Бывают случаи, когда встает вопрос об усыплении домашнего питомца. Например, если он тяжело, неизлечимо болен или опасен для людей. Иногда применить эвтаназию советует ветеринар. У хозяев могут возникнуть вопросы: не грех ли это? Не считается ли убийством? Каково отношение православия к усыплению животных?
Содержание
- Православный взгляд на вопрос
- Почему убийство животных и людей — не одно и то же
- Бессловесные друзья святых
- В наше время
- Нет нечистых животных
- Попадут ли звери в Рай?
- Святые покровители животных
- Эвтаназия для страдающего питомца — грех или милосердие?
- Является ли грехом усыпление домашних животных, которые безнадежно больны?
- Усыпление — убийство или спасение?
- Православное отношение к животным
Православный взгляд на вопрос
На это Церковь не дает однозначного ответа. Эвтаназия людей запрещена как убийство, но в отношении животных равным по тяжести грехом не может считаться.
Эвтаназия собак
Тут отдельно рассматривается каждый случай, многое зависит и от мнения конкретного священника. Есть батюшки, которые считают усыпление питомца грехом в любом случае.
Об животных в православии:
- Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?
- Есть ли у животных душа
- Как верующему человеку относится к животным
Важно! По мнению большинства священников, все зависит от мотивации. Эвтаназия допустима, если это проявление не жестокости и эгоизма, а заботы о животном, желания избавить его от страданий.
В каких случаях усыпление не грех?
- Если питомец сильно мучается, а вылечить его нельзя. Однако если есть возможность облегчить эти страдания обезболивающими, то лучше его оставить до естественной смерти.
- Когда животное несет серьезную опасность людям. Например, собаки, больные бешенством.
В каких случаях усыплять нельзя?
- Бывает, что хозяева таким способом желают избавить себя от проблем, связанных с питомцем. Например, усыпляют кота, «потому что гадит». Это бессовестный поступок и, конечно, греховный.
- Известны случаи, когда люди, находясь в материальных затруднениях, усыпляли питомца, поскольку не могли его содержать. Это тоже грех. Священники говорят, что лучше бросить животное на улице или подкинуть кому-то, чем отнимать у него жизнь.
Отношение церкви к усыплению животных
Почему убийство животных и людей — не одно и то же
В христианском понимании, человек выше целого космоса. Чтобы там ни говорилось в теории Дарвина, у людей особый уникальный статус в этом мире.
Только человека Бог творил «своим дыханием» («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» Быт.2-7), по своему образу и подобию («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. 1-27).
Еще тексты из Библии:
- Евангелие от Иоанна, глава 15
- Послание к галатам апостола Павла
Человек не является частью Вселенной, скорее это космос — часть человека. Наши тела из мира материи, а души и дух от Самого Бога. Животные же всего лишь порождения земли. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1-24).
Поэтому Церковь не запрещает есть мясо, разрешает охоту и животноводство.
Внимание! Но что касается домашних питомцев, перед ними человек несет ответственность, поскольку взял их в свой дом и позволил к себе привязаться. Он обязан заботиться об их жизни и благополучии. Видео об эвтаназии для животных. Отвечает Максим Каскун
Милосердие к животным – важная часть христианской веры. Обладают ли наши домашние питомцы душой? Попадут ли в лучший мир? Какое место должны занимать в нашей жизни? Какие святые покровители животных? Христианское отношение к животным.
Бессловесные друзья святых
“Старец Герасим был велик, поэтому у него был лев. А мы малы – у нас кот” – говорил Оптинский старец Нектарий, поглаживая своего усатого любимца – кота необычайно умного и послушного.
Для христианской традиции характерна любовь к животным. Пример её нам показали многие подвижники, подвизавшиеся в монастырях и скитах от Малой Азии до Крайнего Севера. Как говорил Исаак Сирин:
«Животные обоняют запах рая и идут к святым».
Сергий Радонежский в начале своего иноческого пути жил один в глухом лесу, когда увидел возле своей избушки большого медведя. Он поступил как странноприимец, предложив зверю кусок хлеба. Медведь привык к угощению и часто посещал отшельника. Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя в утешение. Порой он сам оставался без еды, отдав мохнатому гостю последнюю краюху. Сергий предпочитал скорее не есть в тот день и голодать, нежели обмануть зверя и отпустить без еды, – сказано в житии.
Святитель Филарет, размышляя об этом, говорил, что, возможно, «в сем мирном обращении со свирепою тварью созерцал он следы первоначального повиновения всех тварей невинному человеку». Медведь же стал до того ручным, что слушался Сергия, как овечка, и никогда не отвлекал от молитвы, дожидаясь, когда отшельник найдёт время для него. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» – восклицал псалмопевец Давид.
Павел Обнорский, ученик Сергия Радонежского, перенял у своего наставника любовь к созданиям Божьим. Поначалу он был в келейном послушании у святого, но потом, чая одиночества, испросил у Сергия благословения уйти в края необжитые. Он построил келью на реке Нурме, на Вологодчине. Однажды другой ученик Сергия Радонежского навестил Павла и увидел дивную картину: стаи птиц щебетали возле кельи пустынника, некоторые из них сидели на голове и на плечах его, и он кормил их из рук; рядом стоял медведь, вокруг шныряли лисицы и зайцы, для каждого находилось лакомство и доброе слово. «Вот жизнь невинного первого человека!», – говорит житие. Так в мире с природой и Богом Павел прожил 112 лет.
Серафим Саровский, спасаясь в чаще, тоже подружился с медведем. Свидетелем этому были приходившие к нему монахи. Медведь даже послужил спасению одной заблудшей души. Некая Матрона, подвизавшаяся в Дивеевской обители, однажды затосковала по грешному миру и решила оставить монашескую стезю. За советом она отправилась к Серафиму Саровскому. Явившись перед старцем, Матрона стала жаловаться на уныние, и тут заметила медведя, явившегося к старцу за угощением. Матрона хотела бежать прочь, но Серафим остановил её. Он, как обычно, стал кормить медведя сухариками. Матрона удивлённо наблюдала лесную идиллию.
– О каком унынии ты говоришь, посмотри, какой гость к нам пришёл. Старцу Герасиму служил лев, а нам медведь покоряется. Это ли не чудо? Прошу тебя, матушка, не унывай ни за что и никогда.
Старец сказал, чтобы Матрона тоже угостила медведя, и та в свою очередь покормила косолапого остатками хлеба. Печаль оставила её, повеселевшая женщина вернулась в родной монастырь.
Если в душе человека мир, рождённый духом святым, это вызывает у зверей ответную доброту.
В наше время
Не только святые, но и обычные монахи, наши современники, опекают диких животных, являя чудеса взаимного доверия.
Сербский игумен Амвросий (Алимпиевич) до своего пострига не держал дома даже котёнка, но когда поселился отшельником, возрождая древний монастырь Ковиле, стал хозяином волчицы, которую выпросил у охотников. По признанию монаха, он ощутил особую близость к природе, посвятив себя Богу. Среди его друзей были ёжик, орёл, ворон и даже гадюка. Увы, орла однажды застрелил пьяный местный житель.
Волчице было всего 15 дней, когда её отдали Амвросию. Он рассказывает: «Когда её принесли ко мне, только что глаза открылись. Я кормил её каждые четыре часа, сначала молоком, потом молотым мясом. Назвал её Альфа, так как мне рассказали, что она была самой крупной в выводке и, вероятно, была предназначена к тому, чтобы стать альфа-самкой».
По свидетельству очевидцев, волчица не подпускает к себе никого, кроме отца Амвросия. Она держится от всех на расстоянии, и только к своему хозяину ластится. Тот же в свою очередь не ограничивает свободу зверей, позволяя им гулять в горах. Отец Амвросий считает, что уважение к чужой свободе свойственно любви. Тот, кого ты любишь, обязательно вернётся.
Старец Фиофилакт из афонского скита Святого Василия любил животных и помогал им. Так однажды к нему явилась косуля со сломанной ногой. Дикарка совершенно доверилась монаху, которые поместил её больную ногу в лубки и крепко забинтовал. При этом старец говорил с ней, как врач с пациентом: “Теперь иди с миром, а через неделю приходи, я посмотрю”.
Паисий Святогорец много и трогательно рассказывал о своих любимцах. В жаркий день змеи просили у него воды, и он поил их, не опасаясь. Вот его рассказ: «Шакалы меня прямо умиляют, потому что, когда они хотят есть, плачут, словно маленькие дети. А с котятами у меня сейчас в келье просто беда. Они поняли, что каждый раз, когда звонит колокольчик, я выхожу во двор и выношу им кое-какую еду. Так они теперь, когда хотят есть, дёргают за верёвку, и колокольчик звонит. Я выхожу, вижу, что они дёргают за верёвку, и кормлю их. Как же Бог всё устроил!
Ко мне приходят шакалы, кабаны. Когда кошки уходят, прибегает лисичка. Прилетают птицы стаями: большие, маленькие. Я даю им размоченные сухари, и они едят».
Когда старец хворал, птицы влетали в окна кельи и пели ему.
Геронда писал своему другу: «У меня в келье не только птицы, но и все животные, приходящие туда – шакалы, зайцы, ласки, черепахи, ящерицы, змеи, – насыщаются от преизлияния моей любви, насыщаюсь и я, когда насыщаются они, и все вместе, зверие и вси скоти, гад и и птицы пернаты (Пс.148,10) “хвалим, благословим, поклоняемся Господеви”.
Честно признаюсь, завидую отшельникам, у которых столько необычных друзей.
В России немало примеров внимания церкви к животному миру.
В деревне Лемешево при Ильинском храме настоятелем отцом Петром Дынниковым создан приют для животных, где занимаются их реабилитацией и пристройством к добрым хозяевам.
В Угличе женский монастырь приютил около тридцати кошек.
При храме святителя Спиридона Тримифундского в Ораниенбауме (г.Ломоносов) настоятель отец Олег создал зоопарк, где находится несколько десятков зверей, среди которых есть крокодилы. Для священника любовь к природе – часть проповеди. Он говорит:
«Увидев тот разум, который вложен в каждом создании, понимаешь, что это не могло быть случайно или само по себе – даже спустя миллионы лет. И когда меня спрашивают, может ли крокодил привести человека к Богу, я отвечаю «да». По крайней мере, в нашем храме это происходит».
В Свято-Духовом монастыре (Волгоградская обл.) священник-орнитолог отец Василиск создал фазанарий, где живут более ста птиц 40 различных видов. Священник не только заботится о постоянных обитателях фазанария, но и принимает раненых птиц, которых лечит и отпускает на волю.
Мне вспоминается Франциск Ассизский, который проповедовал птицам и просил их нести весть о Господе всему миру.
Нет нечистых животных
Понятие о чистых и нечистых животных православию чуждо, хотя в старину его заимствовали из Ветхого завета. Там некашерных животных целый список, куда входят заяц, тушканчик, свинья, верблюд и многие другие существа. Но современное христианство не разделяет такой подход, хотя древле русские отчасти соблюдали его. Старообрядцы соблюдают до сих пор, делая исключение только для свиньи, которую употребляют в пищу.
Дольше всех у православных продержалось понятие о собаке как о животном, которому не место в жилище. Конечно, такое мнение обусловлено меньшей аккуратностью собаки по сравнению с кошкой, но отнюдь не тем, что она служит помехой благодати или является источником скверны в мистическом смысле. Даже российские патриархи заводят себе собак. Три собачки было у покойного патриарха Алексия, собака есть у патриарха Кирилла.
В том, что кошки – чистые животные, никто не сомневается. Немало их живёт при храмах. На днях знакомая, зайдя в одну столичную церковь, увидела на тумбочке, где прихожане пишут записки, большого спящего кота. Было видно, что церковь для него – дом родной и никто его оттуда не гонит. Об одном из таких животных есть замечательный рассказ протоиерея Алексия Лисняка «Светлый кот». А старца Николая Гурьянова связывала трогательная дружба с котом Липой, которого называли его «верным келейником».
Есть только один аспект, связанный с пребыванием кота или собаки в доме – их не следует допускать туда, где хранятся сувениры из святых мест, святая вода и религиозная литература.
Вегетарианство православная церковь одобряет, ведь мы точно знаем, что первая чета людей в Эдеме ела только растительную пищу и не убивала животных. Смерть пришла в мир после согрешения Адама и Евы против Бога, при этом стали смертными и другие существа, ни в чём не повинные. Так человек впервые нанёс вред природе.
Протоиерей Павел Великанов говорит:
«У человека по отношению к животным особое призвание. Приближаясь к Богу, человек должен подтянуть на другой качественный уровень бытия тварный мир. Человек должен обожиться, а животный мир – очеловечиться. И то, что домашние животные в определенном смысле очеловечиваются, тому подтверждение».
Если есть возможность помочь животному – бездомному или попавшему в беду, христианин должен это сделать. Добро зачтётся ему перед Богом, а равнодушие вменится во грех. Каждое живое существо чувствует боль и страх не меньше, чем человек.
Следует останавливать детей, которые мучают животных. Давно замечено, что именно такие становятся серийными убийцами.
Православие относится к усыплению животных отрицательно. Не одобряет стерилизацию, но допускает её, если нет иного решения. Охота, как убийство животных без нужды, тоже негативное явление.
Архимандрит Порфирий Шутов, наместник Соловецкого монастыря отмечает: «Признак чистоты сердца – воздыхание о всей твари. Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. В этих словах ощущается боязнь того, что любви и так мало, на всех не хватает, а тут еще путаются под ногами некоторые… Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать».
Попадут ли звери в Рай?
Будут ли животные, подобно людям, воскрешены после Второго пришествия Христа? Куда они уходят после смерти? У святых отцов, теологов и священников разные мнения на этот счёт. Христианские авторитеты несогласны друг с другом в этом вопросе. Догматического учения о душах животных у христианской церкви нет.
Есть версии:
- Души животных смертны, они исчезают вместе с телом, так считал святитель Игнатий Брянчанинов.
- Души животных восходят к единому источнику, объединяющему, но обезличивающему, так считали Василий Великий и Феофан Затворник.
- Души животных бессмертны и они попадают в Рай, поскольку не знают подлости, лицемерия и других человеческих пороков, на это надеялись протоиерей Александр Мень и старец Нектарий.
- Души животных становятся бессмертными иногда – благодаря дружбе с хозяином,взаимной привязанности. Такие животные могут встретить своего владельца в лучшем мире, быть рядом с ним в вечности. Так пишут многие современные священники.
- Души животных переходят в новую человеческую жизнь. Так думал Филарет Московский. Это не совсем понятно – речь идёт о возвращении к хозяину в другом теле, о реинкарнации наших любимцев?
Протоиерей Андрей Ткачёв о том, что произойдёт с животными после Второго пришествия.
В Библии немало примеров того, что участь животных небезразлична Всевышнему. В начале времён он сам приводил их к Адаму, чтобы тот давал им имена. Стоит отметить, что животный мир был сотворён прежде человека.
Также мы помним историю Ноя, которому Бог повелел сохранить в своём ковчеге представителей животного мира. При этом не были важны ни красота, ни польза животных – Бог отнесся ко всем видам беспристрастно.
Вспомним, Христос был рождён в яслях, и над ним, младенцем, согревая его дыханием, собрались домашние животные. На иконах, изображающих Рождество, присутствуют волы, ослы, овцы, верблюды. Наверное, символично, что Богочеловек появился на свет среди мирных бессловесных тварей, тогда как был гоним людьми.
Впоследствии хищники часто отказывались терзать первых христиан, которых отдавали им в жертву языческие императоры. Они припадали к стопам праведников, а некоторые разрывали охранников.
Иеромонах Никанор Лепешев объясняет:
«В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, “последний враг истребится — смерть”. То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте».
Святитель Лука Войно-Ясененцкий в своём труде «Дух. Душа. Тело» размышляет:
“”»Только ли человек наследует бессмертие? Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всей твари. Мы говорили уже, что дух животных, – хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (19-22): Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, по по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих».
Святые покровители животных
На Руси исстари прибегали к Богу, прося милости и защиты для домашних животных. Сохранился обычай брызгать на заболевшую скотину святой водой, а в особых случаях даже позволять пить её, выгонять стадо освящённой вербой на пастбище и даже читать специальные молитвы за здравие.
Есть немало святых, которых православная церковь считает покровителями животных.
Среди них святой Модест, ожививший отравленный скот одного верующего человека. Святой Власий, при жизни опекавший многих зверей и птиц, живших у его кельи, и поступавший так же святой Антоний.
Святые Фрол и Лавр – помощники коневодов. Святой Никита – покровитель водоплавающей птицы. И у свиней есть заступник – святой Василий. А святой Георгий защищает даже хищников, в частности волков.
Также молятся священномученику Афиногену, святой Агафье, святому Антонию Великому, святой Герасиму Иорданскому и многим другим.
Есть мнение, что о здравии собак и кошек наиболее уместно обращаться к святому Власию и к святым Фролу и Лавру. Найти пропавшее животное хозяевам не раз помогала молитва мученику Трифону.
Своими мыслями делится игумен Игнатий Морозов:
«Я уверен, что живое существо, которое живет – во дворе ли, в доме ли – просто так, не ради какой-то практической потребности, становится одной из ступенек к любви – сначала к тварному миру, а затем и к Сотворившему его. Кто бы это ни был – собака, кошка, черепаха, рыбка в аквариуме или какой-нибудь сверчок, – бескорыстная, невынужденная забота о них становится не только для ребенка, но и для взрослого человека чередой уроков в школе Любви».
Христианский мир – это братство людей, зверей, растений, поскольку все мы – чада одного Небесного Отца. Человек должен ощущать себя священником для других Божьих творений, и вести себя соответственно высокой миссии.
Эвтаназия для страдающего питомца — грех или милосердие?
Елена, благодарю Вас за вопрос!
Вопрос греха волнует многих людей (грешников), другие люди, служители религиозных культов (тоже грешники), этим пользуются. вводе в страх паству и тем самым порабощая ее. В результате получается по известному выражению «Сон разума рождает чудовищ».
Учение Иисуса Христа изложено в книгах Нового Завета, но думаю следует начать с осмысления значения Ветхого завета, по которому жил народ Израиля до прихода Иисуса Христа. Его основой были известные всем 10 заповедей. Вот они:
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Далее Бог дал израильтянам правила, установления, обычаи которые записаны в Законе Моисея, который изложен в нескольких частях Ветхого Завета. Исполняя все это они могли быть безгрешны. Но надо добавить Бог дал им не только закон, но и землю, которую Он им обещал при исходе из Египта: города, скот, богатства народов, которые жили прежде на этой земле. То есть для того чтобы израильтянин мог соблюсти все заповеди Бог обеспечил его всем: и законом и средствами его исполнения!
Вопрос! Вам или Вашему народу Бог что-нибудь обещал? Где с этим можно ознакомиться?! Что он сказал Вам делать и чем для этого он Вас обеспечил. Думаю, Вы ошарашены этим вопросом и просто в недоумении отрицательно качаете головой. Это вполне естественно не только для Вас, но и для большинства людей говорящих о Боге и Иисусе Христе.
Вот что пишет в своем послании к римлянам апостол Иисуса Христа Павел говорит:… потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех
То есть соблюдая 10 заповедей закона Моисея, который изложен в Ветхом Завете, его правила, установления, обычаи, имея все для его исполнения — землю, города, скот, богатства, народ Израиля не смог стать безгрешным, но закон обнаружил их грех, от которого сами они не могут очиститься.
Не странно, правда ли, что до сих пор многие почитаемые религии настаивают на соблюдении этих 10 заповедей?!
О таких деятелях от религии и людях, их слушающих, Павел в своем послании к римлянам говорит:… нет праведного ни одного, нет разумевающего; никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.… все согрешили и лишены славы Божией.
Далее в своем послании Павел говорит:Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия.
Лишь в Иисусе Христе и его учении, которое является основой Нового Завета Бог дает всем людям спасение и прощение их грехов. Спасение не делами плоти, исполнением закона, религиозных обрядов, религиозных предрассудков, а делами духа, исполнением заповедей Его Сына Иисуса Христа.
Как ни странно, я насчитал из тоже 10. Они изложены в 5-ой главе Евангелия от Матфея. Вот они:1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
9. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
10. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
После этих заповедей Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
То есть 10 заповедей Моисея человек может исполнить соблюдая эти заповеди Господа Иисуса Христа, новые заповеди от Бога Израилева и теперь Отца небесного для любого человека Верующего в Иисуса Христа и соблюдающего Его заповеди.
Простите, что так долго пишу, но я уже заканчиваю!
Иисус говорит:»Я есть и Путь и Истина и Жизни». Очищение от грехов это не разовая акция, это путь, по которому верующих в Иисуса ведет его Истина к Вечной Жизни. В Иисусе Христе Бог обещает нам не только прощение грехов но и Вечную Жизнь. Да! Ведь именно так и должен поступать Бог, который нас любит! Он дарит нам надежду и после смерти!
Ныне учение Иисуса Христа до невозможности извращено. Любой желающий может говорить на эту тему.
Но Иисус ближе к людям, чем они могут себе представить. Он Сам хочет на прямую говорить с Вами. Читайте Новый завет, читайте Ветхий Завет и с вниманием и осторожностью относитесь к тому, что говорят люди об учении Иисуса Христа и к моим словам тоже.
Если Вы пожелаете, я с удовольствием отвечу на Ваш следующий вопрос.
В вас уже есть искра Божья, обратитесь к учению Иисуса Христа и обретете блаженство!
Как поет царь Давид в одном из своих псалмов:Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
Является ли грехом усыпление домашних животных, которые безнадежно больны?
Ответ священника:
Животные и человек кардинально отличаются как по образу сотворения, так и по своим свойствам и предназначению. О сотворении животных Священное Писание говорит: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую…» (Быт. 1.20). О свойствах душ животных сказано: «…потому, что душа тела в крови» (Лев.17. 11). То есть душа животных по сотворению произошла из природных стихий, по свойствам – это жизненная сила, не отделимая от их тел. Она, согласно Писанию, есть кровь их. Со смертью тела исчезает его кровь, а с ним и душа. Об образе — же сотворения человека Библия говорит нечто совершенно иное: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1.26). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2, 7). А о его состоянии после смерти сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7). То есть, человек, в отличие от животных, носитель образа и подобия Божиих. Дух, или душа человека является дыханием Божества и после смерти тела возвращается к Создавшему её. Душа человеческая – субстанциональна, то есть бессмертна и продолжает жить после смерти тела. И по своему предназначению: человек создан для вечного бытия в общении с Богом, а животные – в помощь человеку и для его нравственного развития. Поэтому, Церковь однозначно осуждает эвтаназию, считая её убийством, препятствующим созреванию через страдания души человеческой для Вечности. Но не осуждает усыпление неизлечимо больных домашних животных, поскольку они не обладают бессмертной душой и не наследуют Вечной Жизни.
Усыпление — убийство или спасение?
Тема усыпления, или эвтаназии, была и остается одной из самых болезненных и неоднозначных в сообществе владельцев животных.
Что это — избавление любимого друга от мучений, или проявление слабости и малодушия, не дающие поверить в чудо и побороться за жизнь питомца? Нужно сразу оговориться, что лишение собаки жизни по причине того, что питомец надоел, не оправдал надежд хозяина или сгрыз новый мобильный телефон — убийство. Ничем неоправданное и необъяснимое.
Адекватный и гуманный владелец вряд ли рассматривает такие методы наказания или избавления от домашнего животного.
Но что делать, если собака, в силу преклонного возраста или неизлечимой болезни, испытывает ужасные страдания, облегчить которые владелец не в силах?
На сегодняшний день все хозяева разделись на два лагеря:
- Одни считают, что усыпление безнадежно больного друга — тяжелое и болезненное, но единственно верное решение. По их мнению, питомец, верой и правдой служивший вам долгие годы, вправе рассчитывать принять смерть достойно — без боли, рядом с самым дорогим и любимым существом — хозяином. В этом утверждении есть смысл. Существуют болезни, смерть от которых не только неприглядна, но еще и очень болезненна — раковые опухоли с удаленными метастазами, травмы, несовместимые с жизнью, возрастные или хронические необратимые изменения внутренних органов. В ситуации, когда анальгетики не помогают, большинство владельцев принимают решение прекратить мучения верного друга и отпустить его с миром.
- Противники эвтаназии говорят о том, что любое убийство, даже совершенное с благой целью, большой грех. По их мнению, только Создатель, дающий жизнь, вправе отобрать ее у живого существа. В пример зачастую приводятся случаи, когда собака или кошка, на которую все ветеринары махнули рукой, вопреки поставленному диагнозу выживала и радовала владельцев еще долгие годы. В любой, даже самой безнадежной ситуации, по их мнению, существует надежда на чудо, а усыпление убивает эту надежду и лишает больное животное, пусть единственного, но шанса на жизнь.
В утверждениях обеих группировок, как ни странно, есть своя правда. Не стоит всех владельцев, принимающих решение о прекращении мучений, считать сухими бездушными эгоистами, думающими только о своем комфорте и удобстве. Человек, усыпляющий собственную собаку, проходит через боль ничуть не меньшую, чем та, которую испытывает больное животное.
Вот только, в отличие от питомца, страдания которого заканчиваются быстро, эта боль преследует его на протяжении всей его жизни. Многим, очень многим необычайно трудно принять такое решение, даже если шансов нет, даже если умом ты понимаешь, что так будет лучше для собаки. Что-то в душе — запрет на убийство, или боязнь греха, останавливают в последний момент, когда лекарство в шприц уже набрано и до рокового мгновения остались считанные секунды.
А потом возникают мысли — правильно ли поступил? И, видя, как в глазах родного существа плещется боль, все-таки принимаешь ужасное решение.
Сторонники естественного ухода иногда не совсем корректно проводят аналогии с человеческой эвтаназией, считая, что любые страдания, посланные на долю живого существа, оправданы какой-то высшей целью. Прерывать их — значит вмешиваться в законы высших сил, контролирующих жизнь всего живого.
Если уж речь зашла о понятиях метафизических, стоит сказать, что представители большинства религий относятся понимающе к желанию хозяина облегчить страдания питомца, пусть даже и с помощью смертельного укола. Ни одна религиозная конфессия не считает подобное действие грехом, ведь, в отличие от человека, которому страдания посылаются свыше для духовного роста или в наказание за грехи, собака просто испытывает физические мучения, прекратить которые по силам ее владельцу.
Путь к принятию тяжелого решения не может быть коротким. Перед тем, как решиться на эвтаназию, владелец должен быть уверен, что шансов на выздоровление у животного нет. Для этого нужно сдать все необходимые анализы, получить консультацию нескольких ветеринарных врачей — вполне возможно, что там, где один врач опустит руки, второй возьмет на себя смелость и вытащит обреченное животное. Если врачи дают хотя бы один шанс — нужно им воспользоваться!
Кроме этого, большое значение имеет самочувствие больной собаки. Если у питомца хороший аппетит, движение не доставляет ему мучений, а интерес к жизни сохранился, не стоит прерывать ее жизнь, даже если диагноз, который ей поставили, неутешителен. Собаки лишены страха приближающейся смерти, каждый день, прожитый без страданий, доставляет им радость. Если болезнь неизлечима, рано или поздно наступит момент, когда решение придется принимать, но пока боль не беспокоит вашего друга — наслаждайтесь его обществом, не о чем не загадывая наперед.
Полтора или два года жизни — огромный срок для собаки, а в ветеринарии известно много случаев, когда неизлечимо больные собаки спокойно и радостно проживали это время. Правда, есть одно условие — животное должно быть по-настоящему любимо и дорого владельцам. Именно при таких отношениях, хозяин может распознать любое, даже самое незаметное, ухудшение самочувствия и оперативно среагировать на него.
Еще один вопрос, который волнует хозяев — правда ли, что при усыплении, собаки не испытывают мучений? По свидетельству специалистов, это действительно так. Процедура, производимая с помощью предварительного погружения собаки в наркоз, не доставляет ей боли. Ваш питомец просто засыпает, чтобы проснуться очень далеко от вас.
Сейчас существует множество всевозможных ветеринарных служб, проводящих процедуру эвтаназии, иногда даже на дому у клиента. Это наиболее предпочтительный вариант. Избавьте питомца от стресса переезда в неприветливые чужие стены больницы, позвольте ему закончить свою жизнь в привычном месте, рядом с любимым хозяином. И хотя процедура эта не из легких, долг каждого владельца — быть рядом с другом до его последнего вздоха, последнего удара сердца.
Существует еще одна причина, по которой человек принимает решение усыпить собаку — собственная усталость. Речь сейчас идет не о физическом истощении, при котором силы восстанавливаются после продолжительного сна или 1-2 дневного отдыха. Лечение тяжелобольной собаки — тяжкий крест, забирающий много моральных сил. Для того чтобы облегчить питомцу тяжесть заболевания, нужно иметь огромное терпение, чуткость, интуицию и колоссальную внутреннюю силу, чтобы изо дня в день наблюдать боль и постепенное угасание друга.
Немудрено, что у большинства владельцев вскоре опускаются руки. Особенно это происходит в случае, когда выздоровление в принципе невозможно и все, к чему прикладываются гигантские усилия — просто продлить жизнь. Никто не вправе осуждать человека, который, устав от ноши, принимает решение об эвтаназии. Это тяжелый выбор, и вина за него всю оставшуюся жизнь будет преследовать владельца.
Особняком стоят ситуации, когда хозяева, узнав о неизлечимой болезни или травме питомца, не обладают силой духа, достаточной для принятия рокового решения. И лечить такую собаку им не хочется, и усыпить, руководствуясь ложными понятиями о грехе, не поднимается рука. Такие животные нередко становятся подопечными всевозможных зоозащитных организаций, старающихся по возможности облегчить страдания больного или найти ему теплый дом, где пес смог бы дожить отпущенные ему часы.
По мнению большинства собачников, именно такое поведение владельцев свидетельствует не только о черствости и эгоизме, но еще и о трусости и эмоциональной незрелости. Любое решение, касающееся будущего собаки, должен принимать владелец. Именно это и называется ответственностью за прирученное существо. И никакие ложные понятия о гуманизме не оправдают жестокости таких владельцев.
Чем бы ни руководствовался хозяин, принимая решение об усыплении, он должен в буквальном смысле слова выстрадать это решение. Пронести его через собственные бессонные ночи, слезы и сомнения, через боль от потери друга и чувство вины. И только если другого пути действительно нет — отважиться на эвтаназию. Это тяжело решение. И одно из немногих, о чем стоит молить Бога, заводя собаку, чтобы в конце ее жизненного пути вам не пришлось делать этот трудный и страшный выбор.
Наташа Шервуд
Сохранить статью?
в фейсбук в контакт в одноклассники в твиттер в ватзап в пинтерест
Проект существует благодаря интернет-магазину зоотоваров и товаров для груминга thezoo.ru
Православное отношение к животным
Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “меньшим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.
Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников1.
В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.
Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.
Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.
А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленного — В. К.)2.
Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).
Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”3. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!
Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них4.
По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”5.
Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.
Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!
Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…
Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.
Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “меньшим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).
И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.
Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).
Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!
Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?
…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “младший”), но дети одного Небесного Отца.
1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.
2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.
3Там же. С. 125–126.
4Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.
5Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С. 126.