, красивые рюкзаки. Я знала, что Светлане всегда хотелось такой иметь. Но она, не задумываясь, подарила рюкзак мне: «Если не возьмете, обижусь». Всегда покупала мне мои любимые духи. Могла всю свою экипировку принести в зал и раздарить девчонкам в группе….» Благодаря упрямству и сильному характеру Светлане Мастерковой удавалось добиваться максимального результата тогда, когда все складывается против.
Здесь нет противоречия: только люди с таким характером могут добиваться успехов в соревнованиях, хотя стремление победить выражается и в том, что они стремятся добиться его во всем, в том числе и в отношениях с друзьями.
В данном случае, Земное наказание было полезным для Светланы, поскольку Земля ей благоприятна. Ее тип личности можно назвать: «Следуй за самовыражением». Самовыражение>> — весьма полезное качество для спортсменов и артистов, поэтому для Светланы этот элемент полезен. Светлана следует за Землей, поэтому ее главные победы пришлись на 1996-1999 годы – десятилетний период Янского Огня на Драконе (Земля). Это были годы благоприятных ей элементов: Огня, Земли и Дерева. Если Земля была бы ей неблагоприятна, достичь таких успехов было бы сложнее.
Поэтому не стоит слишком паниковать по поводу Земного наказания, если вы обнаружили его у себя, карту Столпов судьбы обязательно необходимо анализировать комплексно, в первую очередь определив, благоприятна ли Земля вам или нет. Только неблагоприятная Земля может принести проблемы.
Приходящее Земное наказание
Приходящее Земное наказание означает, что у человека в Столпах судьбы есть два из животных, и извне, из Столпов удачи, годов, месяцев или дней приходит третье.
Например, если вы родились в один из следующих годов:
- Бык: 1949, 1961, 1973, 1985, 1997, 2009…
- Собака: 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006…
- Коза: 1943, 1955, 1967, 1979, 1991, 2003…
то есть больше вероятности, что вы встретите Земное наказание. Например, вы встретите его, если родились в год Быка, и к вам пришел Столп удачи Собаки и год Козы или вы родились в год Собаки, и пришел год Козы и месяц Быка.
Если мы рассмотрим карту ба-цзы Сергея Мавроди, то увидим, что в его столпах судьбы есть Коза и Бык, но не хватает Собаки для полного Земного наказания. Поскольку карта Мавроди – слабое Дерево, Земля ему неблагоприятна.
Карта Сергея Мавроди
И именно в 1994 году Собаки в месяц Козы и день Собаки на него заводят уголовное дело и арестовывают.
День ареста Сергея Мавроди
А 2 сентября 1997 года в год Быка и день Козы его детище МММ признают банкротом. Так сказалось Земное наказание в судьбе человека, которому неблагоприятна Земля.
В карте Стива Джобса – человека слабого Огня, которому благоприятно Дерево и неблагоприятна Земля, также есть Собака и Коза. Именно в 2009 году, когда пришел Бык, у него был обнаружен рак поджелудочной железы, которая также, согласно китайской медицине, относится к Земле.
Карта Стива Джобса
Обычно наказание связано со скрытым негативом в отношениях, а также с плохо проявленными болезнями, такими как опухоли и даже рак. В китайской медицине элемент Земли связан с желудком и поджелудочной железой, он также связан с мышцами и клетками. Поэтому наказание Земли может стимулировать рак, являющийся результатом неправильного развития клеток.
Земное наказание проявилось и в жизни Ларисы Долиной, известной российской певицы оно пришло в жизнь Ларисы Долиной на 10 лет, с 1995 по 2005 годы.. Правда, для нее Земля является благоприятным элементом, поэтому Земное наказание даже помогло ей в карьере. С популярностью и продуктивностью в эти годы у нее все было в порядке, но зато возникли проблемы в личной жизни, поскольку Земное наказание затронуло ее Дом супругов — Земную ветвь дня. В 1997 году ее серьезно преследовал телефонный маньяк, а в 1998 году она развелась с мужем. Возникали у нее и проблемы со здоровьем, с которыми она, к счастью, удачно справилась, начав с 1996 года использовать ставшую благодаря ей популярной кефирную диету. Кроме того, стоит обратить внимание, что в десятилетие Земного наказания в карте ба-цзы Ларисы собрались все четыре Земли. Многие специалисты ба-цзы придают этому особый смысл, считается, что когда все четыре Земли собираются вместе, это приносит человеку особый успех и удачу. Может быть, поэтому мы видим в одни и те же годы и успех в карьере и проблемы в личной жизни?
То же самое можно сказать и про пришедшего в столпе удачи Дракона к Светлане Мастерковой. В начале 90-х она достаточно успешно выступала, но ли внутри страны, победив на последнем Чемпионате СССР в 1991 году. Потом она вышла замуж, родила дочь и ушла на пару лет из большого спорта, вернувшись в 1996-м, когда вошла в столп Удачи Дракона и получила четырех Земляных животных в карте. Тогда она добилась невероятных успехов, стала двукратной Олимпийской чемпионкой и добилась еще нескольких крупных побед в международных соревнованиях.
Многие несчастные случаи и даже смерти связаны с неблагоприятным Земным наказанием. Леди Диана погибла в тоннеле, в окружении Земли, в том же, 1997 году Быка и месяц Козы Джанни Версаче был убит на пороге своего дома в саду, в окружении Земли. В обоих случаях три животных Козу, Быка и Собаку можно найти в дате рождения и моменте смерти этих людей.
Как узнать, кому следует опасаться Земного наказания, а кому нет?
В первую очередь следует определить, есть ли у вас в карте Столпов судьбы Земное наказание? Постройте вашу карту>> и посмотрите, не присутствуют ли в ней все три или двое животных из этой тройки: Бык 丑, Собака 戌, Коза 未.
Во вторую очередь вам требуется определить, благоприятна ли вам Земля? Обычно самому сделать это довольно сложно, многие специалисты тратят годы на то, чтобы точно научиться определять тип карты человека и то, какие элементы благоприятны ему. Например, если человек – личность сильного Металла, значит, Земля ему неблагоприятна, и Земное наказание может быть более разрушительно. То же самое касается человека слабого Огня.
Также важно смотреть, в каких дворцах у вас оказалось тройное наказание. Если оно находится в дне и месяце, это может означать проблемы между вашим супругом и матерью. В этом случае лучше жить отдельно от родителей.
Кроме того, если наказание приходит к вам «извне», то есть, в десятилетнем периоде или в году, китайцы рекомендуют носить защищающее животное. Например, если у вас в карте есть Бык и Собака и наступает год Козы (2015 или 2027), то полезно в этом году носить на себе фигурку Лошади, отвлекающую пришедшую Козу. Так можно хотя бы символически «отвлечь» наказание. Если же наказание приходит в десятилетнем периоде, то носить отвлекающую фигурку нужно все десять лет.
Научиться фэн-шуй и столпам судьбы вы можете, пройдя заочные курсы Анатолия Соколова:
- Заочный курс 1 «Практический фэн-шуй»>>
- Заочный курс 2 «Индивидуальный фэн-шуй»>>
- Заочный курс 3 «Летящие звезды Сань-юань»>>
- Заочный курс 4 «Специальные техники фэн-шуй для консультантов»>>
- Заочный курс «Четыре столпа судьбы» (Ба-цзы)>>
Скидки при приобретении нескольких курсов фэн-шуй и столпов судьбы Анатолия Соколова:
- Специальное предложение! Пять заочных курсов со скидкой 25% + Консультация по скайпу!!!>>
- Два заочных курса фэн-шуй Анатолия Соколова со скидкой 10%!>>
- Три заочных курса фэн-шуй Анатолия Соколова со скидкой 15%>>
- Четыре заочных курса фэн-шуй Анатолия Соколова со скидкой 20%>>
- Пять заочных курсов фэн-шуй Анатолия Соколова со скидкой 25%>>
Земляное Наказание звучит пугающе, но надо ли бояться?
«Земляное Наказание» — это звучит, конечно, впечатляюще. В Бацзы оно известно также как «Пугающее Наказание», «Уничижающее Наказание». Говорят, оно считается тем, чего не хотелось бы видеть в карте Бацзы. Земляное Наказание обросло множеством различных слухов и домыслов.
Действительно ли это неблагоприятный признак в карте Бацзы? И стоит ли излишне драматизировать ситуацию?
Как распознать Земляное Наказание
Земляное Наказание — это сочетание трех знаков в карте Бацзы — трех животных, относящихся к стихии Земли. Вот как они выглядят.
Бык
Коза
Собака
Чтобы понять, находятся ли эти животные в столпах судьбы, нужно построить карту Бацзы. Это можно сделать при помощи онлайн-калькулятора Бацзы, введя дату рождения.
Животные могут стоять рядом
Или могут быть разделены другим животным
И в том, и в другом случае в карте Бацзы присутствует Земляное Наказание. Правда, во втором случае оно будет слабее.
Чего пугаются когда узнают про Земляное Наказание
В прошлом была довольно распространена такая точка зрения, что Земляное Наказание тесно связано с онкологией. Один из известных китайских мастеров Бацзы говорил об этом на своих семинарах. Но из-за неточности перевода, а также из-за того что люди часто склонны преувеличивать страхи, его слова были поняты слишком буквально и впоследствии широко распространены.
В действительности же, у многих больных подобными заболеваниями в картах Бацзы нет даже ни одного из животных знаков Земляного Наказания.
В тоже время, многие, у кого есть данное сочетание (Коза, Бык, Собака) спокойно себе живут и не испытывают серьезных проблем.
Дело в том, что переизбыток Земли в карте Бацзы означает склонность к каким-либо накоплениям. Если речь идет о здоровье, тогда это может означать что человек склонен накапливать какие-либо не полезные вещества в организме. Поэтому излишек Земли в карте Бацзы может к чему-то привести, в том числе и к нарушениям в работе клеточной системы. Однако не стоит пугаться и уж тем более не стоит приравнивать Земляное Наказание и онкологию. Просто нужно уделить этому аспекту здоровья соответствующее внимание.
Поэтому если вы нашли в карте Бацзы Земляное Наказание, то не паникуйте раньше времени и не считайте это приговором!
Чем опасно в карте Бацзы Земляное Наказание
Главная опасность от Земляного Наказания обусловлена не удачей, а поведением человека. И, если он знает о своих проблемах, то может скорректировать это за счет внутреннего самоконтроля.
Какие это могут быть проблемы?
Если есть Земляное Наказание в карте Бацзы, то у человека может присутствовать нездоровое стремление «потягаться» с другими людьми.
Человек может испытывать чрезмерную гордость и не переносить, если рядом с ним есть кто-то, более успешнен, чем он. Он болезненно реагирует на это, и «любой ценой» стремится подняться, не гнушаясь при этом в методах.
Стремление достичь высокого положения может способствовать тому, что по отношению к другим людям будут проявляться такие негативные черты как — высокомерие, стремление запугать и унизить.
Поэтому Земляное Наказание в Бацзы часто также называют «Пугающее Наказание» и «Уничижающее Наказание.»
И в один прекрасный момент люди могут «наказать» в ответ.
Приходящее Земляное Наказание
Если в карте Бацзы есть три животных, формирующие Земляное Наказание — то есть Коза, Бык, Собака — или хотя бы два из этих знака, и при этом дополнительно животные «приходят» в текущем году или Столпе Удачи, тогда появляется «внешнее Наказание.» Это приносит трудности и проблемы.
Например, октябрь 2015 года — это месяц Собаки в год Козы. В этом месяце уже частично присутствуют животные, входящие в Земляное Наказание. Тем, у кого в личной карте Бацзы есть такое сочетание, в этом месяце лучше проявлять осторожность. Характер возможных проблем зависит от того, каким из 5 жизненных аспектов Бацзы является Земля.
Как сгладить Земляное Наказание
Поскольку все три животных, участвующих в сочетаниии «Земляное Наказание» являются так называемыми «хранилищами», то это может привести к осознанной изоляции, стремлению отгородиться, поразмыслить, побыть наедине с собой.
Людям с Земляным Наказанием бывает полезно заниматься духовными практиками, иногда побыть в уединении. Они при этом могут сделать что-то продуктивное в своем одиночестве. Желательно в своем жилище иметь «отдельную территорию», личное пространство, куда не должны «вторгаться» другие люди.
Елена Руденко
ЗЕМНУЮ ЖИЗНЬ ПРОЙДЯ
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»
Данте Алигьери, «Божественная Комедия»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ
Глава 1
И подойдем к печальным берегам
Из журнала Константина Вербина
К моему величайшему сожалению мне пришлось вернуться в Петербург. Новости об успешно завершенных мною следствиях быстро дошли до высших чинов. Было решено, что «столь талантливому сыщику негоже прозябать в диких краях», и мне велели отправиться в столицу с повышением в чине. Признаться, я не ожидал столь внезапной удачи по службе за мои скромные заслуги.
Как и следовало ожидать, «прозябать» пришлось именно в Петербурге, поскольку начальство собралось приберечь меня для «следствия дел государственной важности».
Вот уже на протяжении второй недели я занимаюсь тем, что перебираю свои старые записи.
– Неужто тебе совсем не в радость отдых? – удивленно спрашивает меня супруга, когда я пытаюсь пожаловаться ей на свое безделье. – Мы в Петербурге недавно, а ты уже скучаешь…
Ольга, как истинная ценительница светских развлечений, рада Петербургской суете. После летних разъездов по дачам и курортам общество возвращается в русло былых городских утех, в которых мне тоже приходится принимать участие, поскольку моя милая Ольга не может долго усидеть дома.
Впрочем, в Кисловодске моя дорогая супруга не была обделена светскими беседами, на Воды съезжаются многие знатные господа, составляя так называемое «водяное общество». Однако балы в крошечном зале ресторации у Нарзана не могут сравниться с вечерами в лучших домах Петербурга.
– Я рада, что мы вернулись! – повторяет супруга. – Особенно ради Аликс. Молоденькой барышне необходимо бывать на самых блестящих столичных балах.
– Надеюсь, Аликс оценит эту возможность, – засомневался я.
Александра всегда любила потанцевать, но в светской суете до сих пор испытывает беспокойство.
– Ох, если Аликс не начнут докучать привидения, она будет чувствовать себя превосходно! – заверила меня супруга.
В этих словах была доля истины.
Александра обладает удивительным талантом чувствовать души умерших. В едва уловимых видениях призраки пытаются сказать ей самое важное, что хотели бы донести до живых. Иногда наяву, иногда во сне. Эти видения могут показаться бессмысленными, а скептики назовут их плодами бурной фантазии. Однако я всегда серьезно отношусь к рассказам Алик. Если верно понять эти разрозненные картины, они помогают прийти к верному умозаключению. Именно благодаря подсказкам призраков, мне удалось раскрыть многие преступления в Кисловодске.
Мистический дар Аликс таит в себе иные грани… Многие из которых пока сокрыты даже от нее самой. Самый пугающий талант – предчувствие людской гибели. Взглянув на человека, которому на днях суждено умереть, Александра видит картину его смерти… Горько осознавать, что ничем не можешь помочь несчастному…
– Меня ждет весьма интересная беседа, – произнес я, перебирая бумаги, – Сергей Ростоцкий, брат одной из твоих многочисленных приятельниц, очень просил меня нанести ему визит…
Я вновь просмотрел его письмо, напряженный тон которого говорил, что автор желает побеседовать со мною отнюдь не на праздные темы.
Ольга поморщилась, взволновано поправляя темные локоны.
– Странно, – прошептала она, – недавно его сестра Климентина настойчиво уговаривала меня предоставить ей возможность побеседовать с Аликс. Нетрудно догадаться, что её привлекает мистический талант моей сестры… А теперь еще твоя встреча с Сержем… Любопытно, не так ли? О! Кажется, я тоже становлюсь сыщиком…
Моя прелестная женушка рассмеялась.
– Избави Бог от жены-сыщика, – произнес я, скорчив страдальческую гримасу, чтобы поддразнить Ольгу, которая обиженно надула губки, – но твои выводы не лишены основания, – спешно добавил я.
Шутки шутками, но из Ольги вполне получился бы неплохой сыщик. Не каждая светская особа обладает столь живым умом. Да, и не стоит забывать, что эта милая супруга когда-то брала уроки фехтования у одного из лучших учителей Европы. Не завидую убийце, который встанет у нее на пути.
– Сначала я сама подробнее разузнаю у Ростоцкой, что ей надо надобно, – решила Ольга. – А потом решу, стоит ли Аликс говорить с нею.
Из журнала Александры Каховской
Снова Петербург… Удивительно, хоть я и привыкла к диким краям солнечного Кисловодска, оказывается, очень соскучилась по нашей дождливой унылой столице. Странно, у меня такое чувство, будто всё в городе переменилось… Но, вернее сказать, переменилась я сама…
Ольга очень рада возвращению. Она любит светские увеселения. Сестра всегда вызывала у меня восхищение своей смелостью и очарованием.
Сегодня я узнала, что со мною хочет побеседовать Клементина Ростоцкая, приятельница Ольги.
– Она ужасно настойчива, на грани истерии, – с нескрываемой досадой заметила сестра.
– Странно, – ответила я. – Чем я так заинтересовала эту барышню?
Нам не удалось найти с нею взаимопонимания, и когда Климентина приходила в гости, я обычно оставляла их с Ольгой. Нет, барышня Ростоцкая никогда не вызывала неприязни, но в её обществе я всегда чувствовала себя несколько напряженно. Возможно, виной всему ее высокомерное отношение к окружающим.
Она очень миловидна, одевается с безупречным вкусом, а её манеры славятся своим изяществом. Впрочем, Ростоцкая стала олицетворением того самого светского идеала, которому мне так и не удалось соответствовать. Впрочем, я с этим давно смирилась и не вижу причин горевать.
– Климентину заинтересовали твои таланты, – вздохнула Ольга, – она тебе все расскажет… если будет навязчива, советую прекратить разговор… Дело не в любопытстве, иначе бы я не позволила ей никаких бесед наедине с тобой. Её ситуация, действительно, ужасна!
Пришлось, скрывая уныние, плестись за сестрой в гостиную, дабы услышать рассказ Ростоцкой, которая не смогла скрыть радости, когда я опустилась в кресла рядом с нею.
– Надеюсь, вы простите мою бесцеремонность, – начала она в своей светской манере, которая заставляла меня вытягиваться по струнке, – мне бы хотелось побеседовать о некоторых ваших талантах…
Слова Ростоцкой не вызвали у меня волнения, за последнее время мне удалось привыкнуть к подобным расспросам и научиться отвечать на них с холодной учтивостью.
– Знаю, что вы способны видеть и чувствовать мёртвых, – натянуто произнесла Ростоцкая.
Её тон вызвал у меня искреннее беспокойство. Речь, действительно, шла не о праздном любопытстве.
– Да, я вас слушаю, – ответила я, улыбнувшись.
– Будучи уверена в вашем благородстве, что вы никогда не предадите огласке услышанное, открою вам тайну, – взволновано прошептала она.
Затем, помедлив, продолжила.
– Меня преследует призрак одной юной особы, которая утопилась в «Зимней канавке» на прошлой неделе… Возможно, вам удастся как-то убедить её оставить меня…
Я читала в газете об этом ужасном происшествии. Салонная певица со сладким сценическим именем Коко была найдена в холодных водах реки. Картина живо промелькнула перед моим взором, и я поморщилась.
Коко мне довелось увидеть лишь однажды. Она пела в именинах князя К*. Голосок приятен, мне понравилось. Хотя я не ценитель музыки, и моё суждение может оказаться неверным. Коко вызвала у меня симпатию благодаря веселому нраву. Помню, она хохотала столь искренне и заразительно, что могла рассмешить любого скучающего зануду.
– Призраки не являются живым без причины, – ответила я, – возможно, эта молодая особа желает вам что-то сказать… Не нужно бояться, попытайтесь понять её знаки…
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»
Так начинает «Божественную комедию» Данте. Вход на тот свет традиционен, как и в русской сказке, где путь в тридевятое царство ведет через опушку леса, на которой избушка Бабы-яги. Но помощником визионера Данте в этом лесу становится не мифологический персонаж, а великий римский поэт Вергилий. Читатель понимает, что эта фигура выбрана не случайно: в шестой песни «Энеиды» Вергилий повествует о сошествии своего героя Энея в преисподнюю. Подобно ангелу-хранителю христианских видений, Вергилий призван отвечать на вопросы оказавшегося в ином мире Данте: ведь он знает многих героев Античности, оказавшихся в Дантовом аду.
Творчество Данте относится к эпохе Возрождения, когда герои Античности переставали казаться воплощением идеалов язычества. Но вот знаменитый гомеровский хитрец Одиссей (Улисс), сам спускавшийся к вратам преисподней, очутился в Дантовом аду. Он оказался, как и его друг Диомед, среди «лукавых советчиков»: Троянский конь сослужил ему плохую службу в Дантовой картине мира (ведь благодаря этой хитрости была разорена Троя, родина Энея). Кроме того, возвращение к дому и радости семейной жизни, по признанию Улисса, «не возмогли смирить мой голод знойный, изведать мира дальний кругозор». В новом странствии за Геркулесовы столпы Улисс увидел высочайшую гору посреди океана (вспомним путешествие святого Брендана), которую Данте считал местом чистилища; там Улисс и сгинул в морской пучине, оказавшись в восьмом круге Дантова ада.
Основа поэтического повествования Данте уже не просто мифология, а аллегория, метафора: темный лес — это не только вход в иной мир, но и лес греха и заблуждений. Над лесом видится освещенный солнцем холм, воплощающий добродетель, путь к нему преграждают три зверя, но это уже не спутники Гекаты, как в «Энеиде». Рысь — это аллегория сладострастия, лев — воплощение гордости (смертный грех в христианских представлениях), а волчица — корыстолюбие. Вергилий, которого Данте встречает на дороге, свидетельствует, что поэту не обойти волчицу: ему следует через адскую бездну вернуться к горе благодати к райским «вратам Петровым». Туда ведет его Вергилий, и Данте преодолевает страх перед сошествием в преисподнюю. Вергилия просит стать покровителем-проводником Беатриче, пребывающая в раю возлюбленная Данте, и это вдохновляет поэта.
Я увожу к отвереженным селеньям,
я увожу сквозь вековечный стон,
я увожу к погибшим поколеньям.
Был правдою мой зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья .
Ад был создан, по христианским представлениям, Троицей (высшей силой, полнотой всезнанья и первою любовью) в начале времен как место для за-ключения Люцифера и восставших ангелов. Данте читает надпись на его вратах, а в преддверии видит страждущие от укусов гадов обнаженные души тех, кто не видел разницы между добром и злом, Богом и Сатаной. Среди них оказались и те ангелы, которые не примкнули во время восстания Люцифера ни к Богу, ни к дьяволу. Они недостойны даже глубин ада, и не следуют с толпами душ, что оказываются гонимыми к берегу мрачного Ахерона.
Данте включает реки античной преисподней в картину своего христианского загробного мира. Есть здесь и перевозчик — Харон, не желающий пускать живого поэта на свой челн. Однако Вергилий напоминает ему о высших силах, и злобный демон преисподней перевозит Данте. Харон у Данте — бес, реки же преисподней стекают в адскую воронку-пропасть.
Ахерон, опоясывая первый круг ада, стекает ниже, образуя Стикс, который превращается в Стигийские болота. Эти болота окружают стены Дита (этим латинским именем бога Аида Данте именует Люцифера), воздвигнутые вокруг нижних пропастей ада. В болоте терпят мучения души гневных. Далее адские потоки превращаются в жгучий Флегетон, кипящий кровью; в него погружены виновные в насилиях над ближними. Флегетон течет через лес самоубийц и пустыню, где души терзает огненный дождь. Ниспадая водопадом в центр земли, поток превращается в ледяное озеро Коцит. Река забвения Лета оказывается у Данте в раю, ибо она смывает воспоминания о грехах.
Здесь Данте следует Вергилию, у которого Лета — река забвения в Элисиуме.
В страшном челне Данте впадает в забытье и приходит в себя уже на другом берегу — в лимбе. Эта область, окаймляющая адскую пропасть, предназначена для ветхозаветных праведников и некрещеных младенцев, что умерли безгрешными. Вергилий вспоминает, как при нем в лимб сошел мессия с победной хоругвью и вывел прародителя Адама, Авеля, Ноя и Моисея, Давида, Авраама с Иаковом, Рахиль и множество праведников.
Но Данте помещает в лимб и язычников: то были поэты: Гомер, «превысший из певцов всех стран», Гораций, Овидий, Лукан; эпические и исторические герои: Электра, Гектор, Эней и Цезарь, «друг сражений». Грядущая эпоха гуманизма допустила в лимб и мусульманина: Данте увидел на светлых полях лимба султана Саладина, рыцарское благородство которого было прославлено в легендах крестоносцев. Наконец, вокруг Аристотеля Данте увидел сидящих мудрецов — ближе всех Сократа (его мечта о встрече с мудрецами на том свете сбылась в «Божественной комедии»), затем Платона, Демокрита и прочих, включая мусульманских ученых Авиценну и Аверроэса (Ибн Рушда), благодаря трудам которого средневековая Европа познакомилась с наследием Аристотеля.
А. И. Солженицын в романе «В круге первом» не случайно использует этот локус Дантова ада для обозначения «шарашки». «Спецы», которые там сидят, необходимы властям и поэтому удерживаются ими на краю пропасти ГУЛАГа.
Во втором круге у Данте пребывает Минос, но не как верховный судья античного Аида, а как бес, назначающий наказание заблудшим душам. Он обвивает их своим хвостом на столько ступеней адской пропасти, на сколько они грешны. Вокруг адский вихрь кружит сонмы душ, которые поддались зову плотской любви. Возглавляет сонм терзаемых черным вихрем древняя царица Семирамида; здесь же Клеопатра и Елена, виновница Троянской войны, ее возлюбленный Парис и даже Ахилл. Там же оказываются и герои средневековых рыцарских романов, в том числе Тристан. Из сонма мчащихся душ Данте выделяет две сплетенных в вихре души современников — Франчески да Римини и ее возлюбленного, убитых ревнивцем-мужем. На вопрос Данте, что подвигло их на запретную любовь, Франческа поведала о прочитанном ими рыцарском романе, в котором рассказывается как Ланселот воспылал страстью к королеве Женьевре, что и вдохновило их на то, чтобы отдаться своим чувствам. Поэт же, свидетель воздействия литературных образцов, сам лишается чувств, потрясенный рассказом и загробной судьбой лю-бовников.
Но путь его ведет в третий круг, к новым мучениям, причиняемым ледяным дождем и треглавым Цербером, три пасти которого терзали здесь чревоугодников. Данте удалось избежать этой участи — Вергилий швырнул в пасти Цербера горсти земли. Поэт видит среди страждущих душ Чакко — знаменитого чревоугодника, прославленного в одной из новелл «Декамерона». Как и другие визионеры начиная с Одиссея Данте вопрошает мертвого о грядущей судьбе живых, и Чакко рассказывает о будущих судьбах Флоренции, раздираемой распрями. Узнает Данте и о загробной участи знаменитых флорентийцев, которые оказываются в нижних кругах ада. Он вопрошает у Вергилия о том, что будет с душами после Страшного суда, и Вергилий отвечает, опираясь на известную ему «науку» — учение Аристотеля: мучения и блаженство достигают совершенства, когда после Страшного суда души соединятся с телами.
Ученые рассуждения прервал рев Плутоса из круга четвертого; он был естественно превращен Данте в беса, как и прочие персонажи языческой — античной — мифологии. Толпы скупцов и расточителей сталкивались здесь в бесконечном хороводе, терзая друг друга. Среди них Данте видел не одного кардинала и даже папу и множество клириков, отмеченных тонзурой.
Затем путники достигают Стигийского болота в круге пятом, и огни с башни города Дита сигнализируют о прибытии новых душ. Перевозчиком здесь оказывается Флегий, дочь которого, по античному мифу, соблазнил Аполлон: в ярости Флегий сжег святилище бога в Дельфах, и поэтому в Дантовом аду он стал перевозчиком через болото, в котором испытывали муки гневливые люди. Челн перерезает топь, наполненную душами, и, когда флорентийский недруг Данте, рыцарь Ардженти, попытался выбраться на поверхность, прочие души набросились на него, погружая в топь.
Над городом Дита, стены которого окружали нижний ад, отблески негасимого пламени озаряли мечети: в эпоху, следующую за Крестовыми походами, адский город рисовался как иноверный — мусульманский. Здесь подобные огню падшие ангелы проявили коварство, потребовав, чтобы мертвый провожатый оставил живого и отдался в их власть. Данте ужаснулся, но Вергилий, поминая сошествие Христа во ад, велел отпереть железные врата града преисподней. Тут три фурии взмыли над башнями адского города, преграждая вход и призывая Медузу, чтобы от ее взгляда окаменел живой, проникший в адские пределы. Но Вергилий успел отвратить Данте от страшного взора, закрыв ему глаза. И здесь ангел, посланник небес, ступая по Стигийскому болоту как по суше, напомнил «проклятому роду», кто властен открыть врата ада. При этом Данте вкладывает в уста ангела античный миф о пленении Гераклом Цербера, морда которого до сих пор носит следы от Геракловой цепи.
Врата ада открываются, и Данте со своим проводником оказываются на кладбище с множеством раскаленных гробниц. В этих гробницах пребывают ересиархи и их последователи, начиная с последователей Эпикура, который отрицал бессмертие души. В отверстых раскаленных гробницах Данте видит Фаринату, политического врага своего рода, и Кавальканте, ближайшего друга, разделявшего эпикурейские убеждения. Им известно грядущее, но души не знают, что ныне происходит на земле и живы ли их близкие. Кавальканте не знает, жив ли его сын, но знает, что германский император Фридрих II, непримиримый враг папы, отлученный от Церкви, находится в том же круге ада.
Будущее самого Данте может предсказать лишь его возлюбленная Беатриче, пребывающая в раю.
Умершая за десять лет до сошествия во ад Данте (оно датируется 1300-м годом), Беатриче была у Данте образцом платонической и куртуазной любви.
Далее тропа вела к пропасти, откуда, из трех нижних кругов ада, доносился едкий смрад. В этих кругах каралась злоба, использующая насилие, и обман. Три концентрических пояса предназначены в седьмом круге для насильников: убийц и грабителей ближних, самоубийц и расточителей своего достояния.
В Средние века считалось, что именно алчность и расточительность ведут к гибели мира, ибо человек не собственник имущества, которого не сотворил, а лишь держатель (такова феодальная мораль) доставшегося ему от Творца. Поэтому даже смертный грех гордыни не столь пагубен, как мотовство.
Рядом были те, кто осмеливался богохульствовать, и содомиты, насилующие естественную природу. Спускаясь ниже, спутники миновали Минотавра, но на другом берегу кровавого Флегетона их ждали кентарвы, натягивающие свои луки, — они поражали стрелами тех насильников, что пытались всплыть на поверхность кровавых волн. В кипящую кровь по брови были погружены тираны, среди которых были Александр Македонский, Дионисий — знаменитый тиран Сиракуз (IV в. до н. э.), предводитель гуннов Аттила, итальянские синьоры — современники Данте. У Данте в день Страшного суда самоубийцы не воссоединятся с телами, от которых отказались, покончив с собой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Земная жизнь — тяжесть и наказание?
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить ответ. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел очередной непростой вопрос.
Письмо в редакцию
Полгода назад моя близкая подруга пережила потерю сына. Ей было очень тяжело, да и сейчас не сильно легче. Она рассказала мне, что ходила в церковь и священник сказал ей, что ее ребенку сейчас уже хорошо и не надо впадать в отчаяние, а надо радоваться, что теперь он дома и у Бога. Я сама верующая и стараюсь ходить в церковь, хотя много еще мне непонятно. Но я заметила, что воцерковленные люди вообще часто считают, что смерть — это избавление от тяжелой жизни, спасение и т. д. Хотя, когда я говорила с подругой, мне показалось, что она просто заставляла себя поверить в слова священника, а на самом деле в душе ей гораздо больше хотелось, чтобы ее сын был рядом, а не в каком-то далеком доме. Неужели «у Бога» мы оказываемся только после смерти, а здесь мы что — не у Бога? Или Бог здесь есть, но нас этой жизнью наказывает? Но не все же такие сильные подвижники, чтобы выдержать самое страшное — потерю ребенка, и еще при этом думать: вот теперь ему там хорошо… Если блаженство может быть только в другом мире, то получается, что нашу жизнь надо просто, стиснув зубы, переждать и стараться от мира прятаться, всем уйти в бездетные монахи желательно, чтобы не нарываться на дополнительные страдания, как у моей подруги? Простите, если мои вопросы глупые, но они сильно меня беспокоят, потому что я и сама не могу какой-то надежды после произошедшего с ней найти и, соответственно, ей помочь найти смысл жить дальше…
Ксения, Санкт-Петербург
Мы попросили ответить на это письмо постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко.
Наверное, очень многие люди, отвечая на этот вопрос лишь обескураженно покрутят головой. Уж очень непохожи тяготы нашего бытия на райское блаженство. Но почему же тогда Библия говорит о продлении земной жизни человека как о благе, которым Бог награждает праведников? А если земная жизнь действительно — благо, тогда почему об умершем человеке принято говорить «ему теперь лучше, чем нам», «наконец, он вернулся домой» или даже «отмучился»? Ответить на эти вопросы с христианской точки зрения вряд ли возможно без небольшого экскурса в Священную историю.
Как на Земле все стало так мучительно?..
Библия говорит о том, что сотворенный человек был помещен в райский сад не просто для блаженного безделья, но — с вполне определенной целью: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15). Но что же такое рай и чем райский сад отличался от всей остальной земли?
Говоря совсем просто, рай — это место особого присутствия Божия на земле. В раю человек мог общаться с Богом, слышать Его и отвечать Ему столь же легко и непосредственно, как сейчас мы общаемся друг с другом. Но обусловлена эта возможность богообщения была не только местом, но и самим состоянием человеческой природы, еще не поврежденной грехопадением.
Вхождение праведной души в рай.
Фрагмент картины
Человек был сотворен как бы неким мостиком между двумя мирами — духовным и материальным. Он был создан духовным существом, но при этом обладал материальным телом. Правда, это тело было совсем не таким, каким мы знаем его сегодня. Вот как описывает его святитель Иоанн Златоуст:
«То тело не было такое смертное и тленное. Но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободным от всякого тления, его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало».
А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о еще более удивительных возможностях тела первозданного человека: «Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов».
Способный к богообщению, человек мог возвещать волю Бога всему материальному миру, над которым он получил от Бога огромную власть. И в то же время только он один мог предстоять от лица этого мира перед его Творцом.
Человек был создан как царь или, точнее говоря, наместник Бога на Земле. Поселив его в прекрасном саду, Бог дал ему заповедь — хранить и возделывать этот сад. В сочетании с благословением плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю это означало, что со временем человеку предстояло сделать райским садом весь мир.
Для этого он получил широчайшие полномочия и возможности. Весь мир с радостью повиновался ему. Дикие звери не могли причинить ему вреда, болезнетворные микроорганизмы не вызывали в нем болезней, огонь не мог обжечь, вода не могла утопить, земля не могла поглотить его в своих пропастях. Лишь одну заповедь, ограничивающую его возможности, получил человек в раю от Бога — не есть плодов с древа познания добра и зла: …И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:16–17). Конечно же, Бог не хотел смерти человеку и не угрожал ему в этой заповеди убийством за ее нарушение. По смыслу она скорее была подобна табличке с надписью «Не влезай — убьет!» на современных высоковольтных линиях электропередач. Бог заботливо предупреждал человека о смертельно опасных последствиях некоего действия.
Нарушив по подсказке сатаны заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла, человек, по сути, совершил предательство по отношению к Богу, переступил некую грань в отношении к своему Создателю, и для любви за этой гранью места уже не оставалось.
Человек как бы сказал Богу: «Ты говоришь, „не вкушай этих плодов, потому что умрешь“? Я Тебе не верю. Сатана говорит, что, вкусив их, я стану во всем равен Тебе. А значит, смогу жить без Тебя».
Это душевное устроение и оказалось смертоносным результатом нарушения заповеди. Стремление к бытию без Бога глубоко вошло в человеческую природу и жесточайшим образом изуродовало ее. Смерть, о которой предупреждал людей Бог, стала не наказанием, а естественным следствием отпадения человека от Источника его бытия. Так, отломанная от дерева ветка, хотя и зеленеет еще некоторое время, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу. Прекрасное человеческое тело, сияющее красотой и силой пребывающего с ним Бога, тут же превратилось в тело жалкое, подверженное болезням и угрозам стихий, когда Бог отошел от него.
Изгонять из Рая такого несчастного, умирающего, отвергшего любовь Божию человека не было особой нужды — ему и самому стало там неуютно. Ведь в сущности, как мы уже говорили, рай — это место особого, максимального присутствия Бога в сотворенном мире. Но что же было делать в таком благодатном месте тому, кто стал тяготиться общением с Богом и пытался спрятаться от Него между райскими деревьями? Бог выслал первых людей из Едемского сада, потому что оставаться там далее стало мучительно для них самих.
…и как на Землю вернулась надежда
Итак, с этим вопросом вроде бы все ясно: после изгнания из рая люди оказались в месте наказания. Которое можно считать раем только по недоразумению. Но отпадение человека от Бога не было полным, иначе человек просто прекратил бы свое существование. Какие-то искорки божественного тепла продолжали сохраняться в его душе. Незримые нити божественных энергий поддерживали его бытие в этом мире, который из-за его предательства так и не стал раем. Поэтому человеку были доступны и любовь, и милосердие, и великодушие. Правда, в падшей человеческой природе они оказались перемешаны с завистью, жадностью, ненавистью. Но там, где люди следовали заповедям Божьим, в их жизни постепенно начинало сиять добро, они любили друг друга, не завидовали, не собирали обиды, не отнимали друг у друга имущество, помогали и поддерживали тех, кому было тяжело, радовались своим и чужим успехам. И такая жизнь на земле, конечно же, была для них благом. Поэтому неудивительно, что Библия многократно говорит о долготе дней праведника как о его награде. Ровно так же можно было бы говорить и о долготе дней грешника как о тягостном наказании. Ведь даже богатство, власть и все другие атрибуты земного могущества не смогут сделать своего обладателя счастливым, если в сердце у него будут гнездиться плоды греха — ненасытная алчность, неутолимая зависть, неугасимая злоба.
Буря на озере.
Иисус Христос с учениками
Однако и праведника в этой жизни могут преследовать всевозможные бедствия — неизлечимые болезни, притеснения от врагов, пожары, землетрясения, смерть близких. Наконец, ни один праведник не в состоянии избежать своей собственной смерти. Той самой, которая отнимает у людей и земные блага, и земные тяготы, как бы умножая на ноль любое содержание человеческой жизни, каким бы оно ни было — грешным или праведным. Поэтому единственной настоящей ценностью, единственным подлинным благом для человека может считаться лишь то, чего у него не сможет отнять даже смерть.
Вот это благо и пришел дать людям Иисус Христос — воплотившийся Сын Божий. Соединившийся с человеческим родом по плоти, Он дал возможность всем желающим соединиться с Ним и духовно, и телесно, восстанавливая разрушенную грехом первых людей связь человека с Богом. С момента воскресения Христова смерть больше не властна была над душами людей, умерших в уповании на встречу с Сыном Божьим.
Внешне, казалось бы, ничего не изменилось. Люди точно так же продолжали умирать и после воскресения Христова. Однако посмертное их существование приобрело качественно новый характер.
Раньше отпавшие от Бога люди и после разделения души с телом оставались без общения с Богом. Напомню, кстати: вера в то, что со смертью существование человеческой личности не кончается, была практически у всех древних народов и культур. Но посмертное существование там воспринималось как какая-то неполнота, обитание в мире теней (или, как говорит об этом Христос, — во тьме внешней, то есть находящейся вне Бога и света Его благодати). Отныне же всех, кто хотел после своей смерти быть с Богом, там, за гранью земной жизни, встречает Христос.
И отнюдь не случайно первым человеком, вернувшимся в утерянный рай, оказался разбойник, распятый на кресте рядом с Иисусом. Он не был праведником, и потому не уповал на свои добрые дела, которых не имел. Единственной его надеждой была милость Иисуса, о которой он и попросил Его смиренно: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Мф 23:42). Вот это смирение и оказалось главным благом, которое он сумел собрать в этой жизни, вопреки всем своим преступлениям и нарушению законов как божественных, так и человеческих.
Не совокупность добрых дел спасает, а Христос. Как это ни странно прозвучит, но добрые дела сами по себе могут даже погубить человека, если заслонят собою Христа. Ну в самом деле — зачем нужен Спаситель тому, кто и сам достаточно хорош по делам своим?
Вот поэтому и ввел Господь в рай первым не какого-нибудь выдающегося исполнителя ветхозаветного закона, а распятого на кресте разбойника, оценившего финал своей земной жизни трагичной фразой: достойное по делам нашим приняли (Мф 23:40), но при этом не потерявшего надежды на милосердие Божие. Преподобный Исаак Сирин писал: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению, и если не будет такового, то напрасны все труды и все добродетели».
Так прятаться от жизни или жить?
Земля не рай. Но именно здесь изгнанный из рая человек может обрести главное благо как земной, так и загробной жизни — смирение. И тут возникает новый вопрос — как же приобретается это благо? Здесь у верующих людей можно встретить две позиции, очень сильно отличающиеся друг от друга.
Одну из них можно описать примерно так. «Земля — территория изгнания, юдоль скорби. Поэтому будем скорбеть, совершать поменьше телодвижений, чтобы не согрешить ненароком, и терпеливо ждать, когда Господь заберет нас отсюда в лучший мир».
Другая позиция выглядит следующим образом: «Да, земля — территория изгнания. Но Иисус пришел сюда и не прятался от мира, ходил среди людей, помогал им, лечил их, проповедовал им Царство Небесное. Поэтому мы будем делать то же самое в меру своих сил и полученных от Него даров».
Окрыление детей.
Богородица встречает детей в раю и дарит им синие крылышки
Любому, кто хотя бы однажды прочел Евангелие, очевидно, что именно второй вариант соответствует заповедям Христовым. Забившись в самый дальний угол и ожидая, когда же закончится эта тягостная и мучительная земная жизнь, странно было бы рассчитывать на какие-либо бонусы от Того, Кто говорил Своим ученикам: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:13–16).
Христианин — тот, кто живет и действует в мире среди людей, а не тот, кто спрятался от них в виртуальном окопе, надеясь как-нибудь переждать этот ужасный промежуток времени между своим рождением и смертью.
Жизнь по заповедям непременно предполагает взаимодействие с другими людьми: просящему — дай, ругающего тебя — благословляй, жаждущего — напои, голодного — угости, больных и заключенных — проведай, принеси им еду, одежду, лекарства, поддержи добрым словом. Ну а самое главное — говори людям о Христе, о Царстве Небесном, приводи ко Христу все новых и новых людей. Созидай Церковь Божью. Потому что именно ради этого Христос и приходил на землю — собрать рассеянных чад Божьих воедино.
Соль земли — это ведь не просто про вкусовые качества. Во времена Евангелия соль была самым доступным консервантом, позволяющим сохранять продукты на длительное время в жарком климате Средиземноморья. Называя своих учеников солью земли, Иисус имел в виду, что именно они своей проповедью должны пропитывать все народы, сохраняя их от греховной порчи.
В более узком смысле каждый христианин призван свидетельствовать о Христе уже самой своей жизнью. Ведь не каждый из нас получил дар учительства и проповеди. А вот благодать Святого Духа получили через крещение и миропомазание все христиане. Именно благодаря этой полученной силе христиане могут не грешить там, где все остальные люди предпочитают грех. И этого порой бывает достаточно для того, чтобы свидетельствовать об истине Христовой в местах, куда по воле Божьей мы бываем поставлены. Не ругаться матом там, где все остальные матерятся. Не пьянствовать там, где все привыкли к обильным возлияниям. Не красть там, где воровство для других стало нормой. Это может показаться наивным рассуждением, но иногда людям бывает достаточно даже одного примера честной, праведной жизни, чтобы и свою жизнь хотя бы попытаться изменить в сторону добра.
Там, где укоренилась страшная в своей обыденности формула греха «а что такого, все так делают», христианин может уже самим фактом своего существования засвидетельствовать: нет, так делают не все. И стать в общем греховном мраке огоньком жизни, от которого загорится еще один, и еще, и еще… Это и есть — быть светом миру. Это и означает — быть солью земли, хранить себя и тех, кто рядом, от гнили, которую грех вносит в нашу жизнь.
Но как жить, чтобы не потерять смысл перед лицом страдания и смерти?
Человек с самого момента своего рождения начинает расширять свой опыт. Он постоянно осваивает все новые и новые пространства знаний и навыков. Сначала учится узнавать лицо мамы, ее голос. Потом — есть с ложки. Потом — ходить, говорить, строить дом из кубиков, складывать буквы в слова… Список этот можно продолжать очень долго, потому что внимательный к своей жизни человек учится всю жизнь. Но вот вопрос — к чему все эти знания и навыки, если в финале своей личной истории человек умрет? Пригодятся ли они ему там, куда он попадет после своей смерти? Про весь багаж человеческого опыта сказать что-либо трудно. Но вот эти два качества для него безусловно окажутся необходимы — смирение и умение любить. В сущности, это два аспекта любви: смирение как раз и является способностью признавать свою слабость, просить другого о поддержке, доверять свою жизнь тому, кто тебя любит, верить ему даже там, где тебе очень страшно и больно. Принимать любовь и давать любовь самому — вот важнейшие умения, которым учится человек в своей земной жизни. А это можно сделать только в общении с другими людьми. Поэтому среди христианских подвижников еще с древних времен утвердилась мудрость: «Наше спасение — в ближнем».
Вхождение праведной души в рай
Это непростой путь. На нем придется часто терпеть неудачи, испытывать боль и разочарование, сталкиваться со своей и чужой слабостью. Но другого пути в жизнь вечную просто нет. Чтобы самолет смог взлететь, ему нужно набрать на взлетной полосе скорость, достаточную для отрыва от земли. Земная жизнь для христианина подобна такой взлетной полосе: по ней обязательно нужно двигаться в сторону любви к Богу и ближним, набирать скорость, учиться просить у Бога помощи там, где не справляешься сам. Чтобы еще здесь, на земле, почувствовать с радостным изумлением как невидимая сила Божья поддерживает тебя, не дает упасть и бережно направляет к небу.
Наверное, этот опыт богообщения и есть главное благо земной жизни человека, если смотреть на эту жизнь с точки зрения вечности. Однако и все прочие добрые радости дает здесь Бог каждому из нас. Вкусная еда и приятная прохлада воды в жаркий полдень, ласковое солнце и шипящий на песке морской прибой, тишина величественного леса в рассветный час и облака над горными вершинами. Прекрасная музыка, литература, живопись, запечатлевшие в себе красоту и мудрость, открывшуюся их авторам. Радость сильного, устремленного к жизни тела, расцветающая в искрометном танце. Восторг супружеской любви и нежность родительских объятий, светлые воспоминания юности и тихие краски заката жизни. Все это Бог щедро дает нам в этой земной жизни. И эти земные блага христиане тоже принимают с благодарностью, чтут их как дар Божий и пользуются ими как подспорьем в своем движении к благам жизни будущего века, по слову преподобного Серафима Саровского: «Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. На это опираясь, св. апостол Павел сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством. И Церковь Святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов (Гал 6:2). Господь Иисус Христос лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к отечеству небесному».
Подведем итоги
В заключение я предложил бы вернуться к письму Ксении и еще раз, но уже максимально кратко, ответить на основные вопросы из него:
Земная жизнь — место наказания?
Земная жизнь — это ситуация, в которой человек оказался после того, как отпал от Бога и не смог больше находиться рядом с Ним в раю. Райский сад — место, куда Бог поселил сотворенного человека и дал ему заповедь — хранить и возделывать этот сад. Преображая мир за пределами райского сада, человек был призван постепенно превратить в рай всю Землю. Максим Исповедник пишет, что человек должен был «соединить рай и прочую землю святостью своей жизни». Но, отпав от Бога, человек эту святость утратил. И оказался в том самом еще не преображенном мире за пределами рая, но уже лишенный возможности изменять его по образу рая и властвовать над ним во благо для себя и для мира.
Теперь главной целью человека стало элементарное выживание в среде, внезапно оказавшейся для него враждебной. Пока человек не утратил святости, весь мир с радостью повиновался ему. После отпадения человека от Бога мир стал для него пространством постоянной опасности и тяжелого труда.
В чем же при этом благо земной жизни?
Главное благо земной жизни человека — возможность возвращения к Богу, восстановления утраченной связи с Создателем. Отблеск этого высшего блага может открыться человеку во всем, что радует его сердце в этом мире, потому что Бог оставил для отпадшего от Него человека такую возможность: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:26–28).
Для кого-то Бог открывается через красоту и величие сотворенного мира. Для кого-то — через разумность законов природы. Но ярче всего образ Божий проявлен в человеке, который и был сотворен по этому образу. Поэтому высшим благом в земной жизни человека можно также назвать и навык любви к другим людям, не приобретя которого, человек никогда не сможет возлюбить и Бога.
Обретение рая — это возвращение к Богу, восстановление утраченных в грехопадении любви и доверия к Нему. Но любовь к Богу невозможна без любви к ближним, как об этом пишет апостол Иоанн: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин 4:20–21).
Любые материальные блага в сравнении с этой способностью любить и быть любимым меркнут и обесцениваются. В земной жизни можно обладать колоссальным богатством, иметь огромную власть и при этом оставаться несчастным, одиноким, не имеющим опыта любви и близости человеком. Лишь в опыте любви открывается для человека образ утраченного рая.
Впрочем, Бог и материальные блага дает людям ради их утешения и не осуждает людей за пользование этими благами. Но настоящей ценностью и подлинным благом для человека может стать лишь то, что никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть у него отнято. Деньги, недвижимость, власть — все это любой человек неизбежно оставит здесь, на земле, когда придет его черед умирать. Только любовь к Богу и ближнему останется с ним там, за смертной чертой. И только она способна вернуть человеку потерянный рай.
Что мы имеем в виду, когда, утешая человека, потерявшего близкого, говорим: умершему «там сейчас лучше»?
Земная жизнь для человека — период созревания для жизни вечной. Это сложный и непростой путь, на котором каждого из нас ждут испытания, тяготы, труды и болезни. Как искусный ювелир выжигает в огне все примеси из золота, делая его чистым, так и Бог проводит каждого из нас через эту земную жизнь, помогая избавиться от всего, что мешает нам вернуться в рай. И призывает каждого человека в самый благоприятный для его посмертной участи момент. Каждый из нас умирает либо на пике своего духовного развития, либо когда Бог видит, что дальнейшая жизнь будет изменять его душу только в худшую сторону. Любому человеку Бог желает только блага. И когда мы говорим об умерших «им там сейчас лучше, чем было здесь», то имеем в виду, что их период испытаний здесь закончился. И теперь они получают те блага, к принятию которых смогли приготовить себя на пути своей земной жизни.
|
ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ
Господь, изгнав человека на землю из рая, вселил его на ней
прямо рая сладости
(Быт. 3, 24), чтоб он, непрестанно обращая взоры к раю и вместе питаясь надеждою возвращения в рай, пребывал в непрестанном плаче покаяния. Вселение прямо рая сладости показывает, что Адаму дано было живое воспоминание о рае, и сама земля красотами своими, сохранившимися в некоторой степени и после ее проклятия, напоминала рай. Земля назначена в место покаяния для праотцев и для всего имевшего произойти от них рода человеческого. Земная жизнь каждого человека есть время, данное ему на покаяние. Все человечество на земле должно быть погружено в покаяние, в неутешное рыдание. Оно должно странствовать на ней, не прилепляясь сердцем ни к каким предметам, которыми обстановлена эта гостиница, но, непрестанно помышляя о горнем своем отечестве и всеусильно стремясь возвратиться в него. Труд и злострадание — непременные спутники покаяния и родители смирения, рождающего покаяние, должны господствовать на земле, по самому определению Божию. Человек должен постоянно помнить, что Господь назначил ему в поте лица снедать не только вещественный, но и духовный хлеб свой; человек должен непрестанно помнить, что он на земле во временном изгнании, что он — земля, что он должен возвратиться в землю, из которой он создан, 0б этом все на земле непрестанно напоминает ему.
Он находится в непрестанном разнообразном страдании, в борьбе с собственною злобою, в борьбе с злобою ближних своих, в борьбе со стихиями, в борьбе с землею, ради его проклятою и повинующеюся ему только при пролитии кровавого пота. Об этом непрестанно напоминают ему братия его, похищаемые один вслед за другим, неумолимою смертию. От земли дозволено ему пользоваться одним самонужнейшим, необходимым для земного странствования нашего, отнюдь не излишним, отторгающим мысль от вечности. Все праведники Ветхозаветной Церкви, странствовавшие на земле, начиная от Адама, проводили земную жизнь сообразно назначению, данному ей Богом. Они жили на земле, как в стране изгнания, как в стране плача и покаяния, питаясь надеждою обетованного избавления, соглядая оком веры вечность.
Проидоша
, — говорит о них Апостол, —
в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблены
ихже не бе достоин весь мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных. И сии вси послушествовани бывше верою