Содержание
- Отлучить от церкви
- История отлучения
- Суть отлучения
- Отлучение за грех.
- Отлучение за непослушание
- Не бойтесь
- Отлучение от церкви
- Анафема
- Анафема: за что могут отлучить от церкви
- Трактовка понятия
- Кого предавали анафеме
- Процедура отлучения
- Возможно ли снятие анафемы?
- За какие грехи отлучают от церкви? В юности я занималась спиритизмом и в храме на богослужении возникает беспричинный смех. Помогите мне избавиться от этого.
Отлучить от церкви
Сразу хочу обозначить то, о чём мы будем рассуждать. Отлучение от Церкви не существует.
Для каждого из нас есть Светильник – Слово Божие, Иисус Христос. Именно Слово указывает нам путь. Именно по Слову мы будем судимы. Все наши дела и поступки должны соответствовать Слову. Тем более, должны соответствовать Слову наши слова, наше исповедание.
Есть одно место в Слове, где используется слово «отлучить»
От любви Бога – значит от Самого Бога, значит от Христа, от Церкви, от Тела Христа.
История отлучения
Я думаю, что эта практика, отлучение от церкви, появилась в средние века. Дело в том, что раньше людям было не позволено даже читать Слово.
Поэтому проверить истинность решений духовенства было непростой задачей. Тем более, что христианской ценностью считается смирение и послушание. К сожалению, эта истина изменилась и перешла на людей, хотя имела отношение именно к Богу и Его Слову. Апостолы говорили и поступали иначе. Смирение и послушание они понимали именно так, как это преподнесено в Слове.
Как мы видим, практика проявления власти одних людей над другими проявлялась во все времена. Мы читаем в новом завете, что людям ЗАПРЕЩАЛОСЬ признавать Иисуса за Христа, за это могли отлучить от синагоги. Поэтому отлучение, как и многие другие пережитки религий, перекочевали в христианство под видом правды.
Суть отлучения
Отлучение подразумевает, что с человеком перестают общаться, не приветствуют, не допускают к официальным служениям (проповедь, хор, работа с детьми) до определенного времени, пока главные люди в собрании не решат, что человек перестал делать то, за что его отлучили.
Сегодня отлучают от церквей не только за грехи, но и за непослушание решениям братских советов, за то, что люди сомневаются в истинности тех или иных доктрин, пришедших не из Библии. Вот некоторые причины, по которым людей верующих могут отлучить от церкви.
— грех. Причем не имеет значения – покаялся человек или нет.
— противление служителям или правилам сообщества
Рассмотрим их по отдельности.
Отлучение за грех.
Как ни странно, но основанием того, чтобы отлучить человека служит место из послания к Коринфянам, где Павел говорит о «предании сатане во измождение плоти». Это как в случае рукоположения пастыря приводят пример рукоположение пресвитера.
В принципе, выглядит всё очень правильно и логично – согрешил человек, об этом узнали или сам признался и сообщество принимает решение такого отлучить. Но давайте посмотрим, что именно нам говорит Слово.
Если человек согрешил, исповедал свой грех перед Богом, то Слово говорит, что этот человек прощен Богом.
Деление грехов
Есть такая особенность. Грехи почему-то делятся на те, за которые можно отлучать, за которые можно поставить человека на замечание и те, на которые не обращают внимание, в крайнем случае, пожурят.
Хочу сразу определиться с этим вопросом – Слово не делит грехи на тяжкие или нет. Есть только грех к смерти, который не прощается – хула на Духа. Все остальные грехи прощаются по Слову.
Как вывод
Получается, что если человек покаялся, исповедал свой грех перед Богом и получил, по Слову, прощение от Бога. Но он не прощается сообществом людей, которые отлучают его. Они считают его грешником.
Второй момент. Если человек грешит и НЕ КАЕТСЯ. Здесь также есть два библейских метода.
Первый – это вразумление человека, его ИСПРАВЛЕНИЕ духовными членами Тела.
И второй. Когда человек понимает, что грешит, но всё равно считает себя верующим, не собираясь расставаться с грехом. В этом случае есть наказание.
Очень ясное определение – НАЗЫВАЯСЬ БРАТОМ, ОСТАЕТСЯ блудником, пьяницей…
Есть такое слово – покаяние. Когда человек, осознает грех и принимает решение избавиться от него. Он может сражаться, падать и вставать, противостоя искушению. А есть те, кто ничего не делает, и считает, что ему НЕ НАДО меняться и бороться – всё равно Бог его любит и он спасен. Это ужасная ересь и заблуждение. Это тот самый горький корень, от которого могут оскверниться другие.
Просто представьте, что человек видит верующего, который сокрушается о своих грехах, борется, молится, просит помощи Церкви. И так же видит другого верующего, который пьёт, курит, колется и в тот же момент принимает вечерю, проповедует, говоря о Божьей любви.
Отлучение за непослушание
Одно из самых распространенных наказаний. Потому что в этом случае человек посягает на то, благодаря чему держится та или иная деноминация, организация.
Представим верующего человека, который покаялся, выполнил все условия для вступления в членство церкви, подписал необходимые документы. И вот, читая Библию, он видит, что детей, оказывается, крестить нельзя. Что крещение – это обещание Богу следовать Его Слову, обещание доброй совести. Дети не могут этого сделать.
Он начинает говорить об этом другим людям и его вызывают на братский совет и предупреждают, что он распространяет учение, противоречащее учению организации. Ему запрещают об этом говорить или предлагают уйти из их организации в ту, где его воспримут. И если этот человек считает справедливым говорить то, что думает и что ему открыто – его отлучают от этой организации.
Я описал один из случаев. Их существует много. Но у них один шаблон – не нравятся наши правила – иди в другое место или мы тебя накажем. Как вам кажется – это имеет какое-то отношение к Церкви Божией? Может Христос так поступал?
Не бойтесь
Я хочу обратиться к тем, кого пугают отлучением за истину, кого пугают тем, что если тебя отлучат, то Христос отвернется от тебя. НЕ ВЕРЬТЕ!! Это ложь. Даже блудницу Иисус не осудил и не выгнал, но сказал, чтобы она не грешила. Ваша неверность не отменит верности Бога. Христос никогда не отвернется от вас, если вы не отречетесь от Него.
Поэтому не бойтесь говорить правду, не бойтесь быть свободными. Отец никогда не оставит вас.
Отлучение от церкви
Итак – отлучение от церкви не может быть в принципе. Нет ни одного места Писания, которое бы говорила об этом. Есть практика предания сатане во измождение плоти за то, что человек богохульствует или, называясь братом, ОСТАЕТСЯ блудником (например живет без росписи, «гражданским браком»).
Если вы грешите и говорите, что это не имеет значения у Бога – вы кандидат на то, чтобы к вам применили подобное наказание. Если вы богохульствуете – вы кандидат. НО!! Не на отлучение от церкви. На предание сатане во измождение плоти.
Как вывод могу сказать. В Слове написано – что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах. Но, если бы ВСЁ, что люди связывают на земле, было бы связано на небесах, то там был бы такой же хаос, как и здесь. Но Царство Божье регулируется законами Царства. Отлучение от церкви не существует. Помните!!!
Анафема
Есть такое выражение в новом завете, и будет не верно пропустить его. На этой странице мы разберем действие анафемы.
Анафема: за что могут отлучить от церкви
Люди, далекие от религиозной обрядовости, нередко путают понятия «анафема» и «проклятие». На самом деле это две разные вещи. Проклясть может любой человек. Для этого достаточно просто произнести соответствующее выражение, вложив в него максимум негативной энергетики. Анафема — прерогатива исключительно церкви. Да и смысл у нее совсем иной, нежели у обычного проклятия.
Трактовка понятия
Как и многие церковные термины, существительное «анафема» имеет греческие корни. В древнегреческом языке существовало слово «ἀνάθεμα», которое в переводе обозначает «отлучение». В языческие времена так называли обряд изгнания из общины одного из ее членов, совершившего особо тяжкое преступление. Позднее эту традицию переняла Христианская Церковь.
В Православной Энциклопедии 2000 года «анафема» определяется как «великое отлучение, которое может применяться лишь к членам Церкви». Соответственно, Церковь может лишать отлученного только тех благ, которыми сама заведует. Это касается участия в богослужениях, причащения таинств, возможности исповедоваться и получать прощение грехов, после смерти — шанса попасть в рай.
Протоиерей Максим Козлов в интервью корреспонденту газеты «Труд» объяснил, что преданный анафеме грешник полностью отдается Церковью на Суд Божий. С момента отлучения этот человек больше не имеет ни защиты, ни попечения Церкви. Священнослужители — духовные пастыри — больше не станут его направлять и молиться за него Господу.
Даже если грешник после отлучения называет себя христианином и продолжает молиться, на деле он больше не принадлежит к Христианской Церкви и не имеет права на ее заступничество. В этом суть анафемы.
Кого предавали анафеме
Термин «анафема» довольно часто используется в литературе, а порой и в повседневной жизни. Иногда люди в гневе говорят это слово, даже не понимая его истинного значения. Несмотря на все это, процедура «великого отлучения» за всю историю Церкви проводилась не так уж часто.
Анафема — это самая крайняя мера. Священники, как духовные пастыри, несут ответственность за все стадо. Отлучение даже одной «заблудшей овцы» — это серьезное действие. Церковь буквально снимает с себя ответственность за спасение души грешника.
Анафеме предают за самые тяжкие грехи: преступления против веры, иконоборчество, церковный раскол, ересь. Так, в 325 году были преданы анафеме все адепты ереси арианства. В 518-ом таким же образом наказали епископа Северия Антиохийского, распространителя евтихиевой ереси. В 1666 году отлучили от Церкви всех старообрядцев.
Несмотря на то, что анафема обычно налагается на людей, имеющих непосредственное отношение к Церкви и вере, история знает случаи применения ее и к мирянам. В числе отлученных — Степан Разин (1671), Иван Мазепа (1708), Ленин (1970).
Процедура отлучения
В отличии от обычного мирского проклятия, анафема требует соблюдения определенного ритуала. Существует 3 степени отлучения: 1 — от святых таинств (нельзя бывать в церкви на богослужениях, причащаться, исповедоваться); 2 — от таинств, молитв и духовного общения с другими верующими; 3 — полное отлучение, изоляция от любого общения с христианами.
Первые два варианта относятся к так называемому «малому отлучению». Его налагают на провинившегося монаха или священника высшего чина временно. Обычно малое отлучение становится карой за такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, взяточничество и пр. Полное отлучение является окончательным наказанием за самый тяжкий грех — вероотступничество.
Каноническая процедура наложения анафемы (великого отлучения) оформилась приблизительно в 340 году. Это событие приурочивают к Гангрскому собору, который созвали из-за возникновения ереси Евстафия. Борьбой с этим раскалывающим Христианскую Церковь явлением и было вызвано создание канона ритуала отлучения.
Полное отлучение провозглашается публично во время церковного собора. Изрекает анафему после детального обсуждения и вынесения решения специальный уполномоченный орган — собор архиереев или синод. Для случаев исключительной важности собирают Вселенский Собор.
Анафему грешник может получить как при жизни, так и после смерти (как было с Лениным). Во втором случае душа отлученного лишается права на поминовение. О великом грешнике больше не молятся, не читают поминальных служб.
Возможно ли снятие анафемы?
Великое отлучение считается окончательным, самым страшным наказанием человека, совершившего такой грех, который может отпустить только Господь по Его милости. И все-таки в истории были случаи, когда анафему снимали.
Согласно той же Православной Энциклопедии, это возможно в случае, если грешник покаялся, отказался от своих заблуждений или ереси и пожелал вернуться в лоно Церкви. Интересный случай, иллюстрирующий это правило, произошел в 1964 году в Иерусалиме.
Тогда папа Павел VI и константинопольский епископ Афинагор сняли друг с друга анафемы, которые наложили за несколько лет до этого. Такой «полюбовный» исход непримиримой вражды объясняется просто: священники встретились и после долгих обсуждений достигли политической договоренности.
С князем Дмитрием Донским произошел и вовсе курьезный случай. В XIV веке за антицерковную деятельность его предал великому отлучению митрополит Киева Киприан. В XX столетии безо всякого снятия анафемы Донского причислили к лику святых на соборе 1988 года.
За какие грехи отлучают от церкви? В юности я занималась спиритизмом и в храме на богослужении возникает беспричинный смех. Помогите мне избавиться от этого.
Ответ священника:
Существуют два вида отлучения от Церкви: видимое отлучение, совершаемое гласно устами епископа (или собора епископов), и невидимое, когда человек отсекается от тела Церкви невидимым судом Божьим. Первый вид отлучения используется редко и по отношению к людям, производящим явный соблазн в Церкви. Второй вид отлучения происходит наиболее часто. Человек здесь, фактически, перестает быть членом Церковного организма в силу совершенных им грехов. Любой грех выводит нас за границы Церкви, подтверждением чему является молитва, читаемая священником в чине Исповеди: «…примири, Господи, и присоедини раба твоего ко Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем». Потому и существует Таинство присоединения к Церкви – Исповедь. Спиритизм относится к разряду серьезных грехов, выводящих за границы Церкви и требующий длительной духовной реабилитации человека. Для избавления от негативных последствий занятия спиритизмом необходимо: продолжительное личное покаяние, завершающееся в Таинстве Исповеди. Регулярное (по согласованию с Вашим духовником) участие в Таинстве Причащения. Освящение Вашего жилища. Уничтожение всей оккультной литературы, если она еще у Вас хранится. Регулярное домашнее молитвенное правило, включающее чтение покаянного канона Иисусу Сладчайшему. Употребление дома по утрам освященной воды и просфор (можно – другой святыни). Только не пытайтесь, пожалуйста, искать экзорцистов, иначе можете ухудшить своё состояние! Вообще, опыт показывает, что последствия занятия оккультизмом устраняются не сразу и могут еще долго о себе давать знать, поэтому запасайтесь терпением. Заболеть — легко, вылечиться – трудно. Бог Вам в помощь!