Содержание
Почему люди в храме молятся иконам вместо Бога?
Ответ священника:
Дорогая Оксана! В своем вопросе, Вы затронули сразу несколько разных тем, являющихся предметом православно-протестантской полемики, поэтому, буду отвечать на них по порядку.
- «Почему люди в храме молятся иконам и святым, если в Библии говориться о том, что молиться нужно только единому Богу: не сотвори себе кумира и идола?».
Для более полного освящения сущности православного иконопочитания, разделим ответ на несколько пунктов:
А. Определение иконы и идола.
Б. Допускает ли Библия священные изображения?
В. Возможна ли молитва в присутствии иконы?
Г. Допустимо ли почитание икон?
Д. Принимает ли Бог, приносимое Ему через икону поклонение?
А. Что касается определения идола (ложного изображения) и его отличия от иконы (истинного священного изображения), апостол Павел пишет об идолах: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть, идол – это образ, не имеющий первообраза. Например: есть статуя Артемиды Эфесской, Зевса и прочих языческих богов, но разве Артемида, или Зевс реально существуют в этом мире? – Конечно же, нет. Икона, в отличии от идола, это образ, имеющий свой Первообраз. К примеру: есть икона Иисуса Христа. Христос – это реальная Личность, как Сын Божий – Он со вечен Отцу и Духу. Как Человек, Он после Своего Воскресения, восшел на небеса и сидит одесную Отца (т. е. Его человеческая природа – прославлена). Есть икона Богоматери, и Сама Богоматерь как личность реально существует, находясь сейчас в царствии небесном. Так что, уже по определению, отождествлять икону и языческих идолов, не верно. Язычники в своих идолах чтят — бесов, православные в иконах – Бога и святых.
Б. Библия определённо допускает изображения духовной реальности. Бог, давший заповедь Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения…» (Исх. 20,4), тут же повелевает: «И сделай из золота двух херувимов…» (Исх.25,18), которые находились на крышке ковчега завета. И Бог обещал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» (Исх. 25,22). Те же херувимы были вышиты на завесе, отделявшей святое – святых от святилища, в скинии Моисеевой (Исх.26,1). В храме Соломона этих изображений было ещё больше: «И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей (3 Цар., 6,23). «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6,29). Хотя вторая заповедь, действительно, до времени, запрещала изображать Бога – Творца, ибо Бог, в ветхозаветный период, не являлся еврейскому народу чувственно, потому и был не изобразим, но лишь говорил через пророков.
В. Праведники Ветхого Завета молились в присутствии священных изображений: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Пророк Давид, как мы видим, позволял себе молиться в храме в присутствии изображений херувимов. Евангелие от Луки завершается такими словами: «И пребывали (апостолы) всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 53). Значит, в храме и они – молились Богу, опять же, в присутствии священных изображений.
Г. Почитание вещественной святыни, в том числе и первых священных изображений имели место, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Возвращаясь, например, к 5 псалму, мы видим, что Давид покланялся храму. Если он поклонялся храму Божьему, то покланялся и священным изображениям, находившимся в храме. Также, пророк Давид «играл и плясал» перед ковчегом завета, при этом называя его «Господом», то есть, символической иконой Бога: «Пред Господом играть и плясать буду!» (2 Цар. 6, 21 – 22). За непочтительное прикосновение к ковчегу завета, Бог умертвил многих жителей Вефсамиса: «И поразил Он (Бог) жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 4,5). Апостол Павел прибыл однажды в Иерусалимский храм для поклонения: «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24,11). При этом, поклонение он осуществлял в храме (Деян. 21,26).
Д. Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что Бог принимает поклонение, воздаваемое Ему через священные изображения. На каком основании? – На основании того, что в Иисусе Христе, Бог — стал Человеком. В нескольких посланиях апостола Павла, Иисус именуется «образом Бога невидимого» (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15), Буквально «образ», в греческом тексте звучит как «икона». Принимает ли Бог Отец Себе поклонение, приносимое верующими через Иисуса Христа? – Да, принимает. Христиане поклоняются незримому Отцу через Воплощенного Сына. Значит, мы поклоняемся Первообразу через Его Образ. Это и есть основной принцип православного иконопочитания.
Ещё несколько дополнений к затронутой теме.
В Новом Завете нет прямых указаний на изготовление икон Христа? Но там нет и повелений записывать слова Христа, читать слова Христа. Заповедь: «Не делай себе кумира…», запрещавшая в эпоху Ветхого Завета изображения Божества, была упразднена самим фактом Боговоплощения: если «Бога не видел никто никогда», но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1,18), став иконой Отца, зримо явил Его характер, намерения, Любовь, то что нам мешает теперь, когда Бог стал Человеком, свидетельствовать об этом через иконы, изображающие Его пришествие во плоти? Пусть тогда и протестанты, обвиняющие православных в идолослужении, перестанут выпускать детские Библии с иллюстрациями Спасителя мира!
Протестантов соблазняет «поклонение иконам вместо Бога». Но, во-первых, мы, православные, иконам не поклоняемся, а почитаем их. Во- вторых, почитаем, не вместо Бога, но через иконы – Бога. По поводу первого тезиса, в Библии различаются два вида поклонения: Богопоклонение, обозначаемое термином «латриа», и почитательное поклонение – «праскинесис». Первое – возможно лишь по отношению к Богу: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи (букв. латриа) (Мф.4,10). Второе – по отношению к предметам, напоминающим о Боге: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь (праскинесис) святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). По поводу второго тезиса, святые Отцы 7 Вселенского собора сформулировали основной принцип иконопочитания: честь, воздаваемая образу (иконе) переходит на Первообраз. Этот принцип незыблемо действует и в обычной жизни: публичное сожжение фотографии президента, или государственного флага страны, будет расценено, как оскорбление, нанесённое самому президенту и государству, хотя сгорели лишь фотография и кусок материала, а не человек. В области же религиозной, мы, православные, в иконе чтим не вещество: дерево, краски, бумагу, а воздаём честь Личности, на ней изображённой. И умом, и сердцем от видимого образа, восходим к Первообразу.
В чем мы видим полезность икон?
1. Икона — напоминает о Боге. Она является позывом к молитве.
2. Икона — учит истинам веры через изображение, также, как Библия – через буквы.
3 .Икона — помогает сосредоточиться в молитве: от видимого образа вознести свой ум и сердце к Первообразу. Хотя, не возбраняется молиться и без икон.
4. Икона — возгревает любовь к Богу также, как фотография близкого нам человека по отношению к этому человеку.
5. Икона – является выражением христианской веры в Боговоплощение.
6. Наконец, иконопочитание – способ прославления Бога в изобразительном искусстве также, как мы делаем это в церковном пении, и прочем.
2.»Почему люди вместо, молитв к Богу, обращаются к умершим людям?»
Здесь, как я понимаю, Вы имеете в виду церковную практику молитв к усопшим святым. Ответ – прост. Апостол Иаков в своем Соборном послании пишет: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5,16) Сам Иисус Христос наставляет: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Но молитва христиан друг за друга, по учению Православия, не ограничивается лишь членами земной Церкви. В это молитвенное общение включены и члены Церкви Небесной, или Торжествующей: святые. Откуда мы это знаем? – Из слов Христа: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (Мф.22, 32). «Бог, небесное и земное, соединил под главою Христом» (Ефес. 1,10). Значит, Спаситель – соединяет в Себе воедино земную и Небесную Церковь, и между их обитателями нет непроходимой пропасти, а святые, перешедшие в вечность – живы перед Богом. Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13,8), а значит, святым, достигшим спасения, не безразлична судьба их собратьев, живущих на земле, ибо они продолжают любить их. Наконец, из Откровения св. Иоанна Богослова, нам известно, что святые – представители Церкви Небесной, вместе с ангелами, молятся о живущих на земле: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8,3 – 4). В строгом понимании, мы, православные, молимся только Богу, но включаем в круг своих со — молитвенников к Нему, и святых. Протестанты делают то же, но круг их со — молитвенников почему-то ограничивается лишь живыми членами общины, хотя Бог, о силе молитвы праведных, говорит: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42,7 – 8). Вот православные и просят почивших святых вместе с ними помолиться Богу. Грех ли это? Если да, то пусть и протестанты не просят своих единоверцев помолиться об их нуждах. Ведь такое прошение – уже молитва твари, помимо Творца! Если же, протестанты признают библейской практику молитв друг за друга, то пусть не обвиняют и православных в призывании на помощь почивших святых.
Для более подробного знакомства с этими вопросами рекомендую к прочтению книгу диакона Андрея Кураева: «Протестантам о Православии» http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/protestantam-o-pravoslavii/, а так – же книгу священника Сергея Кобзыря: «Почему я не могу оставаться баптистом, и вообще протестантом» http://l.120-bal.ru/pravo/18674/index.html
Отче наш. Монотеистический город молится разным богам
Если ориентироваться на большинство верующих, то Москва — город, безусловно, православный. Но не только. Точнее сказать, что это город монотеистический, потому что подавляющее большинство его жителей — христиане, иудеи и мусульмане, то есть представители религий, признающих единого бога.
Перед кем коленопреклонны мусульмане?
Мусульмане молятся единому и единственному Богу — Всевышнему. Упоминание, даже в мыслях, кого-нибудь ещё — непростительный грех.
Молятся с покрытой головой после обязательного ритуального омовения. Молитвы разделяются на два типа: дуа — просьбы — и салят — прославление и выражение благодарности Богу. Правда, у нас, как и по всей России, салят называют персидским словом «намаз». Его нужно совершать пять раз в день. Во время молитвы кланяются, складывают руки на груди, подносят их к ушам, падают ниц. Лица обращены в сторону прилетевшего из космоса метеорита — сакрального камня Каабы в мечети города Мекки (в Москве это направление на юго-восток).
Молиться мусульмане могут в любом неосквернённом с религиозной точки зрения месте в одиночестве или вместе с единоверцами. Но по пятницам на полуденную молитву или по праздникам обязательно собираются вместе в главной мечети города, поэтому их и строят в малых количествах, но просторными, поэтому так многолюдно бывает в районе соборной мечети у олимпийского комплекса или исторической мечети на Большой Татарской улице. Мечети поменьше есть на Поклонной горе и в Отрадном.
Перед молитвой там читаются проповеди. Раньше — на татарском, сегодня — на русском, чтоб и таджики понимали, и дагестанцы. А молитвы — конечно, на арабском, языке Корана.
Фото: .com
Почему трепещут иудеи?
В России зарегистрировано несколько религиозных объединений последователей ортодоксального иудаизма. Здесь около 10 хасидских общин (одного из направлений), есть и иешивы — религиозные школы. Их учащихся легко узнать по характерным волнистым локонам на висках — пейсам, спадающим из-под чёрных шляп.
Поэтому столичные иудеи молятся в основном по ортодоксальным правилам, то есть на арамейском языке. Дело в том, что в библейском иудаизме не было регулярных молитв. Если кто-либо из героев Писания желал обратиться к Богу, он делал это в любое время своими словами. Много позже ввели ежедневные молитвы с более или менее стандартными текстами на иврите. Однако Палестина в те времена в основном говорила на арамейском. И мудрецы постановили: некоторые важные молитвы читать на арамейском, чтобы их могли понять даже неграмотные простолюдины. Со временем евреи, за исключением талмудистов и лингвистов, напрочь забыли арамейский. Но менять древний обычай никто не посмел. Ортодоксы!
Фото: .com
Впрочем, кроме них, среди столичных иудеев имеются и либеральные реформаторы, консерваторы, традиционалисты. А синагоги есть в Марьиной Роще, на Большой Бронной улице, старейшая хоральная синагога в Б. Спасоглинищевском пер. Молятся в них евреи, читая свитки Торы, чуть покачиваясь вперёд и назад. Это необязательно, но считается, что так выражается трепет души перед Богом, словно трепещущее пламя однажды зажжённой свечи.
Для произнесения некоторых молитв необходим миньян — кворум из 10 мужчин старше 13 лет. Чуть выпивший человек не подходит. Даже его присутствие считается осквернением молитвы. А вот запойный пьяница присутствовать может — если его товарищи подтвердят, что он всё понимает. Заснувший человек засчитывается в миньян, хотя его предлагается всё-таки разбудить. Раввины всегда были по-житейски мудры.
К кому обращаются православные?
Если сравнивать иудаизм, ислам и христианство, то заметно, что сонм тех, к кому уповают в своих молитвах христиане, значительно многолюднее. Несмотря на монотеизм и авраамическое происхождение своей религии, они чаще молятся не Богу Отцу, а Троице (это сложный для понимания иноверцев догмат о единстве в трёх ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) или Иисусу Христу, которого называют Господом и Спасителем. Молятся и Богоматери (в католичестве больше, чем в православии), молятся святым, полагая, что их заступничество более весомо, чем молитва обычного прихожанина. Особенно популярный заступник — Николай-угодник.
В Москве не менее действенным считают обращение к Матроне Московской — храм в её честь на Таганке всегда полон цветов и женщин. А вообще в городе почти 1000 храмов (120 ещё строится) — по их количеству столицу по-прежнему можно называть преимущественно православным городом.
В самом деле: если бог один, откуда у людей могла вообще возникнуть мысль о множественности богов? А если богов много, почему бы просто и деловито не обращаться к каждому по вопросам из его зоны ответственности? Античные греки, римляне и египтяне отлично с этим справлялись — зачем современным людям все эти пляски и конфликты вокруг религий, посещения чужих монастырей со своим уставом и насильные обращения в свою веру или неверие?
Я понял. Богов действительно много, они действительно создали нас (и продолжают создавать) и они действительно нас любят (многих из нас, во всяком случае; ещё более многие им интересны — а вот некоторых, увы, они терпеть не могут).
Человечество для богов — аналог нашего интернета, а люди в нём — страницы.
Нет, не думайте, что наши мысли и молитвы им интересны или даже заметны. Наши мысли — на уровне расстановки отдельных битиков в картинках и пробелов с переводами строк в html-исходниках. Кое на что влияют, но слабо-слабо. Им интересна суть.
В древней античности мы были Человечество 1.0, простое, статичное и понятное, с тщательно подготовленными целевыми информационными ресурсами, и каждый бог читал то, что хотел.
Нынешние мы — это Человечество 2.0, или даже 3.0 или 4.0. Активная путаница изменяющихся страниц, куда каждый дурак бог может дописать что угодно; многие страницы штампуются искусственными интеллектами, не сразу отличимыми от божественных; и да, увы, среди нас стаями бродят вирусы и реклама, нацеленные одними богами на других для получения каких-то недоступных нам божественных бонусов.
Давайте смиримся с печальной истиной. Те из нас, кто озабочены обращением к правильному богу (или правильному безбожию) — просто целевые рекламные вставки. А те, кто активно обращают к правильной вере других — рекламные вирусы…
иерей Дионисий Свечников
Часть 1 * Часть 2
Часть вторая
Не так давно на сайте была опубликована моя статья «Зачем молиться святым, когда есть Христос?». Как я и предполагал, она вызвала достаточное количество отзывов. Были отзывы с благодарностью, а были и с осуждением и непониманием. Но мне запомнился один комментарий. Приведу его дословно: «У меня пару замечаний. Как известно, протестанты бывают разные. Среди них и лютеране. И знают они Писание в целом лучше православных. Так вот, их позиция: можно «почитать святых», т.е. вспоминать их жизнь, ставить их в пример… но нельзя им молиться. Почему? – потому, что все почившие пребывают в ожидании Страшного Суда. До этого они как бы «недееспособны». Таким образом, вoпрос не в пантеизме, а понимании загробной жизни до(!) Суда. Если батюшка соизволит это объяснить, ссылаясь на Писание (а для протестантов это авторитет в отличие от предания), тогда это будет более ценным».
Итак, предлагаю читателю вновь рассмотреть тему почитания святых в свете Священного Писания. Сразу же хотел бы возразить автору комментария в том, что лютеране знают Библию лучше православных. Библия одна и у православных и у протестантов. Есть православные, которые весьма хорошо знают Священное Писание, есть и протестанты, которые хорошо подкованы в знании Библии. Поэтому, думаю, что какое-то сравнение вообще неуместно.
Продолжим дальше. Действительно, протестанты не признают Священного Предания, для них является авторитетом лишь Священное Писание. Пусть так. Начнем со слов ап. Павла, сказанных в послании к евреям: «вы приступили … ко граду Бога Живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22-23). Праведники пребывают на небесах, в Небесном Иерусалиме. Значит, их загробная участь уже определена Господом. Еще более показательны в этом вопросе слова Спасителя, сказанные раскаявшемуся разбойнику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Священное Писание содержит достаточное количество текстов, говорящих о святых, как о насельниках Небесного Града. Вот один из них: «тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Показана и немаловажность святых в Небесном Иерусалиме: «и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр.5:10). И их число достаточно велико: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр.5:11). Следовательно, согласно Писанию, святые уже пребывают в раю рядом с Господом и их загробная участь уже определена до Страшного Суда.
Теперь стоит поразмыслить над «недееспособностью» святых, о которых говорил автор комментария. Здесь было бы уместным дать определение Церкви Христовой. Опять обратимся к Писанию. Бог положил «всё небесное и земное соединить под Главою – Христом» (Еф.1:10). Следовательно, Церковь Христова – это совокупность небесной и земной церквей. Церковь небесная и земная есть одно Тело, Глава которого – Христос. А все мы, в том числе и святые – это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не заботятся друг о друге. Разве одна нога, споткнувшись, не перекладывает всей ноши тела на другую ногу. Или одна рука не моет ли другую заботясь о ней. Не может организм функционировать, если прекратило свою работу сердце. В таком случае, не заботятся ли святые о нас, уже находясь перед Богом.
Разве не посылает здоровый орган тела импульс головному мозгу о том, что начал болеть соседний. Так же и святые молят о нас Господа, «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12:25-26). «Вышний Иерусалим … он – матерь всем нам» (Гал.4:26). А ведь граждане одного города, когда увидят своих сограждан в какой-либо беде, тотчас по зову их помогают, чем могут. Так поступают и православные и протестанты. И те и другие молятся друг за друга, не взирая на многие трудности, которые приходится преодолевать, чтобы помочь или делом или молитвой. Молятся по слову апостола: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак.5:14-15).
Так почему же протестанты возбраняют молиться за нас самим апостолам? Разве это не абсурд? Взаимная молитва есть проявление взаимной христианской любви и попечения. Вот в эту-то взаимность между земной Церковью и небесной не верят протестантские богословы. Во дни своей земной жизни апостолы, по слову Спасителя, любили ближних и молились за них: «мы… не перестаем молиться о вас» (Кол.1:8). Так неужели, после того, как они «вышли из тела и водворились у Господа» (2Кор.5:6-8), стали меньше любить тех, которые остались на земле? Неужели потеряли они ту любовь во Христе Иисусе, о которой и сами писали, что она «никогда не перестает» (1Кор.13:8)? Нет, нет и еще раз нет! Они молятся за нас и молитва их действенна, и глупо отрицать это. Сколько чудес совершает Господь через их святые мощи и иконы! И этому нет противоречий в Священном Писании, ибо «вера без дел мертва» (Иак.2:25). А их дела видны всем.
Просят за нас святые угодники, и Господь исполняет их просьбы: «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22). Они наши сомолитвенники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отвергнуть от себя то, что было естественно для святых – молитву друг за друга? В православии молитвенное призывание святых основывается на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей имеющих свободную молитву. Призывает к взаимной молитве не только Господь, но святые вторят ему. Святой Киприан Карфагенский: “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо) по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца, молитва за наших братий”. А вот как говорит о предстательстве святых свт. Василий Великий в слове на 40 мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! – и вот 40 молитвенников, возсылающих согласную молитву… святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитвах, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая».
Итак, святые молятся за нас, помощь их действенна и видна многим. Сколько у людей духовных и житейских нужд. Но не всегда Господь исполняет наши молитвенные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис.1:15). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усердия: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8). Молитвы же святых Господь слышит и исполняет: «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их » (1Пет.3:12). Молитвы святых сильны перед Богом: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак.5:16-18). Поэтому мы и стараемся найти себе сомолитвенников и предстателей перед Господом среди святых. И действительно, многие люди прибегают к молитвенной помощи святых в разных нуждах. И каждому святому Господь дает особую благодать помощи людям в различных ситуациях. Сколько женщин становятся счастливыми матерями после долгих лет бесплодия по молитвам Богоматери. И воистину «Кто притекая в храм твой, Богородице, не премлет вскоре исцеления?» (чинопоследование малого освящения воды). А сколько людей исцеляет от телесных недугов Господь руками вмч. Пантелеимона Исцелителя. И не перечесть всех чудес, которых творит Бог по молитвам свт. Николая Чудотворца.
Уже сложилась традиция молитвы разным святым в различных нуждах. В ней нет ничего предрассудительного, если следовать всему вышеизложенному. Но, к сожалению, многие люди не понимают этого. В последнее время в храмах появились в продаже «молитвословы на различную потребу». В них изобильно представлены молитвы святым угодникам в различных житейских нуждах. Названия молитв в них представлены примерно следующим образом: «молитва Адриану и Наталии о семейном благополучии» или «молитва Пантелеимону Исцелителю от телесных недугов». Прекрасно, давайте молиться! Открываем нужную страницу и видим, что там находится молитва, читаемая в день памяти святого. Что-то смущает. А где же наша житейская нужда? Куда делось наше молитвенное прошение к святому помолиться в конкретной ситуации? Разве не проще обратиться к святому своими словами и попросить помолиться за нас. Ведь, как говорил Иоанн Златоуст, «молитвы святых имеют очень великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся и исправляемся». И лишь в редкой книге можно найти подобное объяснение. Как правило, его нет. А народ Божий начинает усердно читать предложенные молитвы как некие заговоры. Написано ведь черным по белому: «от телесных недугов» и т.п. И даже не советуются со священниками в столь важном вопросе, как молитвенное правило. А зачем? В молитвослове ведь все написано, как и кому молиться. А в молитве ко святому многие и вовсе забывают о том, что подателем всех благ является Всемогущий Бог, а не святой. И молитвенное правило такого человека представляет собой подобие такого «молитвослова на всякую потребу», где нет места молитве Господу. А человек уже начинает мнить себя столпом благочестия и примером молитвенного подвижничества. В итоге впадает в гордыню. И этому виной издатели таких молитвословов, которые в целях экономии средств не утруждают себя объяснением того, как правильно почитать святых и просить их молитвенного предстательства. Печально, но факт! И это вовсе не придумано мной, а основано на реальных человеческих судьбах. К счастью, есть и противоположные примеры, когда издатели, заботясь о читателе, подробно изъясняют то, как следует чтить святых и обращаться к ним за молитвенной поддержкой. Такой молитвослов приятно взять в руки и помолиться.
Так что же делать человеку неопытному в таком важном вопросе, как молитва? В первую очередь, необходимо четко понимать, что мы просим святых молить Бога о нас. И никак иначе! Во вторых, молитва – это не какой-то заговор, после прочтения которого моментально перестанет болеть голова или удачно выйдет замуж засидевшаяся в девках дочь. Лишь Господь знает, когда и что подать от своих богатых милостей и щедрот человеку. В третьих, перед началом постоянного чтения того или иного молитвенного последования нужно взять благословение у духовника. В этом случае человек будет знать, что поступает правильно, а с благословения молиться всегда лучше. Можно даже попросить священника отслужить молебен святому, к которому впоследствии будет обращаться с молитвами. Но только не надо просить батюшку отслужить молебен о материальном благополучии или повышении по службе. Если бы Господь исполнял эти прошения, то священники, наверное, были бы самыми богатыми и успешными людьми на земле. Но самое главное, надо помнить, что молитва никогда не бывает лишней. Она, по слову Иоанна Златоуста, «есть наша благоговейная беседа с Богом». Пусть и предстательством святых. Одним словом, беседуйте на здоровье! Все святые, молите Бога о нас!
Почему мы молимся святым? Ведь есть же Бог!
Вопрос читателя:
Почему так необходимо молиться разным святым? Говорят, что святой ходатайствует о нас перед Богом. Почему, если появилась какая-то проблема, считается, что в ней помогает тот или иной святой, разве не все по воле Божьей? И уж если и просить помощи, то тогда у Бога лично! Кто может быть ближе к человеку, если не его Создатель? Я не спорю, святые были великие люди, заслужили славы у Бога, а мы все грешные люди, но зачем мне пытаются представить Бога строгим начальником, который не слышит просьб подчиненных, как только через своих приближенных?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Кто и как пытается что-то Вам представить, этого я сказать не могу. Кто-то пытается или Вы так воспринимаете… не знаю, эти вопросы оставим.
Вообще, конечно же, все по воле Божией. И основные и все главные молитвы – это все просьбы к Богу или благодарности Богу. Посмотрите, разве не так?
Святые – это люди, чей жизненный опыт засвидетельствован Церковью как правильный, ведущий ко Христу, тот, на который мы можем ориентироваться. И если в земных делах мы обращаемся за помощью и советом к авторитетным людям, то так же точно и в делах духовных. Факт, что некоторые святые помогают своими молитвами в конкретных делах. Ну вот есть такое и масса людей может это подтвердить. И святому-то мы молимся с просьбой вместе с нами помолиться Богу. Как и в любом деле: иногда и один можешь о чем-то попросить, а иногда вдвоем с кем-то легче. А иногда именно кому-то конкретному хочется о своем рассказать. Например, Матери Божией. И Ее именно попросить, чтобы она помолилась Своему Сыну о Вашей ситуации.
Так что акценты Вы верно понимаете, а вот откуда в Вас такое возмущение, честно говоря, я не понял. Оно немного на пустом месте и относится скорее к не совсем верным представлениям конкретных людей, но никак не может быть отнесено к нашей традиции.
У нас есть еще ответ на подобный вопрос: Зачем молиться святым?
И просто тексты по теме:
Святые — кто они?
Почему у православных «не все по Библии»?
Храни Бог!
Зачем молиться святым?
Какому святому помолится, чтобы выйти замуж? А какому святому поставить свечку от головной боли? А при онкологии кому помолиться? А при мигрени? Эти вопросы и их многочисленные вариации регулярно слышат как сотрудники церковных лавок, так и многие воцерковленные прихожане. Действительно, очень актуальный вопрос для многих наших современников: кому и как помолиться, чтобы всё в жизни «стало хорошо».
Однако вопрос почитания святых и молитвы им – это не просто вопрос о «сферах ответственности» каждого святого. Это гораздо более серьезный вопрос о том, зачем вообще нужно молитвенное общение со святыми. Ведь, например, протестанты, отрицают даже саму такую возможность.
Таким образом, мы видим две крайности: «молиться святым не надо, нужно молиться только Богу» и вторая крайность – это уже названное разделение на «сферы ответственности». Давайте разбираться, чему же учит Православная Церковь в вопросе почитания святых.
А как же библейский запрет?
«Вся Библия против молитвы святым» – это типичная фраза для всякого рода протестантских форумов и Интернет-беседок. Тут и «не сотвори себе кумира», и многие другие доводы идут в ход в интеллектуальной битве. Не буду разбирать подробно всю православную апологетическую концепцию, обозначу лишь ключевые моменты. Цитаты о почитании святых и о молитве им есть и в Ветхом, и в Новом Заветах.
«В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111, 6) и «память праведника пребудет благословенна» (Притч. 10, 7) – гласит Ветхий Завет. Но гораздо более важна другая, уже новозаветная мысль: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). И ведь действительно: святые – это наши наставники. И к этим наставникам мы обращаемся в молитве.
В «Катехизисе» дается ясное определение, что такое Церковь: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами». Причем к Церкви относятся все верующие: как живые, так и умершие. То есть и мы, ныне живущие грешники, и великие святые – члены одной Церкви.
Святым дан особый дар – молиться за людей. Господь слышит молитвы святых: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18).
С первой крайностью всё понятно, но как тогда быть с современным понимаем «сфер ответственности»?
Моли Бога о нас
Язычество являет нам прекрасный пример того, как каждый бог и божок пантеона за что-то «отвечает». Один – за гром и молнию, другой – за леса и поля. И тут все было ясно: хочешь дождя – принеси жертву такому богу, хочешь грозу – этому. Только не перепутай!
«Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти»
Христианство принесло в мир другие представления. Православная Церковь верит в то, что жизненный опыт человека, его личность сохраняется и после смерти. Святитель Николай в своей жизни молился о моряках и путешествующих, и мы молимся ему перед большой поездкой. Великомученик и целитель Пантелеимон в своей земной жизни был врачом, и мы просим его исцелить наши телесные недуги.
И тут есть одна очень важная деталь. Молитвенно призывая святых, мы просим помочь не их. Мы просим, чтобы они помолились Богу о нас, и Он по их молитвам помогает нам. Мы не просим: «Святой врач Пантелеимон, исцели нас». Мы обращаемся к нему с другими словами. «Моли Бога о нас» – так звучат слова молебнов и акафистов, обращенных к святым. Обратите внимание, что не «спаси нас», а «моли Бога о нас». И Господь по молитвам того или иного святого помогает нам.
Опять же, об этом прекрасно сказано в «Катехизисе»: «Верующие, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь святых, принадлежащих к Церкви Небесной; и святые, находясь на высших степенях приближения к Богу, своими посредническими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на земле».
Неужели нельзя «обратиться напрямую» – быть может, спросит кто-то с возмущением. «Ведь молитва Господня начинается с обращения к Богу-Отцу как Отцу нашему. Неужели мне нужен посредник, чтобы общаться со своим Отцом?» – не унимаются сомневающиеся.
Православная Церковь обладает огромным богатством. И это не материальное богатство. Это богатство духовного опыта. Православный христианин – богатый человек. У него есть не только его личная молитва, но и заступничество святых. И тут он гораздо богаче всех тех, кто говорит, что ему «не нужны посредники между ним и Богом». Главное только такому человеку не попасться в ловушку разделения святых на «сферы ответственности».
Последние новости
Фото bratstvopinsk.ru
Krynica.info продолжает свой спецпроект ответов на наиболее часто задаваемые вопросы пользователей интернета о христианстве. На вопрос о почитании икон православными верующими отвечает протоиерей Сергий Рябой, клирик Свято-Варваринского прихода города Пинска.
Противники икон в истории христианства глубоко заблуждались в понимании соединения во Христе Его Божественной и человеческой природы. В изображении воплотившегося Бога Слова им представлялись две возможности: или, изображая Христа, мы изображаем Его природу Божественную, или, изображая человека Иисуса, мы изображаем Его природу человеческую, отдельно от Его Божества. И то, и другое является ересью. Третьей возможности, якобы, нет. А вот православные эту третью возможность знали с самых первых споров об иконах.
Икона изображает не природу, а личность, разъясняет преподобный Феодор Студит. Изображая Спасителя, мы не изображаем ни Его Божество, ни Его человечество, но Его Ипостась, непостижимо соединяющую в Себе эти две природы «неслиянно и нераздельно», по выражению халкидонского догмата. Икона связана со своим первообразом тем, что она изображает его личность и носит его имя. Именно это и делает возможным общение с изображенным на ней лицом, познание его. Именно благодаря этой связи «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», — говорят Отцы Седьмого Вселенского Собора, цитируя слова св. Василия Великого.
Достаточно подойти к любому верующему в храме и спросить, от чего он хочет получить помощь, прикладываясь к иконе: от доски или от Того, Чей Лик на ней изображен?
В нынешних диспутах об иконах акцент уже не делается на христологической теме, а рассматривается понимание текстов Писания о запрете изображений Бога и возможности их почитания. Впрочем, вопросы эти ясно разрешаются и Священным Писанием, и трудами святоотеческими. Современные же противники иконопочитания, признавая верность православного понимания почитания икон, сформулированного на Соборе, находят отговорку: «Наиболее просвещенные христиане отдавали себе отчет в том, что они поклоняются не самой иконе, а Тому, Кто на ней изображен, но подавляющее большинство простого народа такой разницы не делало и превратило иконопочитание в идолопоклонство». Но это обвинение совершенно голословное. Достаточно подойти к любому верующему в храме и спросить, от чего он хочет получить помощь, прикладываясь к иконе: от доски или от Того, Чей Лик на ней изображен? И даже, если и найдется кто-то заблуждающийся, разве не разъяснить ему мы должны наше понимание иконы, а не запрещать на этом основании иконопочитание?
Не могу представить себе человека, прочитавшего журнал с рисунками Христа и других библейских сюжетов и спокойно выбросившего его в мусорную корзину
Мне вспоминается история про девочку-лютеранку, отказавшуюся плюнуть на картину, изображавшую сцену из Библии, и расстрелянную фашистами. Я не могу представить себе человека, прочитавшего журнал с рисунками Христа и других библейских сюжетов и спокойно выбросившего его в мусорную корзину. Если главная заповедь Евангелия – заповедь о любви, то стоит ли обвинять православных в язычестве и идолопоклонстве за то, что они умеют молиться перед иконами, воздавая с их помощью честь Тому же Господу?
* * *
«Православная Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но также и в области церковного искусства. Как известно, почитание святых икон играет в Церкви очень большую роль; потому что икона есть нечто гораздо большее, чем просто образ: она не только украшение храма или иллюстрация Священного Писания: она — полное ему соответствие, предмет, органически входящий в богослужебную жизнь». Трудно не согласиться православному христианину с мнением Леонида Александровича Успенского, одного из самых известных исследователей богословия иконы Православной Церкви. Каждый из своего детства может вспомнить волнение и трепет своей первой молитвы перед образом Спасителя и радость от взгляда Его любящих глаз. Еще не понимая ни догматики, ни проповеди священника, ни церковного пения и молитвословий, ребенок чувствует на себе те добрые и кроткие глаза, которые смотрят с иконы. Как стыдно и тяжело поднять свои глаза, к Тому, Кто ради нас стал человеком и взошел на Крест, когда совесть мучает от дурных поступков! И какой радостью отзывается сердце, когда после исповеди и слез вновь встречаешь Его любящий взгляд с иконы! И лишь потом, повзрослев и задумавшись над смыслом иконы, находишь подтверждение своему детскому опыту в рассуждениях Отцов Седьмого Собора. Дополняя слова святителя Григория Великого «неграмотные должны читать на стенах храмов то, чего они не могут читать в книгах», они писали «и таким образом через них (иконы) смотрящие на них возносятся к вере и воспоминанию о спасении через вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа».
Л.А. Успенский «Богословие иконы православной церкви»
Дорогие читатели! Krynica.info является волонтерским проектом. Наши журналисты не получают зарплат. Вместе с тем работа сайта требует разных затрат: оплата домену, хостинга, телефонных звонков и прочего. Поэтому будем рады, если Вы найдете возможность пожертвовать средства на деятельность христианского информационного портала. Перечислить средства можно на телефонный номер Velcom: +375 29 6011791. По интересующим вопросам обращайтесь на krynica.editor@gmail.com