Содержание
23 сентября. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей
Аудио
Евангелие от Марка, глава 5, ст. 24–34.
5.24. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
5.25. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
5.26. много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, –
5.27. услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
5.28. ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
5.29. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
5.30. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
5.31. Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
5.32. Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
5.33. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
5.34. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
(Мк. 5, 24–34)
Проблема женщины, о которой идет речь в сегодняшнем евангельском чтении, была очень серьезной. Дело в том, что болезнь не только подрывала ее здоровье, но и лишала ее возможности посещать богослужения, пребывать в обществе знакомых и друзей, так как в глазах закона она была нечистой. В главе 15 книги Левит мы читаем:
Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, всякая постель, на которой она ляжет, будет нечиста, подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста; и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера (Лев. 15, 25–27).
Из описания евангелиста Марка мы знаем об отчаянном положении этой женщины, которая несла тяготы болезни двенадцать лет и, потратив множество денег на лечение, не получила помощи, но пришла еще в худшее состояние (Мк. 5, 26). И вот эта женщина имела настолько горячую веру, что, услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею (Мк. 5, 27–28).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Призвать Христа в свой дом она не осмелилась, хотя была и богата; она даже не дерзнула явно и приступить к Нему, но тайно с верою прикоснулась к одежде Его; она не сомневалась и не говорила сама в себе: исцелюсь ли я от болезни, или нет? но приступила с твердою уверенностью, что получит исцеление».
И когда она прикоснулась к краю одежды Спасителя, то произошло чудо: Божественная благодать изошла от Спасителя, и тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни (Мк 5, 29).
И не случайно Господь вопрошает о том, кто прикоснулся к Нему. Александр Павлович Лопухин поясняет: «Господь знал, что случилось с больной благодаря тому, что она прикоснулась к Его одежде, но задает вопрос для того, чтобы вызвать ее исповедание и внушить, что она исцелилась не в силу какого-то магического воздействия одежды Чудотворца, а в силу своей веры в Него как Сына Божия».
Конечно, Господь знал, кто прикоснулся, и спросил это только для того, чтобы в назидание обнаружить перед народом веру этой женщины и чудо, совершившееся благодаря этой вере. Женщина, понимая, что ей не утаиться, пала перед Ним и открыла всем истину.
По иудейским понятиям она совершила преступление, войдя в толпу и сделав нечистыми всех, к кому ей по необходимости пришлось прикоснуться. Именно поэтому в страхе и трепете ожидала она осуждения за свой поступок, но Господь успокоил ее, сказав: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5, 34).
Святитель Феофан Затворник замечает: «Кровотечение – образ страстных мыслей и замыслов, непрестанно источаемых сердцем, еще не очистившимся от всякого сочувствия к греху; это наша греховная болезнь… Но врачевания нельзя найти ни в себе, ни в других; оно от Господа, именно, когда душа коснется Господа и от Господа изойдет сила в душу … тотчас душа ощущает, “что исцелена от болезни”… Кровоточивая протеснилась к Господу и получила исцеление; и нам надо протесняться к Господу, идти неленостно теснотою подвигов внутренних и внешних…»
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, призывают нас не отчаиваться даже в самых сложных и, как нам кажется, безвыходных ситуациях. Только смиренное обращение в молитве к Богу, осознание нужды в Боге подает силу – Божественную благодать, которая врачует немощное и восполняет оскудевающее.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Удивительные строки Писания, просто поразительные. Как это вообще может быть?
Но не это самое удивительное. Самое удивительное то, что Христос вдруг почувствовал, что сила вышла из Него. Вы представляете? Без разрешения, без просьбы. Не Он решил – она решила. А Он обратился к ученикам и говорит – «кто прикоснулся ко мне?» -Что за вопрос? Народ теснит тебя, как же ты говоришь «кто прикоснулся ко мне?» – Недоумевает Пётр. Христос говорит – «нет. Теснят та меня многие, но есть кто-то, кто ПРИКОСНУЛСЯ ко мне, ибо я чувствовал как сила вышла из меня». Когда же женщина увидев, что не утаилась – пала на землю и сказала – «это я». Христос говорит ей «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром». Опять возникает недоумение – почему же Христос не говорит – «Я исцелил тебя». Почему Христос говорит постоянно – «вера твоя спасла тебя»? И причём обратите внимание на то какая вера спасла её. Разве догматическая? Она не знала никаких догматов, что Бог един в трёх лицах и т.п. А даже если и знала, то в этом фрагменте, она ими никак не пользовалась. Но тем не менее, даже такая житейская вера спасла её. Возникает ощущение, что вера, это вообще что-то неписанное, что-то, что имеет некую материальную силу и связанна с самоопределением человека – «она сказала сама в себе». Не кто-то ей сказал, а она сама себе сказала. И не просто сказала, как многие говорят сами в себе, а как бы решила, что так и будет. И оно так и стало. Неудивительно?
А потом, поступок вроде не такой уж хороший. Ведь она действительно сделала это без его разрешения. Но Христос ей сказал на это – «дерзай»… Дерзость в отношении к Богу… как же это возможно??? Но Христос её говорит утвердительно, даже как-бы предписывает так поступать –» дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; ИДИ С МИРОМ». Что это всё такое?Как это всё понимать?
Человек – это уникальное существо, сотворенное Богом. ДНК человека само по себе, по своей структуре, создано Богом, оно вышло из Бога, и обладает определенной силой. Сам человек обладает определенной силой, потому что человечество наделено верой. Верой, которая может творить. Посмотри вокруг себя, где ты живешь: в городе, в стране – это все сотворила вера человека. Каждый человек, рождается с верой. У каждого есть вера, и она имеет творческий потенциал, она может творить, она может делать чудеса. Давай, например, уберем мощи. Ведь исцеление происходит и у мусульман, и у буддистов, оно происходит везде, где включена вера человека. Если говорить о мощах, то в это люди верят. Все заключается в элементе веры человека: иконы, мощи, камешки, амулеты – это символ созерцания.
Иисус Христос умер за человечество, открыв дверь человечеству. Он открыл все это для человека, не только для христиан. Мы, которые приняли Его, несем свой крест, проходим свой путь трансформации, превращаясь в сущность самого Бога, Дух Христов – это мы Его дети, несущие Царство Небесное. У нас другая жизнь по отношению к тем, кто не принял Иисуса Христа. И мы должны понимать, что те, которые еще не приняли Иисуса Христа, это не значит, что они Его еще отвергли. Но Блага, которая принесла жертва Иисуса Христа, принесены всему человечеству: кто знает Христа, кто еще не знает Христа. Все они, как бы там ни было, будут знакомы с Иисусом Христом. Жертва называется совершенной, и универсальной, потому что она предназначена за всех, за все человечество. Другими словами, Бог Отец все человечество уже простил. Человечество прощено. Просто это еще не вписывается нам в мозги, т.к. у нас идет совершенно другая теология во всех вещах. Просто люди не все знают, что они прощены. И мы несем им эту информацию, чтоб они не мучились. Ты можешь наблюдать за человеком, за его способностями, за его верой в любых ситуациях, и я думаю, что Бог действует в жизни человека, потому что Бог находится сейчас среди человечества. Бог вышел к человечеству, Он вышел из-за этой завесы. Бог находится здесь, он находится с человеком, просто человек этого еще не знает.
Иди, ВЕРА ТВОЯ спасла тебя. НЕ МОЯ, ТВОЯ ВЕРА спасла тебя. Человек просто сказал: «Иисус, ко мне не надо приходить. Скажи только слово». – «Иди, вера твоя спасла тебя». Когда Христос служил людям, очень часто можешь найти такое выражение «ВЕРА ТВОЯ спасла тебя». Вера, которая спасла тебя, она дана тебе Богом. Тот элемент, который внутри тебя от Бога, спас тебя. Просто Иисус Христос активизировал, или вернул нам все те вещи, которые были потеряны, теперь человек может ими легко пользоваться, и этим пользуются все. Но в конечном итоге, как бы оно ни было, каждый лично познакомится с Иисусом Христом. Потому что как ни крути, все дороги приводят именно к Нему.
Мы просто иногда путаем спасение, данное человечеству, и трансформацию, данную тем, которые выбрали этот целенаправленный путь через Иисуса Христа. Как Бог будет решать судьбу человечества, это Ему решать, я туда не лезу. Я только захожу на те участки, которые предлагает мне сегодня Бог, и которыми меня ведет.
Поэтому православие: мощи или иконы; мусульмане или буддисты – они меня не задевают. Они меня задевают только в одном смысле, потому что они не делают это через Христа. Но здесь я спокоен, Бог говорит: «Успокойся. Это Мое дело. Это моя жертва. Это не твоя жертва. Твоя задача – это стать на этот путь, это твоя миссия. Потому что явление детей Моих должно происходить на этой земле, потому что Мои дети – это Я и есть, это Моя сущность, где должны увидеть Меня снова и снова.
Человеческая душа не умирает: будут и воскрешения, ад опять отдаст мертвых. У ада есть хозяин Иисус Христос. И как Он дальше будет решать судьбу человечества – это Ему решать. Да, в этом аду находятся миллиарды душ, но эти души отдаст ад на суд. А наш Отец – судья справедливый. Я не знаю, какие еще Он книги откроет на этом суде. Я не знаю, что будет происходить. Поэтому мое внимание там не сосредоточено.
У людей могут быть мощи, иконы, и многое другое – это то, что делает вера, данная Богом. Мы просто в себе не замечаем, как мы осудили то, чему еще не было суда. А вы представьте такую ситуацию, если Бог есть начало и конец, Он живет вне времени и суд уже состоялся. И представьте, что на этом суде была произнесена фраза «помилован». Если Бог его уже помиловал, а мы не знаем, и продолжаем его судить. Вот, где мы становимся противниками, потому что мы не можем находиться во временном пространстве, не можем понимать Бога, определенные вещи. Поэтому мы живем своим вероисповеданием. Поэтому, я отстранил вероисповедание от себя, и принял только Христа в свою жизнь; отстранив себя от христианского социума, я просто стал ближе к людям, открывая в себе возможности Царства, я им служу.
Евангельское чтение с толкованием на 19 ноября
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского
Блаженный Феофилакт Болгарский
Лк.8:41. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
Лк.8:42. потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.
Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых. Евангелист присовокупляет и имя его, чтобы тем очевиднее было, что чудо истинно. По настоянию нужды он припадает к ногам Иисусовым. Хотя бы он и без настоятельной нужды должен был пасть пред Иисусом и исповедать Его Сущим Богом, однако ж бывает, что и скорбь побуждает людей к избранию лучшего. Почему и Давид сказал: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс. 31, 9).
Когда же Он шел, народ теснил Его.
Лк.8:43. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
Лк.8:44. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
Во время пути Господа приступает жена, руководимая весьма сильной верой. «Подойдя, она коснулась края одежды» Господа в той уверенности, что как только прикоснется, тотчас и исцелится. «И тотчас течение крови у ней остановилось». Как если кто-нибудь обратит глаз к сияющему свету или поднесет хворост к огню, они (свет и огонь) тотчас оказывают свое действие, так и жена, принесшая веру Могущему исцелить, тотчас получила исцеление. Ибо она ни о чем не думала, ни о долговременности болезни, ни об отчаянии врачей, ни о другом чем, но только веровала, и – спаслась. И как кажется, она прикоснулась к Иисусу прежде мыслью, а потом телом.
Лк.8:45. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Господь, желая показать всем веру жены, чтобы подражали ей, и подать Иаиру добрую надежду о его дочери, обнаруживает то, что было сделано тайно. Именно: Он спрашивает о том, кто прикоснулся к Нему, но Петр как смелый, упрекая Его за такой вопрос, говорит: столько народа стесняет Тебя, «и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» А сам не понимал, о чем спрашивал Господь. Ибо Иисус спрашивал: «кто прикоснулся ко Мне» с верой, а не просто так. Ибо как всякий имеет уши, чтобы слышать, и однако ж иной, имея уши, не слышит, так и в сем случае иной прикасается с верой, а иной хотя и приближается, но сердце его отстоит далеко. Итак Господь, хотя и знал жену, спрашивает, однако ж, для того, чтобы, как я сказал, и веру ее прославить, и начальника синагоги более обнадежить, спрашивает и таким образом жену выводит на средину.
Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
Лк.8:48. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
«Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Справедливо говорит. Ибо пророки не имели сил, от них исходящих: они совершали чудеса благодатью Божией. А Иисус, будучи Источником всякого блага и всякой силы, имеет и силы, от Него исходящие. Христос вдвойне врачует жену: во-первых, исцелил болезнь ее, а потом и страх души усмирил, сказав: «дерзай, дщерь!».
Лк.8:49. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Лк.8:50. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Иисус, услышав, что некто сказал начальнику синагоги: не беспокой Учителя, то есть «не утруждай», не проси пойти, не позволил начальнику синагоги сказать что-нибудь Себе, но упредил его, чтобы начальник синагоги не сказал: я не имею в Тебе нужды; несчастье уже совершилось; та, которую, мы надеялись, Ты исцелишь, умерла. Итак, чтобы он не сказал ничего такого (ибо он был неверующий иудей), Христос упредил его и сказал: «не бойся, только веруй»; смотри, – говорит, – на кровоточивую; подражай ей, и ты не обманешься.
Лк.8:51. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Господь позволяет войти с Собой только Петру, Иоанну и Иакову, как избраннейшим из учеников и как могущим умолчать о чуде, ибо Он не желал, чтобы оно прежде времени было открыто многим. Он скрывал большую часть Своих дел, быть может, по причине зависти иудеев, чтобы, возжигаемые завистью, они не были повинны осуждению. Подобным образом должны поступать и мы: если кто завидует нам, мы не должны обнаруживать пред ним наши совершенства, чтобы, поражая его оными, не возбудить в нем большей зависти и не ввести в грех, но должны, сколь возможно, стараться скрывать их от него.
Лк.8:52. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
Лк.8:53. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Когда Господь сказал, что девица «не умерла, но спит», и смерть назвал сном (поскольку имел воскресить умершую, как бы от сна возбудить), то слышавшие сие засмеялись над Ним, что допустил Он затем, чтобы чудо было больше чудом, – чтобы впоследствии не могли сказать, что девица не умирала, но спала, для сего Он устроил так, что прежде осмеяли Его за слова: «не умерла, но спит», чтобы заградить уста желающих клеветать. Ибо смерть девицы так была явна, что засмеялись над Ним, когда Он сказал, что она не умерла.
Лк.8:54. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
Господь всех выслал вон, быть может, с тем, чтобы нас научить не любить славы и ничего не делать напоказ, а может быть, и с тем, чтобы внушить, что имеющий совершить чудо не должен быть в среде многих, но должен находиться в уединении и быть свободным от всяких беспокойств со стороны других.
Лк.8:55. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
«И возвратился дух» отроковицы. Ибо Господь не новую внес душу, но повелел возвратиться той самой, которая отлетела от тела. Приказал подать ей поесть – для большего уверения и доказательства того, что она действительно воскресла.
Лк.8:56. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Можно это и так понимать. Кровоточивая есть всякая душа, в которой кипит и как бы ключом бьет кровавый и убийственный грех. Ибо всякий грех есть убийца и закалатель души. Если душа коснется одежд Иисусовых, то есть воплощения Его, и уверует, что Сын Божий воплотился, то получит здравие. Если кто будет и начальник синагоги, то есть ум, возвышающийся над богатством, собранным от любостяжания, но дочь его, то есть помысл, заболит, то пусть призовет только Иисуса и уверует в Него, и – будет спасен.