Содержание
- в здоровом теле здоровый дух
- Гиленсон Б.А.:Античная литература. Древний Рим. Книга 2 Глава XIX. Ювенал.
- Краткая биография
- Биография из Википедии
- Жизнь
- Сочинения
- Переводы
- ЮВЕНАЛ, ДЕЦИМ ЮНИЙ
- Посмертная слава.
- Что означает выражение «В здоровом теле здоровый дух»?
- «В здоровом теле здоровый дух»: продолжение фразы, автор
- В здоровом теле здоровый дух: как будет звучать на латыни полное выражение?
- Пословица – «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача»: смысловое значение
- Что такое здоровое тело, как всегда быть в здоровом теле?
- Видео: Утренняя зарядка
- Что такое здоровый дух, эмоции, как всегда быть в здоровом духе?
- Как связаны здоровое тело и здоровые эмоции между собой: объяснение
в здоровом теле здоровый дух
См. также в других словарях:
-
В здоровом теле здоровый дух — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… … Википедия
-
В здоровом теле — здоровый дух — С латинского: Mens sana in corpore sano (мэнс сана ин корпорэ сано). Из 10 й сатиры римского писателя сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60 ок. 127): Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano (орандум эст, ут сит мэнс сана ин корпорэ… … Словарь крылатых слов и выражений
-
в здоровом теле здоровый дух — здоровая душа в здоровом теле (в здоровом теле здоровый дух) Ср. Главное, друг мой, береги здоровье! твердил ему отец: mens sana in corpore sano. Будешь здоров, и житься будет веселее, и все пойдет у тебя ладком да мирком! Салтыков. Мелочи жизни … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
В здоровом теле здоровый дух — (лат. «Mens sana in corpore sano»), цитата из одной из сатир Ювенала (10, 356). Ее первоначальный смысл заключался не столько в утверждении, что здоровому телу свойствен здоровый дух, сколько в обращении к богам с просьбой ниспослать… … Словарь античности
-
здоровая душа в здоровом теле(в здоровом теле здоровый дух) — Ср. Главное, друг мой, береги здоровье! твердил ему отец: mens sana in corpore sano. Будешь здоров, и житься будет веселее, и все пойдет у тебя ладком да мирком! Салтыков. Мелочи жизни. Молодые люди. 2. Ср. La vertu est la santé de l âme et la… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
Здоровый дух в здоровом теле — Выражение это возникло из 10 й сатиры древнеримского поэта Ювенала, у которого сказано: Надо молить, чтобы ум (дух) был здравым в теле здоровом . Употребляется как формула, выражающая гармоничное развитие физических и духовных сил.… … Словарь крылатых слов и выражений
-
Здоровый дух в здоровом теле — крыл. сл. Выражение это возникло из 10 й сатиры древнеримского поэта Ювенала, у которого сказано: «Надо молить, чтобы ум (дух) был здравым в теле здоровом». Употребляется как формула, выражающая гармоничное развитие физических и духовных сил … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
-
дух — а ( у), м. 1. Психические способности, сознание, мышление. В здоровом теле здоровый дух. □ Его болезнь, боярин, многосложна: Не плоть одна страдает болен дух. А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного. Человеку нужно не три аршина земли, не… … Малый академический словарь
-
дух — а ( у); м. 1) а) Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый дух. Материя и дух. Свойства человеческого духа. б) отт. В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство… … Словарь многих выражений
-
дух — а ( у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь
-
дух — ДУХ, а ( у), муж. 1. Сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Материя и д. В здоровом теле здоровый д. Д. противоречия (стремление спорить). Д. возмущения. 2. Внутренняя, моральная сила. Высокий… … Толковый словарь Ожегова
Гиленсон Б.А.:Античная литература. Древний Рим. Книга 2 Глава XIX. Ювенал.
Глава XIX. Ювенал.
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич.
А. С. Пушкин
1. Биография. Общий характер творчества. 2. Первый период: обличительные сатиры. 3. Второй период: сатиры философско-морализаторские. 4. Стиль Ювенала. 5. Ювенал в веках
Крылатое пушкинское выражение «ювеналов бич» с афористической силой выражает природу римского поэта. Он – обличитель, нетерпимый к порокам. Ювенал – первый римский писатель, к которому применимо понятие сатирика в «чистом виде».
1. Биография. Общий характер творчества.
СУДЬБА САТИРИКА.
Жизнеописание Децима Юния Ювенала (Decimus Junius Juvenalis), как и некоторых других римских литераторов, пестрит «белыми пятнами». Поэт родился в 50–60-е годы, по-видимому, при императоре Нероне, а умер после 127 г. н. э. Детство Ювенала прошло в небольшом городке Аквина, где его семья владела скромным земельным наделом. Затем Ювенал переехал в Рим; там он, как и многие литераторы, учился в риторической школе, получил неплохую подготовку, но на первых порах прозябал, прирабатывая выступлениями, декламацией стихов, а также оказывая мелкие юридические, адвокатские услуги малосостоятельному люду. По признанию Ювенала, он «почти до половины своей жизни» отдавал дань декламации ради денег. В молодые годы ему пришлось соприкоснуться с нуждой, с исполнением унизительных клиентских обязанностей. Удел бедняка был ему знаком не понаслышке. Зато он обогатился ценным жизненным опытом, запасом наблюдений, которые позднее питали его сатиру.
Ювенал, младший современник Федра и Марциала, дебютировал как автор сатир сравнительно поздно, после 96 г.: ему тогда было, видимо, около сорока лет, возраст, когда иные большие поэты уже прошли пик творчества. Возможно, что эти произведения Ювенал написал много раньше, но осмелился обнародовать после смерти императора Домициана, известного свирепым нравом и нетерпимостью к любым критическим суждениям. Император же Траян, сменивший убитого Домициана и правивший с 98 по 117 гг., отличался большей терпимостью и взвешенной политикой. Ювенал продолжал работать как сатирик и при императоре Адриане (117–138). Существует версия, правда, не подтвержденная, что в конце жизни Ювенал испытал на себе высочайший гнев и подвергся ссылке то ли в Египет, то ли в Британию. В это время ему было около 80 лет. После 127 г. его следы теряются: видимо, вскоре он умер.
Всего Ювенал написал 16 сатир (satirae) объемом от 150 до 300–500 стихов каждая. Они составляют пять книг. При этом с очевидной отчетливостью сатиры распадаются на две главные группы, соответствующие двум этапам его творчества. К первому относится 10 сатир, обличительных, направленных против общественных пороков. На втором этапе, совпадающем с правлением Адриана, обличительный пафос ослабевает: в этих сатирах, с 11-й по 16-ю, преобладает не осуждающее, а философско-морализаторское начало.
ЮВЕНАЛ И РИМСКАЯ САТИРА.
В римской литературе, как уже подчеркивалось, было отчетливо выражено сатирическое критическое начало. Оратор и ритор Квинтилиан утверждал: «Сатира – целиком наша». Конечно, неправомерно отрицать влияние греческой литературы, давшей миру Аристофана и Лукиана. Но уже в римском фольклоре решительно сказалось смеховое начало, например, в фесценнинах, шуточных песнях во время земледельческих праздников; в триумфальных песнях, распеваемых воинами, в порядке вещей были насмешки и колкости по адресу победоносного полководца. Римская стихотворная сатира (в ней использовался гекзаметр) была специфически национальным явлением, не имевшим аналога у греков. Само слово «сатира» (satura) означало «смесь», что предполагало тематическую, стилевую многослойность подобного жанра: это могла быть и путевая зарисовка, и нравственное поучение, и дружеское послание или обращение, и философское размышление, и критическая инвектива. В жанре ранней сатиры такого рода выступали Луцилий и Энний, от которых сохранились лишь незначительные фрагменты. Жанр стихотворной сатиры на более высоком эстетическом уровне разрабатывал, как уже писалось, Гораций: его критика была «мягкой», «спокойной», сочеталась с морализаторством в духе его философии «золотой середины». Сатирическое начало с элементами юмора присутствовало и в драматургии Плавта, и в романе Петрония «Сатирикон». Образец стихотворной сатиры – «Отыквление» Сенеки, едкая насмешка над умершим императором Клавдием…
«МУЗА, ИДУЩАЯ ПО ЗЕМЛЕ».
Своеобразие сатиры Ювенала – в ее резком обличительном пафосе. Ему чужда рассудительная сдержанность Горация. В первой сатире Ювенал декларирует свое эстетическое кредо. Он не одобряет велеречивых поэтов, воспевающих мифологических героев, вместо того чтобы отзываться на животрепещущие темы, вырастающие из современности. А она «аккумулирует» столько несправедливостей и пороков, поистине, кричащих, что поэту трудно оставаться равнодушным.
… Кто настолько терпим к извращениям
Рима, настолько стальной, чтоб ему удержаться от гнева.
В подобных обстоятельствах «трудно сатиру не писать», а потому «рождается стих возмущенный». Тема его сатир – вся многообразная жизненная реальность.
Все, что ни делают люди, – желания, страх, наслажденья,
Радости, гнев и раздор, – все это начинка для книжки.
Но одновременно поэт сатирик обречен на осмотрительность. Если он и называет какие-то имена, то исключительно усопших.
Как отмечалось, за греческими музами «закреплялись» разные виды поэзии: за Каллиопой – эпическая, за Эвтерпой – лирическая, за Эрато – любовная. Видимо, у греков не было надобности изобрести музу, «отвечающую за сатирическую поэзию». Но она в большей мере была надобна римлянам. Гораций называл ее «музой, идущей по земле», т. е. ориентированной на поэзию, обращенную к жизненным, бытовым реалиям.
2. Первый период: обличительные сатиры.
ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.
В сатирах Ювенала за риторическими эскападами и историческими экскурсами вырисовываются конкретные реальные картины, типы и характеры. Он сопереживает бедняку, заброшенному в огромном, пропитанном кричащими пороками городе, где он – жертва несправедливостей и унижений. В 3-ей сатире, например, Ювенал повествует о своем старинном приятеле Умбриции, покидающем Рим, потому что там нет возможности честно трудиться из-за интриг новоприбывших из Греции и стран Востока, из-за наглости богачей, засилья жриц любви, бандитов и воров. У бедняка же одна «свобода»: «битый, он просит сам, в синяках весь, он умоляет». Умбриций спешит в деревню, чтобы обрести там желанный покой. Ему остается лишь мысленно уноситься в старые времена:
Счастливы были, скажу, далекие пращуры наши.
В 5-й сатире Ювенал, продолжая тему, присутствующую во многих эпиграммах Марциала, размышляет об унизительной доле клиента, пробавляющегося подачками высокомерного патрона. Лучше пребывать в нищете, чем сносить издевательства, когда «сам» приглашает клиента на званный обед. При этом даже за столом сохраняется оскорбительная грань между богатыми и неимущими: последние не только потчуются отвратительным вином, худшей пищей. Даже блюда подаются так, чтобы бедняк понял, что он – из людей второсортных. Возмущение сатирика обращено не только против обнаглевшего богача, но и клиента, позволяющего так собой помыкать.
…Выносить можешь все ты
И выноси! Под щелчки ты подставишь и голову с бритой
Маковкой, не побоишься принять и удары жестокой
Плети; достоин вполне ты и пира, и друга такого.
Не щадит Ювенал и самих императоров, но, конечно, уже умерших. Квинтэссенцией безумств и преступности остается для него Нерон. Подстать ему и «лысоголовый Нерон», т. е. Домициан, перед которым Рим «пресмыкался».
В 4-й сатире изложена история, обнажающая нравы императора и его присных. Любимец Домициана Криспин, «развратник», «нечестивец», «злодей», «гнусная личность», «угодничая перед хозяином», потчевал того диковинными рыбами внушительных габаритов, за которые выкладывал из казны немалые суммы. Однажды императору была преподнесена камбала таких размеров, что не умещалась ни на одном блюде. Для решения обозначившейся «проблемы» был созван совет вельмож, на котором вполне серьезно обсуждалось, резать ли рыбу на куски или подавать ее целиком. В итоге постановили изготовить невиданное доселе блюдо, могущее вместить данный экземпляр. Описывая подобное высокое заседание, иронизируя над его участниками, Ювенал давал понять, до какого пресмыкательства перед императором, замаранным преступлениями, дошла римская знать.
На фоне роскоши верхов особо бедствен удел людей искусства и науки (7-я сатира). Богачи, не жалеющие средств на собственные извращенные прихоти, отказывают в материальной поддержке поэтам, историкам, адвокатам, риторам и знатокам грамматики. Ювенал упоминает Стацила, автора поэмы «Фиваида», имевшей успех, вынужденного перебиваться сочинением низкопробных либретто для мимов; риторов Лесимаха и Секунда Карринатского, из которых первый повесился от голода, а второй отравился. Единственно, на кого остается уповать Ювеналу, так это на императора Адриана.
Только в Цезаре – смысл и надежда словесной науки.
Объект обличения Ювенала – преступность, которая приобрела угрожающий размах, выражаясь в поджогах, клятвопреступлениях, святотатстве (13-я сатира); кровожадность, доходящая до людоедства, при полном отсутствии сострадания, того, что отличает человека от зверя (15-я сатира); привилегии, которые даруются военным (неоконченная 16-я сатира).
Бичуя укоренившиеся в обществе пороки, Ювенал видит причины в особенностях столичной жизни; она порождает алчность и тщеславие, властолюбие и скаредность. Основа же многих нравственных уродств в том, что общество поклоняется новому богу – деньгам, которые «спасают от бесчестья» и «побеждают». Поэт иронизирует:
… Еще роковая Деньга обитает не в храме,
Мы не воздвигли еще алтарей, и монетам не создан
Культ, как Верности, Миру, как Доблести или Победе.
ПРОТИВ МОРАЛЬНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ.
В поле зрения Ювенала процесс морального разложения, поразивший римское общество, с которым, как писалось, безуспешно пытался бороться в законодательном порядке Август. Эту тему затрагивал в осторожной форме в сатирах Гораций. Ювенал же дает волю гневу. 2-я сатира направлена против лицемерия, пропитавшего общественную жизнь: распутники прикидываются философами: «порочность громят словесами Геракла, о добродетели речи ведут – и задницей крутят». Безнравственность не осуждается и не наказывается, ибо «кроет разврат круговая порука». Дело доходит до всякого рода извращенных браков и бесстыдства: хваленые добродетели Рима, удостоверенные подвигами на поле брани, безнадежно забыты. Нравственное падение римлян могло бы смутить даже покоренных ими варваров.
…Те, кого мы победили, не делают вовсе того, что
Ныне творит народ-победитель в столице…
Эта тема развивается в 6-й сатире, где Ювенал обличает женщин, погрязших в пороках. Замужние матроны «блудят» с актерами и гладиаторами, осаждают певцов и музыкантов, «прелюбодействуют», демонстрируя «извращенную похоть», забыли о стыдливости. Они исполнены самомненья, непостоянны, властолюбивы, жадны до роскоши, склонны к мотовству. Светские дамы озабочены исключительно собственной наружностью, подвергают настоящим пыткам служанок своими многочасовыми, изнурительными туалетами. Не желают рожать детей, обременять себя семейными обязанностями. В моде суеверия, разного рода зелья, с помощью которых жены дурманят мужей, вытягивают у них деньги, а иногда вгоняют в могилу.
В сатирах Ювенала немало эпизодов, описывающих самые одиозные формы морального падения. Поэт не избегает натуралистических подробностей в духе «Сатирикона» Петрония. Символом грязи являются для него уже упоминавшаяся Мессалина, одна из жен императора Клавдия. Она не только при живом муже откровенно меняла любовников; любительницу острых ощущений, ее можно было встретить в самых низкопробных борделях.
Первый период творчества Ювенала завершается 10-й сатирой, «переходной» по своему характеру: в ней намечается философско-назидательная тональность, отличающая второй период творчества поэта. Ювенал констатирует неспособность многих людей познавать истинные блага, отличить их от ложных и «сбросить всех заблуждений туман». Пример тому – человеческие молитвы, в которых люди просят того, что может оказаться для них и излишним, и губительным. Таковы мольбы о богатстве, власти, таланте оратора или полководца, долголетии или красоте детей. На самом деле, как это иллюстрируется многими историческими и мифологическими примерами, в каждой из названных добродетелей – своя негативная сторона. Тот, кто просит у Юпитера о долгих годах, забывает о «тяжких невзгодах» глубокой старости, о том, как безобразится внешний вид человека. Желающий красоты своему чаду не должен забывать об опасности, исходящей от развращенных богачей, – немало юных красавцев было загублено ненасытностью Мессалины. Необходимо уповать на богов, просить у них крепкого духа в здоровом теле. Надежды же возлагать на то, что она, Фортуна, посчитает для тебя полезным.
3. Второй период: сатиры философско-морализаторские.
ФИЛОСОФИЯ «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ».
В поздних сатирах обличительные мотивы уже сочетаются с модными сентенциями, размышлениями в духе философии «золотой середины». Здесь Ювенал близок к Горацию. Бескомпромиссный обличитель в ранних сатирах, он теперь не одобряет крайности во всем. В 11-й сатире, посвященной пирам, поэт рассуждает о том, что угощение должно соответствовать достатку, что простая трапеза в сельской тиши много приятней роскошного городского чревоугодия вкупе с непристойными представлениями. Именно на такое скромное угощение, на котором прозвучат стихи Гомера и «родного Марона», т. е. Вергилия, зовет Ювенал своего друга.
В 14-й сатире обсуждается проблема воспитания. Судьба детей, их характер во многом зависят от родительского примера.
Воля природы всегда такова: и скорее, и легче
Нас совращает пример пороков домашних, и прямо
В душу нам входят они под влиянием старших…
От недостойных вещей воздержись!
И далее:
Доброе дело – народу, отечеству дать гражданина,
Если его создаешь ты полезным для родины, полным
Для земледельца работ, для военных и мирных занятий.
Больше всего будет значить, каким ты наставишь наукам,
Нравам его.
ДОБРЫЕ СТАРЫЕ НРАВЫ КАК ИДЕАЛ САТИРИКА.
Пагубно пристрастие к богатым постройкам, тяга к роскоши. От родителей дети способны унаследовать вредоносные суеверия. Огорчительно, если в чадах пробудится скупость, которая принимает патологические формы, побуждая людей «в нищенской доли влачить свою жизнь ради смерти в богатстве». Давно замечено: «жадность к монете растет соответственно росту богатства». Дурные наставления корыстным чадам скверно отзовутся на самих же родителях. Нередки случаи отцеубийств. Богатое наследство, полученное детьми, станет источником новых тревог и забот; придется жить «со страхом», постоянно охранять имущество. Отсюда проистекает совет, сформулированный Ювеналом:
Столько имей, столько просят и жажда, и голод, и холод,
Сколько еще до тебя, Эпикур, в твоем садике было довольно,
Сколько еще до тебя получали Сократа пенаты,
Мудрость не скажет того, что противно бывает природе.
Идеал Ювенала – и в этом он не был одинок среди писателей – «добрые старые» римские нравы. Истинное благородство приобретается достойными делами и утрачивается из-за дурного поведения. История Рима пестрит примерами, когда из среды патрициев выходили люди, себя запятнавшие пороками. Те же, кто прославил свое государство подвигами и самопожертвованием, оказывались плебеями по происхождению. Затронутая здесь тема естественного благородства человека – поистине вечная: она пройдет через всю мировую литературу и с особой силой зазвучит в эпоху Возрождения.
4. Стиль Ювенала.
Одна из наиболее выразительных черт Ювенала – его патетика, возвышенная декламационность. Но сила негодования, его одушевлявшая, диктовалась самим предметом, на который он обрушивал свой гнев.
Разве когда-нибудь были запасы пороков обильней,
Пазуха жадности шире открыта была и имела
Наглость такую игра?
Поэта возмущает в современниках подобная концентрация зла. Отсюда проистекает его склонность к гиперболизации, сгущению красок, которые «пропитывают» его стиль: риторические вопросы, восклицания. Обличительный пафос «соседствует» с натуралистическими подробностями, зарисовками и сценами, характеризующими римское общество. Ювенал добивается эффекта с помощью амплификации, нагнетания впечатляющих подробностей, развернутых сравнений.
Еще более часто
Душат богатства людей, когда с чрезмерной заботой
Их накопили, и ценз, что имущество все превосходит,
Как из Британии кит простых превосходит дельфинов.
Афористичность, как отмечалось, присущая Горацию, Овидию, Марциалу, – приметная черта также ювеналова стиля. Назовем его крылатые выражения, ставшие и сегодня принадлежностью нашей повседневной речи: «В здоровом теле – здоровый дух»; «Если отказывает природа, то ненависть создает стих»; «Священное величие богатства»; «Хлеба и зрелищ» и др. Отметим и некоторые популярные сентенции Ювенала: «И в достойных делах соблюдается мудрыми мера»; «К ребенку следует относиться с величайшим уважением»; «Одна лишь смерть показывает, как ничтожно человеческое тело»; «Надо молить, чтоб ум был здоровым в теле здоровом»; «Коль дарования нет, порождается стих возмущеньем».
5. Ювенал в веках
Поэзия Ювенала содержит ценный в познавательном отношении материал для характеристики римского общества его времени. Вот почему на него охотно ссылаются историки, культурологи, изучающие античный мир.
Поэт становится популярным в эпоху Возрождения, прежде всего у писателей, в творчестве которых решительно проявлялось сатирическое начало (Рабле, Ульрих фон Гуттен). В эпоху Просвещения, когда критика феодального общества обострилась, пример римского сатирика был особенно значим. Его любили многие писатели: Свифт, Вольтер, Байрон, Гейне, Щедрин. М. Горький писал: «Появились ювеналы, свифты, Вольтеры, в праздничную жизнь врывался злой смех, сеял мрачные мысли и догадки о бессмысленности жизни в ее данных социальных формах».
В России сатиры Ювенала стали известны еще на заре XVIII века; ему подражал Кантемир, он был популярен в декабристской среде (Рылеев, Кюхельбекер и др.). Знал его и Пушкин, герой которого Евгений Онегин любил «потолковать об Ювенале». В последний год жизни (1836), когда не без влияния Горация был создан «Памятник», Пушкин намеревался заняться переводами из Ювенала, но перевел лишь несколько строк из десятой сатиры и оставил этот замысел. Самый стих Ювенала не подошел Пушкину: «В нем звуки странною гармонией трещат».
Что до критиков революционно-демократической ориентации, то, будучи весьма суровы к Горацию, они по понятным причинам оказались более чем благосклонны к Ювеналу. Белинский видел в Ювенале, как и в Таците, представителя литературы, которая «имеет высокое значение высшего нравственного суда над сгнившим в разврате обществом, что и дает ей по преимуществу всемирно-историческое, а следовательно, и никогда не умирающее значение». Сходным образом высказывался и Чернышевский, полагавший необходимым дать русскому читателю хорошие переводы Ювенала.
Краткая биография
Децим Юний Ювенал – знаменитый римский поэт, прославившийся сатирами. О его биографии практически ничего неизвестно, даты рождения и смерти устанавливаются лишь ориентировочно. Существуют жизнеописания, написанные после его кончины, однако они не считаются источниками, заслуживающими полного доверия.
Ювенал был уроженцем Аквинума, расположенного неподалеку от Рима. Сочинения Ювенала дают основания считать его обладателем очень хорошего образования, что, в свою очередь, означает принадлежность к зажиточным слоям. Возможно, он являлся воспитанником или сыном состоятельного вольноотпущенника.
До зрелого возраста Ювенал занимался ораторским искусством, но не для того, чтобы извлечь из этого какую-то пользу, а просто по велению души. Какой-то период он занимал пост военного трибуна, был главным жрецом культа императора Веспасиана, который был обожествлен. Также он принимал деятельное участие в местном самоуправлении. Сочинительством поэт занялся только после 100 г., когда к власти пришел император Траян.
Существует легенда, согласно которой 80-летний Ювенал осмеял актера, который был фаворитом императора Домициана, и из-за этого оказался в ссылке в Южном Египте и там умер. По крайней мере, в некоторых деталях это предание противоречит действительности, т.к. Домициана убили в 96 г., а в это время поэт был еще сравнительно молодым человеком. Между тем Ювеналу действительно довелось побывать в этой стране, и упоминание о ней присутствует в 15-ой сатире. Считается, что скончался он в 127-130 гг.
Ювенал оставил после себя 16 сатир в 5 книгах, первая из которых увидела свет в промежутке между 100 и 115 гг. а последняя осталась незавершенной и была написана позднее 128 г., но раньше 131-132 гг. В своих сочинениях Ювенал обличает нравы римского общества эпохи Нерона и Домициана, смотрит на происходящее взглядом «маленького человека», и этот взгляд весьма пессимистичен. От преследования влиятельных лиц Ювенал обезопасил себя тем, что упоминал в сатирах лишь скончавшихся людей или же тех, кто не мог причинить ему существенного вреда.
Для нашего времени сатиры Ювенала представляют интерес как источник сведений о том, как был устроен быт римлян, какой была их семейная, частная жизнь. После смерти Ювенал оказался забыт; всплеск интереса к его творчеству возник на фоне популярности языческой литературы в IV в. Особенно его сочинениями восхищались в Средние века; заметное влияние они оказали на творческую манеру Свифта, Гиббона и других европейских авторов.
Биография из Википедии
Де́цим Ю́ний Ювена́л (лат. Decimus Iunius Iuvenalis), очень часто просто Ювена́л (ок. 60 — ок. 127) — римский поэт-сатирик.
Жизнь
Родился в юго-восточной части Лация в первые годы правления Нерона (около 55-56 г.). Судя по литературной деятельности Ювенала, можно предположить, что он получил отличное образование, а следовательно, скорее всего происходил из богатой семьи. Это подтверждает древняя биография поэта, по словам которой Ювенал был сыном или воспитанником богатого вольноотпущенника. Он долго («до середины жизни», то есть до 40—50 лет) упражнялся в ораторском искусстве, но не для заработка, а для собственного удовольствия; некоторое время был военным трибуном, имел у себя на родине сан главного жреца обожествлённого императора Веспасиана, а также занимал высокий пост в местном городском самоуправлении. Затем (если судить по туманным объяснениям в его жизнеописании) он впал в немилость у одного из императоров и был сослан за пределы Италии.
Свои сатиры Ювенал начал писать или публиковать только при императоре Траяне, после 100 года. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг (1-5; 6; 7-9; 10-12; 13-16). Хронология выхода в свет книг достаточно неопределённа; приблизительные даты выхода их в свет таковы:
- I-я книга — между 100—115 годами;
- II-я — между 116—117 годами;
- III-я — между 118—120 годами;
- IV-я — между 121—127 годами;
- V-я — после 128 г. но до 131—132 года.
Вероятно, на 131—132 годы приходится и смерть Ювенала.
Сочинения
По характеру произведения Ювенала можно разделить на две группы, вторая (начиная примерно с 10-й сатиры), по мнению знатока Ювенала Отто Яна, гораздо слабее:
«Первые сатиры написаны при самых живых впечатлениях от пережитой эпохи ужасов, полны ожесточённых и резких нападок против выдающихся и первенствующих лиц и дают яркую картину ближайшего прошлого. В последних сатирах этот огонь угасает всё больше и больше. Ярко вспыхнувшая ярость даёт место ворчливому благодушию; живое отношение к вещам и лицам отступает перед общими местами; всё более и более проявляется склонность к известным философским положениям, морализированию и вообще к широкому, расплывчатому изложению; мощно бьющий, даже пенящийся и бушующий горный ручей превращается в широкую и всё спокойнее текущую реку».
Эта разница дала повод немецкому учёному О. Риббеку, объявить чуть ли не половину сатир Ювенала произведениями более позднего времени («Der echte mid unechte J.», Лейпциг, 1859), однако эта гипотеза не получила дальнейшего развития.
В первой сатире Ювенал обосновывает своё выступление в качестве обличителя пороков современного ему общества и излагает своё мнение по поводу этих пороков: эта сатира является как бы программой для всех других. Поэт недоволен господствующим в литературе пристрастием к скучным и холодным мифологическим сюжетам и обращает внимание читателей на предоставляющее богатый материал для наблюдений римское общество, очерчивая беглыми, но меткими штрихами различные пороки, например, мужчины, выходящего замуж подобно женщине, грабителя-наместника, супруга-сводника собственной жены и т. д. Во 2-й сатире выставлены развратные лицемеры («…qui Curios simulant et Bacchanalia vivunt…»). Как жилось среди подобных развращённых личностей в целом в тогдашнем Риме, показывает 3-я сатира, наиболее удачная по живописанию тягостных условий существования в столице бедного и честного человека (этой сатире подражал Буало в сатирах I и VI). В 4-й сатире со злой иронией изображено заседание государственного совета во время Домициана, где обсуждается вопрос, как поступить с огромной рыбой, поднесённой рыбаком в дар императору.
В 5-й сатире поэт в ярких красках рисует унижения, которым подвергается бедняк-клиент на пиру у богача-патрона. Ювенал хочет пробудить в паразите чувство стыда и гордости и для этого в резких контрастах противопоставляет то, что имеет за столом сам богач и что велит он подавать бедному прихлебателю. Из 6-й сатиры можно заключить, что Ювенал был страстным женоненавистником и врагом брака и основательно изучил слабости и пороки современных ему дам. Эта сатира, самая большая по объёму (661 стих), является одним из наиболее жёстких плодов гения поэта, как по крайне суровому тону, так и по натуральности описания. 7-я сатира посвящена бедственному положению лиц, живущих умственным трудом: писателей, адвокатов, учителей. В 8-й сатире разбирается вопрос, в чём состоит истинное благородство. Поэт доказывает, что одно только знатное происхождение без личных нравственных качеств ещё ничего не значит, и что лучше иметь отцом Ферсита и походить на Ахилла, чем быть сыном Ахилла и походить на Ферсита (этой сатире подражал Кантемир). В 9-й сатире содержатся иронически наивные жалобы мужчины, промышляющего педерастией, на то, как трудно зарабатывать себе хлеб этим занятием. Тема 10-й сатиры — близорукость всех человеческих желаний; людям, собственно, нужно одно, чтобы был здравый ум в здравом теле (знаменитое «Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano»). В 11-й сатире Ювенал приглашает в праздник Мегалезий на обед своего друга Понтика и распространяется по этому поводу о простоте старинных нравов и о современной расточительности. В 12-й сатире (самой слабой) Ювенал преследует весьма распространённый в Риме того времени тип искателей наследства (heredipeta). В 13-й сатире поэт, утешая друга своего Кальвина, лишившегося значительной суммы денег, изображает угрызения совести, которыми должно терзаться обманувшее Кальвина лицо. 14-я сатира состоит из двух слабо соединённых между собой частей: первой об огромном влиянии на детей образа жизни их родителей и второй об алчности, как одном из главнейших пороков. В 15-й сатире, по поводу случая каннибальства в Египте, Ювенал распространяется об извращённости тамошних религиозных верований. Наконец, последняя, 16-я сатира представляет собой отрывок из 60 стихов, в котором говорится о мнимом превосходстве военного сословия над другими. Незаконченность этой сатиры служит доказательством того, что произведения Ювенала не подвергались переработке после его смерти.
Для общей характеристики Ювенала особенно важна его первая сатира. Поэт неоднократно повторяет, что наблюдая развращённость своего времени он не может не писать сатиры, и что если природа отказала ему в поэтическом гении, то стихи будет ему диктовать негодование (знаменитое «Si natura negat, facit indignatio versum»). И в конце этой пламенной речи, к крайнему удивлению, мы читаем следующее заявление: «Попробую, что позволительно у нас говорить хоть о тех, чей прах уже зарыт на Фламиниевой или на Латинской дороге». Таким образом читатель предупреждён, что смелость сатирика не пойдет дальше принесения в жертву умерших. И, насколько мы можем судить, Ювенал остался верен этому положению: кроме мёртвых, он называет только таких лиц, которые ему не могут навредить, а именно осужденных и людей низкого звания. Странной должна показаться такая предосторожность у поэта, о котором думали прежде, будто он советовался только со своим мужеством; но такая воздержанность понятна в те ужасные времена, и поэту простительно было обезопасить себя против жестоких фантазий государей и неизбежной мстительности сильных людей; вместе с тем следует признать и то, что Ювенал не имел приписываемого ему обычно характера, и сатиры его не отличаются геройством. Если сатира Ювенала касается только прошлого, то и негодование поэта не есть внезапный гнев, вызванный созерцанием общественного упадка: Ювенал передает только свои воспоминания, далеко не так красочно, как они имели бы в современном им рассказе. Отсюда потребность украсить свой рассказ, придать ему искусственный колорит. Тут на помощь Ювеналу-поэту является Ювенал-ритор, который недаром долго занимался декламацией. Благодаря этим привычкам декламатора в сатирах часто замечается преувеличение и пафос, внешним выражением чего служит масса исполненных негодования и изумления вопросов, возгласы, остроумные изречения — особенности речи, которые подчас делают стиль Ювенала запутанным и тёмным. Затем следует вспомнить, что Ювенал начал писать сатиры уже перешагнув за середину своей жизни, испытав множество разочарований. Такой человек легко склонен всё рассматривать в мрачном свете, быть пессимистом. Знаменитая сатира против пороков женщин, очевидно, вылилась у человека, немало пострадавшего от слабого и прекрасного пола. Точно так же в 3-й и 7-й сатирах проглядывает облик молодого провинциала, который с самыми радужными надеждами стремился в столицу, мечтая найти там скорую славу и сопряженное с ней богатство, но грезы эти скоро разлетелись в пух и прах. Пессимизмом Ювенала объясняют ещё одну сторону его произведений: он охотно копается в грязи, и в галерее его образов есть много таких картин, которые должны быть завешены для обыкновенного читателя.
Сказанное до сих пор относится к отрицательным сторонам поэзии Ювенала. Переходя к её достоинствам, отметим, прежде всего, что ритор не заглушил в Ювенале моралиста и гражданина. Сатиры его исполнены патриотических чувств. Это был человек действительно нравственный, с возвышенно-идеальным взглядом на жизнь. Он искренне стремился помочь своим согражданам, и если иногда преувеличивал их пороки, то только радея об их пользе. О другой положительной стороне поэзии Ювенала граф А. В. Олсуфьев отзывается так: «в сатирах Ювенала, этого реалиста древнего мира, как в фотографической камере, отпечаталась вся окружавшая его римская жизнь, изображенная им в целом ряде законченных до мельчайших подробностей бытовых картин, прямо с натуры схваченных портретов, психологических, тонко разработанных очерков отдельных типов и характеров, реалистически верных снимков со всей окружающей его среды, от дворца кесаря до лачуги в Субуре, от уборной знатной матроны до клети в лупанарии, от пышной приемной чванливого адвоката до дымной школы бедняка-грамматика; Ювенал собрал всё это разнообразие силой своего таланта в одно художественное целое, в котором, как в зеркале, отражается весь древний мир, насколько он был виден поэту». Ювенал важен для изучения частного, семейного, внутреннего быта древних, о котором до нас дошли весьма скудные сведения. Его сатиры ревностно читались не только в древности, но и в Средние века, когда нравился его возвышенный и вдохновенный тон; многие называли его тогда ethicus, а один поэт писал, что Ювеналу верят больше, чем пророкам («Magis credunt Juvenali, quam doctrinae prophetali»). Существует множество древних толкований поэта (так называемых схолий), начиная от IV столетия и кончая поздним Средневековьем.
Переводы
Saturae, 1535
- В серии «Loeb classical library» сатиры Ювенала и Персия изданы под № 91.
- Издание в серии «Collection Budé»: Juvénal. Satires. Texte établi et traduit par P. de Labriolle et F. Villeneuve. 224 p.
Русские переводы
ЮВЕНАЛ, ДЕЦИМ ЮНИЙ
ЮВЕНАЛ, ДЕЦИМ ЮНИЙ (Decimus Iunius Iuvenalis) (ок. 55–60 – ум. после 127), величайший римский сатирический поэт. Даты рождения и смерти Ювенала устанавливаются лишь приблизительно. В III сатире он называет себя уроженцем Аквина (на юго-востоке Лация). Сохранились поздние биографии Ювенала, которые не внушают особого доверия. В частности, в Жизнеописании сообщается, что он был то ли сыном, то ли воспитанником богатого вольноотпущенника и до зрелого возраста упражнялся в риторике, делая это по склонности души, а не с целью подготовки к общественной деятельности. За осмеяние актера Париса, фаворита императора Домициана, Ювенала (которому было уже 80 лет) в должности младшего офицера направили в южный Египет, где он в скором времени скончался. Некоторые детали этой истории со ссылкой заведомо неверны (Домициан был убит в 96, когда Ювеналу было около 40 лет). В XV сатире имеется упоминание о пребывании поэта в Египте, а в IV он дает выход своей ненависти к Домициану.
До нас дошли 15 написанных гекзаметром сатир Ювенала (еще от одной, последней в сборнике, уцелело лишь начало, 60 строк), которые собраны в 5 книг. I книга вышла вскоре после 100, следующие появлялись с перерывами вплоть до 127. Судя по всему, пока был жив Домициан, к серьезным литературным опытам Ювенал не приступал, а когда тот умер, сам поэт был уже немолод.
В I сатире Ювенал представляет свою поэтическую программу. Пороки и преступления (поэт тут же набрасывает соответствующие яркие картины) просто вынуждают писать сатиры. Однако у врагов свободного слова чуткий слух, они опасны, а потому речь пойдет лишь об умерших. II сатира – это обличение гомосексуализма, выродившемуся Риму здесь противополагаются суровые, полулегендарные герои ранней республики. Обстановка, в которой разыгрывается действие III сатиры, намечается в нескольких строках: Ювенал сожалеет об отъезде своего друга Умбриция и в то же время сочувствует его замыслу покинуть Рим и поселиться в обезлюдевших Кумах. В пространной инвективе, вложенной в уста Умбриция, разоблачается убожество столичной жизни. Замечательны нападки, с которыми поэт обрушивается на ставших частью римского быта ловких греков, которые, по его мнению, внесли сюда лицемерие и непотребство. IV сатира начинается с нападок на Криспина, выскочку-египтянина, вошедшего в совет Домициана, однако истинный объект сатиры – порочные нравы самого Домициана. В V сатире описываются унижения, которым подвергается за столом богатого покровителя бедный и раболепный клиент: ему подают отвратительные кушанья и напитки, между тем как хозяин наслаждается деликатесами и лучшими винами. VI сатира – самое пространное (661 строка) и прославленное произведение Ювенала. Поэт в ужасе: его друг Постум собирается жениться. Но ведь все женщины распутны, заносчивы, несносны, тираничны, порочны, пошлы, навязчивы, любят выпить, тщеславны, жестоки, суеверны и склонны к убийству. VII сатира посвящена безразличию богачей к таланту и учености. В нужде и бедности старится поэт; ничуть не лучше приходится историку; адвокат, чтобы привлечь клиентов, вынужден обставлять себя фальшивой роскошью; преподавателей и учителей третируют и обсчитывают. В VIII сатире Ювенал утверждает, что благороден лишь тот, кто добродетелен: благородство не передается по наследству, и в сиянии древнего имени порок и изнеженность еще более постыдны. IX сатира – это диалог, ироничный, непристойный, а временами вдруг лиричный, Ювенала и его приятеля-бедолаги, который зарабатывает на жизнь близостью с гнусным и прижимистым, хотя и богатым извращенцем, а заодно исполняет его супружеские обязанности и делает его отцом.
Х сатира – пожалуй, наиболее риторическое произведение из всего, что написано Ювеналом. Основная тема (то, что человеческие влечения вредят самим же людям) объявлена в начале и иллюстрируется яркими примерами из истории. С.Джонсону принадлежит знаменитое переложение этой сатиры, которое он назвал О тщете человеческих желаний. В XI сатире Ювенал превозносит простую жизнь. Он порицает роскошь и приглашает друга Персика на незамысловатый обед, все припасы для которого найдутся тут же, в имении поэта и в его саду. XII сатира начинается с описания жертвоприношения по случаю возвращения друга, который насилу спасся от кораблекрушения. Чтобы отвлечь от себя подозрение в личной заинтересованности в этой дружбе, Ювенал упоминает, что у друга есть три сына, законных наследника. Завершается сатира описанием фантастических приношений богам. В XIII сатире Ювенал пытается утешить друга, которому не возвращают долг. Поэт иронизирует по поводу испорченности нравов и утверждает, что понесенный ущерб можно считать в этот ужасный век минимальным. XIV сатира показывает силу родительского примера: дети с легкостью усваивают все пороки, кроме корыстности, которой их надо учить специально. Наученные, они будут готовы ради корысти лгать и даже убивать. В XV сатире описано побоище между жителями двух городишек в южном Египте, в результате которого одного человека разорвали на куски и съели. Этим Ювенал доказывает, что жестокостью и безумием человек превосходит животных. От XVI сатиры остался отрывок, где излагаются преимущества, которыми пользуются военные в сравнении с штатскими: они могут безнаказанно их бить и ими помыкать, а когда необходимо обратиться к правосудию, к их услугам ускоренное судопроизводство.
В сатирах Ювенала перед нами предстает римское общество, прежде всего такое, каким оно было в его юности и ранней молодости. Хотя Ювенал писал в сравнительно благополучную эпоху Траяна и Адриана, им владеет едва ли не навязчивая страсть к куда более мрачным временам Нерона и Домициана. Ювенал наделен страстным поэтическим воображением. От прежних сатириков, Горация и Луцилия, его отличают пламенное негодование и постоянная склонность замечать мерзость и порок. Сильные стороны Ювенала – чеканный стиль и способность рисовать незабываемые сцены, его слабость – в хаотичности изложения и пустой риторике. Некоторые его меткие выражения, такие, как panem et circenses («хлеба и зрелищ»), mens sana in corpore sano («в здоровом теле здоровый дух»), знакомы всем и каждому. Впрочем, последнее чаще всего понимают неверно, как прославление телесного здоровья, в дополнение к которому как бы само собой является здоровье душевное. На самом же деле поэт говорит в конце X сатиры, что человеку следует просить богов лишь о даровании «здорового духа в здоровом теле».
См. также ДРЕВНИЙ РИМ.
Посмертная слава.
Примерно в течение 250 лет после своей смерти Ювенал пребывал в забвении. Его сатиры приобрели популярность в 4 в., при общем оживлении интереса к языческой литературе. На протяжении всего следующего столетия он был едва ли не самым читаемым писателем в Италии, Галлии, Испании и Северной Африке. Сатиры Ювенала были заново открыты в 9 в., и он стал одним из «золотых поэтов» Средних веков. Особенно сильное влияние он оказал на английскую литературу. Без Ювенала немыслимы как бичующие интонации Попа, Гиббона и Свифта, так и сама манера их письма.
1.Scientia potentia est. Знание — сила.
2. Vita brevis, ars longa. Жизнь коротка, искусство — вечно.
3. Volens — nolens. Волей — неволей.
4. Historia est magistra vita. История — учительница жизни.
5. Dum spiro, spero. Пока дышу — надеюсь.
6. Per aspera ad astra! Через тернии — к звездам
7. Terra incognita. Неизвестная земля.
8. Homo sapiens. Человек разумный.
9. Sina era est studio. Без гнева и пристрастия
10. Cogito ergo sum. Мыслю, следовательно существую.
11. Non scholae sed vitae discimus. Мы учимся не для школы, а для жизни.
12. Bis dat qui cito dat. Дважды дает тот, кто дает быстро.
13. Clavus clavo pellitur. Клин клином вышибают.
14. Alter ego. Второе «я».
15. Errare humanum est. Человеку свойственно ошибаться.
16. Repetitio est mater studiorum. Повторенье — мать ученья.
17. Nomina sunt odiosa. Имена ненавистны.
18. Otium post negotium. Отдых после дела.
19. Mens sana in corpore sano. В здоровом теле здоровый дух.
20. Urbi et orbi. Городу и миру.
21. Amicus Plato, sed magis amica veritas. Платон мне друг, но истина дороже.
22. Finis coronat opus. Конец — делу венец.
23. Homo locum ornat, non locus hominem. Не место красит человека, а человек — место.
24. Ad majorem Dei gloriam. К вящей славе Божией.
25. Una hirundo ver non facit. Одна ласточка весны не делает.
26. Citius, altius, fortius. Быстрее, выше, сильнее.
27. Sic transit gloria mundi. Так проходит земная слава.
28. Aurora Musis amica. Аврора — подруга музам.
29. Tempora mutantur et nos mutamur in illis. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
30. Non multa, sed multum. Не много, но о многом.
31. E fructu arbor cognoscitur. Дерево узнается по плоду.
32. Veni, vidi, vici. Пришел, увидел, победил.
33. Post scriptum. После написанного.
34. Alea est jacta. Жребий брошен.
35. Dixi et animam salvavi. Я сказал это и этим спас свою душу.
36. Nulla dies sine linea. Ни дня без строчки.
37. Quod licet Jovi, non licet bovi. Что позволено Юпитеру, не позволено Быку.
38. Felix, qui potuti rerum cogoscere causas. Счастлив тот, кто познал причину вещей.
39. Si vis pacem, para bellum. Хочешь мира, готовься к войне.
40. Cui bono? Кому на пользу?
41. Scio me nihil scire. Я знаю, что я ничего не знаю.
42. Nosce te ipsum! Познай самого себя!
43. Est modus in rebus. Есть мера в вещах.
44. Jurare in verba magistri. Клясться словами учителя.
45. Qui tacet, consentire videtur. Молчание — знак согласия.
46. In hoc signo vinces! Под этим знаменем победишь.(Сим победиши!)
47. Labor recedet, bene factum non abscedet. Трудности уйдут, а благое дело останется.
Non est fumus absque igne. Нет дыма без огня.
49. Duobus certantibus tertius gaudet. Когда двое дерутся — третий радуется.
50. Divide et impera! Разделяй и властвуй!
51. Corda nostra laudus est. Наши сердца больны от любви.
52. O tempora! O mores! О времена, о нравы!
53. Homo est animal sociale. Человек есть общественное животное.
54. Homo homini lupus est. Человек человеку — волк.
55. Dura lex, sed lex. Закон суров, но справедлив.
56. O sancta simplicitas! Святая простота!
57. Hominem quaero! (Dioqines) Ищу человека! (Диоген)
58. At Kalendas Graecas. К греческим календам(После дождичка в четверг)
59. Quo usque Catlina, abuter patientia nostra? До каких пор, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?
60. Vox populi — vox Dei. Голос народа — голос Бога.
61. In vene veritas. Истина в вине.
62. Qualis rex, talis grex. Каков поп, таков и приход.
63. Qualis dominus, tales servi. Каков хозяин, таков и слуга.
64. Si vox est — canta! Если у тебя есть голос — пой!
65. I, pede fausto! Иди счастливой поступью!
66. Tempus consilium dabet. Время покажет.
67. Barba crescit, caput nescit. Волос долог, ум короток.
68. Labores gigunt hanores. Труды порождают почести.
69. Amicus cognoscitur in amore, more, ore, re. Друг познается в любви, нраве, речах, делах.
70. Ecce homo! Вот человек!
71. Homo novus. Новый человек, «выскочка».
72. In pace litterae florunt. Во имя мира науки процветают.
73. Fortes fortuna juiat. Фортуна помогает смелым.
74. Carpe diem! Лови момент!
75. Nostra victoria in concordia. Наша победа в согласии.
76. Veritatis simplex est orato. Истинная речь проста.
77. Nemo omnia potest scire. Никто не может знать все.
78. Finis coronat opus. Конец — делу венец.
79. Omnia mea mecum porto. Все свое ношу с собой.
80. Sancta sanctorum. Святая святых.
81. Ibi victoria ubi concordia. Там победа, где согласие.
82. Experentia est optima magistra. Опыт есть лучший учитель.
83. Amat victoria curam. Победа любит заботу.
84. Vivere est cogitare. Жить значит мыслить.
85. Epistula non erubescit. Бумага не краснеет.
86. Festina lente! Поспешай медленней!
87. Nota bene. Запомни хорошо.
88. Elephantum ex musca facis. Делать из мухи слона.
89. Ignorantia non est argumentum. Отрицание не есть доказательство.
90. Lupus non mordet lupum. Волк волка не кусает.
91. Vae victis! Горе побежденным!
92. Medice, cura te ipsum! Врач, исцелися сам! (От Луки 4:17)
93. De te fabula narratur. О тебе сказочка рассказывается.
94. Tertium non datur. Третьего не дано.
95. Age, quod agis. Делай, что ты делаешь.
96. Do ut des. Даю, чтобы и ты дал.
97. Amantes — amentes. Влюбленные безумны.
98. Alma mater. Университет.
99. Amor vincit omnia. Любовь побеждает все.
100. Aut Caesar, aut nihil. Или все, или ничего.
101. Aut — aut. Или-или.
102. Si vis amari, ama. Если хочешь быть любимым, люби.
103. Ab ovo ad mala. С яйца и до яблока.
104. Timeo danaos et dona ferentes. Бойтесь данайцев, дары приносящих.
105. Sapienti sat est. Это сказано человеком.
106. Periculum in mora. Опасность в промедлении.
107. O fallacem hominum spem! О обманчивая надежда человеческая!
108. Quoandoe bonus dormitat Homerus. Иногда и добрый наш Гомер дремлет.
109. Sponte sua sina lege По собственному побуждению.
110. Pia desideria Благие намерения.
111. Ave Caesar, morituri te salutant Идущие на смерть, Цезарь, приветствуют тебя!
112. Modus vivendi Образ жизни
113. Homo sum: humani nihil a me alienum puto. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
114. Ne quid nimis Ничего сверх меры
115. De qustibus et coloribus non est disputantum. На вкус и цвет товарища нет.
116. Ira furor brevis est. Гнев есть кратковременное исступленье.
117. Feci quod potui faciant meliora potentes Я сделал все, что мог. Кто может, пусть сделает лучше.
118. Nescio quid majus nascitur Iliade. Рождается нечто более великое, чем Илиада.
119. In medias res. В середину вещей, в самую суть.
120. Non bis in idem. Достаточно и одного раза.
121. Non sum qualis eram. Я не тот, каким был прежде.
122. Abussus abussum invocat. Беда никогда не приходит одна.
123. Hoc volo sic jubeo sit pro ratione voluntas. Я так велю, пусть доводом будет моя воля.
124. Amici diem perdidi! Друзья, я потерял день.
125. Aquilam volare doces. Учить орла летать.
126. Vive, valeque. Живи и здравствуй.
127. Vale et me ama. Будь и здоров и люби меня.
128. Sic itur ad astra. Так идут к звездам.
129. Si taces, consentus. Кто молчит, соглашается.
130. Littera scripta manet. Написанное остается.
131. Ad meliora tempora. До лучших времен.
132. Plenus venter non studet libenter. Сытое брюхо к учению глухо.
133. Abussus non tollit usum. Злоупотребление не отменяет употребления.
134. Ab urbe conita. От основания города.
135. Salus populi summa lex. Благо народа есть высший закон.
136. Vim vi repelllere licet. Насилие позволяется отражать силой.
137. Sero (tarle) venientibus — ossa. Поздно приходящим достаются кости.
138. Lupus in fabula. Легок на помине.
139. Acta est fabula. Представление окончено. (Финита ля комедия!)
140. Legem brevem esse oportet. Закон должен быть кратким.
141. Lectori benevolo salutem. (L.B.S.) Привет благосклонному читателю.
142. Aegri somnia. Сновидения больного.
143. Abo in pace. Иди с миром.
144. Absit invidia verbo. Да не осудят меня за эти слова.
145. Abstractum pro concreto. Абстрактное вместо конкретного.
146. Acceptissima semper munera sunt, auctor quae pretiosa facit. Лучше всего те подарки, ценность которых в самом дарителе.
147. Ad impossibilia nemo obligatur. К невозможному никого не обязывают.
148. Ad libitum. По желанию.
149. Ad narrandum, non ad probandum. Для того, чтобы рассказать, а не доказать.
150. Ad notam. К сведению.
151. Ad personam. Лично.
152. Advocatus Dei (Diavoli) Адвокат Бога. (Дьявола).
153. Aeterna urbs. Вечный город.
154. Aquila non captat muscas. Орел не ловит мух.
155. Confiteor solum hoc tibi. Исповедуюсь в этом только тебе.
156. Cras amet, qui nunquam amavit quique amavit cras amet. Пусть завтра полюбит тот, кто никогда не любил, а тот кто любил, пусть завтра полюбит.
157. Credo, quia verum (absurdum). Верю, ибо это истина (это абсурдно).
158. Bene placito. По доброй воле.
159. Cantus cycneus. Лебединая песня.
Все мы, наверняка, встречались с таким выражением — «В здоровом теле — здоровый дух!» (на латыни «Mens sana in corpore sano»). Эта фраза приписывается Дециму Ювеналу, поэту времен Римской империи (1-2 века н.э.). Традиционное понимание данного выражения было, что сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благополучие. Однако, на самом деле мысль Ювенала была другой.
Ниже полностью фрагмент его произведения:
— Надо молить богов, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянии терпеть затрудненья какие угодно, —
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.
Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano — Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.
Эта фраза стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632—1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712—1778). Эти авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что нужно стремиться к единому гармоничному развитию человека.
Намного ранее эпохи Римской империи, в древней Индии наука о врачевании — Аюрведа обозначила ключевые 4 компонента здоровья:
1) Здоровье физического тела. На этом уровне болезнь может менять свое расположение, в зависимости от степени ее развития.
2) Материальное благополучие. Сюда входят и работа, и счастье в семье, уважение в обществе, реализация собственных замыслов. Идя путем Дхармы (достойного выполнения предназначения), не ленясь, человек достигает материального успеха – Артхи и Камы – удовлетворения желаний.
3) Самодостаточность или самоопределенность. Когда человек осознает зачем он живет и кто он есть на самом деле (понимает свою духовную природу), он становится более спокойным, организованным и способным добиваться большего в жизни.
4) Ощущение ананды – блаженства. Когда человек живет в гармонии со своей природой, с окружающим миром он испытывает счастье здесь и сейчас. Он отдает свою любовь окружающему миру и взамен получает энергию любви, силы и мудрости от Вселенной.
И в наше время, во Всемирной Организации Здравоохранения определение здоровья записано следующим образом – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Болезнь (кроме генетически предопределенной, или иначе говоря, кармически жестко предопределенной) означает сигнал о неверной (в состоянии дисгармонии) жизни человека в целом(общение, работа, питание, мышление, режим дня и т.п.) или в какой-то определенной области(например, малая физическая активность или агрессивное поведение).
Поступки человека и его желания зависят от мышления.
Поэтому любая болезнь стремиться обратить внимание человека на определенные проблемы в его сознании, способе мышления и, соответственно, в поведении.
О взаимосвязях между конкретными проблемами физического тела и неверными установками в сознании или подсознании написано много глубоких книг (например, Рудигером Дальке или Луизой Хей). (от себя добавлю: Лууле Виилма)
Под болезнью, как сигнале о дисгармонии в мышлении или поведении, можно понимать не только недуги физического тела, но и какие-либо неблагоприятные ситуации: например — потеря денег, несчастный случай и т.п.
Люди со сложной кармой уже рождаются с глубокими проблемами на уровне здоровья физического тела. Хотя бывают и исключения, когда душа берет на себя определенную судьбу с заболеваниями, чтобы здесь «отмучиться» какое-то время и затем уйти в духовный мир, или, живя долго, быть примером для других – более здоровых, вдохновлять их на веру во Всевышнего, развитие, способность быть счастливым здесь и сейчас, не смотря на ограничения на физическом уровне.
По Аюрведе есть следующие ключевые причины заболеваний:
1) Оскорбление, унижение или неприятие собственной природы или природы другого человека, или в целом окружающего мира. Свое тело надо уважать, любить. На физическом уровне необходимо правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать упражнения и т.п. На психологическом и социальном уровне нужно уважать себя как личность, развивать свои способности и при этом уважать других людей, следить за своим общением, какую информацию мы потребляем. Оскорбляя другого человека (слово, сказанное вслух сильнее мысли, хотя и то и другое действует), вы тем самым запускаете механизм Кармы, по которому оскорбление вернется к вам.
2) Неуважение ко времени. Время – это один из проявленных аспектов Бога. Важно жить в гармонии со временем. Необходимо соблюдать режим сна, режим питания. На психологическом уровне необходимо научиться жить здесь и сейчас.
Большинство людей живут в сожалении о прошлом и в мечтаниях о будущем. На все эти размышления может уходить куча времени и тонкой энергии. Дыхательные техники, медитации успокаивают ум и позволяют вернуть его в настоящее. Лень или выполнение ненужных действий – это своего рода оскорбление времени данного нам в этой жизни для развития, работы и получения удовольствия. Отдыхать тоже нужно уметь. Есть люди, которые и на отдыхе не могут расслабиться.
3) Неправильное использование органов чувств. Эмоциональный дисбаланс и/или напряжение ума, вредные привычки, качества характера, порожденные страстью и невежеством. Чувства связаны с умом (Манасом). Им все время хочется чего-то большего. Многие люди вообще никак не могут контролировать свои чувства. Если нет удовлетворения на чувственном или эмоциональном уровнях, ум начинает беспокоится, что ведет к напряжению, а оно в свою очередь к заболеваниям.
Что же делать? Желания ума и органов чувств полностью подавлять или игнорировать нельзя – это крайность. Также крайность и полностью потакать своим органам чувств в стремлении наслаждаться безмерно всем, чем только можно. Вывод: нужно всегда стремиться к балансу.
Жадность, гнев и вожделение — три основных порока ведущих в ад. Худший вариант проявления данных качеств: агрессия и насилие.
Обидчивость — другой пример качества характера, которое в конечном счете ведет к болезням и на физическом уровне.
Вывод: мысли свои и проявления чувств надо отслеживать. И то, что мешает, надо с помощью специальных техник отпускать, поскольку — это не наша природа, а лишь продукт деятельности ума (а наша истинная личность — не ум, а душа).
Согласно тибетской медицине существуют три ключевых фактора, провоцирующие болезни: -недостаточность, чрезмерность и извращенность.
Например, расстройства нервной системы возникают от чрезмерной умственной нагрузки. Расстройства желчной системы (желчь, печень) — от чрезмерного употребления острой, раздражающей, горячительной пищи, а расстройства системы обменных процессов — от чрезмерного употребления высококалорийной пищи, бездеятельности, ожирения и т.д.
Состоянием, противоположным чрезмерности, является недостаточность.
Извращенность в образе жизни — это, допустим, дневной сон вместо ночного, употребление одновременно несовместимых видов пищи и т.п.
Из всего вышеперечисленного мы можем определить полноценное здоровье как наличие благополучия и гармонии на уровне физического тела, ума и душевного состояния.
Человек имеет сложную структуру. Однако, в ней можно выделить 3 ключевых компонента: душа, сознание и тело. Все они взаимосвязаны с помощью разных энергий между собой.
Душа сама по себе наделена только благостными качествами, она наполнена энергией безусловной любви, мудрости, связи с Всевышним. Душа вечна, наполнена знаниями обо всем и постоянно ощущает счастье.
На этом уровне нет и не может быть никаких болезней. Причинами болезней являются уровни сознания или физического тела.
Если человек не осознает свою истинную духовную природу, в его сознании доминирует Ложное Эго, которое обозначает самоидентификацию личности только с физическим телом, то душа неспособна активно проявиться в текущем воплощении. Соответственно, человек сам себя лишает связи с Высшими силами и энергиями благополучия, а значит и здоровья на разных уровнях.
И, наоборот, если в сознании человека главенствует Истинное Эго, которое позволяет воспринимать себя, свою личность, прежде всего как душу, и стремиться достойно выполнять свое предназначение на материальном уровне в данном воплощении, то будут больше проявлены качества души (например, любовь, мудрость, добродетель, смелость, трудолюбие, вдохновение, смирение, благородство) в мышлении и поведении. Это в свое очередь, даст больше поддержки от Высших сил на тонком уровне энергий (что проявится в увеличении вдохновения, мудрости, силы воли и активности), и, в конечном счете, усилит здоровье физического тела.
Важно подчеркнуть, что нужно параллельно работать над поддержанием формы на уровне физического тела и развитием сознания (в том числе, и прорабатывая темы, комплексы сидящие в подсознании, и мешающие двигаться вперед).
Возьмем пару примеров.
Допустим, человек молиться по несколько раз в день, читает духовную литературу, слушает полезные лекции, но при этом не делает никакие физические упражнения, питается когда и чем придется.
Или другой вариант. Кто-то усиленно занимается спортом, следует правильному режиму дня и питания, но при этом у него всё много напряжения, беспокойства о карьере или благополучии близких.
В обоих случаях получается дисбаланс в распределении тонких энергий, что неизбежно приведет в дальнейшем к сложностям в здоровье.
На самом деле, легко увидеть, насколько в правильном направлении мы движемся, становимся ли более здоровыми.
Ниже несколько объективных показателей комплексного выздоровления личности на разных уровнях:
1) Уход слабости, увеличение выносливости, жизненной силы.
2) Нормализация различных функций организма, правильный и регулярный режим сна, хороший аппетит.
4) Уменьшение страхов, общего возбуждения, вспыльчивости.
5) Уменьшение чувствительности к факторам, ранее вызывавшим возбуждение эмоций, гнев. Например, в разговоре с кем-то или при чтении новостей.
6) Восстановление желаний, жажды активности (например, работа с радостью, появление новых хобби, расширение круга общения, новые курсы обучения)
7) Большая успешность и легкость в выполнении дел; улучшение качества личных отношений, общения с близкими и коллегами на работе.
Всем нам, рано или поздно, в той или иной степени, приходится сталкиваться с определенными затруднениями в материальных делах, болезнями физического тела или осложнениями в психологическом состоянии из-за стресса. И естественно, необходимо прикладывать усилия для преодоления этих трудностей.
При этом помним, что устранение отдельных симптомов болезни на физическом уровне (например, кожного воспаления или болей в суставах) не означает полное исцеление, если не восстанавливаются в целом другие компоненты в состоянии или жизни личности. Болезнь (как показатель дисгармонии в сознании, поведении), когда не устранены ее корни на более глубинном ментальном уровне, просто воплотится в другую форму или перейдет на другой орган (станет новым заболеванием с новыми симптомами).
Для ускорения процесса выздоровления нужна работа над своим характером и также в этом помогает духовные практики (молитвы, мантры, медитации, дыхательные упражнения, йога и т.д.).
С возрастом, у каждого появляются неизбежные ограничения в чем-то на уровне возможностей тела, однако ни у кого из нас нет ограничений в плане развития своего сознания, усиления связи с Всевышним. Никто не мешает нам становиться более любящими, вдохновленными, трудолюбивыми людьми, расширяющими свой кругозор с помощью знаний.
Мы можем, находясь в любом состоянии, находить способы как проявлять качества души (качества Саттвы — благости).
Периодически мы обращаемся за содействием к кому-то для облегчения собственной ситуации. Нам помогают врачи, физиотерапевты, психологи, целители, духовные учителя и т.д.
Вместе с этим, надо четко осознавать свою собственную ответственность за свою судьбу. Сам человек должен работать со своим сознанием и своим телом. Мы не можем переложить эту работу на кого-то другого, или использовать энергию наработанную кем-то для бесконечной подпитки себя любимого. В конечном счете, качество этой энергии будет все равно другим.
Только в ответ на прикладываемые нами самими усилия, Высшие силы могут, в качестве милости, помочь нам существенно улучшить свое состояние.
Тогда и приходит ощущение легкости в теле, радости в общении, успешности в выполнении дел.
И, действительно, можно сказать у этого человека «здоровый дух и здоровое тело»!
Анатолий Тубин
Что означает выражение «В здоровом теле здоровый дух»?
Изречение «В здоровом теле здоровый дух известно нам с детства. Семантика значения однозначна. Прослеживая связь между физиологическим и духовным началами, стало достаточно употребляемым в современности. Так, имеет значение прямой взаимосвязи между здоровым телом и духовной надстройкой.Очевидно, что указанное выше утверждение одна аксиом, которую не следует доказывать.Крылатое латинское высказывание принадлежит Дециму Юнию Ювеналу. Фраза получила известность благодаря французскому писателю Жан Жаку Руссо.
Определенно, поддерживая свое здоровье в физиологическом плане, тем самым сохраняем духовное равновесие. Современная действительность требует сохранения неотъемлемой части жазнидеятельности как физического так и духовного. Забота об этих двух началах характеризует особенности личности, её рост и развитие.Уинстон Черчилль писал: «В моем возрасте я уже не могу позволить себе плохо себя чувствовать.»
Немногословное, яркое и ёмкое высказывание «В здоровом теле здоровый дух» сопутствует жизни каждого второго населения нашего мира. Беречь здоровье ,одна из основ текущего века.»Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»,- писал Артур Шопенгауэр.
В статье вы узнаете происхождение и значение крылатой фразы «В здоровом теле здоровый дух».
«В здоровом теле здоровый дух»: продолжение фразы, автор
Традиционное понимание крылатого выражения «В здоровом теле — здоровый дух» противоречит тому значению, которое изначально вкладывалось в эти слова. По сути, данная фраза является отрывком из контекста.
Если понимать буквально, то слова выражения означают, что у человека с хорошим физическим здоровьем априори имеется здоровая психика, крепкая сила духа. Но так ли это на самом деле? Жизнь доказывает обратное: люди, которые обладают крепким физическим здоровьем, не всегда могут похвастаться устойчивой нервной системой, крепким и здоровым духом. А люди, страдающие от различных физических недугов, обладают здоровым духом, потрясающей силой воли. И таких примеров можно приводить множество.
Что же получается? Неужели были такие времена, когда люди соответствовали буквальному пониманию слов фразы? Нет, такого не было. Более того, буквальное понимание фразы неправильно трактует тот смысл, который вкладывал автор и его последователи. Поэтому полезно знать о происхождении фразы, ее авторе.
Важно: Авторство известного крылатого выражения «В здоровом теле здоровый дух» принадлежит римскому поэту-сатирику Ювеналу.
Сатирик жил и творил в сотые годы нашей эры в стране Древний Рим. Годы жизни и творчества Ювенала приходятся на период правления императора Траяна. В сатире, принадлежащей перу автора, была такая фраза: «Надо молить, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Имеется ввиду, что молить нужно богов.
Поэт-сатирик Ювенал
Как вы можете сделать вывод, фраза «пошла в народ» не с тем смыслом, который изначально вложил в нее автор, а с совершенно другим значением. К слову, фраза стала крылатой не при жизни и годах творчества Ювенала. Это произошло значительно позже, а именно в ХVII-ХVIII веках.
Английский педагог, философ Джон Локк и французский философ Жан-Жак Руссо сделали фразу популярной. Философы и просветители повторяли данную фразу в своих трудах, указывая, что здоровое тело не является залогом здорового духа. Философы призывали к тому, что человек должен стремиться к гармонии. Человек должен совершенствовать свое тело и мысли путем ежедневной работы над собой, а не прибегая к помощи богов.
В здоровом теле здоровый дух: как будет звучать на латыни полное выражение?
Фраза «В здоровом теле — здоровый дух» на латыни
Пословица – «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача»: смысловое значение
Часто можно услышать продолжения популярной фразы:
- «В здоровом теле здоровый дух – редкая удача»;
- «В здоровом теле — здоровый дух, на самом деле – одно из двух»
В некоторых источниках можно встретить такое высказывание:
- «В здоровом теле — здоровый дух, который и создал это тело».
Первый вариант высказывания являлся популярной пословицей в Риме. В некоторых источниках можно встретить информацию, что именно эта пословица легла в основу сатирического произведения Ювенала.
Второй вариант выражения принадлежит перу Игоря Иртеньева, который является поэтом, представителем иронического направления современной литературы. Автор подчеркивает, что чаще человек достигает чего-то одного: либо здоровья тела, либо здоровья духа.
Важно: Примечательно то, что Ювенал высмеивал увлечение только совершенствованием тела, своими словами пытался донести, что людям следовало бы делать также упор на развитие собственной нравственности. Но получилось, что слова сатирика приобрели совершенно противоположный смысл.
Причина кроется в неточном переводе. На Руси с творчеством Ювенала познакомились во времена правления Петра Великого. Русский царь путешествовал по Европе, и там познакомился с творчеством римского сатирика. С тех пор началась история переводов Ювенала на Руси.
Критики писали, что творчество Ювенала будет принято нашим обществом и получит успех, если будут правильные переводы. В 1988 писатель Л. Леонов призывал пересмотреть аксиому, так как согласно ей здоровым духом обладают только спортсмены.
Существует много лозунгов, призывов к занятиям физкультурой с этим популярным выражением. Следует понимать истинное значение этой фразы, а также делать правильные для себя выводы. Много писателей, философов призывали людей вместе с красотой тела развивать красоту души. Популярно это направление в настоящее время. Современные люди разных возрастов следят за своим телом, а также развиваются духовно.
В здоровом теле — здоровый дух: что это означает?
Что такое здоровое тело, как всегда быть в здоровом теле?
Наше тело является источником энергии. Для достижения любой цели требуется определенное количество энергии. Для каких-то дел требуется много энергетических затрат, для других — меньше. Но определенно легче добиваться поставленных задач, если физическое здоровье находится в норме.
Важно: От того, насколько здоровым является наше тело, зависит множество сфер жизни.
Многие люди, которые начинают следить за своим телом, отмечают улучшения во многих сферах жизни. Все просто — поднимается физический тонус, вслед за ним улучшается настроение, самооценка, внутренняя энергетика человека начинает притягивать симпатию окружающих. Человек своей сильной жизненной позицией начинает вызывать уважение окружающих. Уверенному в себе и своих силах человеку добиваться успеха проще, чем человеку неуверенному, склонному к депрессиям.
Каждый вкладывает свое понятие в слова «следить за своим телом». Для одних это выражение подразумевает глобальные изменения в своем теле, другие предпочитают ограничиться утренними пробежками. На самом деле каждый человек может поддерживать здоровье своего тела любыми удобными ему методами. Поддерживать и совершенствовать свое тело можно разными способами:
- Заниматься определенным видом спорта;
- Ходить в спортзал или на стадион;
- Делать зарядку, заниматься физкультурой;
- Ежедневно совершать утренние или вечерние пробежки, кто-то предпочитает ходьбу или езду на велосипеде;
- Занятия йогой, фитнесом, шейпингом, пилатесом и т.д.
Но не будем забывать, что следить за своим телом — это не только регулярные физические нагрузки. Это понятие включает также другие важные составляющие:
- Здоровое питание;
- Отказ от вредных привычек;
- Здоровый сон, правильный режим;
- Гигиенические процедуры;
- Своевременное обращение за медицинской помощью.
Важно: Многие люди находят множество отговорок, чтобы не заниматься спортом. Часто ссылаются на отсутствие времени, денег. Следует признаться самому себе, что самое главное в подходе к поддержанию здорового тела — желание.
Как сохранить здоровое тело
Для поддержки собственного здоровья не требуется наличие лишних денег и много свободного времени. Утренняя физкультура — это минимальное, но очень полезное мероприятие. Большинство людей могут встать с утра пораньше, чтобы уделить 15-20 минут занятию зарядкой. Уже будет колоссальная польза для здоровья.
Многие люди благодаря занятиям спортом избавляются от депрессии, повышают свою самооценку, улучшают навыки самоорганизации. Очень много положительных моментов и возможностей, которые дает человеку здоровый дух.
Не забывайте, если вы сами не позаботитесь о поддержании здоровья своего тела, никто за вас этого не сделает.
Мудрецы утверждают, что без здорового тела невозможно радоваться и наслаждаться жизнью в полной мере. Более того, такие люди страдают.
Видео: Утренняя зарядка
Что такое здоровый дух, эмоции, как всегда быть в здоровом духе?
Важно: Сохранение душевного и приумножение духовного здоровья — одна из главных составляющих успешной и счастливой жизни человека.
Все поступки человека начинаются с мыслей. Хорошими они будут или плохими, приносящими пользу или вред — зависит от здоровья духа.
Вероятно, многие из вас слышали фразу «все болезни от нервов». Это — не просто пустые слова, они имеют под собой почву. Существует направление в медицине под названием психосоматика, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение телесных заболеваний.
Такие качества и черты, как раздражительность, страх, гнев, состояние неудовлетворенности, недовольство собой и другие, приводят человека к саморазрушению. Негативные мысли сказываются на действиях человека, на его взаимоотношениях с семьей, друзьями, коллегами. Негативное отношение к жизни приводит к накоплению негативной энергии, которая выплескивается в виде различных болезней. Поэтому важно гнать негативные мысли, окружать себя добрыми помыслами и делами, наполнять свою душу положительными эмоциями.
От эмоциональной стабильности прямым образом зависит счастливая и полноценная жизнь человека. Люди применяют различные способы для воспитания в себе нравственности, для развития духовности и эмоциональной гармонии. Кто-то погружается в веру в Бога, другие начинают заниматься благотворительностью, третьи — анализируют себя, свои мысли, меняют и совершенствуют систему ценностей. Одни люди справляются самостоятельно, другие — с помощью психологов, духовных наставников.
Развитие здорового духа предусматривает не только заботу о самом себе, но также любовь к ближним, к окружающим людям, к окружающему миру. При правильном направлении мыслей в жизнь человека входит спокойствие, радость, понимание смысла своей жизни, ответственность за себя и свое здоровье.
Для того, чтобы быть всегда в здоровом духе, важно работать над собой. Это — своего рода тренировки, и порой они бывают более сложными, чем физические нагрузки. Совершенствование своей души, разума — упорная ежедневная работа. Лучше всего выбрать для себя направление, которое помогает бороться с негативом, открывает в душе лучшие качества, и двигаться по этому пути.
Здоровье духа
Как связаны здоровое тело и здоровые эмоции между собой: объяснение
Важно: Тело и разум неразлучно связаны между собой. Все, что разрушительно влияет на душевное, эмоциональное здоровье человека, сказывается на физическом здоровье.
Любые мысли дают толчок физическому телу. Это происходит в результате активной работы нервной системы, а также связи этой системы с другими системами организма человека.
Рассмотрим простые примеры: сердце начинает быстрее биться, если человек волнуется, кровь приливает к лицу в результате гнева. Таких примеров очень много. Это яркие примеры того, как эмоции связаны с телом.
Таким же образом эмоции могут повлиять на здоровье или болезни человека. Люди с нестабильной эмоциональной психикой часто подвергаются респираторным заболеваниям, заболеваниям кожи, страдают головными болями. В свою очередь, люди со стабильной психикой меньше склонны к заболеваниям подобного рода.
Связь ума, тела и духа
Важно: Доказано учеными, что эмоциональная нестабильность приводит к снижению иммунной системы.
Здоровые мысли — это положительные, радостные, добрые, светлые мысли. Если человек сможет направить свои мысли в это русло, он обязательно задумается о своем физическом здоровье. Таким же образом связка тело-душа работает в обратном направлении: здоровое тело порождает положительные, здоровые эмоции.
Нравится нам это или нет, но наш разум, эмоции взаимодействуют с телом. Изменение в одной из этих систем находит отклик в другой. Это доказывают как исследования медиков, ученых, так и наблюдения философов, мудрецов. Доказательством тому является известная фраза Ювенала, подлинное значение которой вы теперь можете понять.