Содержание
- Наталья Варлей: “Проклятых” ролей не бывает, или Как общение перерастает в любовь
- «Проклятых» ролей не бывает
- Отец Алексий Грачев спас моего сына
- Как мы крестили детей
- Мой духовник
- Рассказ о моем папе
- Почему зрители любят Нину
- Чему меня научил цирк
- Что трудно в Церкви
- Проклятые роли фильма «Вий»
- Как Наталья Варлей Панночкой в фильме «Вий» стала. Фотопробы
- Интересные факты о фильме «Вий»
Наталья Варлей: “Проклятых” ролей не бывает, или Как общение перерастает в любовь
Жизнь Натальи Варлей — любимой всеми зрителями «спортменки, комсомолки и просто красавицы» Нины из «Кавказской пленницы» — всегда была предметом огромного интереса публики. Говорили, что после роли Панночки в экранизации гоголевского «Вия» на нее обрушились страшные несчастья и что именно из-за череды «мистических событий» она обратилась к вере. О том, что на самом деле привело актрису к Православию и какими были ее первые шаги в Церкви, — рассказ в журнале «Фома».
Наталья Варлей актриса театра и кино, поэт и певица, заслуженная артистка РСФСР. В детстве Наталья много путешествовала: семья постоянно перемещалась по месту службы отца — капитана дальнего плавания. В 1965 году окончила физкультурно-акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства и пришла в труппу Московского цирка на Цветном бульваре. Сниматься в кино Варлей начала, еще учась в цирковом училище. Всесоюзную известность принесла ей роль Нины в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» режиссера Леонида Гайдая. В 1967 году сыграла Панночку в «Вие», снятом по повести Гоголя. В 1971 году окончила Театральное училище имени Б. В. Щукина. В 1971–1979 годах Варлей — ведущая актриса Драматического театра им. К. С. Станиславского. В 1992-м защитила с отличием диплом еще одного вуза — Литературного института им. А. М. Горького. Пишет стихи, играет в театральных антрепризах, концертирует. Имеет двоих взрослых сыновей.
«Проклятых» ролей не бывает
В прессе, в основном «желтой», не раз писали, что после роли Панночки в фильме «Вий» на меня посыпались несчатья. И якобы именно это привело меня к вере. Это неправда. В юности, когда я только начинала воцерковляться, я очень переживала, что роль греховна (ну как же — «нечистая сила в храме»!), но потом начала понимать, что все-таки Панночка — просто роль. Это экранизация повести Гоголя. И сам храм — построенная на «Мосфильме» декорация. Конечно, на каждую роль, особенно на такую, надо просить разрешения духовника, но в те годы я еще даже не была крещена. Я работала в театре, у меня рос сын, я была секретарем комсомольской организации театра… И вдруг почувствовала огромное желание креститься. Как человек приходит к вере? Либо его воцерковляют в детстве, либо он сам ищет пути к Богу. Меня к вере привела тяжелая полоса в жизни, которую я, конечно, не связываю напрямую с «Вием». Крестилась я в Херсоне, у меня до сих пор хранится молитвослов, который мне подарил в тот день крестивший меня батюшка.
Имеет ли роль силу над актером? Я часто думала над этим. Много лет назад я спросила у своего первого духовника отца Алексия Грачева: «Раньше скоморохов хоронили за оградой кладбища, работа у меня греховная… Как быть?» Батюшка ответил тогда: «Наташа, ты готова все бросить и пойти в храм свечницей? Ты сможешь этим прокормить свою семью? Нет. Тогда используй единственное право человека — право выбора. Всегда пытайся понять, полезна ли роль для человеческой души или вредна?»
Артист может нести добрые мысли и идеи, не обязательно играя положительных героев, а просто ясно давая понять, что зло — это зло, а добро — это добро. Хотя добро не всегда бывает внешне привлекательным, как и зло — отвратительным. Панночка — яркая, красивая, страстная, но она — средоточие темных сил, и это становится ясным до конца, когда в храме гроб в храме под ней рассыпается и она превращается в страшную старуху-ведьму. Гоголь не романтизирует зло. Да, он был мятущимся, противоречивым, но очень верующим человеком. Но творец — в душе ребенок, Гоголю все время хотелось заглянуть в страшную темную комнату, где живут ведьмы и вурдалаки.
Возможно, роль Панночки стала одной из последних капель, которая упала на чашу весов и перевесила, — и я пошла и крестилась. Но крещение — это еще не воцерковление.
Отец Алексий Грачев спас моего сына
По-настоящему я начала воцерковляться, когда стала духовной дочерью священника Алексия Грачева (1959–1998). История нашего знакомства удивительна. Я училась на втором курсе Литинститута, готовилась к сессии и всю ночь перепечатывала контрольную по истории КПСС. Я была беременна младшим сыном, Сашей. Беременность была сложная, срок еще небольшой — семь месяцев, и, конечно, надо было себя поберечь, а не печатать ночью на машинке. Пойти утром в институт я уже не смогла. Я была дома одна, вызвала такси и поехала в родильный дом. У врачей в ординаторской был какой-то праздник — никто даже не захотел слушать, что я рожаю, сказали: рано.
В результате я сама пошла в родильное отделение, и побежавшая за мной акушерка еле успела подхватить ребенка. И вот тогда доктора подняли тревогу: «Ах, маленький срок! Ах, отрицательный резус! Ах, ребенок не закричал! Скорее ищите Алексея Владимировича, если он еще не ушел».
Алексей Грачев, врач-микропедиатр (специалист по первым дням жизни младенца), должен был уйти из роддома еще сутки назад, но Бог распорядился так, что он оказался рядом с моим малышом и начал его спасать. Меня, оцепеневшую, увезли в общую палату. Вскоре мамам принесли детей. А мне никого не несут. И вот тут-то у меня началась истерика: я сидела и рыдала, понимая, что из-за истории КПСС я прохлопала своего ребенка. Потом взяла ведро, тряпку и начала протирать пол в палате, лишь бы делать хоть что-то.
И вот я роняю слезы на пол, растираю их вместе с водой — и навстречу мне идет молодой врач с лучистыми глазами: «Ну что ты плачешь?». Берет меня за руку и ведет к палате интенсивной терапии, где в кювезе лежит непонятное синее существо, опутанное трубочками и проводками, — мой сын.
«Вот посмотри, внимательно посмотри. Ты видишь, что он улыбается?». И я вижу — да, улыбка, пусть и из носа трубка, и из ротика — отовсюду. «Он нам помогает. А ты, плача, ему мешаешь. Ты должна, во-первых, молиться, во-вторых, назвать его по святцам и обязательно, как только все будет нормально, его крестить». Через пять дней моего сына перевели в 13-ю больницу к замечательному врачу Марине Викторовне. Господь послал мне двух удивительных людей, которые, как Ангелы на крыла, подхватили моего ребенка и удержали на этой земле.
Как мы крестили детей
Через месяц я забрала Сашу из больницы, и в доме воцарились счастье и покой. Но поскольку у старшего был сложный переходный возраст, младший был слабеньким, а я еще училась в институте… в общем, о крещении я забыла. Я молилась каждый день, но уже прошло года два, а сын мой все еще оставался некрещеным. А тут наша родственница подарила крестик для Сашеньки, и я предложила ей стать его крестной. Захотела и старшего Васю крестить, но он, пятнадцатилетний, взбунтовался: «Нет, опоздали, я не хочу». Я очень переживала, не знала, у кого просить совета, одно было ясно: силой в храм вести нельзя. И случилось так, что мой давний поклонник — майор Вова, афганец, которые трогательно ухаживал за мной много лет, — рассказал, как однажды после службы подвез из храма приглянувшуюся ему девушку. Она пригласила его в гости и познакомила с мужем и детьми.
Хозяином дома оказался тот самый врач, который так помог мне, к тому времени уже семинарист. Так мы снова встретились с Алексеем Грачевым, и я попросила его стать крестным моих детей: «Но мой старший не хочет, что делать?» Ответ был короткий: «Я приду завтра». Он ровно полчаса говорил с моим сыном, и после беседы Вася вышел со словами: «Я буду креститься». До сих пор не знаю, о чем они говорили… Крестили моих сыновей в Богоявленском соборе, и я вспоминаю этот день как один из самых волшебных в жизни. С того момента отец Алексий, который вскоре рукоположился, всегда был рядом с нашей семьей.
Мой духовник
Для меня разговор обо мне верующей невозможен без рассказа об отце Алексии. Каким я запомнила его? По-отечески ласковым и в то же время строгим. Сам бывший хиппи и битломан, он непримиримо относился ко всякого рода фанатству и идолопоклонничеству. Увидев у моего старшего сына на стене плакаты Beatles, очень расстроился; в тот же день сын молча снял плакаты. Глядя на привезенные мной из Африки ритуальные маски, покачал головой: «Что же ты, Наташа, идолов в дом принесла?». А придя через неделю и не увидев ни того, ни другого, удивился: «Послушались? А я все переживал, думал, не слишком ли суров был с вами».
При всей своей строгости батюшка был «детский человек» — доверчивый и отзывчивый. Я могла позвонить ему в любое время суток, с любой своей болью, и он слушал меня, слушал… Он всего себя отдавал нам. А ведь это очень важно, когда священник с тобой всем сердцем — молится вместе, страдает вместе. Особенно на исповеди.
Формальная исповедь может надолго отвратить человека от храма, и пусть она благодатна, но когда выходишь после — на душе тяжело. Вспоминаю свою первую исповедь у отца Алексия. Я долго готовилась к ней, а когда подошла к нему и увидела его глаза — слезы сами потекли ручьями, как будто грехи истекали из меня… После, причастившись, я ощутила, будто у меня крылья выросли: так было легко.
Став священником, отец Алексий все равно был окружен детьми: крестил и исповедовал сирот-инвалидов, отговаривал стоящих на перепутье будущих мам от аборта. Помню, когда я приходила к нему в храм, часто видела коляски с краснощекими младенцами: «Это вот раб Божий Феодосий, это раба Божия Параскева. А ведь могли и не родиться на свет…». В 1998 году отец Алексий погиб в автокатастрофе, для меня это была невероятная утрата. Я утром открывала глаза, и начинала плакать. Я понимала, что надо молиться, но ничего не могла с собой поделать. И тогда я решила отправиться в паломничество — с сыном Сашей мы проехали по многим монастырям. Из поездки я вернулась другим человеком. Но у меня не было духовника. Моим вторым духовным отцом стал близкий друг отца Алексия — священник Сергий Николаев, настоятель храма Рождества Богородицы в Заозерье. Это в семидесяти километрах от Москвы, но в праздники мы всегда ездим туда с детьми и внуком. Это храм — наша вторая семья.
Рассказ о моем папе
Многие говорят: «Бог у меня в душе и в храм мне ходить не нужно». Наверно, эти люди просто не читали Библию: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20). Бог там, где сильная молитва. Особенно молитва братская. Нельзя говорить, что люди сторонятся Церкви потому, что не хотят утруждать себя постами и долгими службами. Мне кажется, часто это происходит просто от незнания: у них нет опыта этой самой братской молитвы. Когда в Прощеное воскресение на чине прощения все становятся друг перед другом на колени — прихожане, священник — у меня в душе растет такое чувство единения с людьми, которого, наверно, я нигде больше не испытываю.
Если бы мы всегда так умели просить друг у друга прощения, как в те минуты церковной службы, на земле царили бы мир и добро. А многие люди просто не знают такой Церкви! Дай Бог им узнать — и чтобы не было слишком поздно.
Я часто вспоминаю своего отца. Всю жизнь он прожил атеистом. Родился в 1919 году, стал пионером, потом комсомольцем, вступил в партию. Человек военный, он был мягким с родными, но жестким на службе, если дело касалось принципов. В войну папа был контужен, и когда ему исполнилось восемьдесят лет, врачи обнаружили у него в мозге кисту: «Отдавайте его в психиатрическую клинику, одна вы не справитесь». Но папа остался с нами: он то забывался, то был буйным.
Однажды я осторожно спросила: «Папа, можно я позову отца Сергия, он тебя соборует?» Он согласился. От отца батюшка вышел потрясенный: «Владимир Викторович встал и… подпевал все псалмы и молитвы. На вопрос, откуда он знает тексты, рассказал, что когда был маленьким, сбегал из дома и тайком пел в церковном хоре». Представляете, в самое атеистическое время он, ребенок, принял в свою душу зернышко веры, и оно проросло перед самой его смертью. Наверно, это и есть тертуллианово «душа по природе христианка»! Я очень радуюсь, что и мама моя, которой сейчас восемьдесят четыре года и которая тоже не была верующей, пришла к Богу.
Почему зрители любят Нину
Для меня актерская профессия — это не тщеславие и не погоня за сверхпопулярностью. Конечно, если актера не знают, он не актер. Но в моем деле можно быть счастливым, только когда общение со зрителем перерастает в любовь, когда во время спектакля что-то в душах у людей переворачивается. Меня коробит, когда мою героиню из «Кавказской пленницы» Нину называют первым секс-символом СССР. Разве таким словом это называется? Мне кажется, Нину любят потому, что с ней хочется дружить, а ее красота и обаяние — это чистота плюс надежность. И непреходящий интерес зрителей к картине Гайдая — это не просто узнаваемость, а любовь. Профессия актера ведь не исчерпывается равнодушным «О, знакомое лицо, да это же этот — из телевизора!». Профессия наша не про это, а про то, чтобы благодаря нам зрителям было хоть немного легче жить: актер никогда не даст излечения, но может своей игрой подарить надежду на выздоровление.
Чему меня научил цирк
Если в кино, театре и цирке смеются — это должен быть добрый смех. Когда в цирке я работала вместе с Леонидом Енгибаровым, я видела, что его персонаж — «клоун с осенью в сердце» — смешной, трогательный, нескладный — умеет любить так, как никто другой. И вместе с тем он — необыкновенно смешной. Вообще цирк дал мне очень многое.
Когда я была маленькой, меня потряс балет, и я мечтала стать балериной, но была слабым и болезненным ребенком, к тому же полненькой… Потом я увидела укротительницу тигров Маргариту Назарову и воздушную гимнастку Раису Немчинскую — и все вопросы были для меня решены. Ничего не говоря родителям, я пришла в детскую цирковую студию, а через год поступила в цирковое училище. Захотела стать эквилибристкой — и стала. Хотя до сих пор не могу подняться на последний этаж и глянуть без ужаса вниз, в лестничный пролет: у меня боязнь высоты.
Мне стало однажды обидно: почему я не могу летать, если хочу, почему я должна ползать? Мне не хотелось быть слабее своего страха. Дети ведь наделены многими талантами, искрами, которые в них вдохнул Господь, и искры эти можно либо погасить, либо дать им разгореться. Пока росли мои дети, я много времени проводила с ними, но все-таки мне кажется: моя профессия их обокрала. Путь даже фильмы и спектакли дали им что-то важное в душевном плане, но разве это может заменить постоянное общение мамы с ребенком? Я очень хочу, чтобы мои сыновья, сейчас уже взрослые, несмотря ни на что смогли реализовать дар Божий, который в каждом из них заложен.
Что трудно в Церкви
Много времени прошло с момента моего воцерковления. Стало ли мне легко в Церкви? И да, и нет. Иногда бывает очень трудно удержаться на правильном пути. Я эмоциональный человек и склонна к тяжкому унынию. Порой бывает так плохо на душе, что уткнусь в подушку и реву. А ведь надо только взять себя в руки: позвонить батюшке, пойти в храм и хотя бы просто постоять перед иконами. И уже станет легче. Но оправдываешь свою лень тем, что «нет сил», «устала».
Бывает, сделаешь себе маленькую поблажку — не прочитаешь вечернее правило: вроде все в жизни хорошо, спокойно и просить Бога особо не о чем… А потом маешься.
А пересилишь себя в малом — и все будто встает на место: и страх за близких стихает, и дух лени тебе не страшен, и просыпаешься наутро совсем другой — с обновленным сердцем и верой в лучшее.
Проклятые роли фильма «Вий»
Каждая экранизация гоголевской повести чревата неприятными сюрпризами
Премьера советского «Вия» состоялась в 1967-м году. В первый год проката первый отечественный «ужастик» занял 13-е, так называемое «дьявольское» место по количеству проданных билетов. Что довольно символично. Ведь этот фильм всегда был овеян мистикой и дурными слухами. А особенно «нехорошей» считается роль ведьмы, которую тогда сыграла Наталья Варлей, а в современной версии — Ольга Зайцева.
Справка: Вий — персонаж из Преисподней (по восточнославянской мифологии). В русских и белорусских сказках веки Вия поднимали вилами его помощники, черти.
Падение из гроба
В советский «Вий» на роль ведьмы пробовались и Светлана Коркошко, и Елена Санько. Но обошла их актриса Александра Завьялова, ее утвердили. Однако после первой же съемочной смены Завьялова тяжело заболела. Решено было ждать артистку, а пока снимать одного Куравлева.
Александра пошла на поправку и тут же приехала на съемки. Ее загримировали под ведьму, выставили свет, приготовили хлопушку. Но неожиданно Завьяловой стало нехорошо. Прозвучала команда «стоп».
Через некоторое будущий муж Александры, а тогда еще возлюбленный — режиссер Резо Эсадзе — позвонил на «Мосфильм» и попросил снять Завьялову с роли Панночки.
Пришлось срочно искать новую актрису. О «Вие» к тому моменту распространилась дурная молва, и многие артистки отказывались даже на пробы приходить. Осмелившеюся Жанну Болотову только собрались утверждать, но она, как и Завьялова, резко заболела. Так в «дьявольскую картину» попала Наталья Варлей.
На следующий же день со звезды «Кавказской пленницы» сняли мерки для гроба, в котором по сюжету ей предстояло летать.
Гробов для съемок советского «ужастика» изготовили три: в первом Панночка лежала, во втором летала с открытой крышкой, а третий смастерили с закрытой. Последний, кстати, сделали в два раза меньше остальных, чтобы его было легче перемещать.
Помните момент, где Панночка несется в гробу по кругу? Был случай, когда во время съемок этой самой сцены Варлей чудом не погибла:
— Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5-3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки — и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь! — рассказал в одном из своих интервью Леонид Куравлев.
Но на этом череда несчастий Натальи Варлей только началась.
Молодая Наталья Варлей не побоялась лечь в гроб. Правда потом об этом долго жалела. ru.wikipedia.org
Череда смертей
После окончания съемок артистка надолго слегла с серьезной болезнью. А после выздоровления не смогла больше получить роль, которая была бы ярче, чем Панночка или Нина из «Кавказской пленницы».
В 69-м Наталья вышла замуж за Владимира Тихонова, сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. Через два года Владимир в возрасте 40 лет скончался от сердечной недостаточности. Варлей осталась вдовой.
Личная жизнь актрисы так и не сложилась.
А в 85-м на свет вне брака появился второй сынишка Варлей — Александр. Однако роды прошли тяжело, жизнь Саши висела на волоске. Если бы не врач-реаниматолог Алексей Грачев, Наталья потеряла бы сына. К слову, Грачев впоследствии стал священником, и Варлей нередко приходила к нему, как к отцу-настоятелю за советом. Позже Грачев разбился в автокатастрофе.
Еще был мистический случай: как-то Наталья отправилась в морской круиз. Его организаторы в первый же день объявили вечерний показ «Вия». Варлей произнесла для собравшихся зрителей пару короткую речь перед началом сеанса, и вдруг… разбушевалось море. Наталья расценила это как нехороший знак и попросила перенести показ на другой день.
Через сутки история повторилась. И этот сеанс тоже отменили.
На следующий день организаторы все-таки устроили показ «Вия». Но не прошло и десяти минут, как на судне началась сильная качка, теплоход стал крениться на бок. Актриса бросилась к организаторам с мольбами остановить фильм. Море успокоилось только тогда, когда показ прервали.
После всего произошедшего в ее жизни после «Вия» Варлей уже в зрелом возрасте пришла к Богу.
Факт: 24 февраля 2006-го в селе Горохолин Лес, что в Карпатах, произошел страшный пожар. Дотла сгорела старинная церковь, где снимали ключевые сцены советского «Вия».
Совпадение или злой рок, но трагедии после выхода картины на экран случались не только с Варлей. Один за другим начали уходить в мир иной создатели «Вия», совсем еще не старые люди.
Через четыре года после премьеры ленты на 49-м году жизни Алексей Глазырин, сыгравший сотника, умер от инфаркта.
Главный режиссер фильма — Александр Птушко — скончался в 1973-м, не дожив до своего 73-летия. Тогда же погиб Степан Шкурат, сыгравший Явтуха. Спустя два года умер оператор Федор Проворов, которому оставалось два месяца до 70-летия.
Вий
Утопленница
Вольная экранизация «Вия» режиссера Олега Степченко — «Вий 3D» — вышла на экраны в 2014-м. Актерский состав фильма пестрит звездными именами. А вот на роль Панночки решили выбрать малоизвестную актрису Ольгу Зайцеву, чтобы зритель поверил — она настоящая дочка сотника, а не переодетая знаменитость.
Пробовалась на эту роль и Анна Чурина. Но играть Панночку актриса в итоге отказалась.
— Мне это показалось неправильным, и потом, мне даже мама не дала благословения на эту роль, — делилась с журналистами Чурина.
У Зайцевой же сомнений не было. Однако во время репетиции одной сцены Ольга едва не утонула! По сценарию она должна была пройти по мосткам на реке. На середине пути под актрисой резко проломились доски, и Оля упала в воду. «Панночку» еле успели спасти — артистка никак не могла вынырнуть.
Но ближе к финалу съемок картины Зайцева отогнала от себя плохие мысли, «забила» на суеверия и могла даже спокойно спать в гробу, пока режиссер репетировал сцену.
Кстати: От роли старой Ведьмы в фильме «Вий» 1967-го отказались все актрисы еще на стадии проб. Поэтому вместо женщины утвердили мужчину — актера Николая Кутузова. На съемках он начал частенько прикладываться к бутылке и однажды даже сорвал съемку. До этого не выпивавший артист объяснял свою неожиданную тягу к алкоголю страхом перед «дьявольской ролью».
Как Наталья Варлей Панночкой в фильме «Вий» стала. Фотопробы
Не все знают, что на роль Панночки в фильме «Вий» изначально была утверждена не Наталья Варлей, а другая актриса. Более того, с ней уже было снята значительная часть фильма, когда пришлось срочно менять актрису и переснимать всё заново
Когда режиссёры Константин Ершов и Георгий Кропачёв взялись за работу над фильмом «Вий», то пригласили на пробы много замечательных молодых актрис. Вот несколько имён, из тех кто пробовался на роль: Ада Роговцева, Елена Санько, Жанна Болотова, Светлана Коркошко. Но никто из них не устроил режиссёров. Вот то немногое из фотопроб, что мне удалось найти
Но когда Георгий Кропачёв увидел Александру Завьялову, он понял, что больше проб проводить не надо — актриса найдена
Именно с Завьяловой в главной роли началась работа над фильмом. Но когда с ней уже было отснята почти половина материала, актрису вдруг срочно меняют, и всю работу приходится начинать сначала
Почему? На это есть несколько версий.
Первая: Александра Завьялова была вынуждена отказаться от роли из за болезни.
Вторая: Она была занята на съёмках в другом фильме — «Четыре страницы одной молодой жизни» Резо Эсадзе. И, вроде как, режиссёр, у которого в тот период времени был роман с Завьяловой, запретил ей сниматься в другой картине, пока он не закончит фильм. Исадзе лично звонил Кропачёву и попросил снять актрису с роли
Третья: Завьялова считалась неблагонадёжной из за романа с американским бизнесменом и её снял с роли лично Пырьев
В любом случае, директор Мосфильма Пырьев, который плотно курировал процесс съёмок, решил пригласить на роль Паночки Наталью Варлей, которая очень удачно дебютировала у Гайдая (эпизод у Хилькевича не в счёт).
В её пользу была цирковая подготовка, ведь Панночке необходимо было летать в гробу по церкви, а компьютерной графики тогда ещё не было
Вся отснятая с Завьяловой плёнка была смыта. Но увидеть её в фильме всё же можно. Остался один эпизод, который не заменили и в котором в роли Панночки видна первоначальная актриса
Вот этот кадр из фильма.
Фильм потряс воображение неискушенного советского зрителя и собрал в прокате за год 32,6 млн. руб. О том, как рождался первый «социалистический фильм ужасов», мы узнали из отчетных документов, хранящихся в архиве «Мосфильма», и от создателей ленты
В архиве «Мосфильма» сохранилась заявка на экранизацию «Вия» двух отчаянных студентов Высших режиссерских курсов — Константина Ершова и Георгия Кропачева. В кино они работали давно, но в разных направлениях: Ершов был актером, а Кропачев — художником. Оба поступили на режиссерские курсы и загорелись делать «Вия». Вот что они написали в заявке руководству «Мосфильма»:
«Советский кинематограф не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов. Так, в недавнее время итальянский режиссер Марио Бава осуществил постановку фильма по повести «Вий» как сугубо коммерческий фильм ужасов, получивший название «Маска Сатаны». Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода…» На киностудии было дано «добро» на запуск сценария «Вия», чтобы дать ответ «ремесленникам с Запада». Вскоре начинающие режиссеры приступили к пробам артистов.
Актрисы были в ужасе от Панночки
В фильме Панночку сыграла Наталья Варлей. Но начинала сниматься в картине другая актриса — Александра Завьялова, обошедшая на пробах претенденток Елену Санько, Светлану Кокошко.
Но как только начались съемки, Завьялова тяжело заболела. Киношники ждали актрису, снимая одного Куравлева. Едва Завьялова подлечилась, приехала на съемочную площадку и ее загримировали под ведьму, как ей вновь стало нехорошо. Съемки опять приостановили. Потом Завьяловой позвонил муж с просьбой вообще уйти с этой «дьявольской картины», мол, эта роль принесет беды. Завьялова ушла с картины. А по Москве уже поползли слухи, что роль Панночки проклята.
Режиссеры в срочном порядке принялись искать новую артистку на женскую роль. Но актрисы отказывались даже появляться на пробах. Согласились играть Панночку Жанна Болотова и Наталья Варлей. Во время проб Болотова вдруг заболела, и на роль Панночки автоматически была утверждена Варлей, не убоявшаяся «дьявольщины».
Уже на следующий день после утверждения с нее сняли мерки для… гроба, в котором ей предстояло летать.
Кстати, многие актрисы еще на стадии проб отказывались и от роли старой Ведьмы. В результате на эту роль пришлось брать не женщину, а мужчину — актера Николая Кутузова, который на съемках неожиданно начал «закладывать за воротник». По этой причине однажды даже съемка сорвалась. Но актер то ли в шутку, то ли всерьез объяснял слабость страхом дьявольской роли…
Панночкой не испугалась стать Наталья Варлей. А пробовалась на эту роль Жанна Болотова (фото в кружке).
Как снимали нечисть
Вскоре стало ясно, что отснятый материал никуда не годится. Начальство, чтобы спасти ситуацию, бросило на укрепление картины двух маститых киносказочников, снявших вместе «Садко», «Илью Муромца», «Каменный цветок», — режиссера Александра Птушко и его оператора Федора Проворова.
Птушко, буквально засучив рукава, с энтузиазмом взялся за дело. Заставил рабочих переделать уже отстроенную для съемок «церковь», в которой Хома должен был читать молитвы. Церковь сделали покосившейся, кривой, режиссер требовал, чтобы для декораций нашли гнилые бревна, трухлявые доски…
Над созданием войска «Вия» трудились не одну неделю. Вампиров сделали вислоухими, упырей — трехносыми, вурдалаков — губастыми (с «варениками» вполлица).
Птушко даже пригласил на съемки десятерых лилипутов для контраста с рослой нечистью, чтобы придать ей более зловещий вид.
В съемках второй ночи Хомы приняли участие настоящие вороны и филины. 50 ворон изловили прямо на «Мосфильме» в силки, выложив приманку. По команде режиссера черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон «церкви»…
— 7 марта 1966 года снимали третью ночь с участием чудищ. Это были куклы в количестве 14 штук. Здесь же бегали и актеры, игравшие живую нечисть — упырей, вурдалаков и вампиров. Всех загримировали так, что они выглядели лысыми и голыми. Некоторые имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный, — рассказывает исследователь кино, писатель Федор Раззаков. — 9 — 10 марта съемки эпизодов с чудищами и нечистью продолжили. По команде Панночки они нападали на Хому, но никак не могли пробить тот магический круг, который он начертил вокруг себя мелом на полу. 16 марта снимали все тех же Панночку и Хому, а также нечисть, которая лезла по вертикальной стене. Снимали этот трюк так: из толстых досок сколотили «стену», которую поставили под углом к полу, и съемку вели сверху, с операторского крана. В роли нечисти здесь снимались 12 гимнастов и 4 батутчика.
17 марта начали впервые снимать Вия. Костюм для чудища делали из мешковины, а вместо рук ему приладили корни деревьев. Это тяжелое одеяние носил на себе спортсмен-тяжелоатлет.
На роли нечисти пришлось брать подготовленных спортсменов и циркачей — тяжелые костюмы и невероятные трюки требовали недюжинной физической формы.
О важной роли вибратора в искусстве
Гробов для съемок фильма ужасов изготовили три: в первом Панночка лежала, во втором летала, а третий летал с закрытой крышкой (последний был в два раза меньше двух остальных, чтобы его было легче перемещать). В основание «гроба для полета» вмонтировали металлический штырь-кронштейн, к которому пристегивали актрису монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора. Но Варлей очень боялась этих полетов — у нее с детства страх высоты, который она преодолевала в цирке.
«Злость Панночки» снимали на специальном вибраторе, который трясся и качался вместе с актрисой.
Проклятие Вия
Несмотря на большой успех картины, ее многие годы после премьеры сопровождала дурная слава. Судачили, мол, не случайно создатели этой картины спустя время стали уходить в мир иной один за другим. И действительно, после премьеры стал сильно болеть главный режиссер ленты Птушко. Он скончался в 1973 году, не дожив до своего 73-летия.
Спустя два года ушел из жизни оператор Федор Проворов, не дожив до 70-летия два месяца. В 71-м году скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший в «Вие» сотника, не дожив до 49-летия три с половиной месяца. Два года спустя умер актер Степан Шкурат, сыгравший Явтуха: «Вий» стал для него последней работой.
В 84-м году умер второй режиссер ленты Константин Ершов в 49 лет.
Наталья Варлей сразу после съемок надолго слегла с серьезной болезнью. «Вий» долго преследовал ее. По ее признанию, порой доходило до мистических вещей. Например, однажды актриса отправилась в морской круиз, организаторы которого взяли с собой кассету с «Вием». В первый же день объявили показ. Варлей произнесла вступительное слово. Но перед началом сеанса спокойное море внезапно разбушевалось. Варлей усмотрела в этом нехороший знак и уговорила перенести сеанс на следующие дни.
Но сутки спустя история повторилась. Только в кают-компании потух свет, море вспенилось. Отменили и второй показ.
На следующий день Варлей уговорила организаторов круиза показать вместо «Вия» другой фильм. Они дали согласие, а сами упрямо поставили «Вия». Не прошло и пяти минут с начала сеанса, как на теплоходе началась сильнейшая качка, судно начало крениться. В каюту Варлей вбежал ее сын с криком: «Мама, они все-таки показывают «Вия»!» Актриса бросилась в кают-компанию и чуть ли не силой заставила остановить сеанс. Как только показ прекратили, море успокоилось. Больше этот фильм из суеверия на теплоходе не пытались показывать.
Варлей признавалась, что пожалела о том, что снялась в первом советском фильме ужасов: «После фильма на меня стали обрушиваться неприятности. Я их словно притягивала… За эту роль я покаялась, получила у церкви прощение и уверена: нельзя заглядывать туда, куда смертным вход воспрещен».
Впрочем, судьба Леонида Куравлева оказалась вполне счастливой. По признанию актера, на нем его роль никак не отразилась. Правда, он в «Вие» все-таки БОРОЛСЯ с нечистью. И почти победил…
Леонид Куравлев: Получить роль по Гоголю — счастье!
На главную роль Хомы пробовались Вячеслав Невинный, Владимир Коршунов. Но утвердили пробу Леонида Куравлева. Вот что рассказывал «Комсомолке» об этом сам артист.
— Пробы — это вещь естественная для кино. В этой картине утвердили не Славу Невинного, а меня. А, например, в другую, совместную с финнами, картину — «За спичками» — Гайдай пробовал меня, а взял в итоге Славу Невинного, — вспоминал Куравлев.
Что касается Гоголя, то я получил большое наслаждение от съемок в «Вие». Это счастье — получить роль в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру.
— Говорят, на съемках вы спасли актрису?
— Наташу Варлей. Там есть эпизод, когда она летает в гробу. Однажды закрутился гроб с Наташей, и вдруг она стала падать. С высоты метра 2,5 — 3. Но я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки — и она в них упала. Чудо. Это тоже Гоголь!
Интересные факты о фильме «Вий»
Интересные факты о первом советском «ужастике»… Кровь стынет… )
Фильм «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями.Съемки фильм производились в Богородчанском районе Ивано-Франковской области (ныне Украина). Однако отснятый на натуре материал разочаровал руководство Мосфильма, оказавшись «слишком реалистическим». Так к работе было решено привлечь известного режиссёра кино-сказочника Александра Птушко. В результате, много материала отснятого было вырезано, ряд идей так и остались невоплощёнными. Изменён был и облик главного чудовища фильма — Вия.
Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки..
В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.
Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира.
В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.
Знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились благодаря тому, что под куполом павильона крепился сложный механизм.
Все гробы были черного цвета, как у Гоголя.
Гроб №1 считался основным – в нем лежала умершая панночка. Летал по церкви с закрытой крышкой гроб №2 – именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и был совсем маленьким. Двигали гроб вручную – при помощи веревок.
Гроб №3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому актрису пристегивали монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора.
Прежде чем пустить Наталью Варлей в «свободный полет», в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Интересным было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» – Наталья Варлей – родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.
Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода сотрудников «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь. В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель…
Тут же должна падать огромная люстра – паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры навесили множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв…
А еще на съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей, хотя воск тогда был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстенные свечи, состоящие из воска и стеарина.
Нечистая сила была представлена в «Вие» и своеобразным животным миром: например, в картине работала «бригада» черных кошек.
Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.
Для изображения всякой нечисти режиссер с оператором пробовали снимать в увеличенном виде насекомых – богомолов, жуков-носорогов, пауков… Но остановились все-таки на близких к мистическим субстанциям летучих мышах, воронах и филинах.
Всю живность поставлял для съемок известный на «Мосфильме» дрессировщик и постановщик трюковых сцен с животными Тариэл Габидзшвили.
В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви.
Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные – до 16 метров в высоту.
Кстати, у панночки – Натальи Варлей – на съемках действительно был смертельно опасный эпизод.
Однажды Наталья выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви… Девушка потеряла равновесие и полетела с большой высоты вниз головой. Пан философ – Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наталью при самом приземлении на дощатый пол церкви.Леонид Куравлев после этого неделю не мог сниматься, так как сильно потянул руки. Тем не менее этот случай породил множественные слухи о смерти Варлей.
Лишь потом актриса призналась, что, несмотря на свою работу воздушной гимнасткой в цирке, она сильно боялась высоты.
Представляете, какая сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви?
По задумке Георгия Кропачёва, первоначального режиссера картины, сам Вий должен был выглядеть более антропоморфно — гигантским немощным стариком, которого поддерживали всевозможные инфернальные существа.
Роль Вия сыграл артист цирка, акробат Николай Степанов. Прочую нечисть также играли артисты цирка и спортсмены Советского Союза. Итого — 12 гимнастов и 4 прыгуна на батуте. Чтобы создать им контраст, в массовку было решено принять нескольких карликов.
Оборотни в фильме удивительным образом лазили по вертикальной стене.Из толстых досок сколотили «стену». Поставили макет под углом к полу и снимали вампиров, сползающих по наклонной плоскости, сверху над съемочной площадкой зависал кран с оператором и режиссером. Получалось, что упыри, цепляясь когтями рук и ног, лезли прямо по вертикальной стене.
Сниматься в роли панночки Наталья Варлей согласилась… из любопытства. Полеты в гробу под куполом церкви ее не пугали, суеверного страха перед тем, что с нее снимают мерку для гроба, актриса тоже не испытывала.
Наталья не только снималась в кино – в «Вий» ее взяли за проявленную во время «Кавказской пленницы» спортивную подготовку. «Панночку» в кадре ставили на специальное вибрирующее устройство, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем…
А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.
Мистическое «влияние» фильма.
Неоднократно упоминается, что после выхода на экраны «Вия» всесоюзная слава Натальи Варлей, обрушившаяся на актрису благодаря роли Нины в кинокомедии «Кавказская пленница», неожиданным образом закончилась. 4 года актриса не снималась в кино.
Неудача постигала неоднократные попытки показать «Вия» во время морского круиза. Стоило фильму начинаться, разыгрывался шторм, успокаивавшийся сразу же после прерывания сеанса. В итоге по просьбе Натальи Варлей, которая по замыслу устроителей должна была выступать перед показом, после третьей попытки было решено прекратить демонстрацию ленты.
Деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области, в которой снимались ряд сцен фильма, сгорела дотла 20 февраля 2006 года.
Наталья Варлей, звезда двух суперхитов 60-х, «Кавказской пленницы» и «Вия», стала автором автобиографии, в которой очень честно рассказала о своей жизни и карьере, о тех, с кем работала и кого любила, о том, как из девочки, очарованной цирком и окончившей цирковое училище, стала знаменитой на всю страну артисткой.
Она сразу говорит, что устала от творчества «шустриков» от журналистики и литературы, от публикаций, которые представляют собой «не ложь, а приблизительность, перемешанную со сплетнями, вымыслами и домыслами, немножко разбавленную реальными фактами». Вместо того, чтобы опровергать их, она решила сама написать всю правду.
На пробах к «Кавказской пленнице» ей затянули косички, чтобы глаза казались раскосыми
Самая известная картина Варлей — «Кавказская пленница», и кажется, за полвека про нее написано и рассказано все. Но, оказывается, нет. Далеко не все.
Это не был дебют Варлей в кино: до того она снялась в короткометражке «Праздник» по рассказу Александра Грина и в комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Формула радуги». На «Формуле» Варлей так понравилась Хилькевичу, что он хотел утвердить ее на главную роль — помешал только юный возраст: героине по сценарию было 24 года, а Варлей — всего 18, причем выглядела она на 14. И в итоге она сыграла лишь скромную роль медсестры.
Но на съемках присутствовала Татьяна Семенова, ассистентка Леонида Гайдая, которой сказали, что в «Формуле радуги» снимается «хорошая цирковая девочка». И вскоре Варлей ждала телеграмма с просьбой прийти на пробы для «Кавказской пленницы».
Знакомство с Гайдаем актрисе не очень запомнилось. Режиссер показался ей довольно мрачным. Он прочитал с ней несколько страниц из сценария, потом сделали фотопробы (причем Варлей туго затянули косички, чтобы глаза выглядели чуть раскосыми — сначала предполагалось, что у Нины должна быть экзотическая восточная внешность). Потом прошли кинопробы, причем реплики за Шурика опять-таки подавал из-за камеры сам Гайдай. Актриса согласилась пройтись перед камерой в купальнике и удивила съемочную группу той легкостью, с которой разделась (они не понимали, что для артистки цирка купальник — почти что рабочая одежда).
Гайдаю (на фото) в год выхода фильма-хита было 43 года, а Варлей — 19 лет. Фото: kinopoisk.ru
И только потом Наталья узнала, что на роль, помимо нее, претендовали около 500 актрис. В том числе — первые красавицы советского кино: Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Анастасия и Марианна Вертинские, Валентина Малявина, Лариса Голубкина, Виктория Федорова, Надежда Румянцева, Наталья Селезнева… Это не считая бесчисленных непрофессиональных актрис — балерин, спортсменок и просто красавиц. Но никому не известной «цирковой девочке» удалось обойти их всех.
При этом, когда стало известно, что она утверждена, Варлей разрыдалась: вдруг осознала, что теперь ей придется надолго расстаться с цирком, который она обожала. А еще — с Анатолием Егоровым, эквилибристом Тульского цирка, в которого она начала влюбляться.
Впрочем, девушку утешили: объяснили, что съемки — это не навсегда, а для цирка потом все обернется дополнительной рекламой («Тебя будут объявлять: «Под куполом цирка — исполнительница главнои роли в кинофильме «Кавказская пленница» Наталья Варлей!») А Егоров проводил ее на вокзале. Она плакала, а он говорил: «Ну, ты что?! Не на войну же я тебя провожаю!..» Ничем серьезным эта влюбленность так и не закончилась.
«Я не могу простить себе, что озвучил тебя Румянцевой»
На съемках «Кавказской пленницы» случился довольно неприятный эпизод. Как-то в ресторане допоздна отмечали день рождения Александра Демьяненко. Потом Леонид Гайдай предложил проводить Наталью до гостиницы. Они вместе поднялись на этаж, где рядом находились их номера (Гайдай жил в своем с женой, Ниной Гребешковой). Но Гайдай не отправился к себе, а шагнул за Варлей в ее номер и попытался закрыть дверь изнутри. Варлей вежливо попросила этого не делать.
«И мы сели — я на краешек стула, а Леонид Иович в кресло у окна — напротив. Ситуация была более чем неловкая… Я начала «заполнять паузу», что-то лепеча про день рождения Саши, про завтрашние съемки…
И тут в коридоре раздался громкий звук торопливых шагов, и в дверях остановилась Нина Павловна… Я от смущения не нашла ничего умнее, чем заявить: «Мы говорим о работе!» Нина Павловна молча вышла…
Хлопнула дверь соседнего номера. Леонид Иович поднялся с кресла и пошел к выходу, я двинулась, чтобы закрыть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать…»
Но поцелуя не получилось. «Я была девушка цирковая, сильная, с моментальной реакцией, поэтому в одну секунду я Гайдая не только оттолкнула, но и вытолкала из номера, закрыла дверь и заперла ее на ключ (прямо-таки сцена с Сааховым из фильма!)…».
На следующий день Гайдай был очень вежлив, хотя старался не смотреть в сторону своей актрисы.
Владимир Тихонов и Виктория Федорова. Кадр из фильма «О любви». РИА Новости
А когда они возвращались в Москву из экспедиции (Гайдай, Гребешкова и Варлей ехали в одном купе), Гребешкова вышла, а Гайдай вдруг жестко сообщил Наталье, что в фильме ее будет озвучивать другая актриса. Причем раньше никаких претензий к ее голосу у него не возникало. Она от неожиданности и обиды разрыдалась, а он стал ее утешать: мол, начинающих актрис постоянно озвучивают опытные. И действительно, в советском кино сплошь и рядом одни актеры озвучивали других — но Варлей это не утешило.
В результате ее даже отвезли на студию, чтобы она сама попыталась озвучить героиню. Но она чувствовала: все ждут, что она не справится. Ей никто не помогал, не объяснял тонкостей работы актера на озвучании, наоборот — ее торопили и словно подталкивали к провалу. Никто в нее не верил. У нее от волнения пересохло горло, а Гайдай сказал: «Ну, вот видишь! У нас просто нет времени с тобой возиться! А Надя все сделает быстро и профессионально. Да не реви!»
Надя — это Надежда Румянцева, одна из кандидаток на роль Нины. Лишь немногие реплики героиня «Кавказской пленницы» произносит не ее голосом, а голосом Варлей (например, фразу «Ошибки надо не признавать! Их надо смывать. Кровью!..»)
Еще один удар: песню «Где-то на белом свете…» в фильме исполнила Аида Ведищева, которую привел композитор Александр Зацепин. Хотя до того пробовали многих профессиональных певиц — Ларису Мондрус, Татьяну Анциферову, Нину Бродскую — и Гайдаю больше всего понравился «родной» вокал Варлей, он, сияя, сообщил, что в фильме будет звучать ее голос. Даже на том провальном озвучании Гайдай еще утешал ее: «Зато ты сама поешь!..»
По иронии судьбы, Наталья Варлей потом выпустила диск с песнями и лично озвучила и дублировала около двух тысяч фильмов. Но в 1967 году, с премьеры «Кавказской пленницы» в Доме кино, она вышла в слезах и «пошатываясь от боли».
И Аида Ведищева, и Надежда Румянцева потом пытались получить свою долю славы от самой популярной комедии 60-х, причем порой не знали берегов. «Ведищева… возмущалась тем, что ее фамилии «нет в титрах», хотя до недавнего времени у нас в кино вообще не было такой практики. И тем, что я пела на юбилеях Зацепина и Дербенева «Где-то на белом свете» и удостоилась, наконец, похвалы Саши Зацепина. А она считала, что ее должны были вызвать из Америки…
И уж совсем бестактным было ее выступление на одном из телевизионных ток-шоу. Когда Ведищеву спросили, почему она пела за Варлеи в «Кавказской пленнице», дама вальяжно ответила что-то вроде «ну, у нее, кроме смазливой мордашки, ничего не было, она ничего не умела!»
А любимая мною Надежда Румянцева, которая, хотя Гайдай просил ее этого не делать, во всех интервью стала после его смерти рассказывать, как она «сделала роль Нины» в картине…»
Впрочем, с самим Гайдаем отношения испорчены не были. Варлей подружилась с ним, впоследствии снялась у него в «Двенадцати стульях» в роли Лизы — юной пассии Кисы Воробьянинова. С Ниной Гребешковой она дружит до сих пор. Гребешкова, дочка Гайдая Оля и внучка Оксана для нее — «родные люди».
Ну, а сам режиссер уже под конец жизни называл ее любимой актрисой. И однажды сказал: «Ты знаешь, я до сих пор не могу себе простить того, что озвучил тебя Надей!.. Я помню, как ты плакала… Надя — блестящая актриса, но она пробовала скопировать твои интонации, и все равно слышно, что это — Надя, хоть и молодая, но все -таки старше тебя на 10 лет. Это не имело смысла. Наташа! Ты прости меня!..»
Знаменитая актриса написала потрясающе откровенную автобиографию «Канатоходка», которая вышла в издательстве «ЭКСМО».
«Наташа! А ты знаешь, что твои муж — наркоман?!»
Первым мужем Натальи Варлей был Николай Бурляев. Любовь была сильной и взаимной, и сейчас актрисе очень не нравится, когда их брак называют «студенческим». Вот только продлился он все равно недолго.
А вторым мужем стал актер Владимир Тихонов, сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова.
«Невероятно красивый, замечательно сложенный, обладающий редчайшим качеством — чувством юмора, причем юмора тонкого и точного, бархатным тембром голоса, — ничего этого Володя не видел и не чувствовал: ему в себе все не нравилось. Кто его убедил в этом? Почему? Здесь явно не хватало поддержки близких и их веры в него» — пишет Варлей. И в своих актерских способностях Тихонов-младший сомневался: «при таких знаменитых родителях приходится убеждать окружающих, что на тебе не «отдыхает природа» — это проблема всех «акте рских» детеи . (Почему-то подобных вопросов не возникает, если это династия врачей!)»
Нонна Мордюкова, снявшаяся с сыном в фильме «Русское поле», в его талант совершенно не верила, и говорила: «Лучше бы он пошел на завод, чем в актеры!» Еще в школе Владимира дразнили «актеркин сын» и относились к нему с пренебрежением, даже били… И нельзя сказать, что его актерская карьера сложилась удачно: в фильмографии — только два десятка фильмов, большая часть из них ныне забыта, да и роли доставались не выигрышные.
Удивительные для красавца из хорошей семьи комплексы, чувство незащищенности, предоставленность самому себе — все это привело к тому, что Володя и двое его лучших друзей в ранней юности начали пробовать алкоголь, а потом и наркотики. Сначала «легкие», потом тяжелые. В Советском Союзе это было большой экзотикой, и, познакомившись с Владимиром, Наталья даже представить не могла, что он уже начинает испытывать к наркотикам пристрастие. Она вспоминает его как красивого, сильного, нежного молодого человека, безумно в нее влюбленного. То он подкладывал ей в пальто записки, то сидел на лестнице в доме, чтобы хоть краем глаза увидеть, как она подходит к квартире, то через телефонистку — подругу друга — договаривался о том, чтобы подключиться к ее телефонному аппарату и слушать ее разговоры (она по щелчку понимала, что к разговору подключился кто-то третий). Мордюкова потом рассказывала Варлей, как сын плакал и жаловался ей на безответную любовь, а она его утешала: «Не плачь, Вовка! Завоюем! Будет наша!»
Но, по воспоминаниям Варлей, судьба постоянно их разводила. Уже после развода с Бурляевым она влюблялась в других мужчин, а он — в других женщин (например, в Викторию Федорову, дочь знаменитой Зои Федоровой). И все-таки они поженились, а потом родился их сын Василий.
Но… «На нашеи свадьбе весь мир для меня обрушился. Я узнала о наркотиках, о которых начала было догадываться еще тогда, когда улетала на съе мки в Германию, а Володя оставался на Суворовском бульваре. Вернулась, а соседка пыталась мне наме ками и полунаме ками сообщить, что что-то не так и не то происходит в доме в мое отсутствие. Я и сама по «остаткам пиршеств» заподозрила, что это не простые гулянки с друзьями. Попыталась поговорить с Володеи . Он не стал ничего отрицать — сказал, что да, были наркотики, но он к этому отношения не имеет. Мол, это его друзья — Петя и Дорога. Да, ужасно, но бросить их как друг он не может! Убедил вроде, но стало очень неспокои но на душе…
А на свадьбе, которую мы праздновали на Краснохолмскои набережнои , в квартире Нонны Викторовны и Володи, мне открыли глаза мои цирковые друзья… (…) Володя Волжанскии вывел меня на балкон и с цирковои прямотои сказал: «Наташа! А ты знаешь, что твои муж — наркоман?!» Я похолодела: «Володя! Нет! Ты ошибаешься…» На что Волжанскии же стко возразил, что Вова Тихонов предложил ему на выбор: покурить или кольнуться, а когда он отказался, то сказал: «Ну и ладно. А мы «оттянемся». (Не уверена, что именно этот термин, но что-то в таком роде.)
Я медленно «умирала» до утра, пока все не разошлись. А к утру разразился скандал. Я рыдала. Нонна Викторовна кричала: «Идиот! Только она тебя может спасти!» Володя злился и от всех обвинении отказывался…»
Тихонов, конечно, после свадьбы и скандала приехал к жене, умолял о прощении, клялся, что любит, и они помирились. Но проблемы, увы, росли как снежный ком. Она находила дома пустые бутылки и подозрительные упаковки. Потом соседка рассказала ей, что пока она на съемках, дома появляется какая-то девушка. «Теперь, когда я была беременнои и замужнеи , Володя был уверен, что я никуда не денусь. И ве л себя уже по-другому. Его как подменили. Страх потерять меня и мою любовь к нему — проше л…
Меня тошнило. Я дурнела и полнела. А на его шее повисла молодая несовершеннолетняя тварь. Вот так мы опять разъехались».
Владимира Тихонова забрали в армию. Служба проходила в театре Советской армии, и тяжелой точно не была — рядовых там отпускали домой, а Тихонова — с особенной легкостью, к «беременной жене», но шел он не к жене, а к подруге. Впрочем, когда Наталья родила сына Василия, он примчался к роддому с цветами, фруктами, купленными за большие деньги на Центральном рынке, и запиской: «Дорогая моя, любимая Снегурочка! Масик мои роднои ! Спасибо тебе за сына! Прости меня за все !!! Я — гондон, а ты цветочек!!! Люблю! Люблю!!! Люблю!!!!!!!»
Но все равно брак продлился меньше трех лет. И даже после смерти Владимира Тихонова (он умер летом 1990-го, в сорок лет) неприятности не закончились. Кто-то нашептал Нонне Мордюковой, что Василий — сын не Владимира Тихонова, а Константина Райкина («большеи ахинеи нельзя и придумать!..») К счастью, отношения с Нонной Викторовной со временем исправились, и до самой ее смерти были дружескими.
На поминках по свекрови Наталья Варлей встретилась со второй женой Владимира Тихонова (которую тоже зовут Натальей), и их сыном (которого зовут так же, как отца). «Поддавшись порыву, я предложила выпить за Наталью и Вовочку и сказала, что нет уже с нами ни Володи, ни Нонны Викторовны и что, помня о них, нужно прекратить вражду и ненависть, что у меня и у Натальи — сыновья, которых надо обязательно познакомить, потому что они братья… И все, сидящие за столом, зааплодировали. А Наташа размашисто перекрестилась, сказала: «Слава Богу!» — как будто все происходящее до этого зависело от меня. Мы с неи чокнулись и поцеловались, а Вовочка сердито увернулся…»
Но на следующий же день в квартире Натальи раздался звонок. «И незнакомыи женскии голос злобно прошипел в трубку: «Зачем же вы вре те, что Вася — Володин сын? Все знают, что он сын Бурляева!» И раздались гудки отбоя. Приехали!!! Теперь уже «сын Бурляева»!»
Начались ток-шоу на центральных каналах, в которых, как пишет Варлей, центральным лицом была Наталья. Она «трагическим голосом вещала, как попугаи , одно и то же: «Вовочка — единственныи сын и ЕДИНСТВЕННЫИ НАСЛЕДНИК!» Вот в че м была «собака зарыта»!»
В своей книге Наталья Варлей много пишет о религии, которая стала для нее опорой. И в этот крайне тяжелый период она «сходила в храм. Исповедалась, причастилась. Посоветовалась с батюшкои . И постепенно успокоилась. Приняла тот факт, что у меня есть не только друзья, которые за меня в огонь и в воду, но и враги. Такова жизнь.
За здравие Натальи и сына ее , Владимира, всегда подаю записки в церкви. Каждыи день читаю молитву «Ненавидящих и обидящих нас прости…» И хватит об этом».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Я никогда не считала себя красивой»
В сентябре Наталья Варлей представила «Канатоходку» в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки. И там ответила на вопросы читателей и поклонников.
О ремейках «Кавказской пленницы и других советских фильмов
— Да, я смотрела все ремейки. Я считаю, что это ужасно. Чтобы снять «Кавказскую пленницу-2», надо обладать таким же талантом, как у Гайдая. Сам он рассказывал, что придумал к какому-то фильму прекрасный трюк, а потом сообразил, что уже видел этот трюк у Чаплина. И вспомнил в связи с этим один рассказ Ильфа и Петрова. Там один молодой режиссер, сняв фильм, очень переживал, что «будет как у Чаплина», на что ему ответили: «Не бойся, мальчик — как у Чаплина, не получится!» Тем, кто снимал новую «Кавказскую пленницу», хочется сказать: «Мальчики, не бойтесь, как у Гайдая, у вас не получится!» И не помогут ни многомиллионный бюджет, ни знаменитые артисты, ни музыка Зацепина: фильм — ужасный!
О своей творческой биографии и о том, что «Кавказская пленница» и «Вий» так и остались самыми известными ее картинами
— Знаете, бывает талантливый человек, но судьба его не сложилась, он не проявил себя. Ну, вот такая судьба у других картин моих. Слишком яркими были «Кавказская пленница» и «Вий». Но я считаю, что не менее профессиональные и интересные работы — фильмы «Мой папа — идеалист», или «Большой аттракцион», или в фильме «Золото» по Борису Полевому… Коле Лебедеву (постановщик «Волкодава», «Легенды № 17» и нового «Экипажа». — Ред.), написавшему предисловие к моей книге, очень нравится моя работа в фильме «Так и будет» по Константину Симонову, где у меня роль сложная и возрастная. Но у любого актера и режиссера есть фильмы, по которым его знают лучше и любят больше.
О воспитании детей
— Не все мои принципы воспитания детей годятся как эталон. Я почему-то считала, что у детей надо идти на поводу. Оба мои сына были всегда умненькими и своенравными, и я считала, что если ребенок чего-то не хочет, заставлять его не надо. Ребенок занимался то одним видом спорта, то другим, если он говорил «Не хочу», я говорила «Ну и не надо». А сейчас я понимаю, что на самом деле надо заставлять. До того момента, пока не будет результат. Только если понятно, что результата не будет, можно отказаться. Очень часто родители путают страх ребенка перед тем, что у него что-то не получится, с нежеланием этим чем-то заниматься…
Мы часто, воспитывая детей, ориентируемся на себя. Вот я, например, была в детстве очень упорной, всего добивалась, даже если не получалось. Я в школе не разбиралась в математике, но все равно была отличницей: могла просидеть над учебниками всю ночь, но решить задачу. Мальчиков надо воспитывать жестко, а так получилось, что моих мальчиков воспитывали женщины, — и мы, конечно, тряслись над ними. Но дети у меня замечательные!
О красоте и поклонниках
— Во-первых, я никогда не считала себя красивой. У меня всегда было очень много претензий к своей внешности. Во-вторых, меня после картин никогда не узнавали на улицах. Я маленького роста, а по фильмам все считали, что я высокая. У меня длинные волосы, а в фильмах у меня каре. Поэтому я спокойно проходила в подъезд мимо дежуривших там поклонников. Но они дежурили — одно время там даже поставили милиционера. Потому что ситуации бывали разные. Объяснить молодому человеку, приехавшему из другого города с целью на мне жениться, что свадьбы не будет, бывало порой непросто. «А почему?» — удивленно спрашивал он. — «Понимаете, чтобы пожениться, люди должны любить друг друга». — «Но я-то вас люблю!» — «А у меня вы спросили?» — «Как? Вы что, меня не любите?!…» Человек нафантазировал себе что-то, решил, что я — его идеал, и не понимает, что идеал — он на экране.
О своем обычном завтраке
— Традиционный завтрак чаще всего — творог и кофе. Или каша и кофе. Без молока, черный-черный, крепкий, без сахара. Даж если у меня поднялось давление, я не могу его не выпить. Нехорошее слово, но кофе — это как наркотик, я без него не просыпаюсь.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Наталья Варлей родилась 22 июня 1947 года в румынском городе Констанце (ее отец, морской капитан, взял ее беременную мать с собой в плавание). В ней течет французская (по материнской линии) и валлийская (по отцовской) кровь: предки когда-то приехали из Европы в Россию и здесь остались. Варлей — валлийская фамилия.
Занималась в детской студии при Московском цирке. В 1965-м с отличием закончила цирковое училище, в 1971-м — театральное училище им. Щукина. Снялась в нескольких десятках фильмов, играла во множестве спектаклей.
Мать двоих детей, Василия (1972 г.р.) и Александра (р. 1985).
«Комсомолка» рекомендует Книгу «Майя Плисецкая. Самые откровенные интервью великой балерины» ищите на shop.kp.ru и в фирменном магазине «КП» по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1.
«Майя Плисецкая. Самые откровенные интервью великой балерины».
АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.
Многие люди твердят о проклятье, а сама артистка призналась, чего ей стоили полеты в гробу.
Звезда «Кавказкой пленницы» Наталья Варлей никогда не верила в мистику, а на все расспросы твердо отвечала, что проклятых ролей не бывает. И лишь под старость лет женщина призналась в том, что в ее жизни началась черная полоса.
Неприятности сыпались на Наталью одна за другой и, казалось, им нет предела. И все же, как роль Панночки в фильме «Вий» отразилась на судьбе Натальи Варлей и почему ее бросили собственные дети?
Еще во время съемок первого фильма ужасов советского периода актриса едва ли не осталось калекой на всю жизнь. Большую часть трюков Варлей выполняла самостоятельно, так как много лет провела в цирке, но, несмотря на подготовку, бывалая акробатка ужасно боялась высоты. Во время съемок сцены с летающим гробом актриса неожиданно выпала из гроба и полетела вниз с трехметровой высоты.
Наталье так и не удалось устроить свою личную жизнь, а ее карьера пошла на спад. Кроме того, исполнительница роли Панночки стала постоянно болеть. Именно тогда она поняла, что совершила роковую ошибку: «Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб…».
Сейчас женщина проживает в гордом одиночестве. Ее не навещают ни дети, ни внуки, а в сети то и дело рассуждают о том, что во всем виновато проклятье, которое Наталья получила из-за роковой роли.
Хотя дело может обстоять совершенно в другом: всю свою молодость Наталья всецело посвящала работе, съемкам в фильмах и гастролях, в то время как дети оставались на попечение бабушек и дедушек. Видимо, именно поэтому Александр и Василий не могут простить матери детство без любви и заботы и даже видеть ее не хотят. Ведь по слухам, неизвестно даже, кто их настоящий отец.