Содержание
- Главное — без крайностей! Протоиерей Александр Ильяшенко — о подготовке к причастию
- Причастие
- Таинство причастия
- Подготовка к причастию
- В какие дни нельзя причащаться?
- Что такое Причащение?
- Как и для чего установлено Таинство Причащения?
- Почему надо причащаться?
- Как подготовиться к Причащению?
- Какими молитвами надо готовиться к Причащению?
- Как подходить к Причащению?
- Как часто надо причащаться?
- Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?
- Можно ли причаститься в один день несколько раз?
- Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?
- Можно ли целовать крест после Причастия?
- Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?
- Как вести себя в день Причащения?
- В любой ли день можно причаститься?
- Оплачивается ли Причащение?
- Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?
- Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?
- Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?
- Как причастить годовалого ребенка?
- Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?
- Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?
- Можно ли причащаться беременной?
- Как причаститься болящему на дому?
- Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?
- Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?
- Могут ли миряне причащаться на сплошной седмице? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли священник запретить причащаться на Пасху?
- Каковы правила молитвенной подготовки к причащению?
- Необходима ли исповедь перед каждым причащением?
Главное — без крайностей! Протоиерей Александр Ильяшенко — о подготовке к причастию
На Архиерейском совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в евхаристии», принятый на пленуме Межсоборного присутствия. Темы, затронутые в документе, касаются каждого верующего: как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Как связаны пост и причастие?
Своим пастырским опытом делится протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
– Отец Александр, как часто, на ваш взгляд, правильно причащаться?
– Есть древнее правило (на него ссылаются и в решении Архиерейского Собора), по которому человек, без уважительной причины пропустивший три евхаристических собрания, то есть три воскресных дня и потому три недели подряд не причащавшийся без уважительной причины, считается согрешившим и должен покаяться. Только спустя время он будет допущен к святому причащению.
Это древнее авторитетное решение подтверждается, поддерживается современными установлениями Церкви. Таким образом, очень важно, чтобы христиане причащались часто.
Второй момент – это возрождение церковной жизни, которое связанно, в том числе, и с изменением привычной практики причащения. До революции народ был и благочестивым и христолюбивым, и монархия была православная. Казалось, существовали все внешние условия для процветания России, однако она рухнула.
На мой взгляд, одна из самых главных причин этого – утрата благодатной древней практики частого причащения. До революции люди причащались раз в год или даже раз в жизни, не было традиции причащаться на каждой литургии. Наоборот, это считалось неким искушением, нарушением нормы.
Но практика показала пагубность такого подхода. Так что сейчас можно только радоваться, что возрождаются древние благодатные традиции.
– Не было в вашей практике такого, что кто-то из прихожан говорил: «Боюсь я часто причащаться, можно, буду раз в год»?
– Не было. Душа каждого человека по природе христианка и ей естественно стремиться ко святому причащению, к общению с Господом нашим Иисусом Христом в святых таинствах.
Человек, который понимает, что он может приступать к таинству регулярно, начинает делать это. Другое дело, что если человек на фоне частого причащения живет не по-христиански, нарушает заповеди Божии. Вот тогда можно сказать: «Пока ты не осознаешь своих ошибок, пока ты не перестроишься, тебе надо подождать с причастием».
– В вашей пастырской практике такие случаи были?
– Да, конечно, и немало. Временное отлучение от причастия – очень действенный и едва ли не единственный механизм, может быть, главный механизм, со стороны Церкви, позволяющий влиять на согрешающего человека, который не осознает своих грехов. Услышав, что ему нельзя причащаться, он непременно задумается: «Все причащаются, а я нет. Надо менять свою жизнь!»
Я вижу, как это «работает», как люди даже после благодарят. Ведь покаяние – это осознание своего греха. Человек, может быть, его не видит и спокойно причащается, со всеми вместе. Он ничем не хуже других.
Ведь у нас имеется очень мощная внутренняя греховная защитная реакция, мы сами себя легко оправдываем: «Живу также как и все, все грешат, и я грешу». Картина для него проясняется, когда он вдруг на время лишается такого важного, необходимого каждому христианину – причастия.
Обычно такие вопросы обсуждаются на исповеди: все должно быть строго индивидуально. Нельзя напоказ выставлять этот факт. Я человеку говорю очень мягко: «Ты уж прости меня, пожалуйста. Мне не хочется этого говорить и вообще наказывать неприятно. Лучше сказать: прощаю, разрешаю, приступай с Богом. Но я вынужден тебе сказать, чтобы ты не причащался».
Некоторые, услышав подобное, очень расстраиваются. И ты расстраиваешься. А что делать? Иногда начинают давить: «Батюшка, да я не могу, я не выдержу, это жестоко».
Несколько раз я давал слабину: «Ну, хорошо, раз ты уж так просишь, давай». И, причастившись, человек срывается, вновь возвращается к тому, о чем говорили во время исповеди. И потому уже сам понимает, что необходима ему эта мера, хоть она и тяжелая.
– Как вы рекомендуете готовиться к причастию тем, кто впервые собирается приступить к таинству?
– Сначала нужно очень серьезно поисповедоваться. Во-вторых, конечно, нужно прочитать Евангелие, чтобы понимать, о чем идет речь.
В-третьих, начать по возможности регулярное посещение храма. Дальше уже Сам Господь действует. Есть хорошее правило: не можешь сделать лучше – не мешай. Наша задача не мешать Господу Богу привлекать к Себе людей. Священник есть только свидетель.
Вот я свидетельствую, что человек действительно кается. Значит, это счастье, Бог его благословит. Если человек не кается, я должен ему сказать: «Слушай, брат мой (сестра), ты заблуждаешься, сам себя обманываешь, думая, что каешься. Но даже не понимаешь что это такое – покаяние. Лучше для тебя подождать немного, а чрез такое время приходи, чтобы тебе всё было ясно».
Потом человек вновь приходит, уже осознавая, что с ним происходит. Ведь тут уже действовал Сам Господь. Мое дело, повторяю, не мешать, и иногда лишь чуть-чуть сориентировать человека, чтобы он осознал свою ошибку.
Понятно, что в таких случаях человеку нужно объяснять. Не выступая в качестве инспектора дорожного движения: «Здесь налево, там направо», а помогая понять, сориентироваться, почувствовать свое место, чтобы с ясным сердцем человек приступал к великому спасительному таинству Причащения.
Не нужно накладывать бремена неудобоносимые. Если человек приходит в первый раз, для него страшная нагрузка – это первый раз исповедоваться.
Сколько раз было – подходит человек исповедоваться в первый раз, спрашиваю: «Страшно?» – отвечает: «Страшно!» – «Правильно, – говорю, – конечно, страшно. Обычно все себя так чувствуют». Надо как-то с человека снять напряжение, пусть он поймет, что не только ему одному страшно, когда он исповедуется, всем страшно.
Если человек не чувствует себя скованным, значит, он сможет глубоко, от души покаяться, воспринять то, что ты ему говоришь.
Фото: alchevskpravoslavniy.ru
– Как вы рекомендуете готовиться к таинству тем, кто причащается регулярно?
– Когда человек живет церковной жизнью, регулярно ходит в храм, регулярно исповедуется и причащается, соблюдает среду и пятницу, то если он попостится день накануне причастия, получится уже три постных дня в неделю. Или пять в две недели. Это немало.
Нельзя людей сажать на полностью монашеский рацион. У нас – напряженная городская жизнь со своими противоречиями, нервотрепками и так далее. Еда должна соответствовать нагрузкам.
Да, от поста никто не умирал, но и возводить пост, одно из очень важных, но вспомогательных средств, в абсолют тоже неправильно.
Мы должны жить в послушании Церкви. Говорят, что послушание выше поста и молитвы. Если ты исполняешь церковное установление, заповедь Божью и трудишься шесть дней, седьмой посвящая Господу, ходишь по воскресеньям в храм – это очень большая дополнительная нагрузка для человека, который напряженно учится или напряженно работает. Значит, ему надо дать возможность как-то восстанавливать силы.
Главное, что человек в Церкви. Если в Церкви, подчиняется церковным установлениям, он уже проявляет смирение и активный подход к церковной духовной жизни. Слава Богу, очень хорошо!
Молитвенное правило перед причастием тоже не должно быть непосильным. Ведь это все происходит, повторяю, на фоне большой нагрузки на работе, в семье и так далее.
Есть утреннее и вечернее правило. Исполняешь их – хорошо. Прочитал Последование ко Святому Причащению – очень хорошо. Если можешь взять на себя еще больший молитвенный подвиг – замечательно. Только смотри, чтобы не вышло вот как: ты взял на себя много, потом перенапрягся и вообще перестал молиться.
Должна быть посильная молитвенная подготовка. А это, как я уже сказал, – ежедневные утренние и вечерние молитвы и Последование ко Святому Причащению.
Главное — без крайностей. Без того, что «раз я часто причащаюсь, значит мне ничего не нужно, можно вообще все отменить». И, наоборот, без другой крайности, непосильного груза, который может задушить человека так, что он скажет: «Лучше я лишний часок посплю, и никуда не пойду, и причащаться не буду». Все должно быть со здравым смыслом, благоговейно, со смирением, с покаянием и по силам.
Я не раз сталкивался, что человек взял какое-то слишком большое молитвенное правило перед причастием, а потом говорит: «Ой, батюшка, не могу, не справляюсь». Тогда, конечно, приходится пожурить: «Не то плохо, что ты большое правило взял, а плохо, что благословение не взял на него». Хотя очень редко случается, что взял человек и благословение, а потом говорит, что тяжело. Если видишь, что трудно человеку, сними с него это послушание.
Главное, чтобы в такой ситуации было некое ограничение по времени: например, сорок дней читать большее количество молитв. Трудно, но человек может выдержать. Больше выдержал – молодец. Значит, дальше думаем, может быть, сделать перерыв?
Фото: obitel-minsk.by
– Как быть с супружеским постом для тех, кто причащается регулярно?
– Здесь есть установления Святых Соборов, Святых Отцов, что накануне причастия должно быть супружеское воздержание. Оно должно быть в течение многодневных постов. Это едва ли не самый трудный вид поста. Но зато могу сказать, что кто такой пост выдерживает, то того Сам Господь вознаграждает. Предполагается супружеское воздержание и накануне постных дней – среды и пятницы.
Но с каждым из прихожан такие вопросы обсуждаются индивидуально и тактично. Я могу дать совет, а человек может его исполнить, или не исполнить.
Бывает, человек регулярно причащается, и вот не сдержался и нарушил пост, пусть пропустит один раз, не причастится.
Если речь о каких-то исключительных случаях, нужно смотреть индивидуально. Наша задача не строгость напустить на человека, однако чтобы он понимал, что и распускаться нельзя.
Дал человек слабину, пусть потерпит, пропустит причастие.
А если это действительно особенная ситуация: вернулся, например, муж из продолжительной командировки, давно не причащался. По жене своей соскучился. По-человечески все понятно. Да, некий грех, пусть он и кается. Но здесь все решается деликатно и индивидуально. Нет общих рецептов.
Самое главное, чтобы без саможаления: «Ой, вот я такой особенный, мне нужны особые условия». Чем строже к себе, тем лучше.
– Бывает, что вы допускаете к причастию без исповеди постоянных прихожан?
– Да, бывает, в дни больших праздников, когда очень много причастников, например, на Пасху или на Рождество. И то только тех, кто регулярно исповедуется.
Человек – существо совестливое и если он регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, то он сам скажет, когда у него что-то есть. Совесть не позволит вот так просто подойти.
– Если говорить про детское причастие?
– Родители, дети сами хотят подойти, когда ребёночку исполнится семь лет. Это же торжественное событие. Приголубишь ребеночка, поговоришь, он покается в том, что маму не слушается, например. Погладишь по головке и скажешь: «Молодец, покаялся, но старайся мамочку слушать».
Но затем не обязательно исповедовать его перед каждым причастием. Нельзя превращать таинство в формальность. Ну что ребенок может из себя каждую неделю выдавливать? Опять же, у деток чистая, светлая душа, и если что-то на этой душе есть, он сам подойдет, и сам будет исповедоваться.
Фото: foma.ru
– Как быть с причащением на сплошных, особенно праздничных, седмицах?
– Речь идет о том, что мы живем в послушании Церкви. Если Церковь дает разрешение на скоромную пищу, ты должен Церковь слушаться, или не должен? Если должен, то спокойной совестью причащайся. Послушание выше поста и молитвы. Если ты во время сплошной седмицы позволяешь себе поститься, вопреки тому, что Церковь благословляет, значит, Церковь не слушаешься.
Перед причастием можешь вечером немного облегченный ужин съесть: без колбасы и сосисок, и причащайся, благодаря Господа за то, что Он дает такой праздник, когда можно вкушать все и причащаться Святых Христовых Тайн.
Причастие
Каждый человек, который ходит в церковь, является верующим, принимает на себя причастие – одно из семи великих таинств в православии. Это ритуальное таинство, которое благословляет человека, давая ему вкусить «Душу и Тело Христово». Это самый важный и торжественный момент во всей литургии, который наступает под ее конец. Конечно, верующий должен приготовиться к такому великому и светлому таинству, и мы расскажем вам, что такое причастие, и как к нему подготовиться.
Литургии в церкви – это праздничное событие, даже в самый обычный будний день. А вот воскресные службы еще важнее, так как считается, что воскресенье – это маленькая Пасха, которую следует праздновать со всем размахом, если она только не припадает на большие посты. Каждая литургия, помимо некоторых дней. Заканчивается соблюдением великого и самого главного таинства – святого причастия. По легенде считается, что верующий употребляет «Тело и Кровь Бога нашего, Иисуса Христа». И с этого момента, частичка души Бога поселяется в вашем сердце, и ее необходимо беречь.
Само причастие делается из специальных компонентов. В первую очередь, используют кагор – красное полусладкое вино, как правило, освященное на великие православные праздники. Именно этот напиток и символизирует кровь Бога, а вот «тело» делается из специальных хлебцев, которые выпекают в храме. Эти хлебцы называются просфоры, и делаются по особому рецепту, который известен только богослужителям.
Но, самое главное, как сочетаются эти компоненты, ведь именно в этом и заключается великое таинство.
Таинство причастия
Таинство причастия является самым главным, и, в отличие от многих других, таких, как крещение, делается оно не один раз в жизни. Мы уже сказали вам, что в причастие входят два компонента – хлебцы – просфоры, и кагор, но, есть еще один, самый главный – это молитва, ритуал, с помощью которого свершается причастие. И мы расскажем вам, как проходит данный ритуал.
Итак, батюшка, который будет причащать, в первую очередь, сам должен быть очищен перед службой, и поэтому, он исповедуется другому священнику, и с чистой душой, он входит в алтарь на молитву. Кроме этого, он не должен принимать никакой пищи до вкушения причастия, в прочем, как и обычные прихожане. Просфоры тоже не берутся какие-нибудь, на них читается серьезная молитва за здравие. Люди, когда приходят в храм на службу, подают специальные записки с именами своих родственников, друзей, чтобы священник помолился за их здоровье. Также к этим запискам прилагаются просфоры, которые потом используются в причастии.
Священник читает сильные молитвы, вычитывая за здравие всех тех, чьи имена написаны в записках, и, специальным, ритуальным ножом достает частичку из просфоры, и добавляет ее в специальную чашу, из которой потом и подается причастие. Также, читается сильная молитва о спасении человечества, и добавляется кагор в чашу, смешивается все это специальными приборами, и с молитвой священник выносит перед людьми эту чашу.
При этом, читается специальная песня, которая дает благословление людям к принятию частички Бога, и воссоединения с ним. Читается он атак: «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите». Человек подходит к чаше, складывает руки крестом, и вкушает немного святого причастия. После этого, он запивает священной водой, и заедает кусочком просфоры.
Считается, что после вкушения такой благодати нельзя плеваться, материться, ссориться и злиться. Старайтесь продержать Божью частичку в себе как можно дольше, хотя проступки постоянно будут попадаться на вашем пути, и стараться сделать так. Чтобы вы потеряли то благословение, которое получили.
История таинства причастия
История таинства причастия очень интересная, и началась она еще в дохристианские времена, во время язычества. Ведь вы наверняка знаете, что православие отчасти состоит из языческих обрядов, так вот, в язычестве был такой обряд, как вкушение бога. Они использовали многие элементы и помазания, и причастия. Некоторые мы используем до сих пор, не подразумевая, что это пришло к нам из языческой культуры. К примеру, символом бога солнца, бога Ра, был блин, да, обычный русский блин. Кроме того, считалось, что вкушение бога принесет счастье, удачу, любовь, крепкое здоровье, и поэтому, люди выпекали блины и кушали их, особенно на празднование масленицы, которая символизировала приход бога Ра на землю. Вот, собственно говоря, оттуда-то и пошло вкушение частички бога.
В православии данное таинство появилось в тайный четверг, накануне распятия господа Иисуса Христа. И именно он ввел это таинство за столом, вместе с апостолами. По легенде, Господь благословил хлеб и вино, смешав их в золотой чаше, и приняв частичку, и сказал, что после его распятия, эти частички обретут душу, и будет благословение всем тем, кто их скушает. И тогда Христос произнес молитву, которой до сих пор благословляют священники чащу с причастием, создавая, тем самым, великое таинство: «Примите тело мое, во оставление грехов, пейте из чаши этой, это кровь моя, которая прольется за вас и ваше спасение».
Вот такая интересная история появления таинства причастия, которое до сих пор происходит во всех православных храмах и монастырях.
Подготовка к причастию
Подготовка к причастию, это целый ритуал, который следует соблюдать каждому, кто действительно хочет вкусить тело и кровь Бога, а не хлеба попробовать с вином. Готовиться будет сложно, если вы ни разу этого не делали, но, тем не мене, желательно соблюдать все традиции, ведь именно через них идет очищение души и тела. Итак, давайте разберем, как правильно готовиться к таинству причастия:
- Конечно же, в первую очередь следует подготовиться морально, осознать, что вас ждет, и зачем вы это делаете. Только в таком случае вы действительно получите ту благодать, ради которой совершается таинство. Для того, чтобы это осознать, необходимо почитать молитвы, посетить богослужение, и принять решение решиться на соблюдение такого таинства.
- Теперь более к мирским заботам. За неделю до причастия желательно соблюдать пост. Он не обязательно должен быть слишком строгим, но, следует отказаться от алкоголя, мясных и молочных блюд, желательно – от рыбы. Если вам не по силам соблюдать такой пост, можете кушать рыбу, если и это сложно, то постарайтесь соблюдать пост хотя бы со среды – дня, когда Богу сказали о его распятии. Если же по состоянию здоровья вы не можете поститься, то следует поговорить об этом со священником, и он с большой вероятностью, если причина аргументирована, разрешит принять вам таинство и без поста.
- Конечно же, в подготовке самое главное – это молитва. Вы должны молиться не только в храме, но и подготовиться дома. За неделю вы должны вычитать правила ко причастию, которые есть в каждом молитвослове, а также читать утренние и вечерние молитвы. Кроме того, накануне причастия вы обязательно должны посетить вечернюю литургию в храме, исповедоваться и принять маслопомазание – еще одно важное таинство, которое очищает от забытых грехов.
- Воздержитесь за неделю до причастия веселых забав, гулянок, а также увеселительных мероприятий. Эту неделю следует провести максимально скромно, старайтесь нигде не встревать в неприятности, не гулять по клубам и ресторанам, не посещать театры, спектакли, концерты.
- С 12-ти часов ночи перед причастием начинается строжайший пост, который должен соблюдать каждый. Вы наверняка знаете, что дети могут не исповедоваться до 7-ми лет, но, с полуночи даже они должны соблюдать строгий пост. С этого момента, и до принятия самого таинства запрещено пить жидкость, а также что-либо кушать. Если вы курите, то также не следует этого делать, до тех пор, пока не примите святое причастие, да и вообще, в сам деть таинства следует воздержаться от курения и выпивки алкоголя.
- За день до таинства, супругам не рекомендуется телесный контакт, также, как и день, после причастия. Если есть такая возможность – воздержитесь.
- Обязательно, перед тем, как идти в храм, следует примириться со всеми, кого вы могли обидеть, не держать ни на кого зла, обиды, зависти и так далее. Постарайтесь очиститься от всего этого перед тем, как войдете в храм.
- Обязательно, перед таким великим и светлым таинством, следует исповедовать все свои грехи перед Богом священнику, который является свидетелем и «рукой Бога» на земле. Не стоит ничего скрывать, бояться, вы должны иметь искренние намерения избавиться от всех грехов и исправиться.
- После соблюдения причастия следует дождаться окончания литургии, и, поцеловав крест, дома или в храме прочитать благодарственные молитвы, и после этого можно считать, что вы действительно приняли частичку Бога в свое сердце и душу.
Соблюдая эти правила, вы сможете причаститься правильно, так, как полагается настоящему христианину.
Кому нельзя причащаться?
Есть категория людей, которые не могут принять данное таинство. Давайте разберем, кому нельзя причащаться.
- Если вы не крещеный человек, то вы не можете соблюдать ни одно таинство, пока не примете крещение.
- Если вы не носите нательный крест, вас также могут не допустить к причастию.
- Если вы не соблюдали пост, то священник не разрешит приблизиться к чаше, но, вы, конечно, можете обмануть, но, поверьте, это причастие пойдет вам только во вред.
- Если вы не исповедовались и не очистились перед таинством, если не получили разрешение священника причаститься, то также не следует подходить к чаше.
- Если у вас к кому-то вражда, обида, ненависть, злость – то также не следует идти к алтарю за принятием таинства.
- Если вы имеете анафему (отстранены от церкви), состоите в другом вероисповедании, имеете епитимию (наказание), то не стоит осквернять храм и появляться на светлом таинстве.
- Если вы относитесь к какой-то секте, то вход в православный храм для вас открыт только для покаяния и принятия веры, но никак иначе.
- Если человек занимается колдовством, гаданием, то причащаться ему запрещено.
- Если у женщины период месячного очищения (менструация), то ей также запрещен вход в храм и причастие.
- Также не стоит подходить к чаше с накрашенными губами, косметикой на лице, и, тем более, с непокрытой головой, или в вульгарной одежде.
Если вы будете соблюдать все правила, то таинство причастия станет для вас самым светлым и ярким, и вы сможете получить благословение божье в свое сердце, чего мы вам и желаем!
Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.
В Православной Церкви отсутствует даже само понятие «нельзя причащаться». Таинство Евхаристии – это самое главное священнодействие, которое совершается в Церкви Христовой.
В Евхаристии мы становимся участниками Тела и Крови Господних и через них приобщаемся к жизни вечной. Именно поэтому Литургия, как вид богослужения, за которым совершается Таинство Евхаристии, буквально переполнено радостными песнопениями. «Бог становится человеком, чтобы человек смог стать богом» – как же здесь не радоваться?!
А поскольку время Великого поста – по преимуществу время скорби и печали о грехах, то в связи с этим и все великопостное богослужение имеет более покаянный, так сказать, «печальный» характер.
В Великом посту количество песнопений сокращается и при этом вводится больше чтений, особенно – из Ветхого Завета, которые являют нам примеры грехопадений и раскаяний. Именно по этой причине в Великом посту не совершаются, за исключением великих праздников, а также субботних и воскресных дней, полные Литургии.
Но чтобы не оставить все же своих чад без причащения Святых Таин, Церковь установила совершать по средам и пятницам Литургию Преждеосвященных Даров – несколько сокращенный вариант полной Литургии, во время которой верующие причащаются Тела и Крови Христовых, освященных ранее, на предыдущей полной Литургии.
Таким образом, в Великом посту каждый желающий может причаститься в субботний или воскресный день, а также в среду или пятницу – на Литургии Преждеосвященных Даров. В другие же дни (понедельник, вторник и четверг – если на них не выпадет какой-нибудь праздник) Литургии, по Уставу Церкви, совершать не положено. Но это не потому, что нельзя в эти дни причащаться, а лишь потому, что, как уже было сказано ранее, Великий пост – это главным образом время покаяния и плача о грехах, время, когда мы стараемся ограничить свою радость, тогда как Причастие – это самая большая радость для православного христианина.
В какие дни нельзя причащаться?
Вопрос читателя:
Здравствуйте, есть ли такие дни, установленные церковью, в которые нельзя причащаться?
Светлана
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте, Светлана! Мы имеем возможность причащаться во все дни, когда в храме совершается Таинство Евхаристии – служится Божественная Литургия. У человека могут быть личные препятствия к тому, чтобы причаститься, но возможность приступить к таинству Причастия есть на каждой литургии. Соответственно, мы не можем причащаться только в те дни, в которые по уставу литургия не совершается – в среду и пятницу сырной, или масленичной, недели, в будние дни Великого поста (кроме среды и пятницы, когда служат литургию Преждеосвященных Даров, а также полиелейных праздников и четверга пятой седмицы). В Великую Пятницу Литургия не совершается, потому что этот день посвящен воспоминанию крестной Жертвы Спасителя (но литургия будет служится, если Великая Пятница совпадает с праздником Благовещения, то есть приходится на 7 апреля).
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ
Литература для прочтения:
1) Вопросы о Таинстве Причащения.
2) «О постах, Исповеди и приобщении Святых Христовых Таин». Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова.
3) «Служебник. Известие учительное».
Вопросы о Таинстве Причащения
Что такое Причащение?
— Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. Постижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.
Это Таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».
Как и для чего установлено Таинство Причащения?
— Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Почему надо причащаться?
— Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).
Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жизни — Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.
Как подготовиться к Причащению?
— Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост — телесное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.
Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедоваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.
Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенного правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию — достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.
Какими молитвами надо готовиться к Причащению?
— Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром — утренние молитвы.
По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.
Как подходить к Причащению?
— Перед началом Причащения причащающиеся заранее подходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать неудобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое христианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благоговейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Самого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.
Как часто надо причащаться?
— Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.
Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги — в день их венчания.
Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанавливается индивидуально по благословению духовника. Более употребительно — не реже двух раз в месяц.
Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?
— Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старался очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные подвиги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.
Можно ли причаститься в один день несколько раз?
— Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.
Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?
— Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.
Можно ли целовать крест после Причастия?
— После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.
Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?
— После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.
Как вести себя в день Причащения?
— День Причащения — это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Святого Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.
В любой ли день можно причаститься?
— Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литургия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.
В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено
Оплачивается ли Причащение?
— Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершается бесплатно.
Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?
— Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.
Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?
— Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.
Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?
— Нет, только в Православной Церкви.
Как причастить годовалого ребенка?
— Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.
Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?
— Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником.
Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по необходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и телесному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовке ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.
Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благословляется причащаться не натощак.
Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?
— Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.
Можно ли причащаться беременной?
— Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, молитвой и постом, который для беременных ослабляется.
Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.
Как причаститься болящему на дому?
— Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.
Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?
— В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключением дней великих церковных праздников.
Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?
— На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.
Могут ли миряне причащаться на сплошной седмице? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли священник запретить причащаться на Пасху?
При подготовке к причащению на сплошной седмице разрешается вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвенного правила ко Причащению.
Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).
Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».
Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».
Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седмицы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из православных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.
Каковы правила молитвенной подготовки к причащению?
Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.
Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.
Необходима ли исповедь перед каждым причащением?
Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.
Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.
В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной исповеди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митрополит Иларион (Алфеев)).