Содержание
Мировое производство электроэнергии на АЭС в годовом отчете WNISR
К середине 2018 года 31 страна эксплуатировала АЭС. Это количество остается неизменным с тех пор, как в 2011 году Иран запустил первый атомный энергоблок.
Перевод отчета The World Nuclear Industry Status Report 2018
АЭС в 2017 году произвели 2503 ТВт·ч электроэнергии. Это на 1% больше, чем в прошлом году. Без учета Китая, который увеличил производство на 18%, генерация электроэнергии на АЭС в мире в 2017 году снизилась.
На долю «большой пятерки» стран пришлось 70% всей атомной генерации в мире — США, Франция, Китай, Россия и Южная Корея, по убывающей. В 2017 году производство электроэнергии на АЭС увеличилось в тринадцати странах, снизилось в одиннадцати и осталось неизменным в семи.
В Китае, Венгрии, Иране, Пакистане и России производство электроэнергии на АЭС достигло исторического максимума в 2017 году.
Производство в Аргентине сократилось более чем на 25% из-за долгого отключения одного энергоблока и низкого коэффициента нагрузки другого.
Атомная генерация в Китае выросла почти на 18% за счет запуска новых энергоблоков. В результате страна увеличила долю атомной энергетики в национальном энергобалансе до 3,9%.
Япония увеличила производство после перезапуска двух энергоблоков в 2017 году — количество действующих блоков АЭС выросло до пяти. В 2018 году к ним добавились еще четыре. Тем не менее объем атомной генерации в стране по-прежнему остается скромным — менее 12 ТВт·ч. Это чуть больше, чем в Мексике или Румынии, в каждой из которых эксплуатируются по два энергоблока.
Атомная генерация в Пакистане выросла на 49%. Республика увеличила производство на действующих энергоблоках и запустила новый. Это привело к росту доли атомной энергетики в национальном энергобалансе до 6,2%.
В Швейцарии атомная генерация упала более чем на 29%.
США и Франция в 2017 году произвели 47,5% всей атомной энергии в мире.
В 2002 году Китай занимал пятнадцатое место по атомной генерации, в 2007 году он был десятым, в 2016 году — третьим.
Во многих случаях даже при увеличении объемов генерации на АЭС атомная энергетика отстает от темпов роста других источников. Это приводит к тому, что доля атомной энергетики оказывается ниже исторического максимума.
В 2017 году в 19 странах доля атомной энергетики сохранилась на одном уровне — изменения в пределах 1%. В шести странах доля увеличилась, еще в шести — сократилась.
Не утихают споры вокруг загадочной христианской святыни — Туринской плащаницы. Считается, что это погребальный саван Иисуса Христа, в который его завернули после распятия. На нем чудесным и непостижимым способом запечатлен и сохранился образ Спасителя.
Главная ценность
Плащаница считается самой ценной из всех христианских реликвий. Она — объект поклонения и паломничества множества христиан в течение веков и, вероятно, единственная вещь, хранящая память о Господе, доказательство его смерти во искупление грехов человечества. Это льняное полотно длиной около 4 метров. На нем можно разглядеть коричневые и красно-багровые пятна, смутно изображающие обнаженное тело худого бородатого мужчины со следами ран и крови. В левой половине полотна — изображение тела, лежащего лицом вверх, головой к центру, а в правой — его вид со спины. Считается, что на одну часть полотна было положено тело Иисуса после распятия, а другой его накрыли.
Откуда взялась плащаница? Ее не упоминают ни в Новом Завете, ни в истории воскресения, ни в Деяниях апостолов. Первые христиане жили, ничего не зная о ней? Неужели чудесным образом возникшее изображение Иисуса не заслуживало упоминания? Где она пропадала столько времени после его распятия?
Поиск историков
В XX веке о реликвии написаны сотни книг, в которых приводятся редкие свидетельства древних очевидцев и разные версии ее появления. Считается, что раньше, пока были гонения на христиан, она сохранялась верующими тайно. А когда гонения прекратились, плащаница находилась у византийских императоров. Впоследствии ее стали выносить, и народ приходил поклоняться святыне, на которой «ясно можно было видеть лик Господень».
После VII века реликвия надолго пропала. Появилась она лишь в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни сообщил, что плащаница находится у него. Во владения де Шарни к святыне как к подлинному полотну, которым было обвито тело Христа, стали стекаться толпы богомольцев.
Тогда в разных городах показывали много подобных изображений. Споры о подлинности плащаницы продолжались долго. Ее стирали, варили в масле, но изображение на ней сохранялось. Она трижды горела и уцелела чудом. Появление Туринской плащаницы совпало с пиком продажности церкви. Реликвии приносили большую выгоду тем, кто выставлял их напоказ. Средневековую Европу переполняли «святыни»: перья ангелов, капли смертной крови и пота Иисуса, щепки от креста, на котором его распяли, и т.п.
В 1452 году Людовик I Савойский выкупил плащаницу и хранил ее в городе Шамбери. Папа римский Юлий II в 1506 году пожаловал часовне Шамбери титул «святая часовня святой плащаницы». Казна герцогов Савойских и часовни пополнялась бесчисленными пожертвованиями. Вообще, вся история реликвии напоминает запутанный детектив с разной интерпретацией происходивших событий и большими пробелами во времени. Она то пропадает на десятилетия, то появляется снова.
Оплакивание Христа
Необъяснимый эффект
В 1898 году, когда реликвия была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал плащаницу. Тогда на негативах обнаружилось изображение распятого человека. По нему можно было изучать жуткую технику распятия на кресте: запечатлены каждая рана от гвоздей, каждый удар плети. Лицо мученика покрыто синяками, на голове следы от тернового венца. Видны рана на груди от копья центуриона и подтеки крови. На плечах, спине и ногах видны следы ударов кнутом. Руки сложены крест-накрест в паху, на лице — суровое величие.
Анатомы и медики-криминалисты признали, что изображение соответствует человеческому телу рослого здорового мужчины в состоянии трупного окоченения. Все следы тока крови очень правдоподобны. А точность слишком велика, чтобы быть творением художника. На теле судебные криминалисты насчитали более 100 следов ударов, причем именно римской плетью — с металлическими кусочками в виде рыбок на концах. Секондо Пиа, а за ним и другие, увидев проявившееся изображение, больше не сомневались, что этот человек был Иисусом Христом. Ни один художник не мог создать эту плащаницу, не обладая таким знанием анатомии, чтобы сотворить подобную реликвию.
Исследования святыни
Только в 1969 году церковь разрешила провести научное исследование святыни, и этим занялись целые комиссии и самые разные специалисты: историки, физики, химики, фотографы, художники, анатомы, хирурги, судебные криминалисты, специалисты по тканям и истории искусства. Саван просвечивали рентгеновскими, ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами, рассматривали под микроскопом, делали спектральный анализ, проводили разнообразные химические пробы. И несмотря на это плащаница остается загадкой.
По результатам всех изысканий выходит, что на полотне непонятным образом запечатлен реальный покойник. Измерения изображения тела дали на виде спереди — 203 сантиметра, на виде сзади — 208 сантиметров, что превышает рост обычного человека. Хотя Библия не дает описания Христа, он явно не был гигантом. У человека на плащанице — лицо с сильно выпуклым лбом и белыми полосами по обеим сторонам. В области шеи спереди — белая полоса, отделяющая лицо от тела. Задняя часть головы вытянута в затылочной части и шире передней. В 1988 году церковь разрешила взять пробы для анализа ткани. Три разные лаборатории, проведя радиоуглеродный анализ, датировали материал не ранее 1000 года. Весь мир был поражен. Святыня оказалась поддельной! Выводы ученых вызвали негодование верующих, ожесточенные споры и заявления, что результаты намеренно сфальсифицированы или ошибочны.
Творение Леонардо да Винчи?
Необъяснимое появление реликвии давно вызывало сомнения в ее подлинности. После многолетних исследований ученые Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к сенсационному выводу, что реликвия является творением Леонардо да Винчи. Специалисты считают, что художник изготовил плащаницу в 1492 году, используя особую технику фотографии. По некоторым сведениям, это был заказ продажного и безбожного папы римского Иннокентия VIII.
Использованный Леонардо метод настолько уникален, что его до сих пор не могут распознать специалисты. Для создания подобного надо не только иметь таланты в анатомии, физиологии и искусстве — надо быть гением. У Леонардо был сильный стимул для сотворения такой фальшивки — глубокая неприязнь к церкви, объясняемая его пристрастием к тайной деятельности, магии и алхимии, еретические взгляды. Искажения изображения — это эффект ракурсной фотосъемки. Подтверждает это также пятно над переносицей человека — ясный кружок света с темной короной по краям — именно там, где от линзы падало больше всего света. Иисусу голову не отрубали, поэтому человек на плащанице не имеет к нему никакого отношения.
К потрясающему выводу, что на плащанице автопортрет Леонардо, пришла группа итальянских ученых, проведя соответствующие изыскания в 1993 году. Дерзкая идея запечатлеть на реликвии свое лицо, чтобы его образ почитали как Божественный, явно не оговаривалась в заказе. Сохранение анонимности Леонардо обеспечивала смутность изображения, видимая простым глазом. Заметить сходство люди смогли только через века на четком негативе. Образ на плащанице — своеобразный монтаж, совмещающий лицо самого Леонардо и тело безвестного мученика. Правда, никто не знает, соответствует ли эта версия действительности.
Паранормальная или чудесная?
Эффект негатива — самая таинственная характеристика плащаницы. Еще одну загадку обнаружили эксперты из США Джон Джексон и Эрик Джампер. Они обработали снимки плащаницы компьютерным анализатором, преобразующим интенсивность оттенков и тонов изображения в цифровую форму. Исследователи увидели на реликвии объемное изображение человека! Такой результат не дает обработка простых фотографий или рисунков. Никто не может объяснить, как в плоском контуре человеческой фигуры на плащанице «закодировано» объемное изображение. Если реликвия подлинная, то как на ней получено такое изображение? Все попытки определить, как оно возникло, окончились провалом. В способе, каким было нанесено изображение, есть нечто странное и мистическое. Туринская плащаница продолжает хранить свою тайну.
Валерий КУКАРЕНКО
Тайна Туринской плащаницы
Явленная через века
Ни одна древняя реликвия не вызывает к себе такой жгучий интерес, как Туринская плащаница — фрагмент льняного полотна с несколько размытым изображением. И в случае если бы это был просто портрет человека который насчитывает два тысячелетия, то и в этом случае он привлек бы к себе внимание исследователей. Однако тут случай уникальный, можно так выразится, вселенского масштаба.
— Salik.biz
На плащанице, как принято считать, проступает лик самого Сына Божьего Иисуса Христа, который был распят при римском прокураторе Понтии Пилате и обернутого во время захоронения легендарной тканью. В этом случае это не просто артефакт, а нечто высшее, запредельное, вводящее нас в область великой тайны.
Самое удивительное заключается в том, что священная реликвия возникла словно ниоткуда, сама по себе и неизвестно кем изготовленная. И если первые воспоминания о плащаницах как таковых относятся к концу VI века, то данная реликвия исторически является на свет лишь в середине XII века. После она вновь исчезает и появляется лишь в XIV веке. Где она была все это время, как обнаружилась и где странствовала — об этом и пойдет речь.
Все эти годы споры о Плащанице Христа то затухали, то вспыхивали с новой силой. Это и понятно, потому как речь идет не только о подлинности священного предмета, но и в определенном смысле о фундаменте христианской веры, истинности самого события, которое произошло в начале новой эры в Иерусалиме. Разумеется, ни наличие, ни отсутствие плащаницы устои веры поколебать не смогут, но они придают святость минуте прикосновения «сегодня и сейчас» к тому, что живет в душе каждого верующего. Все это и обусловило колоссальную притягательность реликвии, которая будоражит умы всех католиков, христиан, церковных деятелей, исследователей.
Современное название плащаницы идет от г.Турина (Италия), который официально и неизменно является местом ее пребывания с 1578 года. Само же появление сакрального предмета возвращает к тому роковому событию, которое произошло в начале новой эры вначале на Голгофе, а после в каменном склепе, где плащаница впервые фигурирует как материальное свидетельство упокоения Христа.
Упоминание об этом факте можно встретить у всех четырех евангелистов.
От Матфея: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его Чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился».
Рекламное видео:
От Луки: «Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен».
От Марка: «И как уже настал вечер — потому что была пятница, то есть день перед субботою, — пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царства Божия, осмелился войти к Пилату и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его в гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба».
От Иоанна: «После сего Иосиф из Аримафеи ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоэ, литров около ста… Они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».
Итак, казнь свершилась, и тело, завернутое в покрывало, упокоено в пещере. На следующий день была суббота, и по закону иудеям было предписано устраняться от всех дел. А в воскресенье 16 числа месяца нисана, т. е. 5 апреля по нашему летосчислению, к пещере пришли Мария Магдалина, апостол Петр и другие верные Христу люди. И тут они обнаружили абсолютно невероятную вещь.
От Луки: «Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему».
От Иоанна: «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте».
И так, евангелисты четко указали на то, что после воскресения Христа были обнаружены лежащие пелены и платок, который был на голове Спасителя. Как видно, этот важный факт не случайно упоминается в Евангелии от Иоанна. Он заключается в том, что голову покойного обвязывали платком, что вполне соответствует иудейским погребальным ритуалам. Запомним этот эпизод.
Что же было далее? Тут мы вступаем на зыбкую почву легенд и преданий вплоть до XIV века, когда плащаница уже начала фигурировать в хрониках. Но еще с первых столетий христианства было множество рассказов о «нерукотворном» образе Христа. Известно, к примеру, о житии святой Вероники, благочестивой иерусалимской женщины, которая подала Иисусу на его пути к Голгофе свое головное покрывало, которым он якобы отер пот и кровь с лица и на котором запечатлелся его лик. Есть также история о царе независимого государства Эдессы Абгаре V Великом, которому Христос якобы послал плат со своим нерукотворным образом чем исцелил правителя от проказы. Правда, в такого рода легендах всегда говорится о лике Христа, но нигде не упоминается о погребальных пеленах.
Вполне может быть, что за этими мифами стояло что-то реальное, а именно: это те пелены, о которых сказано в Евангелии от Иоанна и которые ученики наверняка унесли с собой. Правда, по иудейским законам предметы, которые находились в соприкосновении с умершим, считали нечистыми. Но ведь Иисус для учеников не умер — он воскрес, а значит, был живой, и пелена с чудесным отпечатком его тела — убедительное тому подтверждение.
Если мы обратимся к церковным преданиям православной церкви, то обнаружим свидетельства XI—XII столетий о том, что в то время плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе. И вдруг она бесследно исчезла из Константинополя во время взятия города крестоносцами в 1204 году. Правда, существуют воспоминания некоего французского рыцаря, участника похода, о том, что он сам видел плащаницу в храме, но ее дальнейшая судьба ему неведома. Если реликвия, как и многие другие святыни, была захвачена крестоносцами и вывезена в Западную Европу, то где она могла находиться в течении 150-ти лет?
Многие из историков не без основания считают, что на протяжении этого времени плащаница хранилась у тамплиеров, представлявших христианский военизированный орган, основанный в XII веке. Исследователи обратили внимание на одно странное совпадение: глава Ордена тамплиеров Нормандии, казненный во времена гонения на них королем Франции Филиппом в 1314 году, носил имя Жофре де Шарни, точно такое же, как и первый официальный обладатель Туринской плащаницы, в собственность которого она перешла от предка в 1353 году. Следует отметить, что в крестовом походе 1204 года на Константинополь участвовали рыцари из Италии, Франции и Нормандии, они-то как раз и свидетельствовали о том, что в храме поклоняются изображению некой таинственной голове с рыжей бородой.
Кстати, в 1951 году в Англии во время реставрации здания, некогда принадлежавшего тамплиерам, обнаружили изображение этой таинственной головы. Под штукатуркой на потолке обнаружили доску с изображением лика, похожего на образ с Туринской плащаницы. По своим размерам эта доска вполне могла быть крышкой деревянного ковчега, в котором реликвия хранилась у тамплиеров. Возможно предположить, что Жофре де Шарни был близким родственником того тамплиера, которому в годы гонения на орден и передал на хранение святыню, захваченную 150 лет назад. Тогда становится ясным нежелание де Шарни-второго объяснить загадку приобретения им плащаницы — прошло всего 40 лет после казни тамплиеров, и они все еще были вне закона.
Если все было именно так, тогда мы не только имеем возможность проследить историю покрывала на 150 лет в глубь событий, но и отыскать недостающее звено, связывающее повествование о Туринской плащанице с преданием о покрывале из храма Святой Софии в Константинополе. Правда, в Византии была хорошо известна и почитаема другая святыня — Нерукотворный Спас, или по-гречески Мандилион, из Эдессы. Это, как видно, тот самый плат, о котором писали евангелисты.
Для освобождения Мандилиона из Эдессы, ставшей к тому времени мусульманским городом, был предпринят военный поход, который успешно завершился в 944 году, когда весь Константинополь праздновал внесение Нерукотворного Спаса. А вот плащаница появилась в Константинополе как-то незаметно. Но известно, что в XI — XII столетиях ее уже выставляли в храме Святой Софии. До недавнего времени считали, что это две различные святыни. Одна размером с плат, другая — покрывало, т. е. на одной изображение только лика, на другой же — всего тела. Внимательно изучив исторические сведения о Мандилионе, исследователи пришли к выводу, что Туринская плащаница и плат — это один и тот же предмет, но в разные периоды своей истории.
Сохранились впечатления императора Константина Багрянородного в изложении его царского писаря. В 944 году Константин, будучи еще мальчиком, при свечах рассматривал развернутый Мандилион. Главная неожиданность была в том, что образ оказался монохромным, а не цветным, как предполагали. На нем явственно различался лик Спасителя. Архидиакон храма Святой Софии Григорий высказал предположение, что Нерукотворный Образ появился буквально «из-за испарины смерти на лице Христа». Подтверждение этому эпизоду возможно отыскать в манускрипте XII века, в котором обнаружено изображение, иллюстрирующее преклонение императора перед развернутым Мандилионом. Примечательно то, что его размеры соотносимы с размерами Туринской плащаницы: его держат на весу двое людей.
Историкам Византии хорошо было известно, что Мандилион из Эдессы имел и другое греческое название — Тетрадиплон. Значение этого слова — «сложенный вчетверо» — было неясным. Если же мы обратимся к Туринской плащанице, тогда смысл этого названия будет понятным. По следам от пожара, в котором четырехметровая плащаница сильно пострадала, возможно определить, что она была сложена вчетверо так, чтобы лик оказался посередине и на поверхности сложенного полотна, высота которого составляла в таком виде 50 см. Именно в сложенном состоянии, к тому же под окладом, плащаница хранилась в Эдессе. Потому Нерукотворный Спас из Эдессы был известен именно как образ только лика Спасителя, и как Нерукотворный Образ он попадает в Константинополь. Лишь через какое-то время установили, что Мандилион есть погребальное покрывало Иисуса Христа, после чего в православной церкви сложился чин поклонения Святой плащанице в Страстную неделю — чин, который абсолютно отсутствует в католической церкви.
Если дело обстояло так, как предположили историки, если Туринская плащаница и православный Нерукотворный Образ из Эдессы — один и тот же предмет, то мы сможем проследить историю плащаницы вплоть до 525 года, когда святой Мандилион был обнаружен спрятанным в стенной нише над городскими вратами в г.Эдессе на севере Месопотамии (сейчас г.Урфа, Турция). Это событие радикальным образом повлияло на канон изображения Господа Иисуса Христа, поскольку до VI века его изображали круглолицым, без бороды и с короткими волосами, наподобие императоров или греческих богов. Ученые находят более 20-ти признаков, по которым возможно отождествить образ на иконах Нерукотворного Спаса, списанных с Мандилиона, с образом на Туринской плащанице.
Как бы там ни было, но священное покрывало, связанное с именем Жофре де Шарни, возвращает нас к 1353 году, времени его достоверно зафиксированного обретения. Надо заметить, что факт этот отнюдь не вызвал восторга у клерикальных властей. Перед Церковью и всем христианским миром встал тот самый роковой вопрос, ответа на который нет по сей день: что же такое Туринская плащаница? Собственно говоря, ответов может быть только три, и церковным владыкам XIV века это было ясно не хуже, чем потомкам в XXI веке. Или плащаница в действительности является подлинной погребальной пеленой Иисуса, сохранившей отпечаток его тела, след чудесного воскресения, или она — художественное воспроизведение этой пелены, созданное неким иконописцем, или ее следует считать подделкой, имитацией, делом рук ловких фальсификаторов, имевших целью ввести верующих в заблуждение.
Положение оставалось неопределенным до того времени, пока в 1389 году сын Жофре де Шарни, заручившись поддержкой Папы Климента VII, попытался вновь выставить плащаницу в городском храме. Реликвия была помещена в специально выстроенной церкви в Лирее — владениях де Шарни близ Парижа. Но этому воспротивился местный епископ Пьер д’Арси, который официально объявил, что изображение на полотне — дело рук художника. Собственно, его меморандум и является первым документом о Туринской плащанице, который имеется у историков.
Через год Папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но при этом разъяснять прихожанам, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а «его художественное воспроизведение — икона». А в 1452 году уже внучка де Шарни Маргарита передала или продала плащаницу герцогу Савойскому. Она хранилась вначале в соборе города Шамбери (Франция), а потом была перенесена в Турин, где с 1578 года и поныне хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста.
В общем-то понятно, почему Климент VII не решился в 1390 году взять на себя ответственность подтвердить подлинность плащаницы как величайшего христианского документа, сохранившегося чудом, или публично заклеймить почитаемую реликвию как кощунство и обман. Скорей всего, эта осторожность была связана с непониманием им и факта воскресения Иисуса Христа, и того, как же оно произошло. С таким осторожным полупризнанием плащаница просуществовала до конца XIX века. И все же по традиции раз в год на поклонение к ней нескончаемым потоком устремлялись паломники из различных стран Европы, хотя тогда почитание христианских святынь было уже в меньшей степени фанатичным.
Все в одночасье изменилось с 1898 году, когда берет начало третий, современный период истории плащаницы, ее новое чудесное обретение. С этого времени начинается абсолютно другая жизнь таинственного полотна, которое вызвало огромный интерес не только у историков-религиоведов, но и у многих миллионов людей, верующих в Христа.
В тот исторический год в Турине проходила выставка религиозного искусства, где в первый раз за 30 дет выставили плащаницу. Среди организаторов выставки был туринский адвокат Секондо Пиа, известный своими фотографиями знаменитых итальянских памятников древности. Он смог убедить председателя оргкомитета в технической возможности и необходимости сделать фотографию великой святыни. Художественная фотография в те времена только зарождалась, и, при несовершенстве аппаратуры, съемка требовала немалых усилий и мастерства. Особенную проблему для фотографа представляло само расположение плащаницы и ее освещение. Кроме этого, делать снимки можно было лишь ночью, когда выставка для посетителей была закрыта.
Первая попытка закончилась неудачей, но Пиа не успокоился, пока не сделал еще несколько снимков. Два из них и произвели настоящую сенсацию. Поздней Секондо писал: «Я был потрясен, когда от самого начала в ходе проявки видел, как появлялось Святое изображение. Меня охватило не только изумление, но и удовлетворение, поскольку я видел положительный результат своего предприятия. Святая Плащаница Христова каким-то непостижимым образом сама предстала как фотографически точный негатив, да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному негативу в человеческий рост многим больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии только несколько десятков лет! Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо».
Как известно, слово «фотография» происходит от сочетания двух слов: phos — «свет» и grapho — «написание» и переводится как «написание светом», что и определяет физическую причину возникновения любого снимка. В случае с плащаницей мы имеем дело с образом, написанным светом, или нерукотворным образом. Негатив стал известен в Европе лишь после изобретения фотографии, т. е. с начала XIX века, потому догадку, что на плащанице находится негативное изображение, сразу восприняли как доказательство подлинности реликвии.
Ко времени этого открытия изображение на самом полотне выцвело и представляло собой только неясные очертания. Вот почему негативы Секондо Пиа, отличавшиеся необыкновенной ясностью и выразительностью, произвели огромное впечатление и на церковников, и на ученых, и на простых людей. Впрочем, тогда же появились и подозрения в фальсификации.
Это было время, когда главным становилось научное мировоззрение, что осложнялось еще и модернистскими тенденциями в самой католической церкви. Начавшиеся первые исследования порождали все новые вопросы. Появились препятствия и для серьезных исследований плащаницы, потому как королевский дом отказался предоставить ее для научного анализа. Тем не менее в 1931 году семейная реликвия Савойского дома была выставлена вновь и сфотографирована известным профессиональным фотографом Джузеппе Энрие (одна из этих фотографий до сих пор используется для обложек книг о Туринской плащанице). Но понадобилось еще больше 20-ти лет, чтобы научное сообщество окончательно признало фотографии Пиа и Энрие историческим источником. По сути, с этого времени начинается фундаментальное изучение плащаницы как религиозного и научного феномена и тайн, связанных с ее таинственной судьбой.
Туринская Плащаница
Одной из бесценных реликвий в христианстве по праву является Туринская Плащаница (итал. Sindone di Torino). Для многих миллионов людей – это подлинное полотно для погребения Иисуса Христа, на котором таинственным образом отпечатался лик раненного Тела Иисуса со следами крови. По убеждению верующих христиан льняная плащаница из Турина является свидетелем Страданий Иисуса Христа и вызывает перед саваном трепет и благоговение.
Плащаница называется Туринская, так как больше 400 лет она находится в Турине, что в Италии и хранится в храме Святого Иоанна Крестителя. Хорошо сохранившаяся реликвия представляет собой полотно продолговатой формы 4,36 м Х 1,1 м. Соткана Туринская плащаница из льна, который происходит с регионов Ближнего Востока.
Бесценным полотном официально владеет Католическая церковь после смерти Гумберта II Савойского в 1983 году, который завещал ее Ватикану, где она и находится по настоящий день. Римские первосвященники во главе с Папой признают, что верят в подлинность реликвии и что на полотне запечатлен именно Иисус.
Исследования
Немногие святыни подверглись такому тщательному изучению, как Туринская Плащаница. До сих пор ведутся научные споры вокруг отреза полотна, в которое по притче было завернуто тело Иисуса Назаретянина после распятия.
Отпечаток тела вызывает неподдельный интерес у лучших умов человечества, ведь если это действительно настоящие погребальное полотно Иисуса, то запечатленный таинственным образом на нем Лик Богочеловека свидетельствует о Воскресении Иисуса. Скептикам и атеистам же приходится опровергать очевидные подтверждения достоверности святыни.
Изучением древнего отреза ткани занимались всемирно известные ученые со всего мира, объединив усилия в решении значимой исторической задачи. Туринская Плащаница множество раз подвергалась тщательному анализу историков, фотографов, генетиков, математиков, химиков, археологов, художников, микробиологов, биофизиков, патологоанатомов, хирургов.
Появляются все новые доказательства против гипотезы скептиков о том, что это творение является делом кисти мастеров эпохи Возрождения. Ученые обнаружили, что плащаница содержит:
- известняковые частички, характерные для региона Мертвого моря;
- пыльцу и микроорганизмы из Иерусалима;
- арагонит в крови;
- монеты на глазницах;
- мужскую кровь, что подтверждено химическим путем.
Образ на ткани
На отпечатке отчетливо видны очертания мужского тела высокого роста с многочисленными ранами. Видны даже малейшие капли крови и царапины. Если Туринская Плащаница – это подделка, то значит, ее автор был отлично знаком со Священным Писанием, запечатлев страдания Иисуса с высокой точностью.
Между 5 и 6 ребром справа отчетливо видно ранение от копья, рваные раны от гвоздей в области запястий и стоп, множество следов от ударов плетью, спина представляла собой месиво, ведь плеть римлянина была изготовлена из жил вола с металлическими кусками на концах. Также видны следы от шипов тернового венца, многочисленные следы побоев и надругательств, на плече заметен отпечаток от перекладин креста, как у Иисуса.
Распятый Иисус мог делать только порывистые вдохи, происходило медленное жестокое удушение. Если прибавить к мукам палящее палестинское солнце, невыносимую жажду, то Туринская ткань предельно точно сохранила следы бесчеловечных надругательств, не пощадивших Богочеловека. Иисус подвергся избиению целым полком солдат.
Одна сторона полотнища имеет два отпечатка человеческого тела в позе, свойственной похоронным обрядам 1 века. Отпечатки напоминают опалины, как от горячего утюга. По словам очевидцев, лучше всего плащаница с изображением видна с расстояния 2 м и более. Чем ближе подойти к полотнищу, тем таинственное изображение разглядеть сложнее, так как оно начинает расплываться.
Древняя плащаница сохранила следы событий, которые случились в 1532 году, а именно – произошло повреждение пожаром. Складки полотна были опалены раскаленным серебром. Хотя само полотно было повреждено частично, огонь почти не тронул Божественный образ.
Следы казни
По всему образу наблюдаются пятна крови, особенно кровотечение сильно наблюдается в области ступней и запястий, рана в правом боку, что с точностью совпадает с повествованием о кощунственных надругательствах, нанесенных Иисусу во время казни. По римским обычаям Иисусу Христу в запястья были вбиты гвозди, после чего воин воткнул копье между 5 и 6 ребрами, чтобы удостовериться в его смерти.
Для распятия римляне использовали гвозди только в первых столетиях н. э. Также на изображении видны следы кровавых подтеков на лице и голове, согласно библейскому описанию бичевания и мучений от тернового венца, предшествовавших распятию Иисуса. Следов разложения на льняном отрезе найдено не было.
В 4 местах на полотне имеются группы из 3 дырок, расположенных буквой «Г», прожженных раскаленным предметом. Предполагается, что основной причиной появления отверстий являются горящие кусочки ладана на сложенное вчетверо полотнище.
Специалисты, рассматривая пожелтевший отрез чудом сохранившегося полотна под увеличительным прибором, отметили поразительную вещь – изображение выполнено без каких-либо красителей или пигментных веществ, не просматриваются мазки кистью и не имеется сходства с произведениями каких-либо художников, отсутствуют характерные особенности определенного художественного стиля. Также удивительным оказался тот факт, что запечатленный отпечаток затронул только верхний слой волокон, хотя все красящие вещества обязательно проникли бы внутрь ткани.
Современная наука
Фотографический негатив
Еще одним уникальным чудом оказалось открытие, сделанное в 1898 году, когда фотографу Секондо Пиа (Secondo Pia) разрешено было выполнить 2 снимка святыни. Изумленный Секондо был повержен в шок, когда на негативах проступили очертания силуэта, а проявившийся образ был позитивным. Туринская ткань с чудесным изображением оказалось негативной, а если ее сфотографировать, то можно получить позитивное изображение. С благоговением Секондо проникся к этому снимку, его поразила та реальность, которая предстала перед ним на фотографии, ведь черно-белый снимок усиливает контрастность в разы.
Необычность изображения обусловливалась еще отсутствием каких-либо контуров. Чтобы придать портретам форму все художники использовали контуры, вплоть до импрессионизма 19 века. Достоверные исследовательские данные обычно основываются на манере рисования, характере контуров. Вряд ли кто-то из мастеров эпохи Возрождения смог запечатлеть на ткани такой превосходный негативный опечаток, когда про науку фотографирования совсем ничего не знали?
Новые открытия
В 1931 году одному из лучших профессионалов фотографов Джузеппе Энри (Giuseppe Henri) было поручено выполнить серию фотографий святыни. Тогда обнаружились новые открытия и другие детали, такие как возможность присутствия римских монет на глазах лежащего в плащанице.
Специалисты в работе над чудесным полотном применяли следующие методы:
- рентгенография;
- инфракрасное излучение;
- термография;
- радиоуглеродное датирование;
- плазменная масс-спектрометрия;
- лучи ультрафиолета;
- макрофотография;
- электронная микроскопия;
- анализ ДНК;
- современные достижения микробиологии и химии;
- научное моделирование;
- компьютерные технологии.
Сохранность ткани
Тщательно и бережно хранится Туринская святыня, избегая попадания микроорганизмов. Хорошей сохранностью плащаница обязана засушливому климату и отсутствию воздуха. Веками святыня находилась в раках, сундуках, не попав под лучи дневного света. Около 500 лет Туринская плащаница вообще была тщательно замурована в стену из камня.
Туринская ткань находится в превосходном виде и это неудивительно, множество саванов хранится до наших дней, хотя они в 3-4 раза старше Туринской плащаницы. Ученым известно великое множество погребальных полотен, датированных 1 тысячелетием до н. э. и позже, но ни на одном из них не было никаких отпечатков.
Радиоуглеродный метод
Для изучения реликвии была создана специальная Туринская комиссия из знаменитых ученых, которые определили, что плащаница абсолютно не подвержена атмосферным действиям. Специалисты решили провести новые опыты на нитях и маленьких кусочках ткани, засняв процесс на видео.
Доктор Раес отметил, что над пряжей работал мастер высочайшего класса, плотность ткани соответствует высококачественным египетским тканям. Для того времени этот кусок ткани стоил очень дорого. В Святом Писании говорится, что Иосиф Аримафейский, обвивший тело Иисуса плащаницею, был весьма богатым горожанином.
Радиоуглеродный метод показал присутствие очень древних волокон хлопка египетского происхождения, доказывающие то, что полотно ткали на том станке, на котором до этого ткали хлопок. До 9 столетия европейцам была неизвестна эта разновидность хлопка, англичане не были знакомы с подобным видом материи до 15 века, поэтому вряд ли можно было предположить фальсификацию.
В 1978 году Туринская плащаница прошла тщательные исследования 40 специалистами, которые применили ультрасовременное оборудование. Группе ученых удалось определить, что образ на ткани появился в результате некоего феноменального события, как будто тело прошло сквозь ткань, оставив после себя опалины, напоминающие следы огня, затронувшие только верхние слои ткани. Это могло бы полностью подтвердить Воскресение Иисуса Христа.
В 1988 году исследования ученых о возрасте материала оказались в тупике, когда мировые светила пришли к выводу, что плащаница возрастом не превосходит больше 7 веков. Хотя и были произведены скрупулезные вычисления, специалисты не учли факт пожаров, сказавшиеся на ткани. В 1995 году ученые из России Андрей Иванов и Дмитрий Кузнецов выявили просчеты по анализу радиоактивного углерода и научно доказали, что огонь, дым, копоть повысили содержание атомов, что и послужило причиной уменьшения возраста известного полотна. В результате научных экспериментов было установлено – возраст плащаницы около 2000 лет.
Такой оттиск, который находится на плащанице, невозможно получить ни одним действием, известным на сегодня. Отдаленно его можно сравнить с очертаниями тел, оставшихся после атомного взрыва, произошедшего в Хиросиме. До сих пор никому так и не удалось дать объяснения этому феномену.
Для верующих в Воскресение Иисуса Христа Туринская Плащаница – это чудо, оставленное для следующих поколений, чтобы дать им пищу для размышления.
Книга
Вышла в свет книга «Леонардо да Винчи и Братство Сиона. Откровения тамплиеров». Ее авторы Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к заключению, что к загадочной Туринской плащанице непосредственное отношение имел гениальный Леонардо да Винчи. Книга раскрывает множество тайн, которые могут скрываться за священным полотном.
Фильм
«Туринская плащаница» — документальный фильм про новые открытия преследует главное намерение: установить оригинальность и возраст плащаницы. Авторы картины тщательно исследуют научные гипотезы, проливающие новые открытия на историю происхождения реликвии. Показана уникальная нашумевшая детализированная видеосъемка работы ученых. Документальный фильм и книга достаточно интересно преподносят различные мнения ученых.
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
ЯКОВ КРОТОВ
В 1898 году во время выставки, посвященной юбилею итальянской конституции, 43-летний фотограф Секондо Пиа получил разрешение фотографировать вывешенную над алтарем Плащаницу. Он провел в капеллу электричество (тогдашняя новинка) и снял ткань в две экспозиции по 14 и 20 минут. А проявив пластинки, обнаружил, что негатив представляет собой нормальное изображение — то есть что в точном смысле слова негативно изображение именно на Плащанице. Пиа был потрясен — и не он один. Сразу раздались голоса о том, что Бог послал скептическому веку науки научно достоверное доказательство подлинности существования Христа (оно тогда вовсю оспаривалось, не говоря уж о Воскресении).
21 апреля 1902 года в Парижской академии Ив Делаж, профессор сравнительной анатомии Сорбонны, знаменитый своим скептическим отношением к религии, сделал доклад об исследовании изображения на Плащанице. И он пришел к выводу, что отпечаток вполне мог быть оставлен телом Христа. Секретарь Академии Марселин Бертело отказался печатать текст полностью. Коллеги Делажа сочли, что их дурачат. Делаж был возмущен.
Впрочем, скептичны были не только агностики. В 1900 году в Париже священник Улисс Шевалье издал брошюру, в которой доказывал, что Плащаница изготовлена в XIV веке. В 1903 году о том же писал священник Герберт Томпсон. Правоверный католик Лоуренс Брайт в 1974 году назвал ее «безвредным шарлатанством». Были суждения и резче. Разумеется, верующие, отвергавшие подлинность Плащаницы, не отвергали Воскресения; они отвергали возможность доказать Воскресение — а впрочем, и необходимость.
Плащаницу выставляли и фотографировали еще в 1933 году, в июне 1969 года впервые допустили к ткани ученую комиссию из десяти человек — в основном местных туринских ученых, преимущественно католиков. В 1973 году та же комиссия отрезала от ткани 17 крошечных кусочков.
В октябре 1978 года торжественно отпраздновали четыреста лет с перенесения реликвии в Турин, причем коммунистический мэр города выделил на празднество около 2 миллионов долларов. К Плащанице была допущена комиссия, созданная американскими учеными, — результаты именно ее обследования в основном и фигурируют в рассказах о Плащанице. Наконец, в 1984 году от Плащаницы были взяты образцы, подвергнутые радиоуглеродному анализу — самому точному из известных сейчас науке способу определения возраста органической материи. Анализ показал XIV век (плюс-минус несколько десятков лет). После этого интерес к Плащанице резко упал. Как выразился один остроумец, она окончательно перекочевала в один разряд со снежным человеком и летающими тарелочками.
Что же, собственно, установили медики, анализировавшие отпечаток на полотне так, как анализируют оставшиеся после убийства улики?
Плащаница отображает человека ростом 181 см, хорошо сложенного, не обезображенного тяжелым физическим трудом. Правда, правое плечо чуть ниже левого (это заметно в основном со спины), что может говорить о том, что человек работал каменотесом, плотником — а впрочем, есть десятки профессий, дающих тот же эффект. Возраст — от 30 до 45 лет. Наименее заметны обычному человеку, но наиболее интересны врачу раны на лице: заметно распухли обе брови, повреждено правое веко, и под правым глазом следы опухоли, на носу следы удара, рана на правой щеке, царапина на левой и на левой стороне подбородка. На тыльной стороне головы восемь кровоподтеков, некоторые из них раздваиваются.
На спине, боках и ягодицах видно от 90 до 120 царапин, каждая около двух сантиметров, причем царапины собраны в группы по три. Теоретически, они могли быть оставлены кнутом, на концах которого висели металлические шарики — такие кнуты известны у римлян, их называли «флагрум». Поделив 120 на 3, получаем число 40 — максимальное, по иудейскому обычаю, число ударов плетью. Правда, били Иисуса римляне…
В боку видна рана (4,4 × 1,5 см), которая, по мнению некоторых врачей, не могла быть нанесена длинным и тяжелым римским копьем пехотинца («хаста») или копьем кавалериста — «пилумом». Это след от копья типа «ланцеа», употреблявшегося в основном легионерами военных гарнизонов.
Два больших (10 × 7 см) пятна на спине около плеч — вполне возможно, следы от несения тяжелого предмета. Почему бы не перекладины креста (несли только ее), которая весила около 30 кг? Пятна на коленях, особенно на левом, — может быть, следы падения? Ноги скрещены — левая поверх правой. Гвоздь, которым пробили ноги, прошел между второй и третьей метатарзальной костью, прямо над так называемым соединением Лифранка. Ноги не перебиты. В 1968 году в Иерусалиме были обнаружены останки распятого человека, причем голени его были переломаны, а гвоздь находился в том же месте запястья, что и на Плащанице.
Что до следов крови, то многие наблюдатели считали, что в районе сердца на Плащанице видны и следы какой-то светлой жидкости. В Евангелии от Иоанна (19:34) сказано: «…один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». В 1930-е годы парижский хирург Пьер Барбе предположил, что «вода» — это перикардиальная жидкость, которой обычно в организме содержится очень мало, но в стрессовом состоянии ее количество растет. Американский патологоанатом Энтони Сава счел это объяснение неточным и отметил, что Барбе, в силу специфики своей больницы, обычно вскрывал трупы не ранее чем через час после смерти. Он отметил, что в его практике в случае избиений иногда в грудной клетке накапливается значительное количество жидкости, которая состоит из двух несмешивающихся частей: темно-красной жидкости и светлой, прозрачной массы. Именно накопление этой жидкости и было, по его мнению, основной причиной смерти, а не собственно последствия распятия. Положение тела показывает, что голова была подвязана, были связаны руки (иначе бы они стремились вернуться в то положение, в котором они были в момент смерти) и, видимо, ноги.
Аргументы в пользу подлинности Плащаницы, научно не опровергнутые
Главным доводом в пользу подлинности остается то, что изображение сделано в виде негатива, причем при фотографировании возникает позитивное изображение без всяких искажений. Ни один художник не смог хотя бы скопировать святыню так, чтобы сохранить этот эффект. «Автор подделки в XIII веке сделал бы изображение позитивным, что и для верующих было бы убедительнее», — четко сформулировал Лев Регельсон.
Что на это можно ответить? Такое изображение могло получиться случайно. А мог изготовить такое изображение, например, Леонардо да Винчи, чьи опыты по изучению природы известны далеко не полностью.
Сложнее понять то, о чем говорят специалисты по геометрии: изображение на Плащанице необычно и тем, что пропорции тела практически не искажены, что было бы неизбежно и при рисовании вручную, и при обычном обертывании тела тканью. Изображение на Плащанице могло получиться, скорее всего, если ткань была натянута очень туго над телом или, точнее, вокруг тела, а из тела исходили перпендикулярно к ней некие лучи, которые и оставили соответствующие отпечатки. Впрочем, и такое отсутствие искажений может быть случайностью, редкой игрой природы.
То, что Плащаница — не картина, а реально соприкасавшаяся с телом материя, доказывается тем, что в 1978 году в Йельском университете при анализе некоторых частиц красного вещества были обнаружены частицы компонентов крови. В Турине профессор Пьер Боллоне определил, что кровь принадлежит примату и относится к 4-й группе (АВ по западной классификации). И опять возражение очевидно: кровь могла попасть на ткань случайно. Кстати, неясно, почему прежние анализы красящего вещества на гемоглобин (бензидиновый тест) давали отрицательный результат?
Древность Плащаницы — во всяком случае, то, что она древнее XIII века — подтверждается существованием общих черт между изображением на Плащанице и древними изображениями Христа: длина волос, прямой пробор, раздвоенная недлинная борода, увеличенная левая ноздря, безволосое пространство под нижней губой, горизонтальная линия на лбу (на Плащанице эта линия механического происхождения), между бровями прямоугольная скобка, правая бровь приподнята, линия под нижней губой. Однако совпадения носят не последовательный характер и могут быть случайностью; не следует забывать и о символизме средневековой живописи.
На изображении видна тень — след от гвоздя, причем не в ладони, а в запястье. Между тем, в Средние века считали, что гвоздь был вбит именно в мягкие ткани ладони, не зная, что они бы не выдержали тяжести тела. Гвоздь задел медианный нерв, что вызвало заметное сокращение мышц.
Однако художник мог случайно знать, куда на самом деле вбивался гвоздь. Сомневающиеся вольны предположить, что для создания Плащаницы специально произвели распятие какого-нибудь человека и увидели, как надо вбивать гвоздь, чтобы тело держалось.
Нетрудно заметить, что противники подлинности Плащаницы слишком часто сводят дело к случайности. Впрочем, есть один довод в защиту Плащаницы, неопровержимый по причине собственной некорректности. На месте глазниц чикагский профессор Френсис Филас обнаружил отпечатки букв UKAI и предположил, что это часть надписи на монете «Тиберий Кесарь». Позднее были обнаружены монеты («лепты»), выпущенные Пилатом в бытность прокуратором Иудеи именно с такой надписью и даже с аналогичной ошибкой. О находке отпечатка на левой глазнице было объявлено в 1981 году, на правой — в 1996-м. Доказательно опровергнуть этот довод нельзя, однако он — слабейший из всех. Достаточно взглянуть на фотографию, которая послужила основой для сенсационного объявления о «лепте Пилата»: на ней нет никаких «отпечатков букв», можно лишь говорить о некотором наборе точек, который исследователь объединил в следы букв. Почему не отпечатались другие буквы и почему не прослеживаются остальные части монеты? Объединение могло быть проведено столь же произвольно, как объединение звезд в созвездия. Не были изучены монеты других эпох и народов, чтобы выявить аналогичные буквосочетания, целенаправленно искались лишь монеты эпохи Христа. Более того: профессор Филас — не нумизмат и не трассолог, а богослов. Директор Вирджинского политехнического института Роберт Харалик отметил, что гипотеза Филаса имеет право на существование. Однако он твердо заявил: «Наука не может определить, не является ли то, что кажется надписью на монете, всего лишь случайным изгибом нитей».
26. Аргументы в пользу подлинности Плащаницы, научно опровергнутые
Очень полезно поговорить и о тех «доказательствах» подлинности Плащаницы, которые были неопровержимо опровергнуты, — полезно и для научной добросовестности, и для христианского смирения. К примеру, долгое время апологеты подчеркивали, что на Плащанице не найдено ни малейших следов краски. Но в результате исследований 1980-х годов следы краски нашли — да как много! Писали, что среди волокон есть остатки хлопка, не известного в Европе во времена Христа. А потом полистали исторические книжки и выяснили, что в XIV веке хлопок выращивался и во Франции, Италии, Фландрии. Более того: одним из центров торговли хлопком был Труа, город неподалеку от храма, где в XIV веке впервые выставили Плащаницу. На ткани есть пыльца растений, характерная только для Ближнего Востока, однако ткань просто могла быть куплена на Востоке (известно, что Жофруа де Шарни в 1346 году побывал в Смирне).
Доказывали древность ткани тем, что лен изготовлен по технологии «три на один», известной по тканям I–III веков из Египта. Однако нити Плащаницы переплетены зигзагом в виде Z, а известные остатки тканей из Египта — в виде S. Кроме того, аналогичной древней ткани из льна не сохранилось, известны лишь схожие образцы из шелка.
Не в меру ретивые защитники святыни подчеркивали, что в частицах крови с нее обнаружено повышенное состояние билирубина, что характерно для жертв различных катастроф и трагедий — например, бичевания. Но повышенное состояние билирубина может быть вызвано десятками факторов помимо бичевания или распятия, да и бичевать могли не только Христа.
Пожалуй, самым распространенным и самым неудачным доводом было утверждение, что изображение на Плащанице находится в полном согласии с евангельскими повествованиями о Страстях. Дело в том, что, как и в случае с любой косвенной уликой, многие детали могут быть объяснены и иначе (например, раны на плечах и коленях не обязательно от несения креста). Обстоятельства смерти Иисуса были не совсем обычными (например, не были переломаны ноги, как полагалось), но не доказано и не может быть доказано, что за сотни лет подобное стечение обстоятельств не могло повториться. Многих бичевали и били за тысячи лет человеческой истории. Главное же: Евангелие не упоминает о существовании самой Плащаницы, хотя упоминает другие погребальные ткани. То, что тело не было обмыто, прямо противоречит традиционному церковному пониманию слов евангелиста Иоанна (19:40) о том, что Иисус был похоронен «как обыкновенно погребают Иудеи» — с обмыванием тела. При этом повествования евангелистов в рассказе о погребальных пеленах расходятся. Марк говорит о «синдоне» от Иосифа Аримафейского, называя тем же словом одежду юноши (14:51). Иоанн употребляет слово «отония» для обозначения ткани, в которую обернули тело, слово «синдон» не употребляет и еще упоминает «сударион» (20:7). В Ин 11:44 слово «сударион» обозначает повязку, которой было обмотано лицо усопшего Лазаря. Правда, в Ин 11:44 о сударионе говорится, что он был «вокруг лица» («пери»), а в Ин 20:7 — что он был «поверх» («эпи»). Впрочем, защитникам Плащаницы достаточно избавиться от категоричности, чтобы их аргумент стал вполне рациональным. Ошибочно слово «полное», а сказать, что изображение на Плащанице во многом соответствует евангельским повествованиям, — можно.
27. Возражения против подлинности Плащаницы и контраргументы
Научная добросовестность приятна тем, что требует сообщать не только о сильных доводах скептиков, но и о доводах слабых. К примеру, утверждают, что Плащаница не может быть связана с иудейской историей, потому что, вопреки погребальным обычаям иудеев, тело не было обмыто, сохранились следы крови. Но вот в Средние века считали, что тело было обернуто в это полотно сразу после снятия с креста и до погребения. Можно предположить и то, что тело не было обмыто, т. к. наступала суббота и времени хватило только на то, чтобы отнести останки в гробницу. Наконец, в одной из иудейских рукописей XVI века упоминается необходимость хоронить умершего не только не омывая тела, но даже вместе с землей, на которую пролилась кровь погибшего от несчастного случая: таким образом выражалась фарисейская вера в воскресение, для которого были необходимы все частицы плоти, включая и кровь.
В 1978 году авторитетный микроаналитик Уолтер Макроун нашел на ткани следы протеинов, которые входят в состав любой краски, связуя пигменты, а также следы пигментов: сульфид ртути, ультрамарин, желтый пигмент, киноварь. Означает ли это, что Плащаница изготовлена художником? Нет, ведь частицы краски могли попасть на ткань, когда художники изготавливали копии Плащаницы — с кистей, из воздуха студии. Копии изготавливались: в 1634 году в Монкальери, в 1646 году в Битонто, в 1652 году в Неаполе, в 1822 году в Турине, причем каждый раз готовую копию прикладывали к Туринской святыне для освящения так, чтобы изображения по возможности точно совпадали. Загадкой остается не только то, как психологически возможно было создание негативного изображения, но и то, каким инструментом изображение нанесено и каким веществом образовано. Очень уж тонкой кисточкой — в один волос — должен был пользоваться художник, чтобы столь аккуратно нанести частицы.
В 1970-е годы часто говорили, что Плащаницу изучают люди, заинтересованные в доказательстве истин христианской веры, — невольно самые объективные из них будут склонны подыскивать доказательства подлинности. Именно для того, чтобы опровергнуть такие чрезмерно «психологические» аргументы, в 1978 году в группу, исследовавшую Плащаницу, были включены 6 агностиков, 2 мормона, 3 иудея, 4 католика, методист, лютеранин, конгрегационалист, баптист, пресвитерианин. Иудеем был и член комиссии химик Ален Адлер; тем не менее, он не считал (в отличие от Макроуна), что химический анализ опровергает естественный характер изображения. Не стал он и христианином; он просто остался добросовестным ученым.
Некоторые скептики отмечали, что если в течение I тысячелетия ткань была сложена вчетверо, должны были остаться следы складок. Следы в местах предполагаемых складок обнаружены. Правда, вся ткань покрыта подобными следами. Не стоит забывать, что реконструкция древней истории Плащаницы — лишь реконструкция, сама по себе показывающая не столько то, какова была судьба святыни, сколько то, какова могла быть эта судьба.
Самым простым и самым абсурдным доводом скептиков было утверждение, что изображение было получено через имитацию обстоятельств евангельского рассказа: труп человека чем-то намазали и обернули тканью (впервые предположил немецкий писатель Йозеф Блинцер в 1952 году). Но многократные попытки получить изображения с тела не дали результата, хотя бы отдаленно напоминающего изображение на ткани Плащаницы.
28. В споре рождаются ошибки
Аргументы и контраргументы прикрывают главное: спор вокруг Плащаницы есть сшибка не интеллектов, а страстей. От ярости на дубиноголовость противника, не замечающего очевидного, обе стороны периодически выставляют себя в смешном свете. Да и не только себя — свои идеалы: вообще науку или вообще веру.
Что касается науки, то естественники вообще склонны недооценивать психологический аргумент. Христианину XIV века немыслимо было представить себе Христа голым — и на всех копиях с Плащаницы рисовали набедренную повязку. Даже в наши дни апологеты, описывая Туринскую плащаницу, стесняются упомянуть, что следы побоев встречаются не только на спине и боках, но и на ягодицах. У Бога — у Иисуса Христа — и ягодицы?!. И ноги у Того, Чей отпечаток хранит ткань, были грязные. Кровь у Христа — четвертой группы… Я сам пишу эти строки и чувствую, что такой натурализм так же непристоен в разговоре об Иисусе, как и о любом живом человеке.
Безусловно грубой ошибкой является утверждение, что, коль скоро радиоуглеродный анализ на С14 показывает XIV век, Плащаница написана художником в 1350-е годы. Более того, говорить, что анализ этот — решающий аргумент, доказывающий, что Плащаница не может относиться к эпохе Христа, что изображение не может быть результатом естественного процесса, — абсурд, прегрешение против основ научного мышления. гипотеза Л. Л. Регельсона, согласно которой радиоуглеродный анализ не может считаться стопроцентно надежным, когда возможны неизвестные науке процессы, сопровождающие воскресение мертвых. С точки зрения физики гипотезу Регельсона нельзя ни принять, ни отвергнуть, потому что физике действительно не известно, какие процессы происходят при воскресении мертвых.
Радиоуглеродный анализ разработан на основании наблюдений за определенными природными феноменами. Методологически невозможно предположить, что этими феноменами природа исчерпана. Не прибегая к непознанному или сверхъестественному, и то можно подвергнуть надежность радиоуглеродного анализа глубокому сомнению. Тем более что для анализа был взят кусок не основного полотна, где имеется изображение, а кусочек полосы ткани, подшитой к основному полотну. В этой ткани, к примеру, нет следов хлопка. И она может относиться не к тому времени, что основное полотно. Кроме того: образец для анализа мог быть засорен органическими примесями, а, как писал Пол Мэлони (США), достаточно10% современных углеродных напластований, чтобы датировка образца исказилась. Да мало ли что еще!
Как христианин, однако, я стыжусь еще более за собратьев по вере. Какая-то могучая сила несет людей доказывать недоказуемое: что Плащаница-таки подлинна.
Умнейший человек и честный ученый Глеб Каледа писал в брошюре о Плащанице: «Думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской плащаницы не признавать Воскресения Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости». То есть кто не поверил, — дурак, себялюбец и сволочь. Да после таких оскорблений люди откажутся верить в Бога христиан — бранчливых, склочных, высокомерных, — даже если Христос лично придет к ним чай пить.
Подчеркивая случаи обращения в веру агностиков, «убедившихся» в подлинности Плащаницы, апологеты умалчивают о том, что такие случаи редки. Иен Уилсон, самый активный пропагандист идеи подлинности Туринской святыни, действительно обратился в христианство, изучая Плащаницу. Но большинство агностиков, даже убедившись в подлинности Плащаницы, не становятся верующими. И уж вовсе неприлично писать, как это делает Уилсон, что «говорят», будто некий агностик, профессор Ховелак, воскликнул во время доклада о Плащанице: «Но ведь это означает, что Иисус действительно воскрес». Во-первых, мало ли что «говорят». Во-вторых, если профессор сгоряча сморозил глупость, стоит ли ее выдавать за доказательство чего бы то ни было? И уж подавно смешно, когда «говорят» превращается (в книге Каледы) в такое величественное описание: «Неверующий профессор Сорбонны Овелаг погрузился в глубокое размышление и вдруг с просветленным лицом прошептал: «Друг мой, Он действительно воскрес!»» Вот уж испорченный телефон… И конечно, когда Каледа пишет, что «всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская плащаница нерукотворна», он выдает желаемое за действительное. Большинству ученых вообще неинтересен вопрос о Плащанице, а большинство интересовавшихся — настроены скептически.
Апологеты умалчивают о том, что были случаи, когда сторонники подлинности Плащаницы превращались в противников. Так, в 1978 году священник Дэвид Соке, секретарь английского общества почитателей Туринской плащаницы, после открытия частиц красителей на полотне публично заявил о своем разочаровании, сложил полномочия и издал книгу, в которой «доказывал», что Плащаница — подделка. После этого интерес к реликвии резко упал.
Защитники Плащаницы с таким энтузиазмом перебирают возможные объяснения, что их оказывается слишком много, а главное, среди них есть и естественные, и сверхъестественные. Иен Уилсон выдвинул самую изящную из всех гипотезу, что не что-то наносилось на ткань, но изменялась сама ткань: происходило окисление, частицы желтели. В качества аналога он указал на изменение окраски бумаги в гербариях: растения оставляют желтый, причем именно негативный отпечаток. Как точно идет процесс, неясно, но понятно, что происходит окисление целлюлозы бумаги, дегидратация и частичное разрушение волокон. Однако значительно больше теорий сверхъестественных. Дело в том, что в середине 1970-х годов один американский исследователь показал, что интенсивность окраски находится в очень точной зависимости от расстояния именно натянутого полотна до тела. Это само по себе крайне необычно.
Возможных объяснений выдвинуто много.
П. Виньон: отпечатки возникли благодаря испарениям от смирны и алоэ, которые были положены рядом с телом (за исключением отпечатков крови, которые остались от крови).
Доктор Алан Миле из Лейчестеского университета: изображение появилось в результате электрического разряда между телом и тканью. Такой разряд, по его мнению, мог быть побочным результатом землетрясения, о котором упоминается в Мф 27:51.
Кандидат геолого-минералогических наук Ю. Кононов, 1990 год: все дело в биоэнергии. Операторы биолокации обследовали Плащаницу по фотографии в газете (так!) и пришли к выводу: «Биолокационный эффект вдоль головы Христа в три раза превышал скорость вращения поперек головы… На тело Христа воздействовало энергетическое облако, которое привело к дезинтеграции материи тела… Отпечаток тела на полотне мог получиться в результате превращения химических элементов ткани под влиянием воздействовавшего на Плащаницу направленного биоэнергетического заряда… Энергия биоплазмы, удвоенная мыслью вселенской разумной материи, смогла дезинтегрировать тело, ставшее символом нетления в легенде о Христе». Это — чистый бред, неопровержимый именно в силу своей бредовости.
Священник Глеб Каледа саркастически отозвался о «гипотезе» Кононова. его заявление, что появление изображения обусловлено «Воскресением Христа, которое сопровождалось какими-то ядерными процессами», с научной точки зрения стоит ровно столько же, как и рассуждения о биоэнергии.
Наиболее свежая, осени 1996 года, гипотеза Александра Белякова: «Изображение на Плащанице появилось в результате воздействия на нее света в широком диапазоне энергий вплоть до ультрафиолета и мягкого рентгена, исходящего из всего объема Тела и возникшего, вероятно, в момент Воскресения Иисуса Христа».
Как противники Плащаницы не умеют остановиться, отвергая ее, так защитники не умеют вовремя остановиться, доказывая ее подлинность.
Апологеты подлинности реликвии совершают две ошибки: чрезмерно злобно поносят ученых и чрезмерно приторно расхваливают Плащаницу как доказательство Воскресения. Но именно из любви к нам Христос не является нам с дубинноувесистыми доказательствами, со свидетельством о Воскресении из небесной канцелярии.
Упоенность Плащаницей сама по себе не есть христианское явление, как и всякая нетрезвость. Плащаницу можно превратить в идол, в явление антихристианское, и делается это всякий раз, когда вера проповедуется ради удовлетворения своего самолюбия и своей гордыни. Граница так тонка и зависит исключительно от брака благодати и смирения…
И не случайно то, что епископат Католической церкви последовательно воздерживался от признания Плащаницы подлинной. Ведь для борцов за доказательства важны доказательства, а не вера, они пытаются грубо подтолкнуть к вере то, к чему Бог прикасается нежно, едва-едва, — человеческую душу. Конечно, никаких доказательств быть не может.
В заключение отметим, что нормальному разуму все-таки очевидно, что Плащаница подлинна, что на ней отпечаталось тело Христа перед Его Воскресением. Из всего, что мы знаем о Плащанице, это все-таки наиболее вероятное объяснение ее происхождения. И нужно мощное усилие скепсиса, чтобы отрицать это и все списывать на игру природы. Беда только в том, что нормы в нашем мире очень мало, а скепсиса очень много. Господствует ненормальное, и неосознанное сопротивление тайне веры побуждает считать наиболее вероятным то, что даже чисто математически вероятно наименее.
Христос отвечает скепсису, однако не принуждением, а свободой и благодатью. Он Сам кладет предел всяким попыткам подменить встречу с Богом встречей с доказательствами. Но если уж встреча с Богом состоялась, тогда преображается мир. Тогда каждая травинка указывает на существование Бога — и тогда не доказывается, но показывается с невероятной наглядностью, что не случайность и не цинизм отпечатались на белом полотне Туринской плащаницы, а страдания, смерть и Воскресение.
Континент, 1996, № 4 (90)
Газета Протестант,ру