Содержание
- Толкования Священного Писания
- ЕВАНГЕЛИЕ СОШЕСТВИЯ ЦАРСТВА
- Вознесение Иисуса Христа — возвышение человеческой природы
- Вознесение Господне. Событие праздника
- Вознесение Господне. История праздника
- Вознесение Господне. Богослужение
- Вознесение Господне. Народные традиции
- Вознесение Господне. Иконы
- Храмы во имя Вознесения Господня
- Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня
- История праздника
- Особенности богослужения
- Видео «Вознесение Господне: традиции и народные приметы»
- Народные традиции празднования
- Иконография праздника
- Храмы в честь Вознесения Господня
- Воздвижение Креста Господня
- Богослужение
- Величание
Толкования Священного Писания
потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем
Потом мы живущии… Умершие воскреснут, что же будет с живыми, в соответствие воскресению тех, об этом не говорит здесь Апостол, поспешая сказать, что с теми и с другими будет вместе. В послании к Коринфянам пишет Апостол, что, в то время как умершие воскреснут, живые изменятся в тот же образ бытия, какой восприимут воскресшие. Се тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении ока, в последней трубе; вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся (1 Кор. 15, 51-52). После того, как одни воскреснут, другие изменятся и все собраны будут воедино, последует суд и разделение добрых от злых. Апостол не касается сего, ибо это не входило в его цели, и поскорее переносит внимание на последний, утешительнейший для верующих момент сего страшного последнего события – на сретение Господа и всегдашнее с Ним пребывание. Сравнявшись в образе бытия с умершими, живые равное с ними будут иметь преимущество сретить Господа на облаках.
Купно с ними – равно с ними, ничего лишнего пред теми не достанется нам. Восхищены будем – подымемся в сродное воскресшим в обновленном естестве место. Так сказано, чтоб означить быстроту движения, соответственно стремлению и неудержимому желанию любящих Господа быть с Ним. Восхищены на облаках. На облаках Господь вознесся (Деян. 1, 9), и опять приидет на облаках же (Деян. 1, 11; Мф. 24, 30); на облаках и верующих сподобит сретить Его. «Как Сам Владыка вознесся на светлом облаке, так уверовавшие в Него, как воскрешенные из мертвых, так и живые еще, носимые на облаках, сретят – Судию вселенной и с Ним пребудут в бесконечные веки» (Феодорит). В сретение Господне. Господь снидет с неба – взять Своих; а они потекут с земли в сретение Ему, как девы в притче (Мф. 25, 1-6). Место сретения и возможно только на воздусе, наверху, в высших сферах атмосферы, при переходе в небесные жилища. Но здесь только сретятся, а не пребудут. С Господом будут, но не на воздухе, а там, где и Он. Он одесную Отца, а они окрест Его, или о страну Его, всякий в своем чине. И так всегда с Господем будем – причастниками Его славы и блаженства. Сретившись с Господом, став близ, лицом к лицу, в блаженном обращении, уже не разлучимся с Ним. Это верх чаяний, воодушевляющих христиан! – Так обетовал Сам Господь: приду и поиму вы к себе, да идеже есмъ Аз, и вы будете (Ин. 14, 3). О сем молился Он к Отцу: Отче, ихже дал eси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал ecu Мне (Ин. 17, 24). Этим утешал верующих в скорбях их ради веры святой Апостол: аще чада, и наследницы; наследницы убо Богу, снаследницы же Христу, понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся. Непщую бо, яко недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 17-18, подобно – Кол. 3, 3-4; 2 Тим. 2, 12). Святой Златоуст пишет: «Если Господь намерен сойти, то для чего мы будем восхищены? – Чести ради. Ибо и тогда, когда царь въезжает в город, то почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают Судию; и тогда, когда возвращается нежный отец, дети и те, которые заслуживают название детей, выезжают на колеснице к нему навстречу, чтобы видеть и приветствовать его, а те из домочадцев, которые оскорбили его, остаются дома. – Мы понесемся на колеснице Отца. Ибо как Он (Отец) подъял Самого (Господа) на облаках (Деян. 1,9), так и мы восхищены будем на облаках. Видишь, кая нас ожидает честь! Мы встретим Сходящего и, что всего радостнее, так с Ним будем. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105, 2)? Каких благ удостоил Он род человеческий! Прежде воскреснут умершие и, таким образом, вместе все встретят Его. Авель, умерший прежде всех, выйдет тогда навстречу вместе с оставшимися в живых, так что они при этом не будут иметь никакого преимущества, но истлевший, столько лет лежавший в земле, встретит Его вместе с живыми, равно как и все прочие».
Фотий у Экумения решает естественно рождающийся при сем вопрос, почему Апостол говорит только об участи верующих в последний день, не поминая об участи Неверов и злых. «Замечаешь ли, что, описывая воскресение, Апостол не упоминает об имеющих воскреснуть для наказания и мук? – Это делает он, как думаю, по трем причинам. – Во-первых, он пишет к солунянам о воскресении в утешение им. Пишущему же с целию утешения неуместно было поминать о вещах горьких и прискорбных. Чрез это он более увеличил бы скорбь, а не доставил утешения. Во-вторых, он писал о воскресении к верующим, – и прилично не упоминал о тех, кои имеют быть отведены в муку. Ибо верующие, по заповедям Господним живущие, не будут подлежать никакому наказанию, но будут пребывать в вечной радости и вечном блаженстве. Почему не было нужды поминать о мучениях сторонних лиц пиша к верующим о славе, блаженстве и радостях, уготованных верным. В-третьих, самое воскресение он истолковывает здесь, как оно есть само в себе и для чего есть. Воскресению же Бог определил быть во спасение людей, чтоб они вкушали вечные блага в неизреченной славе, а ад Он уготовал для диавола и аггелов его, как говорится в Евангелии, а не для людей. Если иные своими неправдами вместо уготованных им благ избирают то, что уготовано для диавола, то это бывает помимо желания человеколюбивого Владыки. Почему святой Павел, пиша о самом существе воскресения и о том, чего ради определил его Создатель всех, справедливо умалчивает о тех, кои пойдут в муку вечную».
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
ЕВАНГЕЛИЕ СОШЕСТВИЯ ЦАРСТВА
Ответ:
Нам следует надеяться на возвращение Господа, опираясь на те пророчества, которые Он Сам изрек. Это самый распространенный способ ожидания прихода Господа. А кого сейчас процитировала ты? Это слова Господа или слова человека? «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе». Кто это сказал? Это слова Господа Иисуса? Господь Иисус ничего подобного никогда не говорил. Святой Дух тоже подобного не говорил. Слова, которые ты процитировала, принадлежат Павлу. Разве слова Павла представляют слова Господа Иисуса? Сия тайна ведома лишь Богу. Серьезные проблемы начинаются именно тогда, когда мы осмеливаемся слепо толковать и судить. Павел был не Христом, а прорчным человеком. В его писаниях много человеческих идей и фантазий. Его слова — не истина, их нельзя использовать как доказательство. Все доказательства должны основываться на Божьих словах из Библии. Неправильно исследовать восхищение и вхождение в Царство Небесное на основании тех слов Библии, которые произнесены людьми — например, такими, как Павел. Потому что истина — это только слова Иисуса; только они имеют власть. Только Иисус есть Христос, Царь в Царстве Небесном. Почему бы не поискать истину и волю Бога в словах Господа Иисуса? Зачем опираться на слова людей? Это не согласуется с Божьей волей. Это заставляет следовать за человеком. Бог сотворил человечество на земле из глины. Он дал ему поручение: управлять всеми остальными тварями на земле. Он потребовал, чтобы человечество поклонялось Ему на земле, и распорядился, чтобы место назначения человечества было на земле, а не на небе. Кроме того, Бог уже очень давно сказал, что утвердит Свое Царство на земле. Он будет пребывать на земле среди людей, а царства земли должны преобразоваться в Царство Христа. Поэтому Царство Божие в итоге будет создано не на небе, а на земле. Многие мечтают вознестись на небеса. И это исходит из личного представления и фантазий людей. Но это совсем не соответствует истине и результату работы Бога.
Давайте посмотрим, что говорил Господь Иисус: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:9-10). Господь Иисус явно сказал нам о том, что Божье Царство находится на земле, а не на небесах. Очевидно, что Воля Божья свершится на земле, как и на небе. Давайте прочитаем Откровение 21:2-3: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». А теперь 11:15: «Царство мира соделалось Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков». Это пророчества о «скинии Бога с человеками», «…новом Иерусалиме, сходящем от Бога с неба» и о «царстве мира, которое соделалось царством Господа нашего и Христа Его». Это доказывает, что Бог построит свое Царство на земле и будет пребывать на ней вместе с людьми. Царство мира станет царством Христа и будет существовать вечно. Если верить в то, что Божье Царство находится на небесах, и что Господь, когда вернется, вознесет нас на небеса, не будут ли напрасными Его предыдущие слова? Понимаете? На самом деле, конечная цель Божьего плана спасения человечества — основать Божье Царство на земле. Всемогущий Бог — Христос последних дней — совершает Свою работу суда и очищения человечества с целью создания на земле группы побеждающих. Исполняющие слова Бога и следующие за Ним на земле обретают спасение, становятся совершенными и побеждающими. Это народ Его Царства. После того, как будут создана группа побеждающих, Божья воля на Земле будет окончательно исполнена. На земле установится Царство Христа, и Бог обретет полноту славы. А в конце Он исполнит пророчества книги Откровения. Надеюсь, мы немного разобрались с этими фактами? Какое место приготовил для нас Господь Иисус? Он предопределил, чтобы мы родились в последние дни, встретили Его, приняли Его очищение и усовершенствование, и стали победителями, чтобы мы могли исполнить волю Божью, и чтобы все царства Земли сделались Царством Христа. Бог приходит на землю, а мы стремимся на небеса. Если Он поднимет нас в воздух, то как мы там выживем без еды и жилья? Разве это не наши личные представления? Разве Господь поступил бы так с нами? С нашей стороны было бы несерьезно так думать. Это оторванность от реальности!
В последние дни Царствие Божие будет построено на земле. Конечное место назначения человечества будет на земле, а не на небесах. Так предопределил Бог. Всемогущий Бог говорит: «Когда Бог и человек вместе войдут в покой, это будет означать, что человечество спасено, и сатана сокрушён, что Божий труд среди людей полностью окончен. Бог уже не будет трудиться среди людей, и люди уже не будут жить под властью сатаны. Таким образом, Бог больше не будет занят трудом, и человек больше не будет суетиться; Бог и человек войдут в покой одновременно. Бог вернётся в Своё изначальное состояние, и каждый человек вернётся в предназначенное ему место. Это место назначения, где Бог и человек будут пребывать после того, как Бог завершит весь Свой труд управления. У Бога есть Своё место назначения, а у человека — своё. Пребывая в Своём покое, Бог продолжит направлять жизнь всего человечества на земле. Находясь в Божьем свете, человек будет поклоняться единому истинному Богу на небесах. Бог уже не будет жить среди человечества, человек также уже не сможет жить с Богом в Его месте назначения. Бог и человек не могут жить в одном мире; и Богу, и человеку присущ соответствующий образ жизни. Бог — Тот, Кто направляет всё человечество, в то время как человечество — это кристаллизация Божьего труда управления. Человечество находится под водительством; по своей сущности человечество не является подобным Богу. Покоиться означает вернуться в исходное место. Таким образом, когда Бог входит в покой, это означает, что Он возвращается в Своё первоначальное место. Он уже не будет жить на земле или разделять радости и горести человечества, находясь среди него. Когда человечество входит в покой, это означает, что человек становится истинным творением; человечество будет поклоняться Богу с лица земли и вести нормальную человеческую жизнь. Люди больше не будут жить в непослушании Богу или противиться Ему; они вернутся к изначальной жизни, которую вели Адам и Ева. Таковы соответствующие жизни и места назначения Бога и человека после вхождения в покой. Поражение сатаны — это неизбежное событие в битве Бога с сатаной. Таким образом, вхождение Бога в покой после завершения труда управления и полное спасение человека, и его вхождение в покой — неизбежные события. Место покоя человека находится на земле, а место покоя Бога — на небесах. Поклоняясь Богу в покое, человек будет жить на земле, а пока Бог будет направлять оставшуюся часть человечества в покое, Он будет вести людей с небес, а не с земли» («Бог и человек вместе войдут в покой» в книге «Слово является во плоти»). Всемогущий Бог ясно сказал нам, что, после завершения Его работы управления, Он вместе с человеком войдет в покой. Место покоя Бога находится на небесах, в то время как место покоя человека — на земле. Бог приготовил это чудесное место для людей. Оно же и есть Царствие Божие, исполненное на земле. Если мы так долго верим в Бога, но до сих пор этого не понимаем, не означает ли это, что мы не понимаем саму истину и Господни слова?
Но большинство людей не очень хорошо понимают, что такое восхищение. Тайна восхищения святых была раскрыта только после явления Всемогущего Бога. Всемогущий Бог говорит: «„Быть восхищенным“ не означает, что нечто взято из низкого места и перенесено на высокое место, как полагают люди. Это огромная ошибка. Быть восхищенным относится к тем, кого Я предопределил и избрал. Это предназначено для всех тех, кого Я предопределил и избрал. Те, кто обрел положение первородных сыновей, положение сыновей или народа — все они восхищены. Это совершенно не согласуется с представлениями людей. Имеющие часть в Моем доме в будущем — это все люди, которые восхищены предо Мной. Это абсолютно верно, неизменно и никем не может быть опровергнуто. Это контрнаступление против сатаны. Всякий, кого Я предопределил, будет восхищен предо Мной» (Глава 104, «Слова Христа в начале эпохи» в книге «Слово является во плоти»). Слова Всемогущего Бога все проясняют. Мы думаем, что «быть восхищенными» — это значит «быть поднятыми в воздух с земли и встретить Господа в облаках», но это ошибочное мнение. Это значит, что, когда Он возвратится на землю изречь Свои слова и совершить Свою работу, мы услышим голос Бога, сможем следовать за Ним и повиноваться Его работе последних дней. Вот в чем истинный смысл восхищения к престолу Бога. Все, кто различают голос Бога, находят истину в словах Всемогущего Бога, принимают истину и возвращаются к Всемогущему Богу, — это мудрые девы. Они — золотые и серебряные изделия, и камни драгоценные, которые были «похищены» Господом и возвращены в Его дом, потому что они хорошего качества и способны принимать истину. Они действительно обретают восхищение. Они — побеждающие, которых создаст Бог, когда тайно сойдет на землю в последние дни для совершения Своей работы. С тех пор, как Всемогущий Бог начал совершать работу суда, все больше и больше людей, жаждущих появления Бога, узнают Его голос в словах Всемогущего Бога. Один за другим они принимают Божью работу суда в последние дни. Они возносятся к Божьему престолу, чтобы встретиться с Ним лицом к лицу, принимая пищу Его слов. Они обрели истинное знание о Боге. И им удалось воплотить в жизнь реальность истины Божьих слов. Они уже обрели Божье спасение. Эти люди уже сделались побеждающими до наступления великих бедствий. Они были обретены Богом как первенцы. Те же, кто придерживается своих фантазий и, отвергая Божью работу суда в последние дни, слепо ждет, пока Господь вознесет их на небо — это неразумные девы. Таких Бог оставит. Им суждено страдать от бедствий; они будут скрежетать зубами. Это истина.
из «Классические вопросы и ответы на тему избранных отрывков из Евангелия Царства»
Как понимать «восхищение»? Мы используем слово «восхищение», чтобы объяснить, как Бог спасает человека от одного состояния и одной сферы влияния и помещает его в другое состояние и другую сферу влияния. Однако всякий раз, когда люди думают о «восхищении», они представляют это только как поднятие в воздух. Разве это не ошибочно? Если, например, вы родились в забитой, отдаленной деревне, а затем были назначены на работу в большом городе, то на человеческом языке мы бы описали это как то, что человек поднялся с уровня отдаленной деревни до работы и жизни в большом городе. Разве это не означает «подняться»? Отличается ли этот подъем от представляемого человеком поднятия в воздух? Что из них является реальностью? Вот почему мы говорим, что «восхищение» означает быть поднятым из одного состояния в другое — это подъем! Данный подъем не означает быть поднятым высоко над землей или быть перенесенным с земли в космос. Он имеет другое значение. Скорее, это означает возвышение до более высокого уровня, до более высокого положения, даже до более высококлассного места. Это подъем. Например, мы изначально были крестьянами и рабочими из низшего слоя развращенного человечества, без общественного положения, на нас смотрели сверху вниз, мы страдали от подавления и эксплуатации, без права слова, а теперь одним махом мы возвышены как люди Периода Царства. Разве это не подъем? Изначально мы были развращенным человечеством, низшим слоем человечества в темном, злом мире, а теперь мы внезапно возвышены через восхищение, чтобы быть людьми Царства Божьего, гражданами Периода Царства. Если мы поднялись, чтобы быть людьми Периода Царства, разве это не восхищение? Это настоящее восхищение. Ну, некоторые говорят: «Разве я все еще не живу там же? Разве я все еще не занимаюсь той же работой? Разве моя еда и одежда не остались прежними? Как так, что я не чувствую, что нахожусь высоко?» Были ли вы вознесены через восхищение или нет не может определяться тем, насколько высоко или низко вы себя чувствуете. Когда наступит день и этот факт откроется, те, кого вы считаете высокими, будут истреблены, и, хотя вы можете думать, что ничего не получили, вы продолжите жить — как вы это объясните? Вот истинное значение того, чтобы быть людьми Царства, верно? Придет день, когда этот факт будет подтвержден. Тогда вы скажете: «О, я действительно был вознесен через восхищение, но я не знал об этом, работа Бога так прекрасна». Если люди не обладают истиной, то они не будут знать об этом восхищении, они будут жить в благодати, не зная благодати. Это практический смысл восхищения; вы должны это понимать. Бог защищает вас, и никакие бедствия вас не постигнут. Разве это не объясняет, что теперь вы уже вознесены через восхищение, что вы — избранные Божьи, люди Периода Царства? Можете ли вы объяснить этот вопрос? Однажды вы признаете, что «это факт, мой статус, безусловно, иной, хотя люди в миру все еще считают меня рабочим или крестьянином, но в глазах Бога я — человек Периода Царства, поэтому я действительно был возвышен через восхищение и уже наслаждаюсь благодатью восхищения». Это практический смысл восхищения. Если вы не понимаете того, что называется восхищением, и, полагаясь на собственное воображение, считаете, что это значит быть вознесенным в воздух, что ж, тогда просто ждите, пока вас вознесут в воздух.
из книги «Беседы свыше»
Вознесение Иисуса Христа — возвышение человеческой природы
И быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Б. Пастернак.
Сакраментальность события
Человек неразрывно связан со временем. Он живет во времени, во времени раскрывается его историчность, а в историчности — богообразность в неповторимости.
Господь от начала был на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий.
Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения,
даровать людям избавление от вечной смерти.
И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо.
Это событие празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе. Число 40 несёт в себе определённый смысл. Блаженный Августин полагал, что число 40 выражает путешествие человека к истине и Богу. Сорок дней составляли срок ветхозаветного поста перед Пасхой. Сорок дней изливалась вода
Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска церкви Святой Софии в Охриде
из туч во время потопа. Сорок дней продолжаются Рождественский и Великий посты. На сороковой день душа скончавшегося видит Лицо Божие, что и является основой для совершения сорокоуста.
По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь, в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
Победив смерть и дав тем самым возможность человеку воскреснуть, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая и тело человека. При Своем явлении в пасхальное утро Христос говорит Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20. 17).
По слову доктора богословия Августина Соколовски, «Воскресение — не возвращение. Это начало совершенно иного способа существования, ставшего реальностью во Христе и становящегося очевидностью в мире».
Возвращение Иисуса Христа к Своему Отцу
Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины.
Как исторический факт Вознесение знаменует окончательное вступление человечества Иисуса в небесное владение Отца.
Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертью всего искупленного человечества и «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»(1Кор 15. 20), так Вознесение Его на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12. 32).
В Ветхом Завете Илия был вознесён на небо. Он был отправлен туда, где и обитает в телесном и душевном упокоении. Илия вознесся на небо на колеснице, поскольку он как человек не мог это осуществить без внешней помощи.
Иисус Христос как Сын Божий не нуждался в стороннем содействии для Своего Вознесения.
До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к небу: «Никто не восходил на небо, — говорит апостол, — как только сшедший с небес…» (Ин 3. 13).
Cв. Иоанн Златоуст разъясняет: «Иисус Христос вознесся не при помощи кого-то, кто бы вел Его, но Сам шел этим путем. Илия не таким путем восшел, как Христос, он был вознесен посторонней силой, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем».
Как Бог Он пришел на эту землю, чтобы принять нашу человеческую природу и, приняв ее, спасти весь человеческий род. И как Бог и Человек Он теперь восходит на небо, чтобы сидеть одесную Бога Отца превыше всех херувимов и серафимов, всех ангелов и архангелов.
Но, оставляя землю, Он не оставляет принятое Им на этой земле наше человеческое тело, не снимает с Себя наше человеческое естество. И с человеческой душой и с человеческой плотью Он восходит во славу Отчую.
Вознесением Христовым заканчиваются явления Воскресшего на земле. Христос теперь всецело возвращается к Богу Отцу.
Свт. Григорий Богослов говорит: «Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своей божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он вознесся, но по Божеству обладал и небом и землей». Свт. Димитрий Ростовский проповедует: «Прежде никто не мог взойти на небо, хотя он был и праведным… Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо… Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцов и пророков. Им взошли апостолы, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им!»
Вознесение Иисуса Христа — это завершение пасхальной победы распятого и погребенного Сына Божия, завершение Его дела нашего спасения до Его Второго Пришествия.
Христос вознесся, чтобы дать людям возможность постигнуть истинную любовь и истинную христианскую жизнь. Свт. Димитрий Ростовский так говорит об этом: «О, как радостна эта причина вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!»
Господь — наш Предводитель
Факт Вознесения Христа на небо указывает, что если Христос по Воскресении не остался на земле, но вознесся на небо, то, стало быть, земля, земные потребности, земные интересы представляют собой нечто временное и преходящее для человека.
И Небо — наша истинная отчизна.
Земля же не более, как место временного пребывания, где мы являемся странниками и пришельцами. Потому-то апостол Петр и дает наставление христианам: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь» (1Петр 2. 11-12).
Свт. Тихон Задонский указует: «Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христос-Глава на небо — вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. «…Завеса в храме раздралась» в смерти Христовой (Мф 27. 51), и открылся путь и вход в Царство Небесное верным (ср.: Евр 10. 19-20)».
Господь взошел на небеса как Глава Церкви, чтобы приготовить там и нам место. Он предшествует нам в славном Царстве Отца, чтобы мы, члены Его тела, жили в чаянии некогда вечно быть с Ним.
Сам Господь учил о значении Вознесения именно таким образом: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14. 2-3); «…и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12. 26).
Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска
Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове
Апостол Павел называет Иисуса Христа «Предтечей» (Евр 6. 20). Само слово «предтеча» обозначает того, кто идет впереди и прокладывает дорогу идущим сзади. Таким образом, Своим Вознесением Господь дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам. И Господь вознесся на Небо для того, чтобы устроить нам путь к Небу и чтобы быть нашим предводителем.
Вознесение Иисуса Христа на небо открывает и для нас путь к небу, к вечной жизни, выражая победу добра над грехом и смертью. Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас. И как поучает апостол Павел, «…ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 3. 1-2).
Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни.
Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (см.: Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30; Лк 21. 27).
И в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздухе (см.: 1Фес 4. 17).
В самом восхождении, устремлении ввысь заключен духовный смысл.
Куда вознесся Господь?
Не просто в небо, а в то Царство, которое «внутри нас есть».
Всем нам надлежит вознестись над суетой, над заботами житейскими, переступить через свой человеческий страх о завтрашнем дне.
Господь говорит всем нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6. 33).
Торжество Вознесения призывает нас задуматься, как именно должна проявляться наша преданность воле Божьей: без привязанности к своему «я», с решительным исканием этой воли, принятием ее и любви всеми своими силами. Беззаветное повиновение воле Божией требует самопожертвования и преданности, ибо Любовь не ищет прав и привилегий, но хочет служить, только служить. Иисус первый прошел путь повиновения и любви. Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 8).
Мы веруем, что именно в день Вознесения Господня была обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.
Как отмечал свт. Григорий Палама, «Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Нам же, по слову митрополита Антония Храповицкого, «… надо безропотно нести свой крест, и не только безропотно, но с благодарностью и в терпении. Будем же его нести, будем искать и желать духовного просвещения и будем надеяться твердо, что тогда даст нам Господь услышать, что спасение наше «через немного дней».
В ожидании
Чем выше дар Божий, тем страшнее его отвержение. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом. Только в Боге человек становится человеком.
Преп. Максим Исповедник говорит: «Бог всегда хочет стать человеком в тех, кто этого достоин. Пусть тысячу раз Христос рождается в Вифлееме — если Он не родился в тебе, ты погиб для вечности. Пусть тысячу раз воскресает Он и возносится на небо — если ты не причастен этой тайне, ты по-прежнему земля, и в землю, в глубину ее, которая у святых отцов называется адом, отыдеши».
Сегодня многие из нас признают, что Бог есть, верят в Его существование, но при этом не спешат что-то изменить в своей жизни. Не спешат покаяться в надежде на то, что у нас еще есть время, что нужно сделать какие-то очень важные мирские дела, а вечная жизнь может и подождать. Но никто не знает, когда это будет, а ведь Господь предупреждает нас, что Он «нелицеприятно судит каждого по делам» (1Пет 1. 17).
Вознесение — эсхатологический праздник, т.е. устремленный в будущее, и в то же время он касается и лично каждого из нас. Нужно уже сейчас подумать о своей жизни и о своей смерти, чтобы испытать те же чувства, которыми жили первые христиане.
Телом уходя из земного мира, Господь не слагает с Себя попечения о Своей Церкви и её членах. Уходя, Он обещал апостолам: «… и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28. 20).
Вознесение Господне — подвижный двунадесятый праздник, совершаемый в сороковой день после Пасхи, то есть он всегда бывает в четверг шестой недели после Пасхи. В этот день вспоминается, как после воскресения Исус Христос привел своих учеников на Елеонскую гору и вознесся на небо, а также дал обещание о Своем втором пришествии. Этот праздник, установленный еще во времена апостолов, ежедневно вспоминают все православные христиане, читая Символ Веры.
Вознесение Господне. Событие праздника
После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Исус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Исус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:1-11).
«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе». Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:
И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а. И# пaки грzдyщаго со слaвою, суди1ти живhмъ и3 мeртвымъ, є3г0же цrтвію нёсть концA.
Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв.
Вознесение Господне. История праздника
Изначально празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. Пятидесятницу считали особым периодом церковного года, наступающим после Пасхи, а не отдельным праздничным днем. Большинство исследователей считает, что празднование Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) разделилось после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 год).
Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.
Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.
Вознесение Господне. Богослужение
Накануне Вознесения совершается отдание Пасхи. Вечером в среду начинается праздничная служба, структура ее схожа с прочими двунадесятыми праздниками. Тексты песнопений описывают восхождение Господа на небо и встречу Его ангелами, а также поясняют символический смысл события праздника:
Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.
За вечерней службой читаются также три паремии — отрывки из ветхозаветных книг, содержащих пророчества о Вознесении Господа. В первой паремии (Исаии II, 2-3) содержится пророчество о горе́ дома Господня, к которой потекут все народы и скажут: приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям своим; во второй (Исаии LXII, 10-12, LXIII, 1-3, 7-9) предсказывается о величии и славе Спасителя; в третьей (Захар. 14, 1, 4, 8, 11) предсказывается, что Господь станет на горе Елеонской и в тот день будет Господь Царем над землею:
Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.
На Утрени читаются два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).
Библиотека Русской веры
Канон Вознесению Господню →
Читать онлайн
С праздником Вознесения Господня совпадает иногда день памяти великого святого. На этот случай в богослужебном Уставе имеются указания, как совместить обе службы.
Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:
Вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, рaдость сотвори1въ ўчн7кHмъ свои1мъ њбэтовaніемъ с™aгw д¦а, и3звэщeніе пріє1мше ћвэ бlгословeніz рaди, ћкw ты2 є3си2 сн7ъ б9іи и3збaвитель мjру.
Русский текст:
Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, доставив радость через обещание им Св. Духа, и заверив (утвердив) их через Твое благословение, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак празднику. Церковно-славянский текст:
Е$же њ нaсъ соверши1въ смотрeніе, и3 ћже на земли2 соедини1въ с8 нбcными, вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, и3 никaко же tлучazсz, но пребывaz не tстyпнw, и3 вопіS лю1бzщимъ тz, ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никто2 же на вы2.
Русский текст:
Совершив наше спасение, Христе Боже наш, и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небеса, но не покинул и земли, неотступно пребывая на ней и взывая любящим Тебя: «Я с Вами, никто против вас».
Вознесение Господне. Народные традиции
Вознесеньев день — последний весенний праздник на Руси. «Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, — тут ей и конец пришел!» — говорят в народе. «Весна с Вознесенья на небо возносится — на отдых в рай пресветлый просится!» — можно услышать в поволжских деревнях. «Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне — до Вознесенья!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется — за работу в поле примется!» — гонятся одна за другой русские пословицы. А весна и вправду со дня Вознесения Господня уступает на политой трудовым потом русского пахаря земле место жаркому лету с его работами.
По старинной примете, в канун Вознесения Господня и соловьи звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа на земле. Поэтому нельзя в этот день соловья, птицу певчую, подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чем тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.
По народному преданию, сорок дней ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья: «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают — Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».
С праздником Вознесения Господня связано у песнотворца-народа древнее сказание о каликах перехожих. По народному представлению, со Светлого Христова Воскресения до Вознесенья тяжкий грех отказать нищему-убогому-захожему в посильной милостыне; грешно не поделиться с просящим во имя Христово, если есть чем поделиться.
«Веселятся небеса,
И радуется земля
Вкупе с человеки,
Всегда и вовеки,
Все ангелы, архангели,
Небесных силы,
Апостоли, пророцы
С мученики святыми,
С преподобными со всеми,
Угодники Господни!» —
воспевают убогие люди Божии, сидящие у церковных папертей в день Вознесения Господня с чашками в руках.
«Вознесыся на небеса, Боже!
Милость Твою кто изрещи може?
Уста Твоих верных
О безсмертных
Не могут вещати.
О чудеси, на небеси и в мори!
Славы Твоея полна земля, горы,
Холмы торжествуют,
Ликоствуют,
Зрят Господню славу.
Масличная гора веселится,
Егда Господь в небо возносится»…
На праздник Вознесенья в деревнях пекли пироги с зеленым луком, а главное особенное кушанье — хлебные «лесенки. Такие лесенки делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.
Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое гулянье весеннее — по площадям, вокруг церквей.
Вознесение Господне. Иконы
В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 гг., сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике. Вероятно, вследствие единого празднования в раннехристианском искусстве встречаются изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, которая служила сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.
Вознесение-Пятидесятница. Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись
Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся первые дошедшие до наших дней изображения Вознесения, в частности, датируемый началом V века аворий — резная планкетка из слоновой кости.
Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия
В аворий вписаны две сцены: внизу изображены Жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху — Вознесение. Исус Христос поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога Отца, протянутую из сегмента, символизирующего Царство Небесное. На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся во славе, изображенной не просто как ореол (медальон), а как большой лавровый венок.
В силу теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма — на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция была на своде купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице и других.
Вознесение Господне. Роспись купола церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последняя четверть XII в.
На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов, у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция
В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающим на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а».
Вознесение. 847–855 гг. Базилика Сан Клементе, Рим, Италия
В Древней Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков — в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», — прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.
Вознесение. 1390-е годы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, НовгородВознесение. Центральная часть композиции, 1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород
В русских иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века. Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками. Апостолы изображаются в различных положениях. На тверской иконе середины XV века ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.
Вознесение. Середина XV века. Из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Москва, Государственная Третьяковская галерея
В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (Новгородский музей) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (ГРМ). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.
Икона Вознесение Господне. Новгород. Конец XV в..
На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (Лк. 24: 51).
Вознесение. Ок. 1497 г. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, РоссияВознесение. Середина — третья четверть XV в. Из праздничного чина середины — третьей четверти XV в. из собраний М. Н. Попова и П. Д. Корина. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника — радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.
Вознесение Христово. Последняя четверть — конец XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, МоскваВознесение. Середина XVII в. Икона происходит из праздничного чина церкви Успения села Секша Любимского района Ярославской области. Ярославский художественный музей, ЯрославльВознесение. Середина XVII в. Ярославский художественный музей, ЯрославльВознесение. Сошествие Святого Духа. Невьянская икона. Мастерская Богатыревых. Между 1814 и 1822 г.
Храмы во имя Вознесения Господня
Праздник Вознесения Господня издавна почитается на Руси. Во имя его освящали храмы и строили монастыри. Так, в 1407 году княгиня Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, основала в память о муже в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, в котором постриглась и сама под именем монахини Евфросинии. После смерти она была погребена в главном соборе монастыря — Вознесенском. Храм стал усыпальницей княжеских жен и дочерей. Среди них — супруга Василия I София Витовтовна, жена Ивана III София Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, первая супруга грозного царя Анастасия Романовна, Ирина Годунова — жена царя Федора Ивановича и сестра Бориса Годунова. Там же были похоронены Марфа Ивановна — мать первого государя династии Романовых Михаила Федоровича и мать Петра I Наталья Кирилловна. После 1917 года монастырь был закрыт, в 1929 разрушен. На его месте теперь стоит административный корпус Кремля. При разрушении Вознесенского монастыря захоронения княгинь и цариц были перенесены в подвалы Архангельского собора.
Вознесенский монастырь Московского Кремля. Разрушен в 1929 г.
Другие Вознесенские монастыри и храмы сохранились до нашего времени. В Пскове сразу две обители были посвящены этому празднику: Старовознесенский, упоминаемый в летописях с 1420 года, и Нововознесенский, главный храм которого был построен в 1467 году.
Старовознесенский монастырь в г. Пскове. Церковь Вознесения Господня (РПЦ). Современный вид
Другая известная церковь Вознесения Господня была построена в 1532 году в селе Коломенском на Москве-реке. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Он кажется не очень высоким, и только издалека становится понятно, насколько огромен этот храм, построенный по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Строили его предположительно итальянские мастера.
Храм Вознесения Господня в Коломенском, Москва
Во имя Вознесения Господня освящен собор Вознесенского Оршина монастыря в пос. Оршино Калининского района Тверской области. Соборный храм Вознесения Господня был освящен в 1567 г. святителем Варсонофием Тверским (ок. 1495- 1576 гг.). В нем было четыре престола: главный — Вознесения Господня, два боковых — преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предотечи «на полатях».
Вознесенский собор Оршина монастыря в Тверской области
Во имя Вознесения Господня была освящена церковь Снетогорского Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Пскове. Церковь была построена в 1527-1528 годах и относилась к виду храмов-колоколен. Центральная башня возвышалась на широком основании. Верх здания заканчивался шатром. В описи 1802 года колокольня значится как двухэтажное здание на погребах, на первом этаже расположена церковь Вознесения Господня. На звоннице было 13 колоколов. В 1907 году при пожаре все деревянные части церкви-колокольни сгорели. По проекту архитектора Назимова здание восстановили. В 1932-1934 годах колокольню разобрали на строительный материал. Материалом постройки церкви служила известняковая плита на известковом растворе. Сохранился подклет и часть стен первого яруса церкви. В 1950-х годах была проведена консервация руинных остатков церкви-колокольни.
Руины церкви Вознесения Господня а Пскове
Во имя Вознесения Господня освящена надвратная церковь Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В северной стене каменной ограды Спасо-Прилуцкого монастыря находится прежний главный въезд в обитель — так называемые Святые ворота с небольшой надвратной церковью Вознесения Господня, построенные вскоре после соборного Спасского храма. Первоначально церковь была освящена во имя святого великомученика Феодора Стратилата и называлась так до XIX века. В XVIII и начале XIX века вследствие бывших в монастыре пожаров церковь сильно пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года, когда и была переосвящена во имя Вознесения Господня. Вознесенский надвратный храм очень прост по композиции и в то же время оригинален. Его кубический объем по образцу древнейших надвратных сооружений Руси лишен алтарных апсид, этого типичного элемента церковного здания. Завершает храм одна световая глава, первоначально водруженная на два ступенчато-пирамидальных яруса кокошников. Кокошники не отвечали конструкции сводов и являлись декорацией, усиливающей стройность силуэта всей постройки. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954-1975 гг., памятникам XVI-ХVII вв. был возвращён предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.
Вознесенская церковь Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде
Во имя Вознесения Господня освящена церковь на Никитской улице в Москве. Первоначально храм был деревянным, а в 1634 году был перестроен в камне. Постройка выделяется объемно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север-юг, обработаны перспективными вертикальными филенками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в. На протяжении XVII-XIX в. в. облик здания претерпел значительные изменения. Церковь была закрыта 1937-1992 гг. В настоящее время действует.
Храм во имя Вознесения Господня на Никитской улице в Москве
Во имя Вознесения Господня освящена церковь бывшего Нововознесенского девичьего монастыря в Пскове. Храм был построен в 1467 году и ранее принадлежал Нововознесенскому женскому монастырю, стоявшему в этом месте с XIV века и упраздненному в 1764 году. В 1786 году обращен в приходской, а затем приписан к Анастасьевской церкви. Церковь сложена из плиты. Длина ее со звонницей 10 сажень 2 аршина, ширина 7 сажень, высота до верхнего карниза 4 сажень. Восточная часть имеет две полукруглые апсиды: большую и малую. Карниз барабана украшен поясками из треугольных впадинок, его щелеобразные окна заложены и украшены сверху бровками. На западной стороне церкви находится звонница, на которой висят два древних колокола. На церковной паперти видны четыре надгробных плиты: из них две относятся к 1644 году, остальные сильно замазаны. Над входной дверью сделана изнутри фронтонная ниша. В храме столбов нет, и сомкнутые своды опираются прямо на стены. Вскоре после революции 1917 года церковь Вознесения Господня была закрыта. До настоящего времени в ней расположено фондохранилище Псковского музея-заповедника.
Вознесенская церковь в Пскове
Во имя Вознесения Господня освящена церковь бывшего Старовознесенского монастыря в Пскове. Старо-Вознесенский монастырь известен с XIV века. Центр монастыря — храм Старое Вознесение, построенный в период между 1550 и 1600 гг. Храм одноглавый, трехапсидный с притвором и трехпролетной звонницей, папертью на столпах; в интерьере — четырехстолпный с повышенными подпружными арками. Церковь стоит на сводчатом подклете. Декор традиционен: лопатки, бегунец и поребрик в завершении апсид и барабана. Колокольня построена не позднее начала XVIII века. Во время Великой Отечественной войны церковь утратила барабан с главой над четвериком XV в., был разрушен и придел 1880 г. С 1956 по 1960 гг. на церкви Старое Вознесение проводились исследовательские и реставрационные работы. Ныне действующая приходская церковь.
Старовознесенская церковь в Пскове
Во имя Вознесения Господня освящена церковь в Ростове Великом Ярославской области. Церковь Вознесения, иначе называемая Исидора Блаженного на валах, — один из древнейших каменных храмов Ростова. Церковь была построена в 1566 году на месте погребения блаженного Исидора. Это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Наружные стены разделены лопатками на три части и имеют трехлопастное завершение. В XVIII и XIX вв. церковь не раз перестраивалась. В 1930 году была закрыта и передана в ведение Ростовского музея. В 2002 году в храме возобновились богослужения.
Церковь Вознесения Господня в Ростове Великом
Во имя Вознесения Господня освящен собор Жичского Вознесенского монастыря в с. Жича Сербии. Храм был построен в период между 1206 и 1217 гг. Также в честь Вознесения Господня освящена церковь Вознесенского Нямецкого монастыря в Румынии. Церковь датируется 1497 годом.
Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня
Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Баранчинский Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и с.Новенькое. В США — Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Вудбурна.
Храм Вознесения Господня РПсЦ пос. Баранчинский Свердловской области
В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Злынке Брянской области.
Храм Вознесения Господня (РДЦ). Злынка
Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве — Ладзияйской (Некрунской) и Турмантасской.
Храм Вознесения Господня (ДПЦ). Турмантас, Литва
Через сорок дней после Воскресения Христова произошло Вознесение Господне. Спаситель поднялся с учениками на гору Елеон и вознесся на небо. Это событие ежедневно вспоминается православными на Символе Веры. Как давно возник этот праздник и каковы его особенности?
История праздника
Вознесение Христово празднуется православной церковью на сороковой день после Пасхи – в четверг шестой недели после Воскресения Христова.
В первые века не было разделения на два праздника – Вознесение и Пятидесятница. Пятидесятницу в те времена считали особенным периодом церковного года, который следует за Пасхой, а не определенным праздником. По мнению многих исследователей в этой области, возникновение отдельного празднования Вознесения и Дня Святой Троицы произошло после того, как на Втором Вселенском соборе была осуждена ересь Македония.
Вознесение Спасителя начали праздновать еще во времена земной жизни апостолов. Об этом празднике и его совершении в 40-й день после Воскресения Христова упоминает в своих трудах святой Григорий Нисский, живший в IV веке. В своих проповедях этой темы касался великий учитель церкви святой Иоанн Златоуст.
Вознесение Христа начали праздновать во времена земной жизни апостолов
Сохранилось свидетельство паломницы Этерии, жившей в IV ст. Она посетила Палестину и лично увидела, что на праздник Вознесения христиане из Иерусалима идут на гору Елеон, на то место, где произошло вознесение Христово. Там служится служба, читается Евангелие и Деяния святых Апостолов – выбранные места из этих книг, повествующие о празднуемом событии.
Период в 40 дней, разделяющий праздники Воскресения и Вознесения Христова, не случаен, а имеет свое значение. Много событий, о которых рассказывает Святое Писание, имели этот срок:
- дождь при всемирном потопе;
- странствование евреев после побега из Египта;
- пост Иисуса Христа после Крещения.
Также сорокадневного младенца было положено приносить в храм. На сороковой день оканчивались большие подвиги.
Особенности богослужения
Вечером накануне праздника совершается вечерняя служба. В этот день совпадает отдание Пасхи и предпразднство Вознесения. Во время вечернего богослужения положены паремии – чтения из Ветхого Завета. Перед Вознесением читают избранные места из следующих книг:
Паремии свидетельствуют еще раз, что пророки еще до нашей эры предсказывали о рождении Христа, Его Крестных страданиях, Воскресении и Восшествии на небо. Пророчества настолько подробны, что даже указывается название горы, на которой произошло вознесение.
Во время Утрени предусмотрено чтение двух канонов. На Литургии антифоны меняются на праздничные. Священники служат в облачении красного цвета.
Видео «Вознесение Господне: традиции и народные приметы»
В этом видеосюжете рассказывается, что можно и нельзя делать в праздник.
Народные традиции празднования
Праздник Вознесения – двунадесятый, один из главнейших праздников Православной Церкви. В этот день нельзя работать физически, его нужно провести в благочестии, мире, молитве. Обязательно посетить Божественную литургию.
В старину было принято навещать в этот день родственников и друзей, угощать их пирогами. Пироги обычно пекли с луком. Еще было принято печь из теста на меду особые лесенки, по которым гадали. Это поверье, вероятно, осталось на Руси со времен язычества. Гадать как в праздник, так и в любой другой день – страшный грех, служение бесам и отдаление души от Бога. Ни один православный человек не станет этим заниматься.
По словам святого Григория Паламы, Вознесение принадлежит каждому человеку, потому что все в день Второго пришествия Господня воскреснут.
Вознесения – один из главнейших праздников Православной Церкви
Люди верили, что в этот день сам Господь Иисус Христос ходит по земле под видом нищего. Поэтому в этот праздник к людям, просящим милостыню, относились особенно почтительно, угощали, кто чем мог. На самом деле с подобной проверкой души на милосердие каждый человек может столкнуться в любой день, а не только в праздник.
Люди замечали, что в этот день соловьи поют особенно громко и заливисто. Данный праздник нашел отображение и в фольклоре. Существует масса народных песен, прославляющих вознесшегося Христа.
Иконография праздника
В православной иконографии соблюдаются следующие нюансы:
- На нижней части иконы изображается Пресвятая Богородица, ученики Христовы и святые ангелы. Сверху – сам Господь, возносящийся на небо.
- Пресвятую Богородицу изображают стоящей в середине между апостолами.
- Над головой Царицы Небесной иконописцы изображают нимб, как знак высочайшей, ни с кем несравнимой святости и неизреченной чистоты. При этом апостолы могут быть без нимбов. Это указывает на то, что сошествие Святого Духа только ожидалось и церковь еще не родилась.
- Так как ангелы Господни являются небожителями, то они имеют нимбы.
- Спасителя изображают на облаке Славы. Он благословляет людей. С одной стороны, можно сказать, что это благословение Богородицы и апостолов, с другой – всех людей, молящихся перед образом.
- Вокруг облака Славы иконописцы помещают ангелов, которые служили и сопровождали Царя неба и земли.
- Хотя в иконографии часто используется принцип обратной перспективы, на иконе Вознесения нередко изображение Господа оказывается меньшего размера, чем изображение Его Пречистой Матери и учеников. Так мастера показывали, что Вознесение – реальный факт, а не иносказание.
На иконе нередко изображение Господа оказывается меньшего размера
Храмы в честь Вознесения Господня
С крещением Русь приняла все каноны, догматы и обычаи православной церкви, и почитала день Вознесения как положено. В честь этого события возводились храмы, соборы, монастыри. В 1407 году жена князя Димитрия Донского возвела в Московском Кремле в честь своего супруга женский Вознесенский монастырь. Там она сама приняла постриг, получив имя Евфросиния. Монастырь был разрушен с приходом советской власти в 1922 году. Этот праздник в храмах в честь Вознесения Господня является еще и престольным.
До нашего времени сохранились две старинные обители в честь Вознесения, которые были построены в Пскове – Старовознесенская и Нововознесенская. Один из известнейших храмов России, воздвигнутый в 1532 г. в селе Коломенском на Москве-реке, был освящен в честь Вознесения Христова. Это первая шатровая церковь из камня. Храм выглядит невысоким, но если посмотреть издалека, становится видно и понятно, как велик этот храм, и как сложно было его возвести в те времена.
Храм Вознесения в селе КоломенскомСтаровознесенская церковь в ПсковеВознесенский женский монастырь в Кремле
Кроме России, храмы и обители в честь этого праздника освящают во всех православных странах. В Сербии в с. Жича в начале XIII века был освящен Вознесенский собор на территории Вознесенской обители. В конце XV века в честь этого праздника освятили храм на территории Нямецкой обители, находящейся в Румынии.
Праздником Вознесения Господня завершается празднование Его Воскресения. С этого дня люди перестают приветствовать друг друга словами «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу двунадесятых.
C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).
Икона «Воздвижение Креста Господня» (Новгород, XV век)неизвестен, Public Domain
Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
История праздника
Обретение Креста
Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333).
В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста.
Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).
Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.
Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век)Василий Кондратьевич Сазонов (1789–1870), Public Domain
Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Возвращение Креста
В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633).
Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень.
С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария.
У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.
Воздвижения Животворящего Креста, русская икона (Палех), XIX в.неизвестен, Public Domain
В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Богослужение
Православная церковь
Богослужение аналогично богослужению Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (1 августа).
Накануне (то есть 13 сентября) вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).
На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение.
Воздвижение Креста. Икона: Гурий Никитин, 1680 годаGury Nikitin (1620–1691), Public Domain
Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель совершает вынос креста. Держа Крест на голове, настоятель, в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает его вынос через северную дверь; остановившись на амвоне, он произносит «Прему́дрость, про́сти», затем при пении тропаря «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство» несёт Крест на середину храма и кладёт его на аналой.
Воздвижение Креста Господня. Русскаяикона, 1490-ыенеизвестен, Public Domain
Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час.
На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» (без земных поклонов).
По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.
Крест лежит на аналое до 21 сентября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.
На греческом | На церковнославянском(транслитерация) | На русском | |
---|---|---|---|
Тропарь праздника, глас 1 (Ἦχος α’) | Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα. | Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство | Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. |
Кондак праздника, глас 4 (Ἦχος δ’) | Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον. | Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду. | Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы. |
Задостойник праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) | Μυστικῶς εἶ Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ᾿ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον· δι᾿ οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν. | Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во. Тем, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем. | Ты, Богородица, – таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем. |
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.