Содержание
04 (17) ноября 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.1)
Сегодня Православная Церковь чтит память:
Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Прп. Иоанникия Великого (846); сщмчч. Никандра, епископа Мирского, и Ермея, пресвитера (I).
Мч. Порфирия лицедея (361); свт. Луки Жидяты, еп. Новгородского (1059); св. Иоанна Ватаца Милостивого, царя Никейского (1254) (Греч., Серб.); прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV); прп. Никандра Городноезерского (XVI); блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584); правв. Иоанна, Стефана и Исаии (Груз.).
Сщисп. Николая Виноградова, пресвитера (1931); прмц. Евгении (Лысовой), монахини (1935); сщмч. Александра Петропавловского, пресвитера (1937); сщмч. Исмаила Базилевского, пресвитера (1941).
Святые дня, молите Бога о нас!
Преподобный Иоанникий Великий
Упова́ние мое́ Оте́ц, прибе́жище мое́ Сын, покро́в мой Дух Святы́й: Тро́ице Свята́я, сла́ва Тебе́
(молитва прп. Иоаникия Великого из вечернего правила)
Преподобный Иоанникий Великий родился в Вифинии в 752 г. в селении Марикати. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот – единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду.
По приказу императора Льва IV (775 – 780) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но, как храбрый воин, был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.
Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако, по совету опытных в монашеском делании старцев, он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого, по внушению Божию, преподобный удалился в пустыню.
Три года пробыл он в глубоком уединении, лишь раз в месяц пастух приносил ему немного хлеба и воды. День и ночь проводил подвижник в молитвах и пении псалмов. После каждого стиха псалмопевца преподобный Иоанникий творил молитву, которую в несколько измененном виде хранит Православная Церковь до сих пор: «Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой». Случайно встретив своих бывших товарищей по военной службе, святой покинул пустыню и удалился в Контурийские горы.
Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию (память 21 февраля). Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины.
70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества; он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение. Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 года в возрасте 94-х лет.
Тропарь преподобного Иоанникия Великого
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иоанникия Великого
глас 8
Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй/ и сущия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший явился еси,/ но яко приял еси благодать исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зовем:// радуйся, отче Иоанникие.
Священномученики Никандр, епископ Мирский и Ермей, пресвитер
Святые Никандр и Ермей просвещены были светом учения Христова и поставлены на священнослужение святым Апостолом Титом1. Многих эллинов2 они обратили от языческого заблуждения и привели ко Христу. За это они были схвачены и приведены на допрос к комиту3 Ливанию.
Когда Ливаний, после долгих стараний отвратить их от Христа, ничего не мог достигнуть, он повелел привязать их к резвым коням и, гоняя последних, влачить рабов Христовых. Влачимые таким образом долгое время, они обагрили землю своею кровью. Тела их, ударяясь по земле о камни и пни, покрывались ранами и, по закону естества человеческого, им надлежало бы умереть, если бы Сам Господь не укреплял их во время мучений. Потом едва живых их ввергли в темницу и морили голодом и жаждою; но Господь питал их хлебом небесным4 и исцелял их раны. По некотором времени, они опять были приведены на допрос и, когда отказались повиноваться мучителю, были повешены на дереве, строгаемы железом и палимы свечами. Затем они были брошены в разожженную печь, но остались невредимы, ибо Ангел Господень, сошедши к ним, остудил печь и сохранил их невредимыми от огня. Наконец, мучитель приказал вбить им железные гвозди в голову, сердце и чрево, и после того для них выкопали яму и еще дышащих бросили туда и засыпали землею. Скончавшись такою жестокою и тяжкою смертью, святые Никандр и Ермей достигли вечной радостной жизни с Господом, Которому слава во веки. Аминь.
______________________
Примечания
1 Святой Тит – ученик и ставленник святого Апостола Павла. Он был епископом на острове Крите. Память его совершается 25 августа.
2 Эллинами назывались собственно Греки; но в житиях святых этим именем иногда обозначаются вообще язычники.
3 Комит – градоначальник.
4 Под хлебом небесным можно разуметь или действительную пищу, которая чудесно посылаема была святым мученикам в темнице, или вообще подкрепление их свыше, при котором они не нуждались и в пище.
Тропарь священномученика Никандра
глас 4
Мученик Твой, Господи, Никандр/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Преподобный Меркурий Печерский
Инок Киево-Печерского монастыря; о нем известно только то, что он был связан единомыслием и братской любовью с преподобным Паисием (XIV в.; память 19 июля/1 августа). Святые были неразлучны, жили в одной келлии, а после смерти были положены в один гроб. В настоящее время мощи их почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Тропарь преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 5
Присносущныя, блаженне, желая сподобитися жизни, / праведне и непорочне / жизнь свою препроводил еси в нынешнем веце, / темже, Меркурие, желаемаго ты достиг, / моли и нам вечныя сподобитися жизни.
Кондак преподобного Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах
глас 8
Преподобному во всех делех Господеви преискренне работая,/ и Онаго всегда в церкви преподобных Своих/ преподобным воспевая гласом,/ наследил еси, преподобне Меркурие, часть преподобных,/ с нимиже молися о всех нас.
Преподобный Никандр Городноезерский
Преподобный Никандр жил в XVI веке. Обладая истинным благочестием и ища уединенного иноческого жития, он поселился на берегу озера Городно в 47-ми верстах к северо-западу от города Боровичи.
Постепенно около него собиралась братия. Возникала обитель, которая стала называться по месту Гродноезерской, а по имени основателя – Никандровой. Братия построила церковь в честь Воскресения Господня.
Обитель не отличалась многолюдством. По описи 1581 года в Гродноезерском монастыре имелось: одна келлия игуменская и 10 келий братии. Из всех монастырей Новгородской земли Никандрова пустынь была одним из самых пустынных мест. Она в прямом смысле этого слова была пустынью (в еще большей степени это название относится к ней в наше время).
Преподобный Никандр дожил до глубокой старости и почил в 1603 году.
(могила преподобного Никандра Гродноезерского, фото XX века)
Господь прославил Своего угодника чудесами исцеления, происходящими у его могилы.
Над могилой преподобного Никандра в начале XVII века была построена церковь во имя Всемилостивого Спаса.
Постепенно Гродноезерский монастырь пришел в упадок и в 1764 году, при императрице Екатерине II, был упразднен, монахи переведены в другие обители.
Над могилой преподобного Никандра Гродноезерского на месте сгоревшей церкви была построена часовня, которая была действующей до 1930-х годов.
В 20-е годы XIX века началось строительство нового каменного храма и в 1831 году он был освящен во имя Святой Троицы. Причем храм был построен и содержался пожертвованиями местных дворян-землевладельцев: Апраксиных, Мякининых, Филипповых, Михель, Сиверс.
(Церковь Троицы Живоначальной — Никандрово)
К началу XX века осталась только одна церковь в честь Воскресения Христова с приделом в честь Никандра Гродноезерского. В безбожное время придел был разобран, но церковь устояла. Монастырь подвергся надругательствам безбожников, стал достоянием колхозников. На месте обители возникла деревня Никандрово Любытинского района Новгородской области.
В августе 1992 года о. Иосиф, настоятель Успенского храма в селе Внуто (в 10 км от Никандрово), по благословению Патриарха Алексия II перенес мощи преподобного Никандра Городноезерского в действующий храм села Внуто. На месте прежнего упокоения под камнем на Никандровском погосте хранятся частицы мощей преподобного угодника Божия.
(Церковь Успения Пресвятой Богородицы — Внуто — Хвойнинский район — Новгородская область)
Постепенно оставленный храм рушился, осквернялись могилы. Священники и миряне мысленно прощались с храмом.
В августе же 2000 года в день канонизации Новомучеников Российских было обнаружено мироточение стоявшей в алтарной части храма иконы Владимирской Божией Матери. Крупные капли появлялись вновь и вновь, источая временами аромат, чем-то похожий на духи «Красная Москва». Символично, что эти духи до революции носили другое название и были духами императрицы Александры Федоровны, канонизированной в этот день. Вечером при чтении акафиста типографские краски иконы стали ярче, проступил розовый цвет края рукава одеяния Богородицы и хитона Богомладенца. Икона «плакала» в рушившемся храме, повергая прихожан в изумление и священный трепет.
Так началось восстановление храма. С лета 2002 года в храме Городноезерской обители совершаются регулярные богослужения и продолжаются восстановительные работы.
Блаженный Симон Юрьевецкий
(Икона святых блаженных Симона Юрьевецкого и Алексия Елнатского)
Об этом угоднике Божьем можно подробно почитать тут:
Святитель Лука Жидята
Память 4 ноября (Новг.), в Соборах Новгородских святителей и Новгородских святых
Происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника на Новгородской кафедре — грека, святителя Иоакима Корсунянина. Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником Иоакима. Вероятно был поставлен на Новгородскую кафедру в 1036 или 1037 году.
14 сентября 1050 году освятил воздвигнутый при нём новый каменный Новгородский Софийский храм.
В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом в заточение, где пробыл три года.
В 1059 году оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода.
Скончался вероятно 15 октября 1059 года. Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором.
22 марта 1558 году обретены его нетленные мощи, перенесены архиепископом Пименом в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Тогда же святитель Лука и был причислен к лику святых.
Епископ Лука — первый по времени русский проповедник, живший в XI веке и представлявший собой замечательный образец пастыря. Это «самородный тип, боровшийся с византийским влиянием» и действовавший в «духе чисто русского просвещения». В его слове, отличающимся изумительной простотой «жизнь бьет ключом».
Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом в 1030 году школу. Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги. Также сохранилось от его времени Евангелие, известное под его именем.
Епископ Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих.
(Князь Ярослав благославляет сына на княжение в Новгороде. Поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в.)
Труды
Переводы его с греческого языка до нас не дошли. Единственное произведение Луки Жидяты, известное в древнерусской письменности, есть весьма краткое «Поучение к братии». Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель Новгородский произнес свое поучение при самом вступлении на кафедру. Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях дает первоначальные наставления в истинах веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, еще мало проникнутая христианским учением. Проповеднику приходилось напоминать символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним. Для историка нравов интересны в поучении указания на недостатки современной проповеднику русской жизни — пьянство, сквернословие, лихоимство и др.
Поучение Луки Жидяты, сохранившееся лишь в поздних списках XV-XVI вв., напечатано в I т. «Русских достопамятностей» (1815), в «Истории русской церкви преосв. Макария», ч. I, и в «Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков» Ф. Буслаева (1861).
Священноисповедник Николай Виноградов, пресвитер
Священноисповедник Николай Павлович Виноградов родился 4 ноября 1873 года в городе Клин Московской губернии и происходил из духовного звания.
Поступив в Московскую Духовную семинарию, он окончил ее в 1896 году по второму разряду. Затем до 1898 года преподавал в Прохоровской церковноприходской школе Подольского уезда. Женился. 17 апреля 1898 года определен священником в храм села Данилово Подольского уезда, освященного в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.
Село Данилово одно из старейших сел Домодедовской подмосковной волости. Первое упоминание о церкви в селе относится к XVII веку, а каменный храм, в котором служил священник Николай Виноградов, был построен в 1755 году.
Здесь отцу Николаю и его близким суждено было прожить 32 года. Здесь в семье Виноградовых в 1900 году родилась дочь – Надежда, в 1902 году сын – Николай, а в 1904 году вторая дочь – Людмила, здесь отцу Николаю дано было Богом понести нелегкий крест вдовства.
Молодой священник много потрудился на ниве церковного просвещения. В ноябре 1898 года, вскоре после рукоположения и назначения на приход, отец Николай открыл в селе Данилово школу грамоты, где и преподавал сам безвозмездно. В 1901 году школа была преобразована в церковноприходскую, и отец Николай был ее бессменным заведующим и законоучителем до 1918 года. Кроме того, в 1908-1911 годы отец Николай состоял заведующим Воскресенской церковноприходской школой, которая располагалась близ села Растуново, и преподавал детям Закон Божий в земской школе самого села Растуново с 1909 по 1917 год.
В 1915 году отец Николай был назначен помощником благочинного шестого округа Подольского уезда, а в 1916 году – благочинным того же округа, и это послушание проходил до 1917 года. А в 1919-1920 годах по назначению епархиального начальства временно заведовал благочинием. В 1920 году был избран собранием духовенства и мирян в совет благочиния и до 1923 года нес это послушание. В 1923 году отец Николай был назначен духовником шестого благочиннического округа.
За ревностное служение Церкви Христовой отец Николай был награжден многими церковными наградами, в том числе в 1921 году – наперсным крестом.
Как и все священнослужители того времени, отец Николай был лишен избирательных прав, а в феврале 1930 года раскулачен. Поскольку никакого имущества у него уже не было, его просто выгнали из дома, и после этого он жил в доме одного из своих прихожан.
В декабре 1929 года отец Николай понял, что власти хотят закрыть церковь, поэтому на престольный праздник – день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских – он обратился к верующим с проповедью, в которой сказал: «…настали тяжелые времена, без нашего согласия закрывают церкви». Прихожане решили бороться за свой храм. 10 марта состоялось общее собрание, на котором верующие пытались протестовать против закрытия храма. Но 17 марта сельсовет на своем собрании постановил: просить удалить духовенство (то есть отца Николая) из «данной местности».
Этим вопросом занялось ОГПУ. Были допрошены председатель сельсовета, заместитель председателя колхоза и другие лжесвидетели, которые дали необходимые показания об антисоветской деятельности священника.
В середине марта 1930 года был допрошен и отец Николай. Следователь интересовался церковными серебряными сосудами, найденными у священника во время описи имущества в конце января 1930 года. Отец Николай показал, что в августе 1926 года знакомый священник, отец Николай Калугин, при переезде с места на место оставил у него на хранение узелок с вещами. Причем он даже не знал, что в нем находится. Узелок он положил на божницу, «где он и пролежал до того момента, пока ко мне не пришли с описью имущества».
22 марта 1930 года отец Николай был арестован в административном отделе Михневского районного исполнительного комитета и 24 марта допрошен повторно. На этом допросе священник полностью подтвердил свои предыдущие показания и заметил, что «какой-либо антисоветской агитации я не вел». В этот же день уполномоченный ОГПУ постановил избрать мерой пресечения – содержание под стражей в Серпуховском исправтруддоме. 19 апреля было сформулировано обвинительное заключение, в котором предъявлялось обвинение в антисоветской агитации, и 25 апреля 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника Николая Виноградова к высылке в Северный край сроком на три года.
Еще не старый священник не выдержал тяжелых условий северной ссылки. 17 ноября 1931 года в Емецком районе Архангельской области священник Николай Виноградов умер и был погребен в безвестной могиле.
После ареста священника служба в храме перестала совершаться, двадцатка, необходимая для регистрации прихода, распалась, а в 1934 году постановлением Президиума Михневского районного исполнительного комитета от 14 марта храм был закрыт. Богослужение в храме возобновилось только в 2000 году.
6 октября 2003 г. определением Священного Синода священник Николай Виноградов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик иерей Александр
(Петропавловский Александр Васильевич, +17.11.1937)
Александр Васильевич Петропавловский родился в дворянской семье, его отец служил коллежским секретарем при Ярославском губернском правлении.
Александр рано лишился отца; с детства пел в церковном хоре, что определило выбор жизненного пути. Закончив городское училище, будущий священномученик поступил в Ярославскую духовную семинарию, а по ее окончании служил псаломщиком, затем диаконом в селе Рыбницы Большесольского (ныне Некрасовского) района, в 40 км от Ярославля.
В 1929 г. отец Александр был рукоположен в сан священника, зимой 1930 г. определен к церкви в селе Брейтово, куда и переехала его семья, в которой было четверо детей.
Сотрудники ОГПУ конфисковали практически все имущество семьи, включая одежду и постельные принадлежности, забрали даже одеяло, в которое был запеленут месячный младенец. В доме осталась лишь табуретка и большая наследственная библиотека, спать приходилось на холодном полу, вскоре дети отца Александра заболели пневмонией. Врачи отказались лечить детей священника, и два ребенка, 3 и 6 лет, умерли на Пасху. По воспоминаниям очевидцев, пасхальную заутреню отец Александр служил со слезами на глазах.
В середине 30-х гг. его перевели в церковь Михаила Архангела в село Прозорово, где семья также жила в большой нужде и терпела постоянные притеснения от властей — в Прозорове им пришлось сменить 13 квартир.
(Церковь Михаила Архангела — Прозорово — Брейтовский район — Ярославская область)
Отец Александр был образованным, скромным и милосердным пастырем, готовым отдать последнее имущество нуждающимся. Он не поддался влиянию брата-коммуниста и других родственников, уговаривавших его снять сан ради спасения семьи, говоря им: «Не будет у нас духовенства — некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих, некому будет учить народ добру и справедливости, и люди погрязнут в грехах, невежестве, потеряют совсем трудолюбие, не станут совсем любить и уважать ближнего, и общественность будет сотрясаться от зла, страха, непримиримости… Это и заставляет меня до конца нести свой крест, не думая о последствиях».
Предчувствуя мученическую кончину, отец Александр подолгу молился по ночам, стоя на коленях перед иконами. Несколько раз его вызывали в село Брейтово в НКВД и предлагали стать осведомителем, но он решительно отказывался. В 1937 г. на священника завели дело, за ним было установлено наблюдение. Работники сельсовета, местный руководитель Союза воинствующих безбожников и один из учителей подписали необходимый для ареста клеветнический донос на отца Александра.
Желая отсрочить арест, священник старался избегать конфликтных ситуаций. Когда у него потребовали ключи от колокольни для снятия колоколов, он отдал их, не оказав никакого противодействия властям. Тем не менее, 26 октября 1937 г. священномученик был арестован и обвинен в антисоветской агитации и противодействии снятию церковных колоколов. Предлогом для ареста послужил разговор отца Александра со счетоводом сельсовета по поводу завышенного налога на храм. До 6 ноября арестованный содержался в КПЗ при Брейтовском отделении УНКВД, затем переведен в Рыбинскую тюрьму.
Несмотря на 3 недели жестоких пыток и побоев, отец Александр отверг обвинение в контрреволюционной пропаганде и никого не оговорил. Мученик расстрелян по приговору от 16 ноября 1937 г.
16 сентября 1959 года был реабилитирован президиумом Ярославского облсуда (по 1937 году репрессий). Прославлен Архиерейским Собором РПЦ (русская Православная церковь) 2000 г.
Священномученик иерей Измаил
(Базилевский Измаил Николаевич, +17.11.1941)
Измаил (Исмаил) Николаевич Базиле́вский родился 7 июля 1881 года в с. Ново-Макаровка Полянского (возможно Ново-Хоперского) уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Николая Васильевича Базилевского. Всего в семье было семь детей: Измаил, Павел (служил дьяконом, скончался в 1919г.), Григорий (1885—1937, служил священником, расстрелян), Николай, Любовь, Мария и Ольга.
Измаил Николаевич окончил Воронежскую Духовную Семинарию примерно в 1901г. С 1901 по 1909 год служил учителем сельской школы. В течение некоторого времени работал управляющим у помещика Резникова. Священный сан иерея принял в 1915 году. Служил: в селе Отскочное (Липецкая обл., Добринский р-н) 1915—1923гг. и в селе Скорняково Воронежской (ныне Тамбовской) области, 1923—1930. В 1930 церковь была закрыта, после чего Измаил Николаевич поселился в Воронеже, на ул. Первомайская. Начиная с 1930г. работал счетоводом на заводе. С 1936г. работал на разных работах— маляром, печником ит.д. Последнее место работы перед арестом— бухгалтер-калькулятор конторы Коопстройлес Облпотребсоюза.
Отец Измаил Базилевский был арестован в Воронеже 5 августа 1940 года. Его обвинили в том, что он враждебно настроен к советской власти и среди своего окружения распространял контрреволюционную агитацию. Будущий мученик виновным себя категорически не признал. Был вынесен приговор: лишение свободы с отбыванием в Исправительно трудовом лагере (ИТЛ) сроком на 10 лет и 5 последующих дет лишения гражданских прав. В марте 1941 священник Измаил Базилевский был этапирован в Карлаг.
Вторично арестован в самом Карлаге 31 августа 1941 года по обвинению в том, что «систематически в июле-августе 1941 г. среди заключенных высказывал контрреволюционные измышления клеветнического и пораженческого характера, восхвалял капиталистический строй». Отец Измаил вину в предъявленном обвинении опять не признал.
5 ноября 1941 года священник Измаил Базилевский подал в Верховный Суд Каз. ССР Кассационную жалобу, в которой, в частности, говорил, что «…мне никогда не приходило на мысль проводить к-р агитацию, никогда я не был настроен против советской власти. Показания свидетеля з/к Захарова, что будто бы я говорил, что в нашей стране нет порядка, но я этого ему не говорил, а говорил, что многие рабочие недобросовестно относятся к порученному им делу, портят и воруют материалы и что это сказывается на производстве. Высшую администрацию в этом я нисколько не обвинял, а только высказывал желание, чтобы изменить это ненормальное явление… Прошу Верховный Суд обратить внимание на мою жалобу и назначить пересмотр дела, так как я себя виновным не считаю».
«Постоянная сессия Карагандинского Облсуда при Карлаге НКВД, в закрытом судебном заседании,в с. Долинка 4 ноября 1941 года, рассмотрев дело по обвинению, объявила священника виновным и постановила подвергнуть его высшей мере наказания— РАССТРЕЛУ».
Но и после этого «суда» отец Измаил соглашаться с вынесенным несправедливым приговором не собирался. Чтобы показать всем, что с ложью, даже если это кажется безнадежным делом, нужно бороться до конца, он еще раз (последний, окончательный) опровергает выдвинутые против него обвинения и опять подает кассационную жалобу в Верховный суд. Вполне естественно, что никакая жалоба не могла повлиять на вынесенный приговор.
Приговор приведен в исполнение 17 ноября 1941 года. Место погребения отца Измаила неизвестно.
4 декабря 1992 года был реабилитирован Генеральной Прокуратурой Российской Федерации (по 1940 году репрессий).
Священномученик священник Измаил Базилевский (Измаил Карагандинский) канонизирован 20.08.2000 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
ИОАННИКИЙ ВЕЛИКИЙ
Родовое имя И. В. Воила (Βοιλᾶς) известно также по другим источникам и, вероятно, имеет болгарское происхождение (Winkelmann F. Quellenstudien zur herrschenden Klasse von Byzanz im 8. und 9. Jh. B., 1987. S. 150-151, 182, 202. (BBA; 54)). И. В. род. в вифинской дер. Марикату в крестьянской семье. С детства его жизнь была наполнена чудесными событиями: напр., он мог на целый день оставить стадо свиней без присмотра, лишь запечатлев его крестным знамением, но вечером всегда находил свиней в целости и сохранности. И. В. был высокого роста и обладал огромной силой. Достигнув совершеннолетия (ок. 780/1 или ок. 772/3), он начал военную карьеру в К-поле и поступил на службу в тагму экскувитов (дворцовую стражу). По сообщению мон. Саввы, И. В. был воспитан в иконоборческой среде, однако спустя несколько лет после восстановления иконопочитания (787) он благодаря чудесной встрече с неким старцем раскаялся и обратился к Православию. Оба агиографа упоминают воинские подвиги, совершенные святым во время битвы с болгарами при Маркеллах (20 июля 792): по версии мон. Петра, он спас от вражеского аркана имп. Константина VI (об историчности эпизода см.: Sullivan. 1994; а также: Lilie R.-J. Byzanz unter Eirene und Konstantin VI. (780-802). Fr./M.; N. Y., 1996. S. 310), а по версии мон. Саввы — неизвестного вельможу (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 5; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 6). После битвы, несмотря на обещание императора отблагодарить его за подвиг, И. В. оставил военную службу и принял решение посвятить жизнь Богородице, удалившись в мон-рь на Олимпе Вифинском. Совершив паломничество в К-поль и испросив благословение у родителей, И. В. пришел в Агаврский мон-рь, настоятель к-рого отправил его в мон-рь Антидион, где святой провел 2 года, изучая Свящ. Писание.
Последующие годы жизни святого (вплоть до возобновления иконоборчества в 815) описаны в источниках по-разному: согласно сообщениям мон. Петра, 794-815 гг. (за исключением краткого посещения фемы Фракисий в 807) И. В. по благословению игумена Агаврского мон-ря провел вместе с Евстратием и Феофилактом на Агаврской горе, называемой также Трихаликс (см.: Janin. Églises et monastères. P. 188-189). Согласно мон. Савве, И. В. совершил в эти годы множество путешествий (в т. ч. весьма продолжительных, напр. 7 лет провел в Киликии (Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 7)), а летом 807 г. принял монашеский постриг в мон-ре Эристе (см.: Janin. Églises et monastères. P. 148-149; Mango. 1984. P. 403. N 26). К этому периоду относятся и первые предсказания И. В. о судьбах императоров. Так, в 811 г., находясь в мон-ре, он чудесным образом узнал о гибели имп. Никифора I и предрек его сыну и преемнику имп. Ставракию скорую кончину; в 815 г. открыл Вриеннию, сыну Вардана Турка, что его родственник вскоре станет императором. Когда предсказание святого сбылось и на престол взошел Лев V, Вриенний неоднократно пытался узнать у И. В., долго ли продлится это правление, однако тот лишь обличал ересь, к-рая возобновится при имп. Льве.
Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
После возврата к иконоборчеству и низложения патриарха Никифора И. В. покинул Вифинию (по сообщению мон. Петра, за его поимку была назначена награда) и укрылся на горе Алсос в Лидии, где основал храмы во имя вмч. Евстафия Плакиды, Богородицы и апостолов Петра и Павла (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 19-23; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 18-20). И. В. вернулся на Олимп Вифинский незадолго до убийства Льва V, к-рое он также предвидел.
Между нояб. 823 и мартом 824 г. в храме прор. Илии в метохе Агаврского мон-ря, у подножия горы Трихаликс, состоялась встреча правосл. иерархов, в числе к-рых были митр. Халкидонский Иоанн, митр. Никейский Петр, бывш. эконом Великой ц. Иосиф (к-рому И. В. предсказал скорую кончину), прп. Феодор Студит и мн. др. (всего более 100 чел.). По версии мон. Петра, их беседа с И. В. была посвящена вопросу о высшей добродетели (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 36). Согласно гипотезе Т. Прача, приверженцы иконопочитания собрались, чтобы обозначить новую линию поведения в условиях более мягкой (по сравнению с политикой времен имп. Льва V) иконоборческой политики имп. Михаила II. Однако из-за разногласий И. В. с прп. Феодором Студитом, к-рые, во-первых, оба претендовали на ведущую роль в оппозиции, а во-вторых, имели противоположные взгляды на принципы организации монашеской жизни (Pratsch. 1998. S. 281-288), этого сделать не удалось.
Сочинения прп. Феодора Студита подтверждают предположение о том, что приблизительно в это время между ним и И. В. произошел серьезный конфликт: если в письме № 461 от 823 г. прп. Феодор превозносит добродетели И. В., то в письме № 490 от 825 г. речь идет о неких разногласиях с И. В., а в «Малом Оглашении» прп. Феодор упрекает И. В. и «подобных ему» в том, что они не подвергаются иконоборческим преследованиям (Theod. Stud. Сatech. parv. P. 141).
Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА)
Прп. Иоанникий Великий. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В период гонений при имп.-иконоборце Феофиле И. В. твердо придерживался иконопочитания и дерзко возражал высокопоставленным имп. посланникам, пришедшим обратить его в свою веру (Cap. 45). В версии мон. Петра в уста И. В. в качестве иконопочитательского исповедания веры вложены слова, принадлежащие др. защитнику Православия, патриарху Никифору (PG. 100. Col. 581-589). Мон. Петр использовал для своей версии и др. произведения антииконоборческой направленности, в частности Житие Никиты Мидикийского, эпилог к-рого был почти полностью заимствован мон. Петром.
Позже И. В. предсказал восстановление иконопочитания и избрание патриархом свт. Мефодия (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 69; Vita S. Ioannicii auctore Saba. Cap. 46). В Житии Михаила Синкелла содержится подробный рассказ о посольстве от имп. Феодоры, к-рое должно было испросить совет у И. В. относительно кандидатуры нового патриарха. И. В., обнаруженный ими в лавре прор. Илии, затворился в пещерной келлии и молился 6 дней, после чего вынес посох, повелев вручить его Мефодию, к-рый и должен стать новым патриархом (The Life of Michael the Synkellos / Text, transl. and comment.: M. B. Cunningham. Belfast, 1991. P. 102-103).
По сообщению мон. Петра, после Торжества Православия (843) в конфликте Мефодия со студитами И. В. принял сторону патриарха. Преподобный послал патриарху письмо, в котором призывал к стойкости и долготерпению, и пригласил посетить его на Олимпе (Vita S. Ioannicii auctore Petro. Cap. 69). Письмо И. В. как отдельный документ (ркп. БАН. Собр. Белокриницкой митрополии 2. Л. 294 об.) в нач. XII в. было включено в трактат Никиты Ираклийского «О ересиархах»; см.: Darrouzès J. Documents inédits d’ecclésiologie Byzantine. P., 1966. P. 296-298). Вероятно, Мефодий принял это предложение и в 843-845 гг. состоялась встреча, во время к-рой И. В. высказал свои соображения о низложении иконоборческих священников (Афиногенов. Патриаршество св. Мефодия I. 1997. С. 135). Ок. 844 г. И. В. спустился в мон-рь Антидион. Скончался вскоре после встречи с патриархом Мефодием 1 нояб. 846 г., во время к-рой он предсказал скорую смерть предстоятеля. Из Жития Игнатия, составленного Никитой Давидом Пафлагоном, известно, что И. В. также предрек и избрание патриархом свт. Игнатия (PG. 105. Col. 501). В час кончины святого оказавшаяся на горе Алсос братия видела, как над горой поднялся к небу огненный столп; у гроба И. В. в монастыре Антидион произошло множество чудес.
Ист.: BHG, N 935-937; Vita S. Ioannicii auctore Saba Monacho // ActaSS. Nov. T. 2. Col. 332-383 ; Vita S. Ioannicii auctore Petro Monacho // Ibid. Col. 384-435 ; Vita, res gestae et certamina s.p.n. Joannicii abbatis // PG. 116. Col. 36-92 ; PG. 117. Col. 141 ; Theod. Stud. Сatech. parv. P. 141. l. 45-49; idem. Catech. magn. 38. P. 139-142; idem. Epistulae / Rec. G. Fatouros. B.; N. Y., 1991. Bd. 1. S. 424-426, 446-447 ; Bd. 2. S. 657-658, 722-724. (CFHB; 31/1-2) ; SynCP. Col. 191-193; Mateos. Typicon. T. 1. P. 88; AHG. T. 3. P. 111-145; Byzantine Defenders of Images: Eight Saints’ Lives in English Translation / Ed. A.-M. Talbot. Wash. (DC), 1998. P. 243-351 ; MartRom. P. 497. N 9; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 27-28; ЖСв. Нояб. С. 54-75.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 453-455; Pargoire J. Quel jour St. Joannice est-il mort? // EO. 1900/1901. Vol. 4. P. 75-80; Dobschütz E., von. Methodios und die Studiten: Strömungen und Gegenströmungen in der Hagiographie des 9. Jh. // BZ. 1909. Bd. 18. S. 41-105; Vryonis S. St. Ioannicius the Great (754-846) and the «Slavs» of Bithynia // Byz. 1961. Vol. 31. P. 245-248; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 558; Lampsidis O. Das Wunder des heiligen Ioannikios in der Kirche des Evangelisten Johannes in Ephesos // AnBoll. 1982. Vol. 100. P. 429-430; Mango C. A. The Two Lives of St. Ioannikios and the Bulgarians // Okeanos: Essays Presented to I. Ševè enko on his 60th Birthday by his Colleagues and Students / Ed. by C. Mango, O. Pritsak. Camb. (Mass.), 1984. P. 393-404. (HUS; 7); Kazhdan A., Ševčenko N. P. Ioannikios // ODB. Vol. 2. P. 1005-1006; Sullivan D. F. Was Constantine VI «Lassoed» at Markellai? // GRBS. 1994. Vol. 35. P. 287-291; Sauget J.-M. Giovanniccio // BiblSS. Vol. 6. P. 1065-1066; Auber R. Ioannikios // DHGE. T. 25. Col. 1393-1394; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 240; Pratsch Th. Theodoros Studites (759-826) — zwischen Dogma und Pragma: Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch. Fr./M. etc., 1998; PMBZ, N 3389; Каждан А. П. История визант. лит-ры (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 420-432; Луховицкий Л. В. Греческий оригинал «Написания о правой вере» Константина Философа: Cтруктурная организация и полемические задачи // Славяноведение. 2007. № 5. С. 65-73.
Л. В. Луховицкий ИОАННИКИЙ ВЕЛИКИЙ
Преподобный
Память: Русская Православная Церковь. Канонизированный святой.
Дни празднования:
* 04 ноября (17 ноября).
Латинское написание:
Joannikius
Имя в переводе с еврейского: «Победа благодати Божией».
Главные даты в земной жизни святого:
* Время рождения: 752 год. Место рождения: селение Марикати, Вифиния.
+ Время отшествия ко Господу: 846 год, Антидиев монастырь.
(К началу страницы)
ЖИТИЕ
Преподобный Иоанникий Великий родился в Вифинии в 752 году в селении Марикати. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот — единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду.
По приказу императора Льва IV (775 — 780 годы правления) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но, как храбрый воин, был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.
Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако, по совету опытных в монашеском делании старцев, он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого, по внушению Божию, преподобный удалился в пустыню.
Три года пробыл он в глубоком уединении, лишь раз в месяц пастух приносил ему немного хлеба и воды. День и ночь проводил подвижник в молитвах и пении псалмов. После каждого стиха псалмопевца преподобный Иоанникий творил молитву, которую в несколько измененном виде хранит Православная Церковь до сих пор: «Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой». Случайно встретив своих бывших товарищей по военной службе, святой покинул пустыню и удалился в Контурийские горы.
Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию (память 21 февраля по церковному стилю). Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины.
70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества; он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение. Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 года в возрасте 94-х лет.
(К началу страницы)
Паломникам о мощах святого:
После смерти подвижника исцеления не завершились. Мощи святого исцеляли многих людей от беснования, одержимости и болезней. Святые мощи преподобного Акепсима сокрыты Господом до времени Его Пришествия.
(К началу страницы)
Видеофильмы о преподобном Иоанникие Великом:
* Иоанникий Великий, преподобный (YouTube).
* 17 ноября. Преподобный Иоанникий Великий (YouTube).
* 11 17 Преподобный Иоанникий Великий (YouTube).
(К началу страницы)
Тропарь, глас 8:
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй/ и сущия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший явился еси,/ но яко приял еси благодать исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зовем:// радуйся, отче Иоанникие.
Величание:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Акепсиме,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.
Видео-аудио-версия тропаря и кондака преподобному Иоанникию Великому.
(К началу страницы)
Полное житие:
* Димитрий Ростовский: Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого.
(К началу страницы)
Преподобный Иоанни́кий Великий
Преподобный Иоанникий Великий родился в Вифинии в 752 г. в селении Марикати. Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот – единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду.
По приказу императора Льва IV (775–780) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но как храбрый воин был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.
Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако по совету опытных в монашеском делании старцев он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого по внушению Божию преподобный удалился в пустыню.
Три года пробыл он в глубоком уединении, лишь раз в месяц пастух приносил ему немного хлеба и воды. День и ночь проводил подвижник в молитвах и пении псалмов. После каждого стиха псалмопевца преподобный Иоанникий творил молитву, которую в несколько измененном виде хранит Православная Церковь до сих пор: «Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой». Случайно встретив своих бывших товарищей по военной службе, святой покинул пустыню и удалился в Контурийские горы.
Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию (память 21 февраля). Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины.
70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества; он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение. Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 года в возрасте 94-х лет.
См. также: «Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
День памяти Преподобного Иоанникия Великого
Родился святой в Вифинии в 752 г. в селении Марикати.
Родители его были бедны и не могли дать ему даже начального образования. С детства он должен был пасти домашний скот – единственное достояние семьи. Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду.
По приказу императора Льва IV (775 – 780 г.) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но, как храбрый воин, был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение.
Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако, по совету опытных в монашеском делании старцев, он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого, по внушению Божию, преподобный удалился в пустыню.
Три года пробыл он в глубоком уединении, лишь раз в месяц пастух приносил ему немного хлеба и воды. День и ночь проводил подвижник в молитвах и пении псалмов. После каждого стиха псалмопевца преподобный Иоанникий творил молитву, которую в несколько измененном виде хранит Православная Церковь до сих пор: “Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой”. Случайно встретив своих бывших товарищей по военной службе, святой покинул пустыню и удалился в Контурийские горы.
Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию. Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины.
70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества; он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение. Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу в 846 году в возрасте 94-х лет.
Преподобный Иоанникий Великий, моли Бога о нас!
Житие Иоанникия Великого
В пятый год правления Михаила, в конце четырнадцатого года со дня смерти царя Никифора, когда многие славные бояре и воины были заключены болгарами, победившими греков, в узы и темницы, преподобный вспомнил о тех пленниках и почувствовал к ним в своем сердце особенное сострадание, ибо услыхал, что они находятся в крайне бедственном состоянии, сидят в смрадной и мрачной темнице, будучи скованы цепями, и что они даже лучше бы согласились принять смерть, чем оставаться живыми в таких страданиях. Из сострадания к ним Иоанникий оставил пустынное и безмолвное житие свое и пошел в болгарскую землю, чтобы разрешить узы связанных и освободить пленных. Придя в город, в котором греки были заключены в узах, он незаметно подошел к темнице, так что воины, сторожившие двери темницы, не могли видеть его. Он сотворил крестное знамение на дверях, и темница тотчас отворилась. Войдя в нее, преподобный крестным знамением разрешил всех от уз и повелел идти за собой. Все узники вышли из темницы, а присутствовавшие там стражи и не заметили этого. Святой же, освободив греков от уз и темницы, подобно тому как Христос освободил из ада души праведных, в течение всей ночи, как новый Моисей, вел их при сиянии чудесного света и довел их до пределов греческой империи. На пути он учил их не быть, подобно отцам своим, родом строптивым и огорчающим Бога (Иез 3, 9; Иер 7, 18— 19), но уповать на Него и не забывать благодеяний и чудес Его. Когда же он стал прощаться с ними, все они припали к его ногам, умоляя его сказать имя свое, и говорили: «Скажи нам, человек Божий, кто ты?»
Имени своего преподобный не скрыл, но при этом повелел воздавать благодарение одному Богу; затем он снова вернулся в свое тихое уединение.
Однажды преподобный сел на корабль и отплыл к обители святого Феофана, находившейся в Сигриане, чтобы там помолиться. Когда на возвратном пути оттуда он пристал к острову Фасу, то жители того острова, как иноки, так и миряне, услышав о прибытии к ним Иоанникия, пришли к нему и умоляли блаженного, чтобы он изгнал с их острова змей, которые в то время до чрезвычайности расплодились на том острове. Святой, вняв их просьбам, вознес свои усердные молитвы к Богу, — и тотчас все змеи того острова, собравшись вместе, бросились в глубину моря, и с тех пор на том острове никогда не появлялись. Преподобный же удалился оттуда в другое уединенное место. С ним был в это время игумен монастыря, находившегося на острове Фасе, Даниил. Брату Даниила, иноку Евфимию, святой предсказал скорую кончину, сказав: «Готовься, брат Евфимий, ибо вскоре ты совершишь шествие в «горняя».
После этого преподобный вошел в одну небольшую пещеру, намереваясь в ней отдохнуть, и нашел пребывавшего там демона, который был лютее, чем прежние, его мучившие. Несмотря на это, Иоанникий с Даниилом остались в этой пещере на жительство. Демон же, будучи недоволен их пребыванием, являлся им черным, страшным и с яростью нападал на них, желая выгнать их из пещеры, но они, уповая на Господа, безбоязненно оставались там. Наконец, этот древний человекоубийца, бросившись на них, связал Даниилу ноги, а Иоанникию причинил такую боль в боку, что тот в течение семи дней не мог произнести ни слова, сам же бежал из пещеры, так как не мог пребывать в одном месте с угодниками Божиими. После этого преподобный Иоанникий снова возвратился на Трихаликову гору и предсказал скорую смерть одному монаху по имени Исакий, который не радел о своем спасении; кроме того, Иоанникий изгнал молитвой и знамением св. креста из виноградников червей, приносивших большие опустошения.
Однажды пришла к нему для молитвы одна старица, игуменья Клувийской обители со своей дочерью. Он же, взяв жезл, который был в руке матери, вложил его в руку дочери ее. Мать, смутившись, сказала: «Отче, жезл нужен мне, чтобы поддерживать мое слабое тело, по причине моей глубокой старости».
Преподобный же, не говоря ни слова в ответ, своим поступком предсказал будущее; ибо, немного времени спустя, та старица умерла, а дочь ее избрана была вместо нее начальницей. После этого блаженный пошел оттуда с учеником своим Евстратием к другой горе, очень дикой и непроходимой, которая носит название Вороновой. Прожив здесь несколько времени, он вошел на горы обители Антидийской и, выстроив там небольшую келию, жил в общении с Богом. Он сотворил здесь много чудес, исцелял больных, исправил речь косноязычного, сделал яростного и гневливого кротким, обратил еретиков от заблуждения к православию, предвозвестил многим кончину их, ибо был исполнен благодатию жившего в нем Святого Духа.
Этот преподобный достиг такой высоты духовной жизни, что его не все даже удостаивались видеть, и многие, желавшие видеть его, приходя к нему в келию, все-таки не видели его. Когда же они уходили, смиренный отец говорил ученику своему: «Брат Евстратий! это по твоим молитвам я остался невидим для приходивших».
Однажды, когда на той горе созидаем был храм святого Иоанна Крестителя, вид которого был начертан преподобным Иоанникием, издалека пришли некоторые братья — иноки, желая видеть светлое лицо угодника Божия. Прибыв к созидавшемуся храму, они присели там, дожидаясь прихода преподобного отца, которого они желали увидеть. Туда пришел и преподобный Иоанникий, чтобы посмотреть, по данному ли чертежу строится храм; он стоял пред очами пришедших ради его братии, смотря на здание, но они не могли его видеть. Пробыв среди них довольно долгое время, он возвратился в свою келию, не показавшись пришедшим, с нетерпением дожидавшимся его прихода. Один же из иноков, живших близ него, по имени Иоанн, узнав о происшедшем, сказал ему: «Отче! не следовало бы братии, предпринявшую ради тебя такое продолжительное путешествие, отпустить в скорби, не дав им увидеть лица твоего; это прискорбно и смущает мое сердце».
Святой же, похвалив труд и усердие тех братьев, начал молиться за них, а после молитвы, обратившись к Иоанну, сказал: «Брат! мы не имеем своей воли, но Бог делает с нами то, что Ему угодно. Если бы Богу было угодно, чтобы пришедшие братия увидели меня, то они узрели бы меня даже и в том случае, когда бы я скрылся от них, между тем как я, и не скрываясь, долгое время стоял пред их очами, и если они не увидели меня, то, значит, так было угодно Богу».
Другой раз, когда некоторые братия пришли к преподобному и сидели перед его келией, разговаривая между собой, неожиданно показалась большая и страшная медведица, шедшая на них с близлежащего поля. Увидев ее, они чрезвычайно испугались.
Святой же сказал им: «Господь дал нам, Своим рабам, власть попирать льва и змия, которые страшнее всех зверей, а вы боитесь медведицы?»
Он повелел бросить ей кусок хлеба, взяв который, она ушла в пустыню.
Преподобный Иоанникий был настолько духовен и имел такие ясные духовные очи, что мог видеть и небесных духов и души праведных. Так однажды, стоя на молитве, он увидел душу одного архимандрита Петра, которую ангелы несли со славой на небеса, окруженную сиянием необыкновенного света, и рассказал о том ученикам своим для их назидания.
В то время, когда над греками царствовал Феофил иконоборец, были отправлены этим царем два знатных мужа к преподобному Иоанникию, чтобы спросить его, следует ли почитать образ Христов? Когда посланные пришли к святому, он отверз свои богодухновенные уста и, когда начал говорить в силе подаваемой ему свыше мудрости, мужи те устыдились, будучи не в силах что-либо возразить ему. Через него говорил Сам Бог, Который в Евангелии говорит ученикам Своим: «Не заботьтесь наперед, что вам говорить, ибо Я дам вам уста и премудрость». Ясно показывая, что святым иконам следует воздавать подобающую честь, он обратил их на истинный путь, и они, отрекшись от иконоборческой ереси, поклонились образу Христову.
Однажды игумен Авгарского монастыря, Евстратий, вопросил преподобного Иоанникия: «Отче, доколе будут попираемы святые иконы, доколе они не будут возвращены Церкви и будут усиливаться гонители их, а стадо Христово — расхищать дикие звери?»
Преподобный Иоанникий отвечал: «Подожди немного, брат, и ты увидишь действие силы Божией, ибо управление Церковью возьмет в свои руки некто Мефодий. Он при воздействии Божественного Духа, устроит ее, истребит ереси, утвердит православными вероопределениями Церковь, восстановит спокойствие и единомыслие, а противников его смирит десница Вышнего».
Это пророчество Иоанникия вскоре исполнилось, ибо несколько времени спустя царь Феофил, иконоборец, умер, а на престол вступил сын его Михаил, за малолетством которого управление империей взяла в свои руки мать его, Феодора; Мефодий же был поставлен патриархом. Этот последний восстановил иконопочитание, утвердил православие, утишил все церковные споры и волнения и прекратил смятение. Когда же через некоторое время диавол снова воздвиг людей, смущавших и раздиравших Христову Церковь, то преподобный Иоанникий выступил на помощь блаженному Мефодию, поборовшему еретиков силой Слова Божия. То сам лично, то своими посланиями Иоанникий защищал православие и снова возвращал к Церкви тех, которые отпадали от нее; епископа же Мефодия, много раз совсем изнемогавшего в борьбе с еретиками, преподобный подкреплял и утверждал своими посланиями. Однажды, когда во время чтения послания Иоанникия на соборе еретики стали всячески насмехаться над блаженным и хулить его, преподобный, узнав о том Духом Божиим, внезапно явился на собор и начал так говорить о Боге и о Божественном, что все удивлялись его премудрости и разуму. И слова его боговдохновенных уст не остались без действия; ибо как некогда на Иерусалимском собрании во время речи апостола Петра, так и здесь, слушавшие преподобного Иоанникия умилялись сердцем, с любовью принимали слова его и обращались к правой вере. Так заботился преподобный о мире Церкви и спасении душ человеческих, и вскоре, его заботами и молитвами, ересь была подавлена и мир возвращен был Церкви; диавол же, смущавший Церковь, бежал со стыдом, ибо боялся Иоанникия и от молитв его исчезал, как воск от огня.
Однажды в обители преподобного совершалось освящение молитвенного храма, который был построен преподобным. Когда все братия собрались, а святого еще не было, внезапно явился целый полк бесов, сходивших с холма, как бы настоящие люди. Все чрезвычайно испугались, не зная, что делать, а святой, хотя его и не было с ними, духом видел происходившее и, тотчас обратившись к молитве и воздев руки горе, стал возносить свои прошения к Богу, которые, как стрелы, поразили полк бесовский и обратили их в бегство. Братия же, видя как бесы убегали, как бы гонимые ударами и израненные, перестали бояться и с радостью продолжали совершать свой праздник.
В то время измаильтяневоевали с греками и, поразив греческие войска, многих взяли в плен и держали в узах. Один из знатных греков, родственник которого, юноша, был также взят в плен, умолял преподобного Иоанникия спасти от плена этого его родственника, как он избавил некогда греков, находившихся в плену у болгар. Преподобный же, будучи милосерд, пошел в землю измаильтян и, дойдя до темницы, вывел на свободу не только того юношу, но и остальных греков, находившихся с ним в узах, тогда как стража ничего не видала, ибо пред преподобным двери отворялись сами собою и оковы снимались сами. Когда же они были на пути в греческую землю, на них во множестве напали лютые псы, которых святой поразил слепотой, так что пленники прошли среди них без вреда для себя.
На той горе, где постился преподобный, невдалеке жил один инок по имени Епифаний, известный своим подвижничеством. Диавол возбудил в нем чувство зависти к Иоанникию, и он стал враждовать против блаженного, завидуя той славе, какой прославлял Иоанникия Бог, сказавший: «прославлю прославляющих Меня» (1 Цар 2,30). Из зависти Епифаний замыслил погубить неповинного и чистого сердцем Иоанникия, для чего поджег хворост, бывший в изобилии на той горе, где спасался преподобный, чтобы Иоанникий в том пожаре сгорел вместе со своей келией. Но Бог, спасший от огня отроков в Вавилоне (Дан 3), сохранил невредимым и угодника Своего, блаженного Иоанникия. Блаженный же, видя злобу врага своего, не разгневался на него и даже не огорчился, но, желая добром победить зло и незлобием разрушить вражду, пришел со смирением к Епифанию, спросил его о причине гнева и умолял о прощении. Когда же тот, в ярости, ударил палкой с острым железным наконечником святого в живот, чтобы проколоть его, то Господь, «не оставит жезла нечестивых над жребием праведных» (Пс 124,3), сохранил святого невредимым от удара. Это и было тем искушением блаженному, о котором предсказали ему два прежде упомянутые пустынника, давшие ему левитонар и сказавшие при том:
— К концу твоей жизни тебе будет причинено искушение от завистливых людей, но горькие последствия этого искушения падуг на главу врага, ты же не потерпишь никакого зла.
Достигнув глубокой старости, преподобный отец наш Иоанникий, уже изнемогший телом от многих трудов и подвигов, пришел в Антидиеву обитель и, построив там небольшую келию, затворился в ней; если же и случалось ему когда выходить из келии, то, проходя обыкновенного дорогою, он оставался невидимым для тех, кого не желал встретить.
В пятый год царствования Михаила причтенный впоследствии к лику святых патриарх Мефодий, провидя приближение отшествия Иоанникия к Господу, пришел к нему со своим клиром, испрашивая у него последнего благословения и молитвы. Преподобный же Иоанникий, довольно долго побеседовав со святым Мефодием и дав пришедшим с ним наставление о православной вере, предсказал Мефодию, что и тот, по его кончине, вскоре перейдет от временной жизни к вечной. Потом, сотворив молитву и поцеловав друг друга последним целованием, они расстались, и патриарх воротился домой, а преподобный отец остался в своей келие, молитвою приготовляясь к кончине. На третий день по уходе патриарха преподобный и богоносный отец наш Иоанникий отошел к Господу, в четвертый день ноября, прожив от рождения девяносто четыре года. На восьмом же месяце, по преставлении его, почил о Господе и святейший патриарх Мефодий, в четырнадцатый день июня. И так сбылось пророчество преподобного Иоанникия, которое он изрек патриарху, что и тот вскоре вслед за ним перейдет из временной жизни в вечную. Когда же преподобный отец наш Иоанникий умирал, иноки, жившие в то время на горе Олимпе, видели огненный столп, восходивший от земли к небу, перед которым шли ангелы, отверзая пред ним райские двери и возводя к горнему блаженству. Из этого иноки и узнали, что преподобный Иоанникий, окончив подвиги жизни своей, переходит к небесному покою.