Курба, Ярославская область, Ярославский район.
Сегодня мы отправимся в путешествие в одно из самых больших и значимых сёл Ярославской области — Курбу. Расположенное в получасе езды от Ярославля, село начало свою историю в 1426 году. Сегодня здесь проживают порядка полутора тысяч человек. В селе есть всё, что нужно обычному жителю: школа, магазины, почтовое отделение, библиотека и аптека. Но есть здесь то, о чём курбовчане с гордостью рассказывают заезжим гостям. Главная достопримечательность Курбы — руинированный Храмовый комплекс Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери. Его жемчужиной является Казанский храм, в основе которого расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков.
Он хранит воспоминания об ушедших эпохах и людях, объединявшихся когда-то здесь для молитвы. И всё же есть в рассказах об этом храмовом комплексе нескрываемая грусть. В настоящее время основная надежда на восстановление курбского храмового комплекса связана с активистами фонда сохранения культурного наследие «Белый Ирис». Его члены ведут сбор средств на восстановление нескольких известных храмов, которые попали в такое же положение, как и церкви в Курбе. Например, храмы в селах Пёт Рязанской области и Аксиньино в Тульской области.
В чем уникальность храмового комплекса? Каково реальное состояние церквей в Курбе? И как мы можем помочь этим удивительным достопримечательностям уже сейчас?
Курба раскинулась на высоком берегу речки Курбицы. С любой стороны на подъезде к этому селу видно, вонзающуюся в небеса, пятиярусную колокольню храма Казанской иконы Божьей Матери. Это величественное архитектурное сооружение могло бы стать украшением любого православного храмового комплекса. Вопреки своей массивности колокольня выглядит необычайно лёгкой и стройной. Своей гармоничностью радуют глаз общие пропорции здания, соотношение высоты ярусов и пролётов арок. Нельзя не отметить то, с каким изяществом выполнены резные белокаменные детали. Силуэт колокольни зрительно обогащает далеко вынесенные карнизы, фигурные кровли верхних ярусов и главка сложной формы.
История церкви Казанской иконы Божьей Матери началась в 1770 году: построена она была на средства прихожан. Но вероятнее всего, строительство не обошлось без финансовой поддержки потомков рода Нарышкиных.
Немного известно о причинах того, почему курбовчане решились на строительство новой большой церкви. По легенде сама Богородица явилась девочке, жительнице села. Царица Небесная повелела ей сообщить жителям Курбы, что строящийся храм должен быть освящён во имя Казанской иконы Божьей Матери. Кроме того, она сообщила, что при условии выполнения её наказа больше никто не умрёт от холеры, бушевавшей в тех краях.
В новом большом летнем храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. При храме были две часовни и кладбищенский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1872 году.
Приход церкви был довольно большим. На службы сюда приезжали более полутора тысяч жителей окрестных деревень.
Казанская церковь — уникальнейшее архитектурное строение, которое в народе принято называть «круглой церковью». И это не случайно. В основе храма расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков. По словам различных архитекторов-реставраторов, занимающихся вопросом восстановления Казанской церкви, над возведением храма одновременно работало несколько строительных бригад, так как каждый «лепесток» стены отличается своей архитектурой.
Второй ярус церкви представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. В высоком восьмигранном своде, который напоминает по форме купол, по четырём сторонам света расположены окна-люкарны. Мощные арки над люкарнами служат основаниями для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Между ними находится центральная глава, расположенная на вершине восьмерика. В традициях ярославского зодчества выполнено чешуйчатое покрытие глав, имитирующее деревянный лемех и черепицу.
Наружное убранство стен Казанской церкви представляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса; и такие же, но с полукруглым завершением наличники окон второго яруса. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранились следы фрескового изображения Николы.
С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной.
В храмовый комплекс Курбы входит и Вознесенско-Никольская церковь, построенная в начале XVIII в стиле московского барокко. Она, наряду с другими курбскими храмами, представляет собой значительную архитектурную ценность. Общие пропорции храма, а также — соотношение высоты ярусов и пролетов арок в нем найдены очень удачно.
Остатки фрескового изображения Божьей Матери можно увидеть над окном второго яруса. Внутри храма четыре пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов. Система фресковой росписи Казанской церкви такова: сравнительно небольшие живописные сцены располагаются одна за другой горизонтальными рядами. Их последовательность даёт возможность читать с помощью зрительных образов содержание Ветхозаветных и Евангельских сюжетов, изображения Святых.
Первый ряд снизу посвящён изображениям Святых и называется апостольным. Второй, находящийся над ним, повествует о событиях, описанных в Евангелии. Последние два ряда и часть фресок, украшающих потолок храма, отражают содержание Ветхого Завета. Характерной особенностью многофигурных композиций является реалистичность, передача движения, динамичность. В живописные композиции включены и элементы пейзажа. Каждая фреска помещена в отдельную золочёную овальной или прямоугольной формы пышную раму барочного типа.
Небольшие композиции в медальонах, располагающиеся между рядами фресок-картин, служат оригинальными декоративными украшениями росписи и несут в себе дополнительное содержание. Наибольший интерес вызывают фресковые композиции, связанные с историческими моментами. Они расположены на пилонах, а некоторые из них — в медальонах между рядами фресок. На фресках можно увидеть былой облик села Курба, изображение А.М. Курбского. спасающегося от царской опалы, а также его изображение в период проживания в Литве, момент освящения иконы Казанской Богоматери, облик иконостаса церкви.
К сожалению, 20-й век принёс много дурного красивейшему храмовому комплексу и его приходу. В тридцатые годы местные власти ополчились против церкви, приказав уничтожить все иконы, находившиеся здесь. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция. Копоть от работавших машин уничтожила множество фресок, бывших отличительной чертой храма. Долгое время Казанская церковь пустовала и без должного ремонта начала разрушаться.
С 1988 года стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры 18 века. Местная администрация выделила средства на проведение реставрационных работ. Жители Курбы организовали сбор пожертвований на восстановление Казанской церкви. Однако наступили трудные времена и собранных средств не хватило для реставрационных работ. Восстановить смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично, кладку стен. Но время неумолимо и то, что было сделано с таким большим трудом, уже практически вновь разрушено. К сожалению, курбские церкви не были включены в перечень памятников федерального значения, охраняемых государством. В настоящее время идет процесс оформления храмов в региональную собственность. Это существенным образом негативно влияет на ход дел по их реставрации.
Присоединиться к добрым начинаниям фонда «Белый Ирис» могут все желающие. Для этого вы можете перечислить любую сумму на восстановление храма. Примечательно, что на проведение первоочередных восстановительных работ в Курбе благотворителями со всей страны уже была собрана практически половина необходимой суммы. А значит, в наших силах восстановить уникальный храмовый комплекс!
Курба. Разруха и величие.
Из Тутаева, или вернее Константиновского с его старинным нефтезаводом (оба показаны в прошлой части) мы с sasha_kalkaev взяли курс на Москву, но по дороге заехали в Курбу — ещё одно большое село (1,4 тыс. жителей) в стороне от больших дорог, где сохранилась ещё одна грандиозная и при том заброшенная церковь. Этим постом завершаю рассказ о нашем среднерусском вояже к так и не достигнутой Мологе.
От Тутаева до Курбы дорога довольно глухая и разбитая, от чего в Ярославской области, надо заметить, быстро отвыкаешь. В одном месте у дороги попался памятник, судя по всему погибшему в ДТП, и погибший этот явно при жизни был и богат, и любим.
Курба известна с 1426 года (хотя скорее всего была и раньше), и как нетрудно догадаться, жили в ней Курбские — ветвь от ветви ярославских Рюриковичей, один из знатнейших родов Великого княжества Московского, не вставший в один ряд с какими-нибудь Шереметевыми или Трубецкими разве что потому, что во времена их расцвета Русь ещё была деревянной, и выдающихся храмов и дворцов они после себя не оставили. Курбские были родом воинов, и почти в каждом поколении прославились победами — кто-то бился с татарами, кто-то с литвинами, кто-то покорял Северный Урал… Так и Андрея Михайловича Курбского, перводиссидента нашего, продолжатель его дела Рылеев в своём стихотворении охарактеризовал: «Надежда скорбных россиян, гроза литовцев, бич Казани» — один из ближайших соратников Ивана Грозного, вместе с царём брал Казань и воевал Ливонию, а потом, видя неизбежность поражения в войне и казни других «соратников», взял да сбежал в Литву. Король оказал ему тёплый приём, дал во владения Ковель с окрестностям, и позже наверное не раз об этом жалел, но терпел, стиснув зубы — именитый беженец, незаменимый в пропагандистских целях, оказался вспыльчив, нагл и агрессивен и периодически даже воевал с окрестными панами. Ещё писал письма Ивану Грозному, вместе с царёвыми ответами ставшие одной из вех русской публицистики, и занимался историческими трудами, в первую очередь составив свою «Историю великого Московского княжества», в которой об Иване Грозном и Иване III собрал все возможные мерзости. При всём том в теории он очень любил родину, тосковал по ней, много говорил о значении православия, царской власти и прочем… Короче говоря, был основоположником того феномена русской мысли, что остаётся неизменным уже почти полтысячи лет. Ливонская войни и Великая Смута вообще на русскую культуру оказали грандиозное влияние, и сам феномен «русского западничества» зарождался на полях русско-польских войн. Поставленный теми событиями и лишь подтвержденный всеми последующими войнами вопрос я сформулировал бы так: «Стоит ли противостоять тем, кто совершеннее тебя?». И раз за разом побеждая в войнах с Западом, но век за веком живя беднее и грустнее побеждённых, словом чаще отвечали «нет», а делом — чаще отвечали «да».
Но к Курбе это всё имеет только то отношение, что после бегства Андрея Крупского (именно под такой фамилией он фигурирет в Литве) в опале оказался весь род, вотчину у них изъяли и дальше она меняла хозяев ещё не раз, и в интересующее нас время — с 1743 года по середину 19 века — это были Нарышкины. Собственно, это было одно из «торговых сёл», коими так богата восточная часть Ярославщины вдоль старинной Ямской дороги, где многие крестьяне были фактически купцами, а уровень благоустройства приближался к небольшим городкам, но где-то рядом всегда была усадьба господина. Ещё таких сёл много было на Нижегородчине — например, знаменитый Городец городом-то не числился. По сути дела, это был наш аналог «местечек», не сказать бы — штетлов, но только сугубо русский по этническому составу. Какие-то из них, как тот же Городец, при Советах повысились до городов, другие — напротив, откатились к состоянию обычных сёл.
В 1895 году в Курбе открылась едва ли не первая в России сельская библиотека. Вот ещё какое-то крупное старое здание близ автостанции:
А в другую сторону с того же места открывается вот такой вид:
Безымянная часовня конца 19 века, необычнейшей формы и огромного размера Казанская церковь (освящена в 1770-м году, а заложена, вероятно, в 1743-м, когда Курбой овладели Нарышкины), обезглавленная Воскресенская церковь и колокольня. У часовни неизвестно даже посвящение (хотя селянам сейчас служит только она), у Воскресенской церкви и колокольни — возраст: первая может быть хоть конца 17-го, хоть начала 19-го века, вторая — явно рубежа 18-19 веков: типичнно верховолжская устремлённая к небу колокольня вроде той, что торчит из воды в Калязине. Серьёзных исследований не проводилось, реставраций не велось, типично русское сочетание величия с забвением.
Воскресенская церковь по крайней мере недавно была клубом. Сейчас, такое ощущение, начинает реставрироваться — глядишь, лет через 20 и до Казанской церкви с колокольней руки дойдут.
Обкарнали, в прямом смысле слова, безбожно, срубив не только главки, но и второй этаж — больше теперь похоже на палату, чем на храм:
Казанская церковь — сооружение совершенно загадочное. Многолепестковые храмы на Руси были и раньше и занесли сюда эту традицию итальянцы — например, собор Высоко-Петровского монастыря в Москве. Были подобные храмы и в Западной Руси — в Галиче (но там от них остались лишь фундаменты) и Владимире-Волынском. Однако всё это «дела давно минувших дней», а тут — 18-й век, и вдобавок, по числу «лепестков» у Курбской церкови нет никаких аналогов — их у неё целых 16. На фотографиях она почему-то кажется небольшой, вблизи же довлеет над зрителем, как градирня:
Исключительно красивые кресты, обсиженные галками:
В окнах видны фрески. В одно из окон легко влезть:
Внутри как будто скот держали… Четыре пилона разной ширины и формы:
Под сводами гуляет ветер… Стены простоят ещё не один век, роспись наверное тоже продержится ещё десятилетия. И всё же это не оправдание — не должен быть столь удивительный храм в столь печальном виде. , с не в пример более качественными фотографиями и детальной съёмкой фресок, можете почитать у av_otus. А Курбский явно хотел, чтобы в нашей стране подобного не было, тем более в его родном селе; проблема в том, что его союзники и покровители хотели, чтобы и самой нашей страны тоже не было. Вот эта оговорка и делает неразрешимым поставленный Курбским вопрос. Стоит ли противостоять тем, кого считаешь справедливыми, если чувствуешь их несправедливость лично к тебе?
Гуляя вокруг мёртвой церкви, я приметил ещё пару храмов вдали, и мы поехали к ним, попетляв по посёлку. Какой-то, кажется, техникум, уже не знаю который по счёту за эту поездку:
А мы приехали в село Васильевское, вплотную примыкающее к Курбе через речку Малая Курбица — собственно, с мостика и снят заглавный кадр:
Там обнаружилось нечто, похожее на небольшой и явно женский монастырь:
Но это не монастырь, а Васильевский погост — целиком сохранившися комплекс летней и зимней церквей, святых ворот и кладбища. Собственно, летняя — Смоленская церковь (1793-1804) с пятью главками, зимняя — Спасская (1745) с явно более поздней колокольней.
Вроде бы, ни с какими великими событиями этот погост не связан. Но Спасская церковь, по местной легенде, перестроена из палат Андрея Курбского и от неё к Курбскому погосту якобы вёл подземный ход, где после изгнания Перводиссидента люди прятались от набегов:. Под крестом покоится дьякон Иван Приоров, чей правнук another_m_lj уже оставил комментарий к данной записи:
Спасская церковь никогда не закрывалась. Её настоятель отец Иоанн — человек очень деятельный и образованный, собирает разную историческую информацию, организует субботники силами окрестных жителей, и в общем по состоянию церквей его деятельность видна:
Курбский погост же в таком запустении просто потому, что некому ходить в такой огромный храм, как там — его должны восстанавливать не прихожане, а государство. Здесь же всё в самый раз:
Задние ворота и одинокая могила:
Общий вид:
Впечатлённые всем этим — разрухой, величием, таинственностью, красотой — словом, стариной России, выехали на Ярославское шоссе да погнали в Москву, по объездной Ростова, через центры Переславля и Сергиева Посада. Это древняя Ямская дорога, связывавшая Москву сначала с Ярославлем — главным в те времена портом на Волге, затем с Архангельском — главным портом на море, и была она когда-то лучшей дорогой Европы, по которой 1200 километров можно было преодолеть «на перекладных» всего-то за 12 дней. Архангельск, где уже стояли английские и голландские фактории, стал главным портом лишь после окончательного поражения в Ливонской войне и потери надежд выйти к Балтике; у победителей доживал старость Анджей Крупский, бывший Андрей Курбский, чей сын перешёл в католичество, а дальние потомки в 1686 году вернулись и в Россию, и в православие, как раз накануне второй попытки овладеть Прибалтикой… Затем пришла новая эпоха, Архангельский порт быстро опустел, а с ним началось увядание всей этой стороны, купеческих городов не только на Ямской дороге, но и на бесчисленных реках в бассейне Белого моря и Верхней Волги — но именно в процессе это упадка по всем этим городам строили их красивейшие храмы. А что дорога очень старая, особенно хорошо заметно по церквям, так красиво поставленным на её поворотах:
В Москву я, впрочем, вернулся всего на пару дней, а затем с dima1989 поехал в следующий вояж, в Нижегородскую область на поиски Китежа. Там ещё полтора десятка постов, но это позже. В следующем блоке (примерно того же размера) закончу рассказ о Прибалтике на эстонских островах.
ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. Клобук, или Сердце России.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заволжье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её следы.
Пошехонье.
Тутаев. Два берега.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск и Константиновский.
Курба. Разруха и величие.
Во вторую половину довольно продолжительных «майских каникул» удалось посетить с визитом туристическим края Ярославские.
В каких-то 20-ти километрах от Ярославля располагается село, угро-финское название которого означает «чаща, лес дремучий» — Курба. В центре села высится уникальный комплекс из барочной Казанской церкви и классицистской колокольни — с ними-то мы и ознакомимся.
Каменный пятиглавый храм, выстроенный в 1770 году, имел три престола: главный во имя Казанской иконы Божьей Матери, придельные во имя Спаса Нерукотворного Образа и во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Нижний ярус центрического сооружения в плане представляет шестнадцатилепестковый барабан. Фасады оформлены плоскими наличниками, причем, на первом ярусе окон они имеют треугольные завершения, а на втором — полукруглые.
С запада, севера и юга к храму примыкают невысокие притворы, южный из которых до наших дней не сохранился, тогда как два оставшихся лишились кровли.
Второй верхний ярус представляет собой четверик со скошенными углами, сомкнутый восьмилотковый свод которого завершается восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой. По сторонам света лотковый свод четверика прорезан люкарнами, над которыми помещены глухие цилиндрические барабаны, также увенчанные луковичными главками.
Датировка строительства пятиярусной колокольни варьируется от начала до конца XIX века.
Общие пропорции и элементы декора сходны с построенной в 1796-1800 годах колокольней Никольского собора в Калязине.
Проследуем внутрь Казанской церкви.
Стены храма и поддерживающие четверик второго яруса четыре массивных пилона покрыты росписью, выполненной ярославскими иконописцами с 1796 по 1799 год.
Привлекает внимание различный размер пилонов — южные шире:
Западный…
…и восточный.
А северные уже:
Западный…
…и восточный
Обойдем пилоны вокруг:
Западная сторона южного придела
Восточная сторона южного придела
Западная сторона северного придела
Восточная сторона северного придела
Поднимем голову и посмотрим на своды четверика, с восточной стороны которого сохранились остатки рамы иконостаса.
Рассмотрим многочисленную роспись поближе
И ещё поближе — увы, но сохранность во многих местах оставляет желать лучшего:
Искушение Христа
Брак в Кане Галилейской
Христос на суде Анны и Каиафы
Давид пасущий стада
Казанская церковь была закрыта в 1929 — 1930 годах, после чего в храме располагалась машинно-тракторная станция, а в колокольне — водонапорная башня. Решением облисполкома № 43 от 24.01.1989 года ансамблю был присвоен-таки статус объекта культурного наследия. Однако, на сегодняшний день находящийся вблизи от областного центра храмовый комплекс в селе Курба заброшен и продолжает разрушаться.
Спасибо за внимание!