Покаяние.в цитатах святых отцов и подвижников Церкви Покаяние есть лестница, возводящая нас туда, откуда мы ниспали. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние есть возвращение Крещения, обещание Богу нового жития, примирение с Господом, посредством добрых дел, противоположных грехопадениям. (Свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник) Христианская жизнь вся не иное что есть, как всегдашнее до кончины жизни покаяние. (Св. Тихон Задонский) Покаяние дано Богом человеку для того, чтобы он, часто падая в грехи и искажая в себе черты бессмертного образа Божия, постоянно восстановлял их в себе и возвращал утраченную красоту образа Божия и возненавидел нелепый, безобразный, смертоносный грех и воодушевлялся и укреплялся на добрые дела, любя горячо Бога и ближнего и правду Божию. (Св. Иоанн Кронштадский) Святые были такие же люди, как все мы. Многие из них пришли от больших грехов, но покаянием достигли Небесного Царства. И все, кто приходит туда, приходят через покаяние, которое даровал нам милостивый Господь Своими страданиями. (Св. Силуан Афонский) Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех. (Св. Серафим Вырицкий) Покаяние выражается греческим словом «метания». В буквальном смысле, это значит изменение своего ума, своего мудрования, иными словами, покаяние есть перемена своего настроения, своего образа мысли, перемена человека внутри самого себя. Покаяние есть пересмотр своих взглядов, изменение своей жизни. (Св. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский) Прежде всего нужно приблизиться — посредством Церкви и таинства исповеди и Божественного Причастия — ко благому Отцу нашему. И тогда Он — даже без прошения — подаст людям такой дар, какого они хотят. (Старец Паисий Святогорец) Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов; 2) непрестанною молитвою; 3) терпением постигающих нас скорбей. (Св. Макарий Великий) Как благодать на благодать людям по крещении дано покаяние, потому что покаяние есть второе возрождение от Бога. (Св. Исаак Сирин) Покаяние есть дверь милости; сею дверью входим в Божью милость, и кроме этого входа не обретешь милости. (Св. Исаак Сирин) Истинное покаяние в новоначальных есть познание падения и своей греховности; в средних — отделяет истинное добро от естественного и от зла, как открытого, так и прикрытого личиною добра; в совершенных есть духовный разум, воссиявающий от Святаго Духа и видящий образ действия зла в других человеках. (Св. Игнатий Брянчанинов) Неминуема встреча с Господом, и надо к ней готовиться. Наши грехи — это солома, сгорающая при этой встрече. Надо самому заранее произнести суд над собой и самому, готовясь к той встрече, отделиться от соломы, сжечь солому грехов покаянием. (Св. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский) Покаяние порождает соблюдение заповедей, соблюдение же их очищает душу, то есть освобождает её от страстей. (Авва Фалассий) Будучи во грехах, не станем отчаиваться, но и не будем беспечны. Будем носить истинное сокрушение в сердце, а не на языке только. Ибо я знаю многих, которые плачут о своих грехах, но ничего доброго не делают. Они постятся, носят на себе грубую одежду, а между тем, так же жадны к деньгам, как ростовщики; предаются гневу, как свирепые звери и любят о ближнем говорить более зла, нежели другие добра. Это не покаяние, а только призрак его. (Св. Иоанн Златоуст) Помилование и отпущение грехов надо просить у Господа, чтобы неосужденно причаститься пречистых Таин Тела и Крови Христовой для соединения с Господом и избавления от диавола, обольщающего людей и отторгающего их от Спасителя. (Св. Иоанн Дамаскин) Цель покаяния — отстать от греха и больше не впадать в него. (Авва Исаия) Настоящая жизнь есть место борьбы со злом. (Св. Иоанн Златоуст) У Бога всемогущество с правдою, милость с мерою и весом — поэтому не может Бог помиловать того, кто не кается, ни дать тому, кто не просит, не ищет и сам не милует другого. (Св. Симеон Новый Богослов) Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и ещё больших. (Свв. авва Дорофей и Иоанн Лествичник). Покаяние в грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять. (Св. Серафим Саровский) Блажен, кто исправил себя покаянием и жизнью своей умилостивил Господа. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние — град убежища, врата которого открыты для грешников. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние — друг человечества; оно распростирает крыла свои, чтобы с любовию объять всякого, кто ни придёт к нему. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние — образ правосудия и благости Божией; осуждаются те, которые могут, но не хотят покаяться. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние — дверь милосердия, отверстая грешникам до кончины мира. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние, полагаясь на Божие благословение, растворяет кающегося с благодатию Святого Духа и недавнего беззаконника всецело делает сыном Божиим. (Св. Ефрем Сирин) Господь не отвергает сокрушенного сердца, которое раскаивается в грехах своих и мысленно томит себя подвигом покаяния. (Св. Ефрем Сирин) Блажен, кто сокрушается о грехах своих; ибо когда переселится он в ту страну, то упокоится в Царстве, в пристани святых, избавится от страшных, ужасающих мучений, какие ожидают сатану, которого осуждение бесконечно. (Св. Ефрем Сирин) Покаяние есть возрождение от Бога и рождается от веры и страха наказания, пока не приобретем любви. (Св. Исаак Сирин) Покаяние есть сердце сокрушенное и смиренное. (Св. Исаак Сирин) Иудейские книжники и фарисеи по их душевному состоянию сделались не только чуждыми Богу, но врагами Его, богоубийцами. Подобному бедствию подвергаются и подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усилившееся возбуждать в сердце любовь к Богу, наслаждение, восторг; они соделывают себя чуждыми Богу, вступают в общение с сатаной и заражаются ненавистью к Святому Духу. (Св. Игнатий Брянчанинов) Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! (Св. Иоанн Кронштадтский) Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. (Св. Иоанн Кронштадтский) К чему ведёт пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведёт к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от сердца исповедоваться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. (Св. Иоанн Кронштадтский) Кто привык давать отчёт о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом. (Св. Иоанн Кронштадтский) Каяться – значит, в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, — значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно Святого и бесконечно гнушающегося грехом, — значит всею душею желать исправления и заглаждения их. (Св. Иоанн Кронштадтский) Если душа обвинит себя перед Господом, Господь её возлюбит. (Авва Пимен) Конец добродетелей есть любовь, конец же страстей – самооправдание. (Авва Пимен) Грех общий не становится менее виновным пред Богом оттого, что он общий; общие-то грехи и возбуждают всего сильнее гнев Божий. (Быт. 6, 5 – 7). (Кирилл епископ Мелитопольский) Кающийся и надеющийся прославляет бесконечное милосердие Божие, — надеющийся и не кающийся хулит Бога, представляя Его покровителем зла. (Св. Филарет митрополит Московский) Быть грешником – общее несчастье; оставаться и закосневать во грехах – вот вина и беда! (Св. Филарет митрополит Московский) Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. (Св. Исаак Сирин) Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться. (Св. Иоанн Златоуст) Все мы имеем нужду в помиловании и исправлении, потому что завтрашний день неверен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до завтрашнего дня. (Св. Василий Великий) Тот, Кто обещал прощение во грехах кающемуся, не обещал согрешающему завтрашнего дня. (Св. Григорий Двоеслов) Не откладывай до завтра: этому завтра никогда нет конца. (Св. Иоанн Златоуст) Грех полагает на нас такое пятно, которого нельзя смыть тысячью источников, а только одними слезами и раскаянием. (Св. Иоанн Златоуст) Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль. (Авва Фалассий) Восплачем, братия; пусть очи наши проливают слёзы, прежде нежели отойдём туда, где наши слёзы будут жечь наши тела. (Св. Макарий Великий) Не только не оплакиваем содеянного, но ещё умножаем то, что должно быть оплакиваемо. (Св. Григорий Двоеслов) Не довольно исповедоваться пред Богом, надобно исповедоваться также и перед теми, которые получили от Бога власть исповедовать. (Блаженный Августин) Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом. (Св. Василий Великий) Покаяние есть война с грехом. (Архим. Макарий) Тех мест, которые подают тебе случай к падениям, избегай как бича: ибо, когда мы не видим запрещённого плода, то не так сильно его и желаем. (Св. Иоанн Лествичник) Грехов содеянных прежде не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся. (Св. Антоний Великий) Если и тысячи раз согрешишь, но потом опять прибегнешь к покаянию, то снова очистишься от скверн и от соделанных тобой беззаконий. (Св. Ефрем Сирин)
Содержание
- Определение добродетели
- Священное Писание о добродетели
- Святые Отцы о покаянии
- Покаяние как добродетель
- Необходимость покаяния
- Всемогущество покаяния
- Причины покаяния
- Плоды покаяния
- Изречения Святых Отцев, высказывания и цитаты священников, монахов, старцев, цитаты из Священного Писания
- Покаяние
- 6 цитат о покаянии от “Фомы”
- Фёдор Бородин, протоиерей
- Павел Великанов, протоиерей
- Сергей Худиев, публицист, богослов
- Марина Журинская, журналист, филолог
- Алексий Уминский, священник
- Александр Ткаченко, писатель
- Слово о покаянии
- Десять слов о покаянии: советы афонских отцов
Определение добродетели
Общеславянское слово «каяться» имеет несколько значений: наказывать себя, сознавать вину, сожалеть о содеянном. На греческом языке это слово имеет следующее значение: перемена мыслей, раскаяние, возрождение, полное изменение существа. Само это слово на греческом – metanoia (читается как метаноия) состоит из двух греческих слов. Первое – meta, что в данном слове имеет значение перехода из одного состояния в другое. Второе – noia, которое образовалось от слова nooz – (ум, разум, мысль, образ мыслей) + суффикс – ia, который имеет значение качества. Соответственно получившееся слово означает переход на качественно иной образ мыслей.
По учению святых отцов добродетель покаяния является краеугольным камнем в деле спасения.
Священное Писание о добродетели
Первым о покаянии в Новом Завете возвещает Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2).
Ему вторит Сам Спаситель теми же словами после того, как выходит на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17).
Когда Господь посылает на проповедь своих учеников, они также говорят о покаянии: «Они пошли и проповедывали покаяние» (Мар.6:12).
После Пятидесятницы проповедует покаяние святой апостол Петр: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).
Проповедует покаяние и апостол Павел: «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян.20:21).
Таким образом, просматривая Новый Завет, мы видим, как покаяние красной нитью, главным стержнем проходит через весь текст Нового Завета.
Святые Отцы о покаянии
Певцом покаяния является Иоанн Лествичник: «Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысел самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния. Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве» (Леств.5:1).
Один из современных подвижников святитель и исповедник Василий Кинешемский пишет о покаянии следующее: «Мы знаем, что покаяние в глубоком смысле этого слова не есть простое сокрушение о грехах или отвращение к своему греховному прошлому, еще менее означает оно формальную исповедь: смысл слова гораздо глубже. Это решительный перевод жизни на новые рельсы, полная перестановка всех ценностей в душе и сердце, где при обычных условиях на первом месте стоят мирские заботы и цели временной, преимущественно материальной жизни, а все высокое и святое, все, что связано с верой в Бога и служением Ему, оттеснено на задний план. Человек не отказывается совсем от этих высоких идеалов, но вспоминает о них и служит им украдкой, боязливо, в редкие минуты духовного просветления. Покаяние предполагает коренную перестановку: на первом плане всегда, везде, во всем – Бог, позади, после всего – мир и его требования, если только их нельзя совершенно выбросить вон из сердца. Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог. Когда человек сумеет спаять все свои мысли, чувства и решения с этим единым центром, тогда из этого и создастся та цельность, монолитность души, которая дает громадную духовную силу. Кроме того, человек с таким устроением ищет исполнения только воли Божьей и в конце концов может достигнуть полного подчинения или слияния своей слабой человеческой воли с всемогущей волей Творца, и тогда сила его вырастает до божественной силы чудотворений, ибо тогда действует не он, но в нем действует Бог».
Покаяние как добродетель
Таким образом, мы видим, что в покаянии самое главное – вектор, направление жизни. Если у плотского человека вектором жизни является его «Я», то у человека покаявшегося вектор жизни направлен к Господу.
Архимандрит Платон (Игумнов), рассуждая о покаянии, пишет: «Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели. Поскольку обычно человек постоянно находится во власти страстей, всякое эпизодическое раскаяние в совершенных грехах еще не является вполне адекватным понятию покаяния. Человек должен стремиться сбросить с себя ненавистный и чуждый его природе грех и непрерывно обращать силы своего ума к Богу, чтобы его покаяние стало новым самоопределением в свободе и увенчалось торжеством благодати в личной жизни».
Отсюда следует, что покаяние не только вектор жизни, но и постоянный процесс, который должен совершаться в человеке непрестанно, как непрестанно действуют в нем страсти.
Необходимость покаяния
Нет такого предела совершенства человеческого, при котором покаяние было бы уже излишним. Новоначальные через покаяние приобретают начатки благочестия, преуспевающие через покаяние укрепляют его, совершенные через покаяние утверждаются в нем.
Авва Сисой, будучи святым и находясь на смертном одре, просил о времени для покаяния: Рассказывали об авве Сисое. Когда он болел, сидели у него старцы и с некоторыми он разговаривал. Старцы спрашивали его: «Что ты видишь, авва?» – «Вижу, – отвечал он, – что идут за мной, и прошу их, чтобы дали мне несколько времени на покаяние.» Один из старцев говорит ему: «Если и дадут тебе некоторое время, можешь ли теперь принести спасительное покаяние?» – «Я не могу этого сделать, – отвечал старец, – но хотя бы поплачу о своей душе, и этого довольно для меня».
Всемогущество покаяния
Святитель Игнатий пишет: «Сила покаяния основана на силе Божьей: Врач Всемогущ, – и врачество, подаваемое Им, всемогуще».
Нам достаточно вспомнить равноангельную Марию Египетскую, бывшую блудницу. Можно вспомнить святых мужей Моисея, Давида, Флавиана, которые были разбойниками, а потом взошли на вершины добродетельной жизни.
Свидетельством прощения согрешившего диакона явилось то, что только после его молитвы пошел дождь: Брат спросил одного старца: «Если случится человеку по действию диавола впасть в искушение, бывает ли польза для соблазняющихся через него?». На это старец рассказал ему следующее. В киновии Египетской был один именитый диакон. Некий должностной гражданин, гонимый архонтом, пришел в киновию со всем своим домом. Диакон, по действию диавола, пал с его женой и положил срам на всех. Пошел он к одному любимому им старцу и рассказал ему о случившемся. У старца внутри его келии было одно темное, потаенное место. Диакон начал упрашивать его, говоря: «Погреби меня здесь живого и никому не открывай это.» Он вошел во мрак и принес истинное покаяние. Через год наступила засуха. При совершении общей молитвы было открыто одному из святых: «Если не выйдет и не помолится диакон, скрытый таким-то старцем, то не будет дождя.» Слышавшие подивились и вывели диакона из места, где он был. Он помолился, и пошел дождь. И соблазнившиеся прежде получили гораздо большую пользу от его покаяния и прославили Бога.
Причины покаяния
Самая главная причина покаяния – действие на сердце человека благодати Божьей: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).
Вторая причина покаяния – наши личные усилия как отклик на призыв благодати Божьей. Наши усилия в первую очередь должны быть направлены на вражду с грехом, самоукорение, тщательное исполнение заповедей Божьих и отказ от осуждения.
Плоды покаяния
Искреннее исповедание грехов. Человек начинает замечать даже тонкие греховные помыслы. Появляется доверие духовнику, желание служить ближним. Получают развитие добродетели покорности и послушания. Нрав человека становится простым, непритворным, нелицемерным. Появляются умилительные, покаянные слезы, приносящие успокоение и радость душе.
Главное свидетельство того, что грехи нам отпущены – ненависть ко греху.
Изречения Святых Отцев, высказывания и цитаты священников, монахов, старцев, цитаты из Священного Писания
Вопрос:
Я уже 22 года хожу в храм, всё делаю, исполняю что надо, а вот как на исповеди не выдумывать, не высасывать из пальца грехи, а каяться? В чем каяться, если внешне всё уже соблюдаю? Что говорить на исповеди?
Отвечает Протоиерей Димитрий Смирнов:
Понимаете, наше «соблюдение», особенно «всего» — это привычка неплохая, но ценность ее близка к нулю. И от того, что человек соблюдает нечто, это его хорошо характеризует, но это не значит, что он христианин.
Христианство – это когда человек готов за Христа жизнь отдать – и утром, и днем, и вечером. Христианин – это такой человек, который всё время что-то делает для Христа. «Что сделал для одного из малых сих, — говорит Христос, — то сделал Мне».
Кто такой христианин? – Это человек, который имеет совершенно иное качество жизни, мышления, чувств и т.д. Понимаете? Ни про одного святого в его житии не сказано, что он спасся тем, что…
Например, мне про Марию Египетскую вспомнилось — она правило читала, зубы чистила, столько-то поклонов совершала, и таким образом спаслась. Она не этим спаслась, а тем, что она ушла от греха, ушла вообще в пустыню, и там она боролась со своими страстями.
Это привело ее к тому, что она так просветилась духовно, что ее телесность совершенно перестала ее отягчать. Она ходила без одежды, могла ходить по воде, Святый Дух научил ее Священному Писанию. Хотя она никогда этому Писанию не училась, но она могла наизусть цитировать Священное Писание. Вот это ее жизнь.
Что такое покаяние?
Покаяние – это изменение жизни. Современные христиане, которые читают правило, в метро читают утренние и вечерние молитвы, стараются аккуратно, они не воруют друг у друга, если кого-то мысленно даже осудят, то они стараются тут же себя осудить и попросить у Бога прощения, но они продолжают все равно осуждать.
А христианство – это когда человек даже забывает, что такое осуждать! Потому что у него нет в этом никакой потребности, он даже не борется ни с каким осуждением, у него этого осуждения нет! Он стал другим человеком, у него изменились мысли, он совершенно не нуждается в каких-то епитимьях, он стал совсем другой, он преобразился, как Христос на горе Фавор. Он этого достиг! Вот это и есть покаяние. Что такое покаяние? Вот этот человек покаялся!
Не то, что он каждый раз приходит на исповедь: «Согрешил гордостью, самомнением, многоядением, осуждением. Согрешил телевизоросмотрением. Согрешил тем, что лень читать Священное Писание. Согрешил тем, что нагрубил маме». Все правильно, ты — молодец, что всё за собой замечаешь, но в этом нет покаяния…
Покаяние – это когда ты стал таким, когда тебе в голову не приходит нагрубить маме! А не то, что ты терпел, терпел, потом плюнул, не стал терпеть, раздражился и высказал ей то, что ты в данный момент о ней думаешь. Ну и что? Где тут покаяние? Нет здесь покаяния, ничего не изменилось.
А покаяние – это изменение ума, сердца, и как побочный продукт – своей речи, своих мыслей, своих чувств, своих слов. Это не то, что ты себе запрещаешь, это только тогда, когда ты только начинаешь покаяние.
А сказать, что покаяние началось, можно тогда, когда увидел свои грехи как песок морской — значит, положил начало покаянию, но это еще не покаялся. Поэтому для большинства людей покаяние – это вообще какая-то непонятная дисциплина. И вообще про христианство большинство ничего не понимает. Они думают, что понимать – это значит отличать литургию от всенощной, знать наизусть 50-й псалом, читать Псалтирь или молитвы Богородице. Люди думают, что этим они угождают Богу, но это не так!
Кто угодил Богу?
Сотник некрещеный, который пожалел слугу и попросил, чтобы Христос его исцелил, но больше всего он угодил тем, что говорил: «да не надо вообще идти, Ты скажи слово и исцелится мой слуга». На что Христос ответил: «Ну надо же, я и в Израиле не нашел такой веры».
Какое христианство проявила хананейская женщина, которая сказала: «Дочка моя зло беснуется». Ученики говорят: «Слушай, отпусти Ты ее, прямо надоела, орет». А Христос говорит: «Я же не пришел к хананеям, я пришел к погибшим овцам дома Израилева». А она к Нему подходит, кланяется и говорит: «Но и псы же едят от крупиц, падающих с трапезы господ своих». Христос опять: «Женщина, велика вера твоя!». Какая у нее вера? У нее была вера в Христа, что Он может исцелить ее дочь. Такой веры не имел никто из носителей так называемой истинной веры, хотя они всё делали правильно – десятину на храм давали, то, сё, молились, все праздники и обряды соблюдали… Но Христу не это надо! Ему надо новое качество человека. И она явила это качество. Ну и какая разница, кто она? Греко-католичка, мусульманка, православная или полуязычница-хананейка? Она – вот уже, Господь ее наградил, дочка ее исправилась, и Христос её показал как пример. Она поняла, почувствовала саму суть, которая содержится в учении Мессии.
Вот чего ждет Господь. Вот это и есть истинное христианство, а не выполнение каких-то правил. Все правила хорошие, очень правильные, святые, но это всего лишь ступеньки, которые могут привести человека в Царство Небесное, а могут и не привести.
Потому что покаяние происходит сначала в голове у человека, в мыслях, а потом должно отразиться во всей его жизни. И вот это каждому из нас нужно глубоко понять – что Господь от меня ждет? Что такое Евангелие, в чем состоит Благая Весть?
В чём? Чтобы выучить, какие есть правила?
Вот, например, некоторые священники требуют (и правильно требуют), чтобы не опаздывали к службе, это замечательно, но Христос разве говорил женщине у колодца: «А ты когда в храм ходишь, к службе опаздываешь?». Такая глупость вообще не могла и в голову придти. Неужели для Бога важно, человек пришел к пяти или к половине восьмого?
ПОКАЯНИЕ – ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЗНИ.
Покаяние
..покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа. Деян.2,38
Но кающимся Он давал обращение и ободрял ослабевавших в терпении. Сир.17,20
Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Сир.17,21–22
Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость. Сир.17,23
Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов. Сир.44,15
Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию. Лк.5,32
Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение моё, ибо велико оно. Пс.24,11
Я сказал: Господи! помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою. Пс.40,5
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Лк.13,3
Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию. Мф.9,13
Вот, Я повергаю её на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. Откр.2,22
..но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врождённое, и помышление их не изменится вовеки. Прем.12,10
К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду. Иов.34,31
Сотворите же достойные плоды покаяния… Лк.3,8
Итак покайся в сём грехе твоём, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего. Деян.8,22
И язычникам дал Бог покаяние в жизнь. Деян.11,18
И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрёт. Иез.18,21
Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрёт. Иез.18,28
Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши . Деян.3,19
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ис.6,10
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Деян. 17,30
Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! Иез. 18:32
Сотворите же достойный плод покаяния. Мф.3,8
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф.3,2
6 цитат о покаянии от “Фомы”
11 марта у православных христиан начался Великий пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Каждый день на сайте foma.ru вас будет ждать один день из нашего великопостного онлайн-календаря: вдохновляющий материал, события православного календаря и библейское чтение дня.
Календарь питания: Горячая пища с маслом
Особенности богослужения:
утром Литургия св. Иоанна Златоуста.
Аудиокалендарь:
В духовной жизни каждого христианина огромное значение имеет покаяние. Именно оно становится источником стремления к Богу, постоянного очищения и обновления.
Что же такое покаяние? Для чего каждый христианин должен пройти через него? Для ответа на эти вопросы мы собрали яркие высказывания современных священников и богословов.
Фёдор Бородин, протоиерей
«Мы согрешили, у нас тяжело на сердце, а потом, после покаяния, приходит облегчение. Это можно сравнить с тем, что испытываешь после примирения с близким человеком: внутри тает лед, сердце не болит и больше нет препятствий для любви. Покаяние должно быть сродни такому ощущению, ведь грех преодолен, ссоры больше нет, следовательно, никакой преграды тоже больше нет, а есть только радость»
«Настоящая здоровая радость без покаяния невозможна. При этом если покаяние не рождает радости, то становится не истинным. Тогда это — самоедство, взгляд на свои грехи через призму гордыни. Но и если человек изображает радость, не покаявшись, — это фальшивка, так как он не выстрадал, не «родил» ее»
Павел Великанов, протоиерей
«Суть покаяния — в обретении Бога… Когда человек просто понимает, что он дрянь-дрянью, — это не более чем просто признание своих ошибок. Другое дело, когда при этом он осознает, что ему нужен Христос, Спаситель, чтобы стать достойным своего призвания…»
«Покаяние является не результатом заниженной самооценки, а неизбежным следствием постоянного стремления к совершенству. Верующий человек понимает, что в данный момент он далеко не тот, кем мог бы и должен быть. Желание становиться все лучше и лучше как раз и рождает в нем потребность в осознании своего греха и победе над ним»
«Цель покаяния в том, чтобы человек приблизился ко Христу и сделался другим, а не в том, чтобы он опустил голову как можно ниже и стал думать о себе как можно хуже»
Сергей Худиев, публицист, богослов
«Покаяние – это процесс. Мы плывем по бурному и опасному морю, нас постоянно сносит, мы все время должны возвращаться на правильный курс. Когда мы согрешаем, мы должны признавать это, просить и принимать прощение»
«Слово Божие много и настойчиво убеждает нас, что всякий, кто обратится к Господу с покаянием и верой будет прощен и принят – независимо от того, как долго или как тяжко он грешил»
Марина Журинская, журналист, филолог
«Без покаяния грешник не в силах взглянуть Ему в лицо — сгорит мгновенно. Потому что нежное прикосновение ангельского крыла превратит его в пепел. Потому что ему не переступить порог рая. Такая вот духовная «физика»… Покаяние и причащение очищают нашу духовную природу, дают благодать, делают для нас возможным богообщение и вхождение в Царство Небесное»
Алексий Уминский, священник
«Грех невозможно вырвать из человека, как некий случайный сорнячок. Невозможно отделить греховное действие от греховного помысла, от греховного становления, которое не может существовать само по себе, не цепляясь за переживание человеком каких-то явлений, встреч с другими людьми, всей совокупности человеческой жизни. И поэтому человек, приходя на исповедь, не может принести только часть себя. Он должен принести только всего себя»
Александр Ткаченко, писатель
«Немедленная покаянная молитва, обращенная к Богу — вот самое действенное средство против того бесчисленного множества грехов, которое каждый из нас постоянно совершает в своем внутреннем мире»
«Если приучить себя к внутренней дисциплине мысли, если каждый замеченный греховный росток в своем сердце тут же осуждать в покаянном обращении к Богу, то постепенно и в сфере поступков, и в области привычек мы обнаружим куда больше порядка и чистоты»
Целостность в многообразии
Иерей Димитрий ЮРЕВИЧ, кандидат богословия
В различных книгах Ветхого и Нового Завета учение о покаянии излагается в разных аспектах, в зависимости от конкретных исторических ситуаций, в которых оказывались священные авторы, от стоявших перед ними целей и задач. Поэтому изложение библейского учения невозможно лишь посредством сведения его к конкретным — пусть и многочисленным — текстам Священного Писания, а требует напряженного богословского синтеза. Особенно это актуально при попытке охватить мысленным взором учение не только Ветхого, но и Нового Завета — в этом случае обязательно нужно принять во внимание как исторические перипетии ветхозаветного Израиля, так и филологические особенности вхождения древнееврейских терминов в новозаветную грекоязычную среду.
В общем смысле покаяние — как о нем говорится в Библии — указывает на кардинальную перемену в существовании человека, при котором происходит обращение от греховного образа жизни на путь праведности и утверждение на этом новом жизненном пути. Покаяние может затрагивать не только отдельного человека, но целые народы или группы людей — в таком случае личное покаяние отличают от общественного. В зависимости от способов проявления можно говорить о внутреннем и внешнем покаянии. Впрочем, все указанные формы тесно связаны между собой и отходят на второй план, если указать самое важное и существенное в покаянном процессе — его последовательные этапы, выражающие духовно-аскетические законы.
Первый этап покаяния — это раскаяние, т. е. осознание человеком или целым народом порочности, греховности своего образа жизни, узнавание в своих поступках нарушение заповедей Божьих, ощущение духовной горечи, которую несет в себе грех. Таково видение греха своего, при котором возникает глубокое сожаление о нем и желание избавиться от него. Поэтому следующий этап покаяния — это обращение, т. е. волевые действия со стороны человека, которые приводят к перемене всей жизни, к отказу от греха, содержат призыв к Богу с просьбой о помиловании и прощении. Этому сопутствует третий этап — исповедание, когда кающийся прибегает к различным формам внешнего выражения своего раскаяния — публичному провозглашению или жертвоприношению в Ветхозаветной Церкви или Таинству исповеди в Церкви Новозаветной. Исповедание важно потому, что через Церковь дарует грешнику внешнее удостоверение о его помиловании и прощении Богом. Следующий этап покаяния — очищение — представляет собой таинственное воздействие благодати Божьей на кающегося, при котором исцеляется пораженная грехом природа человека, прощаются грехи и даются силы на делание добрых дел. И, наконец, истинное покаяние невозможно без заключительного этапа — укоренения в добродетели, — который предполагает уклонение от прежних пороков и возрастание в противоположных им добродетелях.
Жертва за грех
Ветхозаветное учение о покаянии в своем первоначальном виде, как оно представлено в Пятикнижии Моисеевом, регулирует внешние формы выражения этого процесса в народе Израильском, однако конечной целью ставит возбудить внутреннее покаяние в каждом отдельном члене богоизбранного народа. В Пятикнижии в качестве обязательной зафиксирована форма покаяния, широко распространенная в древнем мире — жертвоприношения. В зависимости от причины, по которой приносились жертвы по закону Моисееву, две из четырех имели прямое отношение к созданию покаянного настроя у ветхозаветных верующих. Это — «жертва повинности» (по-еврейски «ашам»), которая приносилась в случае, если человек «согрешит и сделает что-либо против заповедей Господних» (Лев. 5, 17), и «жертва за грех» (по-еврейски «хаттат»). Последняя является наиболее интересной — ведь она приносилась не только в случае, когда человек становился ритуально нечистым (например, через прикосновение к трупу, при месячном истечении у женщин и т. д.), но и при нарушении религиозных и морально-нравственных норм, т. е. при осознании своей духовной нечистоты (Исх. 29, 14; Лев. 4, 13-35 и др.).
Кроме прямо предписанных законом религиозных ритуалов, в ветхозаветных книгах встречается описание широко распространенных форм внешнего выражения раскаяния как со стороны всего народа, так и отдельных личностей.
Прежде всего — это покаянные действия, выражающие внешнее смирение, которые заключаются в отказе от пищи и пития и передаются древнееврейским глаголом «цом», т. е. «держать пост». Постом была подкреплена покаянная молитва израильтян, произнесенная Самуилом, после обращения народа от языческих культов Ваалов и Астарт (1 Цар. 7, 6); пост наложил на себя Давид после согрешения с Вирсавией, когда молился с покаянием об исцелении родившегося младенца (2 Цар. 12, 16); усиленно постился и Ахав, когда узнал от Господа страшный приговор о себе и своем потомстве (3 Цар. 21, 27-29).
Описаны и другие формы внешнего выражения покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, т. е. грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти (3 Цар. 21, 27; Иоил. 1, 13; Иона 3, 6; Неем. 9, 1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы (Ис. 58, 5; Неем. 9, 1; Дан. 9, 3; Есф. 4, 3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот (Ион. 3, 7).Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве (1 Цар. 7, 6), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих» (Неем. 9, 2), или же отдельных личностей — как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь (Дан. 9, 4-19; 3, 25-90), — хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа.
Покаяние народа
Именно через общественное покаяние стремился Господь побудить к покаянному чувству отдельных представителей народа Израильского. Поэтому как в период судей, так и в течение всего монархического периода — вплоть до вавилонского плена — священные авторы неоднократно возвращаются к идее необходимости общенародного покаяния. Это неудивительно, ведь ожидалось покаяние в тех грехах, которые совершал народ целиком или его большинство — прежде всего речь шла о публичных отпадениях в идолопоклонство, о практике различных языческих культов. Книга Судей описывает многократно повторявшийся в домонархической истории цикл падения народа и его покаяния: уклонение Израиля в идолопоклонство, следующее за этим наказание от истинного Бога через предание Израиля в руки иноземных захватчиков, дальнейшее покаяние израильтян, возвращение ко Господу и — как результат — освобождение Им от чуждого ига рукой особых народных лидеров, которые названы судьями (Суд. 3, 9 и др.).
В период царской власти пророки предлагают символику, в которой отношения народа Израилева с Богом представлены то как брак, в котором, к несчастью, Израиль оказался неверной женой (Ос. 1-3; ср. Иер. 1, 16; 2, 13; 5, 7), то как восстание сынов на своего отца (Ис. 1, 2). Эти образы были призваны подчеркнуть, что грех является проявлением особого состояния измены Богу или даже ухода от Господа. Поэтому покаяние в пророческой литературе мыслится как возвращение с греховного пути к прежним, праведным отношениям с Богом, обусловленным Заветом с Ним. Неслучайно в древнееврейском тексте основным термином для выражения понятия покаяния является слово «шув», первоначальный смысл которого — «вернуться», «обратиться назад»; данное значение является доминантным для содержания ветхозаветного термина «покаяние».
Человек перед Богом
Вместе с тем, пророческая мысль ветхозаветных авторов регулярно возвращается и к идее личного покаяния каждого человека пред Богом в своих греховных поступках, причем интерес к этому аспекту увеличивается в период плена и после него.
Наиболее выдающимся образцом ветхозаветной покаянной письменности является 50-й псалом, написанный Давидом после известной истории его согрешения с Вирсавией (2 Цар. 11-12). В нем выражены практически все этапы покаянного процесса, изложенного в начале данной статьи. Покаянная молитва Давида начинается с испрашивания у Бога прощения и, вместе с тем, — очищения души от скверны и нечистоты, которые вошли в природу человека через греховные поступки: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (Пс. 50, 4).
Здесь в еврейском оригинале слово «грех» вновь звучит как «хаттат»; это значит, что Давид смотрит на грех не юридически, не как на причину для гнева Божия (хотя такой аспект можно найти в других ветхозаветных текстах): для него грех уже несет ущербность бытия грешника, поэтому Давид вспоминает прежде всего не о Божием гневе, а о Его благодати, «великой милости» Его, способной «омыть» и «очистить» природу согрешившего от греховного поражения.
Внутреннее раскаяние Давид рассматривает как важнейшее условие для прощения и очищения Богом; без этого внешнее покаяние, выражающееся в принесении жертвы, не имеет значения в глазах Божиих: «Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь», — говорит Давид (50, 18). Бог не желает жертвы Давида без внутреннего раскаяния потому, что жертва — это публичный акт, но именно внешне, публично Давид и действовал лицемерно, когда посылал Урию, мужа Вирсавии, на верную смерть; внешне все выглядело пристойно, тогда как внутренне Давид был исполнен коварства. Поскольку жертва лишь символизирует покаяние, без внутреннего раскаяния она будет лишена смысла. Давид желает вначале измениться внутренне, желает, чтобы эта истинная перемена стала основой для последующего публичного жертвоприношения: «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже», — говорит он (50, 19).
Затем Давид призывает благодать Божию с надеждой на очищение. Восстановление целостности и гармонии души станет для него тем действием Божиим, которое даст удостоверение в прощении его грехов: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (50, 12). Это очищение Господь производит Своим Святым Духом: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (50, 13). Результатом очищения для Давида является радость праведника — радость пребывать в Боге и с Богом: «возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (50, 14). Но Давид не только просит у Бога очищения — он желает укорениться в делании добра: тогда покаяние станет полным, окончательным и бесповоротным: «научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся», — говорит Давид (50, 15). Одно из основных дел добродетели Давид видит в прославлении Бога: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (50, 17). Только укоренение Давида в добре может послужить и укреплению его царского дела — в частности, процветанию Сиона и безопасности Иерусалима (50, 20), в случае чего Давид и его народ смогут приносить Богу мирные жертвы (50, 21).
Пророк Исаия говорит о том, что каждый человек согрешает перед Богом: «И все стали мы — как нечистый, и как одежда во время месячного очищения — вся праведность наша» (Ис. 64, 6). Причину согрешений и отсутствие покаяния пророк видит в злых навыках; но, лишая себя покаяния, народ лишает себя и очищения, даруемого Господом: «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 10). Если кто-то из грешников покается, Господь обещает ему полное и всецелое прощение и очищение от греха: «если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1, 18).
Проповедник покаяния
В евангельском повествовании мысль о покаянии, звучащая в устах св. Иоанна Крестителя, Господа Иисуса Христа и апостолов, филологически выражается с помощью древнегреческих терминов — глагола µ??????? и соответствующего ему существительного µ???????. Общее значение этих слов в древнегреческом языке и греческой литературе — «перемена ума», в более широком смысле — «перемена образа мыслей». Однако ограничиться этими значениями в анализе богословского содержания новозаветного учения о покаянии решительно нельзя. Это связано с тем, что на новозаветную (а позже — на церковную) терминологию определяющее влияние оказали греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников (Септуагинта) и произведения греко-еврейских авторов межзаветной эпохи. Анализ этих источников позволяет утверждать, что в среде эллинистических иудеев указанные древнегреческие термины µ???????/ µ??????? приобретают смысл, эквивалентный богословскому значению древнееврейского термина «шув», т. е. означают «покаяние» прежде всего в смысле «обращение», «возвращение назад».
Именно в таком контексте необходимо понимать призыв к покаянию, прозвучавший из уст св. Иоанна Крестителя. «В те дни, — говорит евангелист Матфей, имея в виду наступление мессианской эпохи, — приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1-2). Здесь «покайтесь» означает «обратитесь к Богу», «измените свой жизненный путь», о чем свидетельствует та внешняя форма, которую предлагает Иоанн Креститель для пожелавших принять покаяние. Крещение, обряд, существовавший для прозелитов, т. е. язычников, пожелавших принять иудаизм, он предлагает иудеям от рождения, отступившим вследствие личных грехов от Бога, и призывает: «вернитесь к Нему», «станьте вновь иудеями»!
Учение Иоанна Крестителя вобрало в себя и другие элементы ветхозаветного покаяния: иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» (Мф. 3, 6), а сам он давал пример внешнего выражения покаяния через облечение в грубую одежду и постоянный строгий пост (Мф. 3, 4).
По его мысли, результатом покаяния должно стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния», — обращается он к фарисеям и саддукеям (Мф. 3, 8). Есть у него и учение о благодатном очищении раскаявшегося Богом: принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11).
Путь ко Христу
Учение о покаянии Господа Иисуса Христа, так же, как и у Иоанна Крестителя, предполагает полную перемену жизни человека для обращения к Богу. Принципиальное отличие Христова учения от ветхозаветного и Иоаннова в том, что пророки и Иоанн Креститель, призывая к покаянию, в качестве конечной цели верующего указывали на Бога, оставаясь при этом лишь глашатаями Божьими. Воплотившийся Сын Божий, призывая в покаянии к Богу, призывает к Себе, и именно Он дает покаявшемуся новую, вечную жизнь.
Первые слова общественной проповеди Господа Иисуса Христа в передаче евангелиста Матфея звучат совершенно тождественно Иоанновым: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17); согласно евангелисту Марку, Господь объясняет, что покаяние необходимо, чтобы уверовать в Евангелие (Мк. 1, 15). Подобно Иоанну Крестителю, Господь избирает в качестве внешней формы обращения к Богу погружение в воду — крещение. Но Его крещение онтологически носит принципиально иной характер, даруя верующему в Сына Божия очищение от грехов и благодать Святого Духа (Мф. 3, 11; Лк. 3, 16; Деян. 1, 5; 2, 38; 22, 16 и др.). Поэтому крещение Иоанна святой апостол Павел назвал «крещением покаяния» (Деян. 19, 4); Христово крещение требует покаяния лишь в качестве приготовительного этапа, само же по себе является вхождением в Царство Небесное и соединением с Богом во Христе.
По Своем воскресении Господь является ученикам и дарует им власть прощать человеческие грехи силой Святого Духа: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23; ср. Мф. 16, 19). Эти слова можно понимать не только как компетенцию апостолов совершать крещение, но и как учреждение в церковной жизни Таинства покаяния (ср. Мф. 18, 18).
Апостолы в учении о покаянии, с одной стороны, вслед за Господом Иисусом Христом рассматривают покаяние как обращение, т. е. приготовительный этап ко вхождению в Церковь (Деян. 3, 19). Покаяние при вступлении в Церковь иногда сопровождалось исповеданием — по-видимому, публичным — обратившимися своих грехов (Деян. 19, 18).
С другой стороны, учение апостолов о покаянии дополняется церковно-практическим аспектом в связи с началом регулярной жизни христианских общин. Появляется необходимость говорить о покаянии лиц, которые уже стали христианами. В связи с этим возникла необходимость покаяния для верных христиан, которые желают очиститься как от «грехов к смерти» (1 Ин. 5, 16), так и от повседневных мелких прегрешений, чтобы вновь предстать пред Богом чистой душой и трезвенным сердцем. Например, апостол Петр предлагает покаяться Симону, пожелавшему за деньги получить рукоположение (Деян. 8, 22), апостол Павел ожидает покаяния от коринфских христиан, которые были замечены в «нечистоте, блудодеянии и непотребстве» (2 Кор. 12, 21).
Отсюда начальное учение о Таинстве покаяния у святых апостолов в практическом плане, при котором имеет место сожаление о своих грехах и последующее исправление, возвращение к Богу, но без повторного принятия крещения. В книге Деяний апостольских и в послании апостола Иакова можно найти свидетельства о связи такого рода покаяния у верных христиан с публичным исповеданием своих согрешений (Деян. 19, 18; Иак. 5, 16), что и стало основой христианского церковного Таинства покаяния, находящего свое выражение в форме исповеди перед епископом или священником.
Слово о покаянии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Покаяние есть прежде всего примирение с самим собой и через это примирение с Богом и с людьми. 0б этом я уже говорил вам, и сейчас хочу привести пример внешнего покаяния, такого покаяния, когда с внешней стороны – настоящее покаяние, а с внутренней – это покаяние, которое не несет познания своего греха и стремления через несение скорбей очиститься от этого греха.
Во времена Древней Церкви жил один эконом по имени Феофил. Он жил свято, праведно управлял церковным имуществом и был всеми любим за свою доброту. Всякому он был утешением в скорби. Когда умер епископ, народ стал просить Феофила занять епископскую кафедру, но Феофил отказывал: «Я знаю мои грехи и потому не достоин епископского сана, я не могу быть епископом». Говорил он, обливаясь слезами и припадая к ногам митрополита, хотевшего посвятить его в епископы. Долго он пролежал у ног владыки, плача и прося не накладывать на него этого бремени. Митрополит дал ему срок три дня, чтобы обдумать все хорошенько. Через три дня опять повторилось все то же самое: Феофил упорно отказывался от епископского сана. Тогда митрополит поставил гражданам другого епископа, а Феофил вновь остался экономом.
Вот, кажется, пример истинного покаяния. Человек сознает свои грехи и отказывается от епископского сана в примирении с Богом и людьми. Но покаяние измеряется прежде всего отношением к скорбям и трудностям, которые посылаются Богом. Если человек говорит, что кается, а ропщет и не терпит скорбей, то нет в нем покаяния. Кающийся же в скорбях ищет утешения. Святые даже чужие грехи на себя брали. Они считали, что это воля Божия, если человеческие улики падали на них, и принимали все, как наказание за грехи, посылаемое от Господа. Многие святые налагали на себя скорби, утеснения и терпели во смирении. Некоторые становились на столпы, иные рыли тесные пещеры и заключали себя в них. И все это для того, чтобы очищаться путем перенесения внешних трудностей, и непрестанно памятовать о своем грехе.
Человек же, говорящий, что он грешен и недостоин, а не уготовивший себя к перенесению скорбей, не идет путем покаяния. Вот Феофил, по-видимому, чувствовал, что его завет с Богом нарушен, и он, стало быть, должен был уготовить себя на все трудности, на все скорби. Все его уговаривали – и клир, и митрополит, а он все-таки отказывался – на самом деле человек как бы каялся. А при испытании Феофил не выдержал. Господь попустил всякие клеветы на Феофила, его стали обвинять во многих неблаговидных поступках перед епископом.
Вначале Феофил ничем не смущался и спокойно продолжал свою работу. И епископ сначала не верил наговорам на Феофила, а потом смутился и отстранил Феофила от церковной деятельности. А Феофил, вместо того, чтобы стерпеть это и понять, что Господь смиряет его за самовластный и самочинный отказ от сана, возмутился и стал обуреваться помыслами: «Вот епископ тебя перед всеми унизил, совершенно несправедливо оскорбил предпочел тебе человека гораздо тебя ничтожнее». В нем началась огромная борьба, потом малодушие и почти отчаяние. Ему казалось, что люди, просившие его быть епископом, теперь перестали его уважать, смеются над ним. И в его душе вспыхнуло желание вернуть себе во что бы то ни стало свое прежнее положение перед людьми. Перед Богом он виноват не был, все возводимые на него обвинения были действительно клеветой, но перед людьми ему хотелось вернуть свое положение. И в своем малодушии он дошел до того, чтобы вместо того, чтобы идти к Богу и у Него просить прощения в своих грехах, в тех самых грехах, ради которых он и от сана отказался, он стал искать помощи на стороне и обратился к одному волшебнику.
Тот, кто совершенно спокойно мог быть епископом, теперь ставит своей целью во что бы то ни стало сделаться вновь экономом и ради этого решился действовать через волшебника. Он пришел к нему ночью и все рассказал, просил его помощи и обещал заплатить. Волшебник обещал ему помочь на следующий же день, но при одном только условии – чтобы он отрекся от Христа. Феофил же был в таком малодушии, что забыл обо всем, забыл о том, что он в свое время предстанет пред Престолом Божиим, и помнил только, что ушли от него прежние почести и уважение, и хотел их вернуть. Он согласился и дал на это особое рукописание волшебнику.
Действительно, через некоторое время Феофил получил облегчение. Епископ, по воле Божией, почувствовал, что он несправедлив к Феофилу, и стал просить у него прощения. И если бы Феофил все претерпел в свое время до конца, то как бы радостно он встретил эту перемену. Епископ в церкви при всем народе стал просить у него прощения: «Прости меня, я обесчестил твою святыню. Я прошу тебя снова принять управление».
Но хотя епископ и возвеличил вновь Феофила, пользы тому не было никакой. Он снова был всеми почитаем, все ему повиновались, и его враги стали смиренно просить у него милости. Кажется, теперь все было хорошо. Да, было бы, если бы Феофил шел путем покаяния и претерпел бы все, но ведь он отрекся от Христа. Наступил такой момент, когда совесть в нем проснулась и стала его жечь; он начал страдать, скорбеть и каяться, почувствовав со всей силой свой грех. В это самое время и волхв был казнен за свои дела, и, кажется, все могло бы забыться со смертью волхва, – ведь никто из людей, кроме него, не знал о падении Феофила. Но совесть в нем не молчала, мучения все увеличивались, невмоготу стало ему жить.
И обратился он с горячей мольбой к Божией Матери, к «Споручнице грешных», стал просить Ее быть его Заступницей. Он уединился в маленькой церкви, отложил все житейские попечения и усердно молился и каялся в течение 40 дней.
И Матерь Божия услышала его молитву. Она покрыла его Своим омофором и дала ему возможность иметь Ее своей Заступницей перед Сыном Своим. Вот теперь у Феофила появилось настоящее покаяние, а раньше было у него много гордости, любования собой и не было самого главного – готовности к скорби. Он мог бы в свое время принять епископский сан не ради почести, а ради несения креста, ради скорбей, с ним связанных, для очищения грехов, а он пошел по другому пути. И хотя теперь никто не знал, как низко пал Феофил, но он сам захотел, когда пришло время истинно покаяться, чтобы все узнали его грех. И он, который так старался возвратить себе свое прежнее положение в глазах людей, теперь в храме, во время Литургии, когда служил епископ, после Евангелия с плачем бросился к его ногам и просил разрешить ему вслух принести покаяние. Ему невмоготу было дольше нести этот величайший грех – грех отречения от Христа. Его душа раскрылась, и он готов был нести все скорби, все унижения.
Он подробно все рассказал от начала и до конца, до своего видения Божией Матери, возвратившей ему его рукописание. Он вынес себя на посрамление и принес истинное покаяние. В наше время каждый кающийся может сделать это перед священником в Таинстве Покаяния. И хотя мучительно стыдно каяться, но преодолением этого стыда кающийся очищается от грехов.
Вот мы видим два состояния у одного и того же человека. И как бы мы ни определяли покаяние, оно необходимо должно нести в себе готовность кающейся души на всякую скорбь. Если я каюсь, значит, я виноват и готов понести покаяние, какое наложит на меня Господь. Поэтому и Феофил, когда каялся по-настоящему, не остановился перед тем, что о нем все могут переменить мнение.
Вот какое состояние у кающегося не на словах только, у него покаяние входит в жизнь. Мы все должны помнить, что все трудности посланы нам по нашим грехам, и переносить их надо не с ропотом, злобою и ненавистью, а с терпением, как от Самого Господа.
Пусть каждый из вас, родные мои, почувствует свое покаяние – на словах оно или на деле. Особенно в дни поста давайте помнить, что покаяние есть уготовление себя ко всем скорбям. Давайте помнить и то, что Господь посылает скорби, Он и избавляет от них. Будем же Ему служить, помня, что Он сказал: «Избавил и еще избавлю». Господу нашему слава во веки веков. Аминь.
Десять слов о покаянии: советы афонских отцов
В период Великого поста мы особенно стремимся жить покаянием, без которого невозможно спасение. Мы просим Бога: «Покаяниия отверзи ми двери, Жизнодавче», желая изменить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, отвергнуть грех, мешающий нам приблизится к Богу.
Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских отцов о покаянии.
1. Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его. Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот, Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже израильтяне (1Езд. 1:1 и ниже). И все потому, что народ покаялся и изменился (2 Езд. 8:88–92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!
Преподобный Паисий Святогорец
2. Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!» – а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.
Преподобный Паисий Святогорец
3. Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться.
Преподобный Паисий Святогорец
4. Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.
Преподобный Силуан Афонский
5. Господь милостивый, и нам Дух Святой дает силу быть милостивыми. Братья, смиримся и покаянием стяжем себе милующее сердце, и тогда увидим славу Господню, которая познается душою и умом по благодати Святого Духа.
Преподобный Силуан Афонский
6. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.
Преподобный Силуан Афонский
7. Покаяние должно быть единственным путем нашим к Богу. Покаянию свойственно возрождать нас и делать подобными Самому Христу. … Когда нам приходит какая-нибудь мысль, которая не соответствует закону Евангельскому, мы говорим: «Господи, исцели мой ум». Когда в сердце нашем появляются раздражение или подобное, мы говорим: «Господи, исцели мое сердце». Это принимает общий характер борьбы, и мы безгласно, но кричим внутренно: «Господи, исцели всего меня… Приди ко мне, лежащему на земле, и воздвигни меня от моих низких мыслей и страстей, от низких движений сердца моего!» Так проходит наша борьба.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
8. Неудивительно, что бегущий спотыкается. Ему нужно только иметь терпение и покаяние каждое мгновение. Поэтому постоянно приноси покаяние, когда согрешаешь, и не теряй времени. Ибо чем больше ты медлишь, с тем чтобы попросить прощения, тем глубже позволяешь лукавому пускать в тебе корни. Не давай ему усиливаться тебе во вред. Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь, с усердием приноси покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, я человек и немощен».
Старец Иосиф Исихаст
9. Покаяние имеет великую силу. Оно уголь превращает в бриллиант, волка — в ягнёнка, свирепого человека делает святым. Оно сделало кровожадного разбойника первым обитателем Рая! Именно потому, что покаяние обладает такой силой, диавол делает всё возможное, чтобы отвратить от него человека. Этим объясняется то, что так много людей выступает против покаяния и исповеди.
Некоторые говорят так: «Я же знаю, что всё равно опять совершу этот грех, так зачем мне идти и исповедоваться?»
Брат, грех — это как болезнь! Болеешь не один раз. Можно много раз болеть одной и той же болезнью. Но каждый раз, заболев, ты идёшь к врачу и принимаешь лекарства, которые он тебе выписывает. Так и с нашей душой. Каждый раз, когда тебя поражает болезнь — пусть она одна и та же, — спеши покаяться и исповедовать грех. Придёт время и лекарство благодати совершенно исцелит твою болезнь.
Архимандрит Ефрем (Мораитис)
10. Начальная степень покаяния — это сожаление о совершенных ошибках, следующая степень — исправление ошибочного действия, которое явилось причиной нарушения заповеди. … вся деятельность человека берет начало от ума. … За неправильными помыслами следуют столь же неправильные поступки. Покаяние в буквальном смысле означает обращение ума к предшествующему состоянию, то есть к правильному порядку вещей.
Старец Иосиф Ватопедский