Не секрет, что народ любил Глазунова так, как никакого другого живописца. На его выставки толпились полчища похлеще чем на Серова и на «Джоконду». Фанаты были готовы порвать за любимого художника кого угодно. Между тем в профессиональной среде 60-80 годов (как отмечает публицист Дмитрий Хмельницкий) Глазунова не то чтобы недолюбливали, а ненавидели.
Что послужило причиной?
Глазунов был одним из немногих живописцев, которому в закрытом тоталитарном государстве удалось сделать имя и деньги. Покровительство сильных мира сего, прекрасная мастерская на Арбате, в которой «тусили» самые модные люди своего времени, популярность у итальянских звёзд — не могли не вызвать зависть и нелюбовь менее удачливых коллег по цеху. Как писали в одной из газет, Глазунов мог как бы невзначай оставить импортную зажигалку и сигареты Мальборо, чтобы проверить, не позаимствует ли ценность кто-кто из гостей.
Русские иконы. Вместе с писателем Владимиром Солоухиным Глазунов объездил всю страну, собирая и скупая, где это было можно, иконы. Эта сторона совместной деятельности нашла отражение в произведении Солоухина «Чёрные доски». Как вспоминает поэт Надежда Кондакова, в арбатской мастерской художника все было буквально заставлено иконами. Впоследствии, когда предметы старины снова стали высоко цениться, на Глазунова посыпался шквал оскорблений. Его обвиняли чуть ли не в мародёрстве. Однако имели ли они под собой основания, если художник фактически спас то, что ещё можно было спасти.
Монархизм и русская идея. Это сейчас монархизмом никого не удивишь, а в советские времена изображать убиенного царевича Дмитрия было нонсенсом. И тем паче, что, кажется, лишь Глазунову это не возбранялось. Глазунов стал и выразителем Русской идеи, участвуя в создании Русского Клуба, где под видом охраны памятников, продвигались идеи русского самосознания.
Узнаваемость стиля. Условно узнаваемость можно охарактеризовать словосочетанием «большие глаза». Профессионалов страшно бесило несоблюдение художником анатомических пропорций. Как вспоминает арт-критик Елена Рюмина, на капустниках в художнической среде нередко изображали поклонников Глазунова, восторгающихся, что их любимый художник «рисует такие большие глаза, что они не вмещаются в глазную впадину».
Смерть жены. Первой женой Глазунова была Нина Виноградова- Бенуа, представительница знаменитой фамилии. Логично предположить, что молодому и ещё не известному художнику, каковым был Глазунов, не раз намекали, будто он «примазался» к роду Бенуа, чтобы беспрепятственно войти в мир искусства. Ситуация усугублялась и романами художника на стороне. В частности, о страшных последствиях одного из таких романов рассказывала актриса Лариса Кадочникова. В сентябре 1986 года Нина Виноградова-Бенуа, надев на лицо шапку, выбросилась из окна. Это произошло накануне открытия персональной выставки Глазунова. Поверить в самоубийство жены (оставившей двух маленьких детей) Глазунов не смог до конца дней, озвучившая версию о преднамеренном убийстве жены.
Передача дома на Волхонке. В девяностые у профессионалов появился новый повод не любить Глазунова. Художнику отдали под галерею дом на Волхонке. Пуще всего по этому поводу недоумевала тогдашняя глава ГМИИ Ирина Антонова, обвинив лужковское руководство в отсутствии понимания стратегии культуры и принятии решений по принципу «кто что успел схватить».
Известные работы Ильи Глазунова.
Илья Глазунов: Даже из-под крышки гроба я буду стрелять и кричать: «Слава России!»
Чем жил и о чем мечтал ушедший художник, вспоминает обозреватель «КП» Евгений Черных (подробности)
Несколько лет назад поисках интересного в интернет-магазинах наткнулась на открытки с русскими народными костюмами художницы Бенуа-Виноградовой Нины Александровны. Погуглила и узнала, что это трагически погибшая жена художника Ильи Глазунова.
О Нине Александровне захотелось узнать немного больше, чем то, что она была женой известного человека, но в Интернете одна и та же история, пересказанная на разных сайтах. Вот то немногое, что удалось о ней найти.
Нина Александровна родилась в 1936 году в Ленинграде.
Дочь архитекторов Марианны Людвиговны Шретер (Виноградовой) и Александра Николаевича Виноградова. Ее дядя Н.А.Бенуа 30 лет был главным художником «Ла Скала», другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны, которая была дочерью архитектора, ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата всемирно знаменитого Александра Бенуа.
Училась на искусствоведческом отделении исторического факультета ЛГУ. С 1957 с мужем художником Ильёй Сергеевичем Глазуновым жила в Москве, где окончила отделение графики Полиграфического института.
Оформляла книги, работала в технике линогравюры, писала акварельные натюрморты. Нина занималась живописью, искусствоведением, историей русского костюма. Созданные ею костюмы и совместная работа с Глазуновым над театральными декорациями принесли ей заслуженный успех в Берлине (оперы «Князь Игорь» и «Пиковая дама») и Москве (опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Она создала 500 потрясающих костюмов в Большом театре для «Легенды о граде Китеже». Нина Александровна была талантливым художником, но она также была и необыкновенной любящей женщиной, поэтому предпочла посвятить свою жизнь мужу и его творчеству, помогая ему в работе, служа моделью для многочисленных портретов.
Нина была его музой, и образ ее угадывается во многих картинах художника.
Глазунов с восторгом говорил о жене, о ее «рассветных глазах», о необыкновенной нежности, о чуткой и трепетной душе.
В своих интервью Илья Глазунов говорил о своем преклонении перед женской красотой:» Я, грешный, каюсь в том, что единственная сила, перед которой не мог устоять, — женская красота. Тайна женственности загадочна. Считаю, что равенства между мужчиной и женщиной не может быть. Мы должны боготворить Женщину и не относиться к ней так, как предлагает наш во многом грязный и циничный XXI век.»
И судя по тому, что его музы довольно часто менялись, грешен он был не единожды, но после смерти жены он больше не решился на брак.
«Словно я слышу ее голос: «Я всю жизнь отдаю тебе, я верю, что через тебя действует высшая сила, и мое назначение любить тебя и быть преданной. Ты говорил однажды, что никогда, ни на ком не сможешь жениться — ты воин и должен быть свободен в своих действиях. Я знаю: мой долг и смысл моей жизни — это служение тебе».
Вера жены в мою предначертанную Богом миссию давала мне великую силу и спокойствие, которые помогали выстоять в страшной борьбе — не случайно мои московские друзья называли ее позднее боярыней Морозовой. Лишить меня моей нерушимой стены — неукротимой, нежной, волевой и неистовой Нины — было мечтой многих черных людей и тайных сил: конец ее потряс меня до основания смертной болью и ужасом, он был предопределен, и приговор приведен в исполнение.»
Нина Виноградова-Бенуа трагически погибла 24 мая 1986 года. Тайна ее гибели не раскрыта до сих пор. Нину нашли в Москве, выпавшей из окна.
Сразу же поползли слухи об очередном увлечении Глазунова молоденькой красивой девушкой, которая была на тот момент его моделью. Но ведь это случалось и раньше – творческой личности свойственно увлекаться.Часто оправданием служит то, что без страсти к модели невозможно изобразить эту самую страсть на холсте. Будучи художницей, Нина, наверно, пыталась все это понимать. Она не могла не слышать рассказы о любовных увлечениях ее мужа. Истории эти переходили из уст в уста уже много лет. На момент первой из них, с актрисой Ларисой Кадочниковой, их браку был всего год.
Народный художник СССР Илья ГЛАЗУНОВ в своем интервью в ноябре 2012 года сказал: «Шапка, которая была на моей жене Нине, когда она выпрыгнула из окна, — чужая, у нас такой не было. Думаю, это убийство, и следователь мне признался: «Я знал, кто убил вашу жену, и настаивал на расследовании, а мне сказали: «Не твое это дело»
Часто творческие люди очень эгоистичны, все подчиняют вокруг своему таланту, не щадя своих близких. И это может привести к трагической развязке.
Так что же это было — убийство, самоубийство?
А теперь открытки с русскими женскими костюмами, которые и побудили меня на поиски информации.
Содержание
Илья Глазунов. Жестокий гений
Илья Глазунов и Лариса Кадочникова Фото: Риа-Новости, из архива Л. Кадочниковой
Глазунов звонил всю ночь. Мама не снимала трубку и не подпускала меня к телефону: «Я больше не позволю тебя мучить!»
Как ни плакала, как ни просила дать возможность в последний раз поговорить с Ильей, мама твердила:
— Нет. Эта история слишком затянулась. Пора поставить точку.
Я не выдержала, закричала:
— Захочу — поеду к нему прямо сейчас!
— Никуда ты не поедешь! Не хочешь по-хорошему — привяжу к кровати! И лягу на пороге, чтобы не сделала очередную глупость!
— Глупость? — возмутилась я. — Раньше ты не противилась нашим встречам. И гордилась, что у дочери роман с Глазуновым.
— А теперь виню себя в том, что с тобой произошло. Господи, если бы я знала, чем обернется это знакомство!
…Мы встретились зимой 1957 года в Центральном Доме работников искусств — ЦДРИ — на первой персональной выставке Глазунова. Вокруг нее царил безумный ажиотаж. На улице — длиннющая очередь. Давка внутри. Я такого столпотворения ни на одном подобном мероприятии не видела.
Конечно, Глазунов был самобытен и талантлив, но и выставка его пришлась на особую пору — хрущевскую «оттепель», время общественного и культурного подъема.
Каждое сколько-нибудь заметное явление в театре, кино или живописи вызывало огромный интерес публики.
Среди московской творческой интеллигенции только и было разговоров что о Глазунове. Мама мне все уши прожужжала: «Какой он талантище! Какой молодец!»
Билетов в ЦДРИ было не достать, но ей — знаменитой Нине Алисовой, «бесприданнице» из одноименного фильма Протазанова — каким-то чудом удалось раздобыть два пригласительных. Вечером мама влетела в дом и, не снимая шубы, радостно закричала: «Лариса, одевайся скорее, мы идем на выставку Ильи Глазунова! Прямо сейчас!» Я собралась за пять минут, благо нарядов было раз-два и обчелся.
Поймали машину и помчались на Пушечную улицу. В зал еле пробились. Людей собралось видимо-невидимо. В толпе мелькали знаменитые артисты, писатели, поэты. Помню Женю Евтушенко, Беллу Ахмадулину, Мишу Козакова, Юрия Олешу. Мы уже собирались уходить, когда к маме протиснулась невысокая молодая женщина. У нее были очень красивые длинные темно-пепельные волосы и большие фиалковые глаза.
— Здравствуйте, Нина Ульяновна! — улыбнулась незнакомка. — Я жена Глазунова, Нина Виноградова-Бенуа. Очень рада, что пришли. После «Бесприданницы» вы — моя любимая актриса. Пойдемте, я вас познакомлю с Ильей.
— Спасибо, — просияла мама. — Но сначала познакомьтесь с моей дочерью Ларисой.
— Очень приятно, — сказала Нина.
И задержала на мне взгляд: — Какие у вас необыкновенные глаза…
Я смутилась. Обычно все восторгались маминой красотой. Она была яркой, «цыганистой», мужчины сходили по ней с ума. Я не была похожа на маму и, как мне казалось, проигрывала на ее фоне. Хотя многие родственники и знакомые утверждали, что определенное сходство есть. Но оно проявлялось больше в пластике и голосе, чем в чертах лица. Вот мой брат, Вадим Алисов, — копия мамы…
Подошли все вместе к Глазунову. Нина нас представила. И добавила:
— Посмотри, Илюша, какие потрясающие у девочки глаза.
Умер художник Илья Глазунов
09 июля 2017:
В возрасте 87 лет скончался известный российский художник Илья Сергеевич Глазунов.
В Москве на 88 году жизни скончался известный советский и российский живописец, народный художник СССР Илья Глазунов.
Об этом сообщила вдова Инесса Орлова.
Жена живописца сообщила, что отпевание Глазунова пройдет в храме Христа Спасителя.
Об упокоении художника помолился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Божественной литургии в Николо-Вяжищском женском монастыре под Великим Новгородом. Он вознес заупокойную молитву об упокоении художника Ильи Глазунова, который скончался в ночь на воскресенье.
Во время литургии с участием сопровождающих патриарха архиереев Русской православной церкви, духовенства Новгородской области были вознесены специальные молитвы «об упокоении души раба Божьего новопреставленного Илии».
«Святейший патриарх хорошо знал усопшего, много общался с ним, не так давно посещал его галерею», — сказал журналистам пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.
Илью Глазунова похоронят на Новодевичьем кладбище 11 июля.
Илья Глазунов — народный художник СССР, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Он — автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет, а также живописных панно на здании ЮНЕСКО в Париже — «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию». Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства, среди которых Индира Ганди, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, космонавт Виталий Севастьянов, генсек СССР Леонид Брежнев и другие.
У художника была своя галерея в центре Москвы. Глазунов участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля.
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Илья Глазунов
Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде.
Отец — Глазунов Сергей Фёдорович, историк.
Мать — Глазунова (Флуг) Ольга Константиновна.
Дядя — Флуг, Константин Константинович.
Пережил блокаду Ленинграда, тогда как отец, мать, бабушка и другие родственники погибли.
В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».
Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951—1957).
В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.
Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».
Илья Глазунов в молодости
В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (дипломная работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.
C 1978 года преподавал в МХИ.
В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.
С 1987 года был ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Умер 9 июля 2017 года в Москве.
Личная жизнь Ильи Глазунова:
Первая жена — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1933 — 24 мая 1986), покончила жизнь самоубийством.
У пары было двое детей.
Сын — Иван Глазунов, художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.
Дочь — Вера Глазунова, художник, автор картины «Великая княгиня Елизавета Федоровна перед казнью в Алапаевске».
Илья Глазунов и жена Нина Виноградова-Бенуа
У художника (в момент, когда он был женат) был бурный роман с молодой студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой.
В начале 1957 года между Глазуновым и 18-летней Ларисой Кадочниковой, пришедшей на первую выставку молодого художника вместе с мамой – знаменитой киноактрисой Ниной Алисовой, завязался ошеломительный роман. А по иронии судьбы сама Нина их познакомила, и сразу же обратила внимание мужа на необыкновенную красоту девушки. Начинающая актриса с «русалочьими глазами» сразу же стала для Ильи источником вдохновения на создание величайших полотен, которые получили мировую известность. Их неистовый роман длился более трех лет.
Илья Глазунов и Лариса Кадочникова
Кадочникова впоследствии вспоминала: «Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал».
Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова.
Илья Глазунов и жена Инесса Орлова
Творчество Ильи Глазунова:
Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма. («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).
Дипломная работа «Дороги войны», изображающая отступающую советскую армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда. («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
Автор живописного полотна «Мистерия ХХ века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет (1988).
Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине (циклы «Русь», 1956, «Поле Куликово», 1980, и др.)
Автор серии работ на темы основных произведений Ф. М. Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж).
Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п.)
Создал интерьер советского посольства в Мадриде.
Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.
На последних выставках в московском Манеже (2010) и санкт-петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».
картины Ильи Глазунова
Общественно-политическая деятельность Ильи Глазунова:
В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.
В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось собрать подписи выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.
Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
Один из создателей Петровской академии наук и искусств.
По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Глазунов является её ректором.
Илья Глазунов был сторонником монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав.
В 2012 году являлся доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Владимира Путина.
Вера Глазунова — выпускница МСХШ им Сурикова (МАХЛ РАХ им Томского), окончила Российскую Академию Живописи Ваяния и Зодчества в Москве.
Мать Веры Нина Виноградова-Бенуа, правнучка великого зодчего Леонтия Бенуа (родного брата Александра Бенуа) памятна своими театральными работами — костюмами для оперы «Сказание о невидимом Граде Китеже и деве Февронии», «Князя Игоря» и «Пиковой дамы» в Берлинской государственной опере.
С детства Веру окружала атмосфера искусства — картины, иконы, эскизы, неустанная творческая работа отца, знаменитого Ильи Глазунова и матери, Нины Виноградовой-Бенуа.
Уже с трех лет Вера начала много рисовать, придумывать сказочные образы царевен и принцесс из разных сказок, стран и времени. Свой первый кокошник, украшенный стеклярусом и бусами, Вера придумала и создала в 4 года, подражая матери, и придумывая бесконечные театральные костюмы. Вера Глазунова закончила Мастерскую Исторической Живописи в 1997 году, успешно защитила дипломную картину на тему «Великая Книягиня Елисавета Феодоровна». Участвовала в многочисленных выставках в России и в Европе. Две работы художницы, «Русский пейзаж» и «Крестный ход в Угличе», украсили один из залов Большого Кремлевского Дворца в Москве.
В 2003 и 2004 рождение дочери Полины и сына Ильи вдохновляют Веру на создание акварельной серии работ в стиле винтажной дореволюционной открытки. Работы находятся в частных коллекциях, делая неповторимыми интерьеры многочисленных детских комнат.
Философия Vera Glazunova — возрождение традиций русского ювелирного искусства, 17-го — начала 20-го столетий — творческое усовершенствование забытых форм, новое деликатное прочтение.
Глубокие знания в области истории и искусства помогают создавать уникальные по замыслу и дизайну украшения в новой, современной интерпретации узнаваемых, классических , а иногда и архаических форм.
Центром коллекции являются серьги Tres Russe тонкой ручной работы, выполненные из золота 750 пробы. Создатели предлагают для этой модели различные вариации драгоценных камней, что делает особенной каждую пару. Серьги имеют в основе форму креста, выполненного из жемчуга. Также представлены серьги с разнообразными живописными эмалями авторства Веры Глазуновой, серия украшений из черненого серебра «L’amour L’amour», рождественская коллекция «Снежинки» и «Снеговики» из морского жемчуга и бриллиантов, кольца с Флорентийскими мозаиками начала 20-го века и многое другое. Все изделия сделаны вручную московскими мастерами.
Илья Глазунов так и не раскрыл тайну смерти жены
После похорон Нины Виноградовой-Бенуа её родственники перестали общаться с художником
9 июля не стало Ильи ГЛАЗУНОВА. «Сегодня в 6.03 скончался наш дорогой отец и дедушка… Просим ваших молитв о новопреставленном рабе божиим Илие», — написала его дочь Вера. Илья Сергеевич умер от сердечной недостаточности. В последний год художник много болел. Говорили о тяжелом хроническом недуге, о котором, впрочем, близкие старались не распространяться. Именно сейчас, на девятый день после смерти, душа этого человека предстала на поклонение перед Всевышним. Теперь только Бог ему судья — а нам остается молиться о милосердии к усопшему.
Он ушел в 87 лет, будучи верующим человеком. Писал на библейские сюжеты, спасал иконы, собрав замечательную коллекцию. Илья Глазунов искал их повсюду. Икону XVI века «Святитель Николай в житии» увидел в поездке по Северу близ Сольвычегодска, в разоренной церкви, переоборудованной под машинно-тракторную станцию. Святой образ был написан на старой доске, над которой стоял двигатель. Художник выискивал предметы церковной утвари в антикварных магазинах и на барахолках, в том числе на знаменитом Измайловском рынке. Вместе с женой Ниной Виноградовой-Бенуа восстанавливал их, потом доверил это дело знакомым реставраторам.
Сын Иван (слева) с женой, дочь Вера (третья справа), жена ГЛАЗУНОВА Инесса ОРЛОВА (справа), внуки во время прощания с Ильей Сергеевичем
Но при всей своей обращенности к Богу он не был святым — добродетели в душе художника тесно уживались с пороками. Эта земная, грешная сторона жизни Глазунова связана прежде всего с женщинами, которых он знавал немало. В день, когда стало известно о смерти мастера, его двоюродная правнучка Юлия Гончарова поделилась очень личным.
— Умер Илья Глазунов… с ним была связана загадочная и трагическая история нашей семьи. Нина Виноградова-Бенуа, двоюродная сестра моего деда, вышла замуж за безвестного тогда молодого художника, когда ей было 18. Родители ее считали брак мезальянсом. Но как-то ведь они прожили вместе 30 лет… пока Нина не покончила с собой. В нашей семье всегда довольно жестко озвучивалась совсем другая версия. И все родственники со стороны деда перестали с Глазуновым общаться после похорон… Я пыталась вытащить хоть какие-то подробности, но тема оказалась как заколдована — закрыта для обсуждения раз и навсегда. Послала сегодня маме SMS: умер Илья Глазунов. Получила в ответ: жернова Господни мелят медленно, но верно…
Трагедия, о которой говорит Юлия, случилась в 1986-м — за день до открытия персональной выставки Глазунова. Жена художника выбросилась из окна.
Обряд отпевания народного художника СССР провёл викарий патриарха, епископ Егорьевский Тихон ШЕВКУНОВ
Нина: любовь и терпение
Нина часто появлялась на полотнах мужа — красивая и всегда печальная. После трагедии кто-то скажет о нехорошей судьбе героев, запечатленных на картинах. Но вначале была любовь — сильная до самопожертвования. Глазунов вспоминал:
— Однажды у меня кончились краски. Денег не было, и тут пришла Нина и, как добрая фея, протянула пакет: «Вот краски. Мне дали деньги родители». А через несколько дней из ее паспорта выпал зеленый билетик. Я на нем прочел: «Донорский обед». Моя жена продавала свою кровь и меняла ее на краски!
Официально он был женат лишь раз. Нина Александровна Виноградова-Бенуа — искусствовед и театральный художник — происходила из знаменитого рода, давшего миру прославленных архитекторов, скульпторов и живописцев.
Глазунова попрекали: дескать, примазался к громкой фамилии. Мастеру на пересуды было наплевать. Он не скрывал: Нина — единственная женщина, от которой он хотел иметь детей. В 1969 году у супругов родился сын Ваня, через четыре года появилась на свет дочка Вера.
Нина ВИНОГРАДОВА-БЕНУА
Почему все оборвалось так страшно? Нину нашли под окнами мастерской в знаменитом Доме Моссельпрома в Калашном переулке. Ходили слухи, что женщина была неизлечимо больна и от этого у нее помутился рассудок. Но говорили и другое: кто-то «помог» Нине выпасть из окна. На погибшей была меховая шапка — якобы она надела ее, чтобы муж не увидел ее разбитое лицо. Но Илья Сергеевич настаивал: шапка чужая, дома такой не было.
— Спустя полгода мне принесут из 83-го отделения милиции ее обручальное кольцо с привязанной к нему картонкой — на бирке простым карандашом было написано: «Нина Александровна Виноградова-Бенуа, год рождения 1936, умерла 24 мая 1986 года…» Били по мне — попали в нее. Я плохо помню сквозь черный туман горя те страшные дни ее гибели… Почему ее обручальное кольцо мне не отдавали полгода? — вспоминал Глазунов.
На окне на последнем этаже того самого дома, где произошло несчастье, долгое время был прикреплен рисунок углем: лицо женщины на белом листе. Скорее всего, это был портрет Нины. Единственной женщины, которую Илья Сергеевич по-настоящему любил.
Лариса КАДОЧНИКОВА, бывшая любимой моделью и музой мастера, приехала проводить его в последний путь
Лариса: искушение и страсть
Говорят, Виноградова-Бенуа знала о многочисленных увлечениях мужа, но старалась внушить себе, что это неизбежно: художнику постоянно нужна муза. И сама подталкивала к супругу вдохновительниц, которые быстро оказывались в его постели.
В 1957-м на выставке картин своего мужа она встретила звезду советского кино Нину Алисову с 18-летней дочкой Ларисой Кадочниковой.
— Какие необыкновенные у вашей девочки глаза, — восхитилась она. Представила барышень мужу, предложила ему написать портрет Лары.
Когда девушка пришла в мастерскую, Глазунов оглядел ее со всех сторон, а потом сдернул с ее ушей дешевенькие клипсы:
— Какое уродство! Тебе нельзя носить такие грубые и пошлые поделки, — вспоминала Кадочникова. — И вдруг восхищенно добавил:
— Странный овал, тревожные черные глаза, страдающие и заставляющие страдать. То, что я искал. Такие лица были у героинь Достоевского…
Он был полноват, немного мешковат, с удивительными глазами. Обладал каким-то непередаваемым магнетизмом, вспоминала Лара.
С того момента она стала не просто музой Глазунова — она была его собственностью, о местонахождении которой набирающий популярность художник должен был знать поминутно. Врывался с цветами в аудитории ВГИКа, где училась любимая, бесконечно звонил. Если Ларисе не удавалось приехать в мастерскую, прибегал на Дорогомиловку, где она жила, среди ночи:
— Где ты была? С кем?
— Нас задержали на прогоне спектакля.
— А почему не позвонила?
— Не успела.
— У тебя испуганный взгляд… Ты лжешь!
Заканчивалось все тем, что Глазунов хлопал дверью и в ярости выбегал из квартиры. Лариса рыдала всю ночь. А утром он звонил и просил прощения. Они мирились, и на какое-то время Илья успокаивался. Потом все начиналось по новой: куда пошла, с кем, зачем?..
Живописец с супругой Инессой нередко заглядывали на блошиный рынок в Измайлово…
Эта связь продолжалась три года. В курсе ли была Нина? Конечно.
— Однажды мы пересеклись с ней в мастерской, — рассказывала Кадочникова. — Нина держалась естественно и дружелюбно. «Неужели ничего не знает? — думала я. — Но это невозможно! Я бы не смогла улыбаться любовнице мужа…»
Нина закрывала глаза на его измены. А Глазунова «свободный брак» вполне устраивал.
Лариса забеременела. Услышав новость, Илья только пожал плечами:
— Ты можешь родить, но я не готов стать отцом.
Мама Ларисы пригласила Глазунова домой:
— Вы должны что-то решить. Нельзя так издеваться над девочкой.
…где находили весьма ценные вещицы
Художник заявил с ходу:
— Я Ларису люблю. Но ни о каком замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь с женой.
И Лара пошла на аборт. В тот, первый, раз, еще можно было все поправить. Кадочникова быстро восстановилась, даже съездила с Глазуновым в Крым. Чувствуя вину, Илья был заботлив и мягок. Но вскоре кошмар повторился. Лариса снова забеременела и снова убила ребенка. Стать матерью ей было не суждено.
— С Ильей какое-то время я продолжала встречаться, — вспоминала Лариса Валентиновна. — Это была уже не любовь, а какое-то наваждение, гипноз.
Наконец они расстались. Стали что-то обсуждать, заспорили — и почти одновременно сказали: «Все, хватит!»
— Мне рассказали, что незадолго до нашего последнего свидания Глазунова вызвали в «компетентные» органы и попросили определиться с личной жизнью, — рассказывала Кадочникова. — У него намечалась выставка за границей, но отпустить туда могли только художника с безупречной репутацией. Вот он и определился.
Расставшись с художником, Кадочникова дважды выходила замуж и много лет служила в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки в Киеве.
Приходящие музы: ревность и тщеславие
После Ларисы у мастера было много разных воздыхательниц. Подруги, сколько могли, терпели тяжелый характер гения, пользовались его деньгами, а потом исчезали. Одну чаровницу художник выгнал сам, застав в постели с собственным водителем. Другая бывшая содержанка мастера вспоминала:
— Он щедрый, задаривал шубами, машинами, цацками. Но очень ревнивый. Я как-то поехала к зубному врачу с личным шофером Глазунова, попала в затор. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, когда машина останавливалась, я бежала звонить из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. Тут уж ничего не нужно — ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич отпустил меня с миром.
Инесса ОРЛОВА
Инесса: милосердие и покой
До последних дней мастера рядом с ним находилась Инесса Орлова — директор его картинной галереи на Волхонке, 13. Они познакомились на улице — Инесса шла в консерваторию. Глазунов потом скажет, что его поразило ее прекрасное лицо.
— Я художник, хочу вас нарисовать! — воскликнул он. Ему было за 60, ей — 45, но его мужское обаяние, этакая богемность, всегда присутствующая в его облике, сыграли свою роль. Более 20 лет Инесса Дмитриевна окружала его вниманием, заботой и любовью.
— Считаю, она меня не предаст, я полностью ей доверяю, хотя и не верю никому — тем более женщинам, — незадолго до смерти заявил мастер.
Мазки к портрету
- Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году, окончил Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
- Его мать, Ольга Флуг, принадлежала к древнему роду, восходившему к чешской королеве Любуше — основательнице Праги. В ХVIII веке один из ее потомков, Готфрид Флуг, приехал в Петербург по приглашению Петра I — преподавать фортификацию и математику.
- Во время блокады Ленинграда будущий художник потерял почти всю семью. «Отец умирал мучительно тяжело. Укутанный в пальто, он лежал на кровати и громко, протяжно кричал на одной ноте: «А-а-а-а!» Врач потом сказал, что у папы случился приступ голодного психоза. Мама, пытаясь меня успокоить, повторяла: «Не бойся, Илюша. Мы все умрем». Однажды я приоткрыл дверь в соседнюю комнату и в ужасе отпрянул, увидев двух крыс, соскочивших с тетиного лица», — вспоминал Глазунов.
- От голодной смерти Илью спас дядя, брат отца, главный патологоанатом Северо-Западного фронта. 12-летнего Илюшу вывезли в Новгородскую область. А мама осталась в городе. Мальчик получил от нее три письма. В апреле 1942-го связь навсегда прервалась.
- Первая выставка работ художника состоялась в Москве в 1957 году. Его дипломную работу «Дороги войны» об отступлении Красной Армии запретили как противоречащую советской идеологии.
- Галерею на Волхонке, 13 художнику помог открыть Юрий Лужков. Узнав, что с художника за аренду залов в Манеже дерут $300 тысяч, мэр взревел: «Да они озверели!» — и замутил грандиозную реконструкцию.
- С 1987 года Глазунов занимал пост ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
Прикинь!
- В 2009 году тогдашний премьер-министр РФ Владимир Путин, рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), заметил, что меч князя Олега коротковат: «Как ножик перочинный в руках смотрится. Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался оплошность исправить и похвалил «хороший глазомер» главы российского правительства.
Аня никогда не знала своего отца. В семье эту тайну хранили за семью печатями. Анна Савина росла в городе Пушкин Ленинградской области. Воспитывали девочку бабушка с дедушкой, мама и тетя. Когда Анне исполнилось 16 лет, мама умерла: оторвался тромб. Тогда у девушки впервые возникла мысль найти своего настоящего папу. Но никто из родных этого желания не поддержал, сохранив тайну.
Сейчас Анне 42 года. Больше 20 лет она замужем за индийским бизнесменом Судиром Датта, пара воспитывает дочку Девику и сына Самрата. Семья живет в США.
Искала отца по настоянию врачей
Анна не вернулась бы к поискам отца, если бы не проблемы со здоровьем у собственной дочки.
— Нашей Девике исполнилось 15 лет, — рассказывает Анна. — Но ростом она с 8 — 9-летнего ребенка. Мы стали бегать по врачам, чтобы выяснить, почему девочка остановилась в росте. Первое, о чем нас стали расспрашивать доктора: а какого роста наши с мужем родители, бабушки и дедушки. У Судира и его родных с ростом все в порядке, необходимо было «копать» с моей стороны. Я стала настойчиво теребить друзей и родственников, чтобы прояснить, кто же мой папа. И каково же было мое удивление, когда после стольких лет молчания отчим сообщил, что почти на 100 процентов уверен: мой настоящий отец — знаменитый художник Илья Глазунов!
Любовь Савина — по словам родных, она родила от художника.Фото: Личный архив
Я опешила: «Не может быть. Он же очень популярный». Отчим ответил, что в 1973 — 1974 годах он не был настолько известен. Обычный художник в поисках себя.
Конечно, я слышала это имя. Полезли с мужем в интернет. Открыли официальный сайт художника, на котором выложены фотографии. И муж поразился, увидев, насколько я похожа на Глазунова в молодости. А на детских фотографиях я почти копия его законных детей!
Стала читать о Глазунове, смотреть фильмы, сопоставлять факты. Подняла в памяти детские воспоминания, все слова, которые когда-то обронила мама или кто-то из родных. И в принципе все сходится: кажется, я и правда его дочь.
Родные были в шоке
— Наша семья жила в городе Пушкин Ленинградской области, где Илья Глазунов раньше частенько бывал, — продолжает Анна. — Моя мама Любовь Геннадьевна Савина окончила медучилище, работала фельдшером на «Скорой». Как они могли встретиться, точно не знаю. Мама родила меня рано, в 21 год. В детстве она говорила, что мой папа — художник с известной фамилией. Но с какой именно, никогда не уточняла. Когда в первом классе я поинтересовалась, почему отец с нами не живет, объяснила: когда они с папой встретились, он не рассказал ей, что женат и имеет двоих детей. А когда она забеременела, не захотел признавать ребенка.
Да и мой дедушка поначалу был против появления на свет незаконнорожденной внучки. Городок маленький, где все друг друга знают. А мой дед Геннадий Федорович Савин — военный летчик, дважды Герой Советского Союза, уважаемый человек. Мама даже пошла к врачу, чтобы избавиться от плода, но не сделала этого. Почему — не знаю.
Анна думает, что ее отец — известный живописец. Фото: Надежда ШУЛЬГА
Четыре месяца в детском доме
— Я родилась семимесячной, весом 850 граммов, с двусторонним воспалением легких, вся синяя, недоразвитая. Врачи сказали: спасти девочку невозможно, поэтому мама оставила меня в больнице. И только четыре месяца спустя она узнала, что я все-таки выжила и нахожусь в детском доме. А отправили меня туда, потому что думали, что от меня отказались. Когда маме позвонили и спросили, будет ли она забирать ребенка, она тут же приехала.
Сердце деда к тому моменту оттаяло, он простил дочь и забрал внучку домой. Дед заменил мне папу. А мама все не могла простить себе, что оставила меня в больнице. Считала это своей самой большой ошибкой в жизни… Все это она рассказала мне, когда мы вместе смотрели фильм про детский дом. Мама плакала и повторяла: «Никогда не делай такой ошибки. Твой ребенок — это твой ребенок».
Думаю, мама очень любила моего отца, иначе зачем бы она всю жизнь собирала дорогие альбомы с работами великих художников? В детстве я с удовольствием рассматривала их. Но в художественную школу меня так и не отдали. Отправили в музыкальную, сказав, что у меня абсолютный слух. Действительно, я никогда не учила ноты. Мне проще было сесть и сыграть на слух.
Дочке Анны Девике 15 лет. Девочка неплохо рисует. Фото: Надежда ШУЛЬГА
Вышла замуж благодаря индийским танцам
— Мама умерла, когда я училась в 11-м классе. Если бы она была жива, думаю, настояла, чтобы я поступила в консерваторию или институт. Преподаватели всегда говорили, что мое место в консерватории. Но я пошла по пути наименьшего сопротивления, отдала документы в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, куда меня приняли без экзаменов. Кем я только не трудилась после его окончания! И музыкальным работником в детском саду, и продавцом в круглосуточном магазине, и даже вела свой кружок индийских танцев.
Ими я увлеклась классе в пятом-шестом. Смотрела все индийские фильмы подряд. Затем потихоньку начала танцевать. Даже ездила в Москву в посольство Индии, чтобы брать уроки у профессионалов. Благодаря индийским танцам я и познакомилась со своим будущим мужем Судиром. Он приехал в Санкт-Петербург, чтобы присматривать за младшим братом, который учился в медицинском институте. Судир старше меня на два года, он оказался человеком серьезным. Сразу сказал: «Либо мы женимся, либо не встречаемся. Просто так гулять мы не сможем». Я согласилась выйти за него замуж, очень хотелось семейного тепла и уюта.
«Маленькая богиня» по имени Девика
— Наши дети появились на свет в Санкт-Петербурге, — продолжает рассказ Анна. — Я назвала их индийскими именами. Девика в переводе с хинди означает «маленькая богиня», Самрат — «император». Девика родилась темненькой и всегда была маленькой. Нормально расти она перестала лет в пять-шесть. Сначала мы не волновались, потому что и я, и муж вытянулись только в переходном возрасте. Но когда Девике исполнилось 15, забили тревогу.
Вот уже четыре года мы живем в Америке, но дочку стали обследовать только три месяца назад. Врачи говорят, что это какой-то генетический сбой, но дело поправимое. Начали колоть дочке гормон роста, потом придется колоть и женские гормоны. Все лечение займет около четырех лет, но американские доктора считают, что Девика должна подрасти. Она терпеливо переносит уколы, у нее сильный характер. Дочка мечтает стать врачом. Но творческая жилка в ней, безусловно, есть. Она с удовольствием рисует, вяжет, шьет, плетет из бисера, делает одеяла из лоскутков. Наша квартира в Америке больше напоминает творческую мастерскую — все стены увешаны моими и дочкиными работами.
«На наследство не претендую»
— Последние три месяца я живу как во сне, — признается Анна. — Мысль о том, что Илья Глазунов может быть моим отцом, не дает покоя. Я не собираюсь претендовать на наследство или частичку славы. Хочется понять: правда ли это? Чтобы узнать наверняка, готова сделать генетический анализ.
Мой муж всегда задавал мне вопрос: «Кто твой папа? Это надо знать!» В Индии это очень важно, потому что все идет по отцу, по его фамилии.
Три месяца назад я отправила два письма по электронной почте, указанной на официальном сайте Ильи Глазунова. Но ответа не получила. В первом письме я спрашивала, говорит ли ему о чем-нибудь имя Любови Геннадьевны Савиной. Во втором послала свои детские фотографии. Отправила ему письма, потому что родные рассказывали мне, что мой папа знает о моем существовании, знает, что не стало моей мамы…
В книге Ильи Глазунова «Россия распятая» я встретила фразу: «Бесспорно, что каждому человеку необходимо знать — кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его знания прошлого — это значит лишить его понимания настоящего и будущего».
Наверное, в этой фразе и кроется ответ, почему мне хочется узнать свои корни.
Анна сравнила свое детское фото (слева внизу) и снимки законных детей Глазунова. Похожи!Фото: Личный архив
ЗВОНОК БЛИЗКИМ ХУДОЖНИКА
«Не беспокойте нас по таким вопросам»
Мы позвонили по мобильному самому Илье Сергеевичу Глазунову — вдруг 86-летний живописец захочет увидеться с той, которая читает себя его внебрачной дочерью?
Трубку подняла личный секретарь художника, его помощница и муза Инна Орлова. Мы объяснили суть вопроса.
— Ильи Сергеевича сейчас нет в Москве, — сказала Инна Орлова. — Внебрачная дочь? Мало ли кто что рассказывает. Что вы хотите от нас?
— Хотелось бы услышать мнение самого Ильи Сергеевича.
— На эту тему он говорить не станет. Никакие фотографии смотреть мы не будем. И пожалуйста, по вопросам внебрачных детей больше нас не беспокойте.
Записала Анна ВЕЛИГЖАНИНА.
ПЕРВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Сын живописца: Слишком деликатная тема
«Комсомолка» дозвонились до сына Ильи Сергеевича Ивана Глазунова — он тоже художник.
— Никогда не слышал, что у меня есть сестра за границей, — сказал Иван Глазунов. — Отец ничего об этом мне не говорил. Это очень деликатная тема, требующая личной беседы. Пусть Анна сама мне позвонит. Можете передать ей мой номер телефона.
Мы передали номер Ивана Анне, и она позвонила своему предполагаемому брату. А потом рассказала «КП», как прошел разговор.
— Я попыталась рассказать Ивану свою историю, но она его не очень интересовала, — говорит Анна. — Тогда мой муж стал объяснять, что на славу мы не претендуем. Для индуса, живущего в Америке, имя Ильи Глазунова не является слишком громким. Денег тоже никаких не просим: у Судира здесь свой бизнес — автосалон, ресторан. Единственное, что хочется узнать, действительно ли Илья Глазунов мой отец. Раз уж все дорожки привели к этому имени.
Иван сказал, что сейчас у него нет времени разговаривать. Попросил все написать по электронной почте.
Анна ВЕЛИГЖАНИНА, Надежда ШУЛЬГА.
СПРАВКА «КП»
Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Наиболее известными являются его картины «Мистерия ХХ века» и «Вечная Россия».
В 1956 году женился на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа, которая в 1986 году покончила жизнь самоубийством.
Дети Ильи Сергеевича пошли по стопам отца. Сын Иван Глазунов, художник, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей Русского Севера.
Дочь, Вера Глазунова, тоже художник, автор картины «Великая княгиня Елизавета Федоровна перед казнью в Алапаевске».
США, Вашингтон.