Содержание
- Отзыв: Выставка «Шедевры, которых нет в музеях» Центр Искусств (Россия, Москва) — Такого вы ещё не видели.
- «Православные храмы России: взгляд сквозь время»: фотовыставка под открытым небом
- Выставка в храме при МГУ
- Выставка современных иконописцев открылась в Москве
- Первая выставка современного православного искусства откроется 25 января в Москве
- В Москве открылась выставка современной иконы из собрания Валаамского монастыря
Отзыв: Выставка «Шедевры, которых нет в музеях» Центр Искусств (Россия, Москва) — Такого вы ещё не видели.
ентр искусств. Москва расположен в самом центре Москвы на территории Храма Христа Спасителя. Центр находится по адресу: Саймоновский проезд, дом 37.
Тут вниманию зрителей представлены шедевры живописи, которых нет в привычных музеях. Все экспонаты из частных коллекций, которые меняются раз в несколько месяцев.
Надо отметить что я и не знала что есть такой музей. А узнали мы о нем случайно. Прогуливаясь мимо Храма, увидели рекламу.
Я очень люблю работы Айвазовского, поэтому решено было обязательно сюда зайти.
Теперь обо всем по порядку.
Попасть в музей удобней всего конечно на метро, ближайшая станция Кропоткинская. Музей имеет вход с 2 сторон, но будьте внимательны, сейчас закрыт ближайший выход к храму (на схеме тот что слева) .
Выкладываю для вашего удобства схему как добраться до центра искусств.
Поэтому мы заходим со стороны Саймоновского проезда. Вход имеет соответствующую надпись.
И указатель на пешеходной дорожке, пройти мимо сложно.
Дальше мы заходим в небольшое помещение с охранником и металлической рамкой, показываем содержимое сумочек и выходим на улицу.
Далее нужно пройти по территории Храма, следуя желтым указателям на асфальте.
По дороге отрываются шикарные виды.
Под мостом нужно зайти уже непосредственно в здание музея.
Билет приобретается один на все экспозиции. Стоимость полного билета 300 рублей, есть также скидки для льготных категории граждан (пенсионеры, школьники, студенты). Детям до 7 лет вход бесплатный.
При необходимости вы можете заказать организованную экскурсию.
Помимо постоянной экспозиции на территории также проходят и временные выставки. О них я расскажу чуть позже.
Кстати будьте внимательны, выставка работает до 18 часов.
График работы вт. — вс. 12.00-18.00, пн. — выходной.
Мы пришли в 17 и после продажи билета нам сказали что остался час. Это нас конечно же расстроило, так как залов в центре 10 и обойти их все полноценно за час нереально. После этого навязчивые сотрудники ходили и предупреждали что осталось 30 минут до закрытия, 10 минут, 5 минут. Как бы намекая что было бы неплохо чтобы вы уже отсюда ушли.
Ну ладно, час так час.
Не теряя ни минуты мы отправились в зал зачем пришли. Смотреть на Айвазовского.
Залы все в полутьме, картины хорошо подсвечиваются. Такой тёмный фон позволяет не отвлекаться и в полной мере насладиться шедеврами искусства.
Айвазовский прекрасен. Меня всегда поражает с какой точностью он передаёт буйство стихии, океана, моря, силу воды. Смотришь на его работы и понимаешь насколько человек жалок перед природой.
У каждой работы есть табличка с названием работы, годами жизни художника и датой написания.
В общем это поразительно и впечталяет.
А мы тем временем идём дальше и переходим в другой зал. Для меня большим открытием стал художник Иван Фёдорович Шультце. Его произведения и техника письма мне очень близка по духу, а его работы доставляют безумное эстетическое наслаждение.
Эта работа называется «Весна в Энгадине. Швейцария».
А это «Средиземноморский сад».
Каждая его работа нашла отклик в моей душе и не оставила равнодушной.
А мы движемся дальше. Коридор, как и залы, тёмный, в черном цвете. Освещаются полноценно только картины.
Ещё находясь в первом зале с Айвазовским, я услышала ни с чем не сравнимый звук органа и пение хора. Ноги невольно пошли туда, откуда доносился звук.
Оказывается в музее есть свой орган, небольшой, но есть. Его звук пробирает насквозь, до мурашек. (*задумалась о посещении концерта*). При нас проходила репетиция хора. Тут же проходят и концерты. С афишой можно ознакомиться на сайте Центра искусств.
В этом зале представлены работы на тему: Старые мастера: образ и символ.
Вот несколько представленных работ.
В зале представлены произведения эпохи Северного Возрождения, так называемые фламандские примитивы или ранняя нидерладская живопись.
Эту работу написал художник Иероним Франкен младший. Называется «Интерьер картиной галереи с изображением иконоборческого движения».
Конечно же это не все работы в зале, а лишь их часть.
А мы идём дальше.
Тут представлены работы и знакомых всем Шишкина. Работа «Морозное утро» .
Левитан. Очень красивое название «Лунная соната. Туман».
Саврасов. Работа называется «Сельский вид в окрестностях Москвы при закате солнца».
Верещагин.
Картин в галерее очень много, тут есть на что посмотреть, чем полюбоваться, насладиться и над чем подумать.
Например вот у этого произведения хочется остановиться и подумать, рассмотреть детали.
В центре искусств помимо живописи есть и другие интересные экспонаты.
Например этот потрясающе красивый рояль.
В центре искусств есть залы с образами в оклада.
Посмотрим поближе. Очень красивые и порой необычные оклады.
А вот королевский кабинет. Вещи представлены из личной коллекции императора Александра II. Захватить его в один кадр сложно. Буду показывать частями.
Экспонаты с полок. Впечталяет. В центре стоит шкатулка для шалей с цветочной росписью.
Невероятной красоты сервант. Трогать конечно же запрещено. А вот фотографировать можно все и везде.
И конечно мой самый любимый экспонат — пузатый самовар)
Хочется показать все, но лучше приходите и сами все увидите.
А это королевский столик.
На этом я пожалуй закончу обзор экспонатов. Мы напрялемся к выходу.
В музее конечно же есть место где можно помыть руки и припудрить носик.
Там все чисто, запахов посторонних нет, все отлично. Оформлено в стильных оранжево-черных цветах)
Время близится к 18 и нам пора покидать центр искусств. На выходе есть испровизированный магазинчик (есть вход с улицы, не через музей), где вы можете на память приобрести репродукции работ различного размера.
Стоимость репродукции на стену размером 15х20 см составляет 1000 рублей.
Также есть большие картины на стену. Их стоимость 18 тысяч.
Есть и совсем маленькие сувенирчики. Это магнитики в багете, стоимость 200 рублей.
Магниты без багета, стоимость 250 рублей.
Мы ничего не купили) может в следующий раз.
На этом моя экскурсия по выставке Шедевры которых нет в музеях завершена. Час на все про все конечно это очень мало, поэтому рекомендую рассчитывать заранее свое время и приходить сюда хотя бы часа на два.
Я получаю настоящее удовольствие от просмотра красивых работ великих художников. Так что я рекомендую и вам посетить данный центр.
На этом у меня все. До новых встреч!
«Православные храмы России: взгляд сквозь время»:
фотовыставка под открытым небом
В мае 2016 года в культурной жизни столицы грядет интересное и давно ожидаемое событие. В течение двух месяцев в историческом центре Москвы, на Патриаршем мосту у Храма Христа Спасителя, будет открыта фотовыставка «ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ РОССИИ: взгляд сквозь время».
Цель этого уникального, по своей значимости, проекта состоит в привлечении внимания широкой зрительской аудитории к архитектурному и культурно-историческому наследию нашей страны, к традиционным духовным ценностям русского народа, живым воплощением и средоточием которых являются русские православные храмы. Средствами художественной фотографии организаторы выставки намерены показать красоту, архитектурное и эстетическое великолепие православных святынь, подчеркнуть удивительную гармонию, с которой они вписаны в окружающий пейзаж. Составляя единое целое с природой, православные храмы создают неповторимый образ России, основу основ русской национальной культуры.
Фото: Сергей Семенов
Выставка проводится по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви, Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы.
Проект активно поддерживает Правительство города Москвы.
Основу экспозиции составляют более 50 художественных фотографий, выполненных представителями трех поколений отечественных пейзажных фотографов, и впервые доступных для широкой публики в столь высоком качестве и оригинальном масштабе.
Формат фотовыставки под открытым небом предусматривает широкое использование информационных технологий и интерактивного контента. Благодаря этому, посетители выставки будут иметь возможность не только «вживую» лицезреть уникальные по своему эмоциональному воздействию фотографии, но и оперативно получать доступ к дополнительным фото-, видео-, аудио- и текстовым материалам посредством QR-кодов. Также можно будет воспользоваться приложением «Аудиогид» и совершать виртуальные 3D путешествия по святым местам.
Фотовыставка продлится до 20 июня 2016 года. В ходе ее проведения для посетителей предусмотрен целый ряд культурно-просветительских, конкурсных и иных мероприятий, в том числе встречи с авторами представленных на выставке фоторабот, священнослужителями.
Организаторы:
- «Открытый музей современной фотографии» — проект «Московского Фотоклуба», аккумулирующий в себе опыт по организации крупномасштабных фотовыставок под открытым небом.
- Движение «Русь Православная» — межрегиональное общественное движение за возрождение духовных традиций.
- Спонсор проекта: Банк «Возрождение»
Выставка в храме при МГУ
Это событие в жизни церковной Москвы вызвало противоречивые суждения. Главный редактор портала «ПРАВОСЛАВИЕ.РУ» обратился к известным московским священникам: протоиерею Александру Шаргунову и протоиерею Максиму Козлову с просьбой высказать свою позицию.
***
Многие православные христиане Москвы пережили глубокое потрясение, узнав об этом событии: «Не может быть!» 31 мая в притворе храма св. мц. Татьяны при МГУ открылась выставка работ участников экстремистской акции «Осторожно, религия!» Настоятель храма — о. Максим Козлов, кураторы выставки — «художник» Гор Чахал и диакон Федор Котрелев.
В притворе святого храма помещены кощунственные «произведения», например:
«Черная Троица» и пародия на хоругвь с надписью «Спасайся, кто может».
На выставке представлены «работы» ряда участников кощунственной выставки «Осторожно, религия»: Константина Звездочетова, представившего издевательскую инсталляцию, — лубочный храм, возвышающийся на горе из свежих яблок, Андрея Филиппова, группы «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев), Александра Сигутина, журналиста Никиты Алексеева, активно защищавшего богохульство от православных христиан. На вернисаж был приглашен также скандально известный «художник» Герман Виноградов.
В храме выставлена одна из работ с выставки «Осторожно, религия» – огромный колпак в виде красного пасхального яйца, надетый на купол разрушающегося планетария. Она проходила в качестве вещественного доказательства по делу о разжигании религиозной розни.
Работа Гора Чахала «Имена Бога» ранее фигурировала на богохульной выставке «Россия-2» в галерее Марата Гельмана.
О. Максим Козлов пояснил: «Не было задачи бороться: что мы можем делать выше, лучше и красивее, чем «Осторожно, религия!» Мы хотели показать, что можно не ругаться, что у художников такого направления можно найти работы, которые можно разместить в притворе храма. Он выразил надежду, что заявленный диалог с художественным кощунством будет развиваться, причем в самых разных направлениях: «Начнем с малого, а даст Бог, это будет нарастать и проявится не только в изобразительном искусстве, но и в поэзии, и в других видах современного искусства. Надо этот позитив продвигать».
Один из участников кощунственной выставки «Осторожно, религия» псевдохудожник Андрей Филиппов с удовлетворением отметил, что диалог между Церковью и современным искусством, который давно назревал, только сейчас имеет возможность реализоваться. По его словам, основой для взаимопонимания является христианский фундамент европейской культуры, который воспринимается художником, независимо от того, считает он себя верующим или неверующим.
Скандально известный своей борьбой с Православием галерейщик Марат Гельман утверждает, что эта выставка — очень важный прецедент, так как современному искусству и церкви очень непросто взаимодействовать. Мы все боимся, что какой-нибудь идиот сорвет этот непростой диалог. По словам Гельмана, мракобесы нападают на художников, прикрываясь Церковью.
Напомним, что в 2003 г. в центре им. Сахарова была организована кощунственная выставка «Осторожно, религия», закрывшаяся после непосредственного вмешательства православных граждан. Кощунники надругались над величайшими православными святынями. Для хулы использовалась фраза Божественной литургии «Сия есть Кровь Моя» (эти слова были написаны на рекламе пепси-колы). Были выставлены иконы с вырезанными ликами, вместо которых вставлялись дорожные знаки опасности; изображение Креста, увешанное гирляндой сосисок; Крест с изображенной на нем голой женщиной и т.п. Всей мерзости не перечислишь. За организацию этой выставки директор музея и общественного центра имени Сахарова Юрий Самодуров был признан виновным в разжигании религиозной и межнациональной розни в соответствии с частью 2 статьи 282 УК РФ. Обвинению удалось доказать также вину сотрудницы музея Людмилы Василовской в разжигании религиозной и межнациональной розни.
Действия директора и сотрудницы музея носили открытый и публичный характер, подсудимые осознавали последствия своей деятельности, — отмечается в приговоре. Судья подчеркнул, что организованная музеем выставка носила откровенно издевательский и кощунственный смысл, экспозиция носила богохульный и циничный характер. В приговоре также было отмечено, что картины, представленные на выставке, унижают чувства граждан, исповедующих православное христианство. Подбор картин сознательно провоцировал зрителя на неприятие христианской веры, оскорблял религиозные чувства, — было сказано в приговоре.
Что можно добавить к этой информации? Как говорится, «no comment».
Комментарии излишни. Это сдача всего достигнутого, всего завоеванного.
После осуждения богохульной выставки в центре им. Сахарова было чувство, что все мы одержали большую победу. Что после этого события все должно перемениться в лучшую сторону. Около здания Замоскворецкого суда тогда собрались тысячи человек. Есть много фото- и видеосъемок. Посмотрите на эти лица — спокойные, твердые, они знают своего Бога, готовы идти на смерть, чтобы защитить святыни от поругания.
Еще раз укажем на три момента. Участники новой выставки не выразили ни малейшего сожаления по поводу прежних кощунств, наоборот, несмотря на протесты тысяч, миллионов людей, неоднократно заявляли в прессе, что и впредь будут устраивать свои богохульства. В новой выставке, кроме новых, весьма сомнительных произведений, представлена одна из работ выставки «Осторожно, религия!» Наконец, новая выставка проходит во время заключительного заседания суда над организаторами еще одной кощунственной акции «Запретное искусство», которые, естественно, козыряют теперь фактом своего сотрудничества с Церковью, называя тех, кто противится им, «церковными маргиналами».
Напомним, как оценил выставку «Осторожно, религия!» нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи тогда председателем Отдела внешних церковных сношений. Он назвал ее преступной провокацией и сказал: «Мы надеемся, что это преступление никогда больше не повторится в нашей стране». Это значит, что речь идет об исключительном преступлении, о духовном беспределе.
Считаем необходимым напомнить также то, о чем мы никогда не должны забывать. Враги Церкви всегда стремились уничтожить ее физически, стереть с лица земли либо разрушить ее изнутри или, наконец, попытаться смешать ее с грязью. То есть, чтобы она ничем не отличалась от того, с чем ее смешивают.
Во все времена были такие попытки. Но сегодня, когда воистину наступает последний этап человеческой истории, они проявляются все ярче. Так колдуны хотят показать, что они люди тоже церковные, что они молятся. Так на обложке одного оккультного журнала появилось изображение мироточивой иконы Царя-страстотерпца Николая. Когда-то популярные журналы «Работница» и «Крестьянка» не хотят терять своих подписчиков и становятся полупорнографическими, однако все они как бы показывают свое уважение к Церкви. В каждом номере непременно сообщается, какие церковные праздники в этом месяце, и одновременно дается «заговор на урожай», «на репу». Само собой, даются рекомендации по абортам и контрацепции, и рядом с ними — рассказы о таинстве венчания, потому что «ведь всем известно, что венчание укрепляет брак».
Смешение святыни с грязью — последний этап «тайны беззакония». Та «мерзость запустения на месте святе», среди которой должен, согласно Божественному откровению, явиться антихрист.
Некоторые полагают, что не следует никогда переставать быть вежливыми, любезными и говорить языком, исполненным дружелюбия. Не только по отношению к личным врагам, но и по отношению к врагам веры. Даже там, где оскорбление святыни храма, когда — как сообщалось в прессе — новые русские бандиты приносят свои дары в Церковь без всяких намерений оставить свою преступную деятельность. Рассказывают, что в один подмосковный храм принесли колокол с выгравированной надписью: «От Солнцевской братвы».
Никогда наши святые, ни Сам Христос, не давали нам примера подобной мягкости к тем, кто является препятствием для истинной веры. Когда речь заходит о чести Божией, Христос — воплощенная Любовь — не говорит торговцам в храме: «Не соизволите ли, мои дорогие друзья, вынести из храма ваши предметы торговли». Или еще в более современном стиле: «Не следует ли собраться всем вместе на богословскую конференцию и обсудить проблему, чтобы каждый мог выразить свое мнение и мы постарались изыскать основания для постепенного удаления столов менял из храма». Нет, Христос берет бич и ударяет. Бывают обстоятельства, когда Церковь должна ударить бичом.
Напомним, что участники кощунственной акции в центре имени Сахарова (их более сорока человек) — не новички в подобного рода «перформансах».
Например, один из них бил посуду перед телекамерой, другой публично справил большую нужду в Пушкинском музее перед картиной Ван-Гога, третий публично занимался онанизмом перед стройплощадкой строящегося храма, четвертый в чем мать родила вставал на четвереньки и лаял, поворачиваясь задом и передом перед публикой. Он же в начале «перестройки» публично заколол большую свинью с надписью «Россия» и разрубил ее на куски, что было показано по телевидению. Он же возил по Европе сделанную из папье-маше корову с приглашением заглянуть ей под хвост: «Заглянем вглубь матушки России». Пятый разрубал в Центральном выставочном зале Москвы православные иконы и предлагал зрителям сделать то же самое за определенную плату, в этом заключался весь его «перформанс». Теперь нам сообщают, что специальная комиссия тщательно выбирала из работ этих «художников» произведения, которые не являются прямым оскорблением христианских святынь. Это все равно, что отметить в жизни известного нациста-людоеда Эйхмана его исключительную любовь к своему внуку и начать рекламировать ее.
В последние годы мы становимся свидетелями новых нападок на Православие со стороны сил, которые опасаются возрастания его нравственного авторитета как фундамента Российской государственности. Наиболее яркие примеры:
демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа» (1997 год), разрубание православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже (1998 год), публичное пародийное распятие напротив храма Христа Спасителя (2000 год), выставка «Осторожно, религия!» (январь 2003 года), «Запретное искусство» (2007 года), кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре (август 2003 года).
Преступные провокации организуются после небывалого в истории человечества гонения на Церковь, которое запечатлелось осквернением святынь, массовыми расстрелами епископов, священников, простых верующих. Это происходит после недавней торжественной канонизации сонма новых мучеников и исповедников Российских в восстановленном храме Христа Спасителя. Нет, наверное, семьи, которой так или иначе не коснулись бы репрессии.
Когда я сказал об этом бравшему у меня интервью корреспонденту «New York Times», он заметил: «Да, но разве Церковь у вас не свободна сейчас? Что может значить для нее какая-то выставка?» Я ответил ему, что Церковь была несравненно более свободна накануне революции, когда святитель Феофан Затворник написал: «Где-то в печати появилась хула на Господа и Божию Матерь. Это значит — жди, Россия, великих бед, и реки крови прольются.
Потому что Бог поругаем не бывает». Мы видели, как это все скоро исполнилось.
Перед нами мерзкая харя нового большевизма, более замаскированного и изощренного, чем в 20-е и 30-е годы, выступающего под видом «свободы без границ». В печати все наглее и откровеннее появляются насмешки и клеветы на Церковь. Все чаще совершаются убийства священников и монахов.
Сейчас сатанисты еще не имеют прямой власти делать то, что они хотят.
Подобными акциями они стремятся все дальше расширить границы дозволенного.
Подобно наглым хулиганам, которые при отсутствии отпора терроризируют целые районы и города. Пока они еще не взяли в свои руки все рычаги, им еще можно противодействовать. Любой человек понимает, что бесполезно обращаться к бандиту с одними увещеваниями. Только реакция, адекватная их действиям, может спасти нас. Но не братание с оскорбителями святынь Церкви, не толерантность по отношению к греху, ко лжи, к злу, к диаволу. В художественном плане работы, выставленные при храме МГУ, по мнению абсолютного большинства искусствоведов, ничего из себя не представляют.
Это вопиющая бездарность, паразитирование только на эпатаже, беззастенчивое навязывание себя публике. Мы не против современного искусства и такого художественного уровня работ, если чьему-то вкусу они подходят. Но мы не можем допустить, чтобы всякий, кому заблагорассудится, мог мести сор и грязь под двери Церкви.
ПОИСКИ СОКРОВИЩ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РЕКОГНОСЦИРОВКА.
В апреле 2013 года я наткнулся случайно на информацию, что в Центре изящных искусств на Волхонке проходит Russian Antiques and Fine Arts Fair (RAFAF) — ежегодная выставка классического искусства, которая реализуется совместно с рядом авторитетных европейских галерей. Основной темой выставки, как гласил крохотный анонс, было «Искусство семьи Брейгелей и фламандская живопись 17 века». Были заявлены помимо уже упомянутых и мной нежно любимых Брейгелей, и Рембрандт, и Рубенс, Кандинский и Роден, и пр., и пр. Но, самое интересное, что никакого ажиотажа в Москве по поводу такого значительного события не наблюдалось, Более того, кроме адреса: улица Волхонка дом 15 – никаких координат и контактов этого загадочного Центра также нигде не было. Собственно, и здание такое на карте отсутствовало. Однако, объявленный дедлайн выставки неумолимо приближался и увидеть шедевры очень хотелось. После проведенных оперативно-розыскных мероприятий удалось найти телефон. Милый женский голос дотошно выяснял у меня о цели звонка, откуда я узнал о выставке и т.д. Очевидно, удовлетворившись моими ответами, мне была назначена встреча на конкретный день и время. Выйдя из подземного перехода станции метро «Кропоткинская» я уткнулся в шлагбаум и будку с охраной. Выяснив цель моего прихода, охранник куда-то позвонил, и через некоторое время появилась девушка и провела меня через «границу». Глаза, Слава Богу, мне не завязывали, но ни на один вопрос о том, что находится справа и слева по ходу движения скромно не отвечали. В результате мы попали в прекрасно оформленное выставочное пространство, в котором находились и вышеуказанные шедевры, объемные бронзовые и мраморные произведения искусства, антикварная мебель etc. Было совершенно очевидно, что я попал в «серьезную» коммерческую галерею. Если бы провести социологическое исследование среди москвичей в то время, думаю, 88% населения даже не догадывалось, что помимо концертного зала, музея, и много чего другого, при Храме Христа Спасителя есть еще и это учреждение. Я отснял наиболее интересные экспонаты и решил отслеживать следующие мероприятия нового для меня очага культуры. Но, больше никакой информации из этого места не поступало, до сих пор…
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.ОСТРОВ СОКРОВИЩ
Неожиданно в социальных сетях началась активная реклама выставки «Художественные cокровища России. Лучшее из российских собраний: от иконы до живописи модерна». Когда я посетил сайт выставки, то меня сразу сразил наповал следующий перл: «На протяжении почти столетия полотна величайших русских мастеров тщательно скрывали от посторонних глаз в попытке уберечь, поскольку исторические катаклизмы следовали один за другим: первая мировая война, затем революция, эмиграции, репрессии, вторая мировая война, нестабильные времена… Только теперь шедевры российской живописи, которые никогда прежде не демонстрировались широкой аудитории, готовы предстать перед публикой.» Сердце забилось с перебоями.. Неужели.. Библиотека Ивана Грозного найдена, а может обозы Наполеона или тайники Геринга?? Оставалось одно – хватать фотоаппарат и бежать раскрывать тайны! Маршрут был мне уже знаком. Передо мной как на первомайской демонстрации шествовали шеренги бабушек с внуками. И вот, наконец, когда я стал, работа за работой, знакомиться с экспозицией, то почти с каждой второй я стал здороваться как со старыми знакомыми, т.к. лично мне эти картины были хорошо знакомы. Часть из них я знал по галереям, специализирующихся на русском искусстве, другие выставлялись на продажу в павильоне «Форум» в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне и на Шестом, и на Седьмом Московском международном салоне изящных искусств. Было понятно, что я попал на очередной коммерческий проект. Но, проект, заслуживающий внимания по целому ряду обстоятельств. Во-первых, сувенирный сопутствующий набор был не хуже чем на любой европейской выставке (открытки, магниты, блокноты, кружки и т.д.). Новая форма продажи услуги – выставочный сертификат. Справедливости ради надо отметить, что находящийся через дорогу пушкинский музей только начал подходить к этому уровню. Во-вторых, использование высоких технологий, современных аудио-систем у многих картин. В-третьих, прекрасный слоган про «сокровища» сейчас особенно воспринимается патриотически настроенным населением. Кстати, когда И.А.Антонова делала подобную выставку к 100-летию ГМИИ, на которой были представлены действительно шедевры музейного уровня, она ее назвала скромно «Портреты коллекционеров», а ведь на ней экспонировались реально «художественные сокровища», в том числе и российские. Кто-то мне напомнит, но ведь бабушек с внуками на выставку сегодняшнюю пускают бесплатно. Правильно. Пускают. Правда, когда этот «бесплатный поток» увеличился, их теперь пускают бесплатно только со вторника по четверг. Но, и это еще не все. Помните старый анекдот про Раскольникова: десять бабушек – уже рубль! Сам был свидетелем того, что никто из них не уходит с пустыми руками, что-нибудь в сувенирном киоске да прикупят на память о «сокровищах». Кроме того, думаю, что посетителей на «сокровищницу» больше Фэйсбука дали именно бабушки и внуки! Ведь именно они приходят домой и говорят среднему поколению: Хватит смотреть телек и пить пиво, сходите, посмотрите: Третьяковка отдыхает!
Но, посетители – это только один аспект этого талантливого проекта. Да, не смогли галереи продать эти картины ни на Шестом, ни на Седьмом Московском международном салоне изящных искусств, а Восьмой-то салон в мае был отменен. И… правильно! Работы поступают на продажу в галерею кафедрального собора, статус их поднимается ДО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СОКРОВИЩ РОССИИ! Когда выставку закрывали без предупреждения на «спецобслуживание», видели бы вы КАКИЕ большие и с КАКИМИ номерами выстроились машины к шлагбауму.
И какой же вывод из всего вышеизложенного. Если вас действительно интересуют художественные сокровища России, то нужно идти по давно известным адресам: Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей etc. Если вам нужно украсить гостиную домика на Рублевке, то можно зайти и прицениться на эту выставку. Бабушку и внука до 7 лет со вторника по четверг все-таки отправить можно, во-первых — это будет бесплатно для них, а во-вторых, там они увидят знакомые пейзажи с обложек учебников «Родная речь». Работ серьезного музейного уровня, на этой выставке можно сосчитать на пальцах одной руки, а говорить о «сокровищах», с моей точки зрения, просто неприлично. Выставка рассчитана на средний уровень культуры. Да. в экспозиции можно найти работы известных российских художников, но эти картины, к сожалению, составляют в целом китч своего времени. Даже известные художники работали в соответствии со вкусами заказчиков. Сейчас, просто, история повторяется. Почему-то вспоминаются социальные сети. Там всем этим произведениям поставили бы лайки. Кто-то из великих сказал: Жизнь очень коротка чтобы читать плохие книги!
4 марта 2019 года в Патриаршем музее церковного искусства кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось открытие выставки «Святая Гора и сокровенная Россия». В экспозиции — полотна современных мастеров, посвященные духовной связи между Русской Церковью и Святой Горой Афон.
С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Домодедовский Иоанн. Архиерей передал участникам мероприятия приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На выставке представлены работы пяти современных художников — Н.Ю. Анохина, Д.А. Белюкина, И.А. Каверзнева, В.Н. Страхова и Н.Н. Третьякова. Участники выставки объединены в группу «Русский мир», ее главным принципом является следование русской реалистической традиции в живописи и христианское мироощущение, которым пронизаны все полотна.
«Я приезжаю на Афон в любой монастырь ‒ Дохиар, Великая лавра, Иверон, Ставроникита, Филофей — можно перечислять списки, где я был. Греческие монахи всегда принимают с лаской, любовью и теплотой. Для меня это мои монастыри, как бы это парадоксально ни звучало», — поделился народный художник России Дмитрий Белюкин.
Кисти Дмитрия Белюкина принадлежит картина, запечатлевшая Успенскую Киево-Печерскую лавру в ранние предрассветные часы.
Работа заслуженного художника РСФСР Николая Анохина под названием «Агиохронос» (по-русски «Священное время») состоит из нескольких фрагментов, каждый из которых изображает один и тот же пейзаж в разное время суток. По словам художника, в своей картине он хотел передать не конкретный момент времени, а его отсутствие — вечность.
«Мы не приемлем ничего, что связано с модернизмом, что связано с искажением образа красоты Божиего мира. Поэтому нашей задачей является отображение этой красоты, но не как самобытной красоты, а как формы благодарения творения своему Творцу», — пояснил Николай Анохин.
Выставка продолжит свою работу до 4 апреля. Она доступна для зрителей ежедневно с 10.00 до 17.00. Вход свободный.
По материалам сайтов телеканала «Россия – Культура» и «Приходской советник»
Московская городская епархия
Выставка современных иконописцев открылась в Москве
-А А+ Фото: rublev.com
Выставка «Современные иконописцы России» открылась в выставочном зале «Царская башня». Впервые в рамках одной экспозиции представлены работы лучших современных мастеров различных жанров церковного искусства — иконописи, мозаики, скульптуры, шитья, мелкой пластики.
Организаторами экспозиции выступили Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей.
Организаторы признают, что создание экспозиции представляло собой сложную задачу, поскольку собрать на выставку произведения современных иконописцев, которые создавались для конкретных храмов и монастырей, разбросанных не только по всей России, но и порой находящихся далеко за ее пределами, практически невозможно.
Однако, как рассказала на церемонии открытия одна из кураторов выставки искусствовед Ирина Языкова, мастера церковного искусства с большой готовностью откликнулись на предложение организаторов и предоставили свои работы.
«Впервые в Москве происходит выставка, на которой представлены и московские, и петербуржские иконописцы, иконописцы из Владимира, Суздаля, Твери, Свияжска, Архангельска, Екатеринбурга. География представлена достаточно широко», — отметила она.
И. Языкова подчеркнула, что, несмотря на название «Современные иконописцы России», в экспозицию были включены произведения церковного искусства и других жанров.
«Мы очень рады, что нам удалось собрать здесь так много хороших и качественных произведений церковного искусства, — рассказала она. — Она названа “Современные иконописцы России”, но мы добавили сюда и шитье, и мозаику, и архитектурный макет, потому что все это вместе связано: современное церковное искусство очень динамично развивается».
Искусствовед добавила также, что организаторы поместили в одну экспозицию как работы широко известных мастеров (например, на выставке представлены две иконы архимандрита Зинона (Теодора)), так и молодых иконописцев — выпускников Иконописной школы при Московской духовной академии, факультета церковных художеств Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий в своем слове отметил, что организаторы не намерены ограничиваться лишь проведением разовых акций, а поставили перед собой цель — создание музея православной иконы.
«Современные иконы, уже шедевры даже, которые создают наши современники, — их тоже нужно собирать, их тоже нужно коллекционировать, их тоже нужно хранить, и не только хранить, а использовать для того чтобы другие, начинающие иконописцы могли их видеть. Поэтому родилась такая идея — собрать лучшие работы современных иконописцев и на основе этой коллекции со временем создать музей православной иконы. То, что вы здесь увидите, — значительная часть этой коллекции», — рассказал иерарх.
Он также добавил, что будущий музей планируется первоначально разместить на Валааме, а впоследствии, возможно, откроется выставочный зал в Москве.
Один из кураторов выставки, секретарь содружества «Артос» Сергей Чапнин в своем выступлении отметил важность сохранения как исторического наследия русской иконописи, так и современной иконописной традиции.
«Если говорить о современном искусстве в целом — не только церковном, литургическом, то, мне кажется, что если что-то из него и войдет в историю искусства, то это прежде всего современная икона», — подчеркнул он.
Один из авторов, чьи работы представлены в рамках экспозиции, протоиерей Андрей Давыдов из Суздаля обратил внимание на то, что выставка выполняет, помимо культурной и искусствоведческой, еще и социологическую функцию.
«Мне кажется, что иконопись, вообще, церковное искусство — это индикатор религиозности, — отметил священнослужитель. — Ведь мы с вами никак ее не пощупаем, никакие статистические данные, отчеты с приходов на самом деле ничего нам не скажут. Откуда мы знаем, что в российском обществе во второй половине XIX века возник глубочайший интерес к православию? Мы знаем об этом не по заседаниям Синода, а именам — Достоевского, Хомякова, Гоголя и так далее. Когда мы видим, что искусство — это живой, творческий, жизненной важный для человека, всепоглощающий процесс, которым он увлечен, — мы видим, что это очень серьезно. Данная выставка об этом сумела сказать: на самом деле вера жива, она развивается, каждое поколение ее переживает по-своему, но всегда — глубоко».
Андрей Анисимов, руководитель товарищества реставраторов, один из учредителей Гильдии храмоздателей, отметил, что ни один из жанров церковного искусства невозможно рассматривать в отрыве от остальных.
«Мы не должны воспринимать иконы отдельно, мелкую пластику — отдельно, архитектуру — отдельно; все-таки храм воспринимается как нечто цельное. Лет пять назад пришла мысль: надо объединяться и художникам, и мастерам прикладного искусства, и архитекторам, потому что в какой-то мере мы учимся друг у друга», — рассказал архитектор.
Если говорить о современном искусстве в целом — не только церковном, литургическом, то, мне кажется, что если что-то из него и войдет в историю искусства, то это прежде всего современная икона.
Сергей Чапнин, один из кураторов выставки, секретарь содружества «Артос» На выставке собраны более 120 икон мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Екатеринбурга, Архангельска, Суздаля, Твери, Свияжска и других городов.
Среди представленных икон, мозаик, образцов прикладного искусства — работы архимандрита Зинона (Теодора), Александра Соколова (1960—2015), протоиерея Андрея Давыдова, Ирины Зарон, Ольги Шаламовой, Александра Чашкина, Александра Лавданского, Дмитрия Мироненко, Александра Стальнова, Кристины Прохоровой, Максима Шешукова, Александра Карнаухова, Сергея Антонова, Филиппа Давыдова, Ольги Шаламовой, Дениса Иванникова, мастеров иконописной школы Троице-Сергиевой лавры, Санкт-Петербургской иконописной мастерской святого апостола Иоанна Богослова, иконописной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря, мастерской «Убрус» (Санкт-Петербург) и других.
Выставка «Современные иконописцы России работает в картинной галерее народного художника России Дмитрия Белюкина «Царская башня» (Казанская площадь, 2; галерея входит в комплекс зданий Казанского вокзала). Она продлится до 19 января.
5 ноября 2015 27 октября 2015 21 октября 2015 теги: выставки, икона, иконопись, христианская культура, церковное искусство
Первая выставка современного православного искусства откроется 25 января в Москве
25 января 2019 года в Зале Церковных Соборов столичного храма Христа Спасителя откроется первая выставка художественного проекта «После иконы».
Проект «После иконы» представляет собой собрание концептуальных произведений и инсталляций группы православных художников и иконописцев под руководством кандидата философских наук, художника и исследователя проблемы изобразительного канона в христианском искусстве Антона Беликова, сообщают организаторы выставки.
По их словам, «После иконы» – это живой, смелый творческий эксперимент, призванный стать своего рода художественным ответом на то, что принято называть современным искусством в нашу эпоху.
В тоже время, это попытки ответить на вопросы: как проживает историю Христа современный человек? Что представляет собой христианское искусство в эпоху после иконы?
В проекте участвуют более 30 художников – от графитчиков до академистов, всего около 200 предметов. Выставки проекта уже успешно прошли в Санкт-Петербурге, Перми, Севастополе, Великом Новгороде и других городах.
В свою очередь, Зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя станет первой столичной площадкой, где можно будет вживую ознакомиться с современным православным искусством.
Презентация выставки состоится в четверг 25 января 2019 года в 17:30 (ул. Волхонка, д. 15) и будет приурочена к ежегодному праздничному молодежному концерту, организуемому Молодежным отделом Московской городской епархии в Зале Церковных Соборов.
В дальнейшем работы проекта будут доступны для посетителей с 27 по 31 января в рамках XXVII Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность».
В Москве открылась выставка современной иконы из собрания Валаамского монастыря
16 декабря 2019 года в Гильдии храмоздателей в Москве состоялось торжественное открытие выставки современной иконы из собрания Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Это совместный проект: помимо икон, которые привез из обители ее наместник епископ Троицкий Панкратий, Гильдия храмоздателей представляет свою постоянно обновляющуюся коллекцию современных икон и других произведений церковного искусства.
Открывая выставку, епископ Панкратий сообщил, что «на двух кораблях» он доставил с Валаамского архипелага несколько десятков икон, которые являются частью собрания Музея современной иконы. О замысле такого музея, единственного в России, архиерей впервые рассказал в 2015 году на открытии выставки «Современные иконописцы России», организованной совместно Валаамским монастырем и Содружеством «Артос» в галерее «Царская башня». Через несколько месяцев, после завершения ремонта в зимней паломнической гостинице Валаамского монастыря, музейная коллекция будет размещена там. А пока, до мая 2020 года, работы ведущих современных иконописцев можно увидеть в Гильдии храмоздателей. «Эту выставку можно считать первой презентацией Валаамского музея», – сказал владыка.
В отдельном помещении Гильдии размещены иконы архимандрита Зинона (Теодора), Александра Соколова, Ирины Зарон, Андрея Давыдова, Максима Шешукова, Ольги Шаламовой, Георгия Гашева, Ивана Кусова, Людмилы Ждановой и других. По словам искусствоведа Ирины Языковой, автора экспликации выставки, эти иконописцы «представляют лицо современного российского иконописания». «Это настоящие художники, мастера высокого уровня, сочетающие духовность и профессионализм. Их иконы и росписи украшают храмы по всей стране и за рубежом. Каждый из них имеет свою неповторимую авторскую манеру, но вместе с тем это иконописцы, прочно укорененные в традиции», – полагает искусствовед.
Епископ Панкратий отметил: «Это то, что очень важно увидеть. Да, это не намоленные древние образы (мы их тоже собираем). Но такая коллекция необходима, потому что это уникальная возможность увидеть вместе работы мастеров современной иконописи, которые по храмам, частным собраниям в России и за рубежом. Кроме того, иконопись в какой-то мере идет впереди всего литургического искусства, которое должно наполнять храмы, в том числе и архитектуры. Иконопись может быть здесь первооткрывателем».
Архипастырь пояснил, что современная иконопись в лучших своих проявлениях наглядно показывает, «как может соотноситься канон и творчество». Это особенно важно, учитывая нынешние крайности: в качестве одной из них владыка Панкратий упомянул проект «Икона после иконы», а другую характеризует слепое копирование древних образцов, «тиражирование – проклятие нашего века». Собранная на Валааме коллекция позволяет тем, кто учится иконописи и изучает ее, понять, как можно сочетать канон, творческий поиск, без которого не может быть развития церковного искусства, и то, что делает икону моленным образом, – ее духовное содержание.
Председатель правления Гильдии храмоздателей заслуженный архитектор России Андрей Анисимов поздравил гостей с открытием Валаамской выставки и обратил внимание на собрание самой гильдии, которое представляет работы не только иконописцев, но и архитекторов, скульпторов, мозаичистов, резчиков, мастеров прикладного искусства. «Профессионализм – один из непременных критериев при отборе», – подчеркнул Андрей Анисимов. «Современное церковное искусство должно развиваться в профессиональной среде», – сказал он, напомнив об ответственности нынешних мастеров, по произведениям которых будущие поколения будут судить об уровне церковного искусства нашего времени.
Протоиерей Андрей Юревич, полагает, что направление развития церковного искусства задает архитектура, а «иконопись уже догоняет архитектуру». Но главная мысль выступления священнослужителя сводилась к «бесперспективности охранительной позиции» в церковном искусстве. «Господь не призывает зарывать и хранить талант в земле, но приумножать его, в дело пускать. Надо развиваться, двигаться дальше. 30 лет уже прошло после перестройки, и, слава Богу, развитие есть», – сказал священник, приведя в качестве яркого примера произведения, выставленные в Гильдии храмоздателей.
Краткая справка
В экспозицию входят более 100 работ современных мастеров церковного искусства, в том числе архитектора Андрея Анисимова, ювелиров Юрия Федорова и Матвея Гребенникова, скульпторов Сергея Антонова и Анатолия Камелина, а также большая часть богатой коллекции Валаамского монастыря. Многие работы показаны широкой публике впервые.
Экспозиция продлится до мая 2020 года. Ознакомиться с работами можно по четвергам с 17.00 в выставочном пространстве Собрания мастеров Гильдии храмоздателей. Адрес: 2-я улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.
Гильдия храмоздателей – профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области христианского искусства, основанная в 2014 году с целью возрождения традиции храмоздания и обеспечения ее преемственности. В Гильдию входят архитекторы, художники, искусствоведы, как миряне, так и священнослужители.