Содержание
- Что такое воля Божия?
- На всё — воля божья?
- Воля Божия
- «На все воля Божья» — что значит выражение, значение фразы
- Два аспекта
- Примеры благоволения и попущения
- Интерпретация отцов церкви
- Человек разумный
- Синергизм
- Нужно ли сопротивляться судьбе?
- Молитва как приближение к Богу
- Что значит «хождение по воле Божией?»
- Глубокий мир и безмятежность
- Пример доверия к воле Бога
- Пример неуверенности
- Бог видит все
- «Что ни делается, то к лучшему»: значение выражения
- Вопрос:
- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
- Что есть воля Божия?
Что такое воля Божия?
священник Михаил Шполянский
Нужно сказать однозначно: воля Божия — это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Заповеди Божии не являются абсолютом, заповеди Божии в определенном смысле статистичны. Так, в подавляющем большинстве случаев, в миллионах, миллиардах случаев против одного, убивать с точки зрения христианства недопустимо, но это не значит, что никогда нельзя убивать. Мы знаем, что наши святые вожди, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, стяжали Царство Небесное, несмотря на то, что мечи их обагрены кровью многих врагов веры и Отечества. Если бы они механически придерживались буквы Закона, Русь до сих пор была бы улусом Чингисхановой или Батыевой империи, и православие на нашей земле скорее всего было бы уничтожено. Известно также, что Преподобный Сергий Радонежский благословил Куликовскую битву и даже послал в войско двух схимонахов.
Это самые яркие и очевидные примеры, но можно практически о любой заповеди Божией сказать, что бывают случаи, когда есть воля Божия на то, чтобы именно в этой конкретной ситуации эту заповедь нарушить. Вот заповедь: «Не лжесвидетельствуй», то есть — не лги. Ложь — это опасный грех именно потому, что он как-то мало заметен и мало ощутим, особенно в форме лукавства: о чем-то умолчать, что-то исказить, чтобы или себе было выгодно, или кому-то угодно. Мы это лукавство даже не замечаем, оно проходит мимо нашего сознания, мы даже не видим, что это — ложь. А ведь именно этим страшным словом назван дьявол в единственной данной Самим Господом ученикам молитве «Отче наш». Спаситель называет дьявола лукавым. Поэтому каждый раз, когда мы лукавим, мы как бы отождествляем себя с нечистым духом, с духом тьмы. Страшно. Итак, лгать нельзя, страшно. Но вот вспомним главу с примечательным названием «о том, что не должно лгать» из поучений одного из столпов христианской аскетики аввы Дорофея. В ней кроме прочего говорится, что не ради корысти, а по любви, по состраданию иногда приходится сказать ложь. Но, правда, святой делает такую замечательную оговорку (вспомним, что эта оговорка была сделана в IV веке по Рождеству Христову для палестинских монахов): «он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет». Такова мера святых.
Таким образом, мы видим, что двухтысячелетний опыт Церкви, опыт жизни во Христе, последним критерием добра и зла поставляет не букву закона, но исполнение воли Божией («буква убивает, а дух животворит» — 2Кор. 3, 6). И если есть воля Божия на то, чтобы взять меч и идти защищать свой народ, своих близких, то исполнение этой воли Божией является не грехом, а праведностью.
И вот со всей остротой встает вопрос: «Как познать волю Божию?»
Конечно же, познание воли Божией — это вопрос всей жизни и никакими краткими правилами его не исчерпать. Пожалуй, наиболее полно из святых отцов эту тему осветил митрополит Тобольский Иоанн (Максимович). Им написана замечательная книга «Илиотропион, или о сообразовании человеческой воли с Божественною волею». «Илиотропион» означает — подсолнечник. То есть это растение, которое, поворачиваясь за солнцем своей головкой, все время стремится к свету. Такое поэтическое название святитель Иоанн дал своей книге о познании воли Божией. Хотя написана она была более столетия назад, тем не менее это удивительно современная книга, как по языку, так и по духу. Она интересна, понятна и близка современному человеку. Советы мудрого святителя вполне применимы и в условиях кардинально изменившейся по сравнению с еще недавними временами жизни. Задача пересказать «Илиотропион» здесь не ставится — эту книгу нужно читать полностью. Мы же попытаемся предложить лишь самую общую схему решения этого важнейшего для спасения души вопроса.
Рассмотрим такой пример: вот перед нами лист бумаги, на котором невидимым образом поставлена некая точка. Можем ли мы сразу, не имея никакой информации, так сказать, «ткнув пальцем», определить (по сути дела угадать) местонахождение этой точки? Естественно — нет. Однако если вокруг этой невидимой точки изобразить по кругу несколько видимых точек, тогда, опираясь на них, мы можем с большой вероятностью определить искомую точку — центр окружности.
Есть ли в нашей жизни такие «видимые точки», с помощью которых мы могли бы познать волю Божию? Есть. Что это за точки? Это некие приемы обращения к Богу, к опыту Церкви и к нашей душе на пути познания человеком воли Божией. Но каждый из этих приемов не самодостаточен. Вот когда этих приемов несколько, когда они совмещены и учтены в необходимой мере, только тогда мы — сердцем! — можем познать, чего собственно Господь от нас ожидает.
Итак, первая «точка», первый критерий — это, конечно же, Священное Писание, непосредственно Слово Божие. Опираясь на Священное Писание, мы достаточно четко можем представлять себе границы воли Божией, то есть: что допустимо для нас, а что является совершенно неприемлемым. Есть заповедь Божия: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37,39). Любовь является последним критерием. Отсюда делаем вывод: если что-либо делается по ненависти, то это уже автоматически выпадает за границу возможности воли Божией.
В чем трудности на этом пути? Парадоксальным образом в том, что делает боговдохновенное Писание подлинно Великой Книгой — в его универсальности. А обратной стороной универсальности является невозможность однозначно интерпретировать Писание в каждом конкретном житейском случае вне колоссального духовного опыта жизни во Христе. А это, простите, не про нас сказано… Но, тем не менее, точка есть…
Следующий критерий — Священное Предание. Это опыт реализации Священного Писания во времени. Это опыт святых отцов, это опыт Церкви, которая 2000 лет искала ответ на вопрос, что значит жить, исполняя волю Божию. Этот опыт огромен, бесценен и практически дает ответы на все вопросы жизни. Но и тут есть свои проблемы. Здесь трудность противоположная — дискретность опыта. Ведь именно потому, что этот опыт так огромен, он включает в себя множество различных вариантов решения духовных и житейских проблем. Применить его в конкретных ситуациях практически невозможно без благодатного дара рассудительности — опять же в современной жизни исключительно редкого.
С книжными поучениями святых отцов и старцев связаны и некоторые специфические искушения. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев советы старцев относятся к конкретному человеку в конкретных обстоятельствах его жизни и могут меняться по мере изменения этих обстоятельств. Мы говорили о том, что промысл Божий о спасении человека может быть различен. А почему так? Потому что, как правило, человек прямым путем — путем совершенства — по своей немощи (лени?) не идет. Вот сегодня он не выполнил то, что он должен был выполнить. Что ему остается? Погибнуть? Нет! Господь в этом случае предусматривает для него какой-то другой, может быть, более тернистый, долгий, но столь же абсолютный путь спасения. Если он согрешил, а ведь нарушение воли Божией всегда есть вольный или невольный грех, то этот путь спасения обязательно лежит через покаяние. Например, сегодня старец говорит: «Ты так-то и так-то должен поступить». А человек уклоняется от выполнения духовного наказа. Потом опять приходит к старцу за советом. И тогда старец, если видит в нем раскаяние, говорит, как он должен поступить в новой ситуации. Говорит, возможно, противоположное предыдущему слову. Ведь прежний совет человек не выполнил, поступил по-своему, и это кардинально изменило ситуацию, создало новые — в первую очередь духовные — обстоятельства. Таким образом, мы видим, что индивидуальность советов старцев в конкретных случаях жизни является объективным препятствием к тому, чтобы можно было просто сказать: «Читайте советы старцев, следуйте им — и будете жить по воле Божией». Но и это — точка…
Третий критерий — голос Божий в сердце человека. Что это? Совесть. Удивительно и утешительно сказано апостолом Павлом, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (Рим. 2, 14–15). В каком-то смысле можно сказать, что совесть — это тоже образ Божий в человеке. И хотя «образ Божий» понятие многосложное, но одно из проявлений его — голос совести. Таким образом, голос совести в определенной мере можно отождествить с гласом Божиим в сердце человека, являющим ему волю Господню. Итак, очень важно желающему жить по воле Божией быть честным и трезвенным в слышании голоса своей совести (вопрос в том, насколько мы к этому способны).
Еще один критерий, четвертый (конечно, не умаленный по значимости, ибо в круге все точки равноценны) — молитва. Совершенно естественный и очевидный для верующего человека способ познания воли Божией. Расскажу пример из моей жизни. Был трудный ее период: столько сконцентрировалось проблем, столько мудрований — казалось, жизнь зашла в тупик. Впереди какой-то бесконечный лабиринт дорог, куда ступить, в какую сторону идти — совершенно непонятно. И тогда мой духовник сказал мне: «Что ты мудруешь? Молись каждый вечер. Не надо никаких сверхусилий — каждый вечер говори молитву: «Господи, укажи мне путь, в онь же пойду». Каждый раз перед сном говори это с земным поклоном — Господь обязательно ответит». Так молился я две недели, и вот произошло событие в смысле житейском крайне маловероятное, разрешившее все мои проблемы и определившее дальнейшую жизнь. Господь ответил…
Пятый критерий — благословение духовника. Счастлив тот, кого Господь допускает получить благословение старца. К сожалению, в наше время — «старцы отняты от мира» — это исключительная редкость. Хорошо, если есть возможность получить благословение своего духовника, но и это тоже не так просто, не у каждого сейчас есть духовник. А ведь даже и в первые века христианства, когда люди были богаты духовными дарами, святые отцы говорили: «Моли Бога, чтобы он послал тебе человека, который тебя духовно управит». То есть и тогда обретение духовника было определенной проблемой, и тогда уже нужно было особо вымаливать себе духовного руководителя. Если нет ни старца, ни духовника, тогда можно получить благословение у священника. Но в наше время, время духовного оскудения, нужно быть при этом достаточно трезвенным. Нельзя следовать механически принципу: все, что речет священник — это обязательно от Бога. Наивно предполагать, что все священники могут быть духовниками. Апостол говорит: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений?» (1Кор. 12:29). Не надо считать, что сама по себе харизма священства уже автоматически является харизмой пророчества и прозорливости. Здесь надо всегда быть осторожными и искать себе такого духовного руководителя, общение с которым приносило бы очевидную пользу душе.
Следующий критерий — советы духовно опытных людей. Это опыт жизни благочестивого человека и это наше умение учиться на добром (а может быть, и негативном — тоже опыт) примере. Помните, как в кинофильме «Щит и меч» некто сказал: «Только дураки учатся на своем опыте, умные учатся на опыте других». Умение воспринять опыт благочестивых людей, общение с которыми нам даровано Господом, умение прислушаться к их советам, найти в них необходимое себе и рационально это использовать — тоже способ познания воли Божией.
Есть и еще очень важный критерий определения воли Божией. Критерий, о котором говорят святые отцы. Так, об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице»: то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние. Когда результатом нашей деятельности является обретение в душе мира о Господе — не лени и сонливости, но особого состояния активного и светлого умиротворения — то это тоже показатель правильности выбранного пути.
Восьмой критерий — умение чувствовать обстоятельства жизни; воспринимать и трезво оценивать то, что вокруг нас происходит. Ведь ничто не происходит просто так. Волос с головы человека не упадет без воли Всевышнего; капля воды не скатится, веточка не сломается; никто не подойдет и не оскорбит нас, и не поцелует, если это не было попущено Господом к какому-то нашему вразумлению. Таким вот образом Бог созидает обстоятельства жизни, но наша свобода этим никак не ограничена: выбор поведения во всех обстоятельствах всегда за нами («…воля человека выбирающая…»). Можно сказать, что жизнь по воле Божией — наш естественный ответ на созданные Богом обстоятельства. Конечно, «естественность» должна быть христианской. Если обстоятельства жизни складываются, к примеру, так, что для обеспечения семьи нужно, как кажется, провороваться, то, конечно же, это не может быть волей Божией, ибо это противоречит заповедям Божиим.
И еще важнейший критерий, без которого не может быть ничего остального — терпение: «…терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Все получает тот, кто умеет ждать, кто умеет вручить Богу решение своей проблемы, кто умеет дать Господу возможность Самому сотворить то, что Он о нас предусмотрел. Не надо навязывать Богу своей воли. Конечно, иногда бывает так, что нужно решиться на что-то в один миг, сделать нечто в одну секунду, что-то совершить, ответить. Но это опять же какой-то особый промысл Божий, и даже в этих обстоятельствах обязательно будет некая подсказка. В большинстве же случаев самый оптимальный способ — дать Господу возможность явить Свою волю в нашей жизни обстоятельствами так очевидно, что уже от этого никуда не денешься. Молись и жди, находясь, пока возможно, в том состоянии, в которое Господь тебя поставил, и Господь явит тебе Свою волю на дальнейшую жизнь. Практически это означает не торопиться с принятием ответственных решений (например, молодоженам о. И.К. советует в состоянии жениха и невесты «повидать четыре времени года») и без явной необходимости не менять своего житейского положения: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор. 7:20).
Итак, мы наметили те критерии, «точки» — Священное Писание и Предание, совесть, молитва, благословение и духовный совет, мирное состояние души, чуткое отношение к обстоятельствам жизни, терпение, — которые дают нам возможность познавать промысл Божий о нашем спасении. И вот тут возникает совсем другой, парадоксальный вопрос: «Отдаем ли мы себе отчет — а зачем нам знать волю Божию?» Помню слова опытного священника, братского духовника одного из старейших монастырей Руси: «Волю Божию знать страшно». И в этом есть глубокий смысл, который в разговорах о познании воли Божией как-то легкомысленно упускается. Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание — колоссальная ответственность. Вспомните слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48). Представьте себе: прийти на Суд Божий, и услышать: «Ты знал! Тебе было открыто, что Я от тебя жду — и ты сознательно делал противоположное!» — это одно, а прийти и смиренно взмолиться: «Господи, я такой неразумный, ничего не понимаю. Как мог, я старался делать добро, но все что-то не так получалось». Что уж с такого взять! Конечно, пребывания со Христом он не заслужил — но все же «бит будет меньше».
Мне часто приходится слышать: «Батюшка, как жить по воле Божией?» Спрашивать спрашивают, а вот жить-то по Его воле не желают. Вот почему страшно знать волю Божию — потому что тогда и жить нужно по ней, а это зачастую совсем не то, что нам хочется. От подлинно благодатного старца, о.Иоанна Крестьянкина, я слышал такие печальные слова: «Торгуют моими благословениями! Все спрашивают меня: «Что делать?» Все говорят, что живут по моим благословениям, но почти никто не выполняет того, что я им говорю». Вот это страшно.
Оказывается, «узнать волю Божию» и «жить по воле Божией» — это совсем не одно и то же. Узнать волю Божию возможно — Церковь оставила нам великий опыт такого познания. А вот жить по воле Божией — это личный подвиг. И легкомысленное отношение здесь недопустимо. К сожалению, понимания этого очень мало. Со всех сторон слышны стенания: «Дайте нам! Покажите нам! Укажите нам — как поступить по Божией воле?» А когда говоришь: «Бог благословит тебя поступить так-то и так-то» — поступают все равно по-своему. Вот и получается — «Волю Божию мне скажите, но жить-то я буду так, как мне хочется».
Но, мой друг, ведь наступит момент, когда отягощаемая нашим коснением во грехах Божия справедливость вынуждена будет превозмочь Божие милосердие, и ответить придется за все — и за попустительство страстям, и за «игру в волю Божию». К этому вопросу нужно относиться очень серьезно. По сути дела это вопрос жизни и спасения. Чью волю все-таки — Спасителя или искусителя — мы выбираем каждый момент нашей жизни? Здесь нужно быть и рассудительным, и трезвенным, и честным. Не следует «играть в познание воли Божией» — бегая по священникам за советами до тех пор, пока не услышишь от кого-либо ту «волю Божию», которая тебе угодна. Ведь таким образом изощренно оправдывается свое самоволие, и нет тогда места спасительному покаянию. Лучше уж сказать честно: «Прости, Господи! Конечно, Твоя воля свята и высока, но я по немощи своей не достигаю этого. Помилуй меня, грешного! Даруй мне прощение за мои немощи и даруй мне путь, на котором я бы не погиб, но смог бы придти к Тебе!»
Итак, есть промысл Божий о спасении каждого человека, и есть единственная ценность в этом мире — жизнь по воле Божией. Господь дает нам возможность познания вселенской тайны — воли Творца о спасении Своего отпавшего творения. Только нужно нам иметь твердую решимость не играть в познание воли Божией, а жить по ней — это путь в Царствие Небесное.
В заключение я хотел бы сказать несколько слов о рассудительности — без нее невозможно познание воли Божией. И действительно — мы говорили о том, что в конкретных жизненных обстоятельствах только духовным рассуждением можно верно интерпретировать как истины Священного Писания, так и опыт святых отцов, и житейские коллизии. Механическое следование букве закона вне духовного рассуждения — например, раздать имущество ради достижения совершенства (без созревания души для подвига; по сути дела вне смирения) — прямой путь либо к духовной прелести, либо к отпадению в уныние. Но дух рассуждения — это не критерий, это дар. Он не «осваивается» сознанием (как, например, опыт святых отцов) — он ниспосылается свыше в ответ на наше моление и, как любой дар благодати, почиет только в смиренном сердце. Будем же из этого исходить — и довольно.
И вновь вслушаемся в слова апостола Павла: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…» (Кол. 1, 9–10).
Уверен, что каждый из нас хоть раз в жизни слышал фразы «На все воля божья» и «Все, что ни делается, – к лучшему». Но кто-нибудь когда-нибудь размышлял над глубинным смыслом этих высказываний?
На днях мне написал один из моих читателей, молодой человек 19 лет. Плакался, как пережить расставание с любимой…
Таким был мой ответ:
«Ну смотри, исходя из моего жизненного опыта и всего того, что я знаю, получается, что все, что ни делается, – к лучшему. Церковники постоянно говорят эту фразу, но никто при этом не объясняет, что Вселенная (ну или Бог, по их версии) ВСЕГДА ведет нас по наилучшему жизненному пути и всегда, оглядываясь на какие-то негативные события, допустим через 10 лет, мы понимаем, что то, что произошло тогда – оказалось нам во благо.
Вот ты шел по улице, сломал ногу, думаешь: беда. А это не беда вовсе в твоей жизни, а награда, потому что за эти 4 месяца, что ты лежал дома в гипсе, ты выучил программирование и сейчас до конца жизни можешь легко зарабатывать 3к в месяц и не думать о пропитании семьи, образно говоря. И спустя годы ты это понимаешь. Т.е. чего не должно произойти в твоей жизни – не произойдет. А если что-то уже случилось, то так было надо, и спустя годы ты поймешь, что это было классно на самом деле.
Просто воспринимай, что все, что с тобой ни происходит – хорошее или плохое – оно в любом случае тебе во благо. Сейчас горе – а завтра ты узнаешь, что она больна СПИДом (тьфу-тьфу), и если б ты с ней остался дальше, то тоже бы заразился. Или что через 5 лет она превратится в толстую корову и будет таковой оставаться до конца жизни, из-за чего вы бы постоянно ссорились.
Ну примеры у меня по жести, конечно. Но как есть. ))))»
Так, с «все, что ни делается, – к лучшему» разобрались. Теперь разберём «на все воля божья». Как вы понимаете смысл данного высказывания? Лично я понимаю так, что ничто не происходит с нами без воли на то высших сил, потому что, как я уже сказал, вселенная всегда ведет нас по наилучшему для нас жизненному пути. «На все воля божья» на самом деле обозначает ПОЛНОЕ смирение перед волей высших сил в отношении тебя, потому что в конечном счете это обернется тебе во благо. Нужно просто запастись терпением и пониманием этого, принять и расслабиться. Как многие из вас знают, я сидел 10 лет. За это время я сделал для своего освобождения все, что позволяла мне моя совесть. То есть абсолютно все, вплоть до подачи помилования президенту. Ни одна из моих попыток не увенчалась успехом. И тогда я начал читать Ошо, и понял, что все, что ни делается, – к лучшему. Разумеется, это не означает, что ты должен сидеть сложа руки, мол, все равно на все воля божья, если мне суждено – то стану миллионером. Нет, это не так. Так восприняло этот жизненный закон индийское общество, которое, будучи одним из самых прогрессивных, в какой-то момент решило, что на все воля божья, а раз так, то значит можно сидеть под деревом, ничего не делать, и если суждено, то вселенная пошлет мне богатство и все остальное. Посмотрите, где Индия сейчас… А означает это в первую очередь то, что, попадая в какую-то сложную жизненную ситуацию, ты должен сделать ВСЁ от тебя зависящее, чтобы ее изменить, но если ничего не получается, и ты можешь с чистой совестью сказать себе, что ты предпринял абсолютно все действия, чтобы выбраться из ямы – значит это просто воля высших сил в отношении тебя, надо принять это и попытаться понять, для чего тебе ниспослано это испытание, извлечь из него уроки и ценности. А через 10 лет ты поймешь, что это было тебе во благо…. Ну или раньше.
Священники, аббаты и прочие муллы нам этого не объясняют, а зря.
На всё — воля божья?
Утверждение о том, что на всё воля божья, очень популярно среди верующих. Более того, именно в этом утверждении люди часто видят главное преимущество верующего человека перед неверующим. Неверующий, мол, ничего не понимает в происходящем, страдает, мучается, мечется, суетится, старается как-то приспособиться. А вот верующий свободен от всех этих заблуждений, он спокоен, уверен, во всём видит промысел божий, и живёт полноценной жизнью. Кому-то это кажется вполне логичным и последовательным. Кого-то именно это и привлекает в религии. Но так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться. А для этого просто додумаем данную мысль, данное утверждение до конца.
Итак, если предположить, что на всё воля божья, то любое движение любой элементарной частицы, любого атома, любой молекулы во всей вселенной известно Богу-Творцу и жёстко им контролируется. И точно так же известно поведение любой живой клетки, любого живого организма, любого человека, всего человечества, мира в целом. Причём известно не только в данный момент, но и в будущем тоже. То есть как Бог захочет, так и сделает, и без его желания не может произойти ничего на свете.
А теперь попробуем поставить себя на место Творца и зададим себе вопрос: «А зачем нужно создавать такой сложнейший, многообразнейший мир, если он полностью подконтролен нам?» Ведь ни одно из творений не сможет сделать ничего без нашей команды. То есть все они — бездумные, покорные исполнители нашей воли, и ни о каком их развитии в данной ситуации не может быть и речи. Это театр марионеток, где всеми куклами управляет один хозяин. Наверное, найдутся люди, которым такой полностью управляемый мир покажется потрясающе интересным. Мол, что хочу, то и ворочу. Но любому здравомыслящему человеку это очень быстро надоест, он забросит подобный мир, как наскучившую игрушку и займётся более интересными делами.
Наверное, не надо объяснять, что и Бога, идеала мудрости, такие глупые забавы совсем не привлекают. То есть получается, что мир, где «на всё воля божья», никому не нужен. Ни Творцу, потому что такой мир ему неинтересен. Ни творениям, потому что за них всё решают свыше, они только слепо выполняют чужую волю.
Теперь подойдём к вопросу с другой стороны.
Ни для кого не секрет, что в мире происходит много несчастий, мерзостей, безобразий, одним словом — в мире много зла. Войны, эпидемии, геноцид, репрессии, голод уносят миллионы жизней. Воры, грабители, бандиты отнимают у людей последнее. Педофилы насилуют детей. Маньяки-убийцы соревнуются, кто больше и изобретательнее уничтожит людей. Пропагандируются и навязываются всевозможные извращения. Примеры можно множить и множить. И что же — на всё это воля божья? И кто же после этого Бог? Можно ли считать его в этом предположении мудрым и добрым, как утверждают религии? Какой смысл Богу устраивать всё это непотребство? Он же не садист, не мазохист, не шизофреник. Мы опять же попадаем в неразрешимое логическое противоречие.
Наконец, ещё один важный момент.
Если ничто в мире не происходит без воли Бога, то какой тогда смысл в заповедях, то есть в указаниях людям, как жить надо, а как не надо. Ведь в этом случае каждый поступок, каждое слово, каждая мысль любого человека — это воля Бога. Зачем тогда эти глупые игры в свободу выбора, в грехи и добродетели, в поощрения и наказания? Получается, что Бог сам управляет поступками каждого человека, а потом сам же их оценивает? Он что, оценивает сам себя? Не надо подобную очевидную глупость приписывать мудрому творцу вселенной. Даже нормальный здравомыслящий человек и то не способен на подобное.
Так что с какой стороны не подойди, предположение, что на всё воля божья, не выдерживает никакой критики.
Но тогда возникает вопрос о всемогуществе Бога. Если не на всё его воля, то он, наверное, не всемогущий?
В действительности всё очень просто. Главная цель Бога при создании мира состояла в том, чтобы дать возможность некоторым творениям (людям) развиться до уровня самого Творца. Согласитесь, цель очень благородная, и процесс захватывающе интересный. Однако такое безграничное развитие невозможно без наделения творений (то есть нас, людей) абсолютной свободой выбора. В том числе и выбора в сторону разрушения гармонии мира, то есть в сторону зла. Вот именно поэтому на период нашего обучения Бог допускает существование зла в мире. И как раз наш неправильный выбор способствовал вторжению и усилению дьявола, мирового зла, которое теперь стало такой мощной силой. А жизнь нам даётся Богом для понимания и исправления своих ошибок, для свободного осознания, что добро прекрасно, а зло отвратительно, для восстановления гармонии мира и уничтожения враждебного миру зла. При этом в помощь нам даются Богом ориентиры — заповеди, а также наша совесть и наш разум. Дальше всё зависит от нас, от нашего свободного выбора. А вот когда период нашего обучения закончится, Бог уничтожит всё зло и спасёт всех людей, включая даже самых последних грешников.
И вот теперь уже становится ясно, на что действительно сейчас есть воля Бога.
Если в мире происходит что-то хорошее, увеличивается количество добра, мир становится более гармоничным, то на это — воля Бога. Или же это наша воля, наш правильный выбор в сторону добра, совпадающий с волей Бога.
Если же в мире происходит что-то плохое, увеличивается количество зла, мир становится слабее, деградирует, разрушается, то на это — воля дьявола и сил зла, а никак не воля Бога. Иди же это наша воля, наш неправильный выбор в сторону зла, совпадающий с волей дьявола.
И последнее. Есть ещё одна известная поговорка: «Всё, что Бог ни делает, — к лучшему». Вот это уже абсолютно верно. Хотя многим может показаться, что данная фраза очень близка к рассматриваемой нами: «На всё воля божья». Нет, Бог действительно всегда всё делает только к лучшему и никогда ничего не делает к худшему. Такова уж воля божья.
<<предыдущая оглавление следующая>>
Воля Божия
Я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее… и стараюсь быть ко всему готовым, чтобы иметь возможность сказать псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих… Чаю жизни будущего века… (преп. Никон).
Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время (преп. Амвросий).
Ты полагаешься на мой совет и благословение о твоем замужестве. Но кто я, и что значу? Будущее мне неизвестно — будешь ли ты счастлива в супружестве или нет, и потому не беру на себя сказать тебе решительно, а предоставляю воле Божией. Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное — к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия — по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали (преп. Макарий).
…В сем мире ничего не бывает постоянного. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; так и в нашей жизни — всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет (преп. Анатолий).
Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости… Заповеди Божии были и есть всегда основанием жизни… Предайтесь воле Божией (преп. Никон).
Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как должное. Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина открывается. «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28) (преп. Никон).
Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, будет ли это разумно и Богу угодно (преп. Никон).
Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию, всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при переживании различных скорбей, и внешних, и внутренних, душевных. «Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящие, и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой…» Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все! (преп. Никон).
Молись по-детски, в простоте сердца о всех нуждах и скорбях твоих и вручай себя воле Божией, ибо Господь строит наше спасение (преп. Никон).
Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь, ибо наблюдал, как своя воля приносит человекам скорби и трудности… Да будет же воля Божия, благая и совершенная! Ей вручаю себя, и всю жизнь, и всех. Принятие воли Божией мир приносит сердцу моему… (преп. Никон).
Есть желание предаться во всем на волю Божию, не самому, по своему смышлению, располагать свою жизнь. Верую, что Господь пошлет мне именно то, что нужно и полезно мне… (преп. Никон).
Надо молиться, да укажет Господь путь… Будем молиться Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах. Иного пристанища и надежды не вижу. Человеческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия! Да не посрамит Господь веры нашей и преданности воле Его. Единая надежда на Бога. Вот твердое основание. Остальное все непрочно, и особенно в нашем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия!.. Мне приходила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся мира, ныне, хотя и невольно, проводим мироотречную жизнь. Так судил Господь. Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу (преп. Никон).
Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией (преп. Никон).
Статья «О воле Божией» епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безразлично — монаху или мирянину. К великому прискорбию, по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие безумные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное: надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета — есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен: требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается — считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть. Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. Господи! Да будет воля святая Твоя! Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей (преп. Никон).
Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение обстоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не могли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо смириться и терпеть. Иначе погрешим против Бога (преп. Никон).
Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыслью, словом или делом добротность твоего направления к Свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы твоей над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианкой, кротким молчаливым примером, влекущей других на путь сей (преп. Анатолий).
Трудно было бы жить на земле, если бы и точно никого не было, кто бы помог нам разобраться в жизни… А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь… Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами… Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее все своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться… Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божий, тебе же на пользу… (преп. Анатолий).
Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями (преп. Лев).
Желание ваше знать о мне, престает ли волнение, не могу вполне удовлетворить ответом: скажу только, что по наружности ничего не видно, а по внутренности и тайно что строится — ничего не знаю, только о том уверен, что ничего не может со мною последовать, чего не попустит Бог, а когда что угодно Ему послать за грехи мои — должен принимать с покорностью, ибо от руки Его никуда не избежим (преп. Лев).
Где воспоследует воля Божия, там никакие пресильные препятствия не преодолеют (преп. Лев).
Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим… (преп. Лев).
Христос Спаситель наш рек о Себе: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, глаголя: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Ср.: Мф.26, 39). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, укрепляем себя молитвою смиренною: по воле Твоей, Господи, так да будет о мне! (преп. Моисей).
По чувству христианской любви, милующей и милосердствующей, нельзя не убеждаться требующим оной. Но позволит ли возможность исполнить желаемое, не знаю. То остается сказать: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли — к терпению, приятное ли к благодарению (преп. Моисей).
Справедливо то, что не мы распоряжаемся временем, но оно нами. А действия должны быть основаны на истине, которая непрестанно гласит: если Бог восхощет, сотворим то или другое по предложению (преп. Моисей).
Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хочется, а как Бог приведет (преп. Амвросий).
Как угодно будет Господу решить твою участь, животом или смертью, предоставь это всеблагому Его Промыслу, только во всяком случае старайся быть в мирном устроении, против всего и против всех. Господь Судия нелицемерный. В свое время рассудит все правосудно и воздаст каждому по делам его. А наше главное дело, пока находимся в этой жизни, терпеть все, смиряться и просить от Господа помощи и помилования, и будет хорошо (преп. Амвросий).
Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же по неведению часто стремимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает, как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни умирали мученическою кончиной, а другие по воле Божией просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть и якоже будет Ему благоугодно (преп. Амвросий).
Пишешь, что тебе мать Игуменья сказала: «ты сама не знаешь, к чему тебя соблюдает Господь или Промысл Божий». И не нужно испытывать, а предаваться во всем воле Божией, — как Господу угодно будет, так о нас и да устроит (преп. Амвросий).
В одном месте молились о дожде, а в другом — чтобы не было дождя, вышло же, что Бог хотел (преп. Амвросий).
Чадце! покорись воле Божией, и враг отбежит от тебя, смущающий тебя… Стой, где можно будет в церкви, и твори Иисусову молитву, как мытарь, и поможет тебе Господь (преп. Амвросий).
А что касается до слухов касательно перемещения вас в другой монастырь: то, во-первых, слухам этим не придавайте большого значения, ибо слухи чаще всего оказываются ложными. А во-вторых, в деле этом более предавайтесь воле Божией. Если Владыка будет вам предлагать, можете просить его, чтобы вас оставил на прежнем месте. Если же, помимо предложения, последует определение Святейшего Синода о вашем перемещении в другой монастырь, то и поневоле должно будет перебираться. Но да будет с вами святая воля Божия! Всеблагий Господь знает, что для нас полезнее; так и устроит (преп. Иосиф).
Пусть будет всякий невинен или оправдан не только пред начальством и пред самим Богом, Который праведных любит и грешных милует, и не хочет смерти грешного, но еже обратитися и живу быти ему, и решительно всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти. Будем и мы согласны с сею Божиею волею. Помни того, который сказал: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6). Уповая на Него, не изнемогай. Больше сего не знаю, что тебе сказать. Господь Всеблагий да вразумит тебя во всем творити волю Его, благую и благоугодную, и совершенную (преп. Моисей).
Касательно ожидаемого вами перевода в Псковский монастырь, я уже писал вам, чтобы более полагались на волю Божию. Ибо то только и хорошо бывает и полезно для нас, что согласно бывает с волею Божиею (преп. Иосиф).
Все надо предать воле Божией, — и разлуку нашу. Господь вразумляет нас, чтобы не прилеплялись к земному, как бы дорого оно ни казалось, чтобы стремились мы к небесному, спасая души наши. А всему земному давай цену земную… Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет (преп. Никон).
Об о. М. советую не утруждать архипастыря. Пусть Божия будет воля в лице его. Мир душевный указан нам во смирении сердца, а удовлетворением гордыни мирность не прочна. Пусть научится не вслед себя ходити, но во отвержении своего мудрования и воли обретать душевный покой (преп. Моисей).
Воровство
…Это зло — воровство, кажется, ничем совершенно не истребится, кроме всемирного огня. Впрочем, не противно совести придумывать и изыскивать средства к обузданию этого зла вверенных вам от Бога людей, за которых в свое время потребуется давать пред Богом ответ (преп. Антоний).
Ворожба
…»Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться». К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл (преп. Амвросий).
«На все воля Божья» — что значит выражение, значение фразы
Каждый из нас наверняка знаком с фразой «на все воля Божья». И многие, скорее всего, задумывались над ней. Если понимать ее буквально, то получается, что все стремления человека, его желания и молитвы не имеют самостоятельного значения.
У одного религиозного философа из Дании, Серена Кьеркегора, есть слова о том, что молитвой нельзя изменить волю Бога, но она способна изменить самого молящегося. Если исходить из этого, то значит, чудесам вообще нет места, все заранее предопределено.
Как данная фраза соотносится с церковными взглядами и, в частности, с выражением «на все воля Божья?» и двумя другими, тесно связанными с ним? Речь о них пойдет ниже. Попробуем разобраться. А также рассмотрим выражение «что ни делается, все к лучшему».
Два аспекта
Что значит «на все воля Божья»? Для ответа на данный вопрос нужно сделать оговорку о том, что богословы различают в ней два аспекта.
- Благоволение.
- Попущение.
Первое, касательно разумных веществ, представляет собой одобрение их поступков, желаний и помыслов. А еще поддержку, проявляющуюся в благодатной помощи со стороны Святой Троицы и ее благословениях.
Что значит «на все воля Божья» во втором понимании? Оно относится к делам, которые являются или нейтральными в нравственном отношении, или противными Богу. Он не одобряет таких дел, не способствует их воплощению в жизнь, но, несмотря на это, допускает их совершение. Это позволяет разумным существам действовать в тех рамках, которые вложены в них при их создании, согласно их свободному выбору.
Чтобы разобраться в значении «на все воля Божья», приведем примеры, характеризующие каждый из указанных аспектов.
Примеры благоволения и попущения
Для первого аспекта это:
- жертвоприношение Авеля;
- переселение Авраама;
- выход иудеев из Египта;
- строительство скинии при Моисее;
- возведение храма при Соломоне;
- исповедание апостола Петра;
- обращение Павла.
В качестве яркого примера второго можно рассматривать грехопадение Адама и Евы. Бог не благоволил ему, но при этом не стал препятствовать этому силой собственного могущества. Он не остановил руку, которая потянулась к запретному плоду, дозволив попробовать его.
Рассматривая, что означает «воля Божия», поговорим подробнее об указанных аспектах.
Интерпретация отцов церкви
Что означает «на все воля Божья» в понимании религиозных авторитетов? Они рассматривают это выражение в свете догматического положения, согласно которому никто и ничто в принципе не может противостоять воле Творца. Эта трактовка диктует понимание того, что все, что происходит в мире сотворенных существ, происходит лишь в силу того, что Господь этого желает или допускает. Добрые и злые дела – все возможно лишь с ведома Отца Небесного.
Однако рассматриваемый тезис не нужно интерпретировать в ложном смысле, который предполагает, что Божий промысел – это фатум. То есть неправильным будет считать, что все, что происходит, безоговорочно должно было произойти. Так же, как и не все, что не случилось, не могло случиться в действительности.
Человек разумный
Бог наделил человека разумом, а также и свободой действий, хотя при этом последний во многом ограничен Творцом. Это касается его природы и индивидуальных особенностей, силы обстоятельств. В отношении нравственном он может и нарушать, и исполнять волю Бога.
Если желания и действия человека соответствуют его законам, Господь благоволит ему, способствуя исполнению добрых замыслов. Если стремления и поступки грешника противоречат высшим предначертаниям, они не одобряются Всевышним.
Что значит «на все воля Божья» в случае со свободой выбора человека? Она усматривается в следующем. Именно Творец по своей воле дал человеку способность к совершению греха. С другой стороны, он проявляет свое терпение и даже долготерпение.
Для лучшего понимания того, что значит «на все воля Божья», скажем еще несколько слов о свободе воли человека.
Синергизм
Человеку, созданному по образу и подобию Божьему, дана свободная воля. Без возможности выбора не было бы добра как такового, тогда как внутренней жизнью и поступками человека руководила бы лишь необходимость.
Свободная воля является одним из главных человеческих достоинств. Но в то же время для него это и огромная ответственность. В связи с этим возникает вопрос, зачем нужна эта возможность выбора, если множество людей злоупотребляют ею?
Все дело заключается в том, что без этого не может быть осуществлено спасение. Так как оно представляет собой богообщение, то есть жизнь с Богом, вечное приближение к нему, просвещение души и озарение ее божественным светом.
Человек должен добровольно выбрать путь спасения. Бог должен стать главной целью его жизни. Спасение рассматривается как любовь Творца к его творению, а творения – к Творцу. В связи с этим характер спасения – глубоко личностный. Богословы называют это синергизмом – взаимодействием Божественной и человеческой воли.
Нужно ли сопротивляться судьбе?
Римские философы-стоики говорили, что судьба ведет желающего, тогда как нежелающего она тащит. В их представлении отношения человека с Богом походили на дорогу с односторонним движением. На ней действует лишь Бог, а человек только пассивно воспринимает результаты его действий. Все попытки сопротивления предначертанной судьбе могут привести исключительно к потере сил и к страданиям, не имеющим никакого смысла.
Как стало понятно из пояснений христианских богословов, у человека есть свобода воли, данная ему свыше. Конечно, если он попытается на легковом автомобиле выехать навстречу самосвалу, чтобы устроить с ним соревнование на предмет того, кто кого столкнет с дороги, здесь человек ничего изменить не может. Но у верующего есть выбор: двигаться по этой полосе навстречу Богу или от него.
Далее рассмотрим, что значит «положиться на волю Божью»?
Молитва как приближение к Богу
И чудо вследствие его молитвы может случиться именно там, где он движется навстречу Создателю. Как это происходит, и чему нужно молиться? Один из русских подвижников, святитель Игнатий (в миру – Брянчанинов) писал о том, что Богу не нужны молитвы.
Он и без прошений наших знает, в чем каждый из нас нуждается. На тех, кто ничего не просит, он также изливает свои щедроты. Молитва необходима самому человеку. Она приближает к Богу просящего. Без нее человек является чуждым Всевышнему. Чем больше верующий упражняется в ней, тем более он сближается с Творцом.
Тем самым проводится мысль о том, что Бог знает о нуждах каждого и по милости своей вознаграждает каждого. Поэтому нужно положиться на его волю, следовать его заповедям и жить по совести. А в своих молитвах просить его благословления.
Здесь как бы уточняется мысль Кьеркегора, о которой было сказано выше. С помощью молитвы человек может измениться вполне конкретным образом. Она может приблизить его ко Всевышнему и таким образом подготовить его к восприятию благ, которые он изливает на своих чад без всяких просьб с их стороны. В этом и заключается смысл выражения о том, что нужно положиться на волю Всевышнего.
Что значит «хождение по воле Божией?»
В Евангелии от Матфея сказано о том, что не всякий обращающийся к Господу сможет войти в Царство Небесное. Но лишь тот, кто исполняет волю Небесного Отца. По мнению Феофана Затворника, епископа, жившего в 19 в., это значит, что с помощью одной только молитвы спастись невозможно. Нужно исполнять волю Бога, то есть то, что возложено на человека по строю его жизни и званию.
А в молитве надо в основном просить о том, чтобы Бог помог нам не отступать от его воли. У того же, кто ревностно исполняет ее, молитва будет дерзновеннее, и он легче получит доступ к престолу Всевышнего. Бывает, что если молитва не сопровождается хождением по воле Божьей, то она ненастоящая, сердечная и трезвая, а лишь словесная, внешняя.
Во время ее прочтения присутствует нравственная неисправность, человек закрывается многословием, как туманом, и мысли его блуждают. Только при исполнении того и другого с благочестием появится плод.
Глубокий мир и безмятежность
Феофан затворник говорит, что, кто станет твердо следовать повелениям Всевышнего, имеющим непоколебимую и несокрушимую основу, тот также станет твердым и стойким. У тех, кто гоняется за преходящими ценностями, мятутся мысли. Но лишь только такой человек образумится и вернется на путь воли Божьей, его мысли, как и начинания, станут упорядоченными.
Когда же он в этом образе жизни приобретет наконец навык, внутри у него все приходит в безмятежный порядок и спокойный строй. Начавшись в этом мире, безмятежность и глубокий внутренний мир перейдут в следующую жизнь, пребывая там вовеки.
Вот что значит «хождение по воле Божией» — среди общего течения жизни вокруг нас и постоянного, не текущего в нас. Так писал Феофан Затворник.
Пример доверия к воле Бога
Яркой иллюстрацией такого доверия является молитва Филарета Московского (18-19 в.), святителя, епископа. Он, обращаясь к Господу, говорил о том, что не знает, чего просить у него. Ведь один Бог ведает, что ему (Филарету) нужно. Бог Больше любит его, чем он может любить Бога. Отче, дай рабу твоему то, чего сам он просить не умеет.
Далее Филарет восклицает: «Не дерзаю попросить у тебя ни утешения, ни креста, лишь стою перед тобою. Сердце мое открыто тебе. Ты видишь нужды, о которых я не ведаю. Воззри и сотвори согласно милости Твоей. Исцели и порази, подыми и низложи меня. Безмолвствую и благоговею перед святою волей твоей и судьбами твоими, непостижимыми для меня. Предаюсь тебе и приношу себя в жертву. Не имею я другого желания, кроме того, чтобы исполнять твою волю. Научи меня молитве и сам молись во мне».
Пример неуверенности
Таковым является путешествие апостолов с Иисусом в шторм по бушующему озеру. Они были испуганы и разбудили Учителя, спавшего на корме. По их просьбе он совершил чудо. Он велел ветрам утихнуть. Но при этом Иисус с укоризной обратился к ученикам, спросив: «Где же ваша вера?».
В присутствии на лодке повелителя бурь, ученики решили просить его о совершении чуда. То, что Создатель мира в лице Спасителя располагался в одной лодке с ними, они сочли недостаточным, чтобы почувствовать себя в безопасности. Просьба апостолов была удовлетворена.
Бог видит все
По их молитве чудо оказалось возможным, оно навсегда осталось в истории человечества, свидетельствуя о том, что Бог слышит любые просьбы. Однако наряду с этим чудом в историю вошел и Божественный упрек, адресованный просившим ученикам.
Что-то похожее происходит и с людьми, когда, переживая житейские бури, они обращаются к Богу с просьбой помочь им. Они думают, что Создатель забыл о них, что он не видит, что происходит, что он не контролирует события. А хрупкую лодку их жизни вот-вот захлестнут волны невзгод. Однако Бог своим невидимым участием всегда сопровождает нас в нашей судьбе.
«Что ни делается, то к лучшему»: значение выражения
Эта поговорка может быть проиллюстрирована следующей притчей.
У одного царя был советник, который являлся истовым верующим. Что бы ни случалось с ним и с окружающими, он повторял:
— Что ни делает Бог, все к лучшему. Он все устраивает мудро. Если он что-то дает – это хорошо, а если не дает, то еще лучше.
Если у царя не выходило то, что он задумал, советник снова повторял:
— Это к лучшему!
В таких ситуациях правитель недоумевал:
— Не могу поверить, что, когда случается что-то плохое, когда человека постигает неудача, это идет ему во благо.
Однажды, когда оба персонажа гуляли по лесу, царю в ногу впился шип ядовитого растения. Не медля ни минуты, советник кинжалом отсек своему повелителю палец на ноге, поврежденный шипом, и произнес:
— Хорошо Бог все устроил!
Правитель был вне себя от ярости:
— Разве может быть хорошо то, что ты лишил меня пальца?
Советник отвечал:
— Если бы я не отрубил его, яд охватил бы все тело, и тогда вы бы погибли.
Однако царь не был успокоен этим объяснением и прогнал советника прочь. Продолжая дорогу в одиночестве, правитель набрел на племя людоедов, которые как раз подыскивали подходящую жертву к празднику. Царь был схвачен, но затем его отпустили. Это было связано с тем, что жертва оказалась неполноценной вследствие отсутствия пальца на ноге.
Царь был сильно испуган, но, добравшись до дворца, вызвал к себе советника. Он щедро одарил его и произнес:
— Я понял, что ты говорил мудрые вещи, но все же объясни, что хорошего в том, что в лесу я прогнал тебя?
Советник ответил:
— Если бы я с вами остался, то дикари съели бы меня.
С тех пор правитель уже больше не сомневался в мудрости Божественных замыслов.
Изучив, что значит выражение, «что ни делается, все к лучшему», как и все указанные выше, можно сделать заключение о том, что все в мире совершается по воле Творца, который желает человеку только добра. Но при этом у последнего есть свобода воли, которая дана ему для того, чтобы приближаться к Всевышнему.
Вопрос:
Пожалуйста, объясните, что есть моя воля и воля Божия?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:17). Святые отцы употребляют богословское понятие синергия (греч. synergos – вместе действующий). Мы не можем спастись без Божией благодати (подается она только тому, кто поступает по воли Божией). Бог же почтил нас свободой воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих. Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится о исполнении воли Божией. Сделать это невозможно, не отсекая свою волю. Здесь и начинается самое трудное. Человек (особенно современный), имея падшее естество, чаще всего направляет свою волю на удовлетворение похотей и страстей (от самый грубых у одних, до утонченных и завуалированных – у других). Сколько придумано софизмов и составлено мнимых теорий, чтобы защитить и сохранить свою искаженную грехом волю! Мы вступили в полосу удручающего нравственного оскудения. Нет такого вида порока и греха, в оправдании которого не злоупотребляли бы такими понятиями как права человека и свобода. Современный человек настолько расслаблен и настолько уклонился от нормального духовного состояния, что для него является болезненной даже слабая попытка помочь ему исправиться.
Что же нужно, чтобы жить по благодатной Божественной воле? Духовный опыт христианства свидетельствует, что этот навык как добрый плод появляется и созревает по мере духовного совершенства человека. Если растет в нас вера, то и возрастает во всем доверие к Богу. Тогда крепнет в нас решимость и обретается умение угождать во всем Ему. Если исчезло в нас себялюбие и умножилась любовь, то очистилось и наше духовное око, чтобы увидеть угодное Богу. Так со всеми добродетелями. Преп. Макарий Великий применяет к добродетелям образ золотой цепочки: все звенья связаны и каждое тянет за собой другое. И наоборот, «если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию» (Преп. Симеон Новый Богослов). В богатой сокровищнице 17-векового опыта монашества есть много доказательств, что быстрее других достигали высот те, кто с самого начала монашеской жизни главной целью поставили полное отсечение своей воли и стяжание смирения. Самый яркий пример – преп. Досифей, который за пять лет сподобился святости и стал в лике тех, кто десятилетия провел в пустыне, совершая суровые аскетические подвиги. «Не в видимых пустынях и горах пребывал он и не полагал великим иметь власть над дикими зверями, но он возлюбил душевную пустыню и желал приблизиться к горам вечным, дивно просвещающим, и наступать на душегубительные главы мысленных змей и скорпионов. Сих вечных гор он вскоре и сподобился достигнуть, с помощью Христовою, страдальческим отсечением своей воли; а отсечение своей воли открыло ему непогрешительный путь святых отцов, который показал ему блаженное оное бремя лёгким и спасительное и благое иго поистине благим. Отсечением же своей воли он научился лучшему и дивному способу возвышения – смирению, и принятую от святых старцев заповедь: «будь милостив и кроток» исполнил на самом деле, а чрез сие украсился всеми добродетелями. Блаженный всегда носил во устах оное старческое изречение: «достигший отсечения своей воли достиг места покоя». Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие» (Авва Дорофей, Душеполезные поучения).
Что есть воля Божия?
У меня много есть духовных братьев и сестер от 10 лет до 65 .
И каждый раз общаясь с ними, понимаешь, как Господь иногда нам показывает свою волю, а мы как слепые котята проходим мимо.
Был один не забываемый случай с моей хорошей знакомой.
Это наверное самый лучший пример, когда человек принимает волю Божью…
Наталия верующая и жила гражданским браком с парнем, как многие сейчас считают ,что это правильный образ совместного жития. Никто никому ничего не должен, только все должны нам любимым.
Ну, такой стереотип эгоистичного потребителя…
Жили они наверное как все…
Только он был человек расчетлив и вот однажды он заявил Наталии, что он ее уже разлюбил и вообще им пора расстаться.
И сказал он это , тогда, когда Наталия потеряла работу, и фактически осталась без места проживания.
Конечно, как любая женщина Наталия очень сильно расстроилась, а ей уже было 30 лет, 7 лет жизни своей она отдала ему, детей, слава Богу, по определенным причинам не было. Он не желал …
Но приняв все с молитвой, Наталия еще больше стала она ходить в храм.
Она через месяца три успокоилась окончательно.
Когда мы с ней встретились, она уже нашла новую работу и принимала все как уже прошедшее.
Но через 10 дней она мне позвонила и сказала, что познакомилась с чудесным человеком и он предлагает ей руку и сердце.
Они пригласили меня на венчание с супругой.
И вот еще раз звонок.
Венчание переносится…
Скоропостижно и очень неожиданно умер тот парень 32 лет, который ее бросил.
Через некоторое время, они конечно повенчались.
Сейчас слава Богу у них крепкая семья…
Вы видите какое провидение Господнее, как он увел ее Наталию от того человека, который наверное должен был умереть.
Так, что чудны дела твои Господи.
Главное не отступать от заповедей Божьих, быть смиренным, терпеливым, проявлять любовь к ближним и Господь Вам всегда покажет свою волю, по сердцу человека узрит и раскроет все ему как на ладони.
А, кто пытается биться, драться, как говорят за свое счастье…
Тот мне кажется просто борется за свою волю и настаивает на своем…
Будьте мудрее и проще.
Отпускайте , если оно не Ваше не держите, Господь Вам покажет верный путь.
Что есть воля Божья?
Хотел бы волю Божью знать, но нет внутри покоя
А, не имея мир в душе, ты не узнаешь волю
Как мне понять, как разделить, где воля есть от Бога
Чтобы грех снова не свершить, приняв свою лишь волю
Подвижник я уж никакой, скорее просто грешник
Но Божью волю знать хочу, чтобы я жил в надежде
Что Бог, Господь меня ведет, и с ним я под защитой
О Боже волю мне открой, пошли грешнику любовь, терпение, покой
И страсти плотские мои, сожги, огнем очисти,
И Духа Свята благодать, пошли Господь Всевышний!
ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ. О ПОЗНАНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ
Драгоценнее всего на свете — знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его.
Познавшая Бога душа — во всем должна предаться на волю Божию и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом.
О Господи, силою благодати Святого Духа сподоби нас жить по Твоей святой воле.
Когда благодать с нами, тогда мы сильны духом; но когда теряем ее, тогда видим свою немощь; видим, что без Бога мы и помыслить хорошего не можем.
Боже Милосердный, Ты знаешь немощь нашу. Молю Тебя: дай мне смиренного духа, ибо по милосердию Своему смиренной душе Ты даешь силы жить по воле Твоей; Ты открываешь ей все тайны Свои; Ты даешь ей познать Себя и как бесконечно Ты нас любишь.
Прослушать :
http://www.pravoslavie.ru/put/3038.htm
Что такое воля Божия?
«ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ»
О причинах смерти Гоголя
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/arts/gogoldeath.htm
СВОБОДА И ПОСЛУШАНИЕ
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1192.htm
Вопрос:
Пожалуйста, объясните, что есть моя воля и воля Божия?
Игорь
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей.
Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (1Ин.2:17).
Святые отцы употребляют богословское понятие синергия (греч. synergos – вместе действующий).
Мы не можем спастись без Божией благодати (подается она только тому, кто поступает по воли Божией). Бог же почтил нас свободой воли и не спасает нас насильно. Если бы все и во всем исполняли волю Божию, то наступило бы идеальное состояние мира: не было бы согрешающих и духовно погибающих.
Поэтому так много в святоотеческих творениях говорится о исполнении воли Божией. Сделать это невозможно, не отсекая свою волю. Здесь и начинается самое трудное.
Человек (особенно современный), имея падшее естество, чаще всего направляет свою волю на удовлетворение похотей и страстей (от самый грубых у одних, до утонченных и завуалированных – у других). Сколько придумано софизмов и составлено мнимых теорий, чтобы защитить и сохранить свою искаженную грехом волю!
Мы вступили в полосу удручающего нравственного оскудения. Нет такого вида порока и греха, в оправдании которого не злоупотребляли бы такими понятиями как права человека и свобода. Современный человек настолько расслаблен и настолько уклонился от нормального духовного состояния, что для него является болезненной даже слабая попытка помочь ему исправиться.
Что же нужно, чтобы жить по благодатной Божественной воле?
Духовный опыт христианства свидетельствует, что этот навык как добрый плод появляется и созревает по мере духовного совершенства человека.
Если растет в нас вера, то и возрастает во всем доверие к Богу. Тогда крепнет в нас решимость и обретается умение угождать во всем Ему.
Если исчезло в нас себялюбие, и умножилась любовь, то очистилось и наше духовное око, чтобы увидеть угодное Богу. Так со всеми добродетелями. Преп. Макарий Великий применяет к добродетелям образ золотой цепочки: все звенья связаны и каждое тянет за собой другое. И наоборот, «если естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания, преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию» (Преп. Симеон Новый Богослов).
В богатой сокровищнице 17-векового опыта монашества есть много доказательств, что быстрее других достигали высот те, кто с самого начала монашеской жизни главной целью поставили полное отсечение своей воли и стяжание смирения. Самый яркий пример – преп. Досифей, который за пять лет сподобился святости и стал в лике тех, кто десятилетия провел в пустыне, совершая суровые аскетические подвиги.
«Не в видимых пустынях и горах пребывал он и не полагал великим иметь власть над дикими зверями, но он возлюбил душевную пустыню и желал приблизиться к горам вечным, дивно просвещающим, и наступать на душегубительные главы мысленных змей и скорпионов. Сих вечных гор он вскоре и сподобился достигнуть, с помощью Христовою, страдальческим отсечением своей воли; а отсечение своей воли открыло ему непогрешительный путь святых отцов, который показал ему блаженное оное бремя лёгким и спасительное и благое иго поистине благим. Отсечением же своей воли он научился лучшему и дивному способу возвышения – смирению, и принятую от святых старцев заповедь: «будь милостив и кроток» исполнил на самом деле, а чрез сие украсился всеми добродетелями.
Блаженный всегда носил во устах оное старческое изречение: «достигший отсечения своей воли достиг места покоя». Ибо он, старательно испытав, нашел, что корень всех страстей есть самолюбие» (Авва Дорофей, Душеполезные поучения).
Главное поймите, Господь показывает, нам по любви своей к нам и говорит «Надейся прежде всего на меня, а не на человека!»
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ЭТУ КНИГУ:
(Илиотропион или)
Сообразование
с Божественной Волей.
Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири
Иоанна Максимовича
ВИДЕОФИЛЬМЫ:
http://prisno.livejournal.com/378019.html -часть 1
http://prisno.livejournal.com/378248.html — часть 2
http://prisno.livejournal.com/378443.html — часть 3
http://prisno.livejournal.com/378843.html — часть 4
http://prisno.livejournal.com/379037.html — часть 5
http://prisno.livejournal.com/379302.html — часть 6
http://prisno.livejournal.com/379513.html — часть 7