Ересь апостольских братьев и восстание Дольчино
Тяжелое положение крестьянства приводило к распространению в его среде движений протеста, часто принимавших форму религиозных ересей. Ереси охватывали разные слои населения, но более всего они были распространены в крестьянстве и среди городских низов — недавних выходцев из крестьян. В XII—XIII вв. в стране существовали десятки еретических сект как общеевропейских, привившихся на местной почве (катары, вальденсы), так и собственно итальянских (гумилиаты, фратичелли и др.). В целом все это многообразие сект можно определить как общенародную бюргерскую ересь с элементами не отделившейся от нее крестьянско-плебейской ереси.
Переход к крестьянско-плебейской ереси как «самостоятельному партийному течению» (Ф. Энгельс) произошел в Италии в ереси апостольских братьев, основанной около 1260 г. бывшим крестьянином Пармской округи Сегарелди. Несмотря на неоднократные запреты пап и преследования инквизиции, движение апостоликов охватило почти всю Италию. Поначалу секта мало чем отличалась от других современных ей ересей, но уже с последних десятилетий XIII в. в ней все более усиливаются крестьянско-плебейские настроения. Особенно заметными они становятся после 1300 г., когда после казни Сегарелли к руководству сектой приходит вождь радикально настроенных апостоликов горных районов Северной Италии Дольчино.
Теория Дольчино во многом основывалась на обычных идеях еретиков того времени, но в некоторых вопросах шла дальше их. Осуждая собственность и проповедуя бедность, он придерживался уравнительных идей и даже идей общности имущества. Он предвещал гибель папы, кардиналов, священников и монахов и назначал конкретные сроки наступления «тысячелетнего царства божия на земле», которое, как о и считал, восторжествует путем насилия над церковью и богатыми. Правда, предстоящую гибель папства Дольчино связывал с вмешательством сицилийского короля Фридриха Арагонского; в этом проявились монархические иллюзии ересиарха. В целом теория апостоликов во времена Дольчино представляла собой движение низов со все более нарастающими элементами крестьянско-плебейской ереси. Окончательный переход ее на позиции крестьянско-плебейской ереси произошел несколько позднее, уже в ходе вооруженного восстания.
В начале 1304 г. Дольчино со своими ближайшими соратниками появляется в предгорьях Пьемонта (Северо-Западная Италия), в долине реки Сезия. Крестьянство Пьемонта, как и других окраинных областей Италии (Савойя, Фриуль, Калабрия и др.), страдало не столько от высокого уровня развития товарно-денежных отношений, сколько от их неразвитости. Крестьяне испытывали тройной гнет — светских сеньоров, церкви и городов, что вызывало их постоянные выступления против угнетателей. Появление в этих местах Дольчино еще более накалило обстановку. Его пылкие проповеди собирали массы людей. Размах движения напугал местных феодалов, и они создали для борьбы с ним Лигу. В марте 1305 г. объединенное войско феодалов было разбито апостоликами. Однако вскоре им пришлось уйти в горы, где они были окружены. Потери от постоянных стычек с феодалами, голод и суровая зима поставили восставших апостоликов на край гибели. Однажды ночью около тысячи оставшихся в живых апостоликов, обманув осаждающих, заснеженными тропами пробрались к горе Цебелло, где спешно возвели укрепления. Началась новая осада. Возглавлявший Лигу верчелльский епископ, пытаясь изолировать восставших, выселил население соседних деревень и стал воздвигать вокруг их лагеря форты и осадные башни. Попытки штурма не принесли успеха: апостолики под предводительством Дольчино раз за разом разбивали рыцарей. Осенью 1306 г. папа, видя тщетность усилий Лиги, объявил крестовый поход против восставших. Наступила новая зима, вконец изнурившая осажденных, испытывавших ужасные лишения. В марте 1307 г. епископ, получив подкрепление, начал общий штурм. Три дня продолжалась последняя битва, сотни повстанцев пали, остальные были взяты в плен и преданы мучительной смерти. На глазах Дольчино была казнена его подруга и сподвижница Маргарита, сам он был подвергнут страшным пыткам и четвертован.
В ходе восстания еще более проявились революционные черты, присущие апостольской ереси и до этого. Условия обороны потребовали от восставших напряжения всех сил, и, как сообщают некоторые источники, в их лагере на практике была осуществлена общность имуществ. Другой современник сообщает: восставшие объявили, что «им позволено вешать, казнить и убивать людей, повинующихся римской церкви… и в этом нет для них никакого греха». Так выступление против церкви переросло в борьбу против всего освящаемого ею общества. В ходе восстания движение апостоликов окончательно перешло на позиции крестьянско-плебейской ереси.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
- ДОЛЬЧИНО
- Значение словосочетания «апостольские братья»
- Крестьянские восстания в Италии в XIII-XV вв.
- Причины крестьянских выступлений
- Крестьянское восстание Дольчино
- Восстание тукинов
- Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
- Время и место действия
- Почему нам это интересно сегодня
- Чего хотел Дольчино (и его армия)
- Главные действующие лица
- Отличительные черты апостоликов-дольчинистов
- История попытки
- Интересные факты
ДОЛЬЧИНО
Дольчи́но († 1.06.1307, Верчелли), ересиарх, глава секты «апостольских братьев» (см. Апостолики) и связанного с ней народного движения на территории совр. итал. провинций Новара и Верчелли. Д. возглавил движение «апостольских братьев» после казни в июне 1300 г. его основателя и на протяжении 40 лет неформального вождя Герардо Сегарелли из Пармы.
Учение апостоликов опиралось на широко распространившуюся во 2-й пол. XIV в. ересь иоахимизма (см. ст. Иоахимиты), а также на народные представления о близящемся конце света и установлении всеобщей социальной справедливости. Они проповедовали идеал евангельской нищеты, покаяние, аскетизм, отказ от собственности, любых форм труда и брака. В народе апостоликов считали монахами («братьями»), у к-рых были свои святые и реликвии.
О жизни Д. до 1300 г. известно немногое. Он происходил из мест. Прато-Сезия в совр. пров. Новара (по др. версии, из Тронтано в местности Валь-Д’Оссола), отца Д. звали Джулио де Претис, мать принадлежала к роду Торньелли, владельцев соседнего замка Романьяно. Буд. ересиарх изучал грамматику, латынь и Свящ. Писание, т. е. в отличие от большинства адептов секты получил образование. К апостоликам Д. примкнул предположительно ок. 1290 г. В авг. 1300 г. он как глава секты обнародовал послание ко всем верующим, сохранившееся до наст. времени, как и 2-е послание (всего было 3, содержание 3-го неизвестно), в пересказе инквизитора Бернарда Ги (1316). Существование таких посланий указывает на то, что Д. обращался не только к низам общества, но и к грамотным людям, сельским священникам и, вероятно, к зажиточным горожанам.
В 1-м послании содержится рассуждение иоахимитского толка о 4 возрастах, или эпохах, истории человеческого рода. 1-й возраст, ветхозаветный, начинается от Адама; 2-й — от пришествия Христа и проповеди апостолов, это эпоха евангельской бедности и целомудрия; 3-й возраст связан с обмирщением Церкви, он начался со времени служения папы Сильвестра I и правления имп. Константина и характеризуется стяжанием церковниками власти и богатств. Наконец, 4-я эпоха, предвестниками которой явились католич. святые Франциск Ассизский и Доминик, начинается со времени деятельности Сегарелли и Д.; благодаря им должно произойти возрождение «духовной Церкви», сформированной апостоликами во главе с новым «святым папой», избранным не кардиналами, а непосредственно Богом. Этот «святой папа», к-рым мог быть Д., отождествляется им с 7-м ангелом Апокалипсиса (Откр 11. 15). В эту эпоху на апостоликов снизойдет благодать Св. Духа и они будут проповедовать до скончания времен.
В 1300 г. Д. находился в Болонье и мог присутствовать при сожжении Сегарелли в Парме; затем, спасаясь от преследований, он перебрался в окрестности Тренто, где встретил теплый прием и нашел много сторонников. В Чимего, к северо-западу от оз. Гарда, Д. познакомился с монастырской воспитанницей Маргаритой, дочерью графини Одерики д’Арко. Маргарита, к-рой источники приписывают необыкновенную красоту, стала верной спутницей Д. (он называет ее сестрой) и вторым лицом в секте. Распространение идей апостоликов вызвало растущее сопротивление властей; неск. еретиков было сожжено. Д. решил перебраться в зап. области Сев. Италии (Пьемонт), возможно, потому, что был оттуда родом и рассчитывал на поддержку земляков. С небольшим количеством последователей (вероятно, неск. десятков) Д. совершил длинный переход в долину р. Сезии (Валь-Сезия; совр. пров. Новара). Примерно к кон. 1303 г. относится 2-е послание Д., содержавшее пророчества на ближайшие годы. Д. писал, что вслед за благочестивым папой Целестином V, к-рый сам отрекся от престола, последовал дурной папа — властный Бонифаций VIII, а того сменит новый дурной папа, к-рый в свою очередь будет повергнут кор. Фридрихом II Сицилийским. Д. ссылается на пророчество Исаии (Ис 16. 14) («Ныне же так говорит Господь: через три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет унижено со всем великим многолюдством, и остаток будет очень малый и незначительный»), в подтверждение того, что, как в 1303 г. было покончено с Бонифацием, так в 1304 г. погибнут кардиналы и новый папа, а в 1305 г. будут свергнуты все проч. служители католич. Церкви, и апостолики смогут проповедовать открыто.
В Пьемонте Д. обосновался сначала в средней части долины Сезии, между городками Гаттинара и Серравалле, во владениях графов Бландрата, встретив здесь широкую поддержку населения. Среди сочувствующих Д. был и настоятель церкви в Серравалле Автемий. По инициативе инквизиторов и еп. Верчелли Райнерия (Раньери) эти последователи Д. были осуждены, а он по приглашению глав местной общины перебрался в верховья реки, в горное сел. Кампертоньо. Затем апостолики перешли на гору Бальме («пещеры»), где чувствовали себя в большей безопасности и соорудили там временные жилища.
Количество сторонников Д., по нек-рым, возможно, преувеличенным сведениям, достигало неск. тысяч человек. По вопросу о составе членов секты в исторической лит-ре до наст. времени ведутся дискуссии. С переселением на гору Бальме апостолики перешли к вооруженному противостоянию властям. Для того, чтобы обеспечить себя пропитанием, они совершали набеги в долину, разоряли и грабили церкви, захватывали в плен своих противников, требуя за них выкуп. Как утверждает основной источник сведений об этих событиях, совр. Аноним (враждебно настроенный по отношению к еретикам), они разорили все окрестности местного центра, городка Варалло, на 10 миль, так что его округа опустела, а жители разбрелись в поисках милостыни и к.-л. заработка. Это могло вызвать враждебность населения, однако Статуты о создании союзов для противодействия грабителям, содержащие свидетельства о недовольстве жителей, как было доказано, оказались подделками XVII и XVIII вв. Наибольшей популярностью в наст. время пользуется гипотеза о том, что решающую роль в изменении характера движения сыграли примкнувшие к нему горцы. Действительно, горные области всегда были источниками сопротивления наступавшим с равнины духовным и светским властям. Именно горцы могли составить ядро сопротивления военному ополчению, собранному епископом Верчелли. Изначально число сопровождавших Д. в Валь-Сезию должно было достигать неск. десятков человек, впосл. оно увеличилось, по словам Анонима, до 1,4 тыс. чел. Д. подкреплял решимость соратников, цитируя ветхозаветные и евангельские пророчества о том, что последние сражения развернутся в горах и что придет «с Сиона спасение Израилю» (Пс 52. 7).
Идеал свободы, проповедуемый «апостольскими братьями», заключался прежде всего в освобождении от всех земных и социальных связей и привязанностей, а на последнем этапе — и в оправдании любых действий восставших, причем Д. ссылался на слова ап. Павла: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит 1. 15). В подобном же смысле следует понимать единодушно приписываемую источниками апостоликам общность жен. Женщины у апостольских братьев пользовались равными правами с мужчинами, они могли проповедовать и даже участвовали в войске Д.
На основании знания ВЗ, который он толковал «сердцем», ересиарх объявил себя наивысшим авторитетом. Отлучения, к-рым папа подвергал его сторонников, по мнению Д., не имели силы, а сам он обещал им полное отпущение грехов и вечное спасение.
Для истребления апостоликов епископу Верчелли удалось собрать многочисленное крестоносное ополчение. Получив сведения о размерах войска, Д. и его сторонники ночью покинули лагерь и перебрались на соседнюю высокую гору Парете-Кальва. Здесь они провели более года, совершая набеги на окрестные села. Зимой 1305/06 г., когда восставшим, находившимся в окружении, приходилось есть мышей, собак, конину и отваренное с салом сено, они решили совершить переход через горы. Оставив слабых и больных, они выступили 10 марта 1306 г. и перешли на неприступную гору Цебелло (позднее Рубелло) в окрестностях городка Триверо. Они разграбили Триверо и нападали на местных жителей, епископ Верчелли окружил гору, но апостолики сумели разбить его войско. На вершине они построили дома и укрепления, а примерно в 1,5 км ниже вырыли колодец, соединявшийся с лагерем подземным ходом. В мае Д., сделав вид, что уходит, заманил в засаду отряды епископа — их разгром позволил ему запастись припасами и взять в плен горожан, надеясь впосл. на выкуп.
Тогда епископ обратился к папе Клименту V и получил от него отпущение грехов для крестоносцев и для тех, кто выплатит месячное жалованье на одного солдата для участия в походе против «апостольских братьев». Крестоносцы, построив укрепления вокруг горы Цебелло, обстреливали ее, в т. ч. из осадных машин. В ходе ожесточенного сражения повстанцам вновь удалось отбить атаки осаждавших. Апостолики устроили опорные пункты на 6 окрестных холмах. В дек. 1306 г. их войско захватило последний оплот крестоносцев на вершине напротив горы Цебелло, так что те едва сумели спуститься вниз.
Еп. Райнерий организовал блокаду повстанцев, отрезав все пути снабжения и подступы к их лагерю. С наступлением зимы осажденные несли большие потери от холода и голода. Весной, перед праздником Пасхи, епископ собрал большое войско. Решающее сражение состоялось в Страстной четверг, 23 марта 1307 г. Крестоносцы заняли укрепление на перевале Ставелло и в бою, продолжившемся на равнине, перебили большинство противников, частично сбросив их в реку. Битва длилась весь день. Лагерь на горе Цебелло был разрушен, согласно хронике, погибло ок. 1 тыс. чел. Нек-рые попали в плен, в т. ч. Д., Маргарита и сподвижник Д. Лонгин да Бергамо (иначе Лонджино Каттанео ди Федо или ди Сакко).
В течение 3 месяцев пленных содержали под усиленной стражей в тюрьме, надев оковы на шею, руки и ноги, «с превеликими опасениями и издержками», пока папа не распорядился судить пленников на месте. Они не отреклись от своих убеждений и для наказания были переданы в руки светской власти. Д. провели по улицам и площадям Верчелли, а потом предали огню (1 июня 1307). Упорство Д. и др. «братьев» объясняется, в частности, тем, что, согласно его учению, «осужденные и выданные светским властям еретики… сожженные на костре или преданные смерти иным способом, будут спасены, если до конца останутся верны учению и вере Дольчино, и они попадут в Рай или в Чистилище». Процессы над «апостольскими братьями» продолжались несколько лет, а ересь осуждалась поместными Соборами в Германии и Франции вплоть до 1371 г.
В знак победы над апостоликами на горе Рубелло был построен храм в честь католич. св. Бернарда, а к 600-летию событий (1907) представители местных рабочих орг-ций воздвигли там же обелиск высотой 12 м, разрушенный через 20 лет при фашистском режиме. В 1974 г. обелиск был восстановлен в виде небольшого столба, а в 2006 г. открыта памятная доска, повествующая о горцах из Кампертоньо и др. сел, поддерживавших Д. Оценка Д. до сих пор является предметом острых дискуссий между представителями консервативной и левой публицистики. В советской историографии Д. считался предшественником Дж. Уиклифа, Я. Гуса, М. Лютера, провозвестником анархизма, буржуазно-демократических и социалистических движений.
С 1974 г. при евангелической Церкви вальденсов в Биелле существует Центр изучения деятельности Д., проводятся регулярные научные конференции и др. мероприятия. Центр издает книги и ж. «Rivista Dolciniana». Образ Д. сохранился в народном фольклоре и лит-ре, глава «апостольских братьев» предстает в виде сказочного героя.
Ист.: Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. Кн. 8. Гл. 84, 121. М., 1997; Benvenuto da Imola. Comentum super Dantis Aldigherii Comoediam. Florentiae, 1887. Vol. 2; Acta S. Officii Bononie ab anno 1291 usque ad annum 1310 / A cura di L. Paolini (con R. Orioli). R., 1982-1984. 3 vol.; Historia fratris Dulcini Heresiarche di anonimo sincrono e De secta illorum qui se dicunt esse de ordine Apostolorum di Bernardo Gui / A cura di A. Segarizzi. Città di Castello, 1907. (RIS; T. 9. P. 5).
Лит.: Mariotti L., pseud. «Historial memoir» of Frà Dolcino and His Times. L., 1853; Fra Dolcino: Memorie storiche e considerazioni. Mil., 1889; Tocco F. Gli Apostolici e Fra Dolcino // Archivio storico italiano. Ser. 5. 1897. T. 19. P. 241-277; Begani O. Fra Dolcino nella tradizione e nella storia. Mil., 1901; Haan J., de. De secte des Apostolici en haar leider // Tijdschrift voor geschiedenis. 1927. T. 42. S. 1-32, 144-166; Violini C., Mazzone M. I. Fra Dolcino e la setta degli Apostolici. Torino, 1942; Сказкин С. Д. Первое послание Дольчино // Из истории соц.-полит. идей. М., 1955. С. 122-129; он же. Восстание Дольчино // Он же. Из истории соц.-полит. и духовной жизни Зап. Европы в ср. века. М., 1981. С. 47-53; он же. Исторические условия восстания Дольчино // Там же. С. 249-263; Töpfer B. Die Apostelbrüder und der Aufstand des Dolcino // Städtische Volksbewegungen im 14. Jh. B., 1960. S. 62-84; Anagnine E. Dolcino e il movimento ereticale all’inizio del trecento. Firenze, 1964; Сказкин С. Д., Самаркин В. В. Дольчино и Библия: К вопросу о толковании «Священного писания» как способе революционной пропаганды в средневековьe // СВ. 1973. Вып. 38. С. 84-99; Rotelli E. Fra Dolcino e gli Apostolici nella storia e nella tradizione. Torino, 1979; Orioli R. Venit perfidus heresiarcha: Il movimento apostolico-dolciniano dal 1260 al 1307. R., 1988; Volpe G. Movimenti religiosi e sette ereticali nella società medievale italiana: sec. XI-XIV. R., 1997; Mornese C. Eresia Dolciniana e resistenza montanara. R., 2002; Buratti G. L’anarchia cristiana di fra Dolcino e Margherita. Pollone, 2002; Fra Dolcino e gli Apostolici tra eresia, rivolta e roghi / A cura di C. Mornese e G. Buratti. R., 20043; Бицилли П. М. Салимбене // Он же. Избр. труды по средневек. истории: Россия и Запад. М., 2006. С. 453-468.
М. А. Юсим
жения, итальянское бюргерство осталось верным католицизму. Борьба с церковью как представителем и идеологом феодального случая стала уделом плебейско-крестьянских масс
Идеология этих масс выливалась в многочисленные еретические движения XII-XIII вв. и хотя сначала примыкала к «бюргерской» ереси, очень скоро выделилась из нее в самостоятельную силу, которая была предоставлена самой себе, дала идеологическое обоснование восстанию и потерпела вместе с ним поражение — обычная часть всех крестьянских восстаний средневековья.
Глава III. Ход восстания Дольчино. Социальный состав участников
В накаленной обстановке в самом начале 1304 г. появляется Дольчино со своими соратниками. Горячо принятый населением, он обосновался в Нижней Сезии, в районе Гаттинара и Серавалле, в 30-35 км от Верчелли. Именно здесь ересь апостольских братьев переросла узкие рамки сектанского-заговорщической организации и превратился в широкое народное движение. Проповедь Дольчино собрала вокруг него толпы последователей, и в короткое время их численность достигла нескольких тысяч человек. Основную их массу составляли крестьяне близлежащих мест, хотя среди них было немало выходцев из других областей Италии и даже Швейцарии и Германии.
О том, какой размах с первых шагов приняло движение, свидетельствует тот факт, что против апостоликов была срочно создана лига, состоявшая из маркизов Салуццо и Монферрато, епископов Верчелли и Сиона, коммун Биеллы и Верчелли, ряда местных феодальных фамилий. Значительное по тем временам войско (около 2 тыс. человек), составленное из епископского и городского ополчений и швейцарских наемников, отправилось вдоль обоих берегов Сезии, намеревалось взять в кольцо восставших. 28 марта на подступах к Гиттанара произошло кровопролитное сражение, окончившееся полной победой восставших под руководством Каттанео ди Бергамо и Амброджо Саламоне. С апреля по июль апостолики беспрепятственно распространились по всей округе и даже доходили до городских стен Вергелли.
Сектантское движение вылилось в вооруженную борьбу восставшего народа. Ход участниками феодальной лиги нависла серьезная опасность, которая требовала немедленных мер. Было собрано новое войско, и ему удалось вытеснить повстанцев с равнины. Жителей Гаттинара настигла суровая кара: десятки их подверглись казням за помощь, оказанную мятежникам. Восставшие уходили вверх по течению Сезии и ее притоков, теряя на пути сотни убитых, раненных, однако число их непрерывно пополнялось за счет крестьян тех деревень, через которые проходил их путь. Отступление длилось несколько месяцев, пока наконец, у подножья одной из гор в Новарской области не был устроен укрепленный лагерь, где повстанцы оставались до конца лета 1305 г.
Успехи повстанцев и невозможность справиться с ними собственными силами заставили Райнерия, епископа Верчелли, искать помощь у других. Летом 1305 г. папа Климент V обратился с буллою к местным феодалам, в которой призвал их оказать помощь верчельскому епископу. Всем участникам армии епископабыло обещано полное отпущение грехов. В августе 1305 г. собравшиеся новарские и верчельские рыцари принесли клятву о том, что они будут беспощадно бороться с врагами «католической веры и христианского мира». Фактически начался крестовый поход. В этом момент восставшие проявили стратегическую дальновидность. Они укрепились на горе Парете Кальва («Отвесная стена»), естественной долиной одного из притоков Сезии — Раса. На горе восставшие построили временные жилища и возвели укрепления. Однако, новая позиция имела и серьезный недостаток — она находилась далеко от окрестных селений, это серьезно затрудняло снабжение. Рост численности осажденных, главным образом за счет местного крестьянства, и суровая зима усугубили положение апостоликов. Им пришлось устраивать вылазки в соседние деревни и городки, неизбежно восстанавливая против себя населения. В лагере начался голод. В этих тяжелых условиях восставшие проявили огромное мужество, дисциплину и стойкость. В стане осажденных, как можно предполагать на основании косвенных данных, естественно возникло организованное распределение продуктов, одежды, коллективное пользование некоторыми предметами, оружием, доспехами и т.п. именно здесь развернулся талант Дольчино — страстного трибуна, блестящего организатора и незаурядного военачальника. Он сумел превратить своих сторонников из случайной полуторатысячной толпы в строго организованную армию, одушевленную справедливой идеей.
В конце зимы 1305-1306 гг. положение осажденных стало чрезвычайно тяжелым. Не выдержав лишений, дезертировал Амбраджо Саломоне со своими отрядом. Голод, холод и потери заставили Дольчино предпринять попытку обмануть осаждающих. Ночью 10 марта 1306 г. около тысячи апостоликов, больные и истощенные, по глубокому снегу прошли через перевал и вышли к горе Цебелло, недалеко от Триверо. Можно только удивляться героическому подвигу восставших, умевших в невыносимо трудных условиях ускользнуть от армии преследователей и этим удачным маневром снять осаду. На новом месте были спешно возведены укрепления, в окрестностях собраны запасы продовольствия. Когда крестоносное войско подошло к лагерю апостоликов, оно встретило воздвигнутую по всем правилам феодального военного искусства крепость.
Начались новые ожесточенные схватки. 1 мая 1306 г. авангард крестоносцев был наголову разбит апостоликами под непосредственном предводительством Дольчино; свыше ста рыцарей погибло и попало в плен. Возглавлявший объединенное войско епископ Райнерий решил повести регулярную осаду апостоликов. Он окружил их плотным кольцом фортов, башен и бастионов, подвел осадные машины. Восставшие пытались помешать строительству постоянными вылазками.
Осенью произошло одно из самых кровопролитных сражений, не принесшее ни одной из сторон победы, однако вскоре после этого объединенное войско феодалов отступило в соседние селения, оставив гарнизон в осадных укреплениях. Вокруг восставших была создана мертвая зона — крестьян окрестных деревень выселили из их мест, чтобы они не смогли оказать помощь продовольствием.
Установилась блокада лагеря.
В сентябре 1306 г. папа снова обратился с буллою к графу Савойскому, архиепископу Милана и ломбардским инквизиционерам. Против восставших крестьян поднялась вся феодальная Северо-Западная Италия. Официально был объявлен крестовый поход против еретиков. Несмотря на некоторые успехи, восставшие овладели несколькими из соседних фортов, выбив оттуда оставленные гарнизоны — их положение стало катастрофических. Кольцо блокады сужалось. Среди апостольских братьев начался повальный голод. Измученные продолжающимся несколько лет лишениями, повстанцы не выдержали тягот новой зимы: голод и холод косили ряды осажденных. В марте 1307 г. Райнерий решил перейти к открытым действиям и предпринял штурм цитадели. Три дня продолжалась последняя битва, сотни повстанцев пали, отдав свои жизни; многих взяли в плен. Среди них оказались и руководители — Дольчино, Маргарита, Лонгино ди Бергамо. Суд и следствие были недолги, спустя три месяца всех троих приговорили к казни. По наиболее распространенной версии, Маргариту сожгли первой — на глазах Дольчино: затем наступила очередь измученного пытками, но до последнего момента сохранявшего присутствие духа вождя повстанцев.
Его так же, как и его сообщников казнили, после продолжительных пыток.
Глава IV. Причины поражения и историческое значение восстания
Восстание под предводительство Дольчино, как и все крестьянские восстания, закончилось полным поражением восставших.
Причины поражения везде одинаковые. Это: локальность движения, наличие противоречий движения, наличие противоречий в лагере восставших, связанное с разнослойностью участников восстания и отсутствия единых требований, также отсутствие единой программы, общего руководства, крепкой и суровой дисциплины.
К сожалении, многие из этих проблем не обошли и Дольчино.
Во время восстания, в ходе вооруженной борьбы в большей степени проявляются те характерные черты, которые намечались в идеологии апостольских братьев предыдущего времени.
Анонимный историк сообщает, что восставшие во главе с Дольчино считали, что им «позволено вешать, казнить и убивать людей, повинующихся римской церкви, а также жечь, брать в плен и требовать с них выкуп и в этом для них нет греха». В отрывке отражаются чрезвычайно важные для понимания эволюции теории апостольских братьев идеи: война против врагов справедлива, что обосновывается и вводится в догму: ведется она уже не только против церкви, а против всех ее сторонников, против всего поддерживающего церковь общества.
Другим моментом является развитие в ходе вооруженной борьбы идеи равенства. Суровые обстоятельства требовали от восставших объединения всех сил и напряжения всех ресурсов. Захваченные продукты, оружие и одежда распределялись среди осажденных в зависимости от необходимости: практически в лагере Дольчино был введен порядок, наивно именуемый некоторыми западными историками «военным коммунизмом». От идеи равенства духовного повстанцы перешли к равенству социальному, к осуществлению идеи общности имущества, хотя эта общность имуществ и существовала главным образом как военная мера. Очевидно, указанные особенности последнего этапа движения апостоликов были вызваны спецификой борьбы и являлись логическим следствием условий, в которых эта борьба протекала. Однако, вне зависимости от своеобразия пути, по которому развивалась ересь апостольских братьев, ее эволюция привела к перерастанию ереси, основанной на широком и в то же время разных слоев общества существующими порядками, в ересь крестьянско-плебейскую выступающую против основ самих порядков. Таким образом, движение Дольчино явилось одним из первых открытых выступлений собственно крестьян под флагом плебейской еретической идеологии против феодальных общес
Средневековье кишело путниками, и они постоянно встречаются нам в иконографии. Вооружившись посохом в форме греческой буквы «тау» (он быстро стал символом), шли они по дорогам Европы — паломники, монахи, нищие, больные… Самый дух христианской религии выталкивал народ на дороги. Человек лишь странник на сей земле изгнания — таково учение Церкви и Христа. Особенно много было пилигримов (богомольцев); некоторые ходили в веригах и подвергали себя всенародному жестокому бичеванию. Их узнавали обычно по размеренным, спокойным движениям, согбенной позе при ходьбе, некоторых — по лицам, растянутым в неизменной улыбке, и, в не меньшей степени, — по обилию слёз. Эти люди перебирались часто с ярмарки на ярмарку, из города в город, из одного монастыря в другой; через них передавали письма, от них узнавали новости и сведения об отдалённых странах; они же могли занести и проповедь нового учения. Люди того времени обычно не замечали в проповедниках догматических различий. Они слушали еретика брата Фому с тем же благоговением, что и св. Винцента Феррера и бранили св Колетту и её последователей, называя их беггардами и лицемерами.
К Этьену Бурбонскому пришла одна женщина и попросила сжечь её на костре как еретичку. Она верила проповедям катаров, но не хотела в них верить и предпочитала ереси смерть. Во что же она верила? Она и сама этого не знала, кажется в ересь, но хотела верить по-католически. Но как веровать по-католически, она не знала. Церковь пыталась вселить в сознание мирян хотя бы основные истины христианства, но практически дело не шло дальше обучения их «Символу веры» да «Отче наш», и даже, опасаясь ереси, сама предписывала священникам, проповедуя мирянам, не слишком вдаваться в догматические вопросы. И если бы возможно было подвести итог верованиям любого средневекового мирянина, то оказалось бы, что истинной веры у него нет и он — еретик. Однако все были убеждены в истинности, кафоличности своей веры, предполагая её существование или совсем не думая о том. В подобных условиях многие глубоко верующие люди, следуя по стопам Иисуса Христа, неожиданно для себя оказывались вдруг в стане еретиков.
Одним из таких «людей Божиих» был молодой крестьянин из-под Пармы Жерард (Герардинус) Сегарелли. Рассказы современников рисуют его придурковатым парнем, и именно по причине этой его «простоты» ему было отказано в 1248 году в приёме в монашеский орден францисканцев. Тогда он пошёл в соседнюю церковь и долго находился там в созерцании икон, изображавших апостолов. Выйдя оттуда, он перестал бриться, отрастил длинные волосы и бороду, как у апостолов на иконах, и сшил себе такое же платье. Потом он продал свой домик, вышел на главную площадь города, высыпал все деньги из мешка и со словами — «пусть берёт, кто хочет» — ушёл. Подражая св. Франциску Ассизскому, он стал жить подаянием и собрал вокруг себя небольшую группу учеников, которые одевались так же, как он, и вели такой же образ жизни.
Это было время, благоприятное для религиозного радикализма и мистической экзальтации. Приближался 1260 год, в котором Иоахим Флорский предсказывал мировую катастрофу и явление Антихриста. К тому же в 1259 году страшный мор, напавший на Италию, укрепил веру в это предсказание. Кающиеся собирались толпами и под предводительством монахов двигались по дорогам, полуголые, предаваясь бичеванию и оставляя за собой кровавый след.
Из этой бурной эпохи группа Сегарелли вышла влиятельной и окрепшей. Сегарелли обратился даже к папе с просьбой утвердить его орден наподобие францисканского. Курия отказала, правда, в весьма благожелательных тонах. По-видимому, учение «апостольских братьев» (так они сами себя называли) мало отличалось в это время от того, что проповедовали многочисленные странствующие проповедники, большинство которых папа должен был терпеть. Сам Сегарелли попал под покровительство Пармского епископа и прожил у него 12 лет.
Но мало-по-малу отношения «апостольских братьев» с папской курией стали портиться. По-видимому, в учение «братьев» в это время всё больше стали проникать взгляды «братьев свободного духа». В своих проповедях Сегарелли выступал с апокалиптическими пророчествами против папы и римской курии. По его словам, никакой папа не может освобождать от каких-либо грехов, если только он сам будет таким же святым, как ап. Пётр, то есть он должен жить во всемерной бедности и не иметь никакой собственности, быть смиренным, не поощрять войн и никого не преследовать. Он утверждал, что скоро наступит новый (третий) период церковной жизни, когда папа и иерархи будут низвержены, духовенство упразднится и Церковь будет преобразована Святым Духом в Царство Божие на земле.
Сегарелли проповедовал отвращение от мира и его ложных ценностей, призывал бедных следовать за Иисусом Христом, а не прислуживать богатым ради объедков с их стола. В больших городах Италии вокруг него быстро собралось множество последователей, которые, по примеру ранних христиан, называли друг друга братьями и сёстрами, жили в крайней бедности и посвящали всю свою жизнь подражанию апостолам, прежде всего апостолу Павлу. По совету этого апостола, они не связывали себя узами брака; каждый мужчина мог избрать себе в общине-коммуне спутницу, как это делали ап. Павел , «и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа» (1 Кор. 9:5); их совместная жизнь слагалась в виде духовного соэза, совершенно чистых братских отношений. Однако католическое духовенство повсюду указывало на такой союз как на разврат, и это сильно вредило им, особенно в глазах сельского населения.
О том, какого влияния достигло движение «апостольских братьев», можно судить хотя бы по тому, что в 1286 году их деятельность осуждает в Англии собор в Чичестере, в 1289 году — в Германии, в Вюрцбурге (Шафаревич И. Социализм как явление мировой истории. — М., 2003, с. 70). Впрочем, епископство к тому времени давно утратило обычай бороться с инакомыслием только силою Слова Божия и личным примером святости; в его руках были domini-canes — страшные псы инквизиции, которые быстрее и легче затыкали рты еретикам. В 1294 году Сегарелли был арестован. Он пробыл в тюрьме шесть лет, а затем его сожгли на костре (18 июня 1300 года).
После гибели Сегарелли общины «апостольских братьев» возглавил Дольчино (Дульсин) из Наварры; его учеников и последователей стали называть дульсинистами.Дольчино поступил послушником во францисканский монастырь, где, по-видимому, и познакомился с учением «апостольских братьев». Вскоре он увидел послушницу монастыря св. Екатерины в Триенте Маргариту Тренк, девушку замечательной красоты и высоких дарований. Дольчино вышел из своего монастыря, поступил батраком в её монастырь и уговорил её бежать. Они полюбили друг друга, но были всем сердцем преданы учению, запрещавшему брак его апостолам, да и самое их дело — проповедь дорогого им учения о спасении через Иисуса Христа — целиком заполняло их души и не оставляло времени для развлечений. Оба они до самой своей ужасной смерти дружно боролись за идеалы святого Царства Духа, оставаясь до конца жизни только братом и сестрой. Они стали бродячими проповедниками учения «апостольских братьев».
Дольчино различал три возраста существования народа Божия. Первая — это ступень Ветхого Завета, то есть патриархи, пророки и праведники до Христа: на этой ступени следовало брать жён, чтобы Земля заселялась и размножался род человеческий. Потом наступила эпоха Христа и Его апостолов — эпоха святости и целомудрия. На третьей ступени священники стали думать, будто бы им следует вначали приобрести земное состояние, а потом с его помощью управлять народом; но когда в народе стала охладевать любовь к Господу, появился Бенедикт и выступил против всякой земной собственности. Когда же даже и бенедиктинские монастыри начали накапливать богатства, появились св. Франциск и св. Доминик, каковые ещё суровее, чем Бенедикт, стали проповедовать против посюстороннего могущества. Но теперь, провозгласил Дольчино, даже и в этих орденах жизнь множества прелатов снова вошла в противоречие с евангельскими заповедями, наступил час конца третьего времени и требуется возврат к указаниям апостолов. Дольчино учил, что Царство Отца, начавшееся от сотворения мира, продолжилось до пришествия Христа Спасителя; Царство Сына окончилось в 1300 году; и что Царство Духа Святого началось в общинах «апостольских братьев» и скоро распространится по всей Земле.
Сохранилось описание церемонии приёма в число апостолов. В знак отрешения от старой жизни посвящаемый сбрасывал с себя все одежды и обещал Богу и братьям жить в евангельской бедности. Ему запрещалось касаться денег. Жить он должен был только подаянием — хлебом небесным. Запрещалась и любая работа, любое подчинение другим людям. Как первые апостолы, они должны были слушать только Бога.
Мосхейм пишет: «Они называли друг друга, по подобию первых христиан, братьями и сёстрами. Они жили в бедности и не могли иметь ни домов, ни запаса на завтрашний день, ни чего-либо, что служит удобству. Если они испытывали голод, то просили еду у первого встречного и ели без различия, что бы им ни предложили. Зажиточные люди, присоединившись к ним, должны были отдать своё имущество в общее пользование».
«Братья, идущие в мир для проповеди покаяния, имели право брать с собой сестру, как апостолы. Но не как жену, а как помощницу. Подруг, которые их сопровождали, они называли сёстрами во Христе и отрицали, что живут с ними в супружеской или нечистой близости, хотя и спали в одной кровати» (Шафаревич И. Социализм как явление мировой истории. — М., 2003, с. 70-71).
Во время своих странствований Дольчино не раз попадал в руки инквизиции, но, видимо, придраться было не к чему, ибо он выглядел «святее папы римского», и его отпускали. Наконец, он бежал из Италии и скрылся в Далмации. Там он писал письма, которые его сторонники распространяли в Италии. Три из них сохранились в подробных выдержках.
Общее содержание писем таково. Дольчино и его последователи призваны возвестить приход последних днейи звать к покаянию. В этом им противоборствует войско Антихриста: папа, епископы, жирные монахи — слуги Сатаны. Но день мести близко. Папа и прелаты будут убиты. Ни один монах или священник не останутся в живых, кроме тех, которые примкнут к «братьям». Церковь будет лишена всех богатств. Вся Земля будет очищена к новой вере «апостольскими братьями», на которых Господь прольёт Свою благодать. Сам Бог даст миру нового святого папу на место папы Бонифация VIII, который к тому времени должен быть убит. В третьем письме Дольчино говорит, что этим новым папой будет он сам.
Победа в сражениях против Антихриста-папы будет завоёвана, предвидит Дольчино, благодаря вмешательству иностранного государя. Свои надежды он возлагает на Фридриха, короля Арагонии и Сицилии, который в это время вёл ожесточённую войну с папой. Как раз незадолго он перевешал в Сицилии всех монахов, подозреваемых в содействии папе.
Дольчино решил, что его час настал и в 1303 году или в начале 1304 года он со своими последователями вторгся в Италию. К нему стали стекаться со всех сторон все «труждающиеся и обременённые», все «униженные и оскорблённые», все обиженные властями и обиженные на власть: бедные и богатые, дворяне-гибеллины, крестьяне и горожане, причём не только из Италии, но и из Франции и Австрии. В его лагере собралось несколько тысяч человек. В горной долине они основали свой лагерь.
И вот тут началось самое страшное. Большинство из пришедших к Дольчино людей не отличались высокими духовными качествами и они не желали питаться «небесным хлебом», то есть подаянием, как привыкли «апостольские братья». Поэтому продовольствие стали доставть из соседних деревень, прибегая к насилию. Вскоре вся окрестность на десятки миль была разграблена и выжжена. Наконец было собрано войско, но отряды Дольчино разбили его. Они бросились на соседние города, грабя их и уводя с собой жителей. Пленных потом обменивали на провиант.
Папа Климент V объявил крестовый поход против еретиков. Но и он кончился неудачей. Река, на берегу которой было уничтожено войско крестоносцев, стала красной от крови. За этим крестовым походом последовали другие, кровопролитная война продолжалась три года. Дольчино вооружил и женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Всё новыми пророчествами о близкой победе питал он веру своих сторонников.
После долгой борьбы, когда Дольчино не раз обманывал своих преследователей и уходил в другую местность, он был окружён на вершине, которая раньше именовалась Цубелло, а с той поры её стали называть Рубелло или Ребелло, потому что она стала оплотом бунтарей.
Пришла зима 1305/1306 года — одна из самых свирепых за последние несколько десятилетий, — и в округе наступил ужасный голод. Окружённым в горах братьям пришлось испытать неимоверные страдания. Но голод, который обуздывает диких лошадей, который заставляет орлов спускаться с заоблачных высот, который смиряет львов и склоняет под ярмо быков, не смог поколебать Дольчино и его верных последователей. Почти безоружные, лишённые поддержки извне, они держались только верой в Иисуса Христа и сами больше походили на полуистлевшие трупы, чем на живых людей. «Если они, — замечает Мариотти, — были людьми дьявола, как утверждают их враги, то безусловно нигде и никогда сатана не сделал столь ничтожно мало в защиту своих слуг, как он это сделал в отношении последователей Дольчино».
Страх крестоносного войска перед «апостольскими братьями» был так велик, что католики только тогда решились идти на приступ, когда какие-то перебежчики рассказали им, что осаждённые не могут уже двигаться от слабости и истощения. И вот, с благословения епископа, крестоносцы пошли на штурм. Но сражения не состоялось. Многие братья не могли даже подняться, и папское войско просто рубило и резало этих полуживых мучеников Царства Духа. Все 1900 осаждённых были убиты.
Дольчино и двое его ближайших сподвижников — Маргарита Тренк и Лонджино Каттанео — были взяты в плен крестоносцами и переданы инквизиции, которая заточила их в темницу в городе Верчелли. Папа Климент V написал французскому королю Филиппу IV Красивому: «У нас сообщения самые великолепные, чреватые восторгом и ликованием. Зловоннейший демон, отродье Велиара и мерзкое чудовище ересиарх Дольчино ценой огромной опасности, лишений, битв и постоянных усилий наконец-то схвачен со своими приспешниками и находится в наших острогах заслугами многоуважаемого нашего брата Раньера, епископа града Верчелли, и он пойман в канун Святой Вечери Господней, и многая толпа, с ним бывшая, заражённая еретической проказою, перебита в тот же самый день» (цит. по: Лимонов Э. Другая Россия. — М., 2004, с. 114-115).
Несколько месяцев троих узников держали в каземате прикованными за руки, за ноги и за шею к стене. Мужественно переносили братья все ужасы мучений, какие только могли выдумать их жестокие палачи; ни одного стона боли не вырвалось из груди Маргариты, ни одного звука жалобы — у её верного сподвижника. Несмотря на дьявольски-изощрённые пытки, все трое предпочли костёр отречению от своих святых идеалов.
Казнь произошла 1 июня 1307 года. Вначале Маргариту сожгли на медленном огне на глазах у Дольчино. Но даже и в эту страшную минуту его дух не смутился и не поколебался; только слёзы текли из глаз и кровь — из искусанных губ. Затем его самого весь день возили на колеснице по улицам города, вырывая раскалёнными щипцами мясо из его тела, кусок за куском. Палачи не смогли исторгнуть из его уст ни единого крика. «Только когда они, — свидетельствует очевидец, вырывали у него нос, заметили, как вздрогнули его плечи, и во второй раз, когда перед воротами Верчелли другая, ещё более существенная часть его тела , была отсечена, то вздох отчаяния вырвался из его груди». В конце концов изуродованное до неузнаваемости тело Дольчино было сожжено на костре. Такова была смерть героя Данте. Такой же жуткой казни подвергся и Лонджино Каттанео.
Как не клеветали потом сильные мира сего на замученные ими жертвы, но им всё-таки не удалось осквернить их светлый образ. И долго ещё в народных песнях и сказаниях Северной Италии жило воспоминание о брате Дольчино и его возлюбленной сестре Маргарите.
В 1907 году итальянские социалисты построили памятник в честь Дольчино и Маргариты.
В середине 1920-х годов он был взорван фашистами, однако в 1974 году его восстановили снова.
———————————————————————————————————————————————————————
В апокрифических «Актах о Павле и Фёкле» говорится о таком союзе.
Детородный орган.
Значение словосочетания «апостольские братья»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «апостольские братья»
- Буллу свою начинает он жалобою на диавола, который куколь сеет во пшенице, и говорит: «Узнав, что посредством сказанного искусства многие книги и сочинения, в разных частях света, наипаче в Кельне, Майнце, Триере, Магдебурге напечатанные, содержат в себе разные заблуждения, учения пагубные, христианскому закону враждебные, и ныне еще в некоторых местах печатаются, желая без отлагательства предварить сей ненавистной язве, всем и каждому сказанного искусства печатникам и к ним принадлежащим и всем, кто в печатном деле обращается в помянутых областях, под наказанием проклятия и денежныя пени, определяемой и взыскиваемой почтенными братиями нашими, Кельнским, Майнцким, Триерским и Магдебургским архиепископами или их наместниками в областях, их, в пользу апостольской камеры, апостольскою властию наистрожайше запрещаем, чтобы не дерзали книг, сочинений или писаний печатать или отдавать в печать без доклада вышесказанным архиепископам или наместникам и без их особливого и точного безденежно испрошенного дозволения; их же совесть обременяем, да прежде, нежели дадут таковое дозволение, назначенное к печатанию прилежно рассмотрят или чрез ученых и православных велят рассмотреть и да прилежно пекутся, чтобы не было печатано противного вере православной, безбожное и соблазн производящего».
- «Было, – говорю, – сие так, что племянница моя, дочь брата моего, что в приказные вышел и служит советником, приехав из губернии, начала обременять понятия моей жены, что якобы наш мужской пол должен в скорости обратиться в ничтожество, а женский над нами будет властвовать и господствовать; то я ей на это возразил несколько апостольским словом, но как она на то начала, громко хохоча, козлякать и брыкать, книги мои без толку порицая, то я, в книгах нового сочинения достаточной практики по бедности своей не имея, а чувствуя, что стерпеть сию обиду всему мужскому колену не должен, то я, не зная, что на все ее слова ей отвечать, сказал ей: „Буде ты столь превосходно умна, то скажи, говорю, мне такое поучение, чтоб я признал тебя в чем-нибудь наученною“; но тут, владыко, и жена моя, хотя она всегда до сего часа была женщина богобоязненная и ко мне почтительная, но вдруг тоже к сей племяннице за женский пол присоединилась, и зачали вдвоем столь громко цокотать, как две сороки, „что вас, говорят, больше нашего учат, а мы вас все-таки как захотим, так обманываем“, то я, преосвященный владыко, дабы унять им оное обуявшее их бессмыслие, потеряв спокойствие, воскликнул:
- – Надо сети выправить, – говорил брат Павлин. – А озеро встанет – будем тони тянуть… Апостольское ремесло рыбку ловить.
- (все цитаты из русской классики)
Крестьянские восстания в Италии в XIII-XV вв.
Причины крестьянских выступлений
Экономическое развитие Италии обострило противоречия между крестьянами и феодалами, между жителями окрестных территорий и городами. Причинами крестьянских выступлений стали:
- непомерный рост налогов;
- увеличение торговых пошлин;
- усиление «ножниц цен» между ремесленной и сельхоз продукцией.
Краткосрочные арендаторы земли в Северной и Средней Италии испытывали налоговый гнёт со стороны города. Уплатив арендную плату, крестьянская семья обязана была отдать прямые налоги. К ним относился конкретный процент от каждого дохода хозяйства. Тяжелее всего было рассчитаться по введённым чрезвычайным и косвенным налогам. Их сеньор мог вводить по своему усмотрению в любое время.
После попадания в зависимость от городской коммуны жители пригородных поселений утратили свою независимость. Сельские коммуны не желали мириться с потерей самостоятельности, что стало одной из причин частых выступлений крестьян против засилья горожан.
Крестьянское восстание Дольчино
В начале XIV века вспыхнуло восстание на северо-западе Италии. Именно здесь, в Пьемонте, в маркизатах Монферрат и Салуццо продолжали сохраняться самые тяжёлые формы личной зависимости крестьян. Собрал недовольных из сельской и городской бедноты в единую силу монах Дольчино.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 1
Дольчино – монах-францисканец, последователь учения Герардо Сегарелли, проповедовавший отказ от собственности и евангельское равенство. Стал во главе движения «апостольских братьев».
Восстание началось в августе 1303 года. Дольчино в своих проповедях призывал отречься от имущества и установить духовное братство. Он осуждал богатство церкви, получившую его неправедным путём и погрязшую в грехах. Монах возвещал о наступлении конца света и приходе «тысячелетнего царства». Для прощения грехов Дольчино призывал к войне против богачей. Его послания привлекли тысячи крестьян и горожан.
В 1304 году недалеко от города Верчелли столкнулись войска восставших и местных феодалов. Отряды Дрльчино одержали победу. Обеспокоенный этим папа Климент V призвал к крестовому походу против «апостольских братьев». Возглавил поход герцог Савойский. Под натиском рыцарей-крестоносцев восставшие отступили и укрылись на горе Цебелло.
Жизнь в лагере была организована по проповедям Дольчино. Примитивное равенство и чувство братство позволили восставшим отбить два штурма вооруженных рыцарей. Организованная осада лагеря привела к голоду повстанцев и расколу их рядов. Весной 1307 года отряды крестьян были разбиты. Дольчино попал в плен. Жестокие пытки не заставили его отказаться от своих идеалов. Предводитель крестьянского восстания был сожжён на костре как еретик.
Восстание тукинов
В Северной Италии выступление крестьян случилось в 1382-1387 годах. Оно вошло в историю страны как восстание тукинов. Название оно получило от призыва «Все как один», звучащее на местном наречии как «тукин». Восставшие крестьяне сжигали замки сеньоров, захватывали в них оружие. Основное требование: отмена крепостной зависимости и свобода от власти сеньоров. Крестьяне признавали только одного «доброго правителя» герцога Савойского. Когда герцог возглавил отряды для подавления крестьян, отряды восставших открыто вышли к нему навстречу. Он вынужден был удовлетворить требования и предоставить права крестьянам из семи деревень. Они получили:
- право передавать землю своим наследникам независимо от воли сеньора;
- право свободной женитьбы;
- сокращение барщины;
- сеньорам было запрещено облагать крестьян дополнительными налогами.
Герцог Савойский использовал крестьянское выступление для усиления своего могущества и увеличения поступлений в казну. Крестьяне объявлялись подданными герцога и обязывались вносить в казну четверть флорина в год.
Итоги восстания тукинов:
- облегчение крепостного права;
- ослабление власти некоторых феодалов;
- увеличение денежной ренты.
Дольчино: коммунисты появились раньше, чем вы думаете
Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем об итальянском ересиархе Дольчино, собиравшемся построить Царство Божие на земле с оружием.
Время и место действия
Италия, XIII–XIV век после Рождества Христова.
Почему нам это интересно сегодня
Средневековье во многом было эпохой ересей. Павликиане, богомилы, вальденсы, катары или альбигойцы… Их проповедь чаще всего носила одновременно антицерковный и антигосударственный характер. Еретики отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, призывали к общности имуществ.
Материал по теме
Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть?
В этот раз перед нами стоит сложная задача — рассказать в Слайдах (то есть просто и коротко) о том, что стоит за пределами человеческого понимания — о Святой Троице.
Одной из очень популярных ересей стал хилиазм (от греч. χιλιάς — тысяча) – учение о скором втором пришествии Христа и наступлении тысячелетнего царства добра и справедливости на Земле. Впервые идеи хилиазма, опираясь на некоторые места Нового завета и особенно «Апокалипсиса» Иоанна Богослова, сформулировал средневековый монах и мистик Иоахим Флорский. Он считал, что вся история человечества делится на три периода: период Отца (от Авраама до Иоанна Крестителя); Сына (от воплощения Сына Божия; 3) Святого Духа, когда начнется эпоха Третьего Завета и обновленной церкви. Учение Иоахима Флорского было осуждено католическими Соборами.
Впрочем, хилиастические настроения и без влияния Иоахима Флорского и чтения его сочинений были очень распространены в то время, буквально – разлиты в воздухе. Одним из ярких их носителей был харизматичный итальянский ересиарх Дольчино (в переводе на русский его имя переводится как «Сладкий» или даже «Сладенький»).
Фигура Дольчино примечательна тем, что его восстание было, пожалуй, первым в истории движением, когда силой оружия реально пытались воплотить в жизнь идеи, близкие коммунистическим. Поэтому его имя часто вспоминали в Советском Союзе в числе выдающихся борцов прошлого за народную свободу. А, например, видный австрийский марксист и социал-демократ Карл Каутский (тот самый, переписку которого с Энгельсом профессор Преображенский у Булгакова в «Собачьем сердце» приказал бросить в печку) в своей книге «История социализма» писал, что движение Дольчино было «первой попыткой вооруженного восстания коммунистов на Западе».
«Страшный суд». Стефан Лохнер, 1435 год.
Имя Дольчино и его относительная популярность в СССР — пусть маленькая, но все же характерная деталь многострадальной истории нашего Отечества в XX веке. Дольчино тоже пытался штурмовать Небо, а коммунистическая идеология привечала всех таких штурмовиков как своих предшественников. Ведь в некоторых особенностях его движения сказались определенные черты, свойственные психологии уже сознательных революционеров Нового и Новейшего времени. Например, нетерпеливое ожидание Царства Божия на Земле у дольчинистов вызывает ассоциации с романом «Нетерпение» советского писателя Юрия Трифонова, посвященным убийцам Государя Александра Второго народовольцам Желябову, Перовской и их товарищам. В нем показано, что нетерпеливость, стремление как можно быстрее увидеть осуществленным народное счастье (как они его понимали) была одной из главных черт их характеров.
Чего хотел Дольчино (и его армия)
Ядро вооруженных сторонников Дольчино составила секта «Апостольских братьев». Они проповедовали не только евангельскую бедность, но и имущественное равенство и скорое наступление «царства духов». Также призывали отказаться, например, от брака, а отвращение к любой частной собственности было столь велико, что «апостоликам» было даже запрещено касаться денег.
Известно, что Дольчино написал три послания верующим. Сами они до нас не дошли, и лишь два из них известны в пересказе инквизиторов. В них Дольчино не только предсказывал гибель папы и кардиналов, священников и монахов, но и назначал конкретные сроки наступления «тысячелетнего царства Божия на земле», и так далее. Поэтому «сладкого» ересиарха не без оснований упрекали в своевольном толковании Священного Писания. Его пророчества и легкость в обращении с Библией справедливо возмущали многих его современников.
Дольчино стремился захватить территорию в долине реки Сессии на границе с Швейцарией. Некоторые историки предполагают, что их конечной целью был захват долины и организация вольной коммуны с уравнительным переделом земли. Впрочем, это только гипотеза.
Главные действующие лица
Сам Дольчино, в отличие от подавляющего числа своих сторонников, получил неплохое по тем временам образование: в детстве он изучал грамматику, латынь и Священное Писание. Сначала он был послушником у францисканцев, потом присоединился к секте «Апостольских братьев».
Дольчино (предполагаемое изображение)
Видное место в движении занял и подруга Дольчино по имени Маргарита, бывшая монастырская послушница и дочь графини Одерики д’Арко. Современники приписывали ей необыкновенную красоту, Дольчино называет ее сестрой и делает вторым лицом в секте. Женщины у дольчинистов-апостоликов пользовались равными правами, могли проповедовать и даже участвовать в войске.
Маргарита (предполагаемое изображение)
Отличительные черты апостоликов-дольчинистов
Радикализм. Как считали восставшие, те, кто к ним не присоединится, погибнут вечной гибелью. На последнем этапе Дольчино оправдывал любые действия восставших, ссылаясь на слова апостола Павла: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит 1: 15).
С радикализмом восставших была напрямую связана и их сектантская религиозность. Лишь своим сторонникам Дольчино обещал полное отпущение грехов и вечное спасение. И, как это свойственно воинствующим сектантам (да еще и с оружием в руках), их движение носило резко антицерковный характер. В посланиях Дольчино, дошедших до нас в пересказах инквизитора Бернарда Ги, ожесточенно критикуется тогдашняя Католическая Церковь, а также предсказывается скорое возрождение «духовной Церкви», образованной только из «апостоликов» и тех, кто к ним примкнет, со «святым папой» во главе, которого изберет непосредственно Бог. Этим будущим папой Дольчино, похоже, считал… самого себя! Папа же нынешний и прелаты, эти слуги антихриста, будут убиты. Вообще ни один монах или священник не останется в живых, если не примкнет к «братьям».
Монархический коммунизм. Интересно, что расправиться с папой и Католической Церковью сам Дольчино все же не рассчитывал. По его планам, это должен был сделать вторгнувшийся в Италию сицилийский король Фридрих Арагонский. Как говорили советские историки, в этом проявились характерные в целом для того времени монархические иллюзии ересиарха.
История попытки
Последняя битва между войсками епископа и Дольчино на горе Рубелло. Pietro Mazzetti. 1880
Реализация утопии Дольчино выразилась в вооруженном восстании. В ответ на усилившиеся преследования со стороны властей секты «Апостольские братья», когда несколько еретиков было сожжено, Дольчино в 1303 году поднимает своих сторонников. К нему начинают присоединяться крестьяне и горожане, поверившие «отцу нового народа» (как Дольчино называют его сторонники). Впрочем, среди адептов «отца» были и некоторые дворяне. Общее число восставших достигает несколько тысяч человек.
Местные дворяне и феодалы создают для борьбы с восставшими Лигу, но Дольчино несколько раз удается разгромить посланные против него войска. Потом, когда их берут в окружение, они мучаются от холода и голода и съедают в лагере даже собак и мышей.
Они затем прорывают блокаду, потом снова оказываются в окружении. Но восставшим и тут удается поначалу неплохо держаться. Во время одной из вылазок гибнет и попадает в плен более ста противостоящих им рыцарей. В тяжелых условиях талантливый организатор Дольчино устанавливает в лагере что-то вроде военного коммунизма — вводится коллективное распределение продуктов и одежды, общее пользование оружием и доспехами, и т.д.
В конце концов против восставших организуется настоящий крестовый поход. Папа Климент V дает отпущение грехов для крестоносцев и для тех, кто выплатит месячное жалованье на одного солдата. Решающее сражение произошло в Страстной четверг, 23 марта 1307 года. Битва длилась целый день, большинство дольчинистов было перебито. Погибло около тысячи человек. Дольчино, Маргарита и ряд их соратников попали в плен.
Три месяца их держали в тюрьме, после чего 1 июня 1307 года провели по улицам и площадям города Верчелли, а потом предали огню. Суды над «апостольскими братьями» продолжались еще несколько лет, а их ересь еще неоднократно осуждалась поместными католическими Соборами в Германии и Франции вплоть до 70-х годов четырнадцатого столетия.
Интересные факты
1. Секту «Апостольских братьев» основал бывший крестьянин Джерардо Сегарелли примерно в 1260 году. Все началось с того, что Сегарелли, когда ему отказали в приеме в орден францисканцев, зашел в соседнюю церковь и долго там созерцал изображения апостолов. Выйдя из храма, он отрастил длинные волосы и перестал бриться. Затем он продал свой деревенский дом, вышел на главную площадь города Парма и высыпал все деньги из мешка со словами «пусть берет, кто хочет». После этого Сегарелли собирает вокруг себя приверженцев и движение начинает расти. Своих эмиссаров «апостолики» посылали в Испанию, Францию и Германию. В немецких землях у них образовалось так много сторонников, что там даже издали против членов секты закон, запрещавший давать им ночлег и еду.
В конце концов, основателя движения Сегарелли в 1294 году уже во второй раз схватила инквизиция, и через 6 лет он был сожжен.
Сожжение еретика. Гравюра (XV в.)
2. К 600-летию событий в 1907 году представители итальянских рабочих организаций воздвигли на горе Рубелло обелиск высотой 12 метров в память Дольчино. Через 20 лет, при фашистском режиме Муссолини, обелиск был разрушен, но в 1974 году его восстановили.
Памятник на горе Рубелло. F Ceragioli
3. В СССР была издана приключенческая историческая повесть о восстании Дольчино для детей среднего и старшего школьного возраста: Жидков С. Н. Дольчино. — М.: Детская литература, 1965. Книжка эта была, понятно, апологетической в отношении Дольчино, но написана относительно неплохим слогом и с яркими, запоминающимися иллюстрациями.
4. В известном романе Умберто Эко «Имя розы» очень ярко показано влияние, которое оказало восстание Дольчино на интеллектуальную жизнь образованного духовенства Католической Церкви.
Инквизитор Бернард Ги. Кадр из фильма “Имя Розы” 1986