Сегодня во время случайно беседы в Сети вокруг мысли о существовании Правильного и Неправильного чтения Библии, я друг вспомнила, что уже писала об этом…
Итак, навеяно.
Совершенно экспериментальный пост.
О том, как читать Новый Завет:
(для тех, кто пытался, но не смог — хотел, но ждет случая – ознакомился с детской Библией давным-давно и почему-то решил, что полный текст ему не потянуть).
Хотелось бы осветить примерно следующее:
*с какого боку подойти, если захотелось прочитать Новый Завет впервые,
*о ложных страхах по данному вопросу
*плюс пара-тройка соображений и «лайфхаков» по теме лично от меня.
Начну с главного:
Приступая к чтению Евангелия, не плохо бы иметь осознанную цель данного действия. Задайтесь вопросом: для чего вам это? На моей практике, если вы понятия не имеете, чего желаете от прочтения любой книги – оно закончится, так и не начавшись. Опять же не стоит фантазировать, что Евангелие читают только с очень набожными целями… Перефразируя известную мысль: ах, оставьте! Даже без особой набожности, вы вполне можете читать Евангелие, так как:
-нужна некая информация для творчества
-интересуетесь историей
-интересуетесь историей Церкви
-много слышали об этом тексте и вам просто интересно
-прочитали где-то запоминающуюся цитату и хотите узнать побольше
-совершенно без понятия о сущности христианства (как вариант, не знаете, кто такой Иисус – и такое тоже случается), поэтому производите ликвидацию безграмотности
— рассматриваете Новый Завет как интересный текст для социологического, культурологического, психоаналитического и любого другого анализа
…и так далее.
А уж дальше — оставьте фантазии и просто читайте….
Текст этот ничем от прочих не отличается – и с неба он не падал, а написали его обычнейшие люди, только было случилось это много веков назад. Посему от прочтения части или целого корпуса книг Нового Завета у вас не засверкает все вокруг, не откроется мгновенно Истина и прочее, и прочее. Не стоит ждать ежесекундного чуда – и напряжение от Ответственности за прочтение тут же спадет. И не стоит также пытаться «все равно осилить», если не идет – я к тому, что некоторые думают, будто, если упорствовать в этом вопросе не понимая смысла, то «Бог все равно зачтет в плюс». Конечно же, разумнее выяснить, в чем причина сложностей или вообще оставить на время – ну, еще не пора. А может и вообще никогда не пора – кто знает, все индивидуально.
Памятуя, что этот текст написан прилично веков назад, и люди тогда говорили не так, как мы теперь привыкли, имейте в виду: части фраз или даже целые абзацы могут поначалу вызвать непонимание. Для упрощения чтения, если предложение состоит более чем из двух строчек или имеет вводные части – сразу делите его на 2-3-4 отрезка по смыслу.
Пугаться устаревших форм речи не стоит – на второй или третьей страницы вы уже быстро привыкаете к такому.
Читая Послания, имейте в виду, что это не выдуманные художественные произведения, а настоящие письма одного человека другому или целой группе людей. С этой точки зрения Послания Павла особенно интересны – представляйте, что вы читаете личную переписку человека, жившего в 1 в. н.э.! Какие проблемы его беспокоили, как он выражал радость, гнев, сомнение – это же очень впечатляюще.
При чтении Посланий, адресованных отдельным Церквям, полезно знать, что Церкви эти представляли собой не современные храмы, а крошечные общины – и да, наподобие катарских. Апостолы, проповедовали на определенной территорий, создавали общину, назначали Старшего и шли дальше. А затем писали общине, узнавая, как дела, или решая по ходу сложившиеся проблемы. Вам представляется, будто первые христиане были идеально-набожными, и все как один вдохновленными Духом Святым? Да, бросьте! Проблемы, которые «разруливает», например, апостол Павел в письмах к общинам, совершенно типичны всех людей, и современных в том числе:
— если люди в общине поссорились или начали делить имущество, нужно ли «выносить сор из избы» и обращаться суд или кто-то уважаемый может их помирить?
— как-то так получилось, что у отца и сына в женах была одна и та же женщина. Это что за извращение?
— что-то это у вас в общине не все работают? Нахлебники набожности не прибавляют!
Очень часто читаешь, и просто интерес берет – чем дело-то кончится? Все упирается, конечно, в то, как подать материал: читать через такую призму — получается неплохой экшен.
Представьте, что вам поручили сделать психологический портрет человека на основании составленного им текста. И даже с учетом того, что большинство Посланий являются полемическими, то есть мы не уверены по поводу их исторической достоверности, давайте представим: вот несколько писем разных людей, что вы могли бы сказать о них, исходя только из текста?
Ох, и тут много чего! Не будем углубляться в богословские темы, смотрите на авторов Посланий, как на личности – они жили так давно и стали так знамениты, неужели, вам не хочется узнать, какими людьми они были?
Вот Апостол Иаков – составил всего одно письмо… Все логично, четко, по существу, очень структурировано. Человек явно не любил «растекаться по древу». Нет ни намека на сумбур, а идеи такие, что цепляют сразу же, как и слова – запоминаются с лету. Странно, что Иаков (который считается родным братом Иисуса) не стал так знаменит, как Павел или Петр, ведь то, что он пытался донести – вкрадчиво и просто – явно было от сердца.
От Иоанна имеем 3 письма – витиевато, огромными сложносочиненными предложениями, в которых вложено очень много эмоционального, а не только содержательного смысла. Вот почему слова его подхватывают не слета, а еще на подлете…
— о правде перед самим собой. Иногда мы боимся даже сами себе признаться в наших поступках или сомнениях, но Бог все видит: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Послание Иоанна 1:8)
— о любовь к другим, которая есть маркер нашей духовности, ненавидящий близких не может любить Бога.
«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идёт, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Послание Иоанна 2:9-11). «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 послание Иоанна 3: 17).
» Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Послание Иоанна 4:20-21).
— Потрясающая квинтэссенция различия мира и Бога, а также общности между людьми: «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. (1 Послание Иоанна 3:13-14).
— о том, что страхи иногда затмевают наш рассудок, и мы боимся чего-то панически, оттого делая грех, но даже в этой ситуации нужно остановиться и прислушаться к своему сердце, в котором Бог: «И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то , потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 послание Иоанна 3: 19-22).
Узнали слова? Это все он! Послания Иоанна были крайне популярны в средние века, но и теперь его слова об отношениях между людьми и зле, которое заводится в сердцах только от пустоты, не потерял «свежести». Судя по изложению Посланий (и не забудьте про Апокалипсис, приписываемый его же «перу»), товарищ был явно визионер, холерик и впечатлительный до дрожи.
Есть еще два небольших письма от Петра и одно послание от Иуды – людей сдержанных, четко выражающих настроения и мысли. Несмотря на скромный объем, в них множество красивых пассажей и запоминающихся образов.
И тут на сцене появляется «звезда вечера» – Павел. Без его вклада корпус Посланий был бы вполовину тоньше, ибо творчество этого человека неуемно и широкомасштабно как, видимо, и самомнение. 14 писем – не больше и не меньше! Огромное по объему, поднимающие все возможные богословские и жизненные темы, содержащие все оттенки эмоций – короче, готовьтесь к долгоиграющему повествованию. Но самое интересное здесь — не объемы Посланий и даже не их смыслы, а личность автора. Павел – он же Савл, не был с апостолами в период их служения с Иисусом, то есть Иисуса он вообще не видел и не слышал, более того, «начинал» как гонитель первых христиан, но чудесным образом обратился по дороге в Дамаск – как об этом рассказывается в книге Деяний Апостолов. И дальше не только наплодил произведений больше, чем все прочие апостолы вместе взятые, но и не скупился на слова, ясно полагая, что в делах богословских и общинных краткость – не сестра таланта.
Не пребывайте в фантазиях, что предварительно следует поститься, медитировать и иже с ними. Не ждите понедельника, 1 января или чудесного знамения — просто берите и читайте. И, разумеется, не ждите, что сразу после прочтения, в процессе или на закате\рассвете\первой звезде вам явится Понимание Всего Сущего. Евангелие – это не лампа Алладина и не гримуар с заклинаниями. Чудеса случаются в сердце, а не на странице книги – даже такой, как Евангелие.
Поэтому, если хотите начать читать – просто начните. Причем с любого места.
Но! Тут есть небольшие «лайфхаки»:
— намереваетесь читать Библию в полном объеме (Ветхий Завет и Новый Завет суммарно)? Начните с Нового Завета (Он проще по стилю изложения и языку)
— намереваетесь все же читать именно Ветхий Завет? Начните с книги Бытие (и далее все будет системно и понятнее)
— интересует только Новый Завет? Начните с Деяний Апостолов, и далее переходите на все книги Посланий. Читать Евангелия после Посланий проще (уже привыкли к языку изложения). Апокалипсис Иоанна рекомендуется читать в последнюю очередь, когда уже известно содержание всех других книг и окончательно привыкли к языку изложения (из-за сложности конструкция изложения Откровения).
— интересует прочитать только Евангелия? Начните с Евангелия от Иоанна, оно дает общее понимание, затем переходи к Евангелию от Луки – история Иисуса в нем изложена коротко и очень доступным языком – подойдет для тех, кто читает впервые.
И, наконец…
Мое знакомство с текстом состоялось очень давно, и возобновлялась много раз – крошечными кусочками. Из интереса, от нечем заняться, для учебы и прочее. Я знала всю структуру и темы, но целостного ощущения не возникало, а еще меня всегда восхищали люди, которые знают Евангелие почти наизусть – я всегда думала: обалдеть, как они Его учили? Я реально считала, что они учили его как стихи в школе – долго и через силу. И ощущения у меня от этого были, как у умной собачки Сони из известного мультфильма – сколько же времени потрачено, но, собственно, зачем?
Когда же я начала очень плотно заниматься историей катаризма, то поняла, без Евангелия понять этих товарищей – дохлый номер. Открыла текст в очередной раз. И тут вошла во вкус – ведь в каждой второй или даже первой строчке там видно, откуда брались идеи Добрых Людей, как формировались моральные принципы, запреты и прочее, и прочее. Минимум интерпретации, минимум додумывания, прямая, насколько можно, трактовка и чистый смысл – вплоть до языковых выражений, которыми они пользовались. Теперь меня уже не удивляет способность некоторых цитировать Новый Завет огромными кусками – поверьте, авторы Евангелия умели так сформулировать, что понимание смысла приходит со второго прочтения, а сам собой текст начинает запоминаться где-то с 4-5го. Ничего мистического – все, как с изучением иностранных языков.
Но это исключительно мой случай, где укоренение в тонкости и сравнительный анализ – основа исследовательской работы.
Всем же, кто моей статьи хотя бы немного лишился пиетета перед Новым Заветом, одна рекомендация: захотели – читайте смело!
Осмысление и чудеса, если и придут – то позже.
Начну с основного, думаю все знают, что Библия — это не одна книга, а сборник большого количества книг, написанных в разное время разными людьми. Книг было написано в те далекие времена много, но не все они были отобраны и включены в Библию. Более того, Библии разных верований немного отличаются количеством книг. По нашей классике 39 книг в Ветхом Завете, 27 книг в Новом Завете. Пусть такое количество вас не пугает, некоторые книги совсем короткие. Это первый важный момент.
Второй важный момент — это разделение на Ветхий и Новый завет. Книги Ветхого завета написаны задолго до рождества Христова (первые книги от 1500 г. до н.э.), а книги Нового завета уже после его рождения. С таким разделением связана одна из самых больших проблем для начинающих читателей. Дело в том, что если вы посмотрите рекомендации в интернете от христиан, то часто в них будут доносить мысль, что читать нужно в начале Новый завет, а потом — Ветхий. Т.е. не по времени написания, а по новизне.
Объясняется это тем, что Ветхий завет был написан в совсем старые времена и многое в нем может шокировать неподготовленного читателя. Почитав первым Новый завет и проникнувшись человеколюбивыми идеями христианства (получил по щеке — подставь другую), книги Ветхого завета уже не будут вас так шокировать (око за око, зуб за зуб). Потому что Новый завет как бы уточнил/дополнил/модернизировал/развил и углубил установки Ветхого.
Моя же рекомендация будет противоположной — если по прочтению данной статьи вы все-таки решитесь открыть Библию, начните читать ее именно с Ветхого завета.
Но перед чтением нужно правильно себя настроить.
Дело в том, что Ветхий завет писался во времена, когда понятие ценности человеческой жизни, равноправие полов и т.п. особо никого не интересовало. Жизнь была тяжелой, в Египте правили фараоны, войны, набеги, рабы…. Это почти живая история, которая творилась до нашей эры! Неудивительно, что тексты Ветхого завета на первом этапе действительно могут шокировать. Убить, закидать камнями, переспать с рабыней, спровоцировать, накрутить многоходовок, пресловутое «око за око» вы будете встречать чуть ли не на каждой странице. Крови и жестокости в Ветхом завете столько, что даже сценаристы Голливуда еще не отсняли всех сюжетов. Просто морально приготовьтесь к этому и столкнувшись с ужасами тех времен не торопитесь кричать — Как это возможно! Это же Библия! Дальше будет еще хуже, но со временем вы привыкните.
Помимо жестокости современного человека начнут напрягать нелогичности. Вы их тоже будете встречать часто, если что-то вам показалось странным — ищите толкование в интернете. Приведу простые примеры, почему есть два понятия Бог и Господь? Зачем Моисей боролся с Богом? Если Бог всезнающ, зачем ему было спускаться смотреть на Содом и Гоморру? Как в небольшой Ковчег мог поместиться весь животный мир? Почему Бог «случайно» забыл свой договор с евреями аж на 430 лет? И т.д. и т.п.
Толкование или разъяснение такого рода фактов сами по себе весьма любопытны. Я почитал пару статей на православных сайтах и интернет-форумах, чтобы понять — нет смысла искать объяснения, потому что аргументы различны и вызывают иногда еще больше вопросов. Надо просто принять, что так и должно было быть. Таких текстов в Ветхом завете много и вы скоро начнете переставать обращать на них внимание.
Еще раз повторюсь — книги Ветхого завета написаны очень очень давно, отражают тяжелые условия жизни тех времен, «их принципы и нравы», поэтому если вы считаете себя современным и логически мыслящим человеком, читать эту часть Библии нужно как раз с учетом фактора древности. Я бы привел пример современных законодательных книг. Написаны они по историческим меркам буквально вчера, на современном языке, но и то к ним приходится выпускать дополнительные толкования в 10 раз толще и после всего этого все равно остаются вопросы, как же понимать ту или иную норму закона. Книги Библии начинали писаться во времена правления фараонов, поэтому требовать от них точности такой же, какую мы хотим получить (но не всегда получаем) от современных книг наверное не совсем справедливо.
Зачем
Может возникнуть вопрос, если в Ветхом завете все так плохо, местами кроваво, а в большинстве своем просто скучно, зачем его читать? Мне Ветхий завет показался более интересным, чем Новый по причине своей историчности.
Тут наверное самое время обсудить, зачем вообще читать Библию:
— Библия оказала очень большое влияние на литературу, кино, искусство, народное творчество. Если вас интересует любая из этих тем — читать надо.
— Если вы живете в стране, в которой верующие люди составляют ощутимую часть общества;
— Если вас интересует история нашего общества;
— Если вам нужны аргументы для бессмысленных интернет-споров;
— Если вы хотите повысить свою эрудицию в целом;
— Безусловно, если вы верующий человек;
— Если вы псевдоверующий, тоже неплохо было бы почитать. А то Пасху все отмечают и в прорубь ныряют, а об исторических корнях мало что знают.
Для меня самым интересным оказалась именно историческая составляющая. Не в той части, что мир был создан за 6 дней, а история о жизни иудеев, перепитии еврейского народа и появление новых религий. Те же книги, где идет проповедование нравственных составляющих, норм уголовно-административного характера, интереса наоборот не вызвали. Нужно понимать, что в библейских книгах уделено огромное внимание регламентирующей части — как жить, как разрешать споры, по сути, если отвлечься от религиозной составляющей — этакий аналог уголовного, налогового, административного и других кодексов. Читать эти тексты так же «интересно», как и современные кодексы.
Как читать?
Мой метод был следующий. Начал читать с Ветхого завета, морально настроившись и прочитал первые 5 книг (пятикнижье). В них описаны основные исторические события — создание мира, потоп, вавилонская башня, исход из Египта и пр. Далее на Википедии посмотрел краткое содержание остальных книг кликаете по каждой ссылке и читаете краткое содержание. Если есть интерес — читаете, если нет — пропускаете. Например любопытно было почитать Книгу Екклезиаста, весьма своеобразный взгляд на жизнь, удивительно, что данная книга включена в состав Библии.
В книгах пропускал части, где идет перечисление родословен, а также, как писал ранее, описание норм и правил жизни. Их можно прочитать один раз, этого хватит в целом для понимания, если вы конечно не планируете выстраивать свою жизнь в соответствии с такими предписаниями.
Если вы добрались до этого места и (вдруг) вы даже почитали или полистали Ветхий завет, то сейчас будет один из ключевых моментов с моей точки зрения. Станет понятно, почему все таки правильнее идти по пути Ветхий-Новый завет, а не наоборот Новый-Ветхий завет, как рекомендуют христиане (причем они рекомендуют читать Ветхий завет выборочно).
Что мы узнали из Ветхого завета? Евреи=иудеи= «сыны Израиля» являются богоизбранным народом, потому что подписали договор с Богом (Завет=договор). Возможно вы возмутитесь этим фактом, но каждый народ имеет право считать себя богоизбранным, просто кому-то не повезло, например египтянам с их религией, сейчас нет ни египтян, ни бога Ра (хотя чудеса той религии до сих пор признаются Чудом Света), а евреям условно «повезло».
Итак, евреи жили по своей религии, описанной в Ветхом завете, до рождества Христова. Как известно (хотя оспаривается некоторыми), Иисус был евреем и на базе иудаизма он развил несколько новое направление, которое позже вылилось в христианство. По сути евреи сказали бы, что он создал секту.
В чем кардинальное различие христианства и иудаизма? Евреи не считают Иисуса сыном Бога, и верят в единого Бога, в то время как христиане верят в Иисуса, как сына Бога, и как следствие вынуждены ввести понятие троицы — верят в Отца, Сына и Святого духа. Почитайте различие между иудаизмом и христианством, узнаете очень много интересного.
Христиане не могли отбросить Ветхий завет, потому что без него рушилась бы основа религии, но и следовать Ветхому завету буквально, как это делали иудеи/евреи они тоже не могли в силу понятных принципиальных разногласий. Как следствие, родился Новый завет (т.е. как бы новый договор между людьми и Богом), который соответствовал духу новой религии.
Здесь же на мой взгляд нужно отметить еще один важный момент. Согласно Ветхого завета, если быть объективным, то согласно еврейского Ветхого завета, евреи являются богоизбранным народом. Вопрос — как простому человеку стать тоже богоизбранным или вариантов нет? Вот на этом вопросе, как мне кажется, иудаизм и проиграл конкурентную борьбу другим религиям. Дело в том, что Ветхий завет рекомендует при захвате территории выгонять или уничтожать местное население, не идет речи о том, чтобы насадить там свою религию. (Жестоко? Наверное да. Но и по отношению к иудеям действовали те же принципы. Времена были такие). Евреем ты можешь быть либо по крови от матери, либо пройдя особую процедуру — гиюр. Это непросто, сейчас процесс занимает от 2 до 5 лет и не факт, что заканчивается успешно для претендента. Таким образом евреи создали религию, которая принципиально не могла масштабироваться на большие народные массы. Христианство (и ислам) этой проблемы лишено, свою аудиторию они расширяют не только за счет добровольцев, но и, как показала мировая история, временами принудительно.
Две религии, основанные на Ветхом завете пошли развиваться параллельно. Развивались так они шесть веков, пока не возникла третья религия — ислам. Во многом она имеет больше общего с иудаизмом, чем с христианством, так как ислам также не признают божественность Иисуса, считая его одним из Пророков, не более того. Мусульмане, как и иудеи верят в одного Бога, а не в святую Троицу, кроме того, только у христиан человек рождается грешным (первородный грех), в конкурирующих религиях человек рождается безгрешным и наживает грехи в процессе жизни. Или не наживает.
Именно по этой причине я рекомендую начать чтение с Ветхого завета, так как он является основой иудаизма и христианства, и оказал большое влияние на ислам.
Теперь, если вас интересует христианство, можно перейти к Новому завету.
Новый завет
По Новому Завету есть смысл прочитать все Евангилие, их четыре. Почему четыре, а не 12, ведь апостолов было именно 12? Потому что … четыре стороны света. Есть и другие обоснования, например, потому что остальные Евангилие не вписывались в «политику партии». Но в целом к выбору цифры 4 не стоит особо придираться, Ньютон в свое время выделил 5 цветов радуги, но число ему показалось не очень гармоничным и поэтому он добавил еще 2 цвета, доведя их до числа нот — 7. Магия цифр преследует нас везде. Но я отвлекся.
Прочитав все Евангилие можно воспользоваться перечнем книг Нового завета на Вики и выбирать те, которые покажутся вам наиболее интересными. Как минимум нужно обязательно почитать Апокалипсис=Откровения, чтобы понять, что ждет верующих в конце их пути и что дает такую богатую пищу сценаристам, писателям и поэтам.
Заострю внимание, что поступать лучше всего именно в такой последовательности. Т.е. обязательный минимум к прочтению, потом осознанный выбор, если сразу начнете скакать по книгам вразброс, может не сложиться единой картины в голове. Условно единой, скажем так.
Погрузившись немного в тему у вас могут появиться более конкретные вопросы, о которых вы захотите узнать поподробнее. Опять ищем ответы в интернете и возвращаемся к Библии. К примеру договор с евреями предусматривал обязательное обрезание:
Гл.17 Ст. 10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
эта норма соблюдается у иудеев и в исламе, но не у христиан. Ответ:
Гл.10 Ст. 16 Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего
Одна из целей Нового завета как раз уйти от жестких ограничений, накладываемых Ветхим заветом (обрезание, субботы и пр.), сосредоточившись больше не на формальном следовании букве Завета, а на духовной составляющей.
Читать можно разными способами, я скачал и установил на планшет приложение «Библия — Синодальный перевод», именно эту версию перевода рекомендуют к прочтению, как наиболее точную.
Нужно ли читать Библию
Вплоть до конца 19-го века верующие люди (за исключением протестантов) Библию, вообще, не читали: священнослужитель зачитывал пастве отдельные места из Библии и объяснял смысл прочитанного. Считаю такое прочтение и такое знакомство с Библией правильным.
Сегодня воцерковленный человек, твёрдый в своей вере в Бога, безусловно, должен читать Библию, и по возможности, ежедневно. Читать вдумчиво, осмысливая каждое её слово и запоминая наиболее важные цитаты.
Но человеку, не убеждённому в вере, делающему первые шаги в христианстве, чтение Библии может быть не всегда показано.
Библия — книга, довольно трудная для прочтения и понимания; многие её места человек неискушённый может понять превратно.
Как говорит по этому случаю Иисус Христос:
«… ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его…» (Мф.13:19)
Лукавый не спит и жаждет посеять семена сомнения в человеке, не укреплённом в вере. И этого следует очень серьёзно опасаться — даже человеку, твёрдому в вере, не говоря уже об ученике.
Вот высказывания Иисуса Христа, могущие вызвать недоумение у неопытного, начинающего христианина:
«… не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Мф.5:39)
«… любите врагов ваших … и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5:44)
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.» (Лк. 14:26)
Изучать Библию человеку, желающему приобщиться к христианству (Православию) лучше всего, как я считаю, под руководством опытного духовного наставника, способного разъяснить новичку сложные, непонятные места в Библии, дабы тот не «преткнулся» в своей вере.
Продолжение см. в работе «Материализм и религия»