LiveInternetLiveInternet
При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальную модель.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов
Прошло три года. “Тайная вечеря” была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…
Друзья Христа
Поэт должен быть честным, открытым, беспристрастным и бескорыстным в своих работах. Так ли это – посмотрим. Перед вами произведение автора, талантливого, пишущего на двух языках – русском и украинском, с вкраплениями белорусских слов, издавшего уже полдюжины солидных сборников:
ДРУГ ИУДЫ
У Иуды друзья были безупречны.
Поль Валери
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Как во сне недосмотренном –
бесконечно лечу,
как листочек оторванный,
мотыльком на свечу
чьей-то радости сбывшейся,
чьих-то сбывшихся грёз,
чьих-то глаз недоснившихся
до обиды и слёз.
Я лечу, неприкаянный,
мимо старых ракит,
кем-то трижды охаянный,
кем-то трижды забыт.
Тонко тянется трещина-
горизонт по стеклу,
где-то милая женщина
тянет руки к теплу
своего одиночества,
своей памяти, лет…
Ах, как жаль эту женщину,
разве кто-то согрет
может быть одиночеством
в комнатушке пустой.
Колоколенка плачется
тихой песней простой…
Сердце полнится тайною
непорочных ночей;
Свет над тайной вечерею
и объятья друзей…
Боль пронзает запястья мне
и ступни босых ног,
Мне бы просто участия…
Но никто не помог.
Я лечу над вселенною,
между звёзд, между строк,
как искра за мгновения
проживая весь срок
всех живущих и будущих…
Кто родится опять…
Скатерть, свечи,
одиннадцать…
Где же я?
Я – распят.
Леонид Валериевич Жмурко
Ничего не нашли? А, ведь, хвалят, поздравляют с успехом! И я бы похвалил – и есть за что – произведение, то, что под чертой – изумительное, тонкое и летящее. Какой прекрасный был бы подарок Ему, когда все, в Него верующие и верящие, готовятся к Светлому Празднику. Если бы не одно «Но» — даже три, по меньшей мере. Дьвол, как известно, кроется в деталях – вот эти детали:
«У Иуды друзья были безупречны.» — говорит автор ссылаясь на Поля Валери. Тогда как знаменитая цитата Валери, полностью звучит так:
«Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны.» Вы чувствуете, как меняет смысл, укороченный автором, контекст. Если у Валери речь идет о Человеке, то автор делает упор – и это подтверждается и усиливается самим названием стиха: «Друг Иуды» — на Иуду. Своим прекрасным стихом автор не совершает подношение, подарок Иисусу – а он занят более прозаическим, приземленным делом – обвинить и заклеймить именно Иуду. Иуда его беспокоит больше! Он даже смиряется с тем, что называя Христа другом Иуды – тем самым бросая тень и на предмет дружбы, и на провидение Божьего Сына, «дружившего» с предателем. Но, об этом ниже.
Теперь о предмете дружбы. Иисус, в беседах со своими учениками, неоднократно подчеркивал и даже очерчивал этот самый «предмет дружбы». Он говорил: «Вы мои друзья, если делаете то, что я повелеваю вам» (Иоанна 15:14) Ежели, пристально проанализировать Его слова, то выходит, что другом можно:
— стать, только при условии принятия, в душе, Его повелений;
— быть, следуя за ним;
— перестать быть, нарушая Его мир, Его учение и Его Заповеди.
А теперь скажите мне – КАКОЙ ИЗ ИУДЫ ДРУГ, тем более Иисусу Христу!?
А теперь я должен возразить и самому Полю Валери, на слова которого опирается автор – «У Иуды друзья были безупречны».
Собственно, безупречен был только один – Сын Божий! Петр предал его сразу же – трижды отрекся от него, как и предрекал Учитель, «пока не пропоет петух». Он и пропел после третьего отречения Петра. А где были остальные десять Его учеников – почему не заступились, не предотвратили беззаконие, не выступили против безумствующей толпы, кричащей: «Распни!» Безупречен был, пожалуй, только лишь Иоанн – только он, один из всех, впоследствии и умер своею смертью. Это только намного позже Апостолы стали проповедовать учение Христа. Так что, здесь вряд ли следует говорить о БЕЗУПРЕЧНОСТИ «друзей» Иуды. Стали ими – «безупречными» друзьями — причем, не Иуде, почившему на осине, а Светлому Образу своего Учителя, много позже его одумавшиеся ученики, и ставшие делать то, что Он, когда-то повелевал им.
Вы вправе спросить меня: «Так в чем же корысть автора?»
Отвечайте на этот вопрос сами, учитывая то, что происходит сейчас между Украиной, чьим, достойным сыном и является автор произведения: «Друг Иуды», и Россией, распятой и воскресавшей уже не единожды.
Полагаю и «Апостолы» объявятся в свое время, чтобы объявить о том, кто же, был, на самом деле, распят. Только пока же, я вижу явно распятыми Донбасс и Луганск, с их тысячами убитых — и гвоздями, тоже, стариков, женщин и детей!!!