Об авторе
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ в 1941 году поступил в Московский институт философии, литературы и истории (вскоре вошедший в состав Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова). Во время Великой Отечественной войны был военным переводчиком на фронте (1943–1945).
После демобилизации из армии в 1949 году окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. В 1953 году защитил кандидатскую, а в 1970 — докторскую диссертацию. С 1955 по 1960 год работал в Институте истории искусств Академии наук СССР. С 1960 до выхода на пенсию (1996) преподавал на кафедре истории русского искусства МГУ. В 1987 году был избран членом-корреспондентом, а в 1992 г. действительным членом Российской Академии наук.
Читал курсы «История русского искусства», «История русского искусства XIX — нач. ХХ вв.»; спецкурсы «Творчество П. А. Федотова», «Русская живопись среди европейских школ», «Стиль модерн», «Искусство русского авангарда» и др.
В 1960—1990-е гг. выступал с лекциями и докладами в США, Германии, Австрии, Франции, Чехословакии, Англии, Италии и других странах.
Научная деятельность.
Основные исследования посвящены истории русского изобразительного искусства XIX—XX вв., занимался также различными аспектами истории зарубежного искусства конца XIX — начала XX вв., взаимовлияния живописи и литературы, взаимодействия русского искусства с западноевропейским. Является крупным специалистом в области проблем внутренней традиции в русском искусстве, своеобразия стиля модерн и русского авангарда. В некоторых работах рассматриваются теоретические проблемы искусствоведения (в том числе на примере творчества современных художников). Одну из важнейших задач Д. В. Сарабьянов видел в высвобождении из «опалы» ряда русских художников, считавшихся формалистами, и возвращении их имен в курсы истории искусства.
Комплексно исследовал творчество И. Е. Репина, М. А. Врубеля, В. А. Серова, В. В. Кандинского, К. С. Малевича, К. С. Петрова-Водкина, П. В. Кузнецова, В. Е. Татлина, Р. Р. Фалька, Л. С. Поповой, А. В. Бабичева, Н. И. Андронова и др.
Составитель художественных альбомов о творчестве русских художников: П. В. Кузнецова (1975), В. А. Серова (1982) и др. Редактор «Истории русского и советского искусства» (1979; 2-е изд. 1989).
Член редколлегий «Истории русского искусства» (т. 1-13, 1953—1969), альманаха «Советское искусствознание», журналов «Искусствознание», «Наше наследие», «Серии монографий истории русской эмиграции», член редакционного совета альманаха «Вестник истории, литературы, искусства».
Под руководством Д. В. Сарабьянова подготовлены и защищены более 30 диссертаций.
Автор и соавтор около 400 научных публикаций.
Автор 430 научных публикаций, в том числе монографий о Кипренском, Федотове, Репине, Серове, Кузнецове, Фальке, Кандинском, Малевиче, Поповой. Основной круг научных интересов — история русского искусства XVIII–XX веков, взаимодействие различных видов искусства, русско-зарубежные художественные связи, стиль модерн, русский авангард 1910-х — 1920-х годов.
Автор таких издательских проектов как: «Россия и Запад» (2003) и «Иван Пуни» (2007).
Источник